Воспитание ребенка в дагестане

Традиции дагестанского воспитания детей

Дагестан – регион с мощными традициями, уходящими своим корнями в далекое прошлое. Однако многовековые традиции и сегодня находят огромное отражение в воспитании современного поколения. Одним из основополагающих принципов семейного подхода к привитию детям национальных духовных ценностей является четкое гендерное разделение. Особенно заметен данный подход не в городах, а в небольших селениях. Там и в современное время можно наблюдать мальчиков, пасущих скот, колющих дрова, работающих вместе с отцом в саду. Что касается девочек, то частью их неизменных обязанностей становится приготовление пищи и уход за младшими братьями и сестрами. Таким образом, трудовое воспитание становится неотъемлемой единицей привития детям истинных дагестанских традиций.

Основа воспитания девочек — благочестие

Как становится понятно, данный процесс внутри семьи никогда не бывает идентичным у мальчиков и девочек. Вторая категория детей с самого рождения и вплоть до свадьбы находится под пристальным вниманием матери. Она не отпускает их от себя ни на шаг, поэтому поведение маленьких и юных дагестанок традиционно отличается благовидностью, целомудренностью и послушанием. Стоит заметить, что если по каким-то причинам дочь не оправдала надежд семьи, в этом глава рода винит не кого-нибудь, а мать. Ведь именно она не заложила своей девочке основ духовных и семейных дагестанских ценностей.

Мальчик? Значит, защитник!

Мальчики в культуре этого региона имеют особую значимость, что выражено во многих пословицах, песнях и поговорках народа. В 21 веке данное утверждение не утратило своей значимости. Уже с самого первого дня своего существования маленький дагестанец вселял надежды в своего отца, деда, жителей села, что он станет истинным воином, защитником своего края и культуры, многовековых традиций и устоев. Именно поэтому с ранних лет прививались им именно бойцовские качества и навыки. Это во многом обусловлено историческим развитием региона и географическими особенностями края. Выжить в горах самому и защитить собственную семью слабому мужчине было просто невозможно. Однако актуальность данного аспекта в воспитании детей не утратила своей актуальности и с настоящее время.

Не только сила взращивается в маленьких дагестанцах. Отец с малых лет прививает в своих сыновьях и крепость характера. Зачастую такой подход сопряжен с некоторыми испытаниями, которые, прежде всего, ориентированы на то, чтобы будущий мужчина ничего не боялся, был отважным, целеустремленным, смелым.

Почет к возрасту и хлебосольство – устои, заложенные в детстве

Иной особенностью дагестанского воспитания детей является обязательное привитие уважения и почета по отношению к старшим. Во многих семьях до настоящего времени можно наблюдать иерархию размещения членов семьи за обеденным столом. Строится она согласно возрасту, где в центре оказывается самый старший и, соответственно, самый уважаемый представитель рода.

Еще один аспект воспитания маленьких дагестанцев заключается в привитии гостеприимства. Нет ни одной семьи, в которой не были бы искренне рады пришедшим в дом.

Организация охранных систем, в частности установка сигнализации и видеонаблюдения позволяет защитить жилище, торговую точку, складское помещение или производственное здание от неправомерных действий злоумышленников и предотвратить хищение материальных ценностей. Оборудуя объект видеонаблюдением необходимо избежать наличия «мертвых» зон и охватить как можно большую площадь.

Статьи / Воспитание горцев в Дагестане

Воспитание детей в Дагестане происходило согласно определенным традициям. Воспитывались дети за уставами трудового воспитания, которые считается главным для горца. Ведь, как говорят, труд для горца – это основа его духовного развития.

Горцы в литературе описываются как люди, способны отдать все ради того, чтобы работать и получать плоды своего труда. Во время сезонных работ дома могли оставаться только маленькие дети и старухи, выполняющие роль няни для детей.

Труд занимает важное место в воспитании детей, поэтому родители своим детям из поколения в поколение передают профессиональные навыки, умения, знания. Дети с самого раннего детства выполняют посильную для их возраста работу. Старшие стараются приучить ребенка к работе с малых лет. Они показывают, что трудолюбивого человека уважают и ценят, а ленивого – презирают.

В крестьянских семьях любовь к труду прививалась в процессе игры. Дети сами того не замечая, игрались игрушками, которые напоминали орудия работы. Детям задавали работу не тяжелую, но полезную. Например, принести воды в небольшом кувшине, посушить зерно на солнце, покормить домашнюю птицу или отвести животных на водопой. В качестве приза детям разрешалось прокатиться на лошади.

В подростковом возрасте дети трудились со взрослыми наравне. Мальчики помогали отцу в сельскохозяйственных работах, девочки помогали матери по дому: могли приготовить пищу, убраться в доме.

Родители готовили детей к тяжелым хозяйственным работам с ранних лет. Они говорили детям, как это важно. Воспитывали гордость и ответственность за предстоящий труд. Вместе с тем они готовили одежду, обувь и приборы для этого типа работ.

В семье вся ответственность о воспитании ребенка ложилась на женщин. В процессе помощи матери дети включались в всеобщий труд, который воспитывал честность, трудолюбие, эстетические и нравственные идеалы ребенка. В детстве детей очень легко приучить помогать взрослым, ведь они сами этого добиваются. Вырабатываются в трудолюбивых детей такие черты характера как исполнительность, ответственность, самостоятельность и проявление инициативы. Таким образом, привить любовь ребенка к труду не так уж и сложно. Главное, выбрать правильные методы воспитания.

Давние традиции сохранились в современной системе воспитания. В некоторых школах объединяются обучение и трудовое воспитание. Распространены такие формы детского труда как учебно-производственные бригады, подрядочные кооперативы, ученические кооперативы. Все это создано с целью не только зарабатывать деньги, но и подготовить молодое поколение к самостоятельной жизни.

Одним из главных заданий, которые перед собой ставят в школах Дагестана — это воспитание любви к труду, привычки работать, создание навыков коллективного труда. Родители ещё с детства внушали своим детям, что трудиться – это значит быть уважаемым в обществе человеком. Особенно важна работа в коллективе, которая главным заданием считает интересы общества.

В наше время многие традиции народной педагогики исчезли из системы воспитания в школах. Родители и учителя прекрасно понимают их значение, поэтому стараются вернуть эти традиции и использовать их в процессе воспитания.

