Влияние тв на социокультурное развитие детей

Влияние телевидения на процесс социализации молодежи

Главная > Контрольная работа >Социология

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

по дисциплине «Социология»

на тему «Влияние телевидения на процесс социализации молодежи»

Глава I. «Влияние телевидения на процесс социализации молодежи»…. 6

2. Социальные институты и их роль в жизни общества………………..11

3. Влияние телевидения и СМИ на процесс социализации…………. 16

Глава II. Социологическое исследование «Изучение субъективной оценки роли телевидения в формировании взглядов на жизнь». ………………. 19

В настоящее время телевидение, видеотехника, кино, радио, компьютеры, пресса оказывают мощное воздействие на дух и психику человека. Они во многом определяют поведение, личность и мышление людей.
Это воздействие так велико, что средства массовой информации всерьёз называют его четвёртой властью.

У взрослых в результате длительного просмотра телевизора и гиподинамии наступает раннее старение, происходит постепенный распад человеческой души, ранние инфаркты, инсульты, депрессия.

Если в прошлые десятилетия по ТВ демонстрировались учебные, познавательные фильмы, уроки по науке, искусству, технике, классическая музыка, оперы, балеты, отечественные фильмы — экранизации прекрасных классических произведений, то в последнее десятилетие с экранов кино, теле и видео хлынул мутный поток американских, западных фильмов, несущий с собой насилие, убийства, секс, пошлость, ложь, агрессию.

Средства массовой информации произвели в мире сексуальную революцию, навязали детям и молодёжи ложные понятия о вседозволенности. В результате резко возросла детская преступность, наркомания, свободные сексуальные связи подростков и молодёжи, которым подменили святое понятие любви и целомудрия лёгкой доступностью секса.

В результате такого образа жизни у молодых наступает глубокое разочарование в жизни, неверие в настоящую любовь, когда очень трудно создать дружную семью, где муж и жена с уважением, бережностью и любовью относились бы друг к другу, воспитывали своих детей сердечными, здоровыми, жизнерадостными, творческими людьми.

Средства массовой информации могут и должны формировать подрастающее поколение патриотами своей Родины, вежливыми, сердечными, справедливыми людьми. Мы не должны равнодушно взирать на пошлые, развращающие передачи, калечащие наших детей, молодёжь.

При проведении телетрансляции происходит воздействие на психику посредством задействования различных форм передачи информации; одновременное участие органов зрения и слуха активно задействуют пласты подсознания, за счет чего достигается максимальный манипулятивный эффект. Менее чем за полчаса просмотра телевизионной передачи мозг начинает впитывать любую информацию, которая поступает посредством телетрансляции. Вспомним, один из принципов манипуляции массами — внушение. На этом принципе основано действие телерекламы. Например, человеку показывается какой-нибудь рекламный ролик. Предположим, поначалу у такого человека происходит явное отторжение демонстрируемого материала (т.е. представление человека об этом товаре иное). Такой человек смотрит, слушает, оправдывая себя тем, что ничего подобного покупать не будет. Этим как бы успокаивает себя. На самом деле, если на протяжении длительного времени в информационное поле попадает какой-нибудь сигнал, то информация неизбежно откладывается в подсознании. А значит, если в последующем станет выбор между тем, какой товар купить, такой человек бессознательно отдаст предпочтение тому товару, о котором уже «что-то слышал». Более того, именно этот товар в последующем будет вызывать в его памяти положительный ассоциативный ряд. Как чего-то знакомого. В итоге, когда такой человек оказывается перед выбором товара, о котором ему ничего не известно, и товара, о котором он уже «что-то слышал» — то инстинктивно (т.е. подсознательно) потянется к знакомому товару. (С.А.Зелинский, 2007).

Выделяют пять стадий взаимодействия социума и телевидения. Первая стадия — интерес к источнику информации (т.е. к телевизору). Вторая стадия — оценка информации. Кроме того, обладание телевизором на этой стадии отмечается человеком как повышение собственного социального статуса. Третья стадия характеризует собой развитие массового телевидения. Телеприемник могут себе позволить приобрести многие семьи. На четвертой стадии — взрослые уже не только проводят значительное количество времени перед телевизором, но и телевизор уже начинает строить их жизнь посредством полученной когда-то информации посредством телепросмотра. Пятая стадия характеризует собой появление кабельного телевидения, а значит, растет избирательность в получении той или иной информации.

Мы должны напомнить, что манипулирование психическим сознанием масс происходит при показе любых передач по ТВ. В специфике телевизионной информации заложена необходимость восприниматься некритично, соответствовать ожиданиям аудитории, ее стереотипам и устойчивым представлениям о реальности. Телепрограмма с первых же секунд должна сигнализировать зрителю о том, что она адресована именно ему, отвечает его потребностям. После этого такие импульсы должны повторяться с достаточной периодичностью, чтобы у сидящего перед экраном человека не появилось мотивов переключить канал. Зритель выступает своеобразным «резонатором» между собственными представлениями о мире и тем, что он видит по телевизору, получая посредством просмотра подтверждение правильности своего выбора. (А.Н. Фортунатов, 2007).

Итак, с помощью ТВ можно извлекать известную пользу. Для этого необходимо владеть технологиями правильного просмотра телепередач. Передачи по ТВ несут в себе функция вызывания невротической зависимости и последующего снятия его. Каждый, кто смотрит телевизор, находится в зоне действия развития подобного рода зависимостей, поэтому отказаться от просмотра очень трудно. Необходимо иметь сильную волю, такую же когда человек избавляется от алкогольной или наркотической зависимости полным отказом от употребления затуманивающего сознание яда. Телесигнал кодирует психику человека. Основано кодирование на том факте, что любая информация из внешнего мира поступает в подсознание человека, а после начинает оказывать влияние на сознание, а значит и на появление у такого человека мыслей, желаний, поступков, фактически программируя его на выполнение заданных целей.

Глава I. «Влияние телевидения на процесс социализации молодежи»

1. Понятие «Социализации»

Для начала раскроем некоторые понятия, которые помогут наиболее точно раскрыть данную тему.

Социализация — (от лат. socialis — общественный) – включение индивида в систему общественных отношений через освоение и усвоение культурных ценностей, социальных норм и моделей поведения посредством взаимодействия с другими индивидами.

Социализация предполагает одновременно:

усвоение социальных ролей и образцов поведения, позволяющих индивиду претендовать на занятие определенных социальных позиций и приобретение соответствующего социального статуса;

овладение формами, ценностями, символами, нормами, традициями, языками, смыслами и т.д. культуры;

приобретение собственного социокультурного опыта и личностной (социальной, этнической, конфессиональной и т.д.) идентичности;

достижение статуса «взрослого» — самостоятельного и автономного деятеля, способного к принятию ответственных решений, касающихся его жизни в соответствии с институционально и межличностно транслируемыми предписаниями, запретами и ожиданиями общества, а также социальных общностей и групп, к которым принадлежит индивид.

Социализация — двунаправленный процесс, в котором, с одной стороны, от общества к личности идут процессы трансляции необходимых для усвоения содержаний и осуществляются процедуры целенаправленного (но и стихийного) воздействия и социального контроля, призванные обеспечить проектируемые результаты, а с другой — на уровне индивида — происходит в той или иной мере адекватное усвоение социокультурного опыта, его интернализация и формирование самих личностных структур.

Через процессы социализации обеспечивается воспроизводство людских ресурсов общества, и задаются их качественные параметры, обеспечивается его нормальное функционирование и преемственность поколений, закладывается потенциал для последующих социальных изменений и социокультурного развития. Социализация обеспечивается принятыми в культуре и институциализированными в социуме и его соответствующих подсистемах технологиями и стратегиями обучения, профессиональной подготовки, образования, воспитания, поддержанием необходимого уровня функциональной грамотности социальных деятелей.

