Влияние семьи на развитие ребенка картинки

Влияние семьи на развитие ребенка

Кононок Валерия Александровна,
педагог-психолог городского центра
психолого-педагогической помощи МГДДиМ

Казалось бы, очевидным, что семейное и общественное воспитание напрямую влияет на становление и развитие ребенка. Но часто мы не уделяем этому особого внимания, допуская большую ошибку. В жизни каждого человека семья занимает особое место. В ней ребенок растет, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Повзрослев, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей.

Одним из основных условий является то, что семья обеспечивает чувство защищенности, что обеспечивает ему безопасность при взаимодействии с внешним миром. Дети приобретают уверенность в своих силах, уходят страх и волнение.

Также важную роль играют модели родительского поведения. Дети зачастую копируют поведение других людей, особенно тех, кто находится с ними в близком контакте. Отчасти это сознательная попытка вести себя так же, как ведут себя другие, отчасти это неосознанная имитация, являющаяся одним из аспектов идентификации с другим.

Семья играет важную роль в приобретении ребенком жизненного опыта. То, насколько родители обеспечивают ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе, зависит запас детских знаний. Также очень важно много беседовать с детьми. Те дети, у которых больший жизненный опыт, будут лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены.

Таким образом, можно утверждать, что положительное отношение родителей к познавательному развитию ребенка, поддержка его познавательной и творческой активности, поощрение познавательной деятельности и признание успехов ребенка помогает развивать свои интеллектуальные и творческие способности.

Семья выступает важным фактором в формировании дисциплины и поведения у ребенка. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении. Ребенок учится у родителей тому, что ему следует делать, как вести себя.

Общение в семье влияет на формирование мировоззрения ребенка, что позволяет ему вырабатывать собственные нормы, взгляды, идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.

Для ребенка семья – это оберег, кладовая знаний и трамплин во взрослую жизнь. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья – это определенный морально-психологический климат, для ребенка – это первая школа отношений с людьми.

Семейное воспитание имеет широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года.

Также семья может таить в себе определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания, которые приходится учитывать в воспитательном процессе, являются:
неадекватное воздействие факторов материального порядка, избыток или недостаток вещей, приоритет материального благополучия над духовными потребностями растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики;

бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей;

авторитаризм либо «либерализм», безнаказанность и всепрощенчество;

безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье;

отсутствие нормального психологического климата в семье;

фанатизм в любых его проявлениях;

безграмотность в педагогическом отношении;

противоправное поведение взрослых.

Исходя из специфики семьи как персональной среды развития личности ребенка, должна быть выстроена система принципов семейного воспитания:
дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья;

родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нем лучшего;

воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;

диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу семейного воспитания;

личность самих родителей — идеальная модель для подражания детей;

воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;

все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре;

оптимизм — основа стиля и тона общения с детьми в семье.

Эти принципы могут быть расширены и дополнены, но главное, чтобы они обязательно были.

Рисунок ребенка расскажет об атмосфере в семье

На совсем раннем этапе (до трех лет) рисунок чаще всего представляет собой черточки, точки, круги. Малыш пробует карандаш, кисть, фломастер. Чаще всего малыш в этом возрасте сначала рисует нечто, а уж потом придумывает, на что это может быть похоже. Позднее (к четырем годам) появляется замысел рисунка: чем больше ребенок знает о мире, тем больше знаний старается вложить в рисунок. Во всем мире дети начинают рисовать одинаково: каракули посередине листа, затем круги-спирали, позже появляются лучи (солнце), которое потом трансформируется в человечка – голову с ножками. Лицо появляется несколько позже.

Примерно с этого возраста (3,5-4 года) объектом пристального внимания и изучения юного художника становится человек. Ведь дети рисуют то, что им больше всего нравится, а человек был и остается любимым предметом их творчества. С точки зрения психодиагностики именно рисунок человека является одним из самых точных и достоверных источников информации. Конечно же, информацию, скрытую в таком «послании», нужно уметь грамотно прочесть. Специалисты-психологи, которые используют в своей работе рисуночные методики, должны обладать достаточной квалификацией и опытом работы с детьми. И, конечно, единичный рисунок не может служить основанием для окончательных выводов и рекомендаций.

О чем расскажет рисунок?
Анализируя детский рисунок, можно сделать некоторые выводы о развитии нервной системы малыша: в рисунке отразится уровень развития его зрения и моторики, сенсомоторной координации (соотношение того, что малыш хотел нарисовать и того, что получилось). Рисунок сигнализирует нам об эмоциональном состоянии ребенка в момент творчества, об уровне интеллекта, волевой сфере (насколько тщательно прорисованы детали, насколько закончен рисунок). Окончательные выводы лучше доверить профессионалам, однако внимательные родители, заботящиеся об гармоничном развитии своего чада, не останутся в стороне от анализа результатов его творчества, всегда смогут заметить в работах малыша что-то необычное, почувствовать скрытое напряжение, недовольство, назревающий внутренний конфликт. Итак, на что же следует обратить внимание, восхищаясь очередным шедевром своего юного художника?

Рисунок семьи
Это одна из наиболее популярных методик, которую используют психологи в работе с детьми младшего школьного возраста. Предложи и ты своему ребенку нарисовать вашу семью. Не подсказывая, не уточняя, кого, где и как он должен рисовать. Малыш может спрашивать: «А бабушку рисовать? А кошку?» Предложи ему решать самому, а еще лучше – уйди в другую комнату и займись своими делами.

Последовательность. Если первым ребенок нарисовал себя, это совсем не означает, что он – эгоист. Это – нормально, ведь малыш рисует свой мир, который он воспринимает через себя самое и в котором он – главный волшебник. Совсем другое дело, если себя малыш нарисовал отдельно от остальных. Возможно, в какой-то момент он ощутил, что существует сам по себе? Следующим после своего изображения, малыш вероятнее всего нарисует того члена семьи, которого считает наиболее важным. Последним – кошку, собаку, рыбок или попугая. А вот если домашнее животное окажется вторым по счету, это может означать, что твоему малышу одиноко. Тревожным сигналом можно считать рисунок, на котором малыш забыл нарисовать кого-то из близких. Возможно, этот «кто-то» ему неприятен, а, возможно, это месть за нанесенную обиду или наказание – дети живут сиюминутными переживаниями.

Размер. В данном случае имеет значение. Ведь большое сразу бросается в глаза. И размер изображенного человека (или предмета) напрямую может быть связан с местом, которое он занимает в душе художника.

Обрати внимание также и на то, кто расположен выше, а кто – ниже. Скорее всего, наибольшей властью в семье обладает персонаж, который расположен выше всех, хотя по размеру он может быть самым маленьким. Ниже всех изображен тот, чье влияние в семье минимально. Над семьей парит телевизор? Делай выводы.

Расстояние между персонажами – может свидетельствовать об их психологической дистанции. Рядом будут находиться те, кого ребенок воспринимает как близких между собой по духу или эмоционально.

Младшие братья или сестры нередко могут оказаться в стороне от всех остальных. Если они к тому же микроскопических размеров, возможно, малыш ревнует и борется за внимание родителей. Детали, такие как руки-ноги, части лица, элементы одежды – тоже немаловажный сигнал. Дошколята уже четко рисуют все части лица и тела, не забывая о деталях. Отсутствие какой-либо части тела настораживает. Например, длинные руки у кого-то из родственников могут говорить о страхе перед тем, что он может ударить, наказать. Если папа часто ругает малыша, он может «забыть» нарисовать ему рот. Непропорционально большие и толстые ноги у фигурок могут свидетельствовать о том, что маленький художник чувствует напряженность в семейных отношениях и подсознательно стремится к более надежной опоре.

Чем больше площадь опоры ног (ступни или ботинки), тем тверже стоит на замле изображенный персонаж. Иногда встречаются конечности, изображенные отдельно от головы. Как правило, это символизирует о каком-либо детском страхе. Подробнее узнать об этом вам без помощи психолога вряд ли удастся.

На первый взгляд, такие мелкие детали как глаза-уши-рот ребенок рисует так, как может. На самом же деле, персонажей с большими, широко открытыми глазами ребенок считает тревожными, нуждающимися в помощи. Глаза-точечки или щелочки символизируют внутренний запрет на плач, страх попросить о помощи. Персонаж с самыми большими ушами по мнению художника, обязан слушаться окружающих больше, чем все остальные. А вот то, кто без ушей может вообще игнорировать все, что ему или о нем говорят.

