Времена депрессии в америке

Сенсация: голодомор в США унес 7 миллионов жизней

В сети Интернет разгорается очередной скандал. Свободная энциклопедия «Википедия» удалила статью российского исследователя, которая посвящена оценке потерь США в результате Великой депрессии 1932-33 годов. Возмущенные блогеры начали массовое распространение статьи в русскоязычном сегменте популярного блог-сервиса Livejournal. Материал вызвал горячие споры, «исторический флешмоб», между тем, продолжается.

В своем материале исследователь коснулся действительно «горячей» темы — оценки числа жертв американской Великой депрессии, чем, видимо, и вызвал столь резкую реакцию модераторов «Википедии» и активность русскоязычных блоггеров. На основании анализа статистических данных Борис Борисов в статье «Голодомор по-американски» оценил число жертв финансового кризиса в США в более, чем 7 миллионов человек — и впервые напрямую сравнил произошедшее в США в 1932-33 годах с голодомором в СССР 1932-33-х.

В своей статье Борисов использует официальные данные американского статистического ведомства. Рассмотрев численность населения США, динамику рождаемости и смертности, иммиграцию и эмиграцию, автор приходит к неутешительному выводу: за время голода 1932-33 годов США не досчитались более 7 миллионов жизней.

«Если верить американской статистике, за десятилетие с 1931 по 1940 год, по динамике прироста населения США потеряли не много ни мало 8 миллионов 553 тысячи человек, причем показатели прироста населения меняются сразу, одномоментно, в два (!) раза точно на рубеже 1930/31 года, падают и замирают на этом уровне ровно на десять лет… Никаких объяснений этому в обширном, в сотни страниц, тексте американского доклада US Department of commerce «Statistical Abstract of the United States» не содержится», — отмечает автор.

Впрочем, исследователь вводит поправку на движение населения: «Всего за 30-е годы страну покинуло на 93 309 человек больше, чем прибыло в неё, а десятилетием ранее в страну дополнительно прибыло 2 960 782 человек. Что же, скорректируем цифру общих демографических потерь США в тридцатые годы на 3,054 тысячи человек».

При этом, рассматривая период Великой депрессии, автор отмечает удивительное сходство с тем, что творилось в 30-е годы в СССР. Он даже вводит для США термин «дефарминг», как аналог советского «раскулачивания». «Мало кто знает … о пяти миллионах американских фермеров (около миллиона семей) ровно в эти же время согнанных банками с земель за долги, но не обеспеченных правительством США ни землёй, ни работой, ни социальной помощью, ни пенсией по старости – ничем», — говорится в статье.

«Каждый шестой американский фермер попал под каток голодомора. Люди шли в никуда, лишенные земли, денег, своего родного дома, имущества — в охваченную массовой безработицей голодом и повальным бандитизмом неизвестность».

Что происходило в те годы с американским обществом прекрасно показывает фильм «Кин-Конг» режиссера Питера Джексона. Первые кадры ленты повествуют о периоде Великой депрессии и рассказывают нам историю актрисы, которая не ела три дня и пытается украсть с лотка яблоко. Еда в городе есть, но в охваченном тотальной безработицей Нью-Йорке у людей нет денег, чтобы ее купить. При заполненных магазинах и красочных витринах кондитерских и мясных лавок, люди на улицах элементарно голодают.

И, одновременно, правительство США избавлялось от излишков продовольствия, которое не могли распродать торговцы. Нельзя нарушать законы рынка – то, что не куплено, то лишнее, раздать его голодающим, значит нанести удар по бизнесу. Продовольствие, как отмечает Борисов, уничтожали «разнообразно и с размахом: зерно и просто сжигали, и топили в океане. Так, например, было уничтожено 6.5 млн. голов свиней и запахано 10 млн. га земель с урожаем».

Последствия подобных действий были закономерны, отмечает автор статьи. «Вот подлинные воспоминания ребенка об этих годах : «Мы заменяли нашу привычную любимую пищу на более доступную. вместо капусты мы использовали листья кустарников, ели лягушек. в течение месяца умерли моя мама и старшая сестра. » ( Jack Griffin)»

Спасением для огромного количества безработных и безземельных американцев стали так называемые «общественные работы», которые ввел президент Рузвельт. Впрочем, и это спасение было весьма иллюзорным, отмечает в своей работе Борис Борисов. Проводимые под эгидой Администрации общественных работ (PWA) и администрации гражданских работ Civil Works Administration – СВА, работы состояли в строительстве каналов, дорог, мостов, зачастую в необжитых и болотистых малярийных районах. На таких работах единовременно были заняты до 3,3 миллиона человек, всего же через американскую систему «общественных работ» прошло 8,5 млн. человек – «это не считая собственно заключенных», — отмечает Борисов.

