Занятия с дефектологом для ребенка с умственной отсталостью

Занятия для детей с умственной отсталостью

Умственная отсталость (олигофрения) — это приобретенное или врожденное недоразвитие психики и интеллекта, сформировавшееся из-за патологии головного мозга и сопровождающееся социальной дезадаптацией. Помимо недостаточного развития познавательной сферы (интеллект, мышление, внимание, речь и память), страдают также поведение, моторика и сегменты психики, отвечающие за эмоции и волеизъявление.

Не стоит путать термины «умственная отсталость» (далее — УО) и «задержка психического развития». Если у ребенка наблюдается так называемая «педагогическая запущенность», то речь идет о ЗПР, а не об УО. Также умственную отсталость следует отличать от деменции. УО подразумевает врожденный или приобретенный до 3 лет психический дефект, при котором снижены показатели интеллекта. Деменция — это нарушение, при котором интеллект по каким-либо причинам (заболевание или травма) снижается с нормальных показателей (например, у пожилых людей при болезни Альцгеймера).

Причины умственной отсталости у детей

  • Наследственность и генетические заболевания (например, синдром Дауна);
  • Несовместимость плода и матери по резус-фактору;
  • Травмы младенца во время родов или родовспомогательных манипуляций (асфиксия, гипоксия, родовая травма), недоношенность;
  • Внутриутробные патологии плода различного генеза;
  • Травмы и заболевания ЦНС в раннем возрасте.

Степени умственной отсталости

Традиционно степень УО классифицировалась по выраженности дефекта (от наиболее легкой к тяжелой): дебильность, имбецильность, идиотия. Однако в наши дни привычные в течение многих лет термины исключены из международной классификации болезней из-за того, что эти слова стали употребляться в оскорбительном смысле и накладывают негативный отпечаток на восприятие людей с таким нарушением.

Современная классификация степеней УО выглядит следующим образом:

Коэффициент интеллекта определяется с помощью стандартных тестов с учетом культуральных особенностей ребенка на специальной комиссии.

Клиническая картина олигофрении

Выделяют три ключевых диагностических критерия УО:

  1. Клинический — повреждение головного мозга;
  2. Психологический — стойкое нарушение в познавательной сфере психики;
  3. Педагогический — сниженная обучаемость.

Ведущий симптом при олигофрении — слабая познавательная деятельность у ребенка. В младенческом возрасте можно наблюдать, что ребенок отстает от нормы в плане моторного, психомоторного развития. Поздно начинает сидеть, ползать, ходить. Интерес к окружающему миру снижен, как и потребность в общении со взрослыми. Малыш не тянется к игрушкам, не хватает их, не пытается ими манипулировать. В более старшем возрасте, как правило, выявляется также задержка речи, непонимание обращенной речи, непонимание инструкций, неустойчивость внимания, отсутствие желания и умения общаться со сверстниками. Развитие игры по-прежнему запаздывает. И если сверстники в 3-4 года уже активно играют, подражая взрослым, у них представлена ролевая игра, то дети с умственной отсталостью в этом возрасте демонстрируют предметную игру, элементарное манипулирование игрушкой, без наличия сюжета. Также характерный признак УО — слабая развитость моторики, моторная неловкость, низкий уровень графических, изобразительных навыков. До школьного возраста часто рисование развито на уровне черкания. Таким детям сложно научиться завязывать шнурки, застегивать пуговицы и так далее.
Нарушено сенсорное развитие, восприятие информации, устойчивость произвольного внимания, мыслительные операции формируются не в полном объеме. Для того, чтобы ребенок усвоил какую-либо информацию, ему нужны более яркие стимулы, более дробное деление информации и большее число повторений, а также наглядная, предметная иллюстрация материала. Необходимо более длительное время на усвоение определенного объема материала (по сравнению с нормой). Даже в школьном возрасте дети с УО не способны оперировать абстрактной информацией и должны для усвоения соотносить полученную информацию с конкретным, предметным примером.
Помимо познавательной сферы, отмечают также выраженное своеобразие эмоционально-волевой и поведенческой сферы. Данные симптомы в своем проявлении зависят от социального окружения, степени отсталости, глубины и локализации органического поражения мозга.
Поскольку при олигофрении всегда присутствует «органическая почва», то характер поражения головного мозга накладывает свой отпечаток на внешнее проявление нарушения. То есть локализация поражения и его особенности могут «добавить» ребенку определенные качества, например, сложности ориентировки в пространстве и времени, вялость, раздражительность или агрессивность, эмоциональную заторможенность, инертность, или наоборот, частые перемены настроения, истеричность, капризность, возбудимость. Общее в эмоционально-волевой сфере для таких детей: эмоциональная незрелость, зависимость от взрослых, впечатлительность, внушаемость, несамостоятельность, безынициативность, сложность усвоения социальных норм, что приводит к дезадаптации.
В некоторых случаях умственная отсталость сочетается с другими заболеваниями и нарушениями, которые утяжеляют общую картину, затрудняют диагностику и прогноз. Например, встречаются дети с нарушениями слуха или зрения.

Клиническая картина сильно различается в зависимости от степени УО:
Глубокая УО — дети не обучаются в детском саду и школе, часто не владеют речью, не способны к самообслуживанию; иногда неходячие. Они проживают в семьях или специальных учреждениях (с согласия родителей). Их мир ограничивается удовлетворением физических потребностей. Они издают нечленораздельные звуки, часто имеют привычку к самоукачиванию (раскачивание из стороны в сторону).
Дети с тяжелой УО также не посещают детские садики и школы, могут проживать в специализированных учреждениях. Им необходима помощь дефектолога (олигофренопедагога) в овладении элементарной речью, навыками самообслуживания. Способности к обучению минимальные, но они есть. Могут повторять стереотипные действия по образцу.
Умеренная УО — по старой классификации это не резко выраженная имбецильность. Для таких детей также не предусмотрено обучение в школе, но их обучаемость заметно выше. Они могут овладеть простой фразовой речью при наличии дефектологического сопровождения и регулярных занятиях. Способны к простому самообслуживанию, элементарному труду.
Легкая УО— это наиболее распространенный вид олигофрении на сегодня (70-90% всех случаев). Такие дети обучаемы, для них предусмотрена специализированная (коррекционная) школа VIII вида. Основная задача обучения — освоить чтение, письмо, счет, получить необходимые для адаптации в окружающем мире знания, трудовые навыки, — все, чтобы человек социально мог адаптироваться во взрослой жизни. По окончании обучения выпускник, к сожалению, не сможет пойти учиться в ВУЗ, этот путь закрыт.

Программа обучения детей с умственной отсталостью. Диагностика, коррекция и прогноз

Современная медицина и педагогика не стоят на месте. Задержки развития у детей сейчас диагностируют очень точно и в более раннем возрасте, чем раньше. Уже в год-полтора при подозрении на то, что малыш отстает от нормы, у родителей есть возможность провести полную диагностику и начать раннюю коррекцию, чтобы предотвратить усугубление дефекта и компенсировать его. Сегодня широко распространены так называемые «пограничные» формы нарушений, когда у ребенка есть неврологические, органические нарушения, но нет тяжелого дефекта. Для них прогноз наиболее благоприятен, так как при своевременном лечении у невролога и регулярных занятиях с дефектологом (олигофренопедагогом) и логопедом последствия нарушения могут быть сведены к минимуму и компенсированы.
Ребенок с легкой степенью умственной отсталости в некоторых случаях может пойти даже в общеобразовательную школу (с инклюзией или специализированный класс), но чаще специальная комиссия рекомендует коррекционную школу.
В младших классах есть возможность перевода в обычную школу (однако для умственно отсталых детей эта возможность все равно подразумевает обучение в специализированном классе). В коррекционной школе не выдается аттестат, а только справка об участии в образовательном процессе. Там ученики не остаются на второй год, то есть усваивают материал по мере своих возможностей без обязательной «планки». С выданной справкой об обучении выпускники могут пойти в ПТУ или вечернюю школу. В некоторых школах есть 10 и 11 класс, в которых делается акцент на трудовом обучении, овладении профессией. В успешном обучении ученику присваивается разряд, квалификация.
Для детей с умеренной и тяжелой степенью олигофрении сегодня больше возможностей в плане коррекции и развития, чем раньше. По докладам дефектологов, такие дети, несмотря на общепринятое мнение, все-таки способны пойти в специальную коррекционную школу (школа для умственно отсталых детей с легкой степенью) в рамках специального класса. Если в обычном классе коррекционной школы около 12 детей, то в таком классе должно быть не более 8 детей.

Помимо непосредственно показателя интеллекта для прогноза развития ребенка с УО крайне важно учитывать особенности эмоционально-волевой сферы и поведения. При неосложненной картине, когда с ребенком возможно выстроить коммуникацию, замотивировать на учебу, адаптировать к педагогическому процессу, прогноз благоприятен. Такие дети успешно обучаемы и при легкой степени олигофрении уже в подростковом возрасте адаптируются в обществе, чувствительны к оценке своей личности и способны выстраивать межличностные отношения, например, в своем коллективе. Выпускники школ с легкой степенью УО способны овладеть профессией и трудоустроиться.

Дефектологи подчеркивают, что при общем диагнозе «умственная отсталость» важен индивидуальный подход — как в вопросах диагностики, так и в коррекции, обучении, воспитании. Поскольку такие дети могут быть очень разными, то и педагогический подход должен быть каждый раз разным. Родителям важно не упустить время и видеть возможности, потенциал ребенка к развитию. Проводить занятия по развитию речи, моторики, восприятия, мышления, внимания, памяти, — всех познавательных функций, а также обучать социально-бытовым навыкам, корректировать поведенческие особенности и максимально влиять на гармонизацию личности. В центре Ember логопеды и коррекционные педагоги, а также специальные психологи проводят индивидуальные занятия с детьми, имеющими диагноз «умственная отсталость», успешно выполняя все вышеперечисленные задачи.

Инклюзия и специальное обучение
Наше общество развивается, оно становится более терпимым к людям с психофизическими особенностями. Мы уходим от стигматизации и отрицания проблемы наличия детей с особенностями развития и движемся к принятию и максимальной социализации всех членов общества. Система специального образования в нашей стране предусматривает наличие коррекционных детских садов и школ по виду дефекта (зрение, слух, психические нарушения, речевые проблемы, олигофрения, сочетанные нарушения). Сложность ситуации состоит в том, что в такой системе дети с особенностями навсегда выделяются в отдельную группу и практически полностью теряют шанс на полноправную адаптацию в обществе. Есть противопоставление здорового ребенка и ребенка с особенностями. И этот стереотип продолжает жить в умах наших сограждан, т. к. подкрепляется педагогической «машиной». К счастью, это положение меняется, и постепенно наша страна движется к реализации идеи инклюзивного образования, когда в общеобразовательной школе учатся и дети с особенностями, например, посещая учебное заведение с тьютором (от англ. tutor — наставник) — специальным сопровождающим. Плюсы такого подхода очевидны: потенциал ребенка задействуется по максимуму, не ограничиваясь урезанной программой коррекционной школы. Ребенок вливается в коллектив, а здоровые дети учатся принятию разных человеческих проявлений. Такие школы уже существуют в нашей стране. Однако воплощение всех принципов инклюзивного образования трудоемко: ведь особенности у детей бывают разные, и не всегда есть объективная возможность подстроить образовательный процесс под 1-2 детей. Плюс многое зависит от личности и желания родителей, а также их финансовых возможностей. Например, сопровождение тьютора стоит достаточно дорого. Плюс дополнительно родители, как правило, нанимают репетитора и коррекционного педагога для занятий дома, ведь общая школа не предусматривает такого сопровождения.
Традиционно дети с УО по-прежнему идут в коррекционные школы VII или VIII видов, в зависимости от проявления дефекта. Из плюсов коррекционной школы — ребенок имеет максимальные возможности для легкой адаптации, программа легче усваивается, есть специальное сопровождение коррекционных педагогов, логопедов, психологов, врачей. Предусмотрена трудовая адаптация выпускника.

Смотрите так же:  Как вылечить алкогольную зависимость дома

Занятия для детей с умственной отсталостью

При наличии задержки в развитии ребенка крайне важно выявить ее причину и по максимуму устранить ее саму и вытекающие последствия как можно раньше (если это возможно). В начале пути родители ребенка с умственной отсталостью проходят этап диагностики: врачи проводят массу обследований, это УЗИ головного мозга, допплерография, ЭЭГ и другие обследования в зависимости от источника патологии. Иногда картина осложняется другими заболеваниями, например, нарушением слуха или зрения, нарушением обмена веществ. Конечно, чем раньше было выявлено, что малыш отстает в развитии, тем больше шансов на успешную компенсацию дефекта.
Итак, крайне важно выявить ведущую причину, после чего лечащий врач (чаще всего это невролог) назначает стратегию коррекции. Она может быть различной с точки зрения медицины (в зависимости от происхождения дефекта), однако все специалисты сходятся во мнении, что ведущую роль в коррекции играют воспитательно-дефектологические методы. В дошкольный период важно по максимуму использовать потенциал ребенка, подключить к занятиям хорошего логопеда и дефектолога для того, чтобы ребенок максимально для своих возможностей приблизился в знаниях и умениях к норме до наступления школьного возраста.

В центре Ember работа с детьми с диагнозом «умственная отсталость» начинается с консилиума специалистов. Консилиум — это комплексная первичная консультация нескольких профильных специалистов: дефектолога (коррекционного педагога), логопеда, специального психолога (или нейропсихолога). Состав специалистов может быть различным в зависимости от потребностей родителей и ребенка. После комплексной консультации специалисты составляют коррекционный маршрут, дают свои рекомендации и заключение родителям. Часто на такую консультацию в наш Центр приходят родители перед государственной комиссией (ПМПК) для получения предварительной информации и рекомендаций, какой коррекционный путь выбрать (вид садика, специальной школы), понимания прогноза развития ребенка.
Как правило, коррекционный маршрут включает занятия для детей с умственной отсталостью с дефектологом, а также с логопедом. Дополнительно по необходимости подключается к работе педагог-психолог, специальный психолог или нейропсихолог.

Программа занятий включает:

  • развитие речи (у детей школьного возраста — также письма и чтения), мышления, общей и мелкой моторики;
  • элементы ЛФК (включаются в занятия с дефектологом);
  • развитие восприятия, улучшение внимания, памяти;
  • коррекцию особенностей поведения, эмоционально-волевой сферы;
  • улучшение коммуникативных навыков;
  • Томатис-терапию;
  • обучение социально-бытовым навыкам, умению обслуживать себя в повседневной жизни.

Также при желании можно приобрести устройства Forbrain и/или Soundsory для самостоятельного использования дома.

Кто проводит занятия для детей с умственной отсталостью в нашем центре?


Королёва Виктория Николаевна — ведущий дефектолог, олигофренопедагог,

стаж более 8 лет. Проводит занятия в офисе на Новочеркасском проспекте, а также выезжает на дом к клиентам в пределах Санкт-Петербурга.

Посмотреть странички всех сотрудников можно здесь

План-конспект открытого занятия в группе детей с ОВЗ (с легкой умственной отсталостью)

Галина Астапенкова
План-конспект открытого занятия в группе детей с ОВЗ (с легкой умственной отсталостью)

Интегрированное индивидуальное занятие учителя-дефектолога и педагога-психолога.

Образовательная область: познавательное развитие

Развитие сенсорно — перцептивных способностей ребенка на основе зрительного, тактильно-двигательного и слухового восприятия.

Тема: В гости пришла кукла Алена.

Цель: совершенствовать ориентирование в сенсорных свойствах предметов и выполнять сенсорно-ориентированные действия в процессе игровой деятельности.

Коррекционно-образовательные: продолжать формировать умения различать и соотносить: цвета (красный, синий, желтый, зеленый); геометрические фигуры и их форму (круг, квадрат, треугольник); понятия «один-много», «большой – маленький».

Коррекционно-развивающие: стимулировать развитие зрительного восприятия, тактильно-кинестетической чувствительности;

совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;

активизировать речевую деятельность, умение слушать и слышать речь педагога;

стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор.

Коррекционно-воспитательные: развивать умения и навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, самостоятельности.

Оборудование: кукла; массажный мяч; сенсорные круги красного, желтого, синего и зеленого цвета с вставками геометрических фигур: круга, квадрата и треугольника; большие и маленькие кубики разного цвета; куб, шар, треугольная призма.

Организационный момент (проводит педагог-психолог).

Введение ребенка в рабочий процесс, стимулирование интереса к занятию через создание положительной эмоциональной атмосферы.

Ребенок встречается с куклой Аленой, здоровается, называет свое имя. Кукла принесла подарки, которые находятся у учителя-дефектолога.

Из волшебной шкатулки Ксения достает массажный мяч.

Коррекционно – обучающая игра «Мячик-массажист» (проводит учитель-дефектолог)

для совершенствования координации

движений, пальцевой моторики.

Я мячом круги катаю,

взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

а потом сожму немножко.

Каждым пальцем мяч прижму

и другой рукой начну.

(Движения соответствуют тексту).

Коррекционно – обучающая игра «Найди цвет и форму в круге» (проводит учитель-дефектолог)

для формирования умения различать

и соотносить цвета, геометрические фигуры

Педагог показывает ребенку сенсорные круги разного цвета: красного, желтого, синего, зеленого с вставками геометрических фигур — круга, квадрата, треугольника. Ребенок рассматривает и называет цвета. Затем выдавливает геометрические фигуры из кружков: круг, квадрат, треугольник. Педагог совместно с ребенком обследуют каждую фигуру, обводя пальчиком по контуру. Ребенку необходимо соотнести цвет и форму (закрыть окошко).

Психогимнастика «Принцесса» (проводит педагог-психолог)

для расслабляющего и успокаивающего перерыва,

закрепления умения различать и соотносить цвета

Педагог-психолог: «Ксения, представь, что ты принцесса. Стой ровно, красиво, выпрями спинку и подними подбородок. Покажи, где находится зеленая дорожка. А теперь, как красивая принцесса, пройди по зеленой дорожке. Молодец, принцесса гуляет по зеленой дорожке.

