Заикание быстрая речь

Эти-Дети: возрастная психология, развитие и воспитание детей.

Заикание у детей

Заикание — это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата.

При заикании ребенка мы наблюдаем в его речи вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет.

Все причины условно можно разделить на две группы: предрасполагающие “почву” и производящие “толчки”.

Часто можно видеть картину – бабушка ведёт по улице внука, который, по её мнению, чем-то виноват, и ругает его: «Ах ты, негодник, не нужны мне такие дети, вон до угла дойдём – там дядька с мешком выскочит, тебя унесёт». Малыш уже весь синий от страха, а бабушку не остановить. Видно, что система давно отлажена и часто применяется. А потом внезапный испуг – собака громко залаяла, и та же бабушка кричит «Собака моего внучка заикой сделала!».

Итак, к предрасполагающим факторам относятся:

  • невропатическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции центральной нервной системы);
  • невропатические особенности самого заикающегося (ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность); конституциональная предрасположенность (заболевание вегетативной нервной системы и повышенная ранимость высшей нервной деятельности, ее особая подверженность психическим травмам);
  • наследственная отягощенность (заикание развивается на почве врожденной слабости речевого аппарата, которая может передаваться по наследству).
  • поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия; постнатальные — инфекционные, травматические и обменно-трофические нарушения при различных детских заболеваниях.

Производящие причины могут быть физиологическими, психологическими и социальными:

  • физиологические причины: физические заболевания с энцефалитическими последствиями; травмы — внутриутробные, природовые, нередко с асфиксией, сотрясение мозга; органические нарушения мозга, при которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения; истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и других заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи: корь, тиф, рахит, глисты, в особенности коклюш, болезни внутренней секреции, обмена; болезни носа, глотки и гортани;
  • психические и социальные причины:
    • кратковременная — одномоментная — психическая травма (испуг, страх); длительно-действующая психическая травма, под которой понимается неправильное воспитание в семье: избалованность, императивное воспитание, неровное воспитание, воспитание “примерного” ребенка; хронические конфликтные переживания, длительные отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляемых конфликтных ситуаций;
    • острая тяжелая психическая травма, сильные, неожиданно возникающие потрясения, вызывающие острую аффективную реакцию: состояние ужаса, чрезмерной радости;
    • неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение, нарушения звукопроизношения, быстрая нервная речь родителей; перегрузка детей младшего возраста речевым материалом; несоответствующее возрасту усложнение речевого материала и мышления (абстрактные понятия, сложная конструкция фразы);
    • полиглоссия: одновременное овладение в раннем возрасте разными языками вызывает заикание обычно на каком-нибудь одном языке;
    • подражание заикающимся. Различаются две формы такой психической индукции: пассивная — ребенок непроизвольно начинает заикаться, слыша речь заикающегося; активная — он копирует речь заикающегося;
    • переучивание леворукости. Постоянные напоминания, требования могут дезорганизовать высшую нервную деятельность ребенка и довести до невротического и психопатического состояния с возникновением заикания;
    • неправильное отношение к ребенку учителя: излишняя строгость, суровость, неумение расположить ученика — может служить толчком для появления заикания.

Первые признаки заикания

    — Ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить. Это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже, заикаясь. Если успеть обратиться к специалисту до момента возникновения заикания, его можно предотвратить;
    Мальчик 5-ти лет был свидетелем ссоры родителей, в течение которой отец кричал и угрожал матери. За весь этот вечер ребёнок не сказал ни слова, удивив мать необычной молчаливостью. На утро он говорил с заиканием.

    — Употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);

    — Повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;

    — Вынужденные остановки в середине слова, фразы;

    — Затруднения перед началом речи.

На приёме у логопеда

Как происходит обследование заикающегося ребёнка?

При обследовании оцениваются основные моменты дородового периода: возраст матери, нервно-психическое здоровье, болезни матери, отца, течение беременности.

В беседах с родителями уточняются сведения о речевом развитии ребенка: когда появились первые звуки, лепет, первые слова, фразы, каким темпом речи пользуется, не было ли особенностей поведения в моменты речевого общения с окружающими. Важно узнать и о речевом окружении ребенка (не заикаются ли, не говорят ли слишком быстро родители или близкие ребенку люди).

Уделяется внимание изучению вопроса воспитания ребенка в семье: отношение к нему взрослых (нет ли заласкивания, потакания капризам или, наоборот, неуравновешенного, резкого обращения, физических наказаний, запугивания); помощь в формировании у него правильной речи (нет ли перегрузок в заучивании сложных текстов) или, наоборот, почти полное отсутствие контроля за развитием его правильного произношения, грамматически правильного речевого общения и т. д.

Когда возникло заикание, появились первые его признаки? Как внешне оно выражалось? Какие предполагаемые причины могли его вызвать? Как проявляется оно в зависимости от обстановки или окружающих людей, от разного вида деятельности? Как говорит ребенок один (например, со своими игрушками)? С чем связаны периоды ухудшения и улучшения речи? Как ребенок относится к имеющемуся у него речевому недостатку (замечает, не замечает, безразличен, переживает, стыдится, скрывает, боится говорить и т. д.) ? Обращались ли родители за помощью: куда, когда, что было рекомендовано, какие результаты?

После уточнения сведений о ребенке, истории возникновения и особенностей протекания у него заикания проводится обследование речи заикающегося и внеречевых процессов, оказывающих непосредственное влияние на его речевую деятельность.

Проводится исследование его общительности, моторики, подражательности, импрессивной и экспрессивной речи, игровой, учебной, производственной деятельности, личностных особенностей заикающегося. Для исследования речи детей используются картинки, книжки со стихами, сказками, подбираются игрушки (куклы, машинки, фигурки животных, строительный материал).

Конкретные задачи речевого обследования заключаются в том, чтобы определить:
— место возникновения и форму речевых судорог;
— частоту их проявлений и сохранные речевые возможности заикающегося;
— сопутствующие нарушения речи; двигательные нарушения;
— отношение заикающегося к своему речевому дефекту; наличие психологических особенностей.

Самый благоприятный возраст для лечения заикания — 2 — 4 года (легче создать благоприятные условия, небольшой стаж заикания). Наименее благоприятным оказывается возраст 10 — 16 лет, пубертатный период (обострённая психическая ранимость, стремление к свободе, самостоятельности, нелюдимость и другие отрицательные личностные качества).

Если ваш ребёнок заикается

Ввиду того, что у заикающихся детей и детей группы риска ослаблена нервная система, для них требуются индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правильный общий и речевой режим.

  • Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, лешего, черта и т.п.
  • Не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это утомляет и перевозбуждает ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном.
  • Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих как в семье, так и в детском саду, в школе.
  • Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания. Несоблюдение режима и требований правильного воспитания в это время может легко привести к возникновению заикания.
  • Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т.п.
  • Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев. Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к ребенку. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно. Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений. Вместе с тем, им полезно участвовать в хороводных и других играх, требующих хоровых ответов.
  • Таких детей нельзя спрашивать первыми на уроках. Лучше спросить после ребенка, который хорошо ответил. Если ребенок не может начать говорить или начал, но плохо, запинаясь, учитель должен помочь ему произнести слово (фразу) или отвлечь его внимание другим вопросом, не дав возможности говорить с запинками.
  • Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению.

    Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога.

    Заикание не проходит само по себе.

    Заикание — общее название для различных нарушений ритма, темпа и плавности речи вследствие судорожного сокращения различных групп мышц, образующих звуковое оформление речи (экспрессивная речь). У 70 — 90 процентов пациентов оно начинается в 2 — 4-летнем возрасте, т. е. в момент становления речи. Частота встречаемости этих расстройств у населения планеты от 1,5 до 2,5 процента, у юношей в 3 — 4 раза чаще, чем у девушек. Его причинами часто являются испуг, перенапряжение речевой функции в результате невротического срыва. В истории болезни у этих пациентов может иметь место наследственная предрасположенность (заикание и склонность к невротическому реагированию на ситуации у родителей, косноязычие, быстрая речь взахлеб); недостаточность нервных механизмов, участвующих в регуляции речевой деятельности вследствие органических поражений ЦНС (травматических и др.), психических заболеваний, расстройств, свойственных личностной патологии (психопатии). Существует также механизм подражательных автоматизмов, когда при становлении речи ребенок общается с заикающимися детьми или взрослыми и автоматически копирует их речь. Опять же более подверженным копированию будет ребенок с предрасположенностью к заиканию.

    В заикании некоторые авторы выделили четыре последовательные фазы. Фаза 1 появляется в дошкольном периоде. Вначале расстройство отмечается эпизодически в течение нескольких недель или месяцев между длительными периодами нормальной речи. После этого периода наблюдается значительный процент выздоровления. Во время этой фазы дети заикаются чаще будучи взволнованными или огорченными, когда им хочется сказать много или в ситуации коммуникативного давления. Фаза 2 обычно возникает в начальной школе. Расстройство является хроническим, с очень небольшими периодами нормальной речи, если они вообще бывают. Такие дети осознают свой недостаток. В этой фазе заикание касается основных частей речи — существительных, глаголов, прилагательных и наречий. Фаза 3 обычно наступает после 8 лет и длится до подросткового возраста. Чаще всего во время этой фазы заикание возникает и усиливается при определенных ситуациях: вызов к доске, беседа с незнакомыми, при покупках в магазине, разговоре по телефону. Фаза 4 обычно бывает в позднем подростковом возрасте и у взрослых. Характерно выраженное ожидание заикания со страхом, боязнью слов, звуков и ситуаций. Типичным является подмена слов и многословие. Заикающиеся избегают ситуаций, требующих речи, и обнаруживают другие признаки страха и смущения. Данный вид заикания и называется логоневроз, так как имеет изначально невротическую природу. Логоневроз и заикание не синонимы, как вы поняли, это порой разные патологические процессы. Заикание может не являться логоневрозом, но логоневроз проявляется всегда заиканием и невротической окраской речи и личности.

