Вторичная профилактика заикания

Вторичная профилактика заикания

Предупреждение появления заикания у детей связано главным образом с просветительской работой среди родителей и работников дошкольных учреждений.

Поскольку в появлении заикания значительную роль играют особенности речевого развития ребенка, его характерологические качества, внутрисемейные отношения и многое другое, необходимо, чтобы родители, воспитатели и окружающие ребенка близкие люди были осведомлены о закономерностях речевого развития и об условиях, которые могут способствовать возникновению речевой патологии.

В профилактике заикания выделяются три основных направления:

1) предупреждение возникновения заикания у детей;

2) предупреждение хронификации и рецидивов заикания;

3) предупреждение нарушений социальной адаптации.

Можно выделить несколько групп детей с фактором риска по заиканию.

Во-первых, это дети с тревожными чертами характера. Обычно они очень привязаны к матери, реагируют на изменения ее настроения. Такие дети нередко дают реакцию в виде нарушения сна, аппетита, раздражительности, плаксивости в ответ на резкое изменение окружающей среды (помещение в ясли, детский сад, длительное отсутствие матери и т.п.).

Во-вторых, это группа детей с ранним речевым развитием. У таких детей первые слова появляются до 1-го года. В 1,6-1,8 года у них формируется фразовая речь. В 2-2,5 года они начинают говорить развернутыми фразами. Их речевая активность высокая. В этот период в речи у них появляются множественные итерации. Речь протекает часто в период инспираторной фазы дыхания.

В-третьих, это дети с некоторой задержкой речевого развития. Слова у таких детей появляются после 1-го года, чаще всего к 1,3-1,5 годам. Фразовая речь формируется после 3-х лет, фаза ее интенсивного развития падает на возраст 3,6 года. Речь таких детей зачастую невнятна с существенным нарушением звукопроизносительной стороны речи.

В-четвертых, это дети с генетическими факторами риска, т.е. дети с признаками левшества, а также имеющие родственников с заиканием или левшеством (обнаруживается генетическая обусловленность речевой патологии).

Дети, имеющие в ближайшем речевом окружении лиц, страдающих заиканием, подвержены этой речевой патологии чаще, чем другие.

Дети, воспитывающиеся в семьях с двуязычьем также находятся в ситуации риска заикания (см. подробнее в главе 2.2.).

Возникновению заикания у этих групп детей способствует снижение адаптационных возможностей их центральной нервной системы.

В просветительской деятельности логопеда большое внимание должно уделяться работе с родителями. В семье детей с факторами риска заикания должны быть созданы условия для нормального соматического и нервно-психического развития ребенка. Сюда относятся: соблюдение режимных моментов, соответствующих возрасту ребенка, правильное питание, избегание соматических и психических перегрузок, создание благоприятного эмоционального климата в семье, согласованные единообразные воспитательные воздействия.

У детей дошкольного возраста, особенно у детей с тревожными чертами характера, легко возникают страхи. Эти страхи могут возникать в результате запугивания, чтения книг или просмотра фильмов устрашающего содержания и т.п. Нередко дети боятся остаться в темноте и просят не гасить свет перед засыпанием, боятся остаться одни в комнате, пройти по темному коридору и т.п.

Не следует “приучать” детей быть храбрыми, настаивать на том, чтобы ребенок обязательно был в темноте перед засыпанием, так как это может усилить страхи и зафиксировать их. Можно оставить приглушенный свет в комнате засыпающего ребенка, посидеть с ним рядом, пока он не уснет. При разумном поведении родителей страхи ребенка постепенно проходят. Если возникшие страхи наблюдаются длительное время, следует обратиться к психоневрологу.

Следует обратить внимание родителей на то, что для детей в возрасте от 1-го до 6-7-ми лет речь родителей является образцом. Общими правилами речевого поведения родителей являются следующие:

— речь должна быть достаточно плавной, эмоционально-выразительной, умеренной по темпу;

— желательно, чтобы речь родителей была четкой;

— нельзя говорить с детьми их лепетным языком или искажать звукопроизношение;

— речь взрослых не должна быть перегружена труднопроизносимыми для детей словами;

— взрослые не должны включать в речь при общении с ребенком сложные лексико-грамматические обороты, фразы по конструкции должны быть достаточно простыми;

— при общении с ребенком следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;

— ребенка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать его или раздраженно поправлять. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Дети легко запоминают их, а ритмизованная речь способствует выработке правильных речедвигательных автоматизмов.

Случаи раннего речевого развития не следует оценивать как положительное явление. Такого ребенка опасно “перегружать” речевым общением: вводить новые слова,

речевые обороты в обиходную речь, поощрять речевую активность, демонстрировать “речевые успехи” ребенка окружающим и пр. Напротив, необходимо максимально снизить интенсивность поступающей информации. Выбор книг должен быть ограничен и строго соответствовать

возрасту. Таким детям противопоказаны массовые зрелищные мероприятия, которые могут привести к психической перегрузке.

Речевые образцы взрослых играют особо важную роль в организации речедвигательных автоматизмов таких детей. Речь взрослых должна быть спокойной и неторопливой, с четким проговариванием слов и предложений. Для таких детей полезны игры с ритмическими движениями, ритмическим проговариванием отдельных слов и коротких фраз. Очень важно обратить внимание на процесс становления у них речевого дыхания.

Таким образом, для детей с ранним речевым развитием профилактические мероприятия, прежде всего, связаны с охранительным речевым режимом, ритмизацией речи и формированием речевого дыхания.

В тех случаях, когда итерации и речь на вдохе наблюдаются более полугода без тенденции к “сглаживанию” и далее к исчезновению этих феноменов, необходимо начинать коррекционную педагогическую работу в целях предупреждения заикания.

Дети с некоторой задержкой речевого развития нередко при тщательном обследовании их психоневрологом обнаруживают те или иные симптомы церебрастенического синдрома (повышение внутричерепного давления, двигательная расторможенность, снижение внимания и т.д.).

Такие дети нуждаются в стимуляции речевого развития, однако эта стимуляция должна быть очень осторожной и умеренной. В первую очередь, таким детям надо формировать звукопроизносительную сторону речи и речевое дыхание (базовые уровни речедвигательного акта).

В период интенсивного накопления словаря и развития фразовой речи у этих детей необходимо быть предельно внимательным к появлению итераций. Если на протяжении 3-4-х месяцев количество итераций не снижается, необходимо переходить к коррекционным воздействиям, направленным на выработку плавности речи.

У детей с семейным левшеством полезно своевременно выявлять симптомы нарушения формирования нормальных межполушарных отношений. В дошкольном возрасте у части детей не сразу устанавливается доминантность одной из рук. Дети могут одинаково свободно использовать то правую, то левую руку в своих действиях. В этих случаях рекомендуется организовать деятельность ребенка так, чтобы максимально активизировать Правую руку. Необходимо последовательно, но в то же время не насильственно, вкладывать ложку перед едой (карандаш перед рисованием и пр.) в правую руку. Во время прогулок стараться держать ребенка за его правую руку и т.д. Если же ребенок, несмотря на эти мероприятия, настойчиво продолжает пользоваться левой рукой, не следует этого запрещать ребенку.

Известно, что дети-левши эмоционально неустойчивы, тревожны, имеют низкий уровень адаптационных возможностей центральной нервной системы. Для таких детей особенно важна эмоциональная стабильность в семейных отношениях и вредна резкая смена окружающей обстановки (например, помещение в детский сад без периода адаптации).

Наличие заикающихся в семье может иметь патогенное значение для развивающейся речи ребенка. В первую очередь, должно быть рекомендовано значительное ограничение речевого общения заикающегося с маленьким ребенком, особенно в период формирования у того фразовой речи. Их общение может протекать только при использовании таких видов речи, в которых у взрослого заикающегося не проявляется заикания (например, чтение стихов, односложная вопросно-ответная речь и пр.).

Заикающимся родителям рекомендуется пройти курс лечебно-коррекционного воздействия для устранения заикания.

Для детей, речь которых формируется в условиях семьи с двуязычием (т.е. где говорят на двух или более языках), должны быть созданы особые условия. Нервная система детей в период развития речи испытывает значительное напряжение. Оно возрастает в тех случаях, когда формируются одновременно две языковые системы. Нередко в этой ситуации появляются те или иные симптомы речевой патологии или возникают отклонения от нормы. В одних случаях это задержка развития каждой из языковых систем, которыми ребенок овладевает одновременно, несоответствующий возрасту малый словарный запас, задержка формирования грамматических структур, использование разных языков при построении одной фразы и т.д. В других случаях может развиться и заикание.

Для того чтобы избежать развития патологии речи, необходимо создать условия для формирования лексико-грамматической базы сначала одной языковой системы. Это происходит в норме, как правило, к 4-м годам. После этого овладение другой языковой системой не приводит к отклонениям в речевом развитии или речевой патологии, и ребенок свободно овладевает вторым языком.

ПРОФИЛАКТИКА ЗАИКАНИЯ

Профилактика заикания в нашей стране проводится комплексно и последовательно. Сперва она проводится с родителями до рождения ребенка, чтобы предупредить отрицательные воздействия на ребенка после рождения (беречь от ушибов голову, содержать в порядке носоглотку, ротовую полость, не допускать хронических заболеваний, своевременно проводить лечение, удалять аденоиды).

Поскольку устная речь развивается по подражанию, то для ребенка могут сыграть неблагоприятную роль лица с заиканием, тахилалией, спотыканием и другими нарушениями речи. Нужно стимулировать детей к общению, но удерживать от слишком обильной речевой продукции. Детям с лабильной психикой нужно создавать более спокойную обстановку: ограничить речевое общение и шумные игры, не баловать новыми игрушками, по возможности избегать большого общества вокруг них.

При поступлении в школу у ребенка может возникнуть заикание или его рецидивы. Поэтому профилактика заикания необходима и в школьные годы. Нужно избегать неожиданных вызовов детей к доске и принуждения к быстрым ответам; создать в классе вокруг заикающегося благоприятную обстановку; сообщать логопедические знания родителям, учителям и т. д.

В пубертатном периоде обращается внимание на состояние нервной системы подростка, на его взаимоотношения с окружающими, на адекватные способы утверждения себя как личности и т. п. Различные отклонения в нервно- психическом состоянии подростка, перенапряжение нервной деятельности, эмоционально волевой сферы, неверная самооценка, преобладание отрицательных свойств личности могут послужить причиной возникновения заикания или его рецидива.

Целесообразно особое внимание обратить на профилактику рецидивов, исходя из их причин. Можно указать следующие причины рецидивов заикания: плохие социально- бытовые условия (нервная обстановка, грубое обращение с ребенком, перегрузка нервной системы учением, дополнительными занятиями, работой, психическое перенапряжение); недостаточно прочное закрепление успеха в процессе логопедических занятий, отсутствие диспансеризации; недостаточно глубокое перевоспитание личности заикающегося, неполное устранение вторичных психических наслоений, «почвы», на которой возникло заикание, например, ущемленные, подавленные эмоции, напряженные отношения с окружающими, вяло текущие хронические заболевания и т. д.; болезни, истощающие нервную систему; психические травмы; недостаточное внимание со стороны окружающих к ребенку, освободившемуся от заикания; нарушения режимов деятельности, а также режимов сна, питания, отдыха; неустранѐнный травмирующий, постоянно действующий фактор, например, заикающиеся мать или отец и др.

Зная указанные и другие возможные причины рецидивов заикания, логопед постоянно проводит профилактическую работу как в процессе логопедических занятий, так и после их окончания.

Профилактика речевых расстройств

Профилактика речевых расстройств

Смотрите так же:  Психоз симптомы виды

Профилактика нарушений речи, так же как и профилактика любых заболеваний или патологических состояний, строится на устранении, по возможности, из жизни ребенка тех причин, которые могут приводить к возникновению нарушений. Это так называемая первичная профилактика, при успешном проведении которой речевое расстройство вообще не возникнет. Однако иногда все же не удается полностью предупредить появление речевой патологии, и в этих случаях приходится говорить о вторичной профилактике. Ее задача сводится к возможно большему смягчению неблагоприятных последствий уже подействовавших вредоносных факторов и к предупреждению появления вторичных и третичных нарушений речи на основе уже имеющихся. На этот вид профилактики хотелось бы обратить особое внимание родителей: надо приложить все усилия к тому, чтобы своевременно исправить положение дел и уж во всяком случае его не усугубить. Существует еще и третичная профилактика, в задачу которой входит недопущение возврата уже устраненных речевых расстройств, что может случиться при недостаточном закреплении достигнутых результатов. Рассмотрим подробнее каждый из этих видов профилактики.

1. Первичная профилактика

А. Профилактика до рождения ребенка

Проследим поэтапно (как бы по ходу развития ребенка) основное содержание данного вида профилактики.

Поскольку многое в развитии ребенка может предопределить наследственность, то будущим родителям нужно очень серьезно подойти к этому вопросу. При наличии особо неблагоприятной наследственности по материнской или отцовской линии необходимо обратиться за консультацией к специалистам, после чего тщательно взвесить все «за» и «против». Как показывает жизнь, в некоторых случаях бывает лучше полностью отказаться от намерения иметь ребенка, чем обречь его на тяжелую инвалидность.

Что касается состояния здоровья самих будущих родителей, то здесь очень важно не допускать бездумного отношения к жизни и приобретения разного рода вредных привычек. Если же такие привычки уже приобретены, то обоим будущим родителям необходимо полностью отказаться от них не менее чем за год до наступления беременности.

Даже такая, как многие считают, «безобидная» вещь, как курение матери во время беременности, отрицательно сказывается на всем ходе внутриутробного (а значит, и последующего) развития ребенка. С очень тяжелыми случаями речевой и другой патологии неоднократно приходится встречаться и у детей, родившихся от отцов, которые за некоторое время до рождения ребенка принимали непосредственное участие в ликвидации Чернобыльской аварии. Это касается и многих других вредных профессиональных условий.

Особого внимания в смысле профилактики речевых нарушений требует период беременности. Большая забота об обеспечении нормального протекания этого ответственейшего периода в жизни женщины проявляется у нас в общегосударственном масштабе – через сеть женских консультаций, где с будущими мамами планомерно проводится разъяснительно-профилактическая работа. Однако очень многое зависит и непосредственно от самой женщины, от соблюдения ею необходимых мер личной предосторожности. Чтобы было понятно, о чем идет речь, приведем только один конкретный пример.

«В декретный отпуск уходила одна молодая сотрудница, у которой беременность протекала на редкость хорошо. Она очень ждала ребенка, в семье все обстояло благополучно и, казалось бы, ничто не предвещало беды. Прощаясь с нею, мы все просили ее быть как можно осторожнее. Но поскольку она чувствовала себя вполне нормально, то по выходе в декрет решила в первый же день начать в квартире генеральную уборку: перестирать все занавески, которая сама сняла с высоких окон, и пр. В конце третьего «рабочего» дня «скорая помощь» привезла ее в больницу, где она с серьезными осложнениями родила семимесячного ребенка. А дальше у него потянулся длинный «хвост» не только речевой, но и различной нервно-психической патологии…»

Вот такой дорогой ценой нередко приходится расплачиваться за свои необдуманные действия. Поэтому так важно понять, что даже самое хорошее самочувствие в период беременности может оказаться обманчивым и что на протяжении всего этого периода необходимо соблюдать предельную осторожность.

Очень отрицательно сказываются на будущем ребенке и возникающие в семье разного рода стрессовые ситуации, тем более если они приобретают затяжной характер. Поэтому все члены семьи должны хорошо понимать важность момента и необходимость создания в доме возможно более спокойной обстановки. Разрешение всякого рода конфликтов должно быть отложено не только на время беременности, но и на весь послеродовой период. Нет таких житейских проблем, которые были бы важнее нервно-психического здоровья будущего ребенка и полноценности его речи – это в конечном итоге всегда осознается всеми родителями, но нередко такое осознание приходит слишком поздно…

Что касается разного рода несчастных случаев, многие из которых предотвратить не в нашей власти, то и здесь очень важна разумность поведения самой женщины и ее ближайших родственников и друзей. Ведь всем нам хорошо известно, что любое несчастье можно переживать по-разному: мысленно как бы сглаживая его (все равно оно уже произошло и изменить ничего невозможно), или же, наоборот, усугубляя, «накручивая». Важно понять, что последнее в данном случае совершенно недопустимо и что для будущей матери должны быть, по возможности, созданы самые щадящие условия – ее нужно всеми возможными способами постараться как-то устранить от непосредственного участия в нежелательных событиях и максимально успокоить.

Сам процесс родов также во многом зависит от самой женщины. Разумное и правильное поведение будущей матери во время беременности во многом предопределяет нормальное протекание родов. В ближайший перед родами период необходимо полностью исключить якобы неотложные переезды и перелеты в другие города, поскольку не столь редки случаи начала родов непосредственно в поезде или самолете. Вряд ли нужно объяснять, с каким невообразимым риском это сопряжено не только для будущего ребенка, но и для самой матери. Нередко о такой поездке потом приходится жалеть всю жизнь. Что касается поведения женщины непосредственно во время родов, то ей очень важно заблаговременно приобрести об этом все нужные сведения. К счастью, необходимая работа в этом плане проводится женскими консультациями, нужно лишь отнестись к этому с полной ответственностью.

Б. Профилактика после рождения ребенка

После рождения ребенка следует очень внимательно наблюдать за протеканием его раннего развития, отмечая любое отставание в этом развитии или отклонение от его нормального хода. Так, если ребенок в положенное время не начинает держать головку или самостоятельно садиться, если у него задерживается начало ходьбы или появление первых слов и фразовой речи, то причины этих отставаний необходимо своевременно выяснять у специалистов и безотлагательно принимать рекомендуемые ими меры по исправлению положения. В этом отношении обычно действует такое общее правило: чем меньше по времени продолжается отставание от нормы, тем легче его преодолеть.

