Воспитание культуры речи старших дошкольников

Воспитание культуры речи у старших дошкольников посредством театральной деятельности

На современном этапе проблема развития речи детей стала более актуальна, чем прежде.

Как известно, речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей, привычек. По мере взросления ребенка в особенностях его речи находят выражение разные черты характера: самостоятельность, активность, произвольность, эмоциональность, креативность.

Дошкольный возраст — уникальный период для приобретения свойств личности. В это время закладывается его модель. Поэтому одной из поставленных мною задач является развитие связной монологической и диалогической речи.

80% воспитанников нашего дошкольного образовательного учреждения, для детей с ослабленным здоровьем, имеют отклонения в речевом развитии.

Изучив результаты обследования речи детей, пришла к выводу, что помочь в развитии речи и эмоциональной сферы дошкольников может театрализованная деятельность, т.к. игра в театр является одним из средств решения данной проблемы, а так же обучения детей культуре речи.

Культура речи — явление много аспектное, главным её результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка: это понятие включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения.

Прежде чем научить ребёнка самостоятельно и умело творить, его необходимо научить навыкам обыгрывания театра. Поэтому, на первом этапе работы проводила с детьми игровые упражнения по формированию выразительности исполнения, что является своеобразным прологом к будущим театрализованным играм. К ним относятся:

  • игровые упражнения и этюды на развитие мимики и выразительности жеста;
  • упражнения на развитие внимания, памяти, воображения;

— этюды на выражение основных эмоций, воспроизведение отдельных черт характера. Большую помощь в организации данной работы мне оказали: программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста Крюковой СВ., Слободяник Н.П. “Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвалюсь и радуюсь”; технологии Г.П. Федоровой “Заглянет солнце и в наше оконце”; Г.П. Ивановой “Театр настроений”; Н.Л. Кряжевой “Развитие эмоционального мира детей”. Благодаря этим систематически проводимым игровым упражнениям, подвижнее и выразительней становилась мимика, движения приобретали большую уверенность, управляемость. Дети легче переключались с одного движения на другое.

Следующим этапом была работа над развитием выразительности речи, которая включала в себя два этапа:

— сначала формировала навыки восприятия интонации,

— затем — навыки её использования в собственной речи.

Используя приём сопоставительного анализа двух образцов чтения одного и того же текста, показывала детям роль интонации в речи. Первый раз читала текст не выразительно, второй раз с интонационным оформлением. Дети видели разницу, и им было легко понять то, что она заключается в выразительности речи. Объясняла детям: интонация помогает более точно передать образ театрального героя. После этого переходила к формированию навыков восприятия отдельных интонационных компонентов: мелодики, темпа, ритма, тембра, логического ударения.

Для привлечения внимания к мелодике (основному тону голоса) и показа её значимости использовала такой приём, как “рассказ проблемной истории”. Объясняла детям, что человеческий голос может изменяться -“подниматься и спускаться с горки”.

При развитии восприятия темпа речи проводила предварительную работу: знакомила детей с понятиями “быстро”, “медленно”, “умеренно”. Сначала вводила противоположные образцы темпа, затем предлагала образец умеренного темпа. На этом этапе учила детей соотносить темп движений и темп речи. В качестве речевого материала использовала потешки, поговорки, подвижные игры “Карусели”, “Курочка и цыплята”.

Работая над ритмом, предлагала детям отхлопывать в ладоши сначала ритм слоговых серий (Та-та-Та-та-Та-та-Та), затем стихотворений, имеющих двусложную или трёхсложную ритмическую структуру. Ритм задавала в виде хлопков, ударов в бубен, музыкальных отрывков, серии слогов, коротких стихотворений.

Формирование навыков восприятия тембра начинала со знакомства детей с двумя контрастными окрасками голоса: радостной и грустной. Это, в последствии, стало основой для введения менее контрастных по тембру эмоциональных проявлений: гнев, испуг, удивление и т.д. В качестве наглядного материала использовала пиктограммы, фотографии; речевого материала — “проблемные речевые истории”, связанные с сюжетами литературных произведений или личным опытом детей. Такие игры — упражнения обогащали эмоционально-экспрессивную лексику и развивали речевой слух детей.

Работу по формированию навыка использования логического ударения в собственной речи начинала со знакомства с этим понятием, с уточнения звуковых средств его выражения. Детям объясняла: те слова, которые считаются важными, произносятся громче или медленнее остальных слов в предложении. При выполнении упражнений:

— прослушивали речевой материал и называли слово — носитель логического ударения;

— слушали речевой материал и при повторном его воспроизведении, услышав выделенное слово, хлопали в ладоши.

Речевым материалом для упражнений служили как отдельные фразы, так и знакомые связные тексты, не большие по объёму. Эти упражнения включала в занятия по развитию речи, так как в них заложены возможности обогащения лексического запаса, уточнения грамматических конструкций.

Основным средством синтеза всех приобретённых навыков явилось разучивание диалогов, состоящих из коротких реплик, инсценировка сказок и рассказов. Так, для закрепления различения мелодики, повествовательных и вопросительных предложений, а так же навыков темпо-ритмической организации речи, тембровой окраски использовала небольшие рассказы: “Сорока и медведь” по Н.Сладкову, “Медведь” по Г.Виеру. Для автоматизации навыков дифференциации вопросительных и восклицательных предложений разыгрывала с детьми по ролям следующие диалоги и сюжеты: “Волк и Лиса”, “Аист и Лягушка” по С.Михалкову, “Лиса и Петух”, “Теремок” по сказкам С.Маршака, “Медведь и солнце” по Н. Сладкову.

При обучении детей средствам речевой выразительности использовала знакомые детям и любимые ими сказки и потешки, в которых собрана вся совокупность выразительных средств русского языка. Они предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Инсценировала с детьми разные по жанру литературные тексты в различных видах театров. Так, текст потешки “Тень-тень-потетень” дети инсценировали с куклами из театра “Рукавичка”, а в театре масок показывали как спектакль.

Затем, переходила к театрализованным играм. При этом пользовалась программой Н.Ф. Сорокиной и Л.Г. Миланович “Театр — творчество — дети” с методическими рекомендациями Н.Ф. Сорокиной “Играем в кукольный театр”, учебно-методическим пособием М.Д. Маханевой “Театрализованные занятия в детском саду”. Игра осуществлялась по традиционному плану: знакомство с содержанием текста, распределение ролей, подбор или изготовление оборудования и костюмов. Разучивания реплики в вопросно-ответной форме вместе с детьми выявляли, какие свойства характера присущи каждому персонажу, какими должны быть выразительные движения, а главное, интонация действующих лиц. Подбирала литературный материал, насыщенный глагольной лексикой. Так детям легче показать разнообразные движения персонажей, например, потешки “Ходит конь по бережку”, “Тень-тень-потетень”, сказки “Теремок”, “Два барана” С. Маршака.

В нашей группе создана атмосфера для творчества, развития у детей интереса к театрально-игровой деятельности, имеется много атрибутов, побуждающих детей к обыгрыванию сказок, потешек и знакомых художественных произведений. Игра в театр стала частью занятия и режимных моментов. На занятиях при знакомстве с художественной литературой, а так же в свободной художественно-творческой деятельности использовала разные виды театров.

Все это побуждало детей к самостоятельному театрализованному творчеству.

Репертуар детских выступлений был несложный, но дети исполняли эти сценки с интересом и желанием, выступали перед детьми ДОУ и их родителями. Наилучшие отклики получили спектакли: “Радуга” по М. Козлову, “Миша и его друзья” по В.Степанову, сказка “Теремок”, “Волк и Лиса” по С.Михалкову.

Проведенная работа подтвердила целесообразность выбранного мною направления, дала положительные результаты в развитии речи детей, формировании их культуры речи и развитии творческих способностей: увеличился и активизировался словарный запас, усовершенствовались грамматический строй речи, выразительность и навыки связной речи.

  • О.С. Ушакова “Развитие речи дошкольников”, изд. Института Психотерапии, 2001 г.
  • М.Д. Маханева “Театрализованные занятия в детском саду”, изд. ТЦ Сфера, М. 2001 г.
  • М.Д. Маханева “Театрализованная деятельность дошкольников”, ж. Д/в №11/99 г.
  • Т. Доронова “Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности”, ж. Ребенок в д/с. №2/2001 г.
  • Ю. Родионова “Развитие интонационной выразительности речи дошкольников”, ж. Ребенок в д/с. №5/2006 г., № 1/2007 г.
  • Воспитание культуры речи у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи, средствами малых фольклорных форм

    Глухих Татьяна Степановна,

    учитель-логопед высшей квалификационной категории

    ФГБУ ДОУ №120 г. Новосибирска

    Воспитание культуры речи у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи, средствами малых фольклорных форм

    Поговорки, прибаутки, скороговорки,

    иногда лишенные смысла, важны, чтобы

    выломать детский язык на русский лад и

    развить чутье к красотам родного языка.

    К. Д. Ушинский

    На современном этапе развития общество нуждается в образованной и воспитанной личности. В соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания» основой воспитания и обучения в дошкольном детстве является овладение речью. В данном документе отмечено, что дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи и, если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

    Смотрите так же:  У кого грудной ребенок спит на животе

    В настоящее время в языковой практике прослеживается утрата лучших речевых традиций, продолжает набирать силу процесс «огрубления» нравов общества, что влечет за собой и упадок общей культуры.

    В речевой деятельности это выражается в увеличении лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов.

    Язык – важнейшая часть общенациональной культуры, поэтому не случайно в настоящее время ученые-лингвисты поднимают вопрос об экологии языка, чтобы не допустить разрушение речевой культуры.

    Культура речи – это сравнительно молодая область в науке о языке. Несмотря на то, что эта наука возникла в России только в XX в., учение об эффективности речи и ее качествах существовало еще с античных времен.

    Долгое время культура речи рассматривалась только в аспекте владения нормами русского литературного языка, но возрождение интереса к риторике способствовало смещению акцентов в сторону изучения речевых жанров, речевого поведения. Термин «Культура речи» многозначен: это качество речи, умение пользоваться языком в общении и это наука о качестве пользования языком.

    Воспитание культуры речи дошкольного возраста – явление сложное и малоизученное. В дошкольной педагогике культуру речи принято понимать как совокупность коммуникативных качеств, которые формируются в речевой деятельности и включают осознанное усвоение выразительно-изобразительных средств речи и уместное их использование в собственной речи. Таким образом, воспитание культуры речи предполагает не только овладение языковыми нормами (фонетическими, лексическими, грамматическими, синтаксическими), но и совершенствование процесса реализации выразительных средств языка в живом речевом общении.

    В дошкольной педагогике исследования Сохина Ф.А. доказывают, что ребенок самостоятельно не может овладеть речевой нормой, а в коррекционной педагогике это еще осложняется преодолением общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста, которое характеризуется своей многоаспектностью нарушения речевой деятельности, что подтверждается многочисленными исследованиями как психолого-педагогическими, психолингвистическими, так и медиков педагогического плана.

    На данном этапе остро встает проблема овладения детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, речью правильной, выразительной, логичной, точной. Поэтому введением элементов культуры речи в коррекционно-педагогическую систему воспитания будет оказывать безусловное влияние на духовный мир ребенка и будет способствовать решению коммуникативных задач в детском коллективе.

    Нельзя не учитывать тот факт, что лучшие образцы речевой культуры предлагает нам фольклор. В произведениях народного творчества заложены языковые нормы, образцы русской речи. Ученые неоднократно подчеркивали огромные возможности различных фольклорных жанров как средство обучения родной речи и воспитания ее культуры. Художественная сила малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, потешек) заключается в их смысловой, композиционной, интонационно-синтаксической, звуковой и ритмической организованности. Поэтический язык пословиц и поговорок прост, точен, выразителен, содержит синонимы, антонимы, омонимы, сравнения. В основе многих пословиц и поговорок лежит метафора (переносное значение слова). Она служит средством достижения наибольшей экспрессивности, живописности. Все это делает пословицы и поговорки ценнейшим языковым материалом. Все это определяет выбор в поиске средств, воспитания культуры речи старших дошкольников, имеющих речевые нарушения.

    У детей с общим недоразвитием речи, по данным исследования, отмечается несформированность чувства языка, неспособность к построению развернутого высказывания, инертность в выборе языковых средств, обусловленных недостатками когнитивно (умственной) – речевой деятельности; обнаруживаются недостатки понимания и употребления малых фольклорных форм, обусловленных низким уровнем представлений об окружающем мире, недостаточностью мыслительных операций, недостаточной сформированностью когнитивных и коммуникативных предпосылок речи.

    Поэтому воспитание культуры речи средствами малых фольклорных форм можно рассмотреть в русле общего коррекционно-речевого развития.

    С этой целью можно выделить задачи по следующим направлениям:

    1. Знакомить детей с наиболее типичными произведениями малых фольклорных жанров.

    2. Развивать внимание и интерес к малым жанрам фольклора (загадкам, пословицам, поговоркам, потешкам…).

    3. Формировать их эстетическое восприятие.

    4. Формировать правильное понимание обобщенного иносказательного смысла загадок, пословиц, поговорок.

    5. Формировать готовность к восприятию и освоению малых фольклорных форм, развивать представления о жанрах фольклорных произведений.

    6. Формировать представления о языковых средствах, вычленять в фольклорных произведениях.

    7. Обучать адекватному использованию образных выражений, пословиц и поговорок в различных ситуациях.

    Решение данных задач поможет детям:

    -повысить уровень культуры речи, преодолеть каждому ребенку речевой дефект;

    -развить его личностные качества и активизировать вербальные средства обучения;

    -познакомить с произведениями малых фольклорных форм и их языковыми и художественными особенностями;

    -научиться понимать и выделять художественные и смысловые средства малых фольклорных жанров;

    -сформировать навыки правильного звукопроизношения, речевого слуха и фонематического восприятия;

    -развить грамматические и семантические компоненты языковой способности;

    -сформировать связную речь;

    -развить выразительность речи, психические процессы;

    -адекватно использовать образные выражения пословиц и поговорок в различных ситуациях.

    Воспитание культуры общения у старших дошкольников

    Светлана Мельникова
    Воспитание культуры общения у старших дошкольников

    1. Теоретические основы проблемы воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста…. 5

    2. Особенности культуры общения у детей старшего дошкольного возраста….….…. 10

    3. Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста…. 13

    Сложилось определенное противоречие: несмотря на то, что культуре речи детей всегда уделялось большое внимание в психолого-педагогической литературе, проблема воспитания культуры речи детей старшего дошкольного возраста остается по-прежнему актуальной.

    Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста. Большое значение придается проблеме воспитания культуры общения детей, в решении которой ведущую роль играет формирование коммуникативных функций речи, как центральное звено развития ребенка. Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем. Если человек в первую очередь умеет слушать своего собеседника в процессе общения, при этом грамотно излагает свои мысли на хорошем уровне языка, без сленга и просторечья, мы можем сказать про такого человека, что он в полной мере владеет культурой общения. Так как одной из важных частей культуры общения является речь, поэтому и воспитывать культуру общения дошкольников необходимо именно через формирование коммуникативных функций речи.

    Стремление найти пути разрешения указанного противоречия определило проблему исследования — выявление наиболее эффективных приемов воспитания культуры общения дошкольников.

    Актуальность и практическая значимость обусловила выбор темы: «Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста».

    Цель работы: рассмотрение наиболее эффективных методов формирования общения у детей.

    Исходя из цели работы были сформулированы следующие задачи:

    1. Рассмотреть понятие и специфику общения у детей старшего дошкольного возраста.

    2. Сделать анализ особенностей воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.

    3. Выявить наиболее эффективные методы воспитания культуры общения у детей посредством игровой деятельности.

    Теоретико-методологической основой исследования являются теоретические концепции ведущих отечественных педагогов-психологов: В. С. Мухиной, Л. С. Выгодского, А. Н. Леонтьева о закономерностях развития детской психики, понимание дошкольного детства как особого периода в становлении личности, также исследование ряда работ авторов, которые изучали проблему взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в игре Коломинский Я. А., Эльконин Д. Б., Репина Т. А. и другие.

    1 Теоретические основы проблемы воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста

    Одним из важнейших факторов формирования личности является общение. Идеи о том, что общение играет важную роль в формировании личности, получили свое развитие в трудах отечественных педагогов: Ананьева В. Г., Бодалева А. А., Выготского Л. С., Леонтьева А. Н., Ломова Б. Ф., Лурии А. Р., Мясищева В. Н., Петровского А. В. и др.

    Общение можно рассматривать с точки зрения разных гуманитарных наук. Так, в социологии оно понимается как способ существования внутренней эволюций или поддержания status quo социальной структуры общества — в той мере, в какой эта эволюция вообще предполагает диалектическое взаимодействие личности и общества, невозможное без общения. В марксисткой философии оно понимается как процесс превращения общественного отношения из виртуальной в реальную «действенную» форму, осуществляемого при определенных обстоятельствах. Здесь оно понимается и как процесс (актуализации) и как условие (способа актуализации). Таким образом, в рамках этой философской концепции, любая общественная деятельность является в известном смысле общением.

    C точки зрения педагогики (например, А. А. Леонтьевым) общение понимается как процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными между собою в психологическом отношении. Осуществление этого контакта позволяет либо изменить протекание совместной деятельности за счет согласования «индивидуальных» деятельностей по тем или иным параметрам, или, напротив, разделение функций (социально ориентированное общение, либо осуществить целенаправленное воздействие на формирование или изменение отдельной личности в процессе коллективной или «индивидуальной», но социально опосредованной деятельности (личностно ориентированное общение). Более простое определение дается М. И. Лисиной: общение — это взаимодействие 2-х и более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата.

    Смотрите так же:  Воспитание детей толстая

    Общение – сторона целостной деятельности ребенка и определяется особенностями этой деятельности. Общение лишь один из аспектов совместной деятельности участников, хотя возможны случаи, когда общение выступает в чистом виде, исчерпывая все взаимодействие, протекающее в этот момент между людьми.

    Под общением мы понимаем определенное взаимодействие людей, в ходе которого они обмениваются разнообразной информацией, чтобы наладить отношения и объединить усилия для достижения общего результата. Любая деятельность характеризуется определенной структурой. Ее элементами являются побудительно-мотивационная часть (потребность, мотивы, цели, предмет деятельности, соответствие предмета и мотива деятельности, продукт, или результат, деятельности и средства ее осуществления (действия и операции). Исходя из данной схемы, мы понимаем общение как тот аспект взаимодействия людей, в котором предметом деятельности является другой человек.

    В общении потребность изменяется по содержанию в зависимости от характера совместной деятельности ребенка с взрослым. На каждом этапе развития потребность в общении формируется как потребность в таком участии взрослого, которое необходимо и достаточно для решения ребенком основных, типичных для его возраста задач. Различают четыре этапа развития потребности в общении ребенка с взрослым.

    I этап – потребность во внимании и доброжелательности взрослого. Это обязательное условие благополучия ребенка в первом полугодии жизни.

    II этап – нужда в сотрудничестве или в соучастии взрослого. Такое содержание потребности в общении появляется у ребенка после овладения им произвольным хватанием.

    III этап – необходимость в уважительном отношении взрослого. Она возникает на фоне познавательной деятельности детей, направленной на установление чувственно не воспринимаемых взаимосвязей в физическом мире. Дети стремятся к своеобразному сотрудничеству со взрослым, выражающемся в совместном обсуждении явлений и событий предметного мира. Только понимание взрослым важности для ребенка этих вопросов обеспечивает такое сотрудничество.

    IV этап – потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого. Она возникает в связи с интересом детей к миру человеческих взаимоотношений и обусловлена овладением детьми правилами и нормами их отношений. Ребенок стремится добиться одинаковых взглядов со взрослым. Это позволит ребенку быть счастливым и радостным.

    Общение играет огромное значение в развитии личности. Вне общения невозможно формирование личности. Именно в процессе общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения. Только в нем формируются духовные потребности, морально-политические и эстетические чувства, складывается характер.

    Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. В процессе общения складываются и реализуются как личные, так и общественные отношения.

    Развитие человеческого общества и общение людей – сложный диалектический процесс. Возможности общения расширяются вместе с развитием общества. В то же время само развитие определенного общества зависит от контактов, от общения с другими людьми и обществами.

    Каждая личность выполняет множество функций: служебные (напр., подчиненный, начальник, педагог, ученик, воспитанник детского сада и т. д., семейные (мать, отец, сестра, брат и т. д., что и обусловливает разные виды общения.

    Как и у всякого объекта научного изучения у общения выделяют ряд присущих ему свойств. Среди них:

    · общение взаимонаправленого действия;

    · оно подразумевает активность каждого из его участников;

    · каждый из участников этого процесса выступает как личность.

    Из этого, в частности следует, что предметом общения является другой человек, партнер по общению. Каждый человек стремиться к познанию и оценке других людей. Узнавая и оценивая других, человек получает возможность самооценки и самопознания. Это стремление суть потребности в общении. Таким образом, основными функциями общения являются:

    · организация совместной деятельности людей (согласование и объединение усилий для их достижения);

    · формирование и развитие межличностных отношений;

    · познание людьми друг друга;

    · общение — необходимое условие формирования личности, ее сознания и самосознания.

    Среди основных продуктов общения выделяют: общий результат, взаимоотношения, избирательные привязанности, а также образ самого себя.

    Итак, общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения – обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения, предполагает восприятие общающихся друг с другом.

    Таким образом, в едином процессе общения обычно выделяют три стороны:

    Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей.

    Имея эту теоретическую базу, мы можем перейти к рассмотрению особенностей культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.

    2 Особенности культуры общения у детей старшего

    дошкольного возраста

    Культура общения – предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.

    Культура общения предполагает не только делать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов. Ребенка надо учить замечать состояния других людей. Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно посидеть, все зависит от определенной обстановки.

    Такое поведение становится недопустимым, т. е. поступать, руководясь чувством уважения к окружающим в сочетании с простой естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребенка, как общительность.

    Культура общения обязательно предполагает культуру речи, которая в свою очередь также предполагает наличие у детей старшего дошкольного возраста достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.

    Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется – добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения.

    Задача родителей и педагогов – воспитывать у ребенка культуру общения.

    Какие наиболее важные нравственные качества хотим мы видеть в наших детях?

    Вежливость. Она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Без нее невозможно представить взаимоотношения людей. Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим. Вежливость приобретает цену, если она проявляется ребенком по велению сердца».

    Деликатность — сестра вежливости. Человек, наделенный этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями. Задатки деликатности исходят из глубокого детства.

    Предупредительность — Необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений.

    Скромность. Эта нравственная черта личности показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе. Необходимо формировать у детей умение. Общительность. В ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим – непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениям – истоки уважения к людям. Общительный ребенок быстрее находит место в детском саду.

    Таким образом, необходимым условием для всестороннего развития ребенка является наличие детского общества, в котором формируются черты нового человека: коллективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения. Общаясь со сверстниками, ребенок научится трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Ребенок воспитывается в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей. Подготовка ребенка к жизни среди взрослых начинается с его умения строить свои отношения со сверстниками: с начала, в детском саду и в школе, затем у отдельных детей и соответствующие проявления – отнять, толкнуть и т. д. Когда ребенок начинает осознавать, что рядом с ним такие же дети как он, что свои желания приходиться соизмерять с желаниями других, тогда в нем возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения.

    На сегодняшний день существуют различные методы воспитания культуры

    общения у детей, о которых мы поговорим в следующем параграфе.

    3 Воспитание культуры общения у детей старшего

    дошкольного возраста

    Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста осуществляется в тесной связи с формированием у детей навыков коллективизма. Формируя у ребенка стремление к общению, взрослые должны поощрять даже самые незначительные попытки играть друг с другом. Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность. В интересной, насыщенной событиями жизни общение детей приобретает особую сдержанность. Педагог использует различные приемы, которые помогают разнообразить повседневную жизнь детей. Например: утром встретить их приветливой улыбкой, постараться увлечь интересной игрушкой. Сегодня в его руках лохматый медвежонок, который здоровается с ребятами. Утро началось жизнерадостно, и этот настрой сохраняется у детей в течение дня. Переполненные впечатлениями, дети не раз возвращаются к разговору о том, что их удивило и взволновало. Общение между ними происходит в атмосфере дружелюбия и приветливости.

    Смотрите так же:  Упражнения для детей 5-6 лет на развитие памяти

    У воспитанников детского сада возникает много поводов для общения. Театр игрушек, песня, спетая на прогулке, собранный по цветочку букет, побуждения к обмену впечатлениями, заставляют тянуться к сверстникам. Главное общение — «ребенок-ребенок», «ребенок-дети» идет по собственному побуждению, т. к. жизнь в обществе сверстников ставит воспитанника в условия делить что-то вместе: трудиться, играть, заниматься, советоваться, помогать – словом, решать свои маленькие дела. Задача взрослых – направлять отношения детей так, чтобы эти отношения содействовали формированию навыков коллективизма. Важно прививать ребенку элементарную культуру общения, помогающую ему устанавливать контакты

    со сверстниками: умение без крика и ссоры договариваться, вежливо обращаться с просьбой; если необходимо, то уступать и ждать; делиться

    игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать игры шумным вторжением. Старший дошкольник должен уметь проявлять к товарищу предупредительность и внимание, вежливость заботливость и т. д. Такие формы общения легче усваиваются ребенком, если взрослые поддерживают, следят за тем, как он ведет себя с товарищами по играм, с близкими и окружающими людьми. Дети под руководством взрослого приобретают опыт положительного общения. Воспитанию культуры общения во многом способствует участие ребенка в совместной игровой деятельности. Так как управление многими играми необходимо для активации процесса самовоспитания ребенка, то к педагогическим подходам организации детских игр необходимо отнести выбор игры, который в первую очередь зависит от того, каков ребенок, что ему необходимо, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения. Если игра коллективная, необходимо хорошо знать, каков состав играющих, их интеллектуальное развитие, физическая подготовленность, особенности возраста, интересы, уровни общения и совместимости и т. п. Выбор игры зависит от времени ее проведения, природно-климатических условий, протяженности времени, светового дня и месяца ее проведения, от наличия игровых аксессуаров, зависит от конкретной ситуации, сложившейся в детском коллективе. В игре естественна подмена мотивов: дети действуют в играх из желания получить удовольствие, а результат может быть конструктивным. Игра способна выступать средством получения чего-то, хотя источником ее активности являются задачи, добровольно взятые на себя личностью, игровое творчество и дух соревнования. В играх ребенком осуществляются цели нескольких уровней, взаимосвязанных между собой. Нас же интересует воспитательная роль игры на уровень культуры общения детей, чему и будет посвящена вторая глава, в которой мы опишем экспериментальное исследование,

    направленное на воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.

    Общение возникает ранее других процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на психическое развитие ребенка, формирует личность в целом. При недостаточном общении темп формирования психических процессов замедляется.

    Раннее коррекционное вмешательство может изменить весь ход психического развития ребенка. Целенаправленное комплексное воспитание культуры общения ребенка должно быть направлено на обогащение эмоциональных и личностных контактов детей с взрослыми и сверстниками, на удовлетворение потребности детей в разнообразном чувственном познании и исследовании предметного мира вокруг себя.

    В результате исследования мы провели формирующий этап по воспитанию культуры общения детей старшего дошкольного возраста с целью повысить уровень культуры общения дошкольников.

    1. Арушанова, А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками [Текст] /А. Арушанова// Дошкольное воспитание. – 2009. — № 5. – С. 51-61.

    2. Арушанова, А. Истоки диалога [Текст] / А. Арушанова, Е. Рычагова, Н. Дурова// Дошкольное воспитание. – 2008. — № 10. – С. 82-90.

    3. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика [Текст]: книга для воспит. /Л. Р. Болотина. – М.: Академия, 2010. – 232с.

    4. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в средней группе М / В. В. Гербова // Дошкольное воспитание. – 20012. — № 3. – С. 78-80.

    5. Горшкова, Е. Учите детей общаться [Текст] / Е. Горшкова// Дошкольное воспитание. – 20011. – № 12. – С. 91-93.

    6. Гризик, Т. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи [Текст] / Т. Гризик// Дошкольное воспитание. – 2009. – № 6. – С. 54-56.

    7. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика [Текст] / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М.: Академия, 2009. – 416с.

    8. Колодяжная Т. П. Колунова Л. А. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ [Текст] /Т. П. Колодяжная, Л. А. Колунова. — Ростов – н/Д: ТЦ «Учитель», 2009. – 32с.

    9. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок? [Текст] / А. И. Максаков– М.: Просвещение, 2010. – 157с.

    10. Новотворцева Н. В. Развитие речи детей [Текст] /Н. В. Новотворцева. – Ярославль: Гринго, 2009. – 236с.

    11. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. – М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2009. – 223с.

    12. Радина К. К. Метод беседы в воспитательно-образовательной работе с детьми старшей группы детского сада [Текст] /К. К. Радина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 2009. – с. 221-229.

    13. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольника[Текст] /О. С. Ушакова. – М.: Изд-во института психотерапии. — 2009. – 237с.

    14. Флерина Е. А. Разговорная речь в детском саду [Текст] / Е. А. Флерина// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия,2010. – с. 210-115.

    Консультация «Воспитание у детей культуры общения» Работа Синдянкиной Н. А. МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Консультация на тему: «Дайте, пожалуйста» Общение детей.

    Перспективный план работы по теме «Воспитание культуры речевого общения у детей 5–7 лет» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 16 «Былина» Перспективный план работы.

    Развитие общения старших дошкольников в проектной деятельности Проблема развития общения сверстников в дошкольном возрасте относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии.

    Развитие речевого общения у старших дошкольников с нарушением речи посредством театрализованной деятельности Роль театрализованной игры в развитии речевого общения детей. Коллективный характер театральных игр позволяет расширить и обогатить опыт.

    Совместная деятельность педагога с детьми «Воспитание культуры общения у детей дошкольного возраста» Цель деятельности: продолжать формирование умений и навыков культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста Задачи:.

    Воспитание культуры межнационального общения Воспитание культуры межнационального общения Воспитатель: Бикмухаметова Ильфира Шакирьяновна МБУ Детский сад №143 «Бусинка» В настоящее.

    Воспитание культуры поведения дошкольников Воспитание культуры поведения дошкольников. Культура поведения – это широкое понятие, которое раскрывает сущность моральных норм в отношении.

    Воспитание культуры поведения у дошкольников Воспитание культуры поведения у дошкольников Сколько бы хороших слов ни произносил учитель, они останутся для воспитанника пустым звуком,.

    Воспитание экологической культуры у дошкольников Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к окружающей его природе,.

    Воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры общения у детей младшего дошкольного возраста через театрализованные игры Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики.

    Другие статьи

    • Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Законодательством Российской Федерации не предусмотрено процедуры отказа от ребенка, возможно только лишение родительских прав. Так, согласно ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если […]
    • Можно ли ребенку капать ромашку в нос отвар ромашки и нос неделю назад мы заболели к нам приходила врач и сказала 5 раз в день промывать нос пипеткой ромашки, потом отсасывать аспиратором, а потом капать капли сейчас я разговаривала с подругой, она меня отругала, сказала, что нельзя так ни в коем случае, […]
    • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
    • Диагностика отклонения в развитии ребёнка определение этапы проведения Ранняя диагностика отклонений в развитии детей Диагностика отклонений в развитии основывается на зна­нии общих и специфических закономерностей психического раз­вития нормально развивающегося ребенка и детей с различны­ми отклонениями в развитии. Диагностика носит […]
    • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
    • Рекомендации для родителей по развитию речи детей 2-3 лет Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2–3 лет" До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить. […]