Врождённая умственная отсталость

Врожденная умственная отсталость

Врожденную умственную отсталость, или олигофрению (малоумие), еще с девятнадцатого века делят на три формы по степени тяжести. В основе деления лежит два принципа:

-способность себя обслуживать;
-способность к обучению.

Легкая степень умственной отсталости, называемая также дебильностью, характеризуется тем, что больного можно научить обслуживать себя. Он сможет самостоятельно есть, одеваться, усвоить навыки опрятности, пользоваться туалетом. Занимаясь по специальной облегченной программе, он сможет научиться читать, писать, считать, овладеет несложной профессией. В будущем он сможет зарабатывать себе на жизнь, создать семью… Очень важно своевременно — к 6-7 годам — правильно определить форму обучения такого ребенка. Квалифицированно эти вопросы решает специальная медико-педагогическая комиссия. К сожалению, нередко родители не находят в себе мужества, не хотят смириться с заключением специалистов о том, что у их ребенка общее психическое недоразвитие в степени дебильности. Они начинают чрезмерно много заниматься с ним. Больной ребенок не справляется с заданиями, вызывая раздражение, или выполняет их, но это дается ему огромным перенапряжением сил. Между тем родители настаивают на том, чтобы он посещал обычную школу, адаптироваться в которой ему необычайно сложно. Сравнивая свои успехи с успехами сверстников, не справляясь или с трудом справляясь с заданиями, легкими для других учеников, понимая, что родители и учителя ими недовольны, дети с умственной отсталостью очень переживают свою несостоятельность, страдают. В результате у них нередко развиваются невротические расстройства, чреватые нарушениями поведения, агрессивностью.

Многие, читающие эти строки, могут вспомнить свои школьные годы и одноклассника двоечника и второгодника. Вспомните, как относились к нему ребята, каково ему жилось. Как правило, адаптируясь в классе, дети с легкой умственной отсталостью либо становятся агрессивными, драчливыми, пытаясь заставить уважать себя силой, либо соглашаются быть посмешищем и превращаются в классных шутов. И в том, и в другом случае самооценка у них очень низкая. Иногда благодаря усердным занятиям дети с легкой степенью умственной отсталости, особенно имеющие хорошую механическую память (что бывает не так уж редко), плохо, но все же справляются с программой. Получая свои тройки, они переходят во второй, в третий класс… Чем дальше, тем им становится сложнее.

Хронически уставшие, не имеющие настоящих друзей изгои, не оправдавшие надежды родителей и испытывающие в связи с этим чувство вины, с выраженным комплексом неполноценности, эти дети испытывают неимоверные трудности. Невротическая симптоматика при этом усугубляется, часто возникают депрессии, психосоматические расстройства. При обучении во вспомогательной школе этого, как правило, удается избежать. Что заставляет родителей устраивать детям такие стрессы? Прежде всего — страх, который они испытывают перед диагнозом «дебильность», и незнание того, что за этим стоит. В представлении человека, далекого от психиатрии, психологии, педагогики, дебил — это конченый человек, которому нет места в современном обществе. Нередко можно услышать от родителей, да и на страницах печати встречаются неграмотные утверждения, согласно которым, если ребенок умеет, например, вязать или делать простые модельки самолетов, если он помнит наизусть всего «Руслана и Людмилу», то, конечно же, он не дебил. К сожалению, это не так. В этих утверждениях — невежество и неуважение к человеку с легкой умственной отсталостью, который, как я уже говорил, может овладеть определенным ограниченным объемом школьных знаний, профессией, может, будучи взрослым, обеспечивать себя материально, заниматься творчеством (рисовать, петь, танцевать и т. д.), может жениться и иметь детей. Не нужно только требовать от него больше, чем он может, — например, окончить техникум или институт. Опытный психиатр и психотерапевт способны помочь такому человеку (и его семье) справиться с трудностями и найти оптимальный жизненный путь.

Годам к трем-четырем опытный психиатр уже может достоверно поставить ребенку диагноз умственной отсталости средней степени, или имбецильности. Такие дети почти не могут овладеть школьными знаниями, но способны научиться обслуживать себя и выполнять несложную домашнюю работу. Родителям очень важно понимать это, чтобы правильно наметить оптимальные цели воспитания. Попытки обучать имбецила грамоте, счету и т. п. нужно предпринимать очень осторожно. Занятия лучше проводить индивидуально. Очень важно следить, чтобы они не вызывали у больного ребенка отрицательных эмоций, являющихся показателем чрезмерности нагрузки. В противном случае это может привести к печальным последствиям.

