Вторичные дефекты при умственной отсталости

Вторичные дефекты при умственной отсталости

Недоразвитие как тип дизонтогенеза. Умственно отсталые дети развиваются специфично по сравнению с нормальными сверстниками. Недоразвитие как вид нарушения относится к дизонтогениям по типу ретардации, которые характеризуются следующими особенностями:

  1. Задержка в созревании мозга. Особенно выраженно страдает кора головного мозга как молодая и высокодифференцированная мозговая структура. В большей степени страдают лобные доли и зоны перекрытия (височно-теменно-затылочные области).
  2. Нейродинамические нарушения: дисбаланс между процессами возбуждения и торможения.
  3. Недостаточность общей интегративной деятельности мозга.
  4. Недоразвитие, инертность психической деятельности в целом.
  5. Непрогредиентный характер течения заболевания. Ребенок однажды получил повреждение в процесс развития и в дальнейшем развивается на дефективной основе, но его состояние не ухудшается.
  6. Трудности (иногда и невозможность) усвоения общеобразовательных стандартов всех уровней образовательной системы.

Понятия «умственная отсталость», «олигофрения», «деменция». Современная олигофренопсихология оперирует рядом понятий, определяющих состояние детей с нарушениями интеллектуального развития.

Умственная отсталость — это стойкое нарушение познавательной деятельности, обусловленное органическим поражением головного мозга.

Определяя умственную отсталость как состояние, С.Я. Рубинштейн писала, что важнейшими ее признаками являются:

  1. Стойкий, а не временный характер проблем интеллектуального развития ребенка.
  2. Нарушение именно познавательного развития ребенка, а не его поведения. Неуспеваемость при обучении не является критерием умственной отсталости, т.к. может быть обусловлена поведенческими расстройствами.
  3. Наличием органического повреждения головного мозга.

Дети с умственной отсталостью — это клинически разнородная группа, т.к. «умственная отсталость» — термин, определяющий общее снижение интеллектуальных способностей без указания причин и сроков возникновения нарушений.

Умственная отсталость ребенка, возникшая в доречевой период (до 2-3 лет), диагностируется как олигофрения. В более поздний период состояние ребенка с интеллектуальными проблемами квалифицируется как деменция.

Олигофрения (от греч oligos — `малый’, phren — `ум’) — особая форма психического недоразвития, выражающаяся в стойком снижении познавательной деятельности у детей вследствие органического поражения головного мозга в перинатальный и ранний постнатальный периоды.

Деменция (от лат. dementia — `слабоумие’) — слабоумие, стойкое ослабление познавательной деятельности, снижение критики и памяти, обеднение эмоций, нарушение поведения. В отличие от олигофрении нарушения при деменции наступают после периода нормального развития ребенка вследствие органического поражения головного мозга (шизофрении, эпилепсии, менингоэнцефалита, травм).

Структура дефекта при умственной отсталости. Первичным дефектом при умственной отсталости является органическое поражение головного мозга. Вторичное нарушение — недоразвитие познавательной деятельности.

Понятие и структура дефекта. Первичный и вторичный дефект;

Дефект — физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка. Понятие «структура дефекта» ввёл Л.С. Выготский. Структуру дефекта составляют первичный и вторичный дефект. Первичный дефект — повреждение биологических систем (отделов ЦНС, анализаторов), которое вызывается биологическими факторами. Вторичный дефект— недоразвитие высших психических функций (речи и мышления у глухих, восприятия и пространственной ориентации у слепых, опосредованной памяти и логического мышления у умственно отсталых). Вторичный дефект непосредственно не связан с первичным, но обусловлен им (возникает под его влиянием). Сложный дефект — сочетание двух и более первичных дефектов, в одинаковой степени определяющих структуру аномального развития и трудности в обучении и воспитании ребенка. Это не просто сумма дефектов — сложный дефект отличается качественным своеобразием. В качестве синонимов термина «сложный дефект» в литературе используются и другие термины, равнозначные ему: «сложное нарушение», «сложные аномалии развития», «сочетанные нарушения», «комбинированные нарушения» и все более утверждающийся в последнее время — «сложная структура нарушения».

В зависимости от структуры нарушения дети с сочетанными нарушениями разделяются на три основные группы. В первую входят дети с двумя выраженными психофизическими нарушениями, каждое из которых может вызвать аномалию развития: слепоглухие дети, умственно отсталые глухие, слабослышащие с задержкой психического развития (первичной). Во вторую — имеющие одно существенное психофизическое нарушение (ведущее) и сопутствующее ему другое нарушение, выраженное в слабой степени, но заметно отягощающее ход развития: умственно отсталые дети с небольшим снижением слуха. В таких случаях говорят об «осложненном» дефекте. В третью группу входят дети с так называемыми множественными нарушениями, когда имеется три или более нарушений (первичных), выраженных в разной степени и приводящих к значительным отклонениям в развитии ребенка: умственно отсталые слабовидящие глухие дети. К множественным дефектам, в частности, можно отнести и сочетание у одного ребенка целого ряда небольших нарушений, которые имеют отрицательный кумулятивный (накопительный) эффект, например при сочетании небольших нарушений моторики, зрения и слуха у ребенка может иметь место выраженное недоразвитие речи.

При различных первичных дефектах многие вторичные дефекты в младенческом, раннем и дошкольном возрасте имеют сходные проявления. Существуют вторичные дефекты, характерные для многих категорий аномальных детей:

1) при любом первичном дефекте наблюдается отставание в сроках формирования психических функций и замедленный темп их развития;

2) не формируется своевременно ни один вид детской деятельности; например, предметная деятельность у глухих и слабослышащих становится ведущей к 5 годам, у умственно отсталых — к концу дошкольного возраста;

3) наблюдаются отклонения в развитии всех познавательных процессов;

4) нарушается развитие процесса общения: дети плохо овладевают средствами усвоения общественного опыта — пониманием речи, содержательным подражанием, действиями по образцу и по словесной инструкции;

5) у всех аномальных детей наблюдаются дефекты речевого развития.

Понятие и структура дефекта. Соотношение первичного и вторичного дефектов

Дефект – физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка. Структуру дефекта составляют первичный и вторичный дефекты. Первичный дефект – повреждение биологических систем (отделов ЦНС, анализаторов), которое вызывается биологическими факторами. Вторичный дефект – недоразвитие высших психических функций (речи и мышления у глухих, восприятия и пространственной ориентации у слепых, опосредованной памяти и логического мышления у дебилов и пр.). Вторичный дефект непосредственно не связан с первичным, но обусловлен им (возникает под его влиянием). Сложный дефект – сочетание двух и более первичных дефектов, в одинаковой степени определяющих структуру аномального развития и трудности в обучении и воспитании ребенка. Это не просто сумма дефектов – сложный дефект отличается качественным своеобразием. Сочетание дефектов может быть самым разнообразным, например: умственно отсталые слепые или слабовидящие; слепоглухие или глухие слабовидящие, глухие или слабослышащие с нарушением опорно-двигательного аппарата и т.д. Развитие этих детей искажено сочетанием дефектов в гораздо большей степени, чем у аномальных детей других категорий. Помимо сложных имеют место и осложненные дефекты, в которых выделяются ведущее (главное) нарушение и осложняющее его расстройство. Например, у ребенка с нарушениями умственного развития могут наблюдаться нерезко выраженные дефекты зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, эмоциональные и поведенческие расстройства.

Рассмотрим примеры развития вторичного дефекта на основе первичного. У глухих детей первичным дефектом является нарушение слухового восприятия, глухота. Вторичный дефект – немота (если глухота возникла до овладения речью). Даже в результате специального обучения, основанного на использовании зрения, кинестетической и тактильно-вибрационной чувствительности, сформированная устная речь отличается некоторой неполноценностью. Нарушено произношение, т.к. отсутствует речевой контроль, ограничены словарный запас и грамматический строй. Ребенок испытывает трудности в понимании речи, особенно слов отвлеченного значения, трудности словесного обобщения запоминаемого материала. Замедлено развитие логического мышления, затруднено общение с окружающими. Это оказывает отрицательное влияние на формирование характера и нравственных качеств.

У слепых детей первичным дефектом является поражение органов зрения, слепота. Вторичные дефекты: недостаточность пространственной ориентации, конкретных предметных представлений, образного мышления, недостаточная выразительность мимики, своеобразие походки.

У умственно отсталых детей первичным дефектом является органическое поражение головного мозга. Вторичный дефект – нарушение таких высших психических функций, как словесно-логическое мышление, произвольная память, активное восприятие, нарушения личности (примитивные реакции, завышенная или заниженная самооценка, негативизм, недоразвитие воли, стереотипное, шаблонное, негибкое поведение).

При различных первичных дефектах многие вторичные дефекты в младенческом, раннем и дошкольном возрасте имеют сходные проявления. Существуют вторичные дефекты, характерные для многих категорий аномальных детей: 1) при любом первичном дефекте наблюдается отставание в сроках формирования психических функций и замедленный темп их развития; 2) не формируется своевременно ни один вид детской деятельности; например, предметная деятельность у глухих и слабослышащих становится ведущей к 5 годам, у умственно отсталых – к концу дошкольного возраста; 3) наблюдаются отклонения в развитии всех познавательных процессов; 4) нарушается развитие процесса общения: дети плохо овладевают средствами усвоения общественного опыта – пониманием речи, содержательным подражанием, действиями по образцу и по словесной инструкции; 5) у всех аномальных детей наблюдаются дефекты речевого развития.

19. Основные и вторичные нарушения при олигофрении (Т. Сомойлова).

o Первичный дефект связан с тотальностью недоразвития мозга, и особенно филогенетически наиболее молодых ассоциативных зон.

o Вторичный дефект основан на первичном и имеет кольцевой характер «сверху вниз» и «снизу вверх». В формировании вторичного дефекта та большая роль культуральной депривации низкие интеллектуальные возможности затрудняют усвоение, и создают ситуацию изоляции в среде сверстников. Имеет более сложную многоступенчатую природу (от биологических до социальных параметров)..

Таким образом, обнаруживается тесная зависимость интеллекта от аффекта, но и обратная – зависимость аффекта от интеллекта. Следовательно однозначный вывод сделать нельзя.

В большей степени недоразвиты те эмоции которые в тесно связанные с интеллектуальным развитием. А вот базальные эмоции менее зависимы от интеллекта. Хотя с возрастом влияние эмоций возрастает, но некоторая автономность базальных эмоций сохраняется (можно рассказать про случай описанный Корсаковым, когда при идиотии похвала и порицание вызывали адекватную реакцию). Такая сохранность базовых эмоций при тяжёлых нарушениях, хорошая возможность для коррекции (лучше запоминают аффективно насыщенный материал)

11.Структура нарушенного развития. Понятие о первичном дефекте и вторичных отклонения

Термин «дизонтогения» был введен представителями клинической медицины для обозначения различных форм нарушения нормального онгогенеза, возникающих в детском возрасте.Впервые этот термин ввел Швальбе (1927), обозначив им отклонения внутриутробного формирования структур организма от Нормального развития. Направление психологического анализа психического дизонтогенеза впервые определил Л. С. Выготский (1936), осуществив поиск психологических механизмов нарушений психического развития детей с опорой на модель нормальной психической деятельности и учетом двух взаимосвязанных линий развития — биологической и социально-психической. В трудах Л.С. Выготского детально разработано понятие дефекта, являющееся центральным для специальной психологии и педагогики. Он отмечал, что ребенок, развитие которого осложнено дефектом, не просто менее развит, чем его нормальные сверстники, но развит иначе. На модели умственной отсталости Л. С. Выготский сформулировал ряд общетеоретических умений, оказавших фундаментальное влияние на все дальнейшее изучение аномалий развития. Это, во-первых, положение о том, что развитие аномального ребенка подчиняется тем же основным закономерностям, которые характеризуют развитие здорового ребенка. Во-вторых, Л. с. Выготский сформулировал положение, согласно которому у аномального ребенка выделяются разные группы дефектов: первичный связанный с повреждением ЦНС, и вторичные дефекты, отражающие нарушения психического развития в условиях первичного дефекта. Он показал как именно влияют вторичные дефекты на прогноз развития и возможности психолого-педагогическои коррекции. Характер соотношений первичных и вторичных симптомов весьма сложен, что существенно затрудняет диагностику. Не всегда легко обнаружить первичное нарушение и отделить его от вторичных, которые могут быть настолько выраженными, что маскируют ядерные расстройства. В таких случаях не исключена диагностическая ошибка.Л.с.выготский впервые выдвинул идею о сложной структуре аномального развития, ввел понятие «структура дефекта», которое означает, что аномальное развитие не сводится к биологическим повреждениям различных систем организма (ЦНС, анализаторов и др.). Эти повреждения’ представляют собой лишь первичные симптомы нарушений — перяичный дефект, который неизбежно ведет за собой вторичные нарушения. Первичные, или ядерные, нарушения — это малообратимые изменения в параметрах работы той или иной психической функции, вызванные непосредственным воздействием патогенного фактора. Вторичные, или системные, нарушения — это обратимые изменения процесса развития психических функций, непосредственно связанных с первично нарушенной. Вторичные отклонения носят, как правило, системный характер и меняют всю структуру психического развития. Они возникают как следствие обусловленной первичным дефектом депривации, появляющейся у ребенка из-за нарушения социальных контактов. К вторичным нарушениям относится недоразвитие высших психических функций (речи, опосредованной памяти, мышления и др.).Соотношение между симптомами первичных и вторичных отклонений во многом зависит от индивидуальных особенностей человека, от его компенсаторных возможностей, а также от своевременности и адекватности коррекционной работы. Поэтому не всегда удается обнаруживать прямую зависимость между глубиной и выраженностью ядерного расстройства и характером проявлений вторичных отклонений.Формирование системных нарушений имеет свои закономерности. Так, большое значение имеет не только наличие прямой связи функции с поврежденным звеном, но и степень прочности и близости этой связи: чем она теснее, тем более выраженными будут вторичные нарушения и наоборот. Функции, не имеющие непосредственной связи с первично поврежденной функцией могут остаться относительно сохранными. Третичные нарушения — это отклонения в разных сторонах психики, не Не имеющих непосредственных связей с первично поврежденной функцией. Эти нарушения факультативны: они рассматриваются как индивидуально варьирующиеся признаки, необязательные для лиц с определенным типом дизотогенеза. К третичным нарушениям относят недоразвитие социального появления, задержки личностного развития и дрСоотношение и взаимодействие первичных, вторичных и последующие) отклонений и представляют собой сложную структуру аномального развитие Например, нарушение слухового анализатора (первичный дефект) отрицательно сказывается на речевом развитии ребенка. Если глухота возникло до овладения речью, то, как следствие, наступает немота — вторичный дефект. В свою очередь, недоразвитие или отсутствие речи создает неблагоприятные условия для развития функций восприятия, сповесно-логического мышления, памяти и других высших психических функций и видов деятельности, прежде всего общения; в целом же — к отклонениям в формирования самосознания и личности. Таким образом выстраивается целая цепочка: первичный дефект влечет за собой вторичные отклонения в развитии, которые в свою очередь являются условием возникновения других отклонений: третьего, четвертого и Т.Д. порядка. Л.С.ВыготскиЙ отмечал, что чем ближе вторичный симптом к первичному дефекту, тем сложнее его коррекция. И наоборот, «чем дальше отстоит симптом от первопричины, тем он более поддается воспитанию». Например. наиболее тесно с первичным дефектом, т.е. с нарушением слуха, связаны недостатки произношения глухих. Они страдают в большей степени и с большим трудом поддаются коррекции. Глухой ребенок не слышит собственной речи, не может ее контролировать, сравнивать с речью окружающих, поэтом> у него значительно страдает произносительная сторона речи: четкость, внятность. Вместе с тем, другие стороны речи (словарь, грамматика), которые имеют опосредованную связь с первичным дефектом за счет активного использования письменной и жестовой речи, в условиях специального обучения корригируются в большей степени. Взаимодействие первичных и вторичных отклонений имеет сложный диалектический характер. Первичный дефект вызывает вторичные отклонения, но и они в определенных условиях воздействуют на первичный симптом. Например, взаимовлияние неполноценного слуха и возникшего на этой основе недоразвития речи осуществляется следующим образом: слабослышащий ребенок не будет использовать остаточные функции сохранного слуха, если у него не развивают устную речь. Только при условии интенсивных занятий по преодолению вторичного нарушения оптимально используются возможности остаточного слуха. Чем больше словарный запас, богаче понимание этих слов, тем лучше он понимает разнообразие грамматических форм. Чем лучше человек владеет речью, тем больще способность использования слуха. Основываясь на этой концепции, соотношение причин и следствий, возникающих в ходе аномального развития, можно трактовать следующим образом одни и те же сходные вторичные и третичные отклонения в развитии могут наблюдаться при разных первичных дефектах. И, наоборот, при одном и том же первичном нарушении отсутствует полное однообразие третичных (а возможно, и вторичных) проявлений дефектов, поскольку не только первичный дефект, но и условия развития, которые .не могут быть идентичными, имеют существенное значение в возникновении вторичных и третичных нарушений. Эти положения нашли развитие в ряде теоретических и экспериментальных исследований в русле разработки системы обучения и воспитания аномальных детей

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Сервис бесплатной оценки стоимости работы

  1. Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
  2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

Номер вашей заявки

Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

Структура нарушенного развития (первичные и вторичные дефекты)

Данный параметр дизонтогенеза определяется особенностями взаимосвязей между первичными и вторичными нарушениями. Эти взаимосвязи принято обозначать структурой нарушенного развития.

Исходя из идеи о системном строении дефекта, Л.С. Выготский предложил различать в аномальном развитии две группы дефектов: первичные и вторичные.

Первичный дефект (нарушение) представляет собой малообратимые или необратимые изменения в работе той или иной функции под непосредственным влиянием патогенного фактора (вредности).

Первичные дефекты носят биологический характер. Они возникают в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы (анализаторов, высших отделов головного мозга и др.). Первичный дефект может являться следствием сочетания недоразвития и повреждения (например, при повреждении подкорковых образований возникает недоразвитие со стороны коры).

Первичный дефект проявляется в виде нарушений слуха, зрения, паралича, нарушений умственной работоспособности (умственная отсталость) и т.д.

Первичный дефект не поддается или слабо поддается коррекции. В данном случае наиболее эффективной является компенсация первично поврежденной функции – другой, сохранной функцией.

К вторичным дефектам относят нарушения в работе и развитии функций, так или иначе связанных с первично нарушенной функцией.

Вторичный дефект – это нарушения, возникающие в процессе аномального социального развития опосредованно (не под прямым влиянием патогенного фактора). Дефект возникает в ходе развития ребенка с первичным дефектом в

том случае, если социальное окружение не компенсирует (не корректирует) этих нарушений, т.е. вторичный дефект связан с социальными условиями развития. Например, у детей с нарушениями слуха происходит нарушение формирования речи, что препятствует нормальному общению ребенка со сверстниками и взрослыми, тормозит усвоение им знаний, приобретение умений и навыков.

