Воспитание волевых качеств личности дошкольника

Воспитание волевых качеств личности дошкольника

Развитие волевых качеств дошкольника (Методические рекомендации педагогам дошкольных образовательных учреждений и родителям)

В многочисленных исследованиях показано, что от года к году растет число детей с признаками недостаточной зрелости сферы волевой регуляции поведения, деятельности, с низким уровнем развития волевых качеств. Дефицит подобных качеств искажает адекватное личностное развитие и социализацию ребенка, в дальнейшем приводит к появлению заметных проблем в обучении и адаптации к дисциплинарным требованиям школы.

Специалисты называют основные причины подобной ситуации: рост числа детей со «стертой» неврологической патологией, отклонения в воспитательном процессе и изменение среды развития детей (отсутствие «уличного игрового пространства», способствующего коррекции и компенсации полученных при рождении отклонений).

Действительно, система воспитания детей в большинстве современных семей тормозит формирование волевых качеств ребенка. Типичны такие отклонения воспитательного процесса, как гиперопека, неустойчивый стиль воспитания, воспитательная неуверенность родителей. Чаще родители уделяют большое внимание развитию творческих способностей детей, умению предъявлять себя, свое индивидуальное своеобразие миру, тем самым помогают реализации девиза ребенка «Я хочу», а понятия «надо» и «нельзя» формируются слабее. Это наблюдение особенно уместно в отношении дошкольного возраста: взрослым кажется, что ребенок еще очень маленький, да и проблемы, связанные с незрелостью сферы произвольной регуляции поведения еще не столь видны. Заметны они становятся с началом обучения в школе, с ростом нагрузки на эти, слабо сформированные, качества. По удачному выражению известного отечественного нейропсихолога А.В. Семенович, «самая трудноразрешимая задача всего взрослого окружения ребенка состоит в том, чтобы убедить его в значимости и прагматической ценности глагола «должен» для реализации многочисленных «хочу». В этой связи воспитание представляет собой процесс формирования произвольной регуляции поведения у ребенка.

Общая информация о воле и волевых качествах.

В научной психологии понятие воли является одним из наиболее сложных. Проблема воли часто отрицается, вместо нее обсуждается регуляция поведения в связи с потребностями, мотивами, желаниями и целями. При этом все специалисты признают особую важность волевых процессов для организации обучения и развития ребенка.

Чаще всего психологи понимают волю как свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками.

К волевым относят действия и поступки, которые совершаются не по внутреннему желанию, а по необходимости, а также те действия, которые связаны с преодолением различных трудностей.

Выделяют две основные функции воли: побудительную (стимулирующую) и тормозящую. Под влиянием волевых процессов человек может приложить усилия к тому, чтобы активизировать свои действия и поступки, добиться их успешного завершения в условиях преодоления трудностей («не хочу, но надо»). Но тот же человек благодаря воле может удержаться от совершения каких-то действий или поступков, замедлить или остановить их, если они начались («хочу, но нельзя»).

Традиционно к волевым относятся следующие качества личности: выдержка, смелость, энергичность, настойчивость, целеустремленнос ть, самостоятельност ь терпеливость, решительность. Слабость воли личности характеризуют: упрямство, лень, беспринципность, безынициативност ь, несдержанность, робость.

Развивать волевые качества напрямую очень сложно. Специальных программ по развитию волевых качеств детей мало. Но все специалисты, работающие с детьми, в той или иной степени, прямо или косвенно, стимулируют развитие их волевых качеств. И уж конечно, каждый специалист сразу замечает их недостаточность, поскольку слабость сферы регуляции тормозит и дезинтегрирует любую деятельность по обучению, воспитанию и развитию ребенка. Воспитание воли — педагогически управляемый процесс. Имеются в виду не специальные упражнения, а тренировка волевых усилий в ходе жизни.

Приемы воспитания воли.

Приемы воспитания воли разнообразны, но все они включают соблюдение следующих условий.

  1. Важную роль в воспитании волевых качеств играет личный примервзрослого человека (родителя, педагога). Взрослый человек может предлагать ребенку широкий контекст канонов, правил, ритуалов, моделей адекватного, адаптивного поведения. Транслировать такие каноны лучше как бы между прочим, на примерах из своей и его жизни. Такие примеры хорошо иллюстрировать пословицами, поговорками, притчами («Твоя свобода кончается там, где начинается свобода другого», «Делу — время, потехе — час», «Любишь кататься, люби и саночки возить»). Следует обязательно объяснять ребенку, что взрослым людям тоже приходиться преодолевать трудности, показывать возможность такого преодоления, важность иметь волевые качества. При этом на психологическом уровне у ребенка формируется мотивация на развитие волевых качеств.
  2. Хорошие результаты в воспитании воли у детей дают рассказы о людях, литературных персонажах, проявивших мужество и героизм. Обязательны комментарии, обсуждение, создание рисунков на тему сюжета. На психологическом уровне активизируются процессы рефлексии, осознания нужных и полезных волевых качеств.
  3. Начинать воспитание воли следует с приобретения привычки преодолевать сравнительно незначительные трудности. Систематически преодолевая сначала небольшие трудности, а со временем и значительные, человек тренирует и закаляет свою волю. В педагогической психологии установлено, что особенно активное формирование воли у ребёнка происходит с началом обучения в школе. В условиях ДОУ аналогичный опыт, способствующий развитию волевых качеств, ребенок получает при преодолении трудностей в ходе учебных занятий. В повседневной жизни важна реализация принципа: «никогда не делайте за ребенка то, что он может сделать сам». При формировании «волевого мускула», важно стимулировать ребенка, мягко оценивая результатыегодеятельности. Полезна наглядная фиксация результатов,ежедневное подведение итогов. Вместо оценок можно рисовать веселых (грустных) зайчиков, предложить ребенку оценить свое поведение, деятельность самому, передвинув отметку на шкале, линейке.Психологическим подтекстом данного направления деятельности является формирование у ребенка механизмов обратной связи, способности к самоконтролю и самоорганизации.
  4. Другим важным фактором в воспитании воли у ребенка является совместная работа в коллективе. Ребенок подражает лучшим в группе, старается не отстать от детей, стремится воспитать у себя те волевые качества, которые особенно ценятся в коллективе. Взрослому человеку следует называть те волевые качества, которые помогли конкретному ребенку («лидеру») стать сегодня лучшим. В этом случае мы работаем сформированием эталона.
  5. Большое значение для воспитания воли имеет предъявление к ребенку требований, соответствующих его возрасту, с обязательным контролем за их выполнением. Отсутствие контроля создает привычку бросать начатое, не доводя до конца.
  6. Проявление силы воли обусловлено нравственными мотивами человека. Поэтому важно развивать нравственные убеждения и мотивы детей. Почему нельзя? Потому, что это обидит Васю, навредит Юле и так далее по ситуации. Нравственность «подпитывает» волю, помогает ей проявляться.
  7. Преодоление трудностей и препятствий совершается для достижения определенных целей. Чем значительнее цель, чем выше уровень волевых мотивов, тем большие трудности способен преодолеть человек. Важно, чтобы ребенок учился формулировать свои цели, учитывая при этом потребности других людей (не нарушая чужих границ). Если цель является отдаленной, нужно помочь ребенку наметить этапы достижения этой цели,увидеть ближайшие перспективы, помочь разрешить частные задачи, в итоге которых будут созданы условия для достижения конечной цели. В ходе занятий важно обсуждать причину и смысл того, что делается, зачем это нужно конкретному ребенку. На психологическом уровне в подобных случаях происходит развитие волевых мотивов и способностей к целеполаганию.
  8. Принятое решение должно быть исполнено. В этом случае формируется психологический стереотип волевого поведения. Всякий раз, когда решение принимается, но исполнение снова и снова откладывается, воля человека дезорганизуется. Систематическое невыполнение принятых решений размагничивает волю.
  9. К числу важнейших условий формирования воли человека относится строгое соблюдение режима дня, домашних ритуалов, обязанностей, правильного распорядка всей жизни человека (мыть руки, чистить зубы, переодеваться в домашнюю одежду, своевременно говорить «спасибо», «извините») Правила, распорядок и алгоритмы помогают проявляться воле. Ребенок должен усвоить нормы и правила поведения в семье, группе, основные принципы ролевого взаимодействия. Для их закрепления нужна достаточно «жесткая» позиция родителей и педагогов. Алгоритмы также можно формировать и закреплять в ходе занятий в ДОУ.
  10. В развитии волевых качеств помогает обогащение среды жизни ребенка разнообразными играми(фольклорные, лото, классики, вышибалы, танцы, «крестики-нолики », «морской бой», шашки, шахматы, эстафеты). Все эти интересные занятия автоматически формируют у ребенка осознание необходимости знания и соблюдения правил игры. Важно, чтобы участники игры были заинтересованы в победе, для этого проигравший может сделать что-то штрафное, а победивший получает мини-приз. В игре нужно развиватьсосредоточенност ь внимания на ней, способности к выполнению правил, терпение.
  11. Благоприятные условия для преодоления трудностей, а значит, и для развития воли, создают занятия спортом.

