Выборочный мутизм

Журнал «Твоё здоровье»

Издательство Знание 2/95

Лечение возвышением души

Ирина МЕДВЕДЕВА, Татьяна ШИШОВА

Как быть с избирательным мутизмом

Начать хочется со старого-престарого анекдота. В одной семье рос мальчик. Ему давно пора было заговорить, а он молчал. В конце концов все с этим смирились и считали его немым. И вдруг однажды во время обеда произошло чудо — немой заговорил. Он громко и внятно произнес:

— Как? Ты умеешь говорить?! — воскликнули потрясенные родители. — Почему же ты раньше молчал?

— До сих пор все было в порядке.

Считается, что этот анекдот служит идеальной иллюстрацией «загадочной английской души». Но мы живем не в Англии, а детей таких тоже встречаем.

Невротическое отклонение, которым они страдают, называется избирательный мутизм. По-латыни «mutus» — «немой», а слово «избирательный» означает, что ребенок молчит не со всеми, но вступает в словесный контакт с очень ограниченным кругом людей. Остальные же, хоть на голову встанут, не услышат от него ни слова.

На первый взгляд, мутисты — это сверхзастенчивые дети. Такие, что дальше некуда. И ‘ распространенные в нашем языке идиомы — «От робости язык проглотил», «От страха слова из головы вылетели», «Онемел от ужаса» и т.п. — лишь подтверждают это мнение.

Но наши наблюдения во время работы с «немыми» дают нам основания утверждать, что это не совсем так. Конечно, патологическая застенчивость здесь тоже имеет место, но мы думаем, что не она определяет характер мутиста. Во всяком случае, мы ни разу не видели робкого по натуре (а не по внешней линии поведения) юного молчальника.

Как правило, это дети с очень сильным, а не с робким характером. С ЖЕЛЕЗНОЙ ВОЛЕЙ И ОСЛИНЫМ УПРЯМСТВОМ. Сами посудите, какой недетской выдержкой надо обладать, чтобы никогда, ни при каких обстоятельствах не раскрывать рта на людях! Их уговаривают, умоляют, им сулят щедрые подарки и угрожают суровыми наказаниями, даже бьют! Но результат нулевой, мутист молчит, как партизан.

При этом они прекрасно все слышат и понимают. Они очень внимательны, гораздо внимательнее других детей следят за происходящим. Но это не напряженное вглядыва-ние близорукого или недослышащего человека, а оценивающий взгляд стратега и тактика, который умеет манипулировать людьми.

Что же нам представляется доминирующим в этом сильном характере? На языке психологии — «скрытое стремление к лидерству», на языке религии — «гордыня». Да-да, именно гордыня, а не робость лежит в основе отказа от речи!

Конечно, бывают случаи, когда упорное молчание на людях происходит не от гордыни, а от уязвленной гордости, то есть имеет вполне реальное основание.

Четырехлетний Дима ни в какую не желал разговаривать. На предложение ответить на самый простой вопрос реагировал агрессивно: хмурился, плакал, а мог и стукнуть. Когда же, увлеченный показом театрального этюда, он забылся и все-таки произнес несколько слов, мы сразу разгадали секрет его молчания. Дима страдал дизартрией и испытывал серьезные речевые трудности в связи с плохой подвижностью речевого аппарата.

Обычно в его возрасте еще не стесняются дефектов речи. Но Дима был мальчиком с очень высоким интеллектом, а следовательно, уже мог сопоставить свою затрудненную речь с нормальной. И это сопоставление не в его пользу было для маленького гордеца настолько травмирующим, что он предпочитал молчать. После цикла занятий с опытным логопедом и он разговорился так, что возникла другая проблема: как его остановить?

Нередко мутизм связан (по тем же причинам) с заиканием.

Но весьма часто бывает, что объективных причин для мутизма нет: говорить ребенок может нормально, да и все его неречевое поведение свидетельствует об адекватном восприятии мира, то есть ни об аутизме (болезненной погруженности в себя), ни об умственной отсталости, ни о глубоком психическом шоке речи не идет. И тогда возникает мысль о патологическом стремлении к лидерству. Такому ребенку хочется «царить». Но, трезво оценивая свои силы, он понимает, что может владеть лишь несколькими «подданными» — своей семьей.

Впрочем, и другие взрослые нередко обращают на него повышенное внимание. У кого-то он вызывает жалость, а кто-то задевает за живое: хочется во что бы то ни стало разговорить маленького упрямца, продемонстрировав себе и окружающим свои педагогические способности.

Что же до детей, то мутист худо-бедно может прожить без их компании, ведь это отклонение обычно наблюдается в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда общение со сверстниками еще не так актуально.

Вообще, в мутизме много загадочного. Например, мы не раз наблюдали проявления тайного садизма у таких тихонь.

Пятилетний Саша, казалось, мухи не обидит. Медлительный, несколько женственный, он никогда не задирал других детей. Молчал Саша упорно, но, как бы извиняясь за свое молчание, кротко, ангельски улыбался.

Но потом мы стали играть «в страхи». Саша ни в какую не желал изображать человека, который боится. Зато с удовольствием согласился сыграть образ страха. Он подскочил к своему партнеру по этюду и. начал его душить. Причем вошел в такой раж, что мы, двое взрослых, не сразу смогли оттащить Сашу, а крупный, сильный шестилетний мальчик, на которого наткнулся «тихоня», отчаян-• но заревел от ужаса. Саша же еще долго не мог прийти в себя, и его перекошенное, напоминающее зловещую маску, лицо поистине было воплощением Страха. Семилетняя Лена — хрупкое, безобидное на первый взгляд существо с тощими косичками, любила до синяков щипать свою маму, и что особенно потрясало всю семью — глаза ее светились в этот момент злорадным торжеством.

Часто такие дети мучают животных.

Мы не утверждаем, что у всех мутистов присутствуют те или другие садистские импульсы, но, судя по нашей практике, именно у этой группы нервных детей чаще всего встречаются подобные малоприятные свойства. Но если про патологическую жестокость далеко еще не все ясно (является ли она, в частности, органически присущим такому складу характера свойством, или это следствие «добровольного обета молчания»), то про другое мы можем сказать более определенно. Это другое — особенные отношения ребенка-му-тиста с матерью.

Начнем с того, что мать вынуждена быть при нем неотступно. Без нее ребенок не имеет связи с миром внешним. Мать — его переводчик, ходатай. Это осложняет ей жизнь, она фактически прикована к своему «господину», лишена личного пространства, элементарной независимости. Такого ребенка не оставишь с няней, не отдашь в детский сад, а затем и в школу. Даже с отцом, бабушкой и дедушкой многие мутисты остаются неохотно или вообще не остаются. Короче говоря, такая женщина связана по рукам и ногам.

На наших занятиях бывает, что дети-мути-сты почти до самого конца отказываются сидеть с остальными ребятами, а остаются рядом с матерью, тесно прижимаются к ней, в перерыве не отходят ни на шаг.

Мать это, казалось бы, угнетает, она жалуется, мечтает, чтобы ребенок стал более самостоятельным, скорее заговорил. Но вот странность! Когда ей предлагаешь изменить линию поведения и даешь вполне конкретные советы, как именно это сделать, — наталкиваешься на отказ. Одно трудновыполнимо, другое не выходит, а третье и вовсе невозможно. Довольно скоро понимаешь, что тебе оказывают устойчивое внутреннее сопротивление. И невольно задаешь себе вопрос: а так ли уж ее беспокоит молчание ребенка, как она рассказывает? И полная зависимость, привязанность. Может, все не так уж однозначно, и мы имеем дело со своего рода «заговором молчания»?

Начинаешь глубже вникать в семейную ситуацию, и практически всегда выясняется одно и то же: мать ребенка, страдающего избирательным мутизмом, по тем или иным причинам не удовлетворена своей личной жизнью. Либо у нее нет мужа, либо она, будучи замужем, чувствует себя одинокой. Поэтому на уровне сознания она, конечно, очень переживает странность своего ребенка, но бессознательно этому потворствует, ибо не только она зависит от ребенка, но и ребенок не может без нее жить. Она нужна. Мало сказать, нужна — необходима. А главное — НЕЗАМЕНИМА.

Это типичный пример того, что мы называем «психологическим браком». С мальчиком это, как правило, самозабвенная, доходящая до обожания любовь; с девочкой — чаще всего любовь-ненависть.

Работа с избирательным мутизмом очень тяжела, тут важно сочетать терпение и понимание с определенной жесткостью. И не перегнуть палку ни в ту, ни в другую сторону.

Мы видели родителей (да и психотерапевтов), которые угодливо лебезили перед малышами, тогда как надо было поставить их в ситуацию выбора: либо ты поучаствуешь в чем-то захватывающе интересном, но при этом скажешь хоть одно слово, либо будешь молчать и будешь лишен права участия в игре.

Встречали мы и противоположную крайность: болезнь ребенка объявлялась блажью, избалованностью. Ну и, разумеется, к нему применялись соответствующие «карательные меры». Такое отношение бывает свойственно в первую очередь отцам. И тут надо начинать с «ликбеза», объяснять, что мутизм — это очень сложная форма невроза, а вовсе не каприз.

Мы уверены, что успешнее всего можно справиться с этим нарушением в условиях группы (причем в такой группе может быть один, максимум два мутиста). Занимаясь индивидуально, специалист может установить словесный контакт с ребенком, но это еще ничего не значит. Слишком часто бывает, что с появлением нового человека все возвращается на «круги своя». В группе же, особенно в «разомкнутой», куда могут прийти незнакомые люди (родственники других ребят, будущие пациенты и т.д.), незаметно для ребенка происходит столь необходимый ему тренинг общения.

Смотрите так же:  Звон в ушах стресс

Увлеченный игрой, театральным действием, он в конце концов перестает быть царственным сфинксом и нарушает обет молчания. Этот момент — переломный, и его совершенно необходимо зафиксировать. При этом помнить, что «царю» (а мутист по натуре царь) полагается воздавать соответствующее. Мы обычно устраиваем немыслимое ликование, называем такого ребенка героем, величайшим артистом всех времен и народов и всячески даем ему понять, что с произнесением первого слова его «трон» не пал, а напротив — только укрепился!

