Значение исследовательской деятельности дошкольников

Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников в МДОУ детском саду №6 «Солнышко» комбинированного вида

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?)

Н.Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид ориентировочно — исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и nолноценнее он развиваетcя.

Он выделяет два основных вида ориентировочно -исследовательской деятельности.

Первый. Активность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка. Вначале ребенок как бы бескорыстно опробует разные объекты, затем выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цель, ищет пути и способы достижения и т.д. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

Второй. Деятельность организует взрослый, он выделяет существенные элементы ситуации, обучает детей определенному алгоритму действий. Таким образом, дети получают те результаты, которые им заранее определили.

В качестве основных развивающих функций познавательно-исследовательской деятельности на этапе старшего дошкольного возраста обозначены следующие:

  • развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности)
  • освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственных, родо-видовых (классификационных), пространственных и временных отношений;
  • перевод ребенка от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического действия (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающeгo мира);
  • развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;
  • расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений).

В экспериментально-исследовательской модели познавательной деятельности используется следующая логика методов:

  • вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы (например, вспомните рассказ Л.Н. Толстого «Хотела галка пить. ». В какую ситуацию попала галка?);
  • схематичное моделирование опыта (создание схемы проведения);
  • вопросы, помогающие прояснить ситуацию и понять смысл эксперимента, его содержание или природную закономерность;
  • метод, стимулирующий детей к коммуникации: «Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?»;
  • метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности, суть которого состоит в определении ребенком личностно-ценностного смысла совершенных им действий.

В нашем детском саду традиционно присутствуют занятия по ознакомлению с окружающим. Они строятся в форме партнерской деятельности взрослого с детьми, развертывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Но показатели мониторинга развития детей по данному направлению были не достаточно высоки: высокий и средний уровень составляли всего 58%.

Тогда мы сочли необходимым, включить в данное направление метод проектов, т.к. он охватывает весь педагогический процесс, основанный на взаимодействии педагога – ребенка – родителя, способствует взаимодействию с окружающей средой, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.

Данная работа строилась в следующих направлениях: с кадрами, детьми и родителями.

I. Формы работы с кадрами:

  • Анкетирование воспитателей.
  • Цель: Изучить состояние организации детского экспериментирования в практике работы ДОУ; выявить роль педагога в развитии поисковой активности дошкольников.
  • Консультация на тему: «Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников»
  • Семинар-практикум «Детское экспериментирование и его влияние на развитие творческой познавательной активности»

  • Смотр-конкурс: «Лучший огород на окне»

Старшая группа 2 младшая группа

  • Смотр-конкурс: «Уголков экспериментирования»

Старшая группа Подготовительная группа

  • Мастер-класс для педагогов: «Использование метода проектов в развитии у дошкольников познавательного интереса»

  • Педсовет: «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности»

II. Работа с детьми

Во всех возрастных группах работа строилась через проектную деятельность по разделу «Неизведанное рядом»

  • II младшая группа – «Волшебница вода» (приложение 1)
  • Средняя группа – «Царство воды» (приложение 2)
  • Старшая группа – «Воздух невидимка» (приложение 3 у автора)
  • Подготовительная группа – «Волшебный магнит» и «Электричество» (приложение 4 у автора)

В рамках проектной деятельности с детьми проводились следующие мероприятия:

  • Диагностика уровня развития ЭЕНП у дошкольников и построение воспитательно-образовательног процесса на основе данных диагностического обследования.
  • Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры науки.).
  • Проведение циклов познавательных, эвристических бесед.

Таким образом, мы выстраиваем занятие так, чтобы вызвать познавательную инициативу детей и поддержать их исследовательскую активность.

Приняв позицию заинтересованного, любознательного партнера, воспитатель придерживался следующей последовательности этапов исследования:

  1. актуализация культурно-смыслового контекста, наводящего детей на постановку вопросов, проблем, касающихся определенной темы;
  2. обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем;
  3. опытная проверка или предметно-символическая фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями;
  4. предложение детям предметного материала, обеспечивающего продолжение исследования в свободной деятельности в группе или дома с родителями.

Для каждого конкретного занятия нужен привлекательный отправной момент — какое-либо событие, вызывающее интерес дошкольников и позволяющее поставить вопрос для исследования.