Рот для малыша — это прежде всего орган нападения. Чтобы кричать, кусаться, говорить обидные вещи. Так что персонаж с большим ртом (или даже прорисованным хищным оскалом) в восприятии ребенка – это источник словесной угрозы. А тот, на чьем лице вместо рта – черточка или точка – лишен возможности влиять на людей. Иногда у него могут быть большие уши – чтобы слушаться.

Шея, по мнению психологов, появляется на рисунке не сразу. Шея – это способность к контролю разума над чувствами. Когда у ребенка появляется хоть малейшая способность контролировать свои чувства, на рисунке появится шея! Соответственно тот, у кого шея есть, наделен этой способностью. Иногда случается, что малыш нарисует себя с шеей, а маму или папу – без. Это не обязательно означает, что родители не способны к самоконтролю. Скорее, это символизирует распространенное среди малышей мнение, что только маленьким нужно контролировать себя и свое поведение. Помнишь: «Вот вырасту, буду ходить зимой без шапки – как папа и есть много шоколада – как мама».

На конечные выводы об эмоциональном, интеллектуальном и волевом развитии ребенка может влиять еще множество деталей рисунка: это и неодушевленные предметы, и тщательность прорисованных различных мелких деталей, и нажим карандаша, и симметричность композиции (в центре, смещена, равномерно распределена), и цветовая гамма. Трактовка их не может быть однозначной. Тем более, повторюсь, сделать единственно правильный вывод человеку неподготовленному по одному рисунку вряд ли возможно. А уж если что-то вам покажется совсем неясным, лучше не фантазировать, а отдать «шифровку» в руки профессионалов.

Кто чем занят?
Ты можешь попросить малыша нарисовать семью, в которой каждый занят свои делом. Конечно, большую часть времени мы проводим на работе, но главное ведь не количество, а качество проведенного вместе времени. Итак, если на рисунке изображен только ребенок наедине с игрушками, и он поясняет, что папа в это время в гараже, а мама на кухне, то выводы напрашиваются сами по себе. Если мама изображена с телефонной трубкой, а папа – спиной ко всем (за компьютером, разве непонятно?), то именно таким образом малыш воспринимает обычное времяпровождение семьи.

О благоприятном семейном климате свидетельствует рисунок, на котором все заняты одним общим делом – обедают, гуляют в парке, лепят снеговика или даже смотрят мультфильм. Изображение членов семьи, разделенных перегородками (малыш поместил всех в разные комнаты) может свидетельствовать о проблемах в общении.

Эти общие коды к прочтению детского рисунка не всегда нужно воспринимать буквально. Лучший критерий – это родительское чутье и настроенность на общую волну с ребенком. Желаем взаимопонимания и творческого подхода к воспитанию детей!

Как понять, дорос ли ребенок до выполнения теста? До тех пор, пока изображенный малышом человечек похож на колобка с ручками и ножками (стадию головоногов проходят все дети), применять методику рано. Примерно с 4-5 лет, когда ребенок рисует голову и туловище, можно применять тест.

Семейное воспитание детей раннего возраста. Влияние семьи на становление личности ребёнка

Елена Крячкова
Семейное воспитание детей раннего возраста. Влияние семьи на становление личности ребёнка

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 269

Консультация для родителей

«Семейное воспитание детей раннего возраста»

Цель: познакомить родителей с особенностями развития и воспитания детей раннего возраста.

Вопросы для рассматривания:

1. Влияние семьи на становление личности ребёнка.

2. Особенности периода раннего детства и его значение

3. Принципы построения режима дня для детей раннего возраста.

Форма проведения: подгрупповая консультация.

1. Бениаминова М. В. Воспитание малыша в семье. От рождения до трёх лет. – М. 2004г.

2. Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова Педагогика детей раннего возраста – М. 2007г.

3. Л. Н. Павлова Воспитание и обучение детей раннего возраста – М. 1986г.

старший воспитатель

Влияние семьи на становление личности ребёнка.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т. д.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.

Особенности периода раннего детства и его значение

В результате многочисленных исследований в разных странах открылась удивительная картина – от рождения до 3 лет ребенок проходит половину своего интеллектуального развития, т. е. в самые первые часы жизни закладываются основные качества его психики, начинают формироваться его первые способности.

Именно эти первые годы в огромной степени зависят от взрослых, что они предпримут для развития ребенка. К сожалению, большинство, уделяя главное внимание в первые годы жизни малыша уходу за ним, не придают особого значения условиям его развития.

Возможность развиваться не остается неизменной после рождения, вместе с ростом ребенка мозг его дозревает и становится способным к функционированию. Это время и есть самое лучшее для начала развития всех многообразных человеческих способностей.

Ранний возраст – это период быстрого формирования всех психофизиологических процессов.

Для физического и нервно-психологического развития детей первых двух лет жизни характерен быстрый темп. В этот период интенсивно увеличивается рост и вес ребенка, усиленно развиваются все функции организма. К году ребенок овладевает самостоятельной ходьбой. На втором и третьем году жизни его основные движения совершенствуются, он начинает координировать свою двигательную активность с окружающим.

Большие успехи делает в овладении родным языком.

Активный словарь годовалого ребенка насчитывает 10-12 слов, к 2 годам – до 200-300, к 3 – до 1500 слов.

В раннем возрасте дети отличаются большой неустойчивостью эмоционального состояния. Обеспечение положительного эмоционального настроя, их уравновешенного поведения, охрана нервной системы – важные задачи воспитания детей раннего детства.

Несовершенство нервных процессов (преобладание возбуждения над торможением) проявляется в особенностях поведения детей: они возбудимы, много двигаются неспособны к ожиданиям.

Организация жизни – это целенаправленное выделение, правильное сочетание и чередование основных процессов жизнедеятельности, деятельности и обучения детей, а также создание необходимых условий для реализации задач всестороннего развития и воспитания ребенка.

Принципы построения режима дня для детей раннего возраста.

Смотрите так же:  Сестринский уход при сахарном диабете у детей курсовая

1. Обеспечение длительности бодрствования, соответствующей пределу работоспособности.

2. Обеспечение необходимого количества дневного и ночного сна.

3. Соблюдение определенных, соответствующих возрасту интервалов между кормлениями.

4. Обеспечение рационального чередования сна, кормления, бодрствования.

Наиболее рациональной считается такая последовательность, при которой ребенок получает питание после сна в начале бодрствования.

В режиме дня детей раннего возраста д. б. отведено большое место разнообразным действиям детей с предметами.

Действия с предметами помогают устанавливать общение взрослого с детьми.

В процессе овладения действиями с предметами, происходит сенсорное развитие детей, совершенствуется восприятие предметов и их свойств (формы, цвета, величины, положения в пространстве).

Сначала по образцу, а потом самостоятельно ребенок может выполнить задание взрослого (выбрать из 2-3 цветных шариков один определенного цвета и др.).

В сенсорном воспитании существенную роль играет подбор игрушек разных по цвету, форме, материалу.

Следует подбирать предметы контрастные по одному из признаков, но сходные по другим (например, шарики одного цвета, но разного размера).

Для совместных игр необходимы куклы и другие образные игрушки среднего размера, наборы крупной посуды, некоторые предметы кукольной мебели (стол, стул, кровать)

При нормальном нервно-психическом развитии у детей раннего возраста начинает формироваться потребность в общении со сверстниками.

Элементы общительности проявляются прежде всего в практической деятельности детей (подражая сверстнику, пытается вступить с ним в игру – катать мяч).

Однако часто между детьми возникают конфликты, потому что у детей еще плохо развита речь, и они не могут объяснить свое желание.

Игрушка сверстника также может быть причиной конфликта.

Надо учить детей проявлению нежности, сочувствия: погладить по головке, пожалеть ребенка.

Ведущим видом движений у детей 2 года жизни является ходьба.

Ребенок испытывает в ней большую потребность, т. к. она дает возможность малышам лучше ориентироваться в мире предметов.

Активные движения ребенка, расширяющие его ориентировку в окружающем, стимулируют развитие психических функций (ощущений, восприятия, наглядно-действенного мышления).

По мере того, как ходьба ребенка становится все более автоматизированной, создаются предпосылки для активной деятельности рук. Он может, не боясь потерять равновесие и упасть, носить в руках предметы, возить их.

Однако автоматизация ходьбы и координация движений рук и ног определяется специальными условиями, которые создаются взрослыми. Мебель, расставляется вдоль стены так, чтобы середина комнаты была свободной. Наряду с обеспечением свободного пространства необходимо иметь специальное оборудование для формирования у ребёнка различных видов двигательной активности (горку с лесенкой и т. д.).

Для развития координации движений рук и ног необходимо иметь набор игрушек, которые ребёнок мог бы переносить в руках (крупные мягкие игрушки, куклы, корзины, возить за тесьму (машины, возить, подталкивая вперед (каталки).

