Запуск речи у детей с умственной отсталостью

Особенности речевого развития детей с выраженной умственной отсталостью

Разделы: Логопедия

Категория глубоко умственно отсталых детей представляет собой разнородную группу, основными общими чертами которой является тяжёлый психофизический дефект и в большинстве случаев выраженные органические нарушения.

Общими чертами для всех детей-имбецилов помимо их позднего развития и значительного снижения интеллекта являются также грубые нарушения всех сторон психики: моторики, сенсорики, внимания, памяти, мышления, высших эмоций, речи.

В тесной связи с грубыми нарушениями интеллекта у имбецилов находится глубокое недоразвитие речи.

Прежде всего, появление речи, как правило, значительно запаздывает. Степень недоразвития речи чаще всего соответствует степени общего психического недоразвития. Однако встречаются случаи их расхождения в ту или другую сторону. У некоторых имбецилов с кажущейся богатой речью можно наблюдать поток бессмысленных штампованных фраз с сохранением услышанных ранее интонаций. Такая речь встречается у детей с глубокими поражениями преимущественно лобных отделов коры (так называемый лобный синдром олигофрении), а также у имбецилов, страдающих гидроцефалией. В этом случае говорят о пустой эхолаличной речи. У других глубоко умственно отсталых детей, при обычной для имбецильности степени снижения интеллекта, речь не возникает и почти не развивается в течение ряда лет. Это так называемые “безречевые” дети. Такие аномалии свидетельствуют о более грубых локальных поражениях речевых зон коры. Типичное для имбецилов недоразвитие речи соответствует их интеллектуальному недоразвитию.

В младшем возрасте дети плохо, примитивно понимают чужую речь, они улавливают тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные опорные слова, связанные большей частью с их непосредственными потребностями. В дальнейшем понимание обращённой речи, их пассивный словарь расширяется и обогащается, однако понимание остаётся ограниченным и связанным только с личным опытом ребёнка. Дети-имбецилы научаются связывать слово только с определённым предметом и явлением и даже с группой предметов по конкретной ситуационной связи, но, как правило, без специального обучения слово не служит им для более сложного обобщения.

Самостоятельная речь младших имбецилов проявляется преимущественно в виде отдельных слов, коротких фраз. Она характеризуется недостаточностью модуляции, грубым косноязычием, нарушением структуры слов, аграмматизмом (ошибки в грамматическом оформлении активной речи и в понимании значения грамматических конструкций). В их высказываниях часто отсутствуют склонения, спряжения, служеьные части речи Отсутствие речи компенсируется жестами, нечленораздельными звуками, своеобразными словами, в которые они вкладывают обычно вполне определённый смысл.

При исследовании словаря детей отмечается, что после 5 лет имбецилы знают названия различных предметов обихода, животных, овощей и т.д., однако дать им соответствующих названий часто не могут. Вместо этого они перечисляют отдельные объекты или пользуются ситуационными обозначениями (например, составив группу овощей, определяют её словом “огород”, группу животных называют “зоопарк”).

Нарушено произношение практически всех групп звуков, фонематическое восприятие не развито.

В разговоре дети ограничиваются выражением самых простых своих нужд и ощущений, употребляя короткие слова и фразы.

При характеристике устной речи детей – имбецилов следует отметить, что само по себе накопление новых слов не ведёт к улучшению их активной лексики, т.к. они не пользуются речью даже тогда, когда знают нужное слово.

Пассивность, крайне сниженная потребность в высказываниях, слабый интерес к окружающему — всё это тормозит процесс активизации словаря имбецилов, что наиболее ярко проявляется в общении детей. Однако при специально организованной практической деятельности они способны овладеть в определённой степени коммуникативной функцией речи. У них вырабатываются умения попросить у товарища или учителя необходимый для работы инструмент, спросить о том, где можно взять нужный им материал, или задать ещё ряд элементарных вопросов. Потребность в общении возрастает по мере обучения.

