Заикание авторские методики

Авторские методики лечения заикания

Чаще всего авторами таких методик становятся люди, которым своими силами удалось избавиться от дефекта речи. Они годами прорабатывают специальные программы, совершенствуют упражнения, которые помогли им самим, и в итоге делится своими достижениями с обществом.

Например, метод профессора Л. 3. Андроновой-Арутюнян. Суть метода заключается в синхронизации речи человека с движениями пальцев ведущей руки. Это легко представить, если вспомнить, что все мы жестикулируем во время разговора и это помогает нам построить фразу и выразить свою мысль.

Рука не мешает при разговоре, а, наоборот, становится некой опорой заикающемуся. Она не позволяет человеку заикаться, «двигая» его речь вперед.

Положите свою ведущую руку на колено. Пальцы немного согнуты, как будто вы играете на пианино. При произнесении первого слога фразы прижмите большой палец к колену. Не отпускайте его до конца словосочетания или слова. Каждый следующий слог отделяем нажатием следующих пальцев: указательный, средний и так далее.

Движения руки определяют темп и ритм речи, за счет этого темп речи замедляется. Поначалу это может пугать, но вскоре вы увидите в этом и плюсы: речь становится свободной и плавной, без запинок.

Человек будет зависеть от руки лишь первое время. Методика построена таким образом, что вскоре она просто ему не понадобится. Нужно лишь больше практиковаться.

Но это еще не все. Для полного выздоровления заике необходимо пройти полный курс, разделенный на 4 этапа. Курс лучше всего проходить под наблюдением логопеда.

На первом этапе больному предстоит научиться ощущать спокойствие во время речи.

Также на этом этапе душевное спокойствие тесно связывают с мышечным расслаблением.

К концу первого этапа ребенок должен научиться свободно произносить слоги. Кроме того, он обретает уверенность в себе и собственных силах, а это важно для дальнейшего лечения.

Суть второго этапа заключается в обучении большого пальца ведущей руки технике правильного положения. Человек совершает все те же действия, что и на первом этапе, но уже большее внимание уделяется движениям руки. Для успешного освоения этой техники рекомендуется выполнять следующие упражнения.

Упражнение 1. Примите расслабленную позу. Встряхните кисти рук и киньте их на колени. Затем подтяните расслабленные кисти примерно к середине бедра. Они должны быть расслабленными и округлыми, как будто вы собираетесь играть на пианино.

Упражнение необходимо делать до тех пор, пока вы не почувствуете, что кисти рук абсолютно не напряжены.

Упражнение 2. Расслабьтесь. Положите руку на бедро. Медленно надавите большим пальцем на поверхность бедра так, чтобы остальные пальцы при этом немного приподнимались. Ни в коем случае не напрягайте руку. При нажатии большим пальцем на бедро произносите какой-либо слог. Если вы будете нажимать на бедро сильнее, то звучание голоса усилится, и, наоборот, при более слабом нажатии оно ослабляется.

После каждого произнесенного слога кисть должна свободно опадать. Это дает сигнал к общему расслаблению тела, а следовательно, и к спокойствию.

Обратите внимание, что движения руки должны немного опережать голос, а не сопровождать его.

На третьем этапе заикающемуся предстоит начать говорить целыми словами и короткими выражениями, синхронизируя свою речь с движениями руки. Ниже описаны упражнения, помогающие освоить этот этап. Но преступать к ним следует только после полного расслабления и выполнения упражнений, описанных во втором этапе.

Упражнение 1. Расслабьтесь. Положите руку на бедро. Сделайте нажатие большим пальцем, проговаривая первый слог. Тем самым вы запустите остальные пялктрт в определенной последовательности: указательный, средний, безымянный и мизинец. Нажатие каждого пальца должно быть синхронизировано с каждым отдельным слогом. Но помните, что пусковой механизм — ваш большой палец — нельзя отпускать до конца слова или словосочетания.

Как и на втором этапе сила нажатия будет определять силу звучания голоса. Во время упражнения следите за тем, чтобы все пальцы, кроме большого, были расслаблены.

Закончив ряд слогов, опустите кисть. Встряхните ее и сбросьте на бедро. Так вы быстрее научите ее расслаблению.

Упражнение 2, Упражнение похоже на первое, но в этот раз вам придется выделять ударение для начала в словах, а затем и в целых выражениях.

Начните с простого. Проговаривайте односложные слова с ударением на первом слоге, затем перейдите к более длинным. Когда у вас начнет получаться, вы сможете перейти к словам с ударением на втором* третьем, четвертом слоге.

Для того чтобы выделить ударение, нажмите соответствующим пальцем более сильно и продолжительно, чем остальными. Обратите внимание на плавность перехода от одного слога к другому.

Позже вы сможете перейти к целым фразам, выделяя более сйльным и продолжительным нажатием пальца их логический смысл.

На четвертом этапе больной начинает работать с текстом. Для начала используются короткие рассказы, хорошо ему знакомые. Текст делят на слова и словосочетания, между которыми больной должен успевать расслаблять руку и ощущать спокойствие.

Позже заикающийся переходит к более трудным текстам, а промежутки между расслаблениями уменьшаются. Также на этом этапе ребенок работает над выразительностью своей речи, учится говорить без руки.

Важный момент этого метода лечения заикания — тренировки в реальной жизни. Дети учатся применять свои знания на практике, чтобы достичь больших результатов. Если раньше они не могли попросить у товарища карандаш, то теперь могут сделать это, не беспокоясь о заикании.

Все авторские методики различны, но в них есть и сходство: в основном авторская методика представляет собой совокупность перечисленных выше методов. В сети Интернет можно найти огромное количество примеров. В большинстве случаев лечение заикания в раннем возрасте дает хорошие результаты, которые сохраняются на всю жизнь, независимо от выбранного метода. Поэтому, если ваш ребенок заикается, не стоит откладывать решение этой проблемы.

Методики исправления заикания.

На первом этапе предлагаются упражнения в совместной и отраженной речи, в произношении заученных фраз, стихов. Широко используется декламация.

На втором этапе дети упражняются в устном описании картинок по вопросам, в составлении самостоятельного рассказа по серии картинок или на данную тему, в пересказе содержания рассказа или сказки, которую прочитал логопед.

На третьем, завершающем этапе детям предоставляется возможность закрепить приобретенные навыки плавной речи в обиходном разговоре с окружающими детьми и взрослыми, во время игры, занятий, бесед и в другие моменты детской жизни.

Просмотр содержимого документа
«Методики исправления заикания.»

Методики исправления заикания

Методика Власова и Рау

Авторы первой отечественной методики логопедической работы с заикающимися детьми преддошкольного и дошкольного возраста Н. А. Власова и Е. Ф. Рау строят нарастание усложнений речевых упражнений в зависимости от разной степени речевой самостоятельности детей.

Н. А. Власова различает 7 видов речи, которые в порядке постепенности необходимо применять на занятиях с детьми-дошкольниками:

1) сопряженная речь,

ответы на вопросы по знакомой картинке,

самостоятельное описание знакомых картинок,

пересказ прослушанного небольшого рассказа,

спонтанная речь (рассказ по незнакомым картинкам),

нормальная речь (беседа, просьбы и т. д.).

Е. Ф. Рау видит задачу логопедической работы в том, «чтобы путем систематических плановых занятий освободить речь заикающихся детей от напряжения, сделать её свободной, ритмичной, плавной и выразительной, а также устранить неправильность произношения и воспитать четкую, правильную артикуляцию». Все занятия по перевоспитанию речи заикающихся детей распределены по степени нарастающей сложности на 3 этапа.

На первом этапе предлагаются упражнения в совместной и отраженной речи, в произношении заученных фраз, стихов. Широко используется декламация.

На втором этапе дети упражняются в устном описании картинок по вопросам, в составлении самостоятельного рассказа по серии картинок или на данную тему, в пересказе содержания рассказа или сказки, которую прочитал логопед.

На третьем, завершающем этапе детям предоставляется возможность закрепить приобретенные навыки плавной речи в обиходном разговоре с окружающими детьми и взрослыми, во время игры, занятий, бесед и в другие моменты детской жизни.

В основу методик Н. А. Власовой и Е. Ф. Рау положена разная степень речевой самостоятельности детей. Безусловная заслуга этих авторов состоит в том, что они впервые предложили и использовали поэтапную последовательность речевых упражнений в работе с маленькими детьми, разработали указания к отдельным этапам системы коррекции речи заикающихся дошкольников. На протяжении многих лет предложенная методика является одной из самых популярных в практической работе с заикающимися детьми. В настоящее время логопедами используются многие ее элементы.

С. А. Миронова предложила систему преодоления заикания у дошкольников в процессе прохождения программы средней, старшей и подготовительной групп детского сада по разделам: «Ознакомление с окружающей природой», «Развитие речи», «Развитие элементарных математических представлений», «Рисование, лепка, аппликация, конструирование».

Автор ставит перед логопедом программные и коррекционные задачи, которые решаются в течение четырех этапов (кварталов) последовательно усложняемой коррекционной работы.

При прохождении программы массового детского сада с заикающимися детьми предлагаются некоторые ее изменения, связанные с речевыми возможностями детей: использование в начале учебного года материала предыдущей возрастной группы, перестановку некоторых тем занятий, удлинение сроков изучения более трудных тем и др.

Коррекционные задачи первого квартала состоят в обучении навыкам пользования простейшей ситуативной речью на всех занятиях. Значительное место занимает словарная работа: расширение словаря, уточнение значений слов, активизация пассивного словарного запаса. Предполагается особая требовательность к речи самого логопеда: вопросы конкретные, речь состоит из коротких точных фраз в разных вариантах, рассказ сопровождается показом, темп неторопливый.

Коррекционные задачи второго квартала заключаются в закреплении навыков пользования ситуативной речью, в постепенном переходе к элементарной контекстной речи и в обучении рассказыванию по вопросам логопеда и без вопросов. Большое место занимает работа над фразой: простая, распространенная фраза, конструирование фраз, их грамматическое оформление, построение сложноподчиненных предложений, переход к составлению рассказа. Изменяется последовательность изучения программного материала. Если в первом квартале на всех занятиях дети знакомятся с одними и теми же предметами, то во втором-предметы не повторяются, хотя и выбираются объекты, близкие по признаку общности темы и назначению.

Коррекционные задачи третьего квартала состоят в закреплении навыков пользования усвоенными ранее формами речи и в овладении самостоятельной контекстной речью. Значительное место отводится работе над составлением рассказов: по наглядной опоре, по вопросам логопеда, самостоятельного рассказа. Увеличивается практика детей в контекстной речи. В третьем квартале исчезает необходимость замедленного изучения программы, характерного для первых этапов обучения, и занятия приближаются к уровню массового детского сада.