Регуляция двигательной активности – важное условие физического развития детей раннего возраста.

Обязательным является проведение подвижных игр. Эмоции удивления, радости, испытываемые ребёнком во время подвижных игр, содействуют лучшему усвоению движений.

Значительную ценность для общего развития ребёнка имеют подвижные игры с музыкальным сопровождением, движения, выполняемые в такт музыке, содействуют воспитанию чувства ритма, гармонии движений.

«Жизнь в детском саду от 1 года до 6 лет». Видео Детский сад №2 «Ивушка» п. Гигант Сальского района «Жизнь в детском саду от 1 года до 6 лет» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное.

Путешествие по городу Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 139 Мы рады видеть Вас видеть на нашей странице.

Развитие ребенка

Развитие ребенка: психическое, физическое, социальное

Развитие ребенка – вопрос, который волнует всех родителей. Как помочь малышу раскрыться? Как вовремя заметить отставание? Когда и какие методики использовать, чтобы ребенок рос здоровым, умным, любознательным? Как понять, что является нормальным явлением в том или ином возрасте?

Хотя все малыши разные, закономерности их физического, эмоционального, познавательного развития в целом одинаковы. Развитие ребенка происходит скачкообразно: периоды спокойного, планомерного исследования окружающего мира и получения новых навыков сменяются так называемыми возрастными кризисами. В кризисные моменты родителям может даже показаться, что их ребенка буквально подменили – настолько меняется его поведение. Но, если вы будете знать, что характерно для того или иного возрастного периода, вам будет не только проще ориентироваться в изменениях, но и знать, что предпринять в той или иной ситуации.

Развитие ребенка от рождения до года

Итак, наконец девять месяцев ожидания закончены, и вы начинаете осваивать роль родителей. В первый год жизни малыш абсолютно беспомощен, однако темпу его развития можно позавидовать! Каждый месяц ребенок меняется (поэтому в первый год жизни принято отслеживать развитие ребенка по месяцам), становясь все более приспособленным к окружающей действительности, и есть определенные закономерности развития ребенка, которые нужно знать родителям.

Развитие ребенка по месяцам

Это период адаптации, в течение которого ребенок осваивается в новой для него обстановке. Рост малыша при рождении около 50 см, вес 3-3,7 килограмма (разумеется, это средние показатели и сегодня некоторые детки рождаются и с гораздо большим весом). Он познает окружающий мир в периоды бодрствования, которые пока что составляют всего 2-4 часа в сутки. Но уже к концу первого месяца он прибавляет пару сантиметров в росте и становится тяжелее примерно на 600 граммов, так что вес его к концу первого месяца — 3,6 – 4,5 килограмм, а рост около 51-55 сантиметров.

Каждая мама очень заботиться о своем малыше, поэтому часто сравнивает его вес, рост, количество прибавленных грамм со средними значениями и порой волнуется, если они не совсем совпадают. Здесь важно помнить, что эти средние показатели не могут быть применимы абсолютно ко всем деткам. Не стоит переживать, если ребенок прибавил в весе 400 грамм, хотя в популярной литературе написано, что нужно прибавить 800. Или если малыш подрос на 1см, а вы прочитали, что нужно на 3.

Помните, что при оценке учитывается комплекс показателей, а не какой-то один. В них входят увеличение объема головы и груди, прибавка в весе и росте, то, как малыш кушает, спит, общее состояние малыша и еще большое количество факторов. Если у вас есть сомнения, проконсультируйтесь с педиатром. Но не стоит переживать раньше времени, если какой-то из показателей не совпадает.

Ребенок к концу первого месяца может удерживать взгляд на неподвижном предмете, заметно сосредотачивается на лице взрослого человека, находящегося в непосредственной близости от него. Реакции на звуки пока что ограничены – малыш прислушивается к звуку погремушки или колокольчика, а от внезапного громкого звука вздрагивает и может начать плакать. Речь взрослого является очень важной в его жизни: разговаривайте с малышом чаще, и вы увидите, как уже к концу первого месяца он начнет отвечать вам, правда, по-своему – будет гулить и агукать в ответ. В это же время появляется и то, что больше всего радует родителей – улыбка, которая является ответом на действия взрослого, приятные ребенку.

Адаптация закончена, и малыш уже более активно взаимодействует с окружающим миром, который начинает наполняться красками, так как у ребенка значительно улучшается цветовосприятие. Он умеет улыбаться взрослому, следить взглядом за перемещаемым перед его лицом предметом или взрослым человеком, поднимает голову, лежа на животе. Когда вы общаетесь с ребенком, он демонстрирует так называемый комплекс оживления: ребенок смотрит на вас, улыбается, активно двигает ручками и ножками, а также пытается поговорить с вами на своем «языке», издавая отдельные звуки.

На втором месяце жизни количество сна, необходимого ребенку, становится меньше. Он продолжает расти, и к третьему месяцу наберет еще около 800 грамм веса и примерно 3 сантиметра в росте, так что его рост будет около 55-59 см, а вес – 4,4 – 5,2 кг.

Ребенок увереннее держит голову, его движения становятся более точными (хотя по-прежнему хаотичны). Но главное сейчас даже не вес и рост, ведь в это время активно идет и эмоциональное развитие. Малыш не только сам проявляет определенные реакции – он успешно учится чувствовать и то, в каком настроении его родители. В этом возрасте ребенок впервые начинает улыбаться, чем приводит в восторг своих родителей.

Развитие ребенка продолжается, и за третий месяц он вырастет еще на три сантиметра, а вес его увеличится примерно на 700-800 грамм, что составит около 57-60 см роста и 5,2 -6,2 кг веса.

Количество сна сокращается еще больше, и ребенок может не спать уже час-полтора (и естественно требовать к себе внимания в это время). Наступает этап исследования себя и окружающего мира. Ребенок может хватать игрушки и тянуть в рот, если игрушки висят над кроваткой, он вполне может намеренно попадать по ним. Малыш уже может крутить головой в разные стороны и поэтому легко находит источник звуки или света, а если замечает присутствие взрослого человека, всеми доступными способами пытается привлечь его внимание. В этот период ребенок делает важное открытие – оказывается, у него есть руки и ноги, которыми можно действовать! Так его движения постепенно становятся более осмысленными. Если ребенка перевернуть на животик, он держит голову.

К концу третьего месяца некоторые родители приглашают массажиста для первого курса массажа. Не всем деткам показан такой массаж, поэтому прежде чем принять такое решение, проконсультируйтесь со своим врачом.

Эмоции трехмесячного малыша уже более выражены. Он все чаще улыбается и гулит. Уже сейчас можно понаблюдать за ребенком и сделать определенные выводы о его характере: есть малыши настойчивые и требовательные, есть спокойные, есть активные. Впрочем, все еще впереди.

Еще пара сантиметров роста и около 700 граммов веса – физическое развитие идет полным ходом, и вот ребенок уже весит 5,8-6,5 килограмм, а рост его составляет 60-62 см. Малыш гораздо увереннее держит голову, а если помочь ему перевернуться на живот, то он уже сможет опереться на ручки. Его движения также развиваются: теперь он может твердо держать голову, переворачиваться и делать движения, напоминающие плавание.

Ребенок выделяет из всех взрослых маму и именно ее предпочитает всем. Он улыбается и лепечет в ответ на улыбку, а также уже старается произносить слоги. Действия с игрушками носят манипулятивный характер: малыш исследует физические характеристики, целенаправленно захватывая игрушки, тряся ими, передвигая, а также пытается тянуть их в рот, при этом у него уже есть любимые игрушки.

Малыш все чаще тянет предметы в рот. Это важный этап исследования мира, он будет продолжаться в течение нескольких месяцев.

Эмоции становятся более богатыми: ребенок может испытывать страх, радость, любопытство и разочарование. Он смеется, когда его щекочут, а от радости может даже повизгивать. Познакомьте малыша с зеркалом – в этот период он уже интересуется собственным отражением.

Малыш прибавляет в росте 2,5 см, а в весе еще 700 граммов, так что на отметке роста уже почти 62-64 см, а на весах от 6,3 до 7,2 кг. Если показатели вашего малыша отличаются от этих цифр, не спешите бить тревогу – ведь дети разные, и это заметно даже в таком раннем возрасте. Помните, что учитывается комплекс показателей. Кроме того обратите внимание на то, насколько плавно идет развитие малыша. Например, если малыш прибавлял в весе 500-700 грамм, а в какой-то месяц не прибавил совсем – стоит проконсультироваться с педиатром. Если же динамика развития остается плавной, то, скорее всего, все в порядке.

