Уроки кризиса великой депрессии

Как пережить кризис. Уроки Великой депрессии

Опыт Великой депрессии 1929-1933 гг. сегодня актуален как никогда. Уроки грандиозной экономической катастрофы 80-летней давности заслуживают самого пристального внимания, тем более что рецепты выхода из кризиса универсальны во все времена.

Как нам избежать повторения той страшной трагедии? Ведь первая Великая депрессия привела не только к колоссальным финансовым потерям, но и многомиллионным человеческим жертвам — и речь не только о массовых разорениях, безработице, отчаянии и сломанных судьбах.

Эта книга убедительно доказывает: чтобы покончить с Великой депрессией, помимо решительных антикризисных мер правительства Рузвельта, потребовалась еще и Вторая мировая война. Не приведет ли и сегодня ухудшение экономической ситуации к глобальному вооруженному конфликту? Слишком уж велик соблазн решать собственные проблемы и выбираться из финансовой ямы за счет других.

Великая депрессия: выход и уроки

Цели урока:

  • На основе кейс-технологии проанализировать цели, содержание мероприятий и результаты выхода из «Великой депрессии» (экономического кризиса) 1930-х годов в США, Германии и Франции.
  • Сделать выводы о уроках Великой депрессии применительно к сегодняшнему дню.
  • Развивать учебно-информационные компетентности: умения анализа, работы с текстом, создания авторского продукта; социальных компетентностей; умения самостоятельной работы и работы в группе, коммуникативные навыки, презентационные умения.
  • Формирование уважения к ценностям либеральной демократии и непринятия фашистской, националистической идеологии, ценностей тоталитарного государства.

Подготовка:

Учащимся дается опережающее домашнее задание:

  1. 3 группы представляют политику:
    • Фашистской партии в Германии;
    • Правительства Народного фронта во Франции;
    • «Нового курса» Рузвельта в США.
  2. Группа аналитиков — анализ путей выхода из кризиса.
  3. Группа экспертов — изучают историю Великой депрессии, готовят вопросы к группам.

План урока:

  1. Великая депрессия: особенности, причины, последствия.
  2. Политика фашисткой партии в Германии по выходу из кризиса (выступление группы).
  3. «Новый курс» Рузвельта в США (выступление группы).
  4. Деятельность Народного фронта во Франции (выступление группы).
  5. Уроки «Великой депрессии».
  6. Рефлексия.

Великая депрессия: особенности, причины, последствия.

Осенним днем 1929 года Джон Пирпонт Морган, банкир и финансист, остановился напротив уличного чистильщика обуви, чтобы привести в порядок штиблеты.
— Кстати, как там фондовый рынок? — поинтересовался чистильщик, работая щетками. — Я недавно прикупил акции одной железнодорожной компании, можно ли рассчитывать на рост?
Морган промолчал. А придя в свой банк, отдал распоряжение брокерам: «Продавайте всё. На рынке, куда пришел чистильщик обуви, мне делать нечего».
Спустя всего несколько недель американский рынок полетел вниз, разоряя чистильщиков, банкиров, кинозвезд и простых клерков. 28 октября 1929 года, с «черной пятницы» на фондовом рынке, начался самый тяжелый экономический кризис ХХ века — Великая депрессия.

Кризисы — обычное явление в условиях рыночной экономики, но этот имел свои особенности:

  • МАСШТАБ – глобальный (роль США в мировой экономике после 1 мир. войны) — диаграмма «Роль США в мировом промышленном производстве». На Нью-Йоркской фондовой бирже в 1920-е годы воцарилась невиданная горячка: искусственное повышение курса акций в спекулятивных целях, а также «отмывание денег», полученных криминальным путем (сухой закон), привело к тому, что цены на акции достигли запредельных высот и в «черный вторник» начался обвальное падение курсов акций. Затрещала вся финансовая система США, а затем и финансы всего мира. Денег в обращении становилось все меньше, экономическая активность все ниже.
  • ГЛУБИНА: промышленное производство = началу века, 1/3-1/5- безработных; обострение выше обычного социальных проблем (встал вопрос- кто должен решать социальные проблемы, какой механизм для этого запустить).
  • ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: спад 1929-1932, но восстановление экономики продолжалось до второй мировой войны.

Это показало, что традиционный рыночный механизм выхода из кризиса не работает, необходимо запустить какой-то иной механизм.

  • Определите, что мы должны выяснить сегодня на уроке, исходя из темы урока, какие проблемы проанализировать? (формулирование вместе с учащимися цели урока)
  • Установите причины мирового экономического кризиса (работа в интерактивном режиме, 3 минуты учащиеся 3-х групп выводят причины кризиса, записывают маркерами на листах формата А3 и затем представляют классу).

