Заикание и психика

Классификация форм и видов заикания

Одним из речевых расстройств, которое очень часто встречается у детей и взрослых, является заикание. Заболевание сильно влияет на жизнь человека, поскольку осложняет процесс коммуникации, вызывая массу переживаний. Чтобы подобрать наиболее эффективный метод лечения, следует определить формы заикания и причины, вызвавшие развитие этого отклонения.

Природа возникновения дефектов речи

Заикание — патология речи, проявляющаяся затрудненным и нечетким произношением букв, неоднократным повторением одних и тех же фраз. Чтобы поставить этот диагноз, медики проводят комплексное обследование пациента, учитывая не только имеющиеся речевые дефекты, но и особенности развития нервной системы и психические расстройства. Лечением болезни занимаются одновременно несколько специалистов (психотерапевт, логопед и невропатолог).

Болезнь дает о себе знать в детском возрасте, когда закладываются основы правильной речи и формируется нервная система. В категории риска находятся юноши. Врачами установлено, что среди мальчиков заикание встречается в 4 раза чаще, чем среди девочек.

Женская психика менее восприимчива к стрессовым ситуациям, поэтому функции головного мозга восстанавливаются гораздо быстрее.

У взрослых людей это могут быть невылеченная в детстве патология речи либо же приобретенное уже во взрослой жизни психоневротическое заболевание, приводящее к тому, что человек с трудом начинает произносить фразы, протягивая неоднократно слова, запинаясь на гласных или согласных буквах. Проблемы в работе речевого аппарата мешают нормальному общению, что вызывает сильные переживания. Заикающийся человек сталкивается с тем, что ему приходится прикладывать намного больше сил, чтобы окончить школу, найти работу, устроить личную жизнь и завести друзей.

Возможные причины

Типы заикания напрямую зависят от факторов, которые спровоцировали развитие болезни. Чтобы лечение было успешным, необходимо установить причины, лежащие в основе патологии. Согласно медицинской классификации, она может быть вызвана органическими либо же невротическими сбоями.

Если человек начал заикаться из-за нарушения в работе головного мозга, причиной развития болезни стали органические поражения тела:

  • Травмы головы, приводящие к развитию патологии мозговой деятельности. Это могут быть контузия, сотрясение мозга, ушибы, провоцирующие сбои в работе голосового аппарата.
  • Болезни, в результате которых нарушается кровоснабжение головного мозга. Сбои в работе нейронов вызывают инсульт, инфаркт, гипертонический криз. У человека, перенесшего удар, ухудшается умственная деятельность, снижается мышечный тонус, ослабевает моторика движений. К подобным проблемам с речью могут привести и патологические новообразования. Некоторые опухоли головного мозга разрушают артикуляционные способности и голосовые возможности человека.

Судорожное запинание в речи могут вызвать психоэмоциональные проблемы.

Некоторые люди заикаются из-за неврологических нарушений, которые появляются из-за сильного стресса, эмоционального перенапряжения, развития фобий. Заикание, вызванное психической травмой, возникает из-за того, что человек не может самостоятельно справиться с негативными переживаниями. Семейные и профессиональные конфликты, стремительный темп жизни, неудачные личные отношения провоцируют стрессовую ситуацию, в которой вынужден ежедневно существовать человек, что отрицательно влияет на его речевые способности.

Голосовые спазмы могут стать следствием психологической травмы. Пережив смерть родных, несчастный случай, сексуальное насилие, человек сталкивается с тем, что у него возникают проблемы с выражением и произношением своих мыслей. Его речь теряет плавность и мелодичность, становится прерывистой. Чтобы произнести одну фразу, приходится потратить много времени и сил.

В зависимости от причин, спровоцировавших болезнь, различают особенности течения и типы отклонения, поэтому во время консультации лечащий врач уделяет особое внимание этому вопросу.

Разновидности логоневрозов

У каждого человека заикание проявляется по-своему: одни испытывают трудности в общении только во время сильного нервного напряжения, другие постоянно борются с собой, чтобы легко выражать мысли при помощи слов. Характеристика основных форм заикания базируется на многолетних медицинских исследованиях.

По природе нарушений психики

Эти виды заикания выделены в отдельную группу. Невротическое заикание возникает в детском возрасте как результат сильного испуга и пережитого несчастного случая. Малыши не рождаются с этой патологией, а приобретают проблемы с речью из-за стресса. Происходит это в период, когда активно формируются основы речевых конструкций. Дети захлебываются словами, стараясь сказать то, что думают, торопятся и невнятно произносят фразы, съедая окончания, запинаясь на буквах. Это впечатлительные и ранимые дети, с легковозбудимой нервной системой.

Тип течения характеризуется достаточной стабильностью проявления заикания: ребенок прикладывает силы, чтобы озвучивать свои мысли, что вызывает у него огромное эмоциональное напряжение, которое провоцирует ухудшение настроения, раздражение и беспокойство. Негативные переживания еще больше влияют на речевые способности малыша.

Со взрослением ребенка болезнь может приобретать более тяжелую форму. К началу подросткового возраста (10–12 годам) у детей с невротической формой заикания формируется устойчивый страх перед общением, они начинают стесняться своего отклонения, избегая других людей. В медицине этот страх носит название «логофобия» — означает это то, что еще даже не вступив в контакт, человек боится речевой неудачи. Если заикание не удается вылечить, то уже взрослый человек будет испытывать массу отрицательных эмоций по поводу имеющейся болезни, избегая любого общения.