    Логоневроз (греч. logos — слово, речь; лат. neurosis — невроз) — расстройство речи в виде заикания. По современным представлениям (МКБ-10, 1994) имеется в виду речь, которая характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков или слогов, или слов; или частыми остановками или нерешительностью в речи, что разрывает ее ритмическое течение. Тяжесть расстройств при этом такова, что заметно нарушает плавность речи. Иногда отмечаются сопутствующие движения лица и/или других частей тела, что совпадает по времени с повторениями, пролонгациями или остановками в течении речи. В прошлом году в городе Челябинске удельный вес такой патологии, как заикание среди детей и подростков, составил около 2 процентов от всей неврологической патологии. Это не только широко распространенное нарушение речи, но и многопричинное заболевание со сложным симптомокомплексом и низкой, к сожалению, эффективностью лечения, зависящей от фазы процесса. Весь период речевого развития ребенка с 1 года до 6 лет считается сенситивным, т. е. особо чувствительным как к восприятию речи, так и к влиянию разных факторов внешней и внутренней среды. Также с 1,5 до 3 лет у ребенка наступает один из критических периодов развития нервной системы, когда нервные клетки «запоминают» и обучаются всему, что их окружает. То есть ту среду, которую мы с вами создаем ребенку в данный период времени, он и отразит в последующем, и не только в речи и ее нарушениях или талантах, но и в характере, реакциях на окружающих и себя самого. При особой ранимости формирующихся функциональных связей в нервной системе в данный период сверхсильное раздражение (по словам академика И.П. Павлова) влечет за собой торможение в речевых корковых зонах, что вызывает срыв двигательного автоматизма в речи, которое проявляется заиканием.

    Срыв адаптационных механизмов, формирующих речь и ее нарушение, может зависеть от предрасполагающих факторов. Значение имеет определенный возраст ребенка (с 1 до 6 лет), состояние нервной системы (перинатальная патология нервной системы, травмы, инфекционные заболевания), индивидуальные особенности речевого онтогенеза (поздняя речь, нарушение речевого дыхания, сложность построения фраз), особенности формирования функций асимметрии мозга (ребенка- левшу переучивают в правшу или наоборот), наличие психической травматизации (острые и хронические стрессы), генетический фактор.

    Например, у заикающихся мужчин сыновья в 12 процентах, а дочери в 9 процентах случаев могут иметь речевые нарушения, заикание, у заикающихся женщин сыновья склонны к заиканию в 36 процентах, дочери в 17 процентах случаев.

    У родителей детей с заиканием в 89 процентах случаев обнаруживаются нарушения темпа речи, внятности, орального праксиса (сложной моторики движений речевой мускулатуры), скрытое левшество.

    Помимо наследственных предрасполагающих факторов, конечно же, необходимо брать во внимание те условия жизни и воспитания ребенка, в которых он развивается. Создание благоприятной атмосферы формирования речи может превалировать над наследственностью. Во всех случаях при проявлении логоневроза имеет значение непосредственная причина, вызвавшая патологию. Психическая травма срабатывает только при значимом отношении к ней личности, и в патологический процесс вовлекается орган-мишень, то есть при заикании речевая мускулатура, корковые центры речи, лимбическая система мозга (так называемая эмоциональная кора).

    Назову некоторые отличительные особенности логоневроза:

    Для невротической формы заикания — логоневроза характерно появление заикания в возрасте 2 — 6 лет, наличие развернутой фразовой речи до появления заикания, преимущественное психогенное начало речевой патологии (конкретная травмирующая ситуация), большая зависимость степени заикания от эмоционального состояния заикающегося и условий речевого общения, возможность плавной речи при определенных условиях (пение, комфортная обстановка).

    Для заикания, связанного с нарушением становления темпа речи и созревания нервной системы вследствие поражения последней (травма, энцефалопатия, инфекция и т. д.) характерны свои отличия. Раньше такое заикание врачи называли неврозоподобным, имеющее структурные повреждения нервной системы, например, в перинатальном периоде. Отличается данная форма заикания тем, что судорожные запинки появляются в возрасте 3 — 4 лет, появление судорожных запинок совпадает с фазой появления фразовой речи, начало заикания постепенное, вне связи с психотравмирующей ситуацией, привлечение активного внимания заикающихся к процессу говорения облегчает речь (тренировка созревания речи), физическое или психическое утомление ухудшают качество речи.

    На практике довольно часто клиническая картина заикания смешанная, т. е. реактивное психогенное начало заикания может наблюдаться и у детей с органической патологией мозга. В таких случаях при задержке психомоторного и речевого развития, несовершенстве звукопроизношения бывает достаточно незначительных психических воздействий, чтобы нарушилась координация речедвигательного акта и появилось бы заикание.