«Условия и смертность на этих работах ещё ждут своего внимательного исследователя», — отмечает автор, приводя, впрочем, достаточно показательный момент: «причем из 30$ номинальной заработной платы [участника «общественных работ»] обязательные вычеты составляли 25$ . Пять долларов за месяц каторжного труда в малярийном болоте». Фактически, люди трудились за еду в условиях, сравнимых со сталинским ГУЛАГом – трудно конвертировать в доллары заработную плату заключенного ГУЛАГ 30-40 годов, но видимо она была сравнима с оценкой работы американского «трудработника».

«Почти демоническую схожесть Администрации общественных работ (PWA) с ГУЛАГОМ придаёт ещё и вот что. Администрацию общественных работ возглавляет своеобразный «американский Берия» — министр внутренних дел Г. Икес, который начиная с 1932 года заключил в лагеря для безработной молодёжи около двух миллионов человек», — пишет Борисов. – «тот самый Гарольд Леклер Икес (Ickes, Harold LeClair) (1874–1952) [который позже] молниеносно, во взаимодействии с армией, интернировал этнических японцев США в концентрационные лагеря. (1941/42 год). Первый этап операции занял всего 72 часа».

«Всего, согласно расчётам, в 1940 году население США, при сохранении прежних демографических тенденций, должно было составить как минимум 141,856 миллиона человек, — пишет автор статьи далее. — Фактическое же население страны в 1940 году составило всего 131,409 миллиона, из которых только 3,054 миллиона объяснимы за счёт изменения в динамике миграции. Итак, 7 миллионов 394 тысячи человек по состоянию на 1940 год просто отсутствуют. Никаких официальных объяснений по этому поводу нет».

Справедливости ради нужно отметить, что современные российские историки патриотической направленности отвергают методику исследований, основанную на общей оценке демографических потерь — на том основании, что демографические процессы не линейны и зависят от множества факторов. Так, ложной по их мнению является оценка числа «жертв коммунизма», которую на основании демографических исследований приводят Стефан Курт, Ричард Пайпс и которую огласил на открытии памятника жертвам коммунизма в Вашингтоне Джордж Буш и Елена Боннер.

С другой стороны эта методология широко применяется в современной исторической науке, к примеру, к ней прибегает такой известный исследователь, как Николай Сванидзе в «Исторических хрониках». Также нужно отметить, что официально признанное на Украине число жертв голодомора получено украинским историком Станиславом Кульчицким именно таким методом. «В своём исследовании, основывающемся на опубликованных результатах Всесоюзной переписи 1937 года, а также на других данных демографической статистики, попытался подсчитать возможное число жертв среди населения Украинской ССР в результате голода 1932—1933 годов», — сообщает о нем «Википедия».

От этих цифр отталкиваются парламенты 11 стран мира, признавших голодомор. Конгресс США, а также Евросоюз, рассматривая эту проблему, также отталкиваются от цифр, полученных историком Кульчицким на основании оценки демографических потерь.

Встройте «Правду.Ру» в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках, Google+.

Времена депрессии в америке

В первое десятилетие Советской власти наша страна оказалась крепко зажата в тисках экономической и научно-технической блокады со стороны стран Запада, пытавшихся удушить молодую республику. В то же самое время в США набирала силу Великая депрессия, поставившая все население страны, включая инженерные и научно-технические кадры на грань выживания и голодной смерти. В этой ситуации настоящим спасением, как для Советской России, так и для инженерных кадров США оказалось начало НЭПа, в рамках которого в СССР было приглашено огромное количество американских инженеров.

В тисках экономической блокады

Для привлечения в страну образованной рабочей силы из-за рубежа советское правительство разрешило создание акционерных обществ с участием иностранцев. К концу 1924 года в стране существовало 40 государственных акционерных обществ и 47 частных, в двенадцати из которых присутствовали иностранные финансы.

По объемам взаимодействия и экономической помощи Советской России выделялись США, Германия и Англия. При этом интересно отметить, что общение СССР и стран Запада не ограничилось узкой экономической сферой – в советскую республику бурным потоком хлынули высококвалифицированные, технически грамотные специалисты, которые оказали неоценимую помощь в восстановлении и модернизации разрушенной в годы Революции и Гражданской войны промышленности.

Поездка в Советскую Россию, хорошо платившую иностранным специалистам, оказалась для американских инженеров той самой соломинкой, за которую хватается утопающий. Для спасения от голодной смерти квалифицированных инженеров и рабочих американским правительством было принято решение направить их на работу в СССР, в том числе для создания основ советского военно-промышленного комплекса.

В первую очередь это были танковые и авиационные заводы. Мало того многие американские промышленные компании перевели свое производство в советскую Россию. Выгода для обеих сторон была несомненна. Советский союз приобретал новейшие военные технологии с уникальной возможностью обучения своих собственных специалистов у американских инженеров и механиков, а специалисты из США сохраняли квалификацию и получали приличную заработную плату.

Смотрите так же:  Я лечусь от депрессии

Иностранные концессии

Многие из иностранных компаний приобретали концессии, поставляли новую технику, оборудование, принимали у себя советских инженеров-стажеров. Статистика утверждает, что к 1929 году в СССР работало 40 американских фирм, в то время как официально США признали СССР лишь в 1933 году!