Принципы развития произвольности детей на занятиях в дошкольных образовательных учреждениях.

1. В ходе занятий необходимо развивать у ребенка навыки формирования программы, предвидения результатов ее воплощения, постановки целей и задач, способов их выполнения, постоянный самоконтроль, самооценку, оперативную коррекцию . Для этого взрослый человек (воспитатель, родитель) предлагает ребенку рассказать подробно, что он собирается делать (до того, как он начнет это делать).

2. Оптимален для развития произвольной регуляции следующий алгоритм :

  • механическое принятие и выполнения строго заданной, развернутой инструкции (демонстрации) со стороны взрослого. Чем младше ребенок, тем более подробной и четкой должна быть инструкция (наглядная демонстрация), равно как и обсуждение всех этапов работы. При этом, существует принципиальная разница между программами «Делай как хочешь» и «Делай точно так» («Брось в стенку мяч» и «Попади мячом в круг»);
  • применение усвоенного алгоритма для планирования и оценки деятельности других (сверстников, родителей, педагогов). Для реализации данного принципа можно попросить ребенка придумать, спланировать или выбрать из уже известных «дело» для приятеля, педагога, мамы. При этом он должен объяснить и показать последовательнос ть и цель действий другим так, чтобы они его поняли, а затем проконтролироват ь процесс выполнения задания и оценить его результат, назвать допущенные ошибки и объяснить, как их можно исправить. Взрослому человеку важно не стесняться быть неосведомленным и вслух признавать свои ошибки;
  • совместное создание программы деятельности, выделение ее цели, обсуждение возможных (желательных и не очень) последствий, способов их достижения, реализации, контролю за достигнутыми на каждом этапе результатами. Эту сложную для ребенка деятельность можно начать с «придумывания» игры;
  • самостоятельное создание программы деятельности («придумывание игры»).

3. Для формирования волевых качеств ребенка полезно делегирование ответственности.Дети любят быть дежурными, раздавать (собирать) пособия, следить за временным регламентом, порядком и др.

4. В развитии волевых качеств в ходе занятий очень помогают конкурирующие задания, задания, основанные на реакциях выбора. При этом развиваются и волевые качества, и активное внимание Пример: «говорим тихо, а хлопаем громко».

5. Целесообразно включать в структуру занятия упражнения, направленные на формирование произвольного внимания, способности к задержке реакций, преодолению поведенческих стереотипов. Пример: «Море волнуется», «Черепашки», «Говори по сигналу».

6. Важным аспектом оптимизации произвольной регуляции ребенка является работа с ним в режиме «глухой инструкции» и формирование у него «детектора ошибок». Пример «глухой инструкции»: «Я не помню, что мы с тобой делали в этом упражнении». Пример «Детектора ошибок»: ребенку предлагается для анализа заведомо ошибочная ситуация, которую нужно исправить; предлагаются нелепые сюжеты, нужно найти ошибку.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что деятельность по формированию волевых качеств детей дошкольного возраста важна и сама по себе, как самостоятельное направление развития представителей этой возрастной группы, и как важный компонент их подготовки к школе.

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. — М.: «Академия», 1999.
  2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. — М. -Воронеж, 2005.
  3. Бреслав Г.М.. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. — М.: «Институт практической психологии», 1997.
  4. Гарднер Р. Девочкам и мальчикам о плохом поведении / Пер. с англ. Е.В.Романовой. – СПб.: «Каллиста», 2004.
  5. Иванников В.В. Психологические механизмы волевой регуляции. — СПб.: «Питер», 2006.
  6. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: «ЧеРо», 2002.
  7. Ильин Е.П. Психология воли. – СПб.: «Речь», 2002.
  8. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: «Речь», 2001.
  9. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: «Речь», 2006.
  10. Семенович А.В. Нейропсихологиче ская коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – М.: «Генезис», 2008.

Воспитание волевых качеств детей

Понятие воли, волевых качеств

В современной литературе представлены определения воли, волевых качеств.

Воля является основным свойством психики человека, посредством которой осуществляется регуляция поведения и деятельности, преодолеваются трудности для достижения цели.

Под волевыми качествами понимаются психические образования, которые относительно устойчивы и независимы от конкретных ситуаций, представляющие личностный уровень, характеризующий сознательную саморегуляцию поведения.

Одним из сензитивных личностных качеств, формирующихся у детей, является произвольность.

Произвольность характеризуется способностью управлять своим поведением соответственно определённым представлениям, правилам, нормам, является одной из форм волевого поведения.

Значение воспитания волевых качеств детей

Дошкольный и младший школьный возраст характеризуются активным развитием воли, детьми осознаются основные этапы волевого действия, дети учатся сознательно управлять деятельностью, совершенствуются умения планирования, подчинения действий, их контроля, для достижения цели совершенствуются усилия, преодолеваются различные препятствия.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Воспитание волевых качеств детей является важным условием осуществления всестороннего воспитания личности. Уровень сформированности волевых качеств представляет собой стержневую сторону характера, волевые качества оказывают существенное влияние на успешность обучения ребёнка в школе, а также на формирование жизненной позиции.

Использование игры в воспитании волевых качеств детей

Игровая деятельность является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, не теряет она актуальности и в младшем школьном возрасте. Для воспитания волевых качеств детей дошкольного и школьного возраста успешно может быть использована игровая деятельность, в частности, игры с правилами.

Одним из видов игр с правилами является подвижная игра. Использование игр с правилами решает множество воспитательных задач, одной из которых является создание условий для волевого усилия, необходимого для достижения личных успехов.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

При введении подвижной игры детям объясняются правила игры, кроме того, проводится систематическая работа с понятием «правило» — повторяются игровые правила, объясняется, как их нужно выполнять, проводится самооценка игры.

Смотрите так же:  Можно ли душицу детям от года

С целью воспитания волевых качеств детей используются разнообразные методы: объяснение, показ, рассказ и т.д.