Что касается профилактики непосредственно речевых нарушений, то она складывается в основном из таких двух моментов:

1) заботы о физическом и нервно-психическом здоровье ребенка и о сохранности его речевых органов;

2) заботы о правильном речевом развитии ребенка, включая и создание необходимых для этого социально-бытовых условий.

Решение первой из названных задач конкретно выражается в следующем:

• предупреждение ушибов в области головы;

• предупреждение различных заболеваний и детских инфекций, протекающих с высокой температурой (соблюдение сроков профилактических прививок, исключение непосредственных контактов с больными и пр.);

• охрана органов слуха от простудных заболеваний, от попадания инородных тел, от излишнего шума (даже во время сна), а также своевременное лечение и обязательное долечивание ушных заболеваний;

• охрана артикуляторных органов, состоящая в следующем:

– предупреждение (и лечение) рахита и возможного появления аномалий костных частей речевого аппарата;

– исключение случаев сосания пальца или постоянного подкладывания руки под одну и ту же щеку во время сна (последнее может повести к образованию так называемого перекрестного прикуса);

– раннее протезирование зубов в случае их преждевременной потери, поскольку потеря зубов у детей вызывает значительную деформацию соседних зубов и челюстей (здесь не имеется в виду возрастная смена зубов);

– своевременное оперирование расщелин верхней губы и нёба, если они имеются у ребенка;

– своевременное подрезание короткой уздечки языка (не позднее 4–5 лет, поскольку к этому времени в речи должны появиться те звуки, правильному артикулированию которых мешает короткая уздечка);

• охрана голосового аппарата от простуды, попадания пыли, голосовой перегрузки (чрезмерные крики, излишне громкая и напряженная речь и т. п.);

• охрана нервной системы ребенка (исключение громких окриков, страшных рассказов и разного рода запугиваний, щадящий подход к ребенку во время любой болезни и в течение некоторого времени после ее окончания, борьба с аскаридами и т. д.); этот раздел профилактики особенно важен для предупреждения всякого рода невротических речевых расстройств и в первую очередь – заикания.

Забота о правильном речевом развитии ребенка должна выражаться в следующем:

• обеспечение благоприятного речевого окружения как необходимого образца для подражания (в плане отсутствия речевых нарушений у окружающих ребенка людей);

• поощрение лепета ребенка мимикой радости;

• воспитание направленности на восприятие речи окружающих, для чего нужно как можно больше разговаривать с ребенком, начиная с первых дней его жизни;

• медленное и четкое произнесение взрослыми простых слов, связанных с конкретной для ребенка жизненной ситуацией, а также отчетливое называние окружающих предметов и производимых действий, что поможет ребенку постепенно приступить к овладению речью;

• отчетливое правильное произнесение взрослыми неправильно сказанных ребенком слов, рассчитанное на ненавязчивое и постепенное исправление его неправильного произношения;

• приучение ребенка смотреть во время разговора в лицо собеседника, поскольку зрительное восприятие артикуляции способствует более точному и более быстрому ее усвоению;

• систематическое создание таких ситуаций, при которых ребенок должен выразить свою просьбу словесно (взрослым не следует стремиться понимать его с полуслова и тем более с одного только жеста или взгляда); необходимо организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы сама обстановка вызывала у него необходимость речевого общения, включая «разговор» с животными, игрушками и пр.;

• полное исключение случаев сюсюкания с ребенком, лишающего его правильного образца для подражания;

• занятия ритмикой, музыкой и пением; последнее способствует развитию правильного дыхания и достаточно гибкого и сильного голоса, а также предупреждает невнятность речи;

• развитие тонкой ручной моторики, играющей чрезвычайно важную роль в овладении полноценной речью.

2. Вторичная профилактика

Если несмотря на принятые профилактические меры случилось так, что в период беременности, родов или раннего развития ребенка какие-то неблагоприятные факторы все же имели место, то нужно немедленно приступить к проведению вторичной профилактики, направленной на предупреждение дальнейшего развития уже возникшей патологии.

В подобных случаях, прежде всего, не нужно думать о том, что у вашего ребенка обязательно появятся расстройства речи. Родителям необходимо знать, что детский мозг обладает очень большой пластичностью, гибкостью и имеет выраженную тенденцию к развитию. В силу этого многие его повреждения могут почти бесследно сглаживаться, не оставляя после себя заметных следов. Огромная и ничем не заменимая роль в такой компенсации принадлежит благоприятным социально-бытовым условиям, в которых растет и развивается ребенок. Если же эти условия оставляют желать лучшего, то на компенсацию рассчитывать не приходится, скорее наоборот – уже имеющиеся отклонения в развитии можно еще больше усугубить.

Смотрите так же:  Симптомы начала болезни альцгеймера

Таким образом, если у вас не все благополучно обстояло с протеканием беременности, родов или самого раннего периода развития ребенка, то нужно, не впадая в панику, приложить все усилия к тому, чтобы обеспечить возможно более благоприятные социально-бытовые условия для дальнейшего развития ребенка.

Не менее важное значение имеет и своевременное принятие лечебно-профилактических мер, рекомендуемых по линии детской консультации при поликлинике. В настоящее время существует много медикаментозных средств, способствующих более быстрому созреванию определенных мозговых структур и нормализации их функций. В подавляющем большинстве случаев все это вместе взятое позволяет полностью преодолеть или значительно смягчить негативное влияние имевшихся вредных воздействий на весь ход дальнейшего речевого развития ребенка.

3. Третичная профилактика

Нельзя не упомянуть здесь и о третичной профилактике, то есть о профилактике рецидивов (возвратов) уже устраненных речевых расстройств. Такие рецидивы могут иметь место в случаях недостаточно прочного закрепления результатов логопедической работы или при особо неблагоприятных жизненных ситуациях, срывающих механизмы компенсации. Чаще всего это наблюдается при, казалось бы, уже устраненном заикании. Поэтому здесь важно проявлять особую осторожность и понимать, что вновь воспитанный навык правильной речи является еще очень непрочным и что для его полной автоматизации необходимо определенное время и непрерывная работа по закреплению.