Успешность социализационных процессов в любом обществе во многом определяется:

привитием меры необходимого для каждого конкретного социума и допустимого его культурой конформизма как принятия и усвоения «правил общественной жизни» в широком смысле слова;

успешностью блокирования тех форм, способов, стратегий и технологий социального поведения и действования, которые определяются как девиантные (отклоняющиеся);

умением поддержать необходимое и допустимое соотношение между инновационной (креативной) и традиционной (репродуктивной) составляющими в общественной жизни;

поддержанием баланса социальных изменений и социальной стабильности, социальной мобильности и социальной организованности, воспроизводством структур, обеспечивающих социальный порядок.

Таким образом, социализацию следует рассматривать как один из основных социообразующих, наряду со стратификацией и институционализацией, процессов, проявляющийся на всех уровнях и охватывающий все сферы общественной жизни. Характер и поддерживаемые параметры социализационных процессов позволяют во многом как типологизировать социумы, относящиеся к разным цивилизациям и эпохам, так и понимать специфичные только для этих социумов и их культур конкретные социокультурные и личностные феномены. Существенны и показательны в социологическом контексте, в частности, те сломы социализационных стратегий и технологий, которые фиксируются при переходах от традиционных к индустриальным и от последних к постиндустриальным типам социальности .

В большинстве социологических дискурсов (дискурс — социально обусловленная организация системы речи) различают первичную и вторичную социализацию, что вводит представление о периодичности и стадиальности протекания социализационных процессов.

Первичная социализация трактуется при этом как финитный процесс, завершающийся со становлением личностных структур индивида и приобретением им прав «взрослого» в данном типе общества (т.е. началом социальной зрелости). Последнее, как правило, связано с:

овладением определенной профессией и началом трудовой деятельности; получением образования, соответствующего тому или иному стандарту;

началом самостоятельной семейной жизни и приобретением статуса «родителя»;

обретением всей полноты политических, юридических и т.д. прав и обязанностей;

ВЛИЯНИЕ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ НА СОЦИОКУЛЬТУРНУЮ АДАПТАЦИЮ ЛИЧНОСТИ (к вопросу создания образовательных адаптирующих телевизионных программ для детей и молодежи)

доктор педагогических наук профессор кафедры истории и философии ВГИК профессор кафедры «Управления персоналом и психологии» Финансового университета при Правительстве РФ, профессор кафедры психологии РЭУ им. Г.В.Плеханова, г. Москва, Российская Федерация

Необходимо в связи с рассмотрением представленной проблемы, прежде всего, выделить наиболее актуальные социокультурные и психологические характеристики молодежи, важные на современном этапе развития общества, которые необходимо иметь в виду при разработке образовательных адаптирующих программ и проектов в рамках кино и телевидения. К ним необходимо отнести: 1) уровень притязаний; 2) характеристики индивидуальной и групповой активности; 3) идентификационную стратегию; 3)удовлетворенность реализацией общей жизненной стратегии; 4) временные характеристики, связанные с планированием важнейших жизненных событий; 5) социокультурная среда в целом. Многие исследования в области психологии и педагогики сходятся, прежде всего, в том, что уникальность каждой человеческой личности прямо не позволяет воздействовать на отдельные компоненты личности без опасности разрушения ее целостности и нанесения вреда ее психическому развитию, но, используя различные средства и механизмы воспитания, тем не менее можно влиять на общую систему отношений каждой отдельной взятой личности, а также на развитие в целом творческого потенциала данной личности. Одним из важных условий индивидуализации творческого процесса личности является учет и выявление характерных для каждого конкретного возраста особенностей, связанных со спецификой интеллектуального и личностного развития на каждом отдельном возрастном этапе. Интеллектуальное развитие личности в период ее становления тесно связано именно с общим формированием и развитием личности, процессом ее социализации. Рассматривая данную зависимость, необходимо отметить, что не только особенности социокультурного и индивидуального развития личности непосредственно воздействуют на интеллектуальное развитие человека, но и также особенности развития и формирования интеллектуальной сферы личности влияют на общий процесс развития личности, поскольку именно интеллектуальная сфера образует собственную личностную мировоззренческую позицию. Влияние же технологий воздействия кино и телевидения на развитие интеллектуальной сферы и формирование мировоззрения, несомненно, велико. Телевидение в современных условиях образования приобретает все новые и новые формы воздействия. Как социальный институт, телевидение в современном социокультурном пространстве видоизменилось, что связано, прежде всего с переходом к информационному обществу, так как трансформировались основные принципы его взаимодействия с аудиторией, расширились его формы и функции, в том числе в системе образования. Крупнейшие ВУЗы создают собственные телестудии, которые непосредственно отвечают за разработку и реализацию подобных образовательных программ. Примером может служить созданная телевизионная система в Российском экономическом университете им.Г.В.Плеханова, где установлены экраны во всем основном комплексе зданий университета, через которые осуществляется трансляция образовательных, информационных и воспитательных программ университета. Также каждый отдельный факультет имеет собственный телевизионный канал и создает собственные программы. В реализации данных программ активное участие принимают сами студенты. Данная телевизионная система активно и постоянно развивается, ведется трансляция основных культурных и образовательных событий в реальном времени, снимаются образовательные фильмы социокультурной направленности. В систему включены также и филиалы университета. Студенческая молодежь является наиболее подвижной, динамичной и развивающейся социальной группой любого общества, которая всегда максимально быстро реагирует на любые изменения в структуре данного общества, его социальные, политические, культурные и экономические преобразования. Студенчество сразу улавливает современные общественные тенденции, которые в свою очередь транслируются наиболее полно, прежде всего, через средства массовой информации, прежде всего кино и телевидение. К данным динамическим процессам в развитии молодежной среды прежде всего относятся: социальное и профессиональное самоопределение в деятельности, а также развитие профессионально значимых качеств личности студентов; индивидуально-личностное самоопределение, которое включает прежде всего формирование и развитие системы личностных смыслов, мировоззренческих позиций и ценностных ориентаций личности; собственно социальную, культурную и психологическую адаптацию к условиям обучения, которая предполагает усвоение принятых социальных и культурных норм и ценностей. Данные процессы личностного развития студенческой молодежи являются между собой взаимообусловленными и взаимосвязанными. На успешность протекания адаптивных процессов личности влияет достаточно большое количество факторов, к которым относятся: — особенности самоопределения на различных возрастных этапах развития личности; — окружение (друзья, семья, учителя, коллеги и т.д.), — жизненные события и обстоятельства, — мотивация и поставленные жизненные цели (или их размытость), — особенности жизненного выбора, — присутствие положительного или отрицательного примера, — особенности прохождения жизненных кризисов, — жизненные ценности личности, — уровень сформированности «Я-концепции» личности. Все вышеперечисленные составляющие обусловлены в первую очередь социальными и культурными факторами воздействия. С этой точки зрения роль телевидения, как важного информационного, образовательного и воспитательного источника велика. На создание и направленность образовательных адаптирующих программ в рамках кино и телевидения основное влияние имеет социокультурный контекст, в котором существует современное общество. Важной задачей современного кино и телевидения является определение возможностей построения взаимодействия с обществом с учетом его социальных и культурных потребностей, и в соответствии с данными потребностями выстраивание собственных целей и собственной таблицы ценностей, а также в соответствии с данными ценностями, разработка образовательных адаптирующих программ в рамках кино и телевидения. На современном этапе социокультурного развития общества изменились ценностные ориентации и предпочтения потребителя кино и теле продукции, а также способы и формы восприятия телевидения и кино. В авторском подходе к рассмотрению структуры социокультурной адаптации выделены три группы критериев, по которым можно оценить ее эффективность: личностные, культуротворческие и социальные. В соответствии с выделенными группами критериев можно выделить компоненты адаптации, подлежащие влиянию кино и телевидения – это личность, культура и общество. Блок-схема процесса составления и реализации программы телевидения и радио в соответствии с существующей социокультурной доктриной (по Абрахаму Молю) (1). Основными стратегиями образовательных адаптирующих программ в рамках кино и телевидения, являются: 1) культуротворческая, 2) восстановительная, 3) образовательная, 4) социально-защитная, 5) исследовательская, 6) проектная, 7) инновационная, 8) коммуникативная, 9) этнонаправленные формы деятельности, направленные на социокультурный обмен и сотрудничество, 10) социокультурный менеджмент, 11) изучение зарубежного опыта. Кроме того, возникает достаточно много споров в связи с тем, что является нормой адаптивности человека в современном социокультурном пространстве, и какова роль влияния современного телевидения на данный процесс, поскольку основные эталоны и представления современного общества отражаются в кинопродукции и телевизионных проектах. Данные вопросы можно представить следующим образом: 1. Человеку в современной социокультурной ситуации представляется все труднее воспринимать состояние общественного сознания как «адаптивную норму», что в первую очередь отражается именно в мировом телевизионном и кинопространстве. Культурные и социальные противоречия выглядят все более острыми, а также современное состояние социума становится далеко от «адекватного». 2. Относительно целостное в прошлом пространство общественного и культурного сознания становится более пограничным и разъединенным, тем самым еще более затрудняется выбор некоей «общественной адаптивной нормы». 3. Основным же вопросом является то, что ни личное, ни общественное, ни культурное сознание современного человека нельзя рассматривать, как нечто неизменное, так как они являются непрерывно развивающимися структурами, в связи с чем то, что когда-то считалось поведенческим отклонением в обществе и культуре, сейчас является социокультурной нормой. 4. Также, скорость протекания социокультурных процессов в современном обществе значительно возросла, что также ставит вопрос: если раньше при выборе критериев «нормы» и «патологии» общей динамикой развития общества можно было пренебречь, то в современной ситуации его развития это практически невозможно. 5. Современные СМИ, в том числе кино и телевидение в современных формах существования создали международную информационную систему высочайшего энергетического уровня, которая владеет богатым выбором различных средств и методов воздействия на мозг, и вследствие этого, на жизнедеятельность современного человека, как в позитивных, так и в агрессивных формах проявления. Данное явление чаще всего связано с отсутствием устоявшихся социально значимых критериев к разработке телевизионных программ и кинопроектов. Необходимо помнить, что только наблюдение за агрессивной моделью поведения на экране самим фактом наличия провоцирует агрессивное поведение, а также вырабатывает у человека новые формы его проявления, и наоборот социально продуктивные формы поведения, транслируемые кино и телевидением могут сформировать подобное поведение у зрителя. Экранные образы, сформированные у человека, сохраняются длительное время в его памяти, не поддаваясь контролю критического мышления личности. Данная статья выполнена при поддержке Гранта РГНФ, Проект № 15-06-10481, «Проблема психологического обоснования экспертизы телесюжетов для детей» (2015-2017 гг.).