Основными условиями использования игры как средства воспитания волевых качеств детей являются:

  • простота и понятность правил игры детям;
  • чёткое выделение правил игры для их соблюдения;
  • игра должна способствовать умственному развитию и развитию движений;
  • игра не должна нести угрозы здоровью ребёнка;
  • активность в игре всех участников;
  • выполнение гигиенических и эстетических требований, требований безопасности к инвентарю игры.

Воспитание волевых качеств детей в игре происходит поэтапно.

На первом этапе педагог добивается реакции детей на сигналы, для этого можно использовать в качестве раздражителей хлопки в ладоши, колокольчики, различные музыкальные игрушки.

На втором этапе происходит ознакомление с игрой и её правилами. На данном этапе широко используются предметы, картинки, проводятся беседы, в процессе которых происходит уточнение знаний и представлений детей об игре. На данном этапе объясняются правила игры, которые повторяются детьми несколько раз, обсуждаются ситуации, когда правила будут не соблюдаться.

На третьем этапе проводится игра. Взрослый может участвовать в игре вместе с детьми или наблюдать за игрой со стороны, руководство игрой осуществляется педагогом, им используются: направление действий играющих советом, вопросом, напоминанием, предложение выполнения роли активным детям.

На четвёртом этапе подводятся итоги игры, обсуждаются результаты.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Воспитание волевых качеств личности дошкольника

По всем вопросам, связанным с работой в системе Science Index, обращайтесь, пожалуйста, в службу поддержки:

в данной статье уделено внимание воспитанию волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста с помощью подвижных игр. Рассмотрены стороны развития волевых действий.

‘> Входит в РИНЦ ® : нет

‘> Цитирований в РИНЦ ® : 0

‘> Входит в ядро РИНЦ ® : нет

‘> Цитирований из ядра РИНЦ ® : 0

‘> Норм. цитируемость по журналу:

‘> Импакт-фактор журнала в РИНЦ:

‘> Норм. цитируемость по направлению:

‘> Дециль в рейтинге по направлению:

‘> Тематическое направление: Educational sciences

Воспитание волевых качеств в подвижных играх у детей дошкольного возраста

Ксения
Воспитание волевых качеств в подвижных играх у детей дошкольного возраста

В учении о высших психических функциях проблема воли занимает важное место. Чтобы ребенок дошкольного возраста развивался как самостоятельная личность и был готов нести ответственность за свои поступки, он должен обладать волей. Воля развивается благодаря физическому воспитанию – укрепляется здоровье, иммунитет, формируются двигательные навыки и умения, культура здоровья.

В словаре С. И. Ожегова так трактуется понятие воля:

— способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели;

— сознательное стремление к осуществлению чего-нибудь;

— властность, возможность распоряжаться;

— свобода в проявлении чего-нибудь;

— свободное состояние. [1]

Актуальность поднятой проблемы, вызвана потребностью педагогов и родителей в совершенствовании уже имеющихся подходов психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность дошкольника с целью развития самостоятельности, дисциплинированности, настойчивости, решительности и организованности, а также развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей. Очевидна целесообразность разработки новых, рационально построенных и действенных педагогических технологий [3].

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, ребенок постепенно вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность и мужество. Воля является одной из важнейших характеристик личностного развития. Поэтому, педагоги и родители, должны уделять значительное внимание формированию именно этого качества личности.

Воля относится к ключевым проблемам развития личности определяющим самостоятельность и ответственность дошкольника за востребованность в будущем. Сегодня физическое воспитание направлено в первую очередь на охрану и укрепление здоровья детей, повышения защитных сил организма, воспитания стойкого интереса к двигательным умениям, навыкам, волевым и физическим качествам (скорость, ловкость, выносливость, гибкость, формированию культуры здоровья.

Основой системы физического воспитания в дошкольных учреждениях остается двигательный режим как совокупность разных способов и организаций форм работы с детьми. Общепризнанное и наиболее эффективное средство физического воспитания, в котором формируются волевые качества – это подвижная игра [4].

Для полноценного развития дошкольника подвижная игра является неотъемлемой частью. Она помогает развить не только физическую форму, но и такие важные качества, как воля, активность, целеустремленность, дисциплина. Также подвижные игры укрепляют нервную систему.

Теорию физического воспитания разработал П. Ф. Лесгафт. Он обращал повышенное внимание на подвижные игры с правилами.

М. А. Рунова подняла проблему использования подвижных игр с детьми разных возрастов. [2] Многие другие педагоги и психологи (Филиппова, Хухлаева, Шебеко и др.) доказали на практике ключевое значение подвижных игр для всестороннего развития детей дошкольного возраста.

Проблема, поднятая в настоящий момент, достаточно актуальна. Имеющиеся подходы педагогического воздействия на дошкольника нуждаются в усовершенствовании для наиболее полного развития волевых, физических, коммуникативных и других качеств. Педагогические технологии в значительной степени устарели.

Цель данной работы: исследование методов и приемов организации подвижной игровой деятельности дошкольников в целях формирования их волевых качеств.

Список использованных источников:

1. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой: кн. для учителя. / Н. П. Аникеева. — Москва: Просвещение, 1987. — 144с.

2. Рунова, М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду [Текст] / М. А. Рунова. – Москва: Книжный мир, 2000. – 198 с.

3. Филиппова, С. О. Физическое воспитание и развитие дошкольников [Текст] / С. О. Филиппова. – Санкт — Петербург: Азбука, 2007. – 158 с.

4 .Шебеко, В. Н. Физическое воспитание дошкольников [Текст] / Н. Н. Ермак, В. Н. Шебеко, В. А. Шишкина. — Москва: Росмэн, 2007. – 263 с.

Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством произведений устного народного творчества «Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через произведения устного народного творчества» Проект «Сказка.

Безопасность в подвижных и спортивных играх. Подвижные и спортивные игры, входящие в программу физического воспитания дошкольников характеризуется разнообразными движениями: бегом,.

Фестиваль подвижных игр «Мы — россияне» для детей старшего дошкольного возраста Задачи: обогащение знаний детей, развитие познавательного интереса, воспитание патриотизма, толерантности, развитие двигательной активности.

Из опыта работы по формированию нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста Тема: «Использование парциальной программы «Дорогой добра» для развития нравственных качеств у детей среднего возраста в соответствии с.

Консультация для воспитателей «Развитие наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста в дидактических играх» Цель: раскрыть значимость использования дидактических игр в развитии наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста. Дошкольное.

Подборка игр для развития общения и нравственно-волевых качеств младших дошкольников Игры, развивающие общение младших дошкольников. С кем я подружился Возраст: 3-5 лет. Цель игры: развитие навыков неречевой коммуникации.

Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста в играх по мотивам фольклорных произведений На современном этапе повышение роли игры в различных сферах жизни и деятельности детей дошкольного возраста является весьма актуальной проблемой.

Воспитание физических качеств дошкольников в системе народных подвижных игр Процесс воспитания создает условия сохранения и развития народной культуры, в частности, внедрение и применение народных подвижных игр в.

Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста Дети не перестают поражать нас глубиной своих чувств, глубоким осмыслением нравственных понятий. Мы все чаще задумываемся над тем, что не.

