Выразительные средства в речи детей

Содержание:

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2010

Великолепная статья, все четко по делу. Наилучшие пожелания авторам этой статьи!

Здравствуйте! Как влияет красно-желтое излучение на человека?

Автор молодец, хорошая статья, познавательная!

Я, как мама 2 детей, согласна с автором. Нужно более активную социальную деятельность, тем более для детей! Ведь они черпают все из поступков, поведения, деятельности. И насколько важно правильно построить процесс, чтобы дать подрастающему поколению важные навыки и привить добро! Очень рада, что такие юные особы, как автор статьи, глубоко понимает проблематику, а также пути решения! Буду с нетерпением ждать очередного творения!

Полезная статья, может дать ответы на сложные вопросы, советую прочитать каждому.

Очень хорошая статья,много полезной информации,которую желательно прочитать многим ! Затронута очень актуальная тема,спасибо авторам .

Очень полезная статья, спасибо авторам за такой материал, молодцы.

Мне очень понравилась данная статья, считаю, что каждый должен ее прочесть, я узнал из этого текста много полезной информации, спасибо большое!

Сказка как средство развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста

Значение обучения средствам выразительности устной речи подчеркивают многие ученые. Обучение правильному и интонационному оформлению высказывания способствует более точной передачи мысли. Внимание к выразительной стороне речи формирует способность выражать в интонации, в тоне, в мимике, темпе речи переживания человека, отношение к событию, побуждение к действию, способствует более точному, внушительному выражению своих мыслей и чувств.

Интонационная неразвитость воспитанников может оказаться причиной слабого неверного понимания текстов (М.Т. Баранов, Б.Н. Головин, И.С. Чудинова и др.).

От того, насколько качественный в языковом отношении материал используется для развития выразительности речи (да и других речевых характеристик), зависит не только общее речевое развития, но и личностное, культурное развитие ребенка. Сказка одна из важных средств формирования личности ребенка и развития речи. Развитие выразительности речи посредством сказки — наиболее благоприятно. (О.В. Акулова).

Понятие «звуковая культура речи» рассматривается широко и своеобразно и включает произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д.), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты). Составные компоненты звуковой культуры — речевой слух и речевое дыхание — являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.

Выразительность речи дошкольника является необходимой характеристикой речи как средства общения, в ней проявляется субъективность отношения ребенка к окружающему. Выразительность возникает тогда, когда ребенок хочет передать в речи не только свои знания, но и чувства, отношения.

Формирование выразительности речи — владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться разнообразными интонациями. Вместе с тем иногда с ее помощью можно придавать высказыванию смысл, противоположный тому, что выражает само слово. Интонация может выражать эмоциональное отношение или эмоциональное состояние говорящего в момент речи.

Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя. Выделяют следующие критерии и показатели выразительности речи дошкольников: интонационные (интонация, ритм, громкость, темп); визуальные (жестикуляция, мимика, поза, перемещения в пространстве говорящего).

У дошкольников выразительность речи развивается в подражании взрослому, его способности интонировать, выражать мысль с помощью мимики, жестов; активно развивается выразительность речи при свободном, естественном пересказывании, не отягощенном ситуацией контроля и оценивания со стороны взрослого, тем не менее, положительная оценка взрослым речевых высказываний ребенка чрезвычайно важна как дополнительный стимул к выразительной речи; ритмическом речевом материале, где присутствуют яркие образы, отношение ребенка к событию, отраженному в тексте. В связи с последним средством развития выразительности речи является сказка.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что определена характеристика выразительности речи дошкольников старшего возраста, её критерии и показатели; конкретизировано содержание работы по развитию выразительности речи у детей 6 — 7 лет и разработаны требования к отбору фольклорных произведений для работы над выразительностью речи детей; изучены уровни развития выразительности речи дошкольников.

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017

Великолепная статья, все четко по делу. Наилучшие пожелания авторам этой статьи!

Здравствуйте! Как влияет красно-желтое излучение на человека?

Автор молодец, хорошая статья, познавательная!

Я, как мама 2 детей, согласна с автором. Нужно более активную социальную деятельность, тем более для детей! Ведь они черпают все из поступков, поведения, деятельности. И насколько важно правильно построить процесс, чтобы дать подрастающему поколению важные навыки и привить добро! Очень рада, что такие юные особы, как автор статьи, глубоко понимает проблематику, а также пути решения! Буду с нетерпением ждать очередного творения!

