Влияние стресса на деятельность человека

Стресс и его влияние на человека

Для того чтобы проанализировать поведение человека в стрессовой ситуации, сначала нужно найти определение стресса.

По определению Ганса Селье, впервые описавшего физиологию стресса, «стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования».

Стресс является и медицинским (физиологическим) термином, и термином психологическим. В психологии стресс – это состояние психического напряжения, которое возникает у человека в непривычных для него условиях, меняющих его привычный уклад жизни, причем как опасных для него (дистресс), так и позитивных (эустресс). Причем, отрицательное воздействие на организм может произвести не только дистресс (болезнь, потеря близкого), но и второй, казалось бы положительный вариант, например: пожилая женщина, страдающая сердечно-сосудистой недостаточностью, получает известие о неожиданном выигрыше в лотерею. Результатом тут может быть не только сердечный приступ, но и затяжная депрессия, вызванная потерей обычного окружения и улучшения финансового состояния.

Основная задача психолога – мягко перевести состояние психики во время стресса в эустресс, минуя негатив, то есть в положительное восприятие действительности, без возможных заболеваний в области физиологии.

Я хочу рассмотреть этот процесс на примере поведения человека во время болезни, а именно одной из самых страшных болезней, одно название которой у большинства людей уже вызывает стресс (в данном случае на фоне страха неминуемой смерти). Речь пойдет об онкологии.

Как правило, человек старается на подсознательном уровне оградить себя от негативной информации, защищая таким образом свой внутренний мир, свое подсознание. Однако в случае с онкологическими заболеваниями, которые, как правило, почти не имеют внешних проявлений болезни в течение первых 3 стадий, подобная защитная реакция очень вредна. Поэтому здесь очень важно проведение различных мероприятий по раннему выявлению данных заболеваний и обязательное информирование со стороны медицинских организаций и со стороны общественности о психологическом аспекте. Население должно знать, что эта болезнь не всегда является смертельной, и раннее выявление ее является не приговором, а наоборот — своеобразной путевкой в жизнь.

Что же происходит с человеком, не знающим о том, что у него есть серьезный шанс на выздоровление и нормальную жизнь? С человеком, у которого в подкорке записано только одно: «рак — это смерть»? Конечно же, он испытывает стресс, переходящий в ужас и глубочайшее горе.

Психологи выделяют 7 этапов горя, которые должен пройти тот, кто потерял близкого. Те же стадии проходит пациент, услышавший смертельный диагноз.

  • 1 этап — отрицание: этого не может быть! Возможны две основные реакции психики: оцепенение или чересчур активная деятельность.
  • 2 этап — это гнев: почему это случилось именно со мной? Поиск виноватых; часто в заключение этого периода происходит переход на третий этап:
  • 3 — чувство вины: чем я виновен, что делал не так, чем провинился перед Богом, судьбой, людьми, самим собой?
  • 4 этап — депрессия, когда человек сдается перед обстоятельствами. Очень хорошо, когда на этом этапе обращаются за помощью к специалисту: в данном случае помощь психолога способна быстро вывести пациента на следующий этап. Конечно, психолог – не панацея от всех бед. Вера в Бога, сила духа, любовь к родным и близким, незавершенные дела часто являются более сильными помощниками в борьбе с унынием и депрессией.
  • 5 – это принятие, самый положительный этап, который, даже по мнению врачей-онкологов, является одной из основных причин выздоровления, так как теперь пациент выходит из депрессии, негативно влияющей на состояние всего его организма. Он начинает настраиваться на операцию и дальнейшее сложное лечение, часто осложненное плохим самочувствием и внешней непрезентабельностью (лучевая и химиотерапия, послеоперационное лечение), но это уже не главное. Главное – больной готов перейти на следующую ступень.
  • 6 и 7 этап похожи между собой: это возрождение (настрой на борьбу и выздоровление) и создание нового себя, — старый образ жизни оставлен в прошлом. На этих этапах пациент часто чувствует необходимость в перемене работы, круга общения, происходит возвращение к старым увлечениям (недописанная книга, заброшенная вышивка, разведение экзотических растений, путешествия и так далее), появляются также и новые хобби. Часто на фоне этого перехода происходит полное переосмысление самой личности выздоравливающего и устремление к глобальным переменам в судьбе: приход к религиозным верованиям, увлечение оздоровительными методиками и прочее.