Воспитание волевых качеств личности дошкольника

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОДВИЖНОЙ ИГРЕ

Шведова Полина Николаевна

студент 2 курса, кафедра дошкольного образования ЧГУ, РФ, г. Череповец

Ионова Наталья Владимировна

научный руководитель, канд. филол. наук, доцент ЧГУ, РФ, г. Череповец

Современный заказ общества требует воспитания инициативных и ответственных людей. Волевые качества занимают существенную проблему развития личности, определяют ответственность дошкольника за его успешность в будущем. В школе, на работе, на улице необходимо ежедневно соблюдать правила поведения. Так, организованность требует умения не только неуклонно претворять в жизнь свой план, но и проявлять необходимую гибкость при изменении обстоятельств.

Волевые качества формируются на протяжении всей жизни, на протяжении всей деятельности человека. Особенно важным периодом развития волевых качеств является детский возраст. Воля развивается не сама по себе, как и все психические процессы, а только при общем развитии личности. Значимым фактором развития волевых качеств является личный пример родителей, воспитателей и других значимых лиц, так как ребенок обладает подражательным характером действий.

При этом следует понимать, что волевые качества личности могут развивать лишь в значимой для детей деятельности, то есть в игре. Между тем практические наблюдения показывают, что в дошкольных учреждениях не уделяется достаточного внимания целенаправленному развитию волевых качеств в игре. Данное противоречие позволило нам сформулировать цель исследования — изучение особенностей развития волевых качеств у старших дошкольников в подвижной игре.

В психологии личности, детской психологии общим проблемам воли и развитию волевых качеств у дошкольников посвящены работы Я.Л. Коломинского [1], Е.О. Смирновой [3] и других известных авторов.

Е.О. Смирнова подразумевает под волевыми качествами личности «конкретные проявления воли, обусловленные характером преодолеваемых препятствий» [3]. То есть, воля необходима человеку, чтобы сознательно регулировать свое поведение, преодолевая трудности при достижении цели.

К ведущим волевым качествам, формирующимся в дошкольном возрасте, относятся инициативность, самостоятельность, дисциплинированность, настойчивость, организованность.

Инициативность — это «способность предпринимать попытки к реализации возникших у человека идей» [3]. К старшему дошкольному возрасту ребенок должен действовать иногда без помощи взрослого. Инициативный ребенок умеет сам выбрать и организовать игру, найти себе занятие. В детском возрасте инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью.

Самостоятельность это характеристика воли, которая непосредственно связана с инициативностью. Самостоятельность проявляется в «способности осознанно принимать решения и в умении не поддаваться влиянию различных факторов, препятствующих достижению поставленной цели» [1]. В дошкольном возрасте уровень самостоятельности детей можно определить по степени ее выраженности. Например, при сравнении двух детей старшего дошкольного возраста, можно выявить, кто из них более самостоятелен, определив кто более настойчив, сосредоточен на задании, менее рассчитывает на поддержку.

Еще одно важное волевое качество, которое необходимо начинать формировать уже в дошкольном возрасте, это дисциплинированность. Под дисциплинированностью в психологии понимают «важную черту характера человека, которая выражается в точном и неуклонном подчинении своих действий установленным правилам и требованиям долга» [2]. Дисциплинированность — сложное волевое качество. В 6—7 лет у детей формируется привычка, способность, осознанно выполнять установленные в семье и в детском саду нормы и правила поведения. Дисциплинированность в дошкольном возрасте находиться на стадии начального формирования, базируется на привычке к послушанию.

Настойчивость — личностное волевое качество, характеризующееся «способностью преодолевать внешние и внутренние препятствия, вопреки трудностям, достижением к осуществлению цели» [1]. Ребенок старшего дошкольного возраста должен овладеть навыками: стремлением постоянно доводить начатое дело до конца; умением длительно преследовать цель, не снижая; умением продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности; умением проявить упорство при изменившейся обстановке. Обязательно, стремление достичь необходимого, в том числе успеха в деятельности, вопреки имеющимся трудностям и неудачам.

Еще одно важное волевое качество, которое необходимо развивать в дошкольном возрасте, это организованность. По определению Е.О. Смирновой, организованность — это «рациональная организация своей деятельности и сосредоточенность её выполнения» [3]. Организованность предполагает сознательное выполнение правил поведения, подчиняться общим требованиям, установленным в группе, действовать согласованно, совместными усилиями добиваться поставленной цели.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме развития волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста, мы провели исследование по выявлению уровня сформированности волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста. Базой исследования стал МБДОУ «Центр развития ребенка — Детский сад № 124» города Череповец. Диагностика проводилась в подготовительной группе детей (6—7 лет) детского сада. В эксперименте участвовало 23 ребенка.

В эксперименте использовались следующие методики: анкетирование родителей, воспитателей, педагога по физическому воспитанию, педагога по плаванию; методика корректурной пробы («Закрась фигуры», модификация Б. Бурбона).

Сначала было проведено анкетирование двух воспитателей; инструктора по физической подготовке, по плаванию; родителей. Взрослым предлагалось оценить сформированность каждого волевого качества у детей группы по 3-х бальной шкале.

По результатам анкетирования мы выявили уровень сформированности пяти основных волевых качеств у детей (дисциплинированность, самостоятельность, настойчивость, организованность, инициативность) в разных видах деятельности. Результаты, полученные в ходе эксперимента, мы занесли в Таблицу № 1.

Уровень сформированности волевых качеств у детей (по материалам анкетирования)

Воспитание волевых качеств у старших дошкольников при выполнении физических упражнений

Воспитание волевых качеств у старших дошкольников

при выполнении физических упражнений

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. В современных условиях ускоренна со­циально-экономического развития и научно-технического прогрес­са «партия последовательно проводит линию на воспитание и под­готовку сознательных, высокообразованных людей, способных как к физическому, так я умственному труду, к активной деятельно­сти в народном хозяйстве, различных областях общественной и государственной жизни, в сфере науки и культуры». В связи о эти» повышается роль морально-волевого воспитания советских лю­дей. Высокий уровень развития морально-волевых качеств являет­ся важнейшим фактором общественной активности и существенной духовной ценностью общества.

В.И. Ленин писал: «Выдержка, настойчивость, готовность, ре­шимость и умение сотни раз испробовать, сотни раз исправить и во что бы то ни стало добиться цеди. » — вот те волевые каче­ства, которые крайне необходимы пролетариату для победы. Вопро­сы воспитания воли у подрастающего поколения, как подчеркивал А.С. Макаренко, являются в педагогической работе проблемой са­мой первой степени значимости.

Воспитание волевых качеств целесообразно во все периоды становления личности и особенно в дошкольные года. Именно в раннем и дошкольном детстве закладываются основы физического и психического, в том числе волевого развития личности ребен­ка. Важность воспитания волевых качеств старших дошкольников определяется также необходимостью психологической подготовки детей к школе (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Л.И.Божовяч, В.К. Котырло, P.O. Буре, Т.В. Тарунтаева и др.).

Одним из эффективных средств воздействия на духовный мир человека является физическая культура и спорт. Материалы по­становлений партии и правительства по вопросам охраны и укрепления здоровья, подъема массовости физкультурного движения (I98I-I987 гг.) содержат предложения о широком использования средств и методов физического воспитания для формирования высо­ких морально-волевых качеств.

Смотрите так же:  Уроки воспитания детей 11 лет

Разработка научно обоснованной методики формирования воле­вых сторон личности в условиях двигательной деятельности явля­ется важной и наиболее перспективной проблемой психологии фи­зического воспитания и спорта (А.Ц. Пуви, П.А. Еудик, О.А. Черни­кова, Б.Н. Смирнов и др.). Достигнуты определенные успехи в ре­шении вопросов развития волевых качеств у школьников и юных спортсменов (В.В. Белоусова, И.Н. Решетень, М.И. Станкин и др.).

В работах по теории и методике физического воспитания де­тей дошкольного возраста отмечается, что активные занятия раз­нообразными физическими упражнениями, подвижными и спортивны­ми играми способствуют формирование у детей жизненно важных фи­зических и волевых качеств (Е.А. Аркин, Е.Г. Леви-Гориневская, А.И. Быкова, А.В. Кенеман, М.Ю. Кистяковская, Т.И. Осокина, Д.В. Хухдаева и др.). Задача воспитания положительных нравственно-во­левых черт личности, активности, самостоятельности в процессе занятий физической культурой четко сформулирована в новой ти­повой программе по физической культуре в детском саду. Однако, в целом, вопросы волевого воспитания дошкольников в процессе двигательной деятельности мало изучены и слабо отражены в научной и методической литературе. Это сдерживает достижение широкого педагогического эффекта физического воспитания детей в дошкольных учреждениях.

Объект и предмет исследования. Исследовались особенности проявления и процесс воспитания целенаправленности и настойчи­вости с помощью физических упражнений у старших дошкольников 5-6 лет. Исследованием было охвачено 133 ребенка из трех до­школьных учреждений г. Москвы (ЛИ 1219, 1125, 1012).

Гипотеза исследования. Систематическое применение на за­нятиях в детском саду определенной группы физических упражне­ний, осознанное достижение детьми поставленных целей выпол­нения упражнений, а также активное преодоление возникающих при этом трудностей путем продолжительного непрерывного напряжения физических и психических сил позволит эффективно развивать у детей важные волевые качества — целенаправленность и настойчи­вость. Развитие волевых качеств у детей, возможно, окажет поло­жительное влияние на улучшение показателей их физической подго­товленности.

Цель исследования — разработать методику воспитания целена­правленности и настойчивости у детей на основе использования комплекса физических упражнений на занятиях физической культу­рой в детском саду.

1. Разработать способы оценки целенаправленности ж настой­чивости у детей 5-6 лет в условиях двигательной деятельности с помощью физических упражнений.

2. Изучить возрастно-половые и индивидуальные особенности развития целенаправленности и настойчивости у старших дошколь­ников в процессе двигательной деятельности.

3. Изучить взаимосвязь между волевыми качествами — настойчивостью и целенаправленностью и общим физическим развитием де­тей.

4. Разработать методику воспитания изучаемых качеств воля у детей старшего дошкольного возраста в процессе выполнения ими физических упражнений на занятиях во физической культуре.

Методы исследования. Для выявления состояния исследуемого вопроса были изучены литературные источники по марксистской философии, по общей, возрастной и детской психологии, по физиология, по общей и дошкольной педагогике, по теории и методике физического воспитания, по основам спортивной трени­ровки; обобщав опыт практики.

Применялся педагогический эксперимент: поисковый, конста­тирующий в формирующий. В работе была использованы педагогиче­ские наблюдения, анализ психолого-педагогических характеристик, анкетирования, результатов индивидуальных бесед; ознакомление с медицинской документацией; методики измерения физического развитая я физической подготовленности детей.

Для обработки количественных результатов исследования привлекались общеизвестные метода математической статистики.

Методологической основой исследования явились положения марксистско-ленинской философия о природе, особенностях я значи­мости воли в деятельности ладей, о детермированности волевых действий; положения психологии о влиянии условий деятельности на формирование волевых качеств; представления о физиологиче­ском механизме произвольных движений.

Научная новизна исследования заключается в том, что раз­работана методика объективной оценки уровня развития волевых качеств старших дошкольников по результатам выполнения двига­тельных заданий; выявлены и проанализированы возрастно-половые и индивидуальные особенности проявления целенаправленности и настойчивости у детей в условиях двигательной деятельности; оп­ределены и охарактеризованы разные уровни развития этих качеств у детей 5-6 лет; исследована степень взаимосвязи изучаемых ка­честв воля с разными сторонами физического развития.

Теоретическое значение работы состоит в том, что ее резуль­таты расширяют представления о разносторонней взаимосвязи фи­зического и волевого воспитания детей старшего дошкольного воз­раста; доказана возможность эффективного развития волевых ка­честв под влиянием целенаправленных педагогических воздействий в процессе двигательной деятельности.

Практическое значение диссертации заключается в том, что на основе результатов исследования разработаны практические ре­комендации по отбору и использованию двигательных заданий для оценки уровня развития целенаправленности и настойчивости, по воспитанию этих качеств воли путем применения комплекса физи­ческих упражнений, преимущественно направленных на развитие вы­носливости; представлена методика воспитания ведущих качеств воли на физкультурных занятиях.

Апробация работы. Материалы исследования обсуждены на заседаниях лаборатории физического воспитания НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, на итоговой научной конференции аспиран­тов и молодых ученых института (1987), доложены на городском и районных семинарах для заведующих, методистов и воспитате­лей детских садов г. Москвы (1986, 1987); представлены в экспо­зиции на ВДНХ.

Разработанная методика воспитания волевых качеств прошла апробацию в пяти дошкольных учреждениях Москворецкого района г. Москвы (№ 20, 735, 1234, 1305, 1393), были получены положительные результаты. Справка о внедрении результатов исследова­ния приложена к диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

— Оценка целенаправленности и настойчивости у старших до­школьников в процессе двигательной деятельности может осущест­вляться путем сопоставления результатов физических упражнений, направленных на длительное и многократное выполнение однообраз­ных двигательных действий, т.е. связанных с необходимостью про­являть усилия по преодолению постепенно нарастающих трудностей. При этом основными показателями проявления волевых качеств яв­ляются длительность, объем (число повторений) и интенсивность выполненной физической работы.

— В условиях двигательной деятельности у детей 5-6 лет наблюдаются возрастно-половые и индивидуальные особенности про­явления целенаправленности и настойчивости.

— В качестве эффективного средства воспитания целенаправ­ленности и настойчивости на физкультурных занятиях может быть использован комплекс упражнений, направленных на преодоление трудностей разного характера.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, пяти глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и 6-ти приложений.

Основное содержание диссертации

Во введении обоснована актуальность проблемы, определено предает исследования, выдвинута гипотеза, сформулированы цель, задачи, метода, показаны научная новизна, теоретическая ж прак­тическая значимость исследования.

В первой главе — «Современное состояние проблемы воспита­ния волевых качеств» — приводится аналитический обзор литера­турных источников. В начале главы раскрывается научно-материа­листическое представление о сущности и характере проявлений води. С позиции марксистско-ленинской философии сущность воли заключается в процессе отражения, являющимся свойством мозга, понятие «воля» отражает сознательную целеустремленность к дея­тельности в избранном направлении, устанавливающую способ и ха­рактер действий человека. Отсюда с неизбежностью следует вывод, что ведущим и жизненно важным качеством воли в любой сфере дея­тельности человека выступает целеустремленность.

С позиций советской психологии воля и волевые качества не являются врожденными, развиваются под влиянием условий жизни на всем протяжения становления личности индивида по мере усвое­ния социального опыта и разнообразных видов деятельности. Ут­верждение единства сознания и деятельности является важным по­ложением советской психология (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин).

Согласно физиологическому учению И.М. Сеченова и И.П. Пав­лова все волевые действия представляют собой произвольные дви­жения. Они являются основой развития волевых качеств. На этапе раннего и дошкольного детства, как показано в фундаментальных трудах А.В. Запорожца, развитие произвольных движений является необходимым условием формирования волевых проявлений.