Даже при нарушениях звукопроизношения может произойти возврат к старой дефектной артикуляции, являющейся более упроченной, чем вновь воспитанная. По этой причине и после прекращения логопедических занятий родители должны в течение некоторого времени проводить с ребенком специальные упражнения и осуществлять контроль за его речью. На заключительном занятии логопеды обычно обязательно дают такие рекомендации, но, к сожалению, некоторые родители недооценивают их важности.

Некоторые дефекты речи ограничивают возможность выбора профессии. Задача третичной профилактики – профессиональная ориентация и обучение лиц, страдающих патологией речи. Основным направлением является учет личностных возможностей и интересов каждого ребенка, страдающего тяжелым нарушением речи. У них должна быть возможность выбора, с помощью педагогов, психологов, врачей, пути обучения, которые позволяют достичь наилучших результатов.

Снижение здоровья, сиротство, бродяжничество, ведущие к полиморфным отклонениям в психическом и речевом состоянии делают необходимым создание медико – психолого – педагогических реабилитационных центров, центров надомного обучения и других детских реабилитационных учреждений.

Организация профилактической логопедической работы

Массовая диспансеризация позволяет направленно проводить широкую программу профилактики мероприятий среди детей с фактором риска речевых нарушений. На первом году жизни ребенок должен быть осмотрен (кроме педиатра) психоневрологом, окулистом, ортопедом, лором. В возрасте двух лет – стоматологом. В 3-5 лет теми же специалистами и логопедом. Такие осмотры позволяют выявить возможность развития речевых нарушений у детей в самые ранние сроки и вовремя провести мероприятия по оздоровительной и коррекционной работе.

Первичная, вторичная и третичная профилактика речевых нарушений

Понятие «профилактика», как использование предупредительных мер по предотвращению аномального развития речи.

Значение ранней диагностики отклонений в психофизическом развитии ребенка для предупреждения речевой патологии.

Профилактика – использование предупредительных мер по предотвращению аномального развития речи.

Перед профилактикой речевых нарушений как специальной отраслью логопедии стоят следующие задачи:

1) Предупреждение речевых нарушений – первичная профилактика.

2) Предупреждение перехода речевых расстройств в хронические формы, а также предупреждение последствий речевой патологии – вторичная профилактика.

3) Социально-трудовая адаптация лиц с речевой патологией – третичная профилактика.

Первичная профилактика

Большое значение в организации лечебно-профилактической и медико-педагогической коррекции проявлений дизонтогенеза имеет ранняя диагностика отклонений психофизического развития.

С целью предупреждения и ранней диагностики речевых нарушений проводится массовая диспансеризация детей. На первом году жизни, кроме профилактических осмотров педиатра, ребенок должен быть осмотрен психоневрологом, окулистом, ортопедом, оториноларингологом, в возрасте 2 лет – стоматологом, в 3-5 лет – теми же специалистами и логопедом.

Такие углубленные осмотры позволяют выявить как общую патологию, так и возможность развития речевых нарушений у детей в самые ранние сроки и вовремя провести мероприятия по оздоровительной и коррекционной работе. Практика указывает на желательность осмотра логопедом детей до года. Специализированное педагогическое обследование помогает выявить возможные нарушения речи и начать работу по их профилактике.

Предупреждение нарушений в речевом развитии основывается на мерах социального, педагогического и психологического предупреждения расстройств психических функций. Реализация профилактического направления здравоохранения и специальной педагогики начинается еще до рождения ребенка и предполагает создание для будущей матери в период беременности максимально благоприятных условий.

Биологические и социальные факторы риска речевой патологии

Понятие «фактор риска». Характер патогенных воздействий, являющихся биологическими факторами риска речевых нарушений.

Значение конституциональных особенностей психомоторики для развития речи в норме и патологии. Семейная отягощенность рече­выми нарушениями. Показания к генетической консультации. Роль родителей в первичной профилактике речевых нарушений.

Здоровье человека зависит от ряда биологических и социальных условий. К биологическим относятся загрязнения воздуха, воды, почвы, которые приводят к росту острых и хронических заболеваний и снижению сопротивляемости организма вредоносным влияниям. Также возрастает роль стрессовых психологических воздействий, что ухудшает нервно-психическое здоровье детей.

Биологические и социальные факторы риска возникновения речевых нарушений неразрывно связаны.

К биологическим факторам относятся:

— мозговые инфекции и травмы, перенесенные в пренатальный, натальный и постнатальный период;

— первичные нарушения сенсорной и двигательной сферы;

— нарушения формирования психомоторного профиля (леворукость и различные варианты неполного правшества);

— семейная отягощенность речевой патологией.

Социальные факторы:

Одной из ведущих причин отклонений в развитии является депривация.

На речевое поведение ребенка и развитие общения оказывает влияние неправильное воспитание:

3) Преобладание авторитарного или жестокого обращения ведет к формированию невротического развития личности с отсутствием инициативы, самостоятельности, наличием повышенной тревожности. Возможны нарушения речи по типу логоневроза, мутизма.

Нервно-психическое здоровье, обеспечивающее нормальное речевое развитие ребенка, во многом зависит от межличностных отношений в семье. Особое значение имеют следующие факторы: характерологические особенности матери; неприятие со стороны матери или отца; неполная семья; конфликтные взаимоотношения в семье; изменение в структуре семьи; воспитание в двух домах; резкая смена жизненного стереотипа и типа воспитания.

Психотравмирующее влияние оказывают также конфликтные отношения со сверстниками.

Неблагоприятное влияние на речевое развитие ребенка оказывает билингвизм в семье.