Выведены следующие черты:

  1. рост роли США в мировой экономике после 1 мировой войны;
  2. спекулятивные операции на биржах;
  3. банки не вкладывали капиталы в реальное производство;
  4. слабость рыночной экономики свободной конкуренции, характерной для XIX в.;
  5. массовое производство не получило массового потребителя.

На каких сферах отразился мировой экономический кризис (последствия)?
Перед обсуждением — просмотр фотохроники (работа в интерактивном режиме, 3 минуты учащиеся 3-х групп выводят последствия кризиса, записывают маркерами на листах формата А3 и затем представляют классу)

Выведены следующие последствия:

  1. экономические — падение цен, разорение предприятий, сокращение объемов промышленного производства (на 50-60 %);
  2. социальные — безработица — 10 миллионов безработных только в США (пособий по безработице практически нигде не было), массовая бедность, разочарование в существующих порядках, пессимизм, отчаяние;
  3. политическая — разочарование в существующих политических режимах, усиление роли коммунистических и фашистских партий.

Какой путь из кризиса выбрать?

Политика фашистской партии в Германии по выходу из кризиса

выступление группы
План выступления:

  1. Особенности кризиса в Германии.
  2. Цели фашистского правительства.
  3. Основные мероприятия по выходу из кризиса и стабилизации положения в стране (экономические, социальные, политические).
  4. Результаты реализации политики.

После презентации группы, «эксперты» задают вопросы по сущности и результативности политики фашистского правительства.

«Новый курс» Рузвельта в США

выступление группы
План выступления:

  1. Особенности кризиса в США.
  2. Цели правительства Рузвельта, сущность идеологии кейнсианства.
  3. Основные мероприятия «нового курса» по выходу из кризиса и стабилизации положения в стране (экономические, социальные).
  4. Результаты реализации политики «нового курса».

После презентации группы, «эксперты» задают вопросы по сущности и результативности «нового курса».

Деятельность Народного фронта во Франции (выступление группы)

выступление группы
План выступления:

  1. Особенности кризиса во Франции.
  2. Партийный состав и цели правительства Народного фронта.
  3. Основные мероприятия правительства Народного фронта по выходу из кризиса и стабилизации положения в стране (экономические, социальные, политические).
  4. Результаты деятельности Народного фронта.

После презентации группы, «эксперты» задают вопросы по сущности и результативности политики Народного фронта

Уроки «Великой депрессии»

  1. Какой путь выхода из кризиса:
    • оказался более эффективным;
    • более социальноориентированным;
    • способствовал развитию и совершенствованию экономики страны;
    • был ценен для международного опыта.
  2. Чьим интересам отвечала политика Рузвельта, Гитлера, Народного фронта?
  3. Что общего можно увидеть во всех трех вариантах выхода из кризиса? Какие изменения претерпела либеральная рыночная экономка после кризиса 1930-х гг?
  4. Какие уроки можно извлечь сегодня, в условиях мирового экономического кризиса, политикам из опыта Великой депрессии? (роль США в мир. экономике)

(работа в интерактивном режиме, 3 минуты учащиеся 3-х групп выводят уроки Великой депрессии, записывают маркерами на листах формата А3 и затем представляют классу)

Проанализировать, как мы реализовали цели урока, чего достигли? Смогли ли ответить на все поставленные вопросы?
Предложения.
Анализ по формуле «Я», «Мы», «Дело».

Домашнее задание

письмо о политике фашистской партии в 1930-е гг.:

  • от имени одного из лидеров НСДАП;
  • от имени профессора Берлинского университета;
  • от имени врача-еврея, проживающего в Германии;
  • выбрать своего героя (очевидца событий).

В письме необходимо:

  • привести достоверные факты,
  • использовать прием стилизации,
  • выразить отношение «автора» письма к происходящим события.

Презентация к уроку (Приложение 1).
Презентации учеников (Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4).

Уроки кризиса надо учить

Заметное снижение темпов роста мировой экономики, которое наблюдается в последнее десятилетие, принято связывать с целым рядом структурных проблем — демографическим кризисом, ростом экономических дисбалансов и неравенства. Однако, возможно, самым важным фактором, который объясняет ухудшение показателей экономического роста в мировом масштабе, является резкое ухудшение качества экономической политики. Причем дело отнюдь не только в растущем протекционизме в области торговли и инвестиций, хотя действительно в последнее время мировое хозяйство обновляет в этой области все антирекорды.

Основная проблема в том, что мировое хозяйство пока так и не извлекло все уроки из кризиса 2007–2008 годов и не провело капитальный ремонт экономической системы, как это сделала мировая экономика, и в особенности США после Великой депрессии. Одним из признаков застоя в области экономических преобразований в мировой экономике является последовательное падение доли стартапов — новых компаний — в общем количестве экономических агентов. Показатели экономических реформ, которые отслеживаются международными организациями, тоже указывают на неблагоприятные тенденции. В 2016 году ОЭСР выпустила ежегодный доклад о ходе реформ в различных странах мира. По данным ОЭСР, среди развитых стран полностью провели реформы, направленные на повышение экономического роста (меры ОЭСР Going for Growth 2016), только 14,2%. Остальные — или в процессе выполнения (36,4%), или провели их в ограниченном размере (49,4%). Из развивающихся стран провели реформы в полном объеме только 7,8%.