Таким образом, при быстром и относительно безболезненном прохождении первых четырех этапов и вступлении в этап принятия, негативное влияние стресса на психику и физиологию снижено. Теперь очередь за внутренними резервами нашей подкорки и всего организма в целом.

В народе говорят, что все болезни — от нервов. Так ли это? У официальной медицины нет прямого ответа на этот вопрос. Но у практикующих врачей точно есть определенное мнение: пациент, подсознание которого настроено на жизнь и борьбу — уже победитель.

Влияние стресса на деятельность человека

Проблема стресса в последние годы становится одной из самых актуальных. Ееактуальность заключается, в том, что стресс оказывает воздействие, как на физическое здоровье организма, так и на психические процессы и на социльно-психологические функции человека, что естественно отражается на всех сферах жизнедеятельности человека и откладывает свой отпечаток на его возможности и способы взаимодействия с окружающим миром.

Не для кого не секрет, что жизнь состоит из ожидаемых или неожиданных событий. Они могут быть приятными или нет. Мы на них реагируем в зависимости от наших потребностей и от знания ситуации. В тех случаях, где информации достаточно, мы способны реагировать спокойно. Напротив, недостаток нужных сведений заставляет нас волноваться. Но иногда человек должен быть готов к событию слишком неожиданному и важному для него, о котором он ничего или почти ничего не знает. В этом случае реакция организма может усилиться до такой степени, что возникнут серьезные нарушения, как в физиологическом, так и в психологическом плане. Тогда обычный набор эмоций уступает место беспокойству или тревоге: человек испытывает стресс.

В профессиональной управленческой деятельности стрессовые ситуации могут создаваться динамичностью событий, необходимостью быстрого принятия решения, рассогласованием между индивидуальными особенностями, ритмом и характером деятельности. Факторами, способствующими возникновению эмоционального стресса в этих ситуациях, могут быть недостаточность информации, её противоречивость, чрезмерное разнообразие или монотонность, оценка работы как превышающей возможности индивидуума по объему или степени сложности, противоречивые или неопределенные требования, критические обстоятельства или риск при принятии решения.

Важными факторами, улучшающими психическую адаптацию в профессиональных группах, являются социальная сплоченность, способность строить межличностные отношения, возможность открытой коммуникации.

Разные люди реагируют на одинаковые нагрузки по-разному. У одних реакция активная – при стрессе эффективность их деятельности продолжает расти до некоторого предела («стресс льва»), а у других реакция пассивная, эффективность их деятельности падает сразу («стресс кролика»).

само по себе состояние стресса — не болезнь. Если бы не было стресса, жизнь превратилась бы в абсолютное равновесие, замерла бы. Именно стресс поддерживает активность систем организма на уровне нормы. Если угодно, уровень стресса — это «температура жизни». Не надо повышать ее до лихорадочных величин, но нельзя и снижать до теплового равновесия с окружающей средой, в котором покоится мертвое тело.

К сожалению не все мы умеем вовремя выйти из под давления стрессора, не все умеем удерживать защитные силы организма от истощения. Не всегда помним, что цена поражения в борьбе со стрессом — болезнь.

Влияние стресса на физиологическое здоровье человека

Влияние стресса на здоровье человека огромно. Это проявляется в болезнях различных систем и органов, а также в общем ухудшении самочувствия человека. Чаще всего стресс сказывается следующим образом на физиологическое здоровье человека.

1. Ухудшается концентрация внимания и памяти. Влияние стресса на работоспособность огромно: лишь в редких случаях человек с головой уходит в работу. Чаще всего человек ни физически, ни психологически просто не может выполнять работу качественно и в положенные сроки. Ему свойственна быстрая утомляемость.

Смотрите так же:  Победить шизофрению

2. Сильнейшие головные боли.

3. Как стресс влияет на сердце? Заболевания сердечно-сосудистой системы проявляются наиболее ярко именно в такие периоды. Наблюдается учащение сердцебиения, может случиться инфаркт миокарда, обостряется гипертоническая болезнь.

4. Хроническое недосыпание.

6. Страдает и желудочно-кишечный тракт: обостряются или открываются язвенная болезнь и гастрит.

7. Снижается иммунитет и как следствие — частые вирусные заболевания.

