Значения общения в развитии личностных качеств ребенка

Родительское собрание на тему: «Значение общения в развитии личностных качеств ребенка»

Елена Рябова
Родительское собрание на тему: «Значение общения в развитии личностных качеств ребенка»

Родительское собрание на тему в средней группе на тему:

«Значение общения в развитии личностных качеств ребенка»

Форма проведения: круглый стол

Цель: Повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания детей по данной теме.

рассмотреть проблемы, выявленные в результате анкетирования детей и родителей, и провести обсуждение по теме собрания;

помочь родителям в выборе методов и средств воспитания детей;

способствовать формированию культуры общения родителей и детей.

помочь наладить более комфортные для детей и родителей отношения в семье.

Анкетирование родителей, обработка результатов анкет, подготовка памяток для родителей.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово воспитателя.

3. Вопросы для обсуждения.

Общение ребенка в семье. Результаты этого процесса для взрослых и детей. Разбор различных житейских ситуаций и коллективный поиск наилучшего выхода из них.

4. Памятка для родителей.

5. Подведение итогов.

«Характер и нравственное поведение ребёнка –

это слепок с характера родителей, он развивается

в ответ на их характер и их поведение»

1. Организационный момент:

Здравствуйте, уважаемые родители! Прежде чем я объявлю тему нашего родительского собрания, прошу Вас взять в руки чистые листы бумаги, закрыть глаза и внимательно слушать меня. Сейчас надо будет выполнить определенные действия с бумагой. Ваша задача — точно следовать инструкции: — согнуть лист пополам; — еще раз пополам; — оторвать верхний правый угол; — оторвать нижний правый угол. Откройте глаза и посмотрите, что у Вас получилось, хотя инструкция звучала для всех одинаково, но узоры у всех различные. Как важно для каждого из нас, чтобы люди, которые рядом с нами, понимали нас. Понимали наше слово, жест, мимику, наши взгляды. К большому сожалению, не всегда так получается в реальной жизни. Нам, взрослым людям, некомфортно, если нас не слышат и не понимают. А каково детям?

Итак, тема нашего собрания: «Значение общения в развитии личностных качеств ребенка»

2. Вступительное слово воспитателя.

Общение окружает человека всю его жизнь, сопровождает в семье и на работе, во время досуга и в дороге – везде. Являясь органичной частью жизни человека, общение как самое большое из всех удовольствий и самый чудесный дар способно сделать жизнь человека прекрасной, наполненной. Однако в равной степени при его отсутствии жизнь человека превращается в нечто бесценное, неполноценное.

Именно в общении происходит становление личности, формирование важнейших её свойств, нравственной позиции, мировоззрения.

В младшем возрасте закладывается установка на то, как ребенок будет реагировать в различных ситуациях. Дефицит общения отрицательно сказывается на развитии ребенка — социальная инфантильность личности, ее интересов, неспособность гибко сочетать свою активность с активностью других людей.

Мы провели анкетирование по теме «Ребенок и социум», предлагаю вам ознакомиться с результатами.

(родители высказывают свое мнение в устной форме)

Данная статистика говорит сама за себя. Если у взрослых нет времени на общение с собственным ребенком сегодня, то у выросшего ребенка не будет времени на общение с родителями завтра. Если ребенок в семье имеет возможность достаточно часто общаться со своими родителями, то он уже с раннего детства понимает собственную нужность и значимость.

Вопросы для обсуждения.

1. Правила общения (практические примеры).

Прошу выйти 2 человек. Один-родитель, другой — ребенок. «родитель» встает на стул, а «ребенок» подняв лицо вытягивает руки, пытаясь дотянутся. Удобно ли вам? Исправьте ситуацию. Встают рядом.

1 причина, мешающая общению — это разные позиции, глаз не видно, слов не слышно и душевное тепло исчезает.

У женщины на работе неприятности, да ещё по дороге домой её обрызгал автомобиль, а дома ребенок порвал штанишки, сломал новую игрушку.

Какой будет ваша реакция? (родители высказываются)

Воспитатель: итак, 2 причина, которая мешает нам — мы не учитываем наше душевное состояние, за проблемами в такой момент может не найтись места доброму слову.

Представьте, что ваш ребенок, придя из сада, заявляет «Не хочу ходить в детский сад, пойду в школу» Как вы поступите? (родители высказываются, вместе обсуждают разные варианты поведения) Воспитатель: 3 причина непонимания ребенка – разный жизненный опыт. В этом мире ребенок как иностранец и ему нужен опытный гид.

2. Общение ребенка в семье. Результаты этого процесса для взрослых и детей. Разбор различных житейских ситуаций и коллективный поиск наилучшего выхода из них.

Для того чтобы ребенок желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми являются шесть принципов, которые можно записать в виде рецепта.

Этот рецепт может стать основным законом воспитания детей в семье. Его содержание примерно такое: взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определенным количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом.

Краеугольным камнем хороших отношений ребенка с родителями является его признание родителями.

Признание ребенка — это сохранение у ребенка чувства собственного достоинства и уверенности в себе, в своих силах. Со стороны родителей — это безграничная вера в то, что ребенок, которому они подарили жизнь, оправдает их ожидания. Если родители признают значимость своего ребенка, то они стараются подчеркивать его достоинства, поздравляют с каждым, пусть маленьким, успехом, ободряют и поддерживают в минуты жизненных трудностей.

Иногда в беседе с родителями узнаешь о том, что они не знают увлечений собственного ребенка, не слышали о тех успехах и достижениях, которые у него есть. Почему дети не говорят об этом своим родителям? Потому что зачастую они просто не верят в то, что родители будут искренни в выражении признательности собственному ребенку. Если ребенок будет чувствовать признание, он будет прилагать гораздо больше усилий, чтобы добиться успеха и будет стараться доказать, что его достижения и успехи возникли не на пустом месте, они не единичны.

