Воспитание и обучение умственно отсталых детей

Воспитание и обучение умственно отсталых детей

В 1976 году была опубликована первая программа по воспитанию и обучению умственно отсталых детей («Проект. Программа воспитания и обучения умственно отсталых детей дошкольного возраста» — М., 1976 г.), а также «Методические указания к проекту программы воспитания и обучения в дошкольных учреждениях для детей с нарушением интеллекта» — М., 1979.

Второй период (1978—1992). В восьмидесятые годы продолжались исследования по совершенствованию содержания коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями интеллекта. Теоретической основой этих исследований явились положения отечественной психологии о деятельностном подходе к развитию личности ребенка. В результате исследований опубликовано ряд научных сборников, а также разработаны программы — «Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста», (авторы О.П.Гаврилушкина, Н.Д.Соколова).

В программах реализуется комплексный подход к воспитанию и обучению детей с нарушениями интеллекта. При этом делается акцент на развитие детской деятельности, обеспечение оптимальных условий для ее формирования. Эти программы расчитаны на четырехлетний срок обучения детей в возрасте от 3— 4 до 7—8 лет. В них реализуется принцип деятельностного подхода к развитию психических процессов и коррекции личности ребенка с нарушениями интеллекта. В программах раскрываются условия обучения, содержание и методы, обеспечивающие коррекционную направленность воспитательно-образовательной работы в следующих разделах: физическое воспитание, труд, игра, изобразительная деятельность (лепка, аппликация, рисование), конструирование, развитие речи на основе ознакомления с окружающим, формирование элементарных математических представлений, музыкальное воспитание.

Третий период (с 1992 г.). За последние годы стремление к раннему началу коррекционного воздействия наблюдается как в отечественной, так и в зарубежной практике и науке. Анализируя современное состояние помощи детям с ограниченными возможностями за рубежом, следует отметить, что в основе такой помощи лежат следующие принципы: установление тесного взаимодействия между детьми, родителями и специалистами; вовлечение родителей в раннее коррекционное обучение детей; использование определенных методов, которые могут применяться в естественных для ребенка условиях; признание того факта, что потребностям ребенка лучше всего отвечает использование семейной системы воздействия. Такой подход, на наш взгляд, к проблеме помощи аномальным детям является весьма положительным.

Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста. Программа.

Объяснительная записка 1

Физическое воспитание 14

Изобразительная деятельность 54

Развитие речи на основе ознакомления с окружающими 83

Формирование элементарных математических представлений 90

Музыкальное воспитание 102

Приложение 1 110

Приложение 2 Труд 115

Приложение 3 Индивидуальная коррекционно-воспитательная работа 124

Настоящая программа предназначена для работы с умственно отсталыми детьми дошкольного возраста, находящимися в специальных детских садах, детских домах и дошкольных группах при вспомогательных школах-интернатах.

Программа рассчитана на четырехлетний срок обучения (возраст детей от 3—4 до 7—8 лет).

Материал в программе изложен по годам обучения и в некоторых разделах распределен по кварталам. Усвоение программы обеспечивает подготовку умственно отсталого ребенка к дальнейшей обучению во вспомогательной школе.

Программа адресована учителям-дефектологам и воспитателям Данного типа учреждений.

Материалы программы в определенной степени могут быть Применены при обследовании детей на медико-педагогических комиссиях в диагностических целях. Программу можно также использовать при организации воспитательной работы с умственно Отсталыми детьми в условиях семьи.

Она может быть предложена в качестве учебного материала Для ознакомления студентов дефектологических факультетов педагогических вузов с основными направлениями коррекционно-воспитате,льной работы в специальных дошкольных учреждениях данного профиля.

Программа составлена с учетом особенностей умственного, речевого, нравственного и физического развития дошкольников с нарушениями интеллекта, а также с учетом особенностей психического развития ребенка, его возраста и характера ведущего вида деятельности. В ней раскрываются условия обучения, содержание и методы, обеспечивающие коррекционную направленность воспитательно-образовательной работы.

Программа опирается на сложившиеся представления о структуре дефекта умственно отсталого ребенка, где на первый план выступают нарушение интеллектуальной деятельности (первичное нарушение) и возникающие на этом фоне вторичные отклонения, которые заключаются в недоразвитии эмоционально-волевой сферы, физической ослабленности, нарушении поведения. У всех детей, страдающих олигофренией, имеется своеобразное недоразвитие речи, выражающееся в искаженном восприятии и воспроизведший звуков речи, бедности и конкретности словаря, однообразии упрощенности грамматических конструкций.

В подходе к воспитанию и обучению, реализованном в программе нашли отражение оптимистические взгляды на возможности психического развития аномального ребенка, что впервые было сформулировано Л.С. Выготским как положение о ведущей роли обучения в процессе психического развития человека.

В программе представлены основные виды занятий, которые включены в учебный план для специальных дошкольных учреждений указанного профиля. Выделение разделов программы и их соподчинение обусловлено наличием в каждом возрастном периоде ведущих видов деятельности и их ролью во всестороннем развитии личности ребенка.

Педагогические задачи для каждого возраста успешнее всего решаются при правильном выборе видов деятельности и обеспечении оптимальных условий для их формирования. Такими видами деятельности в дошкольном возрасте являются игра, изобразительная деятельность и труд.

Необходимым условием успешного психического развития умственно отсталого ребенка является его физическое здоровье. В программе имеется раздел «Физическое воспитание».

В коррекционно-воспитательной работе с умственно отсталыми детьми дошкольного возраста особое внимание уделяется воспитанию у них культурно-гигиенических навыков и самообслуживания, приобщению к различным видам труда (в быту, в природе, на занятиях), формированию положительного отношения к труду взрослых. Перечисленные задачи реализуются программой в разделе «Труд».

Центральным разделом программы является «Игра». Оказывая решающее влияние на весь ход психического развития в дошкольном возрасте, игра в ее разных формах позволяет решать широкий круг коррекционно-воспитательных задач. Уровень развития игровой деятельности ребенка во многом определяет характер и содержание других видов деятельности.

С разделом «Игра» тесно связаны разделы «Изобразительная деятельность» и «Конструирование». Известно, что в процессе изобразительной и конструктивной деятельности создаются особые условия для образного отражения окружающей действительности» реализации жизненного и игрового опыта ребенка. Осуществление направленного руководства деятельностью детей оказывает огромное влияние на их личностное развитие. Кроме того, только на основе сформированной игровой и продуктивной деятельности оказывается возможным переход ребенка на более высокий уровень — к обучению в школе, к овладению учебной деятельностью.

В тесной связи с овладением различными видами деятельности и по мере расширения представлений об окружающем мире у умственно отсталых дошкольников, как и у их сверстников с нормальным интеллектом, развивается речь. Учитывая специфику речевого развития, обусловленную интеллектуальным дефектом, чрезвычайно важно создавать специальные условия, способствующие более полному овладению умственно отсталыми детьми способами речевого общения, развитию понимания речи, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи. Следует также проводить специальную работу по коррекции недостатков произношения, нарушений голоса и т.д. Этой цели служит раздел программы «Развитие речи на основе ознакомления с окружающим».

Для развития мышления и подготовки к усвоению математики в школе у умственно отсталых дошкольников формируют первоначальные представления о форме, величине, временных и пространственных отношениях, количестве и счете.
Во время занятий по формированию элементарных математических представлений дети учатся пересчитывать предметы, объединять и разъединять, увеличивать и уменьшать группы предметов в заданных пределах, прямому и обратному счету; сравнению предметов по величине и форме; ориентировке в пространстве и во времени.

Общеразвивающая и коррекционная работа с умственно отсталыми дошкольниками проводится на музыкальных занятиях. Музыкальное воспитание также выделено в самостоятельный раздел.

Коррекционно-воспитательные задачи решаются не только на фронтальных (групповых) занятиях, но и в процессе индивидуальной работы с умственно отсталыми детьми.

Целостность программы достигается благодаря тесной связи разных разделов друг с другом. Как все разделы программы в совокупности, так и каждый в отдельности дают возможности для решения основных коррекционно-воспитательных задач.

Продолжительность занятий на I—II годах обучения составляет 20—25 мин, на III—IV —30—35 мин.

Две недели в начале учебного года отводится на обследование и две недели в конце учебного года — на проверку усвоения детьми программного материала. Группа 1 года обучения обследуется один месяц.

В программе имеются приложения: «Режимы дня для групп I—II и III—IV годов обучения», «Учебные планы для групп I—II и III—IV годов обучения», «Примерные расписания занятий для групп I—II и III—IV годов обучения».

При использовании программы должны быть учтены региональные, культурные, этнографические условия, в которых находится конкретное учреждение. При работе с данной программой требуется творческое применение всего материала, предполагающее его видоизменение в зависимости от контингента детей, их преддошкольной подготовки. Особенно необходимо творческое использование программы в тех случаях, когда коррекционно-образовательный процесс осуществляется с детьми, находившимися ранее в условиях социальной депривации. Отношение к детям в специальном дошкольном учреждении должно быть пронизано любовью к ним, эмоционально насыщено и направлено на пробуждение у детей потребности действовать как взрослые. Каждое занятие должно давать ребенку радость, веру в свои силы, поэтому недопустима жесткая регламентация деятельности детей, эмоциональное и волевое подчинение их взрослому. Для того чтобы ребенок нормально развивался в социальном плане, обучение должно быть максимально гуманизировано.

Смотрите так же:  Заговор чтобы ребенок спал крепко

Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.

Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу http://psychlib.ru. В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки.

Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.

Курсовые, рефераты.

Реферат, оценка «Отлично»

Особенности обучения и воспитания умственно отсталых детей дошкольного возраста

Основной задачей специального дошкольного обучения и воспитания умственно отсталого ребенка является обеспечение максимально возможного уровня физического, умственного и нравственного развития, подготовка к обучению в специальной школе. Эта работа должна проводиться с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка. В нашей стране создана дифференцированная система специальных дошкольных учреждений для умственно отсталых детей. В соответствии с характером дефекта и степенью его выраженности дети воспитываются в специальных учреждениях системы образования, здравоохранения или социального обеспечения. В системе образования существует сеть специальных детских садов с круглосуточным пребыванием детей, а также специальных детских домов. В отдельных случаях разрешается открытие дошкольных групп при специальных вспомогательных школах-интернатах. В эти дошкольные учреждения принимаются дети с диагнозом олигофрении в степени дебильности неосложненной формы. Дети с эписиндромом, детским церебральным параличом, ярко выраженным психопатоподобным поведением, болезнью Дауна, шизофренией и другими в дошкольные учреждения этого типа не принимаются. Не направляются также дети с задержкой психического развития и дети с диагнозом олигофрении в степени имбецильности. В специальные детские сады и детские дома, а также в группы при вспомогательных школах-интернатах принимаются дети в возрасте от 4 до 8 лет. Пребывание детей старше 8 лет в дошкольных учреждениях запрещено. В системе здравоохранения имеются специальные ясли и специальные психоневрологические санатории с круглосуточным пребыванием для детей с органическим поражением центральной нервной системы (ЦНС). В эти учреждения принимаются дети с диагнозом олигофрении в степени дебильности осложненной формы. В специальные ясли для детей с органическим поражением ЦНС принимаются дети в возрасте от 2 до 4 лет. Дети в возрасте от 4 до 8 лет направляются в психоневрологические санатории. Дети с диагнозом олигофрении в степени имбецильности воспитываются в учреждениях системы социального обеспечения. Развитие умственно отсталого ребенка с первых дней жизни существенно отличается от развития нормальных детей. У многих детей олигофренов задерживается развитие прямостояния — держать голову, сидеть, стоять, ходить они начинают значительно позднее, чем их нормально развивающиеся сверстники. Эта задержка у многих детей бывает довольно существенной и может захватывать не только первый, но и второй год жизни ребенка. Как правило, у всех умственно отсталых дошкольников наблюдаются отсутствие или значительное снижение интереса к окружающему, общая патологическая инертность, что, однако, не исключает крикливости, беспокойства, раздражительности и двигательной расторможенности. В дальнейшем у них не возникает интерес к игрушкам, подвешенным над кроваткой или находящимся в руках у взрослого, не происходит своевременного перехода к общению со взрослыми на основе совместных действий с игрушками, не возникает новая форма общения, свойственная младенческому возрасту в норме — жестовая. Это отставание и своеобразие сказываются и на развитии первых действий с предметами — хватании, на развитии восприятия, тесно связанного в этот период с хватанием. Отсутствуют и предпосылки развития речи: предметное восприятие и предметные действия, общение со взрослыми, и в частности доречевые средства общения. Наблюдается недоразвитие артикуляционного аппарата и фонематического восприятия, в результате чего у умственно отсталых детей не возникает своевременно лепет. Это процесс рефлекторный, в норме он появляется во второй половине первого года жизни ребенка, протекает в основном независимо от условий окружающей среды, от влияния взрослых и связан непосредственно с состоянием ЦНС. В целом умственно отсталый ребенок в раннем возрасте имеет существенные отклонения в психическом и речевом развитии. В то же время тенденции его развития те же, что и нормально развивающихся сверстников. Многое в их развитии — отставание в овладении предметными действиями, развитии речи и познавательных процессов — в значительной мере носит вторичный характер. Перцептивные действия у умственно отсталых детей начинают формироваться в дошкольном возрасте. На основе появившегося у ребенка интереса к предметам, игрушкам возникают и простейшие представления об их свойствах и отношениях. В этом плане переломным годом для умственно отсталого ребенка является пятый год — дети уже могут делать выбор по образцу (по цвету, форме, величине); у отдельных детей имеется также продвижение в развитии целостного восприятия. Однако все это проявляется скорее только как тенденция развития. К концу дошкольного возраста лишь немногим более половины умственно отсталых детей достигают уровня развития восприятия, характерного для начала дошкольного возраста нормально развивающихся детей. Другой важной стороной чувственного познания является наглядное мышление, тесно связанное с процессом восприятия. Для умственно отсталых дошкольников характерно отставание в темпе развития наглядно-действенного мышления. Далеко не всем детям к концу дошкольного периода оказывается доступным выполнение даже таких практических задач, в которых действие, выполненное рукой или орудием, прямо направлено на достижение практического результата, т.е. на перемещение предмета, его использование или изменение. В отличие от нормально развивающихся детей, у их умственно отсталых сверстников возрастные изменения в развитии наглядно-действенного мышления без специального обучения незначительны. До конца дошкольного возраста у них фактически отсутствует возможность решения наглядно-образных задач. Элементарное словесно-логическое мышление у умственно отсталых дошкольников развивается замедленно и имеет качественное своеобразие. По-иному, чем в норме, складывается соотношение наглядного и словесно-логического мышления. Игра в младшем дошкольном возрасте может возникнуть только на основе предметной деятельности на определенном уровне. К школьному возрасту фактически не возникает предметной деятельности. Действия с предметами остаются на уровне манипуляций, в большинстве случаев неспецифических. Интерес детей к предметам, в частности к игрушкам, оказывается кратковременным, так как побуждается лишь их внешним видом. После 5 лет в игре с игрушками умственно отсталых детей все большее место начинают занимать процессуальные действия. Однако подлинная игра не возникает. Без специального обучения ведущей деятельностью у умственно отсталого ребенка остается не игровая, а предметная. В игре наблюдаются стереотипность, формальность действий, отсутствует замысел, нет даже элементов сюжета. Дети не используют предметов-заместителей, не могут замещать действия с реальными предметами изображением действий или речью. У умственно отсталого ребенка без специально организованного обучения в игре не развиваются и функции речи. Отсутствует не только планирующая или фиксирующая речь, но как правило, и сопряженная. Продуктивная деятельность у умственно отсталых дошкольников вне специально организованного обучения практически не возникает; не появляются конструктивные умения, не возникает предметный рисунок. При обучении без учета особенностей развития детей этой категории предметные рисунки могут появиться, но эти рисунки, с одной стороны, примитивны, фрагментарны, не передают целостного образа предмета, искажают его форму и пропорции, а с другой — представляют собой усвоенный ребенком графический штамп, не отражающий реального предмета. Особенно показательным является тот факт, что дети, даже умеющие рисовать, не используют в своих рисунках цвет ни как средство изображения, ни как средство эмоциональной выразительности. Элементы трудовой деятельности (прежде всего навыки самообслуживания) у умственно отсталых дошкольников начинают формироваться под влиянием требований окружающих. Этот процесс требует значительных усилий со стороны родителей и воспитателей. Поэтому в семье, как правило, идут по линии наименьшего сопротивления: родители сами раздевают, одевают, кормят ребенка. Однако существуют семьи, в которых родители пытаются ставить перед ребенком определенные задачи и добиваются некоторых успехов. Поэтому умственно отсталые дошкольники имеют разный уровень овладения навыками самообслуживания. Характер умений и навыков таких детей заслуживает более детального рассмотрения. Движения детей, связанные с самообслуживанием, неуверенные, нечеткие, часто замедленные или, наоборот, беспорядочно суетливые, недостаточно целенаправленные. Сильно выражена несогласованность движений обеих рук. В ряде случаев даже у старших дошкольников нет понимания последовательности и логики всех действий, входящих в навык. Например, при умывании дети берут сухое мыло и, не намочив его, кладут на место, а затем открывают кран. Страдает и характер каждого отдельно взятого действия, входящего в состав навыка. Например, умея пользоваться ложкой, ребенок держит ее, зажав в кулак, набирает неумеренное количество пищи и большую ее часть разливает, не донеся до рта. С точки зрения сформированности элементов трудовой деятельности умственно отсталые дети старшего дошкольного возраста представляют собой еще более неоднородную категорию. Но тот факт, что дети, к которым предъявлялись последовательные требования с учетом их индивидуальных особенностей, овладевают навыками самообслуживания, свидетельствует о достаточной потенциальной возможности развития у них практической деятельности. У умственно отсталых дошкольников развитие речи существенно отличается от развития речи у их нормально развивающихся сверстников. Отставание в развитии речи возникает у них с младенчества и продолжает накапливаться в раннем детстве. Соответственно к началу дошкольного возраста у них отсутствует готовность к усвоению письменной речи. Не сформированы такие предпосылки речевого развития, как предметная деятельность, интерес к окружающему, потребность в общении со взрослыми, не сформировано фонематическое восприятие, недостаточно развит артикуляционный аппарат. Многие умственно отсталые дети не начинают говорить не только к началу дошкольного возраста, но и к 4-5 годам. Для большинства умственно отсталых детей развитие речи в дошкольном возрасте только начинается. Первые слова появляются у них после 3 лет, фразы — к концу дошкольного возраста. С точки зрения развития речи умственно отсталые дошкольники представляют собой весьма неоднородную категорию. Среди них имеются дети, совсем не владеющие речью, и дети с формально достаточно хорошо развитой речью. Но всех их объединяет ограниченное понимание обращенной речи, привязанность к данной ситуации, с одной стороны, и оторванность речи от деятельности — с другой. Речь не отражает истинных интеллектуальных возможностей ребенка, не может служить полноценным источником передачи ребенку знаний. Фразовая речь, формирующаяся у некоторых детей, отличается большим количеством фонетических и грамматических искажений. Овладение грамматическим строем речи на протяжении дошкольного возраста, как правило, не происходит. Особенно страдает связность речи. Одной из характерных особенностей становится стойкое нарушение согласования числительных с существительными. Пассивный словарный запас значительно превышает активный, но это касается, как правило, восприятия отдельных изолированных слов. Есть слова, которые умственно отсталый ребенок произносит с опорой на картинку, но не понимает, когда их произносит другой человек, вне привычной ситуации. Это свидетельствует о том, что у умственно отсталых дошкольников длительное время сохраняется ситуативное значение слова. Семантическая нагрузка слова у них значительно меньше, чем у нормально развивающихся сверстников. Без специального обучения у умственно отсталых дошкольников совсем не развивается регулирующая функция речи. Во многих случаях наблюдается эхолаличная речь. Речь умственно отсталых дошкольников настолько слабо развита, что не может осуществлять и свою важнейшую функцию — коммуникативную. К сожалению (и это характерно для умственно отсталых дошкольников, в отличие, например, от дошкольников с нарушением слуха), недоразвитие коммуникативной функции речи не компенсируется другими средствами общения, в частности мимико-жестикуляторными. Амимичное (лишенное мимики) лицо, плохое понимание жеста, употребление лишь примитивных стандартных жестов характерно для этой категории детей. Таким образом, без специального дошкольного обучения и воспитания умственно отсталые дети достигают школьного возраста с существенными речевыми нарушениями. У умственно отсталого ребенка в раннем детстве не складываются те предпосылки, которые обеспечивают нормальное формирование личности у его сверстников. Такие предпосылки лишь начинают возникать в старшем дошкольном возрасте. Естественно, что в этом случае личность умственно отсталого дошкольника формируется с большими отклонениями как в сроках и темпах развития, так и качественно. К началу дошкольного возраста, когда нормально развивающийся ребенок 3 лет начинает осознавать собственное “Я”, у умственно отсталого ребенка практически еще нет никаких личностных проявлений, его поведение носит непроизвольный характер. После 4 лет, когда у умственно отсталых начинает развиваться интерес к окружающему, формируются элементарные действия с предметами, возникают первые проявления самосознания, отделения своего “Я”, которые выражаются, как правило, в негативных реакциях на замечания, порицания, неудачу. Систематическое переживание неуспеха ведет к формированию патологических черт личности — к отказу от всякой деятельности, пассивности, замкнутости, агрессивности или, наоборот, заискиванию перед взрослым или более сильным. Появляются угодливость, негативизм, озлобленность. Совсем по-иному, чем в норме, складывается у умственно отсталых дошкольников общение со взрослыми и сверстниками. Ограниченность средств общения (как речевых, так и неречевых), непонимание игровой ситуации ведут к тому, что умственно отсталые дети становятся отверженными в коллективе сверстников. Желание самоутвердиться, характерное для детей этого возраста, приобретает патологические формы: с одной стороны, они становятся озлобленными и могут вести себя жестоко по отношению к более слабым, а с другой — развивающийся комплекс неполноценности делает их еще более отверженными в среде сверстников. В поведении умственно отсталых дошкольников, как правило, превалируют сиюминутные желания, импульсивные действия. Однако, как установлено специальными исследованиями, при условии оказания специальной помощи умственно отсталым детям их недостатки могут быть устранены или в достаточной степени сглажены. Тщательное изучение каждого ребенка, особенностей его развития, индивидуализированная работа с ним по специально подобранным пособиям, с использованием адекватных методов и приемов воздействия способствуют максимальной подготовке детей к последующему школьному обучению и его социальной адаптации. Своевременная коррекция познавательной, сенсорной, двигательной, речевой, эмоционально-волевой сфер обеспечивается лечением и проведением дополнительных занятий коррекционной направленности. В теории и практике дошкольной коррекционной педагогики особую значимость имеют проблемы интеграции умственно отсталых детей в системе обучения и в обществе в целом. Для решения этих проблем необходима реорганизация медико-психологической, педагогической диагностической, профилактической, социальной работы, включая патронажную службу применительно к разным категориям детей дошкольного возраста. Нарушения развития детей характеризуются все большим разнообразием по механизмам, степени выраженности, структуре и симптоматике. Это вызывает необходимость их углубленного изучения в процессе их коррекционного воспитания и обучения. Предстоит совершенствовать экспресс-диагностику в системе комплексного изучения детей с одновременным учетом состояния интеллектуальной, сенсорной и аффективно-волевой сфер. По каждому разделу важно разработать диагностические и прогностические показатели. Существующая ныне в стране система дошкольного воспитания и обучения умственно отсталых детей ориентируется на здоровые силы ребенка, его потенциальные возможности. Эта система является комплексной, коррекционно развивающей. Ее характеризует дифференцированность и интегрированность. Интегрированный характер дошкольного коррекционного воздействия реализуется объединением усилий специалистов разного профиля, направленных на изучение и обучение этих детей. Комплексностью решения образовательно-воспитательных и коррекционно развивающих задач, их взаимосвязью и взаимообусловленностью, усилением внутрипредметных и междисциплинарных связей посредством проведения интегрированных, комплексных занятий (по развитию изобразительной деятельности и речи, музыкальных и физкультурных занятий, по подготовке к обучению грамоте и конструированию и т.д.). Ребенок с его особенностями и потенциальными возможностями — активно действующий субъект, а его воспитание — процесс управления его личностным развитием. Важным условием интеграции является возможность включения семьи в коррекционную работу с ребенком. В настоящее время в стране нет пока достаточных условий для обеспечения интегрированного обучения умственно отсталых детей дошкольного возраста во всей полноте понимания проблемы интеграции. Видимо, это дело будущего. С уверенностью можно утверждать, что при правильной организации жизни умственно отсталого ребенка, требующей возможно более раннего включения специального обучения и воспитания, многие дефекты развития могут быть скорректированы и предупреждены.

Смотрите так же:  Мазь для лечения стоматита у детей

Литература:

  1. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина; под ред. И.В. Дубровиной. 2-е изд., стереотип. — Издательский центр «Академия», 2001. — 160 с.
  2. Петрова В.Г., Белякова И.В., Кто они, дети с отклонениями в развитии? — М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. — 104 с.
  3. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст М., 1972. 24 – 31с.

Обучение и воспитание умственно отсталых детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте умственно отсталый ребенок без специальной коррекционной работы минует два важных этапа в психическом развитии: развитие предметных действий и общения с другими людьми. Этот ребенок мало контактен как со взрослыми, так и со своими сверстниками, не вступает в ролевую игру и в какую-либо совместную деятельность с другими. Все это отражается на накоплении социального опыта детей и на развитии высших психических функций — мышления, произвольной памяти, речи, воображения, самосознания, воли.

Однако тенденции развития ребенка с нарушениями интеллекта те же, что и нормально развивающегося. Некоторые нарушения — отставание в овладении предметными действиями, отставание и отклонение в развитии речи и познавательной сферы — в значительной мере носят вторичный характер. При своевременной правильной организации воспитания, раннем начале коррекционно-педагогического воздействия многие отклонения развития у детей могут быть скорректированы и даже предупреждены.

Главной целью специального дошкольного обучения и воспитания умственно отсталого ребенка является обеспечение максимально возможного уровня эмоционального, умственного, социального и физического развития, формирование его позитивных личностных качеств, подготовка к обучению в специальной школе. Коррекционно-педагогическая работа проводится с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.

В соответствии с характером дефекта и степенью, его выраженности дети воспитываются в специальных учреждениях системы образования, здравоохранения или социального обеспечения.

Система образования………………. (учреждения…………….)

· специализированные детские сады с круглосуточным пребыванием;

· специализированные детские дома;

· специальные группы при массовых детских садах;

· дошкольные группы при специальных школах-интернатах;

· группы кратковременного пребывания.

Существующая ныне в стране система дошкольного воспитания и обучения детей с нарушениями развития ориентируется на здоровые силы ребенка, его потенциальные возможности. Эта система является комплексной, ее характеризует дифференцированность и интегрированность. Интегрированный характер дошкольного коррекционно-педагогического воздействия реализуется объединением усилий специалистов разного профиля, а также включением семьи в работу с ребенком.

Психокоррекционная работа с дошкольниками с легкой интеллектуальной недостаточностью.

Одной из первых в отечественной дошкольной специальной педагогике, базирующейся на гибком учете психологических и педагогических закономерностей, явилась созданная выдающимся педагогом и психологом А.А.Катаевой (А.А.Венгер) система сенсорного воспитания и сенсорного развития. Она построена с учетом механизмов формирования у дошкольников с сенсорными и интеллектуальными нарушениями перцептивных ориентировочных действий (ориентировки на внешние свойства и качества предметов). Автором было доказано, что в дошкольном возрасте детская деятельность основывается на восприятии, именно оно становится побудительным мотивом всех видов детской деятельности. При отсутствии ориентировки на свойства и отношения объек­тов или недостаточном ее развитии затруднено вычленение существенных с точки зрения данной деятельности свойств и отношений. Это обусловливает значительный разрыв между пониманием функционального назначения предметов и реальным овладением предметным, или орудийным, действием, замедленный темп усво­ения навыков самообслуживания, неверное, искаженное формирование многих навыков.

Смотрите так же:  День защиты детей в детском саду для младшей группы

Идеи А.А. Катаевой о необходимости целенаправленной коррекционно-педагогической работы по формированию высших психических функций получили развитие в исследованиях Е.А. Стребелевой. Ею была разработана дидактическая система формирования у дошкольников с нарушениями умственного развития мышления как целостного процесса, каждый отдельный компонент которого является необходимым звеном общей структуры мыслительной деятельности ребенка. В коррекционно-педагогической работе с умственно отсталыми детьми получило свое реальное воплощение фундаментальное положение отечественной психо­логии о генетической связи разных форм мышления. В дошколь­ном возрасте тесно взаимодействуют три основные формы мыш­ления — наглядно-действенная, наглядно-образная и словесно-логическая, — образуя единый процесс познания реального мира, в котором в различные периоды может преобладать либо одна, либо другая форма мышления, в связи с чем познавательный процесс обретает специфический характер.

В ходе занятий используются такие приемы, как сравнение, обобщение, противопоставление, аналогия, установление связей между явлениями и объектами окружающего мира, классифика­ция и систематизация узнаваемых фактов, формулирование вы­водов в виде суждений и умозаключений. Именно на этой основе у детей складываются образы-представления, которые становятся более гибкими, динамичными, обобщенными, что позволяет им устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.

Дидактическая система формирования элементарных математических представлений разработана в исследованиях Л.Б.Баряевой и И. В. Чумаковой. Они рассматривают процесс формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта как сложную мыслительную деятельность, в которой умственные процессы основываются на интериоризации внешних предметных действий. При этом возникающие внутренние мыслительные процессы являются производными от внешней предметной деятельности.

Дидактическая система, разработанная Е.А. Екжановой с позиций психолого-педагогического подхода, обеспечивает овладение смыслами продуктивной деятельности через формирование знаково-символической функции сознания. Работа начинается с формирования у детей с нарушенным интеллектом образов восприятия в процессе целенаправленного обследования предмета и последующего моделирования его формы способами, специфичными для лепки, аппликации, рисования. На этой основе постепенно складываются гибкие образы-представления. Под влиянием обучения дети овладевают умением выделять существенные и второстепенные признаки предметов, устанавливать аналогии создаваемых изображений и реальных предметов. Выявленный признак становится свидетельством определенного уровня обобщения.

Игра – ведущая деятельность ребенка-дошкольника. Именно в ней происходит формирование основных психологических новообразований. В игре ребенок удовлетворяет свои возрастные психологические потребности: быть как взрослый. Его захватывает сам процесс, который пока еще даже не направлен к конечной цели.

Трудовое воспитание включает в себя формирование практических действий, которое осуществляется в процессе усвоения детьми способов самообслуживания и культурно-гигиенических навыков. Занятия ручным трудом направлены также на развитие умственных и практических действий: дети знакомятся с разнообразными свойствами и качествами предметов, которые их окружают, овладевают приемами обработки различных материалов, узнают возможности их применения в повседневной и в эстетическо-художественной деятельности.

Занятия по ознакомлению с окружающим предусматривают формирование у детей целостного восприятия и адекватных представлений о различных предметах и явлениях окружающей дей­ствительности, о человеке и видах его деятельности, о его взаимоотношениях с природой. В ходе таких занятий у детей складываются представления о предметном мире, созданном руками человека, обогащается их чувственный опыт, они учатся быть внимательными ко всему, что их окружает.

Психокоррекционная работа со школьниками с интеллектуальной недостаточностью.

Специальные школы (вспомогательные) для умственно отсталых детей в нашей стране прошли длительную эволюцию и доказали свою высокую эффективность. Несмотря на нецензовый характер образования, во вспомогательных шолах дается достаточный уровень образования для того, чтобы выпускник мог продолжить его для приобретения специальности (в специальных группах ПТУ) и вести самостоятельную жизнь. Специфическими задачами вспомогательной школы являются: коррекционно-развивающая – максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, поведения у каждого отдельного ребенка с проблемами в интеллектуальном развитии, максимальное использование имеющихся ресурсов психики для дальнейшего его развития, для повышения образовательного уровня; адаптационная, предполагающая облегчение и поддержку существования в окружающем мире, овладение по возможности теми компетенциями, которые необходимы для самостоятельной жизни в обществе; а также обучение доступному профессиональному труду.

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 34 ; Нарушение авторских прав

48. Обучение и воспитание умственно отсталых детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте умственно отсталый ребенок без специальной коррекционной работы минует два важных этапа в психическом развитии: развитие предметных дей­ствий и общение с другими людьми. Этот ребенок мало контактен как со взрослыми, так и со своими сверстника­ми, не вступает в ролевую игру и в какую-либо совмест­ную деятельность с другими. Все это отражается на на­коплении социального опыта детей и на развитии высших психических функций — мышления, произвольной па­мяти, речи, воображения, самосознания, воли.

Однако тенденции развития ребенка с нарушениями интеллекта те же, что и нормально развивающегося. Не­которые нарушения — отставание в овладении пред­метными действиями, отставание и отклонение в разви­тии речи и познавательной сферы — в значительной мере носят вторичный характер. При своевременной правиль­ной организации воспитания, раннем начале коррекци-онно-пеДагогического воздействия многие отклонения раз-вития у детей могут быть скорректированы и даже пре­дупреждены. Главной целью специального дошкольного обучения и воспитания умственно отсталого ребенка яв­ляется обеспечение максимально возможного уровня эмо­ционального, умственного, социального и физического развития, формирование его позитивных личностных ка­честв, подготовка к обучению в специальной школе. Кор-рекционно-педагогическая работа проводится с учетом

индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.

В России действует дифференцированная система спе­циальных дошкольных учреждений для умственно отста­лых детей.

В соответствии с характером дефекта и степенью его выраженности дети воспитываются в специальных учреж­дениях системы образования, здравоохранения или соци­ального обеспечения.

1. Дошкольные образовательные (коррекционные) уч­ реждения для детей с нарушением интеллекта:

специальные детские сады с круглосуточным пре­ быванием;

специальные детские дома.

Дошкольные отделения (группы) при специальных школах-интернатах.

Группы кратковременного пребывания для детей с нарушением интеллекта при специализированных дошкольных учреждениях коррекционного типа.

В эти учреждения принимаются дети в возрасте от 4 до 8 лет с диагнозом олигофрении в степени дебилыюсти не-осложненной формы.

Специальные ясли для детей с органическим пора­ жением центральной нервной системы (ЦНС) (при­ нимаются дети в возрасте от 2 до 4 лет).

Специальные психоневрологические санатории с круг­ лосуточным пребыванием для детей с органическим поражением ЦНС (принимаются дети в возрасте от 4 до 8 лет).

Контингент этих учреждений — дети с диагнозом оли­гофрении в степени дебильности осложненной формы. В учреждениях системы социального обеспечения воспи­тываются дети с диагнозом олигофрении в степени имбе-цильности и идиотии.

Существующая ныне в стране система дошкольного вос­питания и обучения детей с нарушениями развития ори­ентируется на здоровые силы ребенка, его потенциальные возможности. Эта система является комплексной, ее ха­рактеризует дифференцированность и интегрированность. Интегрированный характер дошкольного коррекционно-педагогического воздействия реализуется объединением усилий специалистов разного профиля, а также включе­нием семьи в работу с ребенком.

Другие статьи

  • Развитие ребенка в 1 год и 8 Развитие личности ребенка в один год восемь месяцев Развитие малыша в год и 8 месяцев происходит настолько активно, что родители не всегда успевают запечатлеть изменения для семейной истории. В это время кроха уже проявляет характер, демонстрирует себя как яркую […]
  • Норма питания новорожденного ребенка Первые месяцы жизни Я хочу поделится опытом о малыше в первые месяцы его жизни. Все это известно опытной маме, а вот тем, кто только готовится стать мамой, и в голове столько вопросов о том, что делать с малышом после роддома, надеюсь, эти материалы пригодятся. Я хочу […]
  • Почему ребенок в 15 года плохо спит ночью Плохо спит по ночам Здравствуйте, доктор. Понимаю, что не на все вопросы можно дать правильный ответ и всё же мне интересно было бы узнать Ваше мнение. Моему сыну 2 года. Мальчик хороший, говорит, знает цвета, очень много марок машин, любит "читать" книжки, короче […]
  • Принц фредди младший с детьми Канули в Лету: куда пропал Фредди Принц-младший Фредди Джеймс Принц-младший родился 8 марта 1976 года в Лос-Анджелесе, Калифорния, США. Его отец, знаменитый комедиант Фредди Принц-старший, покончил жизнь самоубийством, когда мальчику едва исполнилось 11 […]
  • Стребелева диагностика детей с нарушениями в развитии Ранняя диагностика умственных нарушений чрезвычайно сложна и в то же время крайне необходима. В настоящее время известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а в некоторых […]
  • Почему дети рождаются 7 месячными Семимесячный ребенок Все дети, которые рождаются в промежутке 28-37 недель, считаются недоношенными. Родители семимесячных и восьмимесячных малышей, естественно, волнуются в плане того, как правильно ухаживать за младенцем, кормить его, какую необходимо проводить ему […]