Неврозоподобная форма заикания вызывается психогенными причинами и развивается в 2–4 года. Поначалу врачи не могут установить факторы, которые спровоцировали отклонение. С самого рождения больные дети возбуждены и неспокойны, много плачут и громко кричат, непоседливы и раздражительны. На их поведение очень трудно повлиять, малыши не могут сидеть на месте, постоянно пребывая в движении.

Кроме того, у ребенка наблюдается отставание в развитии, ему с трудом удается произносить отдельные звуки, его словарный запас очень маленький. Нарушение речи сопровождается изменениями в координации движений тела и конечностей. Логопеды чаще выявляют плохую артикуляцию и малоподвижность органов речевого аппарата. При этой форме заикания человек либо очень быстро произносит предложения, либо же очень медлит, затягивая слова. Нередко попытки начать разговаривать сопровождаются мимическими гримасами.

Мало кто знает, что эта болезнь может передаваться от родителей к детям. Наследственное заикание возникает из-за мутации в генах.

По типу речевых судорог

Такая классификация заикания выделяет несколько форм заболевания, связанных с тем, что во время разговора у человека возникают судороги, мешающие работе голосового аппарата. Тоническое заикание вызывается сильным напряжением мышц горла, голосовых связок и языка при попытке произнести любое предложение, что провоцирует возникновение длительной паузы перед началом разговора. Заикающийся человек в этот момент испытывает нехватку воздуха и сильный горловой спазм.

Заикание клонического типа вызвано тем, что из-за судорог речевого аппарата человек многократно произносит отдельные фразы, спотыкаясь на буквах. У большинства людей наблюдается смешанное заикание, которое объединяет в себе признаки сразу двух этих форм.

По степени тяжести

Можно выделить несколько основных степеней заикания:

  • Легкая. Отклонение проявляется, когда человек торопится высказать свое суждение или же переживает сильные эмоции. В этом случае заикание практически не влияет на его жизнь, не мешая общению и не препятствуя процессу коммуникации с другими людьми. Это скорее спонтанное проявление речевого дефекта, вызванное эмоциональной реакцией человека.
  • Средняя. Когда человек спокоен, заикание практически незаметно. Во время волнения работа голосового аппарата ухудшается, речь становится менее четкой. В процессе разговора у человека проявляется нарушение мимики, возникают легкие судороги и покашливание.
  • Тяжелая. Заикание этой формы не зависит от того, в каком эмоциональном состоянии пребывает человек. Любая попытка высказаться сопровождается затрудненным произношением фраз, сбивчивым дыханием и голосовыми судорогами. Человек спотыкается на каждом слоге, используя при произношении много лишних звуков.

Чтобы нормализовать процесс общения и помочь человеку с подобными формами заикания коммуницировать с людьми, кроме различных логопедических упражнений, медики уделяют огромное внимание психологической работе пациента над собой.

По локализации речевых судорог

Такая классификация заикания включает в себя виды болезни, которые зависят от того, какая часть речевого аппарата подвергается сокращениям и характеризуется периодическими колебаниями в процессе разговора.

Выделяют следующие формы:

Голосовое заикание вызывается судорогами, которые возникают при разговоре в голосовых связках.

В результате напряжения гортани происходит непроизвольное смыкание, что отражается на громкости, мелодичности и чистоте произносимого звука. Из-за судороги, сковывающей голосовые связки, у заикающегося человека нарушается дыхание, что также отрицательным образом сказывается на произношении слов. Нехватка воздуха и чувство комка в горле – часто встречающиеся симптомы при заикании. Спазм охватывает горло человека во время произношения только гласных букв. Это так называемая вокальная судорога, которая приводит к тому, что очень сильно протягиваются слова. Со стороны такой разговор похож на фальшивое пение.

Дыхательное заикание возникает из-за того, что на вдохе либо же выдохе горло человека сковывает спазм, из-за чего образуются паузы в произношении, происходит сокращение мышц горла и искажение мимики. Такая судорога может быть как короткой и незаметной, так и длительной.

Артикуляционная форма заикания проявляется из-за судорог, которые пересекают лицо либо органы речевого аппарата (язык, нос, небо), что вызывает не только проблемы с разговором, но и сильный психологический дискомфорт у человека.

Лечение заикания

Основные психотерапевтические воздействия, которые советуют использовать специалисты, направлены на то, чтобы научить заикающегося человека управлять своими эмоциями, регулировать дыхание и использовать различные методики, помогающие улучшить произношение.

Для самостоятельной работы пациент может воспользоваться дыхательными аутотренингами и гимнастиками, а также медитативными практиками, которые регулируют процесс вдоха-выдоха, успокаивают и помогают научиться управлять своими эмоциями. Правильно, легко и без остановок произносить слова помогут пение и чтение вслух.

С человеком, страдающим от заикания, одновременно должны работать психотерапевт и логопед.

Психологические консультации помогут понять причины возникновения недуга. Во время общения с психотерапевтом пациент научится существовать со своей болезнью, не считая себя ущербным. Занятия с логопедом помогут устранить дефекты речи, восстановят механизм работы голосового аппарата.