К концу пятого месяца ребенок хорошо и ровно держит голову. Некоторые детки пробуют садиться. Малыш активно хватает все подвернувшиеся предметы и исследует их всеми доступными способами, может сам держать свою бутылочку, сгибается, раскачивается. Самостоятельно переворачивается, пытается встать на ноги, некоторые раскачиваются на четвереньках.

Любит играть в «ку-ку», слушать потешки, а вот при попытке взрослого забрать у него игрушку сердится и сопротивляется. Начинает произносить как гласные звуки, так и согласные. Лучше ориентируется в лицах: отличает знакомых от незнакомцев, проявляет внимание и к нарисованным лицам. Это – один из самых важных признаков развития нервной системы, как и стремление к общению, ведь малыш уже даже требует от родителей, чтобы они общались с ним, как можно чаще. Так что не удивляйтесь, если сытый и сухой ребенок продолжает капризничать, возможно, ему просто не хватает общения.

Прибавка веса и роста – такая же, как и в прошлом месяце 500-700 грамм. Рост уже перевалил за 65 см, а вес к концу шестого месяца – 6,8-7,8 кг.

В этом возрасте дети пытаются ползать на животе и даже могут подползти к игрушке, если положить ее недалеко, сантиметрах в 20. Уже сидит сам, хотя и не очень долго. Продолжает совершенствовать действия с предметами и даже осваивает удержание кружки или поильника за ручку, а также перекладывание предметов из одной коробки в другую. В качестве предмета для игр может выступать даже еда (хотя большинство родителей от этого не в восторге).

Очень важно, чтобы в этот период ребенок уже вставал на четвереньки и немного раскачивался – это своего роде «низкий старт» перед полноценным ползанием. Все предметы подвергаются тщательному изучению, а если вы назовете присутствующую в комнате вещь, малыш легко найдет ее взглядом.

Он становится более внимательным к речи, уже знает свое имя, активно лепечет, пытается повторять звуки и слоги, а при звуках музыки он замирает или радостно агукает. Резкие смены настроения – норма для шестимесячного малыша. Ребенок уже умеет формировать простые связи между своими действиями и тем, что происходит потом: если нажать на сердечко с ноткой на мишке, он начнет петь песенку, а если толкнуть бутылочку, она упадет.

Эмоции малыша становятся более богатыми. Он не только улыбается, но и может проявить настороженность, например, когда видит незнакомого человека. Кстати о незнакомых людях, если двух- трехмесячный малыш часто легко идет на руки ко всем, то в пять-шесть месяцев он вдруг становится избирательным и часто отказывается слазить с рук любимой мамы. Не стоит передавать малыша против его воли, думая, что это разовьет в нем общительность. Дайте ребенку привыкнуть в другим людям и самому решить, хочет ли он к ним пойти.

Малыш прибавил еще 2 сантиметра роста и дорос до 66-69 см, стал тяжелее на 600 грамм, так что к концу седьмого месяца весит он 7,3-8,4 кг. И это уже настоящий непоседа! Ребенок гораздо более подвижен, уже умеет хорошо сидеть с прямой спинкой, привыкает ползать (не беспокойтесь, если ваш малыш вдруг решил, что ползать задом ему удобнее – это абсолютно нормально). Во время ползания любой попавшийся под руку предмет будет подвергнут тщательному анализу, который часто включает попытку опробовать предмет на вкус, так что лучше следить за чистотой пола. Очень любит купаться, сидеть в воде и играть с уточками, корабликами и всем, что попадется под руку в ванной. Улучшаются хватательные движения руками, ребенок любит подолгу исследовать игрушки, как и все, что попадется ему под руки.

Понимает слово «нет», сам учится произносить некоторые слоги. Малыш осваивает пальчиковые игры и крайне рад, если мама играет с ним в ладушки или «сороку» — и это хорошо, ведь это развивает не только четкость действий, но и положительно влияет на речь. Впрочем, развлечением для него часто становится и копирование того, как ведут себя взрослые. Ребенок изучает как окружающих, так и себя. Некоторые уже может показать, где у него носик, глазки или ушки.

Ребенок вырос еще на 2 см и рост его уже примерно 70 сантиметров. Вес увеличился примерно на полкило, так что на весах будет от 7,6 до 8,8 кг. К седьмому-восьмому месяцу в рацион малыша активно вводится прикорм. Кроме того, разные дети проявляют разную активность. Поэтому вес детей в этом возрасте может сильно различаться. Если ребенок очень активный и при этом не очень много кушает, то его прибавка может составить всего 300-400 грамм. Если же малыш наоборот двигается не очень много, а в рацион ввели большое количество каш, то его вес может быть достаточно большим по сравнению с другими детками этого возраста. Помним, что это крайне индивидуальные показатели.

Малыш четко отличает «своих» и «чужих» взрослых, будет плакать, если посторонний человек попытается взять его на руки. Играет сидя, иногда заваливаясь на бок, может ползать, зажав в руке игрушку. Может встать у опоры, а также стоять сам, облокотившись на что-нибудь. Это период, когда ребенок пробует все на вкус, так что лучше уберите неподходящие для такого метода исследования предметы из зоны его досягаемости. И не стоит оставлять его одного на диване или кровати, ведь жажда исследования так сильна, а знание, что упасть с края может быть больно, пока очень нечеткое.

Малыш уже может осознанно звать маму и папу, при этом к маме он очень привязан эмоционально. Его спектр эмоций расширяется, как и понимание просьб родителей, так что если попросить ребенка показать чашку, игрушку или домашнего кота, он с удовольствием это выполнит. Ребенок и сам может использовать некоторые звуки для того, чтобы попросить о чем-то взрослого. Мотивируйте ребенка говорить, а не просто указывать пальцем – это поможет ему развивать речь.

Очередные 2 сантиметра роста примерно до 70-72 см и 400-600 граммов веса для того, чтобы достичь отметку в 8-9 кг. Девочки обычно немного меньше, чем мальчики, но, опять же, все зависит от генетики ребенка.

Совершенствуется моторика рук: ребенок может переворачивать страницы в картонных книгах, брать мелкие предметы пальцами, сминать и разрывать бумагу, мять пластилин, хлопать в ладоши. Умеет прыгать рядом с опорой, приседать, разворачиваться при ползании, сам садится и ходит при поддержке. Показывает различные части тела на себе, на кукле или на взрослом человеке по просьбе, очень любит, когда его хвалят за какое-то действие. Может выполнить простые просьбы – например, найти игрушку, которую спрятали при нем, а также всегда в курсе, куда мама убирает его игрушки.

Девятимесячные малыши очень эмоциональны и бурно реагируют на все, что происходит между ними и родителями. А желая добиться своего, они вполне могут и прибегать к таким хитрым приемам, как плач и крик – ведь ребенок уже четко запомнил, что стоит заплакать, и мама придет на помощь. Впрочем, у него уже есть более удобное средство донести свои желания до родителей, ведь к 9 месяцам большинство малышей уже обладают определенным «языком», который родителям понятен.

Смотрите так же:  Почему у ребенка 1 года не растут волосы

Ребенок уже растет не так интенсивно – в среднем прибавка роста составляет всего сантиметр (рост примерно 71-73 см), а вес увеличивается только на 300-400 граммов, до 8,5– 9,5 см. Активное желание двигаться может привести к некоторым проблемам со сном. Ребенок хочет ходить у опоры, реагирует на музыку своеобразным танцем и даже пытается «подпевать». Некоторые детки к концу десятого месяца начинают ходить самостоятельно. Хотя большинство все же просто ползает или ходит с поддержкой.

Уже в этот период можно заметить, какой руке ребенок отдает предпочтение – левой или правой. Однако в течение первых лет жизни доминантная рука может поменяться.

Очень любит копировать действия других, играть с водой, исследовать квартиру и открывать всевозможные ящики, в общем, выполнять сложные действия. Малыш способен выполнить некоторые просьбы взрослого, а также освоить, что значит слово «нельзя».

К десятому месяцу интерес у ребенка вызывают больше мелкие предметы, чем крупные, ведь и движения пальцев становятся более совершенными, а это означает новые возможности в исследованиях окружающей обстановки. Большая часть предметов уже используется по назначению: из кубиков строятся несложные башенки, машинка катается.

Такая же небольшая прибавка веса и роста, как и в прошлом месяце: рост примерно 72-73 см, а вес от 9 до 10 кг. Но это не означает, что темп развития снижен, ведь освоение важных навыков идет полным ходом. Ребенок самостоятельно садится, ходит, придерживаясь за мебель, недолго стоит без поддержки. Умеет пить из чашки, есть ложкой, подбирать двумя пальцами мелкие предметы, катить мяч обратно взрослому, махать рукой для того, чтобы попрощаться, играть в ладушки.

Простые слова «мама», «папа», «дай» уже произносит отчетливо, пытается произносить другие слова и выражать свои желания. Понимает и реакцию взрослых на свои действия, так как уже научился хорошо воспринимать интонации. Очень ярко реагирует на все новое, будь то игрушка, обстановка или человек. Особенно радуют его дети, которые приходят к нему в гости (и настолько же ребенок расстраивается, когда сверстники покидают его).

Однако есть детки, которые не легко идут на контакт со своими маленькими сверстниками или другими взрослыми. Не стоит заставлять ребенка. Один из главных принципов развития ребенка – не мешать. Наблюдайте за своим малышом, помогайте ему, но не форсируйте события. Развитие ребенка – это не соревнование между мамами.

Еще плюс сантиметр к росту и около 350 граммов к весу. Ребенок вырос примерно до 73-75 см и набрал вес в районе 10-11 кг. Это уже далеко не тот маленький и беспомощный комочек – это малыш, который практически освоил ходьбу и другие действия, которые значительно расширяют возможности познания окружающего мира. Ребенок сам стоит и ходит, может собирать пирамидку или делать элементарные постройки из кубиков. Умеет пользоваться ложкой и кружкой, есть твердую пищу, иногда протестует против того, чтобы его кормили и может отказаться от непривычной еды. Словарный запас расширяется до 5-10 слов, ребенок понимает многие просьбы и начинает проявлять определенную самостоятельность.

Малыши уже накапливают определенную базу знаний, в которой есть очень многое: геометрические формы предметов, разные цвета, размеры и многое другое. Усложняется и игра ребенка, в которой прочно закрепляются абстрактные действия; например, малыш уже знает, что ложкой можно кормить и куклу, и киску, и медведя. Но не только игры интересуют ребенка, а и все остальное, что его касается – будь то завтрак, чистка зубов или одевание на прогулку. Ребенок уже прекрасно ориентируется во многих бытовых моментах и знает, что для чего предназначено: веником подметают, молотком стучат.

Умения малыша к году напрямую зависят от того, как с ним занимались, как часто разговаривали, играли. Не менее важен и общий психологический климат в семье. Поэтому думая о развитии ребенка, обратите внимание на то, как чувствует себя мама, каковы отношения между супругами.

Показатели развития ребенка в год

Существует определенный набор умений, которые большинство детей осваивают к первому году своей жизни:

Ребенок умеет подражать взрослому, собирая пирамидку, составляя башню, открывать коробки, складывать в них игрушки и доставать обратно. В игры включаются предметы домашнего обихода. Умеет выполнять различные действия с игрушками: кормить, укладывать спать. Повторив несколько раз действие по образцу, в дальнейшем выполняет его самостоятельно.

Ребенок проявляет свои чувства, узнает близких, настораживается при виде незнакомцев. Активно подражает взрослым в мимике, действиях, интонациях.

Запас используемых слов составляет порядка 5-15 слов, также ребенок может изобразить знакомый звук или попытаться повторить новое слово за взрослым. Однако, развитие ребенка в год очень индивидуально. Поэтому, если к этому возрасту ребенок не говорит ни одного слова, это еще не повод для паники. Уделяйте больше внимания занятиям с малышом и внимательно наблюдайте за успехами.

Ребенок в год понимает речь взрослого: просьбы, запреты. Отчетливо знает собственное имя и реагирует на него.

Умеет умываться, пробует помогать себя одеть, пытается кушать при помощи ложки или вилки, может самостоятельно пить из бутылочки, кружки или поильника.

К году ребенок может стоять без поддержки и уже начинает ходить либо с поддержкой, либо сам. Умеет хорошо ползать, в том числе по лестнице, подниматься на диван или кресло и сам спускаться. Может встать на ноги из любого положения.

Примеряя достижения собственного ребенка на основные возрастные нормы, следует помнить, что все дети разные, и показатели развития ребенка в год в каждом случае тоже разные. Помочь в совершенствовании тех или иных навыков ребенка могут различные развивающие методики.

До полугода окружающая обстановка должна быть одновременно безопасной для малыша и обеспечивать ему максимально разнообразные впечатления: ему нужно контактировать с самыми разными предметами. Поэтому чаще выкладывайте ребенка на пол и предлагайте ему не только игрушки, но и самые разные предметы. Хорошим подспорьем для родителей станет развивающий коврик.

Когда ребенку исполняется 6 месяцев, он уже значительно активнее, поэтому эту активность нужно поощрять. Не надо заставлять ребенка сидеть в кроватке или ограничивать его строгими рамками манежа. Продолжайте выкладывать его на пол – это будет стимулировать его движения, особенно если интересная в данный момент игрушка будет находиться вне зоны доступа. Не ругайте ребенка, если он разбрасывает игрушки – это абсолютно нормальное развитие, как и желание что-то разрушить, порвать, бросить. Так что развитие ребенка в год очень часто сопровождается беспорядком.

С ребенком необходимо общаться еще с самых первых дней его жизни, так как это важно и для становления речи (ведь ребенок усваивает новые слова именно из речи взрослых), и для того, чтобы установить причинно-следственную связь между действиями самого малыша или взрослого. Рассказывайте ему стишки, потешки, проговаривайте свои действия – это будет очень полезно для ребенка.

Есть ли польза от ранних развивающих занятий и кружков, куда некоторые мамы начинают водить малышей еще до того, как те научатся ходить сами? На самом деле, домашняя обстановка в этот период является лучшей развивающей средой, так что развитие ребенка в год лучше осуществлять именно дома. А вот постоянный стресс от нахождения в новом помещении среди незнакомых может быть даже вреден (вспомним о том, что ребенок на определенном этапе начинает негативно реагировать и на незнакомую обстановку, и на чужих для него взрослых). К тому же, мама невольно начинает сравнивать достижения своего малыша с другими, что нередко приводит к потере эмоционального спокойствия. Ребенок чувствует ее настроение и начинает беспокоиться сам, так что в этом плане подобные занятия вряд ли будут полезны.

Развитие детей раннего возраста от 1 до 3 лет

Период раннего возраста ребенка можно разделить на три четких этапа, каждый из которых имеет свои особенности.

  • С года до полутора лет ребенок начинает активно перемещаться в пространстве и неудержим в своих порывах познания мира (иногда – не без последствий в виде синяков и шишек). В это же время ребенок начинает говорить.
  • С полутора до 2 лет полученные в ходе предыдущего развития навыки совершенствуются, уже можно четко судить о характере ребенка и о том, как он осознает собственное место в окружающем мире.
  • С 2 до 3 лет происходит наиболее активное умственное развитие ребенка, этот период крайне благоприятен для развития речи.

Психическое развитие ребенка от 1 до 3 лет

Основное в психическом развитии ребенка в раннем детстве – это постепенное формирование представления о себе, самооценки и своего места в мире. Ребенок уже понимает, что тот малыш, который отражается в зеркале, – это не другой ребенок, а он сам. Именно зеркало может помогать малышу сформировать представление о себе.

В первые два-три года жизни ребенок уже усваивает важную вещь – понимает, к какому полу он принадлежит. Это опять же основывается на поведении окружающих его взрослых и помогает понять, что есть определенные формы поведения, которых ждут от представителей женского и мужского пола.

Умственное развитие ребенка уже в полтора года характеризуется определенным эгоцентризмом – он знает, что есть он сам, а есть другие предметы, люди, природные явления. Впрочем, пока что уверенность о том, что именно сам ребенок является центром вселенной, является непоколебимой.

Накопление опыта, связанное с развитием физических и умственных способностей, определяет и большее количество страхов по сравнению с младенческим возрастом. Недостаток понимания тех или иных ситуаций может привести к формированию самых разных страхов – например, оставаться одному в комнате перед сном, или смывать воду в туалете. Родителям стоит проявить терпение и не ругать малыша за то, что, по их мнению, считается глупым, ведь для их сына или дочери страх абсолютно серьезен. Непонимание родителей в этот период сформирует у ребенка ощущение отверженности.

Физическое развитие детей от года до трех

После того, как ребенку исполняется год, он уже не растет так быстро, как до этого. Дети от года до трех уже обладают впечатляющим набором двигательных навыком: они могут сами сидеть, стоять, ходить, держать ложку и кружку, забираться на самые разные поверхности, открывать шкафы и брать оттуда понравившиеся вещи, и многое другое. Постоянная активность, необходимость что-то делать – это не каприз ребенка, это необходимое условие для того, чтобы полученные умения развивались дальше.

К третьему году жизни дети уже умеют уверенно ходить, бегать, прыгать, осваивают навыки лазания, могут целенаправленно метать различные предметы, а также самостоятельно есть. Но гармоничное физическое развитие детей раннего возраста возможно только при условии того, что родители предоставляют ребенку возможности для этого. Действительно, как можно научиться бегать, если при первой попытке двигаться быстрее тебе кричат «Стой, упадешь»? Или, к примеру, освоить мудрости управления ложкой, когда мама постоянно ворчит «Прольешь, испачкаешься, давай-ка я сама». Так что родителям, несмотря на все свои опасения, стоит предоставить ребенку больше свободы.

В этот период активно развиваются также и более тонкие действия – мелкая моторика. Этап простого захвата игрушки кистью уже прошел, и теперь ребенок начинает учиться более сложным действиям, например, рисованию, перелистыванию страниц, лепке и играм с бусами.

Речевое развитие ребенка от 1 до 3 лет

Особенностью этого периода является активное усвоение речи; если в год малыш оперирует примерно десятком слов, к концу второго года жизни это количество обычно увеличивается до 200, а к трем годам в словаре ребенка уже более 1000 слов! Естественно, что качество освоения родного языка, словарный запас и правильное произношение зависит от того, как общаются с ребенком, так что разговаривайте с детьми как можно чаще. Родители: развитие детей и их речи в это время зависит полностью от вас!

Если в год ребенок пока что использует только отдельные слова, то после полутора лет он начинает пытаться строить короткие фразы и даже задавать вопросы.

Развитие речи у детей – крайне индивидуальное явление. И точных сроков тут не может быть. Поэтому важно не сравнить своего ребенка с другими, а следить за динамикой его собственного развития.

С 2 до 3 лет ребенок начинает использовать все больше и больше слов, учится правильно произносить слова (опять же, подражая взрослым, так что родителям стоит последить и за своей речью!), строить предложения. В этот период речь ребенка является средством общения – прежде всего со взрослыми.

Творческое развитие детей от 1 до 3 лет

В раннем возрасте основная деятельность абсолютно всех детей – это игра. Прежде всего дети играют со своими игрушками (а также другими предметами), основываясь на их непосредственном назначении: расческой можно расчесывать, ложкой – кормить, а машину и мячик хорошо катать по полу. Но большинство действий с предметами первоначально выполняются по образцу, который показывают родители. В дальнейшем развитие деятельности детей приводит к тому, что игра становится более творческой, и к трем годам практически все малыши уже осваивают замещение одних предметов другими для игровых функций.

Поскольку в этот период совершенствуются и память, и воображение, малышу становятся интересны такие виды творческой деятельности, как лепка из пластилина и соленого теста, рисование, игра с конструктором, различные поделки и многое другое. Помните о том, что если вы вместе с малышом включитесь в любой из этих творческих процессов, это не только создаст благоприятную обстановку для развития его способностей, но и даст ему тот самый образец действия, в котором он пока что очень нуждается.

Ранее развитие детей

Существует достаточно много методик раннего развития ребенка, авторы которых брали за основу те или иные особенности возраста. Вот наиболее распространенные из них.

Предполагает дошкольное развитие ребенка на основе создания вокруг него специальной развивающей среды, которая соответствует его интересам. Роль педагога здесь заключается в том, чтобы наблюдать за ребенком и помогать при необходимости – но лишь помогать, направлять, подсказывать, а не делать за него. Эта система привлекательна для ребенка тем, что он сам выбирает, чем заниматься в тот или иной момент, однако методы Монтессори слишком сложно применить дома, ведь они предусматривают огромное количество вспомогательных материалов. Впрочем, ознакомившись с методикой подробнее, вы легко придумаете свои собственные полезные игры.

Глен Доман предлагал учить детей исключительно по карточкам, при этом даже не с первого года, а с первых дней жизни. При этом этот американский врач был категоричным противником игрушек, считая, что они только отнимают время. Так что в этом случае подавляющее большинство времени ребенок является пассивным участником процесса обучения, в то время как способность исследовать и творить остается невостребованной.

· Система развивающих игр Никитиных.

Раннее развитие ребенка согласно этой системе построено на основании развивающих игр, постепенно усложняющихся и предполагающих непосредственное участие в игре взрослого. Любая игра из системы Никитиных предполагает возможность расширить ее границы, чтобы дать ребенку новые возможности. Минус этой системы состоит в том, что она практически не предусматривает обучения чтению, письму, математике и другим знаниям, полезным для дальнейшего обучения в школе.

Это методы, которые позволяют легко и просто научить ребенка читать, писать и считать. Все основывается на наглядных пособиях, которые созданы максимально простыми для освоения даже детьми раннего возраста. Самое известное пособие – это кубики Зайцева, предназначенные для обучения чтению и содержащие все слоги русского языка.

Раннее развитие детей популярно среди многих родителей, однако психологи предостерегают: не стоит записывать ребенка на занятия, если ваша цель – не обеспечить его возможностями развития, а, как говорится, похвастаться перед всеми достижениями своего сына или дочери. Это создает напряженную эмоциональную обстановку, которая точно не пойдет на пользу малышу. Помните, что и несложные занятия дома благотворно влияют на всестороннее развитие детей.

Следующие методики можно использовать для домашних занятий:

Развивают мелкую моторику, что не только совершенствует движения малыша, но и напрямую влияет на успешность развития речи ребенка.

Если вы будете читать ребенку несложные стихи, сказки, рассказы, это сформирует у него интерес к чтению, и он захочет научиться читать сам.

Доказано, что физическое развитие не только необходимо само по себе, но и напрямую влияет на умственное развитие. Поэтому гуляйте с ребенком, играйте в догонялки, прятки и другие игры – и вы сами увидите результат.

  • Рисование, лепка и другие творческие игры.

Это развивает воображение и интересно большинству детей.

  • Игры с игрушками разного типа.

Современные производители выпускают самые разные игрушки, которые предназначены для игр с детьми от года до трех лет. Важно понимать, что даже самая продуманная игра или игрушка сама по себе мало чему может научить – только на основе взаимодействия со взрослым развитие деятельности детей будет эффективным, и может быть получен нужный результат.

Кризис 3 лет и как его преодолеть

Только недавно ваш малыш был образцом послушания – и вдруг он стал упрямиться, капризничать даже в тех ситуациях, которые для вашей семьи считаются обычными. Он заболел? Избаловался? Нет, это просто кризис трех лет, с которым так или иначе сталкиваются все родители, хотя у разных детей он проходит с разной степенью интенсивности. В большинстве случаев родители способны справиться с этим кризисом своими силами.

Как проявляется кризис 3 лет

У кризиса 3 лет есть 7 основных проявлений:

  1. «Я сделаю наоборот». Это не отказ слушаться, это реакция именно на родителя и его предложения. Даже если ребенок голоден, на мамино «идем завтракать» он вполне может отказаться.
  2. «Я так сказал и точка». Упрямство очень характерно для трехлеток, когда малыш сильно настаивает на чем-то (при этом очень часто из принципа).
  3. «Да ну!». Любое предложение, которое исходит от родителей, может быть встречено именно так – даже предложение поиграть или посмотреть мультики вместе. Такая строптивость является одним из проявлений кризиса.
  4. «Я сам». Своеволие, проявляющееся у детей в три года, заставляет многих родителей хвататься за голову, ведь дети не просто хотят делать все сами – способ, которым они будут это делать, выбирают тоже они, и не всегда он правильный.
  5. «Нет, нет и еще раз нет!» Яркий протест встречается не во всех семьях, но иногда очаровательные трехлетки действительно разворачивают масштабные боевые действия в виде постоянных ссор с мамой и папой буквально на пустом месте!
  6. «Я больше не люблю это». Игрушки, занятия, любимая еда – все, что раньше значило для ребенка много, эту значимость может потерять.
  7. «Я хочу!». Такие ситуации нередки для семей с одним ребенком, который в три года может буквально превратиться в маленького деспота. Впрочем, если детей несколько, деспотизм принимает форму ревности, направленную на братьев и сестер.
Смотрите так же:  Может ли ребенок спать на подушке

Как вести себя родителям

Первое, что важно понять, это то, что их ребенок ведет себя так потому, что он просто не может по-другому. Уровня развития ребенка уже хватает, чтобы познавать мир самостоятельно, к тому же именно в это время малыш начинает понимать, что он является отдельным от родителей персонажем – вот откуда это постоянное «Я сам, я хочу». Поэтому родителям стоит исходить из основных проявлений кризиса и стараться обернуть их в свою пользу – а вовсе не пытаться «переломить» ребенка своим авторитетом и наказаниями, создавая ситуацию двух баранов на узком мостике.

Дайте возможность ребенку делать самому то, что он в состоянии сделать, ведь развитие детей дошкольного возраста уже позволяет им выполнить многие действия – разумеется, в рамках безопасности. Старайтесь чаще идти на компромиссы, а также быть немножко хитрыми. Например, если вы точно знаете, что ребенок воспринимает ваши предложения с позиции «послушай маму и сделай наоборот», используйте это разумно, чтобы малыш принял нужное вам решение. Скажите ему, что вы не будете гулять с ним – увидите, как он будет настаивать на том, чтобы собраться и пойти на улицу! Ребенок будет уверен, что «победил» вас, а вы добьетесь своего без лишних вопросов.

Как помочь ребенку справиться с кризисом

Основное лекарство против кризиса – это ваше терпение и спокойствие даже в тех ситуациях, когда умиротворенность хранить сложно. Не нужно часто ругать ребенка, ведь если вы будете показывать, что вы принимаете его таким, какой он есть, цените и верите в его возможности, кризис 3 лет будет пережить намного проще.

Поменьше негатива. Особенно опасно сравнивать успехи своего ребенка с остальными детьми, так как для ребенка это не просто сиюминутное сравнение. У него в голове может закрепиться, что того, другого Сашу или другую Дашу его собственные родители любят больше.

В этот период родители могут столкнуться с истериками ребенка. Они быстро уйдут, если малыш поймет, что это средство для управления мамой и папой не работает – достаточно просто игнорировать их. Если вы будете наказывать ребенка за истерики, кричать на него, это спровоцирует лишь усиление криков и плача.

Если же вы понимаете, что справиться с ситуацией самостоятельно вам сложно, то консультация психолога может быть очень кстати.

Развитие детей от 3 до 7 лет

Особенности развития детей дошкольного возраста

С 3 до 7 лет происходит формирование личности, освоение социальных ролей и становление самооценки. Кризис трех лет позади, и отношения с родителями вновь вернулись в привычное русло, а сам малыш от года к году продолжает развиваться, совершенствуясь во всех сферах своей жизни. Дошкольное развитие ребенка протекает интенсивно, и финалом этого периода становится поступление в школу.

Физическое развитие детей от 3 до 7 лет

Дошкольный возраст играет важную роль для будущего физического развития ребенка и его здоровья. Именно в этот период отчетливо становится заметным, насколько дети разные: кто-то худой, а кто-то более коренастый, кто-то высокий, а кто-то значительно меньше. Но всем этим разным детям нужно одно: максимум движения, ведь именно оно так важно для правильного физического развития.

Для дошколят характерен быстрый рост скелета, поэтому родителям стоит позаботиться о достаточном количестве кальция для своих малышей. В этот период также формируется осанка, которая во многом зависит от того, как развивается физически сам ребенок.

Движение для дошкольников влияет абсолютно на все системы организма, заставляя развиваться и совершенствоваться дыхательную систему, сердечно-сосудистую систему. Предложите ребенку не только привычную активность, но и новые игры, ведь нервная система пока что еще достаточно пластична, чтобы усвоить новые, даже кажущиеся сложными навыки. Велосипед, ролики и коньки, лыжи, плавание – все это поможет ребенку провести свое время с пользой.

Психическое развитие детей от 3 до 7 лет

Для психического развития ребенка дошкольный период является особенным, ведь именно здесь начинают складываться такие важные образование, как самосознание, оценка своего места в мире. Поведение ребенка становится произвольным: если раньше малыш делал исключительно то, что диктовала ему ситуация, то после трех лет он уже способен целенаправленно заниматься каким-то делом.

Последовательное психическое развитие ребенка приводит к тому, что он начинает понимать: мир – это целая система причинно-следственных связей. Малыш достраивает недостающие элементы на основе собственной фантазии или расспрашивая взрослых. Оценивает малыш и отношения между людьми, включая в эту систему собственные моральные оценки (Вася хороший, он делится игрушками).

Действия ребенка-дошкольника теперь мотивируются не только ожиданием похвалы или желанием избежать наказания взрослого. Дети дают слово и учатся его держать.

Развитие речи у детей от 3 до 7 лет

Речевое развитие ребенка дошкольного возраста характеризуется продолжением быстрого роста словарного запаса, а также постепенным улучшением произношения звуков. Если в три года дети еще нечетко произносят такие звуки, как «р», «л», шипящие согласные, то в дальнейшем они сами замечают неправильное произношение и по возможности стараются исправить свои ошибки. Занятия у логопеда помогут детям, к тому же они проходят в игровой форме и интересны большинству малышей.

Постепенно повышается сложность предложений. Если в 3-4 года ребенок преимущественно использует простые распространенные предложения (Я надела красивое платье), то к 5 годам он осваивает и сложные предложения, составляя из них короткие рассказы. Это заметно во время беседы, когда ребенка просят ответить на какой-нибудь вопрос. Дети также учатся пересказывать различные ситуации, сказки, рассказы.

Творческое развитие детей 3-7 лет

Творческие способности детей дошкольного возраста основываются на стремлении познавать окружающий мир, использовать фантазию, находить удивительные вещи в обычных вещах, проявлять интуицию и даже делать свои открытия. Часто творческое развитие детей дошкольного возраста проявляется в рисовании, и если проанализировать рисунки ребенка, становится заметно, как от простых форм он постепенно переходит к более сложным, богатым деталями.

Лепка – еще одна сфера проявления творчества, и при работе с пластилином дети достаточно быстро переходят от обычных шариков и колбасок к более сложным фигурам. Покажите малышу разные приемы работы с пластилином, это стимулирует его творческое воображение.

Незаменимым помощником в развитии творческой жилки были, есть и остаются книги. Читайте ребенку не только перед сном, но и в течение дня, разыгрывайте с ним сценки из книг, обсуждайте прочитанное – детское воображение будет вам за это благодарно! Родители, развитие детей которых включало занятия с книгами, будут радоваться не только успехам в школе, но и творческим возможностям ребенка.

Социальное развитие ребенка 3-7 лет

Социальное развитие ребенка дошкольного возраста основывается на получении социальных навыков, в том числе при общении со другими детьми во время игры, а также при взаимодействии со взрослыми. То, что в этот период у ребенка также формируется определенное представление о себе самом, помогает ему в социализации. У дошкольников уже есть свои друзья – дети, с которыми общаются и играют чаще, чем с другими.

Социальное развитие ребенка складывается из культурной системы, полученных ранее знаний о том, как взаимодействовать с людьми, умении принять на себя разные роли (ребенок общается со сверстниками не так, как с родителями, а с родителями – не так, как с воспитателем в детском саду), а также таких важных качеств, как умение сотрудничать, заботиться о других, быть самостоятельным и проявлять инициативу.

Дошкольный возраст – лучший период для того, чтобы родители научили ребенка правильному взаимодействию с окружающими.

Группы развития детей 3-7 лет

Хотя большинство детей с 3 до 7 лет посещают детский сад, родители часто предлагают своим детям и дополнительные занятия. Особенностями таких групп развития ребенка является их узкая специализация (например, изучение отдельного предмета). В группах для дошколят обычно небольшое количество учащихся – до 10 человек; это позволяет учителю лучше проявлять индивидуальный подход к каждому из детей.

Вот лишь некоторые группы развития, которые существуют в детских центрах:

  • Комплексные развивающие занятия
  • Чтение и развитие речи
  • Иностранные языки
  • Творчество
  • Музыка
  • Хореография
  • Природа

В зависимости от возраста и интересов вашего ребенка вы можете выбрать развивающую группу, которая обеспечит малышу получение новых знаний в интересной игровой форме. Рекомендуется опираться в первую очередь на способности вашего ребенка – даже если мама всю жизнь мечтала стать балериной, не стоит отдавать дочку на хореографию, когда ее талант к рисованию заметен невооруженным глазом. Здесь подойдет группа развития детей с художественной направленностью.

Программы развития ребенка 3-7 лет

В какой бы детский сад не ходит ваш малыш, он будет заниматься по одной из специально разработанных образовательных программ. Существует два типа программ:

Направлены на развитие ребенка «по всем параметрам», включая физическое, социальное, познавательное, творческое развитие.

Более узконаправленны, подразумевают или одно, или несколько направлений развития. К таким программам относятся «Конструирование и ручной труд», «Музыкальные шедевры», «Юный эколог» и другие, смысл их становится понятен даже из самого названия.

Возможны комбинации этих двух типов программ в рамках одного детского сада – так достигается целостность образования Лучше узнать, какая программа развития ребенка предлагается в выбранном вами детском саду.

Игры для развития ребенка 3-7 лет

Для того, чтобы обеспечить больше возможностей для развития ребенка, родителям необязательно посещать массу кружков и занятий. Несложные игры и упражнения помогут достигнуть цели гармоничного развития.

  • Игра «Четвертый лишний», где ребенку предлагается исключить один из четырех предметов и объяснить, почему лишний именно этот предмет, тренирует поиск общих признаков, умение обобщать и объединять предметы в категории (на этой картинке сапоги лишние, потому что все остальное – это головные уборы).
  • Рассказываем сказку по картинке. Предложите ребенку картинку и попросите рассказать, что на ней изображено, кто и что делает сейчас, что случилось потом. Задайте ему вопросы: правильно ли поступает герой сказки? Почему? Так вы развиваете у ребенка и речь, и воображение, и умение строить логические связи, и понятие «хорошо-плохо» (если картинка предполагает возможность оценки действий).
  • Загадки. Проверенное средство, которое любят все дети. Загадки расширяют словарный запас ребенка, анализировать окружающий мир и находить общие признаки, а также учат понимать метафоры. Вы можете предложить ребенку придумать свои собственные загадки – это прекрасно стимулирует творческое мышление.
  • Игры на развитие внимания, например, игра «Карлики и великаны». Ведущий объясняет детям, что сейчас он будет рассказывать сказку про карликов и великанов, и в тот момент, когда он скажет слово «карлики», дети должны присесть, а на слово «великаны» — подпрыгнуть.

Игр на развитие мышления достаточно много; вы можете использовать как готовые пособия, так и придумывать игры самим.

Пожалуй, именно кризис 7 лет можно назвать самым спокойным из всех возрастных кризисных периодов. Но это не означает, что его стоит игнорировать – правильное поведение родителей поможет и вовсе свести проявления кризиса к нулю, а это особенно важно, так как в этот период ребенок принимает на себя новую роль – роль школьника.

Как проявляется кризис 7 лет

Основное проявление кризиса 7 лет – это утрата детской непосредственности, манерность, «странное» поведение, похожее на искусственное. Родители, столкнувшиеся с этим кризисом, отмечают, что ребенок становится вредным, вертлявым, отличается плохой усидчивостью и часто передразнивает родителей. Часто дети замыкаются и не показываются родителям даже в ситуации, когда им плохо. Все это связано с появлением большого количества внутренних переживаний, которые с одной стороны влияют на внешнюю жизнь, а с другой не связаны напрямую с теми или иными ситуациями.

Как вести себя родителям

Основная рекомендация психологов для родителей состоит в том, что с ребенком надо общаться на равных, а не относиться к нему, как к маленькому. Если поведение ребенка не соответствует вашим ожиданиям, то не пытайтесь всеми силами вернуть его в прежнее русло. Это норма для развития ребенка, и вам надо пережить это вместе, а не в лагерях, расположенных по разные стороны баррикад.

Как помочь ребенку справиться с кризисом 7 лет

В 7 лет на ребенка сваливается сразу очень много «надо», которые вступают в противодействие с привычным для дошкольника «хочу». Чтобы это противодействие не возникало, формулируйте эти самые «надо» так, чтобы ребенку захотелось выполнить задание самому.

Семилетки уже обладают достаточным словарным запасом и знаниями, чтобы не просто сказать «Хочу», но и аргументировать свою позицию. Поэтому приучите себя прислушиваться к ребенку и уберите из арсенала собственных аргументов такую фразу, как «Я взрослый и лучше знаю», так как ни в одной ситуации она не полезна.

Развитие детей старшего возраста

Особенности развития детей старшего возраста

Младший школьный возраст охватывает период с 7 до 11 лет, что соответствует 1-4 классу. Этот возраст часто называют вершиной детства, так как с одной стороны ребенок все еще сохраняет некоторые детские черты (например, продолжает оставаться наивным и легкомысленным), но с другой уже обретает другую логику рассуждений, ценности и уклад жизни. На развитие детей старшего возраста влияет и то, что их приоритетной деятельностью становится учеба.

Физическое развитие детей от 7 до 11 лет

Кости ребенка в этом возрасте уже крепче, чем раньше, однако количество хрящевой ткани в скелете пока что высоко, что в частности делает позвоночник ребенка подверженным искривлениям. Поэтому важно проявлять внимание к осанке ребенка, а также предостеречь его от прыжков на твердую поверхность – кости таза только начинают срастаться, так что такая активность может привести к их смещению.

Дети младшего школьного возраста больше расположены к активности, а вот поддержание статичной позы дается им сложнее. Поэтому в начальных классах часто практикуются физкультминутки – выполнение несложных упражнений после некоторого времени сидения за партой.

Психическое развитие детей от 7 до 11 лет

Младшие школьники уже обладают возможностью управлять своим восприятием и вниманием, и именно это дает им возможность целенаправленно слушать учителя, а не отвлекаться на птичек за окном. Но если ребенок удерживает внимание на одном предмете слишком долго, или же это внимание требует большого напряжения, он быстро утомляется.

Психическое развитие ребенка во многом определяет учебная деятельность, которая приводит и к развитию памяти: увеличивается объем памяти, степень запоминания, улучшается работоспособность мозга. Развивается логическое мышление, а также абстрактный анализ, то есть понимание общих закономерностей на примере отдельного предмета.

Развитие речи у детей от 7 до 11 лет

Количество активно используемых слов младшего школьника в начале обучения составляет около 5 тысяч, при этом в процессе обучения словарь постепенно расширяется. Развернутые ответы, которых требует учитель, помогают ребенку совершенствовать устную речь, правильнее строить предложения и точнее употреблять слова по значению.

Речевое развитие ребенка также включает и письменную речь – важный навык для младших школьников. Они учатся различать то, что написано и то, как слово произносится. Благодаря школьным урокам к 10-11 годам ребенок умеет вести рассказ не только от первого лица, менять время повествования, а также понимать состав слова.

Творческое развитие детей 7-11 лет

Основным показателем творческого развития ребенка в этот период является фантазия. Если он любит нестандартные задания, самостоятельно придумывает что-то новое, проявляет фантазию во всех сферах обучения, значит, его творческие способности находятся на прекрасном уровне. В школе он может реализовывать их на соответствующих занятиях: уроки музыки, рисования, труда, факультативы по интересам (например, театральный кружок).

Важным показателем развития творчества является сюжетно-ролевая игра. В такие игры в целях развития творческих способностей вы можете играть и дома, например, предложить ему перевоплотиться на время во что-то совершенно неожиданное.

Социальное развитие ребенка 7-11 лет

Когда ребенок идет в школу, он принимает на себя новую социальную роль – роль ученика, и развитие ребенка в социальном плане переходит на новую ступень. С этого момента он учится подчиняться правилам школьной жизни, которые распространяются и за пределы школы (например, выполнять домашние задания даже если очень не хочется). Эта роль сказывается на всех отношениях – и со сверстниками, и с учителями. Первоначально ребенок заводит мало отношений в классе, так как все его внимание занимает учеба, к тому же он чувствует себя не очень уютно в новой обстановке. Дружба часто определяется случайными моментами, например, если в первом классе детей посадили за одну парту.

С самого своего рождения ребенок усваивает огромное количество знаний, умений, навыков в разных областях жизни. То, как будет протекать его развитие, зависит в первую очередь от родителей, которым рекомендуется быть внимательным к особенностям своего малыша, тому, к чему он предрасположен. Знание основных закономерностей психического, физического, творческого, социального развития и верное их применение – залог успеха и комфорта как для ребенка, так и для самих родителей.

Другие статьи

  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
  • Ребенок 9 месяцев не спит весь день Грудничок весь день не спит: причины нарушения детского сна Полноценный сон имеет очень большое значение для поддержания физического и психического здоровья детей и взрослых. Особенно важен он для малышей первого года жизни, переживающих период адаптации к окружающему […]
  • Отит у 3 х месячного ребенка Отит у 3 х месячного ребенка Для более быстрой и комфортной работы с сайтом бэби.румы рекомендуем обновить ваш браузер. Для этого необходимо скачать и установить обновление,с официального сайта браузера. Нужные организации на карте твоего города Чем чаще всего болеют […]
  • Почему ребенок после еды не срыгивает Первые грудничковые проблемы – срыгивания, икота, колики Первые грудничковые проблемы связаны с пищеварением. Наиболее частые проблемы у малышей: срыгивание, рвота, икота, колики (боли в животе), пищевая аллергия, нарушение характера и частоты стула, запор, диарея […]
  • Равномерный метод воспитания выносливости Методики воспитания выносливости Методика воспитания общей выносливости Для развития общей выносливости наиболее широко применяются циклические упражнения продолжительностью не менее 15—20 мин, выполняемые в аэробном режиме. Они выполняются в режиме стандартной […]