Мало того, историки подсчитали, что в 1920-е годы до 95% советских промышленных предприятий получали иностранную техническую помощь, благодаря которой Советская Россия смогла не только в кратчайшие сроки восстановить народное хозяйство после Первой мировой и Гражданской войн, но и выйти в ведущие промышленно развитые страны мира.

В частности процветала добыча марганца по «Чиатурской марганцевой концессии» с американской группой А. Гарримана. Во время НЭПа с 1921 по 1928 годы в правительство поступило более 2400 концессионных предложений из США, Германии, Англии и других стран мира.

Спасительная Россия

Можно без преувеличения сказать, что Москва стала тихой гаванью для многих эмигрантов из США во время бушевавшей там Великой депрессии. Более сотни квалифицированных рабочих с завода Форда в 1921-1922 годах налаживали, а по сути, создавали новое производство на Московском автомобильном заводе.

Американские профсоюзы помогли создать в Москве центральный офис Российско-американской индустриальной корпорации — РАИК, которая получила в управление четыре крупнейшие текстильные фабрики в Москве и шесть в Ленинграде. Всего в Советской России только в первый год НЭПа прибыло более 10 000 американцев. Одними из первых бизнесменов США, кто решился создать собственное производство в советской России, оказалась семья Хамеров: отец Юлий и сын Арманд.

Причем Арманд Хамер за год до введения НЭПа уже бывал в Советской России, встречаясь с В.И. Лениным. Как утверждают исторические хроники, они подружились. Впоследствии на протяжении всей своей жизни Арманд Хамер являлся посредником во многих переговорах между руководством СССР и США, неизменно отстаивая интересы социалистического государства. Во время НЭПа Хаммер первым из американцев открыл в Советской России знаменитую карандашную фабрику, про которую Маяковский писал «…хороши, у Хаммера карандаши».

С помощью американских специалистов был в кратчайшие сроки восстановлен металлургический завод Гужона, ставший всемирно известным под новым именем — «Серп и молот». Настоящий героизм проявил интернациональный состав работников завода «Красный пролетарий» по производству металлообрабатывающих станков восстановление, которого шло в холодных корпусах в суровую зиму 1921/1922 годов. Благодаря иностранным рабочим и инженерам страна буквально на глазах поднималась из руин.

Если в 1920 году знаменитый американский фантаст, страстный поклонник Советской России Герберт Уэллс утверждал, что страна не сможет подняться без помощи извне, то уже всего через несколько лет главы иностранных государств посещая промышленную выставку в СССР, были поражены возможностями советской промышленности и науки. Мало того, поднявшись из руин отечественные предприятия, в короткие сроки, захватив до 30% всего мирового оборота станков и машин, сами начали размещать крупные заказы на предприятиях США.

По данным статистики до двух третей промышленного производства США и Канады в тридцатые годы двадцатого века были загружены заказами из СССР, что во многом сгладило последствия Великой депрессии охватившей всю Северную Америку.

Трудные времена: Великая депрессия

Собственные трудности всегда кажутся нам более тяжелыми, чем то, что происходит у соседей. Оно и понятно – своя рубашка ближе к телу. А потому нынешний кризис мы склонны считать чем-то из ряда вон выходящим. Но не стоит преувеличивать: раньше такое бывало. Бывало и похуже – скажем, Великая депрессия в США. Как с ней боролись?

23 Декабря 2015, 00:00

«Черную пятницу» до сих пор – а ведь прошло уже 86 лет! – за океаном вспоминают с содроганием. 29 октября 1929 года нью-йоркская биржа рухнула. А вслед за тем стала трещать по швам, угрожая развалиться, самая сильная экономика планеты, уже четверть века радовавшая неуклонным, безудержным ростом. И за собой увлекла всю Европу, Азию…

К июню 1930 года ценные бумаги на Уолл Стрит подешевели в пять раз, к 1932-му индекс деловой активности, драгоценный американский Доу Джонс, с 381 в 1929 году упал до 41. В 1933-м валовой национальный продукт снизился более чем на 25%. Причем особенно пострадало промышленное производство, сократившись на 50%. Обанкротились 86 000 предприятий, 15 млн человек лишились работы, зарплата упала в среднем на 60%, а безработица выросла с 9 до 25%. Активы подешевели на 40%, закрылись 9000 банков, и 9 млн счетов населения превратились в пыль.

Но самое страшное, что, в отличие от любого другого кризиса, депрессия продолжалась невероятно, невыносимо долго – не год, не два и даже не пять. За это ее и назвали Великой. Наибольшей глубины падения американская экономика достигла в 1933 году и затем потихонечку-полегонечку начала было выправляться – вплоть до 1937-го, когда последовала короткая, но тяжелая рецессия. И только к началу 40-х экономика Соединенных Штатов восстановилась до докризисного уровня.