Эти факты красноречиво свидетельствуют том, что многие взрослые, ставшие родителями, в свои семьи привнесли тот опыт общения своими детьми, который был заложен в их семьях и стал для них традиционным. Иногда родители просто стесняются говорить детям о своей любви.

Авторитет родителей — важная составляющая успешности воспитания детей в семье. Мнение родителей о родных и близких, окружающих людях, коллегах, поведение родителей в кругу семьи и вне его, поступки родителей, их отношение к работе и к посторонним людям в обыденной жизни, отношение родителей друг к другу — все это слагаемые родительского авторитета, родительская авторитетность не должна зависеть от определенных ситуаций, которые могут повлиять на взаимоотношения с детьми.

Еще одно немаловажное качество родителей, которые хотят быть авторитетными в глазах своих детей, — это отсутствие боязни критики со стороны своих детей.

Разбор различных житейских ситуаций

— А сейчас, уважаемые родители, мы с вами проанализируем проблемные ситуации. Каждая группа родителей вытягивает ситуацию. Минуты две вы ее обсуждаете в группе, а затем зачитываете и предлагаете свои варианты ее решения.

Ситуации для обсуждения.

Родители делятся на группы для обсуждения различных ситуаций, которые напечатаны на карточках. Сначала обсуждение идет в группе, а затем – коллективное рассматривание ситуации и обсуждение.

В вашей семье существует определенное распределение обязанностей по дому. Однажды вы обнаруживаете, что игрушки не убраны и в комнате беспорядок. На ваше напоминание ребенок сказал: «Почему всегда я?»

Ваш ребенок приходит с улицы и жалуется «Не пойду больше гулять! Меня все обижают, и со мной никто не дружит!»

В доме 1 телевизор. Мама хочет смотреть концерт. Папа – футбол по другой программе. Сын мечтает посмотреть мультфильм по третьей программе. Что делать?

Увы, мы, родители чаще нетерпеливы и эгоистичны, хотя оправдываем это «благими намерениями». Наше раздражение,выяснение отношений, обиды — все это стрессовые ситуации, это всегда детская боль от непонимания. Сегодня мы вместе пытались учиться избегать таких ситуаций. Ещё раз обращаю ваше внимание на тему собрания «Значение общения в развитии личностных качеств ребёнка». Попробуем выяснить, чему же может научиться ребёнок, когда он оказывается в определённых ситуациях. Предлагаем закончить предложение, используя слова для справок:

Времени у вас 3 минуты.

1. ребёнка постоянно критикуют, он учится… (ненавидеть);

2. ребёнок живёт во вражде, он учится… (быть агрессивным);

3. ребёнок растёт в упрёках, он учится… (жить с чувством вины);

4. ребёнок растёт в терпимости, он учится… (понимать других);

5. ребёнка хвалят, он учится… (быть благодарным);

6. ребёнок растёт в честности, он учится… (быть справедливым);

7. ребёнок растёт в безопасности, он учится… (верить в людей);

8. ребёнка поддерживают, он учится… (ценить себя);

Слова для справок: находить любовь в этом мире, быть благодарным, ценить себя, быть справедливым, жить с чувством вины, быть замкнутым, быть агрессивным, верить в людей, быть справедливым, понимать других.

5. Подведение итогов.

Почаще смотрите на своих детей, когда они спят. Смотрите, отдыхайте душой, думайте. Надо чаще говорить ребенку о вашей вере в него, вашей любви. Я благодарю вас за работу. Есть ли у вас вопросы? В качестве решения собрания каждая семья получает «Памятки для родителей». Пусть они помогают вам в трудные минуты непонимания и отчаяния.

Всем родителям раздаются памятки для анализа.

Памятка для родителей.

Ребёнок учится тому,

Что видит у себя в дому.

Родители – пример ему!

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них всё то, чему их учит.

Не волк воспитывал овец,

Походку раку дал отец!

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе.

И за слова: легко толкнуть

Детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

Чтобы не каяться потом.

35 способов сказать ребенку я тебя люблю:

3. Гораздо лучше, чем я ожидал.

4. Лучше, чем все, кого я знаю.

7. Именно этого мы давно ждали.

8. Это трогает меня до глубины души.

9. Ты сегодня много сделал.

12. Еще лучше, чем я мог подумать.

13. Прекрасное начало.

14. Ты — просто чудо.

15. Ты на верном пути.

17. Ты в этом разобрался.

18. Ты ловко это делаешь.

19. Это как раз то, что нужно.

21. Я тобой горжусь.

22. Я просто счастлив.

23. Мне очень важна твоя помощь.

24. Работать с тобой — просто радость.

25. Ты мне необходим.

26. для меня важно все, что тебя волнует, радует, тревожит.

27. Я сойду с ума, если с тобой что-нибудь случится.

28. С каждым днем у тебя получается все лучше.

29. Для меня нет никого, красивее тебя.

30. Научи меня делать так же.

31. Тут мне без тебя не обойтись.

32. Я знал, что тебе это по силам.

33. Ты мне нужен именно такой, какой есть.

34. Никто мне не может заменить тебя.

35. Я горжусь тем, что тебе это удалось.

Клуб по интересам для родителей «Семейная академия» План работы клуба по интересам «Семейная академия» на 2011 г. Дата проведения мероприятия Тема мероприятия Форма проведения мероприятия.

Перспективный план работы с родителями в I младшей группе Сентябрь. 1. Консультация для родителей: «Адаптация ребёнка в детском саду!». 2. Консультация для родителей: «Что должно быть в шкафчике».

Значения общения в развитии личностных качеств ребенка

Методическая разработка тематического

родительского собрания
Тема: «Значение общения в развитии личностных качеств ребенка»
Цель: Повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания детей по данной теме.

Задачи:

  • рассмотреть проблемы, выявленные в результате анкетирования детей и
    родителей, и провести обсуждение по теме собрания;
  • помочь родителям в выборе методов и средств воспитания детей;
  • способствовать формированию культуры общения родителей и детей.
  • помочь наладить более комфортные для детей и родителей отношения в

семье.
Участники собрания: родители объединения «Золотое Руно», психолог

Место проведения: к. 201

Форма проведения: круглый стол

Продолжительность: 1 час

Дата проведения: 24.03.07

Оборудование: оформление выставки детских работ; плакат с цитатой;

мультимедиа с результатами микроисследований, основными положениями по теме собрания.
Предварительная работа: анкетирование учащихся и родителей, обработка результатов анкет, подготовка видео и мультимедиа материала, подготовка памяток для родителей, подготовка материала для рефлексии, подготовка приглашений.
План проведения родительского собрания.

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово педагога.
  3. Вопросы для обсуждения
  • Общение и его роль в жизни человека.
  • Общение ребенка в семье. Результаты этого процесса для взрослых и
    детей. Разбор различных житейских ситуаций и коллективный поиск наилучшего выхода из них.

4. Выступление психолога

5. Составление памятки для родителей (в процессе обсуждения)

6. Подведение итогов. Рефлексия.

Ход проведения родительского собрания.

« Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся на реальности различия между Я и ТЫ.

Л. Фейербах.
1. Вступительная часть
Педагог: «Добрый день, уважаемые родители. Я хочу начать нашу встречу с восточной притчи «Король и сон». Одному королю приснился страшный сон: один за другим у него выпали все зубы. Обеспокоившись, он позвал своего толкователя снов. Тот озабоченно выслу­шал сон и сообщил королю: «Я должен сообщить тебе печальную весть. Так же, как ты потерял зубы, одного за другим ты потеряешь всех своих родных». Толкова­ние разгневало короля. Он велел бросить прорицателя в темницу. Потом он позвал другого толкователя снов. Этот, выслушав сон, сказал: «Я счастлив, что могу сообщить тебе радостную весть: ты станешь старше всех своих родных, ты их всех пе­реживешь». Король был счастлив и бога­то наградил толкователя снов. Придвор­ные удивились этому: «Ведь ты не приба­вил ничего нового к тому, что сказал твой несчастный предшественник. И как же случилось, что он был наказан, а ты на­гражден?» — спрашивали они. Толкова­тель снов отвечал: «Мы оба одинаково растолковали сон. Но дело не только в том, что сказать, но и как это сказать».

Вот, что писал В.А.Сухомлинский о силе слова и о необходимости умело и осторожно с ним обращаться: «Словотончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и живой водой, возвра­щающей веру в добро, и острым ножом, и раскаленным железом, и комьями грязи.

Мудрое и доброе олово доставляет …..……радость,

глупое и злое, приносит……..………….. беду.

Словом можно ……….…….убить и оживить, ранить и излечить, посеять смятение и безнадежность и одухотворить, рассеять со­мнения и повергнуть в уныние, сотворить улыбку и вызвать слезы, породить веру в человека и заронить недоверие, вдохновить на труд и привести в оцепенение силы души. Злое, неудачное, бестактное, попросту глупое слово может оскорбить, огорчить, ошеломить потрясти человека»

(В.А.Сухомлинский. Как воспитать настоящего человека)
Также есть немало пословиц о силе слова. Давайте с вами их вспомним.
Итак, тема нашего собрания: «Значение общения в развитии личностных качеств ребенка»
Начиная с рождения, человек живет среди других людей. Наши дети растут, расширяется крут их общения. Сначала, в младенческом возрасте, круг их общения довольно узок — это близкие взрослые, которых они хорошо знают. Затем в их жизни появляются менее знакомые люди. Чем старше становятся дети, тем шире круг их общения и разнообразнее контакты, появляются про­блемы, большие и маленькие, решаемые легко и трудно разрешимые

Общение — одна из самых сильных духовных потребностей человека. Вне общения не может происходить развития человека. Дефицит общения отрицательно сказывается на развитии ребенка — социальная инфантильность личности, ее интересов, неспособность гибко сочетать свою активность с активностью других людей.

Я провела с учащимися анкетирование по данной теме.
Результаты анкетирования учащихся.

1. Нравится ли тебе рассказывать своим родителям о прожитом дне? Да – 86 % Нет – 10 % Не совсем – 4 %

2.Всегда ли твои родители выслушивают тебя до конца?

Да – 67 % Нет – 14 % Иногда – 19 %

3. С кем ты скорее поделишься своим секретом: с мамой, папой, другом или подругой? С мамой — 36 % С подругой – 27 %

И с мамой, и с подругой – 32 % Ни с кем – 4 %
4. Какие ласковые слова говорят тебе родители и в каких случаях?

«Молодец», «умница», и др. Когда получаю «5», уберусь в комнате.

6. Какие праздники в своей семье ты любишь?

День Рождения, Новый год

7. Вежлив ли ты в общении с окружающими?

Да – 73% Не всегда – 27 %

8. Если бы ты был волшебником, что бы ты хотел изменить в своей семье?

Чтобы родители были больше свободны, количество денег, иметь животных, чтобы родители не ссорились, чаще гулять с родителями.

Родителям предлагается слайд с перечислением качеств личности человека, помогающие его об­щению или усложняющие его:

  • Доброта, — Открытость — Подозрительность
  • Внимание — Душевность — Грубость
  • Тактичность — Зависть — Скупость,
  • Искренность — Лицемерие — Лживость,
  • Порядочность — Эгоизм — Доверчивость
  • Честность и т. д.

Необходимо определить качества, кото­рые помогают общению, и кото­рые ему мешают.
Также чтобы выявить мнение учащихся по проблеме общения. Я задала им несколько вопросов. Ответы были следующими: (показ видео)

Семья — самое главное в жизни для каждого из нас. Семья — это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком забо­тимся, кому желаем добра и счастья. Именно в се­мье мы учимся любви, ответственности, заботе и ува­жению.

В каждой семье складывается свой эмоционально-психологический климат, благоприятный или неблагоприятный с точки зрения духовного развития отдель­ных членов семьи.

Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, — это дефицит общения. Им не хватает родительского внимания, ласки, заботы.

Скудность, однообразие, монотонность эмоциональ­ного опыта в раннем детстве могут определить харак­тер человека на всю жизнь. Наш разговор может восполнить этот пробел.

В быстром темпе современной жизни не находится времени, под­час, атмосферы и настроения, чтобы поговорить по душам, без фор­мальной критики оценить поступки, ситуации и человеческие цен­ности. Важно, насколько вы знаете своего ребёнка, что, на ваш взгляд, необходимо ему для успешной реализации себя как личности. Что вы посоветуете ему, и как он воспринимает и воспримет ваши советы.
Уважение к личности ребёнка дела­ет вас действительно нужным ему. К сожалению, некоторые родите­ли представляют это только так: обеспе­чить материально, дать образование, ог­радить от неприятностей.

Но быть нужным — это значит разделить с ним его тревоги и сомнения, его радости и печали, это значит всегда быть «настроенным на его волну», чутко улав­ливая малейшие, но такие важные пере­пады его эмоций. Сделайте так, чтобы ответы на свои вопросы ребенок искал у вас, а добиться этого можно лишь в том случае, если ваши волнения и тревоги тоже будут открыты ребенку. Тогда вам станет понятно одно из главных правил общения:

«Я хочу, чтобы меня любили. По­этому, я буду открыт любящим детским сердцам».

Но часто, чтобы научиться понимать и отвечать своим детям, надо, научиться проявлять при­стальное внимание. Почему это так труд­но? Да потому, что это требует времени! А его постоянно не хватает. Очень трудно бывает, отодвинув бытовые проблемы, попытаться увидеть новые черты в сво­ем ребенке, заметить, что его волнует и тревожит.

Все мы хотим, чтобы наши дети были похожи на нас. Мы хотим пере­дать им те качества своей личности и чер­ты характера, которые сами считаем хо­рошими. И нам очень горько видеть, ког­да маленький человек перенимает как раз то, что нам в себе хотелось подавить. Про­исходит это потому, что свои положитель­ные черты мы хорошо осознаем. А все плохое, что в нас есть, мы стараемся на показ не выставлять, боясь признаться в этих своих недостатках самим себе.

Когда мы общаемся с ребенком, он, естественно, обращает внимание на те наши слова и поступки, которые очень сильно эмоционально выражены. Но как раз в тех случаях, когда что-то нас дейст­вительно сильно волнует, мы теряем контроль над собой, и начинают проявляться те самые «спрятан­ные» черты, которые и передаются наше­му ребенку.

В такие моменты нам не всегда удает­ся управлять мимикой, жестами, тоном голоса, мы выплескиваем свои эмоции на ребенка. Чаше всего это случается, когда ребенок становится подростком. Ведь именно для подростков характерны эмо­циональная неустойчивость, психологи­ческие срывы, грубость, нежелание ниче­го слушать.

Попробуйте присмотреться в этот мо­мент к своему ребенку, взгляните на него как бы посторонним взглядом. Не уви­дите ли вы в его поведении черты само­го себя?

Отсюда вытекает еще одно важнейшее правило общения для родителей: «Я сам люблю, когда меня принимают таким, ка­ков я на самом деле. Поэтому я буду стре­миться сопереживать ребенку и ценить его».

Условием преодоления трудностей в воспитании ребёнка и общении с ним, прежде всего, является разумная органи­зация жизни семьи.

В семье нужно создать атмосферу ува­жения друг к другу, к правам и обязанностям каждого, в том числе и ребёнка. Иногда мы требуем от него выполнения какой-нибудь работы, наших поручений, не считаясь с тем, что у него могут быть свои планы на этот день, обязательства по отношению к товарищам.

Когда взрослый человек нарушает дан­ное ребенку слово, то у него зачастую быстро находится оправдание этому. Ре­бенку же, случается, взрослые не дают даже объяснить причину его поведения.

А ведь у каждого человека своя жизнь, свой путь в ней.
Поэтому надо понять, что разумно применять и такое правило общения:

«Я единственный, кто может прожить мою жизнь. Поэтому я не должен стремиться к тому, чтобы полностью управлять жиз­нью ребенка».
Иногда, чтобы разрешить ту или иную трудную ситуацию, надо лишь постарать­ся в этой ситуации разобраться, не счи­тая себя последней и обязательно правой инстанцией.

Ситуация №1. Мальчик поздно возвра­щается домой. Родители, заждавшись, налетают на него с упреками и криками, не давая ему высказаться. Мальчик ухо­дит спать, так и не объяснив ничего ро­дителям.

Позже раздается телефонный звонок, и родители узнают, что их ребенок задер­жался по очень уважительной причине.

— В чем сложность данной ситуации? Попробуйте ее разрешить.
Подведение итога. В том, что мальчик опоздал, не позвонил, есть, конечно, и его вина, но надо понять, что в этот момент было что-то более важное для него.

Отсюда следует правило: «Я забываю часто о сложных лабиринтах детства. Поэтому я позволю детям помочь мне най­ти выход из тупиковой ситуации».

Уважаемые родители. А как вы решаете в семье такие проблемы, как

задержка после уроков, позд­ний приход домой, отвлечение от нужных домашних дел?

Все это вполне реально можно обсу­дить со своим ребенком, но не в стиле указания, а в стиле совета, обсуждения, чтобы ребенок сумел понять, почему вы волнуетесь в данной ситуации, к чему это может привести. И еще: умейте прощать даже то, что прощать трудно. Любовь и справедливость — вот что надо нашим детям постоянно!
Ситуация №2. Многим из нас хорошо знакомы чувства, которые мы с радостью несем домой в семью. Кого-то из нас по­высили в должности, кого-то наградили или еще что-то в этом роде. Как хочется в этот момент с кем-нибудь поделиться, быть выслушанным.

Сама домашняя среда объективно спо­собствует возникновению доверия и ис­кренности. Но, разумеется, не во всех се­мьях складывается ситуация доверитель­ного общения. Нам, взрослым, часто ка­жется, что только наши новости достой­ны того, чтобы о них узнали все члены семьи. А часто ли мы слушаем новости других?

Девочки идут из школы и обсуж­дают, что будут делать дома. Одна из них говорит, что мама только приехала, и сей­час девочка сообщит ей новости за 3 дня. Но как только девочка входит домой мама быстро спрашивает об оценках, ру­гает за неряшливый вид и отправляет де­лать уроки, ссылаясь на свою усталость. Огорченная девочка уходит в свою комнату.

Разбор ситуации с помощью родителей.
Еще одно правило для взрослых: «Я знаю многое об окружающем нас мире. По­этому я буду стараться, чтобы мой ребе­нок тоже нашел себя в этом мире».

Важно не упустить момент, когда мы нужны детям, когда они тянутся к нам, хотят обсудить с нами важные для них вопросы. И это не должно становиться причиной семейного раздора.
Ситуация №3. Девочка обращается к матери с вопросами, которые ее интересуют. Мать, хотя и не отказывается отве­чать на них, но постоянно поглядывает в интересную книжку, которую читала до прихода дочери. Не вникая в проблемы дочери, считая их надуманными, мама отправляет девоч­ку играть с младшей сестрой, хотя у де­вочки проблемы со сверстниками.

Обсуждение ситуации.

  • Надо ли вникать в такие ситуации?
  • Всегда ли они кажутся нам важ­ными?
  • Пытаемся ли мы перевести «детские проблемы» на свой взрослый уровень?

А ведь еще одна задача родителей — со­здать вокруг ребенка такую живительную среду, чтобы ребенок мог развиваться сам, активно строя свою уникальную лич­ность.
Еще одно правило: «Я не могу сделать так, чтобы страх, боль и разочарования ребенка исчезли. Поэтому я буду старать­ся смягчать удары судьбы».
Для того чтобы ребенок желал общаться с родителями, необходи­мо помнить, что основой общения родителей с детьми являются шесть принципов, которые можно записать в виде рецепта.

Этот рецепт может стать основным законом воспитания детей в семье. Его содер­жание примерно такое: взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определенным количеством родительской любви и доступно­сти, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом.

Анализируя перечисленные в рецепте главные принципы роди­тельского воспитания, приходишь к пониманию того, что самым вес­ким принципом является принцип принятия ребенка.

Принятие ребенка — это проявление такой родительской любви, когда ребенок понимает, что его любят несмотря ни на что. Принять ребенка — значит любить его не за отметку в дневнике или убранную без напоминания постель, а за сам факт его существования в этом мире..

В основе настоящего, или истинного, принятия лежит значимость ребенка. Значимость ребенка это признание его значительности в существовании семьи.

Краеугольным камнем хороших отношений ребенка с родителя­ми является его признание родителями.

Признание ребенка — это сохранение у ребенка чувства собствен­ного достоинства и уверенности в себе, в своих силах. Со стороны родителей — это безграничная вера в то, что ребенок, которому они подарили жизнь, оправдает их ожидания. Если родители признают
значимость своего ребенка, то они стараются подчеркивать его дос­тоинства, поздравляют с каждым, пусть маленьким, успехом, ободря­ют и поддерживают в минуты жизненных трудностей. Ребенок дол­жен чувствовать, что родители стараются понять все его поступки, даже неправильные, но при этом они ему не угрожают, не требуют немедленного покаяния и осознания своей вины, а вместе с ним пы­таются понять, что побудило совершить такой поступок и как можно
избежать подобных ситуаций в дальнейшем. Признание — это в ка­кой-то мере и терпение родителей. Терпение, заключающееся не в том, чтобы терпеть проступки ребенка и закрывать на них глаза, а в том, чтобы давать ребенку время прочувствовать и осознать совер­шенное им, и в поддержке отца и матери.

Признание имеет огромное воспитательное значение, поэтому оно не может быть эпизодическим в воспитании детей. «Что для вас значит призна­ние вами собственного ребенка?» Родители начинают говорить что угод­но, но не относящееся к сути признания. Признание — это на стенах квартиры рисунки и стихи ребенка, самое видное место в доме для его поделок и моделей, праздничных газет и поздравлений, похвальных гра­мот и благодарственных писем.

Иногда в беседе с родителями узнаешь о том, что они не знают интересы соб­ственного ребенка, не слышали о тех успехах и достижениях, кото­рые у него есть. Почему дети не говорят об этом своим родителям? Потому что зачастую они просто не верят в то, что родители будут искренни в выражении признательности собственному ребенку. Если ребенок будет чувствовать признание, он будет прилагать гораздо больше усилий, чтобы добиться жизненного успеха и будет стараться доказать, что его достижения и успехи возникли не на пустом месте, они не единичны. ПРИМЕР ИЗ ОБЪЕДИНЕНИЯ

Признание родителями собственного ребенка — это создание в собственной семье таких си­туаций, когда ребенок имеет возможность не только отвечать на воп­росы родителей, но и задавать им свои вопросы, от которых они не будут отмахиваться, на которые они дадут ответ уважительно и серь­езно.
Не менее значимым чувством для ребенка является родительская любовь. Есть еще в современном мире дети, которые имеют родите­лей, но не знают, что такое любовь. Ребенок нуждается в любви и ласке независимо от возраста. Детям нужно, что­бы их обнимали, целовали не менее 4-5 раз в день. Иногда родители сетуют на то, что ребенок-подросток не подпускает к себе, сторонит­ся родительских объятий; в такой ситуации нельзя искать причину только в ребенке. Это может быть связано с тем, что в дошкольном и младшем школьном возрасте проявление любви и ласки со сто­роны родителей ребенок ощущал на себе достаточно редко, и у него не сформировалась потребность в родительском внимании.
Эти факты красноречиво свидетельствуют том, что многие взрослые, ставшие родителями, в свои семьи привнесли тот опыт общения своими детьми, который был заложен в их семьях и стал для них традиционным. Иногда родители просто стесняются говорить детям о своей любви. Об этом не говорят родители друг другу, не говорят родители детям, не говорят дети родителям — но ведь без семени цветок на окне не вырастет!

Народная мудрость говорит:

Посеешь любовь, тепло и ласку в детском возрасте, будешь ее хо­лить и лелеять в подростковом — пожнешь сполна в старости: она вернется к тебе заботой и вниманием, терпением и терпимостью уже выросших детей.

Любовь необходима ребенку еще и для того, чтобы он мог адек­ватно реагировать на те требования, которые к нему предъявляются в семье. Если требования есть, но любви ребенок не ощущает, эти тре­бования останутся невыполненными.

Если ребенок физически и ду­ховно ощущает родительскую любовь и ласку, он не будет принимать требования родителей в штыки. Любовь делает детей счастливыми. Дети, с которыми обращаются без любви, развиваются неправильно, даже если во всем остальном они воспитаны как надо.

Родительская любовь должна искать в своем ребенке достоинства, недостатки искать не нужно, они, как правило, всегда на поверхнос­ти. При этом родители должны помнить, что недостатки поддаются исправлению только тогда, когда это делается без сарказма и иро­нии, издевательства и обвинений. Они исправляются при наличии любви.
Очень значимым и важным принципом в общении детей и родителей является принцип доступности. Он особенно актуален для се­мей XXI в. Многие родите­ли объясняют проблемы в воспитании собственного ребенка тем, что им катастрофически не хватает времени на общение с детьми, что они много работают и заняты добыванием куска хлеба.

Быть доступным — это значит в любую минуту найти в себе силы отложить все свои дела, свою работу, чтобы пообщаться с ребенком. В общении с ребенком иногда промедление смерти подобно. Нельзя отмахиваться, нельзя списывать на занятость, нельзя переносить на «потом».
Анализ анкет, предложенных родителям, показал следующие результаты:

Анкетадля родителей

  1. Сколько времени (приблизительно) Вы общаетесь со своим ребенком (в тече­ние дня, в течение недели, в совместной работе, в беседах, разговорах, в кино, клу­бе, театре, библиотеке, на прогулке в лес, на реку и т.п.)?

Часто, от 1-3 часов в день, всегда.

  1. Есть ли другие виды общения. Укажите их.

Нет (затруднились ответить)

3. Считаете ли вы это время общения достаточным для воспитания вашего ре­бенка? Да — 55 %, Нет – 45 %
4. Беседуете ли вы с ребёнком о культуре общения? Да -100%
5.Соблюдается ли культура общения в вашей семье?

Да — 91 % стараемся соблюдать — 9 %

6.Встречаете ли вы трудности в воспита­нии ребёнка и какие? Как их разрешаете? Да — 67 % Нет — 33 %

решаются разговорами, убеждениями, проявляют терпение и понимание, советуются с ребёнком, как бы он поступил на моём месте.

7. Какая из приведённых ниже жизненных установок является, по вашему мнению,
для ребенка наиболее значимой?

а) Быть материально обеспеченным человеком. 45 %

б) Встретить любовь. 45 %

в) Иметь много друзей. 33 %

г) Реализовать свои интеллектуальные возможности. 45 %

8.Знаком ли ваш ребенок с теми мораль­ными и материальными проблемами, которые существуют в семье? Да – 91 % Не совсем — 9 %

9 Есть ли у вашего ребенка секреты от своей семьи?

Нет — 55 % Да — 33 % Возможно — 11 %

10. Что для вашего ребенка вечер дома?

а) Радость общения. 88 %

б) Возможность быть самим собой. 22 %

в) Мучение и пытка.
11. Можете ли вы в любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?

Да 78 % Не всегда — 22 %

12.Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст? Да – 100 %
13. Рассказать ребенку поучительный слу­чай из детства, представляющий вас в
невыгодном свете? Да – 89 % Нет — 11 %
Данная статистика говорит сама за себя. Если у взрослых нет вре­мени на общение с собственным ребенком сегодня, то у выросшего ребенка не будет времени на общение с родителями завтра. Если ре­бенок в семье имеет возможность достаточно часто общаться со сво­ими родителями, то он уже с раннего детства понимает собственную нужность и значимость.

Однако родители должны помнить, что проводить время с соб­ственным ребенком — это не значит без конца читать ему мораль или делать с ним уроки. Быть доступным для ребенка — это значит вовре­мя прочитать вопрос в его глазах и ответить на этот вопрос, доверить ребенку свои переживания и помочь ему пережить его страдания, проговорить и обсудить их вовремя. Быть доступным — это значит, иметь право на совместный поиск истины со своим малышом. Когда ребенок начинает искать истину в подворотне, одной из причин та­кого положения вещей является родительская недоступность и не­прикосновенность, безразличие к ребенку и в конечном счете — к са­мому себе.

Только имея в своем родительском арсенале принятие, призна­ние, любовь можно формировать у ребенка такие качества, как от­ветственность, самодисциплину, осознанную способность к ограни­чениям.
Воспитание ответственности и самодисциплины. Огромное зна­чение в воспитании ребенка имеет формирование у него привычки быть ответственным. Чем раньше ребенок начнет проявлять ответ­ственность за свои поступки и слова, тем больше шансов на то, что он сможет превратиться в уравновешенную и зрелую личность. Та­кие понятия, как ответственность и обязательность, детям не особенно присущи. При перечислении своих личностных качеств многие учащиеся ставят ответственность и обязательность на последнее и предпоследнее место.

На проявление ребенком вышеназванных качеств огромное влияние оказывают стиль поведения родителей в семье, их способность проявлять эти же качества в обыденной жизни. Ежедневно родители должны демонстрировать своим детям собственное проявление ответственности перед ними. Это не значит, что родители должны от­читываться за каждый прожитый день или за свои поступки. Мудрость ответственности родителей состоит в том, что всегда они выполняют то, что обещают детям, а если по ка­кой-то причине этого не происходит, они находят в себе смелость признать свое неумение сдержать обещание и пытаются исправить собственные ошибки. Настоящие родители не боятся детской критики, справедливых замечаний соб­ственного ребенка. Если каждый день отец обещает приходить до­мой трезвым, но этого не выполняет, если мама обещает чему-то на­учить, что умеет сама, но этого не делает, — это рано или поздно вы­зовет протест ребенка, и во что он выльется — трудно предсказать. Ответственное поведение родителей дается непросто, требует выдер­жки и волевых усилий, но именно оно формирует у ребенка привычку быть от­ветственным и дисциплинированным.

Для соблюдения ребенком ответственности и формирования у него навыков самодисциплины необходимы определенные условия. Од­ним из главных условий является наличие у ребенка в семье опреде­ленных обязанностей, которые он должен выполнять ежедневно. При этом родителям нужно проявлять терпимость и терпение. Если в обя­занность сына или дочери входит уборка квартиры или вынос мусо­ра, значит, никто другой не должен за них это делать. Безусловно, бывают разные ситуации, но, если ребенок в добром здравии, но про­сто не хочет ничего делать, он должен быть наказан и при этом необ­ходимо, чтобы наказание воспринималось им осознанно.

Миссия родителей — научить ребенка брать ответственность за свои поступ­ки на себя.

Воспитывать у ребенка ответственность — это значит использо­вать как метод воспитания ограничение. Если родители с раннего детства ребенка не научились говорить ему слово «нет», то их жизнь может превратиться в нескончаемую дорогу в ад.

Очень важно, чтобы умение говорить «нет» было обоюдным решением родителей. Нет ничего более страшного в семейном воспитании де­тей, если один родитель позволяет, а другой — запрещает. Еще страш­нее, если один из родителей вместе с ребенком что-то скрывает от другого родителя, боясь его гнева. Потворствуя ребенку в его небла­говидных поступках, скрывая проступки, мы способствуем вседоз­воленности, создаем условия для усугубления конфликтной ситуа­ции, теряем остатки собственного авторитета.

Авторитет родителей важная составляющая успешности вос­питания детей в семье. Приобретение авторитета в глазах собствен­ного ребенка — кропотливый труд отца и матери. Мнение родителей о родных и близких, окружающих людях, коллегах, поведение роди­телей в кругу семьи и вне его, поступки родителей, их отношение к работе и к посторонним людям в обыденной жизни, отношение родителей друг к другу — все это слагаемые родительского авторитета, родительская авторитетность не должна зависеть от определенных ситуаций, которые могут повлиять на взаимоотношения с детьми. К примеру, у отца неприятности на работе, и он компенсирует нервные издержки, контролируя дневник своего чада, распекая его при этом точно так, как его самого распекали на работе. Авторитета и уважения со стороны ребенка этот факт ему не прибавит, а недоверие, неприязнь, обиду оставит надолго.

Авторитетность родителей в глазах ребенка — это прежде всего желание ребенка говорить родителям правду, какой бы горькой для отца и матери она ни была. Так будут дети поступать в том случае, если родители объяснят им, что прожить жизнь, не совершая ошибок, невозможно.

Авторитетные родители не ставят перед собой задачу наказать ре­бенка, для них важным является осознание ребенком степени тяжес­ти совершенного проступка по отношению к другим людям и самому себе.

Авторитетность родителей состоит не в том, чтобы повысить го­лос, взять в руки ремень, кричать так, что не выдерживают барабан­ные перепонки, а в том, чтобы спокойно, без ненужных истерик про­анализировать ситуацию и предъявить ребенку требования так, что­бы он понял: об этом говорят ему раз и навсегда.

Авторитет родителей во многом зависит от того, насколько они сами умеют прощать и просить прошение. Ребенок никогда не будет просить прощения, если он не наблюдал подобного опыта в собственной семье.

Еще одно немаловажное качество родителей, которые хотят быть авторитетными в глазах своих детей, — это отсутствие боязни крити­ки со стороны своих детей.

Меняется мир, дети XXI века имеют иные информационные воз­можности, много умеют из того, чего не умеют их родители. Родите­ли, которые хотят сохранить авторитет в глазах своих детей, должны тоже учиться у них. Какая музыка интересна ребенку, какие музы­канты и группы стали его кумирами, какие книги он читает и почему они ему интересны, какие речевые обороты он использует и что они означают, — это и многое другое должно интересовать родителей, претендующих на роль авторитетного лица для собственного ребенка.

Родители, помните! Дети — отличные психологи. Они прекрасно чувствуют слабость стар­ших. Поэтому, несмотря на нашу готов­ность к компромиссу, сын или дочь долж­ны знать, что родительский авторитет незыблем, если же взрослые демонстри­руют подростку собственную несдержан­ность, истеричность, непоследователь­ность, трудно ждать от него хорошего по­ведения

Признание собственного ребенка, принятие его, любовь к нему, авторитет родителей в его глазах, проявление ответственности, дос­тупность родителей собственному ребенку — понятия обратно про­порциональные.

тест
Хорошие ли вы родители?
На вопросы этого теста можно отвечать «да», «нет», «не знаю». Итак:

  1. На некоторые поступки ребенка вы часто реагируете «взрывом», а потом жа­леете об этом.
  2. Иногда вы пользуетесь помощью или советами друзей, когда вы не знаете, как реагировать на поведение вашего ребенка
  1. Ваши интуиция и опыт — лучшие советники в воспитании ребенка.
  2. Иногда вам случается доверять ре­бенку секрет, который вы никому друго­му не рассказали бы.
  3. Вас обижает негативное мнение о вашем ребенке других людей.
  4. Вам случается просить у ребенка прошения за свое поведение.
  5. Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от своих родителей.
  6. Вы замечаете между своим характе­ром и характером ребенка различия, ко­торые иногда удивляют (радуют) вас.

9. Вы слишком сильно переживаете не­приятности или неудачи вашего ребенка.

  1. Вы можете удержаться от покупки интересной игрушки для ребенка (даже если у вас есть деньги), потому что знае­те, что ими полон дом.
  2. Вы считаете, что до определенного возраста лучший воспитательный аргу­мент для ребенка — физическое наказа­ние (ремень).
  3. Ваш ребенок именно таков, о ка­ком вы мечтали.
  4. Ваш ребенок достает вам больше хлопот, чем радости.

14.Иногда вам кажется, что ребенок учит вас новым мыслям и поведению.

15. У вас конфликты с собственным ребенком.
Подсчеты результатов.

За каждый ответ *да* на вопросы: 2,4,6,8,10,12,14, а также «нет» на вопро­сы: 1,3, 5, 7,9,11,13,15 получаете по 10 очков. За каждые *не знаю» получаете по 5 очков. Подсчитайте полученные очки.

100-150 очков. Вы располагаете боль­шими возможностями правильно пони­мать собственного ребенка. Ваши взгля­ды и суждения — ваши союзники в реше­нии различных воспитательных проблем. Если этому на практике сопутствует подобное открытое поведение, полное тер­пимости, вас можно признать примером, достойным для подражания. Для идеала вам не хватает одного маленького шага. Им может стать мнение вашего ребенка. Рискнете?

50—99 очков. Вы находитесь на пра­вильной дороге к лучшему пониманию собственного ребенка. Свои временные трудности или проблемы с ребенком вы можете разрешить, начав с себя. И не ста­райтесь оправдываться нехваткой време­ни или натурой вашего ребенка. Есть не­сколько проблем, на которые вы имеете влияние, поэтому постарайтесь это ис­пользовать. И не забывайте, что пони­мать — это не всегда означает принимать. Не только ребенка, но и собственную личность тоже.

0-49 очков. Кажется, можно только больше сочувствовать вашему ребенку, чем вам, поскольку он не попал к родите­лю — доброму другу и проводнику на трудной дороге получения жизненного опыта. Но еще не все потеряно. Если вы действительно хотите что-то сделать для вашего ребенка, попробуйте иначе. Мо­жет, вы найдете кого-то, кто вам поможет в этом. Это не будет легко, зато в буду­щем вернется благодарностью и сложив­шейся жизнью вашего ребенка.
Предоставляется слово психологу Елизавете Спиридоновне.

Правила благополучного родителя.

  • Чем больше времени родители проведут со своим ребенком в его детстве и юности, тем больше шансов у престарелых роди­телей видеть взрослых детей в отцовском доме.
  • Чем меньше родители будут использовать в общении с собствен­ным ребенком угрозы и наказания, тем больше вероятность при­нятия взрослыми детьми права на спокойную старость их роди­телей.
  • Чем чаще родители используют в воспитании собственных де­тей упреки и напоминания о детских неблаговидных поступках, тем больше вероятность того, что любая немощь престарелого родителя будет замечена и подчеркнуто продемонстрирована взрослым ребенком.
  • Чем раньше родители научатся проявлять терпение и терпимость по отношению к ребенку в детстве, тем больше шансов у соста­рившихся родителей почувствовать по отношению к себе про­явление терпения и терпимости от взрослых детей.
  • Хамство и грубость детства практически всегда возвращаются неуютной и обиженной старостью, очень грустной и очень тоск­ливой.
  • Чем больше родители привлекают своих детей к обсуждению жизненно важных вопросов семьи, нравственных проблем, тем больше шансов у престарелых родителей быть в гуще событий жизни своих взрослых детей.
  • Родители, которые хотят иметь детей, должны задать себе воп­рос не только не только о том, какого ребенка они хотят вырас­тить, но и о том, какой они представляют себе свою старость.

III. Заключительное слово классного руко­водителя.
Почаще смотрите на своих де­тей, когда они спят. Смотрите, отдыхайте душой, думайте. Надо чаще говорить ребенку о вашей вере в него, вашей любви. Жизнь спра­ведлива. Если не в своей семье, так в другой, не у нас в учреждении, так в следующем, не от вас, так от других людей, рано или поздно ваш ребенок все равно узнает, что такое любовь, великодушие, понимание.

Но мы-то с вами хотим, чтобы наши дети узнали это от нас с вами, правда? Это, значит, сегодня, сейчас. (Звучит песня «Погода в доме».)

Другие статьи

  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
  • Ребенок 9 месяцев не спит весь день Грудничок весь день не спит: причины нарушения детского сна Полноценный сон имеет очень большое значение для поддержания физического и психического здоровья детей и взрослых. Особенно важен он для малышей первого года жизни, переживающих период адаптации к окружающему […]
  • Отит у 3 х месячного ребенка Отит у 3 х месячного ребенка Для более быстрой и комфортной работы с сайтом бэби.румы рекомендуем обновить ваш браузер. Для этого необходимо скачать и установить обновление,с официального сайта браузера. Нужные организации на карте твоего города Чем чаще всего болеют […]
  • Почему ребенок после еды не срыгивает Первые грудничковые проблемы – срыгивания, икота, колики Первые грудничковые проблемы связаны с пищеварением. Наиболее частые проблемы у малышей: срыгивание, рвота, икота, колики (боли в животе), пищевая аллергия, нарушение характера и частоты стула, запор, диарея […]
  • Равномерный метод воспитания выносливости Методики воспитания выносливости Методика воспитания общей выносливости Для развития общей выносливости наиболее широко применяются циклические упражнения продолжительностью не менее 15—20 мин, выполняемые в аэробном режиме. Они выполняются в режиме стандартной […]
Смотрите так же:  Вес рост новорожденного ребенка