РЕЧЕВАЯ КАРТА

Логопедического обследования ребёнка с выраженной умственной отсталостью, поступившего в специальное (коррекционное) учреждение

Фамилия, имя ребёнка ________________________________________________________
Дата рождения_______________________________________________________________
Диагноз психоневролога_______________________________________________________
____________________________________________________________________________
ФИО родителей (представителей)_______________________________________________
____________________________________________________________________________
Анамнез (какая беременность по счёту, как протекали беременность и роды)
_____________________________________________________________________________

Слух_________________________________________________________________________
Зрение_______________________________________________________________________
Интеллект____________________________________________________________________
Раннее физическое развитие: начал держать голову_________________________________
сидеть__________________________ползать_______________________________________
стоять___________________________ходить_______________________________________
Дата обследования_____________________________________________________________
Логопед______________________________________________________________________

I. СВЕДЕНИЯ О СЕБЕ:

  • Покажи, где________________________________________________
  • Сколько лет________________________________________________

II. ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ РЕЧЕВОГО АППАРАТА:

Прикус_____________ , язык_________________ , саливация______________, нёбо________________, подъязычная связка____________________________, смыкание губ__________________, губы_______________________________.

Строение зубного ряда______________________________________________.

III. ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ.

1. Присутствие в речи отдельных звуков:

3. Отдельные слова______________________________________________

IV. ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ.

1. Реакция на звуки:

2. Выполнение инструкций:

Состояние пассивного словаря.

голова__________
волосы_________
глаза___________
уши____________
нос____________
щёки___________
рот_____________
ноги____________
зубы____________
пальцы__________
туловище________
живот___________
руки_____________
спина____________

  • Люди

мальчик___________
дядя______________
девочка___________
тётя______________

  • Пища

кошка______________
волк_______________
собака______________
лиса_______________
корова______________
медведь_____________
лошадь_____________
ворона_____________

  • Одежда и обувь

майка______________
брюки_____________
трусы______________
рубашка____________
колготки___________
шорты_____________
туфли______________
юбка_______________

  • Мебель

стол________________
кровать_____________
стул________________
шкаф_______________

сидит__________
ест____________
стоит__________
прыгает________
лежит__________
бежит__________

большой____________
холодный___________
маленький__________
синий______________
такой же____________
красный____________
горячий____________

V. НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ.

1. Умение здороваться_____________________________________________

2. Умение подражать мимике_______________________________________

3. Просит о помощи_______________________________________________

с помощью каких средств__________________________________________

VI. ОБЩАЯ МОТОРИКА.

  1. Поднимается по лестнице_______________________________________
  2. Спускается по лестнице________________________________________
  3. Бросает мяч___________________________________________________
  4. Ловит мяч____________________________________________________
  5. Прыгает на двух ногах__________________________________________

VII. МЕЛКАЯ МОТОРИКА РУК.

  1. Надевает деталь пирамидки на штырь_____________________________
  2. Захватывает щепотью предметы__________________________________
  3. Строит башню из кубиков_______________________________________
  4. Складывает разрезную картинку_________________________________
  5. Конструирует из палочек_______________________________________
  6. Вкладывает треугольную пластинку в отверстие доски______________
  7. Рисует дорожку_______________________________________________
  8. Ведущая рука_________________________________________________
  9. Сжимает пальцы педагога_______________________________________

Список литературы:

  1. Маллер А. Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с выраженным недоразвитием интеллекта; Науч.- исслед. ин-т дефектологии Акад. пед.наук СССР.-М.: Педагогика, 1988.-128с.

Запуск речи у детей с умственной отсталостью

I. ПРЕДПОСЫЛКИ РЕЧИ

Коммуникативный аспект:

  • Коммуникативные мотивы;
  • Намерения в коммуникации;
  • Средства коммуникации.

Когнитивный аспект:

  • Символическая функция и ее значение для появления речи;
  • Абстракция и ее значение для появления речи;
  • Процессы анализа и синтеза и их значение для появления речи.

Сенсомоторный аспект:

  • Непроизвольное артикуляционное движение;
  • Поступательный переход от непроизвольных движений к произвольным;
  • Формирование фонологического и моторного программирования акустико-артикуляционной базы;
  • Правополушарная и левополушарная стратегии овладения речью.

II. ДИАГНОСТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

Нарушение сенсомоторного аспекта:

  • Что из него вытекает?
  • Пробы, которые помогут понять, нарушен ли сенсомоторный аспект.
  • Нарушение коммуникативного аспекта:
  • Что из него вытекает?
  • Пробы, которые помогут понять, нарушен ли коммуникативный аспект.

Нарушение когнитивного аспекта:

  • Что из него вытекает?
  • Пробы, которые помогут понять, нарушен ли когнитивный аспект.

Сочетанные варианты нарушений:

  • Какие разновидности нарушений речи возникают «на пересечении» тех или иных аспектов?

Как диагностировать сочетанные нарушения речи?

III. «РЕСТАВРАЦИЯ» СЕНСОМОТОРНОГО АСПЕКТА ПРИ ЕГО НАРУШЕНИИ:

Вызывание звуков:

1.Вызываем звуки, играя: через эмоциональное вовлечение ребенка;

  1. Вызываем звуки с физической помощью: без боли и дискомфорта.

Закрепление произвольного произнесения звуков, при помощи специальной системы опор.

  1. Просмотр и анализ видеоматериалов, предоставленных лектором.

Работа над словом:

  1. Учим ребенка «переключаться» со слога на слог, используя специфическую систему подсказок:
  • В словах из двух одинаковых слогов;
  • В словах из двух разных слогов;
  • В словах из двух слогов со стечением;
  • В словах со сложной слоговой структурой.
  1. 2. Просмотр и анализ видеоматериалов, предоставленных лектором.
  2. Проработка учебных ситуаций в малых группах.
Смотрите так же:  Очерки о истерии

IV. «РЕСТАВРАЦИЯ» КОММУНИКАТИВНОГО АСПЕКТА ПРИ ЕГО НАРУШЕНИИ

  1. Критерии оценки состояния развития доречевой коммуникации на время начала занятий.
  2. Базовые стратегии и игровые инструменты вмешательства на занятиях по формированию коммуникации.

V. «РЕСТАВРАЦИЯ» ЯЗЫКОВОГО АСПЕКТА ПРИ ЕГО НАРУШЕНИИ В РАМКАХ КОММУНИКАТИВНОГО ПОДХОДА

Речевое оформление первого коммуникативного мотива: учим ребенка просить, используя специфическую систему подсказок:

  1. Учим просить одним словом;
  2. Учим просить двумя словами;
  3. Учим составлять обращенные предложения из 3 и более слов;
  4. Учим использовать несколько просьб подряд – простейший диалог;
  5. Учим просить у сверстников: включение ребенка в коммуникативную группу («Юная группа»);
  6. Просмотр и анализ видеоматериалов, предоставленных лектором;
  7. Проработка учебных ситуаций в малых группах.

Речевое оформление второго коммуникативного мотива: учим ребенка комментировать, используя специфическую систему опор:

  1. Учим составлять комментировать одним слова;
  2. Учим комментировать двумя словами: «от перемены мест слагаемых сумма не меняется»;
  3. Учим комментировать 3 и более словами;
  4. Учим использовать серии фраз: составление первых рассказов;
  5. Отрабатываем «коммуникативные конвенции», обслуживающие разделение;
  6. Просмотр и анализ видеоматериалов, предоставленных лектором;

Проработка учебных ситуаций в малых группах.

Речевое оформление третьего коммуникативного мотива: сообщать собеседнику необходимую для него информацию.

  1. Учим ребенка получать новую информацию, используя вопросы:
  • Изолированный вопрос;
  • Вопрос в структуре фразы;
  • Учим задавать общие вопросы.
  1. Учим ребенка оказывать помощь собеседнику:
  • Учим помогать действием;
  • Учим помогать с помощью речевых сообщений.
  1. Повседневная стимуляция мотива информирования в семье, социальные подкрепления.
  2. Усложнение взаимодействия внутри коммуникативных групп (зрелая группа).
  3. Просмотр и анализ видеоматериалов, предоставленных лектором.
  4. Проработка учебных ситуаций в малых группах.