Смотрите так же:  Дубровина и в формирование личности старшеклассника

ЛИТЕРАТУРА 1. Бережная М.С., Фузейникова И.Н. Критерии социокультурной адаптации в образовательной практике. / Педагогика искусства: электронный научный журнал. – 2011. — №2. — URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/new-magazine-2-2011.htm Гос.рег. № 0420900061 2. Моль А. Социодинамика культуры: Пер. с фр. / Предисл. Б. В. Бирюкова. Изд. 3-е. — М.: Издательство ЛКИ, 2008. — 416 с.

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» Все права защищены.

Как телевидение влияет на наших на детей

Эпоха средств массовой информации существенно преображает психологию человека. СМИ активно вторгаются не только в нашу жизнь, но и в жизнь наших детей. Компьютер, телевизор, видики прочно входят в жизнь многих малышей, начиная с первых лет жизни.

В некоторых семьях, как только ребенок научается сидеть, его усаживают перед экраном. Экран становится главным «воспитателем» ребенка.

По данным ЮНЕСКО, 93% современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т. е. около 4 часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Это «безобидное» занятие вполне устраивает не только детей, но и родителей. В самом деле, ребенок не пристает, ничего не просит, не хулиганит, не подвергается риску и в то же время получает впечатления, узнает что-то новое, приобщается к современной цивилизации. Покупая малышу новые видеокассеты, компьютерные игры или приставки, родители как бы заботятся о его развитии и стремятся занять его чем-то интересным. Однако это «безобидное» и «безопасное» занятие таит в себе серьезные опасности и может повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья ребенка (о нарушениях зрения, дефиците движений, испорченной осанке уже сказано довольно много), но и для его психического развития. Телевизор все больше заменяет семейное общение, чтение книг, домашнее музицирование, мамины колыбельные песенки, бабушкины сказки, беседы и разговоры с отцом. Перед вторжением телевизора в нашу жизнь наиболее беззащитной и зависимой категорией оказываются совсем маленькие дети.

Если взрослые или подростки вполне способны критично оценивать то, что им предлагается посмотреть, и могут переключить канал, а то и вовсе выключить телевизор, то малыши смотрят все подряд. Причем они не просто смотрят телевизионную продукцию, а впитывают и усваивают ее. Телевоздействия (как и всякие другие воздействия, адресованные малышу) формируют душу и ум ребенка, воспитывают его вкусы и взгляды на мир. Внутренний мир детей еще только складывается, и существенную роль в его формировании играет все то, что они получают от взрослых, — игры, сказки, совместные занятия, в том числе и телевизионные программы.

Телевизионные передачи, которые смотрят наши дети, — это не только способ времяпрепровождения, но и средство воспитания. Применительно к маленьким детям принципы свободы выбора, как и свободы слова, не могут быть главными ориентирами. Все, что смотрят и что воспринимают маленькие дети, закладывает фундамент их личности и мировоззрения.

А поскольку хороших, специально созданных для малышей телепередач крайне мало, дети вместе со взрослыми смотрят все подряд — рекламу, боевики, ужастики, мыльные оперы и т. п. В настоящее время, когда подрастает первое поколение «экранных детей», эти последствия становятся все более очевидными.

Первое из них — отставание в развитии речи. В последние годы и родители, и педагоги все больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада. Такая картина наблюдается не только в нашей стране, но и во всем мире. Специальные исследования показали, что в наше время 25% четырехлетних детей страдают нарушением речевого развития. В середине 70-х годов XX века дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. Таким образом, за последние двадцать лет число речевых нарушений возросло более чем в 6 раз!

Однако при чем здесь телевидение? Ведь ребенок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь. Разве насыщение слышимой речью не способствует речевому развитию? Какая разница, кто говорит с ребенком — взрослый или герой мультфильма?

Разница огромная. Речь — это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, когда он сам включен в диалог.

Причем включен не только слухом и артикуляцией, но всеми своими действиями, мыслями и чувствами. Для того чтобы ребенок заговорил, необходимо, чтобы речь была включена в его конкретные практические действия, в его реальные впечатления и, главное, в его общение со взрослыми. Речевые звуки, не обращенные к ребенку лично и не предполагающие ответа, не затрагивают малыша, не побуждают его к действию и не вызывают у него каких-либо образов. Они остаются всего лишь «пустым звуком».* Современные дети в большинстве своем слишком мало используют речь в общении с близкими взрослыми. Гораздо чаще они поглощают телепрограммы, которые не требуют от них ответа, не реагируют на их отношение и на которые они сами никак не могут воздействовать. Усталых и молчаливых родителей заменяет говорливое телевидение. Но речь, исходящая с экрана, остается малоосмысленным набором чужих звуков, она не становится своей. Поэтому дети предпочитают молчать, а изъясняются криками или жестами.