В качестве примера я хочу привести историю слабоумной девушки Саши шестнадцати лет. Когда мне привели ее на консультацию, больше года находилась она в психиатрической больнице, причем часто ей приходилось связывать руки или давать сильнодействующее лекарство. Эти меры были необходимы, так как у девушки была повышенная агрессивность, направленная, прежде всего, на себя, но и на окружающих тоже. При поступлении в больницу на ее лбу была рана, которую она нанесла себе сама ногтями и постоянно расцарапывала до крови. Иногда без видимого повода она могла наброситься на кого-нибудь из окружающих людей и ударить. Лекарство, беседы с ней помогали мало. Разговаривая с матерью, очень заботливой интеллигентной женщиной, я выяснил, что у Саши есть старший брат-студент, который всегда прекрасно учился. До 15 лет Саша не была агрессивной. Иногда она была упряма, но, как правило, с ней удавалось договориться. Саша полностью обслуживала себя, научилась мыть посуду, подметать пол. Иногда ее даже отправляли за хлебом в находящуюся в их доме булочную, где ее знали продавцы. Маме удалось вспомнить, как впервые Саша проявила агрессию. Когда девушке исполнилось 15 лет, мать решила научить ее читать и писать. Упорные занятия в течение полутора месяцев дали результат: Саша стала узнавать буквы «А», «Б» и «М», пыталась воспроизводить их на бумаге. Проходили занятия бурно. Бывали и слезы, и уговоры, и обещания конфет за красивую букву, и даже угрозы. Вспоминая это время, мать задним числом отметила, что у Саши нарушился сон, она стала более раздражительной и упрямой. Впервые взрыв агрессии произошел во время одного из ежедневных занятий. После очередной неудачной попытки написать букву Саша неожиданно вскочила, подбежала к брату и ударила его по лицу. После этого она, рыдая, подошла к зеркалу и стала сильно расцарапывать свое лицо. Успокоить ее удалось с трудом. В последующие дни занятия продолжались, а вспышки гнева и агрессии у Саши становились все сильнее. Наконец, однажды родные не смогли справиться с ней и вызвали бригаду специализированной психиатрической «скорой помощи». Так она попала в больницу. Вся семья очень переживала за Сашу. Заботливая мать уговорила заведующую отделением и ежедневно приходила кормить дочку домашним обедом, после чего продолжала учить ее грамоте. Состояние больной было расценено как депрессивное, и ей были назначены соответствующие препараты. Мать прислушалась к нашим рекомендациям и прекратила занятия с дочерью. Через три недели Саша была выписана домой с зажившим лбом, приступы агрессии у нее не повторялись. Через год состояние девушки было удовлетворительным.

К годовалому возрасту специалисту уже может быть окончательно ясно, что ребенок страдает тяжелой степенью умственной отсталости — идиотией. Часто такие дети имеют сопутствующие заболевания внутренних органов, неврологические нарушения, расстройства зрения и слуха. В связи с этим они нередко ограничены в подвижности, не могут овладеть навыками опрятности, страдают недержанием мочи и кала. Таким образом, больные не способны обслужить себя и нуждаются в постоянном уходе.

Они практически не обучаемы. Словарный запас очень скуден, иногда вообще отсутствует. Однако, при адекватном надзоре и руководстве, грамотном постоянном лечении больные иногда способны принимать участие в домашних делах.
Умственная отсталость ребенка — серьезное испытание для всей его семьи. Часто родители пытаются искать причины несчастья, донимают врачей расспросами о том, кто виноват в том, что развитие нарушено. Нередко они предлагают свои версии случившегося и ждут от врача их подтверждения. Например, отец считает, что во всем виновата его жена, которая простудилась во время беременности, одеваясь «по своей глупости недостаточно тепло, но нарядно». Мать считает виноватым мужа, который, во-первых, «иногда крепко выпивает», а во-вторых, «имеет двоюродную тетку, больную эпилепсией». И, наконец, оба родителя часто считают виноватыми во всем акушеров-гинекологов и других врачей, которые якобы что-то недоглядели или что-то сделали не так. Всякое, конечно, бывает. Однозначного ответа на вопрос «кто виноват?», как правило, нет. Да и не нужен он до той поры, пока не встанет вопрос о возможности рождения следующего ребенка. В этом случае и мать, и отец обязательно должны обратиться в генетическую консультацию и обследоваться там. Во всех остальных ситуациях поиски виновного деструктивны. Они отражают чувство собственной вины, попытки облегчить свои переживания. Нередко споры о виновнике могут привести к ухудшению взаимоотношений в семье и даже к ее распаду.

Смотрите так же:  Нарушение аппетита анорексия

Умственно отсталый ребенок — беда, и уж если она пришла, членам семьи нужно сплотиться и поддерживать друг друга. Нужно научиться принимать ребенка таким, какой он есть, стараться создавать комфортные условия для его развития, быть требовательным к нему, но в пределах его возможностей. В противном случае возможно воспитание «в культе болезни», при котором родители, а вслед за ними и ребенок считают, что если малышу не повезло, ему ни в чем не должно быть отказа. При таком воспитании дети становятся эгоистичными, плохо адаптируются и обучаются. При правильном подходе к ребенку близкие очень скоро обретают способность радоваться общению с ним, его пускай даже скромным успехам. Благоприятная обстановка в семье, отсутствие у родителей чрезмерных амбиций способствуют развитию ребенка. Умственно отсталые дети развиваются, хотя их развитие имеет определенный предел и они никогда не смогут догнать своих здоровых сверстников.