Частотные языковые проблемы и методы их решения:

  1. Ребенок повторяет слова, но не запоминает их. Как научить осмыслять эхолалию?
  2. Ребенок выучил несколько глаголов и больше глагольный словарный запас не расширяет. Как помочь?
  3. Ребенок не запоминает названия категорий. Как помочь?

Начальные этапы работы над грамматической структурой языка:

  1. Наглядная система опор, позволяющая ребенку освоить грамматическую категорию рода;
  2. Наглядная система опор, позволяющая ребенку освоить грамматическую категорию числа;
  3. Работа с падежами в сюжетной игре;
  4. Просмотр и анализ видеоматериалов, предоставленных лектором;
  5. Проработка учебных ситуаций в малых группах.

XII. Получение памятных свидетельств об участии в семинаре.

Преодолеем вместе

Сайт для родителей особых детей
Вологодской области

Особенности развития речи у детей с нарушением интеллекта

В тесной связи у детей с интеллектуальными нарушениями находится глубокое недоразвитие речи. Степень недоразвития речи чаще всего соответствует степени общего психического недоразвития. В одних случаях это поток бессмысленных штампованных фраз с сохранением услышанных ранее интонаций, тогда говорят о пустой эхололичной речи. В других случаях речь не возникает и почти не развивается в течение ряда лет. Это так называемые “безречевые” дети, которые среди тяжело умственно отсталых составляют 20-25%.

При характеристике устной речи детей с интеллектуальными нарушениями следует подчеркнуть, что само по себе накопление новых слов не ведет к улучшению их активной лексики, так как они не пользуются речью даже тогда, когда знают нужное слово. Пассивность, крайне сниженная потребность в высказываниях, слабый интерес к окружающему – всё это тормозит процесс активации словаря детей с умственной отсталостью.

У детей с интеллектуальными проблемами обнаруживаются разнообразные нарушения речевого развития. Так, почти у всех наблюдаются более или менее резко выраженные недостатки произношения. Умственно отсталые дети не обладают достаточным умением вступать в речевой контакт с другими людьми. Это обусловлено их пассивностью, сниженностью побуждений к высказываниям, слабым интересом к окружающему, а также крайней бедностью словарного запаса и несформированностью грамматического строя речи.

Можно выделить особенности сенсорных и моторных речевых расстройств в зависимости от степени поражения мозга у детей с нарушением интеллекта.

Компонент сенсорного недоразвития присутствует у всех детей в разной степени, в связи с чем условно выделяются несколько уровней. К первому уровню сенсорного недоразвития могут быть отнесены дети, которые не понимают речь посторонних, но слышат и воспринимают речь ближайших родственников, постоянно ухаживающих за ними.

Ко второму уровню сенсорного недоразвития относят детей, воспринимающих речь окружающих в виде отдельных коротких фраз и инструкций. Более длинную фразу или читаемый текст они не воспринимают и не реагируют адекватно.

К третьему уровню сенсорного недоразвития могут быть отнесены дети, которые воспринимают бытовую речь, выполняют инструкции, прослушивают короткие тексты, поддерживают диалог. Но у них также отмечается недостаточное восприятие сложных речевых конструкций и текста. Они быстро устают и отвлекаются, не дослушав интересный рассказ.

Особенности моторного речевого развития детей с умственной отсталостью также разноплановы по степени тяжести проявления, в связи с чем можно выявить несколько уровней.

К первому уровню относятся “безречевые” дети. Однако “безречевые” дети по своему состоянию неоднородны. Одни безучастны к окружающей среде, речью не пользуются. Другие дети произносят постоянно один монотонный звук, не являющийся средством общения. Некоторые пользуются неречевыми средствами (показывают пальцем на нужный предмет или игрушку), — именно эта группа является наиболее сложной в речевом отношении независимо от возраста.

Ко второму уровню речевого развития можно отнести детей, у которых отмечаются отдельные лепетные слова или словосочетания, произнесенные с различными фонетическими искажениями. Тяжелые изменения подвижности артикуляционного аппарата, нарушение возможности организации артикуляционных поз делают их речь трудной для понимания, а детей – фактически «безречевыми» при наличии попыток к пользованию речью.

К третьему уровню речевого развития можно отнести детей, у которых имеется бытовой словарь и фразовая речь. Одни дети многоречивы, пользуются развернутой фразовой речью с элементами нарушенного звукопроизношения. Другие дети пользуются короткой фразой, в ряде случаев отмечаются аграмматизмы. Последовательность изложения затруднена; некоторые дети нуждаются в дополнительных вопросах для рассказа по картинке.

У преобладающего большинства детей этого уровня отмечается потребность в речевом общении, но дети с умственной отсталостью вне зависимости от состояния словарного запаса не могут поддержать диалог. Наиболее продвину­тые в речевом отношении дети отвечают на обращение, но остаются пассивными в течение всей беседы. Затруднение вызывает и умение поставить вопрос, кото­рый, с одной стороны, является «мостиком» для поддер­жания беседы, а с другой — неотъемлемой частью познания.

У этих детей не сформирован звуковой образ слова. Фактически база для развития фонематического слуха у этих детей не формируется. Отсюда множественные фонетические нарушения, не всегда не­посредственно связанные с дизартрическими расстрой­ствами, но во многом являющиеся следствием грубой множественной сенсорной недостаточности.

Таким образом, дети третьего уровня речевого развития не пользуются монологической речью, которая к школьно­му возрасту должна быть им присуща.

Следовательно, у детей с интеллектуальными нарушениями имеется несформированность всей речевой системы, а не отдельных ее сторон и функций.

Необходимы ранняя диагностика и коррекционное воз­действие, эффективность которого зависит от выбора правильной стратегии с учетом специфики личностных, пси­хомоторных, речевых, коммуникативных проявлений.

При подготовке статьи использованы материалы интернет-ресурсов.

Развитие речи детей с умственной отсталостью

Столичный учебный центр
г. Москва

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания

«Гайский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей»

Развитие речи детей

с умственной отсталостью

Снежко О. А., воспитатель

Категория детей с умеренной степенью умственной отсталости представляет собой разнородную группу, основными общими чертами которой является психофизический дефект и в большинстве случаев наличие выраженных органических нарушений.

Смотрите так же:  Стресс и дистресс физиология

У этих детей общий интеллектуальный дефект связан либо с отсутствием устной речи , либо с общим ее недоразвитием . Нарушена импрессивная речь, т. е. восприятие и понимание устной речи других людей .

Нарушена экспрессивная, произносительная речь. Она монотонна, нарушен темпоритм, отсутствует эмоциональная окраска. Словарь крайне ограничен. Общее недоразвитие речи сочетается с тяжелыми дополнительными речевыми нарушениями : дизартрией, алалией, заиканием, грубыми органическими дефектами артикуляционного аппарата. Из-за нарушенного строения центрального и периферического отделов речевого аппарата наблюдается нарушение звукопроизношения, коррекция которого трудна и малопродуктивна. Речь большинства представлена случайным, хаотичным набором слов, фраз, если они есть, построенных неправильно.

Проблема развития речи актуальна , поскольку речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом. Несформированность речи отмечается у всех детей с интеллектуальной недостаточностью и оказывает отрицательное влияние на развитие , обучение и социализацию ребенка. Своевременная и целенаправленная работа по развитию речи способствует развитию мыслительной деятельности, улучшению межличностного общения и социальной адаптации детей с умеренной степенью умственной отсталости .

Формирование устной речи умственно отсталых детей – одна из наиболее важных и сложных задач их обучения и воспитания. От нее зависит успех всей коррекционно- развивающей работы .

Основная цель системы образования для таких детей – максимально возможная социализация. Для успешной социализации этих детей необходимо осуществлять психолого- педагогическое сопровождение .

Целью педагогического сопровождения в речевом развитии ребенка с умеренной степенью умственной отсталости в условиях специального обучения является создание условий в соответствии с потребностями и индивидуальными возможностями.

Особенности педагогического сопровождения

по развитию речи детей с умеренной умственной отсталостью

в условиях специального обучения

Большинство исследователей выделяют 3 уровня недоразвития речи у умственно отсталых детей :

1 уровень. Ребенок с трудом понимает речь. В его речи имеются лишь отдельные слова. Вербальная недостаточность восполняется использованием жестов.

2 уровень. У ребенка имеются трудности понимания речи . На этом уровне ребенок грамматически организует речь, объединяя слова в короткие фразы, может сказать отдельные слова, но не способен составить связный рассказ.

3 уровень. Ребенок правильно строит фразы, но предложения стереотипны, мало варьируются. Словарь беден. Ребенок может правильно сказать простые слова и короткие фразы.

Формы расстройства речи у детей с умеренной умственной отсталостью поддаются коррекции с большим трудом и скромными результатами.

При обучении данной категории детей осуществляется педагогическое сопровождение в речевом развитии с момента поступления ребенка в специальное (коррекционное) дошкольное образовательное учреждение для развития коммуникативных навыков и преодоления речевого нарушения, что обеспечивает полноту личностных социальных контактов. Работа осуществляется индивидуально в зависимости от уровня актуального развития ребенка и тяжести нарушения умственной и речевой деятельности.

Развитие речи детей с умеренной умственной отсталостью проводится в общем контексте работ Б. М. Гриншпуна, Р. И. Лалаевой, Р. Е. Левиной, определивших подходы к развитию речи детей с отклонениями в развитии .

Работа по развитию речи детей с умеренной умственной отсталостью проводится с учетом следующих дидактических принципов :

— комплексности (воздействие осуществляется на весь комплекс речевых и неречевых нарушений);

— максимальной опоры на различные анализаторы;

— опоры на сохранные звенья нарушенной функции;

— поэтапного формирования умственных действий (по П. Я. Гальперину, при котором работа над каждым типом задания проводится в определенной последовательности;

— учета зоны ближайшего развития (по Л. С. Выготскому, при котором выполнение задания возможно с дозированной помощью со стороны логопеда ;

— усложнения материала, с постепенным включением трудностей в логопедическую работу.

Большой вклад в становление методики развития речи глубоко умственно отсталых детей внесли А . Р. Маллер, Г. В. Цикото. Они описали трёхуровневую модель развития речи у этой категории детей , в которую включены следующие разделы :

• формирование действия понимания речи ;

• формирование значения слов и обогащение активного словаря;

• формирование грамматических категорий и связной речи .

Развитию понимания речи нужно придавать особое значение на протяжении всего обучения. У детей с умственной отсталостью знания об окружающем мире и предметах очень бедные, а иногда и вообще отсутствуют. Одной из причин ограниченности знаний и бедности словаря является плохое понимание детьми речи окружающих . Без специального обучения дети с умеренной умственной отсталостью слабо понимают обращённую к ним речь.

На первоначальных этапах необходимо учить детей понимать обращенную к ним речь, выполнять несложные инструкции педагогов , участвовать в несложном диалоге, договаривать фразы за взрослым, обращаться к педагогу с просьбами . На более поздних этапах обучения формируют умение общаться со взрослыми, с детьми, развивают навыки вопросно-ответной и диалогической речи , обучают связному высказыванию с помощью взрослого, по данному образцу, по серии картинок, действий.

Пониманию речи помогает ее выразительность : повышение и понижение, усиление и ослабление голоса, различная длительность пауз между словами и предложениями, ударения в словах и т. п. Дети ориентируются и на невербальные средства речевого сообщения : мимику, жесты, эмоциональную окрашенность речи .

Ребенок в первую очередь должен научиться смотреть на педагога , реагировать на обращение. Для понимание речи очень важно , чтобы ребенок смотрел на учителя и отвечал либо словами, либо жестами (например кивком) .

Обучение пониманию смысла речи включает развитие и умения повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции : называние своего имени и фамилии, а также родителей; выражение просьб и желаний; называние предметы обихода и действия с ними и т. д. Слова играют большую роль во взаимодействии с ребенком. Даже, если ребенок вас не копирует, надо стараться, чтобы он слушал, реагировал на голос и учился понимать значения слов. Для этого можно потрогать изучаемый предмет, рассмотреть, потрясти, погладить, обвести и т. д., т. е. действовать с данным предметом.

Стимуляция познавательной деятельности – важное условие усвоения значений слов. Организация познавательной деятельности наиболее эффективна в предметно-практической деятельности. При данной работе выделяются свойства, функции предмета, происходит их называние.

Необходимо обогащать словарь ребенка новой лексикой, объяснять каждое новое слово и вводить в активный словарь, упражнять его в правильном проговаривании слов, словосочетаний и предложений. Положительно воздействует на формирование представлений и обозначение их словом наглядные методы обучения. Работа по вызыванию, активизации речи детей и расширению их активного словаря представляет большую трудность. «Безречевые» дети, большей частью пассивные, инертные, со слабыми интересами, нуждаются в создании эмоционально ярко окрашенной обстановки игр и занятий.

Направления в формировании предпосылок общения и речи у детей с умеренной умственной отсталостью :

1. Развитие слухового восприятия.

• расширить рамки слухового восприятия;

• развить слуховые функции ;

• сформировать основы слуховой дифференциации, регулятивной функции речи .

• привлечение внимания к звучащему предмету;

• различение звучания шумов, музыкальных инструментов, голосов;

• реагирование на громкость звучания;

• узнавание и различение гласных звуков [а], [о], [у], [и];

• развитие подражания неречевым и речевым звукам;

• различение и запоминание цепочки звукоподражаний.

2. Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.

• расширить рамки коммуникации с окружающими;

• развить невербальные компоненты коммуникации.

• развитие понимания жестов и выразительных движений;

• моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно — значимых жестов (да, нет, хочу, дай, на) ;

• развитие мимики и жеста .

Смотрите так же:  Стресс труды учёных

3. Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.

• развить мелкую моторику рук , четкую артикуляционную кинестезию, тактильную память;

• формировать представления о схемах лица и тела;

• развить подвижность речевой мускулатуры;

• обучить восприятию артикуляционных укладов звуков, путем развития зрительно – кинестетических ощущений.

• массажные расслабляющие (активизирующие) движения;

• пальчиковая гимнастика с эмоциональным сопровождением ;

• активизация пассивных и активных движений рук;

• артикуляционная и мимическая гимнастика.

4. Развитие импрессивной и экспрессивной речи .

• развивать понимание ситуативной и бытовой речи ;

• формировать первичные коммуникативные навыки и лексику на материале звукоподражаний и звукосочетаний, имитирующих неречевые комплексы звуков, восклицания, крики птиц, голоса животных, слов, обозначающих наиболее употребляемые предметы.

• автоматизация в диалогической речи коммуникативно-значимых слов (да, нет, хочу, могу, буду) ;

• выбор правильного названия предметов среди верных и конфликтных обозначений;

• побуждение ученика к произношению эмоциональных рефлективных восклицаний;

• активизация потребности в речевых высказываниях;

• развитие речевого подражания .

Ориентируясь по перечисленным направлениям в коррекционно- педагогической работе по развитию речи детей с умеренной умственной отсталостью , мы делаем основной акцент на театрализованной деятельности, используя различные виды театров.

Направления театрализованной деятельности :

1. Развитие у участников ощущений, чувств, эмоций.

2. Развитие мышления , воображения, внимания, памяти.

3. Развитие фантазии .

4. Формирование волевых качеств.

5. Развитие навыков и умений : речевых, коммуникативных, организаторских, двигательных.

Устное народное творчество, преподнесенное в форме сказок, сценок, игр-драматизаций, создает атмосферу тепла, доброты, внимания, способствует формированию эмоционально положительного отношения малышей к окружающему миру и их познавательному развитию .

• Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность , свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т. д.).

• Совершенствовать коммуникативные качества личности детей через обучение вербальным и невербальным видам общения.

• Развитие познавательной деятельности.

• Развитие речевой активности дошкольников.