Однако внешняя разговорная речь — лишь вершина айсберга, за которой скрывается огромная глыба внутренней речи. Ведь речь — это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, овладения своим поведением; это средство осознания своих переживаний, своего поведения и осознания себя в целом. Во внутренней речи совершается не только мышление, но и воображение, и переживание, и любое представление — словом, все, что составляет внутренний мир человека, его душевную жизнь.

Вспоминая или мечтая о будущем, переживая потери или яркие впечатления, сопереживая или давая себе отчет в своих действиях, мы всегда ведем внутренний диалог с собой. Именно диалог с собой дает ту внутреннюю форму, которая может удерживать любое содержание и обеспечивает человеку устойчивость и независимость. Если же эта форма не сложилась, если внутренней речи (а значит, и внутренней жизни) нет, человек остается крайне неустойчивым и зависимым от внешних воздействий. Он просто не в состоянии удерживать какое-либо содержание или стремиться к какой-то цели. В результате — внутренняя пустота, которую нужно постоянно пополнять извне. Явные признаки отсутствия этой внутренней речи мы можем наблюдать у многих современных детей.

В последнее время педагоги и психологи все чаще отмечают у детей неспособность к самоуглублению, к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом. Данные симптомы были обобщены в картину новой болезни — «дефицит концентрации».*Этот вид заболевания особенно ярко проявляется в обучении детей и характеризуется гиперактивностью, ситуативностью поведения, повышенной рассеянностью. Такие дети не задерживаются на каких-либо занятиях, быстро переключаются на что-то другое, лихорадочно стремятся к смене впечатлений, однако многообразные впечатления они воспринимают поверхностно и отрывочно, не анализируя и не связывая между собой. Им необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана.

Многим детям стало трудно воспринимать информацию на слух — они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения. Слышимая речь не вызывает у них каких-либо образов и устойчивых впечатлений. По этой же причине детям с дефицитом внимания трудно читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их, а в результате не понимают текста в целом, им просто неинтересно, скучно читать даже самые хорошие детские книжки.

Еще один факт, который отмечают многие педагоги, — это резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их ничего не интересует и не увлекает. Отсутствие собственного содержания отражается и на отношениях детей. Им неинтересно общаться друг с другом. Замечено, что общение со сверстниками стало более поверхностным и формальным: детям не о чем разговаривать или спорить, нечего обсуждать. Они предпочитают нажать кнопку телевизора и ждать новых готовых развлечений.

Но, пожалуй, самое явное свидетельство нарастания этой внутренней пустоты — повышение детской жестокости и агрессивности. Число преступлений, совершенных детьми и подростками, сегодня резко возросло. Поражает не только жестокость, но и бессмысленность, немотивированность этих детских «шалостей». Конечно, мальчишки дрались всегда, однако в последнее время изменилось качество детской агрессивности. Раньше, при выяснении отношений, драка заканчивалась, как только противник оказывался лежащим на земле, т. е. побежденным. Этого было достаточно, чтобы чувствовать себя победителем. В наше время победитель с удовольствием бьет лежащего ногами, потеряв всякое чувство меры. Сопереживание, жалость, помощь слабому встречаются все реже. Жестокость и насилие становятся чем-то обыденным и привычным, стирается ощущение порога дозволенности. При этом дети не отдают себе отчета в собственных действиях и не предвидят их последствий. Подростки бьют (а иногда и убивают) друг друга не потому, что они злые или коварные и не ради достижения какой-то цели, а «просто так», потому что на душе пусто и хочется острых ощущений.

Смотрите так же:  Умственно отсталые дети развитие речи

И конечно же бич нашего времени — наркотики. Все больше российских детей и подростков уже имеют опыт наркомании, причем это число катастрофически нарастает. Уход в наркотики — яркое свидетельство внутренней пустоты, невозможности обрести смыслы и ценности в реальном мире или в себе. Отсутствие жизненных ориентиров, внутренняя неустойчивость и пустота требуют своего наполнения — новой искусственной стимуляции, новых «таблеток счастья».

Разумеется, далеко не у всех детей перечисленные «симптомы» наблюдаются в полном наборе. Но тенденции в изменении психологии современных детей достаточно очевидны и вызывают естественную тревогу. Наша задача — не напугать в очередной раз читателя ужасающей картиной падения нравов современного подрастающего поколения, а понять истоки этих тревожных явлений.

Так неужели всему виной телевизор?

Да, если речь идет о маленьком ребенке, не готовом адекватно воспринимать льющуюся с экрана информацию. Когда домашний экран поглощает все силы и внимание малыша, когда телевизор подменяет для маленького ребенка игру, активные действия и общение с близкими взрослыми, он, безусловно, оказывает мощное формирующее, вернее деформирующее, влияние на становление психики и личности растущего человека. Последствия и масштабы этого влияния могут сказаться значительно позже в самых неожиданных областях.

Детский возраст — период наиболее интенсивного становления внутреннего мира, построения личности. Изменить или наверстать упущенное в этот период в дальнейшем практически невозможно. На возраст раннего и дошкольного детства (до 6-7 лет) приходится зарождение и формирование наиболее общих фундаментальных способностей человека. Термин «фундаментальных» здесь употреблен в самом прямом смысле — это то, на чем будет строиться и держаться все здание личности человека. Поменять фундамент, когда здание уже построено, нельзя. Если фундамент непрочный или искривленный, здание будет неустойчивым и в любой момент может обрушиться. Соответственно, чем более ранний возрастной период у детей, тем более ответственным он является и тем больше определяет дальнейшее развитие человека.

Сказанное выше отнюдь не означает призыва исключить телевизор и компьютер из жизни и воспитания детей. Вовсе нет. Это невозможно и бессмысленно. Но в раннем и дошкольном детстве, когда внутренняя жизнь ребенка только складывается, экран несет серьезную опасность для него. Компьютерные игры можно вводить только после того, как ребенок освоил традиционные виды детской деятельности — рисование, конструирование, восприятие и сочинение сказок. И главное — когда он научится самостоятельно играть в обычные детские игры (принимать роли взрослых, придумывать воображаемые ситуации, строить сюжет игры и т. п.), также отличать игру от реальности. Просмотр мультиков для маленьких детей нужно строго дозировать. При этом родители должны помогать малышам осмыслять происходящие на экране события и сопереживать героям фильмов. Предоставлять свободный доступ к информационной технике можно только за пределами дошкольного возраста (после 6-7 лет), когда дети уже готовы к ее использованию по назначению, когда экран будет для них именно средством получения нужной информации, а не властным хозяином над их душами и не их главным воспитателем.

В наше время невозможно полностью уберечь ребенка от просмотра телевизора, но уменьшить его влияние необходимо.

Пока он еще совсем маленький, старайтесь в его присутствии вообще не включать телевизор. Если же этого не избежать, тщательно выбирайте то, что он увидит. Поставьте мультфильм, передачу о животных, добрую комедию.

Когда малыш подрос, контролируйте то, что он смотрит. Ограничивайте время, проведенное у телевизора. Пусть лучше рисует, лепит или играет с мячом.

Дайте ему больше живого общения. Старайтесь проводить вечера вместе за настольными играми или обсуждением прошедшего дня, а не у телевизора.

