Урок для детей с задержкой психического развития

Особенности организации урока для детей с ЗПР в основной школе в специальном (коррекционном) классе общеобразовательной школы (на примере предмета «Обществознание»)

Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивидуально-типологические особенности. Построение учебно-воспитательного процесса с учетом особенностей каждого ребенка должно стать нормой работы общеобразовательной школы. Так по данным Вакориной Л.Ю. — заместителя начальника отдела Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России, в 2015 г. в нашей стране общее количество детей с ОВЗ обучающихся в общеобразовательных учреждениях составило более 481 тысяч человек. За два последних года количество детей с ОВЗ и инвалидностью обучающихся инклюзивно составило около 160 тысяч (+15%), обучающихся в специальных (коррекционных) классах – 13,5 тысяч (+ 3,5%) и вместе с тем количество отдельных образовательных организаций работающих по адаптированным общеобразовательным программам сократилось на 3,9%.

По данным заседания Круглого стола при Самарской губернской Думе (марте 2016 г.) в Тольятти наблюдается тенденция сокращения специальных (коррекционных) классов и увеличения количества школ, реализующих совместное обучение детей с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. Совместное обучение реализует 68% школ города. На основании медицинских показаний организовано индивидуальное обучение детей на дому. На индивидуальном обучении находится 559 детей из них 205 человек-дети-инвалиды. То есть все большее количество школ города сталкиваются с проблемой организации обучения детейс ОВЗ.

В настоящее время в общеобразовательных учреждениях г.Тольятти обучается 1208 детей с ограниченными возможностями здоровья, что составляет 1,8% от общего количества учащихся школ. По желанию родителей и с учетом индивидуальных особенностей детей с ОВЗ дети данной категории обучаются в специальных (коррекционных) классах, интегрировано и индивидуально на дому. Другими словами проблема организации обучения детей с ОВЗ в нашем регионе, как и по стране в целом является актуальной и останется такое еще на длительный период времени.

Это имеет непосредственное отношение к четко выделяющейся в последнее время большой группе детей с задержкой психического развития (далее – дети с ЗПР). Такие дети не готовы к обучению в школе и испытывают трудности в усвоении общеобразовательных программ, имеют нарушения ценностно-личностной ориентации, высокую степень педагогической запущенности, отклонения интеллектуального и личностного развития, частичное отставание в развитии психических функций. В нашем образовательном учреждении в настоящее время обучается 907 учеников из них 124 дети с ОВЗ. В нашей школе основной формой организации обучения детей с ОВЗ являются специальные (коррекционные) классы, поэтому в данной статье будет сделан акцент на обучение при данной форме организации учебно-воспитательного процесса на примере изучения курса обществознание. Несмотря на то, что в настоящее время активно внедряется ФГОС ОВЗ, однако этот процесс касается только начальной школы, а в основной школе проблема организации обучения детей с ОВЗ остается актуальной. Так, в нашей школе для эффективного усвоения учащимися с ОВЗ учебного материала по обществознанию в программу общеобразовательной школы внесены следующие изменения: ряд вопросов излагаются в виде обзора с акцентом на наиболее значимых выводах (требования к знаниям учащихся в данном случае могут быть ограниченны); часть материала изучается в ознакомительном плане (знания по такому учебному материалу не включаются в контрольные работы); некоторые наиболее сложные вопросы исключены из рассмотрения. В последнем случае учитель может проводить отбор материала самостоятельно в зависимости от уровня подготовки класса. Учитель школы при оценивании знаний обучающихся среднего звена руководствуется общеобразовательной программой и наличием у ребенка с ЗПР способности работать по алгоритмам. Задержка психического развития, если даже она не компенсируется к подростковому возрасту, проявляется в более медленном темпе усвоения учебного материала ребенком, в сниженной способности к волевым усилиям, в неумении самостоятельно организовать деятельность, осуществлять самоконтроль. Все это сказывается на учебной деятельности. Вместе с тем, ребенок может удовлетворительно усваивает общеобразовательную программу.

Понятие «задержка психического развития» — психолого-педагогическое. Задержка психического развития – временное отставание развития психики в целом или отдельных ее функций. Конечно, не все причины и не все особенности психического развития детей могут быть нивелированы в условиях общеобразовательной школы, однако главная задача учителя организовать обучение с учетом имеющихся особенностей.

Необходимо помнить, что особенностью психического развития детей с задержанным развитием является недостаточность у них процессов восприятия, внимания, мышления, памяти. Особенности внимания детей с задержкой психического развития проявляются в его неустойчивости, повышенной отвлекаемости, неустойчивой концентрации на объекте. Наличие посторонних раздражителей вызывает значительное замедление выполняемой детьми деятельности и увеличивает количество ошибок. Выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии познавательной деятельности этих детей. У них наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; к началу школьного обучения, как правило, не сформированы основные мыслительные операции — анализ, синтез, сравнение, обобщение. Выявлено снижение познавательной активности, недостаточную продуктивность произвольной памяти, её малый объем, неточность и трудность воспроизведения. Недостаточность произвольной памяти у детей с задержкой психического развития в значительной степени связана со слабостью регуляции произвольной деятельности, недостаточной ее целенаправленностью, несформированностью функций самоконтроля. Этими факторами объясняются характерные нарушения поведения у данной категории детей. Дети с гармоническим психофизическим инфантилизмом доброжелательны, эмоциональны и приветливы, но у них долго доминируют игровые интересы, наблюдается непосредственность в рассуждениях, наивность. Дети с дисгармоничным психофизическим инфантилизмом эмоционально неустойчивы, склонны к конфликтам, драчливости, агрессивности.

Таким образом, особенности детей с ЗПР должны быть учтены при организации обучения. При изучении обществознания большое значение имеют словесные формы преподнесения информации на уроке, поэтому вопросы педагога должны быть хорошо продуманы и четко сформулированы и должны быть доступны детям. Используется одноступенчатая инструкция. Объяснение педагога часто требует повтора. Рассказ педагога также должен быть лаконичным, четким, эмоциональным и выразительным.

Так на моих уроках установлен некий «ритуал» когда урок начинается и заканчивается одними и теми же словами, в одной и той же положительной тональности. Курс обществознания – это объединение знаний из различных наук, различных сфер человеческой жизни, что осложняет его освоение для учащихся, а для детей с ЗПР тем более. Поэтому, например тема «Государство», которая предполагает изучение понятия «государство», истории его возникновения, формы государства, которое в свою очередь включает в себя понятия – форма правления, форма национально-территориального устройства и политический режим. В специальном (коррекционном) классе я даю только общее понятие государства, избегая многообразия трактовок, которые существуют в литературе. Историю и теорию возникновения государства опускаю, сосредотачиваясь на современном государстве. При сравнении различных форм правления, форм национально-территориального устройства и политических режимов останавливаюсь только на 3-4 основных критериях.

Дети с задержкой психического развития испытывают трудности в восприятии и переработке вербальной информации, у большинства из них страдает речевое развитие, поэтому словесные методы следует сочетать с применением наглядных и практических заданий. Например – использовать наглядный метод, который является очень действенным методом в коррекционной работе и к нему предъявляются определенные требования. Так, например, иллюстрационный материал должен быть понятен детям, не иметь множества лишних деталей, соответствовать изучаемой теме. Схемы должны быть предельно четкими и доступными пониманию детей. Поэтому на своих уроках я использую свои схемы и таблицы, значительно более простые, чем предлагается учебниками. Хорошо помогают компьютерные презентации. Однако при их подготовке надо помнить, что продолжительность концентрации внимания у этих детей небольшая, презентации длятся не более 10-12 минут. Т.е. если вернуться к теме «государство» в презентации могут быть только структура государства или только форма правления или какой-то один другой элемент темы.

Из практических методов в работе с детьми с ЗПР наиболее эффективными являются упражнения и дидактическая игра. Необходимость упражнений обусловлена слабой мыслительной активностью детей данной категории, ослабленной памятью, трудностями восприятия и т. д. Поэтому, с помощью упражнений, многократного выполнения умственного и практического действия достигается овладение определенными знаниями. Так мной используются карточки, на которых записаны термины по теме с сопровождением иллюстрации. Карточки используются в начале темы учителем для подкрепления слов, затем карточки используют ученики при ответе на вопросы по теме, затем индивидуально при проверке знаний. Карточка может состоять из двух частей – на одной название термина, а на другой содержание термина и ученик должен правильно их сложить.

С целью адаптации объема и характера учебного материала к познавательным возможностям учащихся систему изучения того или иного раздела программы нужно значительно детализировать: учебный материал преподносить небольшими порциями, усложнять его следует постепенно, необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий, такие как: дополнительные наводящие вопросы; наглядность – картинные планы, опорные, обобщающие схемы, «программированные карточки», графические модели, карточки-помощницы, которые составляются в соответствии с характером затруднений при усвоении учебного материала; приемы-предписания с указанием последовательности операций, необходимых для решения задач; помощь в выполнении определенных операций; образцы решения задач; поэтапная проверка задач, примеров, упражнений. На каждом уроке обязательна словарная работа («расшифровка» терминов по обществознанию через простые, где-то даже бытовые понятия). Каждого ученика следует стараться выслушать до конца; необходимо включать предметно-практические действия, цель которых — подготовить детей к усвоению или закреплению теоретического материала. Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия ее целесообразно переключать детей с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий, а в нашей школе на уроках обязательно проводятся физкультминутки. Интерес к занятиям и хороший эмоциональный настрой учащихся поддерживают использованием красочного дидактического материала, введением в занятия игровых моментов. Исключительно важное значение имеют мягкий доброжелательный тон учителя, внимание к ребенку, поощрение его малейших успехов. Темп урока должен соответствовать возможностям ученика. Особое внимание следует уделять обучению анализу образца: целенаправленное рассмотрение с вычленением существенных признаков, умение ориентироваться в задании, учить полному и самостоятельному описанию образца с указанием всех необходимых его признаков. При формировании умения анализировать образец необходимо соблюдать принцип постепенного усложнения подбираемых упражнений. Следует уделять внимание обучению действию по словесному образцу, которое нужно начинать с объяснения основной функции образца, а затем — с помощью в его вычленения из текста. Для того чтобы научить детей умению видеть (находить) образец в данном тексте, им нужно указать на то, что в разных упражнениях образец может иметь разное местонахождение, может быть разных типов, но независимо от этого его функция всегда одна и та же: как нужно выполнять. Необходимо научить находить образец, соотнести его с инструкцией, разобрать, что показывает данный конкретный образец, т.е. проанализировать его. Действия по образцу сначала следует отрабатывать на упражнениях с одним заданием, а затем постепенно вводить образец в упражнения с несколькими заданиями. Нужно, чтобы ученик возвращался к образцу на каждом этапе деятельности: «Правильно ли я сделал, так ли у меня получилось, как в образце?», что позволит закрепить полученные знания.