Несмотря на негативные тенденции в области экономических преобразований в мировой экономике, ОЭСР отмечает, что среди развитых стран активной реализацией реформ отметилась Япония, в то время как среди развивающихся рынков ОЭСР называет Китай, Индию и Мексику. Случай с Индией особенно показательный, так как свидетельствует о возможностях ускорения экономического роста в условиях некоторого ужесточения денежно-кредитной политики.

Смотрите так же:  Как выйти из депрессии если тебя бросила девушка

Основой экономических реформ стал курс на улучшение инвестиционного климата, при этом жесткая денежно-кредитная политика с начала 2014 года способствовала снижению инфляции с 10% (средняя за 2010–2013 годы) до уровня 5,8% (средний темп прироста за 2014–2015 годы). Одновременно наблюдалось ускорение роста ВВП — после некоторого замедления роста в 2012–2013 годах (до 5,9 и 6,3% соответственно) отмечалось восстановление роста в 2014 году до 7,1% и в 2015 году до 7,3%. В 2016–2017 годах возможно дальнейшее ускорение роста ВВП до более 7,5% в год.

Интересным примером выхода из кризиса является, в частности, Ирландия, которая пережила в 2009 году серьезный социально-экономический кризис, приведший к обрушению национальной банковской системы, росту безработицы и дефициту федерального бюджета. Ирландия стала первой страной в Евросоюзе, которая официально вошла в рецессию. Ее ВВП в 2009 году упал на 5,6%, в связи с чем Ирландии была выделена финансовая помощь по линии ЕС и МВФ в 2008–2013 годах для преодоления кризиса. В этот период правительством был принят план восстановления экономики на 2011–2014 годы.

В результате выполнения плана в 2014–2015 годах в Ирландии отмечен самый высокий рост ВВП среди стран ЕС. В 2016 году МВФ прогнозирует рост ВВП Ирландии на уровне 5% с постепенной стабилизацией на уровне 3% в среднесрочной перспективе.

Наконец, есть примеры активных экономических реформ и в странах ЕАЭС, в особенности в Казахстане и Белоруссии. Среди мер, проводимых в Белоруссии в 2015–2016 годах и планируемых к реализации в 2017 году, можно отметить переход к гибкому обменному курсу, пенсионную реформу, переход на индикативное планирование и отмену директивных показателей для предприятий государственного сектора. В текущем году Белоруссия вошла в десятку ведущих стран мира по проведению реформ, благоприятных для бизнеса, по данным последнего доклада Всемирного банка «Ведение бизнеса-2017».

Казахстан является одной из наиболее успешных стран ЕАЭС в области проведения экономических реформ. Из объявленных преобразований (план нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» президента Казахстана) интересны формирование более компактного государственного аппарата и сокращение бюджетных расходов на содержание аппарата, а также создание государственной корпорации «Правительство для граждан», которая станет единым провайдером государственных услуг по образцу Canada Service в Канаде, Centrelink в Австралии и интегрирует все центры обслуживания населения в единую систему. Следует также отметить рациональное и адресное использование бюджетных резервов Казахстана для поддержания роста инвестиций и развития инфраструктуры, что позволило предотвратить скатывание экономики в рецессию.

Для России текущий глобальный контекст представляет как вызов, так и определенные возможности. Застой в темпах экономических преобразований в мировой экономике усугубляет проблему низких темпов роста мирового хозяйства и цен на нефть. С другой стороны, в таких условиях у России есть шанс за счет мер по повышению эффективности бюджетных расходов и улучшению инвестиционного климата сделать рывок по сравнению с другими странами в укреплении позиций нашей страны в борьбе за привлечение торговых потоков и инвестиций. Примеры ряда успешных стран, в том числе и соседей по ЕАЭС, могут служить для нас полезным ориентиром.

Автор — главный экономист Евразийского банка развития

Уроки Великой депрессии

До недавнего времени считалось, что причины Великой депрессии установлены. Но в последние годы экономисты вновь обратились к ее изучению, используя последние достижения экономической теории и количественных методов. Новые исследования принесли неожиданные результаты. Оказалось, что некоторые аспекты депрессии никак не укладываются в привычные объяснения.

Традиционная точка зрения состоит в том, что депрессия начиналась как обыкновенная рецессия, которая переросла в депрессию из-за череды банковских кризисов и неспособности Федеральной резервной системы увеличить денежное предложение. Восстановление экономики шло своим ходом до 1937 года, когда ФРС вдруг повысила норму резервирования, а президент Рузвельт сократил объемы бюджетных расходов.

Однако ни глубина депрессии, ни ее длительность не согласуются с традиционными объяснениями. Депрессия была суровой с самого начала — промышленное производство в первый же год упало на 35%, задолго до набега вкладчиков на банки и сокращения денежного предложения.

Да и продолжалась она гораздо дольше, чем следовало. После 1933 года производительность быстро росла, ликвидности было хоть отбавляй, банковский сектор стабилизировался, дефляция была побеждена, а ФРС стимулировала спрос, увеличив денежную базу в 1933-1939 годах более чем в два раза. Несмотря на это, экономика даже не приблизилась к долгосрочному тренду. В 1939 году по сравнению с долгосрочным трендом потребление на душу населения не восстановилось вообще, а количество рабочих часов выросло всего на 20%. Объем инвестиций немного увеличился, но все равно был ниже тренда более чем на 60%.

Депрессия продолжалась все 1930-е, без особых признаков восстановления. Но этот факт укрылся от взгляда экономистов, которые обращали внимание на темпы роста валового внутреннего продукта и изменение уровня занятости. Некоторые экономисты указывают на сравнительно быстрый рост производства и снижение безработицы как на признаки выхода из кризиса. Но безработица — очень ненадежный индикатор. Она не учитывает ни того, сколько рабочих мест было восстановлено и создано вновь, ни количества отработанных часов. Кроме того, на этот показатель влияет тот факт, что хронические безработные в какой-то момент просто перестают искать работу.

Чтобы судить о восстановлении исходя из роста производства, нужно иметь некий критерий. И по эмпирическим, и по теоретическим критериям рост должен был быть куда более быстрым, чем в действительности, особенно учитывая увеличение производительности труда. На самом деле почти весь рост производства был обусловлен увеличением производительности, а не количества отработанных часов. В этом смысле глубина и продолжительность депрессии просто не имеют аналогов в истории.

По каким же причинам депрессия оказалась настолько глубокой и продолжительной? Ответ на этот вопрос некоторые экономисты ищут, изучая рынок труда. Их интерес вызван не только тем, что количество рабочих часов оставалось на низком уровне в течение всей депрессии, но и тем, что зарплаты в промышленности в конце 1930-х годов были на 20% выше долгосрочного тренда.

Зарплаты выше рыночных и депрессия — вещи абсолютно несочетаемые. Депрессия — это по определению период низкой занятости и низкого уровня жизни. Обычные силы спроса и предложения должны были привести к снижению зарплат, что, в свою очередь, уменьшило бы издержки бизнеса и увеличило занятость и объемы производства.

Почему же закон спроса и предложения не сработал? Главной причиной стала, по всей видимости, государственная политика, нацеленная на ограничение конкуренции. В 1933 году с целью выхода из кризиса был принят закон о восстановлении национальной промышленности. Он разрешал компаниям открыто вступать в сговор, что раньше было прямо запрещено антимонопольным законодательством. Речь могла идти об установлении минимальных цен или ограничении объема производства. Промышленники получили право формировать картели, а взамен должны были поделиться частью своих монопольных прибылей с работниками, повысив им зарплаты.

Многие отрасли приняли кодексы добросовестной конкуренции, и после их одобрения правительством цены на продукцию этих отраслей и зарплаты подскочили вверх. В отраслях, где сговора не было, например в сельском хозяйстве, цены и зарплаты оставались низкими.

Даже после того как закон о восстановлении был признан неконституционным, та же практика была сохранена благодаря принятию Национального закона о трудовых отношениях — закона Вагнера. Он существенно усилил переговорные позиции профсоюзов и привел к дальнейшему росту зарплат, включая их существенное повышение незадолго перед рецессией 1937-1938 годов. Антимонопольные санкции тоже почти не применялись.

В конце 1930-х эта политика начала меняться, и количество рабочих часов стало расти. В конце 1940-х в закон Вагнера были внесены поправки, и зарплаты в промышленности пришли в соответствие с производительностью, а число рабочих часов на душу населения вернулось к нормальному уровню.

Для более полного понимания Великой депрессии историкам и экономистам придется еще немало потрудиться. Но почти наверняка удовлетворительное изложение истории невозможно без ответа на вопрос, почему не сработали нормальные рыночные силы конкуренции, особенно на рынках труда в промышленности.

Автор — профессор Калифорнийского университета в Лос-Анжелесе.

Уроки Великой депрессии: быль о потерянном времени

Нынешний кризис оживил дискуссии о Великой депрессии. Один читатель сообщил мне, что по запросам «Великая депрессия» и «Новый курс» Google выдает на несколько миллионов больше страниц, чем год назад. И хотя нынешние события куда безобиднее депрессии, их часто сравнивают, особенно когда речь заходит о том, что следует или не следует делать правительству. Сравнения прекратятся нескоро, поскольку кризис продолжается и кто-то уже призывает правительство снова увеличить расходы, чтобы восстановить экономику.

Некоторые комментаторы и члены Конгресса предостерегали против масштабных государственных вливаний, ссылаясь на мои исследования Нового курса. Сторонники масштабного стимулирования экономики за счет бюджета цитировали других экономистов — в частности, председателя экономического совета при президенте Кристину Ромер. И я, и Ромер представили свои взгляды перед банковским комитетом сената. Ее аргументы можно увидеть здесь, мои — здесь.

Смотрите так же:  Клиника неврозов имСоловьева отзывы

Стоит ли говорить о том, что наши взгляды на Новый курс и его последствия существенно разнятся. Моя работа (выполненная совместно с Гарольдом Коулом из Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе) показывает, что некоторые программы Нового курса, в частности повысившие монополизацию и увеличившие уровень зарплат по сравнению с производительностью труда, значительно задержали восстановление экономики, которое в противном случае происходило бы куда быстрее и завершилось к 1937 году. Я также утверждал, что восстановление, случившееся в результате нового курса, не имеет ничего общего с повышением совокупного спроса, лежащим в основе кейнсианской доктрины. Ромер, напротив, утверждает, что восстановление экономики было быстрым, реальный объем производства на душу населения рос темпом 6% в год, а источником роста было увеличение совокупного спроса за счет бюджетной экспансии.

Так почему же я и Ромер (и шире — экономическая наука в целом) спорим по поводу Великой депрессии? И что это значит для понимания нынешнего кризиса? Для начала оценим значимость повышения совокупного спроса в восстановлении экономики во время реализации Нового курса президента Рузвельта. Я не считаю его особо важным по той причине, что оно не привело к существенному изменению числа рабочих часов. При этом с точки зрения защитников теории совокупного спроса он должен расти благодаря увеличению занятости, а значит, и отработанных часов.

Между 1929 и 1933 годами количество часов, отработанных взрослым американцем, включая государственных служащих, сократилось примерно на 27%, и к 1939 году оставалось на 22% ниже уровня начала депрессии. Для многих, включая экономистов, эти цифры становятся сюрпризом, потому что безработица в то время сократилась, а это происходит обычно вместе с увеличением числа рабочих часов. Но уровень безработицы не лучший индикатор количества работы в годы Нового курса, потому что некоторые программы правительства были открыто нацелены на разделение одного и того же объема работы между большим количеством занятых. Укоротив среднюю рабочую неделю, власти увеличили занятость, но это не значит, что общее количество работы выросло.

Однако если работы не стало больше, то почему увеличился объем производства? Ответ: благодаря росту производительности, которая в 1933-1939 годах увеличилась на 30%. Большая часть роста ВВП объясняется именно этим фактором. Это важно, поскольку на производительность труда влияют не совокупный спрос, а технологический прогресс и инновации. Поскольку восстановления занятости не произошло, экономика и во время быстрого роста производства оставалась заметно ниже долгосрочного тренда, даже в конце 1930-х. ВВП на душу населения в 1933 году был ниже тренда на 38% , в 1939-м — на 27%.

Критика Нового курса нереалистична, возражают нам: в те годы экономика не могла расти быстрее, столь глубокой была депрессия. Но нет никаких сомнений, что она могла расти быстрее, хотя бы потому, что рынок труда должен был восстанавливаться более энергично. Более того, мысль о том, что депрессивная экономика не может расти быстро, ошибочна. Быстрый рост свойственен как раз депрессивным экономикам при улучшении фундаментальных показателей, таких как производительность труда. Между серединой 1932 года и серединой 1933 года, как раз перед принятием закона о восстановлении национальной промышленности (NIRA), промышленное производство выросло на 62%. Да-да, на 62% за один год, и как раз тогда, когда депрессия достигла своего дна. Что могло бы вызвать такой бурный рост? Мильтон Фридман считал, что производители наращивали производство в свете скорого принятия закона о восстановлении, который, как они понимали, повысит издержки и ограничит конкуренцию.

Сторонники бюджетной накачки любят приводить рост занятости и ВВП в подтверждение успешности Нового курса. Ничего не скажешь: статистика, на которую они ссылаются, выглядит убедительно. Но, глубже изучив источники роста ВВП и заметив, как мало рабочих часов было восстановлено, мы видим совсем другую картину и должны извлечь из нее совсем другие уроки. Сомневаюсь, что сейчас производительность будет расти так же быстро, как в 1930-е годы. Обычно во время рецессии производительность и вовсе сокращается, а сейчас находится на нормальном уровне, но вряд ли стоит ждать ее существенного роста. Это означает, что для выхода из кризиса, увеличения доходов и роста производства нам придется полагаться исключительно на восстановление объема рабочего времени. А в этом Новый курс как раз не преуспел.

Автор — профессор Калифорнийского университета в Лос-Анжелесе.

Уроки Великой депрессии для кризиса 2009 года. Размышления главы экономических советников президента Обамы

Ирина Лагунина: Администрация Барака Обама сталкивается с растущей критикой своей экономической программы и ее непопулярностью среди рядовых американцев. В этой ситуации высокопоставленные советники президента начали кампанию в защиту антикризисного плана. На днях с развернутым изложением своих взглядов на кризис и меры противодействия ему выступила глава группы экономических советников при президенте Кристина Ромер. Рассказывает Владимир Абаринов.

Владимир Абаринов: 11 марта исполнилось 50 дней пребывания Барака Обамы на посту президента. Его личный рейтинг остается высоким – действия главы государства одобряют 60 процентов избирателей. Вместе с тем, более 50 процентов американцев считают, что страна идет неправильным путем. Еще меньше энтузиазма они проявляют в отношении плана стимулирования экономики, а 53 процента уверены, что Америка вступает в депрессию, аналогичную Великой депрессии 30-х годов прошлого века. Такой психологический настрой общества не может не беспокоить администрацию. И сам президент, и члены его кабинета начали разъяснительную работу. При этом акценты заметно изменились. Не далее как в четверг президент Обама заявил, что кризис отнюдь не так глубок, как считалось прежде, а потому есть все основания для оптимизма.
Эту линию продолжила один из главных разработчиков программы оздоровления американской экономики — председатель группы экономических советников при президенте Кристина Ромер, выступая на днях в вашингтонском Институте Брукингса. До своего назначения на этот пост Ромер была профессором экономики Калифорнийского университета в Беркли. Сфера ее профессиональных интересов включает макроэкономические процессы времен Великой депрессии. Ее выступление было посвящено урокам, которые можно и должно извлечь из истории Великой депрессии сегодня.

Кристина Ромер: Думаю, для начала важно отметить, что, хотя текущий спад, бесспорно, серьезен, он бледнеет по сравнению с тем, что испытали наши родители и родители наших родителей в 30-е годы прошлого века. Опубликованный в прошлую пятницу доклад о занятости гласит, что уровень безработицы в Соединенных Штатах достиг 8,1 процента. Ужасная цифра, означающая трагедию для миллионов американских семей. Но в 30-е годы в самый худший период уровень безработицы достиг почти 25 процентов, и из этой четверти от общего числа трудоспособных американцев лишь очень немногие пользовались социальной поддержкой, позволяющей сегодня семьям удовлетворить хотя бы основные потребности во время безработицы.
Аналогичная картина и с данными по валовому внутреннему продукту. Скорректированные сведения за прошлый месяц говорят о том, что реальный ВВП сократился почти на два процента по сравнению с наилучшим показателем. Но в период между пиком 1929 года и обвалом Великой депрессии в 1933-м реальный ВВП уменьшился на 25 процентов.

Владимир Абаринов: Как и в годы Великой депрессии, состояние фондового рынка в значительной мере определяется настроениями его участников. Однако разница в том, что в 30-е годы прошлого века не существовало такого обширного рынка производных финансовых инструментов, в частности, вторичных долговых обязательств, и его тесной взаимосвязи с производством.

Кристина Ромер: В 1929 году крах и крайняя неустойчивость курсов акций заставили потребителей и компании просто перестать тратить деньги. В нынешнем кризисе обвал цен на жилье и курсов ценных бумаг облегчил кошельки, поколебал доверие к рынку и повлек за собой резкий рост объема средств на сберегательных счетах — потребитель затаился после того, как сильно сократился размер его собственности, а будущее внушало неуверенность.
В 30-е годы коллапс производства и богатства привел к банкротствам и исчезновению почти половины американских финансовых институтов. Это, в свою очередь, имело два разрушительных последствия: резкое сокращение денежной массы и крах кредитного рынка.
В нашем случае современные финансовые инструменты привели к прямой зависимости рыночной стоимости активов от состояния финансовых институтов. Прошлой осенью мы наблюдали сокращение кредитования и поняли, насколько важен кредит для эффективного функционирования американского бизнеса и домашних хозяйств.

Владимир Абаринов: Сходство Великой депрессии с нынешним кризисом заключается и в их глобальном масштабе. В первой трети прошлого века еще не существовало многосторонних соглашений о свободной торговле, однако взаимозависимость национальных экономик ведущих промышленных держав была уже очень высокой.

