Занятие по развитию восприятия у детей

Развитие восприятия у детей

Элементарные формы восприятия начинают развиваться очень рано, в первые месяцы жизни ребенка, по мере образования у него условных рефлексов на комплексные раздражители. Дифференциация комплексных раздражителей у детей первых лет жизни еще очень несовершенна и значительно отличается от дифференциации, возникающей в более старшем возрасте. Это объясняется тем, что у детей процессы возбуждения преобладают над торможением.

Вместе с тем отмечается большая неустойчивость обоих процессов, их широкая иррадиация и, как следствие этого, неточность и непостоянство дифференциации. Для детей дошкольного и младшего школьного возрастов характерна малая детализация восприятий и их большая эмоциональная насыщенность.

Маленький ребенок прежде всего выделяет блестящие и движущиеся предметы, необычные звуки и запахи, т. е. все, что вызывает его эмоциональные и ориентировочные реакции. Вследствие недостаточности опыта он еще не может отличать главные и существенные особенности предметов от второстепенных. Необходимые для этого условно-рефлекторные связи возникают лишь по мере действия с предметами в процессе игры и занятий.

Непосредственная связь восприятий с действиями — характерная особенность и необходимое условие развития восприятия у детей. Увидев новый предмет, ребенок тянется к нему, берет его в руки и, манипулируя с ним, постепенно выделяет его отдельные свойства и стороны.

Отсюда огромное значение действий ребенка с предметами для формирования правильного и все более детального восприятия их. Большие трудности для детей представляет восприятие пространственных свойств предметов. Необходимая для их восприятия связь зрительных, кинестезических и осязательных ощущений образуется у детей по мере практического знакомства с величиной и формой предметов, оперирования ими, а умение различать расстояния складывается тогда, когда ребенок начинает самостоятельно ходить и перемещаться на более или менее значительные расстояния.

Вследствие недостаточной практики зрительно-двигательные связи у детей младшего возраста все еще несовершенны. Отсюда неточность их линейного и глубинного глазомера. Если взрослый оценивает длину линий с точностью до 1/10 длины, то дети 2—4 лет —с точностью, не превышающей 1/20 длины. Особенно часто дети ошибаются в величине удаленных предметов, а восприятие перспективы на рисунке достигается лишь к концу дошкольного возраста и часто требует специальных упражнений.

Абстрактные геометрические формы (круг, квадрат, треугольник) связываются в восприятии дошкольников с формой определенных предметов (треугольник дети часто называют «домиком», круг — «колесиком» и т. д.); и только позднее, когда они узнают название геометрических фигур, у них возникает общее представление о данной форме и правильное различение ее независимо от других признаков предметов.

Еще большие трудности для ребенка представляет восприятие времени. У детей 2—2.5 лет оно еще совсем смутное, недифференцированное. Правильное употребление детьми таких понятий, как «вчера», «завтра», «раньше», «позже» и т. д. в большинстве случаев отмечается лишь около 4 лет, продолжительность же отдельных промежутков времени (час, полчаса, 5—10 минут) часто путают и шести — семилетние дети.

Значительные сдвиги в развитии восприятия у ребенка возникают под влиянием речевого общения с взрослыми. Взрослые знакомят ребенка с окружающими предметами, помогают выделять их наиболее важные и характерные стороны, учат способам действия с ними, отвечают на многочисленные вопросы относительно этих предметов.

Усваивая названия предметов и их отдельных частей, дети учатся обобщать и дифференцировать предметы по наиболее важным признакам. В большой степени восприятия детей зависят от их предшествующего опыта. Чем чаще ребенок сталкивается с различными предметами, чем больше он узнает о них, тем полнее он может воспринять и в дальнейшем правильнее отражать связи и отношения между ними.

Неполнотой детского опыта, в частности, объясняется и то, что при восприятии малоизвестных вещей или рисунков маленькие дети часто ограничиваются перечислением и описанием отдельных предметов или их частей и затрудняются объяснить их значение в целом.

Психологи Бине, Штерн и другие, подметившие этот факт, сделали из него неправильный вывод о наличии жестких стандартов возрастных особенностей восприятия вне зависимости от содержания того, что воспринимается.

Такова, например, схема Бине, устанавливающая три возрастные ступени восприятия детьми картинок: в возрасте от 3 до 7 лет — стадия перечисления отдельных предметов, в возрасте от 7 до 12 лет — стадия описания и от 12 лет — стадия объяснения, или интерпретации.

Искусственность подобных схем легко обнаруживается, если детям предъявлять картинки с близким, знакомым им содержанием. В этом случае даже трехлетние дети не ограничиваются простым перечислением предметов, а дают более или менее связный рассказ, хотя бы и с примесью выдуманных, фантастических объяснений (данные С. Рубинштейна и Овсепяна).

Таким образом, качественное своеобразие содержания детского восприятия вызывается, прежде всего, ограниченностью детского опыта, недостаточностью систем временных связей, образовавшихся в прошлом опыте, неточностью выработанных ранее дифференцировок.

Закономерностями образования условно-рефлекторных связей объясняется также тесная связь детского восприятия с действиями и движениями ребенка.

Первые годы жизни детей — это период выработки основных межанализаторных условно-рефлекторных связей (например, зрительно-двигательных, зрительно-осязательных и др.), образование которых требует непосредственных движений и действий с предметами.

В этом возрасте дети, рассматривая предметы, в то же время ощупывают и осязают их. В дальнейшем, когда указанные связи становятся более прочными и дифференцированными, непосредственные действия с предметами бывают менее необходимы, и зрительное восприятие делается относительно самостоятельным процессом, в котором двигательный компонент участвует в скрытой форме (производятся главным образом движения глаз).

Обе эти стадии отмечаются всегда, но связывать их с строго определенным возрастом нельзя, так как они зависят от условий жизни, воспитания и обучения ребенка.

Важное значение для развития восприятия и наблюдательности в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет игра. В игре дети дифференцируют различные свойства предметов — их цвет, форму, величину, вес, а так как все это связывается с действиями и движениями детей, то тем самым в игре создаются благоприятные условия для взаимодействия различных анализаторов и для создания многостороннего представления о предметах.

Большое значение для развития восприятия и наблюдательности имеет рисование и лепка, в процессе которых дети учатся правильно передавать контуры предметов, различать оттенки цветов и т. д. В процессе игры, рисования и выполнения других заданий дети приучаются самостоятельно ставить перед собой задачу наблюдения. Тем самым уже в старшем дошкольном возрасте восприятие делается более организованным и управляемым.

В школьном возрасте восприятие становится еще более сложным, многосторонним и целенаправленным. Школа с ее разнообразными учебными и внеклассными занятиями раскрывает перед учащимися сложную картину природных и общественных явлений, формирует их восприятие и наблюдательность.

Развитию восприятия в школьном возрасте особенно содействует наглядность обучения. Систематические практические и лабораторные занятия, широкое использование наглядных пособий, экскурсии, ознакомление с разными видами производственной деятельности — все это дает огромный материал для развития восприятий и наблюдательности учащихся.

Развитие восприятий у школьников требует значительного внимания и руководства со стороны учителей и воспитателей. Особенно это относится к учащимся младших классов, которые из-за недостаточности жизненного опыта часто не могут выделить основное и существенное в наблюдаемых явлениях, затрудняются в их описании, пропускают важные детали, отвлекаются случайными, несущественными деталями.

Задача преподавателя заключается в том, чтобы тщательно подготовить учащихся к восприятию изучаемых объектов, сообщить необходимые сведения о них, которые облегчили бы и направили восприятие учащихся в сторону выделения наиболее важных особенностей предметов.

Демонстрация наглядных пособий (рисунков, схем, диаграмм н т. п.), проведение лабораторных работ и экскурсий только тогда достигают цели, когда учащиеся ясно сознают задачу наблюдений. Без этого они могут смотреть на предметы и тем не менее не видеть самого главного.

На одном из уроков в I классе учительница проводила беседу о белках. Она повесила картину с изображением двух белок и провела беседу об их образе жизни, ничего, однако, не сказав об их внешнем виде. Затем, сняв картину, она предложила ученикам дорисовать по картонному трафарету недостающие детали изображения белки и раскрасить рисунок. Совершенно неожиданно это оказалось для детей трудной задачей. Посыпались вопросы: какого цвета белка, какие у нее глаза, есть ли у нее усы, есть ли брови и т. п. Таким образом, хотя дети и смотрели на картину, но очень мало заметили на ней (из наблюдений М. Скаткина).

В процессе школьных занятий с целью развития восприятии необходимы тщательные сравнения предметов, их отдельных сторон, указание на сходство и различие между ними. Важнейшее значение имеют самостоятельные действия учащихся с предметами и участие различных анализаторов (в частности, не только зрения и слуха, но и осязания).

Активные, целенаправленные действия с предметами, последовательность и систематичность в накоплении фактов, их тщательный анализ и обобщение — таковы основные требования к наблюдению, которые должны строго соблюдаться учащимися и преподавателями.

Особенно надо заботиться о правильности наблюдений. Вначале наблюдения школьников могут быть недостаточно подробными (что естественно при первом ознакомлении с предметом или явлением), но наблюдения никогда не должны подменяться искажением фактов и их произвольным толкованием.

Смотрите так же:  Синусит у ребенка лечение народными средствами

Datalife Engine Demo

Главная идея моего труда – “не навреди”. Ведь «ребенок – это пергамент, покрытый иероглифами, лишь часть которых ты сумеешь прочесть, а некоторые сможешь стереть или «перечеркнуть» и вложить свое содержание» (Ян Корчак).

Дошкольный возраст – это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в процессе учебной деятельности. Данный период не какой-то обособленный этап в жизни ребенка, а одна из ступеней в ходе психического развития, взаимосвязанная с другими этапами развития.

Для развития любого психического процесса существует «свой» сенситивный период. Очень важно не пропустить благоприятный момент развития у ребенка того или иного психического процесса.

Д.Б. Эльконин подчеркивал что «процесс развития есть в известном смысле необратимый процесс, здесь невозможны «рекламации» нельзя возвратить юношу в школу для «доделки», «доразвития». (Эльконин Д. Б., 1980, с. 60)

Поэтому очень важно заметить ранние формы отступлений от нормального хода развития ребенка.

Необходимость ранней диагностики определяется важнейшим свойством нервной системы, как пластичность.

Исследования Ивана Петровича Павлова показали, что, чем моложе организм, тем нервная система более пластична и гибко реагирует на воздействия извне.

Значению современной коррекционно-развивающей работы уделено много внимания в трудах Льва Семеновича Высотского. Он доказал, что в развитии ребенка есть возрастные периоды, в которых определенный процесс, конкретная функция формируются более быстро, и что еще более ценно, имеют высокий уровень внутреннего структурирования и богатые межфункциональные взаимосвязи. Ни в какой другой период добиться такой полноценности практически невозможно.

Руководствуясь этими убеждениями, я работала над развитием восприятия и его свойств у детей младшего дошкольного возраста.

В раннем возрасте в процессе действий с предметами ребенок накопил определенный опыт, словарный запас, понимает обращенную к нему речь. Благодаря этим достижениям младший дошкольник начинает активно осваивать окружающий мир и в процессе этого освоения формируется восприятие.

Восприятие младших дошкольников (3–4 года) носит предметный характер, т.е. все свойства предмета, например, цвет, форма, вкус, величина и другие, не отделяются у ребенка от предмета. Дети видят их слитно с предметом, считают их нераздельно принадлежащими предмету.

При восприятии дети видят не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличают предмет от других предметов. Например, трава зеленная, лимон кислый. Действуя с предметами, дети начинают обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает их способность отделять свойства от самого предмета замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.

На развивающих занятий этот принцип взаимодействия с предметами и их свойствами учитывался. В связи с чем к каждому занятию подбирался и изготавливался наглядный, демонстрационный и раздаточный материал.

Актуальна данная работа с малышами еще и по другой причине: в дошкольных учреждениях города значительный процент педагогических работников (воспитателей) – это учителя начальных классов.

Специфика начальной школы и детского сада серьезно отличаются друг от друга, педагоги испытывают затруднения, работая с малышами тем самым упускается сенситивный период развития восприятия.

Мною были подобраны диагностические методики для данной возрастной категории детей – это «Лови шарик», «Коробка форм», «Конструирование по образцу», «Разборка и складывание матрешки», «Разборка и складывание пирамидки», «Парные картинки», «Конструирование из палочек», «Нарисуй».

Проанализировав содержание и требование программы, по которой работает детский сад, уровень подготовленности воспитателей, результаты диагностических обследований, учитывая возрастные, психологические и физиологические особенности детей, была составлена программа развивающих занятий во второй младшей группе.

Обучение детей основным действиям и правилам восприятия, развитие умения различать отдельные свойства предметов, их особенностей и назначения.

  1. Учить детей объединить свойства предметов в целостный образ предмета.
  2. Учить узнавать знакомые предметы, замечать их отличия и сходства.
  3. Продолжить ознакомление с новыми незнакомыми предметами и явлениями, применяя на практике перцептивные (обследовательские) действия.
  4. Развивать восприятие формы, цвета, величины, пространства.
  5. Расширять кругозор детей.
  6. Обучать детей действиям с предметами, помогать обнаруживать основные свойства предметов, их назначение, особенности.
  7. Формировать познавательную активность, любознательность.

Учитывая своеобразие развития психики детей этого возраста, особенности восприятия, непроизвольность развития психических процессов, в частности, внимания, мною использована следующая общая структура каждого занятия.

  1. Игра на развитие восприятия формы
  2. Игра на развитие восприятия цвета
  3. Игра на развитие восприятия величины
  4. Игра на развитие мелкой и общей моторики
  5. Дополнительные игры, развивающие восприятие вкуса, пространства, на снятие эмоционального напряжения, либо беседы о временах года, о фруктах и овощах, о праздниках, о домашнем отдыхе, активизирующие речь, память, мышление детей.

В предложенной программе цели игр, развивающих восприятие формы, цвета, величины – не указываются, т.к. на всех занятиях, учитывая возраст, данные цели схожи. В дополнительных играх описывается цель каждой из них.

Для каждого вида восприятия (цвета, формы, величины) разработана, подобрана система дидактических игр, которые постепенно усложняются в соответствие с уровнем развития перцептивных действий.

Занятия проводятся в игровой форме, иногда игры объединяются единым сюжетом: «Зайка пришел в гости; «Путешествие», «Мы в гостях» и т.д.

Длительность занятий 15–35 минут в зависимости от настроения группы, утомляемости, количества детей и т.д.

Программа включает в себя 20 занятий, для лучшего усвоения наиболее понравившиеся детям занятия можно повторять.

Диагностические обследования проводились на входе и выходе из программы. Результаты заключительной диагностики были положительными. Особенно эффективно подействовали игры и занятия на развитие восприятия величины: в начале года низкий уровень показали 41% обследуемых детей, после вторичной диагностики – 8% детей; формы – низкий уровень у 39% детей и 5% на выходе; цвета – начальная диагностика – 48%, заключительная – 3% детей.

Менее результативно развивалось целостное восприятие, работа по развитию которого станет приоритетным направлением в средней группе.

Детей, с которыми впервые на практике использовалась данная программа, удалось довести до выпуска из детского сада, почти у всех ребят высокий и средний уровень психологической готовности к школе; в этом есть заслуга работы, проводимой с ними в 3-4 года.

В качестве образца предлагаю вам для ознакомления три занятия программы.

Цель: создание эмоционального благополучного микроклимата в группе, закрепление умения детей представиться незнакомому человеку, продолжение ознакомления с геометрическими фигурами.

Игра “Волшебный мяч”

Цель: закреплять умение становиться в круг, создавать эмоциональный комфорт для общения взрослого с детьми, учить в процессе общения называть свое имя и фамилию. Вызывать чувство радости и собственной значимости.

Взрослый просит детей стать в круг. У него в руках мяч: “Ребята, сегодня утром в своем кабинете я нашла этот мяч. Он волшебный. Он умеет разговаривать. Когда мячик узнал, что я иду к вам в гости, то стал проситься взять его с собой. Поэтому мы сегодня к вам вдвоем пришли. Я знаю как вас зовут, а мячик не знает. Мы сейчас с ним познакомимся. Приготовьте ручки. Кому в руки я дам волшебный мячик, тот громко и четко скажет, как его зовут”. Взрослый обходит с мячом по очереди всех детей.

Пальчиковая гимнастика, сидя в круге на паласе.

Игра “Спрятались от дождика” (форма).

Предварительно изготавливаются геометрические фигуры и три рисунка зонтиков. Взрослый выкладывает под каждый зонтик по одной геометрической фигуре, это образец для детей.

Игровая ситуация: “В теплый солнечный денек вышли геометрические фигурки погулять. Как вдруг на небе появилась огромная серая туча, закрыла солнышко и пошел дождик. Квадратикам, кружочкам и треугольникам надо спрятаться от дождя, чтобы не промокнуть. А куда же спрятаться?”

Дети : “Под зонтики”.

Взрослый: “Верно, но посмотрите, под красным зонтиком спрячем только круги, под зеленым – квадраты, под синим – треугольники.

Дети по одному выполняют действия.

Игра “Собери капельки в стакан” (цвет)

Перед детьми на столе раскладываются вырезанные цветные кружочки разного цвета. Попросить детей собрать капельки в стакан, но перед этим взрослый положил в каждый стакан по одной капельке разного цвета, проговаривая свои действия: “В этот стаканчик положу капельку синего цвета, наберем полный стакан одинаковых капелек”. На этом занятии используются цвета: красный, синий, желтый.

Игра “Грибочки и ежик” (величина).

На фланелеграфе – лес, три грибочка разного размера. Появился ёж. Он просит детей помочь ему разобраться где самый большой, где большой, а где маленький грибок. Детям необходимо назвать, показать и поставить по порядку.

Итог занятия: Ёжик благодарит детей за помощь, называя их по именам.

Цель: создание благоприятного эмоционального фона; формирование восприятия отдельных свойств предметов: формы, цвета и величины.

Игра “На что похожа эта фигура”

Цель: учить детей группировать предметы по форме.

Детям предлагаются геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат. Взрослый называет их. Просит детей найти предметы в комнате или на улице, похожие на эти фигуры. По возможности дает детям обвести руками по контуру эти предметы (мяч, обруч, кубик, тарелку, аквариум и т.д.).

Смотрите так же:  Характеристика видов деятельности дошкольников

Игра “Помоги рыбкам” (на фланелеграфе)

На фланелеграфе – море, большие рыбки — мамы трёх цветов (желтого, красного, синего) и много маленьких рыбок тех же цветов. Взрослый рассказывает детям, что мамы выплыли с детками на прогулку, вдруг на море поднялся ветер, море зашумело, заволновалось, маленькие рыбки запутались в водораслях и потерялись. “Ребята, давайте поможем малькам найти своих мамочек. Какого цвета мама рыбка, такого цвета и мальки”.

Игра “Большой и маленький предмет”

Цель: развивать восприятие величины, учить сравнивать.

Детям показывают парные предметы, которые отличаются по величине, называя её: “Это большой мячик, это маленький мячик (стол, грибок, кубик, кукла, ведерко, лопатка и т.д.)

Где большой грибок? Где маленький грибок?

Принеси маленький мячик, принеси большой.

Затем взрослый показывает на предмет, дети называют величину.

Цель: развитие мелкой моторики рук.

собираем ягоды;
пальчики здороваются;
пальчики купаются;
замок;
пальчики ходят в гости, шагают;
бинокль;
зайчики в лесу.

Совместное рассматривание картинок в книге “Где мы были летом” серии “Крапуз”

Цель: расширять знания детей об окружающим мире, активизировать речь и внимание детей, развитие эмоционального мира детей.

побуждающие детей найти и показать те или иные изображения;
побуждающие детей строить простые фразы;
побуждающие детей сочувствовать, сопереживать;
привлекающие внимание детей к причинам и следствиям эмоциональных состояний (мальчик радуется, потому что нашел гриб, играет с собакой и т.д.)

Итог занятия: словесное поощрение каждого ребенка, слова благодарности.

Цель: закрепление знаний о признаках осени, полученных на речевых занятиях; учить называть цвета, закреплять умение сравнивать предметы по цвету.

Беседа об осени

Расправив широкие крылья,
Над желтым простором полей.
Плывет в небесах эскадрилья
Спешащих на юг журавлей.
Осенний старательный ветер
Листву по дороге разнос.
И серые тучи на небе
Прольются осенним дождем.

Какое сейчас время года?
Как изменилась природа осенью?
Какого цвета листья на деревьях?
Птички куда улетают на зиму?
Какая погода на улице?

Игра “Подбери шарик” (цвет)

Педагог: “Ребята у нас сегодня праздник, прекрасное настроение, давайте украсим нашу группу. Возьмите каждый по флажку (вырезанные из цветного картона).А теперь подберите воздушный шарик по цвету схожий с вашим флажком. Назовите какого цвета у вас шарик и флажок. Давайте украсим группу”.

Игра “Посади на свою скамеечку” (форма).

Заранее приготовленные геометрические фигуры и скамеечки из картона (на столе).

Педагог: “Дети, пока мы вами украшали группу, кто-то тут у нас расшумелся. Давайте подойдем поближе и посмотрим, что здесь происходит. А-а, мне все стало понятно. Это геометрические фигурки вышли на прогулку, бегают, прыгают, резвятся. Кажется они уже устали, давайте мы им предложим отдохнуть на скамеечках. Треугольники посадим на эту скамеечку, кружочки – на другую скамеечку, квадраты – на третью. А теперь каждый возьмет по фигурке и “посадит” на ту, на которой сидят точно такие же геометрические фигуры”.

Игра “Выбери пуговки” (величина).

Педагог вместе с детьми раскладывает пуговицы на группы: самые большие, большие, маленькие и т.д. Рассматривая размеры пуговиц, сравнивает, прикладывает пуговку к пуговке. Взрослый активизирует речь детей.

Рассказываем стихи руками.

Цель: снятие напряжения, монотонности речи, соблюдение речевых пауз; формирование правильного произношения; развивать воображение; активизировать мыслительную деятельность детей.

Веточки на яблоньке повисли от печали
Яблоки на веточках висели и скучали
Девочки и мальчики ветки раскачали
Яблочки о землю громко застучали.

Веточки на яблоньке повисли от печали

Руки вверху, “дерево”, наклоны туловища и рук в стороны на каждое слово

Яблоки на веточках висели и скучали

Руки вверху, кисти рук свободно опущены вниз, взмахи кистями рук на каждое слово

Девочки и мальчики ветки раскачали

Наклон туловища вперед, руки делают размашистые движения в стороны (как маятник) на каждое слово

Яблочки о землю громко застучали

Полу приседая хлопаем ладонями по коленям

Для современных педагогов направление моей работы по развитию познавательных процессов покажется очень простым занятием, кто-то подумает, что изобретается «велосипед», давно изобретенный. Мне же хочется процитировать слова известного ученого Циолковского: «Сначала мы «открываем» то, что знаем сами, затем мы «открываем» то, что знают все, и только потом мы «открываем» то, чего никто не знает».

Ещё конспекты занятий в детском саду:
Герои мультфильмов в детском саду
О возможности использования совместной деятельности для обучения художественному труду детей раннего возраста
Мини-музеи в детском саду
Авторская программа «Первые шаги к знаниям»
Открытое психолого-педагогическое занятие по теме «В гостях у Белоснежки»
Традиции в работе с родителями.Фестиваль «Счастливая семья»
| развитие | развитие ребенка | восприятия | восприятие информации | детей | дитя | младшего | младшая группа | дошкольного | дошкольный возраст | возраста | возраст ребенка | детский | детский сад | Страничка психолога | Развитие восприятия детей младшего дошкольного возраста Детский сад

Конспект занятия по развитию восприятия у дошкольников с ЗПР

Вера Семенова
Конспект занятия по развитию восприятия у дошкольников с ЗПР

Цель: коррекция предпосылок оптической и акустической дисграфий у детей дошкольного возраста.

Задачи: развитие зрительного восприятия;

развитие зрительной памяти;

развитие зрительного анализа и синтеза;

формирование пространственных представлений;

развитие умения узнавать и различать неречевые звуки;

развитие слухового восприятия.

Оборудование: рисунок с изображением трех рядов игрушек, где в каждом ряду одна игрушка поставлена не так, как другие (по количеству детей, цветные карандаши, набор картинок с изображением фруктов, рисунок с изображением фигуры, чистые листы бумаги, простые карандаши (по количеству детей, музыкальные инструменты, (по количеству детей, аудиозапись Е. Железновой «Погремушка».

1 «Найди игрушку»

Инструкция: «Посмотрите внимательно на этот рисунок и найдите среди нарисованных игрушек те, которые поставлены не так, как другие. После того как найдете, раскрасьте зайчика серым, мишку – коричневым, у куклы платье – красным, а лошадку – голубым. Приступайте к заданию.»

2 «Запомни картинки»

Инструкция: «Мы поиграем в игру «Запомни картинки». Из предъявленных картинок вы должны запомнить все, а затем закройте глаза. По команде «Откройте глаза» посмотрите на картинки и найдите их среди других.»

3 «Срисуй фигуру»

Инструкция: «Я покажу вам рисунок с изображением фигуры, срисуйте ее, ориентируясь на образец».

Инструкция: «Поднимите правую руку, покажите правой рукой левый глаз, левой рукой правое ухо, левой рукой левую ногу и т. п.»

5 «Что звучит?» (музыкальные инструменты)

Педагог за ширмой предлагает детям послушать звуки окружающего мира, дети должны их угадать.

Выполнение движений, соответствующих словам песни.

1 Герасимова, А. С. Популярная логопедия: Занятия СС дошкольниками/ А. С. Герасимова. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 224с. – (Популярная логопедия).

2 Микфельд Я. О. Диагностика и коррекция предпосылок оптической дисграфии и дислексии у детей от 5 до 7 лет // Логопедия. – 2004. — №3(5). – С. 39-46

3 Микфельд Я. О. Система коррекционно-развивающих упражнений, направленных на устранение предпосылок оптической дисграфии и дислексии у дошкольников // Логопедия. – 2004. — №4(6). – С. 42-53

Дидактическая игра (панно) «Мой дом» Дидактическая игра (панно) «Мой дом». Для детей шестого года жизни с нарушением зрения (амблиопия и косоглазие). Тематика и словесное сопровождение.

Психолого-педагогическая диагностика и коррекция особенностей восприятия у дошкольников с ЗПР (Программа кружка) № занятия Структура занятия Цель Оборудование 1 «Найди игрушку Развитие зрительное восприятия Лист № 1 для каждого ребенка,.

Конспект занятия по развитию зрительного восприятия для детей 6-7 лет с нарушением зрения «Подводное путешествие»

Секция: Коррекционная педагогика

XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Конспект занятия по развитию зрительного восприятия для детей 6-7 лет с нарушением зрения «Подводное путешествие»

В современных условиях потребность в развивающих мероприя­тиях для детей дошкольного возраста весьма актуальна. Возрастающая тенденция к появлению детей с разного рода отклонениями в развитии подталкивает педагогов к разработке более разнообразных форм взаимодействия с данной категорией детей. Многоплановость предла­гаемых материалов и форм взаимодействия позволяют педагогам более эффективно выстраивать процесс взаимодействия с детьми и получать более качественный результат собственной работы, напрямую зависящий от успеха наблюдаемого ребенка [1].

В данной статье мы предлагаем вариант занятия, направленного на развитие зрительного восприятия и зрительных функций.

Задачи данного мероприятия:

· активизация прослеживающей функции глазо и зрительно-моторной координации,

· развитие зрительной памяти;

· формирование навыков использования осязания в процессе предметно-практической деятельности;

· развитие стимулирования и активизации зрительных функций детей,

· развитие ориентировки на микроплоскости (карты схемы).

Образовательными задачами будут выступать следующие:

· расширение представлений детей о разнообразии подводного мира;

· укрепление познавательных отношений через развитие целостного восприятия окружающего мира;

· активизация словаря детей.

· воспитание у детей доброжелательности и взаимовыручки;

· воспитание интереса к участию в совместных развивающих играх,

· воспитание навыков самоконтроля.

Необходимый материал для проведения занятия: мультимедийный проектор, экран; слайды с изображениями по следующей тематике: батискаф, подводная лодка, морские рыбы (морской конёк, морская черепаха, кит, краб, рыба ёж, медуза, осьминог, акула); сундучок, ракушки, письмо, картинка «Рыбка» (колумбово яйцо).

Смотрите так же:  Методика физического воспитания детей с нарушениями зрения

Для проведения также нам понадобится электронная зрительная гимнастика. В качестве раздаточного материала мы будем использовать: карточки задания (контур рыб и чешуя, раскраски «Рыбки», силуэтные и цветные изображения морских обитателей; удочка и рыбки; схема-карта по ориентировке в пространстве и рыбки разного цвета); карандаши синего и красного цвета, наборы «Колумбово яйцо», стаканы с лазурной водой, трубочки.

Ход занятия:

Педагог: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришла посылка-сундучок. Давайте посмотрим, что же нам прислали? (дети рассмат­ривают содержимое посылки). Какие красивые ракушки.

А как вы думаете, кто же их прислал? (варианты ответов детей). А вот и письмо для нас.

«Дорогие ребята! Пишут вам обитатели моря. Заколдовала нас злая колдунья Урсула, и не хочет расколдовывать, пока вы не выполните её задания. Пожалуйста, помогите нам»!

– Ребята, вы хотите увидеть, какие морские обитатели живут в море? Тогда я предлагаю вам отправиться в путешествие на помощь морским обитателям. Давайте закроем глаза, а потом, когда откроем, то окажемся на берегу моря (Слайд — море).

– Вот мы и у моря. Какой здесь чистый воздух. Давайте вдохнем поглубже.

Ребята, а на чём мы сможем опуститься на морское дно?

(Слайд — подводная лодка).

– Я предлагаю это сделать на батискафе (Слайд–батискаф).

Батискаф — это такой большой железный шар с иллюминаторами, внутри у него много разных приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью. Вот он нас ждёт на морских волнах. Проходите. Занимайте свои места. А чтобы услышать, как мы погружаемся, я предлагаю вам подуть в стакан с водой через трубочку [4].

– Батискаф готов к погружению. Морские волны качают её (наклоны в стороны). На счёт «три» погружаемся (дети считают до трёх). Вы готовы расколдовать рыбок?

– А вот и первая ракушка-задание. «Чешуя для рыбок»

Смотрите, в этих сетях запутались рыбки. Когда они пытались распутаться – потеряли чешую. А когда рыбы теряют чешую – то они ощущают ожог. Если им не помочь – они могут погибнуть. Поможем, ребята? (индивидуальная работа с раздаточным материалом). Выложите им чешуи от самого тёмного к самому светлому, только не выходите за контур, выкладывайте слева направо, от головы к хвостику.

Рисунок 1. Задание 1

– Молодцы! Вы справились с заданием!

– А вот и вторая ракушка-задание. «Направление рыбок»

Посмотрите, рыбки перемешались и не могут плыть в правиль­ном направлении, поможем им? У вас есть карты-подсказки, расположите рыбок так же, как и стрелки направления.

– Хорошо, и с этим заданием мы справились!

Вот и третья ракушка — задание. «Найди по тени». Соедините линиями цветное и силуэтное изображение рыб.

Рисунок 2. Задание 2

– Ребята, а вы почувствовали, что стало холоднее? Это мы на батискафе опускаемся всё ниже и ниже ко дну морскому. Здесь и темнее, и прохладнее. Вот наши рыбки и не могут доплыть друг к другу, давайте поможем им.

4. «Проведи линии»

Рисунок 3. Задание 3

«Рыбка»

Рыбка плавает в водице

Рыбке весело гулять.

(Соединяют ладошки вместе и плывут как «рыбки»)

Рыбка, рыбка, озорница,

(Погрозить указательным пальцем)

Мы хотим тебя поймать.

(Хлопки руками перед собой)

Рыбка спинку изогнула,

(Приседают, крутя туловищем)

Крошку хлебную взяла.

(Показать хватательные движения ртом)

Рыбка хвостиком махнула,

(Приседают, крутя туловищем)

Очень быстро уплыла [4].

(Соединяют ладошки вместе и плывут как «рыбки»)

– А вы умеете ловить рыбок? (таз с водой, рыбки, и удочка) «Поймай рыбку». Давайте посчитаем кто, сколько поймал рыбок. — Вот следующая ракушка-задание «Рыбка».

(Слайд – «Колумбово яйцо» — рыбка). Вам необходимо выложить из фигур «Рыбку».

Молодцы, у вас получилось!

«Кто куда плывет?»

Рисунок 4. Задание 4

– Каков наш дальнейший путь? Задание для вас такое, вам необходимо раскрасить рыбок, плывущих вправо — синим цветом, влево — красным цветом. Повторите.

– Вы молодцы, очень постарались! А теперь последнее задание!

Это загадки. Отгадаете загадку, на экране появится морской обитатель, которого заколдовала злая колдунья. Готовы?

Загадки и отгадки на экране (после правильного ответа отгадка появляется на экране (Слайд с отгадками).

1. Эта рыба — хищник злой,

Всех проглотит с головой.

Зубы показав, зевнула

И ушла на дно. (акула)

2. Что за шар плывет с шипами,

Тихо машет плавниками?

Только в руки не возьмешь.

Этот шарик — . (рыба-еж)

3. Груша с длинными ногами

Поселилась в океане

Целых восемь рук и ног

Это чудо — … (осьминог)

4. Для себя на дне морском

Он клешнями строит дом

Круглый панцирь, десять лап

Догадались? Это … (краб)

5. И на суше, и в воде

Носит дом с собой везде

Путешествует без страха

В этом доме … (черепаха)

6. Плавает прозрачный зонтик

«Обожгу! – грозит – Не троньте!»

Лапки у неё и пузо.

Как зовут её? (медуза)

7. На лошадку так похожа

А живёт-то в море тоже

Вот так рыбка! Скок да скок -Прыгает морской… (конёк)

8. Через океан плывет великан,

И выпускает он фонтан. (Кит)

– Вот ребята, мы и расколдовали морских обитателей. Вы спра­вились со всеми заданиями. А в подарок морские обитатели приготовили вам сюрприз [4].

(Электронная зрительная гимнастика для снятия зрительного напряжения.)

3. Заключительная часть:

– Наше путешествие подошло к концу, пора нам всплывать на поверхность.

Давайте закроем глаза ладошками, досчитаем до десяти и окажемся на поверхности моря. (Слайд – берег моря).

– Ну что вам понравилось наше путешествие? Вы молодцы, со всеми заданиями справились. А какое задание было для вас сложным? Какое интересным? Хотели бы ещё попутешествовать на батискафе?

В ходе применения данного мероприятия на практике в условиях дошкольного учреждения подтверждено предположение о том, что дидактические игры и упражнения могут быть эффективным средством развития зрительного восприятия при соблюдении определенных условий: системности проведения данного вида работы; учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей с нарушениями зрения; поэтапности обучения; учёта зрительных возможностей детей с нарушениями зрения; подбора специальных методов и приёмов, обеспечивающих стимуляцию зрительного восприятия; учёт зрительных нагрузок. Подобного рода мероприятия вводимые в практику работы дошкольного образовательного учреждения выстраиваются во взаимо­связи с обучением и воспитанием. Это создает оптимальные условия для всестороннего развития детей с нарушениями зрения и обеспечивает возможность эффективного усвоения программного материала, способствует качественному развитию различных сторон познавательной деятельности и качеств личности дошкольников. Таким образом, можно говорить о необходимости использования дидактических игр и упражнений как средства интеграции к само­стоятельному познанию окружающего мира. Данный комплекс можно рекомендовать использовать в системе коррекционно-развивающей работы, направленной на развитие зрительного восприятия детей дошкольного возраста.

Другие статьи

  • Равномерный метод воспитания выносливости Методики воспитания выносливости Методика воспитания общей выносливости Для развития общей выносливости наиболее широко применяются циклические упражнения продолжительностью не менее 15—20 мин, выполняемые в аэробном режиме. Они выполняются в режиме стандартной […]
  • Можно ли растирать ребенка при температуре мазью Можно ли растирать ребенка при температуре мазью Натирание. При какой т-ре? Натирание. При какой т-ре? Сообщение Olesia Berezka » Пт авг 13, 2010 15:02 Сообщение МаМаша » Пт авг 13, 2010 15:11 Сообщение Olesia Berezka » Пт авг 13, 2010 15:39 Сообщение NatKa » […]
  • Сколько детей в среднем в российской семье Количество детей в семье. Один? Два? Три? У вас уже есть сын или дочка, и вы все чаще задумываетесь о втором ребенке, а может и малыш уже просит «братика или сестричку», или вы только планируете свою будущую жизнь и уже сейчас задумываетесь о том, что в семье должно […]
  • Образец отпуска по уходу за ребенком до трех лет Как оформить отпуск по уходу за ребенком до 3 лет? Декрет очень ограничен по своей продолжительности. И если малыша не на кого оставить, женщина может взять еще один отпуск, который называется «по уходу за ребенком до достижения трехлетнего возраста». Стоит различать […]
  • Флемоксин инструкция по применению для детей суспензия Флемоксин Солютаб - инструкция по применению, аналоги, отзывы и формы выпуска (таблетки 125 мг, 250 мг, 500 мг и 1000 мг) лекарственного препарата для лечения ангины, гайморита и других инфекций у взрослых, детей и при беременности В данной статье можно ознакомиться с […]
  • Раннее развитие ребенка по системе монтессори Монтессори методика раннего развития Когда мы говорим о раннем развитии, то имеем ввиду помощь ребенку в том, чтобы весь его потенциал был задействован. При этом важно понимать, что «развить» своего ребенка извне – невозможно. Развиваться каждый будет сам, а мы – […]