Заикание и запинки

Заикание или запинки

Здравствуйте! Сыну 3 года , недавно стал разговаривать предложениями , правда некоторые слова или даже фразы многим непонятны , приходится быть в роли переводчика , но я по этому поводу не сильно беспокоюсь , думаю научится выговаривать слова , хотя к логопеду обратиться хотела. В детсад не ходим , ходим в воскресную школу в субботу , воскресенье по 2 часа: там тоже и музыкальное занятие , и развитие речи , и театр. […]

Здравствуйте! Сыну 3 года,недавно стал разговаривать предложениями, правда некоторые слова или даже фразы многим непонятны, приходится быть в роли переводчика,но я по этому поводу не сильно беспокоюсь,думаю научится выговаривать слова, хотя к логопеду обратиться хотела. В детсад не ходим, ходим в воскресную школу в субботу,воскресенье по 2 часа:там тоже и музыкальное занятие,и развитие речи,и театр. Дома играем в пальчиковые игры, стихи разучиваем, разговариваем.
А недавно недели две назад стал заикаться! Сначала заикался на слова которые начинались с частицы «не»,например:»не понимаешь» Пётр говорит «не-не-не-не понимаешь».Теперь уже и на нормально произносимом ранее, знакомом слове «машина». Как правило такая запинка происходит в начале фразы. А иногда говорит: «Петя не может сказать слово.»
Нужен совет.

Подпишись на канал Lisa в Яндекс.Дзен

> Здравствуйте! Сыну 3 года,недавно стал разговаривать предложениями, правда некоторые слова или даже фразы многим непонятны, приходится быть в роли переводчика,но я по этому поводу не сильно беспокоюсь,думаю научится выговаривать слова, хотя к логопеду обратиться хотела. В детсад не ходим, ходим в воскресную школу в субботу,воскресенье по 2 часа:там тоже и музыкальное занятие,и развитие речи,и театр. Дома играем в пальчиковые игры, стихи разучиваем, разговариваем.

> А недавно недели две назад стал заикаться! Сначала заикался на слова которые начинались с частицы «не»,например:»не понимаешь» Пётр говорит «не-не-не-не понимаешь».Теперь уже и на нормально произносимом ранее, знакомом слове «машина». Как правило такая запинка происходит в начале фразы. А иногда говорит: «Петя не может сказать слово.»

Здравствуйте. Обязательно покажитесь логопеду. Начинайте занятия по следующим направлениям: развитие дыхания, в том числе, речевого, релаксация, расслабляющий массаж, пение. Ситуация с запинками может быть вызвана бурным развитием речи, которая до недавнего времени «простаивала». Мышление малыша уже давно опережает речевые возможности, отсюда трудности в высказывании мысли. Плюс, запинками страдают малыши впечатлительные, эмоциональные, ранимые. Возможно, нужен еще и психолог, если это так. Если же логопед определит заикание, то работа будет похожа на ту, что я вам описала,но ее должен проводить логопед — специалист по заиканию. Хорошие логопеды с занимаются с такими детками в речевом центре «Логопед-плюс». С уважением, Пятибратова Наталия.

Заикание. Запинки в речи.

Заикаюсь с 5 лет. Сейчас мне 24. Была у разных врачей, целителей (хотя в них не верю). Пила разные таблетки для улучшения работы мозга итд.
Ничего не помогло. Заикаюсь при волнении и стресса, на словах, которые начинаются с согласных. Причем даже когда не волнуюсь.
Помогите советом. Как вы сами или ваши близкие избавились от этого недуга?

Эксперты Woman.ru

Узнай мнение эксперта по твоей теме

Егорова Анастасия Владиславовна

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Южакова Екатерина Михайловна

Психолог, Клинический психолог. Специалист с сайта b17.ru

Студеничник Надежда Ивановна

Психолог, Онлайн-консультант. Специалист с сайта b17.ru

Джуран Марина Владимировна

Психолог, Семейный детский психолог. Специалист с сайта b17.ru

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Яна Вячеславовна Ром

Психолог, Семейный консультант. Специалист с сайта b17.ru

Шелудяков Сергей

Психолог, Клинический психолог. Специалист с сайта b17.ru

Бажажина Светлана Владимировна

Психолог, Коуч. Специалист с сайта b17.ru

Анастасия Дядчук

Психолог, Фототерапевт. Специалист с сайта b17.ru

Вероника Александровна Гаптрахимова

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

[2224177551] – 18 ноября 2017 г., 14:00

Автор, у меня точно так же, и возраст такой же. Только я не помню, со скольки заикаюсь (ну с начальной школы точно).
У меня такие же проблемы, только самая проблемная согласная — «к». Слова, начищающиеся с нее, вообще непроизносимы.
И еще вопрос — как именно вы заикаетесь?
Есть разные типы. Повторяющиеся звуки типа «п-п-простите», или по-другому?
У меня лично вообще какое-то мычание. То есть, когда хочу что-то сказать, как будто челюсть немеет и не могу ничего произнести, только мычу. От холода усиливается.
Тоже пила разные таблетки, и для улучшения мозгового кровообращения, и всеразличные успокоительные, и фенибут невролог прописывала, и я по своей инициативе пила таблетки против воспаления тройничного нерва (думала, что это поможет «расслабить» челюсть) — НИЧЕГО не помогает.
Очень мешает полноценно жить, работать, взаимодействовать с людьми.

[3981078165] – 18 ноября 2017 г., 15:36

Я тоже еще не до конца победила свое заикание. Спотыкаюсь на согласных «й», «к», «т». Таблетки не пила. Помогает вера в себя, публичные выступления, пение и расслабление организма в целом.

[2873861402] – 18 ноября 2017 г., 15:50

Мне 21. Раньше тоже сильно заикалась. У меня часто было так, будто дыхание пропадало. И я не могла ни слова выдавить. Моргаю глазами часто при разговоре.
Мне помогли публичные в выступления в вузе. Клин клином, так сказать. Сейчас заикаюсь намного меньше. Уже не боюсь общества, как раньше

[2224177551] – 18 ноября 2017 г., 16:21

Не понимаю, о каких публичных выступлениях тут идет речь, да еще в контексте помощи при заикании. Вы просто немного запинаетесь или по-настоящему заикаетесь? Это кардинально разные вещи. Да опозориться (а при заикании именно так и будет, люди, в основном, жестоки) перед большой аудиторией, которая ловит каждое твое слово, — самый большой страх заики.

[1058769240] – 18 ноября 2017 г., 17:10

Почему? Что спровоцировало? Меня в детстве испугалась собака, (тоже 5-6 лет), помню как в детстве «снимали» испуг, выливали воском. Дальше лечение не заходило, все эти годы часто была новенькой в классе. Подруг почти не было, за битая была. Потом в сознательном возрасте(11 кл) легла в псих-невр диспансер, занималась с логопедом, проблему облегчила, но все равно, стрессы, особенно недосыпание, очень бьют по нервн сист.и в эти дни. и еще очень до сих пор мешает страх, привычка бояться, спешность, стремление что-то быстро выговорить — а этого нельзя. Когда не спеша говоришь — именно не спеша, но у меня не всегда получается именно размеренно, как надо. Тогда прям судороги. Но в больнице я занималась до хрипоты. К моменту выписки после 10 минут непрерывной речи горло сипло. Сейчас опять забросила. а вообще, если это функциональное нарушение, то это тупо дело привычки. Тренировка умноженная на миллион. Жизнь одна. Какой человек имеет такое значение, что перед ним заикаться, если через несколько десятков лет мы будем лежать в прямоугольной коробке? Тренируйтесь перед мишкой, зеркалом, вообразите, что швабра — это очень значимый человек, или люди. А потом поймите, что швабра и посторонний слушатель на самом деле имеют одинаковую важность в ВАША жизни. Всех целую.

[3981078165] – 18 ноября 2017 г., 17:27

Не понимаю, о каких публичных выступлениях тут идет речь, да еще в контексте помощи при заикании. Вы просто немного запинаетесь или по-настоящему заикаетесь? Это кардинально разные вещи. Да опозориться (а при заикании именно так и будет, люди, в основном, жестоки) перед большой аудиторией, которая ловит каждое твое слово, — самый большой страх заики.

Кому как. Меня скопление народа мобилизует, я могу собраться и выступить без запинки, либо меняя на ходу слова, которые начинаются с проблемных звуков. Могу извиниться и сказать,что волнуюсь, и после этого становится легче. После удачного выступления буду гордиться собой. Поэтому рекомендую публичные выступления в качестве лекарства. Когда у меня было сильное заикание, это работало.

[353046489] – 18 ноября 2017 г., 18:02

Автор, у меня точно так же, и возраст такой же. Только я не помню, со скольки заикаюсь (ну с начальной школы точно).
У меня такие же проблемы, только самая проблемная согласная — «к». Слова, начищающиеся с нее, вообще непроизносимы.
И еще вопрос — как именно вы заикаетесь?
Есть разные типы. Повторяющиеся звуки типа «п-п-простите», или по-другому?
У меня лично вообще какое-то мычание. То есть, когда хочу что-то сказать, как будто челюсть немеет и не могу ничего произнести, только мычу. От холода усиливается.
Тоже пила разные таблетки, и для улучшения мозгового кровообращения, и всеразличные успокоительные, и фенибут невролог прописывала, и я по своей инициативе пила таблетки против воспаления тройничного нерва (думала, что это поможет «расслабить» челюсть) — НИЧЕГО не помогает.
Очень мешает полноценно жить, работать, взаимодействовать с людьми.


Точно также как вы и описали. Буквы на Т.К.Р.Ч. если они в начале предложения, в середине, в конце не важно. Не могу произности это слово. Начинаю нормально разговаривать и вот приходится произности слово «тыква» к примеру, все, как ком в горле. Не могу выговорить, начинаю махать руками, дышать глубоко. Тяжелый случаи.
Иногда бывают повторяющиеся звуки, в основном на букву С.
Уже устала. Хочу просто свободно общаться, а не думать, смогу ли нормально поговорить-спросить, то о чем хочу.
Как вы справляетесь с такой ситуацией? Когда нужно что то сказать, но не можете произносити ни слово?

[353046489] – 18 ноября 2017 г., 18:02

Автор, у меня точно так же, и возраст такой же. Только я не помню, со скольки заикаюсь (ну с начальной школы точно).
У меня такие же проблемы, только самая проблемная согласная — «к». Слова, начищающиеся с нее, вообще непроизносимы.
И еще вопрос — как именно вы заикаетесь?
Есть разные типы. Повторяющиеся звуки типа «п-п-простите», или по-другому?
У меня лично вообще какое-то мычание. То есть, когда хочу что-то сказать, как будто челюсть немеет и не могу ничего произнести, только мычу. От холода усиливается.
Тоже пила разные таблетки, и для улучшения мозгового кровообращения, и всеразличные успокоительные, и фенибут невролог прописывала, и я по своей инициативе пила таблетки против воспаления тройничного нерва (думала, что это поможет «расслабить» челюсть) — НИЧЕГО не помогает.
Очень мешает полноценно жить, работать, взаимодействовать с людьми.

Смотрите так же:  Конверсионные расстройства личности


Точно также как вы и описали. Буквы на Т.К.Р.Ч. если они в начале предложения, в середине, в конце не важно. Не могу произности это слово. Начинаю нормально разговаривать и вот приходится произности слово «тыква» к примеру, все, как ком в горле. Не могу выговорить, начинаю махать руками, дышать глубоко. Тяжелый случаи.
Иногда бывают повторяющиеся звуки, в основном на букву С.
Уже устала. Хочу просто свободно общаться, а не думать, смогу ли нормально поговорить-спросить, то о чем хочу.
Как вы справляетесь с такой ситуацией? Когда нужно что то сказать, но не можете произносити ни слово?

[2926239097] – 18 ноября 2017 г., 18:17

Посмотрите фильм 《Король говорит》с Кевином Фертом.Фильм сам по себе шикарный,а для заикающихся еще и поучительный так сказать.Мне его посоветовала посмотреть логопед,кот.занимается с моим старшим.У него запинание и мы тоже с ним уже давно лечимся и занимаемся.Заикание возможно вылечить,если оно началось внезапно от испуга.Если же оно носит другой характер (мой ребенок заикаться начал с началом речи) ,то его убрать практически невозможно.Но можно научится контролировать.-как герой Ферта в вышеназванном фильме.Фильм ,кстати,основан на реальных событиях. В нашем с сыном случае спасаемся правильным дыханием.Когла сын читает правильно так сказать-с паузами и вдохом в начале предложения,то и запинок почт нет.Но это постоянный самоконтроль.Он очень эмоциональный у меня товарищ и ему это трудно.Надеюсь с возрастом будет легче.Моя подруга тоже заикалась,прошла курс лечения в ЛорНии в СПб подростком,потом еще там консультировалась долго.Сейчас говорит без запинок,но с придыханием немного (как Рената Летвинова в начале карьеры)-и это ее изюминка так сказать

[1058769240] – 18 ноября 2017 г., 18:20

— Точно также как вы и описали. Буквы на Т.К.Р.Ч. если они в начале предложения, в середине, в конце не важно. Не могу произности это слово. Начинаю нормально разговаривать и вот приходится произности слово «тыква» к примеру, все, как ком в горле. Не могу выговорить, начинаю махать руками, дышать глубоко. Тяжелый случаи. Иногда бывают повторяющиеся звуки, в основном на букву С. Уже устала. Хочу просто свободно общаться, а не думать, смогу ли нормально поговорить-спросить, то о чем хочу. Как вы справляетесь с такой ситуацией? Когда нужно что то сказать, но не можете произносити ни слово?

А сколько вам лет? Вы обращались к врачам? Вообще, чем раньше начать, тем дучше

[4039768794] – 18 ноября 2017 г., 18:53

Очень хорошо помогает режим дня, когда все остальное бессильно

[353046489] – 18 ноября 2017 г., 19:41

Посмотрите фильм 《Король говорит》с Кевином Фертом.Фильм сам по себе шикарный,а для заикающихся еще и поучительный так сказать.Мне его посоветовала посмотреть логопед,кот.занимается с моим старшим.У него запинание и мы тоже с ним уже давно лечимся и занимаемся.Заикание возможно вылечить,если оно началось внезапно от испуга.Если же оно носит другой характер (мой ребенок заикаться начал с началом речи) ,то его убрать практически невозможно.Но можно научится контролировать.-как герой Ферта в вышеназванном фильме.Фильм ,кстати,основан на реальных событиях. В нашем с сыном случае спасаемся правильным дыханием.Когла сын читает правильно так сказать-с паузами и вдохом в начале предложения,то и запинок почт нет.Но это постоянный самоконтроль.Он очень эмоциональный у меня товарищ и ему это трудно.Надеюсь с возрастом будет легче.Моя подруга тоже заикалась,прошла курс лечения в ЛорНии в СПб подростком,потом еще там консультировалась долго.Сейчас говорит без запинок,но с придыханием немного (как Рената Летвинова в начале карьеры)-и это ее изюминка так сказать

Да, я уже давно посмотрела этот фильм. Поучительный для таких как мы. Но результатов никаких не было. Я не могу контралировать свое дыхание. Начинаю нервничать. Думаю пойти к логопеду. Не знаю уже что делать. Спасибо за совет

[2224177551] – 18 ноября 2017 г., 20:14


Точно также как вы и описали. Буквы на Т.К.Р.Ч. если они в начале предложения, в середине, в конце не важно. Не могу произности это слово. Начинаю нормально разговаривать и вот приходится произности слово «тыква» к примеру, все, как ком в горле. Не могу выговорить, начинаю махать руками, дышать глубоко. Тяжелый случаи.
Иногда бывают повторяющиеся звуки, в основном на букву С.
Уже устала. Хочу просто свободно общаться, а не думать, смогу ли нормально поговорить-спросить, то о чем хочу.
Как вы справляетесь с такой ситуацией? Когда нужно что то сказать, но не можете произносити ни слово?

Да, у меня тоже эти согласные. Про ком в горле — это правильно вы описали.
Если честно, сама хотела бы послушать советы. Из медикаментов, как уже писала, многое перепробовала, результатов не дало. Думаю, заикание не лечится. Немного корректируется ОЧЕНЬ усиленным лечением с хорошим логопедом, но лично у меня такая ситуация, что когда начала искать его, выяснилось, что мало кто занимается именно заиканием. Просматривала анкеты логопедов, почти у всех был перечислен спектр предлагаемых услуг и добавление: «кроме заикания». Видимо, и сами понимают, что это сложно.
Это нужны какие-то большие центры по заиканию. В моем городе таких нет.
А я еще заметила, кстати, что у меня заикание то усиливается, то уменьшается периодами. Когда-то более-менее хорошо говорю (для меня почти идеально), а когда-то вообще жесть, кажется, что все во рту онемело. Не знаю, отчего это зависит. Думаю, что-то извне — погода, фазы луны или что-то наподобие.

[2224177551] – 18 ноября 2017 г., 20:19


Точно также как вы и описали. Буквы на Т.К.Р.Ч. если они в начале предложения, в середине, в конце не важно. Не могу произности это слово. Начинаю нормально разговаривать и вот приходится произности слово «тыква» к примеру, все, как ком в горле. Не могу выговорить, начинаю махать руками, дышать глубоко. Тяжелый случаи.
Иногда бывают повторяющиеся звуки, в основном на букву С.
Уже устала. Хочу просто свободно общаться, а не думать, смогу ли нормально поговорить-спросить, то о чем хочу.
Как вы справляетесь с такой ситуацией? Когда нужно что то сказать, но не можете произносити ни слово?

— Точно также как вы и описали. Буквы на Т.К.Р.Ч. если они в начале предложения, в середине, в конце не важно. Не могу произности это слово. Начинаю нормально разговаривать и вот приходится произности слово «тыква» к примеру, все, как ком в горле. Не могу выговорить, начинаю махать руками, дышать глубоко. Тяжелый случаи. Иногда бывают повторяющиеся звуки, в основном на букву С. Уже устала. Хочу просто свободно общаться, а не думать, смогу ли нормально поговорить-спросить, то о чем хочу. Как вы справляетесь с такой ситуацией? Когда нужно что то сказать, но не можете произносити ни слово?

. продолжаю. Как справляюсь? Да никак. Абсолютно не контролирую этот процесс. Иногда сама от себя не ожидаю — скажу что-то чисто. А иногда даже с близкими людьми, в абсолютно спокойной ситуации мычу и не могу ничего сказать.
Я в том году закончила вуз, пришлось, несмотря ни на что, устраиваться на работу, очень сложно. Понимаю, что не могу до конца раскрыть свой потенциал из-за речи, а ведь человек я далеко не глупый. Обидно, что всякие более говорливые, но недалекие люди, более успешны, чем я. Особенно в институте было обидно, на семинарах всяких, когда нужно было говорить много. От этого зависела оценка. В общем, могу долго жаловаться, думаю, вы и сами все понимаете. А вы учитесь, работаете? Как у вас с этим?

Заикание и запинки

Таблица I. Сходство и различие запинок иесудорожного и судорожного характера

Причины возникновения запинок

Предупреждение и устранение речевых запинок

Предупреждение и устранение речевых запинок (СНОСКА: Предлагаемые советы в равной степени относятся и к предупреждению заикания у детей) у детей должно быть предметом серьезного внимания со стороны логопедов, воспитателей и родителей. Этот вывод вытекает из сказанного выше о запинках несудорожного и судорожного характера.

Независимый сайт о заикании

Предупреждение и устранение речевых запинок

Предупреждение и устранение речевых запинок у детей должно быть предметом серьезного внимания со стороны логопедов, воспитателей и родителей. Этот вывод вытекает из сказанного выше о запинках несудорожного и судорожного характера.

В чем же будут выражаться особенности воспитания детей в этом направлении? Взрослым, желающим уберечь ребенка от речевых запинок, нужно позаботиться прежде всего об упорядочении его поведения и развитии речи.

Упорядочение поведения. Известно, в какой степени характер речи человека связан с его психическим состоянием, с особенностями его высшей нервной деятельности. Возбужденного, чем-то встревоженного человека мы обычно узнаем по быстрым, отрывистым фразам, громкому голосу и т.д. Торопливый, разбросанный характер речи, изобилуемый разного рода перескакиванием и отвлечениями, как правило, характеризует человека суетливого, неорганизованного. На практике мы видим несомненную связь между темпом речи и темпом движений. Особенно это приемлемо по отношению к детям, ибо они еще не научились маскировать свои эмоции.

Для упорядочения поведения ребенка необходимо создать условия, способствующие его нормальному психическому развитию и неторопливо-спокойной речи.

К числу таких условий в первую очередь относится создание для ребенка определенного и твердого режима, который вырабатывает у него привычку к четкому чередованию различных видов деятельности, устанавливает определенный ритм жизни и благоприятствует нормализации работы высшей нервной деятельности и всего организма.

Смотрите так же:  От невроза для пожилых людей

Нормализации поведения способствует также уравновешенная, спокойная атмосфера, царящая в семье, ровное и ласковое отношение к ребенку окружающих. Отрицательное влияние на психическое развитие оказывают ссоры и скандалы дома, свидетелем которых ребенок может быть. Не следует забывать, что особенно чутко и болезненно он воспринимает явления, суть которых он не в состоянии полностью осознать. Это не может не отражаться на состоянии его высшей нервной деятельности: ребенок растет запуганным, раздражительным, очень неустойчивым в своих желаниях, неспокойным и т.д.

Подобную картину можно наблюдать и в тех семьях, где ребенок подвергается физическим наказаниям. Боль, страх, обида, которые несут с собой эти наказания, часто достигают не той цели, которой хотелось бы родителям. Вместо осознания своего поступка ребенок запуган, унижено его человеческое достоинство, а отсюда могут появиться и такие качества, как трусость, ложь, озлобленность и все вышеперечисленные неровности поведения. Родители, которые телесно наказывают ребенка, забывают о том, что наказание должно воспитывать, а не устрашать. Гораздо убедительнее и эффективнее действует на ребенка разъяснение его вины или наказание в спокойной форме. Лишение одного из удовольствий с разъяснением вины заставляет ребенка анализировать и сопоставлять свое поведение с действиями окружающих и влияет значительно сильнее в воспитательном отношении, нежели крик или физические наказания.

Капризы, детские истерики, так резко выбивающие ребенка из спокойного, уравновешенного поведения, так истощающие его нервную систему и служащие почвой для разнообразных отклонений в психическом и речевом развитии, — это обычно результат неправильного отношения к нему со стороны взрослых. Неумение или нежелание взрослых с. первых же дней сознательной жизни окружить ребенка ласково-требовательным отношением; потакание детским капризам, его избалованность способствуют неумению или нежеланию осознавать, что ему дозволено, а что нет. В основе большинства детских капризов, которые нередко перерастают в детские неврозы, лежит неосознанное ребенком различие между доступным и недоступным, желаемым и невозможным.

Напомним, что все сказанное о воспитании у ребенка спокойного, уравновешенного поведения имеет значение не только для его полноценного психического развития. Уравновешенное поведение ребенка — необходимая предпосылка для нормализации у него речевого общения с окружающими.

С этой целью полезно воспитывать у ребенка умение длительно заниматься одной какой-либо игрой или делом. Это приучает к вдумчивому и углубленному осмысливанию своей деятельности. Этим мы уберегаем ребенка от излишне частого переключения с одной деятельности на другую, от одного занятия к следующему и тем самым устраняем возможные причины его неусидчивости, суетливости, несобранности.

Говоря о вредности резкого переключения от интересного занятия к другому и тем более диктуемому извне, И.П.Павлов писал: «Классический пример в этом отношении представляют так называемые капризные дети. Вы приказываете им что-нибудь сделать, т.е. требуете от ребенка затормозить один раздражительный процесс и начать другой. И дело доходит часто до сильной сцены. Ребенок бросается на пол, стучит ногами и т.д.» .

Таким образом, взрослым необходимо стремиться воспитывать у ребенка увлеченность, длительную заинтересованность каким-либо занятием, а также уметь в случае необходимости безболезненно переключить его на другой вид деятельности. Нужно заблаговременно предупредить ребенка о необходимости заканчивать одно занятие и начинать другое. Если он излишне капризен, раздражителен, неспокоен, логопед должен рекомендовать родителям обязательно обратиться к врачу психоневрологу для консультации.

Развитие речи. Сделать речь ребенка четкой, содержательной фонетически и грамматически правильной, выразительной — желание и цель каждого родителя и воспитателя. Особенное значение такая речь имеет для детей, предрасположенных к нарушениям ее плавности и темпа, т.е. для тех, у кого наблюдаются запинки в речи, перестановки, недоговаривания звуков и слов во фразе и пр.

В этом случае воспитательная работа по развитию речи строится по трем направлениям. Первое — расширение у детей понятий и представлений с одновременным увеличением их словарного запаса. Как мы уже знаем, в основе многих речевых запинок лежит неумение ребенка сразу правильно оформить словами свою мысль, которую он должен передать слушателям. Это может зависеть от недостаточного понимания того или иного момента, явления, о которых он хочет рассказать (теряет логическую последовательность изложения, появляется сумбурность речи), или от ограниченного словарного запаса (затрудняется в выборе нужного слова, выражения).

Вот почему взрослые должны обращать внимание ребенка на окружающие его предметы и явления, объяснить их назначение и сущность. Чтение и рассказывание сказок способствует расширению понятий, представлений и словарного запаса ребенка; но необходимо предостеречь от перегрузок детей многообразием сказок, рассказов, стихов, так как это может привести к нежелательным результатам — к появлению речевых запинок вплоть до заикания. Поэтому, рассказывая, читая или показывая что-либо ребенку, не нужно стремиться к быстрому переключению его на новый материал. Значительно больше пользы ему принесет углубленная работа с одним материалом, который можно внимательнее осмыслить, ознакомиться с новыми понятиями и словами, пересказать по вопросам и целиком, сопоставить со знакомыми представлениями, сделать выводы и пр. Спустя некоторое время полезно заставить ребенка пересказать то, что он слышал ранее. Периодическое возвращение к знакомому материалу (сказке, рассказу, картинке, объяснению и т.д.) не только принесет радость, но и будет совершенствовать его знания, словарный фонд и выразительные средства.

Второе — воспитательная работа по предупреждению и устранению речевых запинок у детей должна быть направлена на способности последовательно излагать свои мысли, желания. Неумение при изложении материала правильно распределить свое внимание между его мысленным содержанием и речевым выражением также ведет к запинкам, недоговариваниям, хаотичности в речи. Поэтому взрослые должны воспитывать у ребенка способность говорить неторопливо, спокойно, правильно строить фразы, воспитывать неторопливый темп речи на личном примере воспитателей и родителей. Это будет способствовать равномерному и последовательному течению мысли и речи ребенка.

Третье — при предупреждении или устранении речевых запинок у детей нельзя недооценивать и значение фонетических несовершенств их речи. Недостатки звукопроизношения могут, как мы знаем, мешать правильному оформлению и течению детской речи.

К концу пятого года жизни ребенок должен научиться правильно произносить все звуки русского языка. Поэтому работу по совершенствованию фонетической и грамматической сторон речи ребенка следует начинать как можно раньше. У маленьких детей этого можно добиться путем звукоподражательных игр, путем показа правильной артикуляции звуков. С детьми 4—6 лет можно проводить и более сложные речевые упражнения.

Нередки случаи, когда взрослые постоянно напоминают ребенку о его речевом дефекте, смеются, упрекают и даже наказывают за нежелание говорить правильно. Такое отношение со стороны взрослых приводит к тому, что ребенок начинает болезненно реагировать на свой речевой дефект, становится замкнутым, раздражительным. Означает ли это, что не нужно вовсе обращать внимание ребенка на то, что он говорит неправильно?

Можно прямо сказать, что без активного участия ребенка немыслима успешность речевой работы с ним. Дети рано сами начинают осознавать речевые несовершенства у себя и у своих сверстников. По мнению ряда авторов (А.Н.Гвоздев, Д.Б.Эльконин и др.), дети уже с 2—3 лет начинают выступать в качестве «борцов» за правильное произношение. Речь для них «становится не только полноценным средством общения и познания, но и предметом сознательного изучения» .

Поэтому можно и нужно привлекать внимание ребенка к тому, что он иногда говорит неправильно. Но делать это надо в том случае, если взрослые: а) обучают ребенка правильной речи, показывают, как строить фразу, выразить свою мысль и т.д.; б) при этом замечания делают ребенку тактично, без ущемления его достоинства; в) указывая на недостатки, обращают внимание ребенка и на положительные качества, поощряют его успехи; г) делая замечания, уверены, что ребенок сможет выполнить данные указания. Все это воспитывает у ребенка стремление устранить недостаток в своей речи.

Ребенок старшего дошкольного возраста, понимая, что его речь неправильна, должен стремиться к ее совершенствованию, но при этом он должен обязательно знать и чувствовать, что может говорить хорошо.
В младшем дошкольном возрасте, когда дифференцировки и самоконстроль у детей еще слабо развиты, целесообразно ограничиваться только одним показом, как нужно говорить.

Предупреждение и устранение у детей речевых запинок должно проводиться путем нормализации детской речи в их повседневной деятельности, в играх, в общении со взрослыми и сверстниками, путем специальных речевых занятий. Особо следует обратить внимание на речевые занятия с ребенком. Это могут быть ежедневные спокойные беседы о прочитанных стихах, сказках, событиях за день и т.п. Проводя беседу, взрослые должны помнить, что речь их служит образцом правильной речи и ребенок подражает этим образцам.

Нормализации плавности и темпа речи у детей способствует конкретизация излагаемого ими материала. Взрослые в этом случае как бы намечают опорные пункты, которые облегчают ребенку формулирование своих мыслей, правильное построение своего ответа, сообщения. Полезны в данном случае конкретные и наводящие вопросы.

Для конкретизации речи ребенка можно использовать как опорные моменты и всевозможные предметы, игрушки, картинки, все то, с чем связана повседневная жизнь ребенка и о чем он собирается рассказать. Полезно, чтобы ребенок сопровождал свои действия (рисование, лепку, труд и т.д.) речью.

Речь взрослых на занятиях способствует упорядочению и развитию речи ребенка и тем самым помогает предупреждать и устранять речевые запинки.

Как отличить заикание от запинок

Доброго дня папочки и мамочки.

Наш сегодняшний пост будет посвящен речевым запинкам или как отличить заикание от запинок.

Бывает так: в один прекрасный день, ни с того, ни с сего, ваш двух-трехлетний ребенок начинает говорить как-то странно: «Не-не-не хочу суп!»

Но не стоит сразу паниковать,так как заикание часто можно спутать с запинками.
Физиологические запинки-часто встречающееся явление в речи детей 2-5 лет, которое требует иной коррекции, нежели заикание и обычно возникает в случае, когда развитие мышления ребенка опережает его речевые возможности. Обычно мамы начинают паниковать, ожидая худшего – заикания. Помните, что запинки имеют отдаленное отношение к заиканию. Однако если вовремя не обратить внимание на повторы слогов и слов в речи и не принять профилактических мер, то риск возникновении заикания довольно велик.

Смотрите так же:  Кто лежал в клинике неврозов отзывы

Какие же действия должна принять мама,что бы вовремя искоренить данную проблему?
1)Как только вам послышались в речи «спотыкания», попробуйте определить, заикание это или запинки.

2)Проанализируйте причины «неожиданного» нарушения ритма речи у ребенка.

3)Если своеобразие речи не исчезает на протяжении двух-трех недель и даже имеет тенденцию к ухудшению, пора обратиться к специалисту!

Без запинки. Логопед — о причинах заикания и о том, как его лечить

Если вовремя не начать лечение, очень тревожный человек может не совладать с собой, и со временем создается порочный круг, так называемая логофобия, когда человек из-за заикания начинает бояться общения.

Заикание — одно из часто встречающихся дефектов речи. Кто-то заикается только при волнении, во время выступления на публике, а кто-то — и в повседневной речи. Заболевание это хоть и не несет угрозы для жизни, но создает некоторые проблемы. Заикающимся закрыта дорога в некоторые профессии и тяжело в общении. Однако мнение о том, что это на всю жизнь — ошибочно. Избавиться от такого дефекта можно, причем даже будучи взрослым.

О том, почему люди начинают заикаться, каких видов оно бывает и почему мальчики запинаются в речи чаще, чем девочки, корреспондент «АиФ-Тюмень» поговорил с руководителем Центра патологии речи и нейрореабилитации, логопедом Надеждой Семеновой.

Мальчиков больше

Сирень Бабаева, «АиФ-Тюмень»: Надежда Дмитриевна, может ли заикание возникнуть у взрослого или это все же детская проблема, а запинки в речи у взрослых — не долеченный в детстве дефект?

Надежда Семенова: У взрослых заикание возникает редко, в основном в детстве. Но здесь есть такой психологический момент: порой заикание, которое было с детства, во взрослом возрасте человеку становится необходимым, становится его частью. И если человек тревожный, не любит выступать на публике, то он может «прикрываться» своим речевым дефектом, пользоваться им, ему становится удобно заикаться. Также в конфликтной ситуации часто заикание играет на руку. Человек начинает заикаться, и вторая сторона конфликта часто уходит от спора, потому что очень сложно ругаться с заикающимся человеком.

— Есть какие-то определенные части речи, которые заикающемуся человеку сложнее всего выговорить?

— Нет, это не зависит от того, существительное это или прилагательное. Дело в наборе звуков в слове, в зависимости от того, где формируются судороги — в губах, гортани, на языке, те звуки человеку и сложнее выговорить. Например, при «б» — судорога в губах, при «к» — в корне языка. Бывает, что судороги случаются одновременно и в языке, и в гортани, это говорит опять же о тяжести заболевания и прежде всего о сложности коррекционной работы. Чем легче дефект, чем проще его лечить.

— А бывает, что человек заикается и на согласных, и на гласных?

— Судороги речевого аппарата при заикании бывают тонические и клонические. Тонические, когда ребенок тянет звуки, и здесь участвует гортань. Бывает смешанная форма, когда и тонические, и клонические, в этом случае запинки возникают и на согласных, и на гласных.

— Заикающихся людей становится больше, или, наоборот, этот дефект речи встречается все реже?

— Не скажу, что становится больше. Так, среди детей с речевой патологией заикающихся детей около 2%. Однако мальчиков больше. Они от природы более подверженные различным заболеваниям. Девочки же более крепкие. В женщине природой заложена биологическая агрессивность, которая дает силы ей выживать, переносить все невзгоды, потому что она по природе мать, ей нужно выносить, родить, вырастить и защитить своего ребенка.

Смотря какой вид

— Надежда Дмитриевна, отчего возникает заикание? Старшее поколение в качестве одной из весомых причин часто приводит испуг. Но только ли это является причиной запинок в речи?

Что касается остальных двух видов, то невротическое — это как раз та форма заикания, которая возникает на фоне психотравмирующих ситуаций, после стресса, испуга. Неврозоподобное — может быть следствием перинатальных патологий, тяжелых родов, проблем при вынашивании плода и во младенчестве ребенка. Они приводят к слабости тех систем, которые отвечают за артикуляцию, и в определенные периоды жизни внезапно человек может начать заикаться. Как говорят родители, заикание возникло «из неоткуда».

Причины заикания зависят от того, к какому виду относится этот дефект. При неврозоподобном в основе лежат онтогенетические уровни наследования, когда какая-то слабость артикуляционного аппарата передается по наследству и во время возрастного кризиса, заболевания, даже порой ОРЗ, даже в результате плохой адаптации в школе у ребенка начинаются проблемы с речью.

Что касается невротического заикания, то здесь в основе лежат особенности личности ребенка. Когда он тревожный, болезненно воспринимает различные стрессовые ситуации, неспокойный, грубо говоря, — невротический. Это тот тип личности, когда часто при травмирующих психику ситуациях возникает заикание.

— А заикание может пройти или остается на всю жизнь?

В зависимости от тяжести случая мы и даем прогноз. Конечно, если дефект тяжелый, то вылечить его будет сложнее, а при более легких формах нивелировать проще. Зависит успешность лечения и от причины возникновения. Если заикание невротическое, то после работы с психологом, который скорректирует личностные особенности человека, и занятий с логопедом можно избавиться от этого дефекта. Специалисты научат человека правильно дышать, контролировать свое эмоциональное состояние, справляться с волнениями и тревогами.

— Может ли произойти ухудшение состояния, когда сначала заикание было не очень сильным, а со временем запинки в речи возникают при любой ситуации?

— Да, если вовремя не начинать лечение, если человек очень тревожный и ему не удается совладать с собой, то со временем создается порочный круг, так называемая логофобия, когда человек из-за заикания начинает бояться общения. Он начинает говорить, возникает волнение, страх из-за того, что сейчас начнет заикаться, и начинает заикаться — круг замыкается. Поэтому важно начать лечение, как только заметили проблему, пока не сформировалась логофобия, избавиться от которой очень сложно.

Чаще всего боязнь говорить возникает при невротических заиканиях. Неврозоподобные заикания они вялотекущие. Ребенка можно пролечить, заикание пройдет, но через некоторое время все может вернуться, потому что есть определенный так называемый резидуально-органический дефект.

Когда круг разрывается

— А может быть сразу заболевание тяжелой степени?

Что касается периодов формирования заикания, то здесь нужно учитывать и физиологическое состояние ребенка. Есть такие дети, у которых была задержка формирования речи, и она начинает бурно развиваться. В этом случае могут быть физиологическое запинки, которые часто путают с заиканием, хотя на самом деле это таковым не является. Просто у ребенка речевой аппарат не успевает за мыслями, он не успевает сформировать их в слова, предложения. Такое нередко бывает в периоды активного формирования речи.

Что касается неврозоподобного заикания, то здесь нужно учитывать, что у ребенка есть три физиологических возрастных кризиса: в три года, в 6-7 лет и в 12-13 лет. В эти периоды заикание чаще появляется впервые и может усугубляться при его наличии.

— Неврозоподобные заикания могут остаться на всю жизнь или они точно так же внезапно исчезают?

— Это всегда зависит от самого человека, если он желает избавиться от этого дефекта, то он это сделает. Для этого нужно научиться правильно дышать, делать артикуляционную гимнастику, говорить на выдохе. Кстати, именно поэтому не заикаются при пении, ведь поют на выдохе. А когда человек говорит, он забывает о дыхании и может говорить как выдохе, так и на вдохе. Под руководством логопеда родители шьют для своего ребенка специальные пояса, чтобы выработать правильное дыхание.

Заикание лечится только благодаря усилиям человека, медикаментозно мы лишь облегчаем состояние. Но если человек не хочет избавиться от этого дефекта, то сколько бы с ним ни работали, он от него не избавится.

— Кстати, часто заикающийся человек начинает нормально говорить не только при пении, но и после того как выпьет некоторое количество алкоголя. Чем это объясняется?

— Это как раз говорит о том, что у человека невротическая форма заикания. Когда человек принимает алкоголь, он перестает думать о своем страхе заикания, «круг» логофобии разрывается.

Другие статьи

  • Можно ли давать детям вафли Наталья , скажите , можно ли давать ребенку вафли с таким составом — Состав: мука в/с , растительный жир , фруктоза , молоко сухое , сыворотка сухая молочная , мука соевая , отруби , яичный порошок , пробиотики ( бифидобактерии и лактобактерии), лецитин , соль , […]
  • Ребенок в 1 год спит 3 раза Сколько раз в день положено спать ребёнку после года? Здравствуйте! Нашему сынку 1 год 22 дня. Спит 2 раза днём. Утром в 10−11 и после обеда в 14−15. Спит по 40−50 минут. Укачиваемся долго. Вечером ложится спать в разное время — когда в 21 ч., 22 ч., а вчера уже […]
  • Памятка для родителей по воспитанию ребенка Памятка для родителей по воспитанию ребенка ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ Воспитывая ребенка, старайтесь придерживаться следующих правил: 1. Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом. 2. Принимайте ребенка таким, как он есть – со всеми его […]
  • Развитие креативности детей старшего дошкольного возраста Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (На примере обогащения и активизации словаря) Филатова Елена Юрьевна Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время Уведомить о поступлении Диссертация - […]
  • Лечение детей арбидолом Схемы приема у детей АРБИДОЛ ® является средством с прямым противовирусным действием, которое может быть рекомендовано детям в рамках профилактики и лечения простудных заболеваний. Препарат обладает выраженной терапевтической активностью в отношении гриппа А и В, […]
  • 5мес ребенок развитие Календарь развития ребенкана 5 месяце Развивающие игры Учимся различать знакомые лица Игра 1. «Семейный альбом» В этот период у ребёнка формируется способность различать по лицу своих и чужих. Появление родного лица приносит малышу большую радость. Чередование разных […]