Влияние микроклимата семьи на здоровье ребенка

Влияние психологического микроклимата семьи на здоровье ребенка

Все семьи очень разные. Как часто нам приходиться наблюдать ситуации, когда ребенок бросается маме на шею, доверяет ей свои секреты, шепчет на ухо о своих неприятностях, а мама нежно гладит его по голове, прижимает к себе, целует… Обычная ситуация взаимной поддержки – важнейший компонент жизни семьи. У окружающих от подобной суеты становиться на душе теплее и хочется общаться и быть рядом с такими людьми.

Но не менее часто встречается и противоположная картина. Когда мама (конечно же, желая только лучшего своему ребенку) постоянно одергивает его, делает ему замечания, заставляет авторитарным способом делать что – то против воли…

Как же построить отношения с ребенком таким образом, чтобы, с одной стороны, приучить его к нормам и правилам поведения, соблюдению режима дня, владению здорового образа жизни, но с другой – не навредить его эмоциональному состоянию. Поэтому можно и нужно учиться. Прежде, всего, постарайтесь избегать негативных факторов воспитания и психологического микроклимата в семье.

  • ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТВЕРЖЕНИЕ РЕБЕНКА. Это может быть безразличие со стороны родителей. Припомните сами, не проскакивали ли у вас в разговоре с ребенком такие фразы: « Опять ты мне мешаешь», «Всегда тебе что – то надо», « когда же закончатся эти выходные, и ты пойдешь в детский сад!». Если в сердцах вы произнесете нечто подобное, ребенок может подумать, что вы его не любите. И тогда нарушения в эмоциональном развитии появятся наверняка.
  • НЕСПРАВЕДЛИВОЕ НАКАЗАНИЕ. Помните, что значимый взрослый для ребенка – царь и Бог. И любой незаслуженный окрик или подзатыльник разрушает его справедливую и стабильную картину мира. Вот почему нельзя наказывать за поступки, не разобрав их мотивов.
  • НЕРАВНОЕ (то суровое, то теплое) ОТНОШЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ К ДЕТЯМ. Это еще более пагубно, чем неизменная строгость. К строгим, но постоянным и предсказуемым родителям ребенок в состоянии приспособиться. А когда за одни и те же действия его то наказывают, то хвалят, он теряет ощущение стабильности. Если мама, то терпеливо укладывает ребенка спать, читает ему сказки, то вдруг резко уходит и захлопывает дверь, не объяснив, почему ей сегодня некогда, это причиняет ребенку страдания. Лучше изначально определитесь, какую стратегию вы выбираете в некоторых вопросах, и не меняйте свой выбор.
  • СОПЕРНИЧЕСТВО С БРАТОМ ИЛИ СЕСТРОЙ. Старайтесь подчеркнуть ровное отношение ко всем детям и в течении дня находить время для любого из них. Хорошо, если с каждым из детей у вас будет своя маленькая тайна, интимный ритуал, общее занятие. Старшему помогите стать помощником и учителем, а не конкурентом малышу, даже если разница между ними небольшая.
  • ПРОТИВОРЕЧИВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ. Если мама хочет от ребенка одного, а папа ( бабушка, воспитатель и т. д.) другого, он будет мучиться из – за невозможности угодить всем. Если, например, ребенок тихий, спокойный, это одобряется в детском саду. А родителям хотелось бы, чтобы сын мог постоять за себя и они учат его этому, учат давать сдачи, не уступать насиженного местечка… Ребенок страдает от невыполнимости всех требований сразу, он боится разочаровать кого – то из значимых для него людей. Как поступить в этом случае? Во – первых, пусть родители придут к согласию; а во – вторых, убедите ребенка, что мнение мамы и папы, а также их требования все – таки должны быть на первом месте.
  • НЕАДЫКВАТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ. Обычно это бич благополучных, культурных семей. От малыша хотят всего сразу и по максимуму, подгоняют его под идеальный образ. Иногда ребенку навязывают чуждые ему интересы (спорт, музыку). Такая негибкая система воспитания крайне пагубна. Помните, что дети ничего вам не должны, и радуйтесь тому, что у них есть успехи хоть в чем – то.
  • НЕГАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ « НЕЛЬЗЯ». Нельзя, чтобы требования родителей ставили ребенка в униженное, зависимое положение: например, на сильное раздевание или требование оправиться при людях (на пляже или детской площадке) – дескать, мал еще, нечего стесняться. Сюда же относятся требования сделать что – либо противоречащее моральным нормам, — допустим, сказать неправду.

Итак, уважаемые родители, проанализируйте перечисленные выше ошибки в воспитании: не относится ли какой – либо из факторов к вашей семье? Приложите все усилия, чтобы максимально нормализовать обстановку в семье.

Не забывайте, пожалуйста, делать комплименты членам вашей семьи, в том числе и детям. Это значительно улучшит их эмоциональное состояние.

С. Темникова,

воспитатель второй квалификационной категории.

Консультация по теме:
Круглый стол для родителей: «Влияние психологического микроклимата семьи на развитие ребенка»

Психологическое развитие детей, их моральные принципы, образцы поведения закладываются в семье. Поэтому родители дожны отдавать себе отчет в том, какая ответственность возложена на них в деле воспитания ребенка, ведь именно вы являетесь его первыми воспитателями. Дом — это лучшее место для воспитания в детях здоровых эмоций, доброжелательности и правильного мышления.

Предварительный просмотр:

МКОУ Красносельская СОШ дошкольная ступень образования

Консультация для родителей:

«Влияние психологического микроклимата семьи на здоровье ребенка»

Педагог-психолог: Самодарова Л.М.

Каждому человеку, маленькому и большому, нужна пища и сон, тепло и физическая безопасность. Но почему, имея все это, многие люди, в том числе и дети, очень часто страдают? Почему ребенок, имеющий абсолютно все, завидует другому ребенку, который хуже одет и менее сыт?

