Заикание это нарушение темпо ритмической

Характеристика нарушений темпо-ритмической организации речи. — Шпаргалки по дисциплине Логопедия

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Темп – это скорость протекания речи во времени.

Ритм – равномерное чередование ударных и безударных слогов по длительности и силе.

Темп является одним из выразительных средств устной речи, он зависит как от быстроты произнесения следующих друг за другом речевых звуков, так и от частоты и длительности пауз между словами и предложениями.

Нормально говорящий человек произносит за одну секунду от 9 до 14 звуков, при убыстрении темпа речи возможно произнесение 15—20 звуков в секунду, но произношение не теряет своей ясности и разборчивости.

Нарушение темпа речи — это чрезмерное замедление речи и такое же убыстрение ее. Большинство детей в дошкольном возрасте говорят быстро; это может объясняться тем, что у них еще слабы тормозные процессы и контроль за своей речью.

В процессе развития речи быстрый темп мешает формированию речевых дифференцировок и может привести к закреплению детского неправильного звукопроизношения и общей неряшливости в речи.

Замедленный темп речи в большинстве случаев наблюдается одновременно с монотонностью речи и той или иной степенью нечеткости, смазанности звукопроизношения; такая речь носит название брадилалии. Причиной ее является общая вялость, паретичность речевой мускулатуры, что характерно для некоторых форм дизартрии (органически обусловленных речевых нарушений). Для преодоления брадилалии работа логопеда должна быть направлена на укрепление паретичной речевой мускулатуры при помощи артикуляторных упражнений под счет. Требовать убыстрения темпа, как отдельных движений, так и речи нужно осторожно, учитывая постепенно и медленно возрастающие возможности такого ребенка и его повышенную истощаемость.

В конце работы можно перейти к заучиванию и проговариванию скороговорок.

При выборе заучиваемых текстов желательно подбирать такие, которые по своему содержанию требуют энергичной речи.

Чрезмерное ускорение темпа речи, имеющее устойчивый характер, известно под названием тахилалии.

Признаком тахилалии является стремительность и поспешность общих движений тахилалика. Ускоренный темп речи проявляется больше всего при произнесении длинных слов и фраз, причем отдельные слоги и слова могут повторяться, выпадать и искажаться, что называется парартриями.

Говорящий (тахилалик) не отдает себе отчета в неправильностях своей речи. Он часто не дослушивает собеседника и начинает говорить сам. В незнакомой обстановке он говорит несколько лучше, но вскоре переходит на быстрый темп. При этом слушателю бывает трудно следить за содержанием речи тахилалика, так как быстрый темп скрывает за собой более глубокие нарушения речи, затрагивающие словарь, грамматический строй, звукопроизношение, восприятие, устную и письменную формы.

Баттаризм – убыстренный темп речи, при котором слова не проговариваются. Полтерн – патологически быстрый темп речи с запинками, напоминающими заикание. Прерывистый темп речи, когда в речи есть препятствия, паузы.

Заикание – это нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Темп, ритм и плавность речи при заикании нарушаются вынужденными и внезапными перерывами ее течения. Причиной этих остановок являются судороги в той или иной части периферического речевого аппарата: в дыхательной, голосовой или артикуляционной. Чаще всего судороги появляются в начале слова или даже фразы. Судороги бывают двух видов: клонические и тонические.

Клонические судороги проявляются в речи легким, но многократным повторением одного и того же слога (обычно начального слога слова); тонические судороги проявляются в речи длительной остановкой в начале слова (длительность их от нескольких секунд до одной минуты). Слова при этом как бы с усилием выталкиваются заикающимся. В результате и тех и других судорог нарушается плавное течение речи. Темп речи оказывается своеобразно измененным: чаще всего заикающийся говорит быстро, но быстрый темп прерывается вынужденными паузами, в результате произношение того или иного речевого абзаца может оказаться замедленным.

Чем чаще и длительнее судороги, тем тяжелее заикание. По характеру судорог оно делится на клоническое, тоническое и смешанное (клоно-тоническое или тоно-клоническое—по преобладающему характеру судорог) По месту судорог отличают дыхательную, голосовую и артикуляторную формы Иногда, начавшись в одном отделе речевого аппарата, судорога распространяется и на другие. Чаще всего наблюдаются судороги мышц губ и языка. Степени заикания: Различают три степени заикания: слабую (умеренную), среднюю и сильную (тяжелую). Четких критериев определения степеней заикания нет. В практике обычно считают слабой степенью такую, при которой заикание проявляется едва заметно и не мешает речевому общению. Сильной считается такая степень, при которой в результате длительных судорог речевое общение становится невозможным. Кроме того, при сильной степени проявляются также сопутствующие движения и эмболофразия.

Заикание – это нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Тахилалия, полтерн, баттаризм – нарушение темпо-ритмической организации речи с задержками бессудорожного характера.

Физиологические итерации – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленные возрастными особенностями ребенка (в период бурного формирования фразовой речи, до 4-ех лет).

Дифференциация заикания и сходных состояний

Наиболее типичные различия тахилалии и заикания.

1. Предрасполагающие причины заикания:

(факторы риска в возникновении заикания)

2. Производящие причины заикания:

(провоцирующие факторы заикания)

Основные психо-физиологические механизмы заикания.

1. ЗАИКАНИЕ — сложное невротическое расстройство как результат cшибки нервных процессов в коре головного мозга, а так же нарушение корково-подкоркового взаимодействия, регулирующего темп речевых движений (голосообразование, дыхание артикуляцию);

2. ЗАИКАНИЕ-сложное невротическое расстройство, как результат зафиксированного рефлекса неправильной речи, первоначально возникшей вследствие различных речевых затруднений;

3. ЗАИКАНИЕ-сложное функциональное расстройство речи, как следствие общего и речевого дизонтогенеза;

4. ЗАИКАНИЕ — результат органического поражения ЦНС,

5.Смешанная форма заикания, как результат невроза, так и органического поражения ЦНС.

Симптоматика заикания

1.Судороги в процессе речевого акта, различные по степени месту локализации, форме.

2.Нарушение просодическоЙ стороны речи (темпоритмические, голосовые, интонационные нарушения).

3.Нарушения общей и речевой моторики (Произвольные и непроизвольные насильственные движения).

4.Психологические особенности личности; патологические психические состояния

5.Фонетико-фонематические и лексико-грамматические нарушения

6.Вегетативные нарушения.

7.Нарушение доминантности в работе полушарий головного мозга

Классификация судорожных проявлений при заикании

Нарушения темпо-ритмической организации речи – новые подходы в преодолении

Краткая аннотация: В данной статье предлагается к использованию в своей практической деятельности учителей – дефектологов, логопедов стройная, опробованная, простая и подтвердившая свою эффективность последовательная система методов и приёмов коррекционной помощи детям дошкольного возраста с нарушениями темп-ритмической организации речи различного генеза. Данные методы и приёмы наглядно демонстрируют эффективность коррекции основного дефекта и сопутствующих отклонений в развитии детей при минимальных затратах времени, наибольшем учёте интересов и направленности личности каждого ребёнка при условии установления эмоционально значимого контакта со всеми участниками коррекционного процесса.

Рассматриваемые в статье вопросы будут интересны с моей точки зрения как педагогам коррекционных учреждений работающих с означенным контингентом детей так и родителям детей имеющих данные отклонения в развитии, а так же и всем у кого имеется данное отклонение в речи, так как описываемая работа весьма доступна и при высокой заинтересованности позволяет даже не специалистам ею пользоваться. А язык, которым она изложена, максимально доступен широкому кругу лиц, как имеющему специальное образование, так и просто грамотному небезразличному обывателю. А при правильной организации специального коррекционного пространства использование этой системы методов и приёмов в разы увеличит эффективность и сократит сроки коррекции.

Как и любая речевая патология, нарушения темпо-ритма речи в современном бурно и неуклонно развивающемся мире имеют тенденцию к нарастанию и проявлению в различных сочетаниях с другими речевыми и физиологическими несовершенствами. И так как всё гениальное просто и в тоже время совершенно, всю коррекционную работу по преодолению этой достаточно широкой группы речевых нарушений можно смело и вполне научно обоснованно свести к небольшому набору универсальных и максимально эффективных методов и приёмов исправления. В результате достаточно долгого времени работы с детьми различного возраста имеющими те или иные нарушения в темпо – ритмической организации речи было подмечено одно важное обстоятельство: чем выше был порог осознанного желания преодолеть своё несовершенство, тем быстрее и успешнее шла коррекция, и тем устойчивее были достигнутые результаты.

Итак, обо всём по порядку.

В норме у представителей различных культур темп речи может варьироваться от 1 – 2 до 15 – 20 звуков в секунду, при том что речь остаётся внятной, ясной и понятной. Патологическое нарушение темпа, ритма и плавности речи характеризуется чрезмерностью её замедления или ускорения, общей неряшливостью в смешении фонем, неразборчивостью, повторами, перестановками, спазмами, семантическими и стилистическими неточностями вплоть до грубых ошибок.

Не вдаваясь глубоко в формулировки диагнозов и классификаций данных патологических явлений в речи будь то незначительные запинки в речи или заикание, а также патологически ускоренная (при тахилалии) или замедленная ( при брадилалии) речь, есть ряд моментов, которые требуют пристального внимания со стороны речевого окружения, т.е. тех с кем контактирует тот у кого нарушена речь.

Смотрите так же:  Эхо стресс петербург

В логопедии и этике есть такое понятие как правила речи. Эти правила могут быть сведены по сути своей к нескольким фундаментальным незыблемым и упрощённым до той степени, чтобы их мог произнести любой находящийся на коррекции в удобной для него форме. Начинают как правило с трёх основных правил:

  1. говорю на выдохе;
  2. говорю спокойно;
  3. думаю, потом говорю.

ВАЖНО! – эти правила начинают соблюдать все, кто окружает корректируемого безо всяких поблажек, в этот момент и выявляется, кто может негативно влиять на процесс коррекции. Бывают, конечно, различные жизненные ситуации, если противостояние значительное, а мир в семье важнее всего, то тогда стоит минимизировать общение корректируемого с негативно настроенными членами семьи, детского и пр. коллективов, дабы не раздражать их, так как дальше будет больше требований к так называемой речевой среде, т.е. к тем, кто будет непосредственно закреплять все вновь полученные в процессе коррекции навыки.

Почему так много значения придаётся этой пресловутой речевой среде? Да потому что «договариваться надо на берегу», потом будет обидно и не понятно почему не получается быстро, «как, к примеру, у Васи», или всё шло хорошо, но тут приехал или пришёл кто-то и всё стало также или ещё хуже.

К чему хочется подвести – специалисты, надеюсь, меня уже поняли: что касается темпа, ритма и плавности речи, то здесь важна дисциплинированность, сплочённость и понимание важности личного примера и требовательность прежде всего к себе и своей речи. И вот тогда чудо не заставит себя долго ждать.

Поделюсь с вами «своими замечательными открытиями». Если все эти отклонения от нормы не обусловлены «органикой», то кого-то тут явно копируют, обычно тот больше всех и протестует: «но меня же понимают». И тут конечно очень важно параллельно убирать все сопутствующие нарушения исходя из более доступных на данный момент.

Следующий важный стимул: заразить уверенностью в положительном исходе коррекции «у Васи же получилось», потому что Вася то-то … и то-то делал, а давай попробуем, смотри как он красиво стал говорить (это и есть стимул нематериального характера, хотя на первых порах и чем младше ребёнок, важны и стимулы материального характера – ты научишься это говорить и сможешь сам попросить продавца показать тебе… то о чём мечтает ребёнок).

Поэтому мы всегда на первых порой «молчаливых» или «жестовых» занятиях как правило рисуем/ лепим/ вырезаем и наклеиваем мечту. Говорим о мечте шёпотом, чтобы не спугнуть её.

А ещё предлагаем попробовать всем овладеть чудесной «терапевтической» речью, которая звучит с особой искренностью, спокойствием и любовью ко всему человечеству, такая речь расплавит даже самый толстый лёд в душе самых сопротивляющихся. Такая речь действительно лечит, окрыляет и вдохновляет, дарит уверенность и прогоняет прочь все страхи.

О страхах, конечно, нужно говорить отдельно, прорабатывать каждый из них, если они имеются, со специалистом, но чтобы узнать о них, нужна высокая степень доверия. Иногда это испуг, или боязнь что-то не успеть, или что тебя не дослушают и т.д. и т.п. Бывает очень часто, что внезапно появившийся недуг, как к примеру заикание, вызывает у ребёнка речевой негативизм, который может носить довольно стойкий и тяжёлый характер, здесь без обращения к специалистам (неврологу, психотерапевту, психологу, дефектологу – логопеду) вряд ли обойдётся. Но всё же главное самому не поддаться панике, контролировать свои эмоции, чтобы быть опорой ребёнку, а не тем, кого самого надо приводить в чувства.

Массаж, о нём так много все знают, и так мало понимают, а некоторые даже боятся его. Пора здесь расставить все точки над «и». Конечно, существует понятие специального логопедического массажа при той или иной речевой патологии. Его желательно проводить самому близкому человеку, которому безоговорочно доверяет ребёнок, а овладеть этими несложными навыками в настоящее время стало в значительной степени доступно. Польза его однозначна и неоспорима, как то что массаж любят все и он нужен всем.

Мелкая моторика таких детей тоже весьма своеобразна: линии не чёткие, наблюдаются «скачки», разрывы, множественные линии. Здесь важен приём передачи уверенности ребёнку «рука в руке», формирование правильного двигательного стереотипа.

В общей и речевой моторике также наблюдаются специфические проявления нарушения темпа и ритма, вот почему для этих детей очень важны все музыкальные, стихотворные, гимнастические, артикуляторные стройные формы с осознанием для чего то или иное действие производится, но основная цель всё же – спонтанная правильная речь, которая тем проще получается , чем более комплексно решаются эти важные вопросы. Семья и благополучная в ней обстановка при этом стоят на первом месте.

И в завершение: коррекция нарушений темпо-ритма иными словами звучит как упорядочивание , т.е. приведение в порядок: если неравномерно растянутая во времени, значит чётко определять необходимые паузы и постепенно предлагая всё более нарастающий темп предлагать повторять слова, фразы отражённо, затем самостоятельно не менее 2 раз, чтобы дать возможность прислушаться к своему новому звучанию и запомнить этот образ правильной речи.

То же самое с ускоренной речью, только наоборот, даём образцы правильной слегка замедленной, чёткой, внятной, со всеми флексиями (началом, основой и окончанием) в каждом слове, если надо то и по слогам, постепенно сливая в слова, затем в норме.

Очень важно с самого начала обучить ребёнка приёмам рефлекторной регуляции:

  1. дыхание должно быть не слишком глубоким, спокойным и плавным; если произошёл рецидив, реагировать спокойно, восстановив дыхание соблюдать правила речи, которые по мере возрастания речевых возможностей, подобно аффирмациям, расширяются и углубляются:
  2. говорить надо на выдохе / я говорю на выдохе / у меня получается красиво говорить на выдохе и т.д.

Также очень помогает такой действенный приём как «голова баса» с использованием наклона головы немного вниз и вперёд, с мягкой придыхательной подачей голоса.

Ну и под конец о психологической устойчивости речи в критических эмоционально значимых и трудно контролируемых ситуациях как успеха так и неудачи. Важными оказываются тренинги на проявление доверия, моделируемые ситуации, диалоги в театрализации, интервьюирование, сочинение сказок с хорошим концом, рассказы о сбывшихся мечтах и ещё очень много всего.

Неизменной веры в себя и успехов во всех начинаниях!

Заикание как темпо-ритмическое нарушение речи. Методики логопедической работы со школьниками;

Нарушение фонац-го оформления высказывания.

Клиническая классификация речевых расстройств.

Две классификации реч. наруш: клинико-пед. (Гриншпун, Ляпидевский, Правдина) и псих-пед. (Левина). В основе клинич. – изуч. этиологии (причин) и патологии (патологич. проявлений) речевой недостаточности.

Опирается на сотруднич-во с медициной; виды реч. наруш. не привязыв-ся к формам забол-й; ориентир-на на коррекцию дефектов речи.

Характерно выд-е след. данных проявл-я дефекта: какими факторами обусловлен дефект (социальн. – биологич.); на каком фоне разв-ся (органическом – функц-м); в каком звене речевой системы локализуется (центральном – периферическом); какова степень нарушения; время наступления дефекта.

Критерии, позвол-е выделить осн-е группы нарушений речи: 1.наруш-я формы речи (устная или письменная); 2.наруш-я вида речевой деят-ти, применительно к каждой из форм: для устной – нарушения говорения или слушания, для письменной — нарушения чтения или письма; 3.нарушения этапа (звена) порождения или восприятия речи.

Характерно выделение следующих данных проявления дефекта:

І Нарушения устной речи:

1.1.Наруш-я голосообразования. Дисфония (афония)– наруш. или отсутств. фонации вследствие патологич-х изм-й голосового аппарата.

1.2.Наруш. темпо-ритмич. организации высказывания. Бради-, тахилалия — патологически замедл. (ускоренный) темп речи. Заикание – наруш. темно-ритмич. организации речи, обусловл-е судорожным сост-м мышц речевою аппарата.

1.3.Наруш. звукопроизносит. организации. Дислалия – наруш. звукопроизнош. при нормальном слухе и сохранной иннервации речев. аппарата. 1.4.Наруш. неск-х звеньев фонац-го оформления. Ринолалия — наруш. тембра голоса и звукопроизнош, обусловл-е анатомо-физиологич-ми дефектами речев. аппарата. Дизартрия– наруш. произносит. стороны речи, обусловл. недостат-й иннервац. мышц реч. аппарата.

2. Наруш. структурно-семантич. или внутр-го оформления высказ-я. Алалия— отсутствие или недоразвитие речи вследствие органич-го поражения речевой зоны КГМ во внутриутробном или раннем периоде развития при сохранном интеллекте. Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальным поражением ГМ (речь распадается).

ІІ Нарушения письменной речи: дислексия (алексия) — частичное или полное специфическое наруш. процесса чтения. Дисграфия (аграфия) — частичное или полное специфическое наруш. процесса письма.

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Существуют различные точки зрения на механизм заикания: 1.сложное невротическое расстройство в результате сшибки нервных процессов в коре головного мозга, нарушения коркового и подкоркового взаимодействия, расстройства единого авторегулируемого темпа речевых движений (голоса, дыхания, артикуляции). 2.сложное невротическое расстройство в результате зафиксированного рефлекса неправильной речи, первоначально возникшей вследствие речевых затруднений разного генеза. 3.сложное функциональное расстройство речи, появившееся вследствие общего и речевого дезонтогенеза и дисгармоничного развития личности. 4.органическое изменение в ЦНС.

Причины заикания: 1. предрасполагающие («почва»); 2.производящие («толчок»).

Предрасполагающие причины: 1)невропатическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие функции ЦНС); 2)невротические особенности ребенка (ночные страхи, энурез, раздражительность, эмоциональная напряженность); 3)конституционная предрасположенность (заболевания вегетативной НС, повышенная ранимость); 4)наследственная отягощенность (врожденная слабость речевого аппарата; 5)поражения головного мозга (родовые травмы, асфиксия, инфекции, обменно-трофические нарушения).

Смотрите так же:  Боязнь говорить никогда

Неблагоприятные условия при возникновении логоневроза: 1)физическая ослабленность ребенка; 2)возрастные особенности деятельности мозга (большие полушария и функциональная ассиметрия мозга оформляются только к 5 годам); 3)ускоренное развитие речи (бывают физиологические итерации – повторения слогов, слов); 4)скрытая психическая ущемленность; 5)недостаточность положительных эмоций; 6)недостаточность развития моторики, чувства ритма, артикуляции

Производящие причины: 1)анатомо-физиологические: энцефалолитические последствия заболеваний; травмы головного мозга (асфиксия, сотрясение); истощение или переутомление нервной системы; инфекционные заболевания (корь, тиф, коклюш); детские болезни, истощающие нервную систему (рахит); болезни внутренней секреции, обмена веществ; несовершенство звукопроизношения (дислалия, дизартрия, ЗРР). 2)психические и социальные причины: психотравма (испуг, страх); неправильное воспитание в семье (длительная психотравма); хронические конфликтные переживания; длительные отрицательные эмоции; острое потрясение; чрезмерная радость; неправильное формирование речевой функции (речь на вдохе, скороговорение); речевая и мыслительная перегрузка; полиглоссия; подражание заикающимся (пассивное и активное).

Симптоматика заикания. Классификация.

Заикание – наруш. темпа, ритма, плавности речи, вызыв-е судорогами в разл-х частях реч. аппарата. При заикании наблюдаем в его речи вынужд-е остановки или повт-я отд. зв. и слогов. Чаще всего возникает у детей в возрасте от 2 до 5 лет.

Проявления заикания: 1.физиол. симптомы: реч. судороги; наруш. ЦНС; наруш. физич. здоровья, общей и реч. моторики. 2.психологич. симптомы: речевые запинки; фиксация на дефекте; логофобии; уловки; особ-ти личности.

Различают невротическое заикание и неврозоподобное заикание.

Судороги (основной симптом) при заикании длятся от 0,2 до 12,6 сек. и различаются по форме: 1.ТОНИЧЕСКИЕ. Спазматические сокращения мышц (Т–ОПОЛЬ). 2.КЛОНИЧЕСКИЕ. Ритмически повторяющиеся судорожные движения мышц (ТО-ТО-ТОПОЛЬ). 3.СМЕШАННЫЕ. Клонические+тонические судороги: тоно-клоническое, клоно-тоническое.

По локализации: дыхательные; голосовые; артикуляционные; смешанные.

Дыхат. судороги (формы наруш. дых. при заикании): судорожный выдох (экспираторная форма наруш. дых); судорожный вдох (инсператорная форма наруш. дых); судорожный выдох и вдох (респираторная форма наруш. дых).

Голосов. судороги (ф-мы наруш. голоса при заикании): 1.смыкат. судорога– судорожно сомкн. складки не м. разомкнуться, внезапно прерыв-ся голос, блеющее произн.: А-А-АНЯ. 2.размык-я судорога–голос-я щель ост-ся открытой, безмолвие или шепот. 3.вокальная судорога–протягив-ся гласн. в словах.

Артикуляционные судороги: губные; язычные; мягкого неба на звуках К, Г, П, Б, Н, Т, Д, Р и других.

Наруш. моторики при заикании:судороги; тики; миоклонусы в мышцах лица и шеи; произв-е движ-уловки; общее моторное напр-е, сков-ть движ, растормож-ть, дискоординация или вялость; нек-е указывают на связь заикания с леворукостью и амбидекстрией.

Фиксированность на дефекте: нулевая степ. болезн. фиксац. – не испыт-т ущемления от заикания, не замечают его; умеренная степень болезненной фиксации– стесняются, переживают, мало общаются, прибегают к различным уловкам; выраж-я степ. болезн. фиксации – тягостное чувство неполноценности.

Уловки для маскировки заикания: движ. руками, ногами, корпусом, головой; покус. кончика языка, нижней губы, облиз. губ, причмок-е, беззвучное артикулир. звуков; эмболофразия – Э-Э-Э… И… НУ, ВОТ, ДА и другие незначащие слова.

Разл-т 3 степ. заикания: легкая – лишь в возбужд-м сост; средняя — в спок-й речи запинок мало, в эмоц. сит. — сильное; тяжелая – в течение всей речи.

Типы течения заикания: пост. тип; волнообразный – то усил., то затухает; рецидивирующий – то исчезает, то появл.

Что такое Заикание

Заикание – это нарушение темпо-ритмической стороны речи, которое может быть вызвано повторяющимися судорогами в артикуляционном, голосовом или дыхательном отделе речевого аппарата.

Заикание характеризуется «застреванием» на отдельных звуках, неоднократным, непроизвольным повторением звуков, сопутствующими движениями, вегетативными реакциями.

Причины появления Заикания

У детей заикание возникает в результате психологической травмы или органических поражений головного мозга. Психологическая травма (как одномоментная, так и длительно длящаяся) может быть связана с усиленной нагрузкой, страхом, испугом, либо авторитарным стилем воспитания, длительными конфликтами и т.д. В итоге, нервная система не выдерживает перегрузки и формируется неврологическое нарушение.

К предрасполагающим причинам заикания относят:

  • Наследственная предрасположенность;
  • Поражения центральной нервной системы: внутриутробные, родовые, черепно-мозговые травмы;
  • Кровоизлияние в головной мозг (инсульт);
  • Наличие психических расстройств, таких как, шизофрения, психопатия и др.

Основные симптомы Заикания

  • Частое повторение отдельных слогов, слов;
  • Спазм артикуляционного аппарата (языка, губ, мышц гортани), артикуляционные судороги;
  • Паузы в разговоре;
  • Мышечное напряжение, тики лица;
  • Моргание, дрожание губ;
  • Ощущение нехватки воздуха;
  • Чувство страха, тревоги, боязнь перед речью (логофобия)

Диагностика и лечение (коррекция) Заикания

Диагностика заикания проводится логопедом, неврологом, психологом, психиатром. Выявляют локализация, частота артикуляционных судорог, особенности речи, отношения к заиканию. Для определения органических причин нарушения речи проводят ряд инструментальных исследований: магнитно-резонансная томография головного мозга, электроэнцефалография, эхоэнцефалография и др.
Коррекция заикания складывается из комплекса процедур лечебно-оздоровительного направления и психологической коррекции. Для укрепления нервной системы проводятся процедуры водолечения, физиотерапии, массажа, лечебной физкультуры. Применяются методы логопедической коррекции и психотерапии.

Профилактика Заикания

Профилактика заикания заключается в предупреждении поражений ЦНС, как и в утробе матери, так и в послеутробном развитии, забота о благополучном психологическом развитии ребенка, его речевом развитии.

Запись на прием к врачу логопеду

Обязательно пройдите консультацию квалифицированного специалиста в области логопедии в клинике «Семейная».

Диагностика нарушений темпо – ритмической стороны речи у дошкольников

Диагностика нарушений темпо – ритмической стороны речи

у дошкольников

Просодика – сложный комплекс элементов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.

Остановимся на двух понятиях – темпе и ритме.

Темп речи – скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающее степень ее артикуляторной и слуховой напряженности.

Темп речи может быть нормальный, быстрый или замедленный.

Ритмом называют равномерное чередование ускорения и замедления, напряжения и ослабления, долготы и краткости.

В логопедии существуют следующие нарушения темпо – ритмической стороной речи.

Брадилалия — патологическое замедление речи, возникающее, когда процесс торможения преобладает над возбуждением. При брадилалии речь сильно замедляется, растягиваются гласные, речь становится нечеткой.

Речевая симптоматика.

• замедленность темпа внешней и внутренней речи

• замедленность процессов чтения и письма

• интер- и интравербальное замедление

• нарушение артикулирования звуков

Неречевая симптоматика.

• нарушения общей моторики, тонкой моторики рук, пальцев, мимических мышц лица

• Особенности психической деятельности(замедленность и расстройства восприятия, внимания, памяти, мышления)

Тахилалия — нарушение речи, при котором она становится патологически быстрой.

Речевая симптоматика.

• неудержимая стремительность речи и на ее фоне — расстройства речевого внимания, запинки, повторения, проглатывания, перестановки слогов, слов, искажения предложений и т. д.

• интервербальная акцелерация (М. Зееман)

• расстройства внутренней речи, чтения и письма

Неречевая симптоматика

• нарушения общей моторики

• нарушения психических процессов

• нарушения вегетативной нервной системы

  • ситуационно обусловленная степень выраженности симптоматики

Заикание — нарушение темпа и ритма речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата.

Следствием нарушенного темпа речи является нарушение плавности речевого процесса, ритма и мелодико-интонационной выразительности.

Обследование детей имеющих нарушения темпо – ритмической стороны ведется комплексно: медицинское и психолого-педагогическое.

При обследовании по медицинской документации изучается анамнез (данные о речевых нарушениях у родителей и родственников и о развитии речи ребенка. Уточняются данные, касающиеся возможных психических заболеваний, неврологической симптоматики ребенка.

Логопедическое обследование включает в себя:

1) состояние общей и ручной моторики (способность к подражанию, самостоятельность, двигательная активность, наличие сопутствующих движений, тонус, темп, выразительность, координация и переключаемость движений, их сила, точность, объем), выявляется наличие брадикинезии;

2) состояние мимики;

3) состояние речевой моторики, орального праксиса посредством выполнения изолированных движений и их серий. Отмечается наличие или отсутствие движения, замена данного движения другим, тонус, объем движений, активность, возможность удержания органов в заданном положении, темп движения, синкинезии;

4) экспрессивная речь: произношение звуков, слогов, слов, фраз; пересказ, рассказ, чтение стихотворных и прозаических текстов, вопросо-ответная форма речи, специфические формы речи (отраженная, сопряженная, шепотная, ритмическая), пение. Отмечается состояние звукопроизношения, возможность произнесения многосложных слов, длинных фраз, длинного связного текста;,

5)интонация, голос (сила, тембр, модуляция, нарушение голоса); другие дефекты устной речи;

6)темпо – ритмическая сторона речи.

Остановимся на этом аспекте.

Обследование темпо – ритмической стороны речи должно проходить в привычной спокойной для ребенка обстановке.

Для обследования темпа речи логопед проводит беседу с ребенком и фиксирует нарушения темп — ритмической стороны речи

  • Повторы
  • Паузы
  • Возвраты
  • нескоординированные по времени слова (Слоги и звуки могут растянуться. Также возможна пауза в середине слова. Может появляться сопутствующее напряжение речевой мускулатуры).
  • чередование ускорения и замедления ритма и темпа,
  • напряжения и ослабления, долготы и краткости ритма.
  • наличие интер- и интравербального замедления или ускорения (При произнесении слов и фраз отмечается увеличение пауз между словами (интервербальное замедление) и между звуками внутри слова (интравербальное, внутрисловесное замедление).

Второй этап представляет собой задания на умения ребенка изменять темп речи.

Задание1: произношение автоматизированных рядов слов с изменением речи по инструкции.

Цель: обследовать умение ребенка изменять темп речи на отработанном ряду слов.

Инструкция: посчитай от 1 до 10 (перечисли дни недели), произнося слова сначала в медленном темпе (медленно), затем в среднем темпе (нормально), закончи быстрым темпом (быстро). И наоборот.

Задание 2. Чтение знакомого стихотворения в определенном заданном темпе.

Цель: умение ребенка изменять темп.

Инструкция: Прочитай знакомое стихотворение быстро (медленно, средне)

Задание 3: Чтение стихотворения с разным темпом речи.

Цель: Определить умение ребенка использовать нужный темп речи в стихотворном тексте.

Смотрите так же:  Бессонница при неврозах последствия

Инструкция: Прочти стихотворение про себя, подумай, в каком месте нужно прочесть в медленном темпе, в среднем, в быстром. Прочти стихотворение вслух.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом!

Все быстрей, быстрей бегом,

Карусель кругом, кругом, кругом!

Тише, тише, не спешите!

На третьем этапе ребенку предлагаются задания на воспроизведения ритма

Цель: выявить возможность ребенка воспроизводить ритмический рисунок.

Инструкция: «Послушай, как я постучу, и после того, как я закончу, постучи точно так же». После этого однократно предъявляется серия ударов по столу (карандашом или палочкой) с длинными и короткими интервалами:

1) простые ритмы — ! !, ! !, ! ! !, ! ! !, ! !; если задание выполнено верно, переходят к более сложному; если допущено больше одной ошибки, то прекращают;

2) сложные ритмы -. . . !. Критерий выполнения такой же, как в простых ритмах.

0 баллов — выполнены оба задания;

2 балла — выполнены только простые ритмы;

3 балла — не выполнено ни одного задания.

Цель: Выявить возможности детей самостоятельно подбирать ритмо-интонационный рисунок и отхлопать ритм стихотворения.

Инструкция: Прочти стихотворение, постарайся почувствовать ритм стихотворения, прочти стихотворения, прохлопывая его. (н-р: Наша Таня).

В логопедическом заключении указываются:

• чистые формы брадилалии, тахилалии; разновидности тахилалии (баттаризм, полтерн); сочетание тахилалии с заиканием;

• степень выраженности (легкая, средняя, тяжелая);

• влияние патологически замедленной (ускоренной) речи на личность ребенка, на его коммуникативные возможности;

  • круг ситуаций, в которых проявляется тахилалия;

• нарушения внешней речи (звукопроизношения, лексико-грамматической и семантической сторон речи, просодии);

• нарушения внутренней речи, психических процессов (восприятия, внимания, мышления);

• отклонения в поведении.

Просмотр содержимого документа
«Диагностика нарушений темпо – ритмической стороны речи у дошкольников »

Диагностика нарушений темпо – ритмической стороны речи

Просодика – сложный комплекс элементов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.

Остановимся на двух понятиях – темпе и ритме.

Темп речи – скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающее степень ее артикуляторной и слуховой напряженности.

Темп речи может быть нормальный, быстрый или замедленный.

Ритмом называют равномерное чередование ускорения и замедления, напряжения и ослабления, долготы и краткости.

В логопедии существуют следующие нарушения темпо – ритмической стороной речи.

Брадилалия — патологическое замедление речи, возникающее, когда процесс торможения преобладает над возбуждением. При брадилалии речь сильно замедляется, растягиваются гласные, речь становится нечеткой.

замедленность темпа внешней и внутренней речи

замедленность процессов чтения и письма

интер- и интравербальное замедление

нарушение артикулирования звуков

нарушения общей моторики, тонкой моторики рук, пальцев, мимических мышц лица

Особенности психической деятельности(замедленность и расстройства восприятия, внимания, памяти, мышления)

Тахилалия — нарушение речи, при котором она становится патологически быстрой.

неудержимая стремительность речи и на ее фоне — расстройства речевого внимания, запинки, повторения, проглатывания, перестановки слогов, слов, искажения предложений и т. д.

интервербальная акцелерация (М. Зееман)

расстройства внутренней речи, чтения и письма

нарушения общей моторики

нарушения психических процессов

нарушения вегетативной нервной системы

ситуационно обусловленная степень выраженности симптоматики

Заикание — нарушение темпа и ритма речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата.

Следствием нарушенного темпа речи является нарушение плавности речевого процесса, ритма и мелодико-интонационной выразительности.

Обследование детей имеющих нарушения темпо – ритмической стороны ведется комплексно: медицинское и психолого-педагогическое.

При обследовании по медицинской документации изучается анамнез (данные о речевых нарушениях у родителей и родственников и о развитии речи ребенка. Уточняются данные, касающиеся возможных психических заболеваний, неврологической симптоматики ребенка.

Логопедическое обследование включает в себя:

1) состояние общей и ручной моторики (способность к подражанию, самостоятельность, двигательная активность, наличие сопутствующих движений, тонус, темп, выразительность, координация и переключаемость движений, их сила, точность, объем), выявляется наличие брадикинезии;

2) состояние мимики;

3) состояние речевой моторики, орального праксиса посредством выполнения изолированных движений и их серий. Отмечается наличие или отсутствие движения, замена данного движения другим, тонус, объем движений, активность, возможность удержания органов в заданном положении, темп движения, синкинезии;

4) экспрессивная речь: произношение звуков, слогов, слов, фраз; пересказ, рассказ, чтение стихотворных и прозаических текстов, вопросо-ответная форма речи, специфические формы речи (отраженная, сопряженная, шепотная, ритмическая), пение. Отмечается состояние звукопроизношения, возможность произнесения многосложных слов, длинных фраз, длинного связного текста;,

5)интонация, голос (сила, тембр, модуляция, нарушение голоса); другие дефекты устной речи;

6)темпо – ритмическая сторона речи.

Остановимся на этом аспекте.

Обследование темпо – ритмической стороны речи должно проходить в привычной спокойной для ребенка обстановке.

Для обследования темпа речи логопед проводит беседу с ребенком и фиксирует нарушения темп — ритмической стороны речи

нескоординированные по времени слова (Слоги и звуки могут растянуться. Также возможна пауза в середине слова. Может появляться сопутствующее напряжение речевой мускулатуры).

чередование ускорения и замедления ритма и темпа,

напряжения и ослабления, долготы и краткости ритма.

наличие интер- и интравербального замедления или ускорения (При произнесении слов и фраз отмечается увеличение пауз между словами (интервербальное замедление) и между звуками внутри слова (интравербальное, внутрисловесное замедление).

Второй этап представляет собой задания на умения ребенка изменять темп речи.

Задание1: произношение автоматизированных рядов слов с изменением речи по инструкции.

Цель: обследовать умение ребенка изменять темп речи на отработанном ряду слов.

Инструкция: посчитай от 1 до 10 (перечисли дни недели), произнося слова сначала в медленном темпе (медленно), затем в среднем темпе (нормально), закончи быстрым темпом (быстро). И наоборот.

Задание 2. Чтение знакомого стихотворения в определенном заданном темпе.

Цель: умение ребенка изменять темп.

Инструкция: Прочитай знакомое стихотворение быстро (медленно, средне)

Задание 3: Чтение стихотворения с разным темпом речи.

Цель: Определить умение ребенка использовать нужный темп речи в стихотворном тексте.

Инструкция: Прочти стихотворение про себя, подумай, в каком месте нужно прочесть в медленном темпе, в среднем, в быстром. Прочти стихотворение вслух.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом!

Все быстрей, быстрей бегом,

Карусель кругом, кругом, кругом!

Тише, тише, не спешите!

На третьем этапе ребенку предлагаются задания на воспроизведения ритма

Цель: выявить возможность ребенка воспроизводить ритмический рисунок.

Инструкция: «Послушай, как я постучу, и после того, как я закончу, постучи точно так же». После этого однократно предъявляется серия ударов по столу (карандашом или палочкой) с длинными и короткими интервалами:

1) простые ритмы — !! !, ! . !! ! !, ! ! . ! . ; если задание выполнено верно, переходят к более сложному; если допущено больше одной ошибки, то прекращают;

2) сложные ритмы -. . . . Критерий выполнения такой же, как в простых ритмах.

0 баллов — выполнены оба задания;

2 балла — выполнены только простые ритмы;

3 балла — не выполнено ни одного задания.

Цель: Выявить возможности детей самостоятельно подбирать ритмо-интонационный рисунок и отхлопать ритм стихотворения.

Инструкция: Прочти стихотворение, постарайся почувствовать ритм стихотворения, прочти стихотворения, прохлопывая его. (н-р: Наша Таня).

В логопедическом заключении указываются:

• чистые формы брадилалии, тахилалии; разновидности тахилалии (баттаризм, полтерн); сочетание тахилалии с заиканием;

• степень выраженности (легкая, средняя, тяжелая);

• влияние патологически замедленной (ускоренной) речи на личность ребенка, на его коммуникативные возможности;

круг ситуаций, в которых проявляется тахилалия;

• нарушения внешней речи (звукопроизношения, лексико-грамматической и семантической сторон речи, просодии);

• нарушения внутренней речи, психических процессов (восприятия, внимания, мышления);

Другие статьи

  • Ребенок 9 месяцев не спит весь день Грудничок весь день не спит: причины нарушения детского сна Полноценный сон имеет очень большое значение для поддержания физического и психического здоровья детей и взрослых. Особенно важен он для малышей первого года жизни, переживающих период адаптации к окружающему […]
  • Ребенка не уложить спать 7 месяцев Невозможно уложить ребенка спать!переворачивается и встаёт! Девочки, не могу уже! Каждое укладывание затягивается на час а то и на два, с истериками и моими расшатаными нервами. Собственно, проблема: Сыну 9мес, спать хочет, глаза трёт и тд, стоит мне его поднести(!!)к […]
  • Сколько часов должен спать ребенок в 10 лет Сколько ребенку нужно спать? Нормы сна ребенка меняются в зависимости от возраста: На первой-второй неделе жизни новорожденному необходимо спать 16,5 часов в сутки. При этом, днем ему важно спать не менее четырех раз. С одного до трех месяцев норма сна малыша — […]
  • Как оформить пенсию по уходу за ребенком Как получить пенсию по уходу за ребенком до 14 лет после смерти мужа? здравствуйте в 2008 году у меня умер муж остался ребенок на нее я получаю пенсию по потере кормильца.в то время я работала официально и была в декрете когда он умер. сейчас я узнала что тоже могла […]
  • Развитие кровеносной системы у ребёнка Биология и медицина Развитие кровеносной системы человека с возрастом После рождения ребенка, по мере увеличения его возраста и становления функций организма увеличиваются длина, диаметр, окружность, толщина стенок артерий. Диаметр аорты у взрослого человека в 4,5 […]
  • Можно ли растирать ребенка при температуре мазью Можно ли растирать ребенка при температуре мазью Натирание. При какой т-ре? Натирание. При какой т-ре? Сообщение Olesia Berezka » Пт авг 13, 2010 15:02 Сообщение МаМаша » Пт авг 13, 2010 15:11 Сообщение Olesia Berezka » Пт авг 13, 2010 15:39 Сообщение NatKa » […]