Кристина Ромер: Ключевая особенность Великой депрессии состояла в том, что фактически каждая индустриально развитая страна столкнулась с серьезным сокращением производства и громадным ростом безработицы. В прошлом году была надежда, что нынешний спад, возможно, окажется чисто американским, что на мировых рынках спрос останется высоким и вытянет нас из трясины.
Однако за прошедшие месяцы мы поняли, что эта надежда не оправдалась. Когда появилась статистика, мы узнали, что Европа, Азия и многие другие регионы сталкиваются с таким же, как наш, если не бóльшим спадом. На самом деле не только мировой спрос не помог нам, но падение спроса со стороны США оказало разрушительное влияние на экспортно-ориентированные экономики таких стран, как Tайвань, Китай и Корея.
Это сходство между Депрессией и сегодняшним спадом означает, что президент Обама начинает свое президентство и свой путь к оздоровлению экономики, сталкиваясь во многом с теми же вызовами, с которыми столкнулся Франклин Рузвельт в 1933 году. Наши потребители и частные предприниматели не имеют никакого желания тратить деньги или вкладывать их. Наши финансовые учреждения находятся в напряженном состоянии и неохотно предоставляют займы. Краткосрочная процентная ставка по кредиту равна нулю, и это оставляет мало возможностей для нормальной монетарной политики. А падение мирового спрос не позволяет надеяться, что кто-то кроме нас сможет способствовать подъему нашей экономики.

Смотрите так же:  Клаустрофобия клуб саратов

Владимир Абаринов: От исторических параллелей Кристина Ромер перешла к апологии своего плана. По ее мнению, у президенты Рузвельта не было возможности применить антикризисные меры в тех масштабах, какие требовались. А сейчас такая возможность появилась, и скупиться не оздоровительные процедуры не следует.

Кристина Ромер: Один критически важный урок 30-х годов состоит в том, что ограниченные финансовые вливания имеют ограниченный эффект. Это урок, который администрация приняла близко к сердцу. Американский Закон об оздоровлении и реинвестировании, принятый спустя менее чем 30 дней после инаугурации, является просто самым крупным и самым решительным монетарным воздействием на экономику в истории. Почти 800 миллиардов долларов, выделенных в качестве финансовых стимулов, разделены примерно поровну между снижением налогов, прямыми правительственными инвестиционными расходами и помощью штатам и людям, непосредственно затронутым спадом. Объем финансовых стимулов приближается к трем процентам валового внутреннего продукта, каким он будет в каждый из двух ближайших лет. А поскольку значительная часть стимулов принимает форму финансовой помощи правительствам штатов, то им не придется, чтобы сбалансировать свои бюджеты, повышать налоги и увольнять медсестер, учителей и работников аварийных служб. И мы ожидаем, что это финансовое вмешательство будет особенно важным в противодействии чудовищной потере рабочих мест, которая в целом, как показывают последние данные, составила 4,4 миллиона с тех пор, так как этот спад начался 14 месяцев назад.

Владимир Абаринов: Кристина Ромер считает, что Франклин Рузвельт действовал в правильном направлении, однако не смог реализовать свои планы до конца по политическим соображениям, и это замедлило выход из депрессии. Вместе с тем история Великой депрессии дает, по ее мнению, основания для оптимизма.

Кристина Ромер: Наконец, последний урок, который я хочу извлечь из опыта 30-ых годов, является, возможно, самым важным. Главная особенность Великой депрессии – это то, что она, в конечном счете, кончилась. Несмотря на колоссальную потерю национального богатства, хаос на финансовых рынках и утрату доверия настолько глубокую, что это почти разрушило фундаментальную веру американцев в капитализм, экономика возродилась.
В самом деле: в период между 1933 и 1937 годом экономический рост был самым высоким, какой мы когда-либо имели в мирное время. Если бы США не совершили ужасной ошибки, отступив в 1937 году с избранного пути по политическим мотивам, мы, как большинство других стран мира, вероятно, полностью восстановили бы свою экономику до начала Второй мировой войны.
Я думаю, этот факт должен внушить надежду американцам. Мы начинаем в ситуации, намного лучшей, чем та, в которой оказались наши родители и бабушки с дедушками в 1933 году. И наш политический ответ был оперативным, решительным и хорошо продуманным. Если мы продолжим учитывать уроки Великой Депрессии, есть все основания полагать, что мы выдержим это испытание и выйдем из него еще более сильными, чем прежде.

Владимир Абаринов: Взгляды Кристины Ромер на Великую депрессию и ее уроки разделяются далеко не всеми американскими экономистами. Некоторые считают, что действия президента Рузвельта в силу своей ограниченности не оказали кардинального влияния на состояние экономики. В конечном счете, утверждают эти эксперты, из Великой депрессии страну вывел не Рузвельт, а Вторая мировая война с ее оборонным заказом. Есть и третья группа экспертов, полагающая, что крах нью-йоркской фондовой биржи в октябре 1929 года, который принято считать началом Великой депрессии, отнюдь не имел катастрофических последствий для экономики США. Событием, имевшим пагубные последствия, эти экономисты считают принятие Конгрессом в 1930 году протекционистского таможенного тарифа Смута-Холи. Конгресс в данном случае поступил так же, как сейчас поступает российское правительство, защищая, как оно утверждает, отечественного производителя – вводит повышенные пошлины на ввоз иностранных автомобилей или сельхозпродукции. В 30-м в ответ на действия Конгресса страны Европы установили свои таможенные барьеры. В результате американские производители лишились европейских рынков – это и стало, по мнению ряда экспертов, причиной глобализации кризиса. Именно в таком контексте следует понимать вопрос, заданный Кристине Ромер. Однако она с такой постановкой вопроса не согласилась.

