В чем суть заикания

В чем суть заикания

Заикание – тяжелое расстройство речи. Оно трудно устранимо, дезорганизует личность ребенка, тормозит правильный ход воспитания и обучения, затрудняет нормальное включение дошкольника в детский коллектив[1].

Вот почему воспитателю следует серьезно задуматься над средствами устранения у своих воспитанников этого недостатка. Надо понять природу заикания, изучить личность заикающегося и овладеть доступными специальными педагогическими методами. При таких условиях воспитатель может помочь ребенку нередко даже в большей степени, чем специалист-логопед, в силу более интимного и длительного контакта со своим воспитанником и его семьей.

Заикание – функциональное нарушение речи, внешне выражается в судорогах мышц тех или иных органов речи в момент звукопроизношения (губ, языка, мягкого нёба, гортани, грудных мышц, диафрагмы, брюшных мышц). Речь прерывается вследствие задержки на некоторых звуках и словах (Приложение 1).

Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы подходили и подходят к изучению этого речевого расстройства.

На рубеже XVII–XVIII вв. заикание пытались объяснить как следствие несовершенства периферического аппарата речи. Так, например, Санторини считал, что заикание возникает при отверстии в твердом нёбе, через которое якобы слизь просачивается на язык и затрудняет речь. Вутцер объяснял это ненормальным углублением в нижней челюсти, в которой прячется кончик языка при своем движении. Другие исследователи связывали заикание с нарушениями в функционировании речевых органов: судорожное закрытие голосовой щели (Арнот, Шультесс); чрезмерно быстрый выдох (Беккерель); спазматическое сокращение мышц, удерживающих язык в полости рта (Итар, Ли, Диффенбах); несогласованность процессов мышления и речи (Блюме); несовершенство воли человека, воздействующей на силу мышц речедвигательного механизма (Меркель) и т.д.

Часть исследователей связывала заикание с нарушениями в протекании психических процессов. Например, Блюме считал, что заикание возникает от того, что человек или мыслит быстро, так что речевые органы не поспевают и потому спотыкаются, или же, наоборот, речевые движения «опережают процесс мышления». И тогда из-за напряженного стремления выровнять это несоответствие

мышцы речевого аппарата приходят в «судорогоподобное состояние».

К началу XX в. все многообразие понимания механизмов заикания можно свести к трем теоретическим направлениям:

1) Заикание как спастический невроз координации, происходящий от раздражительной слабости речевых центров (аппарата слоговых координации). Это было четко сформулировано в трудах Г. Гутцмана, И.А. Куссмауля, а затем в работах И.А. Сикорского, который писал: «Заикание есть внезапное нарушение непрерывности артикуляции, вызванное судорогой, наступившей в одном из отделов речевого аппарата как физиологического целого». Сторонники этой теории вначале подчеркивали врожденную раздражительную слабость аппарата, управляющего слоговой координацией. В дальнейшем они объясняли заикание в свете невротизма: заикание – это судорогоподобные спазмы.

2) Заикание как ассоциативное нарушение психологического характера. Это направление выдвинуто Т. Гепфнером и Э. Фрешельсом. Сторонниками были А. Либманн, Г.Д. Неткачев, Ю.А. Флоренская. Психологический подход к пониманию механизмов заикания получил свое дальнейшее развитие.

3) Заикание как подсознательное проявление, развивающееся на почве психических травм, различных конфликтов с окружающей средой. Сторонниками этой теории были А. Адлер, Шнейдер, которые считали, что в заикании, с одной стороны, проявляется желание индивида избежать всякой возможности соприкосновения с окружающими, а с другой – возбудить сочувствие окружающих посредством такого демонстративного страдания.

К 30-м годам и в последующие 50–60-е годы XX в. механизм заикания стали рассматривать, опираясь на учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности человека и, в частности, о механизме невроза. При этом одни исследователи рассматривали заикание как симптом невроза (Ю.А. Флоренская, Ю.А. Поворинский и др.), другие как особую его форму (В.А. Гиляровский, М.Е. Хватцев, И.II. Тяпугин, М.С. Лебединский, С.С. Ляпидевский, А.И. Поварнин, Н.И. Жинкин, В.С. Кочергина и др.). Но в обоих случаях эти сложные и многообразные механизмы развития заикания идентичны механизмам развития неврозов вообще. Заикание, как и прочие неврозы, возникает вследствие различных причин, вызывающих перенапряжение процессов возбуждения и торможения и образования патологического условного рефлекса. Заикание – это не симптом и не синдром, а заболевание центральной нервной системы в целом (В.С. Кочергина, 1962). В возникновении заикания первостепенную роль играют нарушенные взаимоотношения нервных процессов (перенапряжение их силы и подвижности) в коре головного мозга. Нервный срыв в деятельности коры больших полушарий может быть обусловлен, с одной стороны, состоянием нервной системы, ее готовностью к отклонениям от нормы. С другой стороны, нервный срыв может быть обусловлен неблагоприятными экзогенными факторами, на значение которых в генезе заикания указывал еще В.А. Гиляровский. Отражением нервного срыва является расстройство особо уязвимой и ранимой у ребенка области высшей нервной деятельности – речи, что проявляется в нарушении координации речевых движений с явлениями аритмии и судорожности. Нарушение корковой деятельности является первичным и приводит к извращению индукционных отношений между корой и подкоркой и нарушению тех условно-рефлекторных механизмов, которые регулируют деятельность подкорковых образований. В силу создавшихся условий, при которых нормальная регуляция коры извращается, имеют место отрицательные сдвиги в деятельности стриопаллидарной системы. Ее роль в механизме заикания достаточно важна, поскольку в норме эта система ответственна за темп и ритм дыхания, тонус артикуляторных мышц. Заикание возникает не при органических изменениях стриопаллидума, а при динамических отклонениях его функций. Эти взгляды отражают понимание механизма невротического заикания как своеобразного нарушения корково-подкорковых отношений (М. Зееман, Н.И. Жинкин, С.С. Ляпидевский, Р. Лухзингер и Г. Арнольд, Э. Рихтер и мн. др.).

В чем суть заикания

Общее учение о заикании
Сущность заикания. Заикание — это своеобразное, по преимуществу реактивное (функциональное) дискоординационное расстройство речи. Внешне проявляется в судорожных нарушениях речевого ритма, связанных с предшествующими и одновременными болезненными неврологическими и психическими изменениями, особенно в сфере эмоциональной и волевой. Заикание теснейшим образом связано с психофизическим состоянием заикающегося, с его личностью в целом, с его отношениями и установками на окружение.
По внутренним механизмам заикание неоднородно, встречаются различные его виды. Поэтому, хотя многие случаи заикания связываются с невротическими состояниями и нередко трактуются как логоневрозы, в целом заикание не покрывается понятием невроз и, следовательно, термином логоневроз.
Доказательством реактивной, функциональной сущности заикания служит тот факт, что речевые механизмы (как центральные, так и периферические) не имеют каких-либо органических повреждений: заикающийся в определенной ситуации в течение больших отрезков времени может говорить вполне нормально, и само заикание изживается в основном путем воспитания; вне акта обычной речи в большинстве случаев соответствующие механизмы также работают вполне правильно (при пении, дыхании, в ритмической речи и т.п.). Однако имеются и такие (сравнительно редкие) случаи, когда заикание явным образом связано с органическими поражениями мозга (при реституирующей афазии, алалии, при постконтузионной немоте и т.п.). Будучи по своей природе связано с судорожными явлениями, заикание как-то динамически связано с соответствующими органическими нарушениями.
Различаются три степени заикания, которые К. Кондовым и В. Ивановым (Болгария) определяются так: легкая степень — заикаются лишь в возбужденном состоянии и при стремлении быстро высказаться; в этом случае задержка легко преодолевается, говорят, не стесняясь своего дефекта. Средняя степень — в спокойном состоянии и в привычной обстановке говорят легко и мало заикаются; в эмоциональном состоянии проявляется сильное заикание. Тяжелая степень — заикаются в течение всей речи, постоянно с сопутствующими движениями.
Причина заикания. Заикание возникает в результате факторов (раздражителей), непосредственно производящих специфическое нарушение в нервной системе и психике человека при наличии особо благоприятствующих условий («почвы»).
Благоприятствующие факторы. a) Невротическая отягощенность родителей… б) Невропатические особенности самого заикающегося… в) Эмоциональная напряженность, неустойчивость и дезорганизация — база для заикания…
Производящие причины.
1. Причины анатомо-физиологические. Сюда относятся: а) всякого рода физические заболевания с энцефалическими последствиями и травмы… б) другие органические нарушения мозга… в) истощение или переутомление нервной системы… г) болезни носа, глотки, гортани и несовершенство звукопроизносительного аппарата в целом… д) общая моторная неполноценность.
2. Причины психические и социальные.
а) Испуг, страх.
б) Обострение эмоциональной напряженности…
в) Неправильное формирование речи в детстве. 1) Речь на вдохе, косноязычие; 2) скороговорка… 3) быстрая нервная речь родителей…
Перегрузка способных, но нервных детей младшего возраста речевым материалом, особенно декламацией перед взрослыми гостями в плане демонстрации своих талантов нередко завершается заиканием.
Отмечаются случаи заикания из-за подражания заикающимся. Различаются две формы такой психической индукции (психического заражения); пассивная — ребенок непроизвольно начинает заикаться, слыша речь заикающегося, активная — он передразнивает его и сам начинает заикаться.
Многими специалистами отмечается возникновение или усиление заикания в первые месяцы поступления в школу…
Заикание возникает не только под действием данной конкретной причины (травмы, испуг и т.п.), но и под влиянием сложного комплекса условий, видоизменяющих результативный эффект. Вот почему испуг, например, в одном случае вызывает заикание, тогда как до этого, при другой обстановке, многократно проходит в этом отношении безрезультатно.
Особое место занимают случаи заикания, связанные с каким-либо другим заболеванием. Оно не только неблагоприятно воздействует на течение заикания, но и изменяет самый характер последнего.

Смотрите так же:  Продолжительный стресс лечение

Современная советская комплексная система
В основе логопедической работы с заикающимися лежит: 1) организация сознательного, правильного отношения коллектива (семья, школа и т.п.) к заикающемуся; 2) воспитание у него здоровой психики и правильного отношения к окружающим и к своему недостатку, изживание явлений невротических, болезненных; 3) воспитание гармонического, плавного, ритмичного функционирования всех элементов звукопроизносительного аппарата и всй речи в целом; 4) целостное воздействие на личность ребенка.
Одновременно с воспитательной работой во многих случаях проводится лекарственное и физическое лечение, укрепляющее нервную систему заикающихся, воздействующее на другие нервно-психические заболевания, нередко имеющие общую этиологию (психастению и т.п.). Логопедические занятия необходимы в тесном контакте с врачем-невропатологом. Он не только лечит заикающегося, но и консультирует логопеда в вопросах воспитания здоровой речи (дозировка продолжительности занятий и т.п.).
Задача занятий — перевоспитание психофизиологически травмированной личности заикающегося с одновременным устранением неврологических нарушений в области звукопроизносительной функции.

Особенности занятий с маленькими детьми
Логопедическую работу с заикающимися детьми следует начинать с самого раннего возраста, так как в этом возрасте заикание легче и быстрее преодолевается и не препятствует дальнейшему нормальному развитию ребенка.Эта работа проводится в четырех планах: в семье через родителей, в массовых детских учреждениях через воспитателей, нянь и, наконец, в специальных учреждениях амбулаторного и стационарного типа. В первых двух случаях логопед является консультантом, в последних — непосредственным учителем.
При устранении заикания могут представиться два случая: 1) свежий случай, когда с момента обнаружения первых симптомов заикания прошло немного времени — от нескольких дней до 2–3 недель, самое большее 1–2 месяца; это первичное заикание (вторичные явления отсутствуют); 2) застарелый случай, когда заикание продолжается свыше 1–2 месяцев (вторичное заикание: возникают вторичные явления).
Устранение заикания в первом случае. Если заикание наступило внезапно, надо прекратить контакт ребенка с окружающими и отвлечь его внимание от речи, успокоить нервную систему, установить психическое равновесие. Нужно немедленно поместить ребенка в наиболее благоприятные условия в смысле покоя… проводить постельный режим (уложить в постель как больного). В течение первых дней соблюдать полное молчание, затем разговор шепотом и в возможно ограниченных рамках. Лечение — успокоительное, а также снотворные средства, чтобы заикающийся крепко спал ночью и пребывал в дремотном состоянии днем. Окружающие сами говорят тоже тихо, медленно, спокойно. Через неделю-другую такого режима заикание исчезает, и ребенок снова включается в обычную жизнь. Однако с этого момента до полной возмужалости должны систематически применяться… профилактические меры.
Устранение затянувшегося заикания маленьких детей. Когда заикание перешло в стойкую форму, то приходится проделать частично или полностью систематический курс логопедии, закрепляя восстановленную здоровую речь последующей профилактикой. Режим молчания и уединения в таких условиях иногда даже вреден; заикающийся больше сосредоточивается на своем заикании, и его угнетенное состояние еще больше усиливается.

Особенности занятий с детьми школьного возраста (I–VII кл)
Логопедические занятия со школьниками имеют значительные особенности. Они заключаются в следующем:
1) вся работа ведется логопедом;
2) занятия происходят по строгому расписанию в специальном кабинете (на логопедическом пункте, в поликлинике);
3) игровая форма занятий по мере повышения класса вытесняется специальными упражнениями и практикой в речи;
4) речевой материал и виды занятий сближаются со школьной практикой (коллективные занятия в форме урока — 45 мин.);
5) подражание по-прежнему остается в большинстве случаев основным методом, но значительный удельный вес с повышением возраста приобретают упражнения, установка на сознательную борьбу со своим дефектом;
6) психотерапия применяется чаще и в более развернутом виде, в плане воздействия преимущественно на интеллектуальную, а не эмоциональную сферу.

Прогноз при заикании
Чем свежее случай, чем моложе возраст, чем активнее и жизнерадостнее общее поведение, чем меньше речевых аппаратов захвачено судорогой и чем слабее сама судорога, чем меньше всякого рода психических наслоений, — тем благоприятнее виды на успех. Для заикания, развивающегося преимущественно на почве врожденного отягчения или приобретенной нейропатии, а также появившегося без видимых внешних воздействий, предсказание менее благоприятно. Здесь чаще рецидивы. Плохим признаком считается заикание на всех видах речи (речь громкая, шепотная, стихотворная, подражательная), а также предшествующие бесплодные занятия у кого-либо. Срок прекращения заикания зависит не только от характера заикания и степени судороги (иногда ребенок с легкой формой заикания имеет больше внутренних затруднений, и наоборот), но и от личности ребенка — интереса, степени решительности избавиться от заикания, выдержки, самодисциплины и волевого усилия при выполнении заданий, от его возраста и в большой мере от личности и мастерства логопеда.
Наиболее благоприятным в этом отношении является возраст в 2–4 года (легче создать благоприятные условия, небольшой стаж заикания), затем 16–22 года, иногда до 40 лет (играет роль сознательность). Наименее благоприятным оказывается возраст 10–16 лет (обостренная психическая ранимость, стремление к свободе, самостоятельности, нелюдимость и т.п.). Нередко исчезнувшее заикание потенциально сохраняется в течение 3–6 и 9 лет и приобретает характер залеченного туберкулеза, готового проявиться при возникновении неблагоприятных условий. Но и перечисленные показания далеко не всегда оправдывают себя.

Хватцев М.Е., Логопедия. — М., 1959
(полный текст можно найти в книжных магазинах и библиотеках)

Что такое заикание. Физиологическая суть заикания

Заикание – расстройство темпо-ритмической стороны речи в результате речевых судорог. Заикание возникает чаще всего в возрасте 3х- 4х лет (плюс минус 1 год), а в последующем болезнь рецидивирует. В этом возрасте идет активное речевое развитие, психическое, эмоциональное. Существует 3 видимых причины, по которым ребенок может вдруг начать заикаться. Но прежде, чем их назвать, нужно разобраться, что же мешает ребенку говорить плавно. За плавность речи отвечает синхронная работа 3-х речевых центров головного мозга. Первый — центр Брока, который отвечает за воспроизведение речи (т.е. моторную организацию речи). Он формируется самым первым, как только малыш начинает лепетать, двигать губами, языком, напрягать голосовые связки, дыхательную мускулатуру. Вторым формируется речеслуховой центр Вернике, который отвечает за понимание информации (сенсорная речевая зона). Он формируется, когда из всего хаоса звуков малыш начинает выделять жизненно важные для него слова: мама, дай, хочу и т.д. И примерно к 2-м, а иногда к 3-м годам формируется самый сложный речевой центр — Ассоциативный, который отвечает за построение фраз и предложений. В этом центре сравнивается вновь поступившая сенсорная информация с той, которая хранится в блоках памяти, и строится ответная реакция. В этом возрасте появляются длинные высказывания. Ребенок должен поддерживать синхронизацию в работе этих 3-х речевых центров для того, чтобы говорить плавно. Но у ребенка не хватает на это сил по причине особенностей медиаторов головного мозга (одни из них работают слишком быстро, другие слишком медленно). Эти медиаторы участвуют в передаче нервных импульсов в синапсах. Именно в этом возрасте проявляется так называемое врожденное заикание, на которое приходится примерно 20 % всех заикающихся. Это первая причина возникновения заикания. Вторую группу заикающихся составляют переученные левши. На них приходится 60 — 75 % всех заикающихся. У таких детей заикание проявляется в возрасте 5-7 лет, когда ребенок начинает писать. У человека двигательный речевой центр тесно связан с рукой. Если ребенка начинают переучивать, происходит диссонанс в работе правого и левого полушарий. Третью группу заикающихся составляют дети, у которых произошел срыв синхронизации. Этот срыв может быть спровоцирован испугом, длительной психотравмирующей ситуацией, ослаблением нервной системы вследствие заболевания, интоксикации организма. К этой группе относится только 5-10% всех заикающихся (вопреки всеобщему мнению, что заикание чаще возникает вследствие испуга).

Смотрите так же:  Спазм от стресса

Ставьте палец вверх и подписывайтесь на наш канал.

Программа «Эталон» – эффективный метод избавления от заикания Снежко Р.А.Программа «Эталон» – эффективный метод избавления от заикания Снежко Р.А.

Блог Снежко Р.А. / Суть метода Академика Снежко Р.А. Эталон.

Суть метода Академика Снежко Р.А. Эталон.

В чем заключается суть вашего метода? Что представляет из себя ваш метод Эталон? В чем суть вашей программы Эталон? Вот такие вопросы мне приходится выслушивать практически от каждого человека, кто решил обратиться ко мне за помощью, тем или иным образом получив информацию об Эталоне или обо мне. Поэтому я решил ответить на данный вопрос статьей, которая внесет ясность любому человеку в данных вопросах, который её прочитает на данном сайте.

Итак, суть учебной программы Эталон от заикания и логоневроза, от любой речевой дискоординации и недоразвития речи заключается в простом принципе – работа над своими ошибками(иррациональными упс действиями и их заменой на эталон-действия)! Надо самому перестать делать упс(иррациональные) речевые действия и начать делать рациональные речевые действия – Эталоны. Принцип работы над своими упс ошибками, самостоятельная замена своих упс иррациональных действий на Эталон-действия и есть суть моего метода Эталон и моей учебной программы Эталон. Такая вот простая суть, которая наглядно и ясно определена для каждого человека, который недоразвил речь и допускает в ней грубые и мелкие речевые упс ошибки: ступора, запинки, напряги, дергания, повторы упс действия(невыполнимые абсурдные, иррациональные действия), задержки, блоки и прочие ошибочные действия при попытках осуществить свою речь – свои упс(иррациональные) речевые действия.

Учебная программа по координации речи человека Эталон является обычной учебной программой и по своей сути она ничем не отличается от прочих учебных программ, которые предлагаются учащимся в прочих учебных учреждениях: детских садах, школах и вузах. Учащиеся, приходя в любое учебное учреждение начинают работу над своими ошибками и недоработками, от которых они желают избавиться и далее не допускать их в своей повседневной жизни. Ошибки и недоработки и призвана устранять любая научная учебная программа, но естественно силами самого обучающегося, так как его действия с упс иррациональных на эталон-рациональные может поменять только сам обучающийся и никто и ничто больше. И в данном ряду учебных программ учебная программа Эталон по координации речи от заикания преследует те же самые цели и задачи. Отличие учебной программы Эталон от прочих учебных программ лишь в точности самих учебных Эталонов, когда в других учебных программах, таких четких и однозначных ориентиров в ряде случаев просто не существует. И тогда ученики вынуждены обучаться вслепую, по принципу “как бог пошлет”. Программа Эталон является единственной в мире полностью научной программой самостоятельного формирования, развития, исправления и координацции своих собственных речевых навыков и действий, аналогов которой просто не существует. Программа Эталон дает возможность самим обучающимся самостоятельно работать не только с симптоматикой своего заикания и логоневроза, но и самостоятельно устранить сами корни и причины данного феномена – иррациональные упс действия, таким образом полностью самостоятельно исправить свою собственную речь от всех речевых аномалий и недоразвитий, от всех речевых ошибок раз и на всегда в самые короткие сроки.

Суть любой учебной программы – это получить знания эталон-рациональных действий и научиться их практически применять, то есть узнать теоретические основы и овладеть полезными практическими эталон-навыками. Программа Эталон дает возможность обучающемуся узнать, что такое заикание, каковы причины и механизмы заикания(упс иррациональные действия), а так же самостоятельно отработать практические навыки идеальной совершенной речи, для дальнейшего применения такой речи в любой жизненной ситуации. Любая учебная программа, и Эталон не исключение, призвана помочь заикающимся в кратчайшие сроки получить полный пакет теоретической и практической информации для самостоятельного исправления своей речи и самостоятельного устранения из неё всех ошибок, которые обычные нормальные люди не допускают в своей речи, устранить у себя самого все иррациональные упс действия.

Учебная программа Эталон, как и прочие учебные программы, преподается квалифицированными, специально подготовленными и аттестованными специалистами – учителями речи. Задача учителя предоставить учащемуся максимально доходчиво и ясно информацию, которую учащийся должен изучить, а так же практикумы, которые учащийся должен освоить. Так же учитель принимает экзамены по теории и курирует практикумы, при проведении которых учитель указывает учащемуся на его ошибки и недоработки и дает способы её практического устранения из своей речи – своих речевых действий. Роль учителя в учебной программе Эталон очень важна, однако ещё важнее роль самого обучающегося, ведь именно от его старания и прилежания в конечном итоге и зависит весь результат обучения. Роль учителя обучать, а роль учащегося обучаться и сдать все необходимые теоретические и практические экзамены. Роль учителя – указать учащемуся на его ошибки и недоработки(упс иррациональные действия), а роль ученика максимально быстро исправить свои иррациональные упс действия на речевые Эталоны и больше не повторять упс действий по жизни в своей речи.

Синдром заикания

В России заикание очень распространено. Этим нарушением речи страдает от 1,5 до 2,2% населения. А в той же Америке, например, количество заикающихся гораздо ниже — всего 1%. Чем объясняется такая разница и что такое заикание, рассказывает руководитель Центра патологии речи профессор Виктор Шкловский.

В России заикание очень распространено. Этим нарушением речи страдает от 1,5 до 2,2% населения. А в той же Америке, например, количество заикающихся гораздо ниже — всего 1%. Чем объясняется такая разница и что такое заикание, рассказывает руководитель Центра патологии речи профессор Виктор ШКЛОВСКИЙ.

Что такое заикание

Заикание — это не только прерывистая, сильно затрудненная речь, хотя именно этот факт в первую очередь бросается в глаза. В основе заикания лежит нейромоторный компонент, когда у говорящего человека внезапно начинаются дыхательные, лицевые, голосовые и другие судороги. Волевым усилием остановить их невозможно.

Момент остановки речи предугадать и предупредить нельзя. Сначала фразы произносятся нормально, но вдруг в середине или в начале слова говорящий делает неожиданный вдох, затем еще несколько, причем они как бы накладываются один на другой, не прерываясь выдохами. Через несколько секунд дыхательный сбой проходит: воздух, наконец-то, выдыхается и появляется возможность говорить дальше.

При другом, более продолжительном, виде судороги в процессе речи вдруг сильно сокращаются мышцы и начинает сдавливать грудь. Человек непроизвольно наклоняется вперед и замирает до тех пор, пока состояние не вернется в норму.

Случаются и такие вещи, как внезапная немота: артикуляция работает, а подача голоса прекращается. Происходит это оттого, что неожиданно смыкается голосовая щель и воздушная струя, не имея возможности выйти наружу, начинает давить на гортань. У человека надуваются вены, к лицу приливает кровь. По сути, это кратковременное удушье.

Наиболее распространенной формой заикания остаются артикуляционные судороги, которые охватывают лицо и язык: при произнесении какого-то звука (для каждого он свой) губы словно примагничиваются друг к другу и перестают размыкаться. Бывает и противоположный вариант, когда рот на некоторое время фиксируется в напряженном состоянии.

В действительности разновидностей судорог гораздо больше (без судорог обходятся только 3% больных). Нередко они встречаются в сочетании — дыхательные вместе с лицевыми или с голосовыми и так далее. Это всего лишь схематичное описание. Главное состоит в том, что судороги обладают «убийственной» особенностью: они появляются только при речевом общении, особенно с большой аудиторией. Этот факт является постоянным источником стресса, сопровождающего людей с нарушением речи, и очень часто не позволяет комфортно чувствовать себя в обществе.

Из-за невозможности благополучного общения для многих пациентов становится настоящей мукой звонок по телефону, езда в транспорте, поход в магазин. По той же причине тяжело спросить в незнакомом районе: «Как пройти?» — предпочтительнее часами самостоятельно отыскивать нужную улицу. А каково знакомиться с понравившейся девушкой? Кстати, в пропорциональном соотношении среди заикающихся людей мужчин в три раза больше.

Смотрите так же:  Что можно принять от стресса

Теперь вернемся в США, где заикающихся в два раза меньше, чем у нас. Цифра эта напрямую зависит от нервно-психического напряжения в обществе. Чем выше степень дружелюбия, тем меньше людей с нарушениями речи. В России она, как известно, невысокая.

Есть и еще одно обстоятельство: в России почему-то не считается зазорным высмеивать с эстрады некоторые человеческие болезни. Можно только догадываться, какие тяжелые переживания испытывают порой заикающиеся люди после выступления юмористов.

Почему люди заикаются?

В народе существует ложное убеждение, что заикание — результат сильного испуга: к примеру, резко крикнули или взорвали за спиной петарду. Есть пациенты, у которых заикание началось во время войны — Великой Отечественной, афганской, чеченской. Но тогда получается, что все, кто испугался разорвавшегося снаряда, должны заикаться. А это не так.

На самом деле у разных заикающихся людей особое строение нервной системы плюс врожденная слабость речевого аппарата. Достаточно одного возбуждающего фактора, чтобы порвалось там, где тонко. Для одних это испуг, для других — радостное потрясение, а третьи и вовсе начинают заикаться без внешних «пусковых» механизмов — потихоньку начинаются запинки, повторы начальных слогов.

Единая, универсальная причина заикания пока не найдена.

Начальные проявления синдрома чаще всего относятся к трех-, четырехлетнему возрасту. Обычно внешне у заикающихся детей нет чувства страха, они спокойно реагируют на обзывания, порой искренне не понимая причин. У них только подсознательный страх речи, который проявляется капризностью, нервной взвинченностью или агрессивностью.

С возрастом приходится сложнее: речевые контакты становятся активнее, появляется необходимость спорить, доказывать, отвечать у доски. А заикание переходит в следующую, более серьезную стадию, и вместо прежних эпизодических запинок уже начинает формироваться судорожный синдром, но пока еще без страха речи.

Первая полоса острейших переживаний по поводу заикания, первые приметы логофобии (непреодолимого страха речи) падают на подростковый возраст. Не каждый находит в себе защитные механизмы против злой реакции одноклассников, а зачастую и учителей: «Молчишь? Не знаешь? Садись, два».

В итоге заикание перерастает в глобальную личностную проблему. Человек изучил свои особенности, научился заменять одни слова другими, ограничиваться уклончивыми ответами и выстраивать целые системы, которые позволяют избегать трудных ситуаций. В целом же наступает желание вовсе исключить себя из речевого процесса. Но это нереально — вокруг мир, состоящий из людей. В основном эта стадия характерна для подростков и взрослых, но в практике есть случаи, когда такая степень заикания встречалась у 11-, 10- и даже 5-летних детей, которые делали все, чтобы прервать речевой контакт с окружающими.

Понятно, что мечта заикающихся людей — стать как все, то есть раскованно поболтать по телефону или с незнакомым попутчиком в поезде. На самом деле эта мечта реальна, если бы не синдром ожидания неудачи, когда при одной только мысли о том, что придется разговаривать, воображение пациента «подсовывает» ему невыигрышные картины, и у него тут же возникает ощущение нехватки воздуха, начинает учащенно стучать сердце, а у некоторых поднимается температура.

Причем бывает и так, что заикание внешне почти не заметно, но для самого человека оно представляется таким ужаснейшим, что он порой переживает больше, чем тот, чье заикание выражено гораздо сильнее.

Чтобы уменьшить ожидание страха, необходимо хотя бы один раз «выступить» успешно. Малейшая речевая удача может стать необычайно целебной, но чтобы ее добиться, надо не бояться речевого общения. Разорвать этот замкнутый круг поможет только специалист.

Лечение

Проблема лечения заикания насчитывает более 2000 лет. Древние, например, полагали, что виной всему неправильное устройство речевых органов, которое есть смысл исправлять хирургическим путем.

В XIX в. врачи по-прежнему рассматривали заикание как исключительно внешнее нарушение и так же, как древние, были сторонниками хирургического решения проблемы. Пациентам подрезали уздечку языка, после чего некоторые из них начинали говорить нормально. «Чудесное» исцеление объясняется весьма просто — сильнейшим шоком, который испытывал пациент: как известно, операции в XIX в. проводились без обезболивания.

Вскоре медицина ушла в сторону от столь зверских методов. Заикание начали лечить гипнозом, иглоукалыванием, лекарствами, снимающими напряжение мышц.

Сегодняшняя медицина знает, что заикание — это не только речевые запинки: здесь и утомляемость, и нарушение сна, и эмоциональная нестабильность, и нетерпеливость, и частые головные боли, и ухудшение внимания, и рассеянность, и депрессии. Заикание — хроническое заболевание, которым занимаются психологи, физиологи, нейрофизиологи, нейролингвисты, педагоги. Иными словами, это междисциплинарная проблема, и лечение должно быть комплексным.

Стоит отметить, что в медицинской среде проблему заикания недооценивают. Соответственно, ее недооценивает и общество. На развитие центров и клиник, занимающихся речевыми патологиями, выделяется очень мало средств. Как следствие, в этой области появляется большое количество шарлатанов, обещающих пациентам полное выздоровление. На деле случается, что после «сеансов лечения» пациенты теряют веру в свое выздоровление.

А выздоровление реально

Но вернемся к комплексному лечению, которое проводится в Центре патологии речи и нейрореабилитации. Оно рассчитано на 2,5-3 месяца и включает в себя несколько этапов. Схематично они выглядят так.

Первый — диагностика. Пациента обследуют невролог, психотерапевт, логопед и нейропсихолог.

Второй — перестройка неправильных речевых навыков и нарушенных отношений личности. За многие годы заикания пациент не имел возможности научиться плавной слитной речи, поэтому около полутора месяцев идет работа с логопедом. Занятия ведутся индивидуально и в группе, что улучшает общий эмоциональный фон.

Вполне понятно, что люди, пришедшие на лечение, за долгие годы накопили в себе неуверенность, в силу необходимости постоянного общения многократно усиленную обществом. Поэтому необходима психотерапия, чтобы человек повысил собственную самооценку и выработал внутри себя стойкую установку на успех.

Второй этап обычно продолжается от одного до полутора месяцев.

Третий этап (один месяц) — закрепление успехов. Пациенты применяют на практике все, чему научились. Собираясь группой, делятся своими достижениями в общении, рассказывают, как удавалось преодолеть возникшие трудности, как на смену боязни приходит уверенность в собственных силах.

Четвертый этап — профилактика рецидивов, курс поддерживающей терапии. Если после систематического курса лечения у бывших пациентов возникают вопросы, они приезжают в центр и обсуждают их со специалистом.

В случае незначительного ухудшения пациентов направляют на повторный курс.

В чем суть заикания

Сервис бесплатной оценки стоимости работы

  1. Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
  2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

Номер вашей заявки

Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

Другие статьи

  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]
  • Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Законодательством Российской Федерации не предусмотрено процедуры отказа от ребенка, возможно только лишение родительских прав. Так, согласно ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если […]
  • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
  • Можно ли ребенку капать ромашку в нос отвар ромашки и нос неделю назад мы заболели к нам приходила врач и сказала 5 раз в день промывать нос пипеткой ромашки, потом отсасывать аспиратором, а потом капать капли сейчас я разговаривала с подругой, она меня отругала, сказала, что нельзя так ни в коем случае, […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
  • Диагностика отклонения в развитии ребёнка определение этапы проведения Ранняя диагностика отклонений в развитии детей Диагностика отклонений в развитии основывается на зна­нии общих и специфических закономерностей психического раз­вития нормально развивающегося ребенка и детей с различны­ми отклонениями в развитии. Диагностика носит […]