Заикании преимущественно клоническая форма

Различают следующие виды и формы заикания: артикуляционное, голосовое, дыхательное, закрепившееся, волнообразное, инициальное, индуцированное, инспираторное, клоническое, неврозоподобное, невротическое, органическое, постоянное, респираторное, рецидивирующее, смешанное, тоническое, функциональное, экспираторное.

Основным внешним симптомом заикания являются судороги во время речи.

Заикание является нарушением ритма речи, нередко связанного с нарушением ритма движений всего тела (неуклюжесть, неловкость в движениях). Иногда судороги ритмично повторяются: пе-пе-пе – петух или п-п-п – петух; А-а-а-аня. Такая форма заикания в большей степени свойственна маленьким детям. Она называется клонтескоп (по определению самих судорог как клонических). Иногда ребенок из-за судороги совсем не в силах произнести нужный звук или надолго задерживается на нем, мучительно преодолевая судорогу: п–петух, кллл… (долго тянет звук а)… Аня. Эта форма заикания называется тонической. Обычно с такими затруднениями произносятся первые звуки слова и фразы. Более легкая, клоническая форма заикания нередко с течением времени переходит в более тяжелую – тоническую.

Судороги проявляются преимущественно либо в дыхательном аппарате речи, либо – в голосовом, либо – в артикуляторном. У многих заикание сопровождается судорожными или привычными движениями рук, ног, головы.

Одновременно с судорожными проявлениями у заикающегося наблюдаются, преимущественно в старшем возрасте, разнообразные болезненные явления. В разговоре он волнуется, заранее боится, что не сможет хорошо сказать. Некоторые из заикающихся сосредоточивают свое внимание на «трудных» для произнесения звуках. Другие же, обычно более развитые, смущаются, переживают из-за своего недостатка чувство стыда перед окружающими, безуспешно пытаются скрыть от них свой недостаток (избегают разговоров, ограничиваются немногословной речью и краткими ответами, говорят тихо, краснеют, бледнеют и т.п.). Подобные переживания плохо действуют на психику ребенка, влияют на его характер (нередко он становится раздражительным, мнительным, болезненно обидчивым, нелюдимым, иногда озлобленным). Они закрепляют и усиливают заикание, что определяет необходимость особого внимания к таким детям со стороны педагога.

Некоторые дети заикаются лишь в присутствии других людей – детей и взрослых, в одиночестве же говорят нормально или почти без запинок (например, манипулируя игрушками). Поют они также без заикания. Достаточно часто в одной обстановке или в беседе с одними людьми ребенок не заикается, при других обстоятельствах и в общении с другими испытывает речевые затруднения. Многое зависит от сложившегося у него отношения к собеседнику, к обстановке, в которой происходит речевое общение.

Течение заикания. Невротическое заикание (в медицинском определении – логоневроз) может возникать внезапно, в других случаях – после некоторого периода немоты (от нескольких часов до нескольких дней), может развиваться как бы исподволь, постепенно усиливаясь. Последнее происходит чаще всего в результате истощающих нервную систему болезней, интоксикации организма.

При благоприятных условиях жизни и развития организма ребенка запинки в речи могут постепенно исчезнуть. Но если окружающие в присутствии ребенка начинают усиленно обращать внимание на недостатки речи, много говорить об этом (как о «несчастье»), горевать и охать, если у малыша возникает боязнь оказаться смешным при разговоре с другими, то заикание наоборот, усиливается. Невротическое заикание периодически то ослабевает, то усиливается, что свойственно, в частности нервным заболеваниям, и зависит от изменений внешних и внутренних раздражителей, воздействующих на ребенка.

Различают три степени выраженности заикания:

Легкая – дети заикаются лишь в возбужденном состоянии и при стремлении быстро высказываться. В этом случае задержки речи относительно легко преодолеваются.

Средняя – в спокойном состоянии и в привычной обстановке говорят легко и мало заикаются; в эмоционально-стрессовом состоянии отмечается сильное заикание.

Тяжелая – дети и подростки заикаются в течение всего акта речевой коммуникации, заикание стабильно (постоянно), сопровождается сопутствующими движениями и выраженными психопатическими реакциями.

Заикание – тяжелое расстройство речи. Оно трудно устранимо, дезорганизует личность ребенка, тормозит правильный ход воспитания и обучения, затрудняет нормальное включение дошкольника в детский коллектив.

Изучение у заикающихся внимания, памяти, мышления, психомоторики показало, что у них в большинстве случаев изменена структура психической деятельности, ее саморегуляция. Они хуже выполняют ту деятельность, которая требует высокого уровня автоматизации (и соответственно – быстрого включения в деятельность), но различия в продуктивности между заикающимися и здоровыми исчезают, как только деятельность может выполняться на произвольном уровне. Исключение составляет психомоторная деятельность: если у здоровых детей психомоторные акты совершаются в значительной мере автоматически и не требуют произвольной регуляции, то для заикающихся их регуляция представляет сложную задачу.

Некоторые исследователи считают, что для заикающихся характерна большая инертность психических процессов, чем для нормально говорящих людей, им свойственны явления персеверации («застревания»), связанной с нарушением подвижности процессов высшей нервной деятельности.

Отличительными личностно-психологическими особенностями многих заикающихся являются: тревожно-мнительный характер, подозрительность, фобические состояния; неуверенность, замкнутость, склонность к депрессии; пассивно-оборонительные и оборонительно-агрессивные реакции на дефект.

1.2 Причины и патологические механизмы заикания

В большинстве случаев заикание можно рассматривать как невроз речи (или логоневроз), т.е. нарушение, «срыв» нормальной нервно-психической деятельности в результате чрезмерных раздражителей нервной системы. К подобному перенапряжению нервной деятельности относятся и сбои взаимодействия двух противоположных основных процессов мозга – возбуждения и торможения. Заикание иногда появляется в результате одновременного действия раздражителей противоположного характера. Например, папа предлагает ребенку погулять по саду, а мама запрещает: «Не смей идти в сад – опять вся перемажешься в грязи». В результате у неуравновешенного ребенка может произойти нервный срыв (истерика) и, как следствие, – возникает заикание.

Нервные срывы при известных условиях вызывают болезненные навязчивые состояния: в коре мозга, по И.П. Павлову, образуется «больной пункт» (стойкие патологические связи). При нормальной деятельности остальной части мозга в этом пункте происходит застойность, инертность раздражительного процесса – в результате возникает или стойкое раздражение, или торможение в ответ на приходящий сюда раздражитель. Ранее заикавшийся ребенок испытывает страх снова начать заикаться. И.П. Павлов определяет страх как «различные степени пассивного оборонительного рефлекса». Он возникает на почве слишком чувствительного, утрированного торможения в патологически ослабленных сильными раздражителями клетках коры.

Нередко заикание при указанных условиях мозговой деятельности вызывается длительными неприятными эмоциональными состояниями (ожидание наказания, «ревность дитяти»). Возникает «патологическое беспокойство» и болезненное перенапряжение динамических процессов второй сигнальной системы. Ребенок не в состоянии надлежащим образом проанализировать создавшуюся вокруг него сложную и трудную ситуацию речевого общения и начинает заикаться.

Однако известно, что не всегда подобные раздражители вызывают у ребенка заикание. Многие дети пугаются, падают с высоты, тонут и т.п., но после этого не начинают заикаться. Все зависит от состояния нервной системы ребенка. Если он психически здоров, то в случае подобных воздействий его психическое состояние быстро приходит в норму. При слабости ЦНС полученное потрясение оставляет после себя неизгладимые следы в виде расстройства деятельности в речевых областях головного мозга, что позднее проявляется в заикании.

Не является ли заикание наследственным речевым дефектом? Большинство специалистов считает, что при заикании по наследству может передаваться лишь неполноценность нервной системы. Вот почему у заикающихся родителей их дети далеко не всегда заикаются. При этом иные из них заикаются не на почве унаследованной нервной системы, а вследствие подражания речи родителей. То обстоятельство, что заикание не наследственное, а приобретенное расстройство речи, облегчает борьбу с ним.

2. Комплексный подход к преодолению заикания

В настоящее время считается общепризнанным, что устранять заикание нужно сразу же, как только оно возникнет. Чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в тяжёлый, стойкий дефект и влечёт за собой изменения в психике ребёнка. Кроме того, заикание лишает ребёнка нормальных условий общения и часто препятствует его познавательному развитию и успешной учёбе. Поэтому данный дефект важно устранить ещё до поступления ребёнка в школу. При этом необходимо воздействовать не только на речь заикающегося, но и на его личность и моторику в целом. Воздействие на разные стороны организма, речи и личности заикающегося и разными средствами получило в нашей стране название комплексного метода преодоления заикания.

Под современным комплексным подходом к преодолению заикания понимается лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизического состояния заикающегося разными средствами коррекции и усилиями разных специалистов. В комплекс лечебно-психолого-педагогических мероприятий входят лечебные препараты и процедуры, лечебная физкультура, психотерапия, логопедические занятия, логопедическая ритмика, занятия по психологической коррекции, воспитательные мероприятия. Их цель – устранение или ослабление речевых судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики и речи; оздоровление и укрепление нервной системы и всего организма в целом; избавление ребенка от неправильного отношения к своему речевому дефекту, от психологических наслоений, перевоспитание его личности и поведения, социальная реадаптация и адаптация заикающегося.

Указания на необходимость комплексного воздействия и попытки его применения при заикании впервые встречаются в трудах отечественных авторов – И.А. Сикорского (1889) и И.К. Хмелевского (1897). И.А. Сикорский в коррекцию заикания включал гимнастику речи (система упражнений дыхания, голоса, артикуляции, различных форм речи), психотерапевтическое лечение (создание условий, последовательное усложнение речевых занятий и др.), фармацевтическое и «динамическое» лечение (меди- каменты, физиотерапия, двигательные упражнения). Многоплановость лечебного воздействия, по И.А. Сикорскому, впервые стала комплексной системой преодоления заикания.

Под современным комплексным методом преодоления заиканияпонимают лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизического состояния заикающегося разными средствами и разными специалистами. Опыт работы с заикающимися указанных выше специалистов позволяет заключить, что весь лечебно-педагогический комплекс по характеру его воздействия условно можно разделить на две составные части: лечебно – оздоровительную и коррекционно-воспитатель- ную.

Основными задачами лечебно-оздоровительной работы, которую проводит врач, являются: укрепление и оздоровление нервной системы и физического здоровья заикающегося; устранение и лечение отклонений и патологических проявлений в их психофизическом состоянии (ослабление или снятие речевых судорог, расстройств вегетативной нервной системы, нарушений моторики и др.). К лечебно-оздоровительной работе относятся: создание благоприятной обстановки для лечения, организация режима дня и рационального питания, закаливающие процедуры, лечебная физкультура, медикаментозное лечение, физиотерапия и психотерапия.

Медикаментозное лечение заикающихся направлено на нормализацию деятельности центральной и вегетативной нервной системы, речедвигательного аппарата, устранение судорог, снятие психогенных наслоений, оздоровление организма в целом.

Основной задачей коррекционно-педагогической работы, которую преимущественно проводит логопед, является: устранение речевых дефектов (перевоспитание неправильной речи) и негативных личностных качеств заикающихся. Логопед организует содружеств венную медико-педагогическую работу необходимых специалистов (врачей, психолога, воспитателей, ритмиста, инструктора по ЛФК, музыкального работника и др.), использующих свои методы и средства при воздействии на заикающихся.

И.М. Сеченов указывал, что в научное понимание организма человека и его деятельности входит влияющая на него среда, так как без последней существование организма невозможно. Среде придается решающее значение в формировании и развитии организма, а также в возникновении и, следовательно, устранении болезненных процессов.

У заикающегося ребенка в условиях специализированного учреждения необходимо создать спокойное и в то же время бодрое, жизнерадостное настроение; отвлечь его внимание от тревожных мыслей о своем дефекте.

У ребенка надо поддерживать уверенность в выздоровлении. Систематическое чередование различных видов деятельности, определенный ритм жизни также имеют важное значение, так как способствуют нормализации и облегчению работы высших отделов нервной системы и всего организма в целом.

В составлении распорядка дня важно предусматривать достаточное время для отдыха. С этой целью для школьников необходимо облегчить учебный процесс, чаще делать перерывы при выполнении домашних заданий, не перегружать их внеклассной и домашней работой и пр.

Важное значение для детей имеет разнообразие видов деятельности, это вызывает у них интерес. Для детей возбудимых, подвижных подбираются занятия, игры спокойные, нешумные. Заторможенных детей нужно активизировать, развивать у них самостоятельность.

В режиме дня заикающегося ребенка-дошкольника на сон должно быть отведено не менее 10–11 часов ночью и 2 часа днем, школьников – 8–9 часов ночью и 1,5–2 часа днем. Прием пищи предусматривается не позже, чем за 1,5–2 часа до сна, ибо в противном случае восстановление силы нервных клеток коры головного мозга во время сна протекает менее интенсивно. Необходимо уделять внимание витаминизации пищи заикающегося ребенка. Витамины как биологические катализаторы всех ферментных систем благоприятно влияют на высшую нервную деятельность, реактивные силы и иммунологическое состояние организма.

В режим дня заикающегося ребенка включаются закаливающие процедуры. Ежедневные прогулки, игры на свежем воздухе, спортивные развлечения укрепляют нервную систему, создают эмоциональный подъем. Воздушные ванны оказывают активное воздействие и на сердечнососудистую систему, нормализуют ее работу. Важное значение для закаливания организма ребенка имеют водные процедуры: обтирание, обливание, душ и купание.

Разные виды закаливания назначаются врачом строго индивидуально в зависимости от состояния здоровья ребенка и особенностей местных климатических условий.

Лечебная физкультура и физические упражнения, развивая мышечную систему, усиливают работу важнейших жизненных органов – легких и сердца, повышают обмен веществ. Они способствуют укреплению силы и морального духа ребенка, развивают координированные и точные движения, помогают избавиться от скованности или, наоборот, от расторможенности движений, способствуют воспитанию дисциплинированности и собранности.

В лечебных учреждениях для заикающихся детей помимо общих физических используются и специальные корригирующие упражнения на занятиях по лечебной физкультуре (ЛФК).

Психологическая коррекция и психотерапия в комплексе лечения заикания занимает существенное место. Основная задача психотерапии – оздоровление психики заикающегося:

– воспитание полноценной личности;

– воспитание правильной личностной установки на свой недостаток и социальную среду;

– воздействие на микросоциальную среду.

Оздоравливающее воздействие на заикающегося оказывает косвенная и прямая психотерапия. Под косвенной психотерапией понимается обстановка, окружающая природа, коллектив, отношение обслуживающего персонала, режим, игры и многое другое. Прямая психотерапия – лечебное воздействие словом в виде разъяснения, убеждения, внушения и обучения. В современной практической психологии различают два основных вида воздействия словом:

(1) рациональную (по определению А. Дюбуа) или разъяснительную (В.М. Бехтерев) психотерапию;

(2) суггестивную терапию, в которой выделяются внушение в бодрствующем состоянии, во сне (гипноз) и самовнушение (аутогенная тренировка).

Рациональная психотерапия состоит из индивидуальных и коллективных специальных бесед, которые представляют собой логически обоснованную систему разъяснений, убеждений и обучения заикающегося. Цель ее в том, чтобы объяснить заикающемуся в доступной, образной и убедительной форме сущность заикания, его обратимость, роль самого заикающегося в преодолении заикания, критически разобрать особенности его поведения. Силой логического убеждения и примером психотерапевт стремится помочь заикающемуся в перестройке неправильных форм поведения, внушая уверенность в свои силы, в возможность преодоления заикания. Для маленьких детей рациональная психотерапия выражается в использовании разнообразных игровых приемов, красочного дидактического материала, ручного труда, музыки, ритмики и пр. Эти формы психотерапии тесно смыкаются с психопрофилактикой и психогигиеной. Для старших школьников необходимо широкое использование основных приемов рациональной психотерапии.

В лечении заикания используются методы внушения в бодрствующем состоянии (К.М. Дубровский) и в состоянии гипнотического сна. Эти психотерапевтические методы используются в комплексе с другими медико-педагогическими средствами воздействия на заикающихся подростков и взрослых.

Одним из видов аутосуггестии является метод аутогенной тренировки. Он применяется при лечении различных неврозов. Путем самовнушения по определенной словесной формуле вызывается состояние покоя и мышечного расслабления (релаксация). В дальнейшем проводятся целенаправленные сеансы самовнушения по регуляции тех или иных нарушенных функций организма. В этом плане оно оказывается полезным и при заикании; заикающийся овладевает способностью вызывать расслабление мышц, особенно мышц лица, шеи, плечевого пояса, и регулировать ритм дыхания, что ослабляет интенсивность судорожных спазмов.

В связи с незрелостью психики и недостаточной концентрацией внимания у детей дошкольного возраста, гипнотерапия и аутогенная тренировка с ними не применяются.

Все виды психотерапии заикания направляются на устранение психогенных нарушений (страха речи и ситуаций, чувства ущемленности и подавленности, навязчивой фиксации на своем речевом расстройстве, многообразных переживаний в связи с этим и пр.) и на перестройку у заикающегося социальных контактов с окружающими; на формирование умений владеть собой и своей речью, на перестройку своих личностных качеств.

3. Коррекционно-педагогическая и психологическая работа с заикающимися

Коррекционно-воспитательной работе придаётся очень важное, основное значение в комплексном методе преодоления заикания. Основная роль в организации такой работы принадлежит логопеду.

Педагогическую часть комплексного подхода составляет коррекционно-педагогическая (логопедическая) работа, которая включает систему логопедических занятий, воспитательные мероприятия, логопедическую ритмику, работу с родителями.

Логопедическая работа рассматривается как система коррекционно-педагогических мероприятий, направленных на гармоничное формирование личности и речи ребенка с учетом необходимости преодоления или компенсации его дефекта.

На психокоррекционных занятиях у заикающихся устраняют психологические отклонения в поведении, вырабатывают у них правильное отношение к своему дефекту, развивают интеллектуальные способности, этические и нравственные представления, формируют гармонично развитую личность.

Индивидуальные занятия проводятся логопедом и психологом в случае необходимых дополнительных упражнений по воспитанию навыков правильной речи и поведения (коррекция неправильного произношения, беседы психологического характера и т.д.).

Косвенное психолого-педагогическое воздействие представляет собой систему логопедизации всех режимных моментов для ребенка и отношения к нему окружающих. Особое значение в этой системе имеет речевой режим.

Речевой режим дошкольников осуществляется с помощью взрослых, которые последовательно контролируют переход детей от одного речевого этапа к другому. Речевой режим младших школьников, подростков и взрослых предполагает выбор ими необходимых речевых упражнений, понимание ими требований правильной речи, систематическую тренировку навыков правильной речи в разных условиях.

Речевой аспект логопедических занятий включает регуляцию и координацию дыхательной, голосовой и артикуляторной функций воспитание правильной речи.

Необходимая последовательность разных форм речи соблюдается при воспитании у заикающихся самостоятельной речи. Вначале воспитывается плавная ритмическая речь в процессе сопряженно-отраженного произнесения (чтения) стихотворного текста. Далее предлагается самостоятельное чтение с подключением помощи логопеда в случаях затруднений, чтение через слово или через определенные отрезки текста поочередно с кем-либо в одном и том же ритме; чтение диалога; чтение с остановками условной длительности на знаках препинания; произнесение заученного стихотворения.

Воспитанию самостоятельной речи уделяется значительно больше времени, чем другим формам речи. Самостоятельная речь может быть подготовленной (стихотворение, пересказ) и неподготовленной (ответы на неожиданные вопросы, просьбы, рассказ на заданную тему).

Смотрите так же:  Лазерное кодирование алкогольной зависимости

Логопедические занятия являются основной формой логопедической работы, т.к. наиболее полно реализуют непосредственное коррекционно-воспитательное воздействие на заикающегося (прямое логопедическое воздействие). Все другие формы работы логопеда составляют систему косвенного логопедического воздействия, т.к. по сути, они способствуют, дополняют или закрепляют результаты прямого логопедического воздействия. Логопедические занятия проводятся как с группой заикающихся детей, так и индивидуально. Для тренировки речевого общения и воспитания правильных навыков поведения ребёнка в коллективе, преимущественной формой являются групповые занятия. Индивидуальные занятия проводятся в виде дополнительных упражнений по коррекции неправильного произношения, беседы психотерапевтического характера и т.д.

Курс логопедических занятий отражает завершённую, целостную систему работы с заикающимися. По времени проведения и общим задачам он может разделяться на циклы или периоды (подготовительный, тренировочный, закрепительный). По содержанию и конкретным задачам в каждом периоде можно выделить ряд различных этапов (например, периоды молчания, сопряжённой, отражённой речи, речеручного режима и т.д.). Каждый этап состоит из связанных между собой занятий как основной формы логопедической работы с заикающимися. В задачу подготовительного периода входит: настроить ребёнка на занятие, дать ему представление о правильной речи, убедить его в том, что он сможет при желании всегда говорить хорошо, научить пользоваться громким голосом. Одновременно происходит закрепление «определённых участков» его свободной речи с фиксацией на положительных моментах. В задачи первых речевых занятий входят: создание щадящего режима, стимуляция к предстоящим занятиям, определение конкретных задач. Щадящий режим выражается в том, чтобы оградить психику ребёнка от отрицательно влияющих факторов: спокойная обстановка, доброжелательное и ровное отношение окружающих, в том, чтобы не допускать фиксации на неправильной речи, выдерживать твёрдый режим дня с правильным чередованием сна и бодрствования, ограждение от сильных эмоций, даже если они и приятные.

Во время тренировочного периода ребёнок овладевает всеми недоступными ему ранее формами речи и речевыми ситуациями. С опорой на те знания, которые заикающийся приобрёл в первом периоде, ведётся кропотливая работа по воспитанию навыков свободной речи и правильного поведения в разнообразных ситуациях речевой коммуникации. Поскольку порог свободной речи у заикающихся детей неодинаков, то и тренировка правильной речи начинается с разных этапов: у одного – с ответов на вопросы, у другого – с отражённой речи, у третьего – с пересказа. Порог свободной речи у заикающихся зависит от тяжести проявления заикания. В наиболее сложных случаях заикания тренировочный период начинается с сопряжённо-отражённой речи. Здесь ребёнок сначала копирует образец фразы и манеру речевого поведения руководителя. При этом он пользуется и помощью взрослого в виде совместного произнесения фразы.

Затем, когда ребёнок убеждается в том, что все требования правильной речи хорошо выполнимы, руководитель переходит к отражённой речи (самостоятельное копирование образца). На этапе сопряжённо-отражённой речи используются разные по объему и содержанию тексты.

Следующий шаг в овладении свободной от запинок речи – этап вопросно-ответной речи. Целесообразно начинать с отражённых ответов, когда логопед задаёт вопрос, сам отвечает, а ребёнок повторяет ответ. Постепенно следует переходить к более сложным и обобщающим вопросам. Ребёнок учится строить сложные предложения. Очень полезно сопровождать вопросами различные виды деятельности (занятия, наблюдения, ручной груд и др.). Вначале ответы ребёнка могут отражать его простые действия, производимые в настоящее время, затем – действия, совершенные ранее, словесный отчет о завершённом действии. (Я ходил с мамой в парк). И, наконец, от него требуется рассказать в будущем времени о предполагаемом действии. (Мы пойдём сейчас в парк. Там есть карусель. Я буду кататься на карусели). Не следует торопиться с усложнением речевых упражнений, это может вызвать у ребёнка речевые спазмы. Если ребёнок слегка запнулся, лучше попросить его снова повторить фразу. Если же речевой спазм сильный и ребёнок не смог сразу преодолеть его, целесообразно задать наводящий вопрос, который позволяет ему изменить или упорядочить конструкцию фразы. Не поможет – педагог подсказывает ответ. Позднее, после того как ребёнок научится свободно давать ответы на несложные вопросы, можно использовать в тренировке его правильной речи различные пересказы и рассказы.

Соответственно усложнению форм речи усложняются ситуации речевого общения и обстановка на занятиях. На занятия приглашаются не только близкие, но и малознакомые и даже незнакомые люди. Занятия проводятся не только в кабинете и дома, но и вне их. Вместе с логопедом ребёнок выходит на улицу, в общественные места, где продолжается работа по закреплению у него навыков правильной речи. Репетируются предстоящие экскурсии, и только после этого совершается экскурсия, на которой задаются те же самые вопросы.

В задачу закрепительного периода входит автоматизация приобретённых ребёнком навыков речи и поведения в разнообразных ситуациях и видах речевой деятельности. Эти задачи наиболее активно реализуются на материале спонтанной речи, возникающей у ребёнка под влиянием внутренних побуждений (обращение к окружающим с вопросами, просьбами, обмен впечатлениями). Занятия проводятся в форме бесед о проведённом дне, прослушанной сказке, телепередаче и т.д., в форме импровизированных игр, разыгрывания сюжета знакомой сказки, декламации стихотворений, пения песен – всё это подготавливает заикающегося к художественному выступлению. В закрепительный период основное внимание логопеда, педагога и родителей необходимо направлять на то, как ребёнок говорит вне занятий.

Система тренировок плавной слитной речи и поведения у заикающихся предполагает обязательную закрепительную работу вне занятий, в семейно-бытовых, учебно-воспитательных условиях и в коллективе сверстников. Задания для самостоятельной работы строятся с учётом успехов ребёнка на каждом занятии и необходимых условий для их упрочения. Важно предусмотреть посильность выполнения, регулярность проведения, связь с семейно-бытовыми и учебно-воспитательными условиями. Формы таких заданий могут быть многообразны: проводить домашнее задание в определённое время, заучить требования правильной речи, составить рассказ по картинкам, отработать неторопливый темп речи в рассказе, выразительно рассказать стихотворение, отрепетировать роль в инсценированной сказке, выступить на занятии в детском саду по заданной теме, и многое другое.

У дошкольников основное место занимают речевые занятия в игровой форме, воспитательные мероприятия, в меньшей степени – психокоррекционные. У подростков и взрослых – наоборот, основное значение придается средствам лечебного воздействия, психотерапии (в том числе и ее суггестивным методам).

Важным разделом логопедической работы является логопедическая ритмика, которая представляет собой систему музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально-речевых заданий и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции. Логоритмика является дополнением к логопедическим занятиям и проводится как в специально отведенное для нее время, так и на занятиях логопеда, реже – воспитателя.

С заикающимися целесообразно использовать следующие средства логоритмики: вводные упражнения; упражнения и игры для развития мимики лица и орального праксиса, слухового внимания и памяти, зрительного внимания и памяти, для развития ориентировки в пространстве и чувства ритма, для развития подражательности; творческие, сюжетно-ролевые, подвижные игры, творческие этюды для развития волевых качеств, активности, самостоятельности, инициативы; упражнения, подвижные игры с правилами для развития обшей моторики, моторики рук, кисти, пальцев; упражнения и игры с пением, хороводы, игры-драматизации с музыкальным сопровождением; упражнения, игры, этюды для развития воображения, творческих способностей, музыкальной памяти и музыкального творчества; инсценировки, утренники, развлечения, праздничные выступления, вечера юмора, пантомимы, концерты и т.п.

Двигательные, музыкально-двигательные, музыкально-речевые, речевые без музыкального сопровождения, двигательные речевые упражнения и игры нормализуют просодию, двигательную сферу заикающегося, а это, в свою очередь, помогает ему перестроить отношение к общению, к другим участникам коммуникации и к своему речевому нарушению. Эта перестройка обусловлена теми положительными чертами характера и поведения, которые появляются у заикающегося в процессе коррекции психомоторики, а именно: уверенность в движениях, управляемость ими, инициатива в общении, самостоятельность в разрешении речевых трудностей, активность в деятельности, переориентация в значимости жизненных ситуаций в связи с перестройкой отношения к речевому недостатку.

Нельзя не учитывать и роль индивидуальных консультаций (например, рассказать родителям о значении психологической подготовки ребёнка к пребыванию в непривычных для него условиях, порекомендовать предварительное посещение ребёнком детского учреждения, знакомство с логопедом, воспитателем, другими сотрудниками).

Одним из направлений комплексного метода преодоления заикания является воздействие окружающих на личность заикающегося ребёнка, на его взаимоотношения с окружающим социумом, на эмоционально-волевую сферу. Оно осуществляется на протяжении всего периода коррекционно-воспитательной работы. Окружающие люди должны воспитывать у ребёнка уверенность в себе, сознание своей полноценности, здоровый взгляд на недостатки речи, желание избавиться от них и т.д. Большое значение в преодолении заикания имеет речь окружающих – негромкая, спокойная, неторопливая. Тогда заикающиеся дети начинают подражать именно этой манере говорить с окружающими. Отношение к детям должно быть ласковым, без порицаний. Малейшие успехи должны обязательно поощряться.

Консультативно-методическая работа с родителями и педагогами направлена на обеспечение благоприятных условий воздействия на заикающегося ребенка, создание правильного отношения к нему дома и в детском учреждении; организацию необходимой самостоятельной работы ребенка вне логопедических занятий.

Медицинский журнал

Что такое клоническое заикание

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Смотреть что такое «заикание» в других словарях:

Заикание — МКБ 10 F98.598.5 МКБ 9 307.0307.0 OMIM 184450 … Википедия

Заикание — нарушение устной речи, при котором она становится прерывистой, происходит непроизвольное членение слова на слоги или звуки, возникают судорогоподобное напряжение мышц лица, что приводит к затруднению коммуникаций с другими людьми. Заикание чаще… … Психологический словарь

заикание — запинание, спотыкание, пселлизм, логопатия Словарь русских синонимов. заикание сущ., кол во синонимов: 11 • ангофразия (1) • … Словарь синонимов

ЗАИКАНИЕ — (balbuties), спазм артикуляции, периодически наступающий во время речевой функции. 3. обыкновенно появляется в детском возрасте, б. ч. от 2 до 7 лет (чаще в 4 года). Распространение 3. среди детей школьного возраста, по Капустину, равно 0,8%. У… … Большая медицинская энциклопедия

ЗАИКАНИЕ — ЗАИКАНИЕ, расстройство речи в виде задержки звуков, слогов и их повторения вследствие судорог мышц речедвигательного аппарата. Возникает обычно в детстве после испуга, инфекций, интоксикаций и др … Современная энциклопедия

ЗАИКАНИЕ — расстройство речи в виде задержки звуков, слогов и их повторения вследствие судорог мышц речедвигательного аппарата. Возникает обычно в детстве после испуга, инфекций, интоксикаций и др … Большой Энциклопедический словарь

ЗАИКАНИЕ — ЗАИКАНИЕ, заикания, мн. нет, ср. (мед.). Нервное расстройство речи, выражающееся в затрудненном произношении звуков вследствие судорожного движения мышц гортани. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ЗАИКАНИЕ — ЗАИКАНИЕ, я, ср. 1. см. заикаться. 2. Патология речи запинки, остановки, повторение одних и тех же звуков из за судорожных сокращений мышц гортани. Страдать заиканием. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Заикание — чаще всего бывает нервного и притом наследственногопроисхождения; объяснять З. перенесенной в детстве английской болезнью,худосочием и ослабленным питанием едва ли верно, так как множестволюдей, при перечисленных условиях, говорят совершенно… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Заикание — ЗАИКАНИЕ, расстройство речи в виде задержки звуков, слогов и их повторения вследствие судорог мышц речедвигательного аппарата. Возникает обычно в детстве после испуга, инфекций, интоксикаций и др. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Что такое заикание (логоневроз)?

Заикание — нарушение речевого поведения, которое характеризуется патологическим изменением темпа и ритма речи: пролонгацией или повторением отдельных звуков, слогов, слов, частыми остановками, запинками. Нарушения вызывают судороги речевого аппарата.

Различают невротическое заикание (логоневроз) и органическое. Отклонения, имеющие органическую природу, связаны с выраженной неврологической патологией и сопровождаются общим нарушением моторики. Лечение органической формы заболевания заключается не столько в формировании правильных речевых навыков, сколько в избавлении от органической патологии.

При невротической форме заикания (логоневрозе) изменений в функционировании головного мозга не наблюдается. В спокойной обстановке дети и взрослые с логоневрозом могут общаться спокойно, без пауз или повторений, а при волнении симптомы усиливаются. Далее под заиканием мы будем понимать только невротическую форму (логоневроз).

В зависимости от характера судорог мышц, выделяют следующие виды судорожных сокращений:

  • Клоническое — повторение первых звуков или слогов.
  • Тоническое — остановки, провалы в начале или в середине слов.
  • Смешанное — в речи наблюдаются как повторение или пролонгация звуков/слогов, так и напряженные паузы.

    Как правило, на первом этапе развития заболевания возникают клонические судороги, но с течением времени они дополняются тоническими.

    Говоря о том, что способствует формированию речевых нарушений, выделяют предрасполагающие факторы, а также так называемые толчки, которые непосредственно приводят к развитию патологии речи.

    К предрасполагающим факторам относятся:

    1. Наследственность.
    2. Осложненное течение беременности, родов.
    3. Частые заболевания в раннем возрасте.
    4. Постоянное психологическое напряжение.
    5. Перегрузка речевого аппарата на этапе его активного развития.
    6. Особенности нервной системы.

    Основные причины заикания у детей:

    1. Сильное переживание — испуг, стресс, чрезмерная радость.
    2. Длительный стресс, вызванный противоречивым воспитанием, психологическим дискомфортом.
    3. Желание подражать заикающимся близким людям.
    4. У взрослых причиной нарушений речи может стать сильная психическая травма или контузия.

    Помимо судорожных проявлений (физиологических симптомов) заикающимся людям свойственны психологические проявления заболевания. Как правило, пациенты, страдающие от нарушений речевого поведения, становятся скованными, неуверенными в себе. У них присутствует страх перед разговором, а тем более, публичными выступлениями (логофобия). Стресс, тревога, желание любыми путями избежать общения — все эти симптомы мешают нормальному развитию личности и препятствуют формированию социальных навыков.

    Методы лечения заикания

    Специалисты по-разному подходят к вопросу коррекции логоневроза. Существуют следующие методы лечения заикания:

    Положительный эффект может быть после любого из перечисленных способов, но максимальный результат достигается при комплексном подходе, учитывающем индивидуальные особенности пациента и степень тяжести его заболевания.

    Авторская методика лечения заикания Л.З. Арутюнян

    Специалисты речевого центра «Арлилия» знают, что делать с заиканием у детей, подростков и взрослых. Логопеды работают по авторской методике Л.З.Арутюнян, которая предполагает формирование устойчивого состояния, характеризующегося плавной интонационной речью. Цель работы с клиентами Центра — не только коррекция отдельных симптомов, но и формирование нового речедвигательного навыка, который будет поддерживаться на протяжении всей жизни.

    В центре «Арлилия» лечение заикания проводится в три этапа:

  • Консультация.
  • Основной курс, во время которого пациенты обучаются говорить плавно, ритмично, помогая развитию нового навыка движениями ведущей руки.
  • Поддерживающие микрокурсы, цель которых — закрепить навык, автоматизировать его. За время поддерживающих микрокурсов пациенты постепенно переходят от медленной речи, которая сопровождается движениями пальцев, к естественному, насыщенному интонациями, разговору.
  • Методика разработана для избавления от заикания взрослых, а впоследствии адаптирована для детей. С малышами от 2-х лет ведущие специалисты Центра работают по специальной программе «Скорая помощь», которая помогает максимально быстро избавиться от впервые возникших нарушений. А тем детям и взрослым, у которых уже сформировалось устойчивое патологическое состояние, для достижения результата необходимо усердно заниматься на протяжении 1-1,5 лет.

    Важно понимать, что помогает от заикания только планомерная, качественная работа — самостоятельная (для взрослых) или с помощью родителей (для детей и подростков).

    В центре «Арлилия» уверены: логоневроз можно побороть вне зависимости от того, насколько устойчиво он закрепился!

    Подробнее ознакомиться с нашими программами можно здесь. Запись в группы для лечения происходит только после предварительной консультации и диагностики. Чтобы попасть на прием к логопеду, нужно заполнить анкету или позвонить по номеру: +7 (926) 220-73-73. Для иногородних возможна консультация по телефону.

    Мы находимся в 5-ти минутах пешком от метро Медведково.

    Заикание — судорогоподобные движения артикуляционной и гортанной мускулатур, возникающих чаще вначале речи (реже в середине), в результате которых пациент вынужден задерживаться на каком-либо звуке (группе звуков). Данные симптомы заикания весьма схожи с клоническими и тоническими судорогами. При клоническом заикании наблюдается повторное образование слов, слогов и звуков. Тоническое заикание не позволяет пациенту сдвинуться со звуковой остановки, чтобы перейти к артикуляции другого звука. В своем развитии заикание проходит 4 фазы от редких приступов периодически возникающего заикания до серьезной личностной проблемы, ограничивающей способность человека к общению.

    Заикание — судорогоподобные движения артикуляционной и гортанной мускулатур, возникающих чаще вначале речи (реже в середине), в результате которых пациент вынужден задерживаться на каком-либо звуке (группе звуков). Данные симптомы заикания весьма схожи с клоническими и тоническими судорогами. При клоническом заикании наблюдается повторное образование слов, слогов и звуков. Тоническое заикание не позволяет пациенту сдвинуться со звуковой остановки, чтобы перейти к артикуляции другого звука.

    Выделяют невротическую и неврозоподобную формы заикания. Невротическое заикание возникает у здоровых детей, как результат стрессов и неврозов. Неврозоподобное заикание свойственно детям с заболеваниями нервной системы (как наследственными, так и приобретенными).

    Этиология и патогенез

    Выделяют две группы причин возникновения заикания: предрасполагающие и провоцирующие. Среди предрасполагающих причин возникновения заикания необходимо выделить:

  • наследственную отягощенность;
  • заболевания, вызывающие энцефалопатические последствия;
  • внутриутробные, родовые травмы;
  • переутомление и истощение нервной системы (как следствие инфекционных заболеваний).

    Условиями, способствующими возникновению заикания могут выступать:нарушение развития моторики и чувства ритма; скудность эмоционального развития; повышение реактивности в результате анормальности отношений с окружающими; скрытые психические нарушения (например, ущемленность). Наличие одного из вышеперечисленных условий достаточно для нервного срыва и, как следствие, заикания. К причинам, провоцирующим возникновение заикания, относятся: одномоментная психическая травма (страх, испуг); двуязычие или многоязычие в семье; подражание; тахилалия (ускоренная речь).

    Смотрите так же:  Препарат от раздражительности и нервозности

    Патогенез заикания схож с механизмом подкорковой дизартрии. В его составе — нарушение координации дыхательного процесса, артикуляции и голосоведения. Поэтому заикание часто обозначают как дизритмическую дизартрию. Срыв индукционных взаимодействий коры головного мозга и подкорковых структур приводит к нарушению регуляции коры. В связи с этим происходят сдвиги в работе стриопаллидарной системы, которая отвечает за «предуготовность» к совершению движения.

    В движении участвуют две группы мышц — одни сокращаются, другие — расслабляются. Благодаря точному и согласованному перераспределению тонуса мышц, возможно совершение быстрых, точных и строго дифференцируемых движений. Именно стриопаллидарной системой осуществляется контроль над рациональным перераспределением тонуса мышц. Блокирование стриопаллидарного регулятора речи вследствие эмоционального перевозбуждения или анатомо-патологических повреждений мозга приводит к клоническим повторениям (тик) или тоническому спазму. Со временем патологический рефлекс — нарушение речевого автоматизма и гипертонус мускулатуры речевого аппарата – перерастает в условный рефлекс.

    Дыхание. Среди нарушений дыхательного процесса при заикании отмечается громадный расход воздуха на вдохе и выдохе, что обусловлено расстройством сопротивления в области артикуляции. Нарушение речевого дыхания при заикании заключается в образовании пациентом инспираторно-гласных или проторных звуков. Другими словами, для движения голосовых связок и образования проторного шума пациент использует вдыхаемый воздух. Укороченный выдох наблюдается не только во время речи, но и в покое.

    Голос. Попытка произношения звука при заикании сопровождается судорогоподобным замыканием голосовой щели, что препятствует возникновению звука. Во время приступа гортань быстро и резко движется вверх, вниз и выдвигается вперед. Из-за не способности на плавное произношение пациенты пытаются произносить гласные звуки твердо. Наблюдается смягчение симптоматики заикания при пении и шепоте вплоть до полной нормализации речи.

    Артикуляция. Кроме функциональных нарушений в артикуляционном аппарате при заикании наблюдаются и соматические нарушения. Например, высокий свод неба, отклонение высунутого языка в сторону, в носовой полости — искривленная носовая перегородка, гипертрофия раковин.

    Сопутствующие движения — это движения, сопровождающие речь при заикании, не являющиеся необходимыми, но, в то же время, производимые пациентом, как сознательное движение. Во время приступа заикания пациенты могут откидывать голову назад, наклонять ее, закрывать глаза, сжимать кулак, пожимать плечами, топать ногой, переступать с ноги на ногу. Словом, совершать движения, которые можно обозначить как тонические или клонические судороги.

    Психика. С развитием заикания неизбежны те или иные психические расстройства. Наиболее часто встречается страх перед некоторым буквами, слогами и словами, а именно их произношением. В своей речи пациенты, страдающие заиканием, намеренно избегают таких букв и слов, по возможности подыскивают им замену. При обострениях может возникать абсолютная немота. Мысли о невозможности нормального общения могут доводить до сознания неполноценности и в отношение всего «я».

    Фазы развития заикания

    1-ая фаза. Наблюдаются небольшие эпизоды заикания, сокращение периодов плавной размеренной речи. Окончание первой фазы заикания определяют по следующим симптомам:

  • затруднения в произношении возникают чаще в начальных словах предложений;
  • эпизоды заикания возникают при произнесении союзов, предлогов и других кратких частей речи;
  • «коммуникативное давление» усугубляет заикание;
  • ребенок никак не реагирует на свои трудности с произнесением слов, разговаривает без смущения. Нет беспокойства, страха речи. Спровоцировать заикание способна сиюминутная эмоциональная вспышка.

    2-ая фаза. Появляются проблемы в контактировании, некоторые сопутствующие движения. Постепенно повышается число ситуаций, сложных в плане общения.

    • заикание приобретает хронический характер, но различается тяжесть приступов;
    • проблемы с произнесением возникают чаще в многосложных словах, во время быстрой речи и значительно реже в кратких частях речи;
    • ребенок осознает нарушения своей речи, но не считает себя заикающимся. Говорит непринужденно в любой ситуации.

    3-я фаза. Закрепление судорожного синдрома. Однако пациенты не испытывают страха речи и какой-либо неловкости. Они используют любую возможность для общения. Предложение о лечении не вызывает какой-либо поддержки или энтузиазма со стороны пациента. Они как будто дают себе установку на спокойствие.

    4-ая фаза. На этой стадии заикание — большая личностная проблема. Появляются выраженные эмоциональные реакции на заикание и, как следствие, избегание речевых ситуаций. Если раньше пациент прибегал к замене «проблемных» звуков (слов) периодически, то теперь он делает это постоянно. Он начинает обращать внимание на реакцию окружающих на его заикание. Характерные черты 4-ой фазы заикания:

  • ожидание заикания (антиципация);
  • затруднения при произнесении определенных звуков (слов) принимают хронических характер;
  • логофобия (страх речи);
  • ответы на вопросы становятся уклончивыми.

    Наличие заикания вынуждает ребенка избегать речевых ситуаций, в результате чего сужается круг его общения и, как следствие, общего развития. Появляется мнительность, настороженность, ощущение разницы между собой и сверстниками. В результате непонимания между ребенком и его родителями (одноклассниками, сверстниками) развивается ощущение ущемленности, собственной неполноценности. Нарастает раздражительность, появляется пугливость, которая может привести к угнетению психики и усугублению заикания. Заикание может привести к снижению успеваемости в школе по причине неловкости, стеснительности и замкнутости ребенка. Развитие заикания может помешать в выборе профессии, а также в создании семьи.

    Диагностика заикания

    Для диагностирования заикания необходимо наличие следующих признаков:

  • нарушение ритмичности речи (обрывки слов, фраз, повторение слогов, растягивание определенных звуков);
  • трудности и запинки в начале речи;
  • попытки справиться с заиканием с помощью побочных движений (гримасы, тик).

    В случае продолжительности вышеперечисленных расстройств более 3-х месяцев диагностируется заикание. Таким пациентам необходима консультация не только невролога, но и логопеда. Для исключения органических заболеваний нервной системы проводят реоэнцефалографию, ЭЭГ головного мозга, МРТ-диагностику.

    Успешность лечения невротического заикания во многом зависит от своевременности диагностирования. В виду малоэффективности традиционных психотерапевтических методов лечения заикания (поведенческий, гипнотический и т. д.) в современной медицине отдается предпочтение специальным терапевтическим подходам, которые включают в себя элементы нескольких методов лечения. Такие комбинированные психотерапевтические методы лечения заикания применяют и в индивидуальной, и в групповой форме. Коррекция нарушений речи проводится путем логопедических занятий по коррекции заикания и ускоренной речи.

    Невротическое заикание у детей младшего возраста хорошо поддается лечению в логопедических детских садах и группах. Здесь делают акцент на коллективную игровую психотерапию, логопедическую ритмику. Не малое значение придается и семейной психотерапии, где используется внушение, отвлечение внимания, релаксация. Детей учат разговаривать в такт с ритмичными движениями пальцев рук или монотонно и нараспев. В основе метода саморегуляции установка на то, что заикание — определенное поведение, подвластное изменению. В его составе — десенсибилизация, аутогенные тренировки. Целью вспомогательного медикаментозного лечения является снятие симптомов страха, тревоги, депрессий. Рекомендовано назначение седативных (в т.ч. фитотерапевтических) и общеукрепляющих средств.

    В медикаментозном лечении неврозоподобного заикания, возникающего в связи с органическим поражением головного мозга, применяют спазмолитики ( толперизон, бенактизин), с осторожностью транквилизаторы (в минимальных дозах). Доказана эффективность проведения курса дегидратации. В случае клонического заикания рекомендовано назначение нескольких курсов (от 1 до 3 месяцев) гопантеновой кислоты. Кроме того, в комплексное лечение заикания рекомендуется включать физиотерапию, а также массаж (как общий, так и логопедический).

    Прогноз благоприятный более чем в 70% случаев заикания среди детей.

    Профилактика заикания

    Методы профилактики заикания разделяют на две группы. Одна из них нацелена на поддержание и укрепление детского здоровья, вторая — на организацию речевого развития ребенка. Полноценное питание, постоянный уход, соблюдение режима дня и гигиены — это важные составляющие психического и речевого развития ребенка, сохранения и укрепления его здоровья. Нормальному функционированию нервной системы и предохранению ее от перегрузок способствует правильное чередование бодрствования и сна. Следует беречь психику детей от чрезмерной информационной нагрузки (просмотр «взрослых» телепередач, чтение перед сном гиперэмоциональных сказок), ситуаций, способных вызвать испуг.

    Полноценное речевое развитие ребенка должно включать в себя три направления. Первое — расширение кругозора, понятия и представления об окружающем мире, явлениях и предметах (игры, прогулки, чтение книг). Второе — профилактика и предупреждение запинок в речи ребенка, обучение плавности и неторопливости речи, умению логично и последовательно излагать свои мысли, желания. Третье — формирование правильного звукопроизношения, ритмике и темпу речи. Однако сообщать ребенку новую информацию следует постепенно, дозировано.

    Исправив заикание, во избежание рецидивов необходимо создать ребенку соответствующие обстановку и режим, которые будут способствовать поддержанию благоприятной психологической обстановки.

    Характерные особенности — частые повторения или пролонгация звуков, слогов или слов; или частые остановки, нерешительность в речи с нарушениями ее плавности и ритмического течения.

    Что провоцирует / Причины Заикания:

    Точные этиологические факторы не известны. Выдвинут ряд теорий:

  • 1. Теории «блока заикания» (генетическая, психогенная, семантогенная). Основа теории — церебральная доминантность речевых центров с конституциональной предрасположенностью к развитию заикания вследствие стрессогенных факторов.
  • 2. Теории начала (включают теорию срыва, теорию потребностей и теорию антиципации).
  • 3. Теория научения основана на объяснении принципов природы подкрепления.
  • 4. Кибернетическая теория (речь — автоматический процесс по типу обратной связи. Заикание объясняется срывом обратной связи).
  • 5. Теория изменения функционального состояния мозга. Заикание является следствием неполной специализации и латерализации языковых функций.

    Исследования последних лет свидетельствуют о том, что заикание является генетически наследуемым неврологическим расстройством.

    Заиканием страдает от 5 до 8% детей. Расстройство в 3 раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. У мальчиков оно более устойчиво.

    Заикание обычно начинается в возрасте до 12 лет, в большинстве случаев имеется два острых периода — между 2-4 и 5-7 годами. Оно обычно развивается в течение нескольких недель или месяцев, начинаясь с повторения начальных согласных или целых слов, которые являются началом предложения. По мере прогрессирования расстройства повторения становятся все более частыми с заиканием на более важных словах и фразах. Иногда оно может отсутствовать при чтении вслух, пении, разговоре с домашними животными или неодушевленными предметами. Диагноз ставится при продолжительности расстройства не менее 3 месяцев.

    Клонико-тоническое заикание (нарушены ритм, темп, плавность речи) — в виде повторения начальных звуков или слогов (логоклония), в начале речи клонические судороги с переходом в тонические.

    Тонико-клоническое заикание характеризуется нарушением ритма, плавности речи в виде запинок и остановок с частым повышением вокала и выраженными нарушениями дыхания, сопутствующими речи. Наблюдаются дополнительные движения в мышцах лица, шеи, конечностей.

    В течении заикания выделяют:

  • 1 фаза — дошкольный период. Расстройство появляется эпизодически с длительными периодами нормальной речи. После такого периода может наступать выздоровление. Во время этой фазы заикание отмечается тогда, когда дети взволнованны, огорчены или когда им нужно много говорить.
  • 2 фаза возникает в начальной школе. Расстройство носит хронический характер с очень небольшими периодами нормальной речи. Дети осознают и болезненно переживают свой недостаток. Заикание касается основных частей речи — существительных, глаголов, прилагательных и наречий.
  • 3 фаза наступает после 8-9 лет и длится до подросткового возраста. Заикание возникает или усиливается только в определенных ситуациях (вызов к доске, покупка в магазине, разговор по телефону и др.). Некоторые слова и звуки являются более трудными, чем остальные.
  • 4 фаза бывает в позднем подростковом возрасте и у взрослых. Выражен страх перед заиканием. Типичными являются подмена слов и приступы многословия. Такие дети избегают ситуаций, требующих речевого общения.

    Течение заикания обычно хроническое, с периодами частичных ремиссий. От 50 до 80 % детей с заиканием, особенно в легких случаях, выздоравливают.

    Осложнения расстройства включают снижение успеваемости в школе из-за стеснительности, страха речевых нарушений; ограничения в выборе профессии. Для страдающих хроническим заиканием типичны фрустрация, тревога, депрессия.

    Диагностика Заикания:

    Спастическая дисфония является расстройством речи, подобным заиканию, но отличается наличием патологического паттерна дыхания.

    Нечеткость речи в отличие от заикания характеризуется беспорядочными и дизритмичными речевыми паттернами в виде быстрых и резких вспышек слов и фраз. При нечеткости речи отсутствует осознание своего недостатка, тогда как заикающиеся остро ощущают свои нарушения речи.

    Включает несколько направлений. Наиболее типично — отвлечение внимания, внушение и релаксация. Заикающихся обучают говорить одновременно с ритмическими движениями руки и пальцев или медленно нараспев и монотонно. Эффект чаще временный.

    Классический психоанализ, психотерапевтические методы не эффективны в лечении заикания. Современные методы основаны на точке зрения, что заикание является формой выученного поведения, не связанного с невротическими проявлениями или неврологической патологией. В рамках этих подходов рекомендуется минимизировать факторы, усиливающие заикание, уменьшить вторичные нарушения, убедить заикающегося разговаривать, даже с заиканием, свободно, без стеснения и страха, чтобы избежать вторичных блоков.

    Эффективен метод самотерапии, основанный на предпосылке, что заикание является определенным поведением, которое можно изменить. Этот подход включает десенсибилизацию, снижающую эмоциональные реакции, страх перед заиканием. Так как заикание — это то, что человек делает, и человек может научиться изменить то, что он делает.

    Медикаментозное лечение носит вспомогательный характер и направлено на купирование симптомов тревоги, выраженного страха, депрессивных проявлений, облегчение коммуникативных взаимодействий. Применимы успокаивающие, седативные, общеукрепляющие средства (препараты валерианы, пустырника, алое, поливитамины и витамины группы В, препараты магния). При наличии спастических форм используют спазмолитики: мидокалм, сирдалуд, миэлостан, диафен, амизил, теофедрин. Транквилизаторы применяют с осторожностью, рекомендован мебикар 450-900 мг/сут., непродолжительными курсами. Значительный эффект приносят курсы дегидратации.

    Альтернативные варианты медикаментозного лечения:

  • 1) При клонической форме заикания используется пантогам от 0,25 до 0,75 — 3 г/сут., курсы длительностью 1-4 месяца.
  • 2) Карбамазепины (преимущественно тегретол, тимонил или финлепсин-ретерд) с 0,1 г/сут. до 0,4, г/сут. в течение 3-4 недель, с постепенным снижением дозы до 0,1 г/сут. в качестве поддерживающего лечения, длительностью до 1,5 — 2 мес.

    Комплексное лечение заикания также включает физиотерапевтические процедуры, курсы общего и специализированного логопедического массажа, речевую терапию, психотерапию с использованием суггестивного метода.

    К каким докторам следует обращаться если у Вас Заикание:

    Вас что-то беспокоит? Вы хотите узнать более детальную информацию о Заикания, ее причинах, симптомах, методах лечения и профилактики, ходе течения болезни и соблюдении диеты после нее? Или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Eurolab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь и поставят диагноз. Вы также можете вызвать врача на дом. Клиника Eurolab открыта для Вас круглосуточно.

    Телефон нашей клиники в Киеве: (+38 044) 206-20-00 (многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны здесь. Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее персональной странице.

    Если Вами ранее были выполнены какие-либо исследования, обязательно возьмите их результаты на консультацию к врачу. Если исследования выполнены не были, мы сделаем все необходимое в нашей клинике или у наших коллег в других клиниках.

    У Вас ? Необходимо очень тщательно подходить к состоянию Вашего здоровья в целом. Люди уделяют недостаточно внимания симптомам заболеваний и не осознают, что эти болезни могут быть жизненно опасными. Есть много болезней, которые по началу никак не проявляют себя в нашем организме, но в итоге оказывается, что, к сожалению, их уже лечить слишком поздно. Каждое заболевание имеет свои определенные признаки, характерные внешние проявления – так называемые симптомы болезни. Определение симптомов – первый шаг в диагностике заболеваний в целом. Для этого просто необходимо по несколько раз в год проходить обследование у врача, чтобы не только предотвратить страшную болезнь, но и поддерживать здоровый дух в теле и организме в целом.

    Если Вы хотите задать вопрос врачу – воспользуйтесь разделом онлайн консультации, возможно Вы найдете там ответы на свои вопросы и прочитаете советы по уходу за собой. Если Вас интересуют отзывы о клиниках и врачах – попробуйте найти нужную Вам информацию в разделе Вся медицина. Также зарегистрируйтесь на медицинском портале Eurolab, чтобы быть постоянно в курсе последних новостей и обновлений информации на сайте, которые будут автоматически высылаться Вам на почту.

    Найдено 15 определений термина ЗАИКАНИЕ

    Различают 3. невротическое (логоневроз) и неврозоподобное, возникающее в связи с резидуальной органической патологией головного мозга.

    Заикающемуся человеку обычно наибольшие неприятности доставляют взрывные согласные: «б», «п», «д», «т», «к», твердое «г». Эти согласные образуются в результате остановки движения воздуха и давления на губы с последующим неожиданным взрывом воздушного потока и выходом его через открытые губы. Заикание часто исправляется, если человек соблюдает правила чтения и медленно, тщательно проговаривает каждый слог.

    Как правило, заикание возникает в молодом возрасте, когда не полностью отработаны речевые автоматизмы. Способствуют развитию заикания стрессовые ситуации, с которыми ребенок сталкивается в детстве (испуг, смерть близкого, любимого животного, развод родителей, постоянные скандалы и пр.) Истинное заикание усиливается при волнении, ослабевает в спокойной обстановке. Обычно заикающиеся люди хорошо поют и при пении не заикаются.

    Лечение. Лечением заикания занимаются логопеды и психотерапевты, поскольку заболевание носит в основном функциональный характер и не связано с истинным поражением речевого аппарата. Прогноз обычно благоприятный.

    Чаще всего возникает в дошкольном возрасте, когда ребенок переходит к развернутой самостоятельной фразовой речи. Причина 3. связана с перенапряжением или травмой н. с. (общая и речевая перегрузка, детские инфекции, испуг, потрясение и т. д.), приводящими к нарушению регу-ляторных механизмов речи. Однако названные причины вызывают 3. не у всех детей и не при всяких условиях. Большую роль играют предрасполагающие факторы: конституциональная или приобретенная нервность, вегетативная дисфункция и т. п., снижающие устойчивость н. с. ребенка. 3. м. б. связано с неврозами (логоневроз — невротически обусловленное 3.), психическими травмами, органическими поражениями ц. н. с. и т. д. В некоторых случаях причиной 3. является подражание неправильной речи окружающих.

    Для предупреждения 3. не следует перенасыщать речевой запас ребенка отвлеченными понятиями и лексико-грамматическими конструкциями. Непонимание значений слов создает условия для возникновения 3. Лучше всего бороться с 3. в период его возникновения, ограничивая речевое общение с окружающими, но не запретом, а организацией условий, при которых ребенок не должен поддерживать разговор, отвечать на вопросы и т. д.

    Исправление 3., основанного на тех или иных особенностях речевого развития, — задача логопедии. Если же 3. наступает от шоков и травм и является одним из симптомов неврозов, то необходимо лечение у психоневролога.

    Заикание у детей, причины, лечение

    Заикание или же его медицинский термин – логоневроз, проявляется у маленьких детей в возрасте от 3 лет и старше. Почему именно в этом возрасте? Потому что именно в этот период речь малыша начинает активно формироваться и развиваться. Но, все же, несмотря на явный прогресс в развитии речевого аппарата, он еще не достаточно хорошо сформирован, поэтому, его легко поломать. Как мы знаем, любой предмет, который еще не достаточно окреп и не имеет опоры, можно с легкостью сломать.

    Как правило, чаще всего заикаются мальчики (примерно, в 4 раза чаще), нежели девочки.

    Заикание – это полное или же частичное нарушение речи, дыхания, речевого ритма, темпа голоса, его плавности. Причина – судороги мышц горла. Заикание появляется у ребенка внезапно и затем, при отсутствии лечения начинает стремительно усиливаться.

    Ребенок или же взрослый во время судорог мышц речевого аппарата по несколько раз подряд произносят одни и те же слоги, слова. Они могут долго думать, прежде чем что-то сказать, при этом речь не всегда понятна и разборчива.

    Если ребенок повторяет отдельные слоги, то в таком случае – это клоническое заикание, если перед тем, как что-то сказать, ребенок делает вынужденные остановки, затягивая фразы, то это тоническое заикание.

    Заикание, как у взрослых, так и у детей, возникает в тяжелой стрессовой ситуации.

    Возможные причины заикания

    Существует несколько возможных причин заикания. Первая — физиологические – когда заикание спровоцировано заболеваниями центральной нервной системы, травмами, наследственной предрасположенностью или же нарушением эмбрионального развития, а также – травмами, полученными во время родовой деятельности. Общая причина в данном случае – нарушение функционирования коры головного мозга. Очень часто нарушение речевого аппарата может быть спровоцировано заболеваниями глотки, носа (верхних дыхательных путей). Врачи отмечают, что заикание может быть следствием перенесенных заболеваний – рака, коклюша, рахита.

    Невротическое заикание

    Дети, испытавшие сильный эмоциональный стресс, шок часто потом имеют проблемы с центральной нервной системой. У детей очень много страхов, и если они испытали один из них, то велик риск нарушения речевого аппарата.

    Распространенными детскими страхами являются: боязнь темноты, больших животных, крика, одиночества, наказания от родителей, потеря кого-то из близкого окружения.

    Чтобы у ребенка правильно развился речевой аппарат и начал функционировать, необходимо с крохой постоянно разговаривать, учить его произносить отдельные слова и буквы. Если малыш самостоятельно познает мир, то он не будет знать – как правильно говорить те или иные слова, что делать, если какие-то звуки не произносятся и т.д.

    Существует и обратная сторона медали – когда родители пытаются сделать из маленького ребенка гения и одновременно изучать с ним несколько языков. Ребенок теряется в таком обилии звуков, его нервная системы не выдерживает такой нагрузки и малыш начинает заикаться.

    Как известно, дети все движения, звуки и фразы копируют за взрослыми. Если кто-то из родителей ребенка или же ближайший родственник заикается, то кроха будет полностью копировать все звуки и фразы. В результате мы видим, как ребенок начинает заикаться.

    Итак, причинами заикания у ребенка могут стать:

  • Подражание одному из заикающихся родственников;
  • Повышенная нагрузка на речевой аппарат ребенка – одновременное изучение нескольких языков;
  • Отсутствие обучающих занятий с ребенком со стороны родителей;
  • Перенесенные болезни, травмы;
  • Стресс.

    Чтобы вылечить заикание у ребенка, необходимо по возможности создать наиболее комфортные условия для ребенка. Это означает, что:

  • Ребенок должен полноценно отдыхать (ночной сон у малышей от 3 до 7 лет длится от 10 часов, без учета дневного);
  • Ограничить просмотр телевизора и уж тем более – времяпровождения за компьютерными играми;
  • Дома должны быть созданы благоприятные условия – не ругайтесь при ребенке, не кричите на него, не наказывайте и ни в коем случае не бейте;
  • Больше разговаривайте с ребенком и не торопите малыша, если он долго думает над тем, что сказать; наоборот – больше хвалите ребенка;
  • Не нагружайте малыша дополнительными развивающими занятиями;
  • Оздоравливайте ребенка – обеспечьте ему отдых на ставках, в море, подвижные игры, прогулки на свежем воздухе.
  • Если ваш ребенок ходит в детский садик, то переведите его в логопедическую группу или же дополнительно найдите кружки, секции, где с детьми с нарушениями речи занимается логопед. Логопед поможет устранить напряжение у вашего ребенка во время разговора, исправит неправильное произношение. Желательно, чтобы малыш начинал занятия с логопедом, а закреплял полученные навыки среди своих сверстников или же ребят постарше.

    Смотрите так же:  Мутизм в психологии

    Упражнения на дыхание

    Существуют специальные упражнения на дыхание, которые направлены на то, чтобы сделать голос ребенка более уверенным и свободным. Подобные упражнения можно делать как в домашних условиях вместе с ребенком, так и в специальных логопедических центрах. Занятия на дыхание тренируют диафрагму малыша, укрепляют голосовые связки.

    Лечение медикаментами

    Медикаментозное лечение может быть использовано в качестве вспомогательного лечения (но, это не является обязательным пунктом). Лекарства будут эффективны в том случае, если причина заикания ребенка – это нарушение функционирования нервной системы. Для лечения используются ноотропные препараты в виде Тенотена. Эффективны и народные средства в виде настоек трав – валерианы и пустырника.

    К проблеме заикания у детей необходимо относиться очень серьезно. Не стоит запускать этот процесс и думать, что вскоре само пройдет. Таким образом, ситуация может только усугубиться и через несколько месяцев ребенку станет намного сложнее заговорить.

    Заикание – это патология речи, из-за которой нарушаются темп, ритм, плавность произношения слов. Во время заикания также нарушается общая согласованность в работе голоса, речевых мышц, дыхания. Эти проблемы возникают вследствие судорог в разных областях речевого аппарата. Такие судороги делятся на клонические (то есть постоянное повторение определенного звука либо слога, часто повторение возникает в начале слова) и тонические (возникновение напряжения, которое не позволяет одолеть сбой, произошедший в процессе речи). Диагностируют и тоно-клоническое заикание – это смешанный вид. Заикание у детей вызывает появление в речи ребенка вынужденных остановок в процессе произношения либо постоянного повторения определенных слогов и звуков. Как правило, заикание у детей проявляется в период от двухлетнего до пятилетнего возраста. Именно в этот период у малышей активно развивается речь, а речевая функция еще не достаточно окрепла и развилась. Замечено, что примерно в три-четыре раза чаще заикаться начинают мальчики. Такую особенность специалисты объясняют тем, что представители мужского пола менее устойчивы эмоционально.

    Чтобы понять, как вылечить заикание, следует осознать, по каким причинам оно проявляется. Условно все причины, которые ведут к возникновению такой патологии, как заикание у детей, можно поделить на две группы: это те причины, которые предрасполагают “почву” и те, что производят толчки к заиканию.

    К факторам, которые называют предрасполагающими, принято относить:

  • наличие невропатических патологий разного рода у родителей;
  • невропатические особенности заикающегося малыша (энурез, ночные кошмары, высокая раздражительность, эмоциональные проблемы);
  • конституциональная предрасположенность к болезни (проблемы в деятельности нервной системы, психические травмы).

    Также таковыми факторами являются наследственность (врожденная слабость речевого аппарата может передаться наследственно), поражение головного мозга ребенка ввиду разных причин (травмы, полученные внутриутробно и в процессе родов, осложнения после детских заболеваний).

    Причины производящие также разделяют на несколько видов. Физиологическими факторами являются болезни с энцефалитическими последствиями, полученные в ранние периоды травмы, нарушения в мозге, проблемы с деятельностью нервной системы, возникшие вследствие болезней и действующие ослабляюще центральные аппараты речи.

    Психическими и социальными причинами являются следующие факторы: одномоментная травма психики (страх, сильный испуг), долгий период воздействующая на ребенка психическая травма, постоянные конфликты и связанные с ними переживания, отрицательные эмоции, провоцирующие психическое напряжение. Заикание может спровоцировать также тяжелая травма психического характера. Это резкое и неожиданное потрясение, которое спровоцировало особо острую аффективную реакцию: ощущение ужаса, большой радости.

    Заикание у детей может развиться и вследствие изначально неправильного формирования функции речи в детском возрасте. Так, ребенок может привыкнуть говорить очень быстро, начинать речь на вдохе, неправильно произносить звуки. Негативно на детей воздействует и речь родителей, которая характеризуется быстротой и нервозностью, а также слишком сильная нагрузка речевым материалом, несоответствующим возрасту ребенка. Замечено, что настаивание родителей на овладении ребенком в слишком раннем возрасте многими языками провоцирует проявление заикания в одном их них. Ребенок также может слышать речь человека, который заикается, и подражать ему намеренно либо начать заикаться непроизвольно.

    В процессе переучивания ребенка-левши у него может возникнуть дезориентация нервной деятельности и, как следствие, заикание. Слишком строгое отношение к школьнику учителя может стать толчком для развития заикания. Для понимания, как вылечить заикание, врач должен определить целый ряд особенностей в конкретном случае заболевания.

    Во время первых проявлений заикания ребенок может резко умолкнуть и начать постоянно отказываться разговаривать. Такое молчание может длиться несколько часов или целый день. Потом, заговорив, ребенок уже начинает заикаться. Следует учесть, что при оперативном обращении к специалисту еще до того, как заикание проявилось, патологию речи можно предотвратить.

    Заикание может сопровождаться употреблением лишних звуков перед некоторыми словами (как правило, это гласные звуки), повторением определенных слогов либо слов в самом начале фразы, резкими остановками в средине фразы, слова, трудностями перед тем, как начать речь.

    Обследование заикающегося пациента

    Лечение заикания у детей предполагает предварительное тщательное обследование пациента. Во время обследования специалист должен провести детальный расспрос родителей заикающегося пациента. Так, ему очень важно выяснить особенности нервно-психического здоровья родителей, наличия у них других заболеваний. Доктор расспрашивает и о том, как протекала беременность. Специалисту важно знать всю информацию о том, как развивалась речь заикающегося ребенка: когда он начал лепетать, говорить, сказал первые слова и связные фразы, каким является его речевое окружение.

    Особое внимание придается воспитанию ребенка в семье. Так, важно знать, как к нему относятся взрослые, помогают ли они в процессе формирования речи. Логопед детально расспрашивает родителей о том, когда именно появились признаки заикания, как они выражались, как ребенок говорит с людьми и оставаясь наедине. После того как ответы на все вопросы получены, врач проводит детальное обследование речи ребенка, а также других процессов, которые могут влиять на его речь.

    Так, доктор делает выводы об общительности, особенностях речи, моторике, особенностях, проявляемых ребенком в играх и обучении. Для того чтобы исследования были наиболее полными, используются книги, картинки, игрушки.

    В итоге специалист должен определить, какая форма заикания присуща пациенту и как она возникла, насколько часто проявляется заикание, какие еще нарушения речи, а также других функций имеют место. По возможности специалист выясняет и то, как сам ребенок относится к заиканию.

    Наиболее благоприятные результаты при лечении заикания проявляются, если проводить его детям в 2 — 4 года. В то же время наименее подходящим для лечения считается подростковый возраст ввиду всех психологических особенностей ребенка данной возрастной категории.

    Для того чтобы лечение заикания у детей было наиболее эффективным, следует постоянно проводить наблюдение ребенка у психоневролога, логопеда. Чтобы осознать, как избавиться от заикания, следует, прежде всего, принять во внимание то, что у таких детей слишком слабая нервная система, следовательно, важен индивидуальный подход к заикающемуся ребенку. Важно обеспечить спокойную и доброжелательную обстановку в семье, а также придерживаться правильного речевого режима.

    Для того чтобы лечение заикания было наиболее эффективным, следует объединить усилия родителей ребенка и нескольких специалистов. Итак, врач-психоневролог назначит препараты, которые будут воздействовать успокаивающе, а также те средства, которые снимают спазмы, возникающие в речевых мышцах. Чтобы разобраться, как вылечить заикание, специалист изучает семейную ситуацию. Доктор данного профиля сможет правильно оценить общую семейную обстановку и подсказать, как правильно действовать, чтобы ребенок чувствовал себя максимально комфортно.

    В последние годы особенно популярными стали новые методы лечения заикания, которые являются психотерапевтическими. Кстати, лечение заикания у взрослых аналогично предполагает использование новых методик. Такое лечение заикания основывается на том, что заикание считают формой «выученного» поведения. То есть заикание воспринимают не как заболевание, а как определенную форму поведения, которая подвергается коррекции. И специалист все усилия направляет на то, чтобы переубедить ребенка, что говорить необходимо уверено и без заикания.

    Чтобы вылечить заикание, активно используются методы расслабления, переключения внимания, а также гипноз. Пациентов учат говорить медленно, при этом делая определенные движения руками в обозначенном ритме. Такие упражнения отвлекают малыша от речи, и он может расслабиться.

    Хороший эффект в процессе лечения данного недуга дают физиотерапевтические процедуры. Это электросон, а также электрофорез с использованием разных лекарств. Назначаются также занятия лечебной физкультурой, рефлексотерапия.

    На сегодняшний день существует также много методик логопедического направления. Так, логопед проводит с ребенком занятия по правильному речевому дыханию, делает голосовую гимнастику, учит плавной и медленной речи.

    На сегодняшний день существует много логопедических методик, причем, разные специалисты используют разнообразные методы.

    Преодоление заикания дома

    Родители и остальные члены семьи также должны правильно вести себя, чтобы помочь малышу преодолеть недуг. Не следует давать понять малышу, что его болезнь слишком серьезная – тревога может только ухудшить состояние ребенка. В то же время важно сохранять внутри семьи спокойную и особо доброжелательную обстановку и стараться вызывать у ребенка как можно больше положительных эмоций. Ребенку необходимо уделять много времени, которое следует проводить интересно и с пользой. При этом необходимо следить, чтобы у малыша не было причин для слишком сильного стресса. Учтите, что его могут вызвать определенные телепередачи, страшные для ребенка сказки, слишком сильные впечатления.

    Не следует запугивать заикающегося малыша и оставлять его в одиночестве в темном закрытом помещении. Наказания должны быть иными: например, можно запретить ребенку играть в любимую игру. С малышом нужно правильно говорить: произносите слова плавно и медленно, не торопитесь в разговоре. Особенности воспитания такого ребенка должен учесть и педагог. Так, школьника с заиканием не следует вызывать к доске первым, стараться помогать произносить трудные для него слова.

    Пользу принесут занятие пением и танцем, ведь это поможет отработать ощущение ритма. Необходимо помнить, что заикание у детей может проявиться и после преодоления недуга. О том, как избавиться от заикания полностью, расскажет лечащий врач и даст соответствующие рекомендации.

    Профилактика заикания у детей

    Выполнения родителями и членами семьи вышеизложенных правил является действенной профилактикой заикания. Следует также обеспечить ребенку полноценный и здоровый сон, хорошее питание. По возможности ему следует соблюдать более-менее строгое расписание дня. В период становления речи у малыша следует регулярно посещать с ребенком логопеда, который подскажет, как действовать, если в процессе формирования речи проявляются определенные проблемы.

    Чтобы обеспечить правильное развитие речи у ребенка, родители должны неуклонно придерживаться некоторых правил в общении с ним. Итак, говорить с малышом следует достаточно медленно, произнося слова плавно. Желательно общаться непринужденно, правильно произносить слова, чтобы в итоге речь родителей стала хорошим примером для ребенка. Ребенка следует всегда внимательно слушать и не перебивать. Если в процессе беседы вы будете смотреть на ребенка, он почувствует себя намного увереннее. Регулярно ведите беседы с ребенком, не игнорируя такую возможность. Это поможет сделать речь малыша более плавной, уверенной и правильной.

    Другие статьи

    • Влияние тв на социокультурное развитие детей Влияние телевидения на процесс социализации молодежи Главная > Контрольная работа >Социология МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное агентство по образованию Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики по дисциплине […]
    • Психологическая характеристика на ребенка дошкольного возраста образец Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Начальная школа- детский сад №35" города Примерный план психолого-педагогической характеристики дошкольника психолого – педагогической характеристики дошкольника Муниципальное бюджетное образовательное […]
    • Можно ли делать прививки если ребенок кашляет Прививка при кашле На страницах проекта Mail.ru Дети не допускаются комментарии, нарушающие законодательство РФ, а также пропагандистские и антинаучные высказывания, реклама, оскорбления авторов публикаций, других участников дискуссии и модераторов. Также удаляются […]
    • Кузнецова е в развитие и коррекция речи детей 5-6 лет Кузнецова е в развитие и коррекция речи детей 5-6 лет Занятие 1. «Части тела» Цели:познакомить детей с частями тела человека; научить образовывать существительные множественного числа; учить составлять предложения на наглядном материале; учить различать правую и […]
    • Какая должна быть температура у 3х месячного ребенка Повышение температуры тела у детей первого года жизни Нина Брашнина Доцент кафедры детских болезней№ 1 РГМУ, к.м.н. Терморегуляция и температура тела у грудного ребенка Температура тела – один из показателей жизнедеятельности организма, который зависит от многих […]
    • Божович ли проблема развития мотивационной сферы ребенка Л.И. Божович. Проблема развития мотивационной сферы ребенка «Хрестоматия по психологии» Часть II ВОЗРАСТНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЯ УЧЕНИЯ И ОБУЧЕНИЯ Л.И. Божович. Проблема развития мотивационной сферы ребенка Излагая исследование мотивов учебной […]