Ответ прост: мало человеку лишь удовлетворения его естественных потребностей. Любому человеку нужно, чтобы его понимали и признавали; чтобы он чувствовал себя необходимым.

Психологическое развитие детей, их моральные принципы, образцы поведения закладываются в семье. Поэтому родители должны отдавать себе отчет в том, какая ответственность возложена на них в деле воспитания ребенка, ведь именно вы являетесь его первыми воспитателями. Период детства – самое подходящее время для приобретения полезных привычек и положительных черт характера, так необходимых в дальнейшей жизни. Дом – это лучшее место для воспитания в детях здоровых эмоций, доброжелательности и правильного мышления.

Существуют некоторые причины, отрицательно влияющие не только на эмоциональную сферу ребенка, но и на его умственное развитие:

— Смерть отца или матери;

-Частое отсутствие отца из-за командировок;

-Длительное отсутствие матери и в связи с этим жизнь с другими людьми;

-Плохие отношения между родителями: ссоры, гнев, оскорбления;

-Употребление спиртных напитков в семье;

-Плохие знакомства родителей.

На психическое развитие детей оказывает влияние даже количество книг в доме, их тематика, а также образование родителей.

-Благодаря чему человек, особенно маленький, может быть счастлив? В первую очередь, он счастлив от той психологической среды, в которой он живет и растет.

-А сейчас мне хотелось бы рассказать о том, как ваши дети представляют, что такое «счастье» вообще и что такое «счастье в семье». Дети составляли небольшие рассказы на эту тему и вот что получилось, оказывается вашим детям не так и много надо для счастья. Все из них слово «счастье» связывают с счастьем в семье, то есть для них нет отдельно слова «счастье», оно обязательно перекликается с семьей. Приведу некоторые выдержки из детских рассказов:

…Вся семья вместе, родственники вместе, когда живут дружно, отмечают вместе праздники, дни рождения, когда радуешься чему-то и умеешь радовать других, когда не ссорятся, когда в семье добры, дружны, никто не болеет, играешь с друзьями».

«Счастье моей семьи – это…

…Дружная семья; счастье, если мама счастлива, никто не болеет, не было ссор, не ругались, когда все вместе, все вместе чай пьем, смотрим телевизор, любим друг друга, хвалим друг друга, всей семьей идем в гости, к бабушке, всей семьей едем на море, покупаем новый компьютер».

Каждый из вас по-своему понимает и трактует выражение «благополучие в семье», с точки зрения психологии, благополучие в семье может включать следующие составляющие:

-психологические аспекты взаимоотношений семьи и ребенка; порядок появления ребенка в семье;

-роль матери и отца в воспитании;

-стиль семейных отношений.

Все семьи очень разные. Как часто нам приходится наблюдать ситуации, когда ребенок бросается маме на шею, доверяет ей свои секреты, шепчет на ухо о своих неприятностях, а мама нежно гладит его по голове, прижимает к себе, целует…Обычная ситуация взаимной поддержки является важнейшим компонентом жизни семьи. У окружающих от подобной суеты становится теплее на душе, и хочется общаться и быть рядом с такими людьми.

Но не менее часто встречается и противоположная картина. Когда мама постоянно одергивает ребенка, делает ему только замечания, заставляет авторитарными способами делать что-то против его воли…При таком отношении у ребенка часто появляются различные нарушения в развитии эмоциональной сферы, а также различные пограничные состояния.

Как же построить отношения с ребенком таким образом, чтобы, с одной стороны, приучить его к нормам и правилам поведения, но с другой стороны, не навредить его эмоциональному состоянию. Этому можно и нужно учиться. Прежде всего, постарайтесь избегать негативных факторов воспитания и психологического микроклимата семьи.

1.Эмоциональное отвержение ребенка.

Это может быть как безразличие со стороны родителей, так и откровенное отталкивание малыша. Нелюбимые и нежелательные дети, которым дают понять, что они обуза для родителей, часто вырастают тревожными, агрессивными, с нарушенной самооценкой. Это – предпосылки для нарушений психологического и психического здоровья. Конечно, это крайний и очень тяжелый вариант развития ребенка, и в своей абсолютной форме он встречается редко. Но припомните сами, не проскакивали ли у вас в общении с ребенком такие фразы: «Опять ты мне мешаешь», «Всегда тебе чего-то надо!», «Когда же кончатся эти выходные и ты пойдешь в детский сад!». Если в сердцах вы произнесете нечто подобное, то ребенок может подумать, что вы его не любите. И тогда нарушение в эмоциональном развитии появится наверняка.

Помните. Что значимый взрослый для ребенка – царь и Бог. И любой незаслуженный окрик или подзатыльник разрушает его справедливую и стабильную картину мира. Вот почему нельзя наказывать ребенка за проступки, не разобравшись в мотивах.

3.Неравное (то суровое, то теплое) отношение родителей к детям.

Это еще более пагубно, чем неизменная строгость. К строгим, но постоянным и предсказуемым родителям ребенок в состоянии приспособиться. А когда за одни и те же действия его то наказывают, то хвалят, он теряет ощущение стабильности. Если мама, то терпеливо укладывает ребенка спать, читает сказки, то вдруг резко уходит и захлопывает дверь, не объяснив, почему ей сегодня некогда, это причиняет ребенку страдания. Лучше изначально определитесь, какую стратегию вы выбираете в определенных вопросах, и не меняйте принципов.

4.Соперничество с братом или сестрой.

Вообще-то это – отдельная тема, но здесь о ней важно упомянуть, т.к. нарушения психологического микроклимата семьи могут быть связаны с неуверенностью в родительских чувствах, ревностью к другому ребенку. Старайтесь подчеркнуть ровное отношение ко всем детям и в течение дня находить время для любого из них. Хорошо, если с каждым из детей у вас будет своя маленькая тайна, общее занятие. Старшему помогите стать помощником и учителем, а не конкурентом малышу, даже если разница между ними небольшая.