С целью предупреждения возникновения отклонений в нервно-психическом и в частности речевом развитии ребенка проводится генетическое консультирование будущих родителей. Показания к генетической консультации: врожденные аномалии у членов семьи, аномальное психическое или физическое развитие ребенка, беременность у женщин старше 35 лет, принадлежность к этнической группе, в которой особо высока частота какого-либо наследственного заболевания, длительное употребление лекарств или воздействие химических веществ, 3 или более выкидыша, случаи ранней детской смертности, бесплодие.

Учет закономерностей действия факторов риска позволяет целенаправленно проводить первичную профилактическую коррекционно-педагогическую работу.

Для организации этой работы необходимы следующие условия:

· знание возрастных особенностей становления речевой функции и психики в целом;

· организация адекватной речевой среды;

· организация предметной среды для сенсорного воспитания и развития игровой и познавательной деятельности;

· соблюдение психогигиенических правил в семье и детских учреждениях (профилактика переутомления и психического травмирования детей и т. д.)

Социальные факторы риска речевой патологии

Понятие «депривация». Психическая депривация детей. Виды психической депривации: эмоциональная, сенсорная, познавательная, социальная. Их содержание и влияние на речевое развитие детей. Зависимость развития патологических форм психического реагирования и речевых нарушений от возраста ребенка и специфики патогенной ситуации. Основные типы неправильного воспитания. Их влияние на речевое поведение ребенка и развития общения.

Депривация (лат. «изоляция») – ограничение определенных функций организма, ведущая к задержке их развития. Данное ограничение может вызываться как аномалией отвечающей за эту функцию системы, так и отсутствием внешних условий для реализации функции.

Выделяют следующие виды психической депривации: эмоциональная, сенсорная, познавательная, социальная. Все виды депривации существенно влияют на речевое развитие ребенка.

Эмоциональная депривация вызывается отделением ребенка от матери в раннем возрасте. Это влечет за собой тяжелые нарушения деятельности мозга и является одной из причин развития эмоциональной неустойчивости, импульсивности, нарушений поведения, которые могут осложниться речевыми расстройствами.

Сенсорная депривация – изоляция ребенка, возникающая вследствие нарушения сенсорных функций. Глубокие нарушения зрения и слуха у детей изменяют нормальное взаимодействие биологических, психологических и социальных факторов в их психическом развитии. Прежде всего изменяется биологическое созревание структур мозга. Возникает дефицитарность практически всех высших психических функций, в т. ч. речи. Формируется дефицитарный тип дизонтогенеза. Сенсорная депривация вторично вызывает социальную изоляцию ребенка.

Познавательная депривация. Помещение ребенка в условия искусственной сенсорной изоляции оказывает выраженное негативное воздействие на развитие мышления. Мышление является интегративной функцией мозга, поэтому нарушение развития мышления задерживает формирование других высших психических функций.

Социальная депривация вызывается неблагоприятными условиями жизни и воспитания, что обусловливает нарушение общения с окружающими и задержку формирования личности ребенка.

На речевое поведение ребенка и развитие общения оказывает влияние неправильное воспитание:

1. Гипоопека. Может формироваться патологическое развитие личности по типу психической неустойчивости (неумение регулировать эмоции и желания, отсутствие чувства долга и ответственности). В условиях гипоопеки замедляется речевое развитие ребенка вследствие ограничения общения со взрослыми.

2. Гиперопека. Происходит формирование эгоцентрических установок, неспособности к волевым усилиям, трудовой деятельности. Нарушается ход речевого развития вследствие ограничения самостоятельной познавательной деятельности и отсутствия необходимости использовать речь как средство достижения цели, поскольку взрослые исполняют желания ребенка сразу же, как только они возникнут.

3. Преобладание авторитарного или жестокого обращения ведет к формированию невротического развития личности с отсутствием инициативы, самостоятельности, наличием повышенной тревожности. Возможны нарушения речи по типу логоневроза, мутизма.

Вторичная профилактика

Значение нарушений речи для психического развития ребенка, формирования его личности и поведения. Поведение родителей, нап­равленное на развитие общения и психических функций ребенка. Всестороннее обследование ребенка с речевой патологией и организация последующего коррекционно-психологического и коррекционно-педа-гогического воздействия, как методы вторичной профилактики.

Методы вторичной профилактики:

— всесторонне обследование ребенка с речевой патологией;

— организация последующего коррекционно-психологического и коррекционно-педагогического воздействия.

Необходимо хорошо знать и учитывать конкретные проявления речевого дефекта, а также условия его полной компенсации. Вследствие этого тщательное всестороннее изучение каждого ребенка приобретает особую значимость при построении оптимального варианта коррекционного воспитания и обучения детей с патологией речи и вторичной профилактики осложнений.

Нарушения речи отражаются на психическом развитии ребенка, формировании его личности и поведения (вторичные расстройства). Глубокие расстройства речи ограничивают умственное развитие в целом.

Нарушения речи отражаются на психическом развитии ребенка, формировании его личности и поведения (вторичные расстройства).

Глубокие расстройства речи (алалия, афазия) в разной мере ограничивают умственное развитие в целом. Это происходит как в силу функционального единства речи и мышления, так и вследствие нарушения нормальной связи с окру­жающими, в результате объединяются знания, эмоции и другие психические проявления личности.

Незрелость личности и ограниченность индивидуального жизненного опыта у детей младшего возраста усиливают роль различных биологических факторов (ранняя резидуальная органическая недостаточность, генетическая отягощенность, конституциональные особенности реактивности, нарушения гормонального баланса и др.) в генезе наблюдаемых в этом возрасте невротических реакций. Этим биологическим фак­торам принадлежит также ведущая роль в «выборе способа» невротического реагирования, т. е. возникновений тех или иных преимущественных невротических расстройств у детей млад­шего возраста (В. В. Ковалев, 1976).

Смотрите так же:  Снимать усталость и стресс после работы

Выделяются четыре уров­ня преимущественных невротических нарушений у детей:

1. Сомато-вегетативный — 0-3 года жизни.

2. Психомоторный — 4-7 года жизни.

3. Аффективный — 7-10 года жизни.