• Тренировать четкое произношение согласных в конце слова.

• Пополнять словарный запас.

• Научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.

• Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.

• Расширять и уточнять словарный запас, речи , звукопроизношение, навыки связной речи , мелодико-интонационная сторона речи , темп, выразительность речи .

• Приобщить детей к театрально – исполнительской деятельности.

• Способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата.

• Воспитание доверительных взаимоотношений друг к другу.

• Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, с разными видами кукольных театров) .

• Создание условий для творческой активности детей .

• Последовательное знакомство детей с видами театров .

• Совершенствование артистических навыков.

• Работа над речью и интонацией.

• Коллективные действия (в различных видах театра) .

• Пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать.

• Проектирование предметно- развивающей среды .

• Учитывать индивидуальные социально – психологические особенности ребенка .

• Особенности его эмоционально – личностного развития .

• Интересы, склонности, предпочтения и потребности.

• Любознательность, исследовательский интерес, творческие способности .

В результате целенаправленного использования театрализованных игр в непосредственной образовательной деятельности, а также во время свободной деятельности дети приобретут речевые навыки, на основе которых станет возможным построение связных высказываний, разовьется мышление, память, воображение.

Речь станет эмоциональнее, выразительнее и содержательнее.

Связная речь – это особая форма общения . Развитие связной речи осуществляется через : игру, театр, сказку.

Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей . Она позволяет решать многие педагогические задачи , касающиеся формирования выразительности речи ребёнка , интеллектуального художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств , переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребё нок :

— познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу;

— познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки, чуда, ощущения беззаботного детства.

Кaтегория: Нарушения речи

Поскольку у детей может быть как врожденная, так и приобретенная тугоухость, то.

Поскольку у детей может быть как врожденная, так и приобретенная тугоухость, то.

Умственная отсталость (УО)

Умственная отсталость является не психическим заболеванием, а специфическим состоянием, когда интеллектуальное развитие.

Дисграфия — частичное специфическое нарушение процесса письма. Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы.

ОНР (общее недоразвитие речи) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой.

Брадилалия — патологически замедленный темп речи. Проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы.

Базовый методический фильм «Запуск речи неговорящих детей: от нуля до фразовой речи»

Обучающий фильм, где показаны все этапы логопедической работы с неговорящими детьми по методу «Запуск речи неговорящих детей: от нуля до фразовой речи». Это четырехдневный курс, в котором эксперты логопедического центра «Территория речи» рассказывают о способах запуска речи, учат выявлять препятствия, которые тормозят речевое развитие особого ребенка, составлять схему работы с неговорящим ребенком. Авторы курса — игровые логопеды Татьяна Грузинова и Елизавета Гурина.

Из фильма вы узнаете о том, как «на позитиве» с нуля вызвать и развить речь у детей с моторной, сенсорной и сенсомоторной алалией, аутизмом, детским церебральным параличом, задержкой психического развития, умственной отсталостью. Вы познакомитесь с принципиально новым подходом к вызыванию речи!

Общее время фильма: 11 часов

  • Брэнд*: Школа игровой логопедии
  • Размер*: 14 х 12.5 х 1 см
  • Вес*: 80 гр

Другие статьи

  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]
  • Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Законодательством Российской Федерации не предусмотрено процедуры отказа от ребенка, возможно только лишение родительских прав. Так, согласно ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если […]
  • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
  • Можно ли ребенку капать ромашку в нос отвар ромашки и нос неделю назад мы заболели к нам приходила врач и сказала 5 раз в день промывать нос пипеткой ромашки, потом отсасывать аспиратором, а потом капать капли сейчас я разговаривала с подругой, она меня отругала, сказала, что нельзя так ни в коем случае, […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
  • Диагностика отклонения в развитии ребёнка определение этапы проведения Ранняя диагностика отклонений в развитии детей Диагностика отклонений в развитии основывается на зна­нии общих и специфических закономерностей психического раз­вития нормально развивающегося ребенка и детей с различны­ми отклонениями в развитии. Диагностика носит […]