    Мною названы лишь основные проявления и причины такой сложной патологии, как заикание. В связи с этим лечение заикания — это сложный многогранный процесс. Он требует внимания разных специалистов, работающих согласованно на пациента. Это в первую очередь врач-невролог, психотерапевт, логопед, дефектолог, педиатр. В зависимости от первопри- чины заикания, фазы патологического процесса, наследственных механизмов и назначается лечение. При появлении первых признаков нарушения формирования речи, запинок, заикания, страха произношения я рекомендую родителям не тянуть с обращением к специалисту, так как время в данном случае не лечит, а лишь усугубляет болезнь.

    Заикание: Дефект или болезнь?

    Можно ли избавиться от заикания и стоит ли считать этот дефект болезнью, накануне Международного дня заикающихся людей рассказал заведующий лабораторией нейрокогнитивных технологий Педиатрического университета, к.м.н., д.п.н. Александр Корнев.

    — Александр Николаевич, с чего начинается заикание? И чем оно чревато?

    — Заикание — это нарушение, которое проявляется либо в виде запинок в речи, либо в неспособности начать фразу. Симптомы могут быть двух категорий: первый — речевые судороги, где повторяется один и тот же слог, второй — что-то вроде блока, при котором ребенок не может начать фразу и проявляются так называемые «тонические судороги». На самом деле это не судороги, конечно, в буквальном смысле.

    Заикание, обычно, появляется в возрасте от 2 до 5 лет. Начинается все нередко с очень быстрой, захлебывающейся речи — «тахелалии». Затем, на фоне ускоренной речи, появляются редкие запинки, потом они становятся все более частыми. Это сильно мешает общению, потому что, во-первых, не дает говорящему закончить фразу, во-вторых, это заметно для окружающих, и поэтому ребенок стесняется и замыкается. А переживание своей коммуникативной несостоятельности создает целый ряд вторичных психогенных симптомов.

    У взрослых тоже это нередко приводит к выраженной лого- и социофобии: человек старается как можно реже говорить публично, избегать коллективного общения. Говорить на публике ему неловко и стыдно. Хотя есть, например, заикающиеся артисты, они не смущаются и не переживают, комфортно реализуют себя в профессии.

    — Существует ли предрасположенность к заиканию? Может может ли оно появиться внезапно и у любого человека?

    — Есть невротическое заикание, оно возникает, как и любая форма невроза после шокового переживания. Возраст от 2 до 5 лет — самый чувствительный для начала невротического заикания. Поэтому очень важно бережное отношение к малышу в этом периоде, защита его от ненужных внутрисемейных скандалов и стрессов. Оно может внезапно проявиться даже у взрослого, например, вследствие хронической психотравмы из-за семейных ссор и скандалов или других причин. В таком случае заикание становится своеобразным проявлением внутреннего напряжения, конфликта интересов и ценностей.

    А есть дизонтогенетическое заикание, когда нет явных психологических раздражителей, но в определенном возрасте оно все равно появляется вне зависимости от каких-то причин. Чаще всего заикание передается по мужской линии. Если отец или дедушка заикались, то это вовсе не значит, что ребенок будет заикой, однако риск, что в критической ситуации человек начнет заикаться, намного выше, чем у других. Причем зачастую для такого человека пусковым механизмом может стать даже незначительное событие, например, неожиданный лай собаки рядом.

    Иногда заикание возникает в определенном возрасте. Например, у отца проявилось в пять лет, а спустя много лет и у сына проявилось в тех же временных рамках.

    Существует еще и так называемая неврозоподобная форма, когда нарушение речи связано с определенными поражениями ЦНС. В этих случаях заикание нередко сопровождается и другими проблемами в речи: нарушением звукопроизношения, аграмматизмами (нарушение способности пользоваться грамматическим строем речи), медленным усвоением слов и интеллектуальным отставанием.

    — Может ли логопед полностью излечить или максимально исключить дефекты из речи, ведь в истории были случаи, когда человек практически полностью перебарывал свое заикание, например король Великобритании Георг VI.

    — Редко такое может случиться. Логопед выступает в двух ролях: в качестве логопеда и психотерапевта, который направляет и помогает пациенту. Ему легче всего работать со свежими случаями, когда заикание только началось. Как правило, накладывается режим молчания: дома создают щадящую атмосферу когда на протяжении 2-3 недель действует запрет на использование речи, потому что у ребенка сильно выражена «логофобия». Дома все договариваются говорить очень тихо, шепотом, или жестами, и вот этот охранительный и щадящий режим помогает бороться с фобией речи. Кроме того, борются и с «тахилалией»: намеренно замедляют темп речи и родители, и ребенок. Здесь разрабатываются навыки саморегуляции. Перед логопедом стоит важная задача научить ребенка управлять речевым дыханием.