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

Мне очень понравилась данная статья. Полезная информация

Мне очень понравилась данная статья. Полезная информация

Мне очень понравилась данная статья. Полезная информация

Мне очень понравилась данная статья. Полезная информация

Мне очень понравилась данная статья. Полезная информация

Очень полезный материал, находящий отражение во многих сферах жизни. Статья не затянута и читается налегке. Материалы актуальны и могут стать основой для масштабной научной работы. Лично мне очень помогло, спасибо авторам!

Великолепная статья, все четко по делу. Наилучшие пожелания авторам этой статьи!

Здравствуйте! Как влияет красно-желтое излучение на человека?

Автор молодец, хорошая статья, познавательная!

Я, как мама 2 детей, согласна с автором. Нужно более активную социальную деятельность, тем более для детей! Ведь они черпают все из поступков, поведения, деятельности. И насколько важно правильно построить процесс, чтобы дать подрастающему поколению важные навыки и привить добро! Очень рада, что такие юные особы, как автор статьи, глубоко понимает проблематику, а также пути решения! Буду с нетерпением ждать очередного творения!

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ НА ТРАДИЦИЯХ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА

В последние годы проблема нравственного развития личности детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность.

Это связано с тем, что наряду с девальвацией ценностей, связанных со служением обществу, государству, происходит снижение доверия к старшему поколению, переориентация на личное благополучие, выживаемость, самосохранение, идет усиление процесса индивидуализации, отчуждения. Эти риски для физического, нравственного и психического здоровья человека, общества, риск для безопасности страны. Актуальность проблемы также обусловлена обострением межнациональных отношений, проявлением шовинизма, национализма, пренебрежительного отношения к культурному наследию разных народов. Стремление противостоять этому разрушению и побудило педагогов обратиться к интеллектуально-нравственному потенциалу, который заложен в народных традициях.

Время диктует необходимость обновления содержания образования и воспитания детей дошкольного возраста, а также более ранней ориентации и творческого саморазвития личности дошкольника.

Вступая в самые разнообразные контакты, человек как существо социальное, взаимодействует с другими людьми, что требует от него умения соблюдать общепринятые правила поведения. Поэтому, формируя социально-нравственные представления дошкольников, необходимо как можно раньше знакомить их с этими нормами.

По свидетельству исторических, философских и археологических ис­точников, уже на заре человечества в сообществах выдвигались обязательные для всех нравственные ценности, на основе которых определялись нравственные нор­мы и цели воспитания подрастающего поколения. Как показала практика, нравст­венные ценности изменяются быстрее, чем цели воспитания. Провозглашаются одни ценности, а в жизнь входят другие. Возникают противоречия, отстают цели воспитания (А.Ф.Шишкин, В.Ф.Зыбковец, Л.И.Кучинский, Н.Д.Никандров).

С древних времен люди старались определить общие нравственные основа­ния для поведения, обозначить идеальный образ воспитанного человека. В силу ограниченности социальных воззрений, мыслители прошлого выдавали свой реги­он за весь мир и теоретически обосновывали облик идеального человека как носи­теля фундаментальных ценностей, за которые принимали добродетели [3].

Народная педагогика — один из неиссякаемых источников, стимулирующих развитие нравственно-стабильной личности с раннего возраста. Глубокое и систематическое изучение педагогических идеалов и опыта народа, раскрытие их могучего воспитательного потенциала, всегда было и остается, поэтому, одной из важных и актуальных проблем воспитания. Среди средств, направленных на повышение эффективности нравственного воспитания подрастающего поколения особое место необходимо отвести устному народному творчеству. Оно умножает и расширяет жизненный опыт личности. Это умножение реального опыта обладает качественными особенностями. Былины, сказки раздвигают исторически ограниченные рамки опыта личности, живущей в определенную историческую эпоху, и передают ей исторически многообразный опыт человечества; вооружают художественно организованным, отобранным, обобщенным, осмысленным опытом. Они помогают прочувствовать и пережить микромир чувств человека, передавая опыт через идентификацию ребенка с героем произведения. В частности, поэтическое творчество русского народа дает анализ состояния мира, затрагивает важнейшие проблемы нравственности, предвосхищает будущее и оказывает суггестивное воздействие на дошкольника.

Кардинальные вопросы улучшения воспитания детей дошкольного возраста связаны с формированием нравственно-ценностных основ личности. В исследованиях ряда авторов (Ш.А.Амонашвили, Ш.К.Ба-банский, П.Б.Битинас, Е.В.Бондаревская, О.С.Богданова,З.И.Васильева, Р.И.Жуковская, Т.С.Конникова, И.С.Марьенко, Г.И.Щукина и др.) разработаны научные предпосылки целостного перехода к процессу нравственного воспитания личности на разных этапах ее развития. Разработка научно-теоретических и методических решений, обеспечивающих более полное нравственно-гуманное воспитание индивидуальности дошкольника, как видится, должна идти по пути поиска педагогических решений. В педагогике нравственного воспитания изучению условий усвоения детьми этических эталонов посвящен целый ряд исследований. Многие ученые (Л.В.Артемова, Р.С.Буре, Л.Г.Лысюк, Т.И.Пониманская, А.П.Усова и др.) рассматривают возможности использования игры и труда для усвоения детьми в ходе их организации нравственных норм. В исследованиях, посвященных формированию отношений детей со сверстниками, (Т.А.Владимирова, Т.И.Ерофеева, Т.А.Репина и др.), отмечается в качестве одного из важных моментов овладение дошкольниками нравственными нормами и правилами, регулирующими эти отношения.

Значительное внимание изучению особенностей усвоения нравственных норм детьми уделялось и в психологических исследованиях, в частности в работах Т.Е.Конниковой, А.А.Люблинской, Е.В.Субботского, С.Г.Якобсон, Изучение проблемы нравственных представлений детей получило всестороннее освещение в работах П.Г.Ананьева, А.Я.Арет, Л.И.Божович, А.В.Запорожца, Л.Н.Леонтьева, Д.Б.Зльконина и т.д.

Доказано, что дети дошкольного возраста способны воспринимать и оценивать свое поведение и поведение окружающих людей с точки зрения норм и правил, которые ими усвоены. В этом возрасте происходит переход от представлений к оценочным суждениям, дети способны дать осознанную словесную оценку личностных качеств и поступков сверстников, окружающих взрослых, героев сказок.

В законе Российской Федерации «Об образовании» образовательная политика государства излагается на переработке и осмыслении всего наиболее ценного, традиционно наработанного предыдущими поколениями.

В процессе реформ образования ведется учет местных условий социального, экономического и этнокультурного развития народов, их исторических и образо­вательных традиций.