8. В стрессовых ситуациях гормоны вырабатываются в огромных количествах и отрицательно влияют на работу нервной системы и внутренних органов. Для мышц повышенная концентрация глюкокортикоидов опасна дистрофией мышечных тканей. Именно переизбыток гормонов во время стресса приводит к таким серьёзным болезням, как истончение кожи и остеопороз.

9. Некоторые специалисты считают, что именно стресс провоцирует рост онкологических клеток.

10. К сожалению, некоторые последствия стресса настолько тяжелы, что необратимы: редким, но всё же последствием бывает дегенерация клеток как спинного, так и головного мозга.

Влияние стресса на душевное здоровье человека

Как влияет стресс на здоровье в психическом плане? Человеку становится очень трудно жить и работать. Каждое действие требует от него неимоверных душевных усилий. Стрессовая ситуация приводит к следующим последствиям.

· Человек может потерять желание вообще что-либо делать и даже жить.

· Раздражительность, агрессивность, нетерпимость, приступы гнева.

· Депрессия, неврозы, эмоциональная неустойчивость.

Как успокоиться после стресса, когда всё это происходит, а сделать ничего не получается, так как внутренние силы истощены? Нужно изучить специальные методики по преодолению стрессовых ситуаций.

Понятие профессионального стресса

Как влияет на человека стресс, если он носит чисто профессиональный характер и является следствием работы? Есть в медицине даже специальное понятие для такого заболевания — профессиональный стресс, который получил в последнее время широкое распространение. Его основное последствие — профессиональное выгорание, которое «аукнется» не только работнику, который пережил стресс, но и работодателю, у которого снизится производительность труда и который, возможно, потеряет ценного работника.

Причины профессионального стресса.

1. Физические причины:

· — постоянный шум или вибрация на рабочем месте, даже громко работающее радио может стать провоцирующим фактором для профессионального стресса;

· загрязнённая атмосфера или вредные условия работы.

2. Физиологические причины:

· неудобный график работы;

· плохое питание на работе.

3. Социально-психологические причины:

· несложившиеся отношения с трудовым коллективом;

· личные конфликты с кем-то из коллег или начальством.

4. Организационные причины:

· несправедливое или нечёткое разграничение обязанностей;

· высокий темп работы;

· короткие сроки выполнения заданий — чувство постоянного цейтнота.

Виды профессионального стресса

В зависимости от причин, которые вызывают стресс на работе, профессиональный стресс бывает нескольких видов.

1. Рабочий стресс возникает, если происходят значительные нарушения условий труда работника, но он ничего не может изменить и терпит данную ситуацию.

2. Производственный стресс возникает неудовлетворённостью тем видом деятельности, которым занимается работник; возможно, это продиктовано неправильным выбором профессии.

3. Организационный стресс — это влияние режима дня и требований той организации, в которой трудится работник.

Профилактика профессионального стресса

Что помогает от стресса на работе? Чтобы не задавать такой вопрос, лучше всего вовремя проводить соответствующую профилактику данного заболевания. И главная роль в этом ответственном деле отводится именно руководителю организации.

Во-первых, стрессовые ситуации можно избежать, если вовремя и полно информировать работников о психологической ситуации в коллективе. Обязателен стенд, который должен предупреждать работников о возможных стрессах и о том, как с ними справляться.

Во-вторых, нужно организовывать тренинги для своего персонала, которые помогут не столько избежать стрессовой ситуации, сколько выйти из неё с достоинством.

В-третьих, самому руководителю необходимы специальные тренинги по созданию благоприятной психологической атмосферы в коллективе.

Чем раньше определить заболевание, тем легче будет проходить курс лечения. Последствия длительного стресса потребуется устранять уже не только психотерапевту, но и врачам других разных направлений, так как будут затронуты многие системы организма.

Влияние стресса на деятельность человека

Сервис бесплатной оценки стоимости работы

  1. Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
  2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

Номер вашей заявки

Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

Влияние стрессовых ситуаций на профессиональную деятельность педагогов и пути их преодоления

Дата публикации: 17.04.2015 2015-04-17

Статья просмотрена: 827 раз

Библиографическое описание:

Маслова М. В., Митичева Т. И. Влияние стрессовых ситуаций на профессиональную деятельность педагогов и пути их преодоления // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 855-857. — URL https://moluch.ru/archive/88/17322/ (дата обращения: 26.02.2019).