Одержанная и по заслугам оцененная победа должна врезаться в память гордеца, он должен гордиться ею больше, чем своим упорным молчанием.

Лечение мутизма — напряженный поединок, и взрослый его обязан выиграть, но ребенок должен быть уверен, что это он выиграл, заговорив. А он ведь и вправду выиграл, научившись полноценно общаться с людьми!

Только не надо требовать слишком многого и сразу. Здесь очень важен «период последействия».

Андрюша молчал вплоть до конца последнего занятия. И лишь «под занавес» произнес «Гав-гав!» Но уже через неделю, как нам сообщила по телефону обрадованная мама, он изменился до неузнаваемости и болтал без умолку.

Маша, была не таким крепким орешком: она довольно скоро начала говорить за ширмой. Вернувшись же за стол к ребятам, умолкала. Мы решили, что это максимум, которого нам удалось добиться, и на прощанье посоветовали маме привести девочку на повторный цикл занятий через полгода. Но уже стоя в дверях, Маша вдруг разговорилась с незнакомой женщиной, случайно оказавшейся в нашем помещении, а через месяц у нее уже не было проблем словесного контакта ни с детьми, ни со взрослыми. И вместо повторения первого цикла мы пригласили Машу принять участие во втором — в лечебном спектакле, где она получила заглавную роль. В этой роли было столько слов!

Но что же делать тем, у кого нет возможности посещать лечебную группу?

Прежде всего дать себе труд честно разобраться в той двусторонней зависимости, о которой мы написали. Мы прекрасно понимаем: «психологический брак» — явление, в котором трудно признаться самой себе, но без этого мало надежды справиться с мутиз-мом. (Впрочем, с возрастом он рано или поздно пройдет и сам. Трудно встретить взрослого человека, который, находясь «в здравом уме и твердой памяти», обладая нормальным слухом и сохранным речевым аппаратом, не произносил бы ни слова. Но к тому времени, когда мутист сам «дозреет» до словесного общения с людьми, его психика может быть уже очень серьезно и необратимо деформирована.)

Разобравшись, придется совершить еще одно усилие — перестроить свои отношения с ребенком.

Во-первых, надо не только на словах, но и реально захотеть сделать его самостоятельным, а для этого мягко, но неуклонно ставить в такие условия, когда он, стремясь, что называется, к заветной цели, вынужден сказать посторонним несколько слов. Например, не покупайте ему жвачку или мороженое, а предлагайте самому подойти к ларьку и купить. Только не уговаривайте! Не хочет — не надо, останется без мороженого. Не старайтесь срочно — и завтра, и послезавтра — создать аналогичную ситуацию.

Во-вторых, надо по возможности трезво оценить характер ребенка. Это тоже нелегко. Каждому родителю, наверно, хочется, чтобы его сын (или дочь) был добрым, отзывчивым, чутким. В данном случае картина, скорее всего, будет не столь радужной. Но не надо ребенку колоть этим глаза. Не надо и разочаровываться в нем. Постепенно умным воспитанием можно смягчить и черствое сердце. Только учтите: упреки, слезы, апелляции к совести тут вряд ли помогут. Обида, злорадство и угрозы тоже. Вам необходимо, как бы это ни было трудно, сохранять спокойствие. И добиться того, чтобы ваша воля превосходила, «огибала» волю ребенка. Вы должны ставить его в положение, аналогичное тому, в какое он ставит окружающих. Что-что, а интеллект у детей с избирательным мутизмом обычно высокий, и они быстро и правильно оценивают соотношение сил.

Одна из наших пациенток неохотно разговаривала даже с матерью, вместо словесной . просьбы указывая на то, что ей нужно, кивком головы. Мать страшно переживала, плакала, потом срывалась на крик и даже била дочь. Никакого толку! Потом, собравшись с духом, применила, по нашему совету, к Насте ее же оружие. Причем так, что это не выглядело местью (иначе Настина гордость была бы уязвлена, и она могла бы назло вести себя еще более негативно). Нет, мать сказала дочери, что ее молчание заразительно. И она, мама, наконец заразилась. Поэтому теперь тоже будет молчать. И хотя мать уверяла нас, что Настю ничем пронять невозможно, та выдержала лишь полдня обоюдного молчания.

Если ребенок причиняет кому-то боль, довольно наивно объяснять ему, что это нехорошо. Он умен, он и без вас такие вещи знает. Ему неведомо другое: что с ним можно проделать то же самое. Лене, которая щипала свою маму, не приходило в голову, что мама вместо ахов, охов, нотаций и шлепков может ущипнуть ее в ответ. Урок был усвоен с первого раза.

Но, повторяем, ни в коем случае нельзя впадать в истерику («Ах, ты так?! Ну, тогда и я тебе так!»). Подтекст должен быть следующий: «Друг мой, мне очень жаль, но что поделаешь? Раз ты так, то и мне приходится. »

А вот несколько театральных этюдов, которые полезно разыгрывать с детьми, страдающими избирательным мутизмом. Нам представляется целесообразным в этих этюдах наделять «ведущим» недостатком не ребенка, а куклу-собаку.

