Упражнения на тему стресс

Занятие с элементами тренинга «Стресс: как его преодолеть?»

Известно, что существуют возрастные периоды особой психологической уязвимости, в частности, период полового созревания, когда гормональные изменения делают подростков раздражительными и агрессивными. Для подросткового возраста характерны также психосоциальные конфликты в школе, родительском доме, компаниях сверстников, знакомых и конфликты личностные, когда школьник, раскрывая и исследуя свое «Я», познает собственную уникальность.
В школе подросток сталкивается с различными проблемами, неблагоприятное воздействие которых на его здоровье приводит к возникновению стрессовых состояний.
Поэтому данное тренинговое занятие актуально для подростков.
Тренинг знакомит подростков с понятием «стресса», эффективными приемами и техниками борьбы со стрессом, а также помогает найти индивидуальный выход из стрессовой ситуации.

Предварительный просмотр:

Занятие с элементами тренинга «Стресс: как его преодолеть?»

Кузнецова Елена Александровна,

педагог-психолог МБОУ ППМС

«Центр диагностики и консультирования

«Гармония» п. Чернь Тульской области

Предмет (направленность): психология

Возраст детей: 10-15 лет

Место проведения: вне класса.

Известно, что существуют возрастные периоды особой психологической уязвимости, в частности, период полового созревания, когда гормональные изменения делают подростков раздражительными и агрессивными. Для подросткового возраста характерны также психосоциальные конфликты в школе, родительском доме, компаниях сверстников, знакомых и конфликты личностные, когда школьник, раскрывая и исследуя свое «Я», познает собственную уникальность.

В школе подросток сталкивается с различными проблемами, неблагоприятное воздействие которых на его здоровье приводит к возникновению стрессовых состояний.

Поэтому данное тренинговое занятие актуально для подростков.

Тренинг знакомит подростков с понятием «стресса», эффективными приемами и техниками борьбы со стрессом, а также помогает найти индивидуальный выход из стрессовой ситуации.

Цель: профилактика школьной и социальной дезадаптации, суицидального поведения и употребления ПАВ.

— актуализировать представления школьников о стрессе, его причинах, эмоциях и чувствах, провоцирующих стресс, о вреде стресса для организма человека;

— выявить типы ситуаций, являющихся для подростков самыми стрессовыми в школе и дома, и способы реагирования школьников на указанные ситуации;

— познакомить подростков с эффективными способами преодоления стрессовых ситуаций: управление дыханием, мышцами, визуализация, словесные техники;

— обучить школьников приемам социально приемлемого выражения негативных эмоций.

Необходимые материалы: табличка с надписью «СТРЕСС», листы бумаги А4, карандаши или шариковые ручки.

Время проведения : 1 час 20 минут – 1 час 30 минут.

1. Организация пространства (2 минуты)

Участникам предлагается занять свои места за круглым столом, где каждый имеет возможность видеть всех.

2. Приветствие (15 минут)

Ведущий представляется, рассказывает немного о себе: Ф.И.О., профессия, интересы и увлечения, а затем предлагает участникам познакомиться.

Упражнение «Имя + качество» (10 минут)

Участники игры по порядку называют свое имя и одно качество, которое им нравится в себе, свое достоинство. Вариант выполнения упражнения – с использованием приема «снежный ком», когда перед называнием себя, участник повторяет имена и качества участников, произнесенные до него, а только затем свое имя и качество.

Упражнение «Приветствие инопланетян» (5 минут)

Затем участникам предлагается «особым психологическим образом» поприветствовать друг друга. Для этого все подростки выходят в пространство, образованное внутри столов, поставленных в форме квадрата и передвигаются в любых направлениях до того, как прозвучат слова ведущего. После слов ведущего, который определяет способ приветствия участниками друг друга, подросткам необходимо предложенным способом поздороваться со всеми участниками данной игры.

3. Введение в тему (15 минут)

Упражнение «Ассоциации к слову «СТРЕСС» (5 минут)

Далее участникам предлагается поиграть в ассоциации. Для этого им напоминается правило выполнения данного задания: как только будет названо слово, необходимо сразу высказать свои ассоциации к нему. Ведущий называет слово «СТРЕСС» и прикрепляет к доске карточку с его написанием, а затем записывает рядом слова-ассоциации участников группы к данному слову.

Затем организовывается обсуждение полученных результатов данного задания: как правило, это большинство ассоциаций, несущих негативную окраску. Ведущий предлагает следующие вопросы для обсуждения:

— Как вы считаете, почему большинство наших ассоциаций к слову «Стресс» негативно окрашены?

— Как для вас выглядит «Стресс»?

Упражнение «Конфетки – бараночки»

(деление на две подгруппы) (2 минуты)

Участникам предлагается разделиться на две группы, по очереди рассчитываясь на «конфетки» и «бараночки» (по подобию как на первый и второй). В результате данного упражнения среди участников игры образуются две подгруппы для выполнения следующего задания.