Автомобильная промышленность к концу 20-х была гордостью американцев — и она же пострадала едва ли не больше всех других отраслей. Замедление продаж отметили еще летом 1929-го, но «внимания тогда не обратили». В целом дела шли превосходно, дилеры с удовольствием шлепали на лобовое стекло очередной контракт и обращались к следующему клиенту. Легкие признаки будущей катастрофы проявлялись очень слабо: в августе оказалось, что у «Хаппа» и «Рио» прибыль сократилась вполовину по сравнению с 1928-м, «Джордан» просел на болезненные 68%, у GM падение составило 6%. Зато «Форд» шел хорошо, опираясь на силу новой модели А, от которой были в восторге покупатели и дилеры.

Пирамида поборов на производство и продажу авто состояла из 206 федеральных, местных и налогов штатов

Только в конце сентября, когда обозначилось падение на бирже, раздались первые тревожные голоса. «Рецессия ясно видна, а запасы автомобилей у дилеров и на заводах продолжают расти», — писала влиятельная газета «Отомотив индастриз». Но даже во время паники на Уолл стрит в конце октября в Детройте невозмутимо пожимали плечами: над нами не каплет. По итогам 1929 года автомобильные фирмы получили в общей сложности $413 млн прибыли. А Генри Форд подлил масла в огонь, ответив на мольбу президента Гувера повышением зарплаты на своих заводах.

Автор нового курса

Ф. Д. Рузвельт призывал нацию затянуть пояса. Он обложил налогами бизнес и провозгласил строительство сети хайвеев и ГЭС

Увы, ход оказался неверным. За два года, в 1931-м и 1932-м Форд потерял более $125 млн. А общий убыток автомобильной отрасли в 1932-м составил $191 млн ($2,9 млрд по сегодняшним деньгам). Продажи новых машин с 1929 по 1932 год снизились на 75%, высокоприбыльный сегмент «люкс» почти исчез, а рынок дешевых авто вырос с 40 до 80% в 1933 году. В результате половина автокомпаний закрылись, и настоящее чудо, что не обанкротился Форд – выживание «Голубого овала» в эти годы можно причислить к величайшим из достижений старины Генри.

Чтобы защитить на глазах загибающуюся промышленность, администрация президента Гувера обратилась к заградительным импортным пошлинам. Но траты на «спасение» и «реконструкцию» национальной экономики требовали новых поступлений в бюджет, и правительство стало вводить все новые и новые налоги. За «заводские поставки» автомобилей требовалось заплатить еще 3% в федеральное казначейство, а скоро к этому сбору добавились первый в истории национальный бензиновый налог и многоразличные налоги штатов и сборы на бензин, регистрацию, собственность и продажи.


После некоторого роста в 1937-м через год продажи новых машин в Штатах упали почти вдвое — с 3,9 до двух с небольшим миллионов. А подержанный автомобиль можно было купить за 29 долларов

Покупка и эксплуатация автомобилей становились все более обременительными, продажи падали еще больше, и запасы нераспроданных машин росли и росли. Заводы и дилеры хватали друг друга за глотку в попытках избавиться от стоявших мертвым грузом машин. «Форд» увеличил своим дилерам скидку до 21% при продажах более 500 автомобилей в год. «Кадиллак» провозгласил программу «национальный драйв», пытаясь избавиться от запасов подержанных авто у дилеров. А всевозможные правительственные схемы регулирования цен и «рационализации рынка» только усугубляли положение.


Великая депрессия породила не только американскую Большую тройку из самых богатых автомобильных компаний, но и стала точкой отсчета для профсоюзов

Производители пытались ограничить запасы и стимулировать продажи введением программ утилизации старых машин, гарантийного покрытия, скидок и агрессивной рекламы, но все это тяжелым бременем ложилось на баланс заводов. И больше всех страдали небольшие независимые компании — в полном соответствии с жестокой поговоркой о том, что «пока толстый сохнет, тонкий сдохнет». «Студебекер» и «Виллис» попали под внешнее управление и выжили, а «Хапп» не сумел, утянув за собой на дно «Мун» и «Киссел». «Элькар» не смог разместить акции даже перед крахом и разорился в 1932-м. «Студебекер» чуть не разрезали надвое из-за плохого финансового управления, «Хадсон» уцелел благодаря изворотливости Роя Чапина, которого Гувер сделал членом своего «кабинета спасения нации» в Вашингтоне. А империя Эррета Корда с «Оберном» и «Дюзенбергом» пошла ко дну.


Четверть населения США осталась без работы. И в поисках лучшей доли вынуждена была сняться с насиженных мест. Разумеется, на автомобилях

Смотрите так же:  Степени умственной отсталости ответ

В апреле 1930-го, сначала исподволь, не очень заметно, обозначилась новая беда, оказавшаяся почти гибельной для независимых фирм – началась забастовка рабочих фирмы «Хейез», поставлявшей кузова в сборе. Небольшая по размеру, стачка стала ужасной новостью для «Мармона» и «Пирлесса», которые зависели от «Хейеза».