Хозяин в предлагаемых сюжетах очень хороший, совсем не такой, как его собака, но бедняга вынужден страдать из-за ее дурного характера.

Этюд 1. «СОБАКА ПОТЕРЯЛАСЬ»

Однажды на прогулке собака отстала от хозяина и потерялась. Стемнело, стало холодно, собаке было страшно и хотелось есть. Ее заметил прохожий и спросил:

Собака ничего не ответила.

— Раз молчишь, значит ничья, — сказал

прохожий и пошел дальше.

А собака осталась на пустынной улице дрожать от холода и страха. Наконец появилась девочка. Она сказала:

— Песик, бедненький, давай я отведу тебя

домой, к хозяину, а то ты совсем продрог.

Собаке очень хотелось рассказать девочке, кто ее хозяин и по какому адресу он живет, но она все-таки промолчала. И девочка ушла, так и не дождавшись ответа.

Тем временем наступила ночь, пошел снег (или дождь), собака заскулила от ужаса. (что было дальше?)

Хозяин заболел. Это случилось совершенно внезапно, и — надо же, как нарочно! — никого, кроме собаки, дома не было. Хозяину нужно было срочно купить лекарства, а у него не было сил дойти до аптеки. Он послал собаку, но та, поскольку с посторонними людьми не разговаривала, отказалась наотрез: не пойду — и все. (Продолжение надо придумать самостоятельно. Но исключить вариант, когда в качестве .«палочки-выручалочки» приходят мама или другие родственники. Драматизм ситуации должен нарастать!)

«НА ХОЗЯИНА НАПАЛ ХУЛИГАН»

Как-то раз, когда хозяин вышел с собакой погулять, из-за куста выскочил хулиган и ударил хозяина по голове. Хозяин потерял сознание и упал, а хулиган бросился наутек. Собака хотела его догнать, но побоялась оставить лежащего на земле хозяина одного. Какая-то женщина шла мимо, увидела мальчика без сознания и вызвала «скорую помощь».

В больнице хозяин пришел в себя, стал поправляться. Вскоре его навестил милиционер. Он сказал:

— Ты должен помочь следствию. Опиши,

как выглядел хулиган.

Но хозяин ничего не мог на это ответить, ведь хулиган подкрался к нему сзади, а потом он потерял сознание.

— Тогда ты, песик, вспомни, как выглядел

хулиган, — попросил милиционер. Собака,

конечно, же прекрасно помнила, как выгля

дел хулиган, но, как всегда, не хотела общать

— Послушай, — стал уговаривать ее хозя

ин, — если ты не заговоришь, милиция не

сможет поймать хулигана, а может, даже

опасного преступника. Все зависит от тебя.

Пожалуйста, расскажи! . (что было дальше?)

Последовательность этюдов нужно выстраивать по степени нарастания драматизма, причем ситуации, как видно из приведенных примеров, могут быть достаточно жесткими. Гораздо более жесткими, чем для застенчивых детей или детей со страхами. Но, разумеется, не превышающими запас психической прочности ребенка.

Особенности избирательного (элективного) мутизма у детей

Избирательный мутизм – патология, при которой у детей развивается немота в определенные моменты и в случаях присутствия каких-то конкретных лиц при полной сохранности речевого аппарата. Эти дети сохраняют способность понимать речь и способны говорить в иных условиях. Самым частым проявлением избирательного мутизма является отказ детей говорить в моменты адаптации к школе и детскому саду. Большая часть случаев связана с расстройствами эмоциональной сферы.

Заболевание обычно развивается у дошкольников и детей младшего школьного возраста. В редких случаях избирательный мутизм поражает взрослых людей. Развиваясь у детей, мутизм не делает полового предпочтения, тогда как во взрослом возрасте он отдает предпочтение женщинам.

В случаях нормального развития школьника избирательный мутизм, связанный с адаптацией к школе, проходит самостоятельно годам к 10. Объясняется это тем, что больной осознает необходимость в речевом общении в обществе. Школьник понимает, что сверстники и учителя не станут потакать ему, как это делают родители, и если он не переборет себя, то получит клеймо «неполноценного». Однако существуют случаи, когда для коррекции патологии необходима помощь специалиста. Поэтому при подозрении на наличие избирательного мутизма у ребенка, не стоит ждать, что расстройство пройдет само собой.

Смотрите так же:  Как лечить депрессию дома

Причины развития избирательного мутизма у детей

В основе развития мутизма лежат органические и психические нарушения. Самыми распространенными причинами мутизма являются:

  • ушиб головного мозга;
  • родовые травмы;
  • шизофрения;
  • депрессия;
  • эпилепсия;
  • отставание в психическом развитии.

Причиной избирательно мутизма могут послужить мозговые нарушения. Так вследствие афазии у больного а происходят нарушения речевых навыков, понимания и формирования слов. Такие дети практически безмолвны. В течение первых трех лет больной малыш способен использовать только два-три слова, пополнение словарного запаса либо отсутствует полностью, либо происходит.

Спровоцировать мутизм могут сильные эмоциональные потрясения: испуг, серьезный конфликт, сильная обида. Дети, пережившие психологическую травму, страдают от избирательного мутизма. В этом случае немота не связана с органическими нарушениями. Такой мутизм достаточно редок, и когда больной начинает говорить, то речь совершенно нормальна.

Часто данный вид патологии диагностируется у детей с выраженной обидчивостью, высоким уровнем чувствительности, физической слабостью. В некоторых случаях немота – определенная форма протеста, которая является выражением молчаливой агрессии.

Симптомы избирательного мутизма

Основным признаком данной патологии является отказ от речевого общения в определенных, волнительных для больного ситуациях, или в обществе отдельных людей, в то время как при обычных обстоятельствах речевые навыки полностью сохраняются. О наличии расстройства свидетельствует сохранение состояния более одного месяца.

Особенности личностного развития

Дети с избирательным мутизмом – это дети обычно с высоким уровнем интеллекта, которые, по мнению психологов, не созрели до общения с людьми. Вместе с тем, пока они осознают необходимость поддерживать речевой контакт со всеми окружающими людьми, их характер способен претерпеть некоторые существенные искажения.

Внутри маленького мутиста копятся претензии к окружающим и недовольство собой, которые могут выражаться в виде демонстративных выходок. Такие дети обычно стараются примкнуть к компаниям хулиганов и двоечников. Они испытывают удовлетворение от вызывающего поведения, иногда складывается впечатление, что их, буквально, завораживают пороки. Если же поведение таких детей вовремя скорректировать, то таких неприятных моментов можно будет избежать.

В случае отсутствия специализированной помощи у выросшего мутиста могут возникнуть серьезные сложности в личной жизни. Данная патология, буквально, приковывает больного к матери.

Мать постоянно старается помочь, опекая ребенка во всех ситуациях, что накладывает отпечаток на взаимоотношения с противоположным полом в будущем.

Дети манипулируют своей особенностью, используя родителей как единственное связующее их с обществом звено. Родители так же подвергаются влиянию этой патологии своих детей: они оберегают этот эмоциональный контакт, каждое слово для них имеет особый смысл. Возникает некий симбиоз, который искажает личностное развитие детей.

Мальчики вырастают несамостоятельными, незрелыми и в то же время чрезмерно властными. В детстве такие дети превращаются в семейных «тиранчиков». Девочки видят в матери потенциальную соперницу, что может стать причиной раннего замужества или беспорядочных половых связей. Такое поведение – своеобразная месть за ощущение несвободы, хотя ребенок сам не отпускал от себя мать. В связи с этим, не стоит ожидать, пока разовьются эти отклонения, а начать своевременное лечение, которое позволит восстановить нормальную речь и не даст развиться проблемам личностного характера.

Лечение избирательного мутизма

Лечение избирательного мутизма зависит от вида патологии и может проводиться психиатрами, психологами, логопедами, психотерапевтами. У каждого из этих специалистов имеются свои методы терапии патологии. Лечение в любом случае предполагает учет причины развития недуга.

При медикаментозной терапии, применяемой психотерапевтами и психиатрами, в особых случаях назначаются транквилизаторы, селективные ингибиторы обратного захвата серотонина или седативные нейролептики. Медикаментозная терапия не является основной.

Обычно лечение избирательного мутизма начинают с «мультимодального подхода», подразумевающего применение широкого репертуара методик и техник. Наиболее эффективным в этом случае считается сочетание семейной, индивидуальной и поведенческой терапии.

Лечение психологом основано на поведенческой методике. На занятиях у детей отрабатываются речевые навыки, при этом успешные попытки подкрепляются вознаграждением. Лечение подразумевает участие в коррекции патологии учителей, родителей, одноклассников. Начинают занятия с привыкания ребенка к собственному голосу.

С этой целью записывают его речь и дают прослушивать, обращая внимание на то, как красиво звучит голос ребенка. Постепенно, у него формируется потребность в произношении и общении. Затем в «компанию» вводятся новые собеседники. На первых порах это могут быть люди, которым больной доверяет, а затем группа расширяется за счет незнакомых. Обычно ими являются сверстники ребенка. Лечение предусматривает работу с собственным волнением, которое свойственно всем людям.

Нередко родители обращаются к врачу с вопросом, — почему ребенок не хочет разговаривать, не подозревая, что это вовсе не каприз. Некоторые дети не отстают от сверстников в развитии, но отказываются говорить. Они не зациклены на себе, как это происходит при аутизме, и в психическом развитии нет никаких отклонений. Также при обследовании врачи не обнаруживают органических поражений и физических дефектов. Но, дети продолжат молчать. В неврологии данное явление называется мутизмом.

Данный термин происходит от латинского mutus, что переводится, как «немой». Такой ребенок может молчать постоянно, и такое поведение имеет название тотальный мутизм. Если молчание возникает эпизодически, например, при общении с определенными лицами, или в школе, то выборочное молчание называют элективным (выборочным) мутизмом.

Нередко у детей возникает сурдомутизм, что означает временную глухонемоту. Подобное состояние может быть обусловлено травмой. Но особенность в том, что сам по себе сурдомутизм не подкреплен повреждениями органического характера, он возникает в виде реакции на стрессовое состояние. Иногда мутизм может проявиться в виде нестандартной реакции психики на раздражитель определенного характера. Роль пускового фактора играет сильная обида, испуг, конфликтная ситуация, и прочее. То есть, это настоящий невроз. Чаще всего так называемый «заговор молчания» регистрируется медиками у детей с определенными признаками – это чрезмерная обидчивость, чувствительность, физическая слабость. Бывает, что молчание длится годами, или синдром может исчезнуть спустя месяцы.

Родители обязательно должны принимать во внимание, что молчание ребенка не означает, что это делается взрослым назло. В такой ситуации совершенно бесполезны уговоры, лесть, различные подкупы, и тем более наказания. Чтобы справиться с данным состоянием, необходимо провести нервную коррекцию. Она заключается в укреплении нервной системы лечебной физкультурой, различными методами общего воздействия. Также необходимы сеансы психотерапевта. Разумеется, для родителей такое состояние ребенка – всегда неожиданность. Не получая от него объяснений, некоторые взрослые, например, педагоги, используют методы наказания. Но такой подход положительный результатов не приносит.

Причины мутизма у детей

Данное заболевание, возникающее у детей, может иметь множество психологических причин. Каждый случай детского мутизма настолько уникален, что его обязательно нужно рассматривать в индивидуальном порядке. Часто причиной мутизма у ребенка является своеобразный молчаливый протест, который направлен против всего мира. В сущности, этим состоянием выражается молчаливая агрессия, которая обусловлена неумением ребенка правильно общаться, рассказывать о себе и своих желаниях в устной форме. У таких детей, так же, как иногда у взрослых, отсутствует пространство для выражения своей агрессии и ряда других сильных эмоций адекватным способом. Те взрослые люди, которые занимаются воспитанием ребенка, запрещают ему демонстрировать агрессию словами.

Таким образом, ребенок не имеет для этого никаких подходящих слов. В результате, единственным выходом для него является молчание, — только в этом случае он не произнесет ничего лишнего. Психологи знают немало случаев, когда люди, воспитывающие ребенка, отличаются определенной инфантильностью. Они испытывают ощущение беспомощности, и для них представляют определенную трудность даже привычные житейские и бытовые ситуации. Чем живет их ребенок, что представляют собой его интересы, таким людям понять сложно.

При таком воспитании и недостаточности внимания ребенку порой довольно сложно научиться правильно пользоваться речевыми возможностями, трудно донести до собеседника свое мироощущение, проблемы. Он не может рассказать так, чтобы его правильно поняли. В определенный момент он осознает, что его не понимают, и поэтому просто отказывается от бесполезных попыток рассказывать о себе, просто выжидая, пока ситуация изменится, и его поймут. Но, неумение рассказывать о себе еще больше усугубляется тем, что ребенок замыкается в себе, погружается в свой внутренний мир, таким образом, создается замкнутый круг, называемый детским мутизм.

Лечение мутизма

Лечением данного заболевания должен заниматься психотерапевт или психолог. Обычно, врач использует сказкотерапию, игротерапию, применяется песочная терапия, для того чтобы корректировать невроз, ставший причиной дефекта. В большинстве случаев применяется мультимодальный подход, используется поведенческая и семейная терапия индивидуального типа, в том числе практикуется и гипносуггестивная терапия. Главные терапевтические усилия направляются на то, что бы исправить ситуацию в школе и семье. Целесообразно применение поведенческих методик. К примеру, дисенситизация ребенка к разговору в большой группе. Начинать нужно с присутствием одного знакомого человека, далее увеличивая размер группы.

Будет правильным обеспечение поощрений ребенку за то, что он вступает в разговор. Чаще всего, если речь идет об элективном мутизме, — то проблема начинается в школе. В этом случае, роль поведенческого терапевта может сыграть учитель, неплохо заручится поддержкой помощников в классе, которые предварительно получат консультацию педагогических психологов. Для преодоления нарушения артикуляции применяется речевая терапия, которая уменьшает смущение ребенка, позволяет ему свободнее общаться с другими.

Семейная терапия и тренинг социальных навыков включаются в лечебный комплекс для преодоления проблем социальных отношений. Если ребенок страдает элективным мутизмом и социальной фобией, то специалисты используют в лечении СИОЗС. Если же преобладают оппозиционные формы поведения, то хорошее действие оказывают нейролептики седативного действия. Врачи назначают небольшие дозировки таких препаратов, как перициазин, тиоридазин.

Смотрите так же:  Горечь во рту стресс

Элективный мутизм у детей

Элективный мутизм у детей – психическое расстройство, проявляющееся отказом говорить в определенных социальных ситуациях. Основной симптом – избирательная, психологически обусловленная немота. Дети имеют нормальный слух, способны понимать речь, разговаривать. Диагностика включает обследование психиатром, психологом, логопедом, неврологом, сурдологом. Лечение основано на когнитивно-поведенческой индивидуальной и групповой психотерапии, коррекционных логопедических занятиях. Дополнительно назначаются психофармакологические препараты.

Элективный мутизм у детей

Сочетание «элективный мутизм» переводится как «избирательная, выборочная немота». Название расстройства отражает его суть – ребенок умеет говорить, но становится «немым» в отдельных ситуациях. Элективный мутизм называют также селективным, избирательным, парциальным, добровольным, психогенным, ситуационно обусловленным, характерологическим. Согласно МКБ-10, он является отдельной нозологической единицей. Распространенность составляет 1%. Наиболее подвержены данному расстройству дети, начинающие школьное обучение, иммигранты. Элективный мутизм встречается одинаково часто у детей обоих полов, различного социального уровня, географического пребывания.

Причины элективного мутизма у детей

Избирательный мутизм развивается при сочетании конституциональных психологических особенностей и средовых воздействий. Первые являются базой, вторые – пусковым механизмом для формирования расстройства. К этиологическим факторам относят:

  • Эмоционально-личностные особенности. Развитию психогенной немоты способствует тревожность, застенчивость, ранимость, робость, впечатлительность, молчаливость, равнодушие, подавленная агрессия, тенденция к уединению.
  • Отклонения психического развития. Селективный мутизм чаще возникает при ЗПР, дефектах развития речи. Трудности артикуляции, неуверенность в умственных способностях делают ребенка замкнутым, провоцируют немоту.
  • Неврологические особенности, нарушения. Ситуационная немота выявляется у детей с лабильным типом нервной системы, органическими повреждениями мозга (черепно-мозговыми травмами, нейроинфекциями, гематомами, опухолями).
  • Тип воспитания. Элективный мутизм возникает у ребенка как результат дисгармоничных отношений с застенчивыми, неуверенными родителями (родителем), имеющими высокий уровень социальной тревоги или депрессивные расстройства, склонными открыто выражать агрессию по отношению к членам семьи. Воспитание основывается на гиперопеке, тотальном контроле жизни ребенка.
  • Стресс. Расстройство дебютирует после стрессовых ситуаций – аварии, смерти близкого человека, развода родителей, насилия, иммиграции семьи.

Патогенетической основой элективного мутизма у детей является пассивная агрессия – своеобразный молчаливый протест против социального давления, гиперопеки, контроля родителей, психотравмирующей ситуации. Робость, неуверенность, застенчивость ребенка не позволяют выразить агрессию иным способом. Дефицит средств самовыражения препятствует устному изложению желаний, проблем, чувств. Стремление к одиночеству, молчанию усиливается непониманием со стороны взрослых. В итоге ребенок отказывается от попыток установления контакта, занимает выжидающую позицию, надеется на естественное разрешение проблем без его участия.

По длительности течения элективный мутизм у детей подразделяется на транзиторный (проходящий) и континуальный (непрерывный, постоянный). Первая форма характерна для расстройства, спровоцированного психотравмирующей ситуацией. Вторая выявляется у психологически предрасположенных детей. Также психогенный мутизм классифицируется по особенностям течения:

  • Симбиотический. Ребенок имеет крепкую связь с определенным человеком (мамой, папой). С другими членами социального окружения отношения подчиненно-манипулятивные.
  • Речевой фобический. Психогенная немота дополняется страхом услышать свой голос, ритуальным поведением.
  • Реактивный. Развивается как осложнение депрессии, вызванной психотравмирующим событием.
  • Пассивно-агрессивный. Немота используется как психологическое оружие воздействия на окружающих.

Симптомы элективного мутизма у детей

Основным симптомом является избирательная немота – отсутствие речевого взаимодействия в конкретных ситуациях. Характерно появление мутизма в воспитательно-образовательных учреждениях – в школе, детском саду, интернате. Немота возникает в стенах здания либо ограничивается кабинетом, комнатой. Ребенок не разговаривает в присутствии любых людей или только учителей, определенного педагога (группы педагогов), нормально общаясь со сверстниками. Контроль уровня знаний ребенка проводится письменно. Крайне редки случаи, когда дети совсем не разговаривают дома, но охотно делают это в детском саду, школе, на улице.

Часто пациенты, не будучи способными установить вербальный контакт, используют для социального взаимодействия мимику, пантомимику. При тяжелом течении расстройства присутствие определенных лиц настолько напрягает, тревожит ребенка, что он полностью замирает, избегает тактильных контактов, не смотрит в глаза, старается спрятать голову, поджать ноги. Поведение становится необычным: формируются ритуальные действия, снижающие напряжение (раскладывание предметов, мытье рук). Школьная застенчивость, робость сменяется домашней агрессией, непослушанием, упрямством. Отмечается патологическая привязанность к матери, трудности сепарации. К избирательному мутизму добавляется задержка речевого развития, нарушения артикуляции, дизартрии, фобии, тики, депрессия, энурез, энкопрез.

Без адекватной терапии многолетний элективный мутизм у детей приводит к формированию вторичных психогенных расстройств. Критическое отношение к собственному состоянию провоцирует развитие депрессии (чаще апатической), искажает личностное развитие – подростки, взрослые имеют ярко выраженные шизоидные, тормозимые черты. Неуверенность, социальные страхи, неумение устанавливать контакты приводят к изоляции, проблемам трудовой социализации. Дефицит устной речевой активности негативно сказывается на интеллектуальном развитии, словесно-логическом мышлении. Появляются трудности усвоения школьной учебной программы, сдачи вступительных экзаменов профессиональных учебных заведений.