Вторичные дефекты носят обратимый характер, т.е. поддаются психолого-педагогической коррекции, и чем дальше имеющееся нарушение стоит от биологической основы (первичного дефекта), тем успешнее оно поддается коррекции. Необходима наиболее ранняя коррекция вторичных нарушений, что обусловлено особенностями психического развития в детских возрастах:

• пропущенные сензитивные периоды в развитии, обучении, воспитании не компенсируются в более старших возрастах;

• возникшее отставание будет требовать более сложных и специальных усилий по его преодолению;

• трудности в обучении приводят к углублению явлений недоразвития; к подростковому возрасту формируют стойкое отрицательное отношение к школе, что является одним из факторов, формирующих нарушение поведения. В подростковом возрасте часто приводят к выраженным нарушениям социальной адаптации не сам первичный дефект, а явления вторичного недоразвития.

По мнению Л.С. Выготского, вторичный дефект является основным объектом в психологическом изучении и коррекции аномального развития.

Но в реальной диагностической практике бывает не так легко обнаружить первичное нарушение и отделить его от вторичных нарушений, которые могут быть более ярко выраженными, маскировать первичный дефект и даже приниматься за него. Возможными последствиями могут стать неверные рекомендации относительно коррекционной работы с ребенком.

Качественная диагностика нарушенного развития предполагает выделение трех групп психических функций: 1) первично поврежденных, 2) вторично недоразвитых, 3) сохранных.

Дата добавления: 2014-11-10 ; просмотров: 6376 . Нарушение авторских прав

Другие статьи

  • Элькар инструкция по применению детям до года Сегодня в продаже Форма выпуска, состав и упаковка ◊ Раствор для приема внутрь прозрачный, бесцветный или слегка окрашенный; допускается наличие специфического запаха. Вспомогательные вещества: лимонной кислоты моногидрат - 1.2 мг, метилпарагидроксибензоат - 0.5 мг, […]
  • Танакан таблетки для детей инструкция по применению Сегодня в продаже Форма выпуска, состав и упаковка Таблетки, покрытые оболочкой кирпично-красного цвета, круглые, двояковыпуклые; на изломе светло-коричневого цвета, со специфическим запахом. Вспомогательные вещества: лактозы моногидрат, целлюлоза […]
  • Зодак для детей до 1 года инструкция по применению Сегодня в продаже Форма выпуска, состав и упаковка ◊ Капли для приема внутрь прозрачные, от бесцветного до светло-желтого цвета. Вспомогательные вещества: метилпарабен, пропилпарабен, глицерол, пропиленгликоль, натрия сахарин, натрия ацетат, кислота уксусная ледяная, […]
  • Можно ли хондроксид детям Сегодня в продаже Форма выпуска, состав и упаковка ◊ Гель для наружного применения желтоватый, полупрозрачный, с фруктовым запахом. Вспомогательные вещества: диметилсульфоксид, пропиленгликоль, изопропанол, этанол, натрия дисульфит (натрия метабисульфит), нипагин, […]
  • Сестринский уход при сахарном диабете у детей курсовая Сестринский процесс при сахарном диабете причины, приоритетные проблемы, план реализации Главная > Реферат >Медицина, здоровье Государственное образовательное учреждение Среднего профессионального образования «Муромский медицинский колледж» Курсы повышения […]
  • Ребенок 9 месяцев не спит весь день Грудничок весь день не спит: причины нарушения детского сна Полноценный сон имеет очень большое значение для поддержания физического и психического здоровья детей и взрослых. Особенно важен он для малышей первого года жизни, переживающих период адаптации к окружающему […]
Смотрите так же:  Как восстановить психику после стрессов