Нравственное воспитание подрастающего поколения, по мнению исследователей, всегда признавалась краеугольной проблемой.

Смотрите так же:  Амоксиклав инструкция по применению для детей до года

Важное значение традиционных народных культур в образовании и воспитании подрастающего поколения признавали российские педагоги, философы, писатели А.Н. Радищев, А.С. Пушкин, К.Д. Ушинский, В.Г. Белинский, Л.Н. Толстой, П.Ф. Каптерев, Н.О. Лосский, Н.А. Бердяев, В.О. Ключевский, Г.С. Виноградов, Н.К. Крупская, Д.С. Лихачев и многие другие.

Дагестанские просветители и педагоги XIX века философ­ски образованные — Гаджи-Дауд Усишинский, Магомед Кудутлинский, Мухам­мед-Эфенди ал-Яраги, Мирза-Али ал-Ахты, Саид Араканский, СалманТлохский-провозглашали воспитание и образование считали основополагающими в жизни юного по­коления. Общим во взглядах ученых было признание первых семи лет в жизни ре­бенка. В этом возрасте свежесть восприятия действительности укрепляется народ­ными приемами через детскую активность, эмоциональное отношение к действи­тельности с чувством лидерства в играх, трудовых и коллективных делах [6].

Названные ученые опирались на наследие народов России и мира в целом.

Одной из причин нравственного распада в обществе ученые отмечают слабое принятие в семьях нравственных потенциалов, нормативов и принципов, принятых в своем этническом обществе, о забвении тысячелетнего опыта семейного и общественного воспитания, накоплен­ного вообще в народной педагогике, а также и в Дагестане (Г.Н.Волков, 1999; Э.И.Измайлов, 1991; Ш.А.Мирзоев, 1992).

Обращение к имеющемуся опыту тем более необходимо, что современное со­стояние воспитательной практики предопределяется положением Российского общества, включающим и Дагестан. В нем осложнилось переплетение настоящего и тяга к прошлому, противоречивость объективных и субъективных факторов, ин­тересов различных групп населения. Экономическая целесообразность рыночных отношений обязывает к добру, честности, порядочности в жизни каждого народа, однако практика рыночных отношений чревата и противоречиями между добром и порядочностью.

В прошлом, в каждой социальной общине народов Дагестана, а сегодня в се­мье, нормы благопристойности и приличия обладали значительной устойчиво­стью, закреплялись в устном народном творчестве (пословицы, мудрые изречения, заповеди, сказки, легенды). На их основе утверждались обычаи, обряды, ритуалы, свод нравственных законов. Самобытность каждого народа, психологический склад, духовный облик стали поддерживаться традиционно, собирать сообщества в ознаменование ярчайших событий в жизни. В первую очередь — это трудовые традиции — праздники первой борозды, сбора урожая, джигитовки чабанов. В тра­дициях заключены образцы, эталоны желаемого поведения. В них накапливается нравственный потенциал определенных норм поведения, общественных отноше­ний, нравственно-трудовые установки, социально-педагогический опыт для пере­дачи подрастающему поколению. Отношения между старшими и младшими на­правляется на социализацию молодежи (умение успешно трудиться, строить доб­рые отношения с окружающими, уметь защищать свой очаг, родные места) [8].

В исторических и археологических источниках констатируется: обычаи на­долго переживают те условия и конкретно-исторические обстоятельства, которы­ми были поррждены. К примеру, не устаревает словесное творчество. Собранные В.И.Далем 30.000 пословиц способны и сегодня стимулировать отношения людей. В сказках, легендах, переживших века, воспеваются ум, сила, честь, чувство соб­ственного достоинства, трудолюбие, храбрость, мужество и бичуются ложь, двое­душие, угодничество, лень, бесхозяйственность, моральная распущенность. В на­родных песнях и частушках неувядаемо ощущение чистой и верной любви, ду­ховно обогащающей человека.

В творчестве народа накапливается нравственный «арсенал» педагогики. Но одни обряды, ритуалы, традиции оказываются благоприятными, они переживают время, которым были порождены. Отсюда противоречивость их оценки в новых условиях. Вопреки одним, прогрессивным, полезным, другие становятся консер­вативными, не удовлетворяющими духовные потребности современных людей.

Как отмечается Ш.А.Мирзоевым, в исследовании «Народная пе­дагогика Дагестана»(1992), гуманистическая исламская мораль и народная педа­гогическая культура республики на протяжении десятилетий не имели зас­луженной поддержки. Официальная педагогика, при внимании к некоторым тра­дициям, фактически предала забвению национальные особенности народной прак­тики в воспитании настоящего сына (дочери), защитника, труженика (труженицы), друга (подруги), семьянина, отца (матери, хозяина, хозяйки), наставника (настав­ницы).

Идеологические установки, принятые в недавнем прошлом, привели к тому, что в Дагестане недооценивались такие ключевые факторы формирования лично­сти как географическая, национальная и социальная среда, традиционный уклад жизни, виды национального труда и местные промыслы, обычаи, традиции, обря­ды, религия. Не придавалось значение национальным особенностям обучения и воспитания.

В результате общественное, семейно-родовое право на воспитание было узурпировано государством. Стали теряться традиционные формы общественного воспитания — годекан, мужские, молодежные сходы, вечера, женские, девичьи по­сиделки, трудовые объединения, народные праздники, состязания.

Нарушилась взаимозависимость родителей и детей, семьи и рода, рода и джамаата, джамаата и народа. Некогда отлученные от мудрости народной педаго­гики родители сами подлежат перевоспитанию. Недооценивая традиционно сло­жившуюся систему обучения и воспитания, педагоги стали терять связь с родите­лями, нарушился принцип единства семейного и общественного воспитания. Стал падать престиж учителей и воспитателей.

Курс на демократизацию и гуманизацию народного образованияв настоящее время предполагает опору на лучшие традициичеловечества, на общечеловеческие ценности, на более широкое использование и осмысление воспитательного и обучающего потенциала народной педагогики [7].

Многоязычный народ Дагестана исторически определился в средствах своего образа жизни под влиянием природных, социальных факторов в зависимости от среды обитания. В горной части — аварцы, даргинцы, также как и жители предгор­ной, равнинной части имеют особенности, оттенки в нравственных нормах, обы­чаях и традициях. Но они не противостоят принятому бытовому, семейному обря­ду другого, соседнего народа, а становятся достоянием друг друга, сближаясь ме­жду собой.