— Один из уроков, которые извлекают из Великой Депрессии, заключается в том, что протекционизм и тариф Смута-Холи были плохой идеей. Я говорю не просто об американской политике, но о политике всего
мира. Насколько вас тревожит рост протекционизма? И, с другой стороны, считаете ли вы, что есть хоть какая-нибудь надежда на сдвиги в области соглашений о свободе торговли? Можете ли вы изложить нам свое мнение в аспекте международной торговли?

Кристина Ромер: Конечно. Позвольте мне сначала вернуться к Депрессии, потому что мы знаем, что в годы Великой Депрессии торговля сократилась значительно. И в поисках причин случившегося мы, естественно, обращаем взор к повышенному тогда нами тарифу.
Думаю, более тщательное изучение, вероятно, покажет, что более важным фактором было сокращение доходов во всем мире. Возможно, упадок торговли объясняется именно этой причиной. Я думаю, что в значительной мере мы видим это и теперь. Почему катастрофически сокращается валовой внутренний продукт Тайваня? Не из-за торговых барьеров. А потому, что его торговые партнеры внезапно оказались посреди ужасного спада.

Владимир Абаринов: В самом конце мероприятия Кристине Ромер задали наивный и почти неприличный в среде профессионалов вопрос.

— То, что произошло – это результат действий человека или это стихийное бедствие, вызванное сбоем основ экономической системы?

Кристина Ромер: О Господи, человек или стихия. Я чувствую себя между яйцом и курицей. Я думаю, что, конечно, это правда – мы многое видели. Происходили технологические перемены, менялось законодательство, взвинчивались цены на жилье, и это, несомненно, выглядело как финансовый пузырь. Можно назвать это результатом деятельности человека, вы правы, многое мы сделали сами; но, с другой стороны, экономика порой ведет себя как тот же пузырь, а отличительная особенность пузыря как раз в том и состоит, что его возникновение нельзя предвидеть, и почему он возник – тоже непонятно.
Но, каковы бы ни были причины, наша задача -исправить положение. И я твердо убеждена в том, что нам требуется правительство, которое сыграет решающую роль в этом исправлении.

Владимир Абаринов: По последним данным, индексы доверия потребителя и инвестора достигли в марте самых высоких за последние два месяца значений. Вместе с тем только 34 процента американцев уверены, что Соединенные Штаты останутся самой сильной державой мира к концу этого столетия.

Другие статьи

  • Зону ближайшего развития ребёнка выделил Зона Ближайшего Развития (англ. zone of proximal development) Зона ближайшего развития – это расстояние между уровнем актуального развития ребёнка, которое определяется с помощью задач, решаемых самостоятельно, и уровнем возможного развития, определяемым с помощью […]
  • Можно ли ребенку клотримазол Мазь "Клотримазол" для детей:инструкция по применению Заболевания кожи могут вызываться не только бактериями, но и грибками. И при такой инфекции наиболее востребованы местные средства, способные уничтожать грибки. Одним из них является Клотримазол. Он выпускается во […]
  • Циклоферон свечи детям инструкция по применению Сегодня в продаже Форма выпуска, состав и упаковка Таблетки, покрытые кишечнорастворимой оболочкой желтого цвета, двояковыпуклые. Вспомогательные вещества: повидон, кальция стеарат, гипромеллоза, полисорбат 80, сополимер метакриловой кислоты и этилакрилата, […]
  • Средства по уходу за зубами у детей Уход за детскими зубами - самые важные правила Первые зубки у ребенка всегда большая радость в семье! Огромная ответственность ложится на родителей – поддерживать зубки малыша в полном порядке. Начинать заботу о зубах необходимо с самого раннего возраста. Очень важно […]
  • Могу ли уволится без отработки по уходу за ребенком могу ли я уволиться без отработки, если у меня ребенок 2-х лет? В соответствии со Статья 80 ТК РФ, Работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели, если иной срок не установлен […]
  • Период развития ребенка до его рождения Мы ждем тебя, малыш! Или развитие и воспитание ребенка до рождения. Статистические данные, приведенные в одном из выступлений члена комитета Госдумы по делам женщин Л. Швец, свидетельствуют о том, что в России более 80% детей рождаются с отклонениями в развитии. […]