Заикание у детей 7 лет причины и лечение

Екатерина Свергун 30.10.2014

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Обычно заикание проявляется у детей 3–5 лет. В этот период речь наиболее активно развивается, но речевая функция, – связь мысль-слово, т.е. способность выражать мысли с помощью речи – еще недостаточно сформирована, поэтому при малейшем воздействии извне происходит ее сбой. Заикание – это нарушение коммуникативной функции речи.

Естественно, что последствия – как возникновения, так и его развития, могут очень пагубно сказываться на здоровье и дальнейшей жизни ребенка. Как выявить причины заикания, и главное – как бороться с этим недугом?

Причины и признаки заикания

Ни с того, ни с сего ребенок заикаться не начнет. Поэтому для начала необходимо выявить причины заикания у вашего ребенка.

Они могут быть как наследственные (редко, но встречаются случаи наличия заикания у членов одной семьи или ближайших родственников) и стрессовые (у психологов и логопедов это считается основным фактором возникновения заикания). К стрессу здесь можно отнести испуг, например: резкий лай собаки, темнота, внезапно оставили одного дома, сильно накричали, перевели в другой детский садик, по телевизору увидел страшные картинки или сцены насилия и т.д. Если вы вовремя заметили, что ребенок чем-то напуган или находится в стрессе, то уже избежали полбеды. Но если этого не случилось, и заикание все же стало развиваться, в первую очередь обратите внимания на его признаки. Какими они могут быть:

  • вначале предложения возникают частые повторы слов, слогов, букв, пытаясь преодолеть напряжение в речевом аппарате, ребёнок инстинктивно начинает разговаривать будто нараспев;
  • уже через определенный промежуток времени (обычно от нескольких дней до нескольких недель), вместо нужно плавной речи появляется несколько ускоренная, которая сопровождается выраженным напряжением в области жевательной и лицевой мускулатуры, появляться подобие спазмов лицевых мышц;
  • могут наблюдаться непроизвольные движения языка вплоть до вытягивания его из полости рта (это происходит в момент начала речи);
  • отмечается появление ощущения перехвата дыхания в горле, груди и выраженного напряжения мышц брюшной стенки.

При дальнейшем прогрессировании заболевания становятся явными дополнительные кивательные движения головы, мигания глаз и их непроизвольные закатывания в процессе напряженной речи. Также пытаясь облегчить начало речи, дети могут делать резковатые движения ногами или руками. Изменяется цвет лица, оно может краснеть от напряжения или бледнеть от перенапряжения. Можно также чувствовать усиление сердцебиения.

В итоге после таких мучений речь может становиться тягостной, поэтому ребенок после первой, возможно, неудачной попытки говорить может замолкнуть и перестать общаться.

Долгое заикание может привести к депрессии, развитию повторных невротических реакций. Также ребёнок может стать просто замкнутым и необщительным. Это впоследствии сузит круг общения и повлияет на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка, чувство уверенности в себе и даст ему кучу комплексов.

Развитие болезни может быть постепенным, с некоторой нарастанием симптоматики или же постепенным её снижением. Однако чаще заикание прогрессирует под воздействием дополнительных стрессов и психологических травм. Также приступы заикания учащаются при переутомлении, во время болезни, в случае семейных или школьных неприятностей. Иногда отмечается некоторая зависимость от погоды, сезона и рациона питания. Что стоит отметить – избыток белковой пищи усиливает проявление заикания. Также развитие нарушений наблюдается в период роста зубов и в переходном возрасте.

Способы лечения заикания

Борются с заиканием следующими способами:

Народные средства

Лечение заикания народными средствами предполагает прием травяных настоев и разнообразных отваров, оказывающих успокаивающее и расслабляющее воздействие на организм. Рассмотрим, как можно облегчить заикание этими способами.

Рецепт 1. Настой ясенца белого против заикания

20 грамм листьев и цветов растения заливаются 0,5 литрами кипятка и должны настаиваться около 20 минут. Затем настой процеживают, ставят в прохладном месте и используют для полоскания рта несколько раз в день. Категорически нельзя глотать настой!

Рецепт 2. Травяной настой от заикания

Взять такие растения: листья крапивы двудомной и цветки ромашки аптечной – по 100 г; листья мелиссы, травы вереска и зверобоя, соплодия хмеля – по 50 г. Одна чайная ложка такой травяной смеси заливается одним стаканом кипятка и настаивается 20 — 30 минут. Настойку нужно принимать по 2 стакана с утра и на ночь.

Психология

Решить проблему можно также элементарными психологическими приемами. Главное правило здесь – оградить ребенка от новых стрессов и дать ему чувство защищенности и тепла:

  • Попробуйте первыми не обращаться к ребенку с какими-либо просьбами, не начинайте с ним разговор. Заикание – это нарушение коммуникативной функции речи. Разговаривая и играя сами с собой, дети редко заикаются. Говорите с ребенком медленно, плавно, почти нараспев. Старайтесь не обсуждать ничего при ребенке слишком эмоционально, на повышенных тонах.
  • Ограничьте время просмотра телевизора. В случае, если не получится полностью отказаться от мультиков (для многих детей это может быть дополнительным стрессом), то постарайтесь хотя бы не давать смотреть новые и слишком агрессивные. Книги рекомендуется читать только хорошо знакомые. И не спешите разучивать стихи – для этого еще будет более подходящее время.
  • Играть лучше в спокойные игры, и будет большим плюсом, если они будут проводиться на воде, так как она воздействует на детскую психику очень благотворно. Если есть возможность посещения дельфинария – это будет еще одним большим плюсом. Подходят также игры с песком и лепка из пластилина. Если ребенок очень подвижен, то не стоит ему запрещать бегать и прыгать, но сами не спешите играть в «догонялки».

Большое значение в поддержании заикания имеет ускоренный темп речи. Для борьбы с ним используется еще один способ – специальная методика тренировки речи, направленная на выработку самоконтроля и неспешной вдумчивой речи. Сочетание психотерапевтического лечения и специального речевого тренинга дает положительные результаты (по статистике подавляющее большинство больных излечивается от заикания).

Еще один достаточно необычный, но достаточно приятный способ – музыкотерапия, которая создает нужный для лечения эмоциональный настрой. Основным лечебным фактором является эмоциональное и аудиальное внушение. К тому же музыка дополнительно развивает творческие способности и слух, а это даже без заикания будет для вашего ребенка на пользу.

Рекомендации при лечении заикания

Плюс во время лечения заикания нужно следовать следующим общим рекомендациям.

Соблюдать распорядок дня

Для ребенка необходимо создать четкий режим дня. Малыш в возрасте от 3 до 7 лет должен спать 10–11 часов ночью и 2 часа днем, от 7 лет и старше – 8–9 часов ночью и 1,5 часа днем. Следует исключить просмотр телевизора перед сном.

Создавать благоприятную психологическую обстановку

Постоянные замечания и одергивания травмируют ребенка. Должны быть исключены ссоры и шумное поведение в присутствии ребенка. Не торопите ребенка во время ответов и чаще хвалите, доставляя положительные эмоции.

Укреплять общее здоровье

Родители должны позаботиться об ослаблении нервного напряжения ребенка, исключить шумные компании и переутомление. Рекомендуются закаливающие процедуры: игры на улице, воздушные ванны, обтирание и т.д. Чтобы снять эмоциональное напряжение малыша, чаще делайте вместе с ним гимнастику и играйте.

Если заикание все же не проходит, то целесообразным будет обратиться к профессиональному логопеду и психологу. Не стесняйтесь помощи специалиста. Компетентный врач, ваша любовь и внимание обязательно помогут вашему ребенку навсегда избавиться от недуга и вести полноценную и счастливую жизнь.

Заикание у ребенка: причины и лечение

Такое серьезное расстройство речи, как заикание, может сохраняться на долгие годы – и во взрослой жизни люди продолжают бороться с этой проблемой. Причины заикания определяют основное направление лечения, способы и методы коррекции.

Бытует мнение, что основной причиной возникновения заикания в детском возрасте является сильный испуг. На самом деле причин появления речевого расстройства гораздо больше – начиная от наследственной отягощенности и заканчивая неблагоприятными условиями для развития ребенка в семье.

К наследственным факторам развития заикания можно отнести передающуюся из поколения в поколение слабость речевого аппарата. Период новорожденности очень важен с точки зрения формирования и закладки основ для развития речи – родовые травмы и перенесенные заболевания любой этиологии могут стать причиной появления заикания в дальнейшем.

Если малыш растет в неблагоприятных эмоциональных условиях, когда отсутствует адекватный контакт с взрослыми людьми, ребенок физически ослаблен и испытывает трудности в общении с окружающими, то часто такие условия благоприятствуют возникновению различного рода речевых расстройств. Неровное и неправильное воспитание, психическое напряжение, большие нагрузки и попытки переучить леворуких детей – причины заикания лежат в отклонениях от нормы в развитии ребенка.

Лечение заикания должно начинаться при появлении первых признаков – ребенок начинает молчать долгое время, повторять слоги или целые слова в начале предложения, внезапно останавливаться на середине слова и т.д. Существование различных методик позволяет сделать выбор, подходящий для конкретного ребенка. Заикание лечат дыхательными упражнениями, пением, чтением вслух, сеансами точечного массажа, медикаментозными курсами. Помимо основного метода лечения необходимо создать ребенку соответствующую среду – не акцентировать внимание на его заикании, устранить все психологически негативные факторы воздействия, научиться расслабляться и перестать переживать по этому поводу. Чем больше внимания и заботу окажут малышу родители, тем быстрее он сможет справиться с неприятным недугом.

Заикание у детей:
причины и лечение по Комаровскому

Если ребенок заикается, или вам кажется, что он начинает заикаться, выжидать нельзя. Такое нарушение речи требует немедленной реакции родителей. Известный детский врач и любимец миллионов интернет-мам Евгений Комаровский утверждает, что самое главное в лечении заикания – не заниматься самолечением. И уж точно не пытаться лечить малыша по интернет–методикам никому не известных «специалистов», которые предлагают дистанционно, за «чисто символическую» плату выслать обеспокоенным родителям подробный план действий, способных научить ребенка говорить нормально.

Куда обращаться?

Если есть основания полагать, что кроха начал заикаться, нужно сразу посетить логопеда. Сейчас сделать это проще, чем еще 15 лет назад, поскольку многие детские сады пользуются услугами «прикрепленного» логопеда. Если в вашем дошкольном учреждении такого специалиста нет, обратиться нужно в поликлинику по месту жительства. Там подскажут, где принимает ближайший логопед.

Смотрите так же:  Конфликты и стресс примеры ситуаций

Кроме того, Комаровский настоятельно рекомендует нанести визиты еще двум специалистам медицинского профиля – неврологу и детскому психиатру. Чтобы исключить нервно-соматические причины появления заикания.

Что нужно знать родителям о заикании?

Во-первых, заикание – это не болезнь, а нарушение речи. И возникает оно, когда мышцы речевого аппарата ребенка судорожно напрягаются. В результате возникает повторение звука или его пролонгация. Вопросами лечения такого нарушения озадачивались еще древние ацтеки, которые видели причину заикания в том, что подросший ребенок продолжает сосать грудь матери. Первые методики по коррекции речи при заикании выработал еще Плутарх. Он предлагал заикам декламировать речи под громкий шум морских волн.

Несмотря на то, что медицинские энциклопедии говорят о том, что причина заиканий точно не установлена, доктор Комаровский выделяет несколько основных причин возникновения заикания у детей, которые можно разделить на врожденные и приобретенные.

Врожденные факторы:

  • Наследственность. Если мама, папа или кто-то из бабушек, дедушек заикаются, есть вероятность, что малыш тоже начнет заикаться.
  • Внутриутробная гипоксия плода. Если крохе во время беременности мамы не хватало кислорода, нарушения речи – самое безобидное последствие такого состояния.
  • Инфекция, перенесенная крохой внутриутробно. Случается, что беременные переносят инфекционные заболевания. Вместе с мамами болеют и еще нерожденные карапузы. Следствием инфекции и может стать нарушение речи.
  • Недоношенность, преждевременные роды.
  • Гипоксия, возникшая в родовом процессе.

Приобретенные факторы:

  • Сильный испуг, который пережил малыш.
  • Большое и важное событие в жизни ребенка (это может быть и горе, и радость).
  • Перенесенное инфекционное заболевание. Заикание вполне может стать следствием кори, менингита, энцефалита и т.д.
  • Неблагополучная обстановка в семье, чаще связанная с проявлениями насилия.
  • Особенности речи мамы и папы. Если кто-то из родителей заикается, ребенок может просто подражать родителю, на самом деле заикой он не будет.

Заиканию, по утверждению Евгения Комаровского, более подвержены дети с нестабильной и слабой нервной системой, впечатлительные фантазеры, застенчивые «одиночки». Возраст «группы риска» от 2 до 5-6 лет. Особенно опасным считается возраст 3 года, когда малыш вступает в первый в своей жизни возрастной психологический кризис. Чаще заикаться по разным причинам начинают мальчики, поскольку у девочек от рождения большая устойчивость к стрессам, их психика в детском возрасте более лабильна.

Возрастные особенности детского заикания

Малыши в возрасте от 1 до 4 лет заикаются по-особенному. Они долго и довольно мучительно пытаются повторять один и тот же звук, а когда у них не получается, крохи замыкаются и вообще замолкают. У таких детей, говорит Евгений Комаровский, заметить заикание проще, если ребенок находится вне дома.

Когда малыш в привычной обстановке, дефект речи не так заметен, он говорит спокойнее и ровнее, но во всей «красе» нарушение раскрывается, если карапуза окружает новая незнакомая среда. Заикание в этом возрасте обязательно ярко проявит себя на прогулке, в детском коллективе — в садике, на массовом мероприятии, где малыш попробует общаться с другими детьми.

Если вы заметили, что ваш малыш ведет себя именно так, не показывайте вида, что случилось что-то страшное. Нельзя акцентировать свое внимание на заикании, чтобы ребенок тоже не начал акцентировать свое внимание на нем. Дети в 3 года вплоть до 4 лет более успешнее, чем другие, поддаются коррекции, и шансы исправить дефект раз и навсегда довольно велики. Идите к логопеду.

Заикание у детей 7 лет может быть вызвано обилием новой для них информации. В этом возрасте малыш, как правило, отправляется в школу. Стеснительным и нервных детям довольно сложно выдержать новые нагрузки. Ситуация отягощается насмешками со стороны одноклассников. В этом возрасте, не секрет, дети бывают довольно жестоки по отношению друг к другу. В этой возрастной группе лидерами по наличию дефекта также являются мальчики.

Лечение заикания по Комаровскому

Доктор Комаровский рекомендует родителям сохранять спокойствие. Спокойствие – внешнее и внутреннее — и будет главным лекарством от заикания.

  • Нужно определить причину возникновения дефекта речи. После этого постараться ликвидировать ее. Если малыш заикается из-за того, что на него кричат родители, или они кричат друг на друга в присутствии ребенка, надо «сбавить обороты» и обеспечить ребенку нормальную спокойную домашнюю обстановку. Если причина заикания не понятна, обратитесь к специалисту, можно посетить детского психолога. Внимательно понаблюдайте за малышом, не подавая вида, что вы замечаете его проблему, и выясните, когда именно он начинает заикаться, какие факторы провоцируют его, какая погода стоит за окном, какие события предшествуют затруднению произношения. Из наблюдений составьте мини-дневник, который поможет специалисту выяснить истинные причины заикания.
  • Старайтесь говорить с малышом внятно, медленно, четко и понятно проговаривая слова. Попросите малыша попробовать произносить слова только на выдохе. Логопеды часто применяют этот прием.
  • Скажите «нет» телевизору, шумным играм, компьютеру. Помните про спокойствие. Лучше оградить ребенка от прослушивания громкой музыки, мультфильмов или, того хуже, выпусков новостей на ТВ, эмоциональных перегрузок. Разрешайте крохе смотреть любимый мультик не более 10 минут в сутки. Постарайтесь почаще включать ребенку аудиосказки, которые читаются медленно, монотонно. На пользу пойдет пение и дыхательная гимнастика, они способны расслабить мускулатуру речевого аппарата.

Заикание у детей: причины и лечение

У малыша появились запинки в речи? Он повторяет или тянет звуки и отдельные слоги? Знайте: только от вас сейчас зависит, будет ли ребенок говорить плавно или же речевое нарушение останется с ним на долгие годы. Заикание гораздо легче победить в самом начале.

Причины заикания у детей

Бытует мнение, что заикание — это результат сильного испуга. Стресс, действительно, может спровоцировать появление запинок в речи, но не он один виновен в появлении заикания. Причины этого нарушения могут быть самыми разными, и далеко не всегда лежат на поверхности.

Чаще всего запинки в речи появляются в возрасте 2,5 — 4,5 лет — в период активного формирования фразовой речи. В одних случаях это происходит на фоне задержки речевого развития, в других, наоборот, на фоне бурного становления речи.

Подберем и запишем
к врачу бесплатно

Фактором, провоцирующим появление заикания, может стать не только пережитый ребенком стресс, но и длительна психотравмирующая ситуация: конфликты в семье, неправильный режим, переучивание леворукости, авторитарное воспитание и даже раннее начало изучения иностранного языка.

К нервному и срыву и заиканию может привести перегрузка неокрепшей нервной системы большим потоком аудиовизуальной информации: компьютерные игры, современные мультфильмы.

Мигрень у детей: симптомы и лечение

Нередко заикание появляется как бы исподволь, постепенно, на фоне остаточных явлений органического поражения центральной нервной системы в результате неблагополучного течения беременности, сложных родов и болезни ребенка в первые годы жизни.

Определенную роль в возникновении заикания играет и наследственный фактор, причем не обязательно у кого-то из близких родственников должно быть заикание, наследуется определенный тип нервной системы.

Как помочь заикающемуся ребенку

Без консультации невролога не обойтись. Врач назначит необходимое обследование и, при необходимости, подберет курс лечения. Важно понимать, что наблюдаться у доктора придется и после того, как речь нормализуется: велик риск рецидива. Возможно, понадобятся профилактические курсы лечения.

Существует множество логопедических методик, направленных на преодоление речевых судорог. Так, например, авторская методика С. А. Мироновой предполагает коррекционную работу в рамках прохождения детсадовской программы. Н. А. Чевелева разработала систему коррекции заикания у дошкольников в процессе ручной деятельности.

Весьма эффективна и оригинальная методика Л.З Арутюнян. Она предполагает устранение речевых судорог с помощью синхронизации речи с движениями пальцев руки и формирования рефлекса спокойствия. Изначально она была рассчитана на подростков и взрослых, но позже была адаптирована и для дошкольников.

Однако в самом начале, когда заикание только-только появилось, помочь малышу родители могут самостоятельно.

Первое, что должны сделать родители, заметившие запинки в речи малыша — временно ограничить его речевое общение. Так называемый режим молчания вводится на 2-3 недели. Сделать это важно грамотно. Не стоит пугать ребенка фразой «тебе нельзя говорить», постарайтесь уменьшить его речевое общение незаметно.

Играйте в «тишину», старайтесь сами говорить тише и просите ребенка разговаривать шепотом и использовать жесты. Постарайтесь больше рисовать с малышом или, к примеру, заниматься лепкой, собирать пазлы. Эти занятия не только позволят меньше говорить, но и будут развивать мелкую моторику, а это очень важно для развития речи.

У маленьких почемучек всегда много вопросов, и они, конечно же, будут их задавать. Постарайтесь отвечать четко и немногословно, не порождая новые вопросы.

Не перебивайте ребенка. Договорите вместе с ним (не вместо него), сохраняя при этом зрительный контакт.

Ни в коем случае не показывайте своего волнения и не акцентируйте внимание ребенка на речевом дефекте!

Мультфильмы, компьютерные игры, праздники и даже новые игрушки пока под запретом. Радостные события могут навредить, ведь они порождают бурные эмоции, пусть и положительные. Старайтесь, чтобы телевизор в присутствии малыша не работал даже фоном.

В идеале ребенка лучше пока не водить в детский сад, а во время прогулок стараться, чтобы он не оказывался в окружении других детей, ведь они, непременно будут общаться, что пока нам не нужно. Также важно следить за тем, чтобы малыш не слишком уставал.

Давайте ребенку поиграть самому с собой. Играя в одиночестве, разговаривая с игрушками и за них, скорее всего заикаться ребенок не будет.

Ни в коем случае не игнорируйте дневной сон, даже если ребенок считает себя большим и не хочет днем спать.

Пересмотрите свой собственный образ жизни. Он не должен быть хаотичным и суетливым. Говорить старайтесь медленно, короткими предложениями.

Если режим молчания не помог, постепенно подключайте дыхательную и артикуляционную гимнастику и логопедическую ритмику. Главное, чтобы для ребенка это была игра, а не занятия, чтобы ему было интересно, но при этом он не перевозбуждался.

Ветрянка у детей: симптомы и лечение

В качестве дыхательной гимнастики подойдет надувание мыльных пузырей и всевозможные свистульки. Можно предложить малышу подуть через трубочку в стакан с соком или молоком или же на ватку, которую можно попросить задуть в импровизированные ворота. Играть в такой «футбол» можно вначале на гладкой поверхности, а затем усложнить задание, положив ватку на махровое полотенце.

Смотрите так же:  Игровая деятельность детей с аутизмом

Полезна при заикании и артикуляционная гимнастика, особенно если есть проблемы со звукопроизношением. В идеале упражнения должен подсказать логопед, но можно подсмотреть их и в интернете. Выполнять артикуляционную гимнастику нужно вместе с ребенком, сидя перед зеркалом.

Научите малыша владеть телом и уметь расслабляться. Предложите ему напрячь какую-то часть тела: кулачки, ножки, щечки, язычок и тп, а затем расслабить, акцентируя внимание на ощущениях.

Логопедическая ритмика — еще одна составляющая комплексного подхода к преодолению заикания. Отхлопывайте и одновременно проговаривайте с ребенком небольшие знакомые стишки, сочетайте слова и фразы с движениями и музыкой. Пойте вместе с малышом детские песенки: петь ребенку гораздо проще, чем говорить.

Старайтесь побороть застенчивость ребенка, играйте в гляделки, устраивайте кукольные мини-спектакли, в которых ребенок будет говорить небольшие заранее заученные фразы за кого-то из героев.

Если улучшение не наступает в течение нескольких месяцев, необходимы занятия с логопедом и неукоснительное соблюдение его рекомендаций дома.

Помните, даже если речевые запинки остались в прошлом, будьте начеку: они вновь могут появиться по мере взросления ребенка.

Заикание у детей

***Заикание — это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата.
При заикании ребенка мы наблюдаем в его речи вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет.

Причины заикания.
Все причины условно можно разделить на две группы: предрасполагающие “почву” и производящие “толчки”.

Часто можно видеть картину – бабушка ведёт по улице внука, который, по её мнению, чем-то виноват, и ругает его: «Ах ты, негодник, не нужны мне такие дети, вон до угла дойдём – там дядька с мешком выскочит, тебя унесёт». Малыш уже весь синий от страха, а бабушку не остановить. Видно, что система давно отлажена и часто применяется. А потом внезапный испуг – собака громко залаяла, и та же бабушка кричит «Собака моего внучка заикой сделала!».

Итак, к предрасполагающим факторам относятся:

  1. невропатическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции центральной нервной системы);
  2. невропатические особенности самого заикающегося (ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность); конституциональная предрасположенность (заболевание вегетативной нервной системы и повышенная ранимость высшей нервной деятельности, ее особая подверженность психическим травмам);
  3. наследственная отягощенность (заикание развивается на почве врожденной слабости речевого аппарата, которая может передаваться по наследству).
  4. поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия; постнатальные — инфекционные, травматические и обменно-трофические нарушения при различных детских заболеваниях.

Производящие причины могут быть физиологическими, психологическими и социальными:

физиологические причины: физические заболевания с энцефалитическими последствиями; травмы — внутриутробные, природовые, нередко с асфиксией, сотрясение мозга; органические нарушения мозга, при которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения; истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и других заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи: корь, тиф, рахит, глисты, в особенности коклюш, болезни внутренней секреции, обмена; болезни носа, глотки и гортани;

Психические и социальные причины:

кратковременная — одномоментная — психическая травма (испуг, страх); длительно-действующая психическая травма, под которой понимается неправильное воспитание в семье: избалованность, императивное воспитание, неровное воспитание, воспитание “примерного” ребенка; хронические конфликтные переживания, длительные отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляемых конфликтных ситуаций;
острая тяжелая психическая травма, сильные, неожиданно возникающие потрясения, вызывающие острую аффективную реакцию: состояние ужаса, чрезмерной радости;
неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение, нарушения звукопроизношения, быстрая нервная речь родителей; перегрузка детей младшего возраста речевым материалом; несоответствующее возрасту усложнение речевого материала и мышления (абстрактные понятия, сложная конструкция фразы);
полиглоссия: одновременное овладение в раннем возрасте разными языками вызывает заикание обычно на каком-нибудь одном языке;
подражание заикающимся. Различаются две формы такой психической индукции: пассивная — ребенок непроизвольно начинает заикаться, слыша речь заикающегося; активная — он копирует речь заикающегося;
переучивание леворукости. Постоянные напоминания, требования могут дезорганизовать высшую нервную деятельность ребенка и довести до невротического и психопатического состояния с возникновением заикания;
неправильное отношение к ребенку учителя: излишняя строгость, суровость, неумение расположить ученика — может служить толчком для появления заикания.
Первые признаки заикания
— Ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (Это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже, заикаясь. Если успеть обратиться к специалисту до момента возникновения заикания, его можно предотвратить.);

Мальчик 5-ти лет был свидетелем ссоры родителей, в течение которой отец кричал и угрожал матери. За весь этот вечер ребёнок не сказал ни слова, удивив мать необычной молчаливостью. На утро он говорил с заиканием.

— Употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);
— Повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;
— Вынужденные остановки в середине слова, фразы;
— Затруднения перед началом речи.

На приёме у логопеда
Как происходит обследование заикающегося ребёнка?
При обследовании оцениваются основные моменты дородового периода: возраст матери, нервно-психическое здоровье, болезни матери, отца, течение беременности.
В беседах с родителями уточняются сведения о речевом развитии ребенка: когда появились первые звуки, лепет, первые слова, фразы, каким темпом речи пользуется, не было ли особенностей поведения в моменты речевого общения с окружающими. Важно узнать и о речевом окружении ребенка (не заикаются ли, не говорят ли слишком быстро родители или близкие ребенку люди).
Уделяется внимание изучению вопроса воспитания ребенка в семье: отношение к нему взрослых (нет ли заласкивания, потакания капризам или, наоборот, неуравновешенного, резкого обращения, физических наказаний, запугивания); помощь в формировании у него правильной речи (нет ли перегрузок в заучивании сложных текстов) или, наоборот, почти полное отсутствие контроля за развитием его правильного произношения, грамматически правильного речевого общения и т. д.
Когда возникло заикание, появились первые его признаки? Как внешне оно выражалось? Какие предполагаемые причины могли его вызвать? Как проявляется оно в зависимости от обстановки или окружающих людей, от разного вида деятельности? Как говорит ребенок один (например, со своими игрушками)? С чем связаны периоды ухудшения и улучшения речи? Как ребенок относится к имеющемуся у него речевому недостатку (замечает, не замечает, безразличен, переживает, стыдится, скрывает, боится говорить и т. д.)?
Обращались ли родители за помощью: куда, когда, что было рекомендовано, какие результаты?
После уточнения сведений о ребенке, истории возникновения и особенностей протекания у него заикания проводится обследование речи заикающегося и внеречевых процессов, оказывающих непосредственное влияние на его речевую деятельность.
Проводится исследование его общительности, моторики, подражательности, импрессивной и экспрессивной речи, игровой, учебной, производственной деятельности, личностных особенностей заикающегося. Для исследования речи детей используются картинки, книжки со стихами, сказками, подбираются игрушки (куклы, машинки, фигурки животных, строительный материал).
Конкретные задачи речевого обследования заключаются в том, чтобы определить:
— место возникновения и форму речевых судорог;
— частоту их проявлений и сохранные речевые возможности заикающегося;
— сопутствующие нарушения речи; двигательные нарушения;
— отношение заикающегося к своему речевому дефекту; наличие психологических особенностей.

Самый благоприятный возраст для лечения заикания — 2 — 4 года (легче создать благоприятные условия, небольшой стаж заикания). Наименее благоприятным оказывается возраст 10 — 16 лет, пубертатный период (обострённая психическая ранимость, стремление к свободе, самостоятельности, нелюдимость и другие отрицательные личностные качества).

Если ваш ребёнок заикается
Ввиду того, что у заикающихся детей и детей группы риска ослаблена нервная система, для них требуются индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правильный общий и речевой режим.
— Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, лешего, черта и т.п.
— Не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это утомляет и перевозбуждает ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном.
— Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих как в семье, так и в детском саду, в школе.
— Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания. Несоблюдение режима и требований правильного воспитания в это время может легко привести к возникновению заикания.
— Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т.п.
— Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.
Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к ребенку. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно. Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений. Вместе с тем, им полезно участвовать в хороводных и других играх, требующих хоровых ответов.
— Таких детей нельзя спрашивать первыми на уроках. Лучше спросить после ребенка, который хорошо ответил. Если ребенок не может начать говорить или начал, но плохо, запинаясь, учитель должен помочь ему произнести слово (фразу) или отвлечь его внимание другим вопросом, не дав возможности говорить с запинками.
— Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению.

Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога.

Из-за чего бывает заикание? Кто подвержен сильнее всего? Ответы логопеда

Справиться с заиканием у людей помогут певчие птицы. Учёные из США заявляют, что полностью расшифровали весь наследственный код амадины и выявили гены, активность которых заметно меняется, когда она поёт.

Смотрите так же:  Сказки для детей с аутизмом

Теперь эти участки птичьей ДНК хотят сравнить с человеческими и найти новое средство против расстройств речи. Пока же заикание лечат традиционными методами. Кстати, вполне эффективно.

6-летний Паша чувствует себя превосходно и не видит никакого смысла идти к врачу. Но его мама другого мнения. Сын недавно начал немного заикаться. Что стало причиной этого, мама не знает. Возможно, ребёнок копирует речь сверстника из детского сада, который заикается сильно. Возможно, сам испытал какой-то стресс. Так или иначе, но с заиканием нужно бороться, решила она. Паше в этом году идти в первый класс, проблемы с произношением помешают ему учиться и могут сделать его объектом для насмешек.

Причиной заикания может стать что угодно. Каждый случай особенный. Но врачи сходятся во мнении, что чаще виной всему стресс, перенесённый в возрасте, когда речь только формируется. И именно в этом возрасте проблему и нужно решать. Чем быстрее, тем лучше. Ребёнка учат контролировать своё дыхание, произносить слова на выдохе. А лечение может быть представлено в виде занятной компьютерной программы или просто игры. Сначала малыш выдувает мыльные пузыри, а потом начинает правильно дышать и говорить.

Нина Обухова, логопед: «Дети заикаются в возрасте 3-4 лет довольно часто. Но после своевременного медикаментозного лечения, после объяснения родителям — как нужно себя правильно вести, особенно, особенно при заикании, которому 2-3 недели — оно проходит бесследно».

Владимир начал испытывать трудности с речью, когда был совсем маленьким, но до поры до времени это не доставляло ему большого дискомфорта. С годами заикание прогрессировало. Сейчас Владимиру 24 года и он вынужден был лечь в стационар, чтобы вернуть себе возможность говорить свободно. Многочасовые занятия с логопедом, дыхательная гимнастика, вокальные упражнения — взрослому человеку приходится затрачивать гораздо больше сил и времени на борьбу с заиканием, чем ребёнку.

Владимир Желтов: «Затянул, обратился уже только во взрослом возрасте. В жизни часто так бывает. Придётся навёрстывать упущенное, исправлять ошибки».

Как бы ни было сложно исправлять ошибки, сделать это можно в любом возрасте, уверены врачи. Главное — заниматься упорно и систематично. На занятия в клинику патологии речи приходят только взрослые люди. И учатся говорить заново. По слогам, растягивая гласные, зато без запинок.

Рука, отбивающая ритм, помогает держать темп речи, говорить спокойно. Пройдёт какое-то время и эти молодые люди смогут говорить без помощи рук, прибегая к такой специфической жестикуляции только в крайнем случае.

Светлана Бондарева, логопед: «Соприкосновение пальчиков на определённый лад и ритм настраивает. И они сразу успокаиваются».

Студентка из Санкт-Петербурга Алевтина посещает эти занятия всего месяц. И уже отмечает разительную перемену в себе. Вместе с плавной речью к ней пришла уверенность в себе. Пока ещё она нарочито говорит чуть нараспев. Но зато не заикаясь, как это было совсем недавно. Она старательно занимается и верит, что успех не за горами.

Алевтина Васкевич: «Люблю разговаривать с незнакомыми людьми. Даже иногда специально, чтобы проверить свою речь, свои способности в этом деле. Я стала увереннее в себе и теперь не боюсь ни с кем разговаривать, не боюсь запинок, потому что знаю, что смогу».

Способов борьбы с заиканием придумано множество. От гипноза и специальных компьютерных программ до логопедического массажа и таблеток. Традиционная медицина настаивает на комплексном подходе к лечению, в котором занятия с психологом имеют не меньшее значение, чем с логопедом. Заикание сильнее всего бьёт по самооценке человека. Подарить пациенту уверенность в себе не менее важно, чем научить его говорить без запинок.

Алексей Белан, заведующий отделением патологии голоса и речи для взрослых ФГУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи»: «Чем увереннее чувствует себя человек, тем спокойнее он относится к заиканию. Есть даже такие направления в работе с заиканием, где говорить хорошо и не учат. Учат только вести себя хорошо, спокойно, уверено и заикаться с лёгким сердцем».

Гость в студии — МАРИНА СОКОЛОВА, логопед

Ведущий: Подробнее о таком изъяне речи, как заикание, мы поговорим с профессиональным логопедом Мариной Соколовой. Марина Борисовна, добрый день.

Ведущий: Сумели ли ученые выяснить все причины, из-за которых бывает заикание?

Гость: Причин великое множество. И конкретно какую-то главную причину пока еще не выяснили. Заикание не передается по наследству, а предрасположенность по наследству передаваться может. Действительно, есть дети, у которых кто-то из близких страдает этим дефектом речи, и они находятся в группе риска.

Ведущий: Если человек находится в группе риска, то чего ему не стоит делать или что-то нужно предпринять для того, чтобы все-таки не начать заикаться?

Гость: Но здесь надо учитывать, что заикание — это детский дефект речи, который появляется в период становления речи. Если родители, зная о том, что в их окружении есть заикающиеся, заметили, что у ребенка появились какие-то изъяны, конечно, им надо срочно обратиться к логопеду. И не верить тем, кто считает, что, если это похоже на поломку в речи, что это заикание само собой пройдет. И как можно быстрее восстановить речь. Такие способы есть. И на самом первом этапе возникновения речевых судорог заикание легко исправимо.

Ведущий: А какие приемы? Как устраняют заикание?

Гость: Самый простой прием — это начинать говорить с ребенком очень медленно, просто по слогам. Это самый простой прием. И, в общем-то, бывает так, что этого достаточно для того, чтобы речь снова пришла в норму. Если так не получается, тогда мы предлагаем целую программу.

Ведущий: А в каком возрасте у детей выше всего риск появления заикания?

Гость: Всегда считалось, что это возраст с 3 до 4. Но этот период может колебаться. И сейчас заикание помолодело, и очень много малышей, которым едва исполнилось 2 года, уже начинают заикаться.

Ведущий: А у взрослых людей может появиться заикание? Никогда не было и вдруг ни с того ни с сего возникло.

Гость: Да. Это удел, видимо, тревожных мнительных людей. Это одна ситуация. Потом убыстрение темпа речи. Если я заговорю не своим темпом, то в моей речи будут неплавности. Если я, например, сегодня не готова рассуждать на темы, эта ситуация экзамена, на которые мне необходимо рассуждать, в этой ситуации я тоже не буду говорить плавно.

Ведущий: А может ли заикание в определенном смысле слова быть заразным? Допустим, брат заикается, и сестренка, глядя на него, тоже начнет так же не плавно говорить.

Гость: Иногда, если, например, тот старший брат, у которого есть заикание, большой авторитет в глазах у малыша, то этот малыш он может ему просто подражать, потому что он будет считать, что это красиво. Такое может быть.

Ведущий: Эта проблема может прогрессировать? То есть всё хуже и хуже, он будет обладать всё более и более напряженной, мучительной речью.

Гость: Конечно. Заикание иногда бывает настолько тяжелым, что, слушая человека, ты понимаешь, что заикание просто зачеркивает его жизнь, просто лишает его возможности нормально существовать. И как сложится жизнь человека с заиканием, тут зависит от многих факторов. От того, какой у него характер, от его окружения, от близких, от учителей. Ну поэтому заикание надо исправлять как можно быстрее.

Ведущий: Большое спасибо, Марина Борисовна. Опытнейший логопед Марина Соколова подковала нас знаниями насчет заикания. Вот что хорошо бы запомнить каждому.

Подобный дефект речи напрямую по наследству не передаётся. Но с генами мы можем получить предрасположенность к более лёгкому появлению таких проблем.

В группе особого риска дети 3-4 лет. В этом возрасте они начинают говорить быстрее и разнообразнее, неизбежно спотыкаются при произнесении сложных слов и фраз.

Тут родители должны проявить внимание и вынудить детей говорить помедленнее. А для этого сами не должны тараторить.

Если же изъян стал явным, да к тому же в роду есть заики, то, очевидно, что пора к логопеду.

Потерять плавность речи могут не только малыши, но и школьники, и даже взрослые люди. Испуг, тяжёлые переживания. Причин множество.

Заикание обязательно нужно устранять. Иначе речь быстро станет настоящим истязанием и спровоцирует глубокие психологические недуги.

Другие статьи

  • Лиотон детям можно ли Показания к применению Профилактика и лечение тромбофлебита поверхностных вен, постинъекционный и постинфузионный флебит, слоновость, поверхностный перифлебит, лимфангит, локализованные инфильтраты и отеки, травмы и ушибы (в т.ч. мышечной ткани, сухожилий, суставов), […]
  • Средний школьный возраст физическое развитие Особенности физического развития детей школьного возраста В педагогике возраст с 7 до 18 лет принято делить на три периода - младший (7-11 лет), средний, или подростковый (12-15 лет), и старший, или юно­шеский (16-18 лет) школьный возраст. Младший школьный возраст […]
  • Диагностика развития ребенка 4-5 лет Диагностика развития ребенка 4-5 лет Диагностика развития для детей в возрасте от 3 до 5 лет. 1. Познавательная сфера. Задания с кубиками. Задания с соотнесением предметов. Задания с карточками. 1. Покажите ребенку набор карточек с изображением […]
  • Почему ребенок болеет бронхитом Почему ребенок болеет бронхитом Сообщение Syringa » Ср май 04, 2011 11:22 Сообщение kasandra20068 » Ср май 04, 2011 11:45 Сообщение Syringa » Ср май 04, 2011 11:49 Сообщение kasandra20068 » Ср май 04, 2011 11:58 Я знаю, что это алергия.Просто говорю о том, что он […]
  • Диагноз марс в кардиологии у ребенка Диагноз МАРС в кардиологии у детей – это норма или патология? Диагноз МАРС у ребенка – что это такое в кардиологии? Многие родители, узнав о том, что ребенку поставили диагноз МАРС, начинают сильно паниковать. Безусловно, такое волнение оправдано безмерной любовью к […]
  • Урок для детей с задержкой психического развития Особенности организации урока для детей с ЗПР в основной школе в специальном (коррекционном) классе общеобразовательной школы (на примере предмета "Обществознание") Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею […]