Условия для творческого развития детей дошкольного возраста

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры

Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в развитии творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.

В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Что такое творческие способности на самом деле?

Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

В данной статье будет рассмотрена проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры.

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление.

Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов.

Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития мышления творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.

И воспитатели,и родители поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний — это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.

Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Развитие творческого мышления.

Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления. Так как развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным.

Ассоциативность – это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых.

Диалектичность – это способность видеть в любых системах противоречия, мешающие их развитию, умение устранять эти противоречия, решать проблемы.

Системное мышление позволяет видеть огромное количество свойств предметов, улавливать взаимосвязи на уровне частей системы и взаимосвязи с другими системами.

Системное мышление познает закономерности при развитии системы от прошлого к настоящему и применяет это по отношению к будущему.

Развитие творческого воображения.

Воображение – это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний к соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого.

По утверждению Л.С. Выготского, все образы воображения основаны на тех представлениях и впечатлениях, которые дети получают в реальной жизни. Они во многом определяют творческую активность ребенка в игре, суть которой – не следовать готовым штампам и образам, а искать собственные оригинальные решения, направлять свое воображение на поиск нового.

По моему мнению необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения. Именно с накопления опыта начинается всякое воображение.

О развитии творческого потенциала дошкольников.

Развитие творческого потенциала, эмоций и чувств, а также способностей детей, создание максимально комфортных условий для их общения друг с другом и с педагогом – актуальнейшие проблемы современной педагогики. Известно: дошкольный возраст является наиболее сенситивным для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими. Это неоднократно отмечали отечественные и зарубежные психологи и педагоги (Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина. Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т.С. Комарова, Д.Б. Эльконин и др. практиков).

В настоящее время появилось немало альтернативных программ воспитания и обучения дошкольников. Тем не менее вопрос о развитии творческого потенциала ребенка остается актуальным. Дело в том, что большинство новых программ концентрируется прежде всего на познавательных аспектах развития. Поэтому, на мой взгляд, и существует противоречие между теоретическими подходами к природе творческих способностей детей, с одной стороны, и практикой их развития — с другой.

В качестве основной задачи были определены следующие:

  • Использовать технологии, способствующие самоактуализации ребенка в рамках художественно-творческой деятельности.
  • Развивать индивидуальные личностные качества дошкольника, такие как положительная мотивация и устойчивый интерес к творческой деятельности, развитие творческого воображения, сотрудничества в совместной творческой работе (умение слушать и слышать партнера, вырабатывать общую точку зрения, обосновывать свою, оказывать взаимопомощь и т.д.), образного мышления, овладение первоначальными навыками образной импровизации, эвристическими приемами.
  • Создать условия для развития творческих возможностей детей, к которым относятся развивающая предметно-пространственная среда ДОУ; индивидуально личностный подход к ребенку, стимулирующий его творческую деятельность; удовлетворение потребности ребенка в эмоционально-насыщенных и разнообразных переживаниях, обеспечение свободы выражения своих чувств в разных видах деятельности.

Становление способностей активно начинаются в дошкольном детстве. Развитию творческих способностей помогают различного рода игры детей.

В играх по Л.С. Выготскому «первоначальный толчок к развитию получают многие двигательные, конструктивные, организаторские, художественно-изобразительские, иные творческие способности». Итак, по мнению Л.С. Выготского «занятия различными видами творческих игр в дошкольном детстве приобретают особое значение для формирования специальных способностей у детей».

По-моему мнению, если деятельность ребенка носит творческий, нерутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и становиться сама по себе достаточно привлекательным делом, как средство развития способностей ребенка, а в дальнейшем поможет ему стать успешным в процессе жизни, достичь определенных результатов, поможет детям стать людьми, способными принимать нестандартные решения.

Поэтому передо мной встала такая проблема – как и через что помочь детям развить творческие способности. Программа «Радуга» (авторский коллектив под руководством Т.Н. Дороновой), по которой работает коллектив нашего детского сада соответствует основным тенденциям обновления дошкольного образования и требованиям развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Развитие творческих способностей – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества в котором ему предстоит жить.

К сожалению, многим родителям в виду их загруженности на работе, некогда заниматься собственным ребенком, не хочется отвечать на его бесконечные вопросы, читать книги, играть с ним, проще купить компьютерную игру или поставит видеокассету с иностранными мультфильмами. Просидев за этим за этим занятием несколько часов, ребенок не только теряет свое здоровье, но и перенимает стереотипы поведения довольно примитивных героев. Наш ребенок может стать агрессивным, замкнутым, черствым, не желающим играть со сверстниками.

Ребенок может «потерять» себя как личность, не быть востребованным в нашем стремительно развивающемся обществе, жить « по шаблону», работать «по шаблону».

А каждый ребенок талантлив, индивидуален, он может стать «звёздочкой» и «зажигать» своей неповторимостью, энергией, способностью окружающих. Стать чуткой, доброжелательной, отзывчивой, творческой, успешной личностью. Творческий ребенок – думающий ребенок,у него развито восприятие окружающего мира.Такие дети,как показала диагностика, мало болеют простудными заболеваниями,т.к. у них развивается позитивное отношение ко всему происходящему.

Поэтому проблема развития творческих способностей, по-моему мнению, стоит сейчас очень остро.

Роль театрализованной игры в решении всех этих задач огромна, незаменима.

Театрализованная игра – одна из самых демократичных, доступных для детей видов искусства, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т.д.

Психологи,работающие в Беслане с реабилитационными программами,считают театральную деятельность одной из самых эффективных форм помощи детям,пережившим тяжёлый стресс.

Во Владикавказском театре драмы имени Вахтангова, куда бесланских детей привозили на автобусах показали более 30 спектаклей.

Психолог Александр Колмановский отметил,что у детей после просмотра спектаклей начинает развиваться позитивное отношение к миру. Дети усваивают элементы мимики, пантомимики. Всё это в комплексе поможет детям в будущем легче адаптироваться в школьной жизни.

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы – режиссерские игры и игры-драматизации. Особое внимание я уделяю режиссерским играм: именно в них наиболее ярко развивается воображаемая ситуация и происходит зарождение театрализованной игры. В режиссерских играх используются сюжетные игрушки, а действие разыгрывается на мини-сцене импровизированного театра с занавесом, набором декораций.

Атмосфера театра присутствует во всем пространстве детского сада: групповая комната, приемная, умывальная, спальня.

Детей знакомлю с различными видами театра. В беседах им предлагаю об­судить вопросы: «Что такое театр? Что делают в театре зрители? Кто участвует в спектаклях? Кто шьет для артистов костюмы?»и т.д. Детям проводили игры «Испорченный телефон», «День рождения», «Угадай, что я делаю». В течение недели на познавательных и музыкальных занятиях детям предлагала такие виды деятельности, как сочинение сказок, их моделирование и разыгрывание, рисование ее персонажей. Например, сочиняя сказку «Новые приключения Ромы лесу», дошкольники должны были использовать настольный театр. В разных местах большого листа бумаги были нарисованы деревья, небольшие фигурки неопределенной формы и отдельные линии. Я предлагала детям создать «чудесный лес», дорисовывая все незаконченные изображения, превращая их кто во что хочет: в деревья, цветы, бабочек, птиц, даже в то, чего на самом деле не бывает: в невиданные растения, сказочных животных, пришельцев. Нарисованный детьми «Чудесный лес» – декорация к настольному театру, с помощью которого дети разыгрывали придуманную ими сказку об обитателях «Чудесного леса».

Таким образом, можно выделить несколько обязательных условий для развития творческих способностей в процессе театрализованной деятельности.

  • Обогащение среды атрибутами театрализованной деятельности и сво­бодное освоение детьми этой среды.
  • Содержательное общение педагога и детей.
  • Обучение детей выразительным средствам театрализованной деятель­ности.
  • Заинтересованное отношение педагогов к данной деятельности.

Для развития творческих способностей детей через театрализованные игры, по моему мнению, необходимо создать предметно-развивающую среду. Исходным требованием к предметной среде стал следующий подход: она должна обеспечивать и условия для творческой деятельности каждого ребенка, и зону ближайшего развития.

Театрализованная деятельность предполагает наличие сцены, поэтому в группе мы с помощью родителеи установили многофункциональный подиум. Подиум позволил визуально расширить пространство, увеличить дистанцию между теми, кто играет на нем, и теми, кто находится рядом.

Гибкому зонированию группы способствуют многофункциональные ширмы, которые позволяют детям играть в театр на магнитной доске, двигать фигурки на фланелеграфе, использовать перчаточные куклы,куклы сделанные руками детьми.

Обогащению театрализованной деятельности способствует и изготовление совместно с родителями и детьми кукол разных видов театра: конусного, настольного, теневого и др.

Итак,творческие игры и игры с правилами, театрали­зованная деятельность, ознакомление со средствами речевой выразительнос­ти, с различными видами искусства и их интеграция, создание атмосферы доверия, свободы способствуют развитию творчества.

Таким образом, формулировка моей педагогической идеи: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры».

Изучив работы по данному вопросу:

  1. «Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду» (Т.И. Петрова, Е.П. Сергеева, Е.С. Петрова)
  2. «Театрализованная деятельность детей» (Т.Н. Доронова) – «Психология» (Р.С. Немов)
  3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений;Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: пер. с англ./ Общ. Ред. М.С. Мацковского. — СПб.: Лениздат, 1992.
  4. Зинина С.М. Психолог в детском саду. – Москва – Обнинск: Исследовательская группа «Социальные науки». — 2006.- №1.
  5. «Растём играя» (В.А. Недоспасова).

Составила план работы с детьми, в котором старалась учитывать основные приоритеты системы дошкольного образования:

  1. Личностно-ориентированная модель общения с детьми
  2. Принятие и поддержка его индивидуальности
  3. Забота о его физическом, эмоциональном состоянии.

Исходя из этого выделила основные принципы работы с детьми:

  1. Партнёрские отношения с воспитанниками
  2. Воспитание без нравоучений и наставлений
  3. Опора на девиз – «Каждый воспитатель-психолог»
  4. Понимание мира внутренних переживаний каждого отдельно взятого ребенка
  5. Согласованность позиций в воспитании педагогов детского сада и родителей в семье
  6. Создание эмоционально-благополучного, творческого микроклимата для каждого ребенка.

Из этого следуют пять задач, требующие решения:

  1. Помочь детям сомоутвердиться, сомореализоваться в группе сверстников, повысить свой статус в детском коллективе, из числа робких, застенчивых перейти к числу активных, успешных.
  2. Научить принимать нестандартные решения, умело устранив возникшую проблему.
  3. Помочь развить творческие способности каждого ребенка.
  4. Принимать и уважать позицию другого, быть терпимым к противоположному мнению.
  5. Помочь детям в будущем легче адаптироваться в школьной жизни.

План работы. Младший возраст.

Октябрь:

  1. Игра «Изобрази как на картинке»
  2. Игра «Узнай про кого я расскажу»
  3. Игра «Расскажи, я угадаю»
  4. Игра «Знакомство с колобком»

Ноябрь:

  1. Игра «Знакомство с волком»
  2. Игра «Знакомство с лисой»
  3. Игра «Знакомство с медведем»
  4. Театрализованная игра «Колобок»

Декабрь:

  1. «В гостях у сказки» (Сказки с заместителями)
  2. Сказка «Курочка Ряба», «Репка» (Игры с заместителями)
  3. Придумывание сказки «Расскажи о Колобке в лесу под Новый год»

Январь:

  1. Театрализованная игра «Приключения Колобка в лесу под Новый год»
  2. Сочинение рассказов, сказок по сюжетным картинкам, с последовательно развевающимся действием.

Февраль:

  1. Словесная игра «Представьте себе. » (Элементы мимики, пантомимики)
  2. Мини-сценка «Таня и мячик»
  3. Дидактическая игра «Веселые загадки» (Подготовка к театрализованной игре Репка)
  4. Игра «Представь, что ты. » (Репка, дедка, бабка. )

Март:

  1. Спектакль «Репка»
  2. Подготовка к показу спектакля на новый лад «Репка» (В гости пришли Незнайка, Пончик. )
  3. Совместная подготовка детей и родителей к театрализованному празднику «В гостях у Мойдодыра»
  4. Театрализованный праздник «В гостях у Мойдодыра»

Апрель:

  1. Подготовка к спектаклю «Теремок»
  2. Показ спектакля по русской народной сказке «Теремок»

План работы. Старший возраст.

Октябрь:

  1. Наглядно-дидактическая игра «Я-модельер»
  2. Игра-выставка «Коллекции любимой одежды»
  3. Наглядно-дидактическая игра «Я-стилист»
  4. Игра-соревнование «Причёски, выполненные на глазах у зрителей»

Ноябрь:

  1. Подготовка к музыкальному спектаклю по сказке К.И. Чуковского «Муха-цокотуха»
  2. Показ музыкального спектакля

Декабрь:

  1. Подготовка к показу сценки Г. Орловой «В лесу у деда Мороза»
  2. Показ сценки

Январь:

  1. Игра «Мир красоты»
  2. Игра «Портрет сказочного героя»

Февраль:

  1. Подготовка к театрализованной игре «Снежная королева» по пьесе Шварца

Март:

  1. Продолжение подготовки к показу спектакля 2. Показ спектакля «Снежная королева»

Апрель:

  1. Подготовка к разыгрыванию сказки «Лисичка со скалочкой»
  2. Разыгрывание сказки
  3. Разыгрывание русской народной сказки «Лисичка со скалочкой на новый лад» (Элементы мимики, пантомимики).

Работа над данной темой продолжается . А пока результаты работы радуют. Диагностика, проведённая в конце учебного года показала, что уровень развития творческих способностей детей повышается.Сценическая игра детей повышается от спектакля к спектаклю. Приложение 2.

Дети не просто проигрывают знакомые действия, а фантазируют, творчески подходят к изображению каждого героя сказки, показывают способности мимики и пантомимики. Дети стали сплочённее и внимательнее друг к другу. Повысился интерес к совместной игре,что доказывает постановка спектакля «Муха-Цокотуха» по сказке К.И.Чуковского детьми старшей группы детского сада №6 «Рябинка» г.Вятские Поляны,Кировской области.

Достаточно хорошо распределяют роли и договариваются о последствии совместных действий. Для развития игровых действий используют известных сказочных персонажей, выражают через них свои эмоции.

Более легко и свободно проявляют свои исполнительские умения. Игра раскрывает духовный и творческий потенциал каждого ребенка, формирует эстетический вкус, развивает коммуникативные качества личности ребенка, показывает его индивидуальность. На мой взгляд, детям легче будет адаптироваться в школьной жизни, стать успешной творческой личностью.

Театрализованная игра – одна из самых демократичных, доступных для детей видов искусства, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т.д.По моему мнению театрализованная игра-одна из самых мощных,сильных видов деятельности для развития у детей дошкольного возраста творческих способностей.

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017

Очень полезный материал, находящий отражение во многих сферах жизни. Статья не затянута и читается налегке. Материалы актуальны и могут стать основой для масштабной научной работы. Лично мне очень помогло, спасибо авторам!

Великолепная статья, все четко по делу. Наилучшие пожелания авторам этой статьи!

Здравствуйте! Как влияет красно-желтое излучение на человека?

Автор молодец, хорошая статья, познавательная!

Я, как мама 2 детей, согласна с автором. Нужно более активную социальную деятельность, тем более для детей! Ведь они черпают все из поступков, поведения, деятельности. И насколько важно правильно построить процесс, чтобы дать подрастающему поколению важные навыки и привить добро! Очень рада, что такие юные особы, как автор статьи, глубоко понимает проблематику, а также пути решения! Буду с нетерпением ждать очередного творения!

Полезная статья, может дать ответы на сложные вопросы, советую прочитать каждому.

Смотрите так же:  Почему у ребенка 1 года не растут волосы

Очень хорошая статья,много полезной информации,которую желательно прочитать многим ! Затронута очень актуальная тема,спасибо авторам .

Очень полезная статья, спасибо авторам за такой материал, молодцы.

Мне очень понравилась данная статья, считаю, что каждый должен ее прочесть, я узнал из этого текста много полезной информации, спасибо большое!

К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Так, в соответствии с Федеральным законом «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «педагогические работники дошкольной образовательной организации обязаны развивать у воспитанников познавательную активность, инициативу, творческие способности.

Современные образовательные технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО), где развитию творческих способностей дошкольников придается особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования и перед дошкольными организациями стоит важная задача творческого развития каждого ребенка, как уникальной личности (Сорокина Н.Ф.).

Введение ФГОС в дошкольном образовании стало знаковым моментом в обеспечении развития творческих способностей детей. В ФГОС ДО были выделены две образовательные области «Познавательное развитие» и «Художественно – эстетическое развитие», предполагающие развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.

Такая образовательная область, как «Познавательное развитие» предполагает …развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности…

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» предусматривает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Развитием творчества и творческих способностей, их природой, условиями их формирования на протяжении многих веков занимались ученые и философы разных направлений (Аристотель, Сократ, Платон, Богоявленская Д.Б., Дружинин В.Н., Пономарёв Я.А., Теплов Б.М., Яковлева Е.Л. и др.).

В теории и практике обучения вопросу развития творческих способностей детей уделено большое внимание таких ученых, как Выготский Л.С., Божович Л.И, Калмыкова З.И. и др., но и на сегодняшний день открываются все новые и новые грани (Колосова М.В.).

Развитие творческих способностей детей – одна из актуальных задач образования, как отмечают Флерина Е.А., Комарова Т.С., Григорьева Г.Г., обусловленная тем, что традиционное обучение – это процесс передачи ребенку того, что создано человечеством в разных областях науки и культуры. Если раньше спор велся на тему природы способностей, то сегодня все больше встает вопрос о методах и условиях их развития.

Осуществление синтеза, как интеграции образовательных областей в приобщении дошкольников к российским культурным традициям, является главным принципом построения содержания образования в условиях многонациональности России и способствует достижению познавательного результата – формированию целостной картины мира. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества ребенка, которым определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

В психологических и педагогических исследованиях ученых (Ананьев Б.Г., Богоявленская Д.Б., Выготский Л.С., Комарова Т.С., Теплов Б.М., Чумичева Р.М. и др.) можно увидеть, что основой для художественного и творческого развития является старший дошкольный возраст. Именно в данном возрасте происходит начало становление личности, а так — же раскрываются художественно – творческие возможности и способности ребенка.

Необходимо всячески поощрять творческие способности детей, именно в старшем возрасте. Так как именно этот период является важным в развитии и жизни ребенка, где вся жизнь его пронизана фантазией и творчеством. Если ребенок старшего дошкольного возраста не получает творческого развития в данный период, то творческий потенциал может и не проявиться в будущем.

В процессе развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста всегда есть место эмоциям и чувствам. Если ребенка не научить принимать и понимать свои чувства, тогда и невозможно научить их проявлять свою индивидуальность, а также быть творческой личностью. Ребенок часто будет уходить от самого себя, от проблем и противоречий, которые открываются ему в чувствах.

Одной из главных предпосылок становления творческой личности – является наличие в жизни трудных ситуаций, которые вызывают определенное эмоциональное напряжение. При этом важную роль играет создание положительного настроя, с помощью которого решается ребенком проблема и эта трудная ситуация.

Психолог Н. Розенталь в своих работах утверждал, что в ситуации, когда педагог ожидает выдающихся успехов от детей, они действительно этих успехов начинают добиваться, даже если раньше считались не очень способными.

Ученые отмечают, что развитие творческих способностей – это целенаправленная, длительная работа, поэтому эпизодическое использование творческих задач не принесет желаемого результата.

Одним из наиболее действенных средств развития творческих способностей у старших дошкольников является обучение нетрадиционным техникам рисования. Применение нетрадиционных техник рисования способствую обогащению знаний о предметах и материалах, их свойствах и способах применения. Это большая возможность для детей в старшем дошкольном возрасте, думать и экспериментировать, пробовать и искать, а самое главное самовыражаться. Ведь нетрадиционные техники рисования, это способы создания чего-то оригинального и нового, в котором существует гармония линии, цвета и сюжета. Таким образом, ребенок при использовании нетрадиционных техник рисования обогащает не только свои творческие возможности и фантазию, но и развивает свои творческие способности.

Изучением использования нетрадиционных техник рисования занимались ученые Казакова Р.Г., Недорезова О.В., Степанова Н.В., Ветлугина Н.А, Никитина А.В., Комарова Т.С., Давыдова Г.Н., Слепцова В.Ю., Лыкова И.А., Сакулина Н.П., Флёрина Е.А. и др. Развитием детского изотворчества занимались такие учёные, как Белобрыкина О.А., Казакова Р.Г., Григорьева Г.Г., Венгер А.А., Богоявленская Д.Б., Рождественская А.В., Бакушинский А.В..

Особую актуальность приобрели исследования по изучению и разработке диагностических методик выявления и развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста (Казакова Т.Г., Ветлугина Н.А., Запорожца А.В.). Мы видим, что сегодня в педагогической науке идет интенсивный поиск новых нестандартных форм, способов и приёмов обучения детей, для достижения основной цели образования. Это подготовка подрастающего поколения к будущему и обучению их использовать новые возможности, которые предоставляет им жизнь.

Практический аспект использования нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста недостаточно раскрыт.

Анализ основных образовательных программ («От рождения до школы» — под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой; «Открытие» — под редакцией Е.Г. Юдиной; «Детство» — под редакцией Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова) показал, что в программах существует единая задача: развитие индивидуальных и творческих способностей каждого ребёнка. Но в тоже время можно отметить, что в них уделяется внимание лишь постановке задач и определению минимального содержания по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования, ни одна из программ не имеет полного описания системы работы с детьми, их родителями и педагогами.

Анализ научной литературы показал, что развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, это одна из актуальных задач дошкольной педагогики, однако вместе с актуальностью отмечается сложность в поиске педагогических средств, способствующих развитию творческих способностей старших дошкольников.

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения /Под ред.А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013.- 464 с.

Для дошкольников

  • Главная
  • Обучение
  • Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

(В. А. Сухомлинский)

«Нет неталантливых детей. Все дети рождаются совершенными. Дети – это продукт тренировки и окружающей среды и они не наследуют таланты родителей. Ребенка формирует окружающий мир и воспитание. Что касается врожденных задатков или наследственности, наследуются только физиологические особенности организма. С момента рождения все остальное зависит только от психологического влияния, которое оказывает на ребенка окружающая среда. Только этим определяются все его способности и таланты».

Мы все хотим, чтобы наши дети были лучше нас – красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а дальше они будут радовать нас, удивлять и восхищать. До самореализации — долгий путь, но есть один короткий и очень важный период – детство.

Исследования ученых, работы педагогов – новаторов доказывают, что каждый ребенок по своей природе – творец. Как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям творчеством, можно разбудить эти дремлющие, до поры до времени, творческие наклонности.

Творческие способности — далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития — одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством — результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Чтобы решить эту серьезную, на мой взгляд, проблему современного общества, надо создать ребенку соответствующие условия, а главное — создание для него пространства безопасности и доверия. Этим пространством для ребенка, на время, становится чистый лист бумаги, грамотно подобранное, с учетом интересов детей, занятие и игра.

Работая воспитателем в детском саду, я поняла, что если у детей хорошее настроение, я смогу научить их чему угодно. Обучение является очень важной частью моей работы, но внешне оно выглядит веселой занимательной игрой. Мои воспитанники уверены, что они просто играют, и никогда не подозревают, что их чему-то учат. Готовность к восприятию и познанию окружающего мира, умение рассуждать, улучшение моторики и координации движений приходят как бы исподволь. Но, начав заниматься с ребенком, очень скоро замечаешь, что он стал быстрее развиваться, лучше ориентироваться в окружающей среде, научился сосредотачиваться и у него появляется чувство независимости, уверенности, анализирует свои поступки и перестает баловаться. Много полезного дети получают от взрослых, которые могут открыть и объяснить тайны, привлечь внимание к неизвестному.

Взрослый, будь он родитель или педагог, является в этом случае «гончаром, а ребенок – глиной в его руках» и, воспользовавшись этим благодатным периодом, называемым – детство, можно слепить из него личность, который может творчески подходить к решению разных проблем. Например, смотря с ребенком на лист растения, можно показать ему прожилки, форму и размер листа и какой разный он с каждой стороны на ощупь. Я считаю, что способность ребенка к восприятию мира будет развиваться, если мы, взрослые, научим его замечать даже самые мелкие детали окружающей среды. Эта способность очень важна для умственного развития малыша — ведь любознательность ребенка легко увлечь, если он научится внимательно наблюдать и оценивать явления природы. Самые крошечные и, казалось бы, незначительные детали могут поведать ему об очень многом. Например, возьмите картинку, изображающую семью, отдыхающую с котом на берегу реки. Спросите ребенка, что он думает о картинке: сколько дней семья на отдыхе, какая помощь от кота, теплая ли вода в реке, кто может выйти из леса, что замышляют дети? Используя свои способности наблюдать и изобретать и фантазию ребенка, чтобы ответить на эти вопросы, можно насладиться игрой, вообразив настоящий берег реки с палаткой прямо в комнате и изображая супер сыщиков. Играя с ребенком надо помнить, что крайне важно уметь слушать его и вызывать на разговор. Какие интересные, неожиданные и бесхитростные бывают порой высказывания детей. Их чистота и непосредственность восприятия может вернуть нам способность удивляться. Беседа с ребенком доставляет большое удовольствие, из нее можно многое узнать о том, как он воспринимает мир.

Еще одна прекрасная возможность развития творческих способностей ребенка — постановка спектаклей. Перевоплощаясь в разных персонажей, ребенок имеет возможность познакомиться с очень разными сторонами жизни и как бы подготовиться к новым ситуациям и обязанностям, которые могут встретиться на его, непростом в наше время, жизненном пути. В театральном действии он становится деревом, доктором, слоном, великаном, космонавтом. Такое перевоплощение развивает интеллект, воспитывает способность сопереживать и понимать. Захваченный игрой в спектакле и проявляя активность, ребенок использует свои физические и умственные способности.

Но здесь очень важна одна деталь. Для того чтобы речевое, умственное, психическое, эмоциональное развитие ребенка значительно возросло, необходимо предоставлять ему свободу выбора занятий, партнеров по деятельности, общению и т. д. То есть создать ему то пространство выбора и доверия, которое позволит раскрыть творческий потенциал ребенка, его индивидуальные особенности и возможности.

Еще один важный момент из моей практики, на который я хотела бы обратить внимание – это продолжительность игры. Игры, представленные в программе «Занимательная мозаика», обучающие, но обучение — это игра, которую нужно прекращать, прежде, чем ребенок устанет от неё. Главное, чтобы ребёнок был «не докормлен» и вставал из-за «стола знаний» с ощущением постоянного «голода», чтобы ему всё время хотелось ещё. Также в ребенке необходимо воспитывать уверенность в собственных силах. Для этого целесообразно заканчивать любой урок с детьми, теми упражнениями, теми элементами, которые ему хорошо удаются. Бывают ситуации, когда мы видим, что ребенок не настроен соответствующим образом на игру, или потерял интерес, тогда необходимо прекратить игру, или предложить альтернативу. Нужно вовремя прервать упражнения, не дав закрепиться неудовольствию. Отсутствие принуждения — принцип, которым я руководствуюсь. Лучше ничего не делать, чем вызывать у ребёнка скуку. Если я вижу, что ребенку не интересно, я предлагаю ему самому выбрать задание (из существующих вариантов, что более успешно развивает интерес и навыки самостоятельной работы. Некоторые игры–занятия можно положить в основу проектной работы, растягивая их выполнение, на несколько занятий. Этот принцип повышает мотивацию к обучению.

На основании выше сказанного можно сделать вывод: следует всегда заканчивать занятия на мажорной ноте, на радости достигнутого успеха.

И последнее, на что я хотела обратить внимание – это семья. Известно, что первые шаги в мире прекрасного, ребенок делает в своей семье, «опираясь» на близких людей. Поэтому для него очень важны ценностные ориентиры родителей.

В настоящее время российское общество переживает последствия ценностного кризиса. В связи с этим и с семьей происходят радикальные изменения, отражающие преобразования в российском обществе. Исследователи говорят о формировании нового типа направленности личности, характеризующегося ориентацией на такие ценности, как материальная обеспеченность, предприимчивость, собственность, независимость, личный успех. (Н. М. Лебедева, М. С. Яницкий и др.) Супруги всё более стремятся к саморазвитию, самосовершенствованию за пределами семьи (Н. Г. Марковская, что, по мнению ряда учёных, создаёт угрозу дестабилизации семьи. А ведь именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)

Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Ведь с рождения ребенок с родителями связан невидимой «нитью» и от степени взаимопонимания родителей и ребенка, близости между взрослым и малышом, характера общения между ними и оказываемого ребенку внимания во многом будет зависеть развитие ребенка, его будущее.

Предварительный просмотр:

Развитие творчества у детей.

Воспитание личности, обладающей богатым творческим потенциалом, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, умеющей справляться с возрастающим потоком проблем, начинается в детские годы. Многие образовательные концепции ставят во главу угла идею воспитания личности, способной активно усваивать и присваивать общечеловеческий опыт, однако приоритет в воспитании такой личности был обозначен лишь в недавнем прошлом.

Очевиден тот факт, что традиционных подходов в решении проблемы развития творческих способностей детей недостаточно. Необходимо наполнить современный образовательный процесс новым содержанием, принципами, методическими идеями, ориентированными на развитие творческой устремленности, инициативы, интереса, вдохновения. Поэтому в настоящее время мы занялись поиском новых эффективных технологий развития дошкольников с целью максимального раскрытия творческого потенциала.

Что же такое творческие способности?

В самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода, проще назвать это креативностью. Также можно сказать, что это структурные компоненты креативности .

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта.

Смотрите так же:  Молитва чтоб ребёнок ночью спал

А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не испорченно стереотипами, оно более независимо.

А это качество необходимо всячески развивать.

Развитие творческих способностей тесно связано, с развитием воображения ребенка, поэтому именно воображение можно считать одним из составляющих творческих способностей.

Воображение обогащает жизнь детей, делает ее интересней, ярче. Детское творчество отличается от творчества взрослого. Ребенок действует подсознательно, он не ставит перед собой целей.

Ребенком движет удовлетворение своих потребностей в творчестве, что рождает у них положительные эмоции.

Известно, что дети необычайно эмоциональны и впечатлительны. Они тонко чувствуют, бурно реагируют на новое и необычное, стремясь выразить свои впечатления в рисунках, поделках.