Станьте ближе своему ребенку. Телевизор включить Вы всегда успеете…

Е.О. Смирнова и Т.В. Лаврентьева

Телевидение как фактор формирования духовно-нравственных ценностей личности Барсукова, Ольга Владимировна

Диссертация, — 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Барсукова, Ольга Владимировна. Телевидение как фактор формирования духовно-нравственных ценностей личности : диссертация . кандидата филологических наук : 10.01.10 / Барсукова Ольга Владимировна; [Место защиты: Воронеж. гос. ун-т].- Тамбов, 2012.- 224 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-10/1050

Введение к работе

Актуальность исследования. Учитывая процессы, характеризующие современный этап развития социума и отражающиеся в активном участии средств массовой информации во всех сферах жизни и деятельности людей, можно констатировать факт усиления влияния журналистики на духовно-нравственную атмосферу в обществе. В России наибольшей воздействующей силой в этом контексте обладает телевидение, являющееся для многих российских граждан основным источником информации. Этот процесс особенно заметен на уровне регионов, где активизация сетевого и конвергентного сектора, конкурирующего с так называемыми «традиционными» медиа, малоощутима. Приходится, однако, констатировать, что современное телевидение преимущественно лишь транслирует те произведения, которые отвечают критериям ценности, подлинности и гуманизма, и крайне редко становится транслятором культурных ценностей в их подлинном широком понимании. Это обстоятельство, а также присутствие на российских телеканалах массива произведений, не представляющих культурной и художественной ценности, а в каком-то смысле составляющих угрозу сохранения культурных норм и традиций, говорит о том, что электронные медиа в настоящий момент преимущественно слабо выполняют функцию культурно-нравственного формирующего начала. Низкосортная телепродукция, заполнившая эфирное время, нередко оказывает негативное воздействие на общество в целом, на мировоззрение и духовное развитие его членов, и это влияние часто можно назвать антигуманным и антисоциальным.

Несмотря на то, что мир аудиовизуальных образов активно входит во все сферы социокультурной жизни, косвенно влияя даже на тех людей, которые телевизору предпочитают иные формы досуга, качественные характеристики такого важного элемента жизни человека, каким является телевидение, и его воздействие на социально значимые процессы, на формирование личности изучаются недостаточно активно. Творческие и управленческие решения, принимаемые в связи с функционированием телеканалов, происходят, как правило, без социальной диагностики, без учета предпочтений, реакций и интересов телезрителей, что вряд ли способствует открытости общества, его демократизации и гуманизации.

Кроме того, обостряется и проблема защиты человеческого сознания от всевозрастающего манипулирования им СМИ — особенно в ситуации активной трансформации информационной среды. Для современного человека очевидна необходимость формирования навыков восприятия информации, умения верно понимать значение аудиовизуальных образов. Особенно это касается детей, чья неокрепшая психика чутко реагирует на все, что ребенок видит на экране. В результате бесконтрольных и бездумных просмотров телепередач ребенок находится под воздействием негативного влияния телевидения, что, несомненно, сказывается на духовно-нравственном формировании его личности.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена усилением роли телевидения в современном информационном обществе, его вхождением во все сферы жизнедеятельности и развития личности, а также необходимостью исследования влияния телевидения в социокультурном контексте, разработки способов защиты от негативного воздействия масс-медиа, прежде всего, на детей, методики формирования духовно-нравственных ценностей детей дошкольного возраста посредством телепрограмм.

Степень научной разработанности проблемы на уровне
исследования регионального контента в контексте общего фона
телепередач нельзя считать удовлетворительной, хотя, бесспорно,
на уровне фрагментарного осмысления тема влияния ТВ на фор
мирование духовно-нравственных ценностей личности рассматри
вается многими учеными, нередко — в междисциплинарном аспек
те. Так, значительное внимание факту участия ТВ в формировании
духовности общества через призму психологических концепций
уделяется в коллективной монографии «Человек как субъект и
объект медиапсихологии» под редакцией

Е.Вартановой, Ю.Зинченко, В.Миронова, В.Петренко, Е.Прониной . Диссертационное исследование А.Пилипенко посвящено рассмотрению телевидения как средства нейролингви-

‘Человек как субъект и объект медиапсихологии /Е.Л.Вартанова, Ю.П.Зинченко, В.В.Миронов, В.Ф.Петренко, Е.Е.Пронина. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2011.-824 с.

2 Пилипенко,А.В. Телевидение как средство нейролигвистического про-граммирования:Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд.соц. наук /А.В.Пилипенко.-Тамбов, 2004- 24с.

стического программирования. А. Гарматин исследует теоретические основы и принципы организации телевизионного интернет-вещания. И.Полуэхтова изучает вопросы социального функционирования телевидения. А. Давтян рассматривает персонаж телевизионной рекламы Ряд работ посвящен истории радио и телевидения и его типологическому анализу и косвенно содержит рассуждения о культуроформирующем потенциале этого типа СМИ (М.Цуканова 6 , Е.Раскатова 7 ). Работа Е.Ивановой 8 посвящена вопросам отрицательных последствий экспансии западного телевидения на российских каналах и влиянию федеральных каналов на региональное телевидение. Р. Табасаранский рассматривает телевидение и телерекламу как эстетико-художественный феномен, а Н.Шеляпин прослеживает основные тенденции формирования эстетических установок современного ТВ. А.Шестерина обращается к анализу проблемного дискурса передач культурно-просветительской тематики . Диссертационное исследование

3 Гарматин, А.А. Теоретические основы и принципы организации
телевизионного интернет-

вещания: Автореф.дис.. . .канд.филол.наук/А.А.Гарматин. — Воронеж,2005. -25с.

4 Полуэхтова, И.А. Телевидение как механизм социального контроля /И.А.Полуэхтова/ЛЗестник Московского университета. Социология и политоло-гия.-1998.-№1.-С.49-60.

5 Давтян А.А. Персонаж как элемент телевизионной рекламы:Автореф. дис. канд. филол.наук/А.А.Давтян22с. -Воронеж,2006. —

6 Цуканова,М.И.Становление и развитие Воронежского радиовещания 1925-1991 годов (на примере ВГТРК):Автореф. дис. канд.филол. наук /М.И.Цуканова.- Воронеж, 2007.-22с.

7 Раскатова, Е.Р. Типологический анализ современного российского радиовещания: Автореф. дис. канд. филол.наук/Е.Р.Раскатова.-Воронеж,2005.-22с

8 Иванова, Е.А. Влияние федерального телевидения на региональные телевизионные каналы /Е.А.Иванова [Электронный ресурс].-Режим доступа:

‘Табасаранский, Р. Телевидение и телереклама как эстетико-
художественные феномены /Р.Табасаранский [Электронный ресурс].-Режим
flocTyna:4 0-11-1 -га-50—20-about-

10 Шеляпин, Н.В. Основные тенденции формирования эстетических установок современного телевидения /Н.В.Шеляпин//Актуальные проблемы теории коммуниканий:Сб.науч.тр.-СПб.:Изд-воСПбГПУ.-2004.-С.241-252.

«Шестерила, A.M. ТВ на службе у искусства? /А.М.Шестерина //Искусство в пространстве современной культуры. — Воронеж: Типография-издательство им. Е.А. Болховитинова, 2011.-С. 551-555.

М.Осипова посвящено проблемам диверсификации отечественного телевидения.

Исследователи затрагивают также такие темы, как особенности формирования духовно-нравственных ценностей у человека и, в частности, у детей в аспекте медиаобразования. Так М.Бакусева рассматривает телевидение как фактор формирования социальных настроений в российском обществе, М.Найден рассуждает о ценностной направленности программ как фактора культурно-просветительского телевещания, О.Шергова сопоставляет медиаобразование и журналистику, затрагивая коммуникативные и лингвистические компоненты. Исследование И.Жилавской также касается проблем медиаобразования как основы оптимизации взаимодействия СМИ и молодеж-ной аудитории. Диссертация О.Печинкиной посвящена школьному медиаобразованию в зарубежных странах. З.Хубиева рассматривает духовно-нравственные ценности и их влияние на формирование современной личности.А.Г. Чикирис,

Осипов, М.С. Диверсификация отечественного телевидения социологические аспекты анализа/М.С.Осипов [Электронный ресурс].-Режим досту-

13 Бакусева, М.Б. Телевидение как фактор формирования социальных настроений в российском обществе:Автореф. дис. канд. филол. на-ук:10.01.10/М.Б. Бакусева.-М.ДООб. -24с

14 Найден, М.А. Ценностная направленность программ как фактор культурно-провсветительского телевещания:Автореф. дисс. .канд. филол. наук:10.01.10/М.А. Найден .-М., 2009.-26с.