В статье проанализирована проблема психического, физиологического и эмоционального стресса, его профилактика и поиск выхода из нервно — психических перенапряжений. Представлены результаты социологического опроса на возможные пути преодоления стрессовых ситуаций.

Ключевые слова: стресс, адаптация, депрессия, стрессоры, психика, симптомы, аутотренинг.

Развитие личности человека на современном этапе сопряжено с постоянными стрессовыми ситуациями, которые возникают при сталкивании с экстремальными ситуациями во всех сферах их жизнедеятельности. По данным специалистов Всемирной организации здравоохранения от 40 % до 50 % заболеваний людей связанно со стрессом, где главной причиной болезни являться нестабильное эмоциональное состояние [2]. Данные стрессовые ситуации связаны, прежде всего, с экономическими изменениями, происходящими в нашей стране (экономическая нестабильность, низкий уровень заработной платы, введение санкций в России и др.).

В нашем исследовании мы проанализировали пути выхода их стрессовых состояний педагогов образовательного учреждения. Для реализации поставленной задачи, нами были рассмотрены различные подходы к определению понятий «стресс», его модификация и проявления.

Впервые, выдвинувшим понятие, стресс был ученый из Канады Ганс Селье (1907–1982). Он определяет понятие «стресса — как общность защитных и адаптационных свойств организма на различные воздействия, которые вызывают физиологическую или психическую тревогу» [3].

Р. Лазарус обозначил понятие физиологического и психологического (эмоционального) стресса. По мнению автора, в качестве физиологических стрессоров выступают негативные физиологические условия (высокие и низкие температурные условия, острые механические и химические воздействия), которые могут привести к функциональным изменениям организма. Кроме того, важно воздействие и психологических стрессоров, к которым человек относит те влияния, который сам оценивает, как сокрушительные для своего благосостояния. Уровень их оценки исходит из того прожитого опыта людей, их жизненной позиции, моральных оценок, которые у них сложились [4].

Понятие стресса берет свое начало из физиологии «общего адаптационного синдрома» — неспецифической реакции организма на неблагоприятные воздействия факторов внешней и внутренней среды. Стресс — это нервно-психическое перенапряжение организма, вызванное воздействием раздражителей, и направлен на поиск выхода из сложившейся ситуации, и на адаптацию к сложнейшим условиям.

Стресс наступает не мгновенно и развивается неравномерно, он может занять неопределенный промежуток времени за который организм, его ткани и органы адаптируются к восприятию сигналов об изменении окружающей среды, прямо действующих на этот организм из внешней среды. Организм выступает в роли защитного средства от стресса и борьбой с ним. Промежуток времени между возникновением стресса и адаптационной перестройкой, протекает адаптационная реакция, которая занимает несколько часов [1]. Намного длительнее идет развитие хронического стресса, который появляется при постоянном или непрерывном действии стрессора.

Хронический и острый стресс, проявляются своими клиническими признаками. Острый эмоциональный стресс характеризуется отсутствием сна, ощущением боли и давления в затылочной доле головы, шейного отдела, спине, в грудной области и глазных яблок, регулярное потоотделение, одышка, чувство тошноты, физическое волнение, чувство переутомляемости, и т. д. Для хронического стресса присущи следующие симптомы: бессонница, отсутствие аппетита, и т. д. [3].

Условно стресс можно поделить на эмоциональный, физиологический, психологический [5]. Психологический подразумевает напряжение психики, его можно обозначить «стрессом души», физиологический стресс это — напряжение физиологических процессов, назовем его «стрессом тела». Эмоциональный — напрямую воздействует на наши поступки и сопровождает переживание негативных, эмоций. Каждый вид стресса развивается при участии определенных раздражителей — стрессоров, которые вызывают вегетативные изменения (учащение пульса, повышение артериального давления, расширение зрачка и т. д.).

Причинами стресса, могут быть, как действие стрессора, так и предшествующая действию социальная обстановка, эмоциональное или физиологическое состояние человека [4]. К причинам стресса можно отнести умственную и физическую усталость, быстрый ритм жизни, большое количество воспринимаемой информации, житейские неприятности и неудачи, моральное или физическое одиночество.

Смотрите так же:  Светлана зейналова биография дочь аутизм

В формировании общего адаптационного синдрома Л. А. Китаев-Смык выделяет 3 стадии: реакцию тревоги, фазу сопротивления и фазу истощения.

1 стадия — реакция тревоги. Возникает сразу при воздействии раздражителя [1]. При этом учащается пульс, повышается артериальное давление, усиливается возбуждение, концентрируется внимание на источнике стресса. В начальной стадии организм вовлекает все внутренние резервы для противодействия стрессору. Происходит процесс саморегуляции организма (секретируются в кровь гормоны, запускаются разрушающие катаболитические процессы, направленные на энергообеспечение необходимых ферментов).

2 стадия — фаза сопротивления. Она наступает в том случае, если фактор стресса продолжает действовать [1]. Организм использует подготовительные ресурсы для поддержания гомеостаза. Гормоны запустили клеточные механизмы адаптации и переключили катаболические процессы на анаболические. Запас внутренних резервов любого организма индивидуален, поэтому на продолжающееся давление каждый реагирует в зависимости от «резерва сил».

3 стадия — фаза истощения. Остатки внутренних ресурсов на исходе, организм больше не в состоянии поддерживать гомеостаз, дисбаланс между разрушающими и созидающими процессами смещается в сторону катаболизма, где распадаются те компоненты, без которых организм теряет все свои функции, и структуру. Именно эта стадия стресса приводит к болезненным состояниям.

Большую роль в профилактике стресса играет психотерапия — применение психологических методов и средств (групповой метод, семейный метод, аутотренинг, музыкотерапия и т. д.).

Так же не маловажно в снятии стрессовых ситуаций играет правильное и рациональное питание. По рекомендациям диетологов необходимо уменьшать потребления сахара, соли, жирной пищи, холестерина, не пропускать приемы пищи. Кроме того, необходимо больше времени уделять себе, заниматься приятными делами, разрешать конфликты по мере их возникновения, снизить употребление алкоголя, кофе, контрастный душ поможет успокоиться, сон заставит взглянуть на ситуацию, с другой стороны.

В любой профессиональной деятельности человек сталкивается со стрессоопасными ситуациями, насколько серьезными будут последствия, и как явно будут выражаться симптомы стресса, подвластно лишь нашему восприятию.

В «группу риска» попадают следующие профессиональные сферы деятельности — здравоохранение, правоохранительные органы, и образовательная деятельность

Наиболее распространенными являются:

неорганизованный подход к работе, спешка, невнимательность в выполнении должностных обязанностей;

разногласие с руководством и персоналом;

повышенная ответственность, или же — низкая;

дезориентировка, перегруженность, переутомляемость и т. д.

Если в исходе деятельности, ожидаемые результаты не оправдываются, то человек подвержен к синдрому опустошения, в результате чего, он утрачивает страсть к выполняемой деятельности, становится безразличным к своей работе и отстраняется от окружающих людей. Этот синдром особенно опасен для педагогов, так как его эмоциональная сфера напрямую отражается на процессе воспитания и обучения детей.

Нами в ходе нашего исследования была проведена методика выявления стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге [6] педагогов одной из МБОУ СОШ г. Арзамаса.

Итоги степени сопротивляемости к стрессу у преподавателей школы таковы, что из 25 педагогов — 14 (56 %) из них находятся на средней (пороговой) степени стрессовой нагрузки, 9 (36 %) человек имеют реальный шанс противостоять различным стрессовым ситуациям и легко справляться с ними во многом даже избегать некоторые из них, и лишь 2 (8 %) показали низкий результат, они отличаются ранимостью и им тяжелее справиться с нагрузкой. Критический результат, а именно — фаза нервного истощения не показал никто. В ходе исследований педагогов были выделены следующие причины, вызывающие стресс:

1. Перегруженность рабочего времени;

2. Разногласие ролей;

3. Неустановленность ролей;

4. Слабоинтенсивная работа;

5. Неудовлетворительные физические условия;

6. Некорректные соответствия между полномочиями и ответственностью;

7. Плохие каналы обмена информацией в организации;

8. Безосновательные претензии коллег друг к другу.

Данные факторы часто приводят педагогов к нервному и эмоциональному стрессу.

Кроме того, были выявлены пути выхода из стрессовых ситуаций при помощи социологического опроса, по результатам которого определены основные факторы, вызывающие стрессовые ситуации и возможные пути выхода из них.