Полезная статья, может дать ответы на сложные вопросы, советую прочитать каждому.

Очень хорошая статья,много полезной информации,которую желательно прочитать многим ! Затронута очень актуальная тема,спасибо авторам .

Очень полезная статья, спасибо авторам за такой материал, молодцы.

Мне очень понравилась данная статья, считаю, что каждый должен ее прочесть, я узнал из этого текста много полезной информации, спасибо большое!

СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ

В возрасте 5-6 лет речь детей должна быть сформирована полностью, они должны не только правильно строить предложения, но и правильно отвечать на вопросы и рассказывать о своих наблюдениях.

Детей с самого раннего возраста привлекает смысловая сторона языка. Они придумывают новые слова, сами того не замечая. Но не у всех детей к определенному возрасту достигается определенный уровень развития речи.

Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.

Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников — это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.

Язык сказки ритмичен, слова зарифмованы, героям даны определения – это также позволяет ребенку обогатить свой словарь и лучше запомнить и понять содержание сказки. С развитием речи у ребенка развиваются мыслительные процессы. Включение сказки во все виды детской деятельности, использование традиционных и нетрадиционных методов и приёмов работы существенно влияют на всестороннее развитие речи детей.

Дошкольники любят сочинять сказки, в которых действуют их любимые игрушки и сказочные персонажи. Детям старшего дошкольного возраста могут быть предложены самые разнообразные сюжеты сказочного характера: «Медведица учит медвежонка говорить»; «Приключения в магазине игрушек»; «Новогодние приключения деда Мороза»; «Моя любимая игрушка»; «Дюймовочка в гостях у кукол»; «Как медвежонок потерял сапожки» и т.д.

Овладение детьми навыками творческой продуктивной речевой деятельности способствует развитию фантазии и воображения ребенка; памяти и внимания, развитию восприятия; активизации и обогащению словарного запаса; при этом совершенствуется структура речи и произношение; усваиваются нормы построения предложения и целого текста, а также происходит активизация мыслительной и речевой деятельности детей.

Завершающим этапом формирования связной речи у дошкольников является умение рассказывать и одновременно показывать сказку. В этом мне помогает настольный театр, игры-инсценировки, игры-драматизации, мини — спектакли. Проводя коллективные инсценировки знакомых сказок, дети вживаются в образы героев, стараются передать не только их слова и действия, но и характеры, голоса, мимику, манеру разговора. Это дает возможность развиваться творческим способностям маленьких артистов. Кроме того, показывая сказку, малыши учатся регулировать силу и высоту своего голоса, развивают речевое дыхание, интонационную выразительность речи.

Инсценирование сказки также относится к завершающему этапу работы над сказками в детском саду. Спектакли по сказкам готовятся достаточно долго и проигрываются не один раз, например, для родителей и детей других групп. При этом маленькие актёры по своему желанию могут выбрать ту роль, в которой им комфортно. Дети становятся дружными, раскрепощёнными, уверенными в себе. В постановках решается важная проблема: детям предстоит идти в школу. Опыт публичных выступлений поможет им уверенно чувствовать себя при ответах у доски, они будут легко вступать в контакт со сверстниками. До постановки спектакля воспитанники группы выходят к ребятам младших групп, для которых будет показан спектакль. Они играют с ними в народные игры, инсценируют небольшие сказки. Маленькие зрители и актёры учатся общению. Дети приобретают опыт наставничества, ответственности и желание проявлять заботу о малышах.

Смотрите так же:  Поисково-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста

Использованная литература:

Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.

Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. М., 2001

Выразительная речь? Без проблем!

Человеческая речь без специальных средств, придающих ей особую выразительность, лишена тончайших нюансов эмоциональной яркости, красоты. Средства речевой выразительности демонстрируют богатство внутреннего мира человека, повышают коммуникативное взаимодействие между людьми. Человек с большим словарным запасом имеет несомненное преимущество при общении: он максимально точно может выразить свои мысли, чувства, донести информацию до слушателя и при этом быть правильно понятым. Результативность выступления человека с выразительной речью неимоверно высока.