Л.С. Выготский, А.Р. Лурия и другие указывают, что одним из решающих факторов формирования произвольных движений детей яв­ляется участие в регуляции поведения второй сигнальной системы. Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Я.З. Неверович, Б.И. Непомнящая и др.

Во второй главе — «Организация и методы исследования» — сформулированы цель в задачи исследования, рассмотрены органи­зация, основные этапы в методы работ.

Работа проводилась с 1984 по 1986 годы в Москве, в трех дошкольных учреждениях № 1012, 1125, 1219. Исследованием было охвачено 133 ребенка 5-6 лет, среди которых шестилетних детей было 47 человек (в возрасте пяти дет — 86). Из числа детей, участвующих в исследовании было 71 мальчик.

Работа проходила в три этапа. На первом этапе, с января 1984 по сентябрь 1985 года решались первые две задачи исследо­вания. В начале первого этапа в ходе поискового эксперимента на основе анализа опубликованных данных разрабатывалась и прове­рялась экспериментальная методика оценки целенаправленности и настойчивости в процессе выполнения физических упражнений. В поисковой части эксперимента обследовалось 31 человек шести лет (18 мальчиков и 13 девочек). В конце первого этапа с по­мощью разработанной методики оценки и четырех выбранных двига­тельных заданий было проведено массовое обследование особенно­стей проявления, и развития изучаемых качеств води у детей 5-6 дет. В констатирующей части экспериментальной работы было об­следовано 133 человека, включая группу детей, участвующих в по­исковом эксперименте. В этот период также проводился анкетный опрос дошкольных работников 26 детских садов г. Москвы, осущест­влялось всестороннее обследование физического развития детей по целому комплексу общепринятых методик.

В поисковом эксперименте проведено 496 измерений, на эта­пе констатирующего эксперимента было проанализировано более 4.000 показателей по параметрам.

На втором этапе, с сентября 1985 по май 1986 года прово­дился формирующий педагогический эксперимент, в ходе которого выявились наиболее эффективные средства, метода в приемы воспи­тания целенаправленности 2 настойчивости в процессе выполнения физические упражнений на физкультурных занятиях. Для решения этой задачи были выбраны контрольная группа из 29 детей (17 ма­льчиков и 12 девочек) в экспериментальная из 28 детей (14 маль­чиков к 14 девочек) в возрасте пяти лет. В контрольной груше занятия проводились по общепринятой методике, в них отсутство­вали задачи планомерного воспитания волевых качеств. В экспери­ментальной группе на физкультурных занятиях систематически ста­вилась конкретные задачи, вводились специальные двигательные за­дания в включались упражнения, направленные на развитие у детей настойчивости и целенаправленных. В ходе формирующего экспери­мента было проведено 96 занятий.

На третьем этапе, с мая по декабрь 1986 года был проведен анализ и обобщение подученных результатов формирующего экспери­мента с целью изучения влияния применяемой методики на развитие всех изучаемых показателей целенаправленности и настойчивости. Для проверки эффективности разработанной методики проанализиро­вано более 1500 показателей. Третий этап также включал в себя апробацию методики в детских садах г. Москвы.

В третьей главе — «Разработка методики в выбор контрольных физических упражнений для оценки целенаправленности в настойчи­вости старших дошкольников проанализированы в обобщены резуль­таты поискового эксперимента. Была изучена возможность опреде­ления волевых качеств у старших дошкольников по результатам вы­полнения упражнений, определена группа упражнений, наилучшим образом способствующих этой вели.

При выборе упражнений учитывался ряд общепринятых требо­ваний (соответствие возрастным возможностям, доступность для де­тей, простота и четкость обследования), а также наличие трудно­стей объективного и субъективного характера; соответствие ре­зультатов выполнения упражнений основным признакам изучаемых качеств воли. Такими признаками рассматривались способность про­должительное время концентрировать внимание на достижение по­ставленной цели, умение мобилизовать свои возможности для прео­доления трудностей, стремление добиваться положительных резуль­татов. В связи с этим в качестве основных количественных пока­зателей волевых качеств использовались следующие результаты вы­полнения различных упражнений — максимальные длительность, чис­ло повторений, высота и длина прыжка, дальность броска и т.д.

Для сравнения между собой (по эффективности оценки изучае­мых качеств воли) различных упражнений использовался коэффици­ент вариации), который является безразмерной величиной и не зависит от единиц измерения.

Поисковый эксперимент состоял из пяти серий, в которых экс­периментальной проверке подверглись 16 физических упражнений развой направленности. В первой серии проверке и анализу была подвергнута группа кратковременных и одноразовых упражнений скоростно-силового характера, выполнение которых требовало от детей кратковременных усилий (7 упражнений). Во второй серии рассмат­ривались два непродолжительных упражнения скоростно-силового ха­рактера разной степени сложности. В третьей серии анализирова­лись два упражнения статического характера. В четвертой серии исследовались многократно повторяемые и длительные упражнения поднимание набивного мяча, перепрыгивание через мяч, приседание, бег. Пятая серия была посвящена анализу одного упражнения предыдущей серии, во в новых условиях — в соревновательной обста­новке. Перед выполнением всех упражнений детям давалась еди­ная инструкция делать упражнение «до отказа». Объем, продолжи­тельность и интенсивность выполнения упражнения определялись ребенком произвольно. Условия выполнения упражнений для всех детей были стандартизированы.

Сравнение упражнений всех серий показало, что наиболее эффективными для оценки целенаправленности и настойчивости ока­зались многократно повторяемые длительные упражнения четвертой серии. Если для первой группы упражнений коэффициент вариации изменялся в пределах 0,08-0,27, для второй — 0,28-0,41, для третьей — 0,54-0,56, то для четвертой группы он был существен­но выше — 0,67-0,93. Хотя в пятой груше упражнений коэффици­ент вариации также оказался сравнительно большой 0,64-0,82, но по сравнению с предыдущей группой за счет дополнительной моти­вировки существенно возросли средние значения показателей (на­пример, время бега) и значительно повысилось эмоциональное воз­буждение детей, поэтому использование этих упражнений на прак­тике было более сложным.

Полученные в поисковом эксперименте результаты позволили сделать вывод о наибольшей эффективности многократно повторяе­мых длительных упражнений в качестве контрольных, а также воз­можности использования аналогичных упражнений в виде основного средства развития целенаправленности и настойчивости в процес­се двигательной деятельности старших дошкольников.

В четвертой главе — «Исследование особенностей проявления целенаправленности и настойчивости у старших дошкольников при выполнении физических упражнений -изложены результаты констатирующего эксперимента.

Обобщенный анализ результатов выполнения детьми всех четы­рех тестовых упражнений показал отсутствие статистически значимых различий в показателях волевых качеств как между равных возрастными группам детей 5-6 дет, так и между мальчиками и девочками одного возраста. Например, для мальчиков 5 дет среднее время многократного поднимания набивного мяча — 1’25», за это время сделано в среднем 39 движений. 7 шестилетних мальчиков показателя несколько выше, соответственно 1’55» (t = 1,42, а Р> 0,1) и 46 раз ( t = 0,76, а Р> 0,2). Незначимыми оказались также разлагай для девочек 5 и 6 в ( t = 0,8, Р ;> 0,2). Анализ сравнения данных по длительности поднимания мяча мальчи­ков ж девочек внутри каждой возрастной группы тоже дал незначи­мые различия: доя пятилетних t = 0,8, Р> 0,3; для шестилет­них — t = 1,4, Р>0,2.