Смотрите так же:  Бады при стрессах

Каждая форма заикания лечится специальными методами. Чтобы процесс выздоровления был эффективным и успешным, понадобится время. Человек, борющийся с заиканием, должен быть готов к тому, что ему придется все время работать над своими разговорными навыками и умениями, но все усилия оправдаются в тот момент, когда он сможет спокойно, легко и красиво произносить все, что думает.

Заикание приравняли к шизофрении

Как считают врачи, причиной заболевания являются два типа «поломок» психики. Первый связан с воздействием внешних факторов (испуг, внезапная разлука с родителями, дисгармоничные отношения в семье, грубое отношение к ребенку окружающих людей), то есть любая длительная психотравматизация. А также избыточные информационные перегрузки, когда родители искусственно пытаются ускорить процесс обучения и т.п. Иногда играет роль фактор наследственности (заикается один из родителей). Вторая группа речевых расстройств обусловлена поражениями мозговых структур различного происхождения: травмы при родах, болезни матери в период беременности, курение беременной и употребление алкоголя. Способствует развитию речевых расстройств и повышенное внутричерепное давление…

Лечением заикания с переменным успехом занимаются логопеды и психотерапевты. Иногда отчаявшиеся люди прибегают к услугам всяких колдунов и экстрасенсов, что вообще не приносит результатов. И вот совсем недавно профессор Джералд Магуайр (Gerald Maguire) из Университета Калифорнии заявил, что считает причиной недуга не столько психологические, сколько физиологические нарушения, значит, и лечить это состояние следует, воздействуя на химизм головного мозга. «Относиться к заиканию, – считает профессор, – следует так же, как к шизофрении или эпилепсии».

По словам Магуайра, исследования, в ходе которых проводилась томография головного мозга, показали, что заикание может быть связано с одной из глубоко лежащих структур, известной как «полосатое тело». «Мы полагаем, что у людей с заиканием в этой структуре повышена выработка дофамина», – добавляет профессор.

Сейчас он занят поисками лекарства. Исследования, проведенные еще в 70-х годах, показали, что такой известный препарат, как галоперидол, который нашел применение при лечении многих психических болезней, например, шизофрении, может уменьшать симптомы у заикающихся людей. Но поскольку галоперидол обладает большим количеством побочных эффектов, широкое его применение невозможно. Профессор Магуайр, который сам страдал заиканием, предположил, что более эффективным и безопасным может быть другое лекарство – оланзапин.

Однако эксперты из Британской ассоциации заикания говорят, что, хотя в последнее время вопросу изменений в головном мозге заик уделяется много внимания, характерные изменения, которые являются непосредственной причиной болезни, по-прежнему не выявлены.

Что такое заикание?

Заикание – одно из самых распространенных расстройств речи, известное так же давно, как давно существует человеческая речь. Заикание проявляется в нарушениях плавности и ритма речи, которые возникают в результате судорог мышц речевого аппарата, сопровождающихся нарушением дыхания, изменениями в высоте, силе звука и пр.

Этот недуг знаком людям разных стран мира, разного цвета кожи и разных самых возрастных групп. Им страдают примерно 1 % взрослых и 2-3% маленьких жителей нашей планеты. Чаще всего данная проблема возникает в раннем детстве, в возрасте от 2 до 5 лет, и нередко остается спутником человека на долгие годы, а иногда (в случаях отсутствия необходимой помощи ребенку) и на всю жизнь. Также замечено, что мальчики подвержены заиканию чаще, чем девочки, примерно в 4 раза.

Почему именно мальчики и почему именно в этом возрасте, а не в каком-то другом, часто интересуются родители? Есть мнение, что уязвимость мальчиков выше оттого, что речевое полушарие головного мозга у них развито несколько хуже, чем у девочек. Что касается возраста, дело в том, что в этот период времени у малыша максимально активно формируется, развивается фразовая речь, а это значит, что именно речевая функция на данном возрастном этапе становится наиболее уязвимой, ранимой областью психики ребенка. Поэтому любые нарушения в функционировании нервной системы ребенка могут вызвать «поломку» речи и привести к заиканию. Заикание – это речевое нарушение, связанное с функциональными изменениями центральной нервной системы.

Каждому взрослому человеку знакомо мнение о том, что заикание возникает от испуга, или, если говорить более точно, – в результате перенесенной психотравмы. Но только лишь сложная жизненная ситуация, перенесенный стресс способствуют тому? В раннем возрасте все дети чего-то да пугаются, иногда очень сильно, но только не все после этого начинают заикаться. Следовательно, дело не только в испуге.

Причина этого нарушения кроется в том, что у малыша, у которого произошёл «срыв» речи, например после испуга собаки или «громкого» конфликта родителей, уже была определенная предрасположенность к данному нарушению, на которую психотравмирующая ситуация просто наслоилась. Иначе говоря, для возникновения заикания должна быть подготовленная определенная почва.

Что предрасполагает к возникновению заикания?

