Заикание при разговоре

Заикание при разговоре

Советы, как вести разговор по телефону.

Переводные материалы конференции BSA (Британской Ассоциации Заикания).
г. Телфорд, Великобритания, 15-18 сентября 2006 г.

Многие люди, в том числе те, которые не заикаются, сталкиваются с трудностями при разговоре по телефону. Даже если у человека нет проблем с речью, он может тратить несколько секунд на то, чтобы сформулировать свой ответ. У некоторых речь изобилует междометиями (м-м-м, э-э-э). Кто-то активно выражает свои чувства с помощью мимики и жестов, разговаривает громко, в агрессивной манере. Разговор по телефону, действительно, может являться стрессом, и каждый человек может научиться справляться с этим тем или иным способом. Если Вы заикаетесь, и испытываете сложности при общении по телефону, возможно, Вы найдете следующие советы полезными для себя.

Процесс совершения звонка можно подразделить на три этапа: подготовка к разговору по телефону, сам звонок и оценка эффективности звонка.

Подготовка к разговору по телефону.

Убедитесь в том, что Вы отчетливо представляете себе цель звонка. Составьте план разговора и во время разговора держите его перед глазами. Перед тем, как совершить важный звонок, позвоните другу или кому-нибудь из родственников. Это поможет Вам расслабиться. Если Вам необходимо сделать несколько звонков, запишите их в порядке возрастания сложности. Начните с самого легкого, постепенно усложняя задачу. Не откладывайте звонок, который Вам необходимо сделать. Потом решиться будет еще сложнее.

Заикающиеся часто испытывают трудности в том, чтобы дозвониться до конкретного человека в организации. В особенности, когда секретарь этой организации, просит назвать добавочный номер или имя нужного человека.
Заранее подготовьте несколько вариантов начала разговора. Если у Вас возникли сложности с речью, старайтесь заикаться в более открытой и мягкой форме; не принуждайте себя говорить, по возможности, говорите медленно.
Не беспокойтесь по поводу сделанных Вами пауз – они присутствуют при любом разговоре. Сконцентрируйтесь на том, что Вы должны сказать, а не на возникающих препятствиях. Вашей целью является общение, вне зависимости от того, заикаетесь Вы или нет. Старайтесь, чтобы Ваша речь была плавной. Многие заикающиеся забывают о том, что иногда они могут говорить плавно, и помнят лишь о том, что они заикаются. Наслаждайтесь плавностью Вашей речи; попробуйте сделать несколько звонков, когда чувствуете в себе способность говорить плавно; куйте железо, пока горячо. Плавная речь придает Вам уверенность в себе, а, чувствуя себя уверенно, Вы начинаете говорить плавно.
Во время разговора смотрите на себя в зеркало – это поможет Вам понять, как напряжение отражается на Вашем лице и остальных частях тела. Если Вам пришлось сделать сложный звонок, и Вы чувствуете, что Вы с этим хорошо справились, похвалите себя и сохраните в памяти приятные ощущения от удачного звонка.

Если Вы чувствуете, что определенный звонок был очень сложным, и Вы заикались чаще, чем обычно, постарайтесь об этом забыть. Развивайте в себе позитивный взгляд на вещи; помните, что впереди еще немало телефонных разговоров, в которых Вы будете заикаться реже. Заикание не является катастрофой. С каждым разговором Вы будете набираться все больше опыта. Дома, по возможности, сделайте аудиозапись своих телефонных разговоров. Прослушайте аудиозапись своей речи, особенное внимание уделите скорости речи и моментам, когда начинаются блок. Попытайтесь извлечь пользу из каждого записанного телефонного разговора и разработать стратегию перед следующим звонком. Выполнение данных рекомендаций, со временем, поможет Вам выявить ряд ситуаций и слов, которые вызывают у Вас наибольшие затруднения.

Что делать, когда звонят Вам.

Эта та ситуация, которую Вы меньше всего контролируете. Но даже здесь есть способы, как уменьшить свое чувство тревоги. Разработайте схему ответа на звонок. Не торопитесь снять трубку. У Вас должны быть заранее продуманные фразы: Ваш добавочный номер, название организации, в которой Вы работаете, или просто Ваше имя. Используйте те фразы, которые на тот момент Вам покажутся наиболее простыми.
Если Вы отвечаете на телефонный звонок в присутствии других людей, сконцентрируйтесь исключительно на звонке. Примите к сведению, что посторонние могут слышать и видеть, что Вы испытываете сложности с ответом на телефонный звонок, но не позволяйте, чтобы их присутствие отвлекало Вас от разговора по телефону. Не бойтесь, что при снятии трубки Вы будете какое-то время молчать, подбирая нужные слова. Так бывает, когда заканчивают разговор с коллегой или сняли трубку чужого телефона и ждут, когда этот человек вернется на свое рабочее место.
Проявите терпение по отношению к тем, кто также сильно волнуется, и, возможно, пытается применить один из вышеуказанных советов на практике.