Если мама хочет от ребенка одного, а папа (бабушка, воспитатель и т. д.) другого, он будет мучиться из-за невозможности угодить всем. Если, например, ребенок тихий, спокойный, то это одобряется в детском саду. А родителям хотелось бы, чтобы сын был побойчее, и они учат его постоять за себя, давать сдачи, не уступать насиженного местечка… Ребенок страдает от невыполнимости всех требований сразу, он боится разочаровать кого-то из значимых для него людей. Как поступать в этом случае? Во-первых, пусть родители придут к согласию. А во-вторых, убедите папу, что мнение мамы и папы, а также их требования все-таки должны быть на первом месте.

Смотрите так же:  Средства методы принципы воспитания гибкости и координационных способностей

Обычно это бич внешне благополучных, культурных семей. От малыша хотят всего и сразу и по максимуму, подгоняют его под идеальный образ. Иногда ребенку навязывают чужие ему интересы (спорт, музыку). Такая негибкая система воспитания крайне пагубна. Помните, что дети ничего вам не должны, и радуйтесь тому, что у них есть успехи хоть в чем-то.

7.Негативные требования «нельзя».

Нельзя, чтобы требования родителей ставили ребенка в униженное, зависимое положение: например, насильное раздевание или требование сходить в туалет при людях ( на пляже. На детской площадке) – дескать мал еще, нечего стесняться. Сюда же относятся требования сделать что-либо противоречащее моральным нормам, — допустим, сказать неправду.

Одной из главных функций семьи является оказание психологической поддержки. И в ней нуждаются не только взрослые, но и дети.

Для того чтобы поддержать ребёнка, необходимо:

1. Опираться на сильные стороны ребёнка.

2. Избегать подчеркивания промахов ребёнка,

3. Показывать, что вы удовлетворены ребёнком.

4 . Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребёнку.

5 . Проводить больше времени с ребёнком.

6. Ввести юмор во взаимоотношения с ребёнком

7. Позволить ребенку самому решать проблемы там., где Это возможно.

8. Принимать индивидуальность ребёнка.

9. Проявлять веру в ребёнка, эмпатию к нему.

10. Демонстрировать оптимизм.

Поддерживать ребенка можно посредством:

отдельных слов ( «красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», «вперёд» ); — высказываний ( «Я горжусь тобой». «Мне нравится, как ты работаешь», «Хорошо. спасибо тебе». «Всё идет прекрасно», «Я рад, что ты и в этом участвовал»; прикосновении (дотронуться до руки, слегка потрепать по плечу, обнять, погладить); совместных действий, физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ним. играть с ним. слушать его. есть вместе с ним); выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок).

И в заключение мне бы хотелось вместе с вами выполнить задание «В лучах родительского солнца» . На листке бумаги у меня нарисовано солнце и лучики, я попрошу вас каждого подписать по лучику, отвечая на вопрос: «Чем я согреваю своего ребенка, как солнышко согревает землю?».

Посмотрите, какое наше родительское солнышко лучистое! Оно, как и то, под которым мы живем, щедро дарит нам свое тепло, ласку, не выбирая время и место для этого. Так и мы, родители, должны любить своих детей, без каких-либо на то условий, безусловно.

По-настоящему счастлив тот ребенок, который окружен заботой и вниманием со стороны любящих людей. Только в этом случае в его поведении будут преобладать положительные эмоции, он будет смотреть на мир добрыми глазами. Ребенок чувствует себя защищенным, когда рядом есть взрослые, помогающие идти по жизни, прививающие ему достойное поведение, предостерегающее от дурных поступков.

В семье растет ребенок, семейный климат.

Всестороннее воспитание ребенка, подготовка его к жизни в обществе — главная социальная задача, решаемая обществом и семьей.

Родители — первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна. В повседневном общении с родителями малыш учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения.

В беседах с родителями о роли семейного воспитания педагог подчеркивает, как многосторонне влияние родителей на формирующуюся личность: рассказывает о семье как первой социальной ячейке советского общества, о характерном для нее укладе и стиле отношений всех членов семьи, о направленности их интересов и ее потребностях, создающих соответствующий нравственный микроклимат.

В семье ребенок приобретает первый социальный опыт, первые чувства гражданственности. Если родителям свойственна широта интересов, действенное отношение ко всему происходящему в нашей стране, то и ребенок, разделяя их настроение, приобщаясь к их делам и заботам, усваивает соответствующие нравственные нормы. Поэтому на семинарах-практикумах педагог напоминает родителям, что воспитание ребенка и организация его жизни начинаются, прежде всего, с воспитания самих себя, с организации жизни семьи, создания высоконравственных внутрисемейных отношений, обеспечивающих здоровый микроклимат. Никакая «мелочь», нарушающая эмоционально-нравственную атмосферу, не может не влиять на ребенка.

От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий: ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий.

Велико влияние семейного микроклимата на становление личности человека. Семья — школа чувств ребенка. Наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе все многообразие проявлений чувств близких ему людей, ребенок приобретает нравственно-эмоциональный опыт. В спокойной обстановке и малыш спокоен, ему свойственно чувство защищенности, эмоциональной уравновешенности.

Ребенок по своей природе активен и любознателен, он легко впитывает все, что видит и слышит вокруг, ему передается настроение взрослых. Важно, какие эмоциональные впечатления он получает: положительные или отрицательные; какие проявления взрослых он наблюдает: сердечность, заботливость, нежность, приветливые лица, спокойный тон, юмор или суету, взвинченность, ворчливость, зависть, мелочность, хмурые лица. Все это своеобразная азбука чувств — первый кирпичик в будущем здании личности.

