Заикание в 5 лет лечение

Причины и лечение заикания у детей

Заикание (логоневроз) – сложное нарушение речи, связанное с психофизиологией, при котором нарушается целостность и плавность речи человека. Это проявляется в виде повторения или удлинения звуков, слогов, или слов. Может проявляться в виде частых остановок или нерешительностью речи, в результате нарушается ее ритмичное течение.

Речь является одним из самых сложных видов деятельности. Речевое взаимодействие – необходимое условие жизни. Развитие мозговых систем, обеспечивающих речевую функцию, не заканчивается во внутриутробном периоде, а продолжается и после рождения. Речевая функция, онтогенетически наиболее дифференцированная и поздносозревающая, хрупка и ранима – место наименьшего сопротивления. А как известно, где тонко, там и рвется.

Логоневроз – невроз речи – вариант системного невроза. Несогласованность системы управления речью и речевого воспроизведения проявляется нарушением плавности речи. И чем больше опасения за исход речи, тем сильнее нарушается речь, поскольку сказывается фиксация внимания. Логофобия усиливает тяжесть логневроза и затрудняет его лечение.

Наиболее часто заикание проявляется у детей от 2 до 5 лет. Большую роль в развитии заикания играет наследственная предрасположенность. Диагностируется нарушение речи у в три раза чаще у мальчиков, чем у девочек. В дошкольном возрасте формируются навыки правильной устной речи.

Причины заикания:

  • повышенный тонус и периодически возникающая судорожная готовность двигательных окончаний речевых центров головного мозга;
  • последствия острого и хронического стресса в детском возрасте;
  • генетическая предрасположенность (некоторые виды заикания передаются по наследству);
  • последствия перинатального поражения ЦНС;
  • склонность к судорожному реагированию;
  • различные повреждения головного мозга;
  • травмы, последствия инфекционных и эндокринных заболеваний;
  • нарушение нормального развития речи у детей (раннее речевое развитие и задержка психомоторного развития);
  • дети могут передразнивать заикающегося человека, но через некоторое время у них сформируется устойчивый дефект;
  • при попытке переучить левшу в детском возрасте;
  • дефицит ласки, любви, понимания у ребенка.

В трехлетнем возрасте у маленьких детей происходит развитие коордиционной системы речевых движений и вербального мышления. Речь в таком возрасте является самой уязвимой и ранимой областью. Нарушение речевого развития обусловлено тем фактом, что маленькие дети очень легко перевозбуждаются, некоторые из них имеют склонность к судорожности. Особенностью нейрофизиологии этого возраста является тот факт, что прочные тормозные реакции у них отсутствуют. Риск развития заикания у возбудимого ребенка гораздо выше, чем у флегматика.

Заикание у детей может возникнуть в результате строгого воспитания, повышенных требований к ребенку. Некоторые родители хотят вырастить из своих чад гениев, заставляют своих детей заучивать большие стихотворения, произносить и запоминать трудные слова и слоги, что в свою очередь может вызвать у ребенка нарушение развития речи. Заикание у детей может усиливаться или уменьшаться. Провоцирующими факторами для усиления заикания могут служить переутомление, простуда, нарушение режима дня, наказание. Если у маленького ребенка появились первые симптомы нарушения речи, необходимо сразу же обратиться к специалисту, самостоятельно это не пройдет.

Вылечить заикание у детей надо еще до школы. Для того, чтобы понять как избавится от заикания, родители с детьми в возрасте 2-5 лет обращаются к логопеду.

Нарушения речи наблюдающиеся в пубертатном периоде, является одним из проявлений невроза. Нарушения речи могут проходить по мере взросления человека. По статистическим данным заиканием страдает только один процент взрослого населения.

Что делать, если ребенок заикается?

Лечение заикания у детей проводится совместно психологом, логопедом и педиатром.

Задачей педиатра является лечение сопутствующей патологии, укреплению организма, профилактики простудных заболеваний, особенно заболеваний уха и голосовых связок. Необходимо лечение хронических заболеваний, выход на стойкую, длительную ремиссию. Важно назначение ребенку физиотерапевтических процедур: бассейн, массаж, электросон.

Психотерапевт помогает ребенку справиться со своим заболеванием, помогает комфортно чувствовать себя в любой ситуации, помогает не бояться общения с людьми, помогает ребенку осознать, что он не является неполноценным и не отличается от окружающих его сверстников. Занятия у психолога обязательно проводятся совместно с родителями, которые так же помогают справиться ребенку с заболеванием.

Занятия у логопеда помогают ребенку быстрее справиться с заболеванием.

Занятия у логопеда

Занятия проводятся по определенной системе, имеют этапность, последовательность. Вначале дети учатся правильному повествовательному изложению текста. Они зачитывают стихотворения, пересказывают домашнее задание. Особенностью данного повествования является то, что ребенок ощущает себя комфортно, он знает, что ему не поставят оценку, и никто не будет над ним смеяться. Речь детей при таких занятиях размеренная, спокойная, без изменения интонации. Когда удается достигнуть отсутствия заикания при повествовательном рассказе, ребенка просят привнести эмоциональную окраску в речь: где-то повысить голос, где-то сделать акцент, где-то сделать театральную паузу.

На занятиях моделируются различные жизненные ситуации, в которых может оказаться ребенок. Это помогает ему справиться с заиканием вне кабинета логопеда.

Обязательно поддерживание у ребенка хорошего настроения. Ребенок должен получать вознаграждения за свои достижения. Пусть это будет просто похвала, но ребенок должен ощущать значимость своих достижений.

На занятиях должны присутствовать примеры правильной речи. Это может быть речь логопеда, разговор других детей, которые уже благополучно закончили курс лечения.

Очень важным разделом в лечении детей с заиканием является применение такого приема, как логопедическая ритмика. Этот прием включает в себя упражнения для голосовых, мимических мышц, подвижные игры, упражнения и игры с пением, хороводы.

Обязательно задание ребенку заданий на дом, так как лечение не должно ограничиваться только кабинетом логопеда.

Ни в коем случае ни при каких обстоятельствах не повышайте на ребенка голос, это может лишь усугубить заикание.

Применение современных логопедических методов помогает ребенку достаточно быстро справиться с заболеванием и вести полноценный образ жизни. Очень важно постараться справиться с заиканием до поступления ребенка в школу (а для этого нужно как можно раньше обратиться к логопеду и неукоснительно выполнять все его указания), так как в школьную программу входит публичное выступление при ответе на вопросы преподавателя, что может стать большой проблемой для ребенка.

Преодоление заикания с возрастом становится более сложным вследствие укрепления навыков неправильной речи и сопутствующих нарушений. Поэтому чем раньше будет начато лечение, тем лучше будет его результат. В результате лечения 70% детей дошкольного возраста полностью избавляются от заикания; 30% имеют остаточные явления; 20% школьников излечиваются полностью; у 80% – улучшение речи разной степени.

Заикание в 5 лет лечение

Гипноз —
состояние повышенной
внушаемости

Геннадий Иванов
Гипнотерапевт

Одной из распространенных проблем, определяемых в раннем детском возрасте, является заикание, характеризующееся невозможностью ребенка излагать свои мысли плавно, четко, правильно.

При логоневрозе дети бессмысленно повторяют звуки и слоги, растягивают и распевают какие-то определенные речевые символы. Они делают частые длительные паузы между словами, говорят прерывисто, нерешительно и неуверенно. Чем больше дети фиксируют внимание на речевом дефекте – заикании, тем сильнее нарушения их речи.

Чаще всего психогенный вид заикания становится заметным на возрастном отрезке от 2 до 5 лет, когда дети имеют незрелую неустойчивую психику. Логоневроз определяется у мальчиков и подростков в три раза чаще, чем у юных представительниц прекрасного пола. Независимо от причин заболевания, чем раньше было проведено обследование и начато лечение заикания, тем у ребенка больше шансов правильно и красиво излагать собственные мысли.

Виды заикания у детей

Условно врачи разделяют три типа заикания у детей:

  • тонический вид, характеризующийся возникновением длительных пауз при говорении либо растягиванием определенного звука;
  • клонический вид, для которого характерно упорное бессмысленное повторение конкретного звука, слога, слова;
  • смешанный вид, включивший себя и тоническую, и клоническую форму.

Согласно этиологии все случаи заикания классифицируют в две группы:

Нейрогенная форма заикания, возникшая из-за аномального развития высшей нервной деятельности, вследствие неврологического дефицита, тяжелых соматических заболеваний. Дети, страдающие нейрогенным заболеванием, помимо заикания имеют множество иных проблем с речевой деятельностью. Часто они существенно отстают в психическом развитии от своих сверстников. Трудности с речевой деятельностью у них присутствуют постоянно, независимо от обстановки и их психологического статуса.

Психогенная форма заикания следствие психологических проблем, аффективных эмоций, хронического стрессового состояния. При психогенном варианте заикания обследования не выявляет каких-либо неврологических дефектов. У таких детей выраженность речевых проблем зависит от их психологического статуса. Они зачастую практически чисто и правильно говорят в спокойной обстановке, однако при возникновении стрессовых условий у них возникает заикание. Психогенный вид заикания часто соседствует с логофобией – патологическим навязчивым страхом перед говорением.

Смотрите так же:  В 2020 году депрессия

Причины заикания у детей

Причины логоневроза у ребенка многочисленны и разнообразны, однако врачи придерживаются точки зрения, что в развитии заикания играет роль негативное действие нескольких эндогенных и экзогенных факторов. Согласно клиническим исследованиям ведущими причинами заикания у ребенка являются:

  • неблагоприятная наследственность, когда склонность к заиканию передается от предков к потомкам из-за наличия генетических заболеваний;
  • тяжелое течение беременности матери, мучительные токсикозы;
  • повреждение головного мозга ребенка во время рождения, длительная гипоксия;
  • нарушение микроструктуры на определенных участках мозга – зонах Брока и Вернике;
  • нарушения церебрального кровотока;
  • существенное повышение активности в области правого полушария головного мозга во время речи;
  • травматические поражения центральной нервной системы;
  • тяжелые инфекционные заболевания, затронувшие головной мозг;
  • склонность к судорогам.

Причиной логоневроза у детей может быть и анормальное развитие высшей нервной деятельности, когда у крохи наблюдалось раннее развитие речевой функции,но определялась задержка в становлении психомоторной деятельности.

Распространенная причина заикания – хроническое стрессовое состояние, вызванное проживанием в неблагоприятной атмосфере и неправильными методами родительского заикания. Частая причина возникновения проблем с речью – отрицательные переживания малыша, связанные с дефицитом ласки и внимания со стороны родителей.

Причиной заикания может быть чрезмерная требовательность взрослых к своему отпрыску, когда предки хотят видеть в нем всезнайку и вундеркинда. Дать старт заиканию может предвкушение ребенка наказания за крошечные проступки, когда родители держат его в страхе и критикуют за малейшую ошибку. Виновником нарушений речи нередко являются родительские старания, нацеленные на насильственное переучивание левши.

Часто причиной заикания становится испуг, пережитый малышом при столкновении с каким-то неизвестным либо пугающим объектом. Особо неблагоприятны последствия ситуации, когда ребенок был вынужден сам переживать мучительные эмоции, когда поблизости не было человека, который мог его успокоить и приласкать.

Заикание может быть и приобретенной привычкой, когда ребенок живет с заикающимися родителями и перенимает манеру их говорения. Маленькие ребята нередко любят передразнивать людей, имеющих проблемы с речью. Однако регулярная практика приводит к тому, что у них самих вырабатывается речевой дефект – заикание.

Дети, страдающие заиканием, наделены специфическим личностным портретом. Для них характерны такие особенности:

  • робость, застенчивость, смущение при общении с людьми;
  • нерешительность и неготовность установить контакт с незнакомцами;
  • чрезмерная впечатлительность, мнительность, ранимость;
  • фиксация внимания на услышанных словах критики;
  • отлично развитое воображение, яркость фантазий, мечтательность;
  • зависимость от других людей, боязнь отстаивать свою точку зрения;
  • недоразвитие волевой сферы, неготовность прикладывать усилия для обретения желаемого результата;
  • низкая самооценка, уверенность в собственной никчемности и бесполезности.

Методы лечения заикания у детей

Перед избранием схемы коррекции логоневроза маленький пациент проходит полное медицинское обследование, включающее электроэнцефалографию. Программа лечения заикания у детей избирается в индивидуальном порядке в зависимости от причин, давших старт проблеме. Как правило, для преодоления проблем с речью необходимы совместные усилия нескольких специалистов:

  • педиатра;
  • отоларинголога;
  • невролога;
  • логопеда;
  • психолога;
  • психотерапевта.

Усилия педиатра направлены на лечение имеющихся хронических заболеваний, профилактику инфекционных болезней, укрепление защитных сил организма детей. Задача отоларинголога – исключить или добиться стойкой ремиссии заболеваний ЛОР-органов, особенно патологий голосовых связок и гортани. При предрасположенности к воспалительным поражениям верхних дыхательных путей крайне важно регулярно проводить процедуры по профилактике вирусных и бактериальных заболеваний.

При выявлении каких-либо дефектов центральной нервной системы дети проходят лечение у невролога. Если причиной заикания явились деструктивные процессы в головном мозге, невропатолог назначает больному курс лечения, направленный на улучшение регионального церебрального кровотока в верхней лобной извилине и в центре Брока, работой которого обеспечивается моторная организация речи. Помимо медикаментозного лечения при заикании врач может порекомендовать пациенту укрепляющий массаж, различные физиотерапевтические процедуры для коррекции процессов возбуждения и торможения.

Занятия у логопеда имеют ведущее значение в лечении заикания у детей. Регулярное посещение детского логопеда обеспечит более быстрое преодоление трудностей с речью. Специально обученный педагог работает с конкретным ребенком по определенной схеме, все выполняемые упражнения проводятся поэтапно и последовательно.

Во время первых встреч маленький пациент учится правильно излагать нейтральные повествовательные сообщения. Он отрабатывает размеренное произношение несложных стихотворений и рассказов. При контактах с логопедом дети чувствуют себя спокойно и комфортно, поскольку все сеансы проходят в уютной обстановке, не предполагают морального насилия и наказания за ошибку.

Когда в лечении заикания удается достигнуть плавности говорения при повествовательных сообщениях, логопед мотивирует ребенка внести эмоциональные компоненты в его изложения. На занятиях маленький пациент выполняет различные упражнения для развития и укрепления голосовых связок и мимических мышц.

На занятиях у психолога дети избавляются от мешающих комплексов и обретают адекватную оценку. Во время встреч по коррекции поведения моделируются разнообразные жизненные ситуации,которых ребенок ранее боялся и избегал. В игровой форме психолог помогает малышу обрести спокойствие и уверенность, что позволяет ему излагать мысли, не заикаясь. В дальнейшем, очутившись в подобных обстоятельствах, маленькая личность не испытывает страха и дискомфорта, перестает сторониться посторонних людей, что гарантирует отсутствие заикания при ведении разговоров.

Психолог проводит работу с родителями, разъясняя им, что крайне важно поддерживать у крохи хорошее расположение духа и не допускать психотравмирующих ситуаций. Взрослые узнают, какими способами они могут поощрить и похвалить своего отпрыска, а какими методами они должны указать карапузу на анормальность его поведения.

Еще один прием, который использует психолог при проведении коррекции заикания– наглядное приведение примеров красивой правильной плавной речи. Специалист знакомит ребенка с его ровесниками, собранными и уверенными в себе, которые ранее страдали от заикания и сумели преодолеть проблемы с речью. Общение со своими сверстниками стимулирует заикающегося малыша на активную работу по улучшению своих ораторских способностей.

Однако часто бывают ситуации, что, несмотря на совместные усилия различных специалистов, не удается помочь детям решить вопрос с заиканием. Отсутствие эффекта от лечения наблюдается в том случае, когда первопричина, послужившая почвой для развития заикания, была вытеснена из сознания в глубинный пласт психики – подсознание.

В такой ситуации для преодоления заикания требуется на время устранить цензуру сознания и проникнуть в подсознательную область, где хранится вся информация о личной истории человека. Погрузив маленького пациента в состояние гипнотического транса, гипнолог направляет малыша на исследование своего прошлого и поиск факторов, которые вызвали шквал негативных эмоций, впоследствии вытесненных в подсознание.

Определив психотравмирующие обстоятельства, гипнотерапевт помогает ребенку заново пройти через эти моменты, однако такой «возврат в прошлое» не причиняет крохи дискомфорта, страха, стыда. Он по-иному интерпретирует пережитое неприятное событие – без тревоги и без предвкушения наказания. Отсутствие аффективных эмоций в момент драмы избавляет подсознание от необходимости вырабатывать какие-то защитные меры от окружающих. После лечения гипнозом ребенок раз и навсегда освобождается от заикания, поскольку его личная история освобождается от причин логоневроза.

Важное достоинство методов гипноза – безопасность, безвредность и полное отсутствие побочных эффектов, которые закономерно возникают при проведении лечения заикания медикаментами. Проведение лечения гипнозом позволяет ребенку довольно быстро избавиться от заикания и дает возможность вести полноценную активную жизнь. Маленькая личность перестает бояться ходить в детский садик или школу, с удовольствием общается со своими ровесниками. Ученик начинает уверенно отвечать на вопросы педагога и не страшится выступать на глазах у класса.

Родителям, чьи дети страдают от заикания, необходимо помнить: преодолеть логоневроз свозрастом становится все более трудной задачей из-за того, что с взрослением укрепляется манера неправильной речи и возникают разнообразные сопутствующие нарушения, часто не поддающиеся коррекции. Поэтому чем раньше будет проведена консультация специалистов и начато комплексное лечение заикания, тем лучшим, быстрым и стойким будет его результат.

Какие причины заикания у детей?

Ежегодно 22 октября отмечается Международный день заикающихся людей. Это масштабное мероприятие направлено на поддержку людей с этой проблемой.

Заикание (логоневроз) – это нарушение ритма, темпа, плавности голоса и речи, которое вызывают судороги мышц гортани, языка или губ. Заикание появляется внезапно и постепенно усиливается.

Логоневроз обычно появляется у детей от 3 до 5 лет. В этом возрасте речь еще полностью не сформирована и поэтому происходит так сказать «поломка» речевой функции.

По статистике у мальчиков заикание происходит в 3-4 раза чаще, чем у девочек.

Причины заикания подразделяют на 4 группы: психологические, физиологические, социальные и провоцирующие.

Психологические причины заикания

В этом случае причина напрямую связана с эмоциональным состоянием ребенка, то есть внезапный стресс, детские страхи (например, ребенок боится темноты, громкого крика, наказания, потери родителей). А также причиной логоневроза может стать поведение животных, вследствие чего ребенок пугается. Например, в переулке напала собака и сильно испугала, даже не причиняя физического увечья.

Смотрите так же:  Как долго живут люди с синдромом дауна

Физиологические причины заикания

Заикание по данной причине может быть вызвано заболеваниями нервной системы, родовой травмой, а также, если ребенок перенес такие болезни как корь, рахит, коклюш или тяжелую форму отита. Причина также может крыться и в наследственности.

Социальные причины заикания у ребенка

Логоневроз у ребенка может спровоцировать чрезмерная строгость или же жестокость. Если родители постоянно ругаются, кричат или же часто грозят страшными наказаниями, то эти действия и постоянное напряжение малыша в конечном итоге приведут к тому, что ребенок начнет заикаться.

Причина заикания часто кроется в недостаточном внимании родителей при формировании речи, что приводит к пропуску слогов и быстрой речи. Все дети склонны подражать взрослым, так вот, если кто-то заикается в семье, ребенок может непроизвольно перенять у него эту привычку.

Провоцирующие причины заикания

Заикание может развиться при переутомлении: вовремя или после болезни, при нагрузках по школьным программам. А также просмотр телевизоров более 5 часов и длительные компьютерные игры тоже влияют на психику ребенка, чем могут повлечь за собой развитие логоневроза.

Кстати, при недавних исследованиях эксперты выявили такой факт, что неправильное питание, в частности чрезмерное употребление пищи с белком, тоже может стать причиной заикания у ребенка.

Чтобы помочь вылечить и избавиться от заикания родители должны четко соблюдать распорядок дня:

  1. Первое — обратиться к логопеду. Специалист поможет ребенку освободиться от напряжения, и вместе с ним будет устранять дефекты в речи.
  2. Правильное сбалансированное питание.
  3. Здоровый сон – для детей от 3 до 5 лет: 10 часов ночью и 2 часа днем. От 7 лет и старше – 8 часов днем и 1,5 днем.
  4. Исключить ссоры в семье, слишком громкую речь и тем более, наказания за невыполненные ваши требования.

Как лечить заикание у детей

Заикание часто встречается как у детей, так и у взрослых. Заболевание доставляет массу неудобств и может стать причиной заниженной самооценки. Возникает некая зависимость: чем больше дефект речи, тем больше стеснения, и в результате – еще большее заикание. Наиболее сложный период в возрасте от 3-х до 5-ти лет. Именно этот период жизни ребенка связан со стремительным развитием речи.

Заикание – это сбои в темпе, ритме речи из-за возникновения судорог в артикуляционном аппарате. Человек, который заикается, может непроизвольно подергивать одежду, создавать хаотичные движения руками и ногами, иногда проявляется нервный тик.

Родителей беспокоит вопрос о том, как вылечить заикание у ребенка. Важно помнить, что данное нарушение не только касается речи, оно связано с нарушениями нервной системы.

Очень часто заикание не беспокоит малыша, пока он находится в спокойном состоянии и проявляет себя после перенесенного стресса.

При возникновении нарушений речи необходимо проконсультироваться с квалифицированными специалистами, а именно: невропатологом, логопедом, психологом.

Психолог, благодаря беседе, поможет снять страх речи и перенапряжение. Логопед поможет освоить навыки дыхания и правильность произношения. Невролог обеспечит необходимую помощь нервной системе.

Правильные действия родителей

Родителям заикающегося ребенка необходимо выбрать правильную тактику поведения, от которой во многом будет зависеть лечение.

Важно не заострять внимание на заикании. Малыша необходимо убедить, что важно то, что он хочет произнести, а не то, как он это делает. Если родители переживают и паникуют, малыша это угнетает.

Необходимо защитить малыша от колкости и насмешек сверстников. Если воспитатель не может урегулировать процесс, то во время лечения не стоит посещать дошкольное учреждение.

Детям, посещающим школу, важно удержать свою самооценку, дать понять их сильные стороны для завоевания авторитета среди сверстников.

Правила, соблюдать которые должны все члены семьи заикающегося ребенка:

  • контролировать свою речь;
  • говорить медленно, делая паузы после каждого слова;
  • не перебивать малыша, если он замялся, дать возможность завершить речь;
  • учить песенки;
  • при общении с ребенком использовать короткие предложения;
  • обеспечить спокойную семейную жизнь, без ссор и истерик;
  • соблюдать режим дня;
  • чаще хвалить малыша;
  • исключить просмотр телевизора перед сном, лучше почитайте книги.

Иногда заикание проходит само по себе, без лечения. Заикание может пройти само по себе в том случае, если:

  • отсутствуют трудности психологического плана при общении;
  • самооценка не занижена, нет чувства стеснения;
  • заикание не проявляется на протяжении длительных периодов;
  • короткие слова и фразы даются легко.

Если же во время разговора ребенок напрягается, нервничает, гримасничает, не употребляет некоторые слова, то необходима помощь врача. Если ребенок после посещения сада начинает заикаться, заикались ли дети в его окружении, возможно, он подражает. Необходимо проработать все варианты.

Спорт способствует оздоровлению. Оздоровительной физкультурой можно заниматься в поликлинике

Спорт как оздоровительная процедура

Врачи утверждают, что занятия некоторыми видами спорта благотворно влияют на речь. Ребенок, посещающий кружки, становится более уверенным в себе и раскрепощенным.

На речь заикающегося влияют как физическое, так и психологическое состояние здоровья. Болезни способны ослабить организм, тем самым привести неправильной работе речевых зон головного мозга. Частое пребывание в душном помещении, малоподвижный образ жизни негативно сказываются на речи.

Оградить от простуд можно, применяя основы закалки организма. Перед началом оздоровительных процедур необходимо проконсультироваться с врачом. Чтобы ребенку захотелось закаляться, необходимо показать ему пример. Важно, чтобы процедуры приносили удовольствие. Если процесс не нравится, не заставляйте.

Ежедневно должна быть физическая нагрузка. Идеальный вариант –нагрузка с попеременным использованием конечностей. Сюда относится бег, плаванье, ходьба, , карате, танцы и так далее.

Методы лечения заикания

Если лечить заикание у детей своевременно и правильно, от него можно полностью избавиться. Специалистам вместе с родителями необходимо приложить максимум усилий. Успешно лечится заикание в дошкольном возрасте.

Необходимо вселить в ребенка уверенность в том, что его выслушают, несмотря на дефект речи. Родителям важно беседовать с детьми, чтобы они чувствовали эмоциональную поддержку и понимание. Главное, ребенок должен верить, что лечение принесет положительный результат, для этого необходимо обратиться за помощью к психологу.

Рекомендации невролога, которые необходимо соблюдать:

  1. Режим дня — подъем и отход ко сну в одно и то же время.
  2. Перед сном снизить физическую активность, отличное решение — чтение книг.
  3. Родители с ребенком должны общаться спокойно, плавно.
  4. Укрепить нервную систему помогут прогулки на свежем воздухе.
  5. Не стоит чрезмерно опекать ребенка, требования должны быть одинаковы для всех детей.
  6. Не ограничивать общение со сверстниками.
  7. Хвалить и поощрять.

Существует ряд методов лечения заикания. Рассмотрим их более подробно.

Занятия с логопедом

Задача лечения – освободить речь от напряжения, устранить неправильное произношение, выработать правильную выразительную речь. Изначально занятия проходят с логопедом, после чего ребенок самостоятельно использует и закрепляет навыки при разговоре. Лечащий врач выбирает занятия в зависимости от возраста и развития речи. Если лечение касается подростков, их учат необходимым упражнениям, которые он в дальнейшем выполняет в домашних условиях.

Логопедические занятия помогут быстро устранить проблему

Дыхательная гимнастика

Данный метод является традиционным, он широко используется при лечении заикания. Выполнение необходимых упражнений налаживает речь и благотворно влияет на работу дыхательной системы. Занятия способствую тренировке диафрагмы, ребенок учится глубокому дыханию. Дыхательную гимнастику можно дополнить упражнениями для релакса.

Упражнения рекомендуется проводить ежедневно.

Необходимо объяснить ребенку, как правильно выполнять упражнения. Вдох проводить спокойно, а выдох – во время движения. Вылечить заикание ребенка можно методами нетрадиционной медицины. Один из которых – массаж. Необходимый курс лечения подбирается индивидуально для каждого ребенка, он зависит от степени заикания. Особенностью процедуры является точечное воздействие на определенную область. Результат можно увидеть уже после прохождения первого курса. Идет восстановление нервной регуляции речи, поэтому сеансы необходимо проводить регулярно.

  • Технику выполнения осваивать лежа, сидя, стоя.
  • Вдыхать через рот и нос, выдыхать только через рот. Не делать паузу между этими процессами.
  • Дыхание должно быть бесшумным.
  • На выдохе произносить 3-4 слова.
  • Длинные фразы необходимо прерывать и вдыхать воздух, после чего продолжить.
  • Дыхание должно быть спокойным.

Компьютерные программы

Данный метод отличается большой эффективностью. Ребенок произносит речь в микрофон, а программа воспроизводит его с задержкой. При этом ребенок подстраивается под программу, в результате чего речь становится плавной и непрерывной. Программа сама дает оценку речи малыша и указывает возможные пути.

Компьютер при правильном использовании способствует выздоровлению

Медикаментозная терапия

Медикаментозная терапия используется в качестве вспомогательной. Она используется для купирования симптомов тревоги, страха, депрессии. Назначаются успокоительные препараты растительного происхождения. В некоторых случаях применяют спазмолитики и транквилизаторы. Медикаментозную терапию назначает врач после проведения диагностики. Широко используется витаминотерапия. Но не стоит надеяться лишь на таблетки, так как после окончания курса приема заикание может возобновиться.

Создание установок

Важно объяснить ребенку, что чем спокойнее он будет относиться к своему дефекту и меньше переживать, тем меньше он будет проявляться.

Смотрите так же:  Грусняффка паранойя

У каждого есть свои методы расслабления. Одни дети теребят одежду, иные начинают скрещивать пальцы и так далее. Перед произношением речи ребенок должен быть спокоен.

Домашний спектакль

Часто дети, находясь дома и общаясь с родственниками, вовсе забывают о проблеме. При общении со сверстниками проблема опять беспокоит. Репетиции с домочадцами помогут соблюдать спокойствие в садике и школе.

Мысли о чем угодно

Во время речи не стоит зацикливаться на том, как она произносится. Необходимо думать о том, что сказать, и ни о чем другом.

При ощущении заикания необходимо сделать паузу и привести дыхание в норму. Для этого необходимо глубоко вдохнуть и выдохнуть. Важно прислушаться к своему дыханию, ведь оно контролирует речь.

Ребенок должен радоваться своим успехам. А родители должны хвалить, поощрять и вдохновлять.

При выявлении дефектов речи необходимо принимать меры по коррекции. Это гарантия быстрого избавления от недуга. Терапия по избавлению должна проходить комплексно. Нужна помощь врачей и родителей. Ребенок должен справиться с волнением, страхом, депрессией. Лечению необходимо уделять достаточное количество времени. Прорабатываются все возможные способы избавления от заикания.

Что делать, если ребенок заикается

Родители наконец-то услышали первое слово ребенка, активно помогают ему развивать речь. Но через несколько лет обнаруживают, что у ребенка заикание. И откуда оно взялось, ведь малыш развивался правильно и своевременно? Детское заикание, как и любая другая болезнь, не появляется из ниоткуда.

Заикание у детей – это дефект речи, который проявляется судорогами мышц речевого, дыхательного и голосового аппаратов. В основном оно появляется у деток в возрасте 3-5 лет. Но это, конечно, не предел. Заикание может возникнуть у детей и до 3 лет и после 5, и у школьников, и у взрослых. Мальчики подвержены этой болезни в несколько раз больше.

ПРИЧИНЫ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ

Заикание не возникает без причины. За каждым появлением обязательно стоит какое-то другое нарушение.

— Причиной заикания может стать дородовые нарушения и родовая травма.
— Черепно-мозговая травма.
— Болезни, которые влияют на центральную нервную систему.
— Инфекционные процессы.
— Болезни речевых органов.
— Психологические причины: частые стрессы, неврозы, сильные потрясения, страхи.
— Заикание у детей может возникать, если родители не уделяли должного внимания развитию речи ребенка или если он в очень юном возрасте учит несколько языков сразу.
— Причиной детского заикания бывает и неправильное воспитание: родители делают ребенка слишком правильным, избалованным, имеют двойственные взгляды на ситуации и действия, недодают любви, слишком строги. В результате этого ребенок или не уверен в себе и ему сложно находить общий язык со сверстниками, или тщеславен. Все это вызывает невротические расстройства.

КАКИМ БЫВАЕТ ДЕТСКОЕ ЗАИКАНИЕ

Классифицируют детское заикание в зависимости от типа судорог, течения болезни и проявлений.

По течению заболевания выделяют постоянное, волнообразное и рецидивирующее. То есть ребенок заикается постоянно, нерегулярно или же после лечения болезнь возвращается снова.

По форме судорог выделяют клоническое (ребенок повторяет отдельные слоги), тоническое (задержка речи) и смешанное заикание, которое сочетает два предыдущих вида.

В зависимости от причин появления выделяют невротическую форму и неврозоподобную. Детское заикание невротической формы возникает вследствие психических травм, неправильного воспитания, большой речевой нагрузки. То есть такой вид болезни не затрагивает мозговые структуры. Неврозоподобная форма возникает при дородовых нарушениях и родовых травмах и других причинах, которые влияют на мозг. Такое заикание у ребенка не зависит от его психоэмоционального состояния.

СИМПТОМЫ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ

Заикание у ребенка можно выявить на начальной стадии. Обычно заболевание начинается частыми повторами слов, у малыша напряжены мышцы лица и шеи, он не хочет говорить или говорит с неожиданными изменениями в громкости голоса.

Основные симптомы детского заикания зависят от клинической формы болезни.

Так, для невротической формы характерна внезапность. Она появляется в 2-6 лет после психической травмы. Поначалу малыш перестает говорить, а когда этот период проходит, кроха выговаривает фразы с заиканием. Невротическое заикание имеет волнообразную форму и усиливается, когда у ребенка стресс. Ребенок плохо спит, становится раздражительным. И к 11 лет он замыкается в себе, так как осознает свой дефект и боится общения с людьми.

Неврозоподобная форма заикания начинает проявляться вместе с формированием активной речи – примерно в 3-4 года. Ребенок заикается постоянно и со временем начинает добавлять во фразы слова и звуки, не имеющие смысла («ну», «а»). Во время разговора нарушено дыхание. Так как неврозоподобная форма заикания у детей часто возникает при нарушениях головного мозга, у таких деток наблюдается плохая память, быстрая утомляемость, головные боли, гиперактивность.

ЛЕЧЕНИЕ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ

Лечить заикание у ребенка нужно исходя из причин, течения болезни и возраста малыша. В первую очередь нужно пройти обследование у невролога и психиатра. Затем – обратиться к логопеду.

Основное лечение детского заикания – психотерапия. Конечно, при неврозоподобной форме такое лечение менее важно. Также применяются медикаментозные препараты: психотропные средства, обладающие транквилизирующим действием, гомеопатические антигомотоксические медикаменты, иглорефлексотерапия.

Для лечения заикания важен психологический комфорт ребенка. Если же причиной болезни стало неправильное воспитание, врачи общаются с родителями и дают им рекомендации, которые помогут малышу избавиться от недуга. Маме и папе стоит проявить терпение и ни в коем случае не делать ребенку замечания. Также следует создать в семье благоприятную «речевую атмосферу» – говорить при ребенке спокойно, четко выговаривать слова.

Последние новости:

Беременность и роды

От рождения и до года

Полезные ссылки

или
войти с помощью:

или
войти с помощью:

СПАСИБО ЗА РЕГИСТРАЦИЮ!

На указанный e-mail в течение минуты должно прийти письмо активации. Просто перейдите по указанной ссылке и наслаждайтесь неограниченным общением, удобными сервисами и приятной атмосферой.

ПРАВИЛА РАБОТЫ С САЙТОМ

Даю свое согласие на обработку и использование веб-порталом UAUA.info (далее – «Веб-портал») моих персональных данных, а именно: имя, фамилию, указанные даты рождения, страну и город проживания, адрес электронной почты, IP-адрес, файлы cookie, информацию о регистрации на веб-сайтах – социальных Интернет-сетях (далее – «Персональные данные»). Также даю свое согласие на обработку и использование Веб-порталом моих Персональных данных, взятых с указанных мною веб-сайтов — социальных Интернет-сетей (если указывались). Предоставленные мною Персональные данные могут использоваться Веб-порталом исключительно с целью моей регистрации и идентификации на Веб-портале, а также с целью осуществления мною пользования сервисами Веб-портала.
Подтверждаю, что с момента моей регистрации на Веб-портале, уведомлён(-на) о цели сбора моих Персональных данных и о включении моих Персональных данных в базу персональных данных пользователей Веб-портала, с правами, предусмотренными ст. 8 Закона Украины «О защите персональных данных», ознакомлен(-на).
Подтверждаю, что в случае необходимости получения данного уведомления в письменном (документарном) виде, мною будет выслано соответствующее письмо по адресу [email protected], с указанием своего почтового адреса.

На указанный e-mail отправленно письмо. Для смены пароля просто перейдите по указанной в нем ссылке

Другие статьи

  • Кашель у 5ти месячного ребенка Лечим кашель у грудного ребенка народными средствами Если грудной ребенок закашлял, начинать лечение требуется с вызова врача. Организм младенца очень нежный, обменные процессы в нем ускорены. Умеренный воспалительный процесс иногда быстро переходит в острое […]
  • Бассейн центра развития творчества детей и юношества им аВ косарева Бассейн Центра развития творчества детей и юношества им. А.В. Косарева Рейтинг бассейна им. Косарева: (50 голоса, рейтинг: 3,50 из 5) Два бассейна: Большой: Длина — 25 метров 4 дорожки Глубина до 180 см Маленький: глубина 70 см 7 х 8 метров Услуги: […]
  • Можно ли делать ингаляции при температуре ребенку 2 года Можно ли делать ребенку ингаляции небулайзером при температуре? Первое знакомство с небулайзером для многих пациентов чаще всего происходит в больнице. И только потом некоторые задумываются о том, чтобы приобрести его домой. Обычно это люди с хроническими […]
  • Индивидуальная карта психологического развития ребенка пример Индивидуальная карта развития детей 5-6 лет с ЗПР в ДОУ по ФГОС. Образец Цель: психолого-педагогическая диагностика развития детей старшего дошкольного возраста. Задачи: комплексная диагностика познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой […]
  • 2 х месячный ребенок не может покакать 2 х месячный ребенок не может покакать Что сделать чтоб ребёнок покакал ? Почему ребёнок не может покакать ? Что делать нельзя ? Сначала надо понять почему ребёнок не может покакать? Это запор или что-то другое? Запор – это когда какашечки, как у овечки круглые и […]
  • 5 месячный ребенок подкашливает что делать кашель у двухмесячного ребенка девочки, помогите советом! кашель у 2-х месячного малыша! что делать? вызывала врача, она легкие послушала, сказала все нормально но кашель есть мокрый давать сироп Лазолван? или еще что можно? мы маленькие еще Мобильное […]