• Чем больше Вы практикуетесь, тем проще Вам будет разговаривать по телефону.
• Постарайтесь побороть свой страх перед телефоном. Поговорите с близкими людьми о том, чего Вы боитесь, и о том, как можно этого избежать.
• Осознавайте, каких именно звонков Вы стараетесь избегать, и постепенно преодолевайте трудности, совершайте эти звонки. Практикуйтесь на местных звонках. Старайтесь больше звонить по телефону, а не писать письма.
• Дома старайтесь самостоятельно отвечать на все телефонные звонки. Открыто признайте то, что Вы заикаетесь. Это может быть непросто, если всю свою жизнь Вы избегали разговоров на эту тему. Разговаривайте о своем заикании. Многие люди признают, что это помогло им побороть чувство тревоги и страха.
• Обратите внимание на то, как люди, не страдающие нарушениями речи, разговаривают по телефону, особенно на те моменты, когда они говорят медленно или с запинками.
• Не пытайтесь сразу предупредить своего собеседника о том, что Вы заикаетесь. Когда он это поймет, то будет готов к паузам.
• Старайтесь разговаривать по телефону как можно больше. Не позволяйте этому куску пластмассы определять Вашу жизнь. Помните, что лучше разговаривать по телефону и заикаться, чем стараться совсем избегать телефонных звонков.

Независимый сайт о заикании

Э. Фрешельс. «Заикание. Ассоциативная афазия». 1931 г.

Ассоциативная афазия

Заикание выражается чаще всего в судорогоподобных движениях гортанной и артикуляционной мускулатуры, появляющихся в начале или середине речи и заставляющих пациента задерживаться более продолжительное время на каком-нибудь одном звуке или на группе звуков. Эти судорогоподобные движения имеют большое сходство с тоническими или клоническими судорогами. В первом случае больной не в состоянии сойти со звуковой установки или перейти от артикуляции одного звука к артикуляции следующего звука. Клоническое заикание выражается в повторном образовании звуков, слогов или слов, препятствующих плавному продолжению речи. Мы наблюдаем при каждом случае выраженного заикания физические и психические симптомы болезни.

Физические симптомы

Дыхание. Со стороны дыхания наблюдаются разнообразные изменения, касающиеся пути воздуха, расходования речевого дыхания и дыхательных движений. у заик наблюдается громадная непроизводительная утечка воздуха и одновременно колоссальный расход воздуха, обусловленный ненормальным сопротивлением в местах артикуляции». «Дальнейшая ненормальность речевого дыхания у заик состоит в том, что они иногда образуют инспираторно гласные и проторные звуки, т.е. используют вдыхаемую струю воздуха для движения голосовых связок и для производства проторного шума в надставной трубке. «Расстройства движения дыхательной мускулатуры могут носить тонический или клонический характер». У заик часто укорочена не только продолжительность отдельного речевого выдоха; мы можем нечто подобное заметить и при дыхании во время покоя. Несомненна быстрая податливость именно этого расстройства дыхания при терапии. Заика с сильно расстроенным дыханием, если ему показать правильные упражнения, большей частью спустя несколько дней уже в состоянии производить выдох точно так же и точно такой же длительности, как и нормальный человек. Также важно подчеркнуть, что при начинающемся заикании расстройства дыхания не наблюдается.

Голос. Во время приступа заикания гортань часто сильно движется вверх и вниз и наклоняется вперед. У заики при попытке фонации происходит судорогоподобное замыкание голосовой Щели, так что звук не может образоваться. Многие заики не в состоянии образовать мягкий приступ, они большей частью каждый гласный звук начинают твердо. Но бывает, что вместо мягкого приступа производится придыхательный приступ.

Весьма характерно облегчение образования звуков и слов при пении и шепоте. Установлено, что преобладающее число заик при пении не заикается, или заикается значительно меньше, чем при разговоре.

Артикуляция. В артикуляционном аппарате заик мы можем всегда найти функциональные, а часто и соматические ненормальности. Беркган указывает, что у заик часто встречается высокий нёбный свод (готическое нёбо). у заик в полости носа часто встречаются аномалии другого рода (гипертрофия раковин, хронический насморк, искривление носовой перегородки). Маас часто наблюдал у заик боковое отклонение высунутого языка, однако я встречал это редко.

Функциональные ненормальности. Функциональные расстройства, наблюдаемые в артикуляторных органах заик, на первый взгляд являются самыми характерными признаками этого страдания; они считались долгое время единственными специфическими симптомами. Мы встречаем двоякие расстройства движения. Пациент либо повторяет несколько раз известное положение рта, либо чрезмерно долго останавливается на нем, причем появляется неестественно сильное сокращение мышц. Это либо мышцы, необходимые для произнесения данного звука, либо мышечные группы, которые физиологически не участвуют в образовании данного звука. Раньше было общепринято называть эти патологические двигательные явления судорогами или спазмами, а именно повторение называли клоническими судорогами, а длительную остановку — тоническими. При такой неясной природе данного заболевания не следует употреблять термин «судорога», который имеет определенное значение, благодаря чему создается совершенно необоснованное суждение о сущности заикания. Я думаю, что мы можем применять выражения «судороги» и «спазмы» только в том случае, если мы при этом не предполагаем вполне непроизвольного процесса. Но так как с термином «судорога» и «спазма» обычно соединяется понятие непроизвольности, а также по причинам этиологического порядка, я буду говорить о судорогоподобных явлениях, или просто о расстройствах движения. Эти явления могут встречаться во всей артикуляторной мускулатуре. При звонких заикаются чаще, чем при глухих, может быть потому, что звонкие звуки требуют более сложной координации, чем глухие. Реже, чем взрывные звуки, подвергаются заиканию проторные звуки.

Смотрите так же:  Примеры проблемы взаимоотношений родителей и детей

Мы переходим теперь к описанию своеобразных явлений, а именно так называемых сопутствующих движений. Сопутствующим движением мы называем движение, которое, не будучи необходимым для выполнения определенной цели, сопровождает основное движение. Иначе следует смотреть на те движения, которые, не относясь к основному действию, сопровождают его однако как сознательное побочное действие. Я предложил бы в таких случаях говорить о сопутствующих действиях.

Опишем некоторые сопутствующие движения, встречающиеся у заик. Один из них откидывает голову назад или поворачивает ее в сторону, другой наклоняет ее, третий закатывает глаза, четвертый сжимает кулак, еще другой топает ногой; мы наблюдаем гримасы, искривление туловища, ерзанье на месте, переступание с ноги на ногу, трясение головой, клонические движения рук и ног, затылочных мышц, платизмы, одним словом — движения, которые производят впечатление клонической или тонической судороги.

Среди сопутствующих движений встречаются преднамеренные движения, которые в таком случае следовало бы назвать сопутствующими действиями, так как мы привыкли из группы движений выделять под названием действий те, которые производятся произвольно. Я в течение своей практики собрал доказательства того, что так называемые сопутствующие движения относятся к произвольным. я пришел к тому убеждению, что все сопутствующие движения произвольны.

Из наблюдений за заиками мы можем усмотреть взаимное влияние между расстроенной функцикей и остальной психикой личности. Это взаимодействие обуславливает, с одной стороны, измененное поведение невротика, с другой стороны, изменение невротических симптомов.

На нашем материале мы наблюдали большое количество случаев, представляющих переход от клонуса к тонусу, и оказывается, что средняя длительность этого стадия занимает среднее место между длительностью случаев заболевания чистым клонусом и длительностью заболевания чистым тонусом. Пока я еще не подметил различия отдельных видов клонусов, я различал только три стадии постепенно развивающегося заикания: Первая стадия выражается лишь в повторении слогов и звуков, причем посторонний наблюдатель не получает ни малейшего впечатления судороги. Сопутствующие движения отсутствуют, в дыхании нет никаких ненормальностей. Возраст больных от 4 до 7 лет. Вторая стадия отличается всевозможными чрезмерными движениями речевого аппарата, причем по внешнему впечатлению не видно, что затруднения в речи соответствуют неестественным речевым движениям. Не слышно и вообще не видно «судороги». В этой стадии излишние речевые движения производят на наблюдателя впечатление чисто произвольных актов. Возраст больных от 6 до 10 лет. Наконец третий стадий характеризуется появлением судорог. Появляется усиление при фонации, «тоническая судорога» выступает на первый план. Уже появляются сопутствующие движения остальных частей тела. (Свое прежнее утверждение, что во второй стадии таковые возникают только в лице, я в настоящее время уже не поддерживаю). Больные бывают большей частью старше 10 лет. Это описание я считаю и в настоящее время еще вполне подходящим, но его нужно дополнить описанием различных форм клонуса, пауз, эмболофразий и скрывания.

Психические симптомы

Вполне развившееся заикание почти всегда сопровождается более или менее тяжелыми психическими расстройствами. К характерным психическим явлениям у заик принадлежит страх перед произнесением некоторых слов и звуков. Он выражается в том, что пациент считает особенно трудным известные звуки и слова, состоящие из них; поэтому он избегает их и старается заменять другими. Иногда страх может довести больного до полной немоты: он молчит и производит впечатление полного незнания.

Всякое частичное явление заикания имеет мыслительно-аффективную основу, т.е. должно быть отнесено к действиям, как это было указано выше в отношении «сопутствующих движений».

Мысли о неполноценности не только в отношении речи, но и в отношении всего «я», терзают больных. Другой интеллектуальный симптом . выражается в недостаточной согласованности между быстротой детского мышления, подыскиванием слов и грамматически-синтаксическим навыком. Этой несогласованностью Гутцман объясняет первые приступы заикания у маленьких детей и у школьников.

Специфической основой заикания мне кажется то психическое состояние, на основании которого у атактически говорящих лиц возникает сознание расстройства их речи.

Заикание есть осознание неправильности речи и наслоение многочисленных вспомогательных средств, происходящих частью из центра, частью из отдельных областей сознания и взрывающих в конце концов нормальный ассоциативный строй речи для того, чтобы во вред физиопсихологическому значению речи и даже общему психическому «я» опять соединять и спаять этот строй путем различных патологических ассоциаций. Это и есть ассоциативная афазия.

К вопросу об этиологии заикания

Явления ассоциативной афазии выступают либо в ранней стадии речевого развития на 3-м или 4-м году жизни, или в начале школьного возраста, или в период полового созревания, или только в более позднем возрасте.

В общем ассоциативные афатики составляют 1% всех школьников. Мужской пол страдает чаще, чем женский. По Коэну соотношение равняется 8:1. Среди детей я находил отношение 2:1, поэтому я предполагаю, что сильное преобладание мужчин над женщинами (8 : 1) не соответствует действительности. Едва ли существует страна, в которой не встречалась бы ассоциативная афазия.

Важно подчеркнуть, что косноязычные дети, которые не могут правильно образовывать отдельные звуки, начинают говорить атактически чаще, чем дети с правильным произношением. Когда ассоциативная афазия появляется в более позднем возрасте, то она обыкновенно сопровождается разнообразными истерическими состояниями.

Роль наследственности при возникновении заикания еще не вполне выяснена. Нужно быть осторожным, говоря о наследственности, если ребенок мог наблюдать заикание у какого-нибудь родственника и таким образом имел возможность подражать ему. Но имеются бесспорные случаи, в которых возможность подражания была исключена и следовательно вполне обосновано предположение о наследственном заикании.

Подражание несомненно играет большую роль при возникновении речевого расстройства. (По Гутцманну приблизительно 10% наблюдаемых пациентов были «заиками из подражания»).

После инфекционных болезней (корь, скарлатина, коклюш и т. д.), согласно анамнестическим данным, также может появиться ассоциативная афазия. Надолечный правильно указывает, что к подобным данным нужно относиться осторожно, так как во многих случаях может произойти только ухудшение уже имевшегося недостатка. По Гутцманну 10,2% его пациентов начали заикаться после инфекционных болезней. Столько же стали заикаться после других болезней.

Так же осторожным нужно быть при оценке показаний, согласно которым расстройство речи возникло вследствие падения, повреждения или испуга. Если и установлено, что во многих случаях заикание возникло на такой почве, то, с другой стороны, известно, что почти каждая мать ассоциативного афатика объясняет возникновение этого недостатка у своего ребенка травмой, большей частью падением в раннем возрасте, без которого впрочем не обходится ни один ребенок и на которое поэтому не следует обращать особого внимания. Все же имеются сведения о случаях, в которых заикание возникло непосредственно после ранения или испуга.

Английские исследователи утверждают что существует связь между предрасположением к заиканию, к косоглазию и к леворукости. При насильственном устранении леворукости или упражнении левой руки у праворукого может возникнуть заикание.

Половое созревание по-видимому благоприятствует возникновению, а также и более быстрому развитию уже появившегося страдания. В конце концов следует еще упомянуть, что плохая погода неблагоприятно влияет на многих ассоциативных афатиков и они говорят хуже, чем при солнечной погоде.

Лечение ассоциативной афазии

Я выработал следующую систему, применяемую мною 2(1/2) года. Я объясняю пациенту, что говорящий человек, выдыхая, приводит в движение воздух комнаты; это движение достигает барабанной перепонки слушателя, почему последний и слышит говорящего. Следовательно речь — прежде всего есть выдох. Речевой вдох часто более значителен, чем обыкновенный; речевой выдох должен быть возможно экономнее для того, чтобы его хватило на большее время. Поэтому такие упражнения для дыхания хороши. Затем производятся 3 или 4 дыхательных упражнения. с глубоким вдохом и равномерным медленным выдохом. Затем я. заставляю, как и при предыдущем выдыхательном упражнении, протяжно и шумно выдыхать широко открытым ртом. Во время такого громкого выдоха я приставляю свою руку в виде трубки ко рту пациента. Чем больше я суживаю эту трубку, т.е. приближаю кончики 3-го, 4-го и 5-го пальца к ладони, тем больше громкий выдох сперва походит на звук о, а потом на звук у. Так я объясняю влияние резонирующих полостей на громкий выдох. «Мне кажется, что особенную ценность имеет приведенное мною доказательство фонетического сродства так называемых гласных и согласных, так как большинство заик встречает затруднения только по одной или другой группе звуков. Это по всей вероятности происходит от строгого разделения «гласных» и «согласных», проводимого в школе. Затем я заставляю целую неделю говорить после глубокого вдоха бессмысленные сочетания слогов (ежедневно пять раз по 2-3 минуты), какие только взбредут больному в голову, например, роданиманокапилу, причем он должен обратить внимание на то, что результатом этого является не что иное как сжатие тихого или громкого выдыхательного тока, благодаря легким поднятиям губ или языка. Чтобы достигнуть возможно большего внимания, я заставляю пациента закрывать глаза. Бессмысленные слоги вместо слов я употребляю для того, чтобы смысл слов не отвлекал внимания больного от процесса речи.

В течение следующей недели мы начинаем читать, пересказывать прочитанное и затем беседовать; пациенту напоминают, что слова есть не что иное как слоги и сочетания слогов, т.е. таким образом опять-таки видоизмененный выдох. Если при каком-либо звуке появляется затруднение, то тотчас же следует указать, что оно не обосновано, так как этот звук по существу никоим образом не отличается от другого. Если например д не удается правильно, то я говорю, что д — это то же е, при котором, вместо нижней губы, выдыхательный ток сжимается кончиком языка. Этим методом я достигал хороших результатов в значительно более короткое время, чем применением других методов. По какому бы способу мы ни работали, мы иногда наблюдаем рецидивы; мы встречаем также пациентов, у которых не было рецидива. Однако я полагаю, что успехи нового метода имеют шансы на прочность, так как этот метод направлен на самое ядро расстройства. И рецидивисты, благодаря повторным указаниям на то, что они ошибочно считают один звук труднее другого (каждый заика борется всегда только с несколькими звуками), приходят к убеждению в бессмысленности своей фобии.

Смотрите так же:  Психические расстройства при сердечно-сосудистых заболеваниях

Из сказанного видно, что в основу описанной терапии положен взгляд, что болезненные психические состояния могут быть устранены воздействием на психику. Больному вменяют в обязанность не бояться того, что интеллект признал безобидным. Этим самым подготавливается почва для установки к окружающему миру в том смысле, что вообще следует ко всему относиться критически и вдумчиво, чтобы бороться, а если нужно и возможно, то уступать. Подобное влияние на психику наших больных будет всегда необходимо, так как обыкновенно помимо речевого расстройства наблюдаются и другие психические расстройства. Этими немногими словами я хотел указать на то, что терапия ассоциативной афазии, направленная только на речь, составляет только часть терапии.

Профилактика ассоциативной афазии

Так как ассоциативная афазия появляется главным образом на 3-м и 4-м, а также на 6-м и 7-м году жизни, то именно это время речевого и умственного развития требует наибольшего внимания со стороны родителей и преподавателей.

Двухлетнего ребенка, у которого больше мыслей, чем навыка в употреблении своего речевого аппарата, необходимо удерживать от слишком обильной речевой продукции. Для этой цели следует, пользуясь детскими иллюстрированными книжками, рассказывать ему в кратких, простых фразах, в спокойном, медленном темпе коротенькие рассказы и заставлять его повторять за терапевтом фразу за фразой. По примеру Либмана, я советую вырезать отдельные картинки, наклеивать их по одной на каждую страницу тетради и составить текст к картинкам в простых, коротеньких фразах.

Кроме этих упражнений, на которые ребенок однако не должен смотреть, как на трудные задачи, он должен слышать только хорошую речь. Язык окружающих должен быть ясным, простым и правильным. Искусственной детской речи следует избегать. Еще настойчивей нужно предостерегать от постоянного побуждения ребенка к речевым продукциям. Не менее вредно восхищаться в присутствии самих детей их умственными способностями, так как таким образом мы заставляем детский мозг напрягаться все больше и больше. Желая снова вызвать восхищение и заслужить похвалу у окружающих, дети болтают без умолку, борясь с трудностью выражения своих мыслей; и это происходит в тот период развития ребенка, когда моторная сторона речи еще требует большого внимания к себе.

Вообще следует стараться предоставлять нервно предрасположенным детям возможно больше покоя. Родителям не следует с ними чрезмерно много разговаривать и играть; не следует также баловать детей новыми игрушками; по возможности нужно избегать большого общества вокруг ребенка.

Гигиенический уход за ребенком вообще составляет основное условие для правильного умственного и тем самым правильного речевого развития. Особенно опасно общение маленьких детей с ассоциативными афатиками или косноязычными. При малейшей возможности этого нужно избегать.

Поступление в школу, как уже сказано, является вторым периодом, в течение которого часто возникает заикание. И в этом случае мы можем предположить, что главная причина возникновения страдания лежит в недостаточном соответствии между умением произносить и внезапно предъявленными значительными требованиями к мышлению. В первые школьные годы безусловно следует избегать неожиданных вызовов детей и принуждения к быстрым ответам. Для профилактики дефекта необходимо сообщить соответствующие сведения и родителям.

Фрешельс Э. Заикание. Ассоциативная афазия. — М., 1931.

Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты).

Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений:

В 2 тт. Т.I / Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

Заикание при разговоре по мобильному

Регулярно «заикается» мобильная связь, с этим что-то можно сделать? Кто как выходит из такого положения?

Навигация по записям

Обычно это происходит по вине оператора (бракованная симка, плохая базовая станция, плохой сигнал), либо из-за проблем с аппаратной частью телефона. Попробуйте проверить качество связи с другой симкой, если поможет — то нужно менять симку, если нет — то боюсь поможет только покупка нового телефона.

Варианты: плохая симка (поставьте другую в аппарат — если помогло, то поменяйте сим-карту); глючит телефон (симку попробуйте в другом телефоне, если нормально- ремонт или замена телефона); помехи в каком-то месте например у Вас дома (если в других местах связь хорошая — телефон и сим в порядке.

Чаще всего это происходит из-за плохого сигнала связи на вашем телефоне, либо из-за неисправности сотового аппарата. Проверить исправность сотового телефона можно вставив в него другую симку.

Почему ребёнок заикается. Виды и типы заикания. Причины

Если ребёнок в разговоре проглатывает целые слова или слоги, запинается на некоторых звуках или «застревает» на месте, не в силах закончить фразу, можно говорить о заикании. Согласно статистическим данным, это речевое расстройство наблюдается у 1% жителей Земли.

Однако чаще всего заикаются дети 2-5 лет, то есть в том возрастном периоде, когда происходит активное развитие фразовой речи. Помочь заикающемуся ребёнку можно, но при условии комплексного медико-психолого-педагогического подхода и выявлении точной причины речевой патологии.

Причины заикания

Заиканием называют нарушение ритмической стороны речи, которое обусловлено судорожным состоянием мускулатуры речевого аппарата. Учёные выделяют две основные группы факторов развития подобного состояния: предрасполагающие и провоцирующие.