Семья—это коллектив, члены которого взаимосвязаны определенными обязанностями. Будучи членом семейного коллектива, ребенок также вступает в систему существующих отношений, благодаря которым он постигает нормы общественного поведения.

Но воспитание в условиях коллектива не означает нивелировку личности, напротив, важно сохранять неповторимость индивидуальности, развивать свойственные данному ребенку психологические качества, проявляющиеся в его интересах (например, к природе, искусству и т.д.), чертах характера (любознательность, умственная активность), способностях (двигательно-пластических, музыкальных и т. д.)

Будет ли первоначальный опыт общения ребенка со взрослыми в системе отношений «взрослые—ребенок» положительным, зависит от того, какое положение он занимает в семейном коллективе. Если взрослые все свое внимание концентрируют на том, чтобы удовлетворить любое желание, любой каприз малыша, создаются условия для процветания эгоцентризма. Там, где ребенок равноправный член семьи, где он причастен к ее делам, разделяет общие заботы, выполняет (в меру своих возможностей!) определенные обязанности, создаются более благоприятные условия для формирования у него активной жизненной позиции.

В семье дошкольник учится уважительному отношению к близким людям, их делам, производственной и общественной работе, их отдыху и досугу. Сама жизнь семьи выдвигает для этого множество поводов: «Мама пришла с работы усталая, встреть ее приветливо, помоги ей по хозяйству», «Папа отдыхает— не шуми», «К бабушке пришли за советом: ее мнением дорожат», «Посмотри, сколько у дедушки наград—он человек заслуженный».

Велика роль матери в жизни и воспитании ребенка. От нее во многом зависит создание эмоционально-психологической атмосферы в семье (теплота, уют, взаимопонимание). В беседах с родителями важно подчеркнуть ответственность отца, показать необходимость его участия в воспитании, ведении домашнего хозяйства.

Постоянно общаясь с родителями, педагог не может не учитывать характерные недостатки семейного воспитания. Педагоги отмечают: родители, зная и понимая цели и задачи воспитания, затрудняются в практическом их осуществлении. Семейному воспитанию недостает целенаправленности. Недооценивается воспитательная роль самостоятельной детской деятельности, а также содержательного общения между родителями и детьми. Отсутствует единство требований всех взрослых членов семьи к ребенку. В семейной практике преобладают принуждение, запреты и т. п. Иногда допускаются физические наказания, что идет вразрез с принципиально важным положением педагогики — уважением развивающейся личности.

Знание особенностей семейного воспитания позволяет воспитателю в беседе с родителями, предваряющей разбор педагогических ситуаций, дать им необходимые советы. Так, в качестве задачи на будущее педагог может посоветовать родителям постоянно уделять, внимание охране здоровья ребенка: соблюдению режима, рациональному питанию, полноценному сну, обеспечению максимальной двигательной активности, закаливанию организма. В нравственном воспитании он советует уделять внимание формированию у ребенка навыков культуры поведения, гуманных, коллективистических проявлений, начал патриотических и интернациональных чувств.

Для советской семьи характерно стремление правильно воспитывать детей. Но, к сожалению, есть еще семьи, где отец или мать допускают антисоциальные проявления.

Под девизом «Трезвость — норма нашей жизни» полезно обсудить с родителями вопросы, связанные с данной проблемой. Например, о том, что кормящая или ожидающая ребенка мать не имеет морального права курить или употреблять алкоголь, так как этим она наносит непоправимый вред формирующемуся детскому организму; о том, что алкоголь, употребляемый родителями нерегулярно, тоже может повлиять на здоровье будущего ребенка (можно упомянуть о старом обычае не подносить на свадьбе вина молодым); можно побеседовать о вреде пассивного курения и его последствиях для маленького ребенка и кормящей матери и др.

Педагог привлекает внимание родителей к отдельным публикациям, в которых раскрывается вред пьянства, отмечается его отрицательное воздействие на здоровье человека, на его интеллектуальные и умственные способности. Для участия в беседах воспитатель может пригласить квалифицированных специалистов: врачей, работников женских консультаций, юристов.

Основное внимание в беседах уделяется тому, что семья может воспитать полезного члена общества при условии, что все взрослые члены ее ведут здоровый образ жизни. В такой семье ребенок растет в нравственно-эмоциональной атмосфере, которая положительно сказывается на его психофизическом развитии.

Климат семьи зависит от наличия нравственных и социальных установок, душевного здоровья, общих интересов. Семью укрепляют общие дела и заботы, будни, наполненные полезным содержанием, общественные и семейные праздники, совместный досуг и отдых, поэтому воспитатели расценивают организацию совместного досуга не только как важное средство воспитания ребенка, но и как средство укрепления семьи. Полезны рекомендации родителям: как провести выходной день с ребенком, семейный отпуск или экскурсию по родному городу, как подготовиться к проведению маминого праздника, дня рождения ребенка или старшего члена семьи, почитать книгу в кругу близких… Это не только рождает новые интересы, но и вызывает положительные эмоции. В этих условиях семья способна легче противостоять нахлынувшим на нее подчас невзгодам.

В беседах с родителями подчеркивается, что воспитание всегда творческий поиск, не терпящий бездумности и скороспелых решений. Взрослому приходится учитывать индивидуальные особенности ребенка, разбираться в побудительных мотивах его поступков в сложившейся ситуации, предвидя реакцию на тот или иной педагогический прием. В одном случае на ребенка лучше влияет указание, сделанное спокойным деловым тоном, в другом — обращение мягкое, ласковое, в третьем — в виде вопроса или напоминания, в четвертом — в форме шутки и т. п. Воспитатель подчеркивает, что умение понимать ребенка, его состояние и мотивы поведения позволяют наиболее правильно определить соответствующий подход к нему. В любых самых сложных и острых педагогических ситуациях родители должны считаться с чувством собственного достоинства маленького человека, видеть в нем развивающуюся личность, стремиться к взаимопониманию, основанному на уважении и доверии, быть справедливыми в оценках его поступков; в своих требованиях к ребенку всегда оставаться доброжелательными.

Доклад «Семья и её влияние на формирование личности»

Столичный учебный центр
г. Москва

Любовь Ивановна Лихобабо,

учитель МБОУ «Средняя общеобразовательная

школа №12 им. С.Н.Перекальского» г.Курска

Семья и её влияние на формирование личности

Семья была, есть и всегда будет важнейшей средой духовно-нравственного формирования личности ребенка и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа его жизни. Развитие общественных отношений, влияние урбанизации и научно-технического прогресса привели к определенному сужению роли семейной педагогики в воспитании детей. Однако сужение воспитательной функции ни в коей мере не привело к утрате семьей главенства в формировании личности.

Смотрите так же:  Музыка в развитии речи дошкольника

Семья в силу глубокой специфичности ее воздействия на ребенка является обязательным фактором нормального воспитания. Дети, воспитывающиеся без участия семьи, в гораздо большей мере подвержены опасности одностороннего или запоздалого развития, чем те дети, которые являются членами семейных коллективов.

Необходимость семейного воспитания объясняется следующим[1]:

1. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие) детей к родителям.

2. Ребенок, особенно в раннем возрасте, больше предрасположен к воздействию семьи, чем к любому другому воздействию.

3. Представляя собой малую группу, своего рода социальный микрокосм, семья наиболее соответствует требованию постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта.

4. Вместе с тем, семья — не однородная, а дифференцированная социальная группа, в которой представлены различные возрастные, половые, а подчас и профессиональные «подсистемы». Это позволяет ребенку активнее проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности, быстрее реализовать их.

Семья является важнейшим фактором социализации не только для детей, но и для взрослых, от нее во многом зависит то, как идет физическое, эмоциональное и социальное развитие человека на протяжении всей жизни.

Семейное воспитание отвечает не только общественной заинтересованности в социализации личности ребенка, но и индивидуальной заинтересованности родителей в духовном воспроизведении себя в детях, а детей — в покровительстве, защите, нравственной помощи со стороны родителей.

В семейной жизни складываются социально-биологические, хозяйственно-бытовые, нравственно-правовые, психологические и эстетические отношения. Каждая из этих сфер внутрисемейной жизни играет важную социализирующую роль. В семье ребенок получает первые трудовые навыки, когда участвует в самообслуживании, оказывает помощь старшим в домашнем хозяйстве, делает школьные уроки, играет, помогает организовать досуг и развлечения; учится потреблению различных материальных и духовных благ. Семья во многом влияет на выбор будущей профессии. В семье развивается умение ценить и уважать труд других людей: родителей, родственников; происходит воспитание будущего семьянина. [5]

Воспитание детей в семье — дело сложное, деликатное, требующее от родителей заинтересованности в положительных результатах, терпения, такта, знании в области детской психологии и педагогики. Специфика воспитания в семье определяется и ее типом, и условиями проживания, и степенью подготовленности родителей к реализации воспитательной функции в семье.

Все родители стремятся к завоеванию авторитета у детей, но не всем это удается. Авторитет, «сделанный» специально во имя детей, существовать не может. Его нельзя создать искусственно, нельзя навязать угрозами, родительской властью. Он должен заключаться в самих родителях. Определенную роль в формировании авторитета родителей играет их ответственное отношение к слову — приказанию, требованию. Требования должны быть твердыми и серьезными по тону и содержанию. [3]

Воспитание детей в семье зависит от возраста родителей, их жизненного опыта. Стали супруги родителями в17 лет, 25 или 35 лет — это существенно скажется на их отношении к ребенку (возможно, нежелательному или, наоборот, долгожданному). Чем выше уровень образования родителей, тем больше времени они уделяют воспитанию детей. И если женщины с высоким уровнем образования имеют меньшее количество детей, то объяснить это можно тем, что они, как правило, стремятся дать детям образование не ниже своего собственного. Увеличивается и требовательность к воспитанию каждого ребенка.

В каждой семье объективно складывается определенная система воспитания. Под системой воспитания понимаются цели воспитания, формулировка задач, более или менее целенаправленная преемственность методов и приемов воспитания, учет того, что можно и что нельзя допустить в отношении ребенка. Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. Любовь каждого ребенка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем, если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь – источник и гарантия благополучия человека, поддержание душевного и телесного здоровья. [7]

В семейном воспитании важное место занимает забота о здоровье ребенка, его физическая подготовка, закаливание, развитие силы, ловкости, быстроты, выносливости. Здоровый, физически развитый человек, способен более успешно заниматься умственным и физическим трудом, у него обычно хорошее и бодрое настроение, он, как правило, доброжелателен к окружающим, готов прийти на помощь, острее воспринимает красоту, и сам стремится все делать красиво. Главное – пример родителей.

Воспитание детей в семье необходимым компонентом включает умственное развитие . Первые обращения матери к младенцу уже заключают начала умственного воспитания. Дальнейшее обучение речи, рассказывание сказок, чтение книжек, стимулирование, поощрение детской любознательности, ответы на вопросы ребенка, соответствующие разъяснения и т. д. – все это отвечает интересам развития мышления, памяти, внимания, воображения, служит важной задаче подготовки обучения в школе.