Прогрессивные традиции, свойственные народностям Дагестана входят в со­гласие с принятыми в обществе общечеловеческими ценностями и обогащаются новыми традициями, уже на основе новых идей.

Средства массовой информации с честью несут прогрессивные идеи народа, раскрывая смысл жизни современного человека. Примерами служат центральная газета «Дагестанская правда» и выходящие на пяти языках газеты регионального профиля. Журналы «Дагестан», «Горянка», «Литературный Дагестан» и журнал для детей «Соколенок», также распространяемый на пяти язы­ках. Издания несут в народ информационное просветительство о том, что накоп­лено в историческом развитии Дагестана и прогрессивно в современном обществе.

1.Архангельский Л.И. Социально-этнические проблемы теории личности.М.: Мысль, 1974.-221 с.

2. Асельдеров М.А. Воспитание учащихся на передовых народных тра­дициях. — Махачкала: Дагучпедгиз, 1976. — 128 с.

3. Бамматова А.Р. Этическая мысль народов Дагестана и современность. — Махачкала, 1982. — 60 с.

4. Белкин А.С. Проблема раннего предупреждения отклонений в нравс­твенном развитии и поведении школьников. //Сов. Педагогика. 1981, № 3.- С. 62-67.

5. Гаврилова Т.П. Воспитание нравственных чувств. — М.: Знание, 1984.

6. Гершунский Б.С. Менталитет и образование. — М.: Флинта, 1996. — 340 с.7. Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности. — М., 1987. — 157 с.

8. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М.: Педагогика, 1986.- 237 с.

Воспитание детей

Я не педагог и не воспитатель. У меня нет специального образования в этой области. По профессии я юрист. Но я мама прехорошенькой четырёхлетней девочки, которая занимает большую часть моего времени и внимания. И по мере того, как она растёт, я, наблюдая за ней, учусь быть для неё мамой, то есть быть и воспитателем, и учителем, и нянечкой в одном лице. Объясняю ей что-то или ругаю и наказываю ее за что-то, наверное, это играет определённую роль в воспитании ребенка, но совсем незначительную. А ругать детей вообще не стоит, не вижу в этом никакого положительного эффекта. И если и делаю это очень редко, то жалею потом об этом. Это только расстраивает ребенка и отдаляет его от вас. Не делайте этого. Не забивайте, не запугивайте ребенка криками и бранными обидными словами. Наоборот, дайте ему почувствовать свою значимость, нужность для вас. Не жалейте добрых ласковых слов.

Основной воспитывающий фактор – это наш личный пример, на который ориентируется ребенок. Родитель для своего ребенка – пример для подражания, особенно мама, которая всегда рядом. Вы его кумир, самый родной и близкий человек, на которого хочется быть похожим.

Вы воспитываете своего ребенка, сами того не подозревая, своим поведением, образом жизни, привычками. Ваша мимика, манера разговора, даже походка – ничего не остаётся не замеченным. Ребёнок улавливает всё: и ваше настроение, и душевное состояние.

Дети – чистые существа, сердца их открыты и как губка впитывают в себя всё, что происходит вокруг них –так формируется их внутренний мир. Та атмосфера и среда, в которой растет и развивается ваше чадо, оставляет неизгладимый отпечаток в его характере и душе. Вот о чём надо позаботиться нам с вами. Не о том, как бы правильно наказать ребенка, каким образом усмирить его и т.д. И тем более нельзя ломать его волю, необходимо для начала посмотреть на себя со стороны– всёли в нашем поведении правильно. Следовало бы сделать это не только по отношению к ребенку, но и по отношению к окружающим нас людям. Правильно ли расставлены наши жизненные приоритеты? Как в семье обстоит вопрос с религией? Стоит ли она на первом месте?

Религиозность семьи – это один основных факторов формирования личности. Без религии и богобоязненности в семье невозможно дать правильное воспитание детям и взрастить праведное потомство. Прежде всего, дорогие родители, начните воспитание с себя. На личном примере покажите ребенку, каким должен быть мусульманин.

Хотите, чтобы ваш малыш выполнял все нормы шариата– сами будьте усердны в этом и после уже призывайте к этому своих детей. Желаете, чтобы ребенок относился к вам уважительно– тогда сами будьте уважительны и снисходительны по отношению к своим родителям, ко всем старшим членам семьи. Демонстрируйте доброжелательность по отношению к окружающим вас миру и людям. И после ждите подобного поведения от своего ребенка.

Хотите, чтобы дети росли щедрыми, милосердными людьми– покажите пример, будьте щедры и милосердны ко всем творениям Аллаха.

Можно практиковать совместные походы, например, в Дом ребёнка, где живут дети, которые остались без родителей. Пусть ребёнок принесет с собою что-нибудь для сирот (может, из своих игрушек или вещей, которые ему стали малы) и поделится ими с малышами.

Это научит детей быть милосердными и сочувствовать беде другого.

Вы достигнете больших успехов в воспитании детей, если сами будете воспитаны и дисциплинированы.

Дети впитывают тон и манеру, которые используют родители при общении с ними, а затем начинают вести себя также.

Если вы считаете, что можете говорить с ребенком сколь угодно грубо, а он должен разговаривать с вами уважительно, то вы заблуждаетесь. Общаясь с ребёнком, всегда будьте уважительны и сдержанны. Тогда дети, общаясь с кем-то другим, будут неизбежно копировать вашу манеру общения и использовать те же выражения.

В традиционном мусульманском обществе даже пожилые люди проявляют уважение к детям при разговоре с ними.

С кем бы вы ни разговаривали в присутствии ребенка, используйте местоимение уважительного обращения. Старайтесь всегда говорить ровно и спокойно.

И не забывайте про дуа! Дуа родителей за своих детей принимается Всевышним обязательно.

Будьте счастливы в обоих мирах и растите счастливое и удачливое в обоих мирах потомство. Амин!

Хадиджа Нурутдинова

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

Мне очень понравилась данная статья. Полезная информация

Мне очень понравилась данная статья. Полезная информация

Мне очень понравилась данная статья. Полезная информация

Мне очень понравилась данная статья. Полезная информация

Мне очень понравилась данная статья. Полезная информация

Очень полезный материал, находящий отражение во многих сферах жизни. Статья не затянута и читается налегке. Материалы актуальны и могут стать основой для масштабной научной работы. Лично мне очень помогло, спасибо авторам!

Великолепная статья, все четко по делу. Наилучшие пожелания авторам этой статьи!

Здравствуйте! Как влияет красно-желтое излучение на человека?

Автор молодец, хорошая статья, познавательная!

Я, как мама 2 детей, согласна с автором. Нужно более активную социальную деятельность, тем более для детей! Ведь они черпают все из поступков, поведения, деятельности. И насколько важно правильно построить процесс, чтобы дать подрастающему поколению важные навыки и привить добро! Очень рада, что такие юные особы, как автор статьи, глубоко понимает проблематику, а также пути решения! Буду с нетерпением ждать очередного творения!

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДАГЕСТАНСКИХ ТРАДИЦИЙ В ПОДГОТОВКЕ МОЛОДЕЖИ К СЕМЕЙНЫМ ОТНОШЕНИЯМ

Дагестанские народы имеют богатые национальные традиции, обычаи и большой практический опыт создания крепкой и дружной семьи. Исключительно большое значение в воспитании детей в семье и подготовке молодежи к семейной жизни имеют лучшие народные традиции, обычаи и семейные обряды и горский этикет, согласно которым на формирование личности непосредственное влияние оказывают весь уклад семейной жизни горцев, окружающая среда, трудовая деятельность, культура и быт дагестанского народа. У некоторых народов до настоящего времени сохранились добрые национальные традиции, обычаи и обряды, основанные на нравственном опыте старшего поколения.

Смотрите так же:  Регулирующие функции речи у ребёнка

Большой интерес представляют самобытные народные традиции обычаи и семейные обряды коренных народов Дагестана (аварцев, даргинцев, кумыков, лакцев, лезгин, табасаранцев др.), направленные на духовно-нравственное воспитание юношей и девушек, на подготовку молодежи к созданию семьи. С древнейших времен горцы придавали большое значение формированию брачно-семейных отношений и подготовке молодежи к взрослой семейной жизни и созданию семьи. Значительный интерес представляют свадебные обряды, охватывающие коллектив родственных семей, знакомых, соседей.

Дагестанская семья исстари была основана на патриархальных взаимоотношениях супруг. Основной формой брака являлось сватовство. Браки совершались по сватовству, хотя случались похищения девушек. В семейном быту народов Дагестана существовали обычаи избегания женщинами мужчин. В присутствии родителей и родственников мужа жена избегала встреч и разговоров с ними. У некоторых народов (аварцев и даргинцев) отмечались случаи выдачи замуж малолетних девушек и люлечное обручение. Свадебные обряды продолжались несколько дней, и в них участвовало всё селение. В прошлом семейные отношения супругов регулировались нормами адата и шариата, где непосредственно руководство осуществлялось знатными людьми, пользующимися уважением среди горцев. Для решения общих дел созывался сход мужчин.

Мужчина по мусульманским канонам наделяется такими нравственно-волевыми качествами, как мужество, смелость, решительность, сдержанность, благородство в повседневной жизни. Он несет ответственность за материальное благополучие семьи и детей своего рода. Он является продолжателем своего рода. Отец считается главой семьи, он руководит хозяйственными делами и несет ответственность за материальное обеспечение членов семьи, контролирует процесс воспитания детей, подаёт им пример порядочности, принципиальности, честности и дисциплинированности. Это воодушевляет членов семьи, приучает их к дисциплине, порядку и организованности. Отец учил сына ездить верхом на лошади, стрелять лука и передавал ему трудовые умения и навыки, постепенно подготавливал к взрослой семейной жизни. Сыновья и внуки в присутствии взрослых родственников и посторонних лиц не могли вступить в разговор с отцом или дедом, до тех пор, пока он не разрешить. Это приучало детей к дисциплине и почитанию старших в семье.

По традиции народов Дагестана воспитанием детей в семье занималась женщина (мать). Она создает домашний уют, воспитывает из сыновей и дочерей, будущих отцов и матерей. В прошлом женщины-горянки в Дагестане не пользовалась особой свободой и самостоятельностью. По достижении 12-13 лет их воля и свобода ограничивалась самым строгим этикетом. Только на свадебных торжествах девушки могли быть рядом с мужчинами. Остальное время они проводили в домашнем одиночестве или в кругу подруг. Их занятия ограничивались домашней работой (шитьем, стиркой и уходом за младшими братьями и сестрами).

По мусульманскому шариату и обычаям горцев женщина должна быть покладистой, послушной, заниматься домашней работой. Она беспрекословно подчиняется родителям, выполняет указания мужа и своих старших братьев и сестер. Чтобы выйти замуж она должна получить разрешения у родителей (отца, матери и старших братьев). В семье горцев, в том числе и дагестанцев, с давних времен бытовал ряд запретов: избегание между мужем и женой, между зятем и родственниками жены, между снохой и родственниками мужа. В семье горцев не одобряются тайные свидания, встречи девушек и юношей до сватовства и свадьбы. Девушки и даже замужние женщины, проживающие в высокогорных аулах и сёлах Дагестана, до настоящего времени стесняются, закрываются и избегают встреч с мужчинами. Они должны сохранить свою невинность, девичью честь до замужества. В семьях дагестанцев осуждается легкое поведение девушек и измена женщины. Она должна быть честной, преданной своему мужу и сохранить ему верность на всю жизнь. Дагестанцы высоко ценили честность и преданность женщины, которой должна стать будущей женой.

Если девушка была уличена в добрачной связи и потеряла невинность, то её жестоко наказывали, избивали. Ближайшие родственники (отец или старший брат) могли убить её. Такая девушка не могла выйти замуж и оставалась одинокой на всю жизнь. Мог быть убитым и юноша, соблазняющий девушку и отказывающийся на ней жениться. Подобные наказания являлись нравственным уроком для юношей и девушек легкого поведения. По мусульманскому шариату измена женщины в дагестанской семье считается позором, осуждается людьми и жестоко карается как со стороны родственников, так и общественности. Поэтому девушки в дагестанской семье ведут себя скромно и сдержанно, осуждают легкое поведение, избегают случайных встреч с юношами.

В дагестанской семье воспитание мальчиков и девочек различается. С малых лет мальчику внушается, что он призван в будущем, защищать свою Родину, свой род, близких людей, должен стать хорошим работником, а девочка должна помогать матери в воспитании детей, уборке, стирке и других домашних дел. С 12 лет в семье горцев осуществлялось раздельное воспитание мальчиков и девочек. Все члены семьи подчиняются главе, которым, как правило, является самый старший по возрасту мужчина, имеющий организаторские способности и большой практический опыт работы. При решении наиболее важных вопросов основную роль играл семейный совет, где активное участие принимали не только мужчины, но и женщины.

Большое внимание в семье дагестанцев уделяет воспитанию скромности, честности, справедливости, терпимости, доброжелательности и снисходительности. Во все времена своего существования дагестанцы считали скромность, доброта и честность украшением человека. Они не допускали оскорбления своих родственников, унижения самолюбия другого человека, не создавали ему неудобств, проявляли заботу, внимание, оказывали помощь и поддержку в трудной ситуации, а также избегали хвастовства и разговоров о достоинствах своих детей. Этикет дагестанцев предписывает щадить самолюбие и не унижать достоинство другого человека, сочувствовать чужой беде, проявлять милосердие. Есть народная поговорка: «Хочешь, чтобы тебя уважали, уважай других и не унижай достоинство и самолюбия другого человека». Во все времена дагестанцы придерживаются этого правила.

В дагестанских семьях большое значение придается сватовству и свадебным обрядам. Для сватовства приглашаются мужчины и женщины из числа близких родственников жениха (отец, мать, дядя, старшие братья, сестры). После того как в семье все обговорено, сваты отправляются в дом избранницы и начинают разговор о цели посещения. Сватовство в Дагестане допускается как в присутствии жениха и невесты, так и в отсутствии жениха. Главным в этом процессе считается не только согласие родителей, но и желание жениха и невесты. После сватовства жених дарит невесте подарки (кольцо, браслет, серьги и другие женские украшения). С этого дня жених берет на себя ответственность за невесту, обеспечивает безопасность, опекает её, проявляет заботу о ней. Родители, родственники и друзья невесты после сватовства широко отмечают это торжество за столом, раздают сладости соседям и знакомым и делятся радостью.

Одним из важнейших событий в семейной жизни дагестанских народов является свадьба сына или дочери. О создании крепкой и дружной семьи на основе любви и взаимопонимания мечтает каждый человек. Народные мудрецы советовали не торопиться жениться. Они говорили: «Брак, заключенный без раздумья, сохраниться не долго», «Прежде чем жениться, посоветуйся с родителями и родственниками», «О женитьбе сына посоветуйся десятью, о разводе с сотней». Многие вопросы, связанные со свадьбой согласовывались с аксакалами, родителями и молодежью. Когда молодой человек готов и намерен жениться, он говорит об этом своим родителям, близким родственникам и друзьям. Брачный возраст для даргинских девушек составлял в прошлом 13-14 лет, для юношей 16-18 лет, для лакцев соответственно 14-16 лет и 16-18 лет. В настоящее время к заключению брака официально допускаются девушки, достигшие 15-16 лет, юноши -18 лет.

После сватовства и помолвки родители жениха и невесты договариваются о свадьбе и заранее определяют день свадьбы и место её проведения. Об этом заблаговременно оповещают всех родственников и друзей. Процесс подготовки, организации и проведения свадебного торжества у дагестанцев, как и у других народов Северного Кавказа, длителен, сложен и имеет свои национальные особенности. Однако свадебные обряды коренных народов Дагестана похожи и существенно не отличаются. Поэтому мы останавливаемся на раскрытии свадебных обычаев, обрядов и ритуалов, встречающихся у даргинцев, аварцев и лакцев.

До свадьбы ближайшие родственники жениха (мать, сестра, брат, дядя) посещают дом невесты и несут приданные подарки (деньги, кольцо, серьги, цепочка и другие женские украшения). Во время этого визита обсуждаются все вопросы, связанные со свадьбой. Брачное соглашение заключается в присутствии доверенных лиц. За день до свадьбы отец невесты даёт разрешение на заключение гражданского согласия в присутствии муллы и других родственников жениха. По закону мусульманского шариата каждая девушка, выходящая замуж, должна получит разрешение отца или старшего брата, ближайшего родственника. Перед свадьбой молодожены должны обвенчаться с участием муллы, родственников и друзей невесты и жениха.

В день свадьбы в доме жениха собираются его родственники, друзья, соседи и знакомые. Свадьбой руководит тамада. Он торжественно открывает свадьбу, поздравляет молодоженов, их родителей, представляет по очереди слово родственникам и друзьям. Тамадой назначают наиболее опытного, мудрого аксакала. Родственники жениха, его друзья поздравляют молодоженов, их родителей с торжеством бракосочетания, желают любви, счастья, дружбы, здоровья и благополучия.

В день свадьбы родственники и друзья жениха с песнями, танцами и музыкой отправляются за невестой. Свадебный кортеж останавливается у дома невесты. Высаживаясь с машины, родственники жениха подают сигнал, что приехали за невестой. Условным сигналом является звук зурны и гром барабана. Родители невесты радушно встречают гостей, приветствуют их рукопожатием, приглашают в дом, угощают бокалом вина и другими сладостями. Невеста находится в отдельной комнате со своими ближайшими родственницами и подругами. Они надевает свадебное платье, и готовят невесту к выходу. В сопровождении песен, танцев и музыкой невеста с закрытым лицом выходит из своего дома, садится в машину и отправляется в дом жениха. В современной дагестанской семье за невестой может поехать и жених со своими друзьями. В этом случае жених берет невесту под руку, выходит в сопровождении посланных людей и садится в машину.

Свадебный кортеж направляется в дом жениха. По дороге молодежь преграждает ему путь, требуя выкупа. Родственники отдают выкуп. Перед домом жениха высаживаются посланные люди вместе с невестой женихом и заходят в дом. Под звук зурны и гром барабана невесту встречают родители жениха и его родственники. Перед домом расстилается ковер, на который наступает правой ногой невеста. Мать жениха угощает невесту медом, сладкой водой, бросает под ноги деньги, зерно и сладости. Дети и подростки, родственники жениха танцуют под музыкой, поют песни, проходит смотр-конкурс на лучшее исполнение танца и песни.

Родители жениха, его ближайшие родственники и друзья приглашают невесту на танец, дают ей деньги. Присутствующие на свадьбе мужчины и женщины (родители будущих женихов и невест) наблюдают за поведением юношей и девушек и изучают их талант. В ходе подготовки к свадьбе родители дают советы молодым юношам и девушкам, напоминают им о правилах поведения на свадебном торжестве. Для детей и подростков накрывают отдельный стол, угощают их сладостями. Они веселятся, танцуют, хлопают, поддерживают свадебное торжество.

К вечеру невесту отводят в особую комнату, приготовленную для молодоженов, в сопровождении её родственницы. С наступлением темноты молодых оставляют одних.

На второй день свадьбы родственники невесты (мать, сестры и другие ближайшие родственницы) приходят в дом жениха, поздравляют молодоженов, дарят подарки родителям и родственникам жениха, угощают их сладким пирогом и халвой. В третий день свадьбы родители невесты приглашают молодоженов в гости к себе, делают им подарки (корову, быка, барана), оказывают материальную помощь. Через неделю невеста выходит в сопровождении молодых девушек и женщин за водой. Придя, домой, она наливает из кувшина воду и предлагает мужу попить и помыть руки.

Коренные народы Дагестана (аварцы, даргинцы, лакцы, рутульцы, агульцы, лезгины), проживающие в горах, особенно в сельской местности свадьбу отмечают весьма скромно. Социально-экономическое положение горцев, низкий уровень жизни и доходов многодетных и малообеспеченных семей не позволяют организовать и проводить роскошные, пышные свадьбы. Наоборот богатые, материально обеспеченные, элитные семьи проводят свадьбы с большим размахом, в лучших банкетных залах, ресторанах с приглашением знатных людей (известных писателей, поэтов, артистов, банкиров, бизнесменов), где тратят десятки-сотни тысяч долларов и одаривают молодоженов дорогими подарками. Это не позволительно для большинства дагестанцев, которые живут за чертой бедности. Многие многодетные и малообеспеченные семьи не могут поженить своих детей из-за материальных затруднений и отсутствия постоянной работы.

Смотрите так же:  Основные характеристики особенностей развития детей раннего возраста

В дагестанской семье наряду со сватовством и свадьбой значительное внимание уделяется рождению ребенка. Каждая дагестанская семья мечтает иметь детей. Рождение ребенка всегда было у дагестанцев желанным и радостным событием. Оно превращается в особый праздник. По случаю рождения ребенка в каждой семье родственники устраивают торжество. По традициям дагестанского народа рождение мальчика (сына) в семье отмечается особым ликованием. После рождения сына отец радуется, поскольку он видит в лице сына своего наследника, продолжателя рода, хранителя семейных традиций. В ряде народных пословицах и поговорках выражается любовь к детям и ценностное отношение родителей к семье: «Кто не родил детей и не воспитывал их, тот не знает любви», «Кто не любит детей, тот плохой учитель и он не пользуется уважением» [1].

При исполнении таких обрядов, как оглашение имени, первое завязывание в люльку, появление зубов, первые шаги, обрезание, связанные с торжеством рождения ребенка, присутствуют не только родители и родственники ребенка, но их друзья и знакомые. Они сидят за торжеством, поздравляют молодых родителей, произносят добрые пожелания (здоровье, счастье и благополучие), адресованные малышу, его родителям, исполняют колыбельные песни поочередно. Усыпляя малыша в люльке, близкие родственники ребенка поют песни и произносят слова: «Спи сладким сном мой малыш и будь здоров», « Будь наследником своего отца и вырасти большим, счастливым», «Пусть твоя улыбка порадует родителей», «Будь храбрым джигитом и расти богатырем».

Ежегодно мусульмане всего мира, в том числе и дагестанцы, широко отмечают такие народные праздники, как «Ураза байрам», «Курбан-байрам», «День первой борозды».

Особой популярностью у горцев пользуются праздники «Ураза байрам» и « Курбан-байрам». В эти праздники родственники идут на кладбище, мечет, посещают семью друг друга, читают мавлид, готовят вкусную еду, раздают подарки и продукты питания (мясо, сахар, мука, рис). Каждая семья оказывают помощь больным, сиротам, инвалидам. В эти дни каждая семья тепло и радушно встречает гостей, угощает их сладостями.

В дагестанских семьях также отмечают «Навруз байрам», « День первой борозды», «День села и района», «День города» и другие праздники. В эти праздничные дни съезжаются люди из разных мест, принимают активное участие в увеселительных мероприятиях, танцах, песнях. Научная интеллигенция (ученые, врачи, педагоги), представители администрации села, района, города выступают на трибуне с приветственной речью, отмечают их достижения. Награждают наиболее отличившихся людей, делают ценные подарки для образовательных учреждений, оказывают помощь дошкольным образовательным учреждениям и школам. Такие праздники имеют большое воспитательное значение. Они способствуют укреплению дружбы между односельчанами, земляками, возрождению и развитию добрых народных традиций, основанных на принципах взаимопомощи и взаимовыручки, добрососедства и милосердии.

Добрыми народными традициям и обычаям дагестанцев являются не только почитание старших в семье, уважительное отношение к родственникам и друзьям, но гостеприимство и добрососедство. Дагестанские народы во все времена своего существования свято соблюдали правила гостеприимства и с особым уважением относились к гостям. Увидев гостя, хозяин дома приветливо встречает его рукопожатием и произносит слова: « Добро пожаловать», предлагает ему войти дом, знакомит со своей семьёй.

Во все времена дагестанцы тепло и радушно принимали гостей, и всегда радовались их приходу. Приветливое, доброе отношение к гостю является проявлением человечности и гостеприимства дагестанского народа. Эта добрая традиция сохранилась в дагестанских семьях до настоящего времени. Гость, как правило, уважаемый человек в семье горца.

У нардов Дагестана принято уважительно относиться к друзьям, знакомым, беречь их. Соблюдение народных традиций в дагестанской семье позволяет установить добрые, уважительные взаимоотношения между друзьями, помочь друг другу, быть вместе в дни радости и печали. Это даёт возможность отдыхать, радоваться и веселиться вместе, принимать совместные решения существующих проблем семьи. [4]

Дагестанская семья соблюдает сложившиеся веками у дагестанского народа традиции добрососедства. В этикете горцев обязательно предусмотрены добрые, внимательные отношения к соседу. Соседа следует приглашать на семейные праздники, торжества. Это способствует укреплению дружбы и формированию добрососедских отношений.

Народные традиции и обычаи – это общественно-социальные институты, оказывающие положительное влияние на нравственный и духовный облик человека, на становление и развитие личности. Они являются неотъемлемой частью дагестанской национальной культуры, раскрывающей её самобытность.

Особенности дагестанских народных воспитательных традиций заключаются в том, что в них отражены идеалы женщин и мужчин. Идеал женщины доброта, ум, верность своему мужу, красота, женственность, гордость, любовь к детям и трудолюбие. Женщина должна любить семью и заниматься воспитанием детей. Идеал мужчины — высокая нравственность, честность, мужество, смелость, ответственность и трудолюбие. В дагестанской семье уделяется большое внимание воспитанию у молодежи физических и нравственно- волевых, этических качеств, необходимых для жизнедеятельности.

Соблюдение народных традиций и обычаев способствует возрождению и сохранению национальной культуры и формированию духовных качеств и нравственного здоровья подрастающего поколения. Дагестанская семья держится на добрых народных традициях человечности, добрососедства, гостеприимства, трудолюбия, нравственности, ответственности и самостоятельности. Семья должна приобщить детей с раннего возраста к этнокультурным традициям на основе изучения родного языка и освоения национальной культуры, сохранения добрых народных национальных традиций и обычаев.

В народных традициях, обычаях и семейных обрядах имеется большой воспитательный потенциал. Они способствуют развитию нравственно-этических качеств личности и воспитанию ценностного отношения учащейся молодежи к сохранению национальной культуры. Добрые народные традиции, семейные обычаи и обряды позволяют не только сохранить национальную культуру дагестанских народов, но и передавать опыт воспитания от старшего поколения к младшему поколению.

Национальные традиции, обычаи и обряды дагестанского народа – это сложившиеся на основе длительного опыта жизнедеятельности нации и прочно укоренившиеся в повседневной жизни правила, нормы поведения, соблюдение которых стало общественной необходимостью и потребностью для каждого человека. Национальные традиции и обычаи проявляются не только в поступках, действиях, но и в развитии общей культуры воспитания, в толерантном поведении, стиле общения людей разной национальности. Нарушение народных традиций и обычаев, потеря духовно-нравственных устоев, ориентаций, привычек нередко ведет к серьезным осложнениям в общении с представителями других народов, национальностей, этносов. Чтобы этого не случилось, каждый народ должен хорошо знать и соблюдать свои национальные традиции и обычаи. Каждый этнос, проживающий в Республике Дагестан, как правило, чувствителен к своим народным традициям и обычаям, стремится их не нарушать по мере возможности. Важную роль в соблюдении народных традиций и обычаев играет национальное самосознание.

Национальное самосознание, включающее осознание людьми своей принадлежности к определенной этнической общности, осмысление своего положения в системе общественных отношений, понимание национальных интересов, взаимоотношений своей нации с другими народами, этносами, является одним из важнейших условий для сохранения народных национальной культуры, языка и добрых народных традиций.

Дагестанские народы достаточно впечатлительны, смелы и решительны в поступках и действиях, трудолюбивы, имеют в своем характере ярко выраженное чувство национальной гордости, собственного достоинства и самолюбия, обладают организаторскими способностями, проявляют честность, скромность, терпимость и уважительное отношение к родственникам и друзьям. Дагестанцы всегда дружили с другими народами, проявляли честность, открытость, мягкость и доброжелательность, отстаивали свою правоту, свободу. На этих нравственно-этических качествах построена система семейного воспитания дагестанцев.

Дагестанская семья, как уже было сказано выше, держится на добрых народных традициях человечности, добрососедства, гостеприимства. Самой главной из них является традиция уважения родителей и почитания старших. По этой традиции дети должны быть внимательными к родителям. Дети обязаны уважать старших и по мере взросления проявлять заботу о них, оказывать материальную помощь и поддержку свои родителям и родственникам. В дагестанской семье за столом принято первым подавать еду сначала дедушке, бабушке, затем папе, маме, а потом остальным по старшинству. Уважение, почитание старших стало ведущей чертой нравственности и законом жизни дагестанской семьи. Это нашло отражение в народных традициях, пословицах и поговорках: «Кто не уважает старших, тот плохой человек и он не достоин уважения», «Кто отца родного не уважает, тот и Родину не почитает», «Цена отца и матери узнаётся после их смерти». Уважение к родителям, строгое соблюдение нравственного этикета, проявление заботы, внимания о престарелых родителях, оказание помощи являются привычными нормами нравственного воспитания и культуры поведения детей в дагестанской семье. [2]

Сложившиеся народные традиции, обычаи и этикет горцев требуют, чтобы дети первыми здоровались со старшими, не утомляли их лишними вопросами, не разговаривали громко в присутствии родителей и старших людей, уступали им место и слушали их внимательно. При соблюдении этих правил детей и молодежи формируется уважительное отношение к родителям и почитание старших.

Дагестан – многонациональная республика, где подготовка учащейся молодежи к созданию семьи, заключение брака и формирование семейно-брачных отношений тесно связаны с устоявшими национальными традициями, обычаями и обрядами. Многовековые народные традиции и обычаи (сватовство, женитьба, гостеприимство, дружба, почитание старших) оказывают положительное влияние на развитие нравственно-этических качеств, на формирование брачно-семейных отношений учащейся молодежи. Они имеют большое воспитательное значение и способствуют возрождению и сохранению самобытной национальной культуры дагестанского народа и передаче опыта нравственного воспитания от старшего поколения к младшему и подготовке молодежи к созданию семьи.

Семья как основной фактор воспитания и развития личности « та главная линза, в которой преломляется влияние традиций, культуры общества [3].

Литература:

Алиева Б.Ш. Этнопедагогика дагестанской семьи. // Вестник ДНЦ РАО. – Выпуск 1. – Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2001. – С. 37-47.

Алиева Б.Ш. Воспитательный потенциал дагестанской семьи // Вестник ДНЦ РАО. – Выпуск 2. – Махачкала: «Юпитер», 2003. – С. 38-42.

Казаренкова Т.Б. Семья и общество: тенденции взаимодействия // Семья в России. — 1999. — N 1/2. — C. 61-71.

4. Мирзоев Ш.А. Культура и традиции народов Дагестана. – Махачкала: Изд-во НИИ педагогики, 2003 . – 192 с.

Другие статьи

  • Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Законодательством Российской Федерации не предусмотрено процедуры отказа от ребенка, возможно только лишение родительских прав. Так, согласно ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если […]
  • Можно ли ребенку капать ромашку в нос отвар ромашки и нос неделю назад мы заболели к нам приходила врач и сказала 5 раз в день промывать нос пипеткой ромашки, потом отсасывать аспиратором, а потом капать капли сейчас я разговаривала с подругой, она меня отругала, сказала, что нельзя так ни в коем случае, […]
  • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
  • Диагностика отклонения в развитии ребёнка определение этапы проведения Ранняя диагностика отклонений в развитии детей Диагностика отклонений в развитии основывается на зна­нии общих и специфических закономерностей психического раз­вития нормально развивающегося ребенка и детей с различны­ми отклонениями в развитии. Диагностика носит […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
  • Рекомендации для родителей по развитию речи детей 2-3 лет Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2–3 лет" До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить. […]