Упражнения для развития гибкости детей дошкольного возраста

Для дошкольников

  • Главная
  • Школа
  • Развитие гибкости у детей дошкольного возраста

Средства и методы развития гибкости у детеи? дошкольного возраста

Средства и методы развития гибкости у детей дошкольного возраста.

Все упражнения на гибкость можно разделить на две категории:

Динамические (Баллистические) — (подпрыгивающие, ритмические движения нередко используется термин динамические, быстрые, изотопические, кинетические.

Статические– упражнения предусматривающие удержание (фиксацию) определенного положения. (Майкл Дж. Алтер 2001)

Курамшин Ю. Ф (2003) предлогает разделить все упражнения в зависимости от режима работы мышц на три группы: также на статические , динамические и еще комбинированные.

Эффект комбинированных упражнений в растягивании обеспечивается как внутренними. Так и внешними силами. При их выполнении возможны варианты чередования активных и пассивных движений.

К примеру, стоя у опоры, медленное поднимание ноги вперед с помощью партнера и активная задержка ее в крайней верхней точке в течении 3-4 с. С последующим махом назад. Стоя у опоры, махи ногой вперед-назад с последующим удержанием ноги в положении вперед- вверх на около предельной высоте (Б. А. Ашмарин, Л. К. Завьялова, 1999) .

Основным методом развития гибкости является повторный метод, который предполагает выполнение упражнений на растягивание сериями, по нескольку повторений в каждой, интервалами активного отдыха между сериями, достаточными для восстановления работоспособности.

В зависимости от решаемых задач. Режима растягивания, возрасти, пола, физической подготовленности, строения суставов дозировка нагрузки при его применении может быть достаточно разнообразной. Этот метод имеет различные варианты: метод повторного динамического упражнения и метод повторного статического упражнения.( Н. В Казакевич 2006) .

Одним из противоречивых вопросов спортивной науки является вопрос касающийся относительной эффективности упражнений на растягивание динамического (баллистического) и статического характера с точки зрения развития гибкости.

Доводы в пользу динамического (баллистического) метода, обусловлены следующими качествами: развитием динамической гибкости, эффективностью чувством товарищества и интересом ( баллистические упражнения являются менее однообразными и скучными) .

Исследования проведенные Вайновичем и Доусоном (1994) подтвердило, что баллистическое растягивание осуществляемое после статического является более эффективным, чем только статическое растягивание.

Доводы против динамического (баллистического) метода, обусловлены следующими качествами: неадекватной адаптацией тканей, болезненными ощущениями, инициацией рефлекса растягивания.

Исследования показало, что эффект растягивания происходит за счет применения мышечной силы и более длительного растягивания.

Ключевыми факторами статического растягивания являются: максимальный контроль, полное ( незначительное) отсутствие движений.

Метод статического растягивания является научно обусловленным и достаточно эффективным для увеличения амплитуды движения. Аргументы в пользу статического растягивания: выполнение упражнений связано с меньшими энерготратами, вызывает менее выраженными болезненными ощущениями в области мышц, обеспечивает более качественное облегчение после мышечного дистресса.

Как отмечает автор Майкл Дж. Алтер (2001) : большинство видов физической деятельности и движений является по своей природе баллистическими, поэтому статический метод нельзя считать оптимальным с точки зрения обеспечения специфичности тренировки.

Проанализировав недостатки статического метода можно сделать вывод, что его эффективность по мнению многих авторов обусловлена:

содействует проведению разминки.

позволяет смягчить степень болезненных ощущений в мышцах.

повышает уровень физической деятельности.

Положительное влияние программы развития гибкости.

1. Снятие стресса и напряжения( снижает остроту чувственного восприятия окружающей действительности) .

2. Мышечная релаксация.

3. Самодисциплина (профилактика гипокинезии, повышение общей двигательной активности) .

4. Физическая подготовленность, осанка и симметрия (улучшает внешний вид и условия работы внутренних органов) .

5. Снятие боли в нижней части спины (так как улучшается подвижность позвоночного столба) .

6. Избавление от мышечных судорог (профилактика преждевременного «стирания» суставов и декальцинезации костей.

7. снижение болевых ощущений в мышцах. (особенно положительный эффект наблюдается после пассивного стретчинга.

8. Профилактика травм

9. Возникновение чувства удовольствия (упражнения освежают организм, расслабляют и восстанавливают энергию) .

К принципами, растягивания можно отнести, как считает Майкл Дж. Алтер (2001) следующие:

1. Безопасность (знание способов контролирования возможного риска)

2. Медицинское обследование ( выявить противопоказания для отдельных видов упражнений на растягивание)

3. Программа на растягивание должна иметь конкретную цель.

4. Индивидуализированная программа (чтобы удовлетворить индивидуальные потребности) .

5. Ведение учета (каждая программа хорошо планируется, требует учета) .

6 Сравнение ( не пытаться сравнивать себя с другими) .

7. Ожидание постепенного улучшения.

8 Одежда и расположение (свободная одежда, снизить мышечное напряжение и процесс сделать приятным) .

10. Разминка перед занятием и после.

11. Использование принципа специфической адаптации к прилагаемым требованиям.

12. Использование принципа перерастяжения: продолжительность растягивания, частота и интенсивность

Для осуществления методически грамотного растягивания специалисту необходимо знать определенную базу знаний, а также принципов растягивания, методов растягивания, структуру суставов, его функции, степень ограниченности движения.

Ограничение подвижности ( гибкости) суставов.

Диапазон действия сустава ограничены 5 факторами:

1 Отсутствием эластичности соединительных тканей в мышцах или суставах.

2 Мышечным напряжением.

3 Отсутствием координации и силы в случае активного действия.

4 Ограничением костных и суставных структур.

Чтобы увеличить амплитуду действия сустава, методы растягивания должны обеспечить хотя бы одно из следующих условий:

1 Увеличивать растяжимость соединительных тканей в мышцах или суставах.

2 Снизить мышечное напряжение, чтобы обеспечить расслабление.

3 Увеличить координацию сегментов тела и силу агонистической мышечной группы ( противоположных мышц) .

Существует ряд методических указаний, которого следует придерживаться при работе с детьми дошкольного возраста.

1 Перед каким-либо упражнением на гибкость следует проделать движения, согревающие мышцы и связки.

2 В процессе упражнения полезно выполнять пружинящие движения. Например, неоднократно повторяющиеся наклоны впередиз исходного положения стоя, сидя.

3. Постепенно увеличивать амплитуду, используя внешнюю опору или увеличивая воздействие на ту или иную часть тела. Например, при наклонах вперед из исходного положения сидя, держась за ступни ног, как можно больше приближая голову к ногам, а ноги не сгибать в коленях.

4. Постепенно увеличивать амплитуду, используя инерциюдвижения, например махи ногами вперед.

5. Чередовать напряжение мышц с их расслаблением.

Средства и методы развития гибкости у детей дошкольного возраста.

Все упражнения на гибкость можно разделить на две категории:

Динамические (Баллистические) — (подпрыгивающие, ритмические движения нередко используется термин динамические, быстрые, изотопические, кинетические.

Статические – упражнения предусматривающие удержание (фиксацию) определенного положения. (Майкл Дж. Алтер 2001)

Курамшин Ю. Ф (2003) предлогает разделить все упражнения в зависимости от режима работы мышц на три группы: также на статические , динамические и еще комбинированные.

Эффект комбинированных упражнений в растягивании обеспечивается как внутренними. Так и внешними силами. При их выполнении возможны варианты чередования активных и пассивных движений.

К примеру, стоя у опоры, медленное поднимание ноги вперед с помощью партнера и активная задержка ее в крайней верхней точке в течении 3-4 с. С последующим махом назад. Стоя у опоры, махи ногой вперед-назад с последующим удержанием ноги в положении вперед- вверх на около предельной высоте (Б. А. Ашмарин, Л. К. Завьялова, 1999) .

Основным методом развития гибкости является повторный метод, который предполагает выполнение упражнений на растягивание сериями, по нескольку повторений в каждой, интервалами активного отдыха между сериями, достаточными для восстановления работоспособности.

В зависимости от решаемых задач. Режима растягивания, возрасти, пола, физической подготовленности, строения суставов дозировка нагрузки при его применении может быть достаточно разнообразной. Этот метод имеет различные варианты: метод повторного динамического упражнения и метод повторного статического упражнения.( Н. В Казакевич 2006) .

Одним из противоречивых вопросов спортивной науки является вопрос касающийся относительной эффективности упражнений на растягивание динамического (баллистического) и статического характера с точки зрения развития гибкости.

Доводы в пользу динамического (баллистического) метода, обусловлены следующими качествами: развитием динамической гибкости, эффективностью чувством товарищества и интересом ( баллистические упражнения являются менее однообразными и скучными) .

Исследования проведенные Вайновичем и Доусоном (1994) подтвердило, что баллистическое растягивание осуществляемое после статического является более эффективным, чем только статическое растягивание.

Доводы против динамического (баллистического) метода, обусловлены следующими качествами: неадекватной адаптацией тканей, болезненными ощущениями, инициацией рефлекса растягивания.

Исследования показало, что эффект растягивания происходит за счет применения мышечной силы и более длительного растягивания.

Ключевыми факторами статического растягивания являются: максимальный контроль, полное ( незначительное) отсутствие движений.

Метод статического растягивания является научно обусловленным и достаточно эффективным для увеличения амплитуды движения. Аргументы в пользу статического растягивания: выполнение упражнений связано с меньшими энерготратами, вызывает менее выраженными болезненными ощущениями в области мышц, обеспечивает более качественное облегчение после мышечного дистресса.

Как отмечает автор Майкл Дж. Алтер (2001) : большинство видов физической деятельности и движений является по своей природе баллистическими, поэтому статический метод нельзя считать оптимальным с точки зрения обеспечения специфичности тренировки.

Проанализировав недостатки статического метода можно сделать вывод, что его эффективность по мнению многих авторов обусловлена:

  1. содействует проведению разминки.
  2. позволяет смягчить степень болезненных ощущений в мышцах.
  3. повышает уровень физической деятельности.

Положительное влияние программы развития гибкости.

1. Снятие стресса и напряжения( снижает остроту чувственного восприятия окружающей действительности) .

2. Мышечная релаксация.

3. Самодисциплина (профилактика гипокинезии, повышение общей двигательной активности) .

4. Физическая подготовленность, осанка и симметрия (улучшает внешний вид и условия работы внутренних органов) .

5. Снятие боли в нижней части спины (так как улучшается подвижность позвоночного столба) .

6. Избавление от мышечных судорог (профилактика преждевременного «стирания» суставов и декальцинезации костей.

7. снижение болевых ощущений в мышцах. (особенно положительный эффект наблюдается после пассивного стретчинга.

8. Профилактика травм

9. Возникновение чувства удовольствия (упражнения освежают организм, расслабляют и восстанавливают энергию) .

Смотрите так же:  Становление детской практической психологии

К принципами, растягивания можно отнести, как считает Майкл Дж. Алтер (2001) следующие:

1. Безопасность (знание способов контролирования возможного риска)

2. Медицинское обследование ( выявить противопоказания для отдельных видов упражнений на растягивание)

3. Программа на растягивание должна иметь конкретную цель.

4. Индивидуализированная программа (чтобы удовлетворить индивидуальные потребности) .

5. Ведение учета (каждая программа хорошо планируется, требует учета) .

6 Сравнение ( не пытаться сравнивать себя с другими) .

7. Ожидание постепенного улучшения.

8 Одежда и расположение (свободная одежда, снизить мышечное напряжение и процесс сделать приятным) .

10. Разминка перед занятием и после.

11. Использование принципа специфической адаптации к прилагаемым требованиям.

12. Использование принципа перерастяжения: продолжительность растягивания, частота и интенсивность

Для осуществления методически грамотного растягивания специалисту необходимо знать определенную базу знаний, а также принципов растягивания, методов растягивания, структуру суставов, его функции, степень ограниченности движения.

Ограничение подвижности ( гибкости) суставов.

Диапазон действия сустава ограничены 5 факторами:

1 Отсутствием эластичности соединительных тканей в мышцах или суставах.

2 Мышечным напряжением.

3 Отсутствием координации и силы в случае активного действия.

4 Ограничением костных и суставных структур.

Чтобы увеличить амплитуду действия сустава, методы растягивания должны обеспечить хотя бы одно из следующих условий:

1 Увеличивать растяжимость соединительных тканей в мышцах или суставах.

2 Снизить мышечное напряжение, чтобы обеспечить расслабление.

3 Увеличить координацию сегментов тела и силу агонистической мышечной группы ( противоположных мышц) .

Существует ряд методических указаний, которого следует придерживаться при работе с детьми дошкольного возраста.

1 Перед каким-либо упражнением на гибкость следует проделать движения, согревающие мышцы и связки.

2 В процессе упражнения полезно выполнять пружинящие движения. Например, неоднократно повторяющиеся наклоны впередиз исходного положения стоя, сидя.

3. Постепенно увеличивать амплитуду, используя внешнюю опору или увеличивая воздействие на ту или иную часть тела. Например, при наклонах вперед из исходного положения сидя, держась за ступни ног, как можно больше приближая голову к ногам, а ноги не сгибать в коленях.

4. Постепенно увеличивать амплитуду, используя инерциюдвижения, например махи ногами вперед.

5. Чередовать напряжение мышц с их расслаблением.

НАРОДНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТАБЛИЦ

Одним из наиболее доступных и педагогически эффективных средств формирования у детей творческих речевых умений называется – народная сказка. Я полагаю, что развитие словесного творчества детей на матер.

Обобщение опыта работы по теме:«Развитие мелкой моторики, как средство коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.

«Развитие мелкой моторикикак средство коррекцииобщего недоразвития речи у детейдошкольного возраста.

Развитие гибкости у детей

Многие родители считают, что не стоит развивать у ребенка гибкость, ведь она и так хорошо развита у него от природы. Но не стоит забывать, что в отличие от других двигательных способностей гибкость имеет свойства утрачиваться со временем. А ведь это очень важное свойство костной ткани помогающее иметь в дальнейшем здоровый позвоночник.

Поэтому родителям следует развивать гибкость у малыша. Специальные упражнения помогут вам в этом. Гибкость и пластика суставов предотвратит развития сколиоза у ребенка, ведь профилактика этого заболевания совсем не сложна, в отличии от лечения сколиоза, подробнее об этом можно почитать здесь http://www.spinam.ru/lechenieskolioza/

Упражнения для развития гибкости у детей

Для этого упражнения вам потребуется игрушка. Ребенок встает к ней спиной, при этом его ноги находятся на ширине плеч, и плавно наклоняясь вниз, берет игрушку в руки. Далее поднимает игрушку вверх, прогибается назад в спине и отдает игрушку в руки маме.

А она в снова ставит ее на пол за спину ребенка.

Кроха становится правым боком к дивану, стулу или креслу, при этом отводит правую ногу в сторону и кладет ее на поверхность дивана. Затем выполняет несколько пружинистых наклонов вниз, стараясь дотянуться пальцами до пола. Потом поворачивается левым боком и выполняет аналогичное действие только для другой ноги.

Исходное положение ребенка – ноги вместе, расставленные руки в стороны. Малыш сначала выполняет маленькие круги, вращая кистями рук, затем большие круги, выполняя круги руками синхронно и по очереди.

Для начала кроха садиться на коврик, вытянув ноги вперед. Затем берет руками одну ногу и кладет ее на бедро, затем и вторую. Таким образом принимая позу лотоса.

Руками упирается в пол, расставляет плечи и находится в таком положении несколько секунд.

Ребенок ложиться на спину, сгибая ноги в коленях. Руки заводит за плечи и при помощи взрослого старается встать на мостик, после чего медленно опускается на пол и повторяет упражнение 6 раз.

Малыш встает прямо, ноги на ширине плеч, плавно нагибается , опуская корпус тела, руки расслабленно висят. Затем малыш выпрямляется и прогибается немного назад в спине.

Для упражнения вам потребуется гимнастическая палка. Ребенок садится на пол, кладет гимнастическую палку на бедра и прокатывает ее до носков, далее заводит под ноги и катит уже в обратном направлении. Достает палку из-под ног и возвращает ее в исходное положение.

Такие упражнения для развития пластики и гибкости будут полезны не только ребенку, но и остальным членам семьи. Главным условием при выполнении данного комплекса упражнений является отсутствие спешки и регулярность. Поэтому делайте их в медленном, размеренном темпе несколько раз в неделю.

Категория:Детское здоровье | Добавил:planetaD (13.11.2014) Другие материалы по теме:

Предварительный просмотр:

Развитие гибкости и игровой стретчинг на физкультурных и музыкально-ритмических занятиях в детском саду.

Гибкость – это способность организма выполнять движения с максимальной амплитудой. Различают два вида гибкости: активную и пассивную.

Активная гибкость проявляется в результате собственных мышечных усилий, это то качество, которое определяет, например высоту подъёма ноги при махе, или способность встать в « мостик». Пассивная гибкость- это гибкость которая может быть проявлена при проявлении внешнего усилия, это некоторый резерв , который трудно реализовать самому, но от которого зависит будете ли вы хромать, если ноги неожиданно разъедутся на льду.

Гибкость зависит от эластичности мышц и связок, подвижности суставов, а также ряда внешних причин: от температуры внешней среды, от степени утомления организма, от времени суток.( во второй половине дня занятия на развитие гибкости эффективней) .

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ

Чтобы достичь хороших результатов в развитии гибкости у дошкольников не обходимо соблюдать следующие принципы.

1. СУММИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТА.

Растяжка- результат суммирования многих регулярных попыток. Применение данного принципа предостерегает от стремления получить результат мгновенно.

2. Принцип непрерывно- ступенчатого развития.

Занятия по развитию гибкости должны быть обязательно регулярными , так как гибкость относится к числу быстро утрачиваемых, при отсутствии специального тренинга качеств.

3. ПРИНЦИП ПОВТОРНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ

Упражнения следует выполнять сериями, по несколько повторений.

4. ПРНЦИП РАЗОГРЕВА

Упражнения, используемые для разогрева, должны задействовать большие мышечные группы и поднимать общий тонус организма.

5 ПРИНЦИП ПСИХИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ.

Ключ к подвижности- расслабление. Упражнения выполняются медленно и осторожно с удержанием растянутого положения. Настроиться на расслабление помогают образы и картинки, а также представление тепла.

Занятия на развитие гибкости в детском саду рекомендуется проводить в игровой форме – игровой стретчиг Это комплекс статических растя жек.

Игровой стретчинг можно отнести к длительным творческим играм. В продолжительной игре можно частично менять, усложнять содержание.

Как и любое занятие гимнастикой, стретчинг основывается на чередовании напряжения и расслабления мышц, таким образом, чтобы нагрузка на всё тело ребёнка была равномерной. За одно занятие должно быть выполнено от 10 до 14 упражнений.

Этими упражнениями можно начинать заниматься уже с ребенком от трех-четырех лет. Каждое упражнение повторяется 4-6 раз (в зависимости от возраста) . Подбирается инструментальная музыка с ярко выраженным ритмом. Начинаю рассказывать сказку, одновременно разыгрывая ее.

Игра состоит из нескольких фрагментов, в которое вплетены упражнения на статическую растяжку мышц, прыжки, стимуляцию точек на стопе, расслабление для восстановления дыхания, и длится 20 минут со старшими, а с малышами, столько, сколько он сам захочет.

После занятий игровым стретчингом у детей улучшается настроение, взаимопонимание. Разучив упражнения, дети самостоятельно разыгрывают сказку и придумывают свои сказки с движениями, тем самым развивая свои творческие способности.

Игровой парашют для детей дошкольного возраста

Игры с игровым парашютом.

Материал по логопедии на тему: Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста

Опубликовано 12.05.2015 — 19:26 — Могутова Ирина Константиновна

Один из принципов развивающего обучения — принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.

Обязательным условием создания развивающей среды на занятии является этап рефлексии. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Рефлексия может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с занятия с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

Методика физического воспитания и развития детей дошкольного возраста часть 1 — Развитие гибкости

Методика физического воспитания и развития детей дошкольного возраста часть 1 — Развитие гибкости

Cмотрите так же. Page 15 of 45

РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ

Гибкость (подвижность в суставах) . Это способность выполнять движения с необходимой амплитудой, обусловленная морфофункциональными свойствами опорно-двигательного аппарата и сте­пенью подвижности его звеньев.

Гибкость определяется эластичностью мышц и связок, детерминирующих амплитуду движений. Наряду с основными физическими качествами гибкость представляет собой одну из главных предпосылок движений. Внешне она проявляется в величине амплитуды (размаха) сгибаний—разгибаний и других движений. Соответственно ее показатели определяются по предельной амплитуде движений, оцениваемой в угловых градусах или линейных величинах (сантиметрах) .

Смотрите так же:  Дети с задержкой психического развития контрольная работа

Гибкость важное психофизическое качество, которое наряду с быстротой, силой, выносливостью, ловкостью определяется морфофункциональными биологическими особенностями человека.

Гибкость наделяет человека важным умением совершенного владения своим телом, умением чувствовать его, быть в постоянном контакте с ним, знать его возможности и использовать их, управлять им.

Гибкость дает легкость, свободу действий, раскрепощенность, непринужденность движений, умение как концентрировать силы своего тела, так и расслаблять его.

Гибкий человек красив с эстетической точки зрения.

Гибкость придает грациозность, изящность, пластичность, выразительность движениям.

Во многих видах деятельности гибкость выступает залогом успеха. Она позволяет быстрее и лучше овладеть рациональной техникой выполнения движений, экономнее использовать силу, быстроту и другие физические качества и на этой основе достичь наилучших практических результатов.

Особое значение гибкость приобретает при занятиях физкультурой. Прыгает ли ребенок, лазает, катается на лыжах, велосипеде, гибкость облегчает его усилия, бережет его мышцы от чрезмерного напряжения, растяжки и других повреждений.

Гибкость определяется анатомическими возможностями человека: формой суставов и степенью соответствия сочленяющихся поверхностей друг другу. Ограничителем реального размаха движений являются суставные сумки-связки.

Под влиянием систематического растягивания улучшается их эластичность. Это приводит к увеличению подвижности в суставе, улучшению показателей гибкости. Самым важным фактором, определяющим амплитуду движения при выполнении двигательного действия, являются мышцы, окружающие сустав, их способность удлиняться и сокращаться.

Чтобы быть гибким и иметь хорошую подвижность во всех суставах, необходимо использовать широкий спектр упражнений. Развиваясь, сама гибкость создает благоприятные условия для совершенствования определенных психофизических качеств. Так, например, доказано, что упражнения, преимущественно направляемые на развитие гибкости, вместе с тем развивают силу и выносливость

Различают активную и пассивную гибкость.

Активная гибкость проявляется в движениях за счет собственной активности соответствующих мышц.

Пассивная гибкость это способность выполнять движения за счет приложен­ных к движущейся части тела внешних сил (усилий партнера, внешнего отягощения и т.д.) .

В пассивных упражнениях на гибкость достигается большая, чем в активных упражнениях, амплитуда движений. Разница между показателями активной и пассивной гибкости называется «резервной растяжимостью», или «запасом гибкости».

Различают также общую и специальную гибкость.

Общая гибкость характеризуется подвижностью во всех суставах тела и позволяет выполнять разнообразные движения с большой амплитудой.

Специальная гибкость — это предельная подвижность в отдельных суставах, определяющая эффективность спортивной или профессионально-прикладной деятельности.

По способу проявления гибкость подразделяют на динамическую (в движениях) и статическую (в позах) .

В одной из них основными растягивающими силами служат на­пряжения мышц, в других — внешние силы. В связи с этим каждая группа упражнений может включать в себя активные и пассивные движения.

Наиболее успешно гибкость формируется в физических упражнениях. К каждому упражнению необходимо относиться сознательно, помня, что, упражняя тело, мы влияем на мозг. Физические упражнения учат ребенка ощущать мышцы рук, ног, шеи, туловища, чувствовать ответственность за красоту движений и свое здоровье.

Развивают гибкость с помощью упражнений на растягивание мышц и связок.

Все упражнения в растягивании, в зависимости от режима ра­боты мышц, можно подразделить на три группы:

Динамические активные упражнениявклю­чают в себя разнообразные наклоны туловища, пружинистые, ма­ховые, рывковые, прыжковые движения. В числе динамических пассивныхможно назвать упражнения с «самозахватом», с помощью воздействий партнера, с преодолени­ем внешних сопротивлений, использованием дополнительной опоры или массы собственного тела (барьерный сед, шпагат и др.) .

Статические активные упражненияпредполагают удержание определенного положения тела с растягиванием мышц, близким к максимальному за счет сокращения мышц, окружающих суста­вы и осуществляющих движения. В этом случае в растянутом со­стоянии мышцы находятся до 5 — 10 с.

Статические пассивные упражнениявключают в себя удержа­ние положения тела или отдельных его частей с помощью внеш­них сил.

Статические пассивные упражнения менее эффективны, чем динамические. Показатели гибкости после статических активных упражнений сохраняются дольше, чем после пассивных.

Развитие гибкости тесно связано с развитием мышечной силы. Но гипертрофия мышц и некоторые другие морфофункциональные сдвиги в опорно-двигательном аппарате, вызываемые массированным применением силовых упражнений, могут приводить к ограничению размаха движений. С другой стороны, форсированное развитие гибкости у детей без соразмерного укрепления мышечно-связочного аппарата может вызвать разболтанность в суставах, перерастяжение, нарушение осанки.

Отсюда вытекает необходимость оптимального сочетания в процессе физического воспитания упражнений, направленных на развитие гибкости, с силовыми и другими упражнениями, обеспечивающими гармоническое развитие физических качеств:

Во-первых, следует обеспечить развитие гибкости в той мере, в какой это необходимо для выполнения движений с полной амплитудой, без ущерба для нормального состояния и функционирования опорно-двигательного аппарата.

Во-вторых, нужно предотвращать, насколько это возможно, утрату достигнутого оптимального состояния гибкости, минимизировать ее возрастной регресс.

Реализуя эти задачи, недопустимо, особенно у детей дошкольного возраста, вызывать чрезмерное развитие гибкости, приводящее к перерастяжению мышечных волокон и связок, а иногда и к необратимым деформациям суставных структур, что бывает при слишком интенсивном воздействии упражнений, направленных на развитие гибкости.

Методическими приемами, рекомендуемыми для развития гибкости, являются следующие:

— упражнения на растягивание необходимо выполнять ежедневно;

— чередовать упражнения на силу и гибкость, не допуская преобладания одного вида упражнения над другим.

Степень развития гибкости считается достаточной, если она позволяет успешно выполнять некоторый комплекс тестовых упражнений, отличающихся максимальным размахом при нормальной подвижности в суставах (особенно в плечевых, позвоночного столба и тазобедренных) .

Изменение показателей гибкости в различных звеньях тела не происходит синхронно, а связано с развитием тех мышечных групп, которые обеспечивают движения. Наибольший прирост показателей гибкости наблюдается у 6-летних детей.

Другие статьи по теме:

Физическое воспитание детей дошкольного возраста — Страница 24 Физическое воспитание детей дошкольного возраста: понятие, задачи, виды работ, методы, условия и средства. А) ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОС.

Проект «Игровой стретчинг в детском саду» Паспорт проекта Образовательное учреждение Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Катюша» Назв.

Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста

Роль подвижных игр для развития физических качеств детей дошкольного возраста Цель проекта: исследовать влияние подвижных игр на формирование основных движений у детей младшего дошкольного возрас.

Физическое развитие детей младшего дошкольного возраста в разнообразных видах детской деятельности | Социальная сеть Pandia.ru Сетевой бизнес, одобрено вице-министром по туризму Северного побереж.

JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL Равновесие Упражнения в равновесии способствуют развитию координации движений, ловкости, воспитанию смелости, решительности, уверенности в своих силах. Вначале они разучива.

Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста

«Физическое воспитание в детском саду» СОДЕРЖАНИЕ Основы образования и воспитания дошкольников в области физической культуры. 1.1 Место физического воспитания детей дошкольного возраста в общей с.

Дыхательные упражнения для детей дошкольного возраста

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста. Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста. Упражнения на дыхание н.

Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста Правильная осанка – это нормальная поза при стоянии и сидении: плечи развернуты и находятся на одном уровне, лопатки не выступают, расп.

Анатомо-физиологические особенности развития детей старшего возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №15 «Солнышко» Анатомо-физи.

Методическая работа воспитателя детей дошкольного возраста

Скажите правильный ответ –Какой горит при этом свет? Воспитатель: Ребята, мы прибыли на станцию «Знаковая». Дорожные знаки — лучшие друзья пешеходов и водителей. Они рассказывают о том, что можно.

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста

Игры и упражнения для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста Стопа — опора, фундамент тела. Нарушение фундамента отражается на формировании подрастающего организма. Плоскостопие -.

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста. Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста. Упражнения на дыхание н.

Психофизическое развитие детей дошкольного возраста

Педсовет «Психофизическое развитие детей посредством подвижных игр». Часть 1 Часть 2 Часть з ПЕДСОВЕТ «Психофизическое развитие детей посредством подвижных игр» (часть 1). Литература: 1. Осокина.

«Двигательный режим как средство повышения двигательной активности детей младшего дошкольного возраста» Содержание Введение I. Глава. Проблема развития двигательной активности детей младшего дошк.

Основные упражнения для развития гибкости у детей 5-6лет

— на носках, пятках, внешней и внутренней сторонах стоп (руки к плечам, за голову и др.).

— с пятки на носок перекатом;

— с носка на пятку;

— в полуприседе, руки на поясе;

2. Повороты туловища на месте.

3. Наклоны туловища в разные стороны, ноги вместе не сгибать.

,4. Сидя на полу стараться достать пальцами ног пола, затем нос­ки на себя. Ноги должны быть вместе, подколенки касаться пола.

5. Сидя на полу: ноги вместе, подколенки касаются пола, руки — упор сзади, носки оттянуты. Поднять, не сгибая, попеременно пра­вую и левую ноги.

6. Из этого положения ноги развести как можно шире.

7. Из положения лежа на спине поднять ноги вверх и выполнять движения как при езде на велосипеде.

8. Стоя в кругу по 5-6 человек, взявшись за руки, поднять (на четыре счета) руки вверх и посмотреть на потолок, вернуться в ис­ходное положение (то же на 4 счета).

9. То же самое, сидя на полу, но исходное положение — туловище наклонено вперед (стараться лбом касаться коленей), ноги вместе, носки оттянуты, подколенки касаются пола. На четыре счета руки поднимаются вверх, посмотреть на потолок («цветочек распустил­ся») и обратно в исходное положение («цветочек закрылся»).

Смотрите так же:  Групповое родительское собрание старший дошкольный возраст какой он

10. Упражнение «Ласточка» с помощью воспитателя или роди­теля (в домашних условиях).

11. У гимнастической стенки: стоя лицом к стенке, руки — на пе­рекладине, поднять левую прямую (носок оттянуть) ногу назад, про­гнуться, затем правую ногу, делать на два счета.

12. Всевозможные упражнения, лежа на полу, с перекатами с жи­вота на спину.

13. Из положения лежа выполнить с помощью воспитателя «мост».

14. То же без помощи воспитателя.

15. Упражнения на растягивание и расслабления мышц.

16. Соединить «Ласточку» с кувырком вперед.

Развитие гибкости детей младшего школьного возраста на занятиях по хореографии

Пояснительная записка

Методическая разработка представляет собой пособие, необходимое для развития гибкости детей младшего школьного возраста, занимающихся хореографией. В ней представлен как теоретический материал, так и практические рекомендации и примеры упражнений для развития гибкости. Развивать гибкость, т.е. подвижность суставов, можно и нужно в различных частях тела: лучезапястный сустав, плечевой пояс, тазобедренный сустав и т.д. Основной акцент этой работы направлен на развитие гибкости в позвоночнике и на увеличение танцевального шага, т.е. выполнение шпагатов.

Значение гибкости

Гибкость является одним из важнейших для человек как физических качеств. Разработка различных видов программ на развитие гибкости в основном связана с профессиональной деятельностью в цирке, в балете, с развитием таких видов спорта, как спортивная и художественная гимнастика, акробатика, фигурное катание. Проблема решалась исходя из целевых задач – развитие максимально возможной, экстремальной амплитуды движений. Специалисты и тренеры добились уникальных результатов. В связи с этим в теории и методике спортивной тренировки понятие гибкость означает способность выполнять движения в суставах с максимальной амплитудой, что не всегда полезно. Так в процессе тренировки на приобретение сверхподвижности суставы, продольные связки в позвоночнике подвергаются чрезмерному растяжению, что представляет опасность для здоровья. (Платонов, 1988)

Совсем иные целевые задачи стоят перед специалистами в оздоровительной тренировке. Это- поиск оптимальных путей оздоровления организма, в частности опорно-двигательного аппарата. Цель упражнений на повышение гибкости – увеличение диапазона движения путем растягивания одной или нескольких мышц.

Одновременно с ухудшением эластичности мышц и связочного аппарата, ослабевает и мышечный корсет, что приводит к мышечному дисбалансу. Например, ослабление мышц брюшного пресса и ухудшение эластичности сгибателя бедра приводит к увеличению поясничного лордоза, изменению угла наклона таза, что отрицательно сказывается на работе внутренних органов. Появляются боли в спине, в особенности в области поясницы, из-за таких распространенных заболеваний, как остеохондроз, радикулит и др.

Мышечный дисбаланс, помимо нарушений осанки, приводит к понижению «травмоустойчивости» двигательного аппарата: укороченные или ослабленные мышечные группы могут стать причиной травм суставных хрящей при некорректных нагрузках на суставы.

Уменьшение амплитуды движений часто приводит к возникновению и развитию артроза.

В таблице суммированы позитивные воздействия на организм человека регулярных занятий на гибкость.

Эффект регулярных занятий на гибкость

  • Улучшаются эластичные свойства
  • Повышаются силовые качества
  • Улучшаются восстановительные процессы после нагрузки
  • Уменьшается риск получения травм
  • Улучшается способность к расслаблению
  • Улучшается подвижность
  • Улучшаются обменные процессы
  • Профилактика артрозов
  • Уменьшается мышечный дисбаланс
  • Улучшается осанка
  • Профилактика остеохондроза
  • Улучшается способность к релаксации

От чего зависит гибкость

Уровень проявления гибкости зависит от ряда различных факторов. Гибкость зависит от подвижности в том или ином суставе, что определяется его анатомическим строением, и прежде всего формой суставных поверхностей. Содержание таких гормонов как эластин и коллаген в связочном аппарате и других соединительных тканях, влияет на их механические свойства. Эластин определяет эластичность ткани, коллаген ее прочность, а их соотношение в организме характеризует в определенной степени уровень развития гибкости.

Суточная периодика тоже играет свою роль. Наиболее благоприятным временем для развития гибкости является временной диапазон между 10-12 и 18-20 часами.

Важным фактором уровня проявления гибкости является возраст. Наиболее сенситивным периодом для воспитания гибкости является возраст 7-9 лет. Затем гибкость продолжает успешно развиваться, но с меньшими темпами до 12-13 лет. С возрастом показатели подвижности в суставах ухудшаются.

Нельзя сбрасывать со счетов такой фактор, как температура среды и тела. Ткань лучше растяжима при более высокой температуре.

Многое зависит и от предварительной разминки. Повышение внутренней температуры в результате разминки может увеличить диссоциацию из гемоглобина и миоглобина, мышечный кровоток\интенсифицировать метаболические реакции, снижать вязкость мышц, увеличивать растяжимость сократительной ткани и повышать скорость передачи потенциалов действия(Shellock, Prentice,1985)

Виды гибкости

Различают два вида гибкости: пассивную и активную более подробно основные разновидности гибкости приведены на схеме.

Основные разновидности гибкости (по Туманяну, Харацидису, 19980)

В светлых квадратах указаны упражнения, которые можно использовать для оздоровления. В темных – только в спорте высших достижений. Пассивная гибкость проявляется за счет воздействия сил, находящихся вне тела, и зависит от эластичности и длины окружающих сустав мышц, связок, сухожилий. Активная гибкость зависит от тех же факторов, а также от силы мышц, окружающих сустав и способных выполнять движение с той или иной амплитудой. Взаимосвязь двух видов гибкости между собой и силовыми качествами далеко не однозначна. Улучшение пассивной гибкости приводит к совершенствованию активной. А вот развитие силовых качеств может как привести к улучшению активной гибкости, так и ухудшить показатели- стать причиной ограничения подвижности в суставах(Менхин, 1989).Объясняется это некорректной силовой тренировкой, приводящей к укорочению мышц, окружающей сустав.

Методы развития гибкости

Выделяются несколько методов развития гибкости.

Динамический метод. В нем используются силовые упражнения (маховые и пружинные движения). Однако выполнение их требует определенной подготовленности занимающихся и целенаправленной разминки.

Метод пассивных, или статических упражнений

В последнее время в нашей стране и за рубежом данная методика получила название «стретчинг». Различают мягкий и жесткий стретчинг. Под мягким стретчингом понимается удержание той или иной позы в течение определенного времени. Жесткий стретчинг представляет собой упражнение с применением кратковременного статического напряжения с последующим расслаблением и растягиванием данной\мышцы (стретчинг в режиме «напряжение – расслабление»)

При выполнении растягивания в режиме «напряжение – расслабление» мышца изометрически напрягается в течение 5-8 сек., затем 2-3 сек. Расслабляется, после чего выполняется более интенсивное пассивное растягивание 15-20 сек. Этот метод часто называют методом проприоцептивного улучшения нервно – мышечной передачи импульса. (Хоули, Френкс, 2000)

Метод Назарова

Этот метод развития гибкости, в котором используется вибрационная платформа. На платформе выполняются те или иные упражнения на гибкость, в основном связанные с большой амплитудой движения (главным образом шпагаты). Метод Назарова популярен у артистов балета и спортсменов для развития пассивной гибкости. Практика показала позитивные изменения в показателях данного качества.

Методические рекомендации по развитию гибкости

Общие методические рекомендации для проведения упражнений на гибкость заключаются в следующем:

  • Необходимость удобной одежды для тренировки;
  • Спокойная атмосфера;
  • Использование спокойной музыки (темп 80-110 уд./мин);
  • Рекомендуется применять специальные коврики, подушечки, валики, которые часто подкладываются под поясничный отдел;
  • Следует обращать внимание на концентрацию внимания на мышцах, суставах, участвующих в движении;
  • Дыхание должно быть спокойным и ритмичным;
  • Желательно проводить занятия в комфортном, достаточно теплом помещении (20-22С);
  • Пассивные движения на гибкость\должны предшествовать активным;
  • Задавать амплитуду движениям следует, учитывая индивидуальные возможности каждого;
  • Не надо доводить выполнение упражнений (по амплитуде и времени) до появления выраженных болей в мышцах и суставах;
  • Необходимо исключать травмоопасные упражнения.

Амплитуда движений

При выполнении статических растягивающих упражнений сохраняется ощущение комфортности, не допускаются положения с явно болевым синдромом. Амплитуду движений увеличивать постепенно.

Время удержания позы. Время удержания позы во многом определяет эффект от воздействия статических упражнений. В таблице приведено время удержания поз при легком, развивающем и экстремальном растягивании.

Статические растягивающие упражнения рекомендуется выполнять без пауз отдыха, плавно переходя из одного положения в другое.

Для развития гибкости желательно выполнять упражнения ежедневно, а для поддержания – 2-3 раза в неделю. Перед выполнением упражнения на растягивание следует выполнить разминку.

Другие статьи

  • Дети дошкольного возраста сколько лет Какой возраст относится к старшему школьному? Старший, но еще дошкольный возраст – это сколько лет? Чаще всего под дошкольным возрастом понимают возрастной период от трех до семи лет. Что нужно уметь ребенку? Такой большой промежуток разделяют на: Младший (3 – 4 […]
  • Поддержка детей из неполных семей КавджарадзеМаксимГеннадьевич Член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Главная Информация Биография Характер деятельности Фотогалерея Деятельность Правовые основы Работа Информация Законопроекты События Блог […]
  • Индивидуальная карта психологического развития ребенка пример Индивидуальная карта развития детей 5-6 лет с ЗПР в ДОУ по ФГОС. Образец Цель: психолого-педагогическая диагностика развития детей старшего дошкольного возраста. Задачи: комплексная диагностика познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой […]
  • Развитие креативности детей старшего дошкольного возраста Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (На примере обогащения и активизации словаря) Филатова Елена Юрьевна Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время Уведомить о поступлении Диссертация - […]
  • Билиарная дисфункция у детей симптомы Автореферат и диссертация по медицине (14.00.19) на тему: Ультразвуковая диагностика дисфункции билиарного тракта у детей Автореферат диссертации по медицине на тему Ультразвуковая диагностика дисфункции билиарного тракта у детей На правах рукописи Иззатдуст Фарида […]
  • Диарея у грудных детей лечение Понос у грудного ребенка (первая помощь) Понос у грудного ребенка (или диарея) — это многократное опорожнение кишечника с выделением разжиженных и обильных каловых масс, иногда с примесью слизи. Однако родителям следует знать, что у грудных детей жидкий стул – это […]