Родители должны много внимания уделять нравственному воспитанию детей, поскольку в повседневной жизни постоянно и неизбежно возникают разнообразные проблемы, связанные с поведением, взаимоотношениями между людьми. Именно в семье дети главным образом постигают азбуку нравственности, усваивают, что такое хорошо и что такое плохо, учатся проявлять доброжелательность к людям, оказывать посильную помощь. По мере взросления ребенка моральные требования к нему значительно возрастают и углубляются. Нравственное воспитание в семье предполагает формирование любви к родному краю, своему Отечеству, гуманности, чувства товарищества, честности, справедливости, ответственности. И здесь играют большую роль не только и не столько специальные беседы и разъяснения, сколько организация всей жизни ребенка в соответствии с принципами общечеловеческой морали, повседневная практика надлежащего поведения.

Чрезвычайно ответственное место в системе семейного воспитания принадлежит трудовому воспитанию детей. С раннего возраста ребятишки, как правило, в меру своих возможностей, стремятся участвовать в домашних делах, помогать взрослым, в своих играх имитировать различные виды труда. Важная задача родителей – не отбивать у детей охоту к трудовым занятиям, поощрять их в этом отношении, оказывать всяческое содействие. Доступные формы самообслуживания, участие в домашних хлопотах, вооружение ребенка разнообразными трудовыми умениями и навыками, разъяснение роли труда в жизни человека и общества, ознакомление с профессиями, поощрение участия в общественно полезном труде – все это весьма существенно для подготовки добросовестного труженика, способного в будущем обеспечить себя и свою семью всем необходимым и принести пользу обществу.

Среди конкретных направлений всестороннего развития личности ребенка в условиях семьи немаловажную роль играет эстетическое воспитание . Тесно связанное с другими сторонами воспитания, оно способствует к приобщению детей к прекрасному, учит воспринимать и ценить красоту в жизни, природе, искусстве, приучает их творить по законам красоты. В этих целях родители должны использовать занятия рисованием, лепкой, совместное прослушивание музыки, песен, обучение ребенка игре на музыкальных инструментах, посещение театров, музеев, экскурсий по родным местам, выставок и многое другое. Задача семьи – воспитать не только потребителей, созерцателей прекрасного, но и активных участников его созидания во всех возможных областях и сферах. [1]

У родителей как воспитателей ничего не получится, если они не будут знать особенностей своего ребенка. Ведь каждый человек, сколько бы ему ни было лет, — это конкретная своеобразная личность. Поэтому отцу и матери нельзя довольствоваться обыденным представлением о своем ребенке. В целях воспитания требуется постоянное и глубокое изучение ребенка, выделение его интересов, запросов, увлечений, склонностей и способностей, достоинств и недостатков, положительных и отрицательных черт. Только тогда отец и мать получат возможность целенаправленно и обоснованно, последовательно и планомерно влиять на формирование личности растущего человека, акцентируя внимание на ее позитивных сторонах и развивать их, а с другой стороны, настойчиво преодолевая негативные черты. В изучении ребенка помогут непринужденные беседы по интересующему вопросу, наблюдение за его поведением, как дома, так и на улице, в общественных местах, в школе, во время труда, отдыха, что читает ребенок, как проводит свободное время, с кем дружит, в какие игры играет. Доверие – вот главная линия поведения отца и матери. Очень важно, чтобы и ребенок им доверял.

Воспитание ребенка и организация его жизни начинаются, прежде всего, с воспитания самих себя, с организации жизни семьи, создания высоконравственных внутрисемейных отношений, обеспечивающих здоровый микроклимат. Семья – школа чувств ребенка. Наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе все многообразие проявлений чувств близких ему людей, ребенок приобретает нравственноэмоциональный опыт . В спокойной обстановке и малыш спокоен, ему свойственно чувство защищенности, эмоциональной уравновешенности. Ребенок по своей природе активен и любознателен, он легко впитывает все, что видит и слышит вокруг, ему передается настроение взрослых. Важно, какие эмоциональные впечатления он получает: положительные или отрицательные; какие проявления взрослых он наблюдает: сердечность, заботливость, нежность, приветливые лица, спокойный тон, юмор или суету, взвинченность. Ворчливость, зависть, мелочность, хмурые лица. Все это своеобразная азбука чувств – первый кирпичик в будущем здании личности. [1]

Сфера свободного времени семьи создает возможности прежде всего для воспитания детей, духовного развития членов семьи, их психической и физической подготовки к дальнейшей трудовой деятельности и т. д. Внутрисемейное общение в рамках межпоколенного общения (родители — дети) приобретает черты воспитательной функции и предполагает совместное осуществление супругами досуговых занятий. Особенно большим воспитательным потенциалом в сфере семейного досуга обладают семейные традиции. Традиции как основа, как порядок, принятый всеми членами семьи, способствуют сплочению семейного коллектива.

Успех воспитания в семье может быть обеспечен в том случае, когда созданы благоприятные условия для роста и всестороннего развития ребенка. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья – это главный фактор развития ребенка как личности.

Азаров Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика Любви и свободы. М., 1993.

Аркин Е.А. Родителям о воспитании. М., 1957.

Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. М., 1994.

Земска М. Семья и личность, М., изд. Прогресс, 1986

Микроклимат семьи и его влияние на социализацию подростка

Главная > Доклад >Педагогика

Тема: Микроклимат семьи и его влияние на социализацию подростка.

Что такое семья? Какая она, семья 21-го века? Что она представляет собой сегодня с точки зрения детей и родителей, совпадают ли мнения взрослых и детей в оценке сегодняшней семейной ситуации?

На эти и другие вопросы пытается давать ответы человек в течение стольких тысячелетий, сколько существует сама планета Земля. И конечно, мы не исключение. Хочу привести немного статистики.

После того как отзвучал вальс Мендельсона, молодым людям, только что вступившим в брак был задан вопрос: что такое семья для вас? Из 32 пар:

10 пар ответили – это любовь друг к другу;

2 – отсутствие лжи в отношениях.

Второй вопрос адресован родителям учащихся из разных классов: «Какими вы видите идеального ребёнка?