К первой группе причин относят:

  1. Повреждения головного мозга у плода. Речевые центры коры больших полушарий у ребёнка в мамином животе могут пострадать из-за гипоксии, различных инфекционных заболеваний. Стремительные или, наоборот, затяжные роды также негативно влияют на речевые функции малыша.
  2. Перенесённые в младенчестве инфекции. Заикание может стать осложнением вирусного или бактериального инфекционного заболевания. Например, корь, дифтерия, коклюш или скарлатина при неправильно выбранной терапии приводят к повреждению нервной системы.
  3. Черепно-мозговые травмы. При механических повреждениях головного мозга заикание обычно сочетается с прочими речевыми патологиями разной степени тяжести.
  4. Наследственная отягощённость. Малыш, у которого один из близких родственников в детстве страдал от заикания, с большой долей вероятности также начнёт заикаться.

К провоцирующим факторам развития речевой патологии в раннем и дошкольном возрасте относят:

  • психическую и эмоциональную депривацию (недостаток различных впечатлений, ощущений);
  • сильное эмоциональное потрясение (испуг);
  • изучение нескольких языков (билингвизм);
  • подражание значимому человеку.

Таким образом, вышеперечисленные провоцирующие факторы становятся катализатором речевых нарушений у ребятишек, имеющих явную предрасположенность. Поэтому сложно говорить, что причиной заикания у малыша стала огромная злая собака. Внезапно перенесённое эмоциональное потрясение – это своего рода спусковой крючок, запустивший патологический процесс.

Классификация недуга

В медицинской и логопедической практике существует несколько типологий заикания. В их основу положены различные факторы – причина недуга, ведущие симптомы и их выраженность.

  1. Клинические проявления. В зависимости от клинической картины различают следующие формы речевой патологии:
  1. Клоническая. Малыш испытывает трудности при произношении сложных слов из-за прерывистых судорожных движений органов дыхания и речевого аппарата. В речи это проявляется повторением слогов, чаще всего – первых. К примеру: «Ка-ка-ка-русель».
  2. Тоническая. Ребёнок во время разговора растягивает некоторые звуки, а другие «проглатывает». Речь сбивчивая, возникают незначительные паузы, во время которых отмечаются непроизвольное напряжение мышц ротового аппарата и языка. Например: «П…палас».
  3. Смешанная. Как следует из названия, эта форма сочетает признаки двух предыдущих. Ребёнок одновременно растягивает звуки и повторяет слоги при разговоре. Например: «П…пппо-бе-да».

Клонический тип недуга считается более лёгким, поскольку повторы речевых фрагментов более ритмичные, а непроизвольное напряжение речевого аппарата не столь продолжительное и интенсивное, как при других формах заикания.

  1. Особенности протекания. По характеру протекания речевое нарушение бывает:
  • волнообразным – признаки периодически усиливаются и ослабевают, но не исчезают полностью;
  • постоянным – отмечается стабильность клинических проявлений без существенных колебаний в ту или иную сторону;
  • рецидивирующим – симптомы заикания возникают после относительного речевого благополучия.
  1. Этиологические факторы. В зависимости от причин возникновения недуга выделяют две основные формы речевой патологии:
  1. Невротическая (или логоневроз). Основная причина развития заикания – какая-либо острая психологическая травма (сильнейший испуг) или хроническая психотравмирующая ситуация (разлука с родителями, жестокие методы воспитания). Не исключается и наследственная отягощённость. Логоневроз характеризуется усилением симптомов во время волнения и беспокойства.
  2. Неврозоподобная. Заикание является следствием органического поражения коры головного мозга, вызванного инфекционным заболеванием, черепно-мозговой травмой или кислородным голоданием. Кроме того, не исключён и фактор наследственной предрасположенности. Судорожные реакции обычно не зависят от внешних факторов и не усиливаются из-за тревожности ребёнка. Нарастание симптомов возможно при переутомлении малыша или чрезмерном психомоторном возбуждении.

Как развивается заикание?

С физиологической точки зрения процесс произношения выглядит как согласованная работа двух групп мышц, одни из которых сокращаются, а другие остаются расслабленными. Однако это происходит в норме. У ребёнка, страдающего заиканием, блокируется особый регулятор этих мышц из-за повреждения или эмоционального перевозбуждения. В результате наблюдаются или клонические повторения, или тонические спазмы.

При отсутствии качественной помощи нарушение закрепляется и переходит в условный рефлекс. Специалисты выделяют 4 фазы развития заикания, каждая из которых отличается выраженностью основных признаков недуга.

Ребёнок заикается эпизодически, однако со временем промежутки плавной речи становятся всё короче. Основными признаками начальной фазы судорожных речевых нарушений являются следующие проявления:

  • трудности с произнесением обычно появляются в начальных словах фраз;
  • малыш заикается при произношении коротких частей речи – междометий, союзов и предлогов;
  • заикание усиливается при высоких речевых нагрузках;
  • ребёнок практически не обращает внимания на собственные проблемы, общается без стеснения, не испытывает страха и тревожности.

На данном этапе дети начинают испытывать определённые коммуникационные трудности. Малыш ещё не избегает ситуаций общения, однако не всегда проявляет инициативу во время разговора. Для этой фазы характерны следующие симптомы:

  • заикание становится хроническим, то есть эпизоды плавной речи практически отсутствуют;
  • ребёнок «застревает» на многосложных словах, особенно когда говорит очень быстро;
  • маленький заика не придаёт большого значения своей особенности, поэтому охотно отвечает на вопросы, впрочем, не являясь инициатором общения.
Смотрите так же:  Депрессия тяжело дышать

Судорожный синдром закрепляется, но маленькие дети по-прежнему не ощущают неловкости. Они охотно общаются со сверстниками, особенно если те нормально реагируют на их манеру разговора. Характерными признаками этой фазы являются следующие симптомы:

  • ребёнок начинает понимать, что его речь отличается от произношения других детей;
  • трудности с произношением определённых слогов и звуков ярко выражены;
  • заика пытается заменить «сложные» слова другими или начинает обходиться жестами.

Ребёнок остро реагирует на мнение окружающих людей, обижается на замечания и волнуется, если приходится о чём-то спрашивать или что-то говорить. Подобная тревожность только усугубляет ситуацию, поэтому признаки заикания становятся всё более отчётливыми. Характерные особенности данного периода:

  • ребёнок ждёт заикания, внутренне готовясь к нему;
  • судорожные проявления становятся тотальными (проявляются всегда, а не только во время беспокойства);
  • возникает страх речи и коммуникации;
  • дети перестают отвечать на вопросы или пытаются отделать короткими словами (да/нет).

Лечение заикания у детей

Обсуждение методов лечения заикания у ребёнка требует отдельного разговора. Но стоит упомянуть, что речевая патология не исчезнет сама по себе. При первых же симптомах логоневроза родителям необходимо обратиться за помощью к специалистам, которые и назначат комплексную терапию, включающую:

  • логопедическую коррекцию речи;
  • психотерапевтические упражнения на снижение тревожности и повышение коммуникационных способностей;
  • медикаментозное лечение (если патология вызвана органическим поражением мозга).

Также следует понимать, что лечение заикания невозможно без деятельного участия всех домочадцев. Сформировать правильное произношение, ритмичность и плавность речи помогут регулярные занятия с ребёнком в домашних условиях. Кроме того, необходимо улучшать психологическую обстановку в семье, оказывать психологическую поддержку ребёнку и предохранять его нервную систему от перегрузок.

Как перестать заикаться при разговоре. Причины и лечение заикания

Заикание, или логоневроз, является сложным речевым нарушением, при котором человек испытывает затруднения в произношении фраз и слов, в результате чего у него искажается плавность и темп речи. Недуг еще сопровождается изменением тембра звука и расстройством дыхания. Одновременно с этим наблюдаются: выраженный страх, скованность и сильное напряжение. Такие симптомы во многих случаях приводят к развитию психологических проблем: самоизоляции, социальной фобии. Эта статья расскажет, как перестать заикаться при разговоре.

Формирование логоневроза

Причины появления заикания и механизм его развития до сих пор мало изучены. Самая популярная теория – перевозбуждение центра Брока (участок коры головного мозга, расположенный в нижней части лобных извилин). Эта реакция распространяется на другие участки, которые отвечают за двигательную активность, провоцируя непроизвольное сокращение мышц речевого аппарата: губ, языка, неба и т. д.

Когда центр Брока успокаивается, происходит восстановление нормальной речи. Заикание чаще всего возникает на согласных буквах в начале слова. По мнению некоторых ученых, при рассматриваемом недуге, наблюдается повышение уровня дофамина (гормона, отвечающего за радость, работоспособность и мотивацию), при снижении которого речь стабилизируется. Поэтому сейчас ведется разработка медикамента, способного стабилизировать его уровень.

Почему люди заикаются?

Факторы, провоцирующие нарушение речи, принято делить на предрасполагающие и производящие. Предрасполагающими причинами являются:

  1. Нарушение центральной нервной системы у близких родственников при инфекционных или соматических заболеваниях.
  2. Копирование заикающихся людей. Малыш непроизвольно начинает подражать заикающегося человека либо намеренно копировать его речь.
  3. Истощение нервной системы, вызванное паразитическими заболеваниями, задержкой психического развития, коклюшем, рахитом, дизартрией.
  4. Поражение головного мозга, именно в нем находится речевой центр, из-за асфиксии либо травматических, метаболических и инфекционных заболеваний.
  5. Одномоментная психическая травма, спровоцированная сильным испугом или страхом.
  6. К заиканию могут привести ночные страхи, непроизвольное мочеиспускание, повышенная раздражительность, переживания.
  7. Непрерывное психологическое воздействие на протяжении длительного времени: необъективное отношение к ребенку, постоянные конфликты, переучивание леворукости, избалованность.
  8. Наследственный фактор – заикание, возникающее в связи с врожденной слабостью речевого аппарата, переданного от близких родственников.
  9. Неправильное развитие речи в детском возрасте.

Есть и другие причины, почему люди заикаются: возрастные особенности деятельности мозга (как правило, возникают к 5 годам), физическая ослабленность, недостаточность развития моторики и мимико-артикуляторных движений, нехватка положительных эмоций при контакте с другими людьми, психическая ущемленность, гиперергия, ускоренное речевое развитие. Необходимо знать, как перестать заикаться при разговоре, чтобы избежать закомплексованности и чувства неполноценности.

Разновидности заикания

Логоневроз различают по виду речевых судорог:

  1. Заикание клонической формы, при котором заикающийся человек несколько раз произносит один и тот же слог или слово.
  2. Тоническая форма, предполагает более глубокий спазм мускулатуры, она проявляется в растягивании звуков и длительных паузах речи. В этом случае человек долго не может выговорить одно слово.
  3. Смешанный тип заикания – нарушение плавности речи. В нем объединены явления конических и тонических форм.

При заикании страдает и мимика: могут наблюдаться спазмы лицевых мышц и конечностей.

Клинические формы

Заикание может протекать в неврозоподобной или невротической форме. Причем каждая из них обладает своими причинами развития.

  • Неврозоподобное заикание. Этот дефект речи часто возникает вследствие ярко выраженного психического нарушения с потерей контроля над артикуляцией и расстройством моторики. Ребенок с такой формой заикания обычно отстает в развитии от ровесников. Обнаруживают подобные отклонения при проведении МРТ.
  • Заикание невротического характера. К такой форме расстройства речи относят социальные и психологические причины. Невротическое заикание не может быть вызвано физическими нарушениями в головном мозге, послеродовыми или родовыми травмами. При этой форме заболевания человека вылечить легче, нежели при неврозоподобном заикании. Данной проблемой чаще всего занимается психолог.

Люди с невротическим заиканием пугливы, обидчивы, молчаливы и замкнуты. Они сами себе надумывают страхи, которые мешают им нормально жить, все время взволнованы и раздражены. Отклонений в физическом развитии у них нет.

Логоневроз: лечение у детей

Устранение заикания у ребенка, как правило, психотерапевтическое. При отсутствии органических поражений мозга медикаментозное лечение не требуется. Чтобы убрать дефекты произношения, освободить речь от напряженности, сделать ее выразительной и плавной, воспитать четкую артикуляцию, прибегают к логопедическому лечению.

Первичное лечение логоневроза у детей должно проходить при поддержке коррекционного педагога (логопеда). После этого малышу предстоит самостоятельно потренироваться в устной речи. Чтобы закрепить положительный результат, ребенку предоставляется возможность поупражняться в общении с другими детьми.

Медикаментозное лечение

Комплексная терапия заикания направлена на использование ноотропных препаратов, анксиолитических и противосудорожных средств, транквилизаторов. Когда малыш не в состоянии самостоятельно преодолеть нервное напряжение, ему выписывают успокаивающие настойки и отвары на основе лечебных трав.

Точечный массаж и компьютерные программы

Как ребенку перестать заикаться при разговоре? Избавиться от такой проблемы позволяют специальные компьютерные программы. Их основная задача – синхронизация слухового и речевого центров больного. Компьютерные упражнения помогут малышу постепенно разговаривать без запинок.

Также рекомендуется при логоневрозе точечный массаж. Во время процедуры специалист воздействует на определенные акупунктурные точки грудной клетки, спины, ног и лица. Данная терапия способствует восстановлению нервной регуляции речи, результат заметен сразу же после проведения массажа.

Устранение дефекта речи у говорящего

Как перестать заикаться при разговоре? Первым делом нужно постараться расслабиться, чтобы снять напряжение. На ранних стадиях заболевания могут помочь седативные препараты.

Чтобы не заикаться при разговоре, необходимо расслабить мышцы шеи и плечевой пояс, нижняя челюсть при этом должна находиться в подвешенном состоянии. Дыхание должно быть расслабленным, свободным и ровным. Большинство психологов советуют прибегать к речевым тренировкам. Больному следует как можно чаще разговаривать с самим собой, находясь перед зеркалом и представляя, что он беседует с посторонним человеком.

В случае, если заикание наблюдается при произношении определенных слов, тогда следует выписать их на бумагу. После этого надо регулярно тренироваться уверенно и медленно произносить такие слова. При потере контроля над своей речью, нужно сделать перерыв, расслабиться и глубоко подышать.

Общаясь со знакомыми, избегайте неприятных для вас разговоров, так как при нагнетании эмоционального напряжения заикания не удастся избежать. В подобной ситуации надо как можно быстрее закончить разговор.

При лечении логоневроза терпение и поддержка родных просто необходимы, они помогут быстрее справиться с недугом. Необходимо часто беседовать с друзьями и родственниками, которые не станут обращать внимание на запинки при разговоре.

Если в течение 2–3-х месяцев самостоятельно избавиться от заикания не удастся, а паузы между произношением станут очень длинными, следует обязательно посетить логопеда. Нельзя опускать руки, при своевременном обращении за помощью больше шансов побороть этот недуг.

Другие статьи

  • Методы лечения эпилепсии у детей Институт детской неврологии и эпилепсии ИДНЭ (с 2006 года), ИДВНЭ (с 2016 года) и ЦЗиР (с 2017) им. Святителя Луки Современные методы диагностики и подходы к лечению эпилепсии у детей Эпилепсия представляет собой хроническое заболевание головного мозга, […]
  • Музыкально игровое творчество детей дошкольного возраста Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей старших дошкольников Галянт Ирина Геннадьевна Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время Уведомить о поступлении Диссертация - 480 руб., […]
  • Билиарная дисфункция у детей симптомы Автореферат и диссертация по медицине (14.00.19) на тему: Ультразвуковая диагностика дисфункции билиарного тракта у детей Автореферат диссертации по медицине на тему Ультразвуковая диагностика дисфункции билиарного тракта у детей На правах рукописи Иззатдуст Фарида […]
  • Социальная защита несовершеннолетних детей из неблагополучных семей Социальная политика в отношении несовершеннолетних из неблагополучных семей (Челябова Э. И.) («Вопросы ювенальной юстиции», 2006, N 3) СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ Челябова Э. И., аспирантка кафедры уголовного права и […]
  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]