Среди основных предпосылок к развитию заиканию можно выделить следующие:

  • неблагоприятная ситуация беременности (заболевания мамы ребенка в этот период, трудные условия ее жизни и работы во время беременности, стрессы и пр. );
  • невропатическая конституция ребенка;
  • черепно-мозговые травмы в анамнезе ребенка;
  • органические изменения центральной нервной системы самой разной природы;
  • длительные соматические и инфекционные заболевания, протекавшие на фоне высокой температуры (т.е. имеет значение соматическая ослабленность в результате перенесенных заболеваний на момент интенсивного формирования речи);
  • различные стрессы, носящие хронический характер (недостаток любви и внимания к ребенку, частые конфликты в семье, неправильное воспитание и пр.);
  • семейная отягощенность патологий речи.

Заикание по своим проявлениям очень многообразно и неоднородно, что также свидетельствует в пользу сложной природы его происхождения. У таких детишек кроме нарушений общей и речевой моторики часто наблюдается общее мышечное напряжение, скованность, угловатость движений или, напротив, двигательное беспокойство.

Для них свойственны такие психологические особенности и состояния, как застенчивость, речебоязнь, чувство внутренней угнетенности, повышенная раздражительность. А чем старше возраст ребенка, тем сильнее переживания из-за своей речевой несостоятельности, отчего речевое расстройство только усиливается.

Заикание – это не просто речевая проблема, возникшая в результате испуга, как склонны думать многие родители. Заикание — это речевое недоразвитие или неврозоподобное состояние, симптом невроза или, как утверждает часть исследователей, особая специфическая его форма.

В возникновении заикания главенствующую роль играет нарушение взаимоотношений нервных процессов в коре головного мозга. Нервный срыв в деятельности коры больших полушарий вызван состоянием нервной системы ребенка, ее готовностью отклониться от нормы.

С другой стороны, сбой в работе нервной системы может быть обусловлен неблагоприятными внешними факторами. Исходя из этого, мы делаем вывод о том, что заикание – это сложное комплексное расстройство, которое требует разностороннего подхода к коррекции и лечению.

О том, как помочь своему ребенку, читайте в статье «Что делать, если ребенок заикается?».

Шустова Светлана Юрьевна, клинический психолог и перинатальный психолог Центра планирования семьи и репродукции Департамента здравоохранения г.Москвы.

Заикание и психика

Заикание – функциональное нарушение речи, внешне выражается в судорогах мышц тех или иных органов речи в момент звукопроизношения (губ, языка, мягкого нёба, гортани, грудных мышц, диафрагмы, брюшных мышц). Речь прерывается вследствие задержки на некоторых звуках и словах. Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы подходили и подходят к изучению этого речевого расстройства. Оно трудно устранимо, дезорганизует личность ребенка, тормозит правильный ход воспитания и обучения, затрудняет нормальное включение дошкольника в детский коллектив. Вот почему следует серьезно задуматься над средствами устранения у детей этого недостатка. Надо понять природу заикания, изучить личность заикающегося и овладеть доступными специальными педагогическими методами.

Проблема заикания в силу сложности и неоднородности дефекта (особенно в дошкольном возрасте) стоит как бы обособленно и требует более глубокого и всестороннего изучения со стороны специалистов различного профиля. Поскольку заикание тесно связано с формирующейся личностью, его следует рассматривать в структуре особенностей личности и ее деятельности. Данное положение основывается на том, что при заикании развитие личности происходит в стесненных условиях и это нередко приводит к ее деформации. При наличии заикания создается особая социальная ситуация развития, связанная с несовершенной судорожной речью, затрудняющей коммуникацию. На этом фоне довольно часто возникают трудности социализации из-за проблем в коммуникативной деятельности, нередко сопряженной с логофобией. В данном случае, непосредственное значение имеет активизация личностных ресурсов компенсации как самого дефекта, так и связанных с ним нарушений социализации.

Заикание у детей развивается в тесном взаимодействии с личностными и поведенческими нарушениями и во многом зависит от нервно-психического состояния ребенка, что обусловливает сложную симптоматику и собственно речевые нарушения. Изменения в нервно-психическом состоянии детей часто связаны не только, а иногда и не столько с появившимся заиканием, сколько с особенностями развития индивида. Речевое нарушение, как правило, лишь усугубляет проявление тех отклонений в развитии, которые у ребенка уже были или наметились. Большую роль играют также дефекты воспитания, неровное отношение к ребенку (то его заласкивают, то непомерно ругают за малейшую провинность), конфликтные ситуации в семье и др. Иногда к заиканию приводит подражание неправильной речи родителей или кого-то из родственников [1].

Актуальна разработка проблемы заикания в психологическом аспекте для раскрытия его генезиса, для понимания поведения заикающихся в процессе коммуникации, для выявления их индивидуально-психологических особенностей. Изучение у заикающихся дошкольников внимания, памяти, мышления, психомоторики наглядно демонстрирует, что у них изменена структура психической деятельности, ее саморегуляция. Они хуже выполняют ту деятельность, которая требует высокого уровня автоматизации (и соответственно – быстрого включения в деятельность), но различия в продуктивности между заикающимися и здоровыми исчезают, как только деятельность может выполняться на произвольном уровне. Исключение составляет психомоторная деятельность: если у здоровых детей психомоторные акты совершаются в значительной мере автоматически и не требуют произвольной регуляции, то для заикающихся регуляция представляет сложную задачу, требующую произвольного контроля. Некоторые исследователи считают, что заикающиеся отличаются большей инертностью психических процессов, чем нормально говорящие, им свойственны явления персеверации, связанной с подвижностью нервной системы. Перспективно исследование личностных особенностей заикающихся как с помощью клинических наблюдений, так и с применением экспериментально-психологических методик. С их помощью выявлены тревожно-мнительный характер, подозрительность, фобические состояния; неуверенность, замкнутость, склонность к депрессии; пассивно-оборонительные и оборонительно-агрессивные реакции на дефект [2].