Средства речевой выразительности

Выразительность речи представляет собой понятие, у которого нет чёткого определения, при этом оно многогранно, включает множество определений и отличительных черт. Вот перечень средств, формирующих выразительность речи:

  • Богатый словарный запас.
  • Нет шаблонов, речевая чистота и качество.
  • Применение художественных речевых оборотов, специфический прием.
  • Использование иносказательных средств (тропы и фигуры), образность.
  • Употребление крылатых фраз, цитат, пословиц, поговорок.

Окружающее человека явление или предмет обозначаются словом. Слова передают информацию, образно создают что-то или кого-то.

Речевые стили достигают выразительности, используя специальный стилистический прием для вызова требуемых чувств. Примеры: для художественного стиля характерна яркость, эмоциональность, новизна выражений, неповторимость описаний. Научный стиль изобилует научными терминами, понятиями причинно-следственных связей, характерна логичность описания, присутствует анализ, сравнение.

Когда закладываются основы и чистота выразительной речи

База для последующего развития выразительной речи закладывается ещё у дошкольников. Это объяснятся тем, что в таком возрасте формируются многие психические функции. Если ребёнок пропустил этап становления речи в дошкольном возрасте или у него по какой-то причине отсутствовало речевое общение – этот пробел восстановить не удастся. В дальнейшем у дошкольника появятся трудности с обучением: научить его читать и писать практически невозможно.

Задача педагога во время работы с дошкольниками развивать высшие отделы детской психики и интеллект при помощи речи, так как она инструмент подобного развития. Воспитатели в процессе работы с детьми объясняют, что такое чистота речи, развивают образность мышления, уделяют внимание мимической активности во время разговора.

Если речи у дошкольника не уделяется должного внимания, то отстают в развитии логическое мышление, внимание, память, восприятие. Задержка психического развития у детей предполагает задержку в развитии форм речи, вербальные контакты происходят со сложностями, малыши не могут задать вопрос или ответить на него. По этой причине у детей с задержкой психического развития важно поощрять коммуникативное поведение.

Методика развития речи у дошкольников

Формирование звуковой выразительности речи дошкольников представляет собой совокупную работу, предполагающую развитие творческих способностей в разных направлениях, используя при этом индивидуальный подход и воспитание эстетического понимания слова. Это подготавливает почву для будущего выразительного чтения, развитие, эмоционально обогащает на всю жизнь, учит получать удовольствие от восприятия красоты словесных образов, речь такого человека отличается правильностью.

Методика развития речи дошкольников предполагает движение от простого к сложному. На сегодняшний день распространение в детских дошкольных учреждениях получили:

  • Пособие, которое используют воспитатели – книга «Методика развития речи детей дошкольного возраста». Авторами являются О. С. Ушаков и Е.М. Струнин.
  • Для педагога и родителя подойдёт «Методика развития речи детей дошкольного возраста», авторами которой являются Л.П. Федоренко, В.К. Лотарева и Г.А. Фомичева. Здесь рассматривается развитие детей от двух месяцев до семилетнего возраста, даются рекомендации.

Главной задачей педагога при воспитании дошкольников является проведение работы с артикулярными навыками, развитие речевого слуха, умения слушать произносимую речь, обучение лексико-семантической восприимчивости.

Основу навыков общения составляют умение модулировать голос при общении, владеть интонацией, собственным голосом. Навык модулирования голоса впоследствии сделает речь эмоциональной, выразительной, богатой.

Занятия проводятся в форме игры. Вербальные и невербальные процессы психического онтогенеза тесно связаны друг с другом.

Развитие невербальных средств общения

Невербальные средства – это мимика, эмоции, жесты, которые помогают понять настроение человека, основные желания, увидеть его внутренний мир. Невербальные способы общения используются детьми, которые ещё не научились говорить и способствуют их психическому развитию. Невербальные формы общения в большинстве своём являются врождёнными и позволяют контактировать не только с людьми, но и с животными.

Миссия педагога на занятиях состоит в объяснении малышам, что с помощью пантомимической выразительности движений, мимической мускулатуры лица и экспрессивности жестов осуществляется передача информации, показывается сила эмоциональной реакции, проявления переживаний человека. Интонационная выразительность речи достигается благодаря приобретённому навыку выражения чувств.

В процессе работы педагога используется прием пантомимы, мимической демонстрации чувств. После игры обязательно выясняются трудности, которые возникали у детей во время выполнения заданий, что они чувствовали и чего хотели. Это помогает обнаружить проблемы, сопровождающие невербальные формы общения у детей.

Развитие вербальных средств общения

Определение «вербальные средства общения» подразумевает обычную речь. В процессе работы педагога у детей вырабатываются навыки контактов со взрослыми и сверстниками, появляется опыт диалогической и ролевой речи, формируется понятие о речевой культуре, развивается качество и выразительность речи. Во время занятий совершенствуется речевая чистота и образность мыслей, коммуникативное поведение, внимание и слуховое восприятие.

Понятие основные вербальные формы общения подразумевает умение писать, говорить, слышать и воспринимать информацию. Примеры проявления чувств, в которых задействованы вербальные средства общения, встречаются повсеместно: это и устное признание в любви, и письменное сообщение в социальных сетях с пометкой «мне нравится».

Вербальные формы общения в виде письменных сообщений имеют преимущество перед устной коммуникацией. Когда человек пишет письмо, у него есть время обдумать свои слова, что позволяет сделать качество общения выше, словообразовательные характеристики, стилистический прием отличаются большей совершенностью в сравнении с устной речью. Применяя словообразовательные способы, имеющиеся в русском языке, которые оказывают усиливающий понятие переживаний чувств эффект можно добиться большего воздействия на эмоциональную сферу, чем при устной речи.

Навык чтения в современном мире – необходимость. Он помогает ориентироваться в огромном потоке информации, проводить аналогии и сравнение, служит залогом успеваемости в школе.

Методика характеризует навык чтения правильностью, беглостью, сознательностью и выразительностью:

  • Размеренное чтение без ошибок, влияющих на смысл читаемого, называется правильностью чтения.
  • Сознательность – понятие замысла автора текста, а также собственного отношения к прочитанному произведению.
  • Количество печатных знаков, прочитанное за единицу времени (чаще это количество слов в минуту), скорость чтения, определяющая понимание прочитанного называется беглостью.
  • Выразительность подразумевает устный пересказ главной мысли текста, собственного отношения к произведению.

В процессе работы педагога над правильностью и беглостью чтения применяются специальные приёмы, направленные на отработку этих характеристик:

  • Первый прием заключается в использовании специальных упражнений, которые развивают зрительное восприятие, регулируют дыхание.
  • Второй прием состоит в использовании принципа многочтения, когда перечитываются важные отрывки произведения.

Что способствует и мешает правильному развитию речи

Чтобы развить выразительность речи у детей в процессе работы педагога применяются вспомогательные материалы: картинки, игры, кинокомпозиция.

Средства массовой информации также вносят вклад в развитие речи детей. В русском мультипликационном фильме по мотивам сказки используется общеупотребительная, разговорная лексика и лексика, ограниченная сферой употребления (голова – репа, рот – хлебало). Часто в фильме можно услышать просторечное слово – упрощённое, грубоватое, применяемое для отрицательных оценок происходящего (выпивка, жулик). Употреблять этот прием даже в обыденной речи нежелательно, так как при этом нарушается чистота речи.

Современные работы режиссёров не всегда отличает высокое качество произведения, образность, чистота языка, сила чувств. Иногда в фильме обнаруживается присутствие ненормативной лексики. Поэтому телевидение, интернет не всегда формируют у детей качество речи на русском языке, не позволяют развиваться и мыслить образно.

  • Средства выразительности речи усваиваются в дошкольном возрасте. Если не было речевого общения на этом этапе, речь не развита, в более позднем возрасте сделать это не удастся, какой бы прием для формирования навыка ни использовался.
  • Методика работы педагога призвана сделать вербальные формы общения детей доставляющими им удовольствие и привлекательными. Она направлена на развитие основы интеллекта в детском возрасте, её долг – сделать словарный запас богатым, при этом чистота речи должна быть на высоком уровне, образность мышления – развитой.

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015

Великолепная статья, все четко по делу. Наилучшие пожелания авторам этой статьи!

Здравствуйте! Как влияет красно-желтое излучение на человека?

Автор молодец, хорошая статья, познавательная!

Я, как мама 2 детей, согласна с автором. Нужно более активную социальную деятельность, тем более для детей! Ведь они черпают все из поступков, поведения, деятельности. И насколько важно правильно построить процесс, чтобы дать подрастающему поколению важные навыки и привить добро! Очень рада, что такие юные особы, как автор статьи, глубоко понимает проблематику, а также пути решения! Буду с нетерпением ждать очередного творения!

Смотрите так же:  Центр развития ребенка от 1 года москва

Полезная статья, может дать ответы на сложные вопросы, советую прочитать каждому.

Очень хорошая статья,много полезной информации,которую желательно прочитать многим ! Затронута очень актуальная тема,спасибо авторам .

Очень полезная статья, спасибо авторам за такой материал, молодцы.

Мне очень понравилась данная статья, считаю, что каждый должен ее прочесть, я узнал из этого текста много полезной информации, спасибо большое!

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, одним из приоритетов образования является речевое развитие ребенка-дошкольника, позволяющее успешно общаться в кругу взрослых и сверстников. В Стандарте отмечено, что «речевое развитие включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Значение выразительной речи в жизни человека неоспоримо. Эмоционально окрашенное слово – важный инструмент общения. Ребенок попадает в школу с 6-7 лет. С первых же дней становятся слышны примитивные речевые конструкции одних детей и образная эмоциональная речь других. Зачастую корни этого явления в семье. К сожалению, большинство родителей не имеют возможности, умения и желания заниматься развитием речи своих детей. В связи с этим дошкольная образовательная организации призвана помочь семье сформировать у ребенка качества культуры речи, в том числе выразительность, точность, логичность, действенность.

Б.Н. Головин отмечает, что выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя. Для ее формирования ученый выделил определенные условия: самостоятельность мышления автора речи; интерес автора к тому, о чем он говорит; хорошее знание языка, его выразительных возможностей; знание свойств и особенностей языковых стилей; систематическая и осознанная тренировка речевых навыков; психологическая целевая установка автора на выразительность.

Особое значение имеет точка зрения, которая излагается в работах Б.Н. Головина, З.В. Савковой, О.И. Марченко, О.В. Акуловой и др. Данными авторами выразительность трактуется как интегративная особенность речи, включающая звуковые, лексические и грамматические средства. Считаем необходимым рассмотреть каждый элемент этой системы с целью определения содержания работы по развитию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.

Главным элементом выразительной речи является интонация. Основными ее компонентами выступают тон речи, интенсивность звучания (громкость), темп и паузы. Функциональное назначение интонации реализуется с помощью голоса, который выполняет важнейшие коммуникативные функции: привлекает внимание слушателей, настраивает на восприятие содержания речи, выражает смысл высказывания и эмоциональное отношение говорящего к предмету речи. Высота звучания голоса делится на три регистра: низкий, средний, высокий. Произвольное повышение – понижение голоса зависит от содержания речи. Большим недостатком считается монотонность. Она возникает в том случае, когда высота звука остается неизменной на всем протяжении речи.

Важным средством интонирования является темп речи. Под темпом понимается как быстрота речи в целом, так и ускорение – замедление с учетом пауз между речевыми элементами. Он определяется содержанием предложений. Чувства восторга, радости, гнева ускоряют темп речи, а подавленность, инертность, раздумье – замедляют его.

Паузы помогают более точно оформить течение мысли, облегчают восприятие речи. Логические паузы и ударение помогают выделить отдельные слова в зависимости от смысла высказывания. Психологические паузы передают эмоционально личностный смысл речи.

О.В. Акулова отмечает, что интонация включает в себя целый комплекс средств выразительности, благодаря которым выполняет многообразные функции: различает коммуникативные типы высказывания; дифференцирует части высказывания соответственно их смысловой важности; выражает конкретные эмоции; вскрывает подтекст высказывания; характеризует говорящего и ситуацию общения.

Если интонация признается основным средством выразительности звучащей речи, то лексика считается главным ингредиентом языковой выразительности. Поэтому целесообразно рассмотреть изобразительно-выразительные средства языка, использование которых способствует развитию выразительности речи.

Одними из наиболее распространенных способов создания выразительности являются сравнения (в нем названо то, что сравнивается; то, с чем сравнивается; тот признак, по которому сравнивается); эпитет (художественное определение) и метафора (словосочетание, имеющее семантику скрытого сравнения). Выразительности в заметной степени способствуют средства и приемы из области грамматики: эллипсис – предложение с пропущенным грамматическим членом; повторы, среди которых выделяются анафора (единоначатие в начале смежных строк), эпифора (повторение слов в конце предложения), кольцо (повторение слов в начале и в конце фразы), композиционный стык (повторение слова в конце предложения и в начале следующего).

Таким образом, выразительность речи можно рассматривать как интегративное явление, включающее интонационную выразительность (тор речи, громкость, темп, паузы), лексическую выразительность (использование изобразительно-выразительных средств речи – сравнений, эпитетов, метафоры и др.) и грамматическую выразительность (построение простых и сложных предложений различных конструкций, разнообразие синтаксических конструкций).

Изучая речь детей дошкольного возраста, С.Л. Рубинштейн отмечал, что на первых этапах развития речь ребенка отличается яркой, но неосознанной и непроизвольной выразительностью. В дальнейшем к 5-6 годам наблюдается спад выразительности и яркости речи. Речь становится менее эмоциональной и экспрессивной, в высказываниях детей наблюдается сдержанность, в меньшей мере используются ребенком неречевые средства. Причина в том, что прежние средства выразительности уже не удовлетворяют ребенка, они перестают отражать его более глубокие интеллектуальные чувства, а новые средства выразительности еще не освоены. В своих работах психолог высказывает предположение, что эмоциональная впечатлительность ребенка создает предпосылки и возможности для дальнейшего развития у детей сознательных форм выразительности речи. Однако для того, чтобы эти возможности превратились в действительность, необходимо в процессе воспитания вооружить ребенка выразительными средствами: эмоциональность ребенка обуславливает у него потребность в выразительном слове.

О.С. Ушакова отмечает, что развитие логичности речи надо проводить параллельно с развитием выразительности. Только тогда педагог сможет развивать сознательную речь, которая должна быть связной, точной и выразительной. Основная задача, по мнению ученого, не только понимать выразительность речи, но и активно употреблять основные средства выразительности в своей речи. Процесс формирования образности речи старших дошкольников нашел отражение в трудах Н.В. Гавриш. По мнению ученого, целостное восприятие детьми художественной литературы и фольклора невозможно без осознания ими художественно-образной системы языка. Это осознание в значительной степени зависит от понимания значения образных выражений. Литературное произведение и произведения фольклора, по утверждению Н.В. Гавриш, оказывают огромное влияние на детскую речь, которая под воздействием обучения становится более точной, образной, выразительной.

Работа по формированию выразительности речи у дошкольников должна пронизывать всю жизнь детей в детском саду, должна вестись на всех занятиях, включаться во все режимные моменты, начиная с момента прихода ребенка в детский сад.

Считаем, что выразительность речи чрезвычайно важна для ребенка. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, вместе с тем, обеспечивает передачу о коммуникативном типе высказывания, об эмоциональном состоянии говорящего. Воспитание ритма и интонации является не только проблемой улучшения выразительности самой речи, но, как неоднократно отмечали классики педагогики и психологии, богатая интонационная речь способствует общему психическому развитию ребенка и облегчает обучение.

Воевода, О.Н. Развитие речи дошкольника [Текст] / О.Н. Воевода. – Минск: Сфера, 2009. – 194 с.

Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О.С. Ушакова, Струнина Е.М. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.

Ушакова, Знакомим дошкольников с художественной литературой [Текст] / О.С. Ушакова, Гавриш Н.В. – М: ТЦ «Сфера», 1998. – 224 с.

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2012

Великолепная статья, все четко по делу. Наилучшие пожелания авторам этой статьи!

Здравствуйте! Как влияет красно-желтое излучение на человека?

Автор молодец, хорошая статья, познавательная!

Я, как мама 2 детей, согласна с автором. Нужно более активную социальную деятельность, тем более для детей! Ведь они черпают все из поступков, поведения, деятельности. И насколько важно правильно построить процесс, чтобы дать подрастающему поколению важные навыки и привить добро! Очень рада, что такие юные особы, как автор статьи, глубоко понимает проблематику, а также пути решения! Буду с нетерпением ждать очередного творения!

Полезная статья, может дать ответы на сложные вопросы, советую прочитать каждому.

Смотрите так же:  Отпуск по уходу за ребёнком до достижению ребёнком возраста 3 лет

Очень хорошая статья,много полезной информации,которую желательно прочитать многим ! Затронута очень актуальная тема,спасибо авторам .

Очень полезная статья, спасибо авторам за такой материал, молодцы.

Мне очень понравилась данная статья, считаю, что каждый должен ее прочесть, я узнал из этого текста много полезной информации, спасибо большое!

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Развитие выразительности речи дошкольника — важнейшая составная часть его общего психического развития, развития мышления, подготовки к школе и ко всей будущей жизни.

Одним из типов выразительности речи является интонационная выразительность. «Термин «интонация», — пишет В.И.Казакова, — имеет два значения — узкое и широкое. При узком понимании интонация сводится к мелодике речи, т.е. к повышению и понижению тона, к изменению голоса по высоте.

Интонация (от лат. Intono — громко произношу) — совокупность просодических элементов речи, таких как мелодика, ритм, темп, интенсивность, тембр и др.

Интонация фонетически организует речь, является средством выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессивной и эмоциональной окраски.

Б.Н. Головин под интонацией понимает движение, в процессе развертывания речи, высоты ее звучания, силы, темпа, тембра и членение ее паузами. Интонация — явление весьма сложное, несмотря на то, что слушателем оно воспринимается как нечто целостное, нерасчлененное и поэтому «простое».

В.В. Соколова определяет интонацию как единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, интенсивности, длительности, темпа речи и тембра произношения. Некоторые исследователи включают в состав компонентов интонации и паузы.

Общая задача развития речи состоит из ряда частных, специальных задач. Исследования проблем развития речи, проведенные под руководством Ф.А. Сохина, позволили теоретически обосновать и сформулировать три аспекта характеристики задач развития речи у детей дошкольного возраста:

  • структурный (формирование разных структурных уровней системы языка — фонетического, лексического, грамматического);
  • функциональный или коммуникативный (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции, развитие связной речи, двух форм речевого общения — диалога и монолога);
  • когнитивный, познавательный и формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи).

Задача развития выразительности речи, ее основное содержание, находится в разделе «Воспитание звуковой культуры речи» и заключается в следующем: овладение средствами выразительности речи, тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация.

Ф.А. Сохин считает, что выразительность речи детей дошкольного возраста включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности (мелодику, логические паузы, ударения, темп, ритм и тембр).

Развитие речевого слуха. В начальный период формирования речи, развитие основных компонентов речевого слуха идет неравномерно. На первых речевого развития особая роль отводится слуховому вниманию. Дети умеют узнавать изменения голоса по высоте в соответствии с эмоциональной окраской речи и тембра, а также правильно воспринимают ритмический рисунок слова. В дальнейшем в развитии речи большую роль играет формирование фонематического слуха, т.е. способность четко отличать одни звуки от других. Хорошо развитый речевой слух обеспечивает четкое, ясное и правильное произношение, дает возможность правильно регулировать громкость произнесения слов, говорить умеренным темпом, интонационно выразительно. Источником образования звуков речи является воздушная струя. Дети дошкольного возраста, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, имеют тихую речь, затрудняются в произношении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха при выдохе нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух, часто такие дети не договаривают слова. Укороченный вдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе.

Работа над голосом. Нередко у детей дошкольного возраста нарушения голоса возникают в связи с неправильным использованием тона голоса, не соответствующим диапазону голоса ребенка, следовательно, необходимо:

  • развивать в играх, игровых упражнениях основные качества голоса — силу и высоту;
  • приучать детей говорить без напряжения, вырабатывать у них умение пользоваться голосом в соответствии с различными ситуациями (тихо, громко).

Работа над дикцией. Хорошая дикция, т.е. четкое произношение каждого звука в отдельности, а так же слова и фразы в целом, формируются у ребенка постепенно, одновременно с развитием и совершенствованием работы органов артикуляционного аппарата. В возрасте от 2 до 6 лет, когда идет интенсивное развитие всех сторон речи, необходимо обращать внимание на четкость и ясность произношения ребенком слов и фраз, воспитывать у детей речь по подражанию в медленном темпе, с четким проговариванием всех звуков в словах, ясным произношением всех слов во фразах.

А.М. Бородич в своей работе над выразительностью обращает внимание на то, что непринужденная речь ребенка всегда выразительна. В этом заключается сильная, четкая сторона детской речи. Более сложно сформировать выразительность произвольную, следует постепенно и осторожно развивать у детей способность к произвольной выразительности, т.е. к выразительности, возникающей в результате сознательного устремления.

В старших группах дети должны уже выражать более разнообразные и тонкие чувства (нежность, тревогу, печаль, гордость и др.). У детей старшего дошкольного возраста одновременно с собственной эмоциональностью речи следует формировать умение слышать выразительность речи других, т.е. анализировать на слух некоторые качества речи (как было прочитано стихотворение — весело или грустно, шутливо или серьезно).

Формирование темпа речи и качества голоса. Внимание к этим сторонам речи требуется на всех возрастных этапах. Нужно научить детей согласовывать силу голоса с окружающими условиями, беречь его. Начиная со старшей группы, педагог учит детей использовать качества голоса как средство выразительности не только в свободной речи, но и при передаче чужых мыслей. Для этого, используя специальные упражнения, развивают гибкость детского голоса, учат ребенка говорить тихо и громко, медленно и быстро, высоко и низко (в соответствии с естественной высотой голоса).

Речевое дыхание — одна из основ голосообразования и речи. Задача воспитателя — помочь детям преодолеть возрастные недостатки их речевого дыхания, научить правильному диафрагмальному дыханию. особое внимание уделяется длительности и силе воздуха в процессе речи и бесшумному глубокому вдоху перед произнесением фразы. длительность выдоха должна соответствовать возрасту ребенка: двух — трехлетнему малышу выдох обеспечивает произношение фразы в 2-3 слова, ребенку среднего и старшего дошкольного возраста — фразы из 3-5 слов. Постепенно дети приучаются к более сильному выдоху, при этом нужно следить, чтобы у ребенка была правильная поза, чтобы не наступило напряжение или утомление.

Для работы над речевым дыханием используются некоторые гимнастические упражнения («насос», «дровосек»), а также игровые (поддувание ватных шариков, бумажных палочек и др.).

Таким образом, вопрос о развитии выразительной речи связан с общим процессом обучения. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи; выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника. Для формирования выразительности речи необходимо владеть средствами речевой выразительности, а именно умением пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями.

Другие статьи

  • Конспект занятия с детьми дошкольного возраста по оригами Конспект занятия по оригами "Снежинка" Конспект занятия по ручному труду (в технике оригами) в старшей группе. Воспитатель: Синицина М.К. Продолжать учить складывать квадратный лист бумаги пополам, совмещая углы и стороны. Продолжать развивать и совершенствовать […]
  • Средства развития физических качеств у дошкольников «Подвижные игры как средство развития физических качеств у дошкольников». Подготовила: инструктор по ф.к. МБДОУ д /с 16 Виноградова Г.В. ЗАТО г. Североморск. - презентация Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемmbdou-ds16.ru Похожие […]
  • Ларингит у детей лечение в домашних условиях комаровский Лечение ларингита Моему ребенку 2 года 10 мес. Нам поставили диагноз ларингит. Прописали кучу лекарств: свечи виферон, тонзилгон, тантум верде, аскорил, аугментин, фенистил, парацетамол чередовать с нурофеном, нормобакт и, понятное дело, обильное питье. Подскажите, […]
  • Почему 2х месячный ребенок не спит 2-х месячный ребенок не спит aishka 30 Ноя 2007 Алиева Э. 02 Дек 2007 Если как вы говорите ребенка это не беспокоит, то и не нужно проводить какой либо коррекции у ребенка (тем более что препарат ноофен не так безобиден и давть его просто так нельзя). С уважением […]
  • Почему ребенок в 15 года плохо спит ночью Плохо спит по ночам Здравствуйте, доктор. Понимаю, что не на все вопросы можно дать правильный ответ и всё же мне интересно было бы узнать Ваше мнение. Моему сыну 2 года. Мальчик хороший, говорит, знает цвета, очень много марок машин, любит "читать" книжки, короче […]
  • Как мамы занимаются развитием ребенка Как маме начать регулярно заниматься с ребенком и не заскучать Дата: Август 18, 2014 Идея раннего развития становится все популярнее среди молодых родителей. Они штудируют книги Лупан и Никитиных, предлагают малышу кубики Зайцева и карточки Домана, пробуют применять […]