Наихудшие времена пришли весной 1933-го, когда все ждали возвращения потерянных в 1931-1932 годах покупателей. Но его не случилось. А вместо него — крахи банков, золотое эмбарго и Новый курс, экономическая программа нового президента Рузвельта. В ее основе лежали резко прогрессивные ставки налога и целенаправленно конфискационный налоговый режим для лиц с высоким доходом.

Все способы борьбы с кризисом достались нам в наследство от тех. Кто пытался выжить в великой депрессии

Эти меры вынуждали тратить деньги и парализовали рост заработной платы. Пиком этой политики стал в 1936 году абсурдный «Налог на нераспределенную прибыль», который поставил компании перед выбором: платить дивиденды или терять прибыль на налогах. В 1938-м Уолтер Крайслер жаловался, что государство отбирает у него $22 млн из $25,91 млн прибыли. Действительно, налоги в Штатах в то время были совершенно ошеломляющие: в 1939 году «пирамида поборов» на производство и продажу авто состояла из 206 федеральных, местных и налогов отдельных штатов.

Однако, как мы видим, даже в разгар кризиса Chrysler все же умудрялся получать прибыль – с убытком фирма сработала лишь в один-единственный год из десятилетия Великой депрессии. А «Дженерал Моторс» и вовсе оставалась прибыльной все 30-е годы. В чем же был секрет?

Гендиректор «Джи Эм» Альфред Слоун воспользовался простым и циничным советом банкира, миллиардера и министра финансов при трех президентах Эндрю Меллона: «Ликвидируйте рабочих, ликвидируйте запасы…». Слоун и его команда продавали все, что не двигалось, и тут же инвестировали средства, назвав свою стратегию «реабилитацией». Вот главные составляющие урезания расходов: консервация заводов, увольнение рабочих, быстрое сворачивание производства дорогих моделей, широкое использование одинаковых моторов и комплектующих для разных марок корпорации. Чтобы сократить производственные запасы, беспощадно снижали цены – до 70% на дорогие модели. Поставщикам безжалостно выкручивали руки, диктуя низкие фиксированные цены.


Франклина Делано Рузвельта американцы почитают среди величайших своих президентов. Ему единственному позволили переизбираться на третий срок

Но ключевым стало решение предложить покупателям машину, которая бы соответствовала их нуждам тратить меньше денег – «автомобиль для любого кошелька и цели», как назвал его Слоун. GM агрессивно вошел на рынок дешевых моделей, переведя производство с дорогих марок на Chevrolet, сократив при этом предел безубыточности бренда на треть. Наконец, «Дженерал Моторс» тратила больше на рекламу Chevrolet и предлагала покупателям финансовые услуги, когда банки не давали кредитов. В результате GM отхватила львиную долю рынка и могла продавать свою продукцию по более высокой цене, чем, к примеру, Ford.

Примерно таким же путем шел и Уолтер Крайслер, именно в годы депрессии укрепивший свою империю, и Чарльз Нэш, о котором говорили, что он умеет «выжимать из камней воду». Пытался сокращать расходы и Генри Форд. После неосторожного повышения зарплат на следующий год он сократил ее до $4 в день и все же до марта 1934-го минимум на его заводах составлял $5 в день. Но основным критерием была наличность: те, у кого она имелась, прошли через плохие времена, у кого нет – не смогли. Из $42 млн в 1930-м «Нэш» потерял почти все, но сумел выстоять. У «Хадсона», которого профсоюзы избрали своей первой целью, из $17 млн в 1931-м через год осталось $2,5 млн, у «Пакарда» от такой же суммы — $12 млн, и они выжили.

Битва с автомобильными баронами

Ясное дело, всемерное затягивание поясов на фоне стремительного обнищания целой страны не могло не вызвать ответной реакции рабочих. Опасаясь взрыва – со времени революции в России ведь еще и двадцати лет не прошло — Национальная комиссия по восстановлению (NRA), которая и проводила в жизнь программы «восстановления» и «помощи» Нового курса, стремилась регулировать занятость и конкуренцию. Правительство жестко настаивало на контроле зарплаты и рабочих часов. Когда профсоюзы пригрозили забастовкой в марте 1934-го, NRA признала коллективный договор и запретила сдельные расценки, по которым рабочим платили за продукцию, а не за часы. Так, например, работали в «Нэше», применяя сдельщину для поддержания плавающих, а не фиксированных расходов. Все это привело к увеличению производственных расходов и, следовательно, удорожанию продукции.

