Воспитание детей белорус

НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ ВОСПИТАНИЯ В БЕЛОРУССКОЙ СЕМЬЕ

С давних пор семья рассматривалась как основа воспитания ребенка. Белорусские народные традиции закладывались в крестьянской семье и передавались из поколения в поколение.

Современное дошкольное образование ориентируется также в первую очередь на семью, которая выступает заказчиком развития разных видов, типов, профилей дошкольных учреждений, партнером в воспитательно–образовательном процессе. При этом успешность формирования разносторонне развитой, счастливой личности ребенка зависит от установления взаимодействия в системе «педагог – родители». В национальной программе «Пралеска» (Минск,2007) подчеркивается, что одним из приоритетных направлений во взаимодействии педагога с семьей является «содействие в возрождении и сохранении традиций народной педагогики» [3, с. 272].

«Традиция – то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи и т. п.» [2, с. 1055].

Традиционно воспитание белорусских детей осуществлялось в многодетной семье. Как отмечает исследователь Л. В. Ракова, большое количество детей было характерным для крестьянской семьи (от 1 до 7). Однако, в силу смертности, чаще в семье было трое детей [4, с. 174]. Рождение детей в семье было радостью: «Многа дзяцей – многа клопату, але і радасці шмат». Многодетная семья считалась идеальной, ибо благосостояние зависело от того, сколько в ней тружеников. Недаром в песне молодой муж просит жену:

Радзі мне дзевяць сыноў,

А дзесятую дочку…

Сыны будуть поле баранаваць.

А дачка хустачкі ткаць.

Кроме того, стремление иметь много детей было связано еще с тем, что в большой семье легче воспитывать детей. Не случайно народная мудрость гласит: «Адно дзіця – не дзіця, двое дзяцей – палова дзіцяці, трое дзяцей –гэта дзіця».

Семьи, как правило, были многопоколенными. В период феолализма (ХIV – 1–я пол. ХIХ в.) основными формами семьи белорусов были малые (родители и дети) и большие семьи. Большие семьи состояли из нескольких малых. Такие семьи встречались и в ХХ в. Так, по воспоминаниям жительницы деревни Бояры Молодечненского района Н. Л. Казакевич (1926 г. р.) она жила в семье, в которой было 36 человек. Кроме детей и родителей, в семье были бабушка и дедушка, замужние и незамужние тети, дяди, их дети. Система родственных отношений позволяла совсем маленьким детям усваивать первые понятия родства: «отец», «мать», «брат», «сестра», «дедушка», «бабушка», «дядя», «тетя». Кроме того, дети ориентировались и в таких понятиях, как «братавая» (жена мужа), «деверь» (брат мужа), «невестка» (жена сына), «пасестра» (двоюродная сестра).

Белорусский народ отмечает влияние наследственности в становлении личности ребенка, как в физическом, так и моральном. Забота о выборе физически крепкого жениха и невесты, рождении здорового ребенка проходит красной нитью через всю белорусскую народную педагогику. «Сава не народзіць сокала», «Як добрае семя, дык добрае племя», «Які род, такі плод», «І мой бацька такі маўся, і я ў яго ўдаўся», «Ад добрага кораня – добры парастак».

Традиционно воспитание рассматривается как ведущий фактор развития личности. «Разумным дзіця не родзіцца». «Нягоднік не родзіцца, а робіцца». К перевоспитанию относились весьма скептично. «З лысага цялятка лысы вол будзе», «Сокала не пераробіш у саву».

Благоприятный семейный микроклимат является традиционно важнейшим условием воспитания детей. Все споры и недоразумения решались только между мужем и женой, не на людях, дети при этом не присутствовали. Родственники при детях старались не обсуждать проступки близких им людей, особенно родителей. Как говорится, не выносили сор из избы.

Кроме того, пример родителей рассматривается как основной метод воспитания. «Дзе ў сям’і лад, там і дзеці добра гадуюцца». «Якая матка, такое і дзіцятка». «Якое дрэва, такі і клін, які бацька, такі і сын».

Воспитание детей – это святая обязанность всех родителей. «Умеў дзіця радзіць, умей і вывучыць». «Твае дзеткі – табе і глядзеці».

Белорусский народ учит, что воспитание не простое дело, это сложный, кропотливый и длительный процесс. «Дзяцей ўзгадаваць не курак пасклікаць». «Што ў маленстве выхаваеш, на тое ў старасці абапрэшся».

Весьма актуальным является традиционный наказ: воспитание детей начинать как можно раньше, с малых лет. «Выхоўвай дзіця як упоперак лаўкі ляжыць». «Гні галінку, пакуль маладзенькая». «Не паслухаў малы, не паслухае і вялікі».

Воспитание в белорусских семьях отличалось строгостью и требовательностью к детям. Большинство придерживалось мнения, что детей нельзя «распускаць», «патакаць ім». «З пестуна нічога не выйдзе». «Малому не панукай, а што трэба дай». «Да пяці год пястуй дзіця, як яечка, з сямі – пасі як авечку, тады выйдзе на чалавечка». Вместе с тем народная мудрость предостерегала от чрезмерной строгости и жестокости в воспитании детей. «Не біце дубцамі – павучайце слаўцамі». «Сілай адабраць можна, а даць – не». «Не біце вяроўкамі, а навучайце гаворкамі».

