Ведущий метод экологического воспитания дошкольников

Ведущий метод экологического воспитания дошкольников

В экологическом образовании большую роль играют методы и формы работы с детьми. Это, прежде всего, систематизированные наблюдения, опытническая работа, труд в природе, моделирование, беседы.

Наблюдение — традиционный метод ознакомления детей с природой. В современной педагогике и психологии наблюдение рассматривается в различных аспектах: как психический процесс (А. А. Люблинская и др.); как познавательная деятельность (Б. Г. Ананьев и др.); как метод обуче­ния (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и др.). Наблюдательность рассматрива­ется как качество личности в целом (Л. В. Занков и др.).

Наблюдение чаще определяется как целенаправленное, планомерное, более или менее длительное восприятие человеком предметов и явлений окружающего мира. При этом восприятие рассматривается как основной компонент наблюдения.

Наблюдению как ведущему методу познания природы придавали боль­шое значение все передовые педагоги дошкольного воспитания (Е. И. Тихеева, Э. И. Залкинд, С. А. Веретенникова, П. Г. Саморукова и др.). Проведе­ны многочисленные исследования, которые помогли выявить особенности познания дошкольниками природы через наблюдения (А. И. Васильева, П. Г. Саморукова, С. Н. Николаева, Н. И. Ветрова и др.). Авторы показали, что при правильной организации чувственного восприятия объектов природы возможно формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных, растениях, сезонных явлениях в природе. Целенаправленные на­блюдения дают возможность сформировать не только конкретные, но и обобщенные представления, научить детей ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых объектов и явлений.

В исследованиях, проведенных в ЛГПИ им. А. И. Герцена, раскрыто, что наблюдение — это сложный вид психической деятельности, включаю­щий различные сенсорные и мыслительные процессы и опирающийся на эмоционально-волевые стороны личности ребенка. Так, исследования В. И. Логиновой, А. К. Матвеевой и П. Г. Саморуковой показали, что мере развития наблюдения дошкольника меняется соотношение сенсорных и интеллектуальных процессов. На ранних стадиях развития наблюдения преобладают сенсорные процессы, т. е. различные виды восприятия. Идет накопление образов (представлений) предметов, явлений. Далее усилива­ется значение интеллектуальных процессов — мышления, представлений, памяти, воображения, речи. В итоге ребенок может замечать изменения предмета, устанавливать причины этих изменений. Кроме того, на основе ранее полученных представлений он может воссоздать картину целого или определить состояние предмета по воспринимаемой части или свойству.

На этой основе появляются различные виды наблюдения: распознаю­щее; длительные наблюдения за изменением и развитием предметов и явлений; воссоздающее. Генетически первым и основным для ребенка дошкольного возраста является распознающее наблюдение. На его осно­ве формируются другие виды наблюдения. Появление новых видов на­блюдения — это проявление развития деятельности наблюдения. Авторы доказывают, что развитая деятельность наблюдения характеризуется на­личием следующих качеств: умения понять познавательную задачу; при­нять план наблюдения; умение отвечать на поставленные вопросы; само­стоятельно ставить кратковременные цели наблюдения; использовать освоенные способы познания в новых условиях. Авторы подчеркивают, что наилучшим условием формирования в дошкольном возрасте этой познавательной деятельности является специальная организация наблю­дений и целенаправленное руководство им со стороны педагога.

Педагогический процесс, направленный на формирование наблюдения, должен обеспечить постепенное накопление и систематизацию знаний, а также становление все более осознанного отношения к наблюдаемому.

Наблюдение как метод экологического образования дошкольников

Главная > Курсовая работа >Экология

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Забайкальский Государственный гуманитарно-педагогический университет» им. Н. Г. Чернышевского

Кафедра: Теория и методика дошкольного и начального образования

«Наблюдение как метод экологического образования дошкольников»

Исполнитель: Сомова М.О.

Студент IV курса дневного отделения 640 группы ПФ

Доц. Лаврентьева Н.Г.

Глава I. Теоретические основы наблюдения как ведущего метода экологического образования дошкольников

Психолого-педагогические особенности экологического образования………………………………………………………………………….

Наблюдение как метод экологического образования…………………………………………………………………………

Методика использования наблюдения в экологическом образовании…………………………………………………………………………

Глава II. Анализ методики использования наблюдения в практике дошкольного образования…………………………………………………….

В настоящее время экологическая проблема человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала актуальной и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек – это всего лишь часть природы это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею.

Дошкольное учреждения уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания- важнейшая задача дошкольного учреждения проблем. Это происходит оттого, что детский сад всегда мало уделял внимание экологическому воспитанию. Начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Объект исследования: процесс экологического образования дошкольников.

Предмет исследования: наблюдение как метод экологического образования дошкольников.

Цель: изучить наблюдение как метод экологического образования.

Изучить психолого-педагогические особенности экологического образования;

Рассмотреть наблюдение как метод экологического образования;

Проанализировать методику использования наблюдения в экологическом образовании;

Сделать анализ методики использования наблюдения в экологическом образовании;

Работа с теоретическими источниками.

Глава I. Теоретические основы наблюдения как ведущего метода экологического образования дошкольников.

Психолого-педагогические особенности экологического образования

Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.

Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. [13,23-26]

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. [23,28-29]

Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе.

Большое значение в научном обосновании методики ознакомления с природой сыграли исследования, которые начали проводиться в 1950-е годы.

Смотрите так же:  Родителям о воспитании трудолюбия у детей

Одно из первых – исследование посвященное ознакомлению дошкольников с птицами,– показало, как важна правильная организация чувственного восприятия объектов природы: продуманное руководство наблюдениями дает детям много впечатлений, которые преобразуются в конкретные и обобщенные представления, способствуют развитию речи.

В начале 1970-х годов начали проводиться педагогические исследования, которые в дальнейшем вошли в ядро теоретико-экспериментаьного обоснования методики экологического воспитания дошкольников. Это связано с новыми идеями, инициированными советскими психологами.

Провозглашалась необходимость: 1) усложнения содержания обучения – привнесения в него теоретических знаний, отражающих закономерности окружающей действительности; 2) построение системы знаний, усвоение которых обеспечивало бы эффективное умственное развитие детей.

Реализацией этой идеи в сфере дошкольного воспитания, которая должна обеспечить хорошую подготовку детей к школе, занимались А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Л. А.Венгер. психологи обосновали положение о том, что дети дошкольного возраста могут усвоить систему взаимосвязанных знаний, отражающую закономерности той или другой области действительности, если эта система будет доступна наглядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте. [3,30-42]

В дошкольной педагогике начались исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой и неживой природы. В исследованиях, посвященных живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой.

Последнее десятилетие XX века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством. За рубежом и в России в этот период происходило становление нового образовательного пространства – системы непрерывного экологического образования: проводились конференции, съезды, семинары, создавались программы, технологии, учебные и методические пособия для различных категорий учащихся. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

В связи с этим в 90-е годы в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. Рядом психологом созданы авторские программы. В которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников.

Творческий поиск педагогов и психологов в целом ряде программ направлен на развитие в детях эстетического отношения к природе и окружающему миру. [5,100-123]

Программа В. И. и С. Г. Ашиковых «Семицветик» нацелена на культурно-экологическое образование детей, развитие в них начал духовности, богатой, творческой саморазвивающейся личности. Авторы считают от того, как ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры. Зависит то, как он будет действовать, какие поступки совершать. Программа предполагает совместную творческую деятельность детей и взрослых в детском саду, детских студиях или в семье. В процессе обучения дошкольники приобретают широкий кругозор, нравственное начало отношении к окружающему миру. Основой программы является восприятие красоты в природе. В созданных человеком творениях и самом человеке его внутреннем мире и созидательных проступках. В программе имеются две базовые темы «Природа» и «Человек». Тема природы включает не только четыре ее царства на Земле (минералы, растения, животные и человек), но и выходит за пределы планеты. Вторая тема рассматривает человека-созидателя народных и национальных героев, подвижников мировой культуры, вошедших в летописи и оставивших добрый след на Земле.

Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познания экологических закономерностей природы.[1,2-5] [1,51-54]

Программа Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа» (1998) нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5-6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. В соответствии с программой детей получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им приобрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Программа предусматривает выработку у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, навыков практического участия в природоохранительной деятельности в своем крае. [21,26-34]

Программа «Наш дом – природа» состоит из десяти блоков. Каждый включает обучающий и воспитывающий компоненты-знания о природе и развитие к детей разных аспектов отношения к ней (бережной заботы, умения видеть красоту и др.). Половина программы рассматривает область неживой природы (вода, воздух, почва и др.), три блока посвящены живой природе – растениям, животным и экосистеме леса, два – взаимодействию человека с природой. Программа имеет методическое обеспечение – разработку по созданию развивающей среды в дошкольном учреждении, рекомендации по ознакомлению детей с водой, воздухом. Ценным аспектом программы является то, что автор обращает внимание на отходы, которые в большом количестве производит человечество и которые составляют реальную опасность для природы планеты. Методические рекомендации предусматривают эмоциональное воздействие на детей автором, написаны экологические сказки, придуманы «письма животным», создан экологический проект «Мое дерево».[20,28-30]

Наблюдение как основной метод экологического воспитания дошкольников

Главная > Реферат >Экология

Система экологического воспитания дошкольников включает несколько взаимосвязанных блоков, которые охватывают все стороны эколого-педагогического процесса в дошкольном учреждении: содержание экологического воспитания, способы его реализации (методы и технологии), организацию и управление процессом.

Фундамент всей системы — теоретический блок, раскрывающий главные понятия, ведущие идеи экологии. Он имеет большое значение для специалистов, реализующих на практике воспитание детей: обеспечивает новый взгляд на природу, новое понимание окружающей среды, демонстрирует взаимосвязанность всех компонентов природы и место человека в ней. Именно поэтому данный блок является системообразующим — он функционально объединяет все остальные, «пронизывает» и наполняет их необходимым теоретическим содержанием, обеспечивает осознанность практической деятельности работников дошкольного воспитания. Основополагающими являются идеи восхождения от отдельно взятого организма и условий его существования к биосфере как среде жизни всего планетарного сообщества, а также ряд значимых понятий, таких как живой организм, среда обитания, экосистема, круговорот вещества и энергии в экосистеме, равновесие в экосистеме и его нарушение, экологические ниши, цепи питания и др. Чрезвычайно значимым для построения содержания экологического образования является понятие морфофункционалыюй приспособленности организма к среде обитания; оно создает наглядную представленность взаимосвязи всего сущего со средой жизни, демонстрирует их соответствие или его отсутствие.

Наблюдение — ведущий метод экологического воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста

Обзор психолого-педагогических особенностей экологического образования. Изучение состава наблюдения как метода экологического воспитания. Анализ методики использования наблюдения в экологическом образовании старших дошкольник в условиях детского сада.

Подобные документы

Исследование психолого-педагогические основ и содержания экологического образования дошкольников. Изучение влияния экологизированных игр на процесс экологического образования. Разработка и апробация методики использования игр в экологическом образовании.

Смотрите так же:  Аппендицит у детей 8 лет симптомы

дипломная работа, добавлен 24.06.2011

Сущность и содержание экологического воспитания в современной психолого-педагогической литературе. Экологическая культура, ее проявления и задачи. Цели и результат экологического образования дошкольников. Учебно-тематический план по программе «Берёзка».

курсовая работа, добавлен 13.06.2014

Понятие экологического воспитания дошкольников. Формы работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с природой. Применение наблюдений и экспериментов как средства экологического воспитания дошкольников. Использование календарей наблюдений в ДОУ.

курсовая работа, добавлен 05.05.2011

Интегративные тенденции экологического образования детей дошкольного возраста. Комплексные мероприятия экологического содержания в ДОУ. Экспериментальное исследование экологических знаний и эмоционального отношения к природе детей дошкольного возраста.

курсовая работа, добавлен 20.09.2010

Основные цели и задачи экологического образования дошкольников. Экспериментальное исследование сформированности экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста. Определение наиболее эффективных методов экологического воспитания дошкольников.

курсовая работа, добавлен 23.08.2013

Определение критериев, анализ показателей и характеристика состояния экологического воспитания дошкольников. Экспериментальная оценка работы по формированию навыков труда в природе как метода экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста.

дипломная работа, добавлен 15.01.2012

Роль природы в формировании личности дошкольника. Сущность и содержание экологического воспитания детей. Обзор образовательной программы по экологическому воспитанию. Ознакомление с природой на занятиях. Требования к проведению наблюдения.

дипломная работа, добавлен 20.05.2011

Изучение проблемы организации труда детей в природе. Цель и задачи экологического образования детей дошкольного возраста. Труд по уходу за комнатными растениями в уголке природы, как одно из средств экологического образования детей дошкольного возраста.

курсовая работа, добавлен 26.11.2010

Исследование особенностей экологического образования детей в дошкольном возрасте. Проведение опытно–экспериментальной деятельности по экологии с ребятами в современном учебном заведении. Организация эмпирического исследования, методики исследования.

дипломная работа, добавлен 11.03.2014

Словесные методы в системе экологической работы с детьми. Изучение сущности и специфики разновидностей беседы в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста. Методика проведения беседы. Воспитание у детей ценностного отношения к природе.

23. Наблюдение – ведущий метод ознакомления с природой и экологического образования дошкольников

Значение наблюдения для формирования начал экологической культуры в дошкольном возрасте. Требования, предъявляемые к организации наблюдений с дошкольниками. Структура наблюдений.

Виды наблюдений по характеру условий (естественные, специально организованные), по продолжительности (кратковременные, длительные), по формам организации дошкольников (коллективные, подгрупповые, индивидуальные), по характеру познавательных задач. Содержание наблюдений.

Методы фиксации наблюдений (использование дневников и календарей наблюдений, календарей природы и др.).

Организация и методика руководства наблюдениями в разных возрастных группах.

Наглядные методы играют значимую роль в организации процесса ознакомления с окр. миром. Одним из ведущих наглядных методов явл. наблюдение, которое представляет собой целенаправленное, планомерное, более или менее длительное восприятие предметов, объектов, явлений окружающей действительности. Систематический характер целенаправленного восприятия позволяет проследить явление в развитии, отметить его качественные и количественные изменения. Активное мышление, включённое в наблюдение, помогает отделить главное от второстепенного (важное от случайного). Наиболее полное восприятие детьми наблюдаемого объекта или предмета зависит от воспитателя, который ставит цели наблюдения, планирует его ход.

Следующий подход – характеристика наблюдения, как сложного познавательного процесса, в котором проявляется единство чувственного и рационального. На основе совместной деятельности анализаторов, благодаря рассказу воспитателя, у детей формируются представления о мире природы, развиваются: мышление, речь, мир восприятия.

Выделяют следующие структурные компоненты:

Подготовительный этап. Цель, которого стимуляция интересов детей к объекту предстоящего наблюдения. Приёмы: краткая беседа, ориентирующая на получение новых знаний, опора на опыт, показ диа-, кинофильмов, диапозитивов; иллюстрации; указывается цель и задачи наблюдения.

Этап сосредоточения произвольного внимания на наблюдаемом объекте, цель которого поддержание познавательного интереса, который был вызван на первом этапе. Здесь используются сюрпризные моменты, либо познавательные задания (загадки, пословицы, приметы и т.д.). Этап длится1-2 минуты.

Основной этап. Цель – самостоятельное наблюдение за объектом или предметом, длительный по времени, состоит из 3 частей:

Целостное восприятие предмета или явления;

Обследование наблюдаемого предмета. Важно обратить внимание детей на особенности предмета, его части и свойства, а также направляющий характер вопросов воспитателя к детям.

Вторичное целостное восприятие объекта.

Заключительный этап. Цель — закрепить и уточнить информацию полученную детьми, выделить то новое, что дети узнали о наблюдаемом объекте, дать эмоциональную оценку объекту наблюдения. Этот этап наблюдения часто связывают с изодеятельностью (рисуют объект).

Третий подход заключается в познавательной деятельности. Известный психолог (Ананьев) отмечает, что наблюдение – есть сложная психологическая деятельность в которой восприятие, мышление и речь соединяются в единый и целостный акт умственной работы. По мере овладения деятельностью наблюдения у детей формируется наблюдательность, как одно из важнейших качеств личности. Наблюдательность – это умение и способность подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений, их качеств, связей и отношений. Решение задач наблюдения обеспечивается отбором и использованием разнообразных способов исследования зависящих от задач наблюдения и характера наблюдаемого объекта. Итог наблюдения может быть выражен в продуктах детской деят-ти (лепке,рисунке, подделок, рассказов…) и в форме выбора ухода за живыми объектами.

Цели и задачи должны быть чёткими и конкретными. Задачи должны носить познавательный характер, стимулировать развитие мыслительной активности детей.

Для каждого наблюдения следует отбирать небольшой объём информации. Представления формируются постепенно в процессе многократных встреч.

В организации наблюдений следует продумывать систему, их взаимосвязь.

Наблюдение должно стимулировать интерес детей и познавательную активность.

Знания полученные детьми в результате наблюдения должны подкрепляться, уточняться и систематизироваться с помощью использования других методов работы с детьми по экологическому образованию (словесных и практических).

НАБЛЮДЕНИЯ – ОСНОВНОЙ МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

НАБЛЮДЕНИЯ – ОСНОВНОЙ МЕТОД

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

«Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам».

Ральф У. Эмерсон

Наблюдение — целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеют опыт, знания и умения ребенка.

Организуя наблюдения в природе, воспитатель решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о природе, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически. В зависимости от познавательных задач воспитатель использует различные виды наблюдения.

В процессе кратковременных наблюдений, организуемых для формирования знаний о свойствах и качествах предмета и явления, дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей, характер поверхности, а при ознакомлении с животными — характер движения, издаваемые звуки и т. д.

Для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе используется более сложный ряд наблюдения — длительное наблюдение; дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.

Наблюдение может быть организовано и для того, чтобы по каким-то отдельным признакам определить состояние предмета (например, по цвету земли в цветочных горшках определить необходимость поливки, по поведению рыб в аквариуме — необходимость частичной смены воды) или восстановить картину целого (по следам на снегу определить, кто прошел или проехал, по цвету ягод — спелые они или нет). Этот вид наблюдения предполагает наличие у детей и некоторых знаний, умения анализировать явление, сопоставлять отдельные данные, делать несложные умозаключения.

Смотрите так же:  Почему дети не женятся

Два последних вида наблюдения ввиду их сложности используют в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. В ходе этих наблюдений развиваются сообразительность, наблюдательность, совершенствуются процессы анализа, сравнения, умозаключения. Наблюдения организуются воспитателем при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, они проводятся на занятиях и экскурсиях, на прогулках, в уголке природы и т. д. В одних случаях воспитатель организует всех детей, в других — наблюдение проводится с небольшой группой или с одним ребенком. Это зависит от содержания наблюдения и тех задач, которые ставит перед собой воспитатель. Но во всех случаях необходимо, чтобы наблюдение проходило при высокой умственной активности детей, заставляло их думать, искать ответы на поставленные вопросы, развивало любознательность, воспитывало интерес и бережное отношение к природе.

Подготовка к наблюдению.

Подготовка воспитателя к проведению наблюдения начинается с выбора объекта. Растение или животное, выбранное для наблюдения, должно быть в хорошем состоянии. Если наблюдение проводится в помещении (в уголке природы, на занятии), следует продумать его организацию: объект должен быть хорошо освещен (лучше, когда свет падает сбоку), расположен таким образом, чтобы к нему легко было подойти. Детей располагают поближе к наблюдаемому предмету, так, чтобы всем было хорошо видно, а при необходимости можно было бы и действовать с объектом наблюдения (покормить, погладить, поиграть). Для наблюдения на участке или в ближайшем природном окружении необходимо выбрать наиболее удобное место, расположить детей так, чтобы всем было удобно наблюдать.

Если наблюдается животное, необходимо создать такую обстановку, в которой животное вело бы себя свободно и естественно.

В начале наблюдения, особенно если оно проводится впервые, не стоит спешить с постановкой перед детьми вопроса или задания. Необходимо, чтобы они самостоятельно посмотрели объект 1—2 мин, удовлетворили естественно возникшее любопытство, составили первое впечатление о наблюдаемом. Воспитатель в процессе руководства наблюдениями использует разнообразные приемы (с учетом возраста детей): вопросы, загадки, обследование предмета, сравнение, игровые и трудовые действия. Он поясняет, рассказывает, помогая ребятам понять увиденное. Для того чтобы вызвать интерес, эмоциональное отношение к наблюдению, обеспечить эстетическое восприятие предметов, он в работе с малышами использует стихи, малые формы фольклора, а со старшими в заключение занятия еще и чтение отрывков из художественных произведений.

Наблюдение должно протекать в определенной последовательности. Руководя наблюдением детей за животным, воспитатель направляет внимание прежде всего на его поведение: «Что делает? Как передвигается? Что ест? Как?» И только в связи с каким-то действием рассматриваются внешние признаки животного: «Чем покрыто тело? Какие ноги — длинные или короткие? Какие глаза (форма, цвет)?»

Рассматривание растения начинается с обозначения и выделения самого яркого, броского признака — будет ли это цветок или ярко расцвеченные листья, а иногда и необычный стебель. После этого определяют основные особенности внешнего строения растения: рассматривают по порядку величину, форму стебля (или ствола), листья, вновь цветки и т. д. Такая последовательность необходима потому, что внимание дошкольников еще недостаточно устойчиво, во многом непроизвольно. Однако в конце следует упорядочить представления, сложившиеся в ходе наблюдения. Используя различные приемы для подачи задания, воспитатель приучает детей к последовательному рассказу о наблюдаемом: величина, форма предмета, покров, цвет, периферийные части и их особенности, а при наблюдении животного — и его поведение. Такой порядок необходим особенно тогда, когда дети знакомятся с новым объектом.

При повторных наблюдениях, когда задачей является установление состояния растения или животного (например, рассматривание дерева с расцвеченными листьями осенью или цветущего весной, наблюдение за поведением воробьев, купающихся в весенней луже), можно начинать с решения основной задачи. Во всех случаях воспитатель, организуя наблюдение, должен соблюдать последовательность в переходе от одной конкретной задачи наблюдения к другой, от фактов к связям, от накопления представлений к их сопоставлению, а затем к выводам. Каждое наблюдение решает небольшую, конкретную задачу ознакомления детей с природой. Поэтому, проводя наблюдение, воспитатель всегда должен устанавливать возможные связи настоящего наблюдения с проводимыми ранее, учитывать последующую работу.

Организуя длительное наблюдение объектов природы, воспитатель заранее разбивает его на ряд эпизодических наблюдений, которые проводятся тогда, когда изменения, скажем, в развитии животного выступят достаточно ярко. Воспитатель предлагает детям рассмотреть его, отметить признаки, сопоставить состояние его с тем, что наблюдали раньше, выделить новые признаки, свидетельствующие об изменении. Иногда дети сразу замечают, что изменилось в животных, но и в этом случае воспитатель обращается к сравнению, для того чтобы отмеченные изменения были ясны для всех. В заключительном наблюдении следует восстановить всю картину развития, наблюдаемую детьми. Этому поможет дневник наблюдения (он может быть разным: в виде рисунков, гербария, а в старших группах и как схематическое отражение изменений).

Другие статьи

  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]
  • Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Законодательством Российской Федерации не предусмотрено процедуры отказа от ребенка, возможно только лишение родительских прав. Так, согласно ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если […]
  • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
  • Можно ли ребенку капать ромашку в нос отвар ромашки и нос неделю назад мы заболели к нам приходила врач и сказала 5 раз в день промывать нос пипеткой ромашки, потом отсасывать аспиратором, а потом капать капли сейчас я разговаривала с подругой, она меня отругала, сказала, что нельзя так ни в коем случае, […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
  • Диагностика отклонения в развитии ребёнка определение этапы проведения Ранняя диагностика отклонений в развитии детей Диагностика отклонений в развитии основывается на зна­нии общих и специфических закономерностей психического раз­вития нормально развивающегося ребенка и детей с различны­ми отклонениями в развитии. Диагностика носит […]