    Сегодня существуют специализированные сады и школы, в которых занимаются проблемами таких детей. Однако следует помнить, что заикание — часто рецидивирующее состояние, и временный успех может быть недолгим. В 80% случаев наблюдаются рецидивы и возвращение дефекта.

    — Что нужно делать родителям, если их ребенок заикается?

    — Главное – всегда работать со специалистами и не заниматься самолечением. Самому делать ничего не нужно, потому что можно серьезно навредить. Грамотный специалист будет работать вместе с семьей, направлять и подсказывать, как и что нужно делать. Реакция родителей должна быть предельно понимающей и терпимой. Необходимо создать атмосферу, в которой ребенок не будет замечать, что его заикание чему-то мешает, потому что реакция родителя моментально передается ребенку.

    — В Педиатрическом университете оказывается помощь таким пациентам?

    — У нас нет центра или кабинета заикания, который специализируется именно на этой проблеме. В нашем КДЦ ведут прием логопед и психотерапевт. Общую помощь оказываем, но специализированной помощи нет. Медицинских учреждений, где помогают заикающимся очень мало, а спрос есть. 30 лет назад их было куда больше.

    — Может быть, потребность стала меньшей?

    — Нет, оно мало меняется. Как любой физиологический недуг, он в среднем во всем мире находится в пределах одних и тех же цифр, то есть заиканием страдают чуть меньше процента населения. Занимаются этим заболеванием очень давно, но радикальных средств, которые могли бы гарантированно помогать, до сих пор нет.

    — Может ли заикание помешать человеку как-то реализоваться в жизни?

    — Это зависит от того, как человек с таким недугом воспринимает свою проблему. Если это для него тревожно и пугающе, то может выработаться комплекс неполноценности. Но есть немало примеров, когда человек страдает этим заболеванием, но выбирает специальность, которая не предполагает контакты с людьми, и он вполне успешен во всех отношениях. Заикание мешает в тех профессиях, которые связаны с активным общением и публичной речью. Тут многое зависит от личности и характера. Одни могут игнорировать свой недуг и сохранять активное общение и активный образ жизни, не комплексовать. Другие – не могут. Чем больше человек переживает, тем больше обращает на себя внимание. А если он заикается, но ведет себя, как все, то у него обычно нет проблем. Нужна правильная реакция на болезнь. И здесь роль семьи и родителей трудно переоценить. Родители должны воспитать ребенка так, чтобы он мог жить полноценно и свободно, не взирая ни на какие проблемы. А как помочь ребенку грамотно, расскажет психотерапевт или клинический психолог.

    Нарушение темпа речи

    Общие сведения

    Темп речи является одним из выразительных средств устной речи, он зависит как от быстроты произнесения следующих друг за другом речевых звуков, так и от частоты и длительности пауз между словами и предложениями.

    Нормально говорящий человек произносит за одну секунду 9-14 звуков, при убыстрении темпа речи возможно произнесение 15-20 звуков в секунду, но произношение не теряет своей ясности и разборчивости.

    Нарушение темпа речи

    Нарушение темпа речи это чрезмерное замедление речи и такое же убыстрение ее. Большинство детей в дошкольном возрасте говорят быстро; это может объясняться тем, что у них еще слабы тормозные процессы и контроль за своей речью.

    Если в семье преобладает быстрая, торопливая речь, то быстрый темп речи становится привычным; в переходном возрасте он имеет тенденцию еще усиливаться; у детей-невропатов быстрый темп речи приводит к возникновению заикания. Причины нарушения темпа речи:

    внутриутробнуя (перинатальная) патология;

    повреждения при родах (натальная патология);

    воздействие вредных факторов после рождения (постнатальная патология).

    Внутриутробные нарушения обусловлены заболеваниями матери во время беременности, резус- или иммунологическим конфликтом, приемом наркотиков, лекарственных препаратов, алкоголя, курением, действием ионизирующей радиации, а также рядом производственных факторов (вибрация, СВЧ). Натальная патология возникает при затяжных или стремительных родах, тугом обвитии пуповиной, кесаревом сечении, неправильном положении плода.

    В процессе развития речи быстрый темп мешает формированию речевых дифференцировок и может привести к закреплению детского неправильного звукопроизношения и общей неряшливости в речи.

    Ускоренный темп речи

    Тахилалия это патологически ускоренный темп речи, при котором вместо 10-12 звуков в секунду произносится 20-30. Речь отличается неудержимой стремительностью. При торопливости могут появляться расстройства речевого внимания, запинки, повторения, проглатывания, перестановки слогов, слов, неясность произношения фраз. Однако при привлечении внимания к речи запинки исчезают.

    В зависимости от ситуации речевого общения меняется степень выраженности симптоматики. Наибольшие затруднения испытываются в жизненно значимых ситуациях, общении с авторитарными людьми, в незнакомой обстановке, в моменты возбуждения, спора.