Умственно отсталый ребенок должен постоянно наблюдаться у одного психиатра, хорошо знающего его особенности, его семью, понимающего его возможности. Родителям не следует метаться от одного специалиста к другому, ездить в другие города и страны в поисках чудесного целителя или лекарства. Грамотный психиатр, постоянно наблюдающий ребенка, нужен ему, как правило, значительно больше, чем разовая консультация знаменитости. Психиатр периодически проводит умственно отсталому ребенку курсы лечения, способствующие улучшению его развития, предупреждению сопутствующих невротических реакций. Таким образом, умственно отсталый ребенок может быть горем семьи, ее позором, хронически травмирующим фактором, а может приносить радость, как другие здоровые дети. Все зависит от отношения к нему семьи, правильного понимания задач воспитания и лечения, правильного подхода.

51. Врожденная и рано приобретенная умственная отсталость, приобретенное слабоумие

Олигофрения (малоумие) — врожденное или рано приобретенное (в первые 3 года жизни) слабоумие, выражается в недоразвитии всей психики, но преимущественно интеллекта.

Этиологические факторы олигофрений в зависимости от времени воздействия принято делить на три основные группы: наследственные, в том числе связанные с повреждением генеративных клеток; внутриутробные, действующие на зародыш и плод; перинатальные и первые 3 года вне утробной жизни;

Клиническая картина Олигофрения относится к обширной группе заболеваний, связанных с нарушением онтогенеза (дизонтогении). Ее рассматривают как аномалию с недоразвитием психики, личности и всего организма больного. Динамика олигофрений связана с возрастным развитием с декомпенсацией или компенсацией состояния, патологическими реакциями под влиянием возрастных кризов и различных экзогенных, в том числе психогенных, факторов. Во многих странах олигофрения объединяется с различными формами рано возникшей деменции и задержками психического развития под обобщающим названием «умственная отсталость».

Несмотря на большое разнообразие клинических форм, олигофрений, свойственны общие признаки психического недоразвития. Во-первых, слабоумие диффузно, «тотально»: страдает не только познавательная деятельность, но и личность в целом. Обнаруживаются признаки недоразвития не только интеллекта и мышления, но и других психических функций (восприятие, память, внимание, речь, моторика, эмоции, воля и т. д.). Во-вторых, наблюдается преимущественное недоразвитие наиболее дифференцированных, онтогенетически молодых функций — мышления и речи при относительной сохранности эволюционно более древних элементарных функций и инстинктов. ритика снижена, мимика недоразвита. В анамнезе больных олигофренией обычно есть задержка физического и психического. Степень задержки развития также коррелирует с глубиной слабоумия. Олигофрения нередко сопровождается пороками развития отдельных органов и систем. Эти пороки иногда настолько типичны, что позволяют поставить диагноз еще до проявления психического недоразвития (например, микроцефалия, болезнь Дауна). Пороки физического развития — различные дисгенезии и дисплазии — чаще наблюдаются при внутриутробном поражении, причем наиболее грубые системные аномалии связаны с более ранними сроками поражения или патологией хромосомного аппарата.

Деменция — приобретённое слабоумие, стойкое снижение познавательной деятельности с утратой в той или иной степени ранее усвоенных знаний и практических навыков и затруднением или невозможностью приобретения новых. В отличие от умственной отсталости(олигофрении), слабоумия врождённого или приобретённого в младенчестве, представляющей собой недоразвитие психики, деменция — это распад психических функций, происходящий в результате поражений мозга, часто — в молодости в результате аддиктивного поведения, а наиболее часто — в старости (сенильная деменция).

52. Определение степени умственной отсталости

Определение степени умственной отсталости производится путем психометрического тестирования и подсчета интеллектуального коэффициента IQ (отношение психического возраста к паспортному).

В соответствии с МКБ-10 ВОЗ, приняты следующие условные пока­затели IQ:

— психическая норма — 100-70;

— легкая степень умственной отсталости — 69—50;

— умеренная (средняя) степень — 49-35;

— тяжелая (резко выраженная) степень — 34-20;

— глубокая степень — 20 и ниже.

МКБ-10 не учитывает качественного своеобразия структуры дефекта и не может рассматриваться как наиболее адекватная при психологической коррекции детей и подростков с умственной отсталостью.

Для оценки всего клинического разнообразия больных недостаточно характеристики только одного интеллектуального функционирования. Симптоматика умственно отсталых богаче. И особенно важно то, что на обучаемости, продуктивности и приспособляемости больных сказывается не только тяжесть интеллектуального дефекта, но и другие нарушения психики. Это в первую очередь касается больных с легкой степенью умственной отсталости, численность которых составляет около 85% всей популяции умственно отсталых. Более того, именно они в подавляющем большинстве случаев становятся предметом заботы разных специалистов. В связи с этим педагог с целью наибольшей эффективности обучения и врач для наилучшей диагностики и лечения, оценивая больного с легкой степенью умственной отсталости, должны учитывать не только неспособность к выработке сложных понятий и обобщений, ограниченность абстрактного мышления, отсутствие пытливости, конкретность, ригидность и подражательность мышления, при неплохой ориентировке в обычной ситуации и удовлетворительной практической осведомленности, но и возможные индивидуальные особенности предпосылок интеллекта и эмоционально-волевых проявлений.

Врождённая умственная отсталость

Новая информация, как невзрачное серое дерево, наводит скуку и даже отпугивает.

Но со временем при изучении материала можно увидеть его крепкие корни, ствол и крону

И это дерево уже ясно стоит перед вами во всей свое красе

и даже видны листочки и цветы. Оказывается оно цветет.

Общая психиатрия

Психические расстройства

Умственная отсталость

Умственная отсталость – это врожденное, либо приобретенное (ребенком в возрасте до 3-х лет) снижение интеллекта. При этом в основном снижается способность к абстрактному мышлению (именно оно является основой математических способностей, логики и даже творчества). Эмоциональная сфера при этом практически не страдает – т.е. пациенты с умственной отсталостью чувствуют симпатию и неприязнь, радость и горе, печаль и веселье, возможно, эмоции умственно отсталых людей не так многогранны и сложны, как у людей с нормальным интеллектом. Важно отметить, что умственная отсталость не имеет тенденции к прогрессированию – т.е. уровень недоразвития интеллекта стабилен, а иногда интеллект даже повышается со временем под влиянием обучения, воспитания.
Термины «дебильность», «имбецильность» и «идиотия», используемые в традиционной классификации, полностью исключены из МКБ-10. Это сделано в связи с тем, что они вышли за сугубо медицинские рамки, стали играть социальный (негативный) оттенок. Вместо них предложено использовать исключительно нейтральные термины, количественно отражающие степень умственной отсталости. На сегодняшний день выделяют 4 степени:
1. Лёгкая — соответствует традиционному понятию «дебильность», IQ 50—69.
2. Умеренная — имбецильность, IQ 35—49.
3. Тяжёлая — имбецильность, IQ 20—34.
4. Глубокая — идиотия, IQ < 20.

Умственная отсталость легкой степени

Внешне такие люди могут совсем не отличаться от здоровых людей. Обычно они испытывают сложности в обучении из-за сниженной способности к концентрации внимания. При этом память у них достаточно хорошая. Часто люди с легкой степенью умственной отсталости зависимы от родителей или воспитателей, их пугает смена обстановки. Иногда такие люди становятся замкнутыми (т.к. плохо распознают эмоции других людей, поэтому испытывают сложности при общении). А иногда наоборот, стараются привлечь к себе внимание различными яркими поступками, обычно нелепыми. Практически все осознают свое отличие от здоровых людей и стремятся скрыть свое заболевание. Подавляющее большинство из них достигают также полной независимости в сфере ухода за собой и в практических и домашних навыках, даже если развитие происходит значительно медленнее, чем в норме. Основные затруднения обычно наблюдаются в сфере школьной успеваемости и у многих особыми проблемами являются чтение и письмо.

Умственная отсталость умеренная

Люди с таким диагнозом способны испытывать привязанности, различать похвалу и наказание, их можно обучить элементарным навыкам самообслуживания, а иногда и чтению, письму, простейшему счету. У лиц этой категории медленно развиваются понимание и использование речи, а окончательное развитие в этой области ограничено. Ограничены школьные успехи, но часть пациентов осваивает основные навыки, необходимые для чтения, письма и счета. В зрелом возрасте лица с умеренной умственной отсталостью обычно способны к простой практической работе при тщательном построении заданий и обеспечении квалифицированного сопровождения. Совершенно независимое проживание достигается редко. Тем не менее, такие люди в общем полностью мобильны и физически активны и большинство из них обнаруживают признаки социального развития, что заключается в способности к установлению контактов, общению с другими людьми и участию в элементарных социальных занятиях.

Смотрите так же:  Паранойя боязнь

Умственная отсталость тяжелая

Люди с таким диагнозом могут частично овладеть речью и усвоить элементарные навыки для обслуживания себя самого. Словарный запас очень скудный, порой он не превышает десяти-двадцати слов. Почти все они нужны для сообщения о собственных желаниях и потребностях, их мышление очень конкретное, хаотическое и бессистемное. Явления и предметы, которые не знакомы детям, могут не вызывать никакой ответной реакции. Удовлетворительно различаются те предметы, что хорошо и длительно знакомы, находящиеся постоянно перед глазами. В редких случаях некоторые могут овладеть счётом видимых предметов или объединить реальные вещи в группу, например мебель или одежда. Так же имеются двигательные нарушения – походка замедленна и неуклюжа, движения рук и ног запаздывают и не имеют амплитуды.