Считалось, что ласка, теплота, любовь позволят добиться наилучших результатов в воспитании. Близкие люди относились к детям с большой любовью. В народе говорили: «Ласка душу дастане». У белорусов существовала «школа пестования». Мать, бабушка, нянька (сестра, которой исполнилось пять лет) пели ребенку колыбельные песни, убаякивая его, развлекали потешками.

Физические наказания использовались как исключительная мера (битье ремней «спряжкой», прутом «березовой кашей»). Чтобы не покалечить ребенка, остерегались бить по голове, по животу, а также тяжелыми предметами. В народе считалось, что «розга – не навука». Использовались такие методы воспитания, как убеждение, внушение. Кроме того, белорусский народ отличается исключительным терпением, особенно в воспитании маленьких детей. «Не той моцны, хто стрымлівае коней, а хто стрымлівае сябе». Если ребенок ударялся о какой–нибудь предмет (стол, стул и др.) и его надо было успокоить, то этот предмет били и ругали до тех пор, пока ребенок не успокаивался. При этом приговаривали, что «стол плохой, потому что обидел нашего Ванечку». Отвлекаясь от боли, ребенок успокаивался.

В белорусских семьях было принято давать ребенку любую игрушку или предмет, который он требует, только бы он не плакал.

Детей не попрекали без необходимости: «Не крычы, а лепш навучы». При чужих людях вообще не осуждали. Наоборот, нередко можно было наблюдать такие ситуации, когда мать в присутствии посторонних, не близких людей, стремилась похвалить своего ребенка.

Характерной была равная любовь ко всем детям. Белорусский народ считает: «Каторага пальца не урэж, то кожны баліць». Родители любили всех своих детей, но с особой нежностью относились к новорожденным, «немаўляткам» – детям до года, пока они не научались говорить и ходить.

Традиционно основным воспитателем ребенка считалась мать. «Якая матка, такое й дзіцятка». «Ніхто дзецям так не спагадае, як матка радная».

Главной обязанностью матери являлось воспитание детей. «Не тая маці, што нарадзіла, а тая, што ўскарміла». Все мысли и заботы матери были о детях. «Маці сама не з’есць, а дзіце накорміць». «Як дзіця плача, у маткі сэрца з болю скача». Народная мудрость является подтверждением этому: «Пры сонейку цепла, пры маці добра».

С момента рождения дети находились под присмотром матери. Мальчиков она опекала до 14–16 лет, пока они не становились помощниками по хозяйству. С малых лет мать приучала дочку к ведению домашних дел: учила готовить еду, убирать в доме, шить, вязать, ткать и др., тем самым готовила к будущей семейной жизни, выполнению основной функции женщины – материнству.

Сына, как будущего работника, хозяина, главы дома, мать с детства приучала заботиться о других членах семьи, выполнять более тяжелую и сложную работу, принимать самостоятельные решения, проявлять силу духа, физическую крепость.

Вместе с тем, истинным авторитетом в семье по праву являлся отец. Он был главный и полноправный хозяин, главный советчик. Все члены семьи, дети и мать, подчинялись отцу. «Бацькоўскае слова дарэмна не гаворыцца». «Свой бацька насварыцца і пашкадуе». «Хлеба не станець – бацька дастанець».

Отец относился к дочери со строгостью. «Бацька не матуля: не пацалуе і не прытуле». Но по традиции в хороших крепких сельских семьях отец заботился о ней, часто в праздники делал подарки. У дочерей отец воспитывал аккуратность, рассудительность, приветливость, сердечность и деликатность.

С малых лет отец воспитывал сыновей как будущих хозяев и работников. Важнейшими качествами, которые воспитывались у мальчиков были трудолюбие, самостоятельность, ответственность.

В крестьянской семье, как отмечает Л. В. Ракава, существовало неписаное правило: «Дети во всем должны подчиняться родителям» [5, с. 21]. В большинстве семей распоряжения родителей, особенно отца, не подлежали обсуждению, выполнение их детьми являлось обязательным. Под присмотром и контролем отца дети находились до вступления в брак.

Авторитет бабушек и дедушек был непререкаемым. Они являлись основателями рода, старшими членами семьи, основателями семейных традиций. К мнению бабушек и дедушек прислушивались. К старшему поколению обращались за советом не только дети, но и все члены семьи. Поучительной в этом отношении является белорусская народная сказка «Стары бацька»: «А сыны ўжо барадатыя часта прыходзяць к старэнькаму бацьку пажупіць пра хаждайства ды папытаць старога: калі і дзе што сеяць, як лепш абрабляць поле, як даглядаць цялятак ды ягнятак. Старэнькі ўсе ім скажа, усяму навучыць».

Народная мудрость гласит: «Паважай старэйшых, бо сам стары будзеш», «Пасадзі на печ дзядулю, і цябе ўнукі пасадзяць», «Што кажа стары на глум – бярэ малады на вум».

Уважительное отношение к старшему поколению проявляли прежде всего сами родители. Так, отца или мать в старости забирали к себе и досматривали, по традиции это был младший сын или старшие дочка и сын.

Смотрите так же:  Копчик перелом у детей лечение

Бабушки и дедушки передавали не только свой богатый трудовой опыт, но и учили детей моральным заповедям:

– нельзя делать того, что осуждают взрослые,

– нельзя не трудиться, если мать и отец трудятся,

– нельзя требовать того, что мать и отец дать не в силах.

Как пишет, С. П. Жлоба, «бабка–повитуха» считалась одним из главных родственников, даже если она не была связана кровным родством своего восприемника. Она обязательно присутствовала на крестинах, при первом купании ребенка, готовила его к исповеди.

Такие «родственные» отношения между бабкой–повитухой («бабой» – так называли ее на Полесье) закрепились в прекрасном воспитывающем обычае, который по свидетельству С. П. Жлобы, сохранился до сих пор на Лунинеччине: «Все восприемники «бабки» собираются раз в году в ее доме, как большая семья, иногда человек 30–40, от младенцев, которых приносят матери или крестные, до людей в зрелом, а то и пожилом возрасте» [1, с. 114].

Традиционным был обряд крещения детей. Для этого выбирали крестных, которые наряду с родителями несли всю ответственность за воспитание детей. Крестные родители, как отмечает С. П. Жлоба, были даже важнее кровных родителей, ибо отвечали перед всем родом за воспитание своего крестника. Крестный брал ребенка с собой в церковь, мастерил игрушки, брал на рыбалку, в лес, на сенокос. В свою очередь дети обязаны во всем слушаться своих крестных [1, с. 122].

Каждый ребенок обязательно носил крестик. Детей водили на все религиозные праздники в церковь, а у особо верующих и в другие дни. Если ребенок зевал, то ему крестили рот. Молитвам обучали с 4–6 лет. Вначале это был «Отче наш», а затем и более сложные молитвы.

Отношения с соседями чаще всего были доброжелательными. «Бліжняга суседа пасадзі ўперадзе ўсіх». «Бліжні сябра лепш двух дальніх». «Чаго сабе жадаеш, таго і суседу». Детей учили уважительному отношению к соседям, показывая своим примером: «Суседька–лебедка».

У белорусов издревле существовал такой обычай: если дети оставались без родителей, их брали на воспитание в свои семьи родственники, соседи, сельчане. «Хто не любіць чужых дзяцей, той ніколі не ўзгадае ўласных – народжаныя дзеці будуць паміраць у раннім узросце».

Традиционными были формы обращения друг к другу семье. Маленьких детей обычно называли ласково: «А дзіцятачка ты мае роднае», «Мае сонейка», «Мая ластаўка», «Мая кветачка», «Мой сыночак». Использовали в речи уменьшительно–ласкательные суффиксы: Манечка, Степочка и др. В свою очередь дети так обращались к взрослым: «Родна матачка», «Бабулька мая, галубка мая!» и др.

К родителям, бабушкам и дедушкам дети обращались на «вы». Это рассматривалось как знак уважения. «Вы матуля», «Вы тата, татка», «Вы бабуля», «Вы дзядуля».

Считалось, что обращение детей к взрослым на «ты», является проявлением грубости, неуважительного отношения. Однако, как отмечает Л. В. Ракава, на Слутчине нормой считалось обращение на «ты».

Кроме того, описывая традиции воспитания в белорусской деревне, Л. В. Ракава пишет о таких правилах культуры общения для детей:

– уступать один другому, если поссорились,

– не жаловаться друг на друга («пабіліся – памірыліся»),

– в присутствии взрослых разговаривать тихо, не кричать,

– не вмешиваться в разговор взрослых,

– если возникает необходимость обратиться с вопросом к взрослому, то необходимо дождаться конца разговора,

– входя в дом или выходя (у чужих людей) закрывать двери тихо, не стучать,

– не размахивать руками во время разговора,

– не разговаривать во время еды,

– здороваться с каждым, даже незнакомым человеком [5, с. 30].

Воспитание детей в труде традиционно для белорусов. Нередко роды проходили прямо в поле и, перерезав пуповину серпом, женщина относила младенца домой прямо в подоле, а затем нередко возвращалась, чтобы подоить корову. Новорожденных брали с собой на работу, подвешивали люльку к дереву, занавесив ее от мошкары, время от времени покачивая.

В народе поощрялось раннее приучение детей к труду, считалось, что все должны трудиться. С 5 лет девочки заботились о младших братьях и сестрах, становились няньками, а мальчики с 7 лет пастушками. С малых лет детей приучали к уходу за животными и растениями. Вначале маленькие дети кормили цыплят, ягнят, а постарше телят, жеребят. Почти в каждом деревенском доме держали кошку, была собака. Все это позволяло развивать у детей чувство человечности, проявлять гуманность к окружающим.

В. В. Чечет отмечает такие трудовые традиции белорусов:

– восприятие труда как жизненной необходимости,

– включение в труд в форме игры с 5–6 лет,

– освоение детьми правил ведения сельскохозяйственных работ через характерные для белорусов праздники календарно–обрядового цикла,

– выполнение большинства видов работ совместно с родителями и под их непосредственным наблюдением и руководством [6, с. 66].