15 Шергова, О.Б. Медиаобразование и журналистикажоммуникативные и линвистические компоненты:Автореф. дис. канд. филол. наук:10.01.10/ О.Б.Шергова.-М., 20Ю.-28с

16 Жилавская, И.В. Оптимизация взаимодействия СМИ и молодежной аудитории на основе медиаобразовательных стратегий и технологий:Автореф. дис. канд. филол. наук: 1.01.10 /И.В.Жилавская [Электронный ресурс].-Режим доступа: 8

Печинкина, O.B. Школьное медиаобразование в североевропейских странах:Автореф.т дис. канд. пед. наук:13.00.01 /О.В.Печинкина [Электронный ресурс]. — Режим доступа: .

18 Хубиева, З.А. Духовно-нравственные ценности и их влияние на
формирование современной личности:Автореф. дис.канд филос
наук:09.00.11/З.А.Хубиева.-[Электронный ресурс]. — Режим доступа:

исследуя телевизионное вещание, рассуждает о формировании зрительского восприятия

Об особенностях психологического воздействия телевизионных сообщений рассуждает Е.Пронина .Толерантности в профессиональной деятельности журналиста посвящено диссертационное исследование Т.Новиковой . Месту телевидения в манипулировании сознанием уделяет внимание С.Кара-Мурза . К проблеме участия ТВ в формировании картины мира обращается в своих публикациях и докладах Д.Дондурей . Ряд существенных результатов достигнуто в рамках смежных наук: психологии, педагогики, социологии (Т.Адамьянц , Л.Антилогова , Л.Божович , Е.Бондаренко , Т.Дридзе , Л.Зазнобина , А.Канапацкий 30 , А.Федоров 31 ).

Чикирис, А.Г. Телевизионное вещание. Формирование зрительского восприятия:Автореф. дис. канд. искусствоведения 17:00:03 /А.Г. Чикирис.-М.,2007.-20с.

20 Пронина, Е.Е. Психология журналистского творчества/ Е.Е.Пронина-М.: Изд-во МГУ,2003.- 320с.

21 Новикова, Т.В. Толерантность в профессиональной деятельности журналиста: Автореф.дис. канд.филол. наук/Т.В.Новикова.-М.,2006.-25с.

22 Кара-Мурза, С.Г.Манипуляция сознанием/С.Г.Кара-Мурза- М.: Алгоритм, 2000.- 736 с.

23 Дондурей, Д. Б. О конструктивной роли мифотворчеств //Куда идет Рос-сия./Подред. Т.И.Заславской.-М.: Искусство, 1995- С. 257-262.

24 Адамьянц, Т.З. Телекоммуникация в социальном проектировании ин
формационной среды :Автореф. дис. д-ра социол.наук/ Т.ЗАдамьянц [ Элек
тронный ресурс ].-Режим досту-
na:

25 Антилогова, Л.Н. Психологические механизмы развития нравственного сознания личности: Автореф. дис. д-ра психол. наук /Л.Н.Антилогова- Новосибирск, 1999,-ЗОс.

26 Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрас-те/Л.И.Божович.-М. ЛросвещениеД 968 -191с.

27 Бондаренко, Е.А. Основы экранной культуры

/Е.А.Бондаренко//Искусство в школе- 2005- №3- С.48-52.

28 Дридзе, Т.М. Язык и социальная психология /Т.М.Дридзе-М.:Наука,2009.-240с;

29 Зазнобина, Л.С. Как же выжить в мире СМИ /Л.С.Зазнобила [Электрон
ный ресурс].-Режим доступа: MEN/MEDIA.HTM

30 Канапацкий, А.Л. Онтологическая истинность духовности:Автореф. дис. канд. психол. наук/А.Л.Канапацкий- Уфа, 2004. -26с.

Таким образом, изучение научной и научно-методической литературы, так или иначе касающейся обозначенной проблемы и смежных научных дисциплин, позволяет говорить о важности темы исследования. Однако необходимо констатировать небольшое количество научных исследований, посвященных системному рассмотрению различных аспектов и сфер влияния телевидения на формирование духовно-нравственных основ гармонически развитой современной личности, в частности, детей дошкольного возраста, а также, значению медиаобразования и разработке методики обучения медиаграмотности детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность проблемы, а также степень ее научной разработанности определили объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования, его внутреннюю логику и структуру.

Цель работы состоит в конкретизации роли современного телевидения в процессе формирования духовно-нравственных ценностей личности через анализ его характерных черт, особенностей функционирования, сфер и технологии воздействия на человека, а также в разработке вариантов защиты детского сознания от негативного влияния телевидения преимущественно посредством формирования методик медиаобразования.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Систематизировать разрозненные представления об особенностях и функциях современного телевидения как особого средства массовых коммуникаций, как специфического феномена культуры;

Выявить роль регионального телевидения в системе российских телеканалов, проанализировав деятельность местных телекомпаний.

Смотрите так же:  Почему у детей хрустит позвоночник

Исследовать процесс трансформации телевидения под влиянием общественно-политических, социальных, экономических и других преобразований; на основе полученных результатов определить характер, сферы и степень влияния телевидения;

Федоров, А.В. Медиаобразование, медиаграмотность, медиакритика и медиакультура/ А.В.Федоров/ЛЗысшее образование в России- 2005- № 6-С.134-138.

Проанализировать место и роль телевидения в системе коммуникаций, а также в жизнедеятельности современного человека;

Рассмотреть эстетику современного телевидения и определить его роль в формировании духовно-нравственных ценностей личности;

На основе изучения зарубежного и российского опыта реализации медиаобразования, а также данных смежных с журналистикой дисциплин, возрастных особенностей развития попытаться разработать методику формирования критического отношения к медиаинформации в детском дошкольном учреждении;

Объектом диссертационного исследования является телевидение как важный фактор формирования и развития человеческой личности.

Предметом исследования — функции, особенности, современного телевидения, сферы, технологии и процессы влияния на человека, негативные последствия такого влияния и способы их преодоления с позиций духовно-нравственного становления личности.

Рабочая гипотеза исследования: формирование духовно-нравственного содержания личности в современных условиях проходит под сильнейшим влиянием телевидения и нуждается в системном анализе и корректировке процессов телепросмотра, особенно в детском возрасте, когда ребенок чрезвычайно восприимчив к воздействию медиаконтента.

Теоретико-методологическую базу диссертационного исследования составили работы по теории и истории журналистики, прежде всего, фундаментальные труды А.Г.Беспаловой , Е.Л.Вартановой ,А.С.Вартанова ,В.В.Ворошилова ,

Беспалова, А.Г., Корнилов, Е.А, Короченский, А.П. История мировой журналистики.-М.:МарТ, 2003.-432с.

33 Вартанова, Е.Л., Засурский, Я.Н. Российский модуль медиаобразования: концепции, принципы, модели /Е.Л.Ватанова, Я.Н.Засурский//Информационное общество. — 2003.-№ 3.-С.5-10.

Вартанов, А.С. Актуальные проблемы телевизионного творчества:На телевизионных подмостках:Учеб.пособие /А.С.Вартанов.-М.:Высшая шко-ла,2003.-320с.

35 Ворошилов, В.В. Журналистика:Базовый курс:Учебник

/В.В.Ворошилов.-СПб.:Изд-во Михайлова,2004- 704с.

А.А.Грабельникова 3б ,И.М.Дзялошинского 37 ,Я.Н.Засурского 38
,С.Г.Корконосенко 39 , И.В.Кузнецова 40 , Г.В.Лазутиной 41 ,

Р.П.Овсепяна 42 , Е.П.Прохорова 43 , Л.Г.Свитич 44 ,

С.И.Сметаниной , А.А.Тертычного , В.В.Тулупова и других. Важными для понимания процесов, протекающих в массовой информации и массовой культуре, являются труды таких ученых, как Ю. Лотман 48 , Э.Тоффлер 49 , М. Кастельс 50 , А. Г. Качкаева 51 , Р.

36 Грабельников, А.А. СМИ постсоветской Росссии:пятнаддать лет спус-тя/А.А.Грабельников.-М.:Издл-во РУДН, 2008.-24ІС.

37 Дзялошинский, И.М., Дзялошинская, М.И. Российские СМИ: как создается образ врага: Статьи разных лет/И.М.Дзялошинский, М.И.Дзялошинская-M.Academia,2007.-168c.

38 3асурский, Я.Н. Система средств массовой информации /Я.Н.Засурский. — М. :Высшая школа , 2001. -С.З.

39 Корконосенко, С.Г. Преподаем журналистику. Профессиональное и массовое медиаобразование /С.Г.Корконосенко- СПб.: Изд-во Михайлова, 2004-240 с.

40 Кузнецов, И.В. История отечественной журналистики (1917-2000) / И.В.Кузнецов.-М.:Наука,2002.-640с.

41 Лазутина, Г.В. Основы творческой деятельности журнали-ста:Учебник/Г. В. Лазутина- М. :Аспект-Пресс,2000- 240с.

42 Овсепян, Р.П. История новейшей отечественной журналистики:Учеб пособие/Под ред. Я.Н.Засурского /Р.П.Овсепян.-М.:Изд-во МГУД999.-352с.

43 Прохоров, Е.П. Введение в теорию журналистики /Е.П.Прохоров.-М.Аспект-Пресс,2003.-369 с

44 Свитич, Л.Г. Введение в специальность:Профессия:журналист:Учеб. пособие. /Л.Г.Свитич.-М. :Аспект-Пресс,2007.-255с.

45 Сметанина, СИ. Медиа-текст в системе культуры (динамические процессы в языке и стиле журналистики конца XX века):Науч. издание /С.И.Сметанина.-СПб.:Изд-во Михайлова,2002.- 383с.

46 Тертычный, А.А. Жанры периодической печати:Учеб. пособие/А.А Тер-тычный.-М. Аспект-Пресс,2000.- 312с.

47 Тулупов, В.В., Колосов, А.А., Цуканова, М.И. Техника и технология СМИ:печать, радио, телевидение,Интернет:Учебник/Под ред. В.В.Тулупова-СПб.:Изд-во Михайлова,2006.- 320с.

48 Лотман, Ю.М. Несколько мыслей о типологии культур/ Ю.М.Лотман

//Языки культуры и проблема переводимости. —М.:Наука, 1987-С.200 49 Тоффлер, Э. Третья волна/Э.Тоффлер. — М.: ACT. — 1999. — 784 с. 50 Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура/

М.Кастельс. — М.: ГУ ВЩЭ, 2000. — 608 с.

51 Качкаева, А.Г. Трансформация российского телевидения/А.Г.Качкаева //

Телерадиоэфир: История и современность/Под ред. Я.Н.Засурского.-М.Аспект-

А. Борецкий 52 , В.Л. Цвик 53 , С.А. Муратов 54 , К. Э. Разлогов 55 , и др.
Фундаментальные положения социологических и социально-
психологических теорий личности, общения и деятельности со
держатся в трудах А.В. Петровского , Л.С.Выготского ,
Б.В.Ломова 58 , И.С.Кона 59 , Б.Г.Ананьева 60 ,

А.Н.Леонтьева б1 ,Б.С.Братуся 62 , В.В.Знакова 63 , В.Д.Шадрикова 64 и др. Основные принципы детской психологии и педагогики содержат труды В.С.Сухомлинского , К.Д.Ушинского , Д.Б.Эльконина .

Борецкий, Р.А. Осторожно, телевидение!/Р.А.Борецкий. — М.Искусство,

53 Цвик, В.Л. Телевизионная журналистика/В.Л.Цвик.-М.:ЮНИТИ, 2009-

Муратов, С.А. Пристрастная камера: Учеб. пособие/С.А.Муратов.-М.АспектПресс,2004.- 192с.

Разлогов, К.Э. Не только кино/Сост. Т.Стапекина/К.Э.Разлогов-М. Совпадение, 2009.-288с.

56 Петровский, А.В. Сознание/ЛЗведение в психологию/под ред. А.В.Петровского /А.В.Петровский.-М.АсасіетіаД 995-С.362-386.

57 Выготский, Л.С. Психология Искусства /ЛС.Выготский-М.:Искусство,1986.- 362с.

58 Ломов, Б.Ф. Системность в психологии /Б.Ф.Ломов.- М.: Изд-во института практ. психологии, 1996-424с

59 Кон, И.С. Психология ранней юности/И.С.Кон.-М.Лросвещение,1989.-

60 Ананьев, Б.Г. Задачи психологии искусства. Художественное творчество^ /Б.Г.Ананьев.-М.:Искусство,1982.- С.236-242.

61 Леонтьев, А.Н. Психологические основы развития ребенка:Учеб. посо-бие/А.Н.Леонтьев.-М:Асасіетіа,2009.-368с.

62 Братусь, Б.С. Психология. Нравственность. Культура/Б. С. Брату сь-М. :Роспедагентство, 1994.-216с.

63 Знаков, В.В. Понимание субъектом правды о моральном поступке другого человека: нормативная этика и психология нравственного сознания/В. В. Знаков //Психологический журнал. -№ 1- 1993. -С. 32 — 43.

64 Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека/В. Д.Шадриков.-М.:Логос,1996.-320с.

65 Сухомлинский, В.А. Рождение гражданина/В.А.Сухомлинский-М. Лросвещение, 1971 -235с.

66 Ушинский, К.Д.Человек как предмет воспитания/К.Д.Ушинский-М.:Гранд,2004.-576с.

67 Эльконин, Д. Б.,Вагнер, Л. В Диагностика учебной деятельности и интеллектуальное развитие детей /Д.Б.Эльконин, Л.В.Вагнер.-М.Лросвещение, 1981. -270с.

Методологическая основа работы определяется следованием историко-функциональному, а также историко-проблемному подходам к изучению процесса влияния телепрограмм на формирование духовно-нравственных качеств личности. При изучении тематики, жанровых особенностей и средств выразительности телепередач применяются филологические методы исследования. В ходе сопоставления воздействующего потенциала различных телеканалов примняются сравнительно-типологический и текстологический методы. Вместе с тем, системный подход к изучению вопроса предполагает обращение к психологическому, социологическому и культурологическому комплексу научных методов исследования, что позволяет многоаспектно рассмотреть исследуемую проблему и всесторонне определить характер участия современного телевидения в процессе формирования духовно-нравственных ценностей личности.

Эмпирическая база исследования включает:

-передачи телевизионных эфиров федеральных каналов, оказывающие наиболее ощутимое влияние на формирование духовности и нравственности россиян;

-контент региональных телеканалов г. Тамбова и Тамбовской области, значимый в контексте проблематики исследования;

-документы, характеризующие деятельность государственных и негосударственных телекомпаний Тамбовской области;

-результаты социологических опросов, проведенных в том числе автором среди жителей города Тамбова по проблемам освещения телевидением различных сфер жизнедеятельности, функционирования телевидения, мотивам предпочтения тамбов-чан при просмотре телепередач;

-систематизированные результаты анкетирования детей дошкольного и младшего школьного возраста, их родителей, воспитателей и учителей, студентов по проблематике исследования.

Кроме того, при работе над диссертацией автором учтен собственный многолетний профессиональный опыт работы в системе регионального телевидения.