Умственная отсталость глубокая

У людей с глубоким поражением мозга, очень часто нарушены строения внутренних органов. Речь полностью отсутствует, они издают либо отдельные слоги, либо нечленораздельные звуки, повторяя их бесконечно. Не могут отличить членов своей семьи от посторонних. Большинство таких больных неподвижны или резко ограничены в подвижности, с отсутствием сбалансированных движений рук и ног. Возможно недержание мочи и кала. Больные с глубокой умственной отсталостью себя не обслуживают и нуждаются в постоянной помощи и надзоре.

Врождённая умственная отсталость

Умственная отсталость – психическая болезнь? Этот вопрос обычно задают первым испуганные родители.

Умственной отсталостью называют особое состояние психики ребенка, при котором функционирование его центральной нервной системы и интеллект формируется с уровнем низким или ниже среднего.

Специалистами доказано, что такой ребенок может обучаться до обозначенного предела его индивидуальных возможностей.

Внимание! Родителям детей, которым выставлен этот диагноз, следует уяснить, что не нужно «делать все возможное», чтобы «вылепить» всеми правдами и неправдами из своего ребенка копию других, «нормальных» детей.

Но это совсем не означает, что на ребенка нужно «махнуть рукой» и пустить ситуацию на самотек. Чем раньше родители обратятся за помощью к опытному психологу и квалифицированному детскому психиатру и начнут обращаться с ребенком в соответствии с рекомендациями специалистов, тем быстрее он сможет интегрироваться в социум. А именно это – самая важная задача, которую можно осуществить только с учетом индивидуальных особенностей психики ребенка.

Умственная отсталость – как ее определить?

Недостаточное развитие психических процессов и задержка умственного развития проявляют себя нарушениями интеллекта в той или иной степени.

Почему это происходит?

Все «ненормальные» проявления – это результат различных патологий головного мозга и центральной нервной системы и мозга. Поэтому ребенок не может адаптироваться в социуме.

  • в интеллектуальном развитии;
  • в психомоторных функциях;
  • в проявлении эмоций;
  • в волевых качествах.

Олигофрения и умственная отсталость – что это?

«Олигофрения» – это греческое слово, которое переводится как « малый ум», «малоумие». Термин ввел в употребление Э. Крепелин.

Под этими двумя словами – умственная отсталость и олигофрения в психиатрической практике подразумевается одно и то же – нарушение интеллектуального развития.

Внимание! Диагноз «олигофрения» выставляется исключительно в случаях установления точной причины патологии. Если же истоки не установлены, то в тогда случаях принято использовать словосочетание «умственная отсталость».

В чем отличие двух терминологий?

Умственная отсталость – это медицинский термин, рамки которого значительно шире диагноза олигофрения. В этом случае имеют в виду не только отставание психоэмоционального развития, вызванного органическими патологиями. Сюда включают и те варианты, когда ребенок «запущен» в социальном и педагогическом аспектах.

Врачи- психиатры говорят, что олигофрен – это специфический индивид, который не способен самостоятельно адаптироваться в окружающей среде.

Какая бывает умственная отсталость?
Существует два вида детской умственной отсталости:

Врожденная, то есть олигофрения, это вид отсталости, которая наблюдается уже у новорожденного. Этот дефект психики не поддается коррекции, интеллектуальное развитие не приходит в норму. Даже взрослый человек остается по интеллектуальным способностям таким же, как и был ранее. Психиатры говорят об олигофрении как о непрогредиентном процессе.

Приобретенная, то есть деменция, вид отсталости, при котором снижение интеллекта соответствует определенному периоду жизни человека. Для такого вида отсталости характерно так называемое прогредиентное течение, с постепенным развитием и нарастанием симптоматики.

Степень отсталости подлежит измерению (коэффициент IQ) по количественному показателю. Проводится с помощью специально разработанных стандартных психологических тестов.

Умственная отсталость. Определение степени IQ
Вопрос степени нарушения при умственной отсталости у детей стоит весьма остро. Именно от этого зависит в конечном итоге дальнейший прогноз по заболеванию и комплекс мероприятий, направленных на социальную адаптацию ребенка в окружающей среде.

Степень тяжести нарушений интеллектуального развития может колебаться в широком диапазоне.

В классической психиатрии при классификации принято выделять три степени заболевания:

Внимание! В Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) обозначено четыре степени, вместо трех:

  • дебильность в легкой степени с уровнем IQ 50 — 69 пунктов;
  • имбецильность в умеренной степени с уровнем IQ 35 — 49;
  • имбецильность — тяжелая степень с уровнем IQ 20 — 34;
  • глубокая идиотия с уровнем IQ меньше 20.

Необходимо понять, что детская умственная отсталость терапии не поддается. Но врачи-психиатры при отсутствии противопоказаний оказывают посильную медицинскую помощь таким пациентам. Например, назначаются стимулирующие медикаментозные средства, которые способны дать некоторый лечебный эффект, обозначенный рамками индивидуальными биологическими возможностями.

Что можно сказать родителям?

От каких факторов в большей мере зависит процесс интеллектуального развития, качество и скорость адаптация в социальной среде умственно отсталого ребенка? Необходимо своевременно подбирать индивидуальную систему коррекции, разрабатывать программы обучения и обозначить методику воспитания.