    Тахилалия часто сопровождается нарушениями общей моторики, психических процессов, эмоционально-волевой сферы, вегетативной нервной системой. Поэтому преодоление тахилалии следует начинать с нормализации общих движений: замедления их темпа, тренировки координации, формирования ритмичности, плавности.

    Причины и механизмы тахилалии тщательно исследовались, поскольку это нарушение могло служить причиной возникновения заикания. Ускоренную речь может быть органически обусловленным нарушением центрального речевого механизма. Значительную роль в этом он отводит наследственности и указывает также на генетическую связь ускоренной речи с заиканием. Ускоренная речь возникает при неправильной функции экстрапирамидной системы.

    Причиной тахилалии может быть врожденная речедвигательная недостаточность речевого аппарата, а также неряшливая, неровная речь окружающих, отсутствие внимания и своевременного исправления быстрой речи ребенка.

    Симптоматика тахилалии

    Речевая симптоматика тахилалии характеризуется следующими признаками:

    Ненормально быстрый темп (вместо 10-12 звуков в секунду произносится 20-30) речи без резких искажений фонетики и синтаксиса.

    Речь отличается неудержимой стремительностью.

    При торопливости могут появляться расстройства речевого внимания, запинки, повторения, проглатывания, перестановки слогов, слов, искажения предложений, неясность произношения фраз.

    При привлечении внимания к речи у страдающих тахилалией происходит быстрое восстановление равновесия между внутренней и внешней речью, хотя темп ее остается быстрым по сравнению с речью окружающих, запинки исчезают.

    В симптоматике тахилалии отмечают интервербальную акцелерацию (ускорение темпа речи), которая проявляется в многосложных словах, длинных фразах и длинных связных текстах. Длинное слово или словосочетание, название из нескольких слов произносятся настолько стремительно, что из словесного нагромождения выпадают некоторые слоги, искажаются звуки из-за неточных и быстрых артикуляторных движений.

    Интервербальную акцелерацию можно объяснить тем, что при построении речи временно выключается регулирующее влияние коры головного мозга на течение речи.

    Расстройство внутренней речи

    Наряду с нарушением внешней речи наблюдаются сходные расстройства внутренней речи, чтения и письма. В памяти человека возникает именно требуемое слово, но оно тотчас же, еще до произнесения, вытесняется другим. На письме и в чтении наблюдаются замены, перестановки букв, звуков, слогов. Целые слова заменяются другими, родственными по звучанию или по написанию.

    У человека с тахилалией нарушается темп общих движений: движения быстрые и стремительные (быстрая ходьба, быстрый старт и остановка, гиперактивность, тики). Моторное беспокойство отмечается даже во время сна (дети мечутся в постели). Внимание неустойчивое, переключаемость с объекта на объект повышенная, недостаточный объем зрительной, слуховой и моторной памяти.

    Течение мыслей быстрее, чем способность ее артикуляционного оформления. Дети с тахилалией вспыльчивы, легко возбудимы. Во время возбуждения появляются вазомоторные реакции:

    покраснение лица, ушей;

    похолодание и потливость рук.

    Дети становятся эмоционально лабильными и недисциплинированными. Быстрая речь производит на незнакомых неблагоприятное впечатление, что отражается и на дальнейшей жизни ребенка, формировании его личности.

    Брадилалия это неестественно замедленный темп речи, чтения и письма, монотонность голоса, длительные паузы между словами, растянутое произношение звуков речи.

    Брадилалия может быть самостоятельным нарушением темпа речи, а также наблюдаться в клинике некоторых форм психических заболеваний: при олигофрении, в неврологической клинике у больных с последствиями менингоэнцефалита, при дистрофических, органических заболеваниях центральной нервной системы, травмах, опухолях головного мозга и т. д. В этих случаях она сочетается со следующими нарушениями:

    брадикинезия (замедленность всех движений);

    Как самостоятельное нарушение брадилалия встречается чаще всего у лиц флегматичных, медлительных, вялых. Сходные с брадилалией особенности речи наблюдаются у жителей северных стран, где они являются обычной формой речи.

    Речевая характеристика (симптоматика) брадилалии многообразна: замедленность темпа внешней (экспрессивной) и внутренней речи, замедленность процессов чтения и письма, монотонность голоса, интер- и интравербальное замедление (удлинение пауз между словами или замедленное, растянутое произношение звуков речи и удлинение пауз между звуками слова).

    Звуки и слова сменяют друг друга менее быстро, чем при нормальных условиях, хотя образуются правильно. Если слоги разделяются между собой короткими паузами, то речь становится скандированной. Может нарушаться артикулирование звуков, но не расстраивается координация слогов или слов.

    При брадилалии голос монотонный, теряет модуляцию, сохраняет постоянно одну и ту же высоту, иногда появляется носовой оттенок. Музыкальный акцент меняется и при произношении отдельных слогов, высота голоса колеблется кверху или книзу.