4. Эмоционально-идеаторный — 10-15 лет жизни.

К первому уровню невротических расстройств относятся расстройства аппетита, нарушения функций желудочно-кишечного тракта, терморегуляции, сна. Второй уровень связан с появлением гипердинамического синдрома, тиками, заика­нием, мутизмом и другими моторными и речемоторными на­рушениями. На третьем уровне реактивности у детей наблю­даются страхи, депрессивные переживания. На четвертом уровне — невротическая анорексия, ипохондрические сверх­ценные образования к своему «физическому Я».

При органическом поражении мозга изменяются биологи­ческие условия протекания деятельности. Новые возросшие возможности ребенка вступают в противоречие со сложив­шимся уровнем требований к нему, с тем объективным мес­том, которое он занимает в жизни.

Так как взаимодействие биологических и социальных фак­торов риска играет особую роль в речевом онтогенезе, в коррекционную работу должны быть максимально вовлечены родители. Они должны знать, что слабый или сиплый голос ребенка, малая двигательная активность, низкий уровень раз­вития сосательного рефлекса и проч. свидетельствуют о по­вреждении головного мозга. Возрастная незрелость психики и симбиотический характер отношений ребенка раннего воз­раста с его родителями (прежде всего, с матерью) требуют от логопеда установления доверительного контакта с ними для того, чтобы определить их отношения к ребенку, их воспита­тельные установки и привлечь близких людей к коррекционной работе.

Господствующие в обществе взгляды на излечимость и прогноз органических поражений мозга оказывает влияние на отношение родителей к ребенку. Логопед должен разъяс­нять родителям механизмы компенсации имеющегося орга­нического дефекта, значение таких врожденных рефлексов, как эхопраксия и эхолалия, первых этапов лепета для разви­тия движений артикуляционного аппарата и вызывание го­лосовых реакций у ребенка. Родители должны хорошо представлять себе то, что чем раньше будет начата доречевая коррекционная работа, тем с меньшими отклонениями будет идти речевое и интеллектуальное развитие детей.

Иногда с детьми, у которых имеются нарушения речи, роди­тели стараются меньше разговаривать и начинают общаться жестами, желая облегчить взаимное понимание. Этим они на­носят вред речевому и психическому развитию ребенка. Если ребенок не говорит, то мать и все окружающие должны как можно больше разговаривать с ним. Постепенно у ребенка на­капливается словарный запас, необходимый для дальнейшего развития его речи (Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова, 1985).

Известно, что наличие речевых нарушений у ребенка часто сочетается с недостаточным развитием и сформированностью целостного образа предмета. Поэтому коррекционная ра­бота проводится таким образом, что вначале создается или уточняется чувственный образ того, что в дальнейшем долж­но быть опосредовано словом (вторым сигналом действитель­ности). Учитывая индивидуальные особенности психического развития детей с речевыми нарушениями, коррекционная педагогическая работа направляется на преодоление как не­речевых, так и речевых нарушений.

Степенью, характером речевой недостаточности и психи­ческих наслоений определяются возможности ребенка учить­ся и активно участвовать в общественной жизни школы.

Успеваемость в школе тормозится невозможностью вовремя и отчетливо спросить, ответить, рассказать или прочитать. Из-за детей, страдающих речевыми нарушениями, задерживает­ся нередко динамика урока, нарушается дисциплина (в клас­се возникает смех, передразнивание, жалобы и т. п.).

Недоразвитие звуковой стороны речи, недостаточная сформированность фонематических процессов и звукопроизношения препятствуют своевременному формированию предпосы­лок к спонтанному овладению практическими навыками анализа и синтеза звукового состава слова. Это состояние можно рассматривать как первое следствие, создающее зна­чительные трудности на пути овладения детьми грамотой. Вторым следствием можно считать те трудности, которые возникают у детей в процессе овладения грамотой.

Отставая в учении, школьники, у которых имеются речевые расстройства, теряют интерес к обучению, подчас переходят в категорию нарушителей дисциплины. Многие дефекты речи, имеющие в своей основе органичес­кое поражение мозга, меняют перспективы жизни. Нередко ситуации, когда будущее для подростка, страдающего речевой патологией теряет свои четкие очертания. Некоторые расстрой­ства речевой функции влияют не только на получение профес­сии, но сказываются на устойчивости энергетического потен­циала деятельности и сохранности ее операционального состава.

Таким образом, внимание учителя-логопеда должно быть максимально сконцентрировано на своевременном предуп­реждении возможных вторичных, более отдаленных послед­ствий речевой патологии. Особенно внимательно следует про­анализировать с этих позиций состояние звуковой стороны речи, ибо недостаточная сформированность фонематических процессов даже при полностью скомпенсированных дефек­тах звукопроизношения может привести к недостаткам в ов­ладении навыками письма и чтения.

В процессе воспитания детей, имеющих речевые наруше­ния, родителям и педагогам необходимо постоянно осмыс­ливать свое поведение и свои позиции. Взаимопонимание, поощрение, взаимное уважение, соблюдение порядка, взаимо­действие как между членами семьи, так и между педагогами и родителями играют серьезную роль в профилактике психо­генных реактивных явлений у детей, страдающих речевой патологией. В особенности данное положение актуально для заикающихся школьников.

В тех случаях, когда у детей наблюдаются психологичес­кие осложнения типа личностных переживаний, связанных с наличием речевого дефекта, страх речи, уход от ситуаций, тре­бующих речевого общения, и т. д., логопеду необходимо суще­ственно усилить психотерапевтический акцент в своей рабо­те. Всякий раз этот акцент и формы психотерапии будут зависеть от возраста ребенка и особенностей индивидуально­го психологического реагирования.

Необходимо хорошо знать и учитывать конкретные про­явления речевого дефекта, а также условия его полной ком­пенсации. Вследствие этого тщательное всестороннее изуче­ние каждого ребенка приобретает особую значимость при построении оптимального варианта коррекционного воспи­тания и обучения детей с патологией речи и вторичной про­филактике осложнений. Четкое знание учителем-логопедом индивидуальных особенностей всех детей группы позволяет определить возможность преодоления дефекта в целом, ус­тановить необходимые для этого сроки, сделать прогноз в отношении обучения по программе общеобразовательной школы.