Смотрите так же:  Выразительные средства в речи детей

В процессе самостоятельной познавательной деятельности развиваются мышление, память, внимание, творческое воображение, а также вырабатываются практические умения и навыки, формируется психологическая установка на самостоятельное пополнение знаний. Необходимо организовать деятельность ученика таким образом, чтобы ему были доступны все компоненты самостоятельной деятельности: осмысление цели, планирование своей деятельности, самоконтроль, сопоставление конечного результата работы с заданной целью, использование справочного материала учебника. Степень самостоятельности ученика, как правило, соответствует его учебным возможностям и постепенно возрастает. Большой объем информации, который необходимо освоить в ходе изучения курса «обществознание», требует организации самостоятельной работы учеников. Каждому ученику предоставляется возможность широкого использования справочного материала, словарей, памяток, схем. Только при соблюдении всех этих условий самостоятельная работа становится средством развития познавательной активности учащихся. Необходимо учить детей с ЗПР проверять качество своей работы, как по ходу ее выполнения, так и по конечному результату; одновременно нужно развивать потребность в самоконтроле, осознанное отношение к выполняемой работе, для чего на уроках следует отводить специальное время на самопроверку.

Дети с ЗПР очень остро реагируют на критику и поощрения. Если не соблюдать это требование, то у детей возникает страх перед учителями, они не обращаются за помощью, но и самостоятельно освоить материал им удается в редких случаях. Также не все дети с ЗПР чувствуют себя успешными, обучаясь в общеобразовательной школе, многие ученики не могут общаться «на равных» с учениками параллельных классов, которые в свою очередь толерантно относятся не ко всем ученикам коррекционного класса. Эту проблему необходимо решать через проведение внеклассных мероприятий в которых принимают участие как дети с ЗПР, так и нормально развивающиеся сверстники.
Таким образом, При подготовке к урокам нужно помнить о необходимости отводить достаточное количество времени на рассмотрение тем и вопросов, раскрывающих связь обществознания с жизнью, с теми явлениями, наблюдениями, которые хорошо известны ученикам из их жизненного опыта. Важно также максимально использовать межпредметные связи, ибо дети с ОВЗ особенно нуждаются в преподнесении одного и того же учебного материала в различных аспектах, в его варьировании, в неоднократном повторении и закреплении полученных знаний и практических умений.

Учет особенностей детей с ОВЗ требует, чтобы при изучении нового материала обязательно происходило многократное его повторение:
а) подробное объяснение нового материала;
б) беглое повторение с выделением главных определений и понятий;
в) осуществление обратной связи — ответы учеников на вопросы, работа по плану и т.п.

Литература.

1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития / Под ред. К.С. Лебединской — М., 2006.
2. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. — М., 2001.
3. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 2010.
4. Дети с задержкой психического развития. / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского — М., 2012.
5. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко. – М., 2001.
6. Костенкова Ю.А., Триггер Р.Д., Шевченко С.Г. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения. – М., 2009.
7. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. – М., 2008.

Конспект урока русского языка в 5 классе для детей с задержкой психического развития

Столичный учебный центр
г. Москва

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ,

ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Ощепковская средняя общеобразовательная школа, филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения Абатская средняя общеобразовательная школа № 1

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. ТРИ СКЛОНЕНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ»

Конспект урока по курсу повышения квалификации «Организация и содержание инклюзивного обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении в контексте внедрения ФГОС»

Гусарова Алена Владимировна,

учитель русского языка и литературы

Ощепковская СОШ, филиал МАОУ Абатская СОШ № 1

Форма обучения – дистанционная

Кандидат педагогических наук, доцент,

Кузь Наталья Александровна

Новосибирск 2017 г.

Конспект урока русского языка в 5 классе для детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Тема урока «Имя существительное. Три склонения имени существительного»

Обобщение и систематизация знаний обучающихся об имени существительном как части речи и о склонениях имен существительных.

Развитие и коррекция психических процессов обучающихся.

Активизация умственной деятельности и познавательного интереса обучающихся.

Воспитание любви к своей стране, своему селу, бережного отношения к природе.

Формирование жизненной компетенции обучающихся.

Оборудование: доска, мультимедиа; наглядный материал: изображения героев сказок, картина «Зимние забавы детей», поезд с вагонами, значки !, ?, -; раздаточный материал: сигнальные карточки, конверты с карточками с пословицами, чистые листы формата А4.

Применяемые технологии: коррекционно-развивающие технологии; игровые технологии; здоровье-сберегающие технологии.

Учитель включает аудиозапись (песня «Улыбка)

Учитель: Какое настроение вызывает у вас эта песня? (радостное, веселое)

Учитель: у вас на партах лежат веселые смайлики. Посмотрите на них и покажите своим одноклассникам. Пусть у нас весь урок будет такое же хорошее настроение и желание работать. Давайте улыбнемся друг другу и выполним наши упражнения.

Выполнение кинезиологических упражнений

Учитель проводит с обучающимися упражнения на развитие мелкой моторики

Учитель: Ребята, вам нужно как можно быстрее перебирать пальчики рук, соединяя по очереди большой пальчик с каждыми остальными, образуя колечко. Выполняем в прямом и обратном направлении. Сначала выполняем каждой рукой отдельно, затем вместе.

Учитель: Ребята, вам нужно по очереди класть на стол ладонь, кулак и ладонь ребром. Сначала выполняем вместе со мной, затем вы самостоятельно сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. (Если обучающиеся испытывают затруднения, учитель диктует им последовательность выполнения действий).

Работа по теме урока.

Подведение к теме урока

На доске изображен поезд с голубыми вагонами.

Учитель: Ребята, вспомните стихотворение или песенку про вагон, который вы видите на доске.

Ученики напевают строчку из песни «Голубой вагон».

Учитель: А каких героев мультфильма вам напоминает эта песня? (Крокодил Гена и Чебурашка).

Учитель: Именно эти герои выехали к нам сегодня в гости. Один из города Тюмени, а другой из города Ишима. Они хотят преподнести нам сюрприз. А что это за сюрприз мы узнаем, когда выполним все задания.

Учитель: Ребята, пред вами лежат конверты со словами. Из этих слов вам нужно составить пословицы и записать их в тетрадь. Работаем в парах.

Знания делают человека сильным.

Знай больше, а говори меньше.

Словарная работа (на доске)

Учитель: В каком селе мы живем? (Ощепково)

Учитель: А вы когда-нибудь задумывались над тем, почему наше село получило именно такое название? (Обучающиеся высказывают свои предположения. Заранее подготовленный ученик дает краткий ответ на поставленный вопрос).

Учитель: В какой области мы живем? (Тюменская)

Учитель: От какого города наша область получила название? (Тюмень)

Учитель: Как называется район, в котором мы с вами проживаем? (Абатский)

Работа над темой урока

Учитель: Ребята, скажите, к какой части речи относятся все слова, которые мы сейчас записали? (Имя существительное)

Учитель: Что обозначает имя существительное? (Предмет)

Учитель: На какие вопросы отвечает имя существительное? (Кто? Что?)

Учитель: Какие бывают имена существительные? (собственные или нарицательные, одушевленные или неодушевленные)

Учитель: Как изменяются имена существительные? (По родам, числам и падежам.)

а) Работа у доски

Учитель: Ребята, вам нужно определить какой частью речи и каким членом предложения является каждое слово в данном предложении.

I вариант: В лесу на поляне растет ель.

II вариант: Под елью прячется трусливый зайчик.

Учитель: Давайте проверим ребят, которые выполняли задание у доски при помощи сигнальных карточек. Поднимите вверх зеленую карточку, если задание выполнено верно, и красную – если задание выполнено с ошибкой.

Мы немножечко устали.

А сейчас мы дружно встали.

Отдохнём мы на привале.

Влево, вправо повернитесь,

Руки вверх и руки в бок

И на месте прыг да скок.

А теперь бежим в припрыжку:

Молодцы, мои мальчишки!

Замедляем, тише шаг-

И на месте стой. Вот так!

Б) Упражнение на закрепление «Найди лишнее слово»

Учитель: Для того чтобы выполнить это упражнение, нам с вами нужно вспомнить, какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонениям. Для этого обратимся к презентации. (Рассматривают презентацию, комментируют слайды).

Учитель: На слайде вам даны слова. Вам нужно найти одно лишнее слово.

• Русалка, земля, радость, улыбка, мечта

• Двор, тополь, облако, скамейка, урок

• Метель, церковь, строка, честь, морковь

• Зарядка, честность, вода, прогулка, поездка

• Дорога, везение, колесо, настроение, гнездо

• Мир, поезд, Миша, учение, дело, родник

В) Самостоятельная работа

Учитель: Ребята, распределите слова в три столбика.

Красота, доброта, дочь, телефон, весна, топор, мальчик, степь, лето, ель, душа, печь, стекло, сеть, река.

Г) Задание на развитие речи

Учитель: Составьте по картине несколько предложений, чтобы получился текст.

На слайде картина «Зимние забавы детей» и вопросы, которые помогут в построении предложений.

— Какое время года наступило?

— Что выпало на землю?

— Кто вышел гулять на улицу?

— Чем занимались дети?

Примерный ответ детей: Наступила зима. Выпал снег. Дети вышли гулять на улицу. Они играли в снежки.

Закрепление изученного материала

Учитель: Сейчас мы с вами выполним небольшой тест. Я вам буду читать задание, а вам нужно будет ответить да или нет.

1. Существительное – часть речи, которая отвечает на вопрос кто? что? и обозначает предмет.

2. Одушевлённые предметы отвечают на вопрос – кто?

3. Имена существительные изменяются по родам.

4. Имена существительные изменяются по числам.

5. В русском языке шесть падежей.

4. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Учитель: Ребята, мы с вами выполнили все задания, и, наконец, можем увидеть, какой сюрприз готовили нам герои мультфильма. А они привезли нам свои любимые книжки, которые вам нужно будет прочитать к уроку внеклассного чтения.

Смотрите так же:  Как научить ребенка спать подольше

Учитель: домашним заданием для вас будет после прочтения данных книг написать в 5 – 6 предложениях, о чем это произведение.

Учитель: Вот и подошел к концу наш урок. Оцените, пожалуйста, себя, как вы поработали на этом уроке.

Учитель: Довольны ли вы своей работой? Оцените, как вы усвоили материал по теме: «Имя существительное». Для этого выберите один из значков.

• ! – понял и могу объяснить другим

• ? – в основном понял, но есть неуверенность

• — — не понял, нужно повторить еще раз.

Учитель: Вы все большие молодцы и хорошо справились с предложенными заданиями. До новых встреч!

Конспект урока «Коррекция психического развития» для детей с ЗПР по теме: «Кто играет с нами в прятки?» 2-й класс

Цели:

  • Развитие внимания и памяти, пространственной ориентации, логического мышления.
  • Интелектуальное развитие.
  • Профилактика нарушения зрения.
  • Увеличение объема памяти.
  • Умение концентрировать и распределять внимание.

Ход урока

I. Психологический настрой

Учитель: “Дети, посмотрите друг на друга и улыбнитесь, положите голову на руки и закройте глаза. Повторяйте за мной: “Я сижу на уроке. Мне хорошо и спокойно. У меня хорошая память, я быстро все запоминаю. Сейчас я начну работаь. Я рад этому. У меня все получится. Все будет хорошо”.

Упражнение “Ленивые” восьмерки”

Ученики “рисуют” поочередно три вертикальные “восьмерки” и три горизонтальные “восьмерки”:

  1. Указательным пальцем правой руки, следя глазами за кончиком пальца.
  2. Указательным пальцем левой руки, следя глазами за кончиком пальца.
  3. Указательными пальцами обоих рук, следя глазами за кончиками пальцев.
  4. Носом на потолке, затем на полу.
  5. Легкими прыжками восьмерками.

II. Разминка

  • Звуковая разминка

а) чтение гласных а, о, у, ы, и, э

  • беззвучно,
  • шептом,
  • громко +,
  • “золотая середина”

б) прищелкивание, цоканье языком

в) упражнения “трубочка”, “заборчик”, “сладкое варенье”

  • Упражнение для рук “Лезгинка”
  • Внимательно слушай, думай, понимай, быстро отвечай:

— Какой день недели был вчера?
— Нынешний месяц, какой по счету в году?
— Где можно увидеть себя?
— Какова польза от коровы?
— Съедобный герой русской сказки?
— Из него видно, что делается на улице
— Чернильное пятно в тетради

  • Какие буквы ты видишь?

Учитель помещает на доске плакат размером 30х42 см. с изображением рамки. Ученикам дается задание назвать печатные буквы, которые можно увидеть в этой рамке. Например: П, Г,Б, Н и т.д.

Угадай слово по первым буквам названий предметов, изображенных на картинках

Показываю картинки: у тка, ч ерепаха, е жи, н итки, и голка, к рокодил. Ученики должны сложить правильный ответ. После чего на доску вывешивается плакат с ответом.

  • Чтение чистоговорок.

Конспект занятия по арт-терапии для детей с задержкой психического развития

Конспект занятия по арт-терапии для детей

с задержкой психического развития

Возраст: 1-2 класс;

Тема: рисование пальчиками «В мире животных»;

Цель урока: знакомство детей с техникой рисования пальчиками, повышение социальной адаптации детей с ЗПР, укрепление их психологического здоровья.

научиться рисовать точки пальчиками ;

развивать мелкую моторику рук и координацию движения рук;

воспитывать в детях интерес к изобразительной деятельности и доброжелательное отношение друг к другу.

Материалы: картинки рисунков (примеры), гуашь, мокрые салфетки, листы бумаги.

Дети садятся за общий стол и психолог рассказывает детям о важности пальцев рук, о том, как было бы человеку неудобно, если бы их не было или если бы они были неподвижны, не сгибались. Дети вступают в диалог с психологом, уточняя, что делаем мы пальцами. На каждый свой ответ психолог выполняет аналогичные движения: играют на фортепиано – показывает вместе с детьми игру на фортепиано (на столе), на гитаре – имитируют игру на гитаре, озорничают – щекочат соседа.

Психолог: Ребята, а вы знаете, что пальчиками можно не только играть на гитаре и фортепиано, держать карандаши и ложку! (дети говорят свои варианты)

Психолог: А как вы думаете, умеют ли ваши пальчики рисовать без красок, кисточек, карандашей? (дети приводят самые разнообразные примеры – это рисование пальцами на запотевшем стекле, ногтем, процарапывая замороженное стекло, пальцем на мокром песке, не снегу )

Психолог: Ребята, а давайте сейчас отгадаем загадки, которые я загадала для вас (дети отвечают).

Психолог загадывает детям загадки:

Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк,

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи. (Собака)

А с водой не знается. (Кошка)

Даёт белое. (Корова)

Есть рога, а не баран,

Хвост свечой, а не белка,

Не корова, а молоко даёт. (Коза)

Кто имеет пятачок,

Не зажатый в кулачок?

На ногах его копытца.

Ест и пьёт он из корытца. (Поросёнок)

Психолог: Вы молодцы ребята, легко справляетесь с таким сложным загадками. А теперь я покажу вам, как можно рисовать пальчиками на листе бумаге, используя краски (психолог демонстрирует рисование гуашевыми красками. А вместо кисточки пальцы. Психолог сначала рисует ромашку – окунает палец в желтую краску и ставит точку, затем палец вытирает о салфетку и снова окунает палец в белую или синюю краску и пальцем проводит продолговатые полоски вокруг желтой серединки. Затем психолог показывает, как рисуется лягушка )

Психолог: Вам понравилось? ( показывает рисунки ) (д ети отвечают).

А еще можно рисовать целой ладошкой и у вас получатся зайчики и осьминожки, жираф, поросенок, лягушка. Можно рисовать на белой и цветной бумаге.

Дети приступают к выполнению работы. Ребята задумывают целые сюжетные картинки. Увлекаясь содержанием, они делают не отпечатки, а просто рисуют пальцами рук. У каждого ребенка прослеживается в ходе работы свои прием. Одни используют каждый палец как носитель определенного цвета, а другие рисуют одновременно сразу двумя руками. Психолог напоминает детям, что лучше не опускать палец в новую краску, пока не вытрешь его тряпкой.

Весь ход занятия сопровождается легкой непринужденной музыкой.

По окончании работы психолог прикрепляет детские работы на магнитную доску.

Психолог: Ребята, вам понравилось рисовать пальчиками? (дети отвечают)

Психолог: выслушивает детские рассказы о создании пальцами своих рисунков. Каждый ребенок делится своими впечатлениями, рассказывает о своем рисунке, что он задумал в своей картинке и что изобразил.

План-конспект занятия (1 класс) по теме:
Коррекционное занятие в 1 классе для детей с ЗПР: Формирование навыков пространственной ориентировки.

Тема занятия: Формирование навыков пространственной ориентировки.

Задача занятия – формирование навыков ориентирования в пространстве и на плоскости.

1. Обучающая – закрепление знаний об основных геометрических фигурах.

2. Развивающая — развитие устойчивости внимания, умения работать по наглядному образу и словесной инструкции, развитие мелкой моторики.

3. Коррекционная – развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.

4. Воспитание познавательной активности, усидчивочти.

Оборудование: магнитная доска, наборы геометрических фигур, бумага, цветные карандаши.

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НЕПОЛНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЬНАЯ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ИМ. КРУПСКОЙ»

ОТКРЫТОЕ КОРРЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ

ОБЛАСТНЫХ КУРСОВ ИПК

ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ

У УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА С ЗПР»

Выполнила: Петкевич Л.Н.,

учитель 1 «Б» класса

Тема занятия: Формирование навыков пространственной ориентировки.

Задача занятия – формирование навыков ориентирования в пространстве и на плоскости.

  1. Обучающая – закрепление знаний об основных геометрических фигурах.
  2. Развивающая — развитие устойчивости внимания, умения работать по наглядному образу и словесной инструкции, развитие мелкой моторики.
  3. Коррекционная – развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.
  4. Воспитание познавательной активности, усидчивочти.

Оборудование: магнитная доска, наборы геометрических фигур, бумага, цветные карандаши.

1 часть: группа учащихся с низким уровнем подготовленности.

Руки вверх, в кулачок.

Разожмём и на бочок.

Руки в стороны, в кулачок.

Разожмём и на бочок.

Руки вниз, в кулачок.

Разожмём и на бочок.

Вправо, влево повернулись,

Раз – нагнулись, два – нагнулись.

После этого присели

И за парты тихо сели.

Учитель: Здравствуйте, уважаемые гости! Добрый день, ребята!

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в волшебную страну Геометрию.

— Давайте познакомимся с жителями этой страны.

Здесь живут различные

— Ребята, давайте поздороваемся с каждым жителем этой волшебной страны.

Я буду читать вам загадки о геометрических фигурах, а вы должны будете угадать их и показать мне нужную фигуру. Все фигуры находятся в конверте № 1.

Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, —
Ну, пожалуй, и довольно! —
Что ты видишь? — .
(треугольник)

Если взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте дети дружно —
Получился бы .
(овал)

Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?
(круг)

Он давно знаком со тобой,
Каждый угол в нем — прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его. (квадрат)

Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник —
Стал квадрат… (прямоугольник).

Промежуточный итог: какие фигуры живут в волшебной стране?

— Вот мы и познакомились с жителями этой страны. А как она выглядит? Давайте «нарисуем» волшебную страну Геометрию.

— Возьмите конверт с цифрой 2. Достаньте из него фигуры. Они – то и помогут нам «нарисовать» картину.

— Главный город страны расположен среди большого леса. В верхнем левом углу выложите из зелёных треугольников ель.

— В центре города находится большое озеро.

— Вокруг этого озера расположены дома. Настя Богаткина поставит домик под озером. Настя Волкова поставит домик справа от озера. Алина поставит домик слева от озера. А Дима поставит дом над озером.

— А над всей страной светит яркое солнце. Вот такая эта волшебная страна. А теперь надо узнать, кто же живёт в этих домах?

-Настя Волкова, где расположен твой домик? В твоём домике живёт фигура, которая является лишней в этом ряду:

— Объясни, почему ты выбрала эту фигуру? Положи на домик квадрат из первого конверта.

— Дима, где находится твой дом? В нём живёт фигура, которая отличается от всех остальных по размеру. Положи на домик треугольник.

— Настя Богаткина, где находится твой дом? В твоём домике живёт фигура, которая расположена между синим треугольником и зелёным квадратом. Положи на домик круг.

— Алина, где находится твой домик? В твоём домике живёт фигура, которая не является квадратом, кругом и треугольником.

Положи на дом овал.

— Промежуточный итог: какая фигура живёт в твоём домике (спросить у каждого)?

Смотрите так же:  Вздрагивает новорожденный ребенок

— Замечательно! Мы знаем, кто живёт в каждом доме. Но, как воспитанные люди, мы не можем пойти в гости с пустыми руками. Нужно обязательно подарить какой-то подарок. Во все времена, в любой стране самый ценный подарок – это подарок, сделанный своими руками. Давайте подарим нашим гостеприимным хозяевам красивые коврики.

— Возьмите белый лист. Посередине обведите круг и раскрасьте его жёлтым карандашом. Напоминаю, что нельзя выходить за границы фигуры (учитель делает всё на ватмане).

— В верхнем левом углу обведите треугольник. Раскрасьте его зелёным карандашом.

— В нижнем левом углу обведите овал. Раскрасьте его красным карандашом.

— В верхнем правом углу обведите квадрат. Раскрасьте его синим карандашом.

— В нижнем правом углу обведите прямоугольник. Раскрасьте его коричневым карандашом.

— А теперь давайте посмотрим, какие красивые коврики у нас получились.

Мы хорошо поработали и нашим пальчикам надо отдохнуть.

Кто приехал? Мы, мы, мы!

Папа, папа, это ты? Да, да, да!

Мама, мама, это ты? Да, да, да!

Братец, братец, это ты? Да, да, да!

Ах, сестрица, это ты? Да, да, да!

Все мы вместе! Да, да, да!

Общий итог: — Итак, ребята, у кого в гостях мы побывали? Покажите, где левая сторона? Покажите, где правая сторона? Что находится над нами? Что находится у нас под ногами?

— На этом наше занятие окончено. Прошу вас потихоньку выйти в коридор.

2 часть: группа учащихся с уровнем подготовленности выше среднего.

Мы проверили осанку,

И свели лопатки.

Мы походим на носках,

А потом – на пятках.

Пойдём мягко, как лисята,

И, как мишка косолапый,

И, как заинька – трусишка,

И, как серый волк – волчишко.

Вот свернулся ёж в клубок,

Потому, что он продрог.

Лучик ёжика коснулся –

Ёжик сладко потянулся.

— Ребята, сегодня мы отправимся на экскурсию в лес. Но экскурсия наша будет необычной: мы проведём её, не выходя из класса.

Для начала нам необходимо подготовить к работе наши руки.

Задание: найдите верхний ряд дырочек. В левую дырочку снизу вверх вставьте концы шнурка и продёрните так, чтобы небольшой кончик остался снизу. Вставьте шнурок в правую верхнюю дырочку сверху вниз. Протяните шнурок и т.д..

— Ну что же, все готовы к путешествию. Мы выходим из дома.

— В ваших конвертах лежат фигуры, которые понадобятся вам для постройки дома: 4 жёлтых треугольника и 1- красный. Красный треугольник – это крыша, а жёлтые – это сам дом (на доску и на парты выкладываются красные треугольники). Как нужно выложить жёлтые треугольники, чтобы из них получился квадрат?

(на магнитной доске выкладывается аналогичный дом)

— До леса путь неблизкий, тропинка извилистая.

(выкладывается полоска с «тропинкой»)

Вам нужно воспроизвести «тропинку» на этом листе. Определите, откуда она начинается: сколько клеток отступаем и в каком направлении? Куда движемся затем? Продолжите узор самостоятельно.

1 клетка , 1 клетка , 1 клетка , 1 клетка , 1 клетка , 2 клетки и т.д..

— По дороге нам встречаются необычайно красивые цветы (на магн. доску выставляются картинки цветов).

3.«Нарисуйте такую же фигуру».

— Цветок также можно нарисовать по клеточкам. На ваших листах есть вот такой цветок (на магн. доску выставляется рисунок.) Ваша задача – воспроизвести этот цветок на правом поле. Определите начальную точку (сколько клеток вниз, сколько – вправо, куда двигаться дальше?).

— Вот мы и не заметили, как дошли до леса (выставляются фигурки дерева и ёлки). В лесу нужно двигаться тихо, чтобы не напугать животных.

4.«Пальчиковая гимнастика»: сначала правой, затем – левой рукой, а потом – обеими.

Тише, тише! Не шумите.

Наших деток не будите.

Станут птички щебетать,

Будут пальчики вставать.

— Вы ничего не слышите? Кто-то шуршит в траве. Кто же это может быть?

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?

— Кто же это? Правильно, это белка (на доску выставляется фигурка белки). Ребята, а что же белочка ищет в траве? Давайте узнаем. Но для этого нам надо потренировать наши глаза.

5.«Коррегирующая гимнастика для глаз»:

— «палец двоится»: вытянуть руку перед собой, поднять указательный палец и приближать руку к носу до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. Повторить 3-4 раза.

— «зоркие глазки»: выполнить глазами шесть кругов вправо, затем шесть кругов влево.

— «стрельба глазами»: двигать глазами из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем – вправо, затем – вверх и вниз. Повторить не спеша 5-6 раз.

— Ну что ж, теперь можно приступить к выполнению задания. На ваших листах осталось чистым ещё одно поле. Чтобы удобнее было работать, на нём нанесены 2 линии. Точка, где они пересекаются, обозначена цифрой «0». Каждая цифра по линиям обозначена своим порядковым номером. Нам нужно будет найти точки по координатам и затем соединить их линиями. Первая цифра в скобках показывает направление по горизонтали, а вторая цифра – по вертикали.

Координаты: 1 (1 — 4), 2 (4 — 7), 3 (6 — 7), 4 (9 — 4), 5 (6 — 4), 6 (6 — 0), 7 (4 — 0), 8 (4 — 4).

— Соедините точки прямыми линиями. Что получилось? Оказывается, белка искала в траве грибы. А для чего она это делает? Что ещё заготавливает белка на зиму?

А знаете ли вы, что белки оказывают огромную помощь в восстановлении наших лесов. Белка закапывает в землю жёлуди, орехи, но очень быстро забывает это место. Если орех долго лежит в земле, он начинает прорастать. И через некоторое время в лесу появляется молоденькая ёлочка или маленький дубок.

Мы капусту рубим,

Мы капусту трём,

Мы капусту солим, мы капусту жмём.

Если останется время – «вышить» гриб крестиком.

7. Подведение итогов: куда мы ходили на экскурсию? Что мы встретили по дороге в лес? Кого увидели мы в лесу? Что делала белка?

— Ребята, нам пора возвращаться. А о том, что ещё интересное и необычное можно увидеть в лесу, мы с вами узнаем на следующем занятии.

Занятие проводилось в 1б классе для детей с задержкой психического развития.

В классе 12 человек.

У всех детей данного класса слабо сформированы основные психические функции и познавательные процессы: логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, восприятие, память, умение ориентироваться на плоскости. Отмечается замедленность переработки сенсорной информации, пониженная работоспособность. Уровень познавательной активности низкий. Десять человек имеют общее недоразвитие речи.

В первой группе работали учащиеся с низким уровнем развития познавательных и психических процессов (коротко о каждом ученике).

Во второй группе работали учащиеся, уровень развития познавательных и психических процессов которых, выше среднего (коротко о каждом).

В связи со всем выше перечисленным, при планировании занятия я учитывала состояние здоровья детей, особенности их высшей нервной деятельности, индивидуальные особенности и работоспособность.

Занятие проведено в соответствии с календарно-тематическим планированием по коррекции познавательных процессов на основе программы коррекционной работы для детей с задержкой психического развития.

Тема занятия: «Формирование навыков пространственной ориентировки».

Задача занятия – формирование навыков ориентирования в пространстве и на плоскости.

  1. Обучающая – закрепление знаний об основных геометрических фигурах.
  2. Развивающая — развитие устойчивости внимания, умения работать по наглядному образу и словесной инструкции, развитие мелкой моторики.
  3. Коррекционная – развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.
  4. Воспитательная – воспитание познавательной активности и любознательности.

При проведении занятия использовались следующие направления коррекционной работы:

— Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций: артикуляционного аппарата, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации и зрительно-моторной координации.

— Формирование умений и навыков, необходимых для ориентирования в задании, для умения выполнять работу в соответствии с наглядным образцом и словесными инструкциями.

— Охрана и укрепление соматического и психического здоровья школьников.

При планировании занятия учитывались следующие принципы коррекционной работы:

— Подбор заданий, максимально возбуждающих познавательную активность учащихся.

— Соответствие заданий психологическим и возрастным особенностям детей.

— Принцип оптимального сочетания словесных, наглядных и практических методов обучения.

— Принцип деятельностного подхода.

— Создание комфортной обстановки и ситуации успеха.

Для реализации целей занятия использованы следующие методы работы и педагогические технологии:

  1. Наглядно-образный метод.
  2. Словесный.
  3. Дифференцированный
  4. Практический.

— Технология коррекционно-развивающего обучения.

— Технология личностно-ориентированного обучения.

На занятии были созданы благоприятные условия для усвоения материала, поддерживалась атмосфера успешности, для снятия эмоционального и физического напряжения проводились физминутки и упражнения на мышечную релаксацию (коррегирующая гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика).

Все дети работали увлечённо.

Я считаю, что с задачами занятия дети справились на среднем уровне.

Другие статьи

  • Какой размер пособия по уходу за ребенком до 3 лет Продлят ли пособие по уходу за ребенком до 3 лет малоимущим В 2015 году Премьер-министр РФ дал поручение Правительству рассмотреть возможность введения с 2016 года социальных выплат матерям, которые воспитывают детей в возрасте от 1.5 до 3 лет, на основе принципов […]
  • Мониторинг детей 1 младшей группы Материал (младшая группа) по теме: Аналитическая справка по результатам мониторинга образовательного процесса и детского развития в первой младшей группе № 2 на 2015-2016 учебный год. С целью определения степени освоения детьми образовательной программы и влияния […]
  • Ежемесячное пособие на детей школьного возраста ПОСОБИЕ на ребёнка школьного возраста Сборник "Ваш Юридический советник"№28 Сборник "Ваш Юридический советник"№30 Размер пособия на школьника на 2017 год: 848 руб. 1 225 руб. - на ребенка в неполной семье, семье военнослужащего (по призыву). Размер пособия […]
  • Сколько часов должен спать ребенок в 10 лет Сколько ребенку нужно спать? Нормы сна ребенка меняются в зависимости от возраста: На первой-второй неделе жизни новорожденному необходимо спать 16,5 часов в сутки. При этом, днем ему важно спать не менее четырех раз. С одного до трех месяцев норма сна малыша — […]
  • Ребенок спит 15 минут и просыпается Ребенок спит 15 минут и просыпается Как уложить спать снова? Как уложить спать снова? Сообщение kiwkoblood » Сб янв 31, 2015 18:37 Как уложить спать снова? Сообщение Лю » Сб янв 31, 2015 23:20 kiwkoblood , поскольку время первого просыпания примерно известно, я […]
  • Выплаты военнослужащим по уходу за ребенком до 15 лет Размер выплаты пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет женщинам военнослужащим Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, в каком размере я буду получать пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет в 2015 году, если я военнослужащая. Слышала, что у военных расчет иной, чем в […]