Смотрите так же:  Психическое напряжение и стресс

Коррекционные задачи четвертого квартала направлены на закрепление навыков пользования самостоятельной речью различной сложности. Большое место занимает работа над творческими рассказами. Наряду с этим продолжается накопление словаря, совершенствование фразы, начатые на предыдущих этапах обучения. В речи дети опираются на вопросы логопеда, на собственные представления, высказывают суждения, делают выводы. Наглядный материал почти не применяется. Вопросы логопеда относятся к процессу предстоящей работы, задуманной самими детьми. Коррекционное обучение направлено на соблюдение логической последовательности передаваемого сюжета, на умение давать дополнительные разъяснения, уточнения.

Методики Н. А. Чевелевой и С. А. Мироновой строятся на обучении заикающихся детей постепенному овладению навыками свободной речи: от простейшей ситуативной ее формы до контекстной (идея принадлежит проф. Р. Е. Левиной). Только Н. А. Чевелева это делает в процессе развития ручной деятельности детей, а С. А. Миронова — при прохождении разных разделов программы детского сада. Сам принцип необходимого совмещения задач коррекционной и воспитательной работы с заикающимися детьми следует считать правильным и необходимым в логопедической практике.

Работа планируется поквартально.

обучение навыкам простейшей ситуативной речи на занятиях

закрепление навыка ситуативной речи, переход к элементарной контекстной

рассказывание по вопросам и без вопросов

работа над фразой (распространение, вариативность, грамматическое оформление)

овладение самостоятельной контекстной речью

составление рассказов, пересказ

увеличение речевой практики

закрепление навыков пользования самостоятельной контекстной речью различной сложности

По данной методике с детьми работают логопед и воспитатель д/у.

Своеобразная система коррекционной работы с заикающимися дошкольниками в процессе ручной деятельности была предложена Н. А. Чевелевой. Автор исходит из психологической концепции о том, что развитие связной речи ребенка осуществляется путем перехода от речи ситуативной (непосредственно связанной с практической деятельностью, с наглядной ситуацией) к контекстной (обобщенной, связанной с событиями прошедшими, с отсутствующими предметами, с будущими действиями), а затем на протяжении дошкольного периода контекстная и ситуативная формы речи сосуществуют (С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина). Поэтому последовательность речевых упражнений с заикающимися детьми усматривается в постепенном переходе от наглядных, облегченных форм речи к отвлеченным, контекстным высказываниям и включает в себя следующие формы: сопровождающую, завершающую, предваряющую.

Система последовательного усложнения речи предусматривает также постепенное усложнение объектов деятельности через увеличение числа отдельных элементов работы, на которые распадается весь трудовой процесс при изготовлении поделок.

Эта система преодоления заикания у детей включает в себя 5 периодов:

Пропедевтический. Основная цель — привить детям навыки организованного поведения, научить слышать немногословную, но логически четкую речь логопеда, ее нормальный ритм, временно ограничить речь самих детей.

Сопровождающая речь. В этом периоде допускается собственная речь детей по поводу одновременно совершаемых ими действий. Наибольшую ситуативность речи обеспечивает постоянная зрительная опора. При этом она усложняется в связи с изменением характера вопросов логопеда и соответствующим подбором поделок.

3авершающая речь — дети описывают уже выполненную работу или часть ее. Путем регулирования (постепенного увеличения) интервалов между деятельностью ребенка и его ответом по поводу сделанного достигается разная сложность завершающей речи. При постепенном уменьшении зрительной опоры на выполненную работу осуществляется последовательный переход к контекстной речи.

Предваряющая речь — дети рассказывают о том, что они намерены делать. У них развивается умение пользоваться речью вне наглядной опоры, планировать свою работу, заранее называть и объяснять то действие, которое им еще предстоит сделать. Усложняется фразовая речь: дети произносят несколько связанных по смыслу фраз, пользуются фразами сложной конструкции, самостоятельно строят рассказ. В этом периоде их учат логически мыслить, последовательно и грамматически правильно излагать свою мысль, употреблять слова в их точном значении.

3акрепление навыков самостоятельной речи предусматривает рассказы детей о всем процессе изготовления той или иной поделки, их вопросы и ответы о своей деятельности, высказывания по собственному желанию и т. д.

В методике Н. А. Чевелевой реализован принцип последовательного усложнения речевых упражнений в процессе ручной деятельности на основе одного из разделов «Программы воспитания и обучения детей в детском саду».

Методика Чевелевой Н.А.

Коррекция заикания в процессе ручной продуктивной деятельности

Развитие связной речи ребенка идет от речи ситуативной (непосредственная связь с практической деятельностью, с наглядной ситуацией) к речи контекстной (обобщенной, связанной с прошедшими событиями, будущими действиями).

От наглядных облегченных форм речи к отвлеченным, контекстным высказываниям.

1 период – пропедевтический (4 занятия)

временное ограничение речи

принятие образца речи (ритм, четкость)

2 период – сопровождающая речь (16 занятий)

собственная активная речь детей по поводу одновременно сопровождаемых действий (зрительная опора)

усложнение вопросов – ответов, многократное проговаривание, вариативность ответов

3 период – завершающая речь (12 занятий)

дети пользуются сопровождающей и завершающей речью (описывают выполненные действия)

регулируются интервалы между деятельностью ребенка и его ответом

4 период – предваряющая речь (8 занятий)

дети пользуются предваряющей речью (что намерен сделать? – речь вне наглядной опоры, планирование речи)

усложняется фразовая речь (от нескольких связных фраз к самостоятельному рассказу)

5 период – закрепление навыков самостоятельной речи (5 занятий)

развернутая контекстная речь на разных этапах деятельности.