Их завораживает зрелище кукольного или настоящего театра, они легко преображаются в героев книг, спектаклей, фильмов. Именно в художественной деятельности, проявляется вкус ребенка, его эстетические переживания, развиваются творческие способности, инициативность и самостоятельность, расширяется кругозор, оттачиваются интеллектуальные способности.

А чтобы изобразительная деятельность ребенка носила творческий характер, необходимо разнообразить материалы и техники выполнения изображения. Ведь космическое пространство можно нарисовать гуашью, акварелью, карандашами, мелками, угольком, а можно изобразить с помощью разнообразных техник: оттиск поролоном, восковые мелки и акварель, отпечатки листьев, рисунки из ладошки, волшебные веревочки, пластилинография и многое другое.. Каждый из этих методов – это маленькая игра, их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения, способствует развитию координации движения.

Одним из важных факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей .

Первое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

Второе, немаловажное условие успешного развития творческих способностей- это самое сложное, заключается в том, чтобы не превращать свободу в безнаказанность, а помощь – в подсказку. Нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься.

Третье условие успешного развития творческих способностей развивающая среда. Она предполагает предоставление свободы исследования, резерв свободного места и времени. Необходимо активизировать самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей, побуждать их к творческому отношению к выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации. Для этого требуется соблюдать следующие условия:

—разнообразие, насыщенность, неординарность и сменяемость предметной среды, окружающей ребенка;

—включение в нее максимального количества предметов взрослого обихода;

—предоставление свободы исследования (в обиходе называемого «ломанием») ;

—резерв свободного места и времени для разворачивания игр;

—возможность свободно брать любые игрушки и действовать с ними по собственному усмотрению;

—определение максимального уровня размещения игрового и дидактического материалов согласно росту;

—универсальность предметно-игровой среды, позволяющей самим детям и вместе с педагогами строить и менять игровую среду, трансформируя ее в соответствии с видом игры и содержанием.

Известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому четвертое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий.

Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить замечания и осуждения.

Но не только от создания условий зависит творческий процесс. Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Для развития творческих способностей наших дошкольников мы подобрали следующие технологии:

  1. «Технология открытых задач», т. е. задач, не имеющих однозначного решения и допускающих несколько вариантов правильных ответов.

—составление предложений с использованием 2—3 заданных слов;

—завершение предложения различными способами;

—конструирование предмета из данных материалов;

—называние всевозможных способов употребления предметов;

—усовершенствование заданного предмета (изменить игрушку так, чтобы с ней было интересно играть) ;

—нахождение разных вариантов классификаций наборов предметов, фигур, букв;

—составление из заданных элементов большого количества предметов;

—придумывание возможных вариантов следствий необыкновенных событий;

—нахождение общего между заданными предметами или явлениями.

— использование предметов в другом качестве.

2. Теория решения изобретательных задач (ТРИЗ) ], включающая методы и приемы, набор упражнений, заданий на сообразительность, расшатывающих психологическую инерцию, разрушающих стереотипы:

—мозговой штурм, активизирующий перебор вариантов для решения проблемы, имеющего следующие особенности: нет критики идей, а только поощрение, анализ (положительного и отрицательного в идее) , на основе которого отбираются оригинальные решения;

—стектиш (по У. Дж. Гордону) : объединение разнородных элементов, основным способом которого является применение разного вида аналогий (прямой, фантастической, символической, компонентной, функциональной, путем гирлянд и ассоциаций) .

  1. Кейс-иллюстрация — знакомство детей с реальной или предполагаемой проблемой и выработку дошкольниками своего взгляда на ее решение. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз.

Кейс-иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение, потребность в общении с другими людьми, воспитывают чувства. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей. Данные технологии помогают повысить интерес детей к изучаемому предмету, развивают у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

Следующий, немаловажный момент — необходимость создания развивающего комплекса упражнений. Особенность детского творчества заключается в игре. В процессе игры ребенок моделирует отношения между людьми, предметами, явлениями.

Творческие игровые задания и ситуации должны помогать создавать свой образ мира и ориентироваться в нем. Так как игра — процессуальный, а не продуктивный вид деятельности — ребенок по-своему преобразует окружающую среду, что является первым шагом к творчеству.

Поэтому в основе нашей работы по развитию творческих способностей детей лежит игровая деятельность. На основе ранее предложенных технологий мы составили картотеку игр для развития детского творчества.

Цель: учить придумывать новое применение знакомым предметам.

Педагог раздает детям палочки, пуговицы, трубочки, колечки и др. Дети выполняют задание.

Цель: учить выполнять аппликации из пуговиц.

Педагог рассказывает детям, что создать портрет можно разными средствами: краской, соломкой, пластилином, лоскутами ткани, показывает пуговицы и предлагает каждому ребенку портрет для копирования с помощью пуговиц.

Цель: учить игровому и функциональному замещению предметов.

Педагог раздает набор из 16 небольших предметов: коробочка, карандаш, наперсток, лоскуток, ластик, шарик, кубик, бочонок из лото, флакончик, кусочек меха, пластилиновая колбаска, веревочка, набор счетных палочек, четыре пуговицы разной величины, спичечный коробок и т.д. Раскладывает все предметы перед собой на подносе, показывает их детям и просит определить, как можно было бы играть с ними, если бы не было игрушек, какие игрушки они могли бы заменить. При этом педагог называет такие предметы, как ножик, постель для куклы, чашка, корзинка и т.п., предлагая каждому ребенку выбрать для них заместителей.

Затем он дает задание играющим по очереди выполнить называемые им действия, подбирая для этого подходящие предметы из набора: отрезать ножом кусочек колбасы; постирать белье; налить воды из чайника в чашку; пропылесосить ковер; сделать укол пациенту; приготовить постель для куклы; собрать яблоки в корзину; разрубить топором полено и т.п.

¦ С использованием приема вариативности высказываний

Для детей 3—4 лет

Цель: пополнять словарный запас, уметь подбирать определения к заданному слову.

Педагог раздает детям предметные картинки и предлагает назвать как можно больше определений к ним

Цель: развивать фантазию.

Детям показывается картинка с изображением мальчика, который идет на прогулку, но, что он несет в руке, художник не успел дорисовать. Их просят придумать, что в руке у мальчика (картинка может поменяться) .

Цели: учить подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных; развивать вариативность мышления.

Педагог показывает детям картинки с изображением животных, а дети рассказывают, что эти животные могут делать.

Для детей 4—5 лет

Цель: развивать творческое воображение и теоретическое мышление. Что было бы, если. (город умел летать, часы шли наоборот и т.п.) ?

Цель: развивать фантазию.

Педагог. Представьте себе, что в группе есть ковер-самолет. Он унесет тебя туда, куда ты захочешь.

Куда бы ты хотел слетать? Зачем?

Цель: развивать фантазию.

Педагог предлагает вообразить необыкновенную чудо-машину, которая умеет делать все на свете: шить, печь, петь, делать любые игрушки. Ей надо только сказать: «Хочу, чтобы машина сделала так. ». И она выполнит любую задачу.

Дети дают задания машине.

Для детей 6—7 лет

Цель: учить использовать элементы анимизма («одушевления» предметов) .

Педагог предлагает детям подумать и сказать, на кого похожи столовая и чайная ложки (мама с дочкой, бабушка с внучкой и т.п.) , придумать сказочные истории, которые могут с ними произойти.

Цель: использовать элементы анимизма («одушевления» предметов)

Педагог. Очень часто в названии сказки или рассказа содержится главная мысль, идея. Эти названия обычно начинаются словами: «О том, как. ».

Попробуйте сами сочинить такую сказку. Пусть ее героями будут не люди и не звери, а кондитерские изделия. А название у сказки будет такое.