Идеальный ребёнок – тот, который:

Слушается во всём своих родителей

Выполняет всё то, что ему поручают в школе и дома

Помогает старшим, не обижает младших

Умеет отвечать за свои поступки

Самостоятелен и активен

Имеет друзей и дорожит ими

Всегда говорит правду

Имеет в доме свои обязанности и ответственно относится к ним

Знает материальные возможности семьи и старается их придерживаться

Умеет и хочет трудится, с раннего детства определяет чего он хочет добиться в жизни.

Смотрите так же:  Можно ли давать детям до года козье молоко

Прекрасный получился портрет. Но как говорит Януш Корчак: «Как редко ребёнок бывает таким, как нам хочется…». Я думаю каждый из родителей, сидящий в этом зале задумался над вопросом, а что от портрета идеального ребёнка есть в моём собственном? Что ещё не поздно изменить? Наверняка в зале есть родители, которые в этом портрете увидели не просто сходство, а копию своего чада.

Помимо родителей, на поставленные вопросы отвечали и учащиеся. Вот ответы учащихся 9-х классов:

Идеальные родители – это те, которые:

Понимают своих детей

Помогают решать проблемы

Не кричат на своих детей

Готовы к тому, чтобы всегда выслушать и поддержать своих детей

Не читать нотации

И последний вопрос, на который отвечают 8-ки:

Какие запреты преобладают у твоих родителей в общении с тобой?

Не приходить поздно.

Не звонить постоянно по телефону друзьям.

Не приводить друзей домой.

Не ночевать у друзей.

Не болтаться праздно по дому.

Не общаться с теми ребятами, которые не нравятся родителям.

Не грубить взрослым.

Это исследование показало: зачастую то, что значимо для взрослых в воспитании их детей, совершенно не значимо в понимании самого ребёнка. Всё это приводит к тому, что взрослые и дети никак не могут понять друг друга, и это сказывается на их взаимоотношениях и реальных результатах семейного воспитания.

Одна из главных проблем, которая поднимается детьми в исследовании – это проблема взаимопонимания. И детям, и взрослым необходимо, чтобы их не только слушали, но и слышали, не только принимали, но и поддерживали и помогали.

Итак, мы подошли к проблемам воспитания. Система воспитания в последнее время претерпевает значительные изменения: произошло разрушение статуса семьи, как воспитательного института. Даже во внешне вполне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между супругами, детьми и родителями.

Причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения, нанося значительный вред духовному и психологическому развитию становления личности ребёнка. Нарушены нравственные представления о браке и семье, следствием кризисного состояния семьи также является проблема здоровья детей, в последнее время обозначенная как главная проблема национальной безопасности России. Заметно увеличился, особенно в подростковой среде, рост социально- обусловленных заболеваний, таких как алкоголизм, наркомания, СПИД.

Можно ещё много перечислять негативного в нашей жизни, но ничто не освободит нас от ответственности за воспитание наших детей.

Очень часто мы слышим фразу: «У хороших родителей вырастают хорошие дети». Что же такое хорошие родители? И можно ли стать хорошими родителями изучив специальную литературу? Несомненно педагогические и психологические знания необходимы, но только одних знаний мало. Можно ли назвать хорошими родителями тех, которые никогда не сомневаются в своей правоте, или тех, которые пребывают в постоянных тревожных сомнениях, теряются всякий раз, когда увидят неожиданное в поведении ребёнка? По-видимому, ни тех, ни других нельзя отнести к категории хороших родителей. И повышенная родительская уверенность и излишняя тревожность не содействует успешному родительству. В воспитательной деятельности такой абсолютной нормы не существует. Мы учимся быть родителями так же, как учимся секретам мастерства и профессионализма в любом деле.

Поэтому в родительском труде, как во всяком другом возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами в том случае, если родители умеют любить, прощать и имеют терпение.

Наше поведение и наши отношения, чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. К тому же родители не похожи друг на друга, как не похожи один на другого дети. Отношения с ребёнком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы.

В семейном общении важны нравственные принципы, главным из которых является уважение. В результате непонимания, неумения общаться приводит к нескладывающимся отношениям между мужем и женой, что способствует разрушению семьи. А когда разрушается семья – нет более сильной трагедии для детей. В это время у детей резко падает успеваемость, ухудшается поведение, появляется агрессивность – и это лишь то, что на поверхности, а сколько боли и горечи в душе ребёнка – это невозможно описать и передать словами. И никакие корни и суффиксы, синусы и косинусы не воспринимаются на уроках. Мы учим детей защищаться от многих соблазнов в этом нелёгком современном мире, от того как не попасть под влияние наркотиков и т.д. и никому в голову не приходит, что удар могут нанести самые близкие люди – родители, которые могут заставить выбирать между мамой и папой, или поделить детей при разводе.

По данным НИИ детства России из-за разводов ежедневно остаётся без одного из родителей 1288 детей, передаются в дома ребёнка -30, передаются под опеку и усыновление -132, отбираются у нерадивых родителей – 32, убегают из дома – 237.

По нашей школе, также как и по всей стране в целом не менее значимая картина, как показатель назревшей проблемы:

падение жизненного уровня семей,

рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей,

увеличение неполных и имеющих одного ребёнка семей,

А отсюда как вытекающие последствия: всё больше детей — социальных сирот, т.е. сирот при живых родителях; увеличение количества несовершеннолетних мам; количества детей с ослабленным здоровьем и с ЗПР.

Всё это безусловно проявление дезорганизации семьи, отражающей негативные процессы в мире, обществе, государстве.

Какую бы сторону развития ребёнка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности играет семья.

Французский историк Ламартин сказал: «Учитель разума — в школе, учитель души – в кругу семьи».