Отправными моментами стали реальные события, происходящие данный период: яркие природные явления (например: листопад) и общественные события (например: предстоящий Новый год, о котором все говорят и к которому готовятся).

Также это события, специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»). Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную тему и т. п.

Много вопросов для исследования вызывают воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям (например, полет на воздушном шаре персонажей книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей » или путешествие «Чука и Гека» из одноименной повести А. Гайдара и т. п.).

И наконец, стимулом к исследованию стали события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, марками, сбором красивых камней и т. п.).

  • Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни.
  • Использование технологии ТРИЗ в поисково-исследовательской деятельности.
  • Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.
  • Чтение и заучивание художественного слова по теме проекта.
  • Организация и проведение художественно-продуктивной и конструктивной деятельности в рамках проекта;
  • Отработка различных приемов развития мысли ребенка: от анализа факта, рассуждений к обобщению, выводу, первым маленьким открытиям.

III. Работа с родителями

  • Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»
  • Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса.
  • Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе.
  • Оформление наглядной информации в родительском уголке
  • Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»
  • Памятка«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»
  • Рекомендации: «Проведите с детьми дома»
  • Родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности» Практическая часть:Открытое занятие для родителей.
  • Оформление папки «Мои открытия»

Результатами нашей работы стали показатели мониторинга развития детей по данному направлению, которые свидетельствуют о правильном пути решения данной задачи. Уровень знаний детей удалось повысить до 93% высокого и среднего уровня.

Используемая литература:

  1. Журнал Дошкольное воспитание №6, 2007.
  2. И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003.
  3. Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.
Смотрите так же:  Лечение детей до года в израиле

Значение исследовательской деятельности дошкольников

Филиал Муниципального бюджетного

«Емецкая средняя школа имени Н.М. Рубцова» —

Районный Центр дополнительного образования

Догонкина М.П., воспитатель детского сада № 30 «Ромашка» МБОУ «Верхне-Матигорская средняя общеобразовательная школа»

«Роль экспериментирования в развитии познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»

2. Формы и методы работы

3. Ожидаемые результаты

4. Новизна опыта

5. Технологичность опыта

  • Подготовительный
  • Планирование
  • Основной
  • Заключительный

Проект «Эти удивительные камни

Перспективное планирование познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»

Опыты дома: Точилов Руслан

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает познавательно-исследовательская деятельность. Этому подчинен и стандарт второго поколения в начальной школе, поэтому познавательно-исследовательская деятельность в детском саду становится очень важной ступенькой при подготовке детей к обучению в школе.

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федеральных Государственный Образовательных стандартов дошкольного образования. Реализация образовательной области «Познавательное развитие» в части развития познавательно-исследовательской деятельности обеспечивается за счет таких форм работы как:

Эти формы работы позволяют на этапе завершения дошкольного образования достичь следующих целевых ориентиров, которые определены в ФГОС ДО: ребёнок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать, обладает начальными знаниями о себе, о природе и социальном мире.

Результаты современных психологических и педагогических исследований следующих ученых-психологов, педагогов — Ю.К. Бабанского, Л.А. Венгера, Н.А. Ветлугиной, И.Д. Зверева, В.В. Запоржца, И.Я. Лернера, А.И. Савенкова, Г.И. Щукиной и др. — показывают, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем это предполагалось ранее. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако, такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами, поэтому особый интерес для детей представляет экспериментирование.

Ребёнок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал, тем быстрее развиваются познавательные способности, и повышается познавательная активность.

Детское экспериментирование относится к познавательно-речевому развитию. Оно имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся — ломается, высоко — низко — далеко, мягкий — твёрдый — тёплый и прочее).

Слова восточного мудреца гласят: «Ребенок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Дошкольники – прирожденные исследователи. Тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

Вместе с тем детское экспериментирование как форма поисковой деятельности в практике дошкольных образовательных организаций используется еще не достаточно широко, хотя является важнейшим средством развития таких базисных качеств личности, как творческая активность и самостоятельность.

Поэтому я хочу поделиться опытом своей работы по организации экспериментирования в детском саду его роли в развитии познавательно-поисковой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Рассмотрим основные методы и формы работы, которые я использовала в своей работе.

В первую очередь — это сам метод ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ, который является разновидностью класса практических методов в педагогике и дидактике, и понимается как особый способ освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.

В условиях детского сада я использую только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:

Во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.

Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.

В-третьих, они практически безопасны.

В-четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

В процессе познавательно-исследовательской деятельности я также использовала следующие методы при проведении экспериментов:

МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ — относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения.

Из практических методов обучения я использовала следующие: ИГРОВОЙ МЕТОД, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности, а также ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ ОПЫТ — это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т.д.

Из словесных методов обучения я использовала в своей работе следующие:

РАССКАЗЫ ВОСПИТАТЕЛЯ. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях.

РАССКАЗЫ ДЕТЕЙ — метод, который направлен на совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей.

Для уточнения, коррекции знаний детей, их обобщения и систематизации использовала такой метод как БЕСЕДА

Также в работе с детьми мы использовали различные формы:

В начале работы я сформулировала ожидаемые результаты, которые мне бы хотелось достичь со своими детьми по окончанию внедрения данного опыта в практику:

Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности

Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.

Обогатить предметно–развивающую среду в группе.

Новизной данного опыта считаю комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования, а также структуризацию практического и диагностического материала именно для старших дошкольников.

Технологичность опыта заключается в том, что мои разработки могут быть использованы и другими педагогами для работы с детьми, так как данная работа вполне предполагает вариативность ее использования в связи с конкретными задачами педагога, а также потому, что описание опыта работы опиралось на исследования ведущих специалистов в данной области.

Изучение и внедрения опыта работы в практику происходило поэтапно:

1 этап: Подготовительный

На первом этапе я изучила теоретические аспекты по данной проблеме в педагогике и дидактике. Ознакомилась с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования и выявила необходимость в расширении поля деятельности в данном направлении, выделила актуальность изучения данной проблемы.

Также на подготовительном этапе я постаралась обогатить развивающую предметную среду для реализации на практике поисково-познавательной деятельности с детьми:

В книжном уголке поместила детские справочники, э нци клопедии, посвященные разной тематике, прекрасно иллюстрированные, имеющие хорошие, краткие и доступные детям информативные тексты, детскую художественную литературу.

Создала картотеку опытов и наблюдений, направленных на развитие у детей умения видеть проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы, давать определение понятиям, делать выводы и умозаключения.

Оформила дидактические игры с элементами моделирования; игры, развивающие внимание и наблюдательность.

При уголке природы создала мини-музей «Эти удивительные камни». Здесь в свободное время до шк ольники превращаются в настоящих геологов. Они с большим интересом рассматривают коллекции камней и минералов, проводят эксперименты, изучают их свойства и значение в жизни, создают из камушков различные композиции, украшения, строят сказочные дворцы, изучая при этом свойства камней и их разнообразие. (Приложение № 1)

Также в уголке природы организовала мини-лабораторию, в которой в настоящее время имеется всё необходимое оборудование для провдения опытов и экспериментов:

— приборы-помощники: увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты;

— разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;

— природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д.;

— бросовый материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.;

— технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д.;

— разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;

— красители: пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

— медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шп р ицы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;

— прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.

При оборудовании мини-лаборатории учитывала следующие требования:

безопасность для жизни и здоровья детей;

Материалы, находящиеся в мини-лаборатории, распределены по разделам:

В разделе «Капелька» дети с удовольствием экспериментируют с водой. Им особенно нравится менять ее цвет, вкус, проводить опыты со снегом и льдом.

В разделе «Юный почвовед» ребята становятся настоящими исследователями почвы. Они изучают, для чего почва нужна человеку и растениям, как ее сделать мягкой и плодородной.

Также для изучения такого явления, как воздух, созданы необходимые условия. Здесь до шк ольники изучают воздух: учатся надувать пузыри и ловить их в пакеты, исследуют его свойства.

В разделе «Цветик-семицветик» дети проводят эксперименты, связанные с растениями.