Методика В. И. Селиверстова преимущественно рассчитана для работы с детьми в медицинских учреждениях (в амбулаторных и стационарных условиях) и предполагает модификацию и одновременное использование разных (известных и новых) приёмов логопедической работы с ними. Автор считавт, что работа логопеда всегда должна быть творческой и поэтому в каждом конкретном случае необходим разный подход к детям в поиске наиболее эффективных приемов преодоления заикания.

В предложенной автором схеме последовательно усложняемых логопедических занятий с детьми выделяются 3 периода (подготовительный, тренировочный, закрепительный), в процессе которых речевые упражнения усложняются в зависимости, с одной стороны, от степени самостоятельности речи, ее подготовленности, громкости и ритмичности, структуры, а с другой-от разной сложности речевых ситуаций: от обстановки и социального окружения, от видов деятельности ребенка, в процессе которых происходит его речевое общение.

В зависимости от уровня (порога) свободной речи и особенностей проявления заикания в каждом конкретном случае задачи и формы речевых упражнений различаются для каждого ребенка в условиях логопедической работы с группой детей.

Обязательным условием логопедических занятий является их связь со всеми разделами «Программы воспитания и обучения детей в детском саду» и прежде всего с игрой как основным видом деятельности ребенка-дошкольника.

Методика Селиверстова В.И.

Рассчитана на работу в медицинских учреждениях (поликлиника, стационар). Предлагает модификацию и одновременное использование разных приемов логопедической работы.

Коррекционная работа включает 3 периода:

1 период – подготовительный (7-8 занятий)

стимуляция ребенка на активную работу над речью

стихи с сопровождением движением

проговаривание автоматических рядов (счет, дни недели, месяцы)

заучивание психотерапевтических текстов

речевые упражнения на сопряженно-отраженной основе, вопросы — ответы, беззвучное артикулирование, шепотная речь, ритмизированнные тексты

тренировка речи в разных условиях

разное положение тела (лежа, сидя, стоя)

разная деятельность (лепка, конструирование)

дидактические игры (лото, домино)

запись речи на магнитофон и прослушивание

работа с родителями (консультирование, просвещение – 2-3 раза – присутствие на занятии)

2 период – тренировочный (20-22 занятия)

освоение трудностей речи

речевые упражнения (от ответов на вопросы к спонтанной речи)

2-3 обучающих и 1 сравнительное магнитофонное занятие

период – закрепительный (6-9 занятий)

закрепление правильной речи в интенсивных тренировочных упражнениях

беседы, рассказы, спонтанная речь

В конце курса занятий – утренник или концерт.

Практикуются задания на дом – речевые зарядки и речевые занятия дома.

После прохождения курса коррекции заикания — посещение логопедического кабинета:

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 месяца

1 раз в 3 месяца

Методика Волковой Г.А.

Система игр с детьми для преодоления заикания.

Как избавиться от заикания: авторские методики

Автор: Lady Venus · Опубликовано 11.06.2012 · Обновлено 28.08.2018

Существует масса авторских методик лечения заикания, но большинство из них основано на традиционных уже известных, но несколько доработанных программ. Эффективные же методики, обычно создаются людьми, которым в свое время удалось самостоятельно избавиться от собственного дефекта речи. Программы того, как избавиться от заикания они прорабатывали годами, совершенствуя упражнения, оттачивая приемы, которые помогли непосредственно им самим.

Мы предложим Вам две кардинально различные авторские методики, содержащие разные взгляды и позиции авторов на способы избавления от него навсегда. Методики профессора Мэлкома Фрейзера и профессора Андроновой-Арутюнян признаны в мировом медицинском сообществе, имеют массу положительных отзывов и, главное, положительных примеров избавления от заикания.

Методика Фрейзера

Первое, что Вам необходимо понять – это то, что причина заикания заключается в Вашем страхе. И чем больше Вы стараетесь не заикаться, тем больше заикаетесь. Отбросьте панику, прекратите истерику, примите собственные дефекты речи, как данность. Признайте свои недостатки и прекратите их стесняться. В большинстве случаев, как только человек ставит собеседника в известность о том, что он заикается, половина проблем отпадает сама собой, а то и все разом. Если нет, со второй половиной можно бороться по программе самостоятельной коррекции речи.

Для начала проведите экспериментальное упражнение, которое позволит Вам почувствовать уверенность в успешности излечения. Оно даст немедленную помощь, хотя и не будет иметь продолжительного эффекта.

Суть упражнения заключается в так называемом «медленном старте», говоре в медленной, протяжной манере. «Скользите» около секунды по первому звуку каждого из слов, а потом спокойно продолжайте протягивать слоги и слова. Несколько удлиняйте практически все гласные и согласные звуки, замедляя переход от одного к другому. Таким образом, речевые органы друг с другом соприкасаются очень легко, расслабленно. Не будет ни дыхательных прерываний, ни повторений звуков.

Гласные звуки растягивать легко, а вот с согласными нужно будет потренироваться в одиночестве. Произносите взрывные согласные, такие как «д», «т», «б», «п» медленно легко соприкасаясь мышцами языка и рта. Например, произнося слово «кот»: на звуке «к» – легкое соприкосновение и медленный переход на гласную «а». Не прекращайте практиковаться, пока не выработаете сноровку. Произносите звуки слов перетеканием, неразрывно, пытаясь прикрепить окончание одного слова к началу следующего.

Смотрите так же:  Депрессия не хочу ни с кем общаться

Говорить на публике, со скоростью 30 слов в минуту первое время Вам будет неловко. Но пусть Вас это не смущает, скажите собеседнику правду, что так Вы пытаетесь избавиться от заикания – он поймет и поддержит Вас. Поверьте, что со стороны Ваша речь выглядит, не настолько медленно, как Вам кажется. Постепенно Вы увеличите скорость до нормального общения. Когда Вы ощутите определенные успехи – приступайте к основным правилам избавления от заикания.

12 правил, как избавиться от заикания:

№1. Говорите медленно. В любой ситуации научитесь говорить неторопливо, выговаривая тщательно каждое слово, вне зависимости от того, что заикаетесь ли Вы в данный момент или нет. Привыкните к этому. Запомните: нельзя напрягаться во время разговора.

Не старайтесь выпалить мысль до того, как запнетесь – так Вы запнетесь наверняка, а Ваша быстрая речь, даже и без заикания так и останется непонятой. Рекомендуется делать небольшие паузы во время разговора между предложениями или фразами. Так Вы ослабите напряжение мышц. В любом случае речь, которая состоит из коротких законченных фраз, разделяющихся паузами, звучит хорошо даже в устах человека с «без проблемными» речевыми функциями.

Практикуйтесь по 10 минут ежедневно. Просто читайте вслух или расскажите своему отражению в зеркале какую-то историю, но обязательно неторопливо и взвешенно. Большинство заикающихся боятся пауз смущения. Поэтому научитесь делать паузы специально, так Вы сможете держать речь под собственным контролем (это чувство Вам понравится), а случайные паузы перестанут волновать.

Возьмите за правило первое время записывать на аудионоситель свою речь, например, разговор по телефону. Потом Вы прослушаете ее и сами сможете оценить ошибки, сделать соответствующий вывод, понять, почему это произошло, и исправить их. Если есть возможность записать видео – еще лучше!

№2. Заикайтесь легко. О «медленном старте» мы уже говорили, используйте его, не выдавливайте из себя слова. Сложные словоформы, слова, произносить которые Вы боитесь, начинайте говорить протяжно, нараспев. Пытаясь «выталкивать» слова, Вы зажимаете губы или плотно прижимаете к небу язык, преграждая тем самым путь потоку воздуха. Это все равно, что наливать воду из закупоренной бутылки. Не зажимайте губы, не напрягайте язык и челюсти – заикайтесь спокойно, расслабленно, со знанием дела. Вы оцените разницу.

Потренируйтесь нарочито напрягать и расслаблять речевые мышцы – овладейте над ними контролем. Практикуйте экспериментальное упражнение хотя бы по 5 минут в день, наедине с собой. Кроме этого, попробуйте каждый вечер, например, стоя у зеркала моделировать разнообразные жизненные ситуации, особенно уже знакомые Вам, те, когда Вы ощущали проблемы с речью. Проиграйте ее еще раз, но в расслабленном состоянии.

Выполнение этого правила поможет снизить напряжение и стресс при разговоре, что качественно улучшит Вашу речь.

№3. Долой притворство. Перестаньте притворяться, что Вы не заикаетесь. Маскарад не помогает, а лишь затрудняет общение. Пытаясь скрыть собственное заикание, Вы только увековечиваете его. Сообщите слушателям, что Вы заикаетесь и примите факт, что сейчас Вам доведется немного позаикаться. Избавившись от стыда и смущения навсегда – Вы избавитесь от заикания!

Конечно, это непросто, но это может полностью изменить Ваши представления о проблеме речи и позволит более здорово, целостно и объективно относиться к ее решению. Не бойтесь ранить свое самолюбие, если Вы долго боялись раскрыться и тщательно пытались скрыть эту проблему, Вы скорее испытаете гордость за себя от собственной храбрости. Подойдите к этому с юмором, сообщите, например: «сейчас будут небольшие запинки из-за технических неисправностей» – это ослабит возможное напряжение и создаст атмосферу непринужденности.

№4. Избавьтесь от вредных привычек. Вы наверняка знаете, какие жесты, движения тела, выражения лица или мимики свойственны Вам во время заикания. Если нет, понаблюдайте за собой у зеркала, спросите близких – такие движения есть у всех заик. Избавьтесь от них – это будет первым шагом избавления от автоматических рефлексов, которые сопровождают заикание. Эти движения – побочные признаки заикания, освободившись от которых Вы станете лучше говорить. Во всяком случае, первое время, Вы будете вынуждены тщательно контролировать свои движения, а это отвлечет Вас от мыслей о том, как Вы говорите, заикаетесь ли. За это время речевой аппарат привыкнет к нормальному произношению звуков, автоматически настроится на речь без заикания.

Если избавиться от вредной привычки сложно, начните ее контролировать. Для начала делайте эти движения специально, в моменты, когда не заикаетесь. Затем немного меняйте способ движения на более медленный или в другом направлении. Научитесь делать это осознанно, т.е. управлять своей привычкой, и Вам будет по силам сдерживать ее или изменять.

Например, если Ваша голова дергается вправо во время заиканий, попробуйте общаться с друзьями по телефону стоя у зеркала и контролируя процесс. Сначала специально дергайте ею на словах без запинок, но медленнее. Во время заикания старайтесь сместить акцент и заставьте ее дергаться влево. Вы очень скоро поймете, что ощущение беспомощности Вас покинуло, что Вы больше не раб, а хозяин своих привычек. Тогда Вы избавитесь от них без труда.

№5. Не бойтесь трудностей. Не нужно избегать произношения трудных слов, стремиться заменить их другими или просто откладывать сложный разговор. Привычка избегать слов только усилит страх и усугубит проблему. Многие специалисты-логопеды считают, что это самое важное в лечении заикания, способное дать потрясающий эффект даже в очень сложных случаях. Не питайте свои страхи, не давайте себе время для раздумий, научитесь говорить то, что Вы хотите и тогда, когда хотите!

Если Вы довольно часто прибегали к подобным ухищрениям, начните с уже известного Вам приема – научитесь делать это специально. Составьте список слов или проблем, от которых Вам бы хотелось отстраниться и методично их отработайте. Составьте речь из нелюбимых слов, используйте их нарочно, продолжайте даже заикаясь. Вам полезно много разговаривать. Попробуйте говорить больше в стрессовых, сложных ситуациях. Изыскивайте каждый день одну такую ситуацию и вступайте в разговор. Идите атакой на собственные страхи.

№6. Смотрите в глаза. Не отворачивайтесь в сторону, не избегайте прямых взглядов в глаза собеседника. Естественный, непрерывный контакт поможет снизить чувство смущения или стыда. Постарайтесь научиться, не отводить взгляда во время заикания, начните с родственников и друзей. Такое межличностное общение всегда происходит успешнее, этим приемом пользуются хорошие ораторы и известные политики.

Прорепетируйте разговор со своим отражением, смотрите в свои собственные глаза, сымитируйте сильное заикание и не отрывайте взгляда. Делайте это, пока не получится.

Затем позвоните кому-нибудь и продолжайте смотреть в отражение своих глаз. Не нужно фиксировать немигающий взгляд, смотрите естественно.

№7. Не останавливайтесь. Продолжайте говорить, даже если запнулись. Не зацикливайтесь на неудачном звуке, не возвращайтесь на неудавшиеся слова, не прерывайте дыхания. Если ожидаете заикания, на каком-то сложном слове, произнесите его медленно и плавно. Важно поддерживать постоянный поток воздуха, несущего Вашу речь.

№8. Говорите с интонацией. Когда предыдущие правила стали Вам удаваться, переходите на разговор, окрашенный эмоциональными красками, говорите с интонацией, мелодично, с ударениями на смысловых словах. Старайтесь отходить от монотонности, меняйте громкость и темп речи. Потренируйтесь, используя какие-нибудь речевки, они, как правило, насыщенны интонационными и эмоциональными составляющими.

№9. Работа с нормальной речью. Последите за тем как Вы говорите нормально, когда не заикаетесь. Какие делаете движения, какое положение принимаете. Эти моменты – Ваши ориентиры для успешного общения. Они поднимут Вашу уверенность. Прокручивайте их в памяти, специально имитируйте, когда думаете, что можете начать заикаться. Полюбите себя таким и лелейте это чувство, позволяя ему почаще «выбираться» наружу.

№10. Говорите! И еще раз говорите, делайте это как можно больше и чаще. Практикуйтесь при любой возможности, идите на контакт, высказывайте свое мнение, делитесь своими мыслями, сделайте телефон Вашим другом. Просто позвоните в магазин, узнать есть ли у них какой-то товар. Хватит молчать, Вы и так делали это слишком долго.

№11. Проанализируйте свое заикание. Изучите его беспристрастно – Вы уже готовы к этому. Определите, что именно Вы делаете неправильно, что происходит с речевыми мышцами в этот момент. Поняв, что именно не так, Вы сможете избавиться от неправильных и ненужных движений артикуляционного аппарата. Когда Вы будете в состоянии оценить происходящее, Вы узнаете много нового, раскроете тайны Вашей проблемы, поймете, как избавиться от заикания раз и навсегда.

Скопируйте эти движения, сравните их с правильными. Произнесите слово с заиканием, повторите несколько раз, отметив все особенности, а затем произнесите его же без заикания. Задержите речевой блок, заикайтесь, пока не поймете, как именно это происходит, пока не сможете сымитировать этот спазм самостоятельно, по собственному желанию. Вам в помощь опять может пригодиться зеркало или же видеозапись. Выясните, как двигаются мышцы рта, языка, гортани, что именно Вам мешает говорить не запинаясь.

Со временем Вы выясните, что эти движения являются однотипными, что заикаетесь Вы по шаблону. Вы наверняка сильно напрягаете губы в момент заикания и делаете массу излишних движений речевыми мышцами. Теперь Вы сможете избавиться от них так же, как на четвертом этапе избавились от побочных вредных привычек (жестов, мимики), сопровождавших дефекты речи. Ведь заикание – это то, что Вы делаете с собой сами, это то, что Вы способны сами же изменить.

№12. Коррекция блоков. Приступайте к избавлению от ненужных и неправильных действий Вашего речевого аппарата. Существует три способа такой коррекции, которые исправляют ошибки, провоцирующие заикание, учат, как избавиться от заикания непосредственно в момент необходимости:

  • 1. Стирание;
  • 2. Выход из тупика;
  • 3. Установка.