Труд у белорусов рассматривается как первое, главное направление в воспитательной системе, а также основное средство воспитания детей. «Дзетачка спі, а дзела помні». «Праца не паганіць чалавека, а корміць і поіць». «Без працы не будзе дзецям шчасце». Критерием высоконравственного поведения является добросовестное отношение к труду. «Не той харош, кто прыгож, а той харош, хто для дзела гож». Родители ценили детский труд, терпеливо, с пониманием относились к тем или иным промахам, понимали, что труду необходимо учиться и это дело не одного дня.

Для белорусов характерным является культ предков, ибо после смерти они оставались для детей заступниками и жили в доме в образах духов и домовых. Эта традиция находила отражение в следующем:

– гордость за дела предшественников,

– легенды и воспоминания,

– сохранение семейных реликвий (икон, орудий труда – прялки, веретена, предметов быта – ручников и др.),

– поминание, существовал обычай в честь умершего посадить дерево или давать его имя новорожденным,

– приобщение детей к обряду «Деды», наведывание могил.

Проживая в многопоколенной семье, дети хорошо знали своих предков (место жительства, род занятий, степень родства, чем прославили свой род). Их жизнь была примером для детей.

Воспитание глубокой благодарности родителям – одна из народных традиций в семейном воспитании. «Няма лепшага друга, як родная маці». «Маміна крыло і ў мароз цеплае». «Бацька памрэ, то палавіна сіраты, а як маці памрэ, то цэлая сірата». «Шануй бацьку з маткаю: другіх не знойдзеш». «Добрае дзіця бацькоў думкі адгадвае». «Няма такіх крамачак, дзе б прадавалі мамачак».

У белорусского народа осуждается неблагодарность детей своим родителям. «Датуль матка міла, пакуль ножкі мыла». «Хай таму дзіцятку язык адваліцца, калі на людзях бацьку няславіць». «Як бацькі кормяць дзяцей, то дзеці скачуць, а як бацькі на дзіцячым хлебе, то плачуць». «Хто бацьку шануе, той і дзецям добрую долю гатуе».

Таким образом, сохранение и возрождение народных белорусских традиций воспитания детей в семье, является, на наш взгляд, необходимым. Это позволит обратиться к нашим корням и тем самым обогатить процесс разностороннего развития ребенка. Однако не следует забывать, что именно дошкольное учреждение является инициатором в изучении и использовании современными белорусскими семьями того богатейшего опыта, который достался нам в наследство.

1. Жлоба, С. П. Народная педагогика Полесья: монография / С. П. Жлоба. – Брест: Изд–во БрГУ,2002. – 328 с.

2. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов / С. И. Ожегов; Под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. – 24–е изд., испр. – М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»,2005. – 1200 с.

3. Работаем по программе «Пралеска»: пособие для педагогов и руководящих кадров учреждений, обеспеч. получение дошкольного образования, с русским языком обучения / Е. А. Панько [и др.]. – Минск: НИО; Аверсэв,2007. – 304 с.

4. Ракава, Л. З гісторыі беларускай сям’і / Л. Ракава // Роднае слова. – 1997. – №6. – С. 172–181.

5. Ракава, Л. В. Традыцыі сямейнага выхавання ў беларускай весцы / Л. В. Ракава. – Мінск: Ураджай, 2000. – 111 с.

6. Чэчат, В. В. Педагогіка сямейнага выхавання (тэарэтыка –метадалагічны аспект) / В. В. Чэчат. – Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 1995. – 195 с.

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП «Паркус плюс»), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.

В Беларуси 30% родителей считают, что правильное воспитание ребенка включает физическое наказание

Более 30% родителей считают, что правильное воспитание ребенка включает физическое наказание. Таковы выводы национального исследования по оценке распространенности насилия в отношении детей.

Об этом сообщил сегодня на пресс-конференции старший координатор программной деятельности по защите прав детей представительства Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Беларуси Александр Каранкевич, передает БЕЛТА.

Александр Каранкевич рассказал о предварительных результатах национального исследования, проведенного в прошлом году ЮНИСЕФ совместно с министерствами образования, здравоохранения, внутренних дел, труда и социальной защиты. Было опрошено через анкетирование более 8 тыс. респондентов, из них 5 тыс. — дети в возрасте от 10 до 17 лет, проживающие в семьях, в детских интернатных учреждениях, специальных учреждениях.

Так, 31% опрошенных родителей полностью согласны с утверждением, что правильное воспитание ребенка включает физическое наказание. 29,3% родителей считают, что иногда ремень необходим для дисциплинирования ребенка. Лишь 30% пап и мам согласны с тем, что многие проблемы можно решать путем диалога. Почти половина родителей (48%) уверены, чтобы ребенок добился успеха в жизни, его нужно не только поощрять, но и наказывать. 36,4% родителей считают, что те, кто не применяют наказание по отношению к своим детям, портят их.

«Чтобы бороться с таким родительскими установками, нужно широко информировать население о ненасильственных методах воспитания детей. Здесь важно проведение масштабных компаний, таких как республиканская акция «Дом без насилия», которая стартовала сегодня в Беларуси», — подчеркнул Александр Каранкевич.

Смотрите так же:  Можно ли душицу детям от года

Как показало исследование, среди учащихся 5-7 классов общеобразовательных школ каждый пятый мальчик и каждая седьмая девочка подвергались дома телесным наказаниям, каждый девятый учащийся 9-11 классов — разным формам физического насилия. Около 24,3% учащихся учреждений профессионально-технического образования подтвердили, что подвергались в семье физическому либо психологическому насилию. Около 84% опрошенных в колониях для несовершеннолетних признали, что до этого (когда жили в семье) испытывали насилие.

Итоги исследования подтвердили прямую связь между перенесенным насилием в детстве со стороны родителей и применением насилия уже во взрослой жизни по отношению к своим детям — так называемая эстафета насилия. Так, более 56% родителей, которые в детстве подвергались насильственным методам дисциплинирования, применяют подобные методы к своим детям. Свыше 51% родителей признали, что использовали жесткие дисциплинарные методы по отношению к своим детям в прошлом месяце, а 28,5% — применяли физические наказания. 17,4% родителей придерживаются позиции об эффективности и обоснованности телесных наказаний детей. Полный отчет об исследовании будет представлен в мае текущего года.

Посольство РБ в РФ

Владимир Семашко

Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Российской Федерации

Усыновление детей, граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих в Беларуси

Для рассмотрения вопроса об усыновлении детей граждане Российской Федерации, лица без гражданства и граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, должны подготовить следующие документы:

  • заявление о намерении усыновить ребенка с указанием пола, возраста и других характеристик ребенка. В заявлении кандидаты в усыновители сообщают свои фамилию, имя, отчество, дату своего рождения, обязуются создать необходимые условия для воспитания и развития ребенка, поставить усыновленного ребенка в месячный срок после его прибытия в страну постоянного проживания усыновителей на консульский учет в дипломатическом представительстве или консульском учреждении Республики Беларусь. При усыновлении ребенка супругами подается совместное заявление, при усыновлении ребенка одним из них прилагается письменное согласие другого супруга. В случае, если кандидаты в усыновители ходатайствуют об усыновлении конкретного ребенка, им необходимо указать обстоятельства, при которых они познакомились с ребенком;
  • копию паспорта или другого документа, удостоверяющего личность;
  • копию свидетельства о браке или другого его заменяющего документа (если усыновляет супружеская пара);
  • медицинское заключение, отражающее состояние здоровья кандидатов в усыновители и отсутствие противопоказаний для выполнения обязанностей по воспитанию ребенка;
  • документы о доходах за предшествующий усыновлению год;
  • документ-заключение соответствующих компетентных органов Российской Федерации кандидатов в усыновители о том, что они не признаны судом недееспособными или ограниченно дееспособными, не лишались родительских прав и не ограничивались в родительских правах, не привлекались к ответственности за умышленные преступления, не являются бывшими усыновителями, в отношении которых усыновление отменено по их вине, а также о наличии необходимых жилищных условий и возможности кандидатов в усыновители надлежащим образом воспитывать и материально обеспечивать усыновленного ребенка;
  • документ-гарантию компетентного органа Российской Федерации кандидатов в усыновители о предоставлении Национальному центру усыновления два раза в год в течение не менее 3 лет после усыновления ребенка информации об условиях его жизни и воспитания в приемной семье;
  • письменное разрешение соответствующего компетентного органа Российской Федерации кандидата в усыновители на приезд и постоянное жительство усыновляемого ребенка.

Все указанные документы (кроме копии паспорта или другого документа, удостоверяющего личность), а также подписи кандидатов в усыновители должны быть нотариально удостоверены.

Белорусы никак не выбьют из себя привычку хвататься за ремень

Психологи утверждают, что воспитание с помощью зуботычин не приносит никакой пользы, а только ожесточает ребенка. При этом физическое насилие в отношении детей в белорусских семьях достаточно распространено.

Психологи из университета Мичигана в ходе масштабного межконтинентального исследования попытались выяснить, какие именно средства воздействия на ребенка приводят к наибольшей тревожности и агрессивности и есть ли существенная связь между выбранным методом воздействия и поведением ребенка.

Исследование проходило сразу в нескольких странах: Индии, Китае, Таиланде, Филиппинах, Италии и Кении. В нем приняли участие 292 матери с детьми от 8 до 12 лет.

Несмотря на принадлежность участников исследования к различным социальным и культурным группам, общая закономерность прослеживалась достаточно четко. Дети из семей, где чаще практиковались серьезные наказания — крики, порка или целенаправленное игнорирование ребенка, оказывались более тревожными и более склонными к агрессии. Конечно, здесь может идти речь и о том, что изначально агрессивный ребенок совершает более серьезные проступки, чем его спокойные сверстники, но сами исследователи склонны считать, что серьезные наказания в принципе неэффективны.

«Проявление любви и внимания к ребенку, — говорит профессор университета Мичигана Эндрю Гроган-Кэйлор, — оказываются более эффективны. Совместный досуг и общение с детьми дают больший вклад в благополучие семейных отношений, чем все попытки вбить в ребенка представление о дисциплине».