Упражнение «Скульптура стресса» (8 минут)

Участникам образованных подгрупп предлагается занять в помещении место, отдаленное от другой подгруппы. Затем подростки обеих групп получают задание: с использованием всех участников своей подгруппы сделать одну скульптуру под названием «Стресс». На выполнение данного задания отводится 5-8 минут.

После сигнала ведущего об окончании задания, одной из подгрупп предлагается показать свою скульптуру, а участникам другой группы дается задание: «Представьте, что вы пришли в музей скульптур, связанных с жизнью человека. Что вы чувствуете и думаете, когда рассматриваете эту (сделанную другой подгруппой) скульптуру? Что вы понимаете, видя эту работу? Что в этой скульптуре кажется вам самым важным?

Далее подгруппы меняются местами: одна – демонстрирует «скульптуру», а другая представляет себя в музее и обсуждает увиденное.

4. Основная часть (30 минут)

Беседа «Почему стресс – это плохо/вредно?» (3 минуты)

Далее ведущий предлагает участникам подгрупп занять места рядом друг с другом и организовывает обсуждение по следующим вопросам:

— Что такое стресс?

— Какие эмоции и чувства за ним стоят?

— Откуда он берется? Почему появляется?

— Ваше отношение к стрессу?

— Стрессовые ситуации – это какие?

— Какие ситуации для вас стрессовые?

Мозговой штурм « Стресс – это плохо (хорошо), потому что…» (5 минут)

Далее участникам ранее образованных подгрупп предлагается выполнение следующего задания методом «мозгового штурма»: найти «плюсы» (одной подгруппе) и «минусы» стресса (другой подгруппе). Подросткам объясняется, что участникам обсуждения предлагается высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные.

В завершении задания представители каждой подгруппы представляют одну из точек зрения на стресс, подробно объясняя свои высказывания.

Затем участникам предлагается занять свои места за столами для выполнения следующего задания.

Упражнение «Ладошка моего стресса» (7 минут,)

Для проведения данного упражнения подросткам раздаются чистые листы и предлагается каждому на своем листе обвести свою ладонь и подписать внутри нарисованной ладони свое имя. Задание : «На каждом пальчике нарисованной ладони написать ситуацию, которая вызывает или может вызвать у вас сильные тревогу, страх, злость, крайнюю усталость – стрессовую для вас ситуацию». Далее участникам игры предлагается вырвать из листа рисунок ладони без помощи ножниц по контуру и положить перед собой.

Обсуждение : каждый желающий называет ситуации, являющие стрессовыми для него. Ведущий обобщает все сказанное детьми и определяет ряд общих стрессовых ситуаций для данного коллектива школьников.

Упражнение «Мой ответ стрессу» (5 минут)

Для данного упражнения необходима «ладошка моего стресса», сделанная участниками игры в предыдущем задании. Следующее задание : «Необходимо загнуть каждый палец нарисованной ладони и написать на нем «мой ответ стрессу», то есть то, что ты делаешь или делал бы в ответ на ситуацию, написанную на пальце нарисованной руки, чтобы преодолеть стресс, избавиться от сильных негативных эмоций.

Обсуждение: «Наши способы управления со стрессом». Обобщение ведущего о типичных и нетипичных способах борьбы со стрессом.

Мини-лекция «Эффективные приемы и техники борьбы со стрессом» (10 минут)

В результате мини-лекции участники игры знакомятся и проигрывают такие приемы преодоления стресса как:

нормализация дыхания – прием антистрессового дыхания «4-4-6», дыхание животом, прием «Пушинка на носу»,

мышечные техники – прием «кулак – нога»,

визуализация – «ресурсный образ», «заполнение серебром и золотом», упражнение «вверх по радуге»,

рационализация – прием «предметы в аудитории»,

словесные действия — аутогенная тренировка, письмо обидчику, позитивные настрои, самоприказ, голосовые техники (прием «а-у-о-ы-и-е»),

плач и смех как способы снижения напряжения,

прогулка на природе,

посидеть в тишине или послушать приятную спокойную музыку,

По мере знакомства подростков с различными приемами и техниками преодоления стресса на доске оформляется схема «Стресс и эффективные способы его преодоления».

5. Завершение (15 – 20 минут)

Упражнение «Мой способ» (4 минуты)

Детям предлагается придумать одну позитивную, успокаивающую, оптимистичную фразу – самоприказ, которую они смогут использовать для преодоления некоторых стрессовых ситуаций в своей жизни.

Обсуждение: подросток называет придуманную им фразу и ситуации, в которых она может быть использована.

Упражнение «Громкость телевизора» (1 минута)

С участниками игры проводится упражнение, направленное на снижение психоэмоционального напряжения с помощью голоса. Задание: ведущий с помощью поворота своей руки регулирует громкость звука, который будут произносить участники. Подросткам объясняются все положения руки и громкость, которую они обозначают и предлагается звук «А». Далее в течение 1 минуты подростки то тихо, то очень громко произносят требуемый звук, регулируя его громкость с помощью ведущего.

Обсуждение результатов упражнения: обмен мнениями о механизме «громкий звук – «снятие напряжения».

Смотрите так же:  Недержание мочи после стресса

Упражнение «Путаница» (10-15 минут)

Это упражнение используется в конце игры для ее завершения и подведения позитивной и запоминающейся черты. Также в нем участники активно взаимодействуют друг с другом, что позволяет развивать сплочение классного коллектива. Описание: все участники становятся в круг и вытягивают вперед руки. После этого каждый участник должен схватить своей рукой за руку другого человека. Нельзя брать за руку своего соседа или обеими руками соединяться с одним и тем же человеком. После того как все взялись за руки, группа должна распутаться,то есть, не разжимая рук, сделать так, что бы все снова стояли в кругу.

Обсуждение: «Всем вместе часто легче справляться со стрессовой ситуацией, чем по одиночке!».

Тренинг на тему «Профилактика стресса»

Столичный учебный центр
г. Москва

План тренингового занятия

Цель: формирование представлений о проблеме стресса в современном мире, формирование атмосферы доверия и сплоченности группы.

— формирование познавательной компетентности по проблеме стресса;

— формировать навыки снятия напряжения.

1. Создание групповой атмосферы.

Педагог с учетом информации, полученной от участников в процессе индивидуальных встреч, рассказывает о задачах и правилах работы группы, организуя диалог, чтобы убедиться, что его правильно понимают:

Прпеподаватель: «На предстоящих занятиях мы познакомимся с таким явлением как стресс и его значением для человека; узнаем, как можно управлять собой и своими эмоциями в повседневной жизни или исключительных обстоятельствах; постараемся разобраться в своих отношениях с окружающими и понять от чего зависит то или иное отношение к нам. Мы будем расширять границы своей жизненной компетентности, приобретать необходимые знания и опыт, выполняя игровые упражнения. Не существует рецептов «правильного поведения» в тех или иных случаях, но, зная себя, свои возможности и потребности, можно освоить такие поведенческие модели, которые нам больше подходят или конструировать собственные. Мы будем помогать друг другу в этом!»

Упражнение 1: «Снежный ком».

Участники по очереди называют свое имя вместе с каким-нибудь прилагательным, начинающимся на первую букву своего имени. Следующий по кругу должен назвать предыдущих участников, а затем себя.

Диагностика: Тест « Самооценка стрессоустойчивости личности»

2. Обсуждение групповых правил.

Обсуждение и принятие правил поведения имеет очень большое значение. Необходимо получить согласие каждого участника на выполнение правил.

Преподаватель: «Для того чтобы занятия протекали эффективно, чтобы мы не мешали себе и другим, работая в группе, необходимо установить некоторые правила, которым мы будем следовать во время занятий. Несколько правил введу я, а вы дополните теми, которые посчитаете нужными».

Полученный в ходе обсуждения «свод правил» может быть следующим:

1. Активность. Только от собственной активности зависит результат работы.

2. Конфиденциальность. За пределами группы можно рассказывать о себе, но не о своих товарищах.

3. Безоценочное отношение друг к другу. Нельзя оценивать поведение или высказывания своих товарищей, даже положительно.

4. Искренность. Если не лгать невозможно – лучше промолчать.

5. Говорим только от первого лица: «Я думаю, я считаю…», но не: «Он сказал…»

6. Внимание к говорящему. Не перебиваем друг друга!

7. Добровольность участия в процедурах. Не хочешь участвовать – отдохни (но помни о первом правиле)!

В процессе занятий их с общего согласия можно изменять или дополнять. Например, в конце занятия можно дополнить список требованием не опаздывать.

Упражнение 2: «Все-некоторые-только я».

Цель: создание атмосферы доверия и безопасности для каждого участника, возможности лучше узнать друг друга.

Содержание: Все участники располагаются на стульях в кругу. Ведущий произносит любой признак, который может присутствовать у одного, двух или нескольких участников. Эти участники встают и меняются местами. Если у ведущего есть такой же признак, то он вместе со всеми старается занять свободное место. Тот, кто не успел это сделать, становится ведущим. В ходе обсуждения необходимо обратить внимание школьников на следующие моменты: есть признаки, которые объединяют многих; есть признаки, которые ярко проявляют индивидуальность.

Упражнение 3 «Спутанные цепочки».

Цель: Осознание групповой принадлежности и развитие навыков принятия группового решения.

Содержание: Участники встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. По команде ведущего все начинают движение в центр круга, делая плавательные движение рукой. Столкнувшись, руки сцепляются. Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут партнера. Ведущий помогает руками соединиться и снова следит за тем, чтобы каждый держал за руки двух партнеров. Участники открывают глаза, их задача распутаться, не разжимая рук. Разрешается изменения положения кистей без расцепления рук.

Цель: дать обучающимся представление о том, что такое стресс и как он проявляется, подвести их к мысли, что стресс это не всегда плохо. Учитель обращается к школьникам с вопросами: «Что такое стресс? Что мы представляем, когда слышим это слово?» Каждый в тетради пишет свои ассоциации. Затем по кругу участники зачитывают то, что получилось, составляется общий перечень ассоциаций, подбирается общее значение стресса для присутствующих.

Понятие «стресс» стало популярным после опубликования в 1936 году книги Г. Селье. Причиной стресса могут быть любые жизненные обстоятельства, всякая неожиданность, нарушающая привычное течение жизни. При этом не имеет значения, приятны или неприятны для человека происходящие события. Например, полученная на экзамене двойка или пятерка могут в равной степени вызвать стресс. Специфические реакции горя и радости совершенно различны, даже противоположны, но их стрессовое действие – неспецифическое требование приспособления к новой ситуации – одинаково. Различные факторы: необходимость сосредоточиться, усталость, страх, обида, холод и многое другое, которых достаточно и в жизни – вызывают в организме комплексную реакцию, не зависящую от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент. Если человек умеет избавляться от отрицательных последствий стресса, то это явление может иметь положительное значение в виде приобретенного пусть даже отрицательного опыта. Но этого чаще не происходит, и эмоциональное напряжение накапливается в мышцах. Овладение способами снятия накопившегося напряжения – один из способов борьбы с губительными последствиями стрессов. Не умаляя значения этого подхода, отметим, что эффективнее всегда бороться с причиной, чем со следствием.

Психологический стресс могут вызвать любые значимые жизненные обстоятельства: урок, общение с друзьями, предстоящий разговор с родителями или учителем, правила или отметки, покупка нового платья и т.д. Будет неправильным считать, что стресс – это плохо. Действительно, в состоянии стресса могут наблюдаться ухудшение внимания, памяти, мышления, неадекватность оценки ситуации, чрезмерная двигательная активность, либо заторможенность и т.д. Но стресс и приумножает силы человека, мобилизуя его внутренние ресурсы для преодоления возникшего препятствия, достижения поставленной цели. Положительные эффекты проявляются в повышении работоспособности. Можно сказать, что в некоторых случаях стресс добавляет интереса к жизни, заставляет тянуться вверх, помогает быстрее думать и действовать. Именно стресс помогает достичь успехов в спорте, активизирует мыслительную деятельность, память, внимание. Когда мы сталкиваемся с трудностями, то, пытаясь преодолеть их, испытываем либо горечь неудачи, либо радость победы. Когда же проблем нет, мы зачастую испытываем утрату интереса и ощущаем апатию. Селье отмечал, что различным людям для счастья нужно различное количество стресса, подчеркивая его положительное значение и человеческую индивидуальность. Он полагал, что даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс, и приравнивал его отсутствие к смерти.

Ожидаемый результат . Вывод: стресса не нужно бояться; необходимо развивать у себя способности и компетентности, которые помогают преодолевать трудности, достигая высокой жизненной эффективности, сохраняя здоровье.

Упражнение 4: «Напряжение – расслабление».

Цель: знакомство с мышечными зажимами.

Содержание: Упражнение выполняется стоя. Все участники встают прямо и сосредотачивают свое внимание на правой руке, напрягая ее до предела. Через несколько секунд напряжение сбросить, руку ослабить. Проделать аналогичную процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей. Данное упражнение может выполняться на уроках после выполнения контрольных работ или по окончании уроках.

Упражнение 5 «Самопрезетация».

Цель: повышение самооценки.

Содержание: Каждый по кругу называет качество, которое считает наиболее значимым. Затем по кругу каждый представляет себя, характеризуя этим качеством так, как будто оно у него есть, при этом необходимо уточнить положительную роль этого качества для себя. Например: если участник назвал в качестве желаемого качества коммуникабельность, то дальше он произносит: «Я — Олег, я отличаюсь коммуникабельностью, это помогает мне чувствовать себя уверенно». Высказывание необходимо произнести так, чтобы окружающие в это поверили.

Упражнение 6 «Продолжи фразу».

Цель: развитие групповой сплоченности.

Содержание: Ведущий предлагает участникам продолжить фразу: «Я, как и мы все…». Рефлексия упражнения: что нас всех объединяет?

Упражнение 7 «Цвет моего настроения».

Цель: Осмысление своего эмоционального состояния.

Содержание: Участники в кругу, передавая друг другу мяч или игрушку, сообщают, с каким цветом ассоциируется их теперешнее настроение. Обобщая высказывания, ведущий сообщает, что преобладание светлых и ярких тонов указывает на позитивное эмоциональное состояние участников.

Цель: формирование способностей выбирать эффективные методы совладающего поведения в стрессовой ситуации; развитие способностей эффективного совладания со стрессом.

1. Формирование представления о способах профилактики стресса;

2. Развитие навыков снятия напряжения;

3. Развитие навыков взаимодействия в группе;

4. Формирование адекватной самооценки.

1. Создание групповой атмосферы.

Упражнение 1 «Приветствие».

Содержание : Каждый участник рассказывает о хороших событиях за прошедшую неделю.

Смотрите так же:  Работа с детьми с шизофренией

Упражнение 2 «Сосчитайте до…».

Цель: Способствует мобилизации внимания, дает возможность участникам осознать их регулятивные ресурсы, создает условия для их тренировки.

Содержание: Сейчас по сигналу «начали» вы закрываете глаза, отпустите свои носы вниз и попытайтесь0 подсчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой «два» т так далее. Однако в игре есть одно правило, слово должен произнести только один человек. Если два человека скажут одновременно, то счет начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.

2. Обсуждение групповых правил.

Ведущий с ребятами вспоминает правила тренинга.

3. Информационно-практический блок.

Лекция на тему «Профилактика стресса».

Главное и зачастую самое трудное в борьбе с дистрессами – избавление от причин и условий, породивших стресс. В числе первых шагов при попытке выхода из дистресса — обращение к специалистам, в частности к психологам, за консультацией и помощью. Наиболее распространенным средством отрыва от стрессогенной обстановки является отдых. Однако следует иметь в виду, что отдых — это не ничегонеделание. В данном случае под отдыхом понимается активная деятельность, исключающая постоянные размышления о служебных делах. Ничегонеделание вместо избавления от напряженности будет способствовать ее усилению. Отдых, как средство борьбы со стрессом, предполагает главным образом переключение внимания с социальных объектов на физические. В качестве наилучшего средства, устраняющего нервное напряжение и отрицательные эмоции, предлагается физическая деятельность. Он отвлекает от волнений и переживаний, переадресовывает стресс на мускулатуру, которая в таких ситуациях нуждается в нагрузке. Могут использоваться различные виды физической деятельности: прогулка на свежем воздухе, бег, гимнастические упражнения, спортивные игры, работа по хозяйству, на даче и т.д. Отвлекает от стресса любая деятельность, не связанная с проблемами, возбуждающими нервное напряжения. Причем необходимо отдаваться этой деятельности полностью, чтобы не было времени на неприятные размышления. Неоценимую помощь в тяжелые моменты жизни могут оказать своим участием, поддержкой близкие люди, друзья, коллеги по работе. Уделяйте время всевозможным водным процедурам: расслабляющие ванны с пеной и ароматическими маслами, бассейн, контрастный душ, обтирания мокрым холодным полотенцем, а можно и просто постоять 5-10 минут под теплыми, приятными, обволакивающими струйками душа. Этакий легкий гидромассаж. Вода прекрасно уносит стресс. Старайтесь высыпаться. Это очень важно! Очень желательно уделять время физическим упражнениям. Необязательно даже идти в спортзал. Просто подвигайтесь дома. Приседания, отжимания, танцы, — все что угодно, любая физическая активность. Расслабляющий массаж. Все мы испытываем жуткий дефицит прикосновений. А они так необходимы телу! Как проще всего утешить человека? Как всегда успокаивают детей? Обнимают и гладят по спине. Интуитивно мы понимаем, что прикосновение имеет огромную силу. Дети часто просят, чтобы их просто погладили. Это очень успокаивает. И дает ощущение надежности и безопасности. Ощущение защищенности и покоя. Вы можете пойти на профессиональный расслабляющий, релаксационный массаж, а можете делать массаж и дома. Расслабляющий массаж может сделать муж, друг, подруга. Важно только, чтобы они, поглаживая и легонько растирая Ваше тело, были спокойны и уравновешены, т.к. через руки того, кто делает массаж, очень передается его состояние. Существует на когнитивном уровне и другой, более эффективный способ достижения устойчивости к психологическому стрессу, используя который, деятельность педагогов будет приобретать все черты творчества. Патогенное мышление – одно из главных стресс-факторов учителя. Суть его в том, что основные жизненные цели и задачи, как правило, представляют собой простые фикции, не выдерживающие прямого сопоставления с действительностью. Скажем, многие учителя уверены, что напряженная работа и немного удачи в принципе могут обеспечить им практически все, что они хотят — успех, богатство, славу и т.д. В большинстве случаев такие ожидания не оправдываются, но это не страшно, если учитель умеет правильно мыслить.

Упражнение 3 «Воздушный шар».

Цель: научиться снимать напряжение.

Содержание: Представьте себя большим воздушным шаром, который медленно надувают. На длинном, глубоком вдохе очень медленно поднимайте руки, и полностью напрягайте все мышцы тела на несколько секунд. Затем представьте, что в шаре образовалась маленькая дырочка, из которой потихоньку выходит воздух. На выдохе, начните постепенно «сдуваться», постепенно расслабляя все мышцы. Заканчивайте упражнение состоянием полного расслабления.

Упражнение 4 «Вредные советы».

Цель: осознание собственных стереотипных деструктивных способов провокации стрессовых ситуаций.

Содержание: Участники делятся на две команды. Каждая команда готовит проект (коллаж, сценка, рисунок, схема) на тему: «Вредные советы по преодолению стресса». После представления проектов обратная связь от участников. Упражнение

Упражнение 5 «Солнышко».

Цель: актуализация положительных эмоций, создание дружелюбной атмосферы в группе.

Содержание: Каждому участника дается чистый лист. На листе нужно нарисовать солнце с количеством лучей на один меньше, чем участников в группе. В центре каждый пишет свое имя и передает по кругу. На каждом луче будет написано пожелание от других участников. Листы передаются по кругу, пока не вернуться к хозяину.

Цель: закрепление полученных знаний и умений по проблеме совладающего поведения.

1. Развитие и проработка конструктивных способов совладания со стрессом;

2. Развитие навыков группового взаимодействия;

3. Формирование коммуникативных навыков.

1. Создание групповой атмосферы.

Упражнение 1 «Импульс по цепи».

Содержание: Участникам тренинга предлагается поприветствовать друг друга, передавая по кругу дружеское рукопожатие с закрытыми глазами.

Упражнение 2 «Постройся по росту».

Цель : Преодолеть барьеры в общении между участниками, раскрепостить их.

Ход упражнения : Участники становятся плотным кругом и закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться в ряд по росту с закрытыми глазами. Когда все участники найдут свое место в строю, надо дать команду открыть глаза и посмотреть, что же получилось. После упражнения можно обсудить, сложно ли было выполнить это задание (как себя чувствовали участники) или нет.

Упражнение 3 «Плохо — хорошо».

Цель: развить навыки объективной оценки ситуации взаимодействия.

Содержание: Каждому предлагается написать на листе бумаги ситуацию, которая тревожит на данный момент больше всего. Затем лист делится на 2 столбика: в один необходимо написать негативных последствий данной проблемы, в другой – пути предотвращения этих последствий либо положительные стороны. После чего происходит обсуждение.

Упражнение 4 «Три ответа».

Цель: развитие способностей определять адекватный способ поведения при взаимодействии.

Содержание: Каждый участник придумывает (записывает на листок) ситуацию, в которой человек оказывается неожиданно и ему необходимо немедленно реагировать. Все листочки складываются в мешок. Каждый по кругу достает по одному и отвечает. (Прочитанную ситуацию он читает группе и сразу предлагает три варианта ответов: уверенный, агрессивный, неуверенный). Каждый высказывает мнение в каком порядке прозвучали ответы.

Упражнение 5 «Я и стресс».

Цель : Помощь участникам в осознании и вербализации своих представлений о стрессе, определении своего отношения к данному феномену. Выявление субъективных трудностей, переживаемых членами группы в настоящий момент, и личных ресурсов противостояния стрессовым ситуациям.

Содержание: Тренер готовит заранее бумагу формата А4 (почислу участников), цветные фломастеры. Участники тренинга располагаются комфортно (в кругу или за кругом). Ведущий предупреждает их о том, что данное упражнение носит конфиденциальный характер, поэтому в ходе проведения упражнения не стоит задавать друг другу никаких вопросов. Инструкция тренера группе. «Нарисуйте, пожалуйста, рисунок «Я и стресс». Он может быть выполнен в любой форме — реалистической, абстрактной, символической, художественной. Большее значение имеет ваша степень искренности, то есть желание изобразить свои мысли, чувства, образы, которые пришли вам в голову сразу после того, как вы услышали тему. Этот рисунок сможет стать тем ключом, который на протяжении всего тренинга будет помогать вам осознавать трудности, находить уже имеющиеся ресурсы, вырабатывать новые успешные стратегии управления стрессом. При необходимости можно воспользоваться цветными фломастерами. Вы имеете полное право не показывать ваш рисунок в группе, если вы этого захотите». Участники рисуют в течение 4- 5 минут. Затем тренер начинает задавать вопросы, на которые участники отвечают самостоятельно (мысленно), не записывая ответы на бумаге, не произнося их вслух. После каждого вопроса тренер дает участникам от 15 до 40 секунд для внесения изменений и дополнений в рисунок.

Вопросы, которые может задать тренер .

Посмотрите внимательно на свой рисунок.
1. Использован ли в вашем рисунке цвет? Посмотрите, какие цвета (или какой цвет) преобладает в рисунке. Что для вас значит именно этот цвет?
2. Где вы изобразили себя? Пометьте себя буквой «Я» на рисунке.
3. Как вы изобразили стресс? В виде живого существа, абстрактной фигуры, конкретного человека?
4. Посмотрите, сколько места занимает на листе ваше изображение и сколько — стресс. Почему?
5. При изображении себя и стресса использовали ли вы похожие цвета? Какие?
6. Мысленно разделите лист пополам горизонтальной и вертикальной чертами. Где оказалась ваша фигура?
7. Есть ли на рисунке какой-либо барьер между вами и стрессом? Может быть, вы держите в руках саблю, зонт или что-то еще?
ели вы почувствовали необходимость, нарисуйте еще что-либо, что может защитить вас от стресса.
8. Есть ли у вас почва под ногами, на что вы опираетесь? Или вы висите в воздухе? А в жизни на кого вы можете опереться? Если такие люди существуют в вашей реальной жизни, но их почему-то нет на рисунке — дорисуйте их.
9. Какие свои сильные стороны во взаимодействии со стрессовой ситуацией вы могли бы отметить? Постарайтесь найти не менее трех позиций, по которым вы чувствуете себя уверенно. Какие личностные качества помогают вам добиваться успеха?
10. Что бы вам хотелось изменить или как бы вам хотелось улучшить свое состояние в стрессовой ситуации? Какие личностные качества и/или другие факторы мешают вам улучшить его?
11. Какие еще ваши ресурсы вы видите в этом рисунке или хотите добавить в него? Нарисуйте их, пожалуйста.

Смотрите так же:  Симптомы раздражительность утомляемость

Упражнение 6 «Лекарство от стресса».

Цель: обобщение полученных знаний и обмен опытом между участниками.

Содержание: Для начала участники делятся на 2 группы. Участники тренинга готовят рекламный ролик (сценку) и плакат (коллаж) на тему «Лекарство от стресса». После чего презентуют свои работы.

4. Обратная связь.

Упражнение 7 «Аплодисменты по кругу».

Цель: Прощание с обучающимися.

Содержание: Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихо, а затем становятся все сильнее и сильнее. Ведущий с хлопками подходит к одному участнику. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и тд.

Приложение 5 Упражнения и практические занятия по курсу «Психология стресса и методы его коррекции»

Упражнения и практические занятия по курсу «Психология стресса и методы его коррекции»

Глава 1. Стресс как биологическая и психологическая категория

Упражнение 1.1. «Мои главные стрессоры».

В первой колонке коротко обозначьте ваши главные стрессоры – то, что чаще всего беспокоит вас и создает психологические проблемы.

Во второй колонке оцените интенсивность каждого из них по 10-балльной шкале (10 баллов – это сверхзначимое событие, 1 балл – событие, вызывающее минимальный стресс).

В третьей колонке попробуйте определить, какие из стрессогенных факторов доступны вашему контролю? Какие неподконтрольны? Степень вашего возможного воздействия на ситуацию также определите по 10-балльной системе.

В четвертой колонке подумайте, где расположен стрессор – в прошлом (если вас тревожат мысли о прошедших событиях), в будущем (если вы беспокоитесь о том, что еще не произошло, но может произойти) или в настоящем? Соответственно в этой колонке поставьте буквы П, Б или Н.

Пятая колонка оценивает частоту появления данного стрессора в вашей жизни.

Что это? Редкое событие, которое надолго выбивает вас из колеи, или же хроническая ситуация в виде семейных разборок либо шумных соседей, которые регулярно отравляют вашу жизнь. Оцените частоту также по 10-балльной системе, где 1 – это крайне редкое событие, а 10 – регулярно повторяющееся.

После выполнения упражнения проанализируйте свои стрессы и обсудите их на семинаре.

Теперь у вас появился первый повод к размышлению. Вы уже можете выяснить, что вас больше беспокоит: крупные события или досадные мелочи, вы больше волнуетесь по поводу прошлого или будущего, вас угнетает нечто, на что вы не можете повлиять, или же вы просто пока не научились справляться с ситуацией.

В ходе общей дискуссии ответьте на вопросы:

1. С чем могут быть связаны индивидуальные различия в реагировании на стрессы?

2. Почему у людей могут возникать стрессы при размышлении о будущих событиях, которые еще не наступили и, быть может, не наступят?

3. Как влияет возможность контроля над ситуацией на характер развития стресса?

Как тренинг по борьбе со стрессом может помочь успокоиться?

Стрессы сопровождают жизнь современного человека постоянно: в общественном транспорте, на улице, за рулем в пробке, при общении с руководителем или недоброжелателями и т.д. Атмосфера на работе также может стать его причиной. Да и дома постоянные заботы о детях, близких и бытовые проблемы добавляют масла в огонь.

Чтобы учиться справляться с ними, нужно учиться контролировать свои эмоции и управлять своим состоянием. Научиться этим вещам можно на тренинге стрессоустойчивости или стресс-менеджмента. Но сначала важно понять, что же это такое? Стрессоустойчивостью называется умение человека справляться со стрессом и выходить из сложных ситуаций без эмоциональных перегрузок.

Именно методам контроля над эмоциями и формирования позитивного отношения к жизни обучают на тренинге по стресс-менеджменту. Если пройти подобный тренинг, устойчивость к стрессам перестанет быть для вас лишь непонятным, а обязательным пунктом в резюме.

Какие бывают виды тренингов стрессоустойчивости?

Эти обучающие программы относятся к психокоррекционным тренингам, поскольку способствует изменениям в поведении человека и его самосознании. Их можно различать в зависимости от конкретных задач, поставленных перед группой:

  • Психотерапевтический тренинг, целью которого является коррекция эмоциональной сферы. С помощью определенных упражнений люди через эмоциональные переживания лучше понимают себя, самостоятельно находят пути выхода из сложных ситуаций.
  • Тренинг для личностного роста, на котором совершенствуются некоторые личностные качества участников: формируется уверенность в себе и повышается психологическая компетентность.
  • Обучающий тренинг, в ходе которого люди приобретают навыки, умения, знания, которые повышают их уровень стрессоустойчивости.
  • Организационный тренинг, в котором принимает участие определенная организация для улучшения психологического климата в коллективе. Посмотрите еще статью про корпоративное обучение.

Естественно, разграничивать эти виды тренингов следует лишь условно, так как в каждом конкретном тренинге присутствуют и упражнения для поиска оптимальных решений, и обучающие мини-лекции, и задания на формирование личностных качеств.

Какая польза от этих обучающих программ?

Тренинг стрессоустойчивости будет полезен разным категориям людей:

  • руководителям: с помощью подобного тренинга можно научиться создавать в коллективе здоровую атмосферу и решать даже сложные задачи, не срываясь на подчиненных; к такому руководителю испытывают уважение, а не страх;
  • сотрудникам компании: тренинг необходим в фирмах, где коллеги постоянно ссорятся между собой или возникают конфликты между клиентом и сотрудником;
  • выпускникам школ, училищ, студентам: тренинги полезны, так как учат саморегуляции и способам борьбы с волнением, что пригодится ребятам на экзаменах, а также поможет при эмоциональных перегрузках во время интенсивной учебы;
  • женщинам, стремящимся избегать конфликтов в семье и правильно их разрешать; также они необходимы для формирования уверенности в себе и контроля над своими эмоциями. (какие еще бывают тренинги для женщин?)

Любой тренинг полезен не только для людей, в жизни которых уже наблюдается ежедневный стресс, но и для профилактики его появления. С помощью тренинга можно достичь следующих результатов:

  • повысить устойчивость к стрессовым ситуациям,
  • научиться самостоятельно справляться со стрессом с помощью восстановительных методик,
  • улучшить свое эмоциональное состояние,
  • научиться контролировать свои эмоции,
  • повысить выносливость и работоспособность,
  • раскрыть скрытые в каждом возможности.

Упражнения для повышения стрессоустойчивости

В тренинге стрессоустойчивости могут использоваться упражнения из различных направлений психологической коррекции и специальные восточные практики: гипноз и самогипноз, медитативные практики, дыхательные упражнения, упражнения из психодрамы, арт-терапии, музыкальные и танцевальные упражнения, идеомоторные приемы, упражнения из телесно-ориентированной терапии и т.д.

Основные упражнения для стрессоустойчивости, с помощью которых можно диагностировать уровень стрессоустойчивости каждого, представляют собой идеомоторные приемы, например, разведения, сведения и подъема рук:

  1. Прием «Полет»: Встаньте, опустив руки вдоль корпуса, и закройте глаза. Мысленно сосредотачивайтесь на своих руках и «заставляйте» их подняться вверх, но без малейшего напряжения. Представляйте, что вы парите в воздухе.
  2. Прием «Левитация рук»: Встаньте с опущенными руками и настройтесь на ваши руки. Чувствуйте их легкость, которая заставляет руки словно «всплывать», подниматься выше.

Есть и другие упражнения, которые помогают человеку прийти в определенное психоэмоциональное состояние. Нужно будет подобрать оптимальное упражнение для себя. Основным моментом в этих упражнениях являются ментальные процессы, приводящие сознание в спокойное состояние.

Когда вам удастся выполнить эти упражнения и действительно достичь нужного результата, вы сможете контролировать свои эмоции в сложных ситуациях, просто вернувшись в прошлое спокойное состояние путем выполнения тех же действий.

Другие статьи

  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
  • Ребенок 9 месяцев не спит весь день Грудничок весь день не спит: причины нарушения детского сна Полноценный сон имеет очень большое значение для поддержания физического и психического здоровья детей и взрослых. Особенно важен он для малышей первого года жизни, переживающих период адаптации к окружающему […]
  • Отит у 3 х месячного ребенка Отит у 3 х месячного ребенка Для более быстрой и комфортной работы с сайтом бэби.румы рекомендуем обновить ваш браузер. Для этого необходимо скачать и установить обновление,с официального сайта браузера. Нужные организации на карте твоего города Чем чаще всего болеют […]
  • Почему ребенок после еды не срыгивает Первые грудничковые проблемы – срыгивания, икота, колики Первые грудничковые проблемы связаны с пищеварением. Наиболее частые проблемы у малышей: срыгивание, рвота, икота, колики (боли в животе), пищевая аллергия, нарушение характера и частоты стула, запор, диарея […]
  • Равномерный метод воспитания выносливости Методики воспитания выносливости Методика воспитания общей выносливости Для развития общей выносливости наиболее широко применяются циклические упражнения продолжительностью не менее 15—20 мин, выполняемые в аэробном режиме. Они выполняются в режиме стандартной […]