    Брадилалия у детей

    Дети с брадилалией произносят фразу с паузами между словами, растягивая слоги на гласных звуках, смазывая артикуляцию. Такая речь неэстетична и мешает общению с окружающими, так как вызывает у них напряжение и истощение внимания, неприятные ощущения и утомление.

    Указанные выше симптомы наблюдаются в различных формах самостоятельной речи: в диалоге, пересказе по картинке и по серии картин, пересказе текста, рассказе на заданную тему, чтении. Зрительное восприятие текста не способствует нормализации темпа речи при чтении. Дети произносят слова правильно, но медленно. Также медленно они записывают слова и тем более фразы.

    Неречевая симптоматика при брадилалии выражается в следующей сиптоматике:

    Нарушения общей моторики;

    нарушение тонкой моторики рук, пальцев, мимических мышц лица;

    Движения замедленные, вялые, недостаточно координированные, неполные по объему, наблюдается моторная неловкость. Лицо амимичное. Отмечаются особенности и психической деятельности: замедленность и расстройства восприятия, внимания, памяти, мышления.

    Сосредоточившись на одном предмете, дети с трудом переключаются на другой. Воспринимая инструкцию, выполняют ее не сразу, а после нескольких повторений. Наблюдается склонность к стереотипиям, персеверациям, нарушениям ориентировки. При слабой выраженности брадилалии указанные речевые и неречевые симптомы самими детьми не замечаются.

    В более тяжелых случаях появляется осознание нарушения речи и связанные с ним психологические переживания. Заикание (логоневроз), нарушение ритма, темпа и плавности речи вследствие судорожного сокращения различных групп мышц, образующих звуковое оформление речи (экспрессивная речь) является одним из самых распространенных расстройств в детском и подростковом возрасте (у 70-90% пациентов оно начинается в 2-4-летнем возрасте, т. е. в момент становления речи).

    Страница не найдена, чтобы продолжить работу на сайте перейдите на:

    Сегодня Томилина Светлана Михайловна получила Патент №2652951 на изобретение
    Способ коррекции речевых и миофункциональных нарушений у детей и взрослых и набор зондов для его осуществления.
    Поздравляем автора изобретения!

    Предлагаем в почасовую аренду аудитории для проведения лекций, семинаров, мастер-классов, презентаций, тренингов.
    Большой зал (65 м2) вместимостью до 60 человек.
    Малый зал (32 м2) вместимостью до 20 человек.
    В каждом из залов возможна расстановка столов со стульями (тип посадки «класс») или стульев с планшетами (тип посадки «театр») в любой необходимой планировке.
    Все залы оборудованы экраном, ноутбуком, звуковым оборудованием, доской. Есть возможность он-лайн трансляции Вашего мероприятия в любую точку мира. Поможем с организацией кофе-брейка и видеосъемки.
    Также предлагаем в почасовую аренду кабинеты для проведения индивидуальных занятий и консультаций логопедов, психологов, нейропсихологов.
    Помещения расположены в новом бизнес-центре рядом с метро Свиблово.
    Стоимость аренды зала: 1000 руб./час
    Стоимость аренды кабинета: 300 руб./час
    Звоните: +7 (495) 276-16-74

    Дорогие клиенты и коллеги!
    1 и 9 мая наш Речевой центр на Кольской, магазин «Все для логопеда» и пункт самовывоза не работают. На все Ваши вопросы в эти дни ответит дежурный администратор по телефону +7 (925) 585-49-35.
    29, 30 апреля; 1,2 и 9 мая наш офис на Снежной не работает.

    Забыть о заикании

    Родителям полезно знать, как и почему развивается этот дефект речи. Конечно, к нему можно привыкнуть и приспособиться, но зачем? Лучше проститься с ним навсегда.

    Oбычный детский сад на окраине Москвы. Шустрые, веселые ребятишки на прогулке: кто-то играет в салочки, кто-то покоряет вершины замысловатых лестниц, кто-то чинно беседует с воспитательницей. Трудно поверить, но здесь свершается чудо — дети, страдающие заиканием, буквально заново обретают дар речи.

    Заикание считается тяжелым, трудно излечимым заболеванием. Обычно оно проявляется в возрасте от двух до семи лет и может представлять собой как повторение отдельных звуков и слогов, так и разного рода спазмы, предваряющие высказывание. Ни для кого не секрет, какими неприятными последствиями чреват этот недуг: ограниченное общение, комплекс неполноценности, страх и даже отказ от речи: «Все равно я не могу ничего сказать, пусть считают, что я ничего не знаю!».

    Причины заикания кроются в тайнах генетического кода и особенностях центральной нервной системы, поэтому далеко не каждый карапуз, даже до смерти перепуганный большой собакой, становится заикой. Если же в семье кто-либо когда-либо заикался, надо иметь в виду, что малыш может именно таким образом среагировать на напряженную ситуацию в доме, перемену привычной обстановки, сильный испуг. Начинается все, как правило, с запинок. Невропатологи да и сами родители иногда относятся к ним не очень внимательно, особенно если ребенку всего два-три года и речь еще недостаточно налажена. Иногда речь резко меняется после сильногостресса — это называют невротическим заиканием. В таких случаях обычно ребенок замолкает — «теряет дар речи» — на несколько часов или даже на пару дней, а когда вновь начинает говорить, уже заикается. Нередко приходится сталкиваться и с заиканием «по подражанию», то есть ребенок автоматически перенимает дефект.

    Назначаемые обычно лекарственные препараты, как правило, лишь временно снимают проявления заикания, не решая проблемы в корне. Успокоить и не нервировать заику — такова цель лечения — необходимо, но этого недостаточно.

    Существуют различные методы борьбы с заиканием. Врач-логопед подходит сугубо индивидуально к каждому ребенку и назначает соответствующее лечение. Логопедический детский сад № 1848 (тот самый, на окраине Москвы) уже двенадцать лет работает по методике профессора Л. З. Андроновой. Она основана на синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки, которые считают «вторым артикуляторным аппаратом человека». Пальцам отводится роль своеобразного «буксира»: их последовательно организованные движения как бы набирают слоги в слова и фразы разной длины и разного ритма и таким образом восстанавливают нарушенный механизм речи.

    Излечение — дело трудоемкое и небыстрое, дошколятам нужен целый учебный год. Всему персоналу детского сада приходится участвовать в процессе: в присутствии детей разговаривать медленно и плавно, поддерживать благоприятный психологический микроклимат. Такое не каждому детскому саду по плечу. Родителям нельзя оставаться в стороне: желаемого эффекта не последует, если в выходные дни не под-держивать дома особого речевого режима, налаженного педагогами.

    Таким образом мозг ребенка последовательно «приучается» к правильной речи, что и дает возможность распроститься с заиканием. Несмотря на всю серьезность этой задачи, ребята живут полноценной детсадовской жизнью: играют, ссорятся, мирятся, слушают сказки, поют песни, рисуют, лепят, танцуют, осваивают букварь и арифметику, выступают перед восхищенной аудиторией на утренниках.

    В итоге все выпускники детского сада оказываются отлично подготовлены к школе и нередко вызывают восхищение именно умением хорошо говорить (!), о чем свидетельствуют письма школьных учителей, с которыми детсадовские логопеды обязательно поддерживают контакт.

    Чем могут помочь родители

    • Следите за речью ребенка, обращайте внимание на перемены в манере говорить.
    • Мир, стабильность и доброжелательная атмосфера в доме — надежное «средство профилактики» заикания, так же как и залог его успешного лечения.
    • Очень важно относиться к ребенку ровно, справедливо: одинаково, а не «по настроению» реагировать на те или иные проступки.
    • Не заставляйте ребенка говорить напоказ (декламировать стихи и т.д.), если он этого не хочет или если волнение и возбуждение заметно затрудняют его речь.
    • Не только отягчающие психологические обстоятельства, но и просто быстрая речь окружающих может сыграть роковую роль для малыша, генетически предрасположенного к заиканию.
    • Очень важно своевременно отреагировать на проблему: пока у ребенка не закрепилась привычка заикаться, можно сравнительно легко преодолеть эту напасть, например, если вся семья перейдет на очень медленную и плавную речь.

    Другие статьи

    • Ребенок 9 месяцев не спит весь день Грудничок весь день не спит: причины нарушения детского сна Полноценный сон имеет очень большое значение для поддержания физического и психического здоровья детей и взрослых. Особенно важен он для малышей первого года жизни, переживающих период адаптации к окружающему […]
    • Сколько часов должен спать ребенок в 10 лет Сколько ребенку нужно спать? Нормы сна ребенка меняются в зависимости от возраста: На первой-второй неделе жизни новорожденному необходимо спать 16,5 часов в сутки. При этом, днем ему важно спать не менее четырех раз. С одного до трех месяцев норма сна малыша — […]
    • Диагностика познавательного интереса у младших школьников дошкольников Электронный каталог библиотекиФГБОУ ВО МГППУ Новые поступления Простой поиск Расширенный поиск Авторы Издательства Серии Тезаурус (Рубрики) Учебная литература: Список дисциплин Информация о фонде Помощь Электронный каталог: Баранова, Э.А. […]
    • Методики для исследования личности детей Диагностические методы изучения личности учащегося Педагогу необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребёнка. Для этого классный руководитель может […]
    • Формирование логического мышления в дошкольном возрасте Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством игровых занятий Мышление - это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу. Результатом мышления является мысль, которая выражена в словах. Поэтому, мышление и речь […]
    • Внимание детей с зпр младшего школьного возраста Внимание детей с зпр младшего школьного возраста У подавляющего большинства таких детей уже в первые недели обучения наблюдается выраженная школьная дезадаптация, которая находит отражение в следующих явлениях: в трудностях усвоения ребенком школьной программы; в […]
    Смотрите так же:  Вынужденный аутизм