Насколько распространено физическое воздействие на ребенка в белорусских семьях?

Главный педиатр Минздрава Елена Неверо не однажды говорила о необходимости на законодательном уровне ввести ответственность родителей за сохранение здоровья детей по причине насилия в семьях. Кроме того, в Беларуси не редкость, когда детей шлепают даже публично: в обществе к этому относятся достаточно терпимо. Мало кто сделает замечание, а в милицию уж точно не обратится.

Случается, что до органов охраны правопорядка информация о насилии над детьми все же доходит. Правда, чаще в случаях, когда речь идет уже о настоящих детских мучениях.

Так, в Барановичах в прошлом году было возбуждено уголовное дело по статье «истязание» в отношении 35-летнего рабочего одного из местных предприятий за избиение сына-первоклассника. По данным следствия, мужчина, находившийся в состоянии алкогольного опьянения, два часа подряд избивал руками и ногами семилетнего сына в собственной квартире. Таким образом он наказывал ребенка за провинность.

Уголовное дело было возбуждено также в отношении 38-летнего местного жителя Ивановского района, который в ходе возникшей ссоры в нетрезвом состоянии избил свою дочь, ученицу 9-го класса.

В ноябре 2008 года в Ивановском районе был осужден 26-летний неработающий житель деревни Старые Кленки. Суд признал его виновным в истязании десятилетней дочери своей сожительницы и в угрозе убийством, приговорив при этом к трем годам «химии». Угроза убийства заключалась в том, что отец семейства, требуя ухода из своего дома сотрудников милиции, которые прибыли по поводу семейного скандала, угрожал убийством трем своим детям. При этом мужчина держал на одной руке маленького ребенка, а в другой нож.

Случаются трагедии и в детских учреждениях. Так, в прошлом году в гомельском областном Доме ребенка по вине медсестры полуторагодовалая девочка скончалась от разрыва печени, ее сестру-близнеца, также с разрывом печени и внутренним кровотечением, удалось спасти. Медработник признана виновной в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей, повлекших смерть ребенка, и в нанесении тяжких телесных повреждений заведомо малолетнему. Медсестра была наказана шестью годами лишения свободы.

Жестокость и агрессия — во многом проблема социальная, психологическая. Многие специалисты полагают, что изменить ситуацию в семьях с защитой их членов от насилия может закон о предотвращении домашнего насилия.

Психолог территориального центра социального обслуживания населения Первомайского района Минска, где работает Служба помощи гражданам, пострадавшим от насилия, Роман Крючков считает, что в Беларуси такой закон давно уже необходимо было принять: «Такие вещи, конечно, не делаются на раз-два. Тем не менее, если будет принят законодательный акт, будет активно формироваться общественное мнение неприятия насилия в отношении детей, увидим и результат. В качестве примера приведу то, как изменилась ситуация на дорогах. Еще 10 лет назад перейти улицу по нерегулируемому пешеходному переходу было невозможно. Теперь водители в этом смысле стали гораздо более законопослушны и пропускают пешеходов».

Роман Крючков считает, что в белорусских семьях воспитание физическим наказанием широко распространено, но со временем его применение становится менее распространенным: «Сейчас чаша весов в воспитании склоняется к восприятию маленького человека в качестве личности. Тем не менее, я сомневаюсь, что в скором времени у нас вообще перестанут бить детей. Слишком укоренилась в обществе доставшаяся со временем патриархального общества традиция в случае непослушания хвататься за ремень».

Психолог подчеркнул: результаты исследования университета Мичигана вполне могут быть применены и для характеристики влияния физического наказания на детей в Беларуси. Существует прямая взаимосвязь между тем, как воспитывали вас, и тем, как вы будете воспитывать своих детей.

«Это так называемая межпоколенная трансляция, — говорит Р. Крючков. — Каждое родительское действие порождает у ребенка стереотипы поведения в будущем. Не зря наши предки говорили, что «недалеко яблочко от яблоньки падает».

Не стоит насилие приписывать каким-то личностным качествам, лучше обратить внимание на окружение, где вырос ребенок, и моделям поведения, которые там присутствовали. Психолог считает, что родители часто не понимают, что вызвало то или иное нежелательное поведения их детей. Срабатывают механизмы психологической защиты, и люди не задумываются, о том, что их били, они бьют своих детей, а значит, те будут делать то же самое. Формируется порочный круг, и родители, состарившись, удивляются, почему на них поднимают руку их дети и внуки.

«Есть альтернатива физическому наказанию, есть много способов добиться от ребенка хорошего поведения и сделать его своим союзником. Правда, все они связаны с трудом и усилиями, к чему готовы не все родители», — отметил Роман Крючков.

Воспитание детей белорус

Почему белорусы хотят, но не рожают детей

Среднестатистический белорус мечтает о семье с двумя-тремя детьми, но обзаводиться потомством не торопится.

Результаты недавнего опроса Белорусского института стратегических исследований (BISS) показывают, что среднее количество детей на одного белоруса составляет примерно 1,2. Хотя для абстрактной белорусской семьи желаемое количество детей в идеале составляет 2,4. При этом мужчины чаще выступают за большее количество детей.

Смотрите так же:  Развитие малыша записи

Реальное и идеальное количество детей в белорусских семьях

Сдерживают репродуктивные желания белорусов, как оказалось, преимущественно экономические факторы. Среди них — вопросы с жильем, размеры детских пособий, доступность детских садов да и в целом стабильность экономики. Все то, что, по мнению респондентов, зависит от государства. В пятерку сдерживающих факторов попало и состояние здоровья.

А вот у европейцев, которые также имеют демографические проблемы, причины не рожать несколько другие. Среди наиболее значимых — здоровье матери и здоровье отца, наличие партнера.

Такие же «семейные» факторы в Беларуси занимают промежуточное значение. Это значит, например, что белорусок возможность родить ребенка вне брака или развод с супругом пугают значительно меньше, чем европеек.

— Это может говорить о том, что в нашей стране нет установки на участие мужчины в процессе воспитания детей, — комментирует аналитик BISS Елена Артёменко. — Вот почему женщину, мечтающую родить, отсутствие постоянных отношений и супруга далеко не всегда останавливает.

Факторы, меньше всего влияющие на репродуктивные желания белорусов

Среди наименее важных факторов, влияющих на репродуктивное поведение белорусов, — количество часов работы в неделю у отца и возможность неполной или посменной занятости либо сменного графика у мужчин. И это только подтверждает, что белоруски не привыкли включать мужей в процесс ухода за детьми и априори считают это своей заботой. Однако неготовность учитывать образовательные и карьерные интересы матерей, которые, по результатам исследования, оказались на последних строчках среды барьеров, можно считать негативным результатом.

Среди мало влияющих на желание рожать факторов — традиционность, социальная приемлемость больших семей. Это значит, поясняет Елена Артёменко, что в решении заводить или не заводить ребенка белорусы не склонны ориентироваться на мнение окружающих.

— Нет так называемого заразительного эффекта. То есть если вокруг дети начали появляться у друзей и знакомых, это, как правило, не отражается на желании конкретной семьи иметь детей, — поясняет исследовательница. — Здесь есть обратная сторона: если не работает этот «сетевой» эффект рождаемости, то он не станет дополнительным фактором принятия решения при улучшении экономического положения.

Сами белорусы считают, что рождаемость начнет расти, как только государство станет обеспечивать жильем молодые семьи, повысит детские пособия и обеспечит всех нуждающихся детей местом в детском саду. Не менее важным, по мнению респондентов, является поддержка браков и популяризация семейных отношений, а также корректировка трудового законодательства в адрес мужчин и женщин. Так, например, женщина не должна выпадать на три года из профессионального поля, а забота мужчины о детях должна стать социальной нормой, подытоживает Елена Артёменко.

Исследование было представлено на 6-м Международном конгрессе исследователей Беларуси

Воспитание из-под палки

Между тем, по мнению судьи Конституционного суда в отставке Михаила Пастухова, этот пункт декрета вступает в прямое противоречие с Конституцией Беларуси и Конвенцией о правах ребенка:

«Уведомления прокурора в таком серьезном деле явно не достаточно. По статье 32 Конституции Беларуси, дети могут быть отделены от своей семьи против воли родителей и других лиц, их заменяющих, только на основании решения суда», — говорит Михаил Пастухов.

Белорусские милиционеры декрет не обсуждают. Они готовятся конвоировать трудовую рать, состоящую, в основном, из хронических алкоголиков и бомжей, и прогнозируют весомое пополнение армии белорусских «зэков». Только за 6 месяцев этого года за отказ от содержания детей к уголовной ответственности были привлечены почти 4,5 тысячи человек. Общая сумма их долга государству составила более 4 миллиардов рублей. Вот только в «зоне» и подавно не заработать 120 долларов в месяц, которые требует вернуть президент.

Столь жесткие меры предусмотрены подписанным на днях Декретом президента Лукашенко «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». Теперь нерадивым родителям не отвертеться. Как только ребенка заберут из семьи, они обязаны в трехдневный срок подать по месту работы заявление о готовности возмещать расходы на его содержание в соцучреждении. Иначе высчитывать деньги станут принудительно. Трудоустраивать «кукушек» будут туда, где есть вакансии. Если на погашение долга перед государством не хватит одной зарплаты, могут отправить трудиться сразу в несколько организаций, конфисковать имущество или переселить из квартиры в помещение меньшей площади, а саму квартиру сдать в аренду, чтобы компенсировать расходы по воспитанию отобранных детей.

Вместе с асоциальными родителями декрет «наказал» работодателей – они теперь лишены права отвечать отказом тем, кто должен честным трудом искупить социальное сиротство своих отпрысков. Пострадали и права ребенка – с 1 января Комиссии по делам несовершеннолетних смогут забирать детей из неблагополучных семей еще до принятия судебного решения о лишении их отцов и матерей родительских прав.

— Это правильно, — сказала корреспонденту «Немецкой волны» сотрудница Комиссии по делам несовершеннолетних Московского района столицы. -Только у нас в районе 232 ребенка находятся в социально-опасном положении. Многим родителям поставлено условие — бросить пить, навести порядок в квартире, но на практике они редко исправляются.

Между тем, по мнению судьи Конституционного суда в отставке Михаила Пастухова, этот пункт декрета вступает в прямое противоречие с Конституцией Беларуси и Конвенцией о правах ребенка:

«Уведомления прокурора в таком серьезном деле явно не достаточно. По статье 32 Конституции Беларуси, дети могут быть отделены от своей семьи против воли родителей и других лиц, их заменяющих, только на основании решения суда», — говорит Михаил Пастухов.

Белорусские милиционеры декрет не обсуждают. Они готовятся конвоировать трудовую рать, состоящую, в основном, из хронических алкоголиков и бомжей, и прогнозируют весомое пополнение армии белорусских «зэков». Только за 6 месяцев этого года за отказ от содержания детей к уголовной ответственности были привлечены почти 4,5 тысячи человек. Общая сумма их долга государству составила более 4 миллиардов рублей. Вот только в «зоне» и подавно не заработать 120 долларов в месяц, которые требует вернуть президент.

Столь жесткие меры предусмотрены подписанным на днях Декретом президента Лукашенко «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». Теперь нерадивым родителям не отвертеться. Как только ребенка заберут из семьи, они обязаны в трехдневный срок подать по месту работы заявление о готовности возмещать расходы на его содержание в соцучреждении. Иначе высчитывать деньги станут принудительно. Трудоустраивать «кукушек» будут туда, где есть вакансии. Если на погашение долга перед государством не хватит одной зарплаты, могут отправить трудиться сразу в несколько организаций, конфисковать имущество или переселить из квартиры в помещение меньшей площади, а саму квартиру сдать в аренду, чтобы компенсировать расходы по воспитанию отобранных детей.

Вместе с асоциальными родителями декрет «наказал» работодателей – они теперь лишены права отвечать отказом тем, кто должен честным трудом искупить социальное сиротство своих отпрысков. Пострадали и права ребенка – с 1 января Комиссии по делам несовершеннолетних смогут забирать детей из неблагополучных семей еще до принятия судебного решения о лишении их отцов и матерей родительских прав.

— Это правильно, — сказала корреспонденту «Немецкой волны» сотрудница Комиссии по делам несовершеннолетних Московского района столицы. -Только у нас в районе 232 ребенка находятся в социально-опасном положении. Многим родителям поставлено условие — бросить пить, навести порядок в квартире, но на практике они редко исправляются.

Между тем, по мнению судьи Конституционного суда в отставке Михаила Пастухова, этот пункт декрета вступает в прямое противоречие с Конституцией Беларуси и Конвенцией о правах ребенка:

«Уведомления прокурора в таком серьезном деле явно не достаточно. По статье 32 Конституции Беларуси, дети могут быть отделены от своей семьи против воли родителей и других лиц, их заменяющих, только на основании решения суда», — говорит Михаил Пастухов.

Белорусские милиционеры декрет не обсуждают. Они готовятся конвоировать трудовую рать, состоящую, в основном, из хронических алкоголиков и бомжей, и прогнозируют весомое пополнение армии белорусских «зэков». Только за 6 месяцев этого года за отказ от содержания детей к уголовной ответственности были привлечены почти 4,5 тысячи человек. Общая сумма их долга государству составила более 4 миллиардов рублей. Вот только в «зоне» и подавно не заработать 120 долларов в месяц, которые требует вернуть президент.

Другие статьи

  • Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду Программа развития речи дошкольников. Ушакова О.С. 4-е изд., перераб. - М.: 2017 - 96 с. Программа предназначена работникам дошкольных образовательных учреждений, воспитателям и методистам, студентам педагогических вузов и колледжей, родителям, интересующимся […]
  • Грипп у детей сестринский уход Лекция №12 Тема «Сестринский уход при ОРВИ у детей» Тема «Сестринский уход при ОРВИ у детей» ОРВИ - группа инфекционных болезней, вызываемых вирусами, передающихся воздушно-капельным путем, характеризующихся синдромом общей интоксикации и преимущественным поражением […]
  • Программа воспитания и обучения в детском саду комарова Программа воспитания и обучения в детском саду комарова Программа Воспитания и Обучения в Детском Саду После покупки вы сможете скачать книгу в любом из 13 форматов. ISBN: 5-86775-272-0Издатель: "Мозайка-Синтез"Год издания: 2005Страниц: 208 Правила дорожного […]
  • Развитие речи старших дошкольников презентация «РАЗВИТИЕ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» МДОУ детский сад 27 с/п «Рябинка» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ воспитателя I категории. - презентация Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемТатьяна Зинина Похожие […]
  • Памятка для родителей по воспитанию ребенка Памятка для родителей по воспитанию ребенка ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ Воспитывая ребенка, старайтесь придерживаться следующих правил: 1. Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом. 2. Принимайте ребенка таким, как он есть – со всеми его […]
  • Можно ли детям q10 Кудесан Для детей - официальная инструкция по применению Содержание активных компонентов, мг в таблетке: убихинон (коэнзим Q10) — 7,5 витамин Е — 1,0 Рекомендован в качестве дополнительного источника убихинона (коэнзима Q10) и витамина Е для детей старше 3-х лет. […]