Куда же мы попали? Мы возле синего-синего озера! Ты видишь его? Наклонись, намочи руки! Помой личико! А теперь поплывем.

Мы оказались у теремка! А к теремку ведет красная дорожка! Наступи на нее ножкой. Красна девица, красавица, идем же скорее домой!»

Ксения: «Не хочу, не буду, не пойду!» (ручками машет, ножками топает)

«Ксения, идем скорее домой! Идем, красавица! Идем, умница! Ура, молодец!»

(переход на следующий этап работы к учителю-дефектологу)

Коррекционно – обучающая игра «Разложи кубики» (проводит учитель-дефектолог)

Для формирования умения различать и соотносить

понятия «один-много», «большой-маленький»

В коробке лежат большие и маленькие кубики.

Вопросы ребенку: Какие кубики? Сколько кубиков? Какого цвета?

Надо показать большой и маленький кубик. Построить из больших кубиков большую башенку, а из маленьких — маленькую. Собрать в большую коробку большие кубики, в маленькую — маленькие.

Закрепляющая психогимнастика «Ежики» (проводит педагог-психолог)

для релаксационного перерыва,

умения различать и соотносить

понятия «один-много», «большой-маленький»

Педагог-психолог: «Ксения, у нас во дворе поселились ежики! Давай их найдем. Из кустов выходит много маленьких ежиков (ребенок показывает все пальцы на руках, садится на корточки, а за ними идет одна большая ежиха (ребенок встает, показывает один палец, и говорит своим детям ежиха — ребята, куда же вы убежали? Вас много, а я одна, не успеваю вас догнать. И правда – говорят дети – нас много маленьких ежиков, а мама одна большая ежиха, нужно ее слушать. Молодцы – говорит ежиха – послушные ежата! Все пришли домой. И маленькие ежата, и одна большая ежиха.»

Продолжение коррекционно-обучающей деятельности

Коррекционно – обучающая игра «Чудесный мешочек» (проводит учитель-дефектолог)

для развития тактильного восприятия,

соотнесения фигур и их форм

Педагог расставляет перед ребенком геометрические фигуры, предлагает найти в мешочке такие же фигуры, назвать их. Задание выполняет наощупь по зрительно воспринимаемому образцу.

Коррекционно – обучающая игра «Угостим куклу чаем» (проводит учитель-дефектолог)

активизация речевой деятельности

через игровую ситуацию

Заранее приготовлена комната для куклы. Ребенок расставляет на стол чайную посуду, подбирая по цвету чашку к блюдцу: красную, желтую, синюю, зеленую. Угощает куклу чаем.

Расслабляющая психогимнастика «Солнышко» (проводит педагог-психолог)

для расслабления, снятия

Педагог-психолог: «Ксения, посмотри, выглянуло солнышко! Закрой глазки! А теперь открой один глазик, открой второй глазик! Подмигни солнышку. Солнышко думает — какая хорошая Ксения, добрая, ласковая! Солнышко дотрагивается лучиками до твоей головы, плеч, живота, ног. тепло и хорошо.»

Итог. Мы играли с кругами, кубиками, угощали куклу Алену чаем. Возьми куклу и иди с ней гулять на прогулку.

Дидактическая игра «Количественный счёт» для классов с глубокой умственной отсталостью Поскольку сенсорное развитие является неотъемлемой частью воспитания, его значение в формировании интеллектуальных способностей ребенка.

Конспект открытого занятия по правовому воспитанию для детей с умственной отсталостью. Тема: Право на дом. Конспект открытого занятия по правовому воспитанию для детей с умственной отсталостью. Тема: Право на дом и неприкосновенность жилища. Подготовила.

Конспект открытого занятия в детском саду на тему «В гости ёжик к нам пришел» (дети 5–6 лет с умственной отсталостью) Цель: продолжать формировать представление об осени, ее признаках; содействовать развитию эмоциональной сферы. Задачи: Образовательные:.

Конспект комплексного занятия у детей с умственной отсталостью I года обучения Тема: «Овощи» Цель: учить детей различать и правильно называть овощи. Задачи: Коррекционно – образовательные: расширять знания детей об.

Локальный акт о специальной индивидуальной образовательной программе для детей с умственной отсталостью Рассмотрено и рекомендовано к утверждению педагогическим советом (протокол №1 от 29.08.16г). «Утверждаю» Директор школы ___ Л. А. Минькова.

Игротерапия как средство коррекции и развития детей с умственной отсталостью (слайд 1) Тема презентации: «Игротерапия как средство коррекции и развития детей с умственной отсталостью». (слайд 2) Дети с умственной.

Программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью) программа художественно-эстетической направленности «Я рисую», рассчитана на 136 часов в год. Возраст обучающихся 10-17 лет. Срок реализации.

Специальная индивидуальная программа развития обучающегося с ОВЗ (с умственной отсталостью) 1 класс СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ 1. Общие сведения о ребёнке. ФИО ребенка: Иванов Петр Иванович. Возраст ребенка: 8 лет Место.

Спортивное развлечение для детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью «Весёлая зима» Задачи: -Развивать двигательные навыки. – Создать положительный эмоциональный настрой у детей: веселье, бодрое настроение. Оборудование:.

Занятие со 2 классом (для детей с глубокой умственной отсталостью) на тему «Части тела и лица». Предмет: Человек Тема: Повторение пройденного — части лица и тела Цель: Научить показывать части лица и тела, складывать из картинок (разрезных).

Работа и занятия с особыми детками

Здравствуйте, с вами снова Сухих Татьяна! К сожалению, сегодня мы встречаем все большее количество деток, которым требуется специальный, особый подход в воспитании. Наш сад – не исключение, у нас есть такие особенные ребятки, им уделяется большое внимание, как со стороны воспитателей, так и со стороны психолога.

Смотрите так же:  Ципралекс депрессия

Наши специалисты разрабатывают адаптированные занятия для детей с умственной отсталостью, но все мы думаем, что лучше бы для воспитанников с задержкой в развитии была организована отдельная группа. Ведь воспитатель не в силах уделить дополнительное время, чтобы индивидуально заниматься с ребенком, который не может освоить определенную информацию или навыки вместе с остальными ребятами. Что поделать: есть утвержденная программа, по которой мы работаем, а она рассчитана на детей со средним уровнем развития интеллекта.

Но я считаю, и мои коллеги меня поддержат в этом мнении, что можно найти выход из этой ситуации, когда детки с разными показателями развития воспитываются в одной группе. Нужно для детей с умственной отсталостью подобрать специальную мини-программу и расписать занятия отдельно, индивидуально. Как вы считаете? Это ведь глобальная проблема в нашем обществе. Давайте обсудим!

Методические рекомендации для родителей и воспитателей особенных деток: специальная литература

Горе, конечно, в семье, где малыш растет не совсем здоровым. Но умственная отсталость – не болезнь, это просто сбой в программе мозга, что приводит к низким интеллектуальным показателям. Обычно это либо врожденный дефект, либо приобретенный в раннем возрасте вследствие перенесенной болезни с последующими поражениями головного мозга.

Таких деток нужно развивать особенно «тщательно», если можно так сказать. Коррекционные программы для детского сада и для родителей сегодня можно найти без проблем.

Лично я рекомендую несколько замечательных, на мой взгляд, пособий из любимого интернет-магазина «УчМаг».

Начну с интриги! «УчМаг» предлагает акцию: пополнение счета в магазине + участие в офлайн-семинаре «Игровая коррекция задержки психического развития».

Семинар посвящен вопросам арт-терапии, то есть, как использовать искусство для всестороннего развития особенных деток.

Пособие «Диагностика и коррекция познавательной сферы младших дошкольников с отклонениями в развитии». Этот труд дает нам методику выявления отклонений у деток и материалы для разработки индивидуальных занятий с ребенком, отстающим в интеллектуальном развитии.

Не могу пропустить пособие-программу «Солнечный лучик» – это 15 тематических занятий для особенных детей, но они вполне могут использоваться в ежедневной работе в среднестатистической группе детского сада. Авторы предлагают корректировать дефекты в интеллектуальном развитии малышей в игре и это правильно, ведь мы знаем, что малыши наиболее успешно постигают жизнь, играючи, как говорится.

Интереснейшая книжечка: «Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования». Это пособие для педагогов, дефектологов, психологов и родителей. В двух словах, инклюзивное образование – это когда все дети, независимо от интеллектуального, физического развития воспитываются и обучаются вместе. В данном пособии мы находим авторские методики психологической коррекции развития дошкольников.

Как работать с особенными детками?

Вообще, ограниченность интеллекта может быть вызвана не только врожденными дефектами головного мозга либо болезнями, перенесенными в раннем возрасте, но и запущенностью со стороны родителей.

Есть примеры у всех нас, когда мы наблюдаем семью, где мать совершенно не занимается детками, но они в принципе, неглупые, глазки умные, но вот они запущены в плане развития. Это малыши с умеренной умственной отсталостью, которая отлично корректируется с помощью специальных программ.

Я считаю, что небольшое отставание воспитанников младшей группы вполне исправляется упражнениями на моторику. Ведь мозг и пальцы связаны напрямую. Тренируем пальчики, тренируется мозг. Отстающим ребяткам почаще предлагаем собирать пазлы, мозаику, нанизывать бусины на нитку и т.п.

Малышам с тяжелой формой требуется помощь специалиста-психолога. Работа с детьми 3 и 4 степени отсталости интеллекта возможна лишь в специализированных условиях. К слову, есть, как вы поняли, 4 степени уровня IQ, согласно современной классификации.

С детьми, у которых наблюдаются глубоко неразвитые умственные показатели, занимаются профессиональные воспитатели-дефектологи, в их распоряжении всевозможные методики, тренажеры, приспособления, дидактические материалы.

Если в группе есть отстающие детки, необходимо работать с ними постоянно, иначе результата не будет. Допустим, вы пишите конспект занятия для средней группы. Обязательно прописывайте отдельные задания для особенного ребенка.

Или ребята играют на коврике, а отстающие детки пускай разрабатывают пальчики: можно учить их вязать на спицах или крючком, рисовать узоры песком, лепить из пластилина, шнуровать обувь (тренажер специальный есть), делать бусы и многое другое. Часто такие детки проявляют большую усидчивость и трудолюбие, чем обычные ребята.

Как вы смотрите на эту проблему? Есть ли у вас в группе такие особенные детки? Возможно, откликнутся родители особенных деток, поделитесь своими мыслями! Как развивать этих детей, как адаптировать их к школе?

Пора прощаться, хотя тема далеко не исчерпана. Вопросов много, опыта мало, поэтому приглашайте друзей в нашу компанию, будем искать решение проблем вместе. А подписавшись на новости, вы сможете быть в курсе наших дискуссий.

Рабочая программа по коррекционной педагогике на тему:
Индивидуальная программа коррекционной работы с ребёнком , имеющим ОВЗ.

Предварительный просмотр:

Индивидуальная программа коррекционной работы

с ребёнком, имеющим ОВЗ

Автор -составитель : Зудилина Елена Николаевна

воспитатель МАДОУ д / с 26 « Золотая рыбка »

г. Кумертау республика Башкортостан

Заключение ПМПК : F 71 умеренная умственная отсталость. Системное недоразвитие речи средней степени тяжести. Атипичный аутизм.

Краткий анализ результатов обследования ребенка по заключениям различных специалистов . Ребенок от первой беременности, первых родов. Масса – 2,700, рост 45 см. соответствовали возрасту. Шкала Апгар – 7 баллов. С первых месяцев жизни наблюдалось сниженное проявление безусловных рефлексов, замедленное угасание атавистических рефлексов. Комплекс оживления появился поздно и был представлен неярко.

Не владеет навыками ухода за собой: ест и одевается с помощью взрослого. Речь присутствует в виде бытовых фраз. В контакт вступает с трудом. Контакт глаз наладить не удается, при попытках взрослого вступить с ним во взаимодействие кричит, плачет. Уровень развития мышления наглядно-действенный, методом проб владеет частично (действует со сборно-разборными игрушками – матрешкой, пирамидкой). Внимание трудно привлекаемое. Внимание привлекают предметы неигрового характера – палочки, блестящие поверхности, замки на сумках, щеколды и др. Выражено полевое поведение – повторение безречевых звуков, вкладывание и выкладывание фигур из пазов доски со вкладками. Работоспособность резко снижена.

Рекомендации ПМПК: посещение образовательного учреждения для детей с умственной отсталостью, индивидуальные занятия с учителем – дефектологом, педагогом – психологом
Результаты обследования состояние ребенка характеризуется низкой работоспособностью, повышенной отвлекаемостью, бедностью эмоций и воли, отсутствием познавательного интереса, несформированностью высших психических функций, мелкой и крупной моторики, нарушением социально-личностных и моторно-двигательных сфер.

КРАТКАЯ ПСИХОЛОГО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА:

Психолого-логопедическое обследование показывает:

1.При первичном логопедическом обследовании мальчик неохотно вступил в контакт с логопедом, не проявил интереса к предложенной игровой деятельности, не понял условий задания. Заинтересовался заводными игрушками, настольной игрой «Помоги зайчонку». Представление о себе нечёткие: откликается на имя. Мальчик общается со взрослыми на эмоционально-личностном уровне, экспрессивно-мимическими средствами.

2.Мальчик моторно не ловок, движения размашисты, некоординированны.

.Задание на развитие общей моторики преимущественно не выполняет, или выполняет совместно с логопедом. Объём движений резко ограничен. Переключаемость движений очень медленная.

Мелкая моторика рук не развита.

3.Ребёнок в ограниченной степени понимает речь взрослого, но не говорит. Отмечается системное недоразвитие речи. Мальчик не владеет элементарными способами усвоения общественного опыта, в ориентировачно-познавательной деятельности, действует хаотично.

4.Работоспособность низкая, внимание неустойчиво, затруднён перевод из кратковременной в долговременную память

3. Состояние артикуляционного аппарата :

-носогубные складки норма,

— зубы: мелкие, редкие.

несформированность языковых средств (системное недоразвитие речи средней степени ),алалия.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

1. Ознакомление с окружающим миром

-преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;
-развитие познавательных навыков;
-смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
-повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
-преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.
— развивать стремление действовать вместе со взрослым и сверстниками;
— вызвать интерес к разнообразию окружающего мира;
— формировать представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях;
— формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении («я и взрослый», «я в семье», «я в детском саду»);
— учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я);
— развивать восприятие сверстника как объекта взаимодействия на положительной эмоциональной основе;
— привлекать внимание к различным эмоциональным состояниям человека, учить выражать свои эмоции действием (жалеет – обнимает, гладит по голове, радуется – хлопает в ладоши и т.д.);
— формировать элементарные представления о предметах быта, необходимых для жизни человека (мебель, посуда, одежда, обувь и др.);
— формировать первоначальные представления о макросоциальном окружении (двор, магазин, деятельность людей, транспорт и др.);
— знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;
— знакомить с назначением и способами использования бытовых предметов, орудий по подражанию действиям взрослого, по образцу его действий и по словесной просьбе взрослого;
— формировать первичные представления о домашних и диких животных и птицах, детенышах, внешнем виде и образе жизни;
— знакомить с праздниками (Новый год, день рождения, спортивный праздник и др.).
2. Речевое развитие

Задачи:
— учить использовать невербальные и вербальные средства для привлечения внимания к собственным действиям и их результату;
— расширять понимание речи, закреплять понимания слов;
— накапливать пассивный словарь;
— воспитывать потребность в речевом общении;
— развивать понимание и выполнение одно- и двухступенчатых инструкций;
— обучать пониманию обобщающих слов: игрушки, одежда, обувь, посуда, животные, птицы);
— создавать условия для пробуждения речевой активности детей в быту, в играх, в самообслуживании, на занятиях;
— обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения.

3. Формирование элементарных математических представлений

Задачи:
— учить обыгрывать предметы, действовать с ними в процессе игр с математическим содержанием;
— учить действовать по подражанию, по образцу, по словесной инструкции, выполняя игровые упражнения с математическим содержанием;
— знакомить со способами проверки, используя приемы наложения и приложения для определения количества, величины, формы предметов, их объемных и плоскостных моделей;
— осуществлять действия с множествами на дочисловом уровне (совместно с педагогом, по подражанию);
— развивать зрительно-двигательную координацию, учить прослеживать взглядом за движением руки, игрушками, расположением картинок и т.п.;
— знакомить с некоторыми самыми общими принципами счета: представления об у-тойчивости порядка числительных при счете;
— знакомить с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник), учить находить фигуры из ряда картинок,

— выкладывать фигуры из счетных палочек (4 – 5) по подражанию и по образцу

4. Сенсорное развитие

Задачи:
— развивать положительное эмоциональное отношение к предметам и действиям с ними;
— развивать внимание и сосредоточение, учить выделять из фона и узнавать объекты зрительно, на слух и на ощупь;
— развивать систему зрительно-слухо-двигательной связи;
— развивать тактильно-кинестетическое восприятие, развивать познавательные функ-ции руки;
— развивать ориентировку в цвете (сначала на уровне сличения, затем на уровне показа по слову);
— учить узнавать целый предмет по его фрагментам (для развития целостного образа).

5. Развитие психических функций

Смотрите так же:  Анорексия у мужчин

— -ориентировать аутичного ребенка во внешнем мире;
-обучить его простым навыкам контакта;
-обучить ребенка более сложным формам поведения;
-развивать самосознаниеи личность аутичного ребенка;
— воспитывать слуховое внимание при восприятии тихо и громко звучащих игрушек, тихой и громкой речи;
— воспитывать слухоречевую память при восприятии одно- и двухступенчатых инст-рукций;
— развивать зрительное внимание и память при работе с парными и разрезными картинками;
— развивать мыслительную деятельность при конструировании из кубиков, из палочек по подражанию и образцу;
— учить ориентировке в схеме собственного тела;
— учить изменять и определять собственное местонахождение в пространстве (перемещение в групповой комнате, по лестнице, на игровой площадке и т.д.), направления движения (вниз – вверх, вперед – назад) в процессе специальных игр и упражнений с использованием указательного жеста и символических средств;
— учить выполнять простейшие постройки по подражанию педагогу и по образцу после его предварительного анализа под руководством педагога;
— развивать операционно-технические умения (захватывать, удерживать, перемещать, совмещать части предмета)

Содержание коррекционно – развивающего обучения

  • Развитие неречевых психических функций:

-слухового восприятия, внимания, памяти,

-зрительного восприятия, внимания, памяти,

-психомоторики: общей, ручной, пальчиковой, мимической;

-памяти: слуховой, зрительной, моторной;

  • Проведение логопедического массажа.
  • Работа над дыхательно – голосовой функцией и просодическими сторонами речи.
  • Проведение пассивной артикуляционной гимнастики.
  • Развитие понимания обращенной речи.

-Учить выполнять действия по словесной инструкции:

«Покажи, где тётя? Вот она, Покажи, где у тёти глазки? Вот они. Покажи, где у тёти ручки? Вот они»;

-Учить выполнять задание по речевой инструкции, включая 1, 2, 3 действия:

Возьми куклу .Возьми куклу и дай Маше. Возьми куклу, посади за стол, покорми»;

-Учить выполнять задания по речевой инструкции, включающей пространственные отношения между предметами: на, под, в, за.

(«Поставь машинку на стол. Поставь матрёшку под стул. Найди куклу, она в шкафу. Принеси машинку, она под столом»)

  • Формирование фонетико-фонематического слуха.

-Побуждать повторять звуки, слоги, простые слова..

-Прослушивать звуки живой и неживой природы, звуки речи.

-Петь песенки со звукоподражанием.

-Побуждать к воспроизведению недостающих слогов и слов в потешках

и стихах (например, уронили Мишку (на пол)).

  • Уточнение артикуляции имеющихся звуков, постановка свистящих, шипящих, соноров
  • Развитие слухового восприятия при различении неречевых звуков, например , звучащих игрушек- сначала контрастных по восприятию, затем сходных
  • Способствовать развитию слуховой памяти, слухового внимания в игровых ситуациях ( выделять определённо звучащую игрушку из 2-3,мальчик должен уметь определять направление звучания, запомнить звучание игрушек в данной последовательности, после изменения порядка звучания предложить восстановить прежний порядок звучания.)
  • Продолжать развивать зрительное восприятие на материале игрушек, картинок
  • Развитие зрительного внимания и памяти мальчика.. Павлик должен восстановить прежний порядок после того, как логопед за его спиной меняет местами игрушки Или мальчик должен запомнить определённую игрушку , затем найти её в ряду из 4-5игрушек.

Игры и упражнения: «Что звучит?», «На чем играю?», «Где позвонили?», «Чего не стало?»

— общей (упражнять Павлика в ходьбе на полной ступне, на носках, на пятках, учить скакать на правой и левой ногах

— ручной (поднять руки вверх и покачать ими из стороны в сторону, имитировать крылья ветряной мельницы, имитировать полёт птиц)

— пальчиковую моторику в специальных упражнениях и играх (шнуровка, бусы, игры-застёжки, прищепки); массажировать пальцы рук; проводить пальчиковую гимнастику с Павликом с речевым сопровождением и без него.

  • Развитие моторной памяти ( предложить повторить по памяти 2-3 движения , ранее показанных логопедом.)
  • Развитие невербального мышления: разложить серию картинок в логической последовательности; разложить изображения овощей и фруктов ( или из других групп) в две группы; исключение 4-го лишнего)

Формы, методы и средства индивидуальной работы с ребенком:

1) формы работы : индивидуальные занятия по 2 раза в неделю в течение года; индивидуально-подгрупповые занятия по 2 раза в неделю в течение года;

2) методы работы с ребенком :

а) игры и упражнения для развития понимания речи: «Слушай и выполняй», «Найди предмет по описанию» и др.

б) игры и упражнения для развития внимания и стимуляцию развития познавательного интереса («Чего не стало?», «Что изменилось?», «Найди, что звучит», «Кто голос подает?», «Запомни и повтори», «Собери матрешку», «Разрезные картинки», «Подарки», «Магазин» и др.);

в) игры для формирования умения повторять звукоподражания:

3) средства работы : музыкальные и звуковые (шумящие) игрушки, предметные и сюжетные картинки, объемные игрушки (куклы, машинки и др.), сборно-разборные игрушки (пирамидки, кубики, строительные наборы, конструкторы «Лего» и др.).

Взаимодействие с другими специалистами сопровождения, родителями ребенка:

а) задачи: развитие понимания речи, развитие внимания и познавательного интереса;

б) формы и средства взаимодействия: разработка совместных заданий для домашних заданий для родителей, занятий, организуемых воспитателем.

а) задачи: развитие познавательного интереса, развитие коммуникативных навыков и форм взаимодействия со взрослым, развитие внимания и познавательного интереса;

б) формы и средства взаимодействия: разработка совместного плана по организации коррекционных мероприятий, включение в коррекционно-педагогическую работу психокоррекционных задачи и в психокоррекционную работу образовательных задач.

Рекомендации для взрослых

Всем взрослым необходимо соблюдать единые требования в воспитании и обучении ребёнка.

1.Укреплять здоровье ребёнка, чётко соблюдать режим дня. Занятия проводить в первой и второй половине дня, спустя после сна 30 минут. Продолжительность индивидуальных занятий на начальном этапе 10-15 минут, далее увеличивая время до20 минут .В вечернее время воспитатель проводит индивидуальные занятия с ребёнком по заданию логопеда.

2.При моторной алалии. рекомендуется логопедический массаж. Оптимальное время проведения массажа – за некоторое время до еды..

3. При составлении схемы логопедического массажа необходимо соблюдать следующие условия:

-Сеанс массажа не должен превышать 15 минут

-сеанс массажа можно проводить ежедневно или через день.

-При массаже положение ребёнка должно быть максимально удобным и естественным

4.Перед артикуляционной гимнастикой, которую рекомендуется выполнять после сеанса массажа, необходимо выполнить 1-2 упражнения для развития речевого дыхания .Упражнения выполняются ,как в положении сидя, так и в положении стоя.Достаточно3-5 повторений.

5.При выполнении артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определённую последовательность -от простых упражнений к более сложным. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе, перед зеркалом. Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10-15 раз.

Подбор материала: Игровой и дидактический материал должен соответствовать возрастным особенностям и уровню речевого развития ребёнка, задачам коррекционно – развивающего обучения.

1.Массаж рекомендуется выполнять через день.

2.Массаж необходимо сочетать с дыхательной и артикуляционной гимнастикой.

3.Перед артикуляционной гимнастикой , которую рекомендуется выполнять после сеанса массажа, необходимо выполнить 1-2 упражнения для развития речевого дыхания.

4.Дыхательные упражнения выполняются в положении стоя в естественной позе, не напрягаясь.

5.При выполнении комплекса артикуляционных упражнений необходимо соблюдать определённую последовательность – от простых упражнений к более сложным

6.На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе, перед зеркалом.

7.Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10-15 раз

ВАЖНО чтобы упражнения выполнялись правильно.

Дыхательная гимнастика без использования игровых приёмов.

Проведение с Павликом специальных упражнений, направленных на выработку правильной воздушной струи, в которых вдох и выдох носом чередуется со вдохом и выдохом ртом:

1.Вдох носом – выдох ртом;

2 Вдох-выдох носом

4.Вдох ртом, выдох — носом

Во время проведения дыхательной гимнастики необходимо следить, чтобы ребёнок не поднимал плечи и не напрягался

Дыхательная гимнастика с использованием игровых приёмов.

Предложить Павлу задуть свечу с расстояния 15-20 см, затем с более далёкого расстояния. Предложить попробовать сдуть ватку с ладони

-Обучать спокойному и плавному выдоху

-Обучать длительному выдоху , плавающие в воде.. Этому способствует:

дутьё на лёгкие пластмассовые игрушки;

дутьё через трубочку в бутылочку с водой;

дутьё на шарики и карандаши,

игра в мыльные пузыри.

Дыхательные упражнения, способствующие выработки плавной и длительной воздушной струи:

«Футбол», «Ветряная мельница», «Снегопад», «Листопад», «Бабочка», «Кораблик»,

«Живые предметы», « Шторм в стакане», «Задуй свечу», «Чей пароход лучше гудит?»,

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ — ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ТЕРАПИЯ

При коррекции моторной алалии особенно эффективен логопедический массаж

СХЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА ЛИЦА.

1.Направление движения: от середины лба к вискам.

Тип движения: поглаживающий.

2.Направление движения: от бровей к волосистой части головы.

Тип движения: поглаживающий.

3.Направление движения от бровей к волосистой части головы.

Тип движения: разминающий

4.Направление движения: от бровей к волосистой части головы.

Тип движения: вибрационный.

5.Направление движения от уголков рта к вискам по щёчной мышце.

Тип движения: разминающий, растягивающий.

6.Направление движения от скуловой кости вниз на нижнюю челюсть.

Тип движения: растягивающий, поглаживающий.

7.Направление движения: вдоль крыльной части носовой мышцы.

Тип движения поглаживающий, растирающий, вибрационный.

Массаж носогубной складки

8.Направление движения: от крыльев носа к углам губ.

Тип движения : поглаживающий.

9. Направление движения от середины верхней губы к углам рта.

Тип движения: поглаживающий, растирающий, вибрационный.

10.Направление движения: от середины нижней губы к углам рта.

Тип движения: растирающий, вибрационный.

11.Направление движения: от подбородка к углу рта.

Тип движения: поглаживающий, разминающий.

12.Направление движения :вдоль грудинно -ключично-сосцевидной мышцы.

Тип движения: поглаживающий, разминающий.

Гимнастика для мышц шеи.

Гимнастика для мышц шеи является промежуточным звеном между массажем лица и массажем языка. Она благотворно влияет на мышцы корня языка, расслабляет их. Рекомендуется:

1.Наклоны головы вправо-влево и вперёд -назад с наращиванием нагрузки от 1-3 до 10-12раз.

2.Круговые движения головой- не более 3 раз в каждую сторону.

Другие статьи

  • Пособие по уходу за ребенком в мае 2019 Все детские пособия на 2019 год: детали, размеры, новости Пособия на детей — это меры финансовой поддержки, которые государство оказывает всем без исключения семьям, не учитывая уровень их материальной обеспеченности. Единовременное пособие при рождении. […]
  • Крупозная пневмония у детей симптомы Крупозная пневмония у детей Что такое Крупозная пневмония у детей - Крупозная пневмония – это острое инфекционно-аллергическое заболевание, при котором происходит воспалительное поражение легочной ткани, в альвеолах скапливается экссудат, богатый фибрином; заболевание […]
  • Развитие 3-месячного малыша Ребенок в 3 месяца (календарь развития) В первый год ребенок развивается очень быстрыми темпами. Новые умения появляются буквально ежедневно, и очень часто малыши «выдают» целый комплекс новаций разом, совершая настоящий скачок. Особенно показательным в этом плане […]
  • Прикорм 3-х месячного ребенка Прикорм ребенка в 3 месяца: советы педиатров Полгодика – идеальный, с точки зрения педиатров, возраст малышей для введения прикорма. До этого времени кроха должен питаться молоком матери или адаптированными аптечными смесями. Такова теория. В реальной жизни нередко […]
  • Какой размер пособия по уходу за ребенком до 3 лет Продлят ли пособие по уходу за ребенком до 3 лет малоимущим В 2015 году Премьер-министр РФ дал поручение Правительству рассмотреть возможность введения с 2016 года социальных выплат матерям, которые воспитывают детей в возрасте от 1.5 до 3 лет, на основе принципов […]
  • Расшифровка пособий по уходу за ребенком до 15 лет бланк ГУ - ИВАНОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Версия для слабовидящих Главная Возмещение пособий страхователям Документы, необходимые для возмещения пособий Документы, необходимые для […]