Какие причины вызывают умственную отсталость?

Первый фактор – формирование интеллектуальных способностей, который определен генетикой. Следующий фактор — среда.

Следует понимать, что те дети, которые родились в семье, где уже имеются родственники со сниженным интеллектом, уже изначально входят в группу риска.

Внимание! Генетической предрасположенностью обусловлено более половины случаев умственной отсталости в тяжелой степени. Но следует понимать, что лишь генетический фактор – это большая редкость.

Примерно восемьдесят случаев из ста составляют пациенты, достоверная причина заболевания у которых не определена.

Перечень возможных причин включает:

  • наследственные заболевания нервной системы и метаболические патологии, например, кретинизм, фенилкетонурия, а так же врожденные аномалии хромосом;
  • внутриутробные инфекции, включая цитомегаловирус, краснуху, ВИЧ;
  • интоксикация (алкоголь, токсические вещества) и прием наркотиков;
  • употребление некоторых медикаментозных препаратов, например, антиконвульсантов;
  • медицинские процедуры, например, химиотерапия;
  • радиактивное облучение;
  • недоношенность плода в большой степени;
  • патологические роды (применение щипцов, асфиксия, сложная многоплодная беременность, родовые травмы;
  • гипоксия (кислородное голодание) головного мозга;
  • травмы головного мозга;
  • нейроинфекции, например, нейроэнцефалопатия;
  • психоэмоциональная депривация;
  • социально-педагогическая запущенность;
  • скудное питание.

Как диагностируется умственная отсталость?

Поскольку диагноз – это то, что способно изменить судьбу и предопределить всю дальнейшую жизнь, обследование следует проводить только в специализированном медицинском учреждении, где к услугам пациентов врачи с большим опытом работы и достаточной квалификацией.

Психическая задержка становится заметной в тот период, когда у детей происходит формирование речевых и двигательных навыков. Этот возраст приходится на период от двух, двух с половиной и трех лет.

Родителям следует обратить внимание:

  • как хорошо и уверенно ребенок держит головку;
  • когда он сидится;
  • как ползает;
  • как произносит первые звуки, лепечет.

Внимание! Дети с умственной отсталостью очень импульсивно реагируют на происходящее вокруг. У них наблюдается крайность в проявлении эмоций, их побуждения часто отличаются примитивностью и бесцельностью. Есть характерная особенность в мышлении, которое практически всегда и в любой обстановке можно обозначить как преобладание конкретного над абстрактным. Если есть подозрения на отставание ребенка в интеллектуальном развитии, следует немедленно обратиться к специалистам.

При проведении специальных психологических тестов необходимо всегда подвергать сомнению первый их результат. Вероятность ошибки существует и потому тестирование повторяется неоднократно.

На тестирование может повлиять множество факторов – инфекционное заболевание, которое перенесено недавно, двигательное и сенсорное расстройство, отличия в культуре и расовая принадлежность, языковые барьеры.

Многие спрашивают: можно ли самостоятельно в домашних условиях провести такой тест?

Разработаны специальные опросники для таких целей, но они – лишь первый шаг. Только специалист может разобраться – существует ли проблема на самом деле.

Любая задержка или недостаточность развития психики, при которых нарушаются интеллектуальные способности.

Следует понимать, что отставание развития вполне может сочетаться с самыми разнообразными соматическими патологиями и любым расстройством психики. При этом адаптивное поведение нарушено у таких детей всегда. Если социальная поддержка в этом случае имеет должный уровень, то нарушения проявляются не ярко.

При обозначении коэффициента IQ врач учитывает особенности культурной среды.

У маленьких детей проводится диагностика зрения, слуха и специальные диагностические исследования на интоксикацию. Существуют определенные трудности диагностики у детей раннего возраста. Необходимо как можно раньше дифференцировать умственную отсталость от других психических заболеваний, в том числе и ранней шизофрении.

Смотрите так же:  Анорексия как причина диеты

Врождённая умственная отсталость

Противоположным интеллектуальной одаренности полюсом индивидуальных различий является умственная отсталость

. Умственная отсталость — врожденное или приобретенное недоразвитие когнитивных функций, количественные и качественные характеристики которого могут сильно отличаться

ее следует дифференцировать с деменцией (лат dementia — уничтожение ума) — снижением интеллектуальные функции. При этом имеется в виду, что определенному заболеванию (например, энцефалита, эпилепсии) предшествовал в высокий уровень интеллектуального развития. Можно также рассматривать деменцией как вторичное снижение интеллекта, что является следствием болезненного процесса, поражающего мозг от этих расстройств отличают ин лектуальну недостаточность, развивающаяся вследствие явной безнадзорности и недостаточных требований (ь н психическое госпитализм, или деривационных синдромндром).

Важнейшие классификации умственной отсталости и деменции ориентированы на степень тяжести, причины снижения интеллекта и возможности стимулирования его развития

Классификация умственной отсталости и деменции зависимости от уровня интеллектуального развития. Варианты интеллектуального функционирования различают в зависимости от показателей интеллекта (табл. 33). При этом розг рассматривают весь спектр интеллектуальных способностей, а не только снижение интеллектекту.

Перечисленные в табл 33 уровне развития интеллекта является лишь приблизительным ориентиром. Определение коэффициента интеллекта недостаточно для исчерпывающего описания интеллектуальных способностей личности определенной степени этому мо оже помочь изучение важнейших вариантов состояния интеллектакту:

1. Низкий интеллект, субдебильнисть (К 70-84). Детям свойственны ограниченные интеллектуальные возможности, но они достаточно самостоятельны в повседневной жизни и часто имеют начальное и среднее образование

2 легких интеллектуальная недостаточность (р70), дебильность. ОД 50-69). Такие дети, как правило, посещают вспомогательную школу их практический интеллект часто выше, чем теоретический, они способны в конкретных ро озумових операций и усвоения учебных навичочок.

3. Средний степень интеллектуального недоразвития (Р71), имбецильность (19 35-49). Такие дети в большинстве своем могут посещать спецшколу для лиц с выраженными формами умственной отсталости (практически на аучу-ных), где стимулируют развитие практических навыков. Они отстающих в психическом развития, способны к усвоению социальных навичочок.

. Таблица 33

многоосевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте на основе. Международной классификации болезней. МКБ-10

4 тяжелых интеллектуальное недоразвитие (Г72), выразительная имбецильность (и () 20-34). Эти дети частично могут посещать спецшколу для обучения практическим навыкам. Однако у некоторых из них это вызывает большие мая руднощи, причиной которых часто является сопутствующие дефекты, например параличи, уродствость.

5 тяжелый степень недоразвития интеллекта (Р73), 20). В этих детей обычно очень низка научуванисть. Во многих случаях они не умеют ни ходить, ни самостоятельно есть, говорить, подвержены двигательных сте ереотипив и примитивных реакций. Они могут достичь уровня развития полуторагодовалого ребенка их интеллектуальное функционирование происходит на сенсомоторному уровне, они способны обучаться с помощью языков мови.

Классификации, ориентируются на коэффициент интеллекта, имеют много недостатков. Они не позволяют точно измерить уровень развития интеллекта выраженной интеллектуальной недостаточности. Приведенные в клас икациях пределы. Щ является лишь грубым ориентиром, поскольку при различных методов тестирования коэффициент интеллекта может быть различным у того самого индивида. Кроме того, не только интеллектуальный уровень влияет на адаптац ию умственно отсталого ребенка в окружающей среде. Поэтому необходимо оценивать и другие формы адаптивного поведения или личностные качества, которые сопровождают расстройство. В мно-тоосьовий классификации это мож ливо благодаря наличию различных осе осей.

Классификация умственной отсталости и деменции зависимости от возможностей развития зависимости от научува-ности были выделены две группы интеллектуального недоразвития: ограниченная научуванисть (1 (3 примерно но 50-80) ненаучуванисть примерно. ЗО-55). Однако они отражают лишь некоторые аспекты умственной отсталости. Детям обеих групп свойственныві:

— длительное объективное снижение обучаемости;

— ограниченная способность к систематизации учебного материала;

— замедление учебного процесса и ограниченность его во времени;

— ограниченность общего развития;

— нарушение грубой и тонкой моторики, особенно координации движений

Дети с ограниченной научуванистю основном достигают уровня 4-5 классов общеобразовательной школы. Они учатся в обычных классах или во вспомогательной школе, им под силу чтения без осмысления прочитанного простые письменные задания, а также арифметические операции. Обучение происходит преимущественно методом проб и ошибок, процессы обучения обычно существенно замедлены. Дети с ограниченной научуванистю могут во к еривництвом мастера освоить ручные виды труда. Они достигают уровня развития 8-12-летнего ребенка с нормальным интеллектом. Часто они способны к самообслуживанию и создания семьисім’ї.

Дети с ненаучуванистю, выраженным интеллектуальным недоразвитием не могут освоить программу вспомогательной школы, поэтому согласно своего расстройства должны учиться в спецшколах, где осваивают практические нав вичкы. Они учатся в маленьких классах их научуванисть ограничено повседневными практическими навыками, лишь немногие могут научиться читать, не осмысляя прочитанного. Письменные навыки ограничиваются змальовув анням букв, им бывают недоступны даже простые счетные навыки. Психологи и педагоги делают попытки интегрировать этих детей в обычные школы. Условием успешности таких мер является обучение в классах с малым наполнением и привлечения дополнительных педагогических кадров, имеющие специальную подготовку по вопросам реабилитации дальнейшем такие люди иногда могут выполнять механическую работу. Они требуют подробного инстр уктажу на рабочем месте (в мастерских для умственно отсталых). В повседневной жизни тоже не обходятся без помощи и ожог й опіки.

Классификация умственной отсталостью и деменции по этиологии. Эта классификация умственной отсталости проблематична, потому что только менее чем у 30% пациентов можно установить ее причину. В остальных случаях выяснить и этиологию помогает степень интеллектуального снижения. Что выражены слабоумие, тем больше связь с органическим поражением, врожденным уродством, нарушениями обмена веществ и другими соматическими сим птомы отграничить интеллектуальное недоразвитие от деменции на ранних этапах развития тоже непросто. С прагматической точки зрения, ориентированного на потребности клетки, различают хромосомные, метаболически-гене тических и эндокринные формы умственной отсталости, экзогенно обусловленные варианты и умственную отсталость неясного генезисезису.

Адаптация детей с такими нарушениями возможна благодаря коррекционно-развивающим мероприятиям. Воспитание у детей элементарных навыков гигиены, самообслуживания, поведения, социально-бытового ориен ентування является необходимым условием развития умственно отсталого ребенка и его подготовки к школьному обучениюя.

Важно, чтобы поступки и действия, поведение и деятельность таких детей становились можно довильнишимы, регулируемыми словом и сознанием

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

  • В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 102

    Скопировать библиографическую ссылку:

    ОЛИГОФРЕНИ́Я (от оли­го… и греч. φρ ήν – ум, ра­зум) (ма­ло­умие, вро­ж­дён­ное сла­бо­умие, ум­ст­вен­ная от­ста­лость), груп­па раз­лич­ных по этио­ло­гии вро­ж­дён­ных или при­об­ре­тён­ных в ран­нем дет­ст­ве (до 3 лет) стой­ких со­стоя­ний за­держ­ки пси­хи­че­ско­го, гл. обр. ум­ст­вен­но­го, раз­ви­тия и свя­зан­ных с ни­ми ог­ра­ни­че­ний в адап­тив­ном по­ве­де­нии. В на­уч. мед. лит-ре од­но из пер­вых опи­са­ний вы­ражен­но­го вро­ж­дён­но­го ма­ло­умия дал франц. врач Ж. Ф. Дю­фур (1770), вы­де­лив по глу­би­не ум­ст­вен­но­го де­фек­та два его ва­ри­ан­та – им­бе­циль­ность и идио­тию. В нач. 19 в. Ж. Эс­ки­роль под­раз­де­лил ма­ло­умие на три раз­но­вид­но­сти по сте­пе­ни не­до­раз­ви­тия ре­чи и от­гра­ни­чил его от при­об­ре­тён­но­го сла­бо­умия – де­мен­ции ; во 2-й пол. 19 в. В. Мань­ян опи­сал его лёг­кую сте­пень – де­биль­ность. Тер­мин «оли­гоф­ре­ния» пред­ло­жил Э. Кре­пелин . В совр. мед. на­уч. лит-ре вме­сто не­го обыч­но ис­поль­зу­ют по­ня­тие «ум­ствен­ная от­ста­лость» (УО), при­ня­тое и в ме­ж­ду­на­род­ной клас­си­фи­ка­ции бо­лез­ней (МКБ) ВОЗ.

    Другие статьи

    • Картинки для развития детей 6 лет Картинки для развития детей 6 лет Развивающие задания для детей 6-7 лет Шесть лет или даже семь - это значит, что ребенок вступает в свой новый этап жизни, что впереди школа и нужно к ней быть готовым не только материально, но главное - морально. Современная школа […]
    • Характеристика видов деятельности дошкольников Характеристика видов деятельности детей дошкольного возраста Наталья Владимировна Григорьева Характеристика видов деятельности детей дошкольного возраста Деятельность ребенка разнообразна и насыщена. В любой деятельности дети развиваются, проходят процесс […]
    • ОС ушакова развитие речи и творчества дошкольников Ушакова Оксана Семеновна Оксана Семеновна Ушакова — доктор педагогических наук, профессор, заведующий лабораторией развития речи и творческих способностей Учреждения РАО «Институт психолого-педагогических проблем детства», академик МАНПО, автор программы «Развитие […]
    • Картинки уход за зубами для детей Методическая разработка (5 класс) по теме: Тема: «Гигиена полости рта. Уход за зубами». Цель: 1. Познакомить детей с правилами ухода за полостью рта. 2. Формировать практические умения чистить правильно зубы. 3.Развивать познавательные процессы. 4. Прививать умение […]
    • Ребенок 2 5 месяца не спит днем Ребёнок 2 мес не спит днём дома Здравствуйте! Посоветуйте, как нам решить проблему. Дочка 2мес спит в день только 1 раз и только на улице или на балконе - может проспать от 3 до 4.5 часов подряд. Больше днём не спит, дремлет когда сосет грудь по 20-30 мин каждые 1.5-2 […]
    • План урока английского языка детям дошкольного возраста План-конспект урока по английскому языку по теме «Животные» для дошкольников 6-7 лет Учитель составитель: Князева А.В. Возраст детей: 6-7 лет. Тема: «Animals» (Животные) УМК: И.А. Шишкова, М.Е. Вербовская «Английский язык для малышей» под редакцией Н.А. Бонк. Предмет: […]