Заикание клонотонического типа

Особенности тонической формы заикания

Дефекты речи — большая преграда при общении с другими людьми. На фоне социальной отчужденности могут появиться психологические комплексы. Чтобы этого не допустить и распознать заикание на начальной стадии, нужно внимательно следить за развитием ребенка.

Природа нарушений речи

Заикание провоцируют спазмы артикуляционной системы речевого аппарата человека, которые происходят во время произнесения какого-то звука или слова. Такая речевая задержка может обостриться в начале слова или в его середине.

При спазмах человеку кажется, что ему не хватает воздуха, чтобы выговорить его целиком. Появляется одышка, лицо и выражение глаз искажаются. Оратору хочется сказать слово быстро, чтобы его речевой недостаток не был так заметен, но под воздействием волнения или стресса заикание появляется чаще. Это мешает спокойно жить: при важном телефонном звонке, на деловой конференции человек не может сказать его, порой от отчаяния и вовсе бросает затею выразить свои мысли.

При более тяжелых стадиях появляется боязнь определенных слов или сочетаний букв, тенденция к сокращению усилий для выражения мысли, замена тяжелых для произношения фрагментов другими. Иногда даже появляется фобия спонтанного общения.

Такие люди, если не получают надлежащей поддержки от других, становятся замкнутыми и неуверенными в себе, развивают неоправданные комплексы. Они болезненно воспринимают насмешки или критику в свой адрес, особенно от представителей противоположного пола. Заслужить их доверие порой сложно, но они ценят настоящих друзей. Это обычные люди, которые считают себя не такими, как все. Им неудобно перед другими, но этот комплекс стоит просто побороть.

Разновидности заикания

Есть несколько видов заикания. Они отличаются причинами возникновения и характером выражения.

  1. Тоническое заикание — человек останавливается на одном и том же слоге, слове или звуке, не имея возможности сказать новое слово. Появляется неправильное сокращение мышц, участвующих в постановке речи.
  2. Клоническое заикание — это многократное повторение одних и тех же звуков, слогов или слов.
  3. Невротическое заикание возникает у детей как результат воздействия стрессов и испуга.
  4. Неврозоподобный вид связан с заболеваниями нервной системы как приобретенными, так и полученными в наследство.

Степени развития тонического заикания

Различают 4 стадии развития заикания тонического типа.

  1. Трудности в произношении слов возникают только иногда, в редких случаях. Это не мешает нормальной жизни ребенка, не заставляет чувствовать себя неудобно перед другими. Слова немного затягиваются, но это почти незаметно. Концом первой стадии и началом второй считается появление затруднений в выговоре начал слов и коротких слов служебных частей речи. Ребенок не замечает этого, говорит спокойно, без страха. Заикание возникает у детей от мгновенного испуга, и тут же может пройти.
  2. Трудности в общении появляются чаще. Сопутствующие психосоматические движения дают о себе знать. Иногда заикающимся тяжело сказать длинное слово. Ребенок пытается быстро сказать его, но сбивается и застревает на нем. Ощущения тяжести в общении нет, ребенок чувствует себя комфортно среди других детей.
  3. Во время запинок проявляются судороги мышц и нарушения речевого аппарата, мимики и жестов. Человек осознает свою проблему с расстройством речи, но не боится общения. Абсолютное спокойствие, отказ от оперативной медицинской помощи. Подсознательная оценка ситуации и замена одних звуков и слов другими.
  4. На последней стадии у некоторых страдающих заиканием клонического типа появляются проблемы с самооценкой, самокритичность и страх перед другими людьми, осознание своей неполноценности. Они избегают коммуникативных ситуаций. Замкнутость, постоянная замена сложных слов, вечное перефразирование мыслей, затягивание разговора свойственны им. Острое внимание обращают на мнение и реакцию окружающих людей. Без заикания пациент не представляет жизни, живет в вечном его ожидании и нервном напряжении.

Причины возникновения

Есть масса причин возникновения тонического заикания.

  1. Факторы, которые благоприятно влияют на развитие патологии: наследственность, особые заболевания, травмы, полученные во время родов, инфекции, что негативно воздействовали на слабую нервную систему, эмоциональная нагрузка.
  2. Факторы, которые провоцируют появление заикания: резкий испуг, разноязычие в окружении, проблемы с моторикой и чувством ритма, неправильное эмоциональное развитие, проблемы с психикой (незначительные, но скрытые) или быстрая речь. Любая из этих причин может послужить толчком к заиканию.

Механизм появления и борьбы с заиканием еще полностью не изучен. Известно, что это нарушения дыхания, артикуляционного аппарата и голоса, работы участков мозга, отвечающих за речь. Нарушается функционирование регуляторного центра, тоническая или клоническая задержка потока речи становится рефлексом, от которого трудно избавиться.

Симптомы болезни

  1. Нехватка воздуха для образования целого слова или слога. При вдохе и выдохе используется большое его количество. Сопротивление в зоне артикуляции работает со сбоями, частыми остановками, поэтому нужно больше воздуха, напряжения мышц. При произнесении звука голосовые связки смыкаются с судорогами — это мешает возникновению звука. Гортань подается вперед. Человек пытается быстро и как можно тверже выговорить звук. Заикание не так видно, когда человек поет и говорит шепотом. Тогда речь практически полностью нормальная.
  2. Откидывание головы в другую сторону во время проявления дефектов речи, закрывание или прикрывание век, сознательное сжимание или заламывание рук, сжимание корпуса, искаженное выражение лица, движения пальцев, потаптывание ногой появляются произвольно или непроизвольно во время клонических или тонических судорог.
  3. Психологическая загруженность. Можно наблюдать боязнь некоторых букв или звуков, намеренного избегания произношения сложных слов. При сильном испуге может появиться временная абсолютная немота.