О том, как пирожное захотело стать тортом.

О том, как мармелад поссорился с шоколадом.

О том, как конфета потеряла свою обертку.

¦ С использованием приема дополнения изображения.

Для детей 3—4 лет

  1. Нарисуй на основе кругов как можно больше предметов

Цель: учить создавать целостный образ на основе геометрических фигур.

Педагог раздает детям листы бумаги с нарисованными на них кругами. Дает задание: каждую фигуру превратить в различные изображения.

Цель: учить моделировать целостный образ на основе детали, части, схемы.

Дети работают в альбомах творческих заданий. К имеющимся изображениям необходимо добавить несколько линий, чтобы получился интересный рисунок.

Для детей 4—5 лет

Цель: развивать навыки творческого конструирования образов фантазии при корректирующей функции мышления.

Педагог раздает детям картинки и предлагает подобрать пары и соединить их в слова (например, пирог с капустой, сыр лисы и др.) . Дети могут варьировать соединения картинок.

Цель: учить комбинировать различные детали при создании нового образа.

Педагог. Два волшебника Разделяй и Соединяй побывали в зоопарке. Идет первый волшебник и все разъединяет.

Второй — очень рассеянный, поэтому соединяет все как попало. Представьте, что после этого получилось в зоопарке, и изобразите с помощью деталей.

Цель: развивать творческие способности при конструировании с использованием геометрических фигур.

Педагог дает детям круг, разрезанный на семь частей. Из них равны между собой две, похожие на овал, и две, имеющие сходство с треугольником, остальные три — разные по форме и размеру. Из этих частей дети составляют различные изображения.

Цель: учить подбирать слова на заданные буквы. Дети придумывают действие (предмет или др.) на заданную букву.

Цели:упражнять в передаче формы и расположения частей птицы;развивать фантазию.

Педагог раздает детям 8—10 овалов разной величины, формы и цвета; отдельные части птиц (разной формы, величины и цвета) . Дети придумывают и составляют свою сказочную птицу.

¦ С использованием приема нахождения общего между заданными предметами и явлениями.

Для детей 3—4 лет

Цель: учить ориентироваться на цвет как на символ класса разнообразных предметов.

Педагог показывает детям бумажные полоски по одной, спрашивает, какого цвета изображенные на них предметы. Затем предлагает кому-нибудь из детей провести, например, «желтую прогулку» по комнате, называя вокруг все желтые предметы и дотрагиваться до них полоской.

Цель: развивать действие соотнесения по форме.

Педагог предлагает детям представить, что они надели волшебные очки, которые могут менять свою форму. Например, очки стали круглые и через них можно увидеть только круглые вещи. Дети осматриваются и называют все круглые предметы в комнате.

Затем закрывают глаза и представляют, что в этих очках они вышли на улицу. Им нужно назвать пять предметов круглой формы, которые они встретят.

Цель: учить моделировать вещи и явления по цвету.

Каждому ребенку педагог раздает по 1—3 карточки, разделенных на несколько раскрашенных в разные цвета частей, и просит назвать эти цвета и вспомнить, какие предметы бывают такого же цвета.

Для детей 4—5 лет

Цель: находить сходства и отличия при сравнении предметов. Педагог спрашивает, чем шкаф, магнитофон, книга, звонок, самолет отличаются от телевизора, собаки, машины, карандаша, птицы.

¦ С использованием приема сочинения рассказов.

Для детей 5—6 лет

Цель: развивать вариативность мышления при составлении предложений (рассказов) по опорным словам.

Педагог предлагает детям придумать предложение или составить небольшой рассказ, используя следующие слова: город, автобус, случай, море, дельфин, песок. Поощряются предложения, имеющие необычное содержание.

  1. История старого чайника

Цель: развивать воображение при составлении историй на заданную тему.

Дети придумывают различные истории на тему «Что может поведать о своей жизни старый чайник?».

Цель: учить составлять сказки с опорой на название.

Педагог говорит детям, что названия сказок «Красная Шапочка», «Бременские музыканты», «Три медведя», «Снежная королева» перепутались. Дети должны сочинить и рассказать сказки, у которых теперь новые названия: «Красные медведи», «Снежные музыканты», «Три королевы».

Обычно у детей дошкольного возраста желание познать всё новое и неизведанное просыпается уже в 2–3 года. Однако родители не всегда всерьёз относятся к фантазиям и небылицам своего малыша — и совершенно зря.

Ведь именно в этом могут проявляться его первые, ещё не сформированные творческие способности. Взрослые об этом начинают задумываться уже ближе к школе, лет в 5–6, когда поезд ушёл. Так со скольки же лет начинать первые занятия по развитию креативного потенциала в детках?

Возрастные особенности

Творческие особенности личности начинают проявлять себя уже в раннем возрасте. И как только они будут замечены молодыми родителями, нужно тут же подхватывать эту эстафету и начинать заниматься с ребёнком. Иначе учителям приходится начинать с нуля, когда у детей не сформированы элементарные навыки творческой деятельности.

Каждый период характеризуется своими особенностями в развитии творческого потенциала малышей:

  • 1–2 года: кто-то красиво двигается под музыку, точно улавливая её ритм; некоторые создают собственные картины; другие любят находиться в центре внимания — вот и нужно развивать творческие способности детей по их интересам и природным задаткам;
  • 3–4 года: пик творческой активности малышей, и даже если вам кажется, что кроха ничем особенным не обладает, всё равно это не повод забросить занятия — напротив, нужно как можно больше и чаще обращаться к упражнениям и играм, развивающим творческие способности;
  • 5–6 лет: занятия усложняются новыми заданиями, подготавливая дошкольника к дальнейшему процессу обучения и развивая в нём воображение, фантазию, таланты;
  • 7–8 лет: младший школьный возраст характеризуется тем, что в это время начинается серьёзная творческая деятельность — изобразительная, музыкальная, театральная, и в каждой области ребёнок должен суметь себя проявлять, хотя доминировать будет какая-то одна, к которой у него имеются природные задатки.

Если ребёнок начинает усиленно врать, фантазировать, жить в собственном выдуманном мире, родители не должны спешить его ругать и наказывать. Скорее всего, в подобной ситуации виноваты сами взрослые, которые упустили нужный момент и не смогли направить творческие способности своего чада в нужное русло, и теперь они находят выход вот таким способом — через ложь.

Многие родители оправдываются, что не имеют педагогического образования и не знают, что делать в таких случаях. Это отговорки, потому что существуют различные методы развития творческих способностей детей — достаточно простые и понятные.

Обычно методы развития творческих способностей используются на занятиях в детском саду, но они вполне пригодны и для применения их в домашних условиях. Это позволит родителям более полноценно оценить итоговые результаты.

1. Окружающий мир

  • совместное обсуждение с ребёнком, что происходит вокруг на улице, дома, в транспорте;
  • рассказы о животных и растениях;
  • объяснение элементарных процессов, происходящих вокруг;
  • ответы на все интересующие малыша вопросы: почему, как, зачем и откуда.

2. Развивающие игры

  • покупайте детям настольные развивающие игры;
  • у них должно быть много полезных, а не развлекательных игрушек;
  • они должны соответствовать их возрасту;
  • мозаики и конструкторы — самый оптимальный вариант.

3. Рисование

  • очень часто творческие способности ребёнка раскрываются в изобразительной деятельности, так что у него всегда должны быть под рукой качественные, удобные, яркие карандаши, краски, фломастеры;
  • не жалейте бумаги на это дело;
  • никогда не ругайте кроху за изрисованные стены и испачканную в красках одежду: возможно, это и есть тот самый творческий хаос;
  • сначала — изучите цвета, затем — познакомьтесь с геометрическими фигурами, покажите, как создаётся рисунок, а потом просто наблюдайте за результатами.

4. Лепка

  • лепка развивает маленькие пальчики, творческие способности детей + к тому же позволяет им проявить всю их буйную фантазию;
  • вначале пусть это будут простейшие шарики, лепёшки, колбаски, колечки;
  • после этого они начнут сами лепить более сложные фигуры;
  • пластилин должен быть ярким и мягким.

5. Чтение

  • детям нужно читать в любое время дня, а не только ночью, причём не менее получаса в сутки, как утверждают специалисты;
  • книги должны быть подобраны по возрасту и интересам;
  • старайтесь знакомить ребёнка с разными жанрами произведений: сказками, рассказами, стихами;
  • берите малышей с собой в библиотеку;
  • книга дарит полёт фантазии и открывает огромные возможности для детского воображения, развивает творческие способности;
  • тут же разыгрывайте сценки из книг, читайте по ролям, так как творческий потенциал можно выявить и через театрализованную деятельность: обычно этот метод нравится деткам любого возраста.
Смотрите так же:  Памятка для родителей по воспитанию ребенка

6. Музыка

  • с младенчества давайте слушать крохе классическую музыку и детские песенки;
  • пойте ему колыбельные как можно дольше;
  • это развивает память и образное мышление.

Развивать творческие способности детей нужно не от случая к случаю, а везде и всегда. Родители должны создать ребёнку такую окружающую среду, которая будет способствовать его развитию: обеспечить его инструментами (красками, пластилином, конструктором и пр.) , хвалить за успехи и терпение в достижении определённых результатов. Взрослые должны в пределах разумного давать волю детской фантазии и не сдерживать его креативной активности.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеобразовательного типа с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно-эстетическому направлению развития детей №92 «Веснушка»

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЛЕПКИ ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА

В современном мире высоко ценятся изделия, выполненные своими руками. Изделия народных мастеров — уникальные произведения искусства, которые украшают нашу жизнь.

Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности. На занятиях лепкой вышеперечисленные качества развиваются особенно.

На сегодняшний день изучению развития детского изобразительного творчества посвящено большое количество работ педагогов и психологов.

Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. «Я убежден, — пишет один из крупнейших представителей английской теоретической мысли Херберт Рид, — что никогда до сих пор в мировой истории художественное воспитание не было так важно, как теперь, и как оно будет важно для грядущих лет… Я не хочу сказать, что художественное воспитание разрешит все проблемы. Но я думаю, что мы не сможем сохраниться как цивилизованная нация, не развивая в значительной мере эстетический элемент жизни».

Известно, что эстетическое отношение к действительности позволяет детям проявлять творческую активность в любом виде деятельности (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, Б. М. Теплов, Н. А. Ветлугина и др.) .

Психологические основы проблемы формирования творческой активности дошкольников представлены в работах Б. Г. Ананьева, Л. А. Венгера, Л. С. Выготского, Г. А. Урунтаевой и другими учеными.

Педагогический аспект художественно-творческого развития дошкольников излагается в трудах Н. А. Ветлугиной, А. А. Грибовской, Т. Н. Дороновой, Т. С. Комаровой, О. П. Радыновой, И. А. Лыковой и др.

Дети находят большое удовольствие в передаче знакомых фигур из соленого теста. Задача взрослых – педагогов, воспитателей, родителей – облегчить этот путь изучения нового материала, освоить основные приемы работы с ним, вызывать у детей желание работать с соленым тестом, передавая свои впечатления и отношение к окружающему миру.

На наш взгляд, актуальность работы очевидна. Развитый ребенок в целом – залог дальнейшего успешного обучения в школе. Но не следует забывать о том, что детский сад как основной «институт» на пороге школы, может дать толчок к развитию творческих способностей будущего поколения.

Необходимо отметить, что работа с соленым тестом в дошкольном детстве, все чаще и чаще прослеживается именно как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Человек издавна научился готовить из муки и воды — лепить лепешки. Сейчас мы привычно покупаем хлеб в магазине. А на праздники сами печем пироги, своими руками лепим и выпекаем петушков, голубей, рыбок и украшаем их немыслимыми завитками.

А произведения прикладного искусства из этого материала — совсем другое дело. Более высокохудожественное. Соленое тесто – чудесный материал для работы.

Пластичный, мягкий, интересный. И оно очень хорошо подходит для занятий лепкой, как в домашних условиях, так и в условиях современного детского сада.

Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные фигурки и целые композиции.

Творить и созидать — это великолепные моменты нашей жизни, это радость и свет в душе. Лепить из теста — доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души.

Активизируется работа пальцев рук, мозга и идет полное расслабление тела и души. Человек наполняется радостью, уходят заботы, стресс, а если он работает с любовью и желанием, то может отдохнуть и восстановить силы. Это особое состояние, божий дар, который нужно беречь и приумножать.

Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребёнка. Кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить о том, что лепка из соленого теста способствует развитию творческих способностей дошкольников.

  1. Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
  2. Развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
  3. Синхронизирует работу обеих рук;
  4. Формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
  5. Развивает творческие способности ребенка.

Экспериментальная работа проводилась в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей» №92 «Веснушка» г. Сургута, в группе №2 «Сказка». Длительность эксперимента 2011-2013 г.г.

Работа проводилась в три этапа:

  1. Выявление интереса к лепке из соленого теста в средней группе.
  2. Развитие творческих способностей детей посредством лепки из соленого теста в старшей группе.
  3. Проявление вариативности, креативности у детей 6-7 лет посредством лепки из соленого теста.

Объектом исследованияявляется развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Предметом исследованияявляется лепка из соленого теста как средство развития творческих способностей в старшем дошкольном возрасте

Цель работы– охарактеризовать лепку из соленого теста, как средство развития творческих способностей, вариативности, креативности у детей старшего дошкольного возраста.

Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения.

Начиная свой эксперимент, мы решили предложить детям готовое, купленное в магазине цветное соленое тесто. Необычность материала, в данном случае, способствовала наибольшей заинтересованностью к лепке, поскольку традиционный пластилин или глина уже не так интересны нынешнему поколению.

Детям особенно интересно заняться чем-нибудь новеньким. Тесто – приятный на ощупь, экологически безвредный и не аллергенный материал. Его можно замесить в любое подходящее время.

Оно легко отмывается и не оставляет следов. При соблюдении технологии изготовления тесто не липнет к рукам и очень пластично.

В нашем эксперименте принимало участие 15 дошкольников. Наибольшее количество детей не совсем целесообразно, т.к. воспитателю не остается времени на индивидуальную помощь.

Начало эксперимента проходило с детьми среднего возраста (2011-2012 уч.г.) . Целью наблюдения служило выявление интереса к лепке из соленого теста. На первом этапе занятия носили ознакомительный характер, дети как бы «прощупывались» педагогом. В текущий период работы анализ исследования детей средней группы показал:

У 11% детей (73%) – выявился высокий уровень интереса;

У 3 детей (20%) — средний уровень интереса;

У 1 ребенка (7%) — низкий уровень интереса.

В течение года у испытуемых отметилась положительная динамика в пользу интереса к лепке. Причем стоит отметить, что к концу эксперимента (учебного года) у детей существенно снизился интерес к изготовлению поделок из купленного в магазине цветного теста.

Тогда нами было принято решение попробовать изготовить его совместно с детьми. И мы не ошиблись. Дети проявили высокий уровень интереса и активности. Они с удовольствием, совместно с педагогом замешивали тесто.

Нами использовался традиционный рецепт – 200 гр. муки, 100 гр. мелкой соли, 100 мл. воды, 1 ст.л. растительного масла.

Совместно с педагогом, детям было предложено вылепить гроздь винограда. Изготовив поделку, дети наблюдали, как она сохнет, меняются ли ее формы и очертания. Но пик интереса и восторга детей пришелся на оформление работы.

Казалось бы, один и тот же сюжет, но как изделия начали раскрываться, «играть», становиться единственными и неповторимыми. Дети охотно «включили» творческий подход, создав свою, ни на что не похожую работу. Было очевидно, что они испытывали чувство радости и гордости за себя, стали более уверенными в своем успехе.

Итак, давайте вернемся к нашему эксперименту. Поскольку уровень развития интереса к лепке у детей среднего возраста к концу учебного года достиг максимальной шкалы, исследование детей старшей группы (2012-2013 уч.г.) , мы решили направить на развитие творческих способностей посредством лепки.

В канун Международного женского дня «8 Марта», мы с детьми решили изготовить «Медальончик с цветами» для мамы. Испытуемым была показана основная техника лепки цветов и листьев, а также вариант их расположения на основе.

Далее, мы дали детям возможность вылепить цветы по своему замыслу (по желанию) , и, руководствуясь своей фантазией, расположить их на панно. И вот, что мы увидели.

9 детей (60%)– расположили изображение по своему усмотрению, которое абсолютно не совпадало с предложенным педагогом вариантом;

4 испытуемых (27%)– внесли небольшие коррективы в свою работу, тем самым создали свой вариант композиции;

2 ребенка (13%)– решили последовать варианту, предложенному воспитателем.

В ходе второго этапа работы – оформлении, все дети проявили творческий подход, выбрав свою, эксклюзивную гамму красок. Следовательно, можно констатировать, что в старшем возрасте все испытуемые обладают творческими способностями, а занятия лепкой их, несомненно, развивают.

И вот мы подходим к третьему, завершающему этапу нашего исследования. Работая с детьми 6-7 летнего возраста, казалось бы, мы должны закрепить и усовершенствовать приобретенные ранее умения и навыки по лепке из соленого теста, но мы решили дать детям еще одну возможность проявить себя.

Мы увидели, что дети начинают понимать, что все предметы могут использоваться не только по прямому назначению, но и косвенному. У дошкольников появляются понятия вариативности, креативности.

Дети могут самостоятельно, либо с небольшой помощью педагога, придумать сюжет работы, распределить действия каждого участника работы. Ведь там, где ребенок отходит от каких-либо рамок, шаблонов и образцов, несомненно, будут являться проявлением не только творчества, но и вариативности.

Детям было предложено создать коллективную работу под предполагаемым названием «Летний луг». Испытуемые с помощью педагога изобразили на бумаге свой замысел, распределили обязанности.

На рабочий стол помимо основных инструментов (фольга, стек, скалка) , нами было помещено три дополнительных предмета – чеснокодавилка, фигурные ножницы, колпачок от фломастера. С помощью внесенных предметов мы хотели проследить, смогут ли дети использовать их в работе, проявляя тем самым вариативность и креативность. Результаты можно увидеть в следующей диаграмме.

По окончании коллективной лепки, мы сделали следующие выводы:

3 ребенка (20%) – проявили высокий уровень вариативности и креативности. Они использовали незнакомые предметы в целях воплощения замысла. Так, например, с помощью чеснокодавилки появилась трава.

С помощью колпачка от фломастера цветы приобрели причудливые узоры в виде снежинок, фигурными ножницами были обработаны края у васильков, что придало этому цветку натуральность.

8 детей (53%)– проявили творческую активность и креативность, вылепив цветы разных названий (васильки, ромашки и т.п.) , с помощью трафарета дети изготовили бабочек и самостоятельно украсили их.

4 испытуемых (27%)– использовали изученную ранее технику лепки цветов, но при этом они комбинировали два цвета у одного цветка, что говорит о творческом подходе к работе и предпосылками креативности.

В заключение хочется добавить, что для закрепления положительных эмоций нами организовывались выставки детских работ. Мы считаем, что они имеют и большое воспитательное значение. Выставки могут быть постоянными и однодневными.

Однодневные выставки проводятся после окончания занятия. Положительные результаты приносит и обсуждение выставки. Очень важно, чтобы при обсуждении принимали участие непосредственно дети.

Руководствуясь проведенными исследованиями, мы с уверенностью можем констатировать, что посредством занятий с детьми по лепке из соленого теста у детей возникает:

  • интерес к работе, прослеживается динамика от простого к сложному;
  • развиваются творческие способности;
  • развивается вариативность, креативность для достижения полученного результата.

Мы увидели, что ребенок, удовлетворенный полученным результатом, стремится снова и снова проявить себя, показать то, насколько широко он может мыслить. Ведь порой то, что человек не может передать словами, он старается выразить в своем творчестве. Ребенок передает всю ту красоту, эстетичность и, конечно же, свое видение того или иного объекта, что и будет являться творческим продуктом, а значит это и будет проявлением творческих способностей у дошкольника.

Таким образом, мы приходим к выводу, чтолепка является средством развития творческих и креативных способностей ребенка. Современное общество заинтересовано в том, чтобы воспитать ребенка как гармонично развитую во всех отношениях, а главное творческую личность. Ребенок – это воплощение фантазии, творчества и воображения, и педагог является его наставником в формировании его творческих способностей.

  1. Комарова Т. С., Савенкова А. И. «Коллективное творчество детей», М.,
  1. Николаева Е. И. Психология детского творчества. –СПб: Речь, 2006
  2. Силаева К., Михайлова И. «Солёное тесто», М., изд. «Эксмо», 2004.

Другие статьи по теме:

Воображение на занятиях конструкторской деятельностью Воображение является психическим процессом, позволяющим создавать новые образы, представления на основе собственного опыта. Без него невозмож.

«Развитие познавательных способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» (Из опыта работы МБДОУ «Детского сада «Северяночка») С первых дней посещен.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возр.

Конспект занятия по песочной терапии с детьми дошкольного возраста «Здравствуй, песочек!» Задачи: 1. Познакомить детей с песком, его свойствами и особенностями. 2. Учить детей самостоятельно дейс.

Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста Что же такое труд? Давайте сформулируем определение этого слова. (Предполагаемые ответы воспитателей) Заглянем в Толковый словарь русского языка. Эт.

Классификация игр дошкольников. Классификация игр дошкольников В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрально-игровой деятельности «Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрально-игровой деятельности» Каждый год в.

Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста Воспитание личности, обладающей богатым творческим потенциалом, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, умеющей справляться с в.

Развитие театральных способностей детей дошкольного возраста

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Современное общество заинтересованно в том, чтобы его граждане были способны самост.

Опыт работы: «Благотворное влияние музыки на здоровье детей дошкольного возраста» 1 слайд: Тема – «Благотворное влияние музыки на здоровье детей дошкольного возраста» 2 слайд: Музыка — могучий ис.

Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которая проявляется при определённых условиях, факторах, деятельности. Для.

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста

Опыт работы «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста» ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕ.

Развитие творческого мышления у детей дошкольного возраста. Конспект НОД в средней группе «В гостях у сказки» Цель: учить детей согласовывать действия в коллективе, стимулировать развитие творчес.

Другие статьи

  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]
  • Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Законодательством Российской Федерации не предусмотрено процедуры отказа от ребенка, возможно только лишение родительских прав. Так, согласно ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если […]
  • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
  • Можно ли ребенку капать ромашку в нос отвар ромашки и нос неделю назад мы заболели к нам приходила врач и сказала 5 раз в день промывать нос пипеткой ромашки, потом отсасывать аспиратором, а потом капать капли сейчас я разговаривала с подругой, она меня отругала, сказала, что нельзя так ни в коем случае, […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
  • Диагностика отклонения в развитии ребёнка определение этапы проведения Ранняя диагностика отклонений в развитии детей Диагностика отклонений в развитии основывается на зна­нии общих и специфических закономерностей психического раз­вития нормально развивающегося ребенка и детей с различны­ми отклонениями в развитии. Диагностика носит […]