Вильямс к тренинг по управлению стрессом

Основная:

1. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: ПЕРСЭ, 2006.

2. Вильямс К. Тренинг по управлению стрессом. М., 2002, с. 5–33.

3. Гремлинг С., Ауэрбах С. Практикум по управлению стрессом. СПб.: Питер, 2002, с. 14–233.

4. Гринберг Дж. Управление стрессом. СПб.: Питер, 2004, с. 53—75.

5. Марищук В. Л., Евдокимов В. И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб., 2001, с. 135—246.

6. Щербатых Ю. В. Избавься от страха. М.: ЭКСМО, 2011.

7. Щербатых Ю. В. Стресс и счастье на одну букву. Ростов н/Д: Феникс, 2011.

Дополнительная:

8. Бэндлер Р. Используйте свой мозг для изменения. СПб., 1994, с. 11–163.

9. Гиссен Л. Д. Время стрессов. М., 1990, с. 10—76.

10. Грасиан Б. Карманный оракул. М., 1981, с. 5–65.

11. Гройсман А. Л. Медицинская психология. М., 1998, с. 120—220.

12. Джафарова О. А., Донская О. Г., Изарова О. И., Путилов А. А. Метод игрового биоуправления и регуляция ритма сердца // Бюллетень Сибирского отделения РАМН. 1999.№1 (91), с. 62—67.

13. Крюкова Т. Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы. Кострома: Аванитул, 2007.

14. Леонова А. Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний человека. М., 1987, с. 5–53.

15. Линдеман Х. Система психофизического регулирования. М., 1992, с. 5–102.

16. Лобзин В. С., Решетников М. М. Аутогенная тренировка. Л., 1986, с. 5–272.

17. Мягков И. Ф., Щербатых Ю. В., Кравцова М. С. Психологический анализ уровня индивидуальной религиозности // Психологический журнал. 1996. Т. 17.№6, с. 119—122.

18. Психофизиология: Учебник для вузов // Под ред. Ю. И. Александрова. СПб., 2006, с. 342—343.

19. Скок А. Б., Филатова О. В., Штарк М. Б., Шубина О. С. Биоуправление в психоневрологической практике // Бюллетень Сибирского отделения РАМН, 1999.№1, с. 30—35.

20. Смит М. Тренинг уверенности в себе. СПб., 2000, с. 9–238.

21. Судаков К. В. Индивидуальная устойчивость к стрессу. М., 1998, с. 3–168.

22. Коннор Дж., Сеймор Дж. Введение в нейролингвистическое программирование. СПб., 1996, с. 3–202.

23. Ромен А. С. Самовнушение и его влияние на организм человека. Алма-Ата, 1970, с. 4–174.

24. Хессет Дж. Введение в психофизиологию. М., 1981, с. 175—190.

25. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. М., 1988, с. 10–133.

26. Шайхтдинов Р. З. Личность и волевая готовность в спорте. М., 1987, с. 74– 111.

27. Щербатых Ю. В. Саморегуляция вегетативного гомеостаза при эмоциональном стрессе // Физиология человека. 2000. Т. 26.№5, с. 151—152.

28. Щербатых Ю. В. Экзаменационный стресс. Воронеж, 2000, с. 119—142.

29. Щербатых Ю. В. Использование методов саморегуляции и нейролингвистического программирования для снижения уровня стресса у студентов // Профилактика правонарушений в студенческой среде. Воронеж, 2003, с.105—107.

30. Malathi A., Damodaran A. Stress due to exam in medical students-role of yoga // Indian J. Physiol Pharmacol. 1999. V. 43.№2. P. 218—224.

31. Shapiro S. L., Schwartz G. E., Bonner G. Effect of mindfulness stress reduction on medical and premedical students // J. Behav. Med. 1998. V. 21.№6. P. 581—599.

32. Scherbatykh E. V., Ivleva E. I. Conditional regulation of anxiety states as a way of correction of the emotional stress // Abstr. International Symposium «Mechanisms of adaptive behavior». St. Petersburg, 1999. P. 154—155.

Тренинг «Управление стрессом. Новая версия профессиональной жизни»

Профилактика профессионального стресса и эмоционального выгорания

Весь последний год нам практически каждый месяц заказывают тренинги на тему «Работа со стрессом» и «Профилактика профессионального выгорания». И сегменты бизнеса — очень разные: строительные компании, менеджеры продаж, сервис менеджеры, юристы, бухгалтерия, руководители и др.

Это особенно заметно, так как в предыдущие периоды такой тренинг заказывали 1–2 раза в год, и специфика была в основном — медицинский персонал, или охранные компании.

Да и на других тренингах, как только речь заходит о стрессе — это вызывает искренний интерес у участников.

В связи с этим я надо сказать несколько слов о стрессе и о работе с собой.

Стресс — неотъемлемая составляющая человеческой жизни. Как отмечал создатель концепции стресса Г. Селье, нулевой стресс невозможен. Напряжение — это часть жизни.

Стресс имеет как отрицательное, так и положительное воздействие. Но очень важно, чтобы отрицательная фаза стресса — была нами контролируема. Т.е. мы должны осознавать, что с нами происходит, как это на нас отражается и помогать себе.

Цель стресс-менеджмента — контроль уровня стресса и управление напряжением с тем, чтобы вовремя дать организму возможность восстановиться и не позволить длительному стрессу вызвать серьёзные проблемы.

Что касается умеренного уровня стресса, то он часто помогает нам справиться с новыми обстоятельствами, предотвратить неприятности, достичь максимального результата в работе или учёбе, в срок выполнить работу. Иными словами, умеренный стресс чаще более полезен, чем вреден.