Смотрите так же:  Общество людей с депрессией

Большинство авторов отмечают в разной степени выраженные психологические особенности у детей (Х.Лагузен, И.А.Сикорский, Г.Д. Неткачев, И.И. Тартаковский, Э. Фрешельс, Ф.Г. Штоккерт, Ю.А. Флоренская, М.Е. Хватцев и др.). В последние годы делаются попытки не только глубже изучить психологические особенности заикающихся с целью обосновать психотерапевтическую направленность логопедической работы (С.С. Ляпидевский, С.И. Павлова, В.И. Селиверстов, В.М. Шкловский, Ю.Б. Некрасова, Г.И. Ангушев, Л.З. Андронова, Э.М. Кулиев и др.), но и дифференцировать их по психологическим особенностям. В основу принимается наличие логофобий (С.С. Ляпидевский, С.И. Павлова), разная степень болезненной фиксированности на своем недуге (В.И. Селиверстов, В.М. Шкловский и др.) [1].

В последние годы отмечается рост частоты заикания у детей, что связывают с бурным внедрением в повседневную жизнь электронных средств массовой информации, видеоигр, обрушивающих огромные массивы аудиовизуальных данных на неокрепшую нервную систему ребенка. Заикание возникает у детей раннего возраста в период наиболее активного формирования их речи и личности и в дальнейшем препятствует развитию многих личностных характеристик ребенка, затрудняет его социальную адаптацию [3].

Основная задача – устранение у заикающихся детей возможных психологических отклонений, воспитание правильного отношения к своему дефекту, к себе, к своему месту в коллективе, а также развитие их интеллектуальных способностей, этических и нравственных представлений. Педагог-воспитатель формирует, прежде всего, знания и навыки, предусмотренные коррекционной программой, ориентируясь на речевые возможности каждого ребёнка, закрепляет речевые успехи постоянно на своих занятиях и во всех режимных моментах. В воспитательных мероприятиях, направленных на формирование гармонично развитой личности воспитатель формирует определённые моральные представления и понятия, черты характера, умения, навыки, привычки, связанные с отношением человека к труду и коллективу, развивать стремление всё делать самому, понимание товарищества дружбы [4].

В настоящее время считается общепризнанным, что устранять заикание нужно сразу же, как только оно возникнет. Чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в тяжёлый, стойкий дефект и влечёт за собой изменения в психике ребёнка. Кроме того, заикание лишает ребёнка нормальных условий общения и часто препятствует его успешной учёбе. Поэтому данный дефект важно устранить ещё до поступления ребёнка в школу. Но необходимо воздействовать на речь заикающегося, но и на его личность и моторику в целом. Воздействие на разные стороны организма, речи и личности заикающегося и разными средствами получило в нашей стране название комплексного метода преодоления заикания. Под ним понимается лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизического состояния заикающегося разными средствами и усилиями разных специалистов. Содержание обследования может включать изучение анамнестических сведений, педагогической, психологической и медицинской документации и исследование самого заикающегося. Это позволяет осуществить полное выявление всех имеющихся симптомов заикания, ни один из которых в процессе коррекционной работы не должен быть оставлен без внимания. Большую роль на пути к преодолению данного речевого нарушения играет профилактическая работа: из беседы с родителями выясняются наиболее значимые события, произошедшие в семье, и в связи с этим уточняются особенности общего, моторного и речевого развития ребенка. Уделяется внимание изучению вопросов воспитания [5].

Одним из приоритетных направлений комплексного метода преодоления заикания является воздействие окружающих на личность заикающегося ребенка, на его взаимоотношения со средой, на его эмоционально-волевую сферу. Окружающие люди должны воспитывать у ребёнка уверенность в себе, сознание своей полноценности, здоровый взгляд на дефект речи, желание избавиться от него: постоянно поддерживать сознание успеха на каждом этапе преодоления речевого нарушения и убеждение, что в конце концов успех будет полным. Большое значение в процессе работы с заикающимися дошкольниками имеет речь окружающих – негромкая, спокойная, неторопливая. Тогда заикающиеся дети начинают подражать этой манере говорить. Отношения к детям должно быть ласковым, без порицаний. Малейшие успехи должны тут же поощряться.

Дошкольный возраст – этап психического развития от 3 до 7 лет, ведущей деятельностью является игра. В ходе игровой деятельности происходит усвоение приёмов орудийной деятельности и норм социального поведения. Следовательно, в отношении детей дошкольного возраста все более и более внедряются в практику специальные приемы игровой психотерапии, сказкотерапии и психотерапии посредством рисунка.

Заикание – сложное речевое расстройство, требующее дальнейшего углубленного изучения. Среди многочисленных речевых нарушений оно одно из немногих, которое до конца не раскрыто. Современный подход к преодолению заикания настоятельно требует разработки и применения дифференцированных методов коррекции данной речевой патологии. Необходимо помнить, что оно лишает ребёнка нормальных условий общения и часто препятствует его успешной социализации. Выбор рациональных путей коррекции имеет особое значение в начальной стадии развития заикания, т.к. зависит от индивидуальных особенностей заикающегося и тяжести его заикания, от особенностей всего лечебно-педагогического комплекса и методики логопедической работы и даже от выбранной системы оценок результатов этой работы. Успешное преодоление сопряжено с систематической, тщательно скрупулезной и довольно длительной работой, требующей усилий со стороны и специалистов и самих заикающихся. И результат такой совместной, направленной работы позволяют оптимистично смотреть на возможность преодоления заикания [4].

Заикание и психика

Получаете ли вы премии?

Да, обычно в размере 13-й зарплаты

Нет, но нам стабильно выплачивают стимулирующие

Премии-то выдают, но это и не премии, а способ доведения зарплаты до средней по региону

Какие премии? Нам бы саму зарплату выплатили…

Всего проголосовало: 61

Когда слова не расходятся с делом

номер 09, от 27 февраля 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

«Чтобы работать в одиночку, нужна железная воля. У многих ли она найдется? На миру работать куда легче, артелью, миром легче поднимать большие тяжести», — эти слова из передовицы первого номера «Учительской газеты», вышедшей 3 октября 1924 года, принадлежат Надежде Константиновне Крупской. Именно она, руководитель Главполитпросвета при Наркомпросе, а затем и заместитель наркома просвещения РСФСР, стояла у истоков «Учительской газеты», помогала создавать ее, формулировать ее главную задачу – вскрывать и решать проблемы учительства. Быстро, грамотно, сообща… В этом году «Учительской газете» исполняется 95 лет. В этом же году мы отмечаем 150 лет со дня рождения Надежды Константиновны Крупской. Об этих, неразрывно связанных юбилеях, в материалах наших авторов – Надежды Тумовой и профессора Михаила Богуславского.

Пожалуй, самое главное для подростка – пользоваться авторитетом в своей среде. Мнения родителей и учителей, о том, как он учится, выглядит и вообще поступает в разных жизненных ситуациях, отходят в этом возрасте на второй план. Главное – что думают сверстники. Как в такой ситуации не оказаться изгоем? Кто такой лидер в современной подростковой среде? Какими качествами нужно обладать, чтобы им стать? Ответы в новом выпуске газеты в газете «Эпицентр».

«Мы учимся, пока живы. И будем учиться, пока не умрем» — таково кредо студента в Китае. Сегодня в вузах этой страны учатся в три раза больше человек, чем живут в нашей. Цифра колоссальная! И здесь хорошо уяснили: образование – движущая сила экономики, поэтому учиться нужно всем и всегда. О том, как удается организовать и направить в нужное образовательное русло такое количество человек, узнал из первых уст Сергей Рыков.

Наши приложения

Забыть про страх

И все получится

— Нейропсихология — своеобразная область. Ее создал отечественный ученый Александр Лурия, — рассказала доктор психологических наук, профессор, нейропсихолог, научный руководитель Центра патологии речи и нейрореабилитации Татьяна Визель. — Получив два образования — неврологическое и психологическое, он решил соединить неврологию и психологию. В результате те симптомы, которые видны внешне в нарушении поведения человека, в его заболевании, были объяснены с точки зрения мозговой деятельности. До этого неврология объясняла их примерно до спинного мозга, до подкорки. А вот что делается в коре головного мозга, как она работает, как обеспечивает поведение человека, его функции, — все это оставалось большой тайной. Оно и сейчас во многом остается тайной, но Александр Лурия сумел раскрыть многое из того, что начинали когда-то исследовать классические французские неврологи и перед чем они остановились. Лурия поставил это на психологические рельсы. Он создал диагностическую и терапевтическую системы, а самое главное, разработал методологию и инструментарий нейропсихологии дисциплины.

Что же обусловило такой взлет нейропсихологии и ее расцвет в нашей стране? Во многом Великая Отечественная война, во время которой колоссальное количество людей получили черепные ранения. Именно тогда стали изучать, какие функции выпадают при различных ранениях, в результате которых пациенты не могут читать, говорить, писать, видеть, узнавать, смотреть, ориентироваться в пространстве. И таким образом стало понятно, какая область мозга за какие функции отвечает. Так нейропсихология распространилась по планете. Сейчас работать по методике Лурии считается высшим классом.

В мире заикание — распространенный недуг. Возрастной ценз этой проблемы — от двух до бесконечности. Но, как правило, после тридцати заикание само сходит на нет. У молодежи самый большой взрыв развития недуга — пубертатный возраст. В 11, 12, 13, 14 лет, когда идет половое созревание, психика напряжена до предела. Отсюда и все протестные реакции, когда выстреливают незрелые механизмы психики. Часто заикаются поступающие в вузы, которые боятся экзаменов, а также старшеклассники. Понимающие экзаменаторы идут навстречу, разрешают заикающемуся писать ответы на вопросы, а не понимающие зачастую еще больше травмируют психику абитуриентов.

Смотрите так же:  Как понять что у ребенка стресс

Заикание нельзя назвать легким дефектом. Несмотря на то, что оно как будто бы не нарушает течение высших психических функций. То есть и мышление, и способности, которые даны человеку от природы, не исчезают у заикающихся. Однако реализация их весьма затруднена. Заикание относится к числу патологических состояний, которых человек стыдится. Дело доходит до развития невроза вокруг заикания. Детям оно мешает комфортно чувствовать себя в коллективе, их часто дразнят. Но если малыши иногда почти не стесняются этого, то практически все взрослые тяжело переживают свое заикание. Почти у всех невроз, поэтому заикание еще носит название логоневроз. Когда в центр поступают дети с заиканием, то специалисты стараются в первую очередь наладить их речь, потому что это еще возможно, так как нервные циклы не замкнулись, их еще можно пустить по правильному пути созревания. А когда поступают взрослые, то перестройка механизмов, ответственных за речь в мозге, отходит на второй план. На первом плане — психотерапевтическая работа. Здесь стараются перестроить их отношение к дефекту. Это очень нелегко сделать, но, как показывает практика, вполне возможно. Ведь когда отношение к дефекту изменится, с ним легче бороться. Заикание начинает проходить само собой, ведь оно питается страхом, любит, когда его стесняются, боятся. Вот тогда оно расцветает. И напротив, как только страх перед заиканием уходит, оно, как всякая фобия, начинает сворачиваться, исчезать.

У заикающихся есть так называемые холодные периоды, когда они говорят совсем хорошо, и обостренные. Это значит, механизм речи у них сложился. А что же тогда их заставляет срываться? Страх, стресс. Но снять этот стресс, как всякую фобию, очень сложно. В Центре патологии речи и нейрореабилитации этим занимаются психологи и врачи, которые используют медикаменты, психотерапевтические воздействия и логопедические занятия. Последние укрепляют речевой аппарат, дыхание, голос. Так что только комплексное устранение заикания может иметь смысл. Однако чтобы говорить красиво, чисто, без помех, потребуется немало времени, так как избавление от заболевания включает в себя излечение рецидивов с новым вмешательством. Тут дракон о многих головах — одну отрубишь, другая вылезает. И, однако, каждый последующий рецидив — легче предыдущего.

— Те, у кого происходит рецидив, к нам же и возвращаются, — продолжает Татьяна Визель. — Через какое время? Все зависит от условий жизни и стрессагенности обстановки. Если все спокойно, то возвращаются к нам редко, иногда раз в два-три года, бывает, что раз в пять-десять лет. Если человека постоянно психотравмирует работа, то, конечно, лечение будет долгим. Но тем не менее наши бывшие пациенты знают, что есть место, куда они могут прийти, где им помогут, где их поддержат.

Заикание (логоневроз). Симптомы, диагностика и лечение.

Более 10 лет наш Центр помогает вылечить заикание. Работаем с детьми всех возрастов. Разрабатываем программы коррекции, исходя из особенностей ребенка, стараемся избегать медикаментозного лечения.

Логоневроз или по-другому заикание — часто встречающаяся разновидность нарушения речевого поведения, вызванная проблемами в психологической сфере. Заикание — отсутствие согласованной работы органов воспроизведения речи и системы управления речью. Никаких органических повреждений или патологий речевого аппарата в данном случае не наблюдается. Ребенок, страдающий логоневрозом, во время проговаривания постоянно делает остановки, запинается, повторяет слова или растягивает гласные. Часто логоневроз сопровождается неконтролируемым морганием, дрожью в челюсти, напряжением мышц лица. Судороги органов речи ведут к нарушению дыхания и темпа речи.

Заикание обычно проявляется в 3-5 лет. Именно в это время психика ребенка особо восприимчива, а развитие речи идет семимильными шагами. Только у 2% детей в возрасте 5-6 лет наблюдается это отклонение. В 6-14 лет новых случаев заикания почти не отмечается. А вот подростки в возрасте 15-17 лет входят в “группу риска”. Это связано с изменениями психики во время вхождения в пору полового созревания. Риск заикания у мальчиков в 2 раза выше, чем у девочек.

Во время заикания ребенок не испытывает боли, но чувствует сильный психологический дискомфорт. Напряжение постоянно возрастает, ведь ребенок не может правильно выразить свою мысль. Положение усугубляется насмешками и обидными выпадами со стороны сверстников. “Заика” стыдится своей особенности и замыкается в себе.

Причины логоневроза

Причинами логоневроза могут быть тяжело перенесенные ребенком инфекционные заболевания, некорректная работа эндокринной системы; нарушения в работе ЦНС, возникшие во время внутриутробного развития, родовые травмы. Также встречаются случаи несвоевременного введения второго языка еще до того, как ребенок освоил родной. Но чаще всего причина кроется в детских страхах, нервных потрясениях, психических срывах. Неправильно выбранная родителями методика воспитания ребенка: неоправданно завышенные требования, излишняя строгость, противоречия в суждениях родителей, отсутствие ласки и заботы, постоянный стресс.

Формы логоневроза

При тоническом логоневрозе ребенок делает длительные паузы во время речи. Преодолевается этот “барьер” очень тяжело.

Для клонического типа характерны частые навязчивые повторения слов и звуков.

Существует также смешанная форма логоневроза, включающая проявлением обеих форм.

Симптомы логоневроза

Паузы в речи, либо частые повторения звуков, спазмы гортани, губ, языка, судороги, моргание, нехватка воздуха, “гримасы”, потливость. Все это симптомы заикания. На психологическом уровне добавляется постоянное чувство тревожности, страх, боязнь попасть впросак, чувство неполноценности, бессонница, отсутствие аппетита.

Симптомы проявляются по нарастающей. Сначала это эпизодические факты, потом периодически возникающие, а затем стабильные повторения. Ситуация усугубляется в период нервного возбуждения.

Диагностика и лечение логоневроза

Самое главное, что необходимо понимать родителям — логоневроз излечим. Главное вовремя обнаружить симптомы приближающегося недуга и не дать ему окрепнуть в организме ребенка. Согласно статистике, более половины дошколят, родители которых обратились за помощью к специалистам, уже через год-два полностью избавляются от заикания. В случае обращения после 5 лет, когда заикание стало печальной нормой жизни ребенка, лечение идет медленнее.

Почему выбирают Центр “АКМЕ” для лечения логоневроза

Центр “АКМЕ” более 10 лет занимается лечением логоневроза на всех стадиях развития. Не только дети, но и взрослые, регулярно посещающие Центр, полностью избавляются от заикания.

Лечение начинается с первых минут нахождения пациента в Центре. Мы знаем, насколько важно чувство защищенности и комфорта для детей, страдающих заиканием. Поэтому Центр выглядит не как больница, а наши специалисты не носят белые халаты. Занятия проходят в игровой форме, ребенка окружает дружественная атмосфера.

Центр “Акме” работает по безмедикаментозным методикам. В случае с логоневрозом лекарства, в том числе противосудорожные, дают лишь временный эффект. Поэтому наши специалисты только в крайних случаях прописывают те или иные препараты. Залог успеха — грамотное сочетание логопедического комплекса, психологической помощи, использования достижений аппаратного лечения, дыхательные упражнения, гимнастика и массаж. К вашим услугам психологи, нейропсихологи, логопеды, остеопаты и другие специалисты, которые при комплексной работе позволяют избавиться от недуга.

Лечение логоневроза — это четко выверенный комплекс практических занятий, разрабатываемый индивидуально для каждого пациента. Во время составления программы нашими специалистами учитывается возраст, степень развития заболевания, а также выясняются причины, послужившие катализатором.

В Центре “Акме” ребенок не чувствует давления или навязывания со стороны врача. Занятия проходят не за столом, а в свободной игровой форме. К каждому маленькому пациенту подыскивается свой “ключик”: ребенок чувствует себя в кругу друзей, а не на приеме у врача.

Родители и близкие активно включаются в процесс выздоровления. Занятия в стенах центра дополняются “домашней работой”, позволяющей быстрее достигнуть желаемых результатов.

Не допустите, чтобы Ваш ребенок чувствовал себя неполноценным среди сверстников. Социальная изоляция в детстве может отложить отпечаток на всю последующую жизнь.

Подарите малышу и себе радость общения – позвоните нам по телефону 8-495-792-1202 или заполните заявку ниже, и мы перезвоним в ближайшие 15 минут.

Центр «АКМЕ» — мы работаем, чтобы в вашей семье были гармония и счастье!

Другие статьи

  • Ребенок 1 5 года плохо спит ночью комаровский Доктор Комаровский о том, что делать, если ребенок плохо спит ночью и часто просыпается Беспокойный детский сон по ночам — проблема довольно распространенная. Многие мамы и папы мечтают, чтобы ребенок сам выспался как следует и дал им, родителям, поспать хотя бы 8 […]
  • Развитие речи старших дошкольников презентация «РАЗВИТИЕ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» МДОУ детский сад 27 с/п «Рябинка» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ воспитателя I категории. - презентация Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемТатьяна Зинина Похожие […]
  • Флемоксин инструкция по применению для детей суспензия Флемоксин Солютаб - инструкция по применению, аналоги, отзывы и формы выпуска (таблетки 125 мг, 250 мг, 500 мг и 1000 мг) лекарственного препарата для лечения ангины, гайморита и других инфекций у взрослых, детей и при беременности В данной статье можно ознакомиться с […]
  • Почему ребенок болеет бронхитом Почему ребенок болеет бронхитом Сообщение Syringa » Ср май 04, 2011 11:22 Сообщение kasandra20068 » Ср май 04, 2011 11:45 Сообщение Syringa » Ср май 04, 2011 11:49 Сообщение kasandra20068 » Ср май 04, 2011 11:58 Я знаю, что это алергия.Просто говорю о том, что он […]
  • Памятка для родителей по воспитанию ребенка Памятка для родителей по воспитанию ребенка ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ Воспитывая ребенка, старайтесь придерживаться следующих правил: 1. Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом. 2. Принимайте ребенка таким, как он есть – со всеми его […]
  • Ночной энурез у ребенка 4 года лечение Детский энурез причины и лечение Каковы причины энуреза у детей? Конечно, среди них есть психологические и физиологические. О формах недержания и о том, как лечить детей с частым мочеиспусканием вас проконсультируют в Реацентре. Приблизительно к концу третьего-началу […]