Возможные осложнения

Снижается коммуникативная активность, которая влияет на уровень развития заикающегося ребенка. Становится тяжело выразить себя, потому что присутствуют глубокая стеснительность и неуверенность в себе: ребенок в школе учится плохо, хотя неглупый и знает многое. Причиной является невозможность показать свои знания, т. к. он стесняется насмешек других одноклассников из-за заикания. Учительница его слушать не хочет, потому что он якобы ничего не знает, плохо читает и не умеет говорить. Следствием такого отношения становится замкнутость ребенка, он молчит на уроках и только дома жалуется родителям, что его в очередной раз оскорбила учительница, т. к. он не смог выговорить слово, занизила оценку за выученный стих потому, что он физически не может рассказать его идеально. Ребенок еще в школе обретает комплексы, от которых будет очень трудно избавиться. Родителям, воспитателям и учителям нужно понимать и поддерживать таких детей с клонической и тонической формами заикания.

Сначала нужно диагностировать заикание. Если есть вышеперечисленные симптомы, что не исчезают более трех месяцев, диагноз ясен. Нужно обязательно показать ребенка опытным специалистам: логопеду и невропатологу, рассказать, не подвергался ли он каким-либо травмам раньше. Проверяется нервная система на наличие заболеваний. Главное — это вовремя заметить недуг и сразу начать с ним бороться. Способ лечения зависит от типа заикания и степени развития логоневроза. Оно проходит и индивидуально с каждым маленьким пациентом и в группе. Откорректировать речь поможет логопед, его методика включает индивидуальный комплекс упражнений для постановки отдельных звуков речи и скорости разговора. Есть и логопедические центры для взрослых. Для малышей существуют детские сады с логопедическим уклоном. Там с детьми занимается логопед в группах и индивидуально, если есть необходимость. Специалист необходим для избавления от страха говорить, снятия тревоги при помощи дыхательных практик. В отдельных случаях могут дополнительно назначить седативные медикаментозные препараты. Хорошо помогают массаж, фитотерапия и физиологические процедуры. Заикание проходит с течением времени, не нужно торопить ребенка.

Меры профилактики

Родители должны обеспечить правильный, естественный и здоровый уход за ребенком. Сюда входит:

  1. Питание комплексное.
  2. Соблюдение режима дня, правильное чередование сна и активности.
  3. Постановка речи, правильное речевое развитие, упражнения и пример родителей.
  4. Закаливание, избегание инфекционных и вирусных заболеваний.
  5. Прогулки на свежем воздухе, общение со сверстниками, получение положительных эмоций.
  6. Соблюдение правил личной гигиены.
  7. Избегание стрессов, страхов, запрет на просмотр детьми фильмов ужасов и тех, что предназначены для взрослых.
  8. Ограничение времени нахождения ребенка перед компьютером или телевизором.

Подарите ребенку детство без взрослых проблем, скандалов и негатива. Читайте им добрые сказки, уделяйте больше внимания, рассказывайте об окружающем мире, играйте в песочнице. Риск появления случаев заикания уменьшится в несколько раз. Этим правилам стоит следовать и родителям, чьи дети уже преодолели тонический логоневроз.

Клоническая форма заикания — проблема современного общества. Существует 4 степени выраженности этого недуга. Это головная боль для родителей маленьких детей, но она успешно лечится, главное — это внимание и любовь к ребенку, обращение к опытному специалисту и правильное психоэмоциональное воспитание малыша.

Особенности тонической формы заикания

Дефекты речи — большая преграда при общении с другими людьми. На фоне социальной отчужденности могут появиться психологические комплексы. Чтобы этого не допустить и распознать заикание на начальной стадии, нужно внимательно следить за развитием ребенка.

Природа нарушений речи

Заикание провоцируют спазмы артикуляционной системы речевого аппарата человека, которые происходят во время произнесения какого-то звука или слова. Такая речевая задержка может обостриться в начале слова или в его середине.

При спазмах человеку кажется, что ему не хватает воздуха, чтобы выговорить его целиком. Появляется одышка, лицо и выражение глаз искажаются. Оратору хочется сказать слово быстро, чтобы его речевой недостаток не был так заметен, но под воздействием волнения или стресса заикание появляется чаще. Это мешает спокойно жить: при важном телефонном звонке, на деловой конференции человек не может сказать его, порой от отчаяния и вовсе бросает затею выразить свои мысли.

При более тяжелых стадиях появляется боязнь определенных слов или сочетаний букв, тенденция к сокращению усилий для выражения мысли, замена тяжелых для произношения фрагментов другими. Иногда даже появляется фобия спонтанного общения.

Такие люди, если не получают надлежащей поддержки от других, становятся замкнутыми и неуверенными в себе, развивают неоправданные комплексы. Они болезненно воспринимают насмешки или критику в свой адрес, особенно от представителей противоположного пола. Заслужить их доверие порой сложно, но они ценят настоящих друзей. Это обычные люди, которые считают себя не такими, как все. Им неудобно перед другими, но этот комплекс стоит просто побороть.

Разновидности заикания

Есть несколько видов заикания. Они отличаются причинами возникновения и характером выражения.

  1. Тоническое заикание — человек останавливается на одном и том же слоге, слове или звуке, не имея возможности сказать новое слово. Появляется неправильное сокращение мышц, участвующих в постановке речи.
  2. Клоническое заикание — это многократное повторение одних и тех же звуков, слогов или слов.
  3. Невротическое заикание возникает у детей как результат воздействия стрессов и испуга.
  4. Неврозоподобный вид связан с заболеваниями нервной системы как приобретенными, так и полученными в наследство.
Смотрите так же:  Боязнь наказания

Степени развития тонического заикания

Различают 4 стадии развития заикания тонического типа.

  1. Трудности в произношении слов возникают только иногда, в редких случаях. Это не мешает нормальной жизни ребенка, не заставляет чувствовать себя неудобно перед другими. Слова немного затягиваются, но это почти незаметно. Концом первой стадии и началом второй считается появление затруднений в выговоре начал слов и коротких слов служебных частей речи. Ребенок не замечает этого, говорит спокойно, без страха. Заикание возникает у детей от мгновенного испуга, и тут же может пройти.
  2. Трудности в общении появляются чаще. Сопутствующие психосоматические движения дают о себе знать. Иногда заикающимся тяжело сказать длинное слово. Ребенок пытается быстро сказать его, но сбивается и застревает на нем. Ощущения тяжести в общении нет, ребенок чувствует себя комфортно среди других детей.
  3. Во время запинок проявляются судороги мышц и нарушения речевого аппарата, мимики и жестов. Человек осознает свою проблему с расстройством речи, но не боится общения. Абсолютное спокойствие, отказ от оперативной медицинской помощи. Подсознательная оценка ситуации и замена одних звуков и слов другими.
  4. На последней стадии у некоторых страдающих заиканием клонического типа появляются проблемы с самооценкой, самокритичность и страх перед другими людьми, осознание своей неполноценности. Они избегают коммуникативных ситуаций. Замкнутость, постоянная замена сложных слов, вечное перефразирование мыслей, затягивание разговора свойственны им. Острое внимание обращают на мнение и реакцию окружающих людей. Без заикания пациент не представляет жизни, живет в вечном его ожидании и нервном напряжении.

Причины возникновения

Есть масса причин возникновения тонического заикания.

  1. Факторы, которые благоприятно влияют на развитие патологии: наследственность, особые заболевания, травмы, полученные во время родов, инфекции, что негативно воздействовали на слабую нервную систему, эмоциональная нагрузка.
  2. Факторы, которые провоцируют появление заикания: резкий испуг, разноязычие в окружении, проблемы с моторикой и чувством ритма, неправильное эмоциональное развитие, проблемы с психикой (незначительные, но скрытые) или быстрая речь. Любая из этих причин может послужить толчком к заиканию.

Механизм появления и борьбы с заиканием еще полностью не изучен. Известно, что это нарушения дыхания, артикуляционного аппарата и голоса, работы участков мозга, отвечающих за речь. Нарушается функционирование регуляторного центра, тоническая или клоническая задержка потока речи становится рефлексом, от которого трудно избавиться.

Симптомы болезни

  1. Нехватка воздуха для образования целого слова или слога. При вдохе и выдохе используется большое его количество. Сопротивление в зоне артикуляции работает со сбоями, частыми остановками, поэтому нужно больше воздуха, напряжения мышц. При произнесении звука голосовые связки смыкаются с судорогами — это мешает возникновению звука. Гортань подается вперед. Человек пытается быстро и как можно тверже выговорить звук. Заикание не так видно, когда человек поет и говорит шепотом. Тогда речь практически полностью нормальная.
  2. Откидывание головы в другую сторону во время проявления дефектов речи, закрывание или прикрывание век, сознательное сжимание или заламывание рук, сжимание корпуса, искаженное выражение лица, движения пальцев, потаптывание ногой появляются произвольно или непроизвольно во время клонических или тонических судорог.
  3. Психологическая загруженность. Можно наблюдать боязнь некоторых букв или звуков, намеренного избегания произношения сложных слов. При сильном испуге может появиться временная абсолютная немота.

Возможные осложнения

Снижается коммуникативная активность, которая влияет на уровень развития заикающегося ребенка. Становится тяжело выразить себя, потому что присутствуют глубокая стеснительность и неуверенность в себе: ребенок в школе учится плохо, хотя неглупый и знает многое. Причиной является невозможность показать свои знания, т. к. он стесняется насмешек других одноклассников из-за заикания. Учительница его слушать не хочет, потому что он якобы ничего не знает, плохо читает и не умеет говорить. Следствием такого отношения становится замкнутость ребенка, он молчит на уроках и только дома жалуется родителям, что его в очередной раз оскорбила учительница, т. к. он не смог выговорить слово, занизила оценку за выученный стих потому, что он физически не может рассказать его идеально. Ребенок еще в школе обретает комплексы, от которых будет очень трудно избавиться. Родителям, воспитателям и учителям нужно понимать и поддерживать таких детей с клонической и тонической формами заикания.

Сначала нужно диагностировать заикание. Если есть вышеперечисленные симптомы, что не исчезают более трех месяцев, диагноз ясен. Нужно обязательно показать ребенка опытным специалистам: логопеду и невропатологу, рассказать, не подвергался ли он каким-либо травмам раньше. Проверяется нервная система на наличие заболеваний. Главное — это вовремя заметить недуг и сразу начать с ним бороться. Способ лечения зависит от типа заикания и степени развития логоневроза. Оно проходит и индивидуально с каждым маленьким пациентом и в группе. Откорректировать речь поможет логопед, его методика включает индивидуальный комплекс упражнений для постановки отдельных звуков речи и скорости разговора. Есть и логопедические центры для взрослых. Для малышей существуют детские сады с логопедическим уклоном. Там с детьми занимается логопед в группах и индивидуально, если есть необходимость. Специалист необходим для избавления от страха говорить, снятия тревоги при помощи дыхательных практик. В отдельных случаях могут дополнительно назначить седативные медикаментозные препараты. Хорошо помогают массаж, фитотерапия и физиологические процедуры. Заикание проходит с течением времени, не нужно торопить ребенка.

Меры профилактики

Родители должны обеспечить правильный, естественный и здоровый уход за ребенком. Сюда входит:

  1. Питание комплексное.
  2. Соблюдение режима дня, правильное чередование сна и активности.
  3. Постановка речи, правильное речевое развитие, упражнения и пример родителей.
  4. Закаливание, избегание инфекционных и вирусных заболеваний.
  5. Прогулки на свежем воздухе, общение со сверстниками, получение положительных эмоций.
  6. Соблюдение правил личной гигиены.
  7. Избегание стрессов, страхов, запрет на просмотр детьми фильмов ужасов и тех, что предназначены для взрослых.
  8. Ограничение времени нахождения ребенка перед компьютером или телевизором.

Подарите ребенку детство без взрослых проблем, скандалов и негатива. Читайте им добрые сказки, уделяйте больше внимания, рассказывайте об окружающем мире, играйте в песочнице. Риск появления случаев заикания уменьшится в несколько раз. Этим правилам стоит следовать и родителям, чьи дети уже преодолели тонический логоневроз.

Клоническая форма заикания — проблема современного общества. Существует 4 степени выраженности этого недуга. Это головная боль для родителей маленьких детей, но она успешно лечится, главное — это внимание и любовь к ребенку, обращение к опытному специалисту и правильное психоэмоциональное воспитание малыша.

Медико-социальная экспертиза

«положена ли ему группа?»
Группа — точно не положена, поскольку в возрасте до 18-ти лет группы инвалидности не устанавливаются.
В этом возрасте — при наличии показаний — устанавливается категория «ребенок-инвалид».

Перспективы установления инвалидности при приведенном Вами диагнозе зависят от следующих основных моментов:
1. Степень выраженности заикания (незначительное, умеренное, выраженное, значительно выраженное).
2. Стойкости данной патологии.

При СТОЙКОМ и значительно выраженном заикании возможно установление категории ребенок-инвалид по ОЖД (ограничению жизнедеятельности) в категории ограничение способности к общению 1-й степени сроком на 1год.

Однако такие случаи на практике достаточно редки.
Дело в том, что основанием для установления инвалидности является не только ВЫРАЖЕННАЯ, но еще и СТОЙКАЯ патология, ведущая к ОЖД хотя бы в одной из 7-ми категорий (это в возрасте до 18-ти лет) — согласно Приказа МЗСР РФ N 1013н от 23 декабря 2009 г.

СТОЙКАЯ — означает, что имеются ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ подтверждения активного лечения ребенка именно по данной патологии в течении длительного (обычно не менее 1 года) срока при ПОЛНОМ отсутствии положительной динамики в состоянии речи ребенка за указанный период. При наличии положительной динамики — уже нельзя говорить о СТОЙКОСТИ патологии, т.к. она поддается лечению.

В подавляющем большинстве случаев — по мере взросления ребенка, да еще и при активном лечении данной патологии — речь у больных постепенно улучшается.

Поэтому практически случаи установления инвалидности при данной патологии достаточно редки.

Степень выраженности заикания ориентировочно можно оценить самостоятельно:

1. Незначительное: 1-3 балла.
2. Умеренное: 4-6 баллов.
3. Выраженное: 7-8 баллов.
4. Значительно выраженное: 9-10 баллов.

Классификатор выраженности заикания по баллам:

0 баллов. Признаков заикания нет.

1 балл. Речь легкая, свободная, понятная для окружающих, интонационно разнообразно окрашенная. Ситуативно, как реакция на тревожную или травмирующую обстановку, возникают единичные клоны первых звуков и слогов в количестве 1 клон на 25 слов. Дыхание нормативное.

2 балла. Речь легкая, свободная, понятная для окружающих, интонационно разнообразно окрашенная. Ситуативно, как реакция на тревожную или травмирующую обстановку, возникают единичные клоны первых звуков и слогов в количестве 1 клон на 15 слов. Придыхания перед началом речи.

3 балла. Речь свободная, понятная для окружающих, интонационно окрашенная. Возникают единичные клоны первых звуков и слогов в количестве 1 клон на 5 слов. Отмечаются преодолимые дыхательные судороги. Дыхание поверхностное.

4 балла. Речь затрудненная, понятная для окружающих. Интонация однообразная и обедненная. Возникают единичные клоны первых звуков и слогов в количестве 1 клон на 5 слов. Отмечаются преодолимые дыхательные и артикуляторные судороги. Дыхание поверхностное.

5 баллов. Речь затрудненная, понятная для окружающих. Интонация бедная. В коммуникативном процессе отмечаются преодолимые дыхательные и артикуляторные судороги, как множественные клонические, так и тонические, при этом преодолимые тонические судороги встречаются в количестве 1 на 1 минуту речи. Дыхание поверхностное, дискретное. Возможны вегетативные расстройства, эмболофразия.

6 баллов. Речь затрудненная, смысл сказанного понятен, но информативность речевого потока снижена. В коммуникативном процессе отмечаются преодолимые дыхательные, артикуляторные и голосовые судороги, как множественные клонические, так и тонические, при этом преодолимые тонические судороги встречаются в количестве 1 на 10 секунд речи. Дыхание поверхностное, дискретное, дискоординированное. Наблюдаются вегетативные расстройства, сопутствующие движения, эмболофразия, логофобия.

7 баллов. Речь затрудненная, смысл сказанного понятен в общих чертах, информативность речевого потока снижена. Отмечаются преодолимые дыхательные, артикуляторные и голосовые судороги, при этом преодолимые тонические судороги встречаются в количестве 1 на 3 секунды речи. Дыхание поверхностное, дискретное, дискоординированное. Наблюдаются вегетативные расстройства, сопутствующие движения, эмболофразия, логофобия, тахикардия.

8 баллов. Речь затрудненная, смысл сказанного понятен не всегда, информативность речевого потока существенно снижена. Отмечаются непреодолимые дыхательные, артикуляторные, голосовые судороги, при этом непреодолимые тонические судороги преобладают и встречаются в количестве 1 на 5 секунд речи, вызывая непродолжительные паузы. Дыхание поверхностное, дискретное, дискоординированное. Наблюдаются развитые вегетативные расстройства, сопутствующие движения, эмболофразия, логофобия, тахикардия.

Смотрите так же:  Психоз симптомы виды

9 баллов.Речь серьезно затруднена, смысл сказанного понятен не всегда, информативность речевого потока снижена наполовину. Отмечаются непреодолимые дыхательные, артикуляторные, голосовые судороги, при этом непреодолимые тонические судороги преобладают и встречаются в количестве 1 на 2 секунды речи. Дыхание поверхностное, дискретное, дискоординированное. Наблюдаются множественные вегетативные расстройства, сопутствующие движения, эмболофразия, логофобия, тахикардия, эмоциональные расстройства – слезы, плач, злость. Встречается отказ от речи после неудачной попытки или непреодолимой судороги.

10 баллов. Речь представляет собой неинформативную последовательность слогов и слов, произносимую с постоянными множественными непреодолимыми судорогами всех типов. Смысл речи непонятен. Речь надолго прерывается. Дыхание поверхностное, дискретное, дискоординированное. Наблюдаются множественные вегетативные расстройства, сопутствующие движения, эмболофразия, логофобия, тахикардия, эмоциональные расстройства – слезы, плач, злость. Возможны гиперсаливация, тики, ситуативные нарушения слуха и зрения, обморок. Вероятен заблаговременный отказ от речи.

Особенности тонической формы заикания

Дефекты речи — большая преграда при общении с другими людьми. На фоне социальной отчужденности могут появиться психологические комплексы. Чтобы этого не допустить и распознать заикание на начальной стадии, нужно внимательно следить за развитием ребенка.

Природа нарушений речи

Заикание провоцируют спазмы артикуляционной системы речевого аппарата человека, которые происходят во время произнесения какого-то звука или слова. Такая речевая задержка может обостриться в начале слова или в его середине.

При спазмах человеку кажется, что ему не хватает воздуха, чтобы выговорить его целиком. Появляется одышка, лицо и выражение глаз искажаются. Оратору хочется сказать слово быстро, чтобы его речевой недостаток не был так заметен, но под воздействием волнения или стресса заикание появляется чаще. Это мешает спокойно жить: при важном телефонном звонке, на деловой конференции человек не может сказать его, порой от отчаяния и вовсе бросает затею выразить свои мысли.

При более тяжелых стадиях появляется боязнь определенных слов или сочетаний букв, тенденция к сокращению усилий для выражения мысли, замена тяжелых для произношения фрагментов другими. Иногда даже появляется фобия спонтанного общения.

Такие люди, если не получают надлежащей поддержки от других, становятся замкнутыми и неуверенными в себе, развивают неоправданные комплексы. Они болезненно воспринимают насмешки или критику в свой адрес, особенно от представителей противоположного пола. Заслужить их доверие порой сложно, но они ценят настоящих друзей. Это обычные люди, которые считают себя не такими, как все. Им неудобно перед другими, но этот комплекс стоит просто побороть.

Разновидности заикания

Есть несколько видов заикания. Они отличаются причинами возникновения и характером выражения.

  1. Тоническое заикание — человек останавливается на одном и том же слоге, слове или звуке, не имея возможности сказать новое слово. Появляется неправильное сокращение мышц, участвующих в постановке речи.
  2. Клоническое заикание — это многократное повторение одних и тех же звуков, слогов или слов.
  3. Невротическое заикание возникает у детей как результат воздействия стрессов и испуга.
  4. Неврозоподобный вид связан с заболеваниями нервной системы как приобретенными, так и полученными в наследство.

Степени развития тонического заикания

Различают 4 стадии развития заикания тонического типа.

  1. Трудности в произношении слов возникают только иногда, в редких случаях. Это не мешает нормальной жизни ребенка, не заставляет чувствовать себя неудобно перед другими. Слова немного затягиваются, но это почти незаметно. Концом первой стадии и началом второй считается появление затруднений в выговоре начал слов и коротких слов служебных частей речи. Ребенок не замечает этого, говорит спокойно, без страха. Заикание возникает у детей от мгновенного испуга, и тут же может пройти.
  2. Трудности в общении появляются чаще. Сопутствующие психосоматические движения дают о себе знать. Иногда заикающимся тяжело сказать длинное слово. Ребенок пытается быстро сказать его, но сбивается и застревает на нем. Ощущения тяжести в общении нет, ребенок чувствует себя комфортно среди других детей.
  3. Во время запинок проявляются судороги мышц и нарушения речевого аппарата, мимики и жестов. Человек осознает свою проблему с расстройством речи, но не боится общения. Абсолютное спокойствие, отказ от оперативной медицинской помощи. Подсознательная оценка ситуации и замена одних звуков и слов другими.
  4. На последней стадии у некоторых страдающих заиканием клонического типа появляются проблемы с самооценкой, самокритичность и страх перед другими людьми, осознание своей неполноценности. Они избегают коммуникативных ситуаций. Замкнутость, постоянная замена сложных слов, вечное перефразирование мыслей, затягивание разговора свойственны им. Острое внимание обращают на мнение и реакцию окружающих людей. Без заикания пациент не представляет жизни, живет в вечном его ожидании и нервном напряжении.

Причины возникновения

Есть масса причин возникновения тонического заикания.

  1. Факторы, которые благоприятно влияют на развитие патологии: наследственность, особые заболевания, травмы, полученные во время родов, инфекции, что негативно воздействовали на слабую нервную систему, эмоциональная нагрузка.
  2. Факторы, которые провоцируют появление заикания: резкий испуг, разноязычие в окружении, проблемы с моторикой и чувством ритма, неправильное эмоциональное развитие, проблемы с психикой (незначительные, но скрытые) или быстрая речь. Любая из этих причин может послужить толчком к заиканию.

Механизм появления и борьбы с заиканием еще полностью не изучен. Известно, что это нарушения дыхания, артикуляционного аппарата и голоса, работы участков мозга, отвечающих за речь. Нарушается функционирование регуляторного центра, тоническая или клоническая задержка потока речи становится рефлексом, от которого трудно избавиться.

Симптомы болезни

  1. Нехватка воздуха для образования целого слова или слога. При вдохе и выдохе используется большое его количество. Сопротивление в зоне артикуляции работает со сбоями, частыми остановками, поэтому нужно больше воздуха, напряжения мышц. При произнесении звука голосовые связки смыкаются с судорогами — это мешает возникновению звука. Гортань подается вперед. Человек пытается быстро и как можно тверже выговорить звук. Заикание не так видно, когда человек поет и говорит шепотом. Тогда речь практически полностью нормальная.
  2. Откидывание головы в другую сторону во время проявления дефектов речи, закрывание или прикрывание век, сознательное сжимание или заламывание рук, сжимание корпуса, искаженное выражение лица, движения пальцев, потаптывание ногой появляются произвольно или непроизвольно во время клонических или тонических судорог.
  3. Психологическая загруженность. Можно наблюдать боязнь некоторых букв или звуков, намеренного избегания произношения сложных слов. При сильном испуге может появиться временная абсолютная немота.

Возможные осложнения

Снижается коммуникативная активность, которая влияет на уровень развития заикающегося ребенка. Становится тяжело выразить себя, потому что присутствуют глубокая стеснительность и неуверенность в себе: ребенок в школе учится плохо, хотя неглупый и знает многое. Причиной является невозможность показать свои знания, т. к. он стесняется насмешек других одноклассников из-за заикания. Учительница его слушать не хочет, потому что он якобы ничего не знает, плохо читает и не умеет говорить. Следствием такого отношения становится замкнутость ребенка, он молчит на уроках и только дома жалуется родителям, что его в очередной раз оскорбила учительница, т. к. он не смог выговорить слово, занизила оценку за выученный стих потому, что он физически не может рассказать его идеально. Ребенок еще в школе обретает комплексы, от которых будет очень трудно избавиться. Родителям, воспитателям и учителям нужно понимать и поддерживать таких детей с клонической и тонической формами заикания.

Сначала нужно диагностировать заикание. Если есть вышеперечисленные симптомы, что не исчезают более трех месяцев, диагноз ясен. Нужно обязательно показать ребенка опытным специалистам: логопеду и невропатологу, рассказать, не подвергался ли он каким-либо травмам раньше. Проверяется нервная система на наличие заболеваний. Главное — это вовремя заметить недуг и сразу начать с ним бороться. Способ лечения зависит от типа заикания и степени развития логоневроза. Оно проходит и индивидуально с каждым маленьким пациентом и в группе. Откорректировать речь поможет логопед, его методика включает индивидуальный комплекс упражнений для постановки отдельных звуков речи и скорости разговора. Есть и логопедические центры для взрослых. Для малышей существуют детские сады с логопедическим уклоном. Там с детьми занимается логопед в группах и индивидуально, если есть необходимость. Специалист необходим для избавления от страха говорить, снятия тревоги при помощи дыхательных практик. В отдельных случаях могут дополнительно назначить седативные медикаментозные препараты. Хорошо помогают массаж, фитотерапия и физиологические процедуры. Заикание проходит с течением времени, не нужно торопить ребенка.

Меры профилактики

Родители должны обеспечить правильный, естественный и здоровый уход за ребенком. Сюда входит:

  1. Питание комплексное.
  2. Соблюдение режима дня, правильное чередование сна и активности.
  3. Постановка речи, правильное речевое развитие, упражнения и пример родителей.
  4. Закаливание, избегание инфекционных и вирусных заболеваний.
  5. Прогулки на свежем воздухе, общение со сверстниками, получение положительных эмоций.
  6. Соблюдение правил личной гигиены.
  7. Избегание стрессов, страхов, запрет на просмотр детьми фильмов ужасов и тех, что предназначены для взрослых.
  8. Ограничение времени нахождения ребенка перед компьютером или телевизором.

Подарите ребенку детство без взрослых проблем, скандалов и негатива. Читайте им добрые сказки, уделяйте больше внимания, рассказывайте об окружающем мире, играйте в песочнице. Риск появления случаев заикания уменьшится в несколько раз. Этим правилам стоит следовать и родителям, чьи дети уже преодолели тонический логоневроз.

Клоническая форма заикания — проблема современного общества. Существует 4 степени выраженности этого недуга. Это головная боль для родителей маленьких детей, но она успешно лечится, главное — это внимание и любовь к ребенку, обращение к опытному специалисту и правильное психоэмоциональное воспитание малыша.

Типы заикания. Диагностика формы логоневроза

Диагностика и определение формы логоневроза

  1. По причине возникновения
  2. По типу речевых судорог
  3. По локализации речевых судорог
  4. По степени тяжести
  5. По степени логофобии, вегетативных реакций, речевых уловок
  6. По характеру течения

На самом деле в российской медицине не существует универсальной и общепризнанной классификации типов заикания, и большинство логопедов применяют устаревшие либо неполные критерии оценки, которые не отражают все особенности этого нарушения речи, которые могут очень сильно отличаться от случая к случаю. К тому же эти особенности могут меняться у одного человека с течением времени.

ПО ПРИЧИНЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

  • Психогенное (невротическое) заикание – возникает в результате сильного стресса, испуга, любых других психологических травм. Распространено в подавляющем большинстве случаев.
  • Органическое (неврозоподобное) заикание – возникает в результате поражения ткани нервной системы и является следствием различного рода энцефалопатий.
  • Наследственное заикание – передается по наследству и связано с мутацией в генах GNPTAB , GNPTG и NAGPA. Наследственное заикание тоже классифицируется как неврозоподобное.

Отметим, что деление заикания на невротическое и неврозоподобное является устаревшим, поскольку дифференциальная диагностика этих двух типов заикания возвращает к выявлению причин его возникновения. Это деление является необъективным, так как в свою очередь по симптоматике заикания в большинстве случаев нельзя точно определить причину его появления.

Смотрите так же:  Нарциссическое расстройство личности примеры

ПО ТИПУ РЕЧЕВЫХ СУДОРОГ

Основным симптомом заикания являются речевые судороги, которые помимо мышц речевого аппарата могут затрагивать и дыхательные. Судороги бывают клоническими, тоническими и смешанными (их еще называют тонико-клоническими), по этой классификации различают:

  • Тонический тип заикания – характеризуется длительным напряжением речевых мышц в процессе разговора или при попытке начать произношение. Речевой аппарат заикающегося при этом как бы скован, а напряжение обычно захватывает несколько мышечных групп, в том числе нередко и дыхательные. Обычно это приводит к продолжительной паузе или к напряженному озвучиванию определенного звука. Лицо, а иногда и шея при этом могут быть сильно напряжены, что заметно со стороны. Человек словно зависает во время разговора, а из-за длительного сокращения дыхательных мышц может не хватать воздуха. Такие спазмы могут длиться несколько десятков секунд.
  • Клонический тип заикания – характеризуется непроизвольным многократным ритмичным сокращением мышц речевого аппарата, при этом человек повторяет отдельные звуки, слоги, а иногда и отдельные слова. При этом частота повторений может быть высокой или низкой. Стоит отметить, что это обычно происходит также перед «сложными» звуками, на которых у человека обычно наблюдается тоническое заикание – так как в большинстве случаев заикание является смешанным.
  • Тонико-клонический (смешанный) тип заикания – наблюдается у большинства заикающихся, обьединяет в себе явления клонического и тонического типов. С течением времени у одного и того же человека может чаще проявляться тот или иной тип речевых судорог.

ПО ЛОКАЛИЗАЦИИ РЕЧЕВЫХ СУДОРОГ

При заикании непроизвольному сокращению могут подвергаться разные группы мышц речевого аппарата, непосредственно участвующие в формировании речи: голосовые, дыхательные и артикуляционные.

  • Голосовое заикание:
  • Дрожащий гортанный спазм – при таком заикании во время разговора голосовые складки непроизвольно смыкаются и размыкаются, что приводит к прерывистому, дрожащему звуку при полном отсутствии артикуляции. При этом рот обычно открыт, а так же часто наблюдаются ритмичные движения нижней челюсти, языка, либо всей головы.
  • Смыкательная голосовая судорога – голосовые складки при попытке начать разговор или в процессе произношения смыкаются, в результате чего резко пропадает голос, что препятствует движению воздуха. Мышцы всего туловища человека приходят в оцепенение, лицо обычно неподвижно или напряжено. Заикающийся при этом не двигается, ему не хватает воздуха. Такое заикание характеризуется ощущением комка или препятствия в области гортани.
  • Вокальная судорога возникает на гласных звуках в процессе речи, воспринимается как необычная продолжительность произношения гласного звука. Часто продолжительность этого настолько высока, что человеку не хватает воздуха, чтобы закончить произношение. Другими словами, заикающийся слишком долго тянет гласный звук. Часто при этом спазмируются мышцы шеи, а голос приобретает неестественный, «фальшивый» характер. Может полностью отсутствовать артикуляция.
  • Дыхательное заикание:
  • Инспираторные судороги возникают на вдохе, то есть характеризуются непроизвольным резким напряжением на вдохе во время произношения. Причем при клоническом заикании они могут следовать одна за другой с различной частотой. Со стороны такие речевые судороги чаще всего малозаметны, но всегда приводят к необоснованной паузе во время разговора.
  • Экспираторные судороги речевого аппарата возникают на выдохе и более заметны, чем инспираторные. При разговоре человек непроизвольно совершает напряженный, продолжительный выдох, которому сопутствует сильное сокращение мышц пресса. При этом обычно наблюдается спазм всех групп речевых мышц, лицо в разной степени может быть искажено, а человеку не хватает воздуха. Экспираторные судороги обычно наблюдаются при тоническом заикании. Со стороны человек будто с большим трудом пытается выдавить из себя звук или слово. Продолжительность, как и степень выраженности может различаться от случая к случаю и меняться со временем.
  • Артикуляционное заикание:
  • Лицевые судороги — при таком заикании судорожному сокращению подвергаются мышцы верхней или нижней губы, происходит оттягивание угла рта в сторону или вниз, судорожное открытие рта. В тяжелых случаях сюда же можно отнести судороги шеи, лобных и ушных мышц.
  • Язычные судороги. При этом чаще всего кончик языка непроизвольно упирается между зубами и небом, но вариантов может быть много, в том числе самые тяжелые – подъязычная судорога, когда непроизвольно открывается рот в связи с напряжением мышц, находящихся под языком, а также изгоняющая судорога языка. Последний тип характеризуется непроизвольным выталкиванием языка наружу из ротовой полости, и может быть как тоническим – язык высунут в напряженном состоянии, так и клоническим – когда язык то выдвигается вперед, то втягивается обратно.
  • Носовое заикание связано с судорогами мягкого неба. В результате этих судорог проход в носовую полость из глотки то открывается, то закрывается, поэтому заикающийся говорит то через рот, то через нос. Это вызывает достаточно неприятные ощущения в носоглотке.

В результате исследований удалось обнаружить, что в момент заикания отдельная речевая мышца, которая подвергается судорожному сокращению, одновременно получает как тормозной, так и возбуждающий нервный импульс. Подробнее об этом в нейрофизиологии заикания.

Теперь, основываясь на тяжести и частоте проявления указанных выше речевых судорог, принято различать тяжелую, среднюю и легкую степень заикания.

ПО СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ

  • Легкая степень заикания — когда речевые судороги иногда наблюдаются в спонтанной речи.
  • Средняя степень заикания – речевые судороги возникают при диалоге и монологе, но человек может определенное время говорить без заикания.
  • Тяжелая степень заикания – речевые судороги возникают при любых ситуациях, в том числе когда заикающийся находится наедине с самим собой.

Большинство специалистов справедливо отмечают несостоятельность деления заикания в зависимости от степени тяжести, поскольку в зависимости от времени или ситуации у одного и того же человека заикание может как отсутствовать полностью, так и принимать самые тяжелые формы. Деление заикания на легкую, среднюю и тяжелую степень условно и формально.

Мы же считаем, что тяжесть заикания определяется степенью фиксации заикающегося на своем дефекте. Это значит, что если человек в целом заикается редко и практически незаметно, но у него присутствует сильная логофобия, то есть страх повторения заикания, то состояние такого человека уже можно отнести к тяжелой степени ввиду заметного нарушения социальной адаптации.

ПО НАЛИЧИЮ, ОТСУТСТВИЮ ИЛИ СТЕПЕНИ ВЫРАЖЕННОСТИ ВЕГЕТАТИВНЫХ РЕАКЦИЙ, РЕЧЕВЫХ УЛОВОК И ЛОГОФОБИИ.

  • Вегетативные реакции при заикании – побледнение или покраснение лица, учащение сердцебиения, повышенное потоотделение. Все это свидетельствует о сильном эмоциональном напряжении, которое в свою очередь еще больше усиливает заикание.
  • Речевые уловки (эмболофразия) – использование лишенных смысловой нагрузки или вовсе искусственных словосочетаний, слов, слогов или звуков перед «сложными» звуками. Речевые уловки, то есть эмболы, могут много раз повторяться перед словами или звуками, на которых человек обычно заикается. Еще эмболы часто используются после заикания как вступление в плавную речь. Примеров очень много (это самое, ну, как его, э, вот, да, а,), а в отдельных случаях заикающийся использует несуществующие приставки к каждому слову.
  • Логофобия – страх речи, речевых ситуаций, стыд при этом, ожидание заикания, моделирование заикания перед разговором. Логофобия является чуть ли не самым тяжелым следствием заикания, играет роль в закреплении несинхронной работы речевых центров. Заикание без логофобии встречается довольно редко, а ее степень иногда доходит до того, что человек вовсе отказывается говорить.

ПО ХАРАКТЕРУ ТЕЧЕНИЯ

  • Волнообразный тип течения заикания – наблюдается в подавляющем большинстве случаев. Заикание то ухудшается, то улучшается, причем часто можно проследить зависимость этих колебаний от времени года, лунных циклов (многие пишут, что речь улучшается при растущей луне), времени суток. Улучшения или ухудшения так же часто наступают по естественным причинам, которые трудно выявить.
  • Стационарный тип течения заикания – заикание практически не меняется на протяжении времени, это относится больше к легкой степени.
  • Реградиентный тип течения – самый редкий и самый благоприятный. При нем вся симптоматика заикания со временем пропадает. Чаще встречается среди детей, а так же нередко встречается после контузионных травм или ушибов головного мозга у взрослых.
  • Проградиентный тип течения заикания – продолжительная тенденция ухудшения речи. Больше всего встречается у детей и подростков. Анализ информации от многих подписчиков нашей группы свидетельствует о том, что заикание часто ухудшается до 18-20 лет, а затем выравнивается до волнообразного или стационарного типа течения.
  • Рецидивирующий тип течения заикания – наблюдается чередование периодов заикания и нормальной речи.

Точная диагностика и определение типа заикания поможет вам найти индивидуальный подход к его лечению. Необходимо учитывать, что из всех возможных критериев оценки заикания существует множество комбинаций, а в ряде случаев один тип может переходить в другой.

В статье использована информация:

  • Исследования Л.И. Беляковой, Е.А. Дьяковой, М.В. Секачева.

Другие статьи

  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]
  • Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Законодательством Российской Федерации не предусмотрено процедуры отказа от ребенка, возможно только лишение родительских прав. Так, согласно ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если […]
  • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
  • Можно ли ребенку капать ромашку в нос отвар ромашки и нос неделю назад мы заболели к нам приходила врач и сказала 5 раз в день промывать нос пипеткой ромашки, потом отсасывать аспиратором, а потом капать капли сейчас я разговаривала с подругой, она меня отругала, сказала, что нельзя так ни в коем случае, […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
  • Диагностика отклонения в развитии ребёнка определение этапы проведения Ранняя диагностика отклонений в развитии детей Диагностика отклонений в развитии основывается на зна­нии общих и специфических закономерностей психического раз­вития нормально развивающегося ребенка и детей с различны­ми отклонениями в развитии. Диагностика носит […]