Прежде чем планировать поисково-исследовательскую деятельность с детьми в начале учебного года мною был проведен мониторинг с детьми старшей группы. (Приложение № 2). Проанализировав в целом результаты мониторинга, я пришла к выводу о том, что у детей нет устойчивого интереса к экспериментальной деятельности, качественно снижены показатели логического мышления, дети с трудом понимают причинно-следственные связи рассматриваемого явления. Испытывают затруднения в самостоятельном анализе явлений, недостаточно четко и грамотно формулируют свои мысли относительной заданной ситуации, испытывают трудности в обобщении и анализировании учебного материала.

Таким образом, учитывая результаты мониторинга, а также практическую значимость работы по развитию поисково-познавательной деятельности у детей, мною были выделены следующие цели и задачи работы по данному направлению.

Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования

Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.

Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.

Создание предпосылок формирования у практических и умственных действий.

Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира:

Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.)

Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение)

Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух — его давление и сила; Почва — состав, влажность, сухость.

Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные- для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.

Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину.

Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.

Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач.

Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.

На основе изученного теоретического материала, а также с учетом результатов мониторинга, я разработала комплексно-тематический план познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. (Приложение № 3).

На данном этапе работы реализация поставленных задач осуществлялась в трех основных формах:

  • Непосредственно образовательная деятельность (НОД);
  • Самостоятельная деятельность детей;
  • Совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником.

Непосредственно образовательную деятельность согласно плану работы провожу с детьми 1 раз в неделю, начиная со старшей группы. В настоящее время работаю на подготовительной к школе группе.

Во время проведения НОД я стараюсь вызвать у детей интерес к изучаемому материалу для того, чтобы побудить их к дальнейшей самостоятельной деятельности.

В процессе самостоятельной деятельности учу детей способам познавательной деятельности. Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если?

А затем в совместной деятельности – закрепляем полученные ранее знания и представления.

Предлагаю подробнее остановиться на каждой из форм работы подробнее.

НОД является основной формой работы с детьми в детском саду. И мы все знаем, как важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи.

А опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное – дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости. Для поддержания интереса у детей я познакомила их с хозяином мини-лаборатории — Дедушкой Знаем, который рассказывает детям о правилах поведения, о том как правильно обращаться с оборудованием, а также показывает детям забавные опыты. Кроме дедушки Зная к детям «заходят» его внук Почемучка, Капелька, «залетает» галчонок Любознайка, «приплывает» Золотая рыбка и другие известные детям персонажи.

Всё это способствует тому, что после занятий у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Их интересует, например, почему варежки, полежав на батарее, становятся сухими? Куда исчезает вода?

В этих случаях я не тороплюсь с ответом, а стараюсь способствовать тому, чтобы дети нашли его самостоятельно. Для этого тщательно продумываю организацию развивающей среды, ведь процесс познания основывается на любознательности и пытливости, которые в свою очередь возникают и реализуются в условиях новизны и необычности поля деятельности (например, какую-то подсказку или письмо может прислать детям Дедушка Знай или его помощники).

Опытно-экспериментальную работу во время непосредственно образовательной деятельности я строю по пяти взаимосвязанным направлениям:

живая природа (наблюдения за растениями, насекомыми, животными);

неживая природа (изучение свойств воды, снега, воздуха, ветра, песка, глины);

человек («наши помощники» — нос, уши, глаза, руки, ноги, кожа);

рукотворный мир (изучение предметов из дерева, пластмассы, бумаги, ткани, резины, металла, мыла);

физические явления (изучение свойств магнита, света, электричества, звука).

Чтобы успешно решать задачи по живой природе мы высаживаем с детьми рассаду и семена на подоконнике в группе, дополняем уголок природы комнатными растениями.

Привлекая детей в уголок природы, я решаю задачи по расширению познавательного опыта, и его использованию в трудовой деятельности.

Особую значимость для организации самостоятельной познавательной деятельности детей в условиях развивающей среды имеют приемы, стимулирующие развитие их познавательной активности.

Рассмотрим несколько примеров:

Наличие модели последовательности деятельности помогает детям самостоятельно провести опыты, проверить свои предположения, почувствовать себя исследователями.

Например, после ознакомления со свойствами воды, чтения рассказ «Умная галка» в уголке помещали такие алгоритмы, которые помогали детям понять, что уровень воды повышается при добавлении камней. В результате дети сами делали вывод: камни, заполняя емкость, поднимают уровень воды, тем самым выталкивая находящиеся в ней предметы на поверхность.

После ознакомления детей со свойствами магнита случайно на глазах детей роняли скрепки в таз с водой. Как достать их из воды, не намочив рук?

После того, как у детей сформировались навыки самостоятельной деятельности по решению познавательных задач, мы переходим на реализацию полученных знаний в совместной деятельности.

Совместная деятельность наиболее привлекательная для нас форма организации работы с детьми по поисково-исследовательской деятельности. Могу отметить следующие позитивные моменты:

— закрепление ранее полученного (усвоенного) материала;

— продолжение работы по расширению представлений о предметах и явлениях;

— свобода действий, как для меня, так и для детей (возможность отойти от намеченного плана);

— роль педагога носит гибкий характер (ведущий, партнер);

— в процессе экспериментальной деятельности дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему, как, зачем, а что будет, если), почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. Очень важно в процессе работы задействовать все органы чувств (не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, и даже пробовать на вкус (если это возможно и безопасно).

— Организую работу с детьми так, чтобы они были не просто слушателями, наблюдателями в проводимых мероприятиях, а полноправными их участниками. Таким образом, обеспечиваю личностно-ориентированное взаимодействие с детьми (вместе, на равных, как партнеров).

Результат в работе с детьми достигается с помощью соблюдения последовательности проведения опытов и экспериментов от «простого к сложному» на протяжении запланированного временного промежутка.

Целенаправленной ознакомление дошкольников с объектами живой и неживой природы проходит с помощью запланированных наблюдений и экспериментов в несколько этапов. Например, при знакомстве детей со свойствами воды на первом этапе я провожу беседу «Вы слыхали о воде!?

Цель: познакомить детей со свойствами воды, способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: жидкая, прозрачная, бесцветная, льется, ее пьют, готовят пищу, воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Второй этап — наблюдения детей за экспериментами с водой на тему: «Какая бывает вода?».

Цель: выявить свойства воды: вода может быть теплой, холодной, в ней можно нагревать другие вещества, вода может иметь цвет и запах.

Третий этап — занятие «Волшебное превращение».

Цель: познакомить детей с агрегатными состояниями воды — жидким и твердым. Выявить свойства и качества воды: превращаться в лед (замерзать; принимать на холоде форму емкости, в которой находится; теплая вода замерзает медленнее, чем холодная).

Четвертый этап — опыт «Взаимодействие воды и снега».

Цель: выявить свойство воды: чем выше температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе, тает снег. Сравнить свойства снега и воды: хрупкость, твердость, прозрачность, текучесть.

Пятый этап — занятие «Интересное знакомство».

Цель: рассказать детям, где можно найти воду в быту и в природе по одному из свойств — текучести (в природе — река, ручей, дождь; в быту — из крана, в батареях, в чайнике).

Наиболее интересными для детей стали такие опыты-эксперименты с водой, как: «Если воду заморозить в бутылке», «Почему сосульки растут вниз головой? Как они растут?», «Какой лёд быстрее тает: колотый или пластом?», «Почему грязный и цветной лёд тает быстрее?», «Не все вещества растворяются в воде».

Количество этапов можно регулировать в зависимости от поставленной задачи при ознакомлении детей с тем или иным объектом живой и неживой природы.

В процессе работы я поощряю детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время стараюсь не выпускать из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.

Важным моментом во время любого эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов.

Выводы можно делать в словесной форме, а иногда избирать другие способы. Мы с детьми практикуем фиксирование результатов графически, т.е. оформляем в рисунках, схемах.

Любой эксперимент можно осуществлять в 2 вариантах:

дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания;

дети вначале предсказывают вариант, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.

Дети работают самостоятельно, я по необходимости оказываю помощь, советую, интересуюсь результатами. По окончанию дети рассказывают, чем занимались, какого результата достигли, что узнали нового, необычного.

После эксперимента не упускаю воспитательные моменты — дети самостоятельно наводят порядок на рабочем месте (почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом).

Не раз проводили совместно с детьми случайные эксперименты. Такие эксперименты проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы или на участке. Подготовкой к случайным экспериментам является постоянное самообразование по всем разделам биологии, географии, земледелия.

Помимо запланированных и случайных экспериментов, провожу эксперименты, которые называются «ответ на вопрос ребенка». Выслушав вопрос, я не отвечаю на него, а советую ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение: «А ты сам посмотри, будет ли воробей есть творог!» Или: «Ребята, Коля спрашивает, нужно ли сегодня поливать цветы, как проверить?», «Ребята, Женя говорит, что под снегом травы нет, а Лена считает, что есть. Как это узнать?»

В конце первого года работы я провела повторное обследование детей. Результаты мониторинга показали динамику развития любознательности детей. У воспитанников возросли познавательная активность, интерес к миру. Они стали увереннее в себе, стремятся получить результат при достижении поставленной цели. У дошкольников сложились предпосылки для дальнейшего обучения.

Количественные данные позволяют проследить эффективность работы, отследить детский результат и спланировать свою дальнейшую работу.

Не остаются в стороне от экспериментальной работы и родители моих воспитанников.

Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому я привлекаю родителей к активной помощи.

Так, например, детям предлагала дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий. (Приложение № 4)

Кроме этого, родители помогают мне в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес.

Кроме этого, родители привлекают детей к уходу за домашними питомцами, комнатными растениями и воспитывают ответственность за их жизнь и здоровье.

Для информирования родителей я проводила консультации по темам: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников», «Экспериментирование с водой». (Приложение № 5)

Большой популярностью и у детей и у родителей пользовались тематические выставки фотографий «Моя семья в лесу», «Моя семья на даче», «Наши домашние питомцы» и др.

Процесс познания, освоение новых знаний детьми очень важны для меня, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

В заключении хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ сост. О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.

Никишина Е.Д. Использование детского экспериментирования при создании исследовательских ситуаций // Ребёнок в детском саду, 2012. – № 3

Рыжова Н. А. Волшебница –вода . – М.: Линка-Пресс, 1997 .

Рыжова Н.А. Игры с водой и песком // Обруч, 1997. — № 2.

Рыжова Н.А. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.

План-программа воспитательно-образовательной программы в детском саду/ сост. Н. В. Гончарова и др./ под ред. З. А. Михайловой. – СПб.: Акцидент, 1997 г.

Поддьяков А.И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом — «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990. №

Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.

Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира// Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.

Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.

Цыплякова О. Где же пятый океан?// Дошкольное воспитание. – 2006. — № 8.

Другие статьи

  • Положение отпуск по уходу за ребенком С 2019 года отпуск по уходу за ребенком исключается из стажа? С 2019 года пенсионное законодательство существенно изменилось. Ряд значимых поправок внесен в закон о страховых пенсиях. Самая «шумная» из них – увеличение пенсионного возраста для мужчин и женщин. А […]
  • Ребенку полтора года нет месячных Восстановление менструального цикла после родов. Ответы на вопросы На вопросы сибмам отвечает Ходырева Жанна, врач акушер-гинеколог высшей категории. Предохранение во время грудного вскармливания Вопрос. (JenaJeny) Я родила чуть больше 6 месяцев назад, менструации […]
  • Дексаметазон ребенку инструкция по применению Дексаметазон для инъекций - официальная инструкция по применению Наименование лекарственного препарата: Торговое наименование препарата: Международное непатентованное наименование: Лекарственная форма: Вспомогательные вещества: глицерол (глицерин дистиллированный) - […]
  • Синекод сироп от кашля инструкция по применению для детей Синекод сироп - официальная* инструкция по применению Инструкция по медицинскому применению препарата Регистрационный номер: Торговое название: СИНЕКОД® Международное непатентованное наименование: Бутамират. Химическая структура: […]
  • 6 месячный ребенок не спит по ночам Ребенок в 6 месяцев плохо спит ночью и часто просыпается Нарушения сна очень часто встречаются у детей полугодовалого возраста. Эта проблема повсеместно тревожит молодых мам и пап, которые сами находятся в подавленном, тревожном состоянии из-за того, что их чадо плохо […]
  • Нормы развития детей 5-7 лет Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Межшкольный учебный центр Кировского и Ленинского районов» Особенности развития детей в возрасте 5-6 года Ребёнок 5—6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества […]