Золотова т н психология стресса

Татьяна Золотова: Психология стресса

Аннотация к книге «Психология стресса»

В пособии дается общее представление о природе стресса, рассматриваются его причины и последствия, предлагаются методики диагностики стресса и технология его преодоления.
Предназначено для профессиональных психологов, студентов психологических специальностей, педагогов и всех интересующихся данной проблемой.
Рекомендовано кафедрой гуманитарных дисциплин Института современной экономики в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений.

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Золотова т н психология стресса

341 руб 293 руб

вы экономите 48 руб ( 14% ).

Наличие на складе:

Склад в Москве
Ожидаемое поступление (если вы сделаете заказ прямо сейчас): 11.03.2019; планируемая отправка: 12.03.2019

Склад в С.-Петербурге
Ожидаемое поступление (если вы сделаете заказ прямо сейчас): 14.03.2019; планируемая отправка: 15.03.2019

В пособии дается общее представление о природе стресса, рассматриваются его причины и последствие, предлагаются методики диагностики стресса и технология его преодоления.
Особое внимание уделяется проблеме посттравматического стрессового расстройства и профессиональному стрессу: приводятся симптоматика, различные виды психотерапии, подробное описание некоторых травматических ситуаций и виды психологической помощи.
Предназначено для профессиональных психологов, студентов психологических специальностей, педагогов и всех интересующихся данной проблемой.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «ПСИХОЛОГИЯ СТРЕССА»

1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Кафедра практической психологии личности и индивидуального консультирования Учебно-методический комплекс по дисциплине «ПСИХОЛОГИЯ СТРЕССА» Для специальности Психология АСОУ 2010

2 УДК 371 Автор-составитель: Нелюбина А.С., канд. психол. наук, ст. преподаватель кафедры практической психологии личности и индивидуального консультирования. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология стресса» / Авт.-сост. А.С. Нелюбина. М.: АСОУ, с. Дисциплина «Психология стресса» входит в компонент цикла дисциплин специализации и является обязательной для изучения. Одобрено методическим советом Протокол мая 2010 г. Рекомендовано кафедрой Протокол 6 21 января 2010 г. Нелюбина А.С., авт.-сост., 2010 АСОУ,

3 С О Д Е Р Ж А Н И Е 1. Цели и задачи дисциплины Требования к уровню освоения содержания дисциплины Объем изучения дисциплины Объем дисциплины и виды учебной работы Распределение часов по темам и видам учебной работы Содержание дисциплины и методические рекомендации по ее изучению Планы семинарских занятий и методические рекомендации по подготовке к ним Технологическая карта самостоятельной работы студентов и методические рекомендации по ее организации Тематика докладов и самостоятельных работ Вопросы к зачету и методические рекомендации по подготовке к нему Учебно-методическое обеспечение дисциплины Литература Методическое и информационное обеспечение

4 4 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Дисциплина «Психология стресса» относится к группе дисциплин специализации. Целя м и изучения дисциплины являются: ознакомление с основными теоретико-методологическими и научнопрактическими аспектами исследования проблемы стресса; приобретение умений и навыков работы со стрессовыми реакциями, необходимых психологу в практической деятельности; ознакомление с проблематикой профессионального стресса; формирование умения правильно дифференцировать нормальное и патологическое реагирование на стрессовую ситуацию. Основными з а д а ч а м и изучения дисциплины являются: знакомство с основными теориями и моделями стресса; изучение основных фаз стресса; знакомство с основными видами стресса; ознакомление с феноменом посттравматического стрессового расстройства, его отличиями от непатологической стрессовой реакции; изучение основных методов, приемов и техник психологической помощи лицам, находящимся в стрессовой ситуации. 2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В результате изучения дисциплины студенты д о л ж н ы: иметь представление об основных теоретико-методологических и научно-практических аспектах исследования проблемы стресса; знать: основные проявления стресса, фазы развития стрессовой реакции, факторы, влияющие на развитие стресса; основные проявления, психологическую феноменологию и отличия от стрессовой реакции при посттравматическом стрессовом расстройстве; уметь: дифференцировать проявления разных фаз развития стресса; диагностировать психическое состояние лиц, имеющих опыт переживания стрессовых событий; наметить и аргументировать стратегию оказания психологической помощи при стрессовых реакциях. 3. ОБЪЕМ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Дисциплина «Психология стресса» общим объемом 80 ч для специальности «Психология» изучается в 9-м семестре. Программой дисциплины предусмотрены лекции, которые для эффективного усвоения материала дополняются семинарами, в ходе которых студенты активно овладевают необходимыми знаниями по выбору адекватных методов оценки и коррекции стресса.

5 При проведении аудиторных занятий используются различные формы обучения: опросы, дискуссии, доклады и т.д. В процессе самостоятельной работы студенты выполняют упражнения и практические занятия и т.д Объем дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы в соответствии с учебным планом Количество часов Аудиторные занятия: 36 лекции 18 семинарские занятия 18 Самостоятельная работа 44 В с е г о 80 Текущий контроль Две самостоятельные работы, доклад Итоговый контроль Зачет 3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы Тема Количество часов по учебному плану В Л С СР 1. Понятие стресс. История изучения Теории стресса Основные фазы стресса Личность и стресс Травматический стресс. Посттравматическое стрессовое расстройство 6. Виды стресса: профессиональный, семейный детский и другие 7. Психосоматические последствия стресса Профилактика и коррекция стрессовых расстройств В с е г о: В всего; Л лекции; С семинары; СР самостоятельная работа. 4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕЕ ИЗУЧЕНИЮ Т е м а 1 Понятие стресс. История изучения Первоначальное понятие о стрессе. История изучения стресса. Традиции исследования стресса в физиологии и психологии. Многозначность 5

6 определений, научных описаний и теоретико-методологических подходов к исследованию стресса. Стресс, стрессовая реакция, стрессор. Попытки классификации стрессоров. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ 1. Физиологическое и психологическое понимание стресса. 2. В чем заключается сложность классификации стрессоров? Т е м а 2 Теории стресса Многозначность определений стресса. Различные теоретические модели возникновения и изучения стресса: Г. Селье, Р. Лазарус, С. Фолкман, Т. Кокс, Л. Леви, А. Каган, Дж. Эверли, Р. Розенфельд, К.В. Судаков и др. Необходимость системного подхода к изучению стресса. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ 1. Почему существует множество определений стресса? 2. Сравните основные объяснительные теории стресса. В чем их сходство, а в чем различие? 3. Чем вызвана необходимость системного подхода в изучении стресса? Т е м а 3 Основные фазы стресса Основные признаки стресса. Характеристика стадий развития (фаз) стресса: мобилизация, резистентность, истощение. Патофизиологические механизмы возникновения и развития стресса: нейронные, вегетативные, нейрогуморальные. Виды стресса. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ 1. Перечислите основные фазы стресса. 2. Каковы основные признаки стресса (учитывая стадию развития)? 3. Какие патофизиологические механизмы лежат в возникновении стресса? Т е м а 4 Личность и стресс Факторы, влияющие на стрессовое переживание. Индивидуальнотипологические и личностные особенности темперамента в процессе стрессоустойчивости. Роль механизмов психологических защит: их разная адаптивность в зависимости от типа ситуации. Роль когнитивной оценки угрозы (Р. Лазарус) и стратегий совладания в ситуации стресса. Представление о копинге как адаптивном поведении. Классификация типов совладающего поведения (Р. Лазарус, С. Фолкман, 6

7 Г. Хаан, С. Холахан). Представление об адекватном/неадекватном, эффективном/неэффективном копингах. Роль социальной поддержки в переживании стресса. Когнитивная, эмоциональная поддержки и поддержка самооценки. Возможность протективного и отягчающего влияния социальной сети. Понятие неадекватной социальная поддержка. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ 1. В чем различие между психологическими защитами и копингстратегиями? 2. Какие виды копинг-стратегий (способы классификаций) вы знаете? 3. Почему социальная сеть может оказывать не только протектирующее, но и отягчающее воздействие? Т е м а 5 Травматический стресс. Посттравматическое стрессовое расстройство Стресс и травматический стресс. Многозначность определения психическая травма. История понятия, методологические подходы к следованию. Диагностические критерии посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Клиническая картина ПТСР. Симптомы вторжения, избегания и повышенной возбудимости. Основные психологические феномены ПТСР. «Психический коллапс», «консервация» адаптационных ресурсов, диссоциация и дезорганизация. Психологические особенности лиц, переживших ПТСР. Нарушение действия механизмов психологических защит. Сужение жизненной перспективы. Социально-психологические эффекты в ситуациях массовых катастроф. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ 1. В чем отличие стресса от травматического стресса? 2. Каковы основные психологические феномены ПТСР? 3. Каковы основные психологические особенности лиц, переживших травматический стресс? Т е м а 7 Психосоматические последствия стресса Стресс и дистресс. Превышение адаптационных возможностей организма. Психосоматические последствия стресса. Соматоформные расстройства. Основные объяснительные концепции: концепция стресса Г. Селье и кортиковисцеральная теория; психосоматический симптом как результат конверсии; психосоматический симптом как результат разрешения конфликта в вегетативной нервной системе; психосоматический симптом как результат использования незрелых психологических защит; психосоматический симптом как результат ресоматизации функций Я; психосоматический симптом как ре- 7

8 зультат алекситимии; психосоматический симптом как результат интроекции дисфункциональных базисных схем, когнитивные теории. 8 ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ 1. Каковы условия перехода стресса в дистресс? 2. Что понимается под соматоформным расстройством? 3. Перечислите основные психосоматические теории. Т е м а 8 Профилактика и коррекция стрессовых расстройств Биологическая модель стресса и методы коррекции (медикаментозная терапия, релаксация, медитация, аутогенная тренировка). Бихевиоральная модель: систематическая десенсибилизация; моделирование ситуации и проигрывание ее с терапевтом. Когнитивная модель: рациональноэмотивная психотерапия А. Бэк; обучение сопротивлению стрессу («тренинг самоинструкций») Д. Мейхенбаум. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ 1. На чем основаны методы релаксации? 2. В чем суть систематической десенсибилизации? 3. Какие группы «самоинструкций» используются при обучении сопротивлению стрессу? Методические рекомендации. Дисциплина «Психология стресса» способствует систематизации знаний, полученных студентами в курсах других дисциплин по проблеме стрессовых расстройств, профессионального стресса и его последствий (в частности эмоционального выгорания), оказания психологической помощи при стрессе. Специализация студентов в области психологии управления предполагает сформированность навыков и умений психологической диагностики и коррекции стрессовых расстройств у сотрудников организации, оптимизации трудовой деятельности, профилактики эмоционального выгорания у работников. Изложенные соображения обусловили включение дисциплины «Психология стресса» в перечень изучаемых дисциплин специализации кафедры практической психологии личности и индивидуального консультирования. 5. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К НИМ Т е м а 1 Понятие стресс. История изучения Цель: формирование представления о феномене стресса, разном наполнении этого понятия, истории его изучения. Форма проведения: дискуссия.

9 ВОП Р О С Ы 1. Анализ нескольких определений стресса. Понятие стресс у разных исследователей? 2. Характеристика понятий: стресс, стрессовая реакция, стрессор. 3. Основные вехи в истории изучения стресса. Имена их исследователей. Л и т е р а т у р а: [1, с ]; [3, с. 3 11];[ 26, с. 7 13]; [35, с ]. Т е м а 2 Теории стресса Цель: формирование представления об основных теориях, объясняющих возникновение и протекание стресса. Форма проведения: дискуссия. В О П Р О С Ы 1. Физиологическое и психологическое понимание стресса. 2. Основные объяснительные теории стресса. 3. Необходимость системного подхода в исследовании стресса. Л и т е р а т у р а: [2, с ]; [3, с. 7 18]; [26, с ]. Т е м а 3 Основные фазы стресса Цель: формирование представления об основных фазах стресса. Форма проведения: дискуссия. В О П Р О С Ы 1. Основные фазы стресса. 2. Фаза стресса, которая может оказывать и позитивное влияние на психическую деятельность человека. 3. Основные проявления на разных фазах развития стресса. Л и т е р а т у р а: [1, с ]; [35, с ]. Т е м а 4 Личность и стресс Цель: формирование представления о взаимосвязи личностных особенностей и оценки стрессора, протекания стрессовой реакции. Форма проведения: дискуссия. В О П Р О С Ы 1. Связь между личностными особенностями и спецификой переживания стресса. 2. Роль оценки угрозы личностью в принятии ею решения о стратегиях совладания со стрессом. 9

10 3. Известные стратегии совладания. 4. Значение социальной поддержки в преодолении стресса. Л и т е р а т у р а: [3, с ]; [35, с ]. Т е м а 5 Травматический стресс. Посттравматическое стрессовое расстройство Цель: формирование представления о феномене травматического стресса и патологической реакции на него. Форма проведения: дискуссия. В О П Р О С Ы 1. Специфика стрессоров, вызывающих травматический стресс. 2. Психологическая феноменология ПТСР. 3. Основные диагностические критерии ПТСР. Л и т е р а т у р а: [2, с , 47 53]; [30, с ]; [35, с ]. Т е м а 6 Виды стресса: профессиональный, семейный детский и другие Цель: формирование представления об основных видах стресса и их специфики. Форма проведения: доклады, дискуссия. Д О К Л А Д Ы 1. Профессиональный стресс: причины, проявления, методы диагностики (на примере разных профессий). 2. Проявления стресса в детском возрасте. 3. Стресс, вызванный потерей близкого человека. 4. Семейные кризисы и стрессовые реакции. Л и т е р а т у р а: [2, с ]; [3, с ]. Т е м а 7 Психосоматические последствия стресса Цель: формирование представления о феномене психосоматических расстройств как последствий стресса. Форма проведения: дискуссия. В О П Р О С Ы 1. Психосоматические проявления последствий стресса. 2. Основные теории, объясняющие психосоматические расстройства. Л и т е р а т у р а: [4, с ]; [25, с ]; [35, с ]. 10