Хронологические рамки исследования определяются задачей изучить современные особенности участия медиа в формировании духовно-нравственной палитры аудитории. Преимущественное внимание уделяется телевизионному контенту 2007-

2011 годов. В сопоставительном же аспекте осуществляется фрагментарное сравнение со спецификой функционирования телевидения более раннего исторического отрезка.

Научная новизна основных результатов диссертационной работы определяется комплексным подходом к изучению проблем влияния телевидения на человеческое сознание и, в первую очередь — на духовно-нравственные аспекты личности. В работе впервые осуществляется системный анализ воздействия телепередач на нравственные и ценностные ориентиры детей дошкольного возраста, причем не изолированно, а в комплексном изучении вектора трансформации личности. Новизна заключается и в сочетании различных векторов изучения процесса, который рассматривается, во-первых, с позиций анализа потенциальных позитивных и негативных качеств медиаконтента, во-вторых, с позиций изучения реакции на медиаконтент детской аудитории, в третьих, через призму рефлексии родителей, наблюдающих за трансформацией детского поведения под влиянием СМИ, и, наконец, в контексте эксперимента, итогом которого стала работа в подготовительных группах МДОУ «Детский сад комбинированного типа» №68 г. Тамбова, включающая разработку программы медиаобразования и воспитания детей дошкольного возраста посредством телепрограмм и проведение занятий в течение учебного года (2010-2011 гг.).

Положения, выносимые на защиту:

Исследование особенностей современного телеконтента позволяет нам говорить, с одной стороны, о приближении российского телевидения к американской модели, а с другой о несомненной актуализации его социального функционирования;

Манипулируя зрителем, электронные медиа не только не способствуют развитию способности анализировать и критически осмысливать увиденное, но и порождают определенную целевую аудиторию — легко внушаемую, безликую, примитивную. Тем нагляднее выступает проблема воспитания культуры телесмотрения, адекватного восприятия экранной культуры;

3 .Недостаточное использование духовного и эстетического потенциала телевидения в процессе воспитания в образовательных учреждениях и в семье способствует формированию ложных

духовно-нравственных ценностей личности и отклоняющегося поведения подрастающего поколения;

4. Опыт медиаобразования в подготовительной группе детского сада свидетельствует, прежде всего, о том, что приобщение детей к медиаобразовательным процессам требует обязательных совместных усилий педагогов, родителей, а также о том, что предложенная программа способствует формированию критического отношения детей к медиа, помогает им лучше ориентироваться в предлагаемой телевидением информации.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит существенный вклад в осмысление духовно-нравственной роли современного телевидения в системе средств массовой информации. В научный оборот вводятся новые факты, полученные как в ходе исследования и сопоставления существующих научных концепций, так и в ходе экспериментов, осуществленных автором диссертации. Анализируется влияние телевидения на конкретного человека, социальные группы и на общество в целом. Кроме этого, в работе представлен взгляд на телевидение как на явление конкретно-историческое, зависимое от общественной, политической, экономической ситуации; определены факторы и последствия этой зависимости в аспекте анализируемой проблемы. Направление исследования может быть развито в ходе системного осмысления процессов взаимовлияния СМИ и общества.

Научно-практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его рекомендации и разработки носят целенаправленный характер, в случае практического применения, могут содействовать защите детей от негативного влияния электронных медиа и, в конечном итоге, духовно-нравственному формированию личности. Результаты исследования могут быть использованы журналистами-практиками в ходе разработки и корректировки сетки вещания телевизионного канала, в осмыслении подходов к формированию эфира в целом и конкретной передачи в частности. Существующий опыт применения разработок в сфере дошкольного медиаобразования, прошедший апробацию в отдельном детском воспитательном учреждении, может получить распространение в практике формирования дошкольной системы медиаобразования в целом. Результаты

исследования могут быть использованы в учебном процессе на факультетах журналистики при чтении курсов «Основы журналистики», «Психология журналистики», «Основы тележурналистики», а также в разработке системы медиаобразования как на его базовых ступенях (дошкольное медиаобразование), так и на уровне подготовки преемственно взаимосвязанных циклов.

Практическая значимость. Изучение феномена телевидения дает возможность выработать общие критерии, которым оно должно отвечать, не только в городе Тамбове, но и в других городах, а также разработать медиаобразовательную программу, помогающую преодолеть негативные последствия влияния телевидения на детей. Рекомендации исследования предлагается использовать при организации учебных процессов и формировании учебных программ в детских дошкольных, общеобразовательных учреждениях. Кроме того, результаты исследования можно применить при чтении базовых учебных курсов по журналистике и связям с общественностью, а также в ходе занятий в системе повышения квалификации редакторов телекомпаний, в ходе семинарских занятий с журналистами регионов, а также при проведении методических занятий с руководителями и сотрудниками детских дошкольных учреждений.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования получили отражения в десяти публикациях, а также в ходе выступлений на конференциях, проводимых в гг.Москве, Минске, Волгограде, Воронеже, Казани. Сформулированные в работе подходы к созданию программ духовно-нравственного содержания прошли апробацию в ходе подготовки авторских телевизионных передач (телемарафоны «В кругу семьи», «День Победы», цикл просветительских программ «Реки Тамбовщины»), организации видео- и киноархива Тамбовской области и последующего его использования при подготовке просветительских программ. Разработки в сфере медиаобразования прошли апробацию в организации курсов повышения квалификации журналистов Тамбовской области (2008, 2009 г.г.), чтении лекций по теме диссертации в рамках данных курсов, в ходе публичных выступлений на совещаниях, проводимых в городах Тамбове, Липецке, Твери, Московской области и т.д. Критерии оценки духовно-нравственного уровня телепрограмм были апро-

бированы в организации профессиональных конкурсов и мастер-классов. Система дошкольного медиаобразования прошла апробацию в работе с детьми, родителями и воспитателями в МДОУ «Детский сад комбинированного типа №68 г.Тамбова».

Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и сопровождается списком литературы и приложениями.

Другие статьи

  • Бассейн центра развития творчества детей и юношества им аВ косарева Бассейн Центра развития творчества детей и юношества им. А.В. Косарева Рейтинг бассейна им. Косарева: (50 голоса, рейтинг: 3,50 из 5) Два бассейна: Большой: Длина — 25 метров 4 дорожки Глубина до 180 см Маленький: глубина 70 см 7 х 8 метров Услуги: […]
  • Можно ли передавать крестик ребенку Можно ли передавать крестик ребенку Можно ли отдавать свой крестильный крест другому человеку? При необходимости, конечно же, можно передать свой нательный крестик нуждающимся, это не грех, а добродетель. А вот снимать крест «страха ради иудейска» не подобает. Не […]
  • Как сделать фотоколлаж моя семья для ребенка Коллаж «Моя семья» Наталья Ковалева Коллаж «Моя семья» Для всестороннего развития ребёнка необходимо взаимодействие детского дошкольного учреждения и семьи. Знания и умения, заложенные семейным воспитанием, являются первыми ступеньками к вершинам высокого уровня […]
  • Зону ближайшего развития ребёнка выделил Зона Ближайшего Развития (англ. zone of proximal development) Зона ближайшего развития – это расстояние между уровнем актуального развития ребёнка, которое определяется с помощью задач, решаемых самостоятельно, и уровнем возможного развития, определяемым с помощью […]
  • У ребенка 3 лет температура 38 без симптомов У ребенка температура 38 без симптомов В большинстве случаев жар у ребенка можно объяснить простудным заболеванием, ведь его сопровождает сильный кашель, заложенность носовых путей, боль и дискомфорт в горле и другие признаки подобных недугов. ОРВИ у детей встречается […]
  • У ребенка цистит народное лечение Чем лечить цистит у детей? Воспаление мочевого пузыря (цистит) может возникать в любом возрасте. Но для детей лечение должно назначаться с особенной осторожностью. При первых признаках цистита следует обратиться к специалисту. Схема лечения назначается с учетом […]