Социологи, юристы, психологи, педагоги единодушны в том, что в счастливой семье трудных детей не бывает. А В.А. Сухомлинский писал: «Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где отец и мать по-настоящему любят друг друга и в то же время любят и уважают детей».

Каждого седьмого подростка беспокоит отношения с родителями. 66% подростков на вопрос: «Чего бы вам хотелось больше всего добиться в жизни?» — отвечают –иметь хорошую семью.

Однако не все дети чувствуют себя комфортно в собственной семье.

Если бы все родители знали, что очень многие подростки отвечая на вопрос анкеты написали, что ни в коем случае не намерены создавать будущую свою семью, наподобие той, которой наделила их судьба в образе отца и матери! Что родной дом не вызывает у них ничего, кроме чувства горечи, обиды, жгучего стыда. И эти высказывания не единичны. А вот отрывок из сочинения о семье – едва ли не единственный:

«Если я выйду замуж, то только за такого человека как мой папа. А сама постараюсь быть похожей на маму. Как я их люблю за их спокойствие и выдержку, любовь и внимание друг к другу и ко мне! Я горжусь своими родителями. Многие девочки мне завидуют. Одна моя подружка пришла к нам и сказала: «Как у вас тихо и ласково! У нас так никогда не бывает». Мне стало очень жаль её. И эти слова я навсегда запомню. Думаю, что моя семья тоже будет хорошей и дружной, ласковой. И сама приложу для этого все усилия».

Но счастье не приходит само собой, его добывают трудом, постоянным преодолением препятствий. Если в этом не убеждать детей, то они вырастут людьми, не привыкшими к преодолению трудностей. Люди не рождены для лёгкой жизни. Правильно поступают те родители, которые ориентируют детей на то, что жизнь – это непрерывный труд. И начинать надо приучать малыша к труду, заботе о домашнем очаге, о своих близких в возрасте от 2 до 5 лет.

Поздно приучать к домашнему труду 14-летнего парня или девушку, положивших в карман паспорт гражданина России. Они уже обладают не только юношеским гонором, но и гражданскими правами, в том числе правом поступать по собственному разумению. И тогда уже конечно такие домашние работы как вынести мусорное ведро или не дай бог почистить унитаз – это унизительно, или это такой подвиг, за который родители должны расплачиваться долго и виновато.

Воспитательный потенциал семьи безграничен. Формы, методы и способы родители выбирают индивидуально, но хочется обозначить важные условия семейного воспитания, чтобы оно не стало свободным, как в нижеследующем примере:

«В троллейбус вошла хорошо одетая мама с дочкой 5-6 лет. Та, усевшись удобно в кресло, протянула ноги на другое сидение. Через остановку в салон вошла пожилая, больная женщина с палочкой. Стоящие засуетились и обратили свой взор на сидящую девочку и её маму. Та стала возмущаться: ребёнок так хочет сидеть, и вообще у меня свободное воспитание. Стоящий неподалёку молодой парень стал в упор смотреть на маму, жуя жвачку. Не выдержав пристального взгляда, мама воскликнула: «Что вы на меня так смотрите?» В троллейбусе наступила гнетущая тишина, а парень, вытащив изо рта жвачку, одним махом прилепляет её на лоб мамы. Мама разразилась потоком самых «ярких» бранных слов и услышала в ответ: «А вы знаете, у меня тоже в детстве было свободное воспитание».

Безусловно, поступок юноши не вызывает одобрения, однако определённый смысл в нём есть. Школа, педагоги должны предупреждать родителей о последствиях такого «свободного» воспитания.

Таким образом семья выступает в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие состоит в том, что никто кроме самых близких, не относится к ребёнку лучше, и вместе с тем никто не может потенциально нанести столько вреда в воспитании, сколько семья.

Абсолютно прав А.С.Макаренко «Хорошее воспитание детей – это ваша счастливая старость. Плохое – это ваше горе, ваши слёзы».

Так что, уважаемые родители, хотите иметь хороших детей – будьте счастливы!

Другие статьи

  • Фз о мерах социальной поддержки семьи и детей Социальная помощь семьям в России В Российской Федерации разрабатываются законы и госпрограммы, целью которых является социальная поддержка семей. Эти акты распространяются на всю территорию РФ. Однако некоторые субъекты в инициативном порядке расширяют перечни […]
  • Как лечить кашель 2х месячного ребенка Как лечить кашель 2х месячного ребенка Открытка "Мой папа - супермен!" Мастерим наряд для кружки! Просто и необычно! Можно подобрать сочетание продуктов под любимый напиток вашего мужчины! Ошибки родителей при лечении кашля у грудничка Лечить кашель у […]
  • Диарея у грудных детей лечение Понос у грудного ребенка (первая помощь) Понос у грудного ребенка (или диарея) — это многократное опорожнение кишечника с выделением разжиженных и обильных каловых масс, иногда с примесью слизи. Однако родителям следует знать, что у грудных детей жидкий стул – это […]
  • Крупозная пневмония у детей симптомы Крупозная пневмония у детей Что такое Крупозная пневмония у детей - Крупозная пневмония – это острое инфекционно-аллергическое заболевание, при котором происходит воспалительное поражение легочной ткани, в альвеолах скапливается экссудат, богатый фибрином; заболевание […]
  • Кашель у 5ти месячного ребенка Лечим кашель у грудного ребенка народными средствами Если грудной ребенок закашлял, начинать лечение требуется с вызова врача. Организм младенца очень нежный, обменные процессы в нем ускорены. Умеренный воспалительный процесс иногда быстро переходит в острое […]
  • Методики развития детей 3-4 года Организация развивающих занятий для детей 3-4 лет дома Для того, чтобы организовать развивающие занятия дома детям 3-4 лет, нужно не только продумать их содержание, но и пробудить интерес ребёнка к обучению. Как проводятся развивающие занятия с детьми 3-4 лет […]