В 1935 году режим NRA был прекращен решением суда. А в следующем убедительнейшее переизбрание Рузвельта придало новый импульс рабочему движению. Сразу после выборов по заводам прокатились стихийные забастовки. Профсоюзные лидеры говорили рабочим: «Вы голосовали за Новый курс на избирательных участках и победили автомобильных баронов, а теперь пришло время ввести Новый курс в цехах!». Власти отказались насильно вмешиваться, и последовали знаменитые «сидячие» забастовки, первой жертвой которых стал GM. В 1937-м стало еще хуже. Забастовки на заводах комплектующих и кузовных фирмах снизили производство и почти перекрыли приток наличных. Заводы торопились работать, пока было возможно, а это означало большие, чем обычно, производственные запасы — чтобы продержаться во время забастовок. Вместе с плохим инвестиционным климатом, недооцененными активами, скачущим, от объема работающим рынком и постоянным готовым прорваться наружу недовольством рабочих, новыми налоговыми и законодательными барьерами, препятствующими накоплению капитала, это сделало рост для независимых автомобильных компаний почти невозможным. Именно тогда и сложилась американская Большая тройка – только гигантские корпорации, обладавшие крупными запасами наличных и возможностями для маневра, могли не просто выживать, а еще и получать прибыль.

Это мы не проходили?

Так что же в итоге? Трудные времена изменили автомобильную промышленность кардинально. От десятков фирм остались лишь единицы – самые сильные. Структура рынка стала иной, маркетинг ушел от лайфстайла 20-х и превратился в науку — опросы клиентов теперь играли главную роль в дизайне и продажах. Стайлинг пошел радикальной дорогой: достаточно сравнить любой автомобиль 1930 года с машиной 1939-го – их разделяет пропасть. При этом продажи в кредит, которые так часто называли одной из причин «черной пятницы» 1929 года, широко практиковались и в 30-е, как и перепродажа старых авто через склады подержанных.

Все эти способы борьбы с кризисом достались нам в наследство от тех, кто пытался выжить в Великой депрессии. И еще очень важно: согласно опросам, 4 из 5 бедных семей имели подержанный авто и были бы рады купить новый. Поразительно, но даже в самые темные времена зимой 1932-го свыше миллиона человек видели возможность купить новую машину. Самое же удивительное, что ни промышленность, ни покупатели не поддавались пораженческим настроениям. Так что любой, кто решился в 1933-м купить ценные бумаги «Дженерал Моторс» по $8 за акцию, через 15-20 лет мог оставить своим детям целое состояние.

Впрочем, из мрачного десятилетия Великой депрессии можно извлечь и еще один урок – весьма невеселый. Ведь действительно восстанавливаться экономика Соединенных Штатов начала только в 1940 году, когда в Европе вовсю бушевала Мировая война. И поправился американский автопром именно на военных заказах. Сегодня мы видим почти все из того, что проходили за океаном 80 лет назад – консервация заводов, сокращение производства и продаж, снижение зарплат и повышение налогов.

Интересные факты о Великой депрессии в США

1. Великая депрессия — мировой экономический кризис, начавшийся в 1929 году и продолжавшийся до 1939 года. Наиболее остро с 1929 по 1933 год. Поэтому 1930-е годы в целом считаются периодом Великой депрессии.

2. Великая депрессия наиболее сильно затронула США, Канаду, Великобританию, Германию и Францию, но ощущалась и в других государствах. В наибольшей степени пострадали промышленные города, в ряде стран практически прекратилось строительство. Из-за сокращения платёжеспособного спроса цены на сельскохозяйственную продукцию упали на 40—60 %.

3. Республиканец Герберт Гувер (1874-1964), был президентом, когда началась Великая депрессия. В марте 1930 года он заявил, что начался кризис, но это не надолго. Он не подозревал, что кризис продлится до начала Второй мировой войны (1939).

4. Предшествовали Великой депрессии события Биржевого краха США 1929 года: обвальное падение цен акций, начавшееся в «чёрный четверг» 24 октября 1929 года. После краткосрочного небольшого подъёма цен 25 октября падение приняло катастрофические масштабы в «Чёрный понедельник» (28 октября) и «Чёрный вторник» (29 октября). 29 октября 1929 года — день биржевого краха Уолл-стрит.

5. В «черный вторник» 29 октября 1929 года, рынок потерял 14 миллиардов долларов, а за неделю потери достигли 30 миллиардов долларов. Это было в десять раз больше, чем годовой федеральный бюджет и на теперешние деньги составило $ 377,587,032,770.

6. Промышленное производство во время этого кризиса сократилось в США на 46%, в Великобритании на 24%, в Германии на 41%, во Франции на 32%. Курсы акций промышленных компаний упали в США на 87%, в Великобритании на 48%, в Германии на 64%, во Франции на 60%.

7. После первого биржевого краха по Нью-Йоркскому финансовому кварталу прошла волна самоубийств. Рассказывали, что служащие одного отеля даже начали спрашивать новых гостей, для каких целей те снимают комнату: чтобы переночевать или выпрыгнуть из окно.

8. В худшие годы Великой депрессии (1933-1934) общий уровень безработицы составлял 25% (1 из 4 человек) и еще 25% работали неполный рабочий день.

9. Афроамериканцы больше всех пострадали в период Великой депрессии, поскольку их сокращали первыми с рабочих мест.

Смотрите так же:  Заикание 10 лет

10. Во время депрессии 1930-ых средняя заработная плата на производстве составляла 17 долларов в неделю, для доктора средняя зарплата составляла 61 доллар в неделю.

11. Между 1929 и 1932 годами средний доход средней американской семьи упал на 40% с 2300 до 1500 долларов в год.

12. К концу 1930-ых около трёх миллионов людей были вынуждены бросить школы, и, по крайней мере, 200 000 из них начали бродяжничать.

13. Люди, которые потеряли свои дома, часто жили в так называемых «Виллах Гувера», или трущобах, которые были названы в честь президента.

14. Во время Великой депрессии, почти 1,5 миллиона женщин были брошены мужьями, поскольку мужчине прокормиться было легче одному.

15. В 1932 году в Детройте полиция и частная охранная служба Генри Форда расстреляла шествие голодающих рабочих, которые проводили голодный марш. Было убито пять человек, десятки ранены, неугодные были подвергнуты репрессиям.

16. Чтобы наладить связь с народом, гангстер Аль Капоне открыл в годы депрессии бесплатную столовую и спас от голодной смерти множество людей.

17. Между 1935 и 1938 годами миллионы людей оставили свои дома в Арканзасе, Миссури и Оклахоме из-за депрессии и серьёзной засухи, которые разрушили их земли и жизни. Эта засуха известна как «Пыльный шар».

18. «Три поросенка» — мультфильм Уолта Диснея, увидевший свет в 1933 году 27 мая символизировал Великую депрессию – волк являлся образом Депрессии, а поросята — являлись образом обычных американских граждан, которые пострадали от бедствия, но, объединившись, постепенно достигали успеха.

19. Несмотря на великую депрессию в период этих лет в кино ходило более 65% американских граждан. Каждую неделю кинотеатры собирали почти 80 миллионов людей желающих посмотреть какой-нибудь фильм. Самыми популярными фильмами были «Унесенные ветром», «Волшебник страны Оз» и «Кинг Конг».

20. Предприятия и фермы были закрыты, потому большое количество людей стало на путь преступности. К примеру, Бруно Хауптман похитил и убил 20-месячного сына героя Чарльза Линдрега; Джиллинджер Джон, Робин Гуд своего времени; Джиллс по прозвищу «Малыш Нельсон»; Бонни и Клайд, их презирали другие бандиты, поскольку считали, что они занизили профессиональные стандарты.

21. В 1935 г. в Америке появились известные нам «письма счастья», обещавшие быстрое обогащение. Неизвестно, кому принадлежала идея, но у почтальонов была работа.

22. Хитом номер один в 1932 году стала песня «Братец, не одолжишь десять центов?» Бинга Кросби, которая в определённой степени подвела итог всему десятилетию.

23. В период Великой депрессии приобрела популярность игра «Монополия», которая появилась в 1935 году. Причина – желание разбогатеть, хотя бы в фантазиях.

24. Демократ Франклин Делано Рузвельт (1882-1945) стал президентом в марте 1933 года и обещал «Новый курс» для американского народа. Он попытался создать рабочие места путем создания федеральных организаций. Неизвестно, улучшило это положение или нет, Америка оправилась от кризиса только через 8 лет.

25. Правительство придумало программы по обеспечению американцев работой в сфере ремонта и строительства. «Эмпайр стейт билдинг», «Крайслер билдинг», мост «Золотые ворота» и Рокфеллер-центр были построены во время депрессии.

26. Во времена Великой депрессии, в 30-х годах ХХ века, тысячи американцев мигрировали в Советский Союз.

27. Экономисты не пришли к единому мнению о причинах Великой депрессии. Когда новости о крахе биржи распространялись все более стремительно, клиенты старались как можно быстрее снять деньги с банковских счетов, что провоцировало возникновение «набегов на банки». Лауреат нобелевской премии в сфере экономики Милтон Фридма считает, что не биржевой коллапс явился причиной Депрессии, а «набег на банки» и кризис банковской системы во время паники общественности за 1930-1933 года.

28. Многие считают, что начало Второй Мировой положило конец Великой Депрессии, другие утверждают, что это не так, и что экономика начала восстанавливаться ещё в 1938 году, до того, как Америка вступила в войну. Тем не менее, может быть правдой то, что помогла война, начавшись в сентябре 1939, когда Германия вторглась в Польшу, и США начали производить множество наименований товаров, которые вскоре понадобились Британии.

29. В русской историографии термин «Великая депрессия» часто употребляется лишь в отношении экономического кризиса в США. Параллельно используется термин мировой экономический кризис.

Как дороги победили кризис. Роль хайвеев в американской истории

Когда Великая депрессия захлестнула США, толпы безработных заполнили улицы городов. Перед правительством встала серьезная проблема — как решить судьбу этих отчаявшихся людей. Можно было бы просто ограничиться выплатой пособий, окончательно добивая и без того дефицитный бюджет. Но президент Рузвельт нашел действительно изящный выход из сложившейся ситуации. Он воплотил в жизнь национальную программу строительства дорог. Тем самым одним выстрелом были убиты сразу два зайца — люди получили работу, а страна мощную инфраструктуру, ставшую впоследствии фундаментом процветания США.

Рузвельт считал, что строительство скоростных дорог, пересекающих страну, улучшит положение дел в экономике США. И работы эти было начаты именно в разгар «Великой депрессии», беспрецедентного экономического кризиса, и президент надеялся, что дорожное строительство позволит снизить уровень безработицы.

В начале XX века автомобили в США были редкостью и привилегией богатых. Обыкновенные американцы довольствовались лошадьми или легкими экипажами, а в случае дальнего путешествия пользовались поездами. Однако ситуация изменилась после того как Генри Форд создал первый автомобильный конвейер. В результате стало возможным производить машины, доступные по цене для большей части населения страны. С увеличением количества автомашин на дорогах стало ясно, что США критически нуждаются в более развитой системе дорог и магистралей.

Цветные магистрали

Лучшие дороги США того времени были вымощены булыжниками. Большинство проселочных дорог и даже общенациональных транспортных магистралей не имели твердого покрытия. В начале 1920-х годов строительство дорог резко возросло, и появились более 250 так называемых «именных магистралей», названных в честь исторических личностей и событий и имевших цветовую кодификацию (на телеграфных столбах вдоль дорог закрепляли цветные ленты). Самой известной из этих магистралей был Линкольн Хайвэй, который пересекал всю территорию страны: от Нью-Йорка до Сан-Франциско.

Однако эти магистрали не имели общего руководства, что стало причиной многих проблем. Дороги строили самостоятельные консорциумы бизнесменов, вступавшие в альянс с властями штатов, графств и отдельных муниципалитетов. Так как генеральный план строительства часто отсутствовал даже на самом низшем уровне, система дорог приобрела крайне сложный и запутанный вид. Многие транспортные артерии дублировали друг друга, они прихотливо пересекались и создавали неимоверно сложные развязки, что конечно же породило огромные неудобства для дорожного движения.

Получи свой номер

В 1925 году был принят закон о федеральной помощи в строительстве дорог, по которому создавалась новая система скоростных магистралей, подчиняющаяся штатам, а не частным компаниям. Было прекращено использование имен и цветов для обозначения дорог — каждая магистраль получила номерной код. Многие штаты наряду с номерным кодом, однако, предпочли продолжать давать имена различным кусочкам этих шоссе на своей территории, так как бытовало убеждение, что безымянный хайвей приносит неудачу.

Примером такой магистрали может послужить хайвэй имени Джона Кеннеди, который ныне является 100-километровой частью магистрали I-95, протянувшейся на расстояние более 3 тыс. км, от Флориды до Канады. Этот хайвей находится на территории штата Мэриленд и был назван в честь президента Кеннеди, потому что тот торжественно открыл движение на этом участке трассы. Как выяснилось вскоре, это было последнее появление президента на официальной церемонии — через несколько дней его убили. В первую годовщину убийства, в 1964 году, магистраль получила его имя. За сорок лет интенсивность движения на хайвее Кеннеди увеличилась на 300%, ежегодно она пропускает 29 млн автомашин.

Продолжение на следующей странице.

Другие статьи

  • Максимальное развитие умственных способностей ребенка Авторская программа "Развитие интеллектуальных способностей ребенка" (3–4-е классы) Пояснительная записка В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Развиваются и превращаются в регулируемые произвольные процессы такие психические […]
  • Восьми месячные дети Восьми месячные дети Есть такое поверье, что 7-месячные дети выживают, а 8-месячные чаще умирают после рождения. Я впервые о нём услышала во время своей беременности от мамы. Пыталась найти, откуда ноги растут, но поиск ничего не дал, и я подумала, что мама не так […]
  • Во сколько нужно укладывать спать ребенка в 6 месяцев Во сколько укладывать ребенка спать? Природа сама за нас определила, сколько и кому нужно сна, особенно это касается детей. Если малыш пропускает время сна, то его организм начинает испытывать стресс, а из-за этого у ребенка может быть плохое настроение, кошмары, […]
  • Памятка для родителей по воспитанию ребенка Памятка для родителей по воспитанию ребенка ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ Воспитывая ребенка, старайтесь придерживаться следующих правил: 1. Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом. 2. Принимайте ребенка таким, как он есть – со всеми его […]
  • Жулебино развития детей Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Москвы "Дворец творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара" Куранина Надежда Михайловна Контакты руководителя Куранина Надежда Михайловна Адрес электронной почты: Зейналова […]
  • Лечение запора у детей 8 лет Запоры у детей в 7 лет Запоры у детей в 7 лет Появление запоров у детей в 7 лет может стать полной неожиданностью для родителей. Появление запоров у детей в 7 лет может стать полной неожиданностью для родителей. Ребенок, не имеющий подобных проблем, после начала […]