Логопедическая профилактика может быть действенной лишь при условии полного знания о развитии ребенка (фи­зического, психического, речевого и т. д.) с опорой на норма­тивы развития. Это позволит логопеду адресно руководить воспитанием и обучением, используя периоды сенситивности, наблюдаемых на определенных стадиях онтогенеза. Преж­девременное или запаздывающее, по отношению к периоду сенситивности, коррекционное обучение является менее эф­фективным, тогда как сознательная опора на закономернос­ти развития психофизиологических характеристик, психи­ки и речи, позволяет логопеду добиваться значительных успехов.

Третичная профилактика

Содержание педагогических мероприятий, направленных на трудовое воспитание и профессиональную ориентацию детей и подростков с речевой патологией. Пропаганда педагогических и коррекционно-педагогических знаний среди населения. Единство воспитательных и педагогических требований детских учреждений, школы и семьи

Задачи третичной профилактики – профессиональная ориентация и обучение лиц, страдающих нарушением речи. Основное направление работы – глубокий учет личностных возможностей и интересов каждого ученика. У учащихся должна быть возможность выбора с помощью педагога, психолога, врачей такого пути обучения, который позволит конкретной личности достичь наилучших результатов. Помимо когнитивного развития необходимо уделять большое внимание эмоциональному и социальному развитию.

Этапы социально-трудовой адаптации:

I. Профессиональное просвещение.

II. Профессиональная пропаганда.

III. Профессиональная ориентация.

IV. Трудовая реабилитация.

Необходимо создание центров медико-психолого-педагогической реабилитации, центров надомного обучения и других реабилитационных учреждений.

Большая роль в социально-трудовой адаптации принадлежит специальной (коррекционной) школе. Школа должна готовить учащихся к общественно-полезной деятельности и участию в производительном труде.

ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский Л.С. Психология. – М.: Апрель Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1006с.

2. Николаева Е.И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. – Новосибирск: Лада; Наука, 2001. –440с.

3. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия, 2000. –180с.

4. Фишман М.Н. Мозговые механизмы, обуславливающие отклонения в речевом развитии у детей // Дефектология. – 2001. — №3. –С.3-4.

5. Хватцев М.Е. Логопедия. Работа с дошкольниками. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. –258с.

6. Логопедия / под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. –М.: Владос, 1999. – 527с.

7. Трошин О. В., Жулина Е. В. Логопсихология. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 256 с.

7. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М: «Просвещение», 1989. -222с.

ТЕСТ

1. Задачей первичной профилактики речевых нарушений является:

А. коррекция речевых нарушений;

Б. предупреждение речевых нарушений;

В. устранение вторичных дефектов развития.

2. Задачей вторичной профилактики речевых нарушений является:

А. социально-трудовая адаптация лиц с речевой патологией;

Б. предупреждение последствий речевой патологии и перехода расстройств в хронические формы;

В. диагностика речевых расстройств.

3. Задачей третичной профилактики речевых нарушений является:

А. социально-трудовая адаптация лиц с речевой патологией;

Б. предупреждение последствий речевой патологии и перехода расстройств в хронические формы;

В. диагностика речевых расстройств.

4. Для ранней диагностики речевых нарушений применяется:

А. массовая диспансеризация детей;

Б. диагностика по запросу родителей;

В. осмотр ребенка логопедом.

5. В условиях семейного воспитания по типу гипоопеки речевое развитие детей:

В. идет согласно возрастным нормам.

6. К методам вторичной профилактики относятся:

А. всесторонне обследование ребенка с речевой патологией;

Б. организация последующего коррекционно-психологического и коррекционно-педагогического воздействия.

В. 1 и 2 вариант.

7. Профилактика РН – это:

А. использование предупредительных мер по предотвращению аномального развития речи;

Б. система психологического оздоровления ребенка;

В. комплекс профилактических мер направленных на социально-трудовую адаптацию лиц с речевыми нарушениями.

Ответы: 1 – Б; 2 – Б; 3 – А; 4 – А; 5 – А; 6 – В; 7 – А.

185.238.139.36 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Другие статьи

  • Дексаметазон ребенку инструкция по применению Дексаметазон для инъекций - официальная инструкция по применению Наименование лекарственного препарата: Торговое наименование препарата: Международное непатентованное наименование: Лекарственная форма: Вспомогательные вещества: глицерол (глицерин дистиллированный) - […]
  • Сколько должен спать ребенок в 4 года Сон здоровых детей. Ни одно руководство по воспитанию детей не обходится без конкретной таблицы, в коей указано, сколько в соответствующем возрасте ребенок должен спать — сколько раз и сколько часов. Весьма скептически относясь к попыткам строгой математической […]
  • Ежемесячное пособие на детей школьного возраста ПОСОБИЕ на ребёнка школьного возраста Сборник "Ваш Юридический советник"№28 Сборник "Ваш Юридический советник"№30 Размер пособия на школьника на 2017 год: 848 руб. 1 225 руб. - на ребенка в неполной семье, семье военнослужащего (по призыву). Размер пособия […]
  • Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Законодательством Российской Федерации не предусмотрено процедуры отказа от ребенка, возможно только лишение родительских прав. Так, согласно ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если […]
  • Конспект занятия с детьми дошкольного возраста по оригами Конспект занятия по оригами "Снежинка" Конспект занятия по ручному труду (в технике оригами) в старшей группе. Воспитатель: Синицина М.К. Продолжать учить складывать квадратный лист бумаги пополам, совмещая углы и стороны. Продолжать развивать и совершенствовать […]
  • Средства развития физических качеств у дошкольников «Подвижные игры как средство развития физических качеств у дошкольников». Подготовила: инструктор по ф.к. МБДОУ д /с 16 Виноградова Г.В. ЗАТО г. Североморск. - презентация Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемmbdou-ds16.ru Похожие […]