Из 25 преподавателей (100 %), большинство педагогов — 8 (32 %) находят выход из стрессовых ситуаций в работе; 6 (24 %) педагогов решают вопрос снятия стрессовых ситуаций во введение в рацион питания таких продуктов как шоколад, кофе. Многие, а именно 5 (20 %) снимают стрессовые состояния за счет чтения книг и 3 педагога (12 %) с помощью общения с близкими людьми (семья, дети); или использования лекарственных успокаивающих препаратов 2 (8 %); или прослушивания музыкальных композиций 1 (4 %).

Для снятия стресса можно использовать следующие способы:

1. Релаксация. Упражнения следует проводить в тихом помещении, это поможет расслабить мышцы, и в результате положительно скажется на психическом и эмоциональном состоянии.

2. Концентрационные упражнения.

3. Методы релаксации.

4. Аутоанализ личного стресса. Поможет педагогам проследить и обнаружить реакции своего организма на стрессовые ситуации.

Проанализировав полученные данные, мы пришли к следующим выводам, что для выхода из стрессовых ситуаций педагогам нужно акцентировать свое внимание на положительных и светлых моментах в жизни. Приостановить в организме воздействие раздражающих факторов поможет ведение педагогами самоконтроля за своим состоянием, а для этого, необходимо владеть определенными психологическими техниками снятия стресса, что и планируется нами в перспективе данного исследования в дальнейшем.

1. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. — М.: Академический проект, 2009.

2. Леонова А. Б., Кузнецова А. С. Психологические технологии управления состоянием человека. — М: Смысл, 2009.

3. Монина Г. Б., Раннала Н. В. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости». — СПб.: Речь, 2009.

4. Психология деятельности в экстремальных условиях: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [В. Н. Непопалов, В. Ф. Сопов, А. В. Родионов и др.; под ред. А. Н. Блеера]. — М.: Издательский центр «Академия», 2008.

5. Шапарь В. Б. Психология кризисных ситуаций /В. Б. Шапарь — Ростов н/Д: Феникс, 2008.

ВЛИЯНИЕ СТРЕССА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

студент 3 курса, кафедра «Социальная психология управления»,

Сибирский государственный университет путей сообщения, г. Новосибирск

старший преподаватель, Сибирский государственный университет путей сообщения,

Актуальность темы обусловлена тем, что период взрослости «трудовой деятельности» — самый длительный и продуктивный период жизненного пути человека, развитие в котором происходит в двух основных контекстах – профессиональном и личностном. Профессиональное развитие тесным образом связано со всей личностной структурой субъекта профессиональной деятельности и особенностями его жизненного пути. Оно предполагает не только приобретение новых профессиональных компетентностей, но и требует умения преодолевать трудные профессиональные ситуации, профессиональные стрессы без потерь эффективности выполняемой деятельности и без разрушающего воздействия стресса на личность профессионала, его межличностные отношения и здоровье, которые находятся во взаимосвязи с переживаемым возрастом.

Особенно это важно для сотрудников МЧС России, для которых профессиональный стресс – явление скорее обыденное, чем редкое. Тяжелые условия труда, экстремальные нагрузки, большая ответственность – все это является стрессообразующими факторами в деятельности сотрудников МЧС, соответственно, выработка механизмов профилактики и преодоления профессионального стресса являются важнейшей компонентой управления органами МЧС России в современных кризисных условиях, когда к прочим опасностям присовокупился международный терроризм.

Проблеме профессионального стресса посвящены труды таких авторов как: П. Безручко, В.А. Бодров, В.А. Винокур, В.М. Девишвили, В. Николаенко, О.Б. Михайлова т др.

Цель работы: определить особенности стрессов в профессиональной деятельности сотрудников МЧС РФ.

Гипотеза исследования: стресс и сопутствующий ему синдром эмоционального выгорания свойственны сотрудника МЧС РФ, однако наличие стресса в профессиональной деятельности зависит от характера деятельности, функций и задач сотрудников МЧС РФ.

Особенность проявления профессионального стресса является одной из наиболее актуальных для экстремальной психологии, психологии безопасности и поведения человека в экстремальных условиях. Весьма актуальна эта проблема для специалистов экстремальных видов профессиональной деятельности (сотрудники «силовых» ведомств: подводники, космонавты, сотрудники спецподразделений МВД России, пожарные и спасатели МЧС России).[1]

Значимые психологические качества личности, которые обеспечивают стрессоустойчивость, относятся к профессионально важным психологическим качествам личности, которые имеют свою специфичность в зависимости от вида профессиональной деятельности.

Профессиональная деятельность этих формирований часто протекает при воздействии неблагоприятных, а порой и экстремальных средовых и климатических факторов, в условиях дефицита времени, неопределенности событий, сложной оперативной обстановки и сопровождается высокой степенью ответственности за жизнь других людей, осознаваемым чувством угрозы жизни и здоровью и т.д. Многочисленные и различные по длительности и интенсивности воздействующие факторы могут вызывать у спасателей различного рода изменения здоровья – в диапазоне от функциональных сдвигов (признаки физического и психоэмоционального переутомления – бессонница, раздражительность, тревожность), до пред- или патологических нарушений (психосоматические или соматические заболевания). В основе как тех, так и других изменений лежат нарушения адаптационно-приспособительной деятельности организма. Одним из проявлений этих нарушений является профессиональный стресс.[2]

Смотрите так же:  Булимия во время диеты

Проблема психологической устойчивости к стрессу сотрудников является профессионально значимой для органов МЧС, поскольку от нее зависит не только эффективность предупреждения и раскрытия преступлений, но и часто – жизнь пострадавших лиц и самих сотрудников.

Понятие «стресс» было введено канадским физиологом Гансом Селье.

Стресс – слово английское, произошло от французского estresse – угнетённость, подавленность, которое, как предполагается, восходит к латинскому districtus разделённый, от глагола distringere разделять (dis- отдельно + stringere крепко связывать).

Стресс — состояние повышенного напряжения организма как защитная реакция на различные неблагоприятные факторы (голод, холод, физические или психические травмы и т. п.).

Профессиональный стресс — «…это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанных с выполняемой профессиональной деятельностью. Различают такие разновидности профессионального стресса, как информационный, эмоциональный и коммуникативный стресс…».

Психологический стресс, возникающий на работе, можно подразделить на четыре формы: управленческий, информационный, коммуникативный и эмоциональный. Стрессовыми факторами для нас являются содержание работы, рабочая нагрузка, темп работы, график работы, обязанности, перспектива профессионального развития, специфика профессионального общения с коллегами и руководством, а также условия участия в управлении.

Профессиональный стресс является разновидностью стресса, поэтому в его структуре можно выделить психофизиологическую и психологическую составляющие.

В рамках данной работы было проведено практическое исследования профессионального стресса сотрудников МЧС РФ, с этой целью мы использовали методики тестирования эмоционального выгорания, поскольку «…эмоциональное выгорание – состояние эмоционального, психического и физического истощения, вызванное чрезмерным и длительным стрессом…».

Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально – энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них.

Для выявления выгорания, мы провели диагностику выгорания (К. Маслач).

Рисунок 1. Процентное соотношение уровней профессионального выгорания у административного персонала.

По данным рисунка 1, очевидно, что средним уровнем профессионального выгорания обладают 75 % (9) испытуемых. Такие испытуемые характеризуются нормальным эмоциональным фоном, активной позицией, эмоциональную вовлечённость в социальных контактах. Не проявляется деформация эмоциональных отношений с другими людьми. Характерна нацеленность на взаимодействие с другими людьми, включённость в их проблемы. Развитие стресса может проявляться в нарастании неудовлетворенности работой.

Сегодня существуют различные методы психогигиены стресса, разработаны организационные формы профилактики психоэмоциональных перегрузок. Именно в рамках индивидуальной защиты от стресса с помощью современных методов психологической саморегуляции, групповых тренингов направленных на повышение стрессоустойчивости должны функционировать кабинеты психоэмоциональной разгрузки.[3]

Также следует отметить, что в практику подготовки для вступления в резерв для руководителей МЧС РФ предусмотрены занятия на тему: «Стресс. Причины возникновения. Посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР). Пути выявления, профилактики и предотвращения негативных последствий. Психологические приемы и техники для развития стрессоустойчивости руководителей, что является прогрессивной мерой в подготовке сотрудников и предупреждении эмоционального выгорания».

Стресс и его влияние на организм человека.

Стресс и его влияние на организм человека.