При оценке степени интенсивности физической работы учиты­валось изменение частоты пульса за время выполнения управления по отношению к исходному уровня. Анализ этого показателя выявил статистически незначимые разлитая по всем возрастно-половым группам.

С целью более точного определения уровня развития волевых качеств детей, в рамках статистической значимости, проводился детальный анализ возрастно-половых к индивидуальных особенностей проявления целенаправленности в настойчивости. Он показал, что имеется незначительное повышение показателей у мальчиков по сравнению с девочками, у детей 6 дет по сравнению с детьми 5 дет. С возрастом увеличивается число повторений действий, но это не всегда сопровождается соответствующим увеличением их длительности. Если же число повторений с возрастом увеличивается не значительно, то время выполнения может даже сократиться за счет возросшей интенсивности выполнения движений. Например, у маль­чиков 6 лет число прыжков через мяч возросло по сравнению с 5-лэтвими от 43 до 44 раз (в среднем), а время сократилось от 1-50″ до 45″.

Смотрите так же:  Можно ли прописывать ребенка отдельно от родителей

Следует отметить интересную особенность, отличие в пока­зателях мальчиков и девочек: у мальчиков разбросы (σ) по всем показателям упражнений (за одним исключением) выше, чем аналогичные разбросы у девочек. Например, дан показателя дли­тельности прыжков через мяч у мальчиков 5 лет σ — 1’3I», у девочек она равна 35″. Эта особенность, по-видимому, отражает значительно большее разнообразие в проявлении волевых усилий мальчиков по сравнению с девочками в условиях двигательной дея­тельности.

Другой возрастно-подовой особенностью является примерное постоянство средней величины изменения частоты пульса при вы­полнении одного и того же упражнения независимо от возраста и пода (хотя для разных видов упражнений эта величина существенно меняется). Это, возможно, связано с примерно одинаковым уровнем физиологических возможностей мальчиков и девочек 5-6 лет.

При рассмотрении индивидуальных особенностей проявления показателей волевых качеств необходимо, прежде всего, отметить колебания относительного уровня результатов каждого ребенка при выполнении разных упражнений. Если, например, ребенок при длительном беге показал лучший результат, то он может не ока­заться на первом месте по другим упражнениям. В тех случаях, когда результаты выполнения какого-либо ребенка по разным упраж­нениям были одинаковыми, например, высокими, то не возникало затруднений при оценке уровня развития волевых качеств: ребенок был отнесен к группе с высоким уровнем развития этих качеств. Только в 20% случаев наблюдалась такая простая ситуация. В 80 случаев по одним показателям ребенок попадает в одну группу, а по другим — в другую, хотя показатели одного и того же ребен­ка по разным упражнениям всегда попадают в соседние группы. По­этому приходится учитывать все показатели по всем контрольным заданиям, а уровень развития качеств воли оценивать по большин­ству тех или иных показателей, в случаях сомнения учитывать по­казатель изменения частоты пульса.

Всесторонний учет индивидуальных особенностей по всему комплексу показателей выполнения физических упражнений позво­лил с большой надежностью выявить уровень развития целенаправ­ленности и настойчивости каждого ребенка я условно распределить детей на три группы — с высоким, средним и низким уровнем раз­вития. Анализ распределения детей по группам показал, что из 133 обследованных детей 73 (55% имеют средний, 33 (25%) — низ­кий и 27 (20%) высокий уровень развития волевых качеств. Все три уровня охарактеризованы в работе соответствующими количе­ственными показателями по продолжительности, числу повторений ж изменению частоты сердечных сокращений. Так, дети с высоким уровнем способны достаточно длительно, более 2-х минут выпол­нять приседания, за это время сделать более 67 движений, при этом работа выполняется с достаточно интенсивной нагрузкой, пульс увеличивается более чем на 40% по сравнению с исходным. Для детей с вязким уровнем развития волевых качеств характерны махая продолжительность (менее 40 сек), небольшое число повто­рений (менее 27), слабая физическая нагрузка (изменение пульса менее 25). Группа детей со средним уровнем занимает промежуточное положение между двумя перечисленными группами.

На основе анализа внешних признаков проявления целенаправ­ленности и настойчивости — особенностей поведения, эмоциональ­ного состояния, речевых реакций, вегетативных сдвигов — выяв­лены существенные различия качественных показателей между груп­пами детей с разным уровнем развития изучаемых качеств воли.

В четвертой главе диссертации определена также степень взаимосвязи волевых качеств и разных сторон общего физическо­го развития: здоровья, уровня физического развития, двигатель­ной подготовленности и функциональных возможностей. При этом использовался как корреляционный метод, так и сравнение данных распределения детей на группы по разным показателям. Заметной взаимосвязи между сравниваемыми показателями не обнаружилось за одним исключением: выявлена зависимость показателей волевых качеств от такого показателя здоровья как частота заболеваний. По-видимому, одним из неблагоприятных факторов развития волевых качеств является слабая сопротивляемость организма к заболева­ниям.

Было обнаружено снижение взаимосвязи между показателями волевых и скоростно-силовых качеств с увеличением возраста де­тей: в 5-лет показатели волевых качеств связаны, в основном, с физическими возможностями детей, к 6-ти годам результаты физических упражнений определяются, в большей мере, волевыми качествами.

В пятой главе — «Разработка средств и методов воспитания волевых качеств старших дошкольников с помощью физических упраж­нений» — описаны результаты формирующего педагогического эксперимента, а также приведены данные сравнительного анализа разви­тия волевых качеств детей экспериментальной и контрольной групп, на основании которых сделан вывод об эффективности разработанной методики.

Содержание и организация формирующего эксперимента, опре­деление средств и методов воспитания качеств воли основывались на ведущих дидактических принципах: взаимосвязи развития, обу­чения и воспитания; комплексности; постепенности и систематич­ности; учета возрастных особенностей; использования индивиду­ально-дифференцированного подхода; сознательности и активно­сти со стороны детей. При этом учитывались общие положения тео­рии и методики физического воспитания (этапность становления двигательного наваха, прогрессирование физической нагрузки, непрерывность я цикличность процесса, упражнение и др.).

Необходимым условием успешной педагогической работы с деть­ми является конкретизация задач по воспитанию целенаправлен­ности и настойчивости с учетом специфики проявления этих ка­честв у старших дошкольников в условиях двигательной деятельно­сти. На основе анализа экспериментальных материалов были по­ставлены следующие задачи: выработать способность у детей сосре­доточивать внимание на выполнение целей двигательных гаданий; развивать умение проявлять разнообразные по своему характеру и степени волевые усилия; воспитывать осознанное стремление к достижению результатов и их совершенствованию с учетом уровня всех возможностей; поддерживать желание преодолевать трудно­сти; укреплять уверенность детей в своя силы; воспитывать со­знательное стремление к устойчивый интерес к занятиям физиче­скими упражнениями. Содержание каждого физкультурного занятия с детьми в экспериментальной группе строилось с учетом этих задач.

Физические, упражнения, называемые в экспериментальной группе на занятиях предлагались детям в форме двигательных за­даний, содержащих установки на проявление определенных призна­ков целенаправленности и настойчивости — установка на проявле­ние концентрации внимания на поставленной цели, на достижение необходимых результатов или их повышение, на определенную дли­тельность выполнения действий я т.д. Данные задания в разных вариантах сочетания занимали важное место в содержании физ­культурных занятий. Опыт показал, что на разных этапах реализации воспитательных задач их целесообразно включать во все структур­ные части занятий (вводную, основную, заключительную).

В качестве основного средства формирования целенаправлен­ности и настойчивости в проведенной работа использовались физи­ческие упражнения. Для достижения положительных результатов в развитии волевых качеств важно, чтобы выбор движения опре­деленной группы физических упражнений отвечал необходимым; пе­дагогическим требованиям: упражнения должны быть хорошо знако­мы по способу выполнения, достаточно освоены детьми; их целе­сообразно использовать на этапе совершенствования двигательных навыков, чтобы можно было проводить упражнения как в игровой, так и соревновательной форме. Важными критериями отбора упраж­нений явилось соответствие результатов выполнения физических упражнений основным показателям проявления изучаемых качеств воли в условиях двигательной деятельности.

Из результатов исследования видно, что действенными фак­торами воспитания волевых качеств могут служить условия, по­буждающие детей к преодолению трудностей. С учетом этого в пе­дагогическом эксперименте проводилось усложнение упражнений пу­тем постепенного увеличения числа повторений и длительности их выполнения, повышения их интенсивности (например, Выполнение в разном темпе), вариативности условий проведения (напри­мер, с отягощающими пособиями и без них, в привычной позе или необычной положения тела и т.д.).

Опыт показал, что основным методом воспитания волевых ка­честв является метод упражнений. Многократное повторение дви­гательных действий осуществляется при этом в двух режимах рабо­ты — непрерывном и интервальном. Для повышения активного и соз­нательного отношения к проявлению волевых качеств наиболее эф­фективными являются приемы, направленные на достижение умствен­ной и моральной основы волевых действий. Обнаружено, что дети 5-ти лет способны воспринимать общую и конкретные цели занятий физическими упражнениями, если расширить их представления и зна­ния о пользе этих занятий, о разных параметрах движений. Боль­шое значение в обеспечении успешной работы имеет применение таких методов и приемов стимулирования волевых усилий, как кон­троль и учет степени развития волевых качеств, наглядная демон­страция результатов выполнения упражнений и др. В зависимости от уровня развития волевых качеств целесообразно использовать разные формы организации детей на занятиях. В эксперименталь­ной группе преимущественно использовался групповой способ орга­низации (около 70), вместе с тем, для успешного развития воле­вых качеств у детей с низким уровнем их развития следует широ­ко применять способ выполнения упражнений в парах, тройках.

Для повышения заинтересованности детей к выполнению упраж­нений, формирования уверенности в своих силах в условиях прео­доления трудностей в детском коллективе создавалась положительная, доброжелательная атмосфера сотрудничества, уважения и поддержка друг к другу.

Сравнение результатов, полученных в экспериментальной и контрольной группах, осуществлялось на основе анализа данных выполнения четырех контрольных упражнений. При этом была учте­на разница исходных уровней развития изучаемых волевых качеств у детей этих групп (некоторые показатели оказались выше в на­чальный момент в экспериментальной группе, другие — в контроль­ной). Для выравнивания исходных данных сравнивались между собой не просто изменения в показателях, а отношения показателей, по­лученных в конце к начальным показателям.

Анализ полученных данных в целом показал, что за время эксперимента заметно улучшились все показатели целенаправленно­сти и настойчивости, а также обнаружилось более ускоренное их развитие, о чем свидетельствуют различия в величинах прироста. Так, например, среднее число повторений первого контрольного уп­ражнения — многократного поднимания набивного мяча — уровень рассматриваемых качеств воли в контрольной группе повысился лишь в 1,56 раза, в экспериментальной — более чем в 1,86 раза. Еще более заметно различие в длительности выполнения упражнений: в контрольной — в 1,54 раза, в экспериментальной — более чем в два раза. Аналогичные результаты были получены при анализе всех двигательных заданий.

1. В процессе двигательной деятельности под влиянием педа­гогических воздействий создаются благоприятные условия для про­явления и развития у детей старшего дошкольного возраста таких ведущих волевых качеств как целенаправленность и настойчивость.

При выполнении физических упражнений целенаправленность и настойчивость взаимообусловлены, они выражаются в умении кон­центрировать внимание на поставленной цели, мобилизовать свои силы на длительное выполнение действий, связанных с преодолением трудностей объективного и субъективного характера.

2. Для оценки волевых качеств детей 5-6 лет в условиях двигательной деятельности целесообразно использовать физические упражнения, основанные на длительной и многократно повторении однотипных двигательных действий. При этом возникает необходи­мость проявлять волевые усилия для преодоления постепенно нара­стающего физического и эмоционального напряжения. Основными по­казателями проявления волевых качеств являются длительность, объем (число повторений) и интенсивность выполнения физической работы.

3. Развитие волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) характеризуется, во-первых, отсутствием зна­чимых различий в средних значениях показателей целенаправлен­ности и настойчивости мальчиков и девочек, во-вторых, наличи­ем ярко выраженных индивидуальных различий в проявлении этих качеств у детей.

4. Особенности» развития целенаправленности и настойчивости у старших дошкольников является их независимость от степени развития скоростно-силовых качеств детей этого возраста. В то же время выявлена взаимосвязь между показателями качеств воли и одним из параметров состояния здоровья детей — частотой забо­леваний.

5. Эффективным средством воспитания целенаправленности и настойчивости на физкультурных занятиях являются физические упражнения, выполняемые в непрерывном и интервальном режимах работы и связанные с преодолением трудностей разного характера.

6. Ведущим методом при воспитании волевых качеств явля­ется метод упражнения, основанный на повторении двигательных действий, побуждающих детей к сознательному и активному выпол­нению двигательных заданий. Для стимуляции волевых усилий детей важно использовать приемы самоконтроля и учета степени развития волевых качеств, оценки достигнутых результатов, игровые и со­ревновательные формы выполнения движений, пример, поощрения.

7. Эффективность разработанной методики воспитания волевых качеств с помощью физических упражнений подтверждается значи­тельным улучшением показателей целенаправленности и настойчи­вости у детей экспериментальной группы по сравнению с контроль­ной.

По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:

1. О проявлении волевых качеств у старших дошкольников при выполнении физических упражнений / Соавт. Т.И.Осокина. // Ак­туальные проблемы воспитания и обучения дошкольников. — М.: изд. АПН СССР, 1985. — С. 28-33.

2. Формирование волевых качеств у старших дошкольников на физкультурных занятиях // Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста. — М.: изд. АПН СССР, 1987. — С. 122-127.

Отзывы на автореферат в двух экземплярах с заверенными подписями направлять по адресу: 113184, Москва, Климентовский пер., д. 1. НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. Специализиро­ванный совет.

Другие статьи

  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]
  • Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Законодательством Российской Федерации не предусмотрено процедуры отказа от ребенка, возможно только лишение родительских прав. Так, согласно ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если […]
  • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
  • Можно ли ребенку капать ромашку в нос отвар ромашки и нос неделю назад мы заболели к нам приходила врач и сказала 5 раз в день промывать нос пипеткой ромашки, потом отсасывать аспиратором, а потом капать капли сейчас я разговаривала с подругой, она меня отругала, сказала, что нельзя так ни в коем случае, […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
  • Диагностика отклонения в развитии ребёнка определение этапы проведения Ранняя диагностика отклонений в развитии детей Диагностика отклонений в развитии основывается на зна­нии общих и специфических закономерностей психического раз­вития нормально развивающегося ребенка и детей с различны­ми отклонениями в развитии. Диагностика носит […]