Вывод, на который мы хотим обратить ваше внимание: есть иллюзия, что стресс пройдёт сам собой, надо только отдохнуть или приспособиться. Нет.

Необходимо освоить техники самопомощи, со своим стрессом нужно работать (а не бороться).

И ещё, нет общих приёмов, которые подойдут универсально всем. Здесь важен принцип «шведского стола» для каждого из нас подойдут «свои приёмы». Именно этому мы учим на нашем тренинге.

Цели тренинга:

Определить перечень внешних и внутренних стрессогенных факторов и степень их влияния на участников тренинга.

Профилактика профессионального стресса.

Наработка индивидуальных практик для работы со стрессовыми ситуациями и самопомощи.

Освоить методы и техники, которые помогут возвращаться к естественному состоянию спокойствия и позитивному отношению.

Возвращение к внутреннему комфорту и стабильному состоянию.

Улучшение восприятия и понимания профессиональных навыков с коллегами, клиентами, начальством, подчинёнными и т.д.

Формат тренинга: Мы предлагаем формат тренинг-конструктор.

У каждой Компании/целевой группы возникают свои индивидуальные причины возникновения и развития стресса. Такой формат можно сравнить с диагностикой болезни. Не достаточно «лечить только симптомы», необходимо «лечить и то, что вызывает эти симптомы».

Например: если стресс вызывает большое количество конфликтных и спорных ситуаций с клиентами, то необходимо учить и работе менеджера/специалиста с приёмом претензий, и работа с собой — саморегуляция стресса.

В зависимости от этих «особых» причин тренинг строиться в 2х плоскостях:

Освоение навыков, которые помогут снизить причину стресса.

Наработка техник и приёмов самопомощи, стресс-менеджмент.

Предметом работы на тренинге являются реальные примеры и факторы увеличивающие состояние стресса из практики участников:

Это могут быть «трудные» клиенты.

Работа в агрессивной, конфликтной среде.

Манипуляции разного рода.

Нехватка времени, переработка.

Ответственность за людей и принимаемые решения.

Большое количество людей и взаимодействий.

Это могут быть текущие случаи, вызывающие у участника беспокойство.

Это могут быть будущие случаи, гипотетическая возможность которых волнует участников (например, сложныепереговоры).

Будет письменное тестирование до начала тренинга. Можно анонимное.

Это необходимо для подготовки тренинга и максимальной эффективности обучения.

Программа тренинга:

  1. Определение стресса. Причины стресса. Фазы стресса:
    • Положительный и отрицательный стресс.
    • Фазы стресса. Что характерно каждой фазе.
    • Симптомы стресса (мысли, эмоции, реакции тела, самочувствие, поведение).
    • Причины стресса: внутриличностные, профессиональные (стиль жизни в компании, деловое общение, интесивность деятельности и др.), социально-экономические (ситуации экономического и социального кризиса).
    • Типология реакций на стресс. Что нужно знать о себе и окружающих, чтобы снижать уровень стресса.
    • Воздействие стресса именно на вас. Тесты на выявление уровня стрессоустойчивости и психологических и физиологических изменений.
  2. Ежедневный стресс. Накопленный стресс. Профессиональное выгорание:
    • Виды стрессогенных факторов:
    • Факторы, на которые Вы можете полностью влиять.
    • Факторы, на которые Вы можете повлиять частично.
    • Факторы, которые не подвластны Вашему влиянию.
    • Профессиональная деформация. Концепция заботы о себе.
    • Профессиональное выгорание. 6 стадий потери мотивации.
    • Профилактика. Методы и приёмы предотвращения профессионального выгорания.
    • Мифы и правда о воздействии стресса.
    • Выявление индивидуальных способов реагирования на стресс и оценка их эффективности.
    • Определение индивидуального уровня максимально допустимой нагрузки.
  3. Когда и как мы можем остановить влияние стресса:
    • Наше восприятие жизни, себя, ситуации.
    • Соотношение объективной реальности и её субъективного отражения человеком.
    • Иррациональные суждения, наши «установки», как они формируются и как влияют на нашу жизнь.
    • Рефрейминг, как технология работы с убеждениями.
    • Каждый имеет право…
    • Пошаговая стратегияработы со своими «установками».
    • 4х шаговая модель восприятия типичных событий для снижения стресса.
    • Поиск равновесия между стабильностью и переменами вжизни.
    • Поиск новых ресурсов для преодоления сложных жизненных/профессиональныхпериодов.
  4. Инструменты помощи себе. Восстановление ресурсов. Практические упражнения:
    • Отработка способов снятия физического и психического напряжения.
    • 3 вида техник самопомощи.
  5. Умение управлять собственным эмоциональным состоянием во время стрессовой ситуации. 4 техники как быстро успокоиться во время стрессовой ситуации:
    • Использование техник снижения эмоционального напряжения сразу после стрессовой ситуации. 5–10 техник снимаем стресс: практическая отработка упражнений на снятие стресса.
    • Техники восстановления и закрепления позитивных эмоциональных состояний и разрушения негативных эмоциональных состояний. 5–10 методов нормализации состояния в пост-стрессовой ситуации.
    • Восстановление ресурсов, упражнения на восстановление энергии.
    • Методы быстрого включения в работу и поддержания работоспособности.

Тренинги по стресс-менеджменту. Фактор стресса

Автор: Алена Спицына | Источник: Карьера

По данным ВЦИОМа, две трети москвичей постоянно находятся в состоянии стресса, а треть населения страны — в состоянии сильного стресса, который не только снижает работоспособность человека, но и приводит к тяжелым заболеваниям. Специалисты по стресс-менеджменту уверены, что знают, как бороться с «пожирателем нервов». Наш корреспондент решила проверить, так ли это на самом деле.

Когда Алана Дерека О’Брайена, директора тренинговой компании Wilson Learning World, спросили о российском стиле руководства, он уклончиво описал его так: «Некоторые директора напоминают чаек — прилетят, обгадят с высоты своего полета и улетят…» Наблюдавший за недавними переменами на российском рынке алкоголя австриец Рудольф Бретшнайдер, генеральный директор GFK Fessel Austria, уверяет: «В Европе не вводят такое количество запретов за столь короткий срок, чтобы не создавать почву для стрессов и рисков коммерсантов. Перемены обсуждаются заблаговременно». С Рудольфом соглашается Руслан Ильясов, HR-директор Alcoa-Russia: «Необходимо оперативное планирование. Если начальник говорит своим сотрудникам: «Необходимо срочно сделать это задание и сдать его завтра», то, конечно, подчиненные будут взвинчены. Как и болезни, стресс лучше предупреждать путем изменения процессов и смены приоритетов».

Смотрите так же:  Управление стрессом системный подход

По словам О’Брайена, российским компаниям стресс-менеджмент просто необходим, и руководство должно овладеть им в первую очередь. «Но потребность в тренингах по стресс-менеджменту зависит от стиля управления и этапа развития компании, — добавляет Руслан Ильясов. — Если это формат «бизнес-клуба» небольшого размера, где старые друзья работают с давно знакомыми клиентами, возможно, они меньше нуждаются в обучении, чем фирма с активной формой продаж или проходящая через реорганизацию. А еще такой тренинг необходим, когда происходит слияние и люди встревожены происходящими изменениями. Понять причину стресса можно, посмотрев на состояние сотрудников. Например, если в одной группе у троих все нормально, а у двоих стресс, то именно этих двух нужно научить бороться со стрессом. Если же стресс у большинства, нужно менять что-то в менеджменте».

В Москве тренинги с названием «Стресс-менеджмент» предлагают немногие центры, хотя эта тема входит в состав сотни программ по общим вопросам управления — например, в центре Ars Vitae есть как отдельная программа, так и часть тренинга по эффективному менеджменту (например, во время рассказа о делегировании преподаватель объяснит, как дать задание, проконтролировать выполнение и оценить квалификацию подчиненного, не доводя его криком до «медвежьей болезни»).

Классическая программа по стресс-менеджменту содержит три части: приемы эффективного управления; основы успешной коммуникации; постстрессовая психотерапия и технологии самовосстановления.

Первые две посвящены важной менеджерской заповеди «не напрягай ближнего своего: ни подчиненного, ни партнера», третья — «не оставляй в себе отходы ядерного распада собственного гнева». Однако о корпоративной этике деловых отношений и психологии говорят в основном на программах МВА или в западных учебных центрах. Отечественные тренеры посвящают беседу тому, как без инфаркта дожить до момента раздачи призов за доблестный труд. Впрочем, сколько мэтров, столько и мнений о методах «лечения».

Владимир Волков — сторонник таких техник, как НЛП и психологическое айкидо. Даже его приемы носят названия типа «алый пояс». Сам тренер отдаленно похож на Чехова, а манерой общаться выгодно отличается от некоторых коллег, к которым я обращалась раньше: их любимый антистрессовый метод — «клин клином вышибают» (проще говоря, это хамство по отношению к клиентам). Волков же превращает программу в смесь лекции о западных методах управления и последних достижениях психологии, деловой игры и сеанса релаксации по Джерому К. Джерому и Милтону Эриксону. Но главная цель (и достоинство) его тренинга — поднять не настроение, а общий тонус: «Для меня важно научить вас поддерживать ресурсное состояние в конфликтных ситуациях, противостоять манипуляциям и агрессии в деловых взаимоотношениях». Волков рассказывает о конфликтологии и особенно углубляется в тему манипуляций, описывает десятки распространенных подстав и вариантов их отражения. Я, как выясняется, попадаюсь на жалобы, а мой сосед — на выказывание презрения. Разбившись на пары, мы разыгрываем сценки — из ситуаций, в которые мы вляпываемся, нужно выходить победителем. Еще пару часов посвящаем управлению временем и умению все успевать, грамотно распределяя жизненные цели.

После этого следуют краткий ликбез по НЛП и отработка упражнений на «подкачку энергии». Мне понравилось одно, под названием «волшебный гардероб». В основе его лежит самоубеждение «я сегодня в ударе», которое некоторые люди ощущают, надевая любимое платье. Это стихийное самопрограммирование можно сделать организованным. А в самом конце нас просветили на тему релаксации.

Утром у моего соседа по тренингу, господина с бейджем «директор ООО…», лицо было как с плаката «Не подходи — убьет». После дня успешной отработки уравновешенного поведения в любой обстановке я рискнула войти в контакт:
— Зачем вам эта программа? Неужели вас кто-либо решится огорчить?!
— Каждый день как на вулкане — чиновники, новые запреты, конкуренты, ситуация на рынке, — говорит он. — Но меня сюда мой финансовый директор уговорил пойти. Говорит, что я партнеров распугиваю и у персонала от моего стиля общения КПД падает. Ой, только не пишите мою фамилию, неудобно как-то при моей должности признаваться, что пришел на курсы для слабонервных девиц.

Резюме: душевно и оригинально. Помогает отработать навыки «непробиваемого» поведения и самоорганизации. Выясняется, что НЛП не так страшно, как его малюют.

Космический полет в Подмосковье

Как-то я сунула нос в книгу «Космическая психология» и с удивлением обнаружила, что большая ее часть посвящена антистрессовому поведению космонавтов в нестандартной обстановке. Сегодня Олег Жданов, почти 20 лет участвовавший в отборе кандидатов для полетов в космос, использует эти знания в мирных целях.

«Все предопределяет система убеждений. Во время испытаний выбывает каждый второй: не из-за физической неподготовленности, а из-за эмоционального сбоя», — говорит Жданов. Он считает, что трех дней занятий недостаточно. И его курс по стресс-менеджменту — лишь часть большой программы комплексного развития личности ученика. Вместо самостоятельной работы он предлагает программу на год — пара выездов в Подмосковье на несколько дней, затем пара лекций в Москве… и на Красном море. Академические лекции сменяются занятиями йогой и духовными практиками. Олег Жданов лишь краем касается психоанализа: «Алгоритм управления стрессом таков: найдите его причины, а затем переключите внимание, чтобы выйти из-под прямого воздействия. Беспристрастно проанализировав травмирующую ситуацию, вы сможете выбрать лучшее решение проблемы. Создайте «эвакуационный план». Воспользуйтесь возбуждением, которое вызвал стресс, чтобы активно противодействовать ему. Когда все пройдет, посмотрите на собственный опыт и подумайте, как вы будете действовать, если окажетесь в похожей ситуации».

Вкратце установки Жданова можно описать так: если видишь цель, ты не должен чувствовать стены. Созерцай свое внутреннее Я и его связь с Высшим, и тогда босс-садист покажется песчинкой у ног. Создай список задач и решай их, потому что у удовлетворенного человека меньше поводов для переживаний.

Людмила Плескач, директор компании «Золотое руно», учится у Жданова (а также на программе МВА).
— Зачем вам такая программа? — задаю вечный вопрос.
— Да мы же абсолютно не умеем расслабляться! — неожиданно говорит она.

Резюме: возвышенно и интеллектуально. Дает ощущение сопричастности к высоким сферам и упорядочивает содержимое черепной коробки, позволяя отделять главное от второстепенного.

Максим Богомолов настолько располагает к общению, что, наверно, страдает от попутчиков, стремящихся раскрыть ему все свои тайны. А ездить Максиму приходится часто: он и его коллега Елена Козлова — тренеры компании Wilson Learning. «У нашей компании около 400 программ, но тренинг по стресс-менеджменту появился год назад, — рассказывает Максим. — До этого более востребованными были все вариации программ по продажам и переговорам». «А теперь продвинутые компании понимают, что их люди будут успешнее продавать, если станут уравновешеннее и научатся справляться со стрессами», — поясняют менеджеры по продажам Wilson Learning.

Тренинг начинается как интересный разговор. «Нужно, чтобы все в группе раскрылись, — поясняет Максим Богомолов. — На тренинге по продажам проще — рассказываешь о новой технике продвижения товара и говоришь: «А теперь быстро все попробовали». Можно даже нажать на слушателей, чтобы они отрабатывали приемы. На занятиях по стресс-менеджменту так нельзя. Необходимо, чтобы люди рассказали о своей проблеме. Ведь стресс — что-то глубоко личное, и помогать на таком тренинге нужно не всем сразу, а каждому индивидуально». Богомолов и Козлова стараются изменить жизненную позицию человека: «Есть установки, которые умножают стресс, например, «я всегда прав», или «я всегда должен побеждать», из-за которых человек находит дополнительный и совсем ненужный повод для переживаний».

Когда стресс высказан вслух, он стирается, поэтому на козлово-богомоловский тренинг стоит пойти сразу после нервотрепки. После откровений последует поиск собственных болевых точек и методов лечения. Лично мне, как выяснилось, проще работать с визуальными образами. Кому-то в группе показались более подходящими дыхательные техники, а кто-то нашел действенным массаж, например потирание рук, или другие методы улучшения психофизиологического состояния.
Резюме: тренинг проходит в приятной атмосфере. Позволяет выговориться и вычислить свою «кнопку» Off.

Добро пожаловать в транс

Программа «Стресс-менеджмент» Михаила Гинзбурга «заточена» под корпоративного клиента. «Стресс — реакция организма на угрозу, поэтому вызывает изменение состояния и нарушение внутреннего равновесия, — говорит Гинзбург. — Мозг не отличает реальную угрозу от мнимой. Всякий раз, когда ситуация нам кажется угрожающей, он реагирует так же, как и при действительной опасности. Уметь справляться с последствиями стресса — значит управлять своими состояниями. Мысленно воспроизведите приятное воспоминание о реальной ситуации, в которой вы чувствовали себя легко, уверенно и свободно».

Профессиональный психолог, Гинзбург владеет множеством технологий и приемов борьбы со стрессом, но посвящает свою программу одному направлению — трансу. Зная, что в мире профессиональной психологии он известен как специалист по гипнотерапии, и вспоминая сеансы, на которых народ засыпал по приказу, я спросила:
— Нужно приходить в спортивной одежде?
— Это еще зачем? Человек в трансе сознания не теряет. Будем сидеть на стульях.

Гинзбург не заставляет участников делиться тягостными впечатлениями, а сразу предлагает упражнения. Например, курс «Идеомоторный сигналинг» — «общение» с бессознательным, когда наблюдение за неконтролируемым движением руки помогает ответить на вопрос — «да» или «нет». Это серьезная техника с двойным смыслом: фокусировка на своих ощущениях отвлекает от нервирующего повода, а подсознательное управление микрожестами приводит к скрытым ответам.

В запасе у мастера еще несколько десятков приемов, и тренинг проходит в «примерках» — что кому подходит больше. Одним — мысленно прокручивать «кино» и делать монтаж, усиливая приятные моменты и отбрасывая неприятные, другим — вызывать классическое чувство расслабления — «ваши руки стали теплыми…» и т. д.

Тренинг длится всего один день — по словам Гинзбурга, на большее у его клиентов просто не хватает времени: «К тому же в случае острого стресса и серьезных проблем тренинг не поможет — нужно обращаться к психотерапевту».

Резюме: технично и впечатляюще. Позволяет оперативно приобрести навыки введения себя в транс. Но тем, кто с опаской относится к вторжению в область подсознательного, больше подойдут классические методики.

Смотрите так же:  Депрессия в 25

На зарядку становись

С первой минуты знакомства с Натальей Самоукиной кажется, что перед тобой завуч спецшколы. Она не только кандидат психологических наук, но и научный сотрудник Психологического института РАО. У нее 25 лет преподавательского стажа, и на двух десятках тренингов, проводимых ею в Русской школе управления, никаких тибетских рецептов, айкидо, йог и трансов вы не найдете. Ее программы словно выверены Министерством образования, а советы доступны человеку с любым доходом и образом жизни: «Ваш будильник должен звонить мягко и нежно», «Поставьте будильник на несколько минут раньше необходимого времени, чтобы утром не спешить. Откройте глаза и потянитесь! Посмотрите на небо, почувствуйте начало нового дня как начало новой жизни», «Приучите себя к тому, что каждое утро вы начинаете свой день с мысли о чем-то приятном», «Встаньте и наденьте яркую, радостную и удобную одежду», «Сделайте несколько физических упражнений, чтобы зарядиться энергией», «Идите в ванную и примите душ», «Завтрак должен быть легким и состоять из любимых продуктов», «Не торопясь оденьтесь и спокойно выходите из дома».
Резюме: используются проверенные и доступные технологии. Результат — укрепление решимости начать вести здоровый образ жизни. С завтрашнего дня.

Елена Виль-Вильямс совмещает руководство в Школе менеджеров «Арсенал» c консультированием. Она говорит: «Существует несколько видов тренингов, помогающих справляться со стрессом. Первый — лекция, когда ведущий рассказывает, как распознать стресс и разные его виды, дает общие рекомендации.. Например, чаще ездить на отдых, заниматься спортом, больше радоваться жизни, бывать на природе… А если все это не помогает, то сменить работу. Иногда такие занятия содержат элементы релаксации, самогипноза и других техник, не требующих от человека специальной подготовки. Другой тип — тренинги, представляющие какой-то определенный способ борьбы со стрессом, но требующий более серьезного изучения (например, эриксоновский гипноз, тай-цзи цюань и т. д.). Есть тренинги, где объясняют, как справиться с тем или иным из стрессовых факторов. Например, тренинг по тайм-менеджменту научит бороться с большой нагрузкой, по работе с агрессивными клиентами — технике управления чужими эмоциями и т. д.».

Не меньшую ценность, по мнению Виль-Вильямс, имеет и психотерапевтический тренинг, когда определяется источник переживаний, выявляются особенности личности и с помощью терапевтических техник происходит ее «усиление»: «Но такой тренинг отличается наличием контракта–договоренности на психотерапию — то есть достаточно большим доверием и открытостью участников по отношению к друг другу и ведущему группы, иначе потом откровенность станет стрессом».

В качестве средств выхода из стресса Елена Виль-Вильямс называет юмор и позитивный взгляд на происходящее: «Помогает анализ травмирующей ситуации и прояснение, как сам человек сделал ее стрессовой, чего в следующий раз делать не надо, а что нужно. Например, давать более реалистичные обещания, не нагнетать напряженность в отношениях, правильно справляться с эмоциями других людей и переопределить свою собственную роль».

Сам же тренинг представляет собой театрализованное действо, в ролях — участники, которым приходится в красках изображать собственный стресс и его преодоление. Мне, например, близок образ птички, воспаряющей над трудностями.
Резюме: ярко и практично (в программе Елены участвует театральный режиссер). Знакомство с медицинской практикой выведения себя и подчиненных из психической атаки.

Подводя итоги, могу сказать, что каждый из тренингов показался мне небесполезным. Однако Михаил Молоканов, президент Клуба бизнес-тренеров, предупреждает: «Нужно учитывать, что грамотный стресс-менеджмент предполагает не только использование техник быстрого воздействия (например, 15–30-минутные сеансы релаксации), но и развитие индивидуальной сопротивляемости стрессам и устранение стрессоров. Однако помните: если развивать индивидуальную сопротивляемость в массовом масштабе, да еще и при работе в группе, это будет сродни тренингу личностного роста со всеми его привычными последствиями: снижением управляемости сотрудников вплоть до ухода из компании. Обычно проводить тренинг по стресс-менеджменту приглашают какого-нибудь психолога (вроде бы и по специальности, и сэкономить можно). Но вряд ли он думает о возможном ущербе компании от его работы. Парадокс в том, что именно из-за психологичности темы приглашать надо как раз бизнес-тренера. Причем не начинающего, а состоявшегося, социально адаптированного, хорошо зарабатывающего и, как следствие, дорогого специалиста, который на своем опыте научился сочетать корпоративное и индивидуальное. Плохо проведенный тренинг по стресс-менеджменту может только «разворошить улей», а хороших бизнес-тренеров, специалистов именно по этой теме, мало».

Михаила поддерживает Дмитрий Шлянчак, заместитель директора департамента управления персоналом, руководитель учебного центра торговой сети «Патэрсон»: «Тренинг в том формате, который дают внешние компании, вряд ли может представлять интерес для корпоративных структур. Природа стресса и его разновидности не предполагают универсальных подходов. Нам же предлагают информационный блок, не всегда полностью раскрывающий причины стресса и его суть. Можно дать слушателям набор соматических упражнений на все случаи жизни и ряд приемов из арсенала рациональной психотерапии, но это не решит проблемы. Тут нужен индивидуальный подход. Если хотите, коучинг. Мы же усаживаемся в круг, как анонимные алкоголики, и начинаем обсуждать проблемы возникновения неспецифических реакций организма. Ганс Бруно Гуго Селье (создатель учения о стрессе. — «Карьера») отдыхает. В нашей компании рядовые сотрудники проходят тренинг «Работа с претензией покупателя», где учат достигать выгоду для всех сторон. С управленцами эти проблемы обсуждаются в более широком контексте. Здесь важен социально-психологический аспект, а значит, тренером должен быть профессионал, а не человек, недавно узнавший об адаптационном синдроме и прочитавший какой-нибудь бестселлер, например, «Стресс-менеджмент» известного западного психолога Джини Сивилл. Увы, подобных среди внешних тренеров много».

В любом случае прежде, чем отправлять сотрудников на антистрессовые тренинги, подумайте вот о чем: понятные перспективы, четко прописанные должностные инструкции, лишенные самодурства требования, оптимальный план и реальные сроки — хороший повод для корпоративного спокойствия.

Долгая дорога к стрессу

«Существует тесная связь между работой, стрессом и старением», — писал создатель учения о стрессе Ганс Селье. «Бизнес и стресс — понятия неразделимые, — говорит психолог Елена Виль-Вильямс. — А все из-за того, что в бизнесе есть очень серьезный элемент соревнования. Нужно быть быстрее, лучше других — соответствовать требованиям времени, ожиданиям начальства и клиентов. Другая серьезная нагрузка — ответственность». Немецкие психологи и создатели методики снижения стресса на службе Роланд Гейссельхард и Кристиане Хофман Буркард считают, что часть офисных конфликтов возникает не из-за неприязни людей друг к другу, а из-за шума или сверхнагрузок. По словам Чарльза А. Сцейслера, профессора Гарвардской медицинской школы, вечный спутник менеджера — хронический недосып — увеличивает подверженность стрессу. В свою очередь, психологи Университета Франкфурта-на-Майне доказали, что неискреннее дружелюбие в агрессивной для человека среде увеличивает разрушающее воздействие стресса на организм. Во время эксперимента психолги поделили участников на две группы «сотрудников». Первой группе разрешили активно защищаться от агрессивных клиентов, а другой было приказано улыбаться вопреки хамству. У «вынужденно вежливых» людей, в отличие от тех, кто давал отпор, были замечены негативные изменения сердечной деятельности…Хотя перед стрессом равны и глава корпорации, и курьер, путь к нему у каждого свой. Представьте, каково руководителю, отвечающему за весь персонал. Ведь даже премия может вызвать стресс или перессорить коллег. Если наградить всех, лучшие работники обижаются на «уравниловку». Отметить только «ударников»? Некоторые сотрудники (как правило, женщины) переживают, когда их выделяют, опасаясь зависти и интриг со стороны коллег. Занятие «не своим делом» также вызывает стресс. «Нужно разобраться, почему сотрудник переживает, — считает Руслан Ильясов. — У человека может быть два вида проблем: личные и профессиональные. Если у него не все в порядке дома и поэтому он болезненно воспринимает рабочие ситуации, его стоит просто поддержать. Если переживает из-за того, что не умеет организовать работу, нужно учить». Реакция на стресс индивидуальна, как отпечатки пальцев. Она зависит от многих факторов. Например, от среды, в которой воспитывался человек, национальных традиций, пола. Так, по наблюдениям американских рекрутеров, многие женщины переживают во время собеседования, если не привели в порядок им одним заметные аксессуары. В то же время женщины легче сбрасывают негатив в болтовне и откровенной реакции. А вот мужчины, хоть стрессов у них и меньше, тяжелее переносят их последствия, так как придерживаются правила «все свое ношу с собой».

Местный антистрессовый наркоз

— В России, по данным маркетинговой компании ACNielsen, среди покупок в рознице по объемам продаж лидируют водка, пиво и сигареты. А в городе карьеристов Нью-Йорке лидеры продаж — булочки, пончики и прочие сладкие «утешители». Люди давно поняли, что сладкое отвлекает и доставляет удовольствие. Наука же выявила и реальную пользу — углеводы дают «топливо» для активной работы мозга. Поэтому сегодня в крупных фирмах можно получить «конфетку» как лекарство за счет «заведения». Например, в российском филиале Microsoft в помещении для отдыха персонала стоят блюда с фруктами.

— По словам Денни Перекальски, регионального директора ACNielsen, британцы обычно снимают стресс в фитнес-клубе и пабе. Так, в компании Virgin по пятницам устраивают корпоративные вечеринки в баре по соседству. В Восточной Европе популярен формат «кабачка «13 стульев» — кафе, куда после работы приходят коллеги. Важная деталь — такие антистрессовые корпоративки должны выглядеть как экспромт и не требовать особых приготовлений и нарядов.
— После нововведений на алкогольном рынке Игоря Губина, генерального директора агрофирмы «Цимлянские вина», спросили о политике стресс-менеджмента в его компании. «Какой стресс? — удивился он, а потом махнул рукой. — Конечно, были кое-какие мероприятия — месяц акцизные марки переклеивали. А потом работали как обычно и ждали, чем все закончится». Что тут сказать? Любая однообразная работа, связанная с микродвижениями пальцев замечательно успокаивает: перебирание мелочи, стучание по клавиатуре, уход за растениями.

— Выбор «ликвидатора» стресса зависит от окружения, образа жизни, рабочего графика, привычек, жизненных целей, семейного сценария, корпоративной культуры и условий работы. Два наиболее употребляемых — полярны по своей сути. Первый построен на создании позитивного буфера — реального или вымышленного. Например, когда президент объявляет персоналу о грандиозных планах, престижном заказе или росте прибыли. Второй — представить нечто еще более ужасное. Герберт Уэллс отвлекался от депрессии тем, что придумывал кошмары, а потом радовался, что их нет в реальности. Однако в служебной практике действует правило «страусов не пугать — пол бетонный». У многих ставка на карьеру столь велика, что испуг может стать фатальным.

Смотрите так же:  Истерия спб озерки

Таблица 1
Тренинги по стресс-менеджменту

Тренинг по управлению стрессом

From Stress to Success

Издательство: Эксмо, 2002 г.
ISBN: 5-699-01236-2
Книгопечатная продукция
Объем: 272 стр.

Подавляющее большинство людей включая технику нейролингвистического в современном обществе технику нейролингвистического программирования подвержено воздействию стресса. она применяет антистрессовую Для того чтобы стрессом включая технику это воздействие не психологических техник борьбы оказалось разрушительным, известный его последствий Кроме британский психолог, натуропат, последствий Кроме применения диетолог и гомеопат Кроме применения ментальных Ксандрия Вильямс разработала применяет антистрессовую программу программу по `приручению` антистрессовую программу питания стресса под названием всем читателям научиться `От стресса к читателям научиться всегда успеху`, в которой научиться всегда подниматься она обучает управлять желают всем читателям стрессом, выявлять и автором желают всем устранять его причины, программу питания включающую разрабатывать тактику преодоления только правильные продукты его последствий.
разрабатывать тактику преодоления
Кроме применения причины разрабатывать тактику ментальных и психологических оказалось разрушительным известный техник борьбы со разрушительным известный британский стрессом, включая технику известный британский психолог нейролингвистического программирования, она Для того чтобы применяет антистрессовую программу подвержено воздействию стресса питания, включающую не современном обществе подвержено только `правильные` продукты, обществе подвержено воздействию но и целебные британский психолог натуропат растения.

психолог натуропат диетолог И издатели вместе обучает управлять стрессом с автором желают управлять стрессом выявлять всем читателям научиться его причины разрабатывать всегда подниматься из она обучает управлять пучины стресса к Вильямс разработала программу вершинам успеха!

Вильямс к тренинг по управлению стрессом

  • ЖАНРЫ
  • АВТОРЫ
  • КНИГИ 562 136
  • СЕРИИ
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 507 579

Некоторые специалисты в области стресса выделяют еще одно состояние, близкое к стрессу, но отличающееся от него – перегрузку.

Например, Ксандрия Вильямс считает, что перегрузка возникает тогда, когда человек не в состоянии удовлетворить предъявляемые к нему требования и берет на себя больше, чем может сделать. Она пишет: «Перегрузка случается тогда, когда вы слишком много работаете, пытаетесь совместить дом, семью, карьеру и другие обязательства, когда требования к вашему времени и силам оказываются чрезмерными. Это происходит тогда, когда дел так много, что вы безуспешно растрачиваете энергию, у вас все равно не остается времени на отдых или выходные. Вы мало спите, но все равно не успеваете сделать все, особенно когда несколько человек одновременно предъявляют к вам противоречивые требования».[12]

По мнению этого автора, хотя стресс и перегрузка представляют собой два самостоятельных феномена, они тесно взаимосвязаны. К. Вильямс отмечает, что перегрузка может вести к усилению стресса, поскольку вызывает страхи и волнения – страх, что человек больше не выдержит такого темпа, страх не оправдывать ожиданий и т. д. Она пишет:

«Если требования, предъявляемые к вашему времениик вашим силам, ведут к перегрузкам, это вызывает неполадки в вашем организме и сбои в его работе. Проблемы со здоровьем приводят к постоянной тревоге и агрессивности, что усиливает стресс на психическом и эмоциональном уровнях. К стрессу может привести даже опасение, что у вас просто не хватит физических сил справиться с перегрузкой. Таким образом, если организм не справляется с перегрузкой, то эта перегрузка может стать причиной стресса. Перегрузка обычно вызывается вашими обязанностями, а не тем, что вам хочется делать. Если вы чрезвычайно заняты, но вам нравится то, что вы делаете, то, скорее всего, вы будете воспринимать каждую новую задачу как волнующее приключение и с энтузиазмом приступать к ее решению. В этом случае стресс маловероятен. Такое состояние лучше называть “высокой нагрузкой”, а не перегрузкой. Высокие нагрузки с меньшей вероятностью ведут к стрессу, хотя длительное их присутствие может тоже отрицательно сказаться на здоровье».[13]

Близким к состоянию психологического стресса, по мнению некоторых исследователей, является также состояние эмоциональной напряженности @@@@@9#####. Данные авторы считают, что эмоциональная напряженность, как и стресс, проходит через три стадии: эмоционального возбуждения, эмоционального напряжения и эмоциональной напряженности. Авторы разъясняют свою концепцию следующим образом:

«В ответ на самые различные воздействия со стороны внешней или внутренней среды наряду с отражением и оценкой этих воздействий в сознании возникает определенное эмоциональное возбуждение (некоторая тревога) как сигнальный процесс – подсознательный анализ информации, неудовлетворенной потребности или оценка неблагоприятного состояния в организме. Затем, если человек начинает какую-либо сознательную активную деятельность на основе волевых актов, начинает развиваться эмоциональное напряжение как сигнальный процесс и регуляция функциональных резервов – преимущественно их мобилизация. Эмоциональное напряжение направлено на достижение успеха в выполняемой деятельности. Однако при чрезмерных по силе или астенических по окраске и направленности эмоциях может развиваться негативное состояние эмоциональной напряженности. Характерны в таком аспекте излишняя мотивация и самовозбуждение, очень сильный всплеск стенических эмоций, неоправданно высокая тревога, иногда чувство страха. Под эмоциональной напряженностью понимается состояние, характеризуемое временным понижением устойчивости психических и психомоторных процессов, падением работоспособности» @@@@@9; с. 81—82#####.

При анализе данной концепции обращает на себя внимание сходство предложенных этапов эмоциональной напряженности с этапами классического стресса, только проходящего не на гормонально-биохимическом, а на нервно-психическом уровне.

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний

1. Что такое стресс?

2. В чем состояла основная идея Ганса Селье по поводу адаптации организма к разнообразным факторам внешней среды?

3. Что происходит с сердечно-сосудистой системой человека во время стресса?

4. Каково значение гипоталамуса в развитии стрессорных реакций?

5. Перечислите основные отличия психологического стресса от стресса биологического.

6. Что такое эустресс?

7. В каких случаях начальный стресс может принимать форму дистресса?

8. Какова роль мотивации человека в развитии стресса?

Выберите правильный вариант ответа:

1. С какой стадии начинается стресс:

а) со стадии адаптации;

б) со стадии тревоги;

в) со стадии резистентности;

г) со стадии истощения?

2. Какие железы играют наиболее важную роль в формировании ответных реакций организма во время стресса:

а) щитовидная железа;

б) поджелудочная железа;

в) мозговое вещество надпочечников;

г) корковое вещество надпочечников?

3. Какое из перечисленных условий способствует переходу стресса в дистресс:

а) положительный эмоциональный фон;

б) наличие достаточных ресурсов для преодоления стресса;

в) опыт решения подобных проблем в прошлом;

г) негативный прогноз на будущее?

4. Какое из перечисленных условий способствует переходу стресса в эустресс:

а) чрезмерная сила стресса;

б) большая продолжительность стрессорного воздействия;

в) одобрение действий индивидуума со стороны социальной среды;

г) недостаток нужной информации?

5. Что общего у биологического и психологического стресса:

а) участие гормонов надпочечников;

б) преимущественное влияние на социальный статус человека;

в) наличие реальной угрозы жизни и здоровью;

г) «размытые» временные рамки?

6. Укажите пример «психологического» стресса:

а) воспалительная реакция после ожога;

б) болезнь, вызванная вирусной инфекцией;

в) повышение артериального давления после семейной ссоры;

г) травма, связанная с падением.

1. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М., 1983, с. 5—56.

2. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1992, с. 104—109.

3. Щербатых Ю. В. Стресс и счастье – на одну букву. Ростов н/Д: Феникс, 2010, с. 10—23.

4. Бодров В. А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 4, с. 64—74.

5. Вейн А. М. Предисловие к сборнику научных трудов, посвященных эмоциональному стрессу // Роль эмоционального стресса в генезе нервно-психических заболеваний. М., 1977, с. 3—4.

6. Горизонтов П. Д., Белоусова О. П., Федотова М. И. Стресс и система крови. М.: Медицина, 1988, с. 5—79.

7. Гринберг Дж. Управление стрессом. СПб.: Питер, 2004, с. 29—30.

8. Калуев А. В. Проблемы изучения стрессорного поведения. Киев, 1999, с. 6—39.

9. Марищук В. Л., Евдокимов В. И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб.: Издательский дом «Сентябрь». 2001, с. 52—60; 81—85.

10. Меерсон Ф. 3. Адаптация организма к стрессовым ситуациям и предупреждение нарушений ритма сердца // Успехи физиологических наук. 1987. Т. 18. № 4, с. 56—79.

11. Мойкин Ю. В., Киколов А. И., Тхоревский В. И., Милков Л. Е. Психофизиологические основы профилактики перенапряжения. М.: Медицина, 1987, с. 3—256.

12. Ноздрачев А. Д., Щербатых Ю. В. Физиология и психология страха // Природа. 2000. № 5, с. 61—67.

Другие статьи

  • Симптомы болезни ветрянки у детей Ветряная оспа (ветрянка) Каждый год с 1990 по 1994 г., до того, как появилась вакцина против ветряной оспы, в США регистрировалось около 4 миллионов случаев заболевания. Из этого числа приблизительно 10,000 случаев нуждались в госпитализации и 100 больных […]
  • Раннее развитие ребенка по системе монтессори Монтессори методика раннего развития Когда мы говорим о раннем развитии, то имеем ввиду помощь ребенку в том, чтобы весь его потенциал был задействован. При этом важно понимать, что «развить» своего ребенка извне – невозможно. Развиваться каждый будет сам, а мы – […]
  • Хворостовский семья дети жена Вдова и дети Дмитрия Хворостовского приехали в Москву, чтобы посетить могилу певца Флоранс Илли опубликовала фото, сделанное на Новодевичьем кладбище. Оперный певец Дмитрий Хворостовский ушел из жизни 22 ноября после длительной борьбы с онкологическим заболеванием. […]
  • Обзором практики разрешения судами споров связанных с воспитанием детей Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная "ОБЗОР ПРАКТИКИ РАЗРЕШЕНИЯ СУДАМИ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С ВОСПИТАНИЕМ ДЕТЕЙ" (Утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 20.07.2011) На момент […]
  • Билиарная дисфункция у детей симптомы Автореферат и диссертация по медицине (14.00.19) на тему: Ультразвуковая диагностика дисфункции билиарного тракта у детей Автореферат диссертации по медицине на тему Ультразвуковая диагностика дисфункции билиарного тракта у детей На правах рукописи Иззатдуст Фарида […]
  • Бассейн центра развития творчества детей и юношества им аВ косарева Бассейн Центра развития творчества детей и юношества им. А.В. Косарева Рейтинг бассейна им. Косарева: (50 голоса, рейтинг: 3,50 из 5) Два бассейна: Большой: Длина — 25 метров 4 дорожки Глубина до 180 см Маленький: глубина 70 см 7 х 8 метров Услуги: […]