Смотрите так же:  Стресс у беременных последствия

11 Т е м а 8 Профилактика и коррекция стрессовых расстройств Цель: формирование представления об основных методах коррекции и профилактики стресса. Форма проведения: дискуссия, самостоятельная работа. В О П Р О С Ы 1. Основные методы коррекции стрессовых расстройств. 2. Профилактика стрессовых расстройств в трудовой деятельности. 3. Саморегуляция человека в условиях стресса. Л и т е р а т у р а: [3, с ]; [12, с ]; [30, с , ]; [35, с ]. Методические рекомендации. При подготовке к семинарским занятиям необходимо: ознакомиться с тематикой занятия; прочитать конспект лекции по теме и изучить рекомендованную литературу; составить краткий план ответа на каждый вопрос занятия; проверить свои знания, отвечая на вопросы для самопроверки. Успешное освоение дисциплины предполагает планомерную и систематическую организацию самостоятельной работы и своевременную сдачу отчѐта преподавателю. 6. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ Тема для самостоятельного изучения Виды и содержание самостоятельной работы 1. Понятие стресс. Подготовка к семинару по История изучения литературе к теме 1 2. Теории стресса. Подготовка к семинару по литературе к теме 2 3. Основные фазы Подготовка к семинару по стресса литературе к теме 3 4. Личность и стресс 1. Подготовка к семинару по литературе к теме 4 2. Подготовка к самостоятельной работе по литературе к теме 4 5. Травматический стресс. Посттравматическое стрессовое расстройство Подготовка к семинару по литературе к теме 5 Формы контроля 1. Выступление на семинаре То же » » 1. Выступление на семинаре 2. Самостоятельная работа Выступление на семинаре 11

12 Тема для самостоятельного изучения Виды и содержание самостоятельной работы 6. Виды стресса: профессиональный, семей- с докладом Подготовка к выступлению ный детский и другие 7.Психосоматические Подготовка к семинару по последствия стресса литературе к теме 7 8. Профилактика и коррекция стрессовых расстройств Подготовка к самостоятельной работе по литературе к теме 8 Формы контроля Выступление на семинаре То же Самостоятельная работа 7. ТЕМАТИКА ДОКЛАДОВ И САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ Доклады 1. Профессиональный стресс: причины, проявления, методы диагностики (на примере разных профессий). 2. Проявления стресса в детском возрасте. 3. Стресс, вызванный потерей близкого человека. 4. Семейные кризисы и стрессовые реакции. Самостоятельные работы 1. Определение студентом наиболее характерных для него копингстратегий в стрессовой ситуации и оценка их эффективности. 2. Психологическая помощь лицам, находящимся в стрессовой ситуации: подбор стратегий психологической работы в зависимости от характера стрессовой ситуации и особенностей личности клиента. 8. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К НЕМУ 1. Понятие о стрессе как общем адаптационном синдроме. 2. Теоретические модели развития стресса. 3. Психологический стресс: понятие, основные феномены. 4. Психологическое реагирование в стрессовой ситуации. Понятие «нормальной» и «патологических» фаз постстрессовых реакций. 5. ПТСР: определение, диагностические критерии. 6. Предикторы ПТСР, факторы, способствующие и препятствующие успешной адаптации. 7. Основные объяснительные теории возникновения ПТСР. 8. Психологическая помощь людям, имеющим травматический опыт: основные направления. 9. Методы саморегуляции психических состояний: классификация. 10. Синдром «эмоционального выгорания» в работе психолога. 12

13 Обязательным условием допуска студента к зачету является посещение лекций, систематическая работа на занятиях, выполнение и представление в срок преподавателю всех необходимых форм отчетности на положительную оценку. Активная работа студента в семестре будет способствовать успешной сдаче зачета. Методические рекомендации. Зачѐт выставляется по результатам работы студента на протяжении всего семестра. Сдаѐтся в форме беседы преподавателя и студента по теме, обозначенной в билете, и по самостоятельным работам, предоставленным студентом. На зачѐте студентом должны быть продемонстрированы: умение ориентироваться в основных теориях, объясняющих феномен стресса; знание методов профилактики и корригирования стрессового расстройства и навыки владения этими методами. Поэтому ответы на вопросы к зачѐту должны быть проиллюстрированы конкретными примерами из опыта студента, полученного в ходе изучения дисциплины. Активность в течение семестра как в рамках самостоятельной работы, так и на семинарах способствует успешной сдаче зачета. 9. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 9.1. Литература О с н о в н а я 1. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека, М., Интернет-ресурс: psihodiagnostika_funkcionalnih_sostojznij.rar 2. Тарабрина Н.В. Психология посттравматического стресса. М., Интернет-ресурс: Д о п о л н и т е л ь н а я 3. Бодров В.А. Информационный стресс. М., Интернет-ресурс: books/informacionniy-stress.rar 4. Сандомирский М.С. Защита от стресса. Физиологически-ориентированный подход к решению психологических проблем. М., Интернет-ресурс: books/top/sandomirskij_zashita_ot_stressa.rar Р е к о м е н д у е м а я 5. Аведисова А.С. Депрессия + тревога. М., Алиев Х. Защита от стресса. М., Астапов В.М. Тревожность у детей. СПб., Брайт Ф.Дж. Стресс. Теории, исследования, мифы. М, Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., Вильямс К. Тренинг по управлению стрессом. М., С Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь. СПб., Гремблинг С. Практикум по управлению стрессом. СПб., Жариков Е.С. Психологические средства стрессоустойчивости. М., Жорж Ж. Детский стресс и его причины. М.,

14 15. Золотова Т.Н. Психология стресса. М., Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс. СПб., Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс: Психосоматические и соматопсихические расстройства детей. СПб., Калшед Д. Внутренний мир травмы. М., Караяни А.Г. Психологическая реабилитация участников боевых действий. М., Колодзин Б. Как жить после психической травмы. М., Лазарус А. Психология стресса. N.-Y., Левин П. Понимание детской травмы. М., Литвак М.Е. Как преодолеть острое горе. Ростов н/д., Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб., С Мастюкова Е.М. Педагогическая коррекция. М., Мельник Б.Е., Кахана М.С. Медико-биологические формы стресса. Кишинев, Олифирович Н.И. и др. Семейные кризисы: феноменология, диагностика, психологическая помощь. М., Орлов Ю.М. Эмоциональный стресс. М, Психические состояния: Хрестоматия / Сост. Л.В. Куликов. СПб., Ромек В.Г., Конторович В.А., Крукович Е.И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. СПб., Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М., Селье Г. Стресс без дистресса. М., Синдром хронической усталости: диагностика и лечение / Под ред. Ю.В. Лобзина. СПб., Степашкин В.Е. Профессии и здоровье. М., Стресс и постстрессовые расстройства: личность и общество / С.Г. Сукиасян, А.С. Тадевосян, С.С. Чшмаритян, Н.Г. Манасян. Ереван, Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального стресса. М., Тигранян Р.А. Стресс и его значение для организма. М., Фидгор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой. М., Черепанова Е.М. Психологический стресс. М., Шевцов С.А. Самокоррекция стресса и депрессии. М., Школа стресса // Здоровье школьника Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. СПб., Методическое и информационное обеспечение Рекомендуется использовать учебники и учебные пособия из списков основной и дополнительной литературы, а также электронные версии книг из списка дополнительной литературы, имеющиеся в библиотеке факультета психологии. 14

15 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ СТРЕССА» Авт.-сост. А.С. Нелюбина Оригинал-макет подготовила И.А. Пеннер Изд Формат 60 90/16. Печать офсетная. Уч.-изд. л. 0,54. Усл. печ. л. 1,0. Тираж 30 экз. Заказ 495 Академия социального управления Москва, Енисейская ул., д. 3, корп. 5 15

Рекомендации по изучению дисциплины

Рекомендации для: Клиническая психология, семестр 01 Психология стресса

1. Цели освоения дисциплины.

Изучение курса позволит студентам освоить основные подходы к изучению стресса, методы диагностики негативных состояний и способы преодоления стрессовых расстройств.

2. Место дисциплины в структуре ООП.

Психология стресса относится к числу дисциплин профессионального цикла, дисциплина по выбору(С.3.ДВ3.). Для успешного овладения данной дисциплиной студенты должны быть ознакомлены с основами общей психологии. Овладение знаниями, умениями по курсу «Психология стресса» необходим для освоения всех базовых курсов. Для быстрого и эффективного овладения данной дисциплиной учащиеся должны хорошо владеть психологической терминологией, читать и понимать профессиональную психологическую литературу.

3. Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

способность и готовность к:

способностью и готовностью к совершенствованию и развитию своего интеллектуального и общекультурного уровня, нравственного и физического совершенствования своей личности (ОК-7);

умением формулировать развернутое структурированное психологическое заключение, от-вечающее целям исследования в контексте психологической теории, владением навыками обратной связи для обеспечения пациента (клиента) и медицинского персонала (заказчика

услуг) информацией о результатах диагностики, формулировать рекомендации (ПК-8);

консультативная и психотерапевтическая деятельность (психологическое вмешательство):

владением необходимыми знаниями об основных направлениях клинико-психологических вмешательств (психотерапии и психологического консультирования) и их теоретической обоснованности (ПК-9);

владением навыками консультирования медицинского персонала (или сотрудников других учреждений) по вопросам взаимодействия с пациентами (клиентами), создания необходимой психологической атмосферы и терапевтической среды, навыками психологического консультирования населения в целях психопрофилактики и развития (ПК-13);

владением навыками формирования установок, направленных на здоровый образ жизни, гармоничное развитие, продуктивное преодоление жизненных трудностей, гуманистическое взаимодействие с окружающим миром (ПК- 22);

способностью и готовностью к взаимодействию со специалистами в области охраны психи-ческого здоровья, с работниками экспертных организаций и учреждений социальной защиты населения (ПСК-3.12).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: основные причины возникновения психологического стресса, закономерности его развития, методы прогнозирования, диагностики, психопрофилактики и психотерапии;

Уметь: использовать знания, полученные в процессе изучения курса, для оценки и коррек-ции собственного психического состояния и в профессиональной деятельности психолога;

Владеть: методами диагностики и регуляции стресса у себя, у лиц, обращающихся за пси-хологической помощью, и в рабочих коллективах (по заказам организаций).

1.Стресс как биологическая и психологическая категория

2. Подходы и теории стресса

3. Формы проявления, признаки стресса

4. Оценка уровня стресса

5. Динамика протекания стресса.

6. Причины возникновения стрессов.

7. Поведение человека как причина возникновения стресса

8.Стресс как фактор развития личности

9.Концептуальные подходы к проблеме преодоления стресса.

10. Методы оценки и оптимизации уровня стресса

11. Клинические характеристики ПТСР

12. Основные психологические феномены ПТСР.

13. Основные подходы к выделению механизмов симптомообразования ПТСР.

16. Профессиональная подготовка специалистов работающих со стрессами.

15. Психологическая помощь при острых стрессовых состояниях и ПТСР

17. Зоны профессионального риска специалистов при работе с людьми, имеющими травма-тический опыт.

18. Психологическая помощь специалистам, работающим с пострадавшими

1. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека, М.,

2005. Интернет-ресурс: www.koob.ru/books/psychodiagnostic_systems/leonova_

2. Тарабрина Н.В. Психология посттравматического стресса. М., 2009. Интер-

б) дополнительная литература:

3. Бодров В.А. Информационный стресс. М., 2000. Интернет-ресурс: www.koob.ru/

4. Сандомирский М.С. Защита от стресса. Физиологически-ориентированный под-

ход к решению психологических проблем. М., 2001. Интернет-ресурс: www.koob.ru/

5. Аведисова А.С. Депрессия + тревога. М., 2003.

6. Алиев Х. Защита от стресса. М., 1996.

7. Астапов В.М. Тревожность у детей. СПб., 2004.

8. Брайт Ф.Дж. Стресс. Теории, исследования, мифы. М, 2003.

9. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.

10. Вильямс К. Тренинг по управлению стрессом. М., 2002. С. 5-33.

11. Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь. СПб., 2004.

12. Гремблинг С. Практикум по управлению стрессом. СПб., 2002.

13. Жариков Е.С. Психологические средства стрессоустойчивости. М., 1990.

14. Жорж Ж. Детский стресс и его причины. М., 2003.

15. Золотова Т.Н. Психология стресса. М., 2008.

16. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс. СПб., 2005.

17. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс: Психосоматические и соматопсихиче-

ские расстройства детей. СПб., 2005.

18. Калшед Д. Внутренний мир травмы. М., 2001.

19. Караяни А.Г. Психологическая реабилитация участников боевых действий.

20. Колодзин Б. Как жить после психической травмы. М., 1992.

21. Лазарус А. Психология стресса. N.-Y., 1966.

22. Левин П. Понимание детской травмы. М., 1998.

23. Литвак М.Е. Как преодолеть острое горе. Ростов н/Д., 2000.

24. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в ус-

ловиях стресса. СПб., 2001. С. 135-246.

25. Мастюкова Е.М. Педагогическая коррекция. М., 2004.

26. Мельник Б.Е., Кахана М.С. Медико-биологические формы стресса. Киши-

27. Олифирович Н.И. и др. Семейные кризисы: феноменология, диагностика,

психологическая помощь. М., 2005.

28. Орлов Ю.М. Эмоциональный стресс. М, 1997.

29. Психические состояния: Хрестоматия / Сост. Л.В. Куликов. СПб., 2000.

30. Ромек В.Г., Конторович В.А., Крукович Е.И. Психологическая помощь в

кризисных ситуациях. СПб., 2005.

31. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельно-

32. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1982.

33. Синдром хронической усталости: диагностика и лечение / Под ред. Ю.В. Лоб-

34. Степашкин В.Е. Профессии и здоровье. М., 1996.

35. Стресс и постстрессовые расстройства: личность и общество / С.Г. Сукиа-

сян, А.С. Тадевосян, С.С. Чшмаритян, Н.Г. Манасян. Ереван, 2003.

36. Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального стресса. М., 1981.

37. Тигранян Р.А. Стресс и его значение для организма. М., 1988.

Смотрите так же:  Развитие и обучение детей с умственной отсталостью

38. Фидгор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой. М.,

39. Черепанова Е.М. Психологический стресс. М., 1997.

40. Шевцов С.А. Самокоррекция стресса и депрессии. М., 2003.

41. Школа стресса // Здоровье школьника. 2006. № 3.

42. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. СПб., 2006

Тема № 1.1 (семинарское занятие) Семинар №1 Понятие стресса в психологии и его виды (1 час)

1. Адаптация и стресс. Развитие представлений о стрессе в психологии

2. Виды стресса (физиологический, психологический, информационный, эмоциональный, профессиональный, спортивный, экзаменационный)

3. Вегетативные, эмоционально-поведенческие, когнитивные составляющие стресс-реакции

4. Изменение общения в ситуации стресса.

1.Корнилова Т. В., С. Д. Смирнов Методологические основы психологии: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. – Москва, Питер, 2007.

2.Психология и педагогика. Военная психология: учебник для курсантов высших военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации / под ред. А. Г. Маклакова. – Москва, Питер, 2007.

3. Березин Ф.Б. Психическая адаптация и тревога // Психология социальных ситуаций. Хрестоматия / Сост. Н.В. Гришина. — СПб.: Изд-во «Питер», 2001.- С.219 – 229.

4. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. – СПб.: Питер, 2009.

5. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд.- СПб.: Питер, 2008.

6. Жабин Д. В. Признаки речи в ситуации стресса: монография.- Воронежский гос. ун-т. — Воронеж: Воронежский государственный ун-т, 2008.

7. Золотова Т.Н. Психология стресса. Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Книголюб, 2008.

8. Кемпински А. Страх // Психология социальных ситуаций. Хрестоматия / Сост. Н.В. Гришина. — СПб.: Изд-во «Питер», 2001. — С.229-235.

9. Пергаменщик Л.А. Список Робинзона // Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. А.Е. Тарас, К.В. Сельченок. – Мн.: Харвест, 1999. — С.60 — 76.

10. Прохоров А.О. Страх. // Психология социальных ситуаций. Хрестоматия / Сост. Н.В. Гришина. — СПб.: Изд-во «Питер», 2001. — С.236-237.

11. Селье Г. Стресс жизни // Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. А.Е. Тарас, К.В. Сельченок. – Мн.: Харвест, 1999. — С.6 – 39.

12. Селье Г. Что такое стресс. Оптимальный уровень стресса // Психология социальных ситуаций. Хрестоматия. / Сост. Н.В. Гришина. — СПб.: Изд-во «Питер», 2001.- С.424 – 430.

Модуль 2. Комплексная цель модуля 2 «Ситуационный подход к стрессу. Преодолевающее поведение»: рассмотреть феномен психологического стресса с точки зрения ситуационного подхода, с учетом индивидуально-психологических факторов и моделей преодолевающего поведения.

Содержание модуля 2.

Тема 2.1. Соотношение понятий «ситуация», «событие», «среда». Типы ситуаций: трудная, стрессовая, стрессогенная, кризисная, экстремальная и др. Типы стрессовых ситуаций по Лазарусу: утраты, угрозы, вызова. Стресс, конфликт, кризис и фрустрация как типы критической ситуации (Ф.Е. Василюк).

Тема 2.2. Факторы, влияющие на развитие стресса. Личность и стресс. Роль личностных особенностей в развитии психологического стресса. Тревожность, экстравертированность, локус контроля, самооценка и др. факторы стресса. Психологические ресурсы личности. Личностный адаптационный потенциал. Жизнестойкость в модели стресса. Компоненты жизнестойкости: вовлеченность, контроль, принятие риска (С.Мадди). Толерантность к стрессу и способы ее повышения.

Тема 2.3. Понятие «совладающего поведения» (copingbehaviour). Копинг-стратегии, их классификации. Возрастные, гендерные, профессиональные особенности преодолевающего поведения. Концепция совладающего интеллекта (А.В. Либина). Методики диагностики копинг-стратегий (Р. Лазарус, С.Норман и др.).

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017

Мне понравился статья, очень позновательная и актуальная!! Спасибо за материал и проделанную работу

Актуальность данной темы не вызывает сомнений, поскольку современный мир невозможно представить без применения информационных технологий. В статье раскрывается эффективность использования мультимедийной презентации в учебном процессе. Следует отметить, что содержание статьи изложено лаконично и последовательно. Спасибо автору за интересную статью!

Весьма интересная статья, не думал что вынесу для себя что-то новое, например: не знал что украинский такой легкий в освоении. После прочитанной статьи ко мне вернулась девушка, а ветрянка прошла в считаные секунды, также я побил свой рекорд в додл джампе и набрал 2345 баллов. Авторы полностью раскрыли идею синтеза кефирной кислоты из огуречного рассола и о питательной свойствах зубной пасты «колгейт».

Видно,что автором проведена глубокая работа по изучению данного вопроса в оптике. Также немаловажным является то,что статья написана доступным, понятным языком,а читать ее легко и интересно.

Валерий, спасибо за интерес к моей работе. Я как раз и взял такую тему курсовой работы.

Статья замечательная,понятная,легкая для усвоения и главное полезная,т.к. тема геронтологии важна в наше время.

Отличная работа! Очень информативная статья!

Здравствуйте, в заключении вашей статьи указано, что показатели проведенных функциональных проб у пациентов с пневмонией оказались в пределах нормы, может ли это свидетельствовать о наличии компенсаторных реакций, обеспечивающих нормальную оксигенацию тканей при местном нарушении газообмена в воспаленной паренхиме легкого?

Статья определенно пробуждает желание углубиться в акутальные вопросы физики.Спасибо автору,что говорит про науку и таким доступным языком!

Данная работа интересна сравнением с российской музыкальной культурой. Музыка Испании всегда вызывает самые яркие чувства. Интересно рассмотреть педагогический аспект в плане использования произведений испанских композиторов в музыкально-образовательной практике общеобразовательной и музыкальной школы.

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИИ

Актуальность данной работы в том, что в последнее время ученые часто говорят о взаимосвязи стресса и болезни. Подверженность стрессу у людей неодинакова. У каждого человека вырабатывается различный, только ему присущий тип реагирования в стрессовых ситуациях, это и приводит к возникновению специфичных для данного типа личности психосоматических заболеваний.

Психосоматическая медицина (психосоматика) — раздел общей патологии, изучающий соматические расстройства и болезни, возникающие под влиянием или при участии эмоционального напряжения, в частности психических воздействий, испытанных индивидуумом в прошлом или в настоящее время. В современной медицине раздел психосоматики представляют исследования (клинические, психологические, эпидемиологические, лабораторные), освещающие роль стресса в патогенезе соматических заболеваний, связь патохарактерологических и поведенческих особенностей с чувствительностью или устойчивостью к определенным соматическим заболеваниям, зависимость реакции на болезнь (поведение в болезни) от типа личностного склада, влияние некоторых методов лечения (хирургические вмешательства, гемодиализ и т. п.) на психическое состояние.

Первоначально понятием «психосоматические» объединялись заболевания, в развитии которых существенную роль играют неблагоприятные психотравмирующие воздействия (ишемическая болезнь сердца, артериальная гипертензия, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, бронхиальная астма). В настоящее время термин имеет два значения: одно связано с его применением в области медицины, второе — к болезням, в которых важную роль играют психологические факторы.

Термин «психосоматика» предложил в 1818 году J. Heinroth, который объяснял многие соматические болезни как психогенные, прежде всего в этическом аспекте. Так, причины туберкулеза, эпилепсии и рака он рассматривал как результат переживания чувства злобы и стыда, а особенно — сексуальных страданий. Через 10 лет М. Якоби ввел понятие «соматопсихическое» как противоположное и в то же время дополнительное по отношению к «психосоматическому».

Хотя термин «психосоматика» является новым, концепция, которую он отражает, так же стара, как и врачебное искусство. Гиппократ первым в своем учений о темпераментах сформулировал положение о единстве души и тела. Он высказал также мысль о том, что болезнь представляет собой особую реакцию индивидуума на условия его жизни в среде. В 1857 г. R. Wirchow повторил это положение утверждением, что болезни представляют собою лишь проявления жизненных процессов в измененных условиях. Как известно, в последующем он изменил свою формулировку болезни, создав свою концепцию клеточной патологии. В наше время И. В. Давыдовский обозначил болезни как формы адаптации человека.

В пределах соматизированных расстройств выделяются относительно изолированные функциональные нарушения отдельных органов («функциональные синдромы» по Т. Uexkull) — органные неврозы. Различают кардио- и ангионеврозы, синдром гипервентиляции (психогенная одышка), ахалазия (кардиоспазм), синдром «раздраженного» желудка, «раздраженной», или «возбудимой», толстой кишки, «раздраженного» мочевого пузыря и пр. Психопатологические проявления таких неврозов чаще всего исчерпываются сочетанием конверсионных и соматизированных симптомокомплексов с тревожно-фобическими расстройствами и, в частности, с фобиями ипохондрического содержания.

Большинство современных исследователей выделяют психосоматические реакции и психосоматические заболевания. Первые по существу, еще не являются точно очерченной патологией и встречаются у здоровых людей как единичные, изолированные реакции организма на те или иные стрессовые моменты. Примером этих реакций являются учащение мочеиспускания и диарея у студентов перед трудными экзаменами. В то же время при определенных условиях эти единичные психосоматические реакции могут стать началом психосоматического заболевания.

В последнее время стали выделять «классические» психосоматические расстройства, в клинической картине которых имеется органическое поражение той или иной системы (язвенная и гипертоническая болезнь, неспецифический язвенный колит и т. д.).

Большое значение в развитии психосоматической патологии имеют типологические особенности личности.

Основная часть.

Личность — система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.

Психологическая структура личности – представляет собой целостное системное образование, совокупность социально значимых свойств, качеств, позиций, отношений, алгоритмов действий и поступков человека, сложившихся прижизненно и определяющих его поведение и деятельность.

Различные черты и свойства личности, входящие во все названные подструктуры, образуют две наиболее общие подструктуры: характер и способности, понимаемые как общие интегративные качества личности.

Способность – совокупность врожденных анатомо-физиологических и приобретенных регуляционных свойств, которые определяют психические возможности человека в различных видах деятельности.

Способности – понятие динамическое. Они формируются, развиваются и проявляются в деятельности. Различаются общие и специальные способности. Общие способности необходимы для всех видов деятельности. Они подразделяются на сложные – способность к обучению, наблюдательность, общий уровень интеллектуального развития и т.д., и элементарные – способности к психическому отражению действительности, элементарный уровень развития восприятия, па­мяти, мышления, воображения, воли и т.д. Без соответствующего уровня развития элементарных и сложных, интеллектуальных способностей человек не может включиться ни в один из видов человеческой деятельности. В соответствии с видами деятельности различаются следующие специальные способности – графические, художественно-литературные, конкретно-научные (математические и др.), практически-организационные, практически-созидательные и др.

В основе концепции позитивной психотерапии лежит точка зрения, что каждый, без исключения, человек обладает двумя базовыми способностями: к познанию (когнитивность) и к любви (эмоциональность). Способность к познанию в свою очередь выражает рациональную, интеллектуальную суть человека (левое полушарие головного мозга), а способность любить — эмоциональную и душевную его суть (правое полушарие).

Способность к познанию означает способность учиться и учить. Из нее развиваются вторичные способности, такие, как пунктуальность, чистоплотность, аккуратность, послушание, вежливость, честность, открытость, верность, справедливость, трудолюбие, бережливость, обязательность, тщательность и добросовестность.

Способность к любви означает способность любить и быть любимым. Оба компонента одинаково важны: способность активно устанавливать эмоциональные отношения (любить) и способность эмоциональные отношения принимать и поддерживать (быть любимым). Способность к любви ведет в своем дальнейшем развитии к таким вторичным способностям, как умение любить, быть примером, иметь терпение, уделять время чему-то, умение устанавливать контакты, проявлять и принимать нежность и сексуальность, иметь надежду, уметь доверять, верить и сомневаться, приобрести уверенность и устанавливать единство.

Базовые способности являются актуальными, или психо-динамически действующими. Они взаимосвязаны с такими категориями, как «Сверх-Я» и «Я-идеал», чувство самоценности и комплекс неполноценности, а также «желательным» и «нежелательным» поведением в поведенческой терапии.

Четыре формы переработки конфликта, соответствующих четырем измерениям способности к познанию:

Эти формы переработки конфликтов являются относительно широкими категориями, которые каждый наполняет своими личными представлениями, желаниями и конфликтами. Каждый человек развивает свои собственные предпочтения в преодолении возникающих конфликтов. При гипертрофии одной из форм переработки конфликтов другие отодвигаются на задний план. Какие из форм переработки конфликтов предпочитаются, зависит в существенной степени от приобретенного опыта, прежде всего — полученного в детстве. Четыре формы реагирования моделируются в конкретной жизненной ситуации при участии конкретных концепций.

Расстройства сна, потеря аппетита, заболевания органов, раздражительность, бесконтрольный прием пищи, витальная депрессия, сексуальные расстройства, утомляемость, боли, адинамия, акустические и оптические галлюцинации, ипохондрические представления, а также нарушения восприятия и влечений и аффективные расстройства могут быть представлены как симптомы в сфере тело/ощущения.

Расстройства мышления и интеллекта, нарушения внимания, памяти, трудности в принятии решения, склонность к рационализации, мечтательность, навязчивости, дереализация и т. д. относятся к разуму и вместе с тем к деятельности.

Фиксации, предрассудки, стереотипы, фанатизм, слабость суждений, боязнь правды, чувства ненависти и вины, маргинальность и односторонность связаны с традициями и, таким образом, с контактами. Безудержные фантазии, отстранение от действительности, суицидальные фантазии, сексуальные фантазии, опасения, навязчивые представления, бред отношения и преследования могут быть причислены к сфере будущего/фантазии.

При возникновении и проявлении заболевания (неврозы, психосоматические заболевания) большую роль играет так называемый актуальный конфликт. Он может быть результатом воздействия макропсихотравмы (к примеру, смерть близкого человека, эмиграция, безработица или смена профиля работы) или формируется под воздействием постоянно действующих микропсихотравмирующих факторов (конфликты в семье или на работе, общая эмоциональная напряженность в обществе и т. п.).

Смотрите так же:  Клубный ресторан истерия

Актуальный конфликт сам по себе изначально нейтрален. Но когда этот конфликт касается конкретного человека, то он получает индивидуальное звучание и становится патогенным фактором. Личность здесь играет не менее важную роль, чем конфликт. Только тогда, когда личность пропускает конфликт сквозь призму своего Я, он приобретает индивидуальное значение.

Степень, в какой актуальный (нейтральный) конфликт станет для данной личности патогенным, зависит от многих причин, основными из которых являются конкретная ситуация, реакция на конфликт и личностные особенности.

Специфическое взаимодействие актуального и базового конфликта описывается в позитивной психотерапии следующей моделью: способности, ценностные установки, концепции и готовность к конфликту усугубляют внешние события и эмоционально окрашивают их на фоне биологически-биографической данности.

Например, в паре «учтивость — прямота» учтивость означает способность быть внимательным, подчиняться, говорить: «Да» ценой интуитивного отказа и эмоциональной реакции страха; прямота как способность открыто выражать потребности, стоять за себя и утверждать себя определяет сопутствующий риск агрессии.

Это взаимодействие считается центральной «точкой включения», где решается дальнейшее направление переработки конфликта.

В этих событиях принимает участие весь организм, в особенности гормональная и вегетативная нервная система. Так могут возникать функциональные нарушения.

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Свойства темперамента к числу собственно-личностных качеств человека можно отнести только условно, они скорее составляют индивидные его особенности, так как в основном биологически обусловлены и являются врожденными. Тем не менее, темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, иногда определяет его поступки, его индивидуальность, поэтому полностью отделить темперамент от личности нельзя. Он выступает как бы связующим звеном между организмом, личностью и познавательными процессами.

И. Кант разделял темпераменты человека на два типа: темпераменты чувства и темпераменты деятельности. В целом же «можно установить только четыре простых темперамента: сангвинический, меланхолический, холерический, флегматический».

Сангвинический темперамент деятельности характеризует человека весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником, балагуром. Он быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем еще недавно его волновало и притягивало к себе. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником, все люди ему друзья. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет.

Меланхолический темперамент деятельности, свойствен человеку противоположному, в основном мрачного настроя. Такой человек обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придает большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Такой человек нередко бывает сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче обещаний. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать, весьма страдает от того, что не может выполнить данное обещание, даже в том случае, если его выполнение непосредственно от него самого мало зависит.

Холерический темперамент деятельности характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он «слишком горяч, несдержан». Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают и идут навстречу. Его движения порывисты, но не продолжительны.

Флегматический темперамент деятельности относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу.

Для определения типа темперамента в одном из исследований использовали личностный опросник психолога-экспериментатора Ганса Юргена Айзенка – это классическая методика, предложенная в 1963. Этот тест пользуется популярностью и в настоящее время – за счет своей простой инструкции, доступной обработки и возможности пройти онлайн в сети Интернет быстро и бесплатно.

Объектом исследования являлись пациенты ГБ РД ИЦГ больницы с гипертонической болезнью и ишемической болезнью сердца, а также здоровые люди- учащиеся 8 класса. Было исследовано по 20 респондентов из каждой категории в возрастном диапазоне от 47 до 71 лет и учащиеся 8 класса – 13 лет.

Исследование выявило, что гипертонической болезни и ишемической болезни сердца наиболее подвержены меланхолики и флегматики. Среди пациентов с гипертонической болезнью меланхолики составляют 50 %, флегматики 25%. ИБС подвержены 60% меланхоликов и 40 % флегматиков. Среди категории здоровые, флегматики составляют 9%. Хроническое перевозбуждение, вызванное постоянным стрессом, может способствовать ишемической болезни сердца (ИБС). Эта болезнь возникает, когда кровеносные сосуды, снабжающие мышцы сердца, сужены или закупорены (постепенно нарастающим плотным жировым веществом, называемым бляшкой), блокируя поступление в сердце питательных веществ и кислорода. Это вызывает боль, называемую стенокардией (грудной жабой), которая распространяется по грудной клетке и руке. Полное прекращение доступа кислорода к сердцу вызывает инфаркт миокарда — сердечный приступ. Распространенность инсульта связана с возрастом. С каждым десятилетием после достижения 55-летнего возраста количество инсультов удваивается.

Кардиологи утверждают, что у холериков ИБС развивается в молодости намного чаще, чем у флегматиков т.к. холерики наименее способны адаптироваться к стрессовой ситуации. Выраженное стремление к лидерству, повышенная активность, конфликтность, агрессивность, соперничество, несдержанность, тревожность, беспокойство — все эти эмоциональные состояния оказывают крайне неблагоприятное влияние на сердечно- сосудистую систему. Среди испытуемых холериков с диагнозом ИБС не оказалось, а гипертоники- холерики составили 12,5%. Исходя из статистики в кардиологии обычно из больных пациентов преобладают сангвиники и меланхолики. В данном случае наблюдается преобладание меланхоликов и флегматиков.

Ранние исследования, проведённые на гипертониках учёными-кардиологами подтвердили, что хронически подавляемые агрессивные импульсы, которые всегда связаны с тревогой, сильно влияют на уровень кровяного давления. Несмотря на то, что в группе больных были представлены самые разные типы личности, общим для всех больных свойством была их неспособность свободно выражать свои агрессивные импульсы. Иногда у таких больных случаются вспышки гнева, но в целом у них достаточно высокий самоконтроль, так что при поверхностном обследовании они производят впечатление хорошо приспособленных, зрелых людей.

По мнению специалистов, главную роль в судьбе и здоровье человека зачастую играет не столько его темперамент, сколько те или иные негативные эмоции, благодаря которым мы сами «создаем» себе болезнь.

В психологической литературе можно найти всевозможные варианты соотнесения двух понятий: характер и личность практически отождествляются, т. е. эти термины употребляются как синонимы; характер включается в личность и рассматривается как ее подструктура; наоборот, личность понимается как специфическая часть характера; личность и характер рассматриваются как «пересекающиеся» образования.

Избежать смешения понятий характера и личности можно, если придерживаться более узкого их толкования.

Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования.

Юнг утверждал, что каждый человек изначально ориентирован на восприятие либо внешних сторон жизни (внимание преимущественно направлено на объекты внешнего мира), либо внутренних (внимание преимущественно направлено на субъект). Такие способы осознания мира, себя и своей связи с миром он назвал установками человеческой психики, определил их как экстраверсию и интроверсию.

Экстраверт — открытый, прямой человек, всем понятный, активный и чрезвычайно общительный, имеющий много друзей и знакомых, он не любит одиночества, любит путешествовать, мало интересуется своим здоровьем, старается взять от жизни всё, что только возможно. Он, как правило, становится душой компании, любит рассказывать анекдоты, является инициатором различных вечеринок и встреч, в повседневной жизни ориентируется на обстоятельства, а не на субъективное мнение.

Интроверт — внутренне сосредоточенный, замкнутый мыслитель, обращённый внутрь, в себя, отгороженный от окружающего мира человек, тщательно анализирующий события, при этом подозревая в действиях других второй смысл, подтекст. У него мало друзей, т.к. сложно устанавливать новые контакты, одиночество ему ближе, он не привык менять свои привычки. Интроверт — мнительный человек с высокой степенью тревожности (Шкала Спилбергера-Ханина), он дорожит своим здоровьем, прислушиваясь к ощущениям в себе.

Однако можно выделить и людей- амбивовертов, у них есть в равной степени черты характера экстра — и интроверта.

В настоящее время нет общепринятой классификации типов характеров, очевидно, следует подходить к этому вопросу в какой-то степени условно, разграничивая людей по типам, темпераментам и другим особенностям.

Характер с естественнонаучной точки зрения является соединением черт типа нервной системы и жизненных впечатлений, отложившихся в виде определенных временных нервных связей в коре головного мозга.

Уравновешенность или неуравновешенность, сила или слабость, подвижность или инертность нервных процессов — определяет тон реакции человека, его поведение и деятельность.

Эмоциональная неустойчивость (или нейротизм) может прогрессировать от эмоциональной стабильности до состояния близкое к истерии либо неврозу. У невротической личности наблюдаются неадекватно сильные реакции по отношению к вызывающим их раздражителям.

Заключение.

В современной медицине раздел психосоматики представляют клинические, психологические, эпидемиологические и лабораторные исследования, которые освещают роль стресса в этиопатогенезе соматических заболеваний, связь патохарактерологических и поведенческих особенностей с чувствительностью или устойчивостью к определенным соматическим заболеваниям, зависимость реакции на болезнь (поведения в болезни) от типа личностного склада, влияние некоторых методов лечения (хирургические вмешательства, гемодиализ и т. п.) на психическое состояние.

Отношение к психосоматике как самостоятельной области медицины до сих пор весьма неоднозначно. Эта наука — очень плохо изученный мир явлений, вызывающих особый, исключительный интерес на протяжении длительного периода времени, потому что с незапамятных времен влияние нервной системы и личности человека на течение и развитие заболевания имело огромное значение. Развитие этого направления позволит повысить эффективность лечения путем рациональной организации лечебного процесса. Первые исследования в данном направлении дали обнадеживающие результаты. Но, к сожалению, работ в этой области крайне мало.

Выработка системы строго обоснованных практических профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий должна опираться на твердые знания сущности психосоматического заболевания, его причин, условий возникновения, влияния среды, индивидуальных черт личности на формирование клинической картины, течение и исход патологического процесса. Патология психической деятельности резко расстраивает наиболее полные и совершенные формы приспособления человека к среде и наиболее сложные формы отражения действительности.

Существует огромное количество факторов, способных вызвать психосоматическое заболевание. Одни из них хорошо известны, о характере других можно судить лишь по косвенным признакам. Развитие знаний в области этиологии психосоматических заболеваний — далеко не завершившийся процесс.

В данной работе было рассмотрено влияние типологических особенностей личности на развитие психосоматических патологий и было доказано, что способности, темперамент и характер могут играть ключевую роль в развитии заболевания.

Список использованной литературы.

Елисеев Ю.Ю. «Психосоматические заболевания». АСТ, 2003 г. – 311с.

Кулаков С.А. Практикум по психотерапии психосоматических расстройств. СПб.: Речь, 2007. — 294 с.

Сандомирский М.Е. Психосоматика и телесная психотерапия: Практическое руководство. – М.: Независимая фирма «Класс», 2005. – 592 с.

Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2007. – 583 с.

Золотова Т.Н. Психология стресса. – М.: Книголюб, 2008. – 192 с.

Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. – М.: Институт позитивной психотерапии, 2006. – 464 с.

Гринберг Дж. Управление стрессом – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 496 с.

Загидова Д.Д. Исследовательская работа «Взаимосвязь типа темперамента и проявления заболевания»

Другие статьи

  • Почему у кайли миноуг нет детей Кайли Миноуг: «Я смирилась с тем, что у меня не будет своих детей» Певица дала откровенное интервью, в котором рассказала о последствиях борьбы с раком В интервью с изданием The Sunday Times Magazine Кайли Миноуг откровенно рассказала о своих переживаниях по поводу […]
  • Гиоксизон мазь инструкция по применению для детей ГИОКСИЗОН (GIOXYSON) инструкция по применению Владелец регистрационного удостоверения: Активные вещества Лекарственная форма Форма выпуска, упаковка и состав Гиоксизон Мазь для наружного применения желтого цвета. Вспомогательные вещества: метилпарагидроксибензоат 0.2 […]
  • Можно ли детям q10 Кудесан Для детей - официальная инструкция по применению Содержание активных компонентов, мг в таблетке: убихинон (коэнзим Q10) — 7,5 витамин Е — 1,0 Рекомендован в качестве дополнительного источника убихинона (коэнзима Q10) и витамина Е для детей старше 3-х лет. […]
  • Сколько должен спать ребенок 6 лет Сон детей в возрасте с одного года до 13 лет Содержание статьи: Как и для каждого взрослого, для ребенка сон — это время, когда он может восстановить свои силы и насладиться сновидениями. Однако не все родители знают, сколько должен спать малыш в разном возрасте, […]
  • Лечение отита у детей аугментин Антибиотики при отите Обычно антибиотики не назначаются при умеренной боли в ухе, в случае, если боль продолжается меньше 48 часов, и при температуре меньше 39°С. Если врач порекомендовал прием антибиотиков в таких обстоятельствах, обсудите с доктором возможные плюсы […]
  • Почему ребёнок плохо спит в 4 месяца Почему ребенок 4-8 месяцев плохо засыпает: скачок в развитии В 4 месяца происходит одно из важнейших событий для формирования хорошего сна — мозг вашего ребенка созревает в достаточной мере для того, чтобы спать теперь по «взрослому» сценарию. Немного подробнее о […]