Просмотр содержимого документа
«Стресс и его влияние на организм человека.»

Стресс и его влияние на человека

Что такое стресс?

  • Стресс (напряжение, нагрузка) – ответная нормальная адаптационная реакция организма на физические либо психологические раздражители, нарушающие его саморегуляцию, и проявляющаяся в определенном состоянии нервной системы и целого организма.

Причины возникновения стрессового состояния

  • Причиной перенапряжения может стать любой фактор, но специалисты делят их на две категории

Неправильно считать то, что только отрицательные эмоции являются стресс-факторами. Влияние стресса на здоровье человека оказывается также от переизбытка положительных эмоций

  • Стресс включает в себя три стадии:
  • 1) стадия мобилизации;
  • 2) стадия сопротивления;
  • 3) стадия истощения.

  • Эустресс – стресс в результате положительных эмоций либо недолгий и легкий стресс, мобилизующий силы организма. Такой стресс оказывает положительное влияние на организм человека и не опасен.
  • Дистресс – сильный стресс, вызванный негативными факторами (физическими, психическими), с которыми организму очень сложно справляться. Такой стресс оказывает негативное влияние на нервную систему и на здоровье человека в целом.

Характер воздействия стресса

  • Эмоциональный стресс – самая первая реакция при стрессе. Активизирует обменные процессы в организме, вегетативную нервную систему, эндокринную систему. Приводит к разбалансировке указанных систем.
  • Психологический стресс – обусловлен социальными факторами или собственными волнениями. При таком стрессе человек может переживать такие эмоции, как страх, волнение, зависть, тоску, тревогу, беспокойство и т. д.
  • Биологический стресс – вызывается физическими стресс-факторами. К ним можно отнести: ожог; переохлаждение; заболевание; отравление; травмы; голод; облучение и т. д.
  • Стоит отметить еще один вид стресса –профессиональный стресс, возникающий вследствие рабочих стресс-факторов: вредные условия труда (загрязнение, шум); неудобный график работы; плохое питание; перегрузки, быстрый темп работы; монотонность, однотипность действий.

Влияние стресса на здоровье

  • Стресс напрямую влияет на здоровые показатели организма человека. Подавляется работа внутренних органов и систем, появляется чувство подавленности. Влияние стресса на здоровье человека имеет различные проявления
  • При коротком воздействии стрессовых факторов, организм мобилизуется, у человека появляются силы, мотивация для решительных действий. Это положительное влияние стресса.

  • Нарушается аппетит, снижается вес . Исчезает интерес к жизни.
  • Появляется психологическая и физическая слабость , неуверенность в себе, чувство неудовлетворения, дискомфорт, может развиться депрессия.
  • Влияние стресса на деятельность человека выражается в сниженной работоспособности , приостанавливается развитие человека в социуме.
  • Внезапно возникший сильный стресс приводит к резкому повышению кровяного давления, что может привести к сердечному приступу или инсульту.
  • Кроме этого, при стрессе снижается иммунитет

Как бороться со стрессом?

  • Мероприятия для востановления после стресса:
  • Эмоциональный выброс.
  • Правильное дыхание.
  • Физические нагрузки
  • Поддержка близких людей.
  • Русская баня.
  • Искусство.

  • Стресс преследует нас в течение всей жизни. Избежать его мы не можем, но уменьшить его отрицательное влияние и поскорее от него избавиться – вполне реально.

Главное – не поддавайтесь разрушительному воздействию стресса, тогда у вас все будет замечательно!

Другие статьи

  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]
  • Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Законодательством Российской Федерации не предусмотрено процедуры отказа от ребенка, возможно только лишение родительских прав. Так, согласно ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если […]
  • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
  • Можно ли ребенку капать ромашку в нос отвар ромашки и нос неделю назад мы заболели к нам приходила врач и сказала 5 раз в день промывать нос пипеткой ромашки, потом отсасывать аспиратором, а потом капать капли сейчас я разговаривала с подругой, она меня отругала, сказала, что нельзя так ни в коем случае, […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
  • Диагностика отклонения в развитии ребёнка определение этапы проведения Ранняя диагностика отклонений в развитии детей Диагностика отклонений в развитии основывается на зна­нии общих и специфических закономерностей психического раз­вития нормально развивающегося ребенка и детей с различны­ми отклонениями в развитии. Диагностика носит […]