Диагноз элективный мутизм устанавливается врачом-психиатром на основе клинического обследования. Данные собираются в ходе опроса родителя, наблюдения за ребенком. Расстройство подтверждается при наличии следующих признаков:

  • Понимание обращенной речи. Ребенок способен выполнять просьбы, команды, кивком головы выражать согласие или отрицание.
  • Сформированность экспрессивной речи. Пациент может выражать свои мысли устно, обладает разговорной речью, достаточной для общения.
  • Применение речи. Существуют ситуации, где ребенок использует устную речь.

Важным моментом является различение избирательного мутизма с иными психическими расстройствами и органическими поражениями мозга, сопровождающимися нарушениями речи. Процесс дифференциальной диагностики может потребовать консультации невролога, психолога, логопеда, окулиста, отоларинголога, сурдолога, дополнительных физикальных и инструментальных исследований. При диагностике элективного мутизма должны быть исключены:

  • Ранний детский аутизм. Отличительные характеристики РДА: речь нарушена изначально, определяется независимость симптомов от ситуации, дисгармоничность развития психики, стереотипные действия, тотальные эмоционально-поведенческие отклонения.
  • Детская шизофрения. Заболевание сопровождается постепенной редукцией речи, продуктивной симптоматикой психоза (бред, галлюцинации, изменения мышления), разрушением бытовых навыков, упрощением игровых действий.
  • Неврологические заболевания. Данные нарушения подтверждаются инструментальными обследованиями головного мозга. Характерна постепенная утрата речи, быстрая истощаемость, утомляемость, снижение внимания, памяти.
  • Шоковые состояния. Мутизм на фоне аффективно-шоковой реакции отличается острым началом сразу после психологически травмирующей ситуации, тотальностью, относительной кратковременностью проявлений, выраженным паническим страхом, моторной заторможенностью, соматовегетативными нарушениями.
  • Истерическая немота. При элективном мутизме ребенок нерешителен, стремится оставаться незамеченным. При истерической немоте определяется завышенная самооценка, потребность во внимании окружающих, склонность к фантазированию, попытки манипуляции людьми.

Лечение элективного мутизма у детей

Основой лечения является психотерапия, направленная на устранение социальных фобий, тревожно-депрессивного компонента, выработку навыков коммуникации. Используются следующие методы:

  • Когнитивно-бихевиоральные. Работа проводится индивидуально. Сказки, рисование, лепка используются психотерапевтом для налаживания контакта, помогают выразить, пережить негативные эмоции. Применяя элементы суггестивной терапии, специалист корректирует отношение ребенка к окружающим. Игровые техники позволяют без сопротивления отработать базовые навыки речевой коммуникации.
  • Поведенческие. Групповые тренинги ориентированы на формирование навыков межличностного принятия, коммуникации, сотрудничества, вербального взаимодействия. Контактируя с людьми различного возраста, ребенок преодолевает застенчивость, смущение. Успешные действия подкрепляются похвалой, вниманием.
  • Семейное консультирование. Психотерапевт рассказывает родителям, педагогам о механизмах элективного мутизма, дает рекомендации относительно способов общения с ребенком. Подчеркивается важность одобрения, похвалы, преподносятся техники ненавязчивой стимуляции развернутых высказываний.

Психотерапия дополняется логопедическими занятиями, направленными на коррекцию дизартрии, артикуляционных нарушений. Правильно поставленное произношение снижает неуверенность ребенка, способствует скорейшему восстановлению речевого общения. Психофармакотерапия показана при социальных фобиях, тревожных, депрессивных проявлениях. Назначаются антидепрессанты (СИОЗС), транквилизаторы, ноотропы.

Прогноз и профилактика

Прогноз элективного мутизма у детей зависит от длительности его течения. Расстройство удается полностью устранить при начале лечения в течение первых шести месяцев. Постепенное улучшение происходит при психотерапевтическом вмешательстве спустя 1-2 года после дебюта. Отсутствие улучшений либо незначительные сдвиги определяются у детей, лечение которых начато через 3-10 лет. Основная профилактическая мера – предоставление ребенку возможности выбора, выражения эмоций, собственного мнения. Важно уделять внимание его проблемам, переживаниям, обучать самостоятельности, умению принимать неудачи, строить планы. Детско-родительские отношения должны базироваться на принципах сотрудничества, а не тотального контроля и подчинения.

Другие статьи

  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]
  • Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Законодательством Российской Федерации не предусмотрено процедуры отказа от ребенка, возможно только лишение родительских прав. Так, согласно ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если […]
  • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
  • Можно ли ребенку капать ромашку в нос отвар ромашки и нос неделю назад мы заболели к нам приходила врач и сказала 5 раз в день промывать нос пипеткой ромашки, потом отсасывать аспиратором, а потом капать капли сейчас я разговаривала с подругой, она меня отругала, сказала, что нельзя так ни в коем случае, […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
  • Диагностика отклонения в развитии ребёнка определение этапы проведения Ранняя диагностика отклонений в развитии детей Диагностика отклонений в развитии основывается на зна­нии общих и специфических закономерностей психического раз­вития нормально развивающегося ребенка и детей с различны­ми отклонениями в развитии. Диагностика носит […]