Этот прием пригодится непосредственно в момент блока, сильного сбоя речи:

  • 1) Слово, на котором запнулись необходимо закончить. Произнести его до конца, прибегая к уверткам, не уклоняясь от его произнесения.
  • 2) Как только Вы его произнесли, сделайте паузу.
  • 3) Постарайтесь максимально расслабить речевые мышцы, в особенности мышцы гортани. Пусть язык просто вяло лежит во рту, Ваши губы должны быть свободны, челюсть слегка приоткрыта. Ощутите, что напряжение проходит, а дыхание нормализуется. Научитесь делать это за доли секунды.
  • 4) Вспомните, что произошло и проанализируйте ситуацию. Что Вы не так сделали, что было неправильно?
  • 5) Вспомните, как можно медленным произношением исправить этот звук.
  • 6) Представьте, как Вы это делаете, произнесите его в уме – легко и свободно, изменяя тем самым саму модель заикания. Возможно, Ваш собеседник и потеряет интерес к беседе, но Вас это не должно беспокоить. Не торопитесь, продолжайте готовиться к дальнейшему разговору.
  • 7) Теперь Вы на самом деле готовы произнести это слово, исправив все недостатки.
  • 8) Делайте это медленно и плавно. И главное – сохраняйте дыхание, для того, чтобы продолжить медленно переходить от звука к звуку.
Смотрите так же:  Как снять стресс при разводе

Не переживайте, что это может занять много времени, для этого вполне достаточно 2-3 секунд. Пусть Вас не смущает некоторая искусственность произношения слов, на которых Вы запинаетесь. Окружающие достаточно умные люди и поймут, что Вы пытаетесь справиться с проблемой, а это достойно уважения.

Выход из тупика.

В этом варианте коррекции ошибок, нужно не делать паузу, не останавливаться, чтобы начать сначала, как в «Стирании». Напротив, продолжайте заикаться, одновременно замедляя свою речь, нарочито протягивая звук. Так Вы стабилизируете звук, не собьете дыхания, остановите дрожание мышц, превращая повторения в один протяжный звук.

Проделав это, Вы осознаете, что можете самостоятельно контролировать длительность блокировки речи, мягко «выходить» из тупиковой ситуации. Старайтесь удерживать заикание, пока не почувствуете, как берете контроль в собственные руки. На этом этапе уже нужно понимать, как корректировать движения мышц. Прекратите протягивание звука и приступайте медленно корректировать движение речевых мышц. Если не получается это сделать, вернитесь к технике «Стирания».

Освоив все вышеприведенные методы и способы выхода из блока, принимайтесь к установочной коррекции. Этот метод позволит в дальнейшем предотвращать заикание предупреждать его появление. Лучший способ того, как избавиться от заикания – предотвратить его.

Чувствуя приближение заикания, сделайте паузу, чтобы спланировать собственные действия. Используйте накопленный опыт, до того как заикание произойдет:

  • 1) Как уже говорилось – сделайте паузу. Успокоиться и мысленно прорепетируйте произношение этого слова. На это уйдет пара секунд максимум.
  • 2) Постарайтесь расслабить мышцы речевого механизма. Почувствуйте, как напряжение уходит.
  • 3) Теперь вспомните механизм заикания на этом звуке и Ваши ответные действия.
  • 4) Вспомните, как Вы во время тренировок справлялись с этими ошибками, как управляли речевыми мышцами.
  • 5) Прокрутите это в уме. Произнесите про себя все слово медленно, плавно, неторопливо.
  • 6) Нормализуйте дыхание и произнесите слово без заикания, копируя действия и ощущения произведенные мысленно один в один.
  • 7) слово произносите мелодично, слегка преувеличивая коррекцию. Обращайте внимание на свои положительные ощущения, а не на звучание слова.

Совершенствуясь в техниках коррекции, Вы сможете добиться уверенности в собственных силах, в способности контролировать, быть хозяином своей речи.

Методика Андроновой-Арутюнян

Данный метод учит, как избавиться от заикания, делая это посредством синхронизации речи с движениями пальцев руки. В отличие от предыдущей, методика Андроновой-Арутюнян может помочь не только взрослым, но вылечить заикание у детей.

Для этого ведущую руку положите на колено, слегка согнув пальцы. Произнося первый слог или слово фразы, прижмите к колену большой палец и держите его до окончания слова или словосочетания. Продолжая произносить слоги и слова, прижимайте соответственно следующие пальцы: указательный, средний и т.д.

Движения руки корректируют темп и ритм речи. Это несколько замедляет речь поначалу, и человек зависит от руки, но вскоре от этого можно будет отказаться, а речь будет плавной и без вспомогательных приемов. Для полного выздоровления нужно пройти полный курс, состоящий из 4 этапов. Эта методика подразумевает участие логопеда для наблюдения со стороны и определения ошибок, требующих исправления. Но если Вы будете достаточно внимательны и последовательны вполне можете справиться и самостоятельно. Используйте видео и аудио записи для анализа ошибок или просто зеркало. Но ошибки нужно исправлять обязательно, иначе результата не будет.

Первый этап подразумевает наработку навыков спокойствия во время речи, умения расслабляться, избавляться от нервных ощущений, мышечного напряжения речевого аппарата. Это первый шаг к тому, как избавиться от заикания.

Суть второго этапа – в обучении большого пальца технике правильного положения. Для эффективности этого приема используйте следующие упражнения:

  • 1. Сядьте и расслабьтесь. Кисти рук свободно положите на колени, слегка, встряхнув. Подтяните кисти к середине бедра и слегка согните, представьте, что Вы будете играть на пианино. На этом этапе необходимо добиться действительного расслабления кистей рук, полного отсутствия напряжения.
  • 2. Исходное положение: расслабленная рука на бедре. Надавите медленно и легко большим пальцем на бедро, но не напрягайте руку. Одновременно с этим произносите любой слог. Отрепетируйте так, чтобы большой палец стал как бы регулятором звука: при нажатии на бедро Вы произносите звук, при более сильном надавливании – звук громче и наоборот. Движения руки не должны сопровождать голос, напротив, они должны слегка опережать его – это очень важный момент! Если все сделать правильно, человек уже сможет без запинок говорить по слогам.

К третьему этапу нужно приступать, когда человек уже синхронизировал свою речь с движениями руки, до свободного произнесения слов и коротких выражений, освоив предыдущие упражнения в совершенстве.

Исходное положение: расслабленная рука на бедре. Выполните нажатие большим пальцем и проговорите первый слог. Далее продолжайте нажимать по очереди пальцами на бедро, произнося последующие слоги.

Нажатие каждого пальца при этом должно быть строго синхронизировано с каждым слогом. А «пусковым механизмом» является Ваш большой палец – не отпускайте его до окончания слова или словосочетания. А остальные пальцы – расслабляются сразу же, как только выполняют свою функцию – как только Вы произносите слог или слово в предложении. Закончив, встряхните и опустите кисть на бедро. Так Вы приучите ее к расслаблению и сами сможете расслабиться.

Осваивая этот прием, постепенно увеличивайте скорость движения пальцев и уменьшайте время на расслабление. Используя данную методику леча заикание у детей, придумайте какие-нибудь речевки, чтобы тяжелая работа была похожа на игру.

Теперь нужно научиться делать ударение в словах, а потом и в целых предложениях. Для начала научитесь делать ударение на первом слоге, нажимая сильнее и продолжительнее соответственно большим пальцем. Затем на словах с ударением на втором слоге – делая особый нажим указательным пальцем ведущей руки, и так далее.

Не делайте резких движений, Для Вашей речи важна плавность перехода, как от слога к слогу, так и от слова к слову. Освоив эту методику, Вы сможете перейти уже к полноценным фразам и предложениям, более продолжительным и сильным нажатием пальца выделяя их логический смысл.

На четвертом этапе можно приступать к работе над текстами. Используйте для начала короткие речевки, истории, или сказки, отлично Вам знакомые. Разделите текст на слова и фразы, между которыми можно успевать расслаблять руку, т.е. делать небольшие паузы и, так сказать, «переводить дух». Освоив это можно переходить к более сложным текстам и уменьшать промежутки между расслаблениями. На этом же этапе человек уже полностью избавляется от заикания и начинает работать над общением без использования руки, осваивать выразительность своей речи.

Для этого, как и для любого другого метода очень важны тренировки в реальной жизни. Если не применять на практике свои знания, достичь существенных результатов невозможно. Не бойтесь общаться, на первом этапе избавиться от страха помогут разнообразные вспомогательные хитрости, по типу синхронизации с пальцами, но Вам просто необходимо много общаться, выговариваться, если хотите.

В большинстве случаев избавиться от заикания у детей в раннем возрасте не составляет особенных проблем, как правило, любой метод дает очень хороший результат. Поэтому затягивать с лечением не стоит, не откладывайте решение проблемы с речью. Если же Вы уже упустили момент – ни один из них не будет лишним, пробуйте разные методики, того как избавиться от заикания, сочетайте массажи и психологические приемы. А главное помните: никто кроме Вас самих не сможет Вас вылечить, именно Вы – полноправный и бесспорный хозяин своей речи.

Другие статьи

  • Отит у 3 х месячного ребенка Отит у 3 х месячного ребенка Для более быстрой и комфортной работы с сайтом бэби.румы рекомендуем обновить ваш браузер. Для этого необходимо скачать и установить обновление,с официального сайта браузера. Нужные организации на карте твоего города Чем чаще всего болеют […]
  • Средства развития физических качеств у дошкольников «Подвижные игры как средство развития физических качеств у дошкольников». Подготовила: инструктор по ф.к. МБДОУ д /с 16 Виноградова Г.В. ЗАТО г. Североморск. - презентация Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемmbdou-ds16.ru Похожие […]
  • Конспект занятия с детьми дошкольного возраста по оригами Конспект занятия по оригами "Снежинка" Конспект занятия по ручному труду (в технике оригами) в старшей группе. Воспитатель: Синицина М.К. Продолжать учить складывать квадратный лист бумаги пополам, совмещая углы и стороны. Продолжать развивать и совершенствовать […]
  • Стафилококк на коже у ребенка лечение Стафилококк у детей: симптомы, лечение и меры профилактики Само словосочетание «стафилококк у детей» вызывает у родителей тревогу, а порой и панику. Меж тем, для развития опасной стафилококковой инфекции требуются специфические условия, которые, как ни странно, чаще […]
  • Сколько детей в среднем в российской семье Количество детей в семье. Один? Два? Три? У вас уже есть сын или дочка, и вы все чаще задумываетесь о втором ребенке, а может и малыш уже просит «братика или сестричку», или вы только планируете свою будущую жизнь и уже сейчас задумываетесь о том, что в семье должно […]
  • Ребенок в 1 год спит 3 раза Сколько раз в день положено спать ребёнку после года? Здравствуйте! Нашему сынку 1 год 22 дня. Спит 2 раза днём. Утром в 10−11 и после обеда в 14−15. Спит по 40−50 минут. Укачиваемся долго. Вечером ложится спать